Психология по рисункам: Какие особенности человека можно узнать благодаря психологии рисунка? Что означают рисунки, которые мы неосознанно рисуем?

Содержание

расшифровка, рисование кругов и треугольников

Ученые давно доказали, что значение рисунка в психологии имеет высокую значимость для проводимых исследований. Изображения, нарисованные без цели, негативных мыслей отражают внутренний мир личности, указать на скрытые переживания, беспокойства. Благодаря этому психологи часто предлагают взрослому человеку или ребенку нарисовать что-нибудь на листе бумаги, чтобы получить информацию. Чтобы понимать насколько информативен обычный рисунок, нужно знать расшифровку отдельных элементов, цветов, расположения изображения на листе.

Объект изучения

Если у взрослого субъекта систематически происходят проблемы на работе, в личной жизни, начинается депрессия, резко изменяется настроение, психологическая расшифровка рисунка человека поможет установить скрытые причины неудач.

Значение элементов:

  1. Четкий орнамент указывает на скуку.
  2. Внутреннее спокойствие, умиротворенность обозначается изображением пчелиных сот.
  3. Если волнистых линий слишком много, они могут обозначать кризис, наличие серьезных проблем, которые мешают развиваться дальше.
  4. Изображения сердец указывают на хорошее настроение.
  5. Треугольники рисуют целеустремленные люди, которые ставят перед собой цели, добиваются их любыми усилиями.
  6. Квадраты изображают неэмоциональные личности, которые часто скрывают настоящие чувства.
  7. Круги, пересекающиеся друг с другом, указывают на отсутствие должного количества физической активности. Личности не хватает общения.
  8. Овалы обозначают страх перед конфликтами, не желание спорить с кем-либо.
  9. Фигуры, напоминающие по форме человечков, указывают на недостаток общения.
  10. Солнце — символ грусти, печали, тоски.

Важно, чтобы взрослый человек рисовал то что он хочет без каких-либо эмоций, посторонних мыслей. Необходимо заранее успокоиться, постараться не думать о плохом

Рисуночный тест «Выбери фигуру»

На листе изображаются квадрат, треугольник, прямоугольник, круг и зигзаг. Человеку предлагают сначала выбрать одну фигуру, которую он ассоциирует с самим собой, а потом расположить оставшиеся элементы в порядке личного предпочтения. Психологический ответ складывается из двух составляющих: выбранная первой фигура характеризует доминирующие черты личности, остальные детали дополняют образ.

Неисправимые трудоголики на первое место ставят квадрат. Такие люди всегда с упорством и усердием доводят начатое до конца, они обладают прекрасной памятью и чувством ответственности. Идеалисты не упускают из виду никаких деталей и любят «раскладывать всё по полочкам». Несомненно, подобные качества оказываются полезными на работе, но очень мешают в личной жизни. Семейное счастье гарантировано в том случае удастся найти вторую половинку с таким же характером.

Треугольник выбирают истинные лидеры, сильные, смелые, энергичные, уверенные в себе, умеющие трезво оценивать ситуацию и здраво анализировать происходящее. Во всех сферах жизни эти люди право решающего голоса оставляют за собой, не меняют принятых решений и не умеют признавать собственные ошибки. Вся жизнь проходит в соперничестве и борьбе за первое место.

Личности — «прямоугольники» находятся в состоянии постоянного изменения. Они непоследовательны и непредсказуемы, всегда чем-то недовольны и всё время ищут что-то лучшее. Наивность и любознательность порождают не только живой интерес ко всему неизведанному, но и невероятную смелость. Поэтому такие люди редко бывают одиноки.

Выбравшие круг всегда стремятся к гармонии. Стараниями этих филантропов поддерживается дружеская обстановка в рабочем коллективе и благоприятная атмосфера в семейном союзе. Они умеют выслушать и поддержать, очень чувствительны и проницательны. Психология может стать для них делом всей жизни.

Разомкнутый зигзаг — предпочтение креативных творческих натур. Зачастую они бывают экспрессивны и эксцентричны, почти всегда наивны и непрактичны. Отменная интуиция, тонкое чувство юмора и умение со всеми найти общий язык компенсируют недостатки.

Принципы анализа изображения

Чтобы выполнить анализ рисунка взрослого субъекта, необходимо обратить внимание на многие факторы:

  • построение композиции;
  • расположение фигур на листе бумаги;
  • цветовую гамму;
  • состав линий;
  • пропорции объектов;
  • способ прорисовки отдельных элементов;
  • степень осмысленности изображения;
  • силу нажима;
  • наличие дополнительных штрихов.

Особенности рисующей личности:

  • Межличностные отношения с другими людьми.
  • Эмоциональное состояние.
  • Степень интеллектуального развития.
  • Самооценка индивида.
  • Особенности темперамента.
  • Возможная мотивация.
  • Степень развития фантазии.

Посттравматический стрессовый синдром

Посттравматический стрессовый синдром – (он же «вьетнамский синдром», «афганский синдром» и т. п.) — тяжёлое психическое состояние, которое возникает в результате единичной или повторяющихся психотравмирующих ситуаций, как, например, участие в военных действиях, тяжёлая физическая травма,сексуальное насилие, либо угроза смерти.

Группа характерных симптомов – психопатологические переживания, избегание либо выпадение памяти о травмирующих событиях и высокий уровень тревожности сохраняется на протяжении более месяца после психологической травмы.

Доказана эффективность когнитивной психотерапии при посттравматическом синдроме: применении когнитивной терапии у женщин, переживших тяжёлый стресс, клиническое улучшение наблюдалось у 85% пациенток и, в частности, проявлялось значительным снижением показателей по шкале депрессии — даже у тех женщин, кто испытал стресс в детском возрасте.

Расшифровка изображения

Точную расшифровку рисунка взрослого человека проводит психолог, но при желании можно попробовать сделать это самостоятельно. Эффективность этого психологического теста обуславливается двумя особенностями:

  1. Движения рук зависят от сиюминутных эмоций, которые могут охарактеризовать внутренний мир человека. Это объясняется простым примером жестикуляции. Когда происходит общение между двумя людьми, информация передается не только разговором, но и невербально. Благодаря этому движения рук могут многое сказать о характере.
  2. Обычно на рисунках отображаются внутренние переживания, стремления личности. Изображения — особый вариант общения с внешним миром. Например, общаясь с другими, разговор приходится пропускать через ряд фильтров, чтобы не сказать что-то неправильное. Рисунок же освобождает человека от ограничений.

Обычно расшифровка детских рисунков считается более эффективной практикой. Связано это с тем, что ребенок насыщает изображение большим количеством цветов, фигур, от которых можно отталкиваться при анализе.

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)

При ОКР у больного непроизвольно появляются навязчивые, мешающие или пугающие мысли (так называемые обсессии). Он постоянно и безуспешно пытается избавиться от вызванной мыслями тревоги с помощью столь же навязчивых и утомительных действий (компульсий). Иногда отдельно выделяется обсессивное (преимущественно навязчивые мысли) и отдельно компульсивное (преимущественно навязчивые действия) расстройства.

Обсессивно-компульсивное расстройство чаще всего начинается в возрасте от 10 до 30 лет. При этом первое посещение психиатра наступает обычно только между 25 и 35 годами. Средний возраст госпитализации — 31,6 лет.

Распространённость ОКР также связана с уровнем образования. Частота болезни ниже у тех, кто окончил высшее учебное заведение (1,9%), чем у тех, кто не имеет высшего образования (3,4%).

Место расположения

Расположение рисунка на листе указывает на ценности, особенности характера. Расшифровка:

  1. Расположение справа. Обозначает устремленность к будущему. Субъект желает перемен, которые изменяет его привычную жизнь к лучшему. Нынешнее положение дел не приносит удовлетворения.
  2. Расположение рисунка в нижней части листа. Указывает на низкую самооценку личности. Индивид не может реализоваться на 100%, проявляется закомплексованность в общении.
  3. Фигуры располагаются по двум краям листа. Обозначает недовольство определенными аспектами жизни, неудовлетворенность.
  4. Расположение рисунка в левой части листа. Указывает на ностальгическое настроение, консервативность взглядов. Такой человек не обращает внимание на настоящее, живет прошлым. Личности, которые рисуют фигуры по центру листа гармоничны.

На что еще обращают внимание психологи

Психологи обращают внимание и на то, предпринимал ли автор попытки исправить рисунок. Например, если он многократно стирал и перерисовывал его, это говорит о тревоге и беспокойстве. Это также может значить, что человек склонен к перфекционизму.

Если рисунок имеет четкие линии, то человек, изобразивший его, обладает прямым и решительным характером, а вот слабые линии, напротив, говорят об уступчивости и нерешительности.

Многое могут рассказать и штрихи. Так, длинные штрихи свойственны спокойным людям, а короткие — импульсивным.

Рисунки позволяют психологам понять многое о личности человека, его тревогах. Однако это не самый главный и не самый точный прием составления психологического портрета.

Значение размера

Размеры отдельных форм, общей композиции указывают на самооценку. Расшифровка:

  1. Рисунки, которые занимают все свободное место на листе, указывают на то, что личность не может добиться чего-либо в жизни, старается компенсировать это изображением. Чаще это люди-экстраверты, которые не могут по достоинству реализовать себя в своих начинаниях.
  2. Большие рисунки — обозначают высокую самооценку. Очень крупные фигуры, могут говорить о том, что субъекту присуща излишняя гордость, тщеславие, высокомерие. Глубинная причина проявления этих чувств — неудовлетворенность привычной жизнью.
  3. Большое количество пустого пространства на листе присуще интровертам. Такие люди скованны, зажаты в себе, боятся чего-то нового. Они не доверяют окружающим, бояться совершать ошибки.

Психология рисунка бабочка. Бабочка – символ и тотем

Загадочный символ бабочки, очень редкий тотем, который вряд ли может быть основным для человека. Ведь нам с детства говорили о том, что бабочки живут только краткий миг – всего одно лето, но для них это целая жизнь.

Мифология и символика бабочки

Бабочка является символом нашей бессмертной Души , которая когда-нибудь вылетит из своей физической оболочки, освободится из кокона тела. Бабочка-Душа-Психея.

Бабочки, летящие на огонь символизируют собой стремление нашей Души найти для себя истинный свет, прильнуть к его источнику, но подобная близость обычно плохо кончается.

Бабочка с её стадиями развития: личинка – гусеница – куколка – крылатое существо, – является символом трансформации , роста и развития Души человека. Умирая в каждой предыдущей стадии и возрождаясь в новой форме на следующем этапе, наша Душа также способна преображаться. И рожденная ползать гусеница превращается в прекрасное летающее существо – бабочку.

Бабочками изображали жителей волшебного мира эльфов и фей – представителей воздушной стихии и воздушной магии. Они живут в более тонких измерениях, и хотя наш мир для них слишком грубый, феи иногда в нем появлялись.

В восточных традициях, бабочка была больше женским символом и знаком того, что её ждет счастливая супружеская жизнь, легкие и радостные отношения.

Из традиций толтеков:

Знание – это бабочка. Бабочки являются глашатаями, или, лучше сказать, стражами вечности. По какой-то причине или, может быть, вообще без всякой причины они являются хранителями золотой пыли вечности, которую несут на своих крыльях. Бабочки были близкими друзьями и помощниками магов с давних времён.

Ритмологически, бабочка – знак того, что ваша энергия сейчас растет, увеличивается . Разумеется, это означает наличие потенциала делать и иметь больше – событий, денег, отношений. Чем больше бабочек, тем больше потенциал роста. Старайтесь радоваться всему приходящему к вам, благодарить от Души мир за все это.

Тотем бабочка

У него может быть несколько аспектов, которые ваше подсознание желает выразить и с помощью которых оно находится на связи с вами и внешним миром.

Чаще всего тотем бабочка дополнительный, локальный, он относится к какой-то конкретной вашей чакре , энергетическому уровню проявления и реализации. Он больше любит высшие чакры, начиная с сердечной. Но иногда приносит знаки и является прообразом происходящего с вашей энергетикой на первых трех чакрах.

Когда к вам приходит образ бабочки, вы можете ощутить, что сейчас желаете жить более легко и радостно . Или ваше подсознание советует вам именно это. Если это касается отношений – то воспринимать их легче, играть, кружиться, танцевать. Наслаждаться настоящим моментом, кратким мигом любви и совершенства.

Пусть ваша Душа поет, купается в счастье, наслаждается поэзией момента. Если вам не хватает этих качеств и способностей, вы можете использовать амулет или талисман – бабочку .

Если в сложный и тяжелый период жизни в вас проявляется бабочка, то скорей всего, пришло время преображения , метаморфозы. Вы уже внутренне готовы к следующей стадии своего развития. Возможно пришло время выбираться из кокона своих ограничивающих убеждений и начинать танцевать свой танец жизни.

Идите навстречу переменам , они всегда к лучшему. Если вместе с этим, вы будете использовать образ тотема бабочки, его символику в виде амулета, талисмана, то процесс перемен для вас будет проходить менее болезненно и без каких-либо травм.

Бабочка как логотип

Если в своем фирменном стиле вы используете символику бабочки, то ваш бизнес может быть связан:

  • с воздушной стихией, передачей информации, знаний;
  • со сферой красоты;
  • с шоу и развлечениями, в том числе в сфере отношений;
  • с мистической и эзотерической сферой,
  • с психологией, темой Души и её трансформации.

В этих сферах бабочка может реализоваться по полной программе, на смысловом соответствии , с одной стороны – облегчая процесс работы и принося радость от изменений. С другой стороны – переводя развитие организации с одной стадии на другую.

Часто подсознательно руководитель организации, выбирающей бабочку для логотипа в неподходящей для этого сфере деятельности, хотел бы легкости в привлечении клиентов и заказчиков, – чтоб они летели к нему как бабочки на огонек. Но на деле, часто получается наоборот, бабочкой выступает его собственная фирма, а огнем – некая идея или концепция, которая движет бизнесом. Хорошо, если фирма не превратится в однодневку .

В любом случае, с таким символом необходимо настроиться на постепенное и поэтапное развитие, на серьезные изменения в бизнесе, это касается рынка, финансов, товарной концепции. Также для вас актуально управление маркетингом по стадиям жизненного цикла услуг и товаров.

Это интересно: Как стресс влияет на физическое здоровье и внешность женщины?

Применяемые цвета

Этот параметр считается главным при анализе изображений, которые рисуют дети. Для взрослых людей характерна манера рисования одним карандашом, но возможно рисование разными цветами. Значение цветов:

  1. Оттенки желтого — говорят о комфорте, спокойствии.
  2. Фиолетовый цвет обозначает развитость воображения, фантазии.
  3. Оттенки красного могут говорить об излишней агрессии, импульсивности. Такие люди постоянно выплескивают накапливающуюся энергию на окружающих.
  4. Серый цвет — рутина однообразия одолевает человека, ему необходимо что-то новое.
  5. Черный говорит о подавленном состоянии, сильных внутренних переживания, которые могут вызвать депрессию. Личности необходимо выявить внутреннюю проблему, справиться с ней.
  6. Синий цвет обозначает погруженность в себя. Индивид пребывает в размышлении над тем, каким образом решить проблему из прошлого, чтобы не волноваться о ней в настоящем-будущем.
  7. Оттенки зеленого свидетельствуют об упрямстве, самодостаточности, независимости, желании самоутвердиться.

Для многих характерно штрихование отдельных элементов картинки. Если штриховка есть — субъект ощущает себя зажатым в рамках, он не чувствует свободы. Если штриховки нет — человек готов развиваться дальше, примет перемены.

Биполярное расстройство (маниакально-депрессивный психоз)

Биполярное расстройство – психическое расстройство, проявляющееся в виде аффективных состояний — маниакальных и депрессивных, а иногда и смешанных состояний, при которых у больного наблюдаются быстрая смена симптомов мании и депрессии либо симптомы депрессии и мании одновременно (например, тоска со взвинченностью, беспокойством либо эйфория с заторможенностью — так называемая непродуктивная мания — или другие).

Возможны многообразные варианты «смешанных» состояний.

Типы линий

Линии могут рассказать о характере многое. Они могут иметь острые углы, быть полукруглыми, извилистыми, прерывистыми или сплошными. Метод расшифровки линий подходит для тестирования детей, взрослых. Обозначения:

  1. Прерывистая линия — нестабильное положение, неуверенность в себе.
  2. Большое количество острых углов указывает на скрытую агрессию.
  3. Объемные фигуры большого размера — эмоциональная открытость, наличие широкого кругозора.
  4. Фигуры маленькие, узкие — желание придерживаться правил, скромность, закрепощенность.
  5. Мягкие изгибы, округлые линии — чаще изображения с такими элементами рисуют женщины. Они указывают на гибкость человека в принятии различных решений.
  6. Геометрические фигуры — сложность к восприятию перемен, наличие агрессии.
  7. Тонкие линии, наносимые без нажима. Индивид желает отдалиться от общества, не хочет общения с окружающими. Это проявляется в попытках избегать внимания со стороны окружения.
  8. Линии, нарисованные с нажимом. Указывают на желание личности выделиться среди окружающих.
  9. Сплошные линии — гибкость, уверенность, эмоциональная стабильность. Такие личности готовы справляться с любыми трудностями для достижения поставленных целей.

Аутизм

Аутизм – расстройство, возникающее из-за нарушения развития головного мозга, характеризуется выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до 3 лет.

По данным из США, в 2011-2012 годах аутизм и расстройства аутистического спектра официально диагностированы у 2 % школьников, что намного больше по сравнению с 1,2% в 2007 году.

Смысл нарисованных предметов

Расшифровка общей картины зависит от того, какие предметы или фигуры нарисовал человек. Обозначения:

  1. Пейзаж без людей. Непонимание окружающих, сложность в общении с другими людьми.
  2. Сюжетные рисунки. Натура деятельная, решительная, амбициозная.
  3. Изображения животных, людей. Желание получать больше общения. Помимо этого, у субъекта могут быть серьезные проблемы, которые он не может решить в одиночку, нуждается в поддержке.
  4. Повторяющиеся предметы, формы, орнаменты. Такие личности пытаются скрыть свои переживания, не хотят общаться откровенно.

Психологический портрет помогает психологу увидеть внутренний мир человека, определить скрытые расстройства, желания. При желании практикой можно воспользоваться самостоятельно. Для этого нужно нарисовать рисунок без посторонних мыслей, расшифровать его отдельные детали.

Пограничное расстройство личности

Пограничное расстройство личности характеризуется импульсивностью, низким самоконтролем, эмоциональной неустойчивостью, нестабильной связью с реальностью, высокой тревожностью и сильным уровнем десоциализации.

Встречается у 1-3% взрослого населения США, из которых 75% — женщины. 50-70 % пациентов с данным расстройством замечены в злоупотреблении алкоголем или наркотиками.

Важным признаком расстройства является суицидное или самоповреждающее поведение, процент завершённых суицидов порядка 28-30%.

Напишите свой автопортрет

Задание теста довольно простое и звучит так: «Возьмите простой карандаш или ручку, лист бумаги, размером 10х15, и нарисуйте на бумаге самого себя, одного, а возможно с семьей или коллегами. Ваши художественные способности не имеют значение».

Интерпретация по элементам рисунка:

Голова

Большая голова говорит о больших интеллектуальных претензиях человека или наоборот, о недовольстве развитием интеллекта. Маленькая голова говорит о неадекватности суждений относительно своих интеллектуальных или социальных возможностей.

Глаза

Большие глаза характеризуют подозрительность, а также сильную зависимость от общественного мнения. Маленькие либо закрытые глаза говорят о повышенной сосредоточенности на своей личности или закрытости человека.

Уши и нос

Увеличенные уши говорят о высокой чувствительности к критике. Если нос выделен как выдающийся акцент внешности, это говорит сексуальных проблемах. Сильно выделенные ноздри являются свидетельством агрессии.

Рот

Выделенный рот может свидетельствовать о проблемах с речью. Если рот не нарисован вообще, то это означает негативное психическое состояние, возможно, депрессию, или просто вялость в общении.

Руки

Являются символом контакта человека с обществом и миром в целом. Скованные руки говорят о жесткости, замкнутости, повышенных требованиях к себе. Вяло-опущенные руки говорят об общей неэффективности человека. Слабые, хрупкие руки предполагают неуверенность в себе. Длинные и сильные руки наоборот, говорят о силе и амбициозности. Очень короткие руки являются свидетельством чувства неадекватности.

Ноги

Крупные ноги означают потребность в безопасности. Чем длиннее ноги, тем больше выражено желание быть независимым. Отсутствие ног предполагает нестабильность, ощущение пустоты, отсутствия жизненного фундамента.

Интерпретация по типу изображения:

  • Схематическое изображение. Изображение в виде общих деталей и схем принадлежит людям интеллектуального склада, «мыслителям», для которых наиболее важную роль играют общие сведения о разных явлениях.
  • Реалистическое изображение. Это детальное прорисовывание внешности, характерное для человека педантичного, склонного к глубокому анализу и постоянным уточнениям.
  • Изображение-метафора. Человек рисует себя не человеком, а каким-либо предметом, существа или явления, например, животного, дождя, кружки, персонажа фильма или книги. Это говорит о развитой креативности, художественном складе, развитом воображении и творческих способностях. Такой человек обладает хорошим чувством юмора.
  • Портрет в интерьере. Человек рисует себя на фоне пейзажа, в определенных обстоятельствах. окруженным разными предметами. Это говорит об экстраверсии, о желании находиться в окружении других людей.
  • Эмоциональный портрет. Изображение себя в неком эмоциональном состоянии. Это говорит о высокой эмоциональности и чувствительности, о склонности к глубокой саморефлексии. Часто человек рисует противоположную эмоцию: он грустит, но изображает себя с улыбкой на лице.
  • Изображение портрета со спины. Вместо лица человек рисует затылок, что говорит о внутреннем противоречии, о желании продемонстрировать свою индивидуальность. Это также может свидетельствовать о нежелании изображать некоторые детали, например, лицо.
  • Эстетическое изображение. Свойственно людям с развитыми художественными способностями и эстетическим вкусом.

Небольшой сюжет «О чем говорят ваши рисунки»:

Порядок проведения диагностики «Рисунок человека»

Рисунок выполняется испытуемым простым карандашом на обычном листе формата А4 вертикального расположения (допустимо использовать бумагу меньшего формата). Ребёнок может перевернуть лист и разместить его горизонтально, исследователь должен это подметить, но не поправлять действия тестируемого. Карандаш нужно предложить не очень жёсткий, оптимальная твёрдость — М и 2М.

Не запрещается детям пользоваться ластиком, но этот атрибут следует выбрать жёстким, тогда все стёртые линии будут различимы на листе, что пригодится педагогу при интерпретации рисунка.

Приготовив необходимые материалы и инструменты, ребёнку дают точную инструкцию: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь». Когда возникают вопросы-уточнения, то не следует их игнорировать, но и разъяснять подробным образом нежелательно. Лучше всего уклониться от прямого ответа, дав установку: «Рисуй любого». Если испытуемый совсем маленький, то можно немного «разжевать» инструкцию: «Нарисуй дяденьку как можно лучше». В случае нежелания ребёнка включаться в процесс необходимо мягко посоветовать ему хотя бы начать, убедить, что это интересно и увлекательно. Для сомневающихся в своих способностях детей подойдёт такая словесная конструкция: «Начинай рисование, и мы посмотрим, что у тебя получится. Мне интересны любые рисунки».

Подходящий вариант для анализа — изображение человека в полный рост, а не его портрет или бюстовый вариант. В ситуации с рисованием «неростового» персонажа нужно дать ребёнку ещё один шанс, предложив чистый лист бумаги и обозначив, что фигура должна быть представлена целиком.

После того как ребёнок справится с заданием, необходимо обсудить с ним изображение для получения дополнительной информации об объекте. Можно спросить у тестируемого:

  1. Какого человека он нарисовал (доброго, злого, смешного и так далее)?
  2. Что любит/не любит изображённый персонаж?
  3. Чем занимается и о чём мечтает?
  4. Какая профессия у человека?

Также можно побеседовать на следующие темы (применительно к изображённому персонажу):

  • место проживания;
  • наличие друзей;
  • характер;
  • возраст;
  • здоровье.

Полезной информацией для исследователя будет рассказ испытуемого о том, какие чувства он испытывает к нарисованному человеку, о ком думал ребёнок, когда работал над заданием, знаком ли ему этот персонаж.


Обсуждение получившегося рисунка — обязательный этап тестирования

Бессонница


Бессонница — расстройство сна, которое характеризуется недостаточной продолжительностью или неудовлетворительным качеством сна либо сочетанием этих явлений на протяжении значительного периода времени.
Причин для бессонницы может быть множество: от депрессии до регулярного употребления чая (который содержит кофеин), а в 15% случаев, как написано в Википедии “определить причину бессонницы невозможно”).

Рекомендуется соблюдать гигиену сна (вот тут подробно в инфографике) и вот еще совет из нашего интервью с сомнологом: “если в течение 20-30 минут сон не наступил, не следует оставаться в кровати и пытаться заставлять себя заснуть, желательно встать и попытаться заняться чем-нибудь расслабляющим, пока снова не возникнет сонливость”.

Стереотипность

Ребёнок рисует одно и то же на протяжении долгого времени. Родителям девочек не стоит сразу пугаться, что дочери рисуют только принцесс, а родителям мальчиков, что те рисуют только машинки или драки. У детей есть так называемые эпохи развития, соответствующие возрасту увлечения, переживания. Например, эпоха увлечения динозаврами и теми же самыми принцессами, машинами — почти все дети это проходят. Но и те и другие могут быть разными — от рисунка к рисунку. Это нормально. Стереотипность — это когда в рисунках нет динамики. Если принцесса, то она всегда одета одинаково. Или малыш всё время рисует один и тот же домик, солнышко и травку. Иногда такие стереотипии могут отражать нарушение восприятия, внимания. Не стоит сразу пугаться, что ребёнок психически болен или у него замедленное развитие. Возможно, у него просто есть определённые трудности с тем, как изобразить мир. Если вы замечаете стереотипию в рисунках ребёнка, нужно проконсультироваться у психолога, чтобы вовремя решить проблему.


Фантазёры. Почему так важно научить ребёнка мечтать Подробнее

Депрессия

Депрессия – психическое расстройство, характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость, нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и так далее), двигательной заторможенностью.

В настоящее время депрессия — наиболее распространённое психическое расстройство. Ею страдает каждый 10-й в возрасте старше 40 лет, две трети из них — женщины. Среди лиц старше 65 лет депрессия встречается в 3 раза чаще. Также депрессии и депрессивным состояниям подвержено около 5% детей и подростков в возрасте 10-16 лет.

Почитайте рецепты от депрессии в тексте “Депрессия отменяется“.

Центр развития семейных форм воспитания

Психология детского рисунка.

 О чем говорит рисунок.

Рассматривая рисунки ребенка и наблюдая за ним в процессе рисования, можно очень многое узнать о его внутреннем мире, настроении, отношении к разным людям, самооценке и многом другом. Из самого общего можно сказать, что в первую очередь нужно обращать внимание на следующие аспекты:

Размер рисунка. Как правило, дети тревожные, с заниженной самооценкой рисуют в нижнем краю листа мелкие фигурки, даже после окончания работы на листе остается много свободного места. Дети с завышенной самооценкой рисуют в верхней части листа, крупные фигуры. Об эгоцентричности могут свидетельствовать слишком крупные фигуры, занимающие весь лист и, как бы не помещающиеся в него (однако такое явление норма для детей до 3-4 лет).

Характер нажима

. Вы, наверное, замечали, что некоторые дети рисуют так, что карандаши с бумагой прямо трещат. Чрезмерный нажим может свидетельствовать о внутреннем напряжении ребенка, он явно сдерживает много негативных эмоций. А бывает наоборот, дети еле касаются бумаги карандашом, линии у них получаются тонкие, едва заметные. Часто при рисовании у таких детей могут быть не соединены все части фигур, например,  ноги только подходят к туловищу, но не касаются его. Часто так рисуют дети тревожные, у которых не все в порядке с отношениями в семье.

Изображаемые персонажи. Попросите своего ребенка нарисовать что-нибудь (например, свою семью; не перечисляйте членов семьи, не помогайте, не мешайте ему) и наблюдайте: кого он нарисовал первым? – это самый значимый для него человек; кто ближе всех к нему самому? – с этими людьми он в более близких отношениях; кто дальше всех? – самые холодные отношения и т.д.

Показательным является, если ребенок пропустил кого-то из членов семьи, забыл нарисовать. Очень часто маленькие дети пропускают своих младших братьев и сестер (ревнуют), при этом, если спросить их где они, почему не нарисовал, они часто отвечают – потому что он/она гуляет на улице, спит и т.д. Бывает, дети не рисуют сами себя, это тревожный знак, как правило, это происходит, когда дети не чувствуют себя в семье важными и значимыми. Если дети пропускают кото-то из родителей — это можно анализировать по-разному:

Пропущенный член семьи уделяет очень мало внимания ребенку.

Ребенок боится этого родителя, психологически хочет исключить его из своего мира.

В период 3-6 лет у детей начинает развиваться сексуальность и они могут пропускать родителя своего пола, а себя рисовать рядом с родителем противоположного пола. Это нормально.

Сначала все «головоногие» на рисунках ребенка имеют одинаковые черты, и ребенок сперва рисует, а потом придумывает название тому, что нарисовал. Но к четырем годам рисунок становится более осмысленным, и юный художник разделяет на бумаге себя и маму, себя и окружающий мир. Пока в его творчестве звучат мотивы семьи, самого близкого – физически, эмоционально, духовно – пространства.

И если, рисуя семью, ребенок кого-то упустил, это не случайно: значит, с этим членом у него существует скрытый конфликт. Но бывает и так, что ребенок не хочет рисовать самого себя в окружении родственников – он не нашел своего места в семье, ему кажется, что его не любят. Как ни странно, но вместо родственников на рисунке может появиться придуманный персонаж – герой сказки или животное.

Это говорит о трудностях во взаимоотношении, о том, что малыш предпочитает жить среди фантазий.

Самый крупный персонаж рисунка – самый значимый для ребенка в семье. А тот, кто расположен выше всех, самый влиятельный. Расстояние между автопортретом ребенка и членом семьи выражает их взаимоотношения: чем ближе на рисунке, тем ближе в жизни. И соприкосновение персонажей рисунка говорит об их тесной психологической связи в реальности. Поэтому чаще всего юный художник в своих творениях держит маму и папу за руки.

Обратите внимание на персонажа, который обведен, заштрихован или нарисован с сильным нажимом – этот человек внушает ребенку тревогу. А если над всей семьей на рисунке светит солнце – тепло и уют царят в доме, и это самое главное в жизни начинающего художника.

Важно также смотреть на сами фигуры, у всех ли есть глаза, уши, носы, рты, руки, ноги. Отсутствие рта и рук у какой-то фигуры   может говорить о  ее бесправности в семье. Резко очерченный рот с зубами – об агрессивности. Сильно прорисованные глаза, особенно с яркими зрачками – о страхе. Важно и нужно расспрашивать самого ребенка об особенностях рисунка. Так, например, мальчик 8 лет на вопрос «почему на его рисунке семьи у брата самые длинные руки» ответил: «Потому что он дерется».

 С помощью анализа детских  рисунков опытные психологи и врачи  могут даже распознать какое-либо заболевание у автора, есть особенности, которые используют такие  дети в рисовании, в не зависимости от возраста, культуры, расы и т.д. Например, при шизофреноподобных расстройствах дети часто рисуют разделенные на части фигуры, фигуры, в которые встроены дополнительные технические предметы и т.д. Если вы заметили что-то необычное в рисунках своего ребенка, не пугайтесь раньше времени (наверняка ваш анализ не так точен, как анализ профессионала, не спешите с выводами) стоит оценивать не только рисунки, но и общее поведение и самочувствие ребенка, в этом вам всегда поможет психолог.

Все дети любят рисовать, если не ограничивать их фантазию и воображение, не упрекать, что они сделали неправильно или некрасиво, возьмите лучше в руки кисть, краски,  разложите огромный лист бумаги и вперед, доставлять радость  и приносить пользу  и себе и детям.

Возраст художника

Ребенок начинает рисовать с того самого момента, как научается держать в руке карандаш или кисточку. В возрасте до трех лет — это будут каляки-маляки. Однако даже в них можно заметить особенности данного конкретного ребенка, наблюдая, в каком темпе  малыш двигает рукой, с каким нажимом рисует, какие выбирает цвета, заполняет все пространство листа или нет. Как только ребенок достигает трехлетнего возраста, в динамике его рисунков – каракулей появляется и становится все более очевидной тенденция к изображению окружностей. Сначала они могут быть непрерывными, но вскоре они превращаются в отдельные кружки и тогда ребенок обнаруживает, что он нарисовал, например, голову. Это его крупное достижение. Фактически круг – это самый простой рисунок, повсеместно выбранный образец и самая распространенная фигура в природе. Пытаясь рисовать, ребенок не старается изобразить предмет так, как он выглядит, а изображает основную идею, внутреннюю модель.

Итак, предметный рисунок появляется у детей приблизительно в трехлетнем возрасте. В ходе последующего развития ребенка изменяется способ изображения на рисунках и увеличивается количество изображаемых деталей. Дошкольники в подавляющем большинстве случаев не задаются целью передать реальную форму изображаемого объекта.

Первая форма изображения человека – это так называемый головоног, представляющий собой округлую голову и отходящие от нее или расположенные рядом черточки – руки и ноги (количество которых может быть различным). Нередко на рисунках присутствуют также черты лица (глаза, рот, нос), иногда и волосы.

К трем годам среди штрихов и каракулей появляются круги, а к кругам присоединяются палочки – вырастают руки и ноги. Появляется человек! В этом неловком человечке ребенок видит прежде всего себя. И это открытие для малыша: теперь он может переносить на бумагу свои мысли, которые еще не оформлены словесно, он может создавать свой мир.

 Казалось бы, как трудно маленькому художнику нарисовать правильно глаза, уши, рот. Но именно их он старательно выводит. И эти черты лица расскажут о многом. И прежде всего — глаза. Большие, распахнутые глаза выражают тревогу, просят о помощи. Глаза-точечки боятся выразить свой страх – ребенок поставил себе внутренний запрет на слезы и просьбы. Человечек только с глазами на лице – подозрителен и осторожен. А если на портрете отсутствуют нос, рот и уши, ребенок не хочет общаться. 

Шея на рисунке выражает связь ра­зума и тела. Как только ребенок начинает контролировать свои эмоции, на его рисунках появляется шея. И чем сложнее контролировать малышу свои чувства, тем длиннее эта шея. Руки для ребенка имеют очень большое значение, ведь через тактильные ощущения он познает мир. Поэтому пусть вас не пугает, если у нарисованного человечка очень длинные руки и пальцев больше пяти. Таким образом художник выражает силу и способности своего персонажа. Если пальцев больше на левой руке, значит, ребенок чувствует себя более влиятельным дома, а если на правой – в детском саду, на улице или в компании друзей.
Разведенные в сторону руки говорят о стремлении действовать, а длинные и слабые – просьба о защите. Ноги – это то, что помогает человеку держаться на земле. Поэтому, чем больше точка опоры у персонажа рисунка, тем увереннее ребенок ощущает себя в этом мире. Очень длинные ноги – стремление к независимости, короткие – признак беспомощности.

 Приблизительно к четырем годам ребенок переходит к рисованию примитивной схемы, содержащей кроме головы, рук и ног изображение туловища человека. Он составлен из отдельных частей; ноги располагаются по бокам туловища, руки обычно начинаются то его середины.  На шестом году жизни ребенок овладевает представлениями о вертикали и горизонтали; если раньше он часто рисовал человека в наклонном положении, то теперь ребенок рисует стоящим строго вертикально. Последующее развитие рисунка человека состоит в переходе к изображению толщины рук и ног. Пятилетний ребенок рисует конечности двойными линиями. Руки по-прежнему изображаются от середины туловища; второстепенные детали обычно отсутствуют или они немногочисленны. Для шестилетнего возраста нормальным является детализированное схематическое изображение, содержащее все основные и большинство из наиболее второстепенных деталей (шея, пальцы, ступни, волосы, брови и т.д.). Один исследователь данной тематики представляет возрастную последовательность в развитии рисунка следующим образом:

  • После пятого года жизни туловище изображается в виде круга, овала, треугольника или четырехугольника, пропорции головы и тела еще не находятся в согласии.
  • На шестом году жизни прибавляются такие детали, как уши, волосы, первые признаки одежды сопровождаются элементами прозрачности.
  • Рисунок на седьмом году характерен прежде всего уточнением пропорций.

Палитра красок.

   В два года ребенок с удовольствием берет в руки карандаш. Пускай он рисует пока только бессмысленные палочки и закорючки, этот хаос свидетельствует о невозможности разделить мир на две части: внутренний и внешний. Малыш пока не понимает форму, но чувствует цвет.

  • Желтый и фиолетовый – самые любимые цвета у детей. И если ребенок предпочитает их, мама может быть спокойна – в душе у ребенка здоровый оптимизм и веселая фантазия.
  • Красный говорит о быстрой возбудимости.
  • Синий – о том, что, возможно, ребенок скучает по кому-то или чему-то, что он сосредоточен на внутренних проблемах.
  • Зеленый – показывает, что он ищет покой.
  • Коричневый означает, что он ощущает физический дискомфорт.
  • Особое беспокойство должно внушать предпочтение черного цвета – цвета подавленности, протеста против отрицательных эмоций.
  • Серый цвет не свойственен детским рисункам, ведь это цвет безразличия. Обратите внимание, если ребенок рисует только простым карандашом, ему не хватает положительных эмоций.

Обычно дошколята рисуют 5–6-ю цветами, что показывает их нормальное эмоциональное состояние. Если в  палитре ребенка больше цветов, это указывает на его чувствительность и эмоциональность, а выбор 1–2 цветов в рисунке сигнализирует: ребенок подавлен, его что-то тревожит.

Страхи.

Расширяется пространство познаваемого мира – расширяется пространство детского рисунка, появляются композиция и новые зрительные образы. В 5–6 лет ребенок уже умеет, используя всевозможные детали, выражать свои эмоции, мысли, чувства, фантазии.

Поощряйте его желание рисовать, ведь у этого простого занятия много важных функций. На раннем этапе рисование развивает координацию и моторику, способствует познанию формы, воспитывает в ребенке усидчивость. Позже – развивает творческое мышление, правильное восприятие мира, способствует взаимодействию зрительных, пространственных и двигательных функций. И, как вы уже убедились, детский рисунок позволяет заглянуть во внутренний мир ребенка. И не только узнать о его проблемах, но и попытаться с помощью рисунка их решить. Ведь, если ваш ребенок нарисовал свой страх на листе бумаге, значит, и избавиться от него можно в том же пространстве. Например, страшилу поместить за высокие стены замка, плачущей девочке дать в руки мороженое или протянуть руку обиженному братику. И увидите, как произойдет чудо: появится улыбка… нет, не у нарисованного персонажа, а на лице вашего ребенка.

Лист бумаги тоже хранит в себе много тайн. Если его разделить на две части – правую и левую, то каждая из них будет отвечать за определенный вид подсознания. Левая часть – экстравертная: это представление о будущем и связь с отцом. Правая – интровертная: связь с прошлым, с домом, с матерью. В этой части ребенок чаще изображает того, кто оказывает на него сильное влияние.

Верхняя часть лица отображает интеллектуальный мир, нижняя – материальный.

Характер по рисунку.

  • Гиперактивные дети все рисуют в движении, даже статичные детали как бы «пляшут» на листе бумаги. Рисунок не симметричный, в нем трудно провести хотя бы одну прямую линию.
  • Персонажи агрессивных детей имеют большие зачерненные, заштрихованные руки и большой открытый рот. Рисунки изобилуют множеством острых углов, цвета их темные или очень яркие.
  • На рисунках тревожных детей много затемненных участков или же, наоборот, эти рисунки почти прозрачны. Эти дети часто стирают или заштриховывают только что нарисованное. А себя изображают слишком маленькими.
  • Аутичные дети рисуют не торопясь, тщательно прорисовывают детали. Даже когда рисунок готов, они продолжают заштриховывать его. Тематика, чаще всего, однообразна. Ребенок рисует то, что уже умеет изображать.

Поделиться с друзьями

Что ваш дудл говорит о вас Место назначения KSA

Фото предоставлено: vecteezy.com

Национальный день дудла отмечается 5 февраля. Это ежегодное мероприятие по сбору средств, организованное организацией Epilepsy Action, где друзья, семья и знаменитости собираются вместе, чтобы положить конец эпилепсии. Естественно, мы подумали, что было бы важно поговорить о науке, стоящей за дудлингом, и о том, как он может реально помочь при стрессе.

смысл каракулей?

Рисование — это, по сути, «привычка к несфокусированному или бессознательному рисованию, в то время как внимание человека на самом деле занято чем-то другим». Хотя наброски смысловой психологии обычно кажутся бессмысленными рисунками, за ними стоит смысл.

Преимущества рисунков

Обычно рисование не одобряется, потому что предполагает, что человек не обращает внимания. Тем не менее, исследования показывают, что рисование не является контрпродуктивным и на самом деле имеет много преимуществ, таких как:

Повышает творческий потенциал

Причина этого в том, что рисование использует три дополнительных модальности обучения в нашем мозгу.

Визуальный: мы видим то, что рисуем.

Кинестетика: мы рисуем руками.

Слуховой: мы обрабатываем информацию, слушая то, что нам говорят.

Использование нескольких методов обучения улучшает то, как мы думаем об информации, «соединяя несвязанные нейронные пути в мозге».

Улучшает память

Исследование, проведенное профессором Джеки Андраде в 2009 году, показало, что рисульщики запоминают факты на 30% лучше, чем те, кто не рисует. Процесс рисования помогает нам лучше запоминать вещи, потому что он превращает информацию, которую в настоящее время усваивают, в более «насыщенный и сенсорный опыт», сохраняя более четкую картину фактов в нашем банке памяти.

Улучшает внимание и концентрацию.

На самом деле рисование означает, что мозг помогает сосредоточиться, а не мечтать. Сам акт рисования на самом деле заставляет ум замедлиться и сосредоточиться на настоящем.

Помогает увидеть более широкую картину

ِПо словам философа по имени Джесси Принц, рисование помогает вам найти золотую середину в вашем мозгу, где вы уделяете пристальное внимание, но не думаете слишком много. Рисуя, мы не уделяем столько внимания мелким деталям информации, которую поглощаем. Вместо этого мы склонны сосредотачиваться на центральных идеях, которые необходимы для того, чтобы увидеть более широкую картину.

Подробнее : Творческие беседы о дудле с Сальвой Али

Анализ дудлов

Поскольку значение дудла неосознанно, рисунки отражают душевное состояние рисовальщика. Мы собрали некоторые каракули, сделанные людьми в офисе пункта назначения, и вот наиболее распространенные варианты:

Формы и завихрения — это в основном абстрактные каракули, обычно состоящие из следующих описаний:

Коробки и кубики: Практичные, трудолюбивые, методичен, эффективен и немного осторожен.

 

Пирамиды: Spiritual

Цилиндры: Практичный и спокойный

900 02 Треугольники: Люди, рисующие треугольники с вершиной вверх, мужественны, любознательны, склонны к риску и обладают сильным характером. . Люди с рисунком треугольника, направленным вниз, более женственны, спокойны, безмятежны и не очень амбициозны. Они также умственно проницательны, интеллектуально активны и самоуничижительны. Треугольники внутри треугольников означают, что они чувствуют угрозу и защищаются.

Квадраты: Солидный, стабильный, практичный, постоянный и нуждающийся в безопасности в отношениях. Квадраты внутри квадратов означают оборону, чувство ловушки и клаустрофобию. Совокупность квадратов означает разочарование.

Алмазы и шестиугольники: Чрезвычайно эффективный и целеустремленный.

Завитки: Отсутствие направления и беспокойство.

рисование спиралей значение: Зацикленность на проблемах, замкнутость, потребность в безопасности, собственнический. Спирали, начинающиеся в центре, означают напряжение и тревогу. Спирали, которые начинаются снаружи, означают ориентацию на цель.

Линии: Горизонтальные линии означают хорошую концентрацию и спокойствие под давлением. Диагональные линии означают потребность в доминировании. Линии с пробелами означают баланс и немного контроля.

Фото: ketchbookchallenge.blogspot.com

Кресты : Негативный взгляд и склонность к самоуничтожению.

Петли: Чем шире петля, тем больше воображения и эмпатии. Узкие петли означают подавленную тревогу.

Фото: news.com.au

Зигзаги: Сдерживаемый гнев и разочарование, невосприимчивость к указаниям и трудолюбие. Острые зигзагообразные вершины означают большую агрессию и потребность в комфорте.

Фото: brantwig.deviantart.com

Арки: Жесткий, верный, закрытый и владеющий собой. Перевернутые арки означают сильное чувство собственного достоинства, общительность, потребность в принятии, доброту, готовность помочь, щедрость, чувство юмора, открытость и честность.

Фото: Fineartamerica.com

Цветы: Беспечный, сердечный, отзывчивый, сентиментальный, романтичный, верный, энергичный и жизнерадостный. Цветущие цветы означают удовольствие. Увядшие цветы означают уныние и разочарование.

Лица: Разные выражения означают разные вещи. Лица лицом к лицу означают общительность и экстравертность. Огромные лица означают чрезмерную самоуверенность и даже высокомерие. Крошечные лица означают уязвимость и незащищенность. Несчастные лица означают стресс, в то время как счастливые лица означают чувство юмора и любовь к веселью. Злые лица означают отсутствие страсти. Удивленные лица означают потребность в контроле. Красивые лица означают любовь, заботу и оптимизм.

Глаза: Огромные глаза означают большую личность и чувствительную натуру. Маленькие глаза означают замкнутость и нерешительность смотреть в себя. Выражения глаз представляют мысли/чувства рисовальщика.

Кошки: Глубокий психологический секрет, щедрый, теплый, заботливый и преданный; стремление заботиться (для женщин) и гармонировать с женской стороной (для мужчин).

Черепа: Концентрация на смерти, желание сделать больше жизни, приключения и жизнь на грани.

Это были лишь некоторые примеры рисунков и их анализ. Если вы не нашли свой пример выше, мы настоятельно рекомендуем вам прислать значение вашего рисунка, чтобы мы могли сказать вам, что это значит.

Подробнее: Куча рисунков с городским Гипсом

Использование психологии для выбора и разработки процессов разрешения споров Джин Р. Стернлайт, Дженнифер К. Роббеннолт :: SSRN

Abstract

COVID-19 способствовал буму удаленных технологий в мире разрешения споров. До пандемии внедрение технических инноваций в разрешении споров шло медленно. Некоторые адвокаты, суды, арбитры, посредники и другие лица действительно использовали технологии, в том числе телефон, электронную почту, текстовые или видеоконференции или более амбициозные онлайн-разрешения споров (ODR). Но, к огорчению сторонников технологий, многие из них разрешали большинство споров в основном лично. Пандемия фактически поставила новые технологические разработки на стероиды. Даже самые технологически сложные компании быстро начали заменять личное разрешение споров видеоконференциями, текстовыми сообщениями и другими технологиями. Суды по всему миру отменили все или большинство очных судебных процессов, слушаний, конференций и апелляций и начали экспериментировать с использованием альтернативных технологий. Верховный суд США провел устные прения с использованием телефонных конференций. Адвокаты, посредники и арбитры гораздо больше полагались на телефон, электронную почту, текстовые сообщения и видео. Некоторые суды расширили программы, чтобы помочь участникам спора получать информацию и даже разрешать свои споры в Интернете. «Благодаря» пандемии традиционно медлительное и невосприимчивое к технологиям юридическое сообщество внезапно освоило многие виды технологий обеими руками и даже больше.

Этот переход к разрешению споров с помощью технологий был встречен с большим энтузиазмом, чем многие могли ожидать, что привело к прогнозам, что мы, возможно, никогда не вернемся в мир, в котором широко полагаются на личное разрешение споров. По мере того как пандемия продолжалась, юристы, нейтральные лица и судебные администраторы пришли к выводу, что методы, принятые в отчаянии, могут стоить сохранения после пандемии. Председатель Верховного суда Мичигана Бриджит Мэри МакКормак, описывая «временные» корректировки пандемии, отметила: «Я не думаю, что все когда-нибудь вернется к тому, как было, и я думаю, что это хорошо». Даже многие, кто ранее колебался или относительно не знал о возможном использовании технологий, увидели потенциал для явных преимуществ. Некоторые судьи, медиаторы, арбитры и судебные администраторы заметили, что онлайн-версии судебных процессов, посредничества и арбитража могут быть такими же или даже лучше, чем очные версии. Некоторые начали рассматривать новые способы объединения процессов или их использования по-другому. Сторонники технологий увидели в этом одну из положительных сторон пандемии, отметив, что COVID-19добились результата, которого не смогли добиться за двадцать лет пропаганды технологий.

Поскольку личное общение снова становится возможным, участникам споров, юристам, судам и нейтральным лицам необходимо будет решить, проводить ли и при каких обстоятельствах интервью, показания, судебные разбирательства, переговоры, посредничество или арбитраж лично по телефону. , с помощью видеоконференцсвязи или в письменной форме в той или иной форме. В то время как многие приветствуют потенциальные преимущества использования технологий, другие опасаются потери человеческой стороны разрешения споров, выражая значительный скептицизм в отношении того, что технологии могут адекватно заменить тесный контакт, оценку достоверности, взаимопонимание и межличностные связи, которые, по их мнению, являются критически важными аспектами спора. разрешение. Некоторые рекламируют возможности использования технологий для облегчения доступа к правосудию, но другие беспокоятся о том, как технологии могут препятствовать такому доступу.

Психологическая наука дает полезную линзу, через которую можно рассмотреть эти важные вопросы. Использование различных средств коммуникации может повлиять на то, как участники взаимодействуют, и эти эмпирические различия имеют важные последствия для разрешения споров. Эти последствия предлагают ценные уроки для юридических лиц, выбирающих, какие способы общения использовать, и определяя, как правильно общаться в конкретной среде. Хотя естественно искать простые ответы, психологические исследования, которые мы изучаем, содержат нюансы, показывающие, что ни один из способов общения не является «наилучшим» во всех обстоятельствах. Вместо простого решения мы предлагаем многомерный анализ, который поможет лицам, принимающим решения, принять эти важные решения. Понимание науки поможет участникам максимизировать преимущества и свести к минимуму недостатки различных средств коммуникации, позволяя им делать осознанный выбор среди средств массовой информации, разрабатывать выбранные средства массовой информации в соответствии со своими целями и корректировать свою защиту интересов, суждения, переговоры и другие действия в соответствии с потребностями. выбранная среда.

В разделе II мы опираемся на психологию для анализа четырех ключевых характеристик средств коммуникации: (1) каналы, которые они обеспечивают для коммуникации, (2) степень, в которой они облегчают синхронную или асинхронную коммуникацию; (3) степень, в которой они обеспечивают прозрачность или конфиденциальность; и (4) их формальность, знакомство и доступность. В разделе III мы исследуем, как эти характеристики влияют на участников процесса разрешения споров. Мы уделяем особое внимание влиянию альтернативных способов общения на десять областей, которые особенно важны для разрешения споров: (1) сосредоточенность и усталость; (2) раппорт; (3) эмоция; (4) обмен информацией; (5) поведение участников; (6) определения достоверности; (7) убеждение; (8) суждение и принятие решений; (9) процессуальная справедливость; и (10) общественное мнение о справедливости.

В разделе IV мы исследуем, как лица, принимающие решения, могут использовать знания психологии при выборе технологий. Мы выделяем три важные переменные, которые должны учитывать лица, принимающие решения: цели, которые лицо, принимающее решения, ставит перед процессом; характеристики спорщиков; и характер спора или задачи. Мы объясняем, почему эти переменные имеют решающее значение, и приводим примеры того, как лица, принимающие решения, могут опираться на психологию для достижения своих целей при разработке и использовании технологий для разрешения споров.

Добавить комментарий