Лекция “Вспомнить всё: психология памяти”
Очень понятно и по сути был представлен (как в виде классной презентации, так и устно) огромный объем сложного материала очень высокого научного уровня по теме и немного больше. Лектор знает и умеет еще в стократ больше, стоит только задать вопрос. Для своей жизни взяла несколько советов в применение. 200% стоит идти!
Елена Зарипова
«Вспомнить всё: психология памяти»
Елена Зарипова
«Вспомнить всё: психология памяти»
Очень понятно и по сути был представлен (как в виде классной презентации, так и устно) огромный объем сложного материала очень высокого научного уровня по теме и немного больше. Лектор знает и умеет еще в стократ больше, стоит только задать вопрос. Для своей жизни взяла несколько советов в применение. 200% стоит идти!
Здравствуйте, приятно было слушать лекцию! Очень понравилась информация от замечательного лектора Полины Кривых о психологии памяти! Спасибо большое! Много было материала для воплощения его в жизнь и для применения в практике!
Ирина Липская
«Вспомнить всё: психология памяти»
Ирина Липская
«Вспомнить всё: психология памяти»
Здравствуйте, приятно было слушать лекцию! Очень понравилась информация от замечательного лектора Полины Кривых о психологии памяти!
Спасибо большое! Много было материала для воплощения его в жизнь и для применения в практике!
Прекрасная лекция и профессиональный лектор. Легкая в общении, отличный русский язык, глубокие познания в профессии. Полина заинтересовала всю аудиторию от детей до пожилых людей, ответила на все вопросы, доступным языком объяснила некоторые сложные вопросы работы мозга, приводила много примеров, предлагала тесты. Тот случай, когда однозначно можно рекомендовать идти на лекцию (и, наверное, на
Ирина Липская
«Вспомнить всё: психология памяти»
Ирина Липская
«Вспомнить всё: психология памяти»
Прекрасная лекция и профессиональный лектор. Легкая в общении, отличный русский язык, глубокие познания в профессии.
Полина заинтересовала всю аудиторию от детей до пожилых людей, ответила на все вопросы, доступным языком объяснила некоторые сложные вопросы работы мозга, приводила много примеров, предлагала тесты.
Тот случай, когда однозначно можно рекомендовать идти на лекцию (и, наверное, на другие темы этого психолога). Спасибо!
Очень интересная лекция! Этакий тизер о процессах запоминания мозга, который заинтересовывает и побуждает к дальнейшему изучению. Лектор очень доходчиво объясняла материал и отвечала абсолютно на все вопросы ответами, не оставляющих сомнений. Побуждала задавать вопросы, даже чересчур, ибо публика воспользовавшись этой возможностью сильно уводила от темы в сторону. Приходилась по несколько раз слуш
Олег К
«Вспомнить всё: психология памяти»
Олег К
«Вспомнить всё: психология памяти»
Очень интересная лекция! Этакий тизер о процессах запоминания мозга, который заинтересовывает и побуждает к дальнейшему изучению. Лектор очень доходчиво объясняла материал и отвечала абсолютно на все вопросы ответами, не оставляющих сомнений. Побуждала задавать вопросы, даже чересчур, ибо публика воспользовавшись этой возможностью сильно уводила от темы в сторону. Приходилась по несколько раз слушать одни и те же ответы и ждать, когда лекция двинется дальше.
Спасибо! Отличный материал, отличный лектор!
Александр Прошин
«Вспомнить всё: психология памяти»
Александр Прошин
«Вспомнить всё: психология памяти»
Спасибо! Отличный материал, отличный лектор!
Очень и интересно! Весь цикл по психологии от Полины — безумно интереесно слушать.
Артем Гладков
«Вспомнить всё: психология памяти»
Артем Гладков
«Вспомнить всё: психология памяти»
Очень и интересно! Весь цикл по психологии от Полины — безумно интереесно слушать. А главное, что все по делу и интерактивно!
Полину очень интересно слушать. Динамичный и компактный материал. Очень доступная подача. Обязательно пойду слушать лекцию на другую тему.
Анна Третьякова
«Вспомнить всё: психология памяти»
Анна Третьякова
«Вспомнить всё: психология памяти»
Полину очень интересно слушать. Динамичный и компактный материал. Очень доступная подача. Обязательно пойду слушать лекцию на другую тему.
При освоении новых языков всегда встает вопрос запоминания новых слов. Как расширить объем памяти, как ускорить процесс запоминания — в этих и многих других вопросах помогла разобраться данная лекция. Спасибо!
Анна Дорская
«Вспомнить всё: психология памяти»
Анна Дорская
«Вспомнить всё: психология памяти»
При освоении новых языков всегда встает вопрос запоминания новых слов. Как расширить объем памяти, как ускорить процесс запоминания — в этих и многих других вопросах помогла разобраться данная лекция. Спасибо!
Мне очень нравятся лекции Полины! Увлекательная подача материала, хороший язык, немного юмора и (несмотря на юный возраст) глубокий профессионализм. На лекции по памяти Полина рассказала о многих интересных личностях и фактах, которые немного приоткрывают тайны нашей памяти. Жду новых лекций Полины!
Voddoleychik Voddoleychik
«Вспомнить всё: психология памяти»
Voddoleychik Voddoleychik
«Вспомнить всё: психология памяти»
Мне очень нравятся лекции Полины! Увлекательная подача материала, хороший язык, немного юмора и (несмотря на юный возраст) глубокий профессионализм. На лекции по памяти Полина рассказала о многих интересных личностях и фактах, которые немного приоткрывают тайны нашей памяти. Жду новых лекций Полины!
Интересная лекция! Грамотный русский язык, умелая подача материала, готовность ответить на вопросы слушателей. Рекомендую!
Voddoleychik Voddoleychik
«Вспомнить всё: психология памяти»
Voddoleychik Voddoleychik
«Вспомнить всё: психология памяти»
Интересная лекция! Грамотный русский язык, умелая подача материала, готовность ответить на вопросы слушателей. Рекомендую!
Мне очень понравилась лекция Полины Кривых о памяти. Много полезной информации, живо, интересно и интерактивно. Полина — талантливый лектор, желаю ей всяческих успехов. С удовольствием приду на другие её лекции.
Наталия Кутахова
«Вспомнить всё: психология памяти»
Наталия Кутахова
«Вспомнить всё: психология памяти»
Мне очень понравилась лекция Полины Кривых о памяти. Много полезной информации, живо, интересно и интерактивно. Полина — талантливый лектор, желаю ей всяческих успехов. С удовольствием приду на другие её лекции.
Невероятно полезная лекция, которая интересна всем, без ограничения возраста. Великолепная, четкая, инетересная, живая подача материала.
Татьяна Павлычева
«Вспомнить всё: психология памяти»
Татьяна Павлычева
«Вспомнить всё: психология памяти»
Невероятно полезная лекция, которая интересна всем, без ограничения возраста. Великолепная, четкая, инетересная, живая подача материала. Вся информация остается в голове навсегда). Спасибо, всем рекомендую
Отличная лекция. Все доходчиво, интересно, полезно. Полина- талантлевийший лектор: даа часа пролетели незаметно, многое для себя открыла. Полина также дала направление для дальнейшего самостоятельного изучения вопросов памяти
Марина Преферансова
«Вспомнить всё: психология памяти»
Марина Преферансова
«Вспомнить всё: психология памяти»
Отличная лекция. Все доходчиво, интересно, полезно. Полина- талантлевийший лектор: даа часа пролетели незаметно, многое для себя открыла. Полина также дала направление для дальнейшего самостоятельного изучения вопросов памяти
Отличная лекция, Полина умница! Нам снова захотелось вернуться в академическую среду, настолько было приятно слушать человека, профессионально владеющего темой.
KSENIYA BABURINA
«Вспомнить всё: психология памяти»
KSENIYA BABURINA
«Вспомнить всё: психология памяти»
Отличная лекция, Полина умница! Нам снова захотелось вернуться в академическую среду, настолько было приятно слушать человека, профессионально владеющего темой.
Отличная лекция! Полина рассказывает увлекательно, понятно, с массой практических примеров. Один из лучших лекторов!
Алексей Бякин
«Вспомнить всё: психология памяти»
Алексей Бякин
«Вспомнить всё: психология памяти»
Отличная лекция! Полина рассказывает увлекательно, понятно, с массой практических примеров. Один из лучших лекторов!
Было интересно и познавательно, порой весело. Однозначно рекомендую всем, кто далек от медицины и психологии.
Светлана Васильева
«Вспомнить всё: психология памяти»
Светлана Васильева
«Вспомнить всё: психология памяти»
Было интересно и познавательно, порой весело. Однозначно рекомендую всем, кто далек от медицины и психологии.
Первое, что понравилось: в начале лекции объясняется, как будет проходить лекция, и какие есть правила. Информация структурирована, понятна, Полина рассказывает интересно, с юмором и отвечает на все вопросы. Теперь хочу прийти на лекции по мышлению и вниманию
Валерия Храброва
«Вспомнить всё: психология памяти»
Валерия Храброва
«Вспомнить всё: психология памяти»
Первое, что понравилось: в начале лекции объясняется, как будет проходить лекция, и какие есть правила. Информация структурирована, понятна, Полина рассказывает интересно, с юмором и отвечает на все вопросы. Теперь хочу прийти на лекции по мышлению и вниманию
Полина — отличный лектор! Очень понятно и доступно объясняет нелегкий материал, и всегда по делу. Посетили 2 лекции (про память и внимание) — обе очень понравились! Всем советую
Роман Рудь
«Вспомнить всё: психология памяти»
Роман Рудь
«Вспомнить всё: психология памяти»
Полина — отличный лектор! Очень понятно и доступно объясняет нелегкий материал, и всегда по делу. Посетили 2 лекции (про память и внимание) — обе очень понравились! Всем советую
Очень познавательно и интересно. Алина, спасибо!
Elena Shesternina
«Вспомнить всё: психология памяти»
Elena Shesternina
«Вспомнить всё: психология памяти»
Очень познавательно и интересно. Алина, спасибо!
Много полезной информации. Лектор очень высокого уровня. Два часа пролетели на одном дыхании.
Сергей Востриков
«Вспомнить всё: психология памяти»
Сергей Востриков
«Вспомнить всё: психология памяти»
Много полезной информации. Лектор очень высокого уровня. Два часа пролетели на одном дыхании.
За два часа Полина успевает рассказать очень многое, причем в очень открытой и смелой, интерактивной манере. Например, слушатели могут задавать вопросы непосредственно по ходу лекции, что позволяет не оставлять «Terra incognito» в текущем понимании материала. На мой взгляд, дан не только хороший обзор тем, связанных с памятью, но и активирован интерес к смежным вопросам (вниманию, когнитивным
Игорь Калинин
«Вспомнить всё: психология памяти»
Игорь Калинин
«Вспомнить всё: психология памяти»
За два часа Полина успевает рассказать очень многое, причем в очень открытой и смелой, интерактивной манере. Например, слушатели могут задавать вопросы
непосредственно по ходу лекции, что позволяет не оставлять «Terra incognito» в текущем понимании материала. На мой взгляд, дан не только хороший обзор тем, связанных с памятью, но и активирован интерес к смежным вопросам (вниманию, когнитивным способностям, социальной психологии). Рекомендую к посещению.
Лекция интересная, познавательная, мотивирует дальше узнавать по теме. Поразила лектор Полина, профессиональная подача материала, отличная структуризация и юмор. Лекцию советую.
Анна Медведева
«Вспомнить всё: психология памяти»
Анна Медведева
«Вспомнить всё: психология памяти»
Лекция интересная, познавательная, мотивирует дальше узнавать по теме. Поразила лектор Полина, профессиональная подача материала, отличная структуризация и юмор. Лекцию советую.
Как всегда, лекция Полины Кривых вне конкуренции – живо, познавательно, интерактивно и со знанием дела. Очень понравилось!
Ната Путрова
«Вспомнить всё: психология памяти»
Ната Путрова
«Вспомнить всё: психология памяти»
Как всегда, лекция Полины Кривых вне конкуренции – живо, познавательно, интерактивно и со знанием дела. Очень понравилось!
Очень интересная и познавательная лекция. И спасибо за книжку с автографом:))
Ольга Ковалева
«Вспомнить всё: психология памяти»
Ольга Ковалева
«Вспомнить всё: психология памяти»
Очень интересная и познавательная лекция. И спасибо за книжку с автографом:))
Очень интересно и познавательно, хороший темп лекции и подача материала. Немного не хватило практических советов.
Nikita Kasatov
«Вспомнить всё: психология памяти»
Nikita Kasatov
«Вспомнить всё: психология памяти»
Очень интересно и познавательно, хороший темп лекции и подача материала. Немного не хватило практических советов.
Невероятно интересная и познавательная лекция! Обязательно посещу другие лекции Полины, а эту буду рекомендовать друзьям и коллегам!
Светлана Волкова
«Вспомнить всё: психология памяти»
Светлана Волкова
«Вспомнить всё: психология памяти»
Невероятно интересная и познавательная лекция! Обязательно посещу другие лекции Полины, а эту буду рекомендовать друзьям и коллегам!
Была первый раз на лекции, очень понравилось! Приду ещё раз.
Мария Катерова
«Вспомнить всё: психология памяти»
Мария Катерова
«Вспомнить всё: психология памяти»
Была первый раз на лекции, очень понравилось! Приду ещё раз.
Для тех кто раздумывает «идти — не идти»?! Идите! Вы не пожалеете, лектор хорош всем тем, что делает лекцию легкой, интересной и запоминающейся! И это, я вам скажу, не мало важно — исходя из самой темы лекции 🙂 Харизма, скромность и отличное владение залом сделали лекцию праздником!
Людмила Бородянская
«Вспомнить всё: психология памяти»
Людмила Бородянская
«Вспомнить всё: психология памяти»
Для тех кто раздумывает «идти — не идти»?! Идите! Вы не пожалеете, лектор хорош всем тем, что делает лекцию легкой, интересной и запоминающейся! И это, я вам скажу, не мало важно — исходя из самой темы лекции 🙂 Харизма, скромность и отличное владение залом сделали лекцию праздником!
Уже второй раз на лекции Полины и могу сказать, что она очень великолепный лектор- понятное обьяснение и внимание к каждому задаваемому вопросу. Интересные темы, профессионализм и живое общение с аудиторией — причины, по которым я с удовольствием хожу на лекции Полины и всем рекомендую!
Екатерина Алексеева
«Вспомнить всё: психология памяти»
Екатерина Алексеева
«Вспомнить всё: психология памяти»
Уже второй раз на лекции Полины и могу сказать, что она очень великолепный лектор- понятное обьяснение и внимание к каждому задаваемому вопросу. Интересные темы, профессионализм и живое общение с аудиторией — причины, по которым я с удовольствием хожу на лекции Полины и всем рекомендую!
Очень понравилось: максимально информативно, полезно, но при этом рассказано понятно, интересно и харизматично. Буду ещё ходить на лекции Полины.
Maria Ivanova
«Вспомнить всё: психология памяти»
Maria Ivanova
«Вспомнить всё: психология памяти»
Очень понравилось: максимально информативно, полезно, но при этом рассказано понятно, интересно и харизматично. Буду ещё ходить на лекции Полины.
Посетила первый раз Лекторий, перед посещением так же ознакомилась с отзывами по данной лекцией. И с большинством согласна , отличный лектор Полина , живая интересная лекция . Материал был преподнесён с юмором и легко для любого слушателя. Рекомендую.
Полина Шарикова
«Вспомнить всё: психология памяти»
Полина Шарикова
«Вспомнить всё: психология памяти»
Посетила первый раз Лекторий, перед посещением так же ознакомилась с отзывами по данной лекцией. И с большинством согласна , отличный лектор Полина , живая интересная лекция . Материал был преподнесён с юмором и легко для любого слушателя. Рекомендую.
Лектор потрясающая совершенно: рассказывает простым языком довольно сложные вещи. Чудесный юмор, очень глубокое знание темы, прекрасная работа с аудиторией
Юлия Рукосуева
«Вспомнить всё: психология памяти»
Юлия Рукосуева
«Вспомнить всё: психология памяти»
Лектор потрясающая совершенно: рассказывает простым языком довольно сложные вещи. Чудесный юмор, очень глубокое знание темы, прекрасная работа с аудиторией
Психология памяти в эпоху смены жизненных циклов культуры //Психологическая газета
Настоящая работа посвящена изучению специфики памяти в условиях смены жизненных циклов культуры. Рассматриваются культурные процессы в условиях перехода, а также общепсихологическая специфика памяти, конкретизируется необходимость обращения к исторической памяти и ее деструкция в условиях постсовременного общества.
Современный или, точнее, постсовременный человек существует в условиях информационного постсовременного общества.
Понятие «постсовременный» трактуется нами как состояние выпадения человека из современности в силу нарастающих в глобализующемся обществе структуральных разрывов, пустот и сдвигов. Всякий структуральный разрыв и смещение означает движение в сторону открытого, неосвоенного, неопределённого, непронумерованного культурой состояния и потому всегда по сути провокационного и пограничного. Существует мнение, что постсовременная эпоха ничего не может сделать с сознанием, потому что она еще не наступила, а мы живем в современную эпоху. Да, присутствие человека, так или иначе, всегда позиционируется здесь и сейчас, т.е. в мире современном. Однако то, что человек «привязан» к современному, вовсе не означает, что сознание индивидуума также пребывает в состоянии «здесь и сейчас». Оно может быть охвачено воспоминаниями прошлого, захвачено образами будущего, терзаемое неопределённостью настоящего. В ситуации структуральных сдвигов и трансграничных переходов «вневременность» сознания усиливается — оно как бы «выпадает» из своего времени в связи с нарастающим распадом (расщеплением) современности. Наступает состояние, которое и обозначается термином «постсовременность». В этом видится очевидная когнитивная значимость концепта «постсовременность» в анализе коммуникативной практики и социодинамики культуры [5].
Вместе с тем, в настоящее время недостаточно разработано теоретическое осмысление влияния опосредованной коммуникации на культуру и сознание в синдромах постсовременности.
Динамика социокультурных изменений предопределяется коммуникативными сдвигами внутри социальной системы. Эти сдвиги выступают в качестве самостоятельных факторов, влияющих на характер взаимодействия, интенции управления и коммуникативную практику. Любой коммуникативный акт в пространстве культуры не только отражает социальный статус индивидуума, но и структурирует формат и параметры межличностных отношений в социуме. Конфигурация этих позиций и связей, в свою очередь, определяет специфику и возможности идентификационного процесса. Структура коммуникативного действия тесно связана с разделением ролей и диверсификацией позиций и статусов в культурном маневрировании социальных субъектов, нацеленных на преодоление своей лимитированной функциональности через интерактивный обмен и консолидацию (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Э. Гидденс, Ю. Хабермас).
Память является одним из основных психических процессов, составляющих содержание нашего сознания. Наиболее распространенная дефиниция данной категории научного познания раскрывает память как процесс получения, хранения, переработки и воспроизведения информации. Каждый из этих процессов имеет свои собственные закономерности и служит предметом отдельного научного анализа.
К основным фактам относят определение числа единиц, с которыми человек имеет дело при восприятии окружающей действительности: 9 единиц информации. Согласно современным представлениям, первоначально человек встречается со всем множеством стимулов окружающего мира. Затем практически мгновенно (0,22-0,25 сек) происходит выделение 9-ти основных элементов, которые в дальнейшем становятся доступны обработке сознанию, его высшим когнитивным механизмам [7].
Изучение точности восприятия, запоминания, запечатления информации показало преимущество мгновенного «иконического» вида памяти по сравнению с высшими когнитивными механизмами, отличающимися сложной обработкой информации, в результате которой вероятность ошибки также возрастает. В этой связи когнитивные психологи склонны говорить о том, что «в коротком мгновении раскрывается бесконечность», а наиболее точным видом памяти является мгновенная сенсорная иконическая и эхоическая память.
К настоящему времени принято говорить о нескольких основных видах памяти, которые отличаются между собой, прежде всего, по длительности, а затем по специфике обработки информации:
- сенсорная (иконическая, эхоическая) память представляет собой мгновенный сенсорный отпечаток информации. Ее длительность мгновенна (0,22-0,25 сек) и дает наиболее точную информацию для воспринимающего субъекта;
- кратковременная (оперативная) память хранит следы, связанные с актуальной рабочей ситуацией или недавно произошедшими событиями. Она может быть выражена в большей или меньшей степени у различных субъектов. Информация в дальнейшем забываетcя либо происходит ее переход в следующий вид памяти;
- долговременная память не имеет ограничений по времени хранения информации. В нее попадают наиболее значимые события, а также профессионально важная информация. Именно этот вид памяти может быть сохранным на протяжении всей жизни, притом что другие виды памяти, прежде всего — кратковременная, в большей степени подвержены влиянию возрастных и травматических факторов [7].
Если типология памяти более характерна для отечественной психологической науки, то рассмотрение памяти как процесса характерно для западных психологов, прежде всего, такого направления психологической науки, как когнитивная психология.
Наиболее распространенная схема понимания памяти предполагает, что в какой-то момент человек встречается непосредственно со всей Вселенной во всем многообразии ее проявлений, точнее — стимулов, которые представляют собой то, что имеет психологическое значение для человека. Этот процесс происходит мгновенно и выражается в первичной обработке информации. Последняя, после этого процесса, передается в следующий фильтр (в зависимости от теоретических построений их может быть от двух до шести), в котором информация подвергается более углубленной обработке и включению в «смысловое» когнитивное поле субъекта. Обработанная информация после всех фильтров поступает наконец в когнитивное хранилище, которое является аналогом долговременной памяти. Когнитивное хранилище представляет собой систему, оказывающую влияние на поведение человека. Более того, с помощью системы обратной связи она связана с первым фильтром. Таким образом, отдельный человек (точнее — «когнитивная система») находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой, постоянно расширяя свою когнитивную систему. Проблема состоит в том, что с течением времени утрачивается способность различать новый опыт, а в силу развития когнитивной системы все новое идентифицируется как определенные лекала, хранящиеся в когнитивном хранилище. Происходит самодетерминация опыта и в этой связи говорят о «подтверждении когнитивных гипотез». Человек утрачивает постепенно способность воспринимать непосредственно, эйдетически новый опыт, теперь он все время соотносит его с той информацией, которая прошла фильтр и стала основной его личной когнитивной системы. Последняя со временем чаще всего становится все более консервативной и самодетерминирующейся [7].
В проведенном нами исследовании [2] были получены результаты, свидетельствующие о специфике исторической памяти, ее избирательности. С помощью метода опроса были выявлены следующие закономерности исторической памяти постсовременной молодежи:
- в исторической памяти современной молодежи по значимости и запоминанию доминирует советский период, прежде всего — Великая Отечественная война;
- как наиболее сложный для припоминания и процесса воспроизведения оценивается период Империи в истории России;
- среднее число единиц исторической памяти составляет 3–4 единицы;
- самым популярным историческим персонажем оказался Петр I. Среди самых популярных персонажей также Сталин, Путин, Ленин и Екатерина II;
- главными источниками исторической памяти являются школьный курс истории и телевидение [2].
В рамках философского анализа в проблеме культуры подчеркивается, прежде всего, ее ценностный компонент. Любая культура содержит определенный круг ценностей, разделяемых индивидами, являющимися ее представителями. В соответствии с этими ценностями выстраивается социальная и психологическая жизнь людей, определяются нормы, регулирующие их поведение. Средством реализации этих норм выступают психологические групповые механизмы. Однако философское осмысление культурных явлений затрагивает в основном общие их характеристики, в то время как механизмы влияния культуры на индивида в больших и малых группах изучаются главным образом в рамках социальной психологии.
Рассмотрим психологию памяти в эпоху смены жизненных циклов культуры. Дело в том, что кризисное общество выражает двойной разрыв в формах интеграции — социальный (структура) и культурный (ценности). Социальный разрыв проявляется в деформации структуральных связей и отношений субъектов социума и сопровождается стиранием различий в статусах индивидуумов и групп, потерей идентичности и ломкой институционально-регламентирующих механизмов управления и контроля. Культурный разрыв отмечается в тех случаях, когда общество переживает духовно-нравственные потрясения, девальвацию ценностей, рост дезинтеграции и дефициентности (недостаточности) культуропорядка и смену мировоззренческих парадигм развития. Эти разрывы обусловливают динамику перемен и механизмы адаптации общества и являются движущей силой социокультурных преобразований [4].
В недрах конфликтующего общества, как правило, на этапе его транзитивной реорганизации формируются два мира отношений. «Потребность человека жить в мире, которому он может придать некоторую значимость и главный смысл которого он мог бы понять, — пишет К. Гирц, — часто расходится с действующей одновременно потребностью сохранить функционирование социального организма» [6, c.199].
Основным средством достижения идентичности и обретения смысла жизни личности как в традиционном обществе, так и в индустриальном обществе служило приобщение к традиционным ценностям. Однако в современном мире происходят процессы «технологической экспансии», влекущие за собой переоценку ценностей и идеалов, принятых в традиционном обществе. На смену традиционализму приходит постсовременная эпоха, которая диктует новые векторы развития человечества [1–5 и др.].
Возникает новый тип общества — постиндустриальный, в котором господствующее положение занимает информационная культура, по своим характеристикам принципиально отличающаяся от смеховой и официальной типов культур. Для нее характерен английский язык, который служит прообразом единого мирового языка, а также различные нарративы, которые в информационной среде заменяют традиционно выделяемые субъект-объектные отношения. Информационная культура предполагает существование иной, не «объективной», а виртуальной реальности. В отличие от прошлых культур, построенных на прочной материальной или духовной почве, информационная культура основывается на всеобщей текстуализации и нарративизации как мира, так и отдельного персонажа. Сейчас информационная культура стремится занять доминирующие позиции в мировом культурном пространстве.
В современной социальной психологии более распространенным является акцент не на функциональный, а на нормативный подход к пониманию культуры. Культура в этом русле рассматривается преимущественно как система определенного рода образцов, с которыми человек соотносит свои действия, понимаемые в широком смысле не только как поведенческие реакции, но и шаблоны чувствования, мышления, восприятия действительности. Сущность культуры в социально-психологическом плане — в реализации функции социального контроля над своими субъектами, в качестве которых могут выступать как отдельные индивиды, малые или большие группы, так и социальное сообщество в целом. Культура предоставляет каждому индивиду в распоряжение определенное описание мира, с которым человек соотносит свой опыт, оценивает поведение других людей и свое собственное. Мы считаем, что такой подход к пониманию сущности культуры не противоречит другим ее концепциям, а их отличие лежит исключительно в области расстановки акцентов при комплексном рассмотрении всей проблемы.
Информационная культура отличается от других типов культур онтологически: она представлена в виде определенного текста — информации, которая постоянно превращается в знание, имеющее субъективный характер. В ней происходит взаимопроникновение и слияние «высокой» и «низкой» культуры, размываются традиционные ценности. Информационная культура предъявляет новые требования к психике индивидуумов.
Информационная культура предъявляет особые требования к психике человека: владение компьютерными технологиями и навыки работы с разного рода информацией. Она дает огромные возможности конструирования идентичности, что одновременно может порождать ряд психологических проблем. Сложность конструирования идентичности связана с размыванием традиционных ценностей и границ социальных групп, что затрудняет процесс социальной категоризации. Информационное пространство также может оказывать негативное влияние, связанное с возможными психическими нарушениями из-за информационной перегрузки, с возрастанием стереотипизации в межличностном и межгрупповом общении, а также с увеличением влияния СМИ и Интернета на индивидуальное, групповое и общественное сознание.
Информационная культура представляет собой семиотическую систему, которая «кодирует» все явления в определенную смысловую систему [1].
Современная культура имеет гетерогенный характер, а основные позиции занимает информационная культура. Культура представляет собой свод «правил игры», то есть норм и ценностей, позволяющих осуществить процесс конструирования психосоциальной идентичности.
Происходит подмена истинных ценностей ложными ценностями. Телевидение, СМИ навязывают стереотипы о том, что человек стоит столько, сколько он зарабатывает, что каждый человек должен жить для себя и считаться только с собой, понижается значение семьи и т.д. Человек, принимающий ложные ценности, чувствует себя несчастным, так как это отделяет его от экзистенции, от обретения смысла жизни. Диктат ценности материальной жизни над другими духовными ценностями приводит к тому, что человек отказывается от своего призвания, профессионального предназначения, не реализует имеющийся у него талант в пользу зарабатывания денег [3].
Следовательно, в информационном постсовременном обществе человек находится в ситуации повышенной энтропии, обусловливающей высокую социальную напряженность и стресс. И личность, и общество находятся в ситуации множества вызовов, ранее неизвестных задач. Меняется система регуляции, она ослабляется и перестает быть единой.
Историческая память утрачивается в условиях информационного переизбытка, перетолковывания прошлого. С точки зрения психологии, память обеспечивает ориентировочную основу действий, помогает построить картину окружающей реальности, облегчает синтезирование имеющихся навыков и умений. Вместе с тем, память является условием, обеспечивающим конструирование персональной и психосоциальной идентичности, достижение целостности личности, целостности интеграции. В условиях глобализма, информационной культуры, при смене жизненных циклов культуры значение исторической памяти привязывается к новым условиям общественно экономической формации и культуры, перетолковывается или утрачивается.
Для нас важным положением является представление о том, что память выступает источником самосознания и укрепления идентичности. В условиях размывания культурных ценностей и норм утрачивается значение исторической памяти. На форуме, посвященном духовным ценностям современного общества и современной молодежи, известные отечественные психологи М.К. Кабардов и А.К. Осницкий высказали тезис о том, что у современной молодежи утрачивается память. Речь идет не только об исторической памяти, имеющей свою спецификацию, но о памяти вообще. Память обеспечивает прозрачность и структурную последовательность личной истории. Культурная нетождественность и культурная неопределенность коррелируют с личностной нестабильностью и утратой привычных критериев самоидентификации и понимания.
Таким образом, в условиях смены жизненных циклов культуры переписывается и утрачивается историческая память. В условиях существования человека в постсовременном информационном обществе утрачивается память как источник личностной интеграции и стабильности культурных ценностей. Смена жизненных циклов культуры в условиях информационного общества и мультикультурализма приводит к утрате памяти как культурного и психологического феномена.
- Белкин, А.И. Настенные надписи Самары / А.И. Белкин. — Самара: СНЦ РАН, 2008. — 432 с.
- Белкин, А.И. Образы исторической памяти революции в современной молодежной культуре / А.И. Белкин // Память о прошлом 2017: материалы и доклады 6 историко-архивного форума, посвящ. 100-летию революции 1917 г. в России / сост. О.Н. Солдатова, Г.С. Пашковская. — Самара, 2017. — С.558-562.
- Белкин, А.И. Психология коммуникативной практики в условиях культурной неопределенности и хаоса / А.И. Белкин // Креативная экономика и социальные инновации. — 2015. — №2 (11). — С.62-68.
- Белкин, А.И. К вопросу о ритуале в дискурсе культурологического и социально-психологического знания / А.И. Белкин, В.И. Ионесов // Аспирантский Вестник Поволжья. — 2016. — №7-8. — С. 47-51.
- Белкин, А.И. Коммуникация в контексте сознания и социодинамики культуры / А.И. Белкин, В.И. Ионесов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования. Психология развития». — 2016. — Т.5, вып. 4(20). — С.315-322.
- Гирц, К. Интерпретация культур / К. Гирц. — Москва: РОССПЭН, 2004.
- Солсо, Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. — Санкт-Петербург: Питер, 2002. — 592 с.
Источник: Белкин А.И. Психология памяти в эпоху смены жизненных циклов культуры // Национальное культурное наследие России: региональный аспект. VI Всероссийская научно-практическая конференция в рамках VII Всероссийского конкурса-фестиваля исполнителей и балетмейстеров народного танца имени Геннадия Власенко. 2018. С. 98–108.
Кодирование памяти | Введение в психологию
Наша память выполняет три основные функции: кодирование, хранение и извлечение информации. Кодирование — это процесс поступления информации в нашу систему памяти посредством автоматической или требующей усилий обработки. Хранение — это удержание информации, а извлечение — это акт извлечения информации из хранилища в сознательное осознание посредством припоминания, узнавания и повторного обучения. Существуют различные модели, призванные объяснить, как мы используем нашу память. В этом разделе вы узнаете о некоторых из этих моделей, а также о важности припоминания, узнавания и повторного обучения.
Память — это система обработки информации; поэтому мы часто сравниваем его с компьютером. Память — это набор процессов, используемых для кодирования, хранения и извлечения информации в течение различных периодов времени.
Рисунок 1 . Кодирование включает в себя ввод информации в систему памяти. Хранение – это сохранение закодированной информации. Извлечение, или извлечение информации из памяти и обратно в осознание, — это третья функция.
Видео 1. Системы памяти предлагает обзор трех систем памяти и процесса кодирования, прочной и извлечения воспоминаний.
Мы получаем информацию в наш мозг посредством процесса, называемого кодированием , который является вводом информации в систему памяти. Как только мы получаем сенсорную информацию из окружающей среды, наш мозг маркирует или кодирует ее. Мы организуем информацию с другой подобной информацией и связываем новые понятия с существующими понятиями. Кодирование информации происходит посредством автоматической обработки и обработки, требующей усилий. Если кто-то спросит вас, что вы ели сегодня на обед, скорее всего, вы легко вспомните эту информацию. Это известно как автоматическая обработка или кодирование деталей, таких как время, пространство, частота и значение слов. Автоматическая обработка обычно выполняется без какого-либо сознательного осознания. Вспомнить, когда вы в последний раз готовились к тесту, — еще один пример автоматической обработки. Но как насчет фактического тестового материала, который вы изучали? Вероятно, вам потребовалось много работы и внимания, чтобы закодировать эту информацию. Это известно как трудоемкая обработка (рис. 2).Рисунок 2 . Когда вы впервые осваиваете новые навыки, такие как вождение автомобиля, вам приходится прилагать усилия и внимание, чтобы кодировать информацию о том, как завести машину, как тормозить, как вести себя в повороте и так далее. Как только вы научитесь водить машину, вы сможете автоматически кодировать дополнительную информацию об этом навыке. (кредит: Роберт Коуз-Бейкер)
Каковы наиболее эффективные способы обеспечения надежного кодирования важных воспоминаний? Даже простое предложение легче вспомнить, когда оно осмысленно (Андерсон, 19 лет).84). Прочитайте следующие предложения (Bransford & McCarrell, 1974), затем отведите взгляд и сосчитайте в обратном порядке от 30 по три до нуля, а затем попытайтесь записать предложения (не заглядывая назад на эту страницу!).
- Ноты были кислыми, потому что швы разошлись.
- Путешествие задержалось не потому, что бутылка разбилась.
- Стог сена был важен, потому что ткань порвалась.
Насколько хорошо вы справились? Сами по себе утверждения, которые вы записали, скорее всего, сбивали вас с толку и вам было трудно их вспомнить. Теперь попробуйте написать их снова, используя следующие подсказки: волынка, крещение корабля (разбить бутылку о нос корабля — символ удачи) и парашютист. Затем сосчитайте в обратном порядке от 40 до четырех, а затем проверьте себя, насколько хорошо вы запомнили предложения на этот раз. Вы можете видеть, что предложения теперь намного лучше запоминаются, потому что каждое из предложений было помещено в контекст. Материал намного лучше кодируется, когда вы делаете его осмысленным.
Попробуйте
Существует три типа кодирования. Кодирование слов и их значения известно как семантическое кодирование . Впервые это было продемонстрировано Уильямом Боусфилдом (1935) в эксперименте, в котором он просил людей запоминать слова. 60 слов были фактически разделены на 4 категории значения, хотя участники не знали об этом, потому что слова были представлены случайным образом. Когда их просили запомнить слова, они, как правило, вспоминали их по категориям, показывая, что обращали внимание на значения слов по мере их заучивания.
Визуальное кодирование — кодирование изображений, а акустическое кодирование — кодирование звуков, в частности слов. Чтобы увидеть, как работает визуальное кодирование, прочитайте этот список слов: машина, уровень, собака, правда, книга, значение . Если бы вас позже попросили вспомнить слова из этого списка, как вы думаете, какие из них вы, скорее всего, запомнили бы? Вам, вероятно, будет легче вспоминать слова машина, собака, и книга , и труднее вспоминать слова уровень, правда, и значение . Почему это? Потому что вы можете вспоминать образы (ментальные картинки) легче, чем одни только слова. Когда вы читаете слова , машина, собака, и , книга , вы создаете в уме образы этих вещей. Это конкретные, образные слова. С другой стороны, абстрактные слова, такие как уровень , правда, и значение , являются малообразными словами. Образные слова кодируются как визуально, так и семантически (Paivio, 1986), что укрепляет память.
Теперь обратимся к акустическому кодированию. Вы едете в своей машине и по радио звучит песня, которую вы не слышали как минимум 10 лет, но вы подпеваете, вспоминая каждое слово. В Соединенных Штатах дети часто изучают алфавит с помощью песен и узнают количество дней в каждом месяце с помощью стишков: « Тридцать дней в сентябре / апреле, июне и ноябре; / У всех остальных тридцать один, / За исключением февраля, с двадцатью восемью ясными днями, / И двадцать девять в каждом високосном году». Эти уроки легко запомнить благодаря акустическому кодированию. Мы кодируем звуки, которые издают слова. Это одна из причин, почему многое из того, чему мы учим маленьких детей, делается с помощью песен, рифм и ритма.
Как вы думаете, какой из трех типов кодирования лучше всего запоминает словесную информацию? Несколько лет назад психологи Фергус Крейк и Эндел Талвинг (1975) провели серию экспериментов, чтобы выяснить это. Участникам были даны слова вместе с вопросами о них. Вопросы требовали от участников обработки слов на одном из трех уровней. Вопросы визуальной обработки включали такие вещи, как вопросы о шрифте букв. Вопросы акустической обработки спрашивали участников о звучании или рифмовке слов, а вопросы семантической обработки спрашивали участников о значении слов. После того, как участникам были представлены слова и вопросы, им было предложено неожиданное задание на припоминание или распознавание.
Слова, которые были закодированы семантически, запоминались лучше, чем слова, закодированные визуально или акустически. Семантическое кодирование предполагает более глубокий уровень обработки, чем более поверхностное визуальное или акустическое кодирование. Крейк и Талвинг пришли к выводу, что лучше всего мы обрабатываем вербальную информацию посредством семантического кодирования, особенно если мы применяем так называемый эффект самореференции. Эффект самореференции — это склонность человека лучше запоминать информацию, относящуюся к нему самому, по сравнению с материалом, имеющим меньшее личное значение (Rogers, Kuiper & Kirker, 19).77). Может ли семантическое кодирование быть полезным для вас, когда вы пытаетесь запомнить концепции этого модуля?
Видео 1. Стратегии кодирования.
Перекодирование
Процесс кодирования избирательный, и в сложных ситуациях замечаются и кодируются относительно немногие из многих возможных деталей. Процесс кодирования всегда включает в себя перекодирование , то есть извлечение информации из той формы, в которой она была доставлена нам, а затем преобразование ее таким образом, чтобы мы могли ее понять. Например, вы можете попытаться запомнить цвета радуги, используя аббревиатуру ROY G BIV (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, индиго, фиолетовый). Процесс перекодирования цветов в название может помочь нам запомнить. Однако перекодирование также может привести к ошибкам — если мы случайно добавим информацию во время кодирования, то помните, что новый материал , как если бы он был частью реального опыта (как обсуждается ниже).
Рисунок 3 . Хотя это требует больше усилий, использование изображений и ассоциаций может улучшить процесс перекодирования. [Изображение: Лео Рейнольдс]
Психологи изучили множество стратегий перекодирования, которые можно использовать во время учебы для улучшения запоминания. Во-первых, исследования советуют во время обучения думать о значении событий (Craik & Lockhart, 1972) и пытаться связать новые события с уже известной нам информацией. Это помогает нам формировать ассоциации, которые мы можем использовать для извлечения информации позже. Во-вторых, воображение событий также делает их более запоминающимися; создание ярких образов из информации (даже вербальной) может значительно улучшить последующее припоминание (Bower & Reitman, 19).72). Создание образов – это часть техники, которую Саймон Рейнхард использует для запоминания огромного количества цифр, но мы все можем использовать изображения для более эффективного кодирования информации. Основная концепция хороших стратегий кодирования состоит в том, чтобы формировать отличительные воспоминания (те, которые выделяются) и формировать связи или ассоциации между воспоминаниями, чтобы облегчить последующее извлечение (Hunt & McDaniel, 1993). Использование стратегий обучения, таких как описанные здесь, является сложной задачей, но усилия стоят того, чтобы получить преимущества расширенного обучения и удержания.
Ранее мы подчеркивали, что кодирование избирательно: люди не могут кодировать всю информацию, с которой они сталкиваются. Однако перекодирование может добавить информацию, которую даже не видели и не слышали на начальном этапе кодирования. Некоторые процессы перекодирования, такие как формирование ассоциаций между воспоминаниями, могут происходить без нашего ведома. Это одна из причин, по которой люди иногда могут помнить события, которых на самом деле не было, потому что в процессе записи к ним добавляются детали. Одним из распространенных способов вызвать ложные воспоминания в лаборатории является использование метода списка слов (Deese, 19).59; Редигер и Макдермотт, 1995). Участники слушают списки из 15 слов, таких как дверь, стекло, панель, тень, выступ, подоконник, дом, открыть, занавес, рама, вид, ветерок, створка, экран и ставни. Позже участникам предлагается тест, в котором им показывают список слов и просят выбрать те, которые они слышали ранее. Этот второй список содержит некоторые слова из первого списка (например, дверь, стекло, рама) и некоторые слова, не входящие в список (например, рука, телефон, бутылка). В этом примере одним из слов в тесте является «окно», которое, что важно, не появляется в первом списке, но связано с другими словами в этом списке. Когда испытуемые были протестированы, они достаточно точно называли изучаемые слова (дверь и т. д.), узнавая их в 72% случаев. Однако, когда окно было на тесте, они ошибочно распознавали его как находящееся в списке в 84% случаев (Stadler, Roediger, & McDermott, 19).99). То же самое произошло и со многими другими списками, которые использовали авторы. Это явление называется эффектом DRM (от Deese-Roediger-McDermott). Одним из объяснений таких результатов является то, что, когда учащиеся слушали элементы в списке, слова побуждали их думать об окне, хотя окно никогда не было представлено. Таким образом, кажется, что люди кодируют события, которые на самом деле не являются частью их опыта.
Поскольку люди являются творческими, мы всегда выходим за рамки информации, которую нам дают: мы автоматически создаем ассоциации и делаем на их основе выводы о том, что происходит. Но, как и в случае с путаницей словесных ассоциаций, описанной выше, иногда мы создаем ложные воспоминания из наших выводов — вспоминая сами выводы, как если бы они были реальным опытом. Чтобы проиллюстрировать это, Брюэр (1977) дал людям запомнить предложения, которые были разработаны, чтобы вызвать прагматических умозаключений . Выводы, как правило, относятся к случаям, когда что-то не указано явно, но мы все же можем угадать нераскрытое намерение. Например, если ваша подруга сказала вам, что не хочет идти куда-нибудь поесть, вы можете сделать вывод, что у нее нет денег, чтобы пойти куда-нибудь, или что она слишком устала. С прагматичными выводами обычно есть один конкретный вывод, который вы, вероятно, сделаете. Рассмотрим утверждение Брюэра (1977) давала своим участникам: «Чемпионка по карате ударилась о шлакоблок». Услышав или увидев это предложение, участники, прошедшие тест на память, как правило, запоминали это утверждение как «Чемпион по карате сломал шлакоблок». Это запомненное утверждение не обязательно является логическим выводом (т. е. вполне разумно, что чемпион по карате может ударить шлакоблок, не сломав его). Тем не менее прагматический вывод из такого предложения состоит в том, что блок, скорее всего, был сломан. Участники запомнили этот вывод, сделанный ими во время прослушивания предложения, вместо фактических слов, которые были в предложении (см. также McDermott & Chan, 2006).
Кодирование — первоначальная регистрация информации — имеет важное значение в процессе обучения и запоминания. Если событие не закодировано каким-либо образом, оно не будет успешно запомнено позже. Однако только потому, что событие закодировано (даже если оно закодировано хорошо), нет никакой гарантии, что его вспомнят позже.
Попробуйте
Глоссарий
акустическое кодирование: ввод звуков, слов и музыки
автоматическая обработка: кодирование информационных деталей, таких как время, пространство, частота и значение слов
трудоемкая обработка: кодирование информации, требующее усилий и внимания
кодирование: ввод информации в систему памяти 0005 семантическое кодирование : ввод слов и их значения
визуальное кодирование : ввод изображений
Вы здесь:
Би-би-си >
Человеческое тело и разум >
Разум >
Психология — обзор
|