Психология среднего возраста: Психология среднего возраста — Психологос

Психология среднего возраста — Психологос

На протяжении десятилетий отечественная психология уделяла больше внимания развитию ребенка, чем взрослого человека. Развитие личности в период зрелости является одной из самых сложных и недостаточно исследованных проблем. Неоднозначность терминологии, размытость временных границ и описаний этапов взрослости и конкретно периода середины жизни указывают на сложность, неразработанность данной проблемы. В зарубежной психологии в основном представлены описания случаев из психотерапевтической практики (Холлис Дж., 2002; Шихи Г., 1999; Юнг К.Г., 1996; Ялом И., 2004 и др.). В отечественной психологии средний возраст (зрелость) в основном изучался с точки зрения профессионально-личностного развития в русле акмеологии (Бодалев А.А., 1999; Деркач А.А., Зазыкин В.Г., 2003 и др.). Однако наблюдается явный дефицит эмпирических исследований, посвященных изучению личностных характеристик проживания периода середины жизни (35-45 лет).

Имеется много возрастных классификаций, разработанных специалистами из разных областей человеческого знания (и по разным основаниям).

Например, по древней китайской классификации зрелость разделяют на 4 периода: с 20 до 30 лет – возраст вступления в брак; с 30 до 40 – возраст выполнения общественных обязанностей; с 40 до 50 – познание собственных заблуждений; с 50 до 60 – последний период творческой жизни. Пифагор сравнивал возраста с временами года и, соответственно, зрелость охватывала периоды лета (20–40) и осени (40–60).

Возрастная периодизация Д.Б. Бромлей (1966) относит зрелость к четвертому циклу и делит их на четыре стадии: 1) ранняя взрослость 21–25 лет; 2) средняя взрослость 25–40 лет; 3) поздняя взрослость 40–55 лет; 4) предпенсионный возраст 55–65 лет.

Стадии развития личности по Э. Эриксону включают в себя: раннюю взрослость (от 20 до 40–45 лет), среднюю взрослость (от 40–45 до 60 лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет).

​​​​​​​Схема периодизации индивидуального развития (B.B Бунак, 1965) относит зрелость ко второй (стабильной) стадии развития, которая включает в себя два периода, подразделяющиеся на два возраста. Взрослый период: первый возраст – 22–28 лет для мужчин, 21–26 для женщин и второй возраст – 29–35 лет для мужчин, 27–32 – для женщин. Зрелый период: первый возраст – 36–45 лет для мужчин, 33–40 лет для женщин и второй возраст – 46–55 лет для мужчин, 41–50 – для женщин.

Эрик Эриксон теоретически допускал, что средний возраст, как и другие периоды жизни, ставит перед людьми определенные задачи развития и требует от них овладения определенными умениями и навыками, чтобы получить положительный опыт и обрести душевное спокойствие на следующей стадии жизни. Согласно Эриксону, главная задача развития в среднем возрасте заключается в выборе между стагнацией эго и тем, что сам Эриксон называл генеративностью, т. е. распространением интересов эго за пределы интересов к себе — на более широкие области идентификации с другими людьми, со всей совокупностью людей в целом и с будущими поколениями. Эльзи Френкель-Брунсвик, опираясь на результаты своих исследовний в Австрии, пришла в выводу, что в среднем возрасте люди переживают самый спокойный (stabilizing) период жизни, пожиная плоды своих усилий, затраченных в более молодые, но и более неспокойные и напряженные годы.

В среднем возрасте они, наконец, устанавливали прочные привязанности, определялись с постоянным местом жительства, выбирали дело жизни и переживали наиболее продуктивные периоды профессиональной и творческой деятельности. Ее данные подтверждают представления Эриксона об этой стадии.

Анализируя собственную жизненную дистанцию, каждый зрелый человек выделяет свои, особые возрастные этапы взрослого состояния. Например, молодой человек после службы в армии чувствует себя намного взрослее сверстников, которые в армии не служили. Существуют и так называемые профессиональные границы у летчиков, операторов определенных производств и т.п. По внутренним ощущениям физически здоровые, волевые люди не чувствуют в себе каких-то особых перемен на границе и 60-летнего возраста. Поэтому очень трудно создать психологическую периодизацию взрослого человека в силу того, что сложно однозначно хронологически выделить этапы максимального расцвета личности – акме. Расцвет личности бывает в 40, в 60 и даже 80 лет.

У некоторых людей таких «взрывов—подъемов» может быть даже несколько.

Для более глубокого понимания особенностей психологии лиц среднего возраста рассмотрим некоторые другие наиболее важные характеристики.

Физиологическая характеристика. Имеющиеся в нашем распоряжении данные говорят о том, что средний возраст — это период, в котором повышаются все сенсорные пороги (и, соответственно, снижается чувствительность). После 30 лет начинает снижаться основной обмен веществ и уменьшаться вес головного мозга. Сократившееся кровоснабжение гипофиза, щитовидной железы, надпочечников, поджелудочной железы и гонад приводит к макроскопическим гистологическим изменениям и, несмотря на увеличение содержания кальция в тканях, люди среднего возраста испытывают убывание физической силы, физической выносливости и физической привлекательности. Рост людей также начинает уменьшаться после 30 лет; что касается веса, то у мужчин он стабилизируется примерно в это же время, тогда как женщины, видимо, могут прибавлять в весе до 54 лет, по всей вероятности, вследствие гормональных изменений.

Интеллект. Хотя исследования Торндайка показали, что пик способности к научению (learning capacity) приходится на возраст от 22 до 25 лет, сравнительный анализ многочисленных исследований возрастных изменений умственной способности, который провели Содди и Кидсон, позволяет сделать следующий вывод: если пренебречь незначительными колебаниями, максимум достигается в промежутке между 15 и 29 годами, причем все исследования обнаруживают медленное, непрерывное снижение большинства способностей вплоть до 60 лет, когда происходит заметное ускорение снижения способности к научению. Отмеченное снижение существенно выражено в оценках механической памяти и показателях таких субтестов, как «цифровые символы» и «складывание объекта», и гораздо меньше — в показателях субтестов «словарь» и «общая осведомленность».

Сексуальность. Что касается сексуальной жизни, то она, как известно, не начинается одновременно с приобретением способности к воспроизведению потомства и не прекращается вместе с утратой этой способности.

Мужчины, обнаруживающие высокий уровень сексуальной активности в свои продуктивные годы, сохраняют его и в постклимактерический период. Аналогичные результаты, полученные в исследованиях женщин, послужили основанием для предположения, что душевное состояние женщины играет не меньшую, а, возможно, и большую роль в регуляции полового влечения и сексуального поведения в постклимактерический период, чем ее эндокринная система.

Что касается психологического развития, то исследования обнаруживают существенные позитивные изменения личности взрослых, продвигающихся с возрастом к более высоким уровням компетентности, наличие которых доказали Б.Инельдер и Ж.Пиаже в «Развитии логического мышления», более высоким стадиям морального развития по Л.Колбергу, мотивационным побуждениям высшего порядка в том виде, как их описал К.Кулен, и, как предполагает Р.Вейлант, даже к иным видам защитных механизмов, используемых в трудных ситуациях. В условиях стресса люди зрелого возраста не теряют бодрого расположения духа, оказывают помощь другим, думают о будущем и не спешат реагировать на текущие неизбежные конфликты.
Для взрослого возраста характерно и социальное развитие.

Самоотношение и его место в структуре личности. Разработке данного вопроса посвятили свои работы В.В. Столин, И.С. Кон, Р. Бернс и др. В отечественной и зарубежной психологии самоотношение понимается как эмоциональный компонент самосознания, который, с одной стороны, опирается на самопознание, а с другой – создает главные предпосылки для формирования саморегуляции, самоактуализации и саморазвития. При позитивном самоотношении наблюдаются принятие человеком собственной личности в целом, переживание чувства уверенности в себе, ощущение ценности своего «Я». Негативное самоотношение сопровождается стремлением человека поставить себе в вину свои промахи и неудачи, выраженной внутренней конфликтностью, неадекватной самооценкой, интенсивным использованием защитных механизмов.

Ценностно-смысловая сфера. Осмысленность жизни рассматривается как энергетическая характеристика смысловой сферы, мера степени и устойчивости направленности жизнедеятельности субъекта на какой-то смысл. Смысловая сфера личности характеризуется отношением человека к себе, окружающему миру, собственному прошлому и будущему, осмыслением жизни и смерти в целом; обеспечивает субъектную активность личности, развивается и усложняется при включении личности в различные сферы общественной деятельности. Смысл жизни рассматривается как интегрирующее образование в психическом развитии человека, которое позволяет ему преобразовать представления о собственной жизни как совокупности отдельных возрастных этапов в единую линию жизни личности. Этот аспект жизни рассматривали в своих работах А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, Ф.Е.Василюк, А.Н.Леонтьев, В.Франкл и др.

Социально-политическая характеристика. Несмотря на то, что мы живем в обществе, которое может ориентироваться на молодость, управляют им люди среднего возраста, у которых есть деньги, социальное положение, знания и умения, компенсирующие их уменьшающиеся физические активы. Средний возраст — это период, когда зачастую женщины в своей семье и за ее пределами приобретают больше влияния и значимости как обладатели власти, практических умений и денег по сравнению с собой в молодые годы и по сравнению с некоторыми мужчинами среднего возраста, с которыми они меняются ролями. Вопреки распространенному мнению об обесценивании старости в промышленных обществах, антропологические исследования старения во многих культурах показывают, что повсюду женщины среднего возраста (да и пожилые, если они здоровы и не требуют ухода за собой) становятся объектами любви и уважения среди своих родных и воспринимаются как члены общества, вносящие важный вклад в качество жизни.

Исследования психологических особенностей лиц среднего возраста в разных странах дают различные результаты. Наиболее известные работы в этой области представил Рональд Кесслер, социолог и стипендиат Исследовательского фонда Дж. Д. и К.Т. Мак-Артуров, занимающийся вопросами гармоничного развития человека в среднем возрасте (MIDMAC, Foundation Research Network on Successful Midlife Development), а также главный менеджер научных проектов Центра социальных исследований (Institute for Social Research) при Мичиганском университете. Р.Кесслер считает: «Все говорит о том, что средний возраст — это лучшее время жизни. Изучая статистические данные по населению США, приходишь к выводу о том, что лучший возраст для человека — 50 лет. Вас еще не беспокоят болезни и недомогания пожилого возраста, и вы уже не мучаетесь тревогами молодых людей: полюбит ли кто-нибудь меня? Смогу ли я когда-нибудь добиться успеха в своей работе? Уровень общего дистресса низкий: число депрессивных и тревожных состояний достигает минимума примерно в 35 лет и не увеличивается до конца седьмого десятилетия жизни. Вы здоровы. Вы деятельны… Ваши семейные отношения устоялись, и вероятность развода очень невелика. Середина жизни — это «то самое», к чему вы стремились. Вы можете посвящать свое время бытию, а не становлению» [32, 17].

Исследователи, которые разделяют точку зрения Р.Кесслера, считают, что кризис середины жизни — это скорее исключение, чем правило. У подавляющего большинства людей переход в средний возраст происходит незаметно и плавно, по мере того как на смену юношеским мечтам о славе, богатстве, личных свершениях и красоте приходят более реалистичные ожидания.

В чем заключается суть этого процесса у людей среднего возраста? Подобная переориентация прежде всего предполагает сравнение себя с людьми, которые ставят перед собой аналогичные цели и добиваются результатов в аналогичной профессиональной деятельности. Причем, как говорит К.Рифф, «чем лучше ваше психическое здоровье, тем реже вы сравниваете себя с людьми, которые заставляют вас почувствовать себя неполноценными». Психически здоровый человек в зрелом возрасте, испытывая какие-то трудности, чаще сравнивает себя с людьми, находящимися в худшем положении.

Одна из главных особенностей периода средней взрослости состоит в крайнем субъективизме человека при оценке своего возраста. Вместе с тем, это совершенно не означает, что нет никаких изменений как на психологическом, так и на биологическом уровнях. Изменения происходят и влекут за собой изменения в личностной сфере. У людей, достигших возраста средней взрослости, отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однако, это никак не отражается на функционировании когнитивной сферы человека, не снижает его работоспособность, позволяя ему сохранять трудовую и творческую активность. Поэтому, вопреки ожиданиям снижения интеллектуального развития после того, как оно достигает своего пика в период юности, развитие отдельных способностей человека продолжается в течение всего среднего возраста. Особенно это относится к тем из них, которые связаны с трудовой деятельностью человека и его повседневной жизнью.

Особенности функционирования личности в период зрелости. Кризис среднего возраста

Возрастная психология ↓

Средний возраст отличается от предыдущих периодов развития личности отсутствием конкретных рамок и определений. Понятие «зрелый человек» охватывает довольно обширную область изучения и не имеет четких границ. Термин «зрелость» используется для характеристики самых разнообразных явлений развития человека. С одной стороны, зрелыми называют людей после 30 лет, которые уже имеют семью, профессионально востребованы и обладают определенными жизненными позициями. Но в то же время период зрелости имеет чисто возрастное значение, подразумевающее людей от 40 до 64 лет. Но как бы ни характеризовалось это понятие, основные задачи, стоящие перед представителями этой группы, сохраняются со времен юности и молодости и направлены на приобретение и сохранение любви, а также на профессиональную реализацию.

Большая часть времени у людей обоих полов уходит на работу. Причем работа – это не только способ финансового самообеспечения, но и средство самореализации, которое помогает с пользой провести время, обеспечивает круг общения человека, не дает скучать, формирует чувства необходимости и самоуважения. Тот факт, что за выполняемую работу тебе платят деньги, означает, что ты – необходимое звено социальной структуры общества, и если это звено вынуть, структура будет действовать не так отлаженно. Величина зарплаты также имеет немалое значение: «чем больше платят, тем сильнее дорожат». Эквивалентом хорошей работы принято считать степень возможного свободного выбора и принятия решений.

С 30 лет мужчины в большинстве случаев начинают искать свое место в жизни, что обычно включает в себя обеспечение стабильного заработка, наличие жилья и создание собственной семьи. Именно этому возрасту свойственны долгосрочное планирование, принятие ответственных решений за себя и близких людей.

Период с 35-40 лет характеризуется для мужчины решением проблемы независимости. Попытки встать на собственные ноги могут выражаться в протестах против чрезмерного контроля руководства, переоценке собственных и недооценке чужих сил.

После 40 лет мужчины начинают оценивать свои достижения в тех направлениях, в которых собирались чего-то достигнуть. Очень многие приходят к неутешительным выводам, поскольку людям всегда чего-то не хватает, и зачастую дело не в том, чего человек добился, а в том, как он сам себя воспринимает и какой жизненной позиции придерживается.

Примерно около 45 лет многие мужчины переживают так называемый кризис среднего возраста. Особенно выраженные проявления этого кризиса – склонность к бесшабашности, саморазрушению, бездумности и т. д. В неосознанной погоне за упущенной молодостью такие мужчины оставляют своих жен и женятся на молодых девушках или начинают искать себя, считая, что не использовали какие-то скрытые способности. Иногда неспособность разобраться в себе в этом возрасте приводит мужчину к алкоголизму или другим формам зависимости. Но в основном представители мужского пола преодолевают этот кризис с наименьшими потерями. Они не огорчаются по поводу того, чего не сумели достичь, а просто приводят свои желания в соответствие со своими достижениями.

Несмотря на все больший интерес науки к закономерностям зрелой психологии, изучение фаз и проблем развития женщин среднего возраста не столь обширно, как изучение развития мужской личности. Но те исследования, которые были проведены (например, А.Г. Левинсоном), говорят о том, что этапы развития, их очередность и примерное время наступления совпадают у женщин и мужчин. Но несмотря на то, что проблемы развития одни и те же, способы их преодоления и достигаемые результаты у женщин несколько иные. Большей частью это происходит из-за более сложных и запутанных представлений женщины о настоящем и будущем. Принципиальное отличие женщин состоит в том, что в большинстве своем они не стремятся достичь больших высот в профессиональной сфере. Необходимость работать и развиваться в этом направлении бывает продиктована отсутствием других интересов или опасениями, что эти другие интересы так и не появятся. Основным своим предназначением почти любая женщина видит благоустройство своего «гнезда», что напрямую зависит от того, выйдет она замуж или нет. Замужнюю женщину к необходимости делать карьеру подталкивают или нестабильная экономическая ситуация, или неудовлетворенность своей семейной жизнью. В последнее столетие появился новый стереотип свободной деловой женщины. Перед современной зрелой женщиной, помимо тех задач, которые стояли перед ней на протяжении веков (воспитание детей, благоустройство дома и т.д.), встали новые (самореализация как профессионала, зарабатывание денег, общественная жизнь). Поскольку это нововведение еще не отработано историей и поколениями людей, так получается, что две такие разные функции приходится совмещать одной женщине. В основном это приводит только к негативным последствиям, таким как физическое и нервное истощение, постоянная неудовлетворенность своей жизнью, обиды на мужа, нехватка времени и сил, сумасшедший жизненный ритм, невозможность остановиться и отдохнуть. Очень часто случается, что в таких семьях дети оказываются никому не нужными и при достижении переходного возраста становятся еще одной серьезной проблемой, которую необходимо решать деловой женщине. Такие браки долго не выдерживают и распадаются как раз в период кризиса среднего возраста. Именно тогда женщина начинает переосмысливать все аспекты своей жизни, и то, что в повседневной суете не замечалось, в какой-то момент осознается как невыносимая ситуация.

Похожие материалы в разделе Возрастная психология:

  • Периодизация позднего возраста
  • Младший школьный возраст
  • Ранняя юность
  • Влияние среды на развитие ребенка
  • Основные теории психического развития человека
  • Умственное развитие младшего школьника
  • Адаптация пожилого человека к роли пенсионера
  • Психологические особенности начального этапа обучения
  • Теории развития социального инстинкта у ребенка
  • Развитие личности в ранней юности

Введение в средний возраст | Психология развития

Цели обучения

Цели: В конце этого урока вы сможете

  1. Объяснять тенденции ожидаемой продолжительности жизни и ожидаемой продолжительности здоровой жизни.
  2. Перечислите развивающие задачи среднего возраста.
  3. Кратко опишите физические изменения, происходящие в среднем возрасте.
  4. Объясните физические изменения, происходящие во время менопаузы.
  5. Опишите различия в культурных реакциях на менопаузу.
  6. Контраст менопаузы и андропаузы.
  7. Объясните взаимосвязь между климактерическим периодом и сексуальным выражением.
  8. Обсудите влияние физических упражнений на здоровье в среднем возрасте.
  9. Опишите идеальную диету для взрослых среднего возраста.
  10. Опишите когнитивное развитие в среднем возрасте.
  11.  Сравните учащихся среднего возраста с учащимися младших классов и их подход к обучению.
  12.  Сравните эксперта и новичка.
  13.  Оцените понятие кризиса среднего возраста.
  14.  Определить сохранение родства и влияние заботы.
  15.  Опишите Эриксоновскую стадию продуктивности и стагнации.
  16. Сравните типы синглов.
  17. Противопоставьте внутренние и утилитарные браки.
  18. Классифицировать типы браков на основе модели Кубера и Харроффа.
  19.  Обсудить общение в браке.
  20.  Опишите стадии развода.
  21.  Обсудите вопросы, связанные с повторным браком, включая повторный брак и сожительство.
  22.  Опишите изменения личности в среднем возрасте.
  23. Обсудить вопросы, связанные с работой в среднем возрасте.

Введение

Средняя взрослость (или средний возраст) относится к периоду жизни между юношеством и старостью. Этот период длится от 20 до 40 лет в зависимости от того, как культурно определяются эти этапы, возрасты и задачи. Наиболее распространенное определение возраста — от 40 до 65 лет, но может быть диапазон до 10 лет (возраст 30–75 лет) по обе стороны от этих чисел. Нашим ориентиром может быть середина тридцатых или сороковых годов – конец 60-х годов. Исследования этого периода жизни относительно новые, и многие аспекты среднего возраста все еще изучаются. Возможно, это наименее изученный период жизни. И это разнообразная группа. Мы можем видеть значительные различия между людьми на этой стадии развития. Об этой группе можно многое узнать. В Соединенных Штатах большая когорта бэби-бума (родившиеся между 19 и46 и 1964) в настоящее время являются взрослыми людьми среднего возраста, и это привело к повышенному интересу к этой стадии развития.

Это относительно новый период жизни. Сто лет назад продолжительность жизни в США составляла около 47 лет. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась во всем мире примерно на 6 лет с 1990 года и в настоящее время составляет 68 лет и колеблется от 57 лет в странах с низким уровнем дохода до 80 лет в странах с высоким уровнем дохода (Всемирная организация здравоохранения, 2011). Это число отражает увеличение ожидаемой продолжительности жизни в Африке благодаря наличию антиретровирусных препаратов для снижения заболеваемости ВИЧ/СПИДом и ее снижение в Европе и странах бывшего Советского Союза. Ожидаемая продолжительность жизни в США для тех, кто родился в 2007 году, сейчас составляет 75,9 лет. для белых мужчин, 80,8 для белых женщин, 70,0 для черных мужчин и 76,8 для черных женщин (Национальный центр статистики здравоохранения США, 2010 г.). США занимают 42-е место в мире и постепенно снижаются. Дети, рожденные сегодня в США, могут быть первым поколением, чья продолжительность жизни короче, чем у их родителей. Большая часть этого снижения была связана с увеличением сидячего образа жизни и ожирения. Более подробную информацию см. в статье Washington Post «Увеличение числа смертей в США на 50 000 в 2005 году».

Конечно, долговечность — не единственное соображение. Как долго мы можем вести здоровый образ жизни? Ожидаемая продолжительность здоровой жизни, или количество лет, в течение которых можно прожить с хорошим здоровьем, составляет 67 лет для мужчин и 71 год для женщин в Соединенных Штатах. Он выше в Японии, где ожидаемая продолжительность здоровой жизни составляет 72 года для мужчин и 78 лет для женщин. Конечно, целью является вести более здоровый образ жизни. В Соединенных Штатах, Канаде и других странах, где люди среднего возраста живут хорошо, возникают новые проблемы, связанные с процессом старения, влиянием образа жизни на здоровье, продуктивностью на работе и тем, как лучше всего провести вторую половину жизни.

Задачи развития

Lachman (2004) представляет всесторонний обзор проблем, с которыми сталкиваются взрослые среднего возраста. К ним относятся:

  1. Потеря родителей и связанное с этим горе.
  2. Включение детей в собственную жизнь.
  3. Приспособление к семейной жизни без детей (часто называемое пустым гнездом).
  4. Работа со взрослыми детьми, которые возвращаются домой (известными в США как дети-бумеранги).
  5. Стать бабушкой и дедушкой.
  6. Подготовка к поздней взрослой жизни.
  7. Выполнение функций по уходу за престарелыми родителями или супругами.

Давайте рассмотрим эти задачи и этот этап жизни.

ССЫЛКИ:

Андерсон, С. А., и Сабателли, Р. М. (2007). Семейное взаимодействие: перспектива развития нескольких поколений. Бостон: Pearson/A & B.

Barnett, RC (1997). Гендер, занятость и психологическое благополучие: исторические и жизненные перспективы. В Лахман и Джеймс (ред. ), Множественные пути развития среднего возраста (стр. 325–343). Чикаго: Издательство Чикагского университета.

Бенгстрон, В.Л. (2001). Семьи, отношения между поколениями и родство в среднем возрасте. В Н. М. Путни (автор) и М. Э. Лахман (ред.), «Справочник по развитию среднего возраста» (стр. 528–579). Нью-Йорк: Уайли.

Бергер, К. С. (н. д.). Развивающийся человек на протяжении всей жизни. (6-е изд.). Нью-Йорк: Стоит.

Берк, Л. (2007). Развитие на протяжении всей жизни (4-е изд.). Бостон: Аллин и Бэкон.

Боханнан, П. (1971). Развод и после. Нью-Йорк: Даблдей.

Бампасс, Л.Л., и Акилино, В.С. (1995). Социальная карта среднего возраста: семья и работа на протяжении всей жизни. Подготовлено для Исследовательской сети Фонда Макартуров по успешному развитию среднего возраста.

Cuber, JF, & Harroff, PB (1965). Секс и значимые американцы: исследование сексуального поведения богатых. Балтимор: Книги пингвинов.

Ферт, К. (2004). Адаптивное значение чувства контроля в среднем возрасте. В М. Э. Лахман (автор) и О. Д. Брим, К. Д. Рифф и Р. Кесслер (ред.), Насколько мы здоровы: национальное исследование здоровья в среднем возрасте. (стр. 320-349). Чикаго: Издательство Чикагского университета.

Глобальная обсерватория здравоохранения: Ожидаемая продолжительность жизни при рождении. (Респ.). (2011). Получено 21 февраля 2011 г. с веб-сайта Всемирной организации здравоохранения: http://www.who.int/gho/mortality_burden_disease/life_tables/situation_trends_life_expectancy/en/index.html

Готтман, Дж. М., и Сильвер, Н. (1999). Семь принципов, как заставить брак работать. Нью-Йорк: Корона.

Хохшильд, А. Р., и Мачунг, А. (1989). Вторая смена: Работающие родители и революция дома. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Викинг.

Ноулз, Массачусетс (1998). Взрослый ученик: забытый вид. Хьюстон: паб Gulf, книжный отдел.

Лахман, М.Э. (2004). Развитие в среднем возрасте. Ежегодный обзор психологии, 55 (1), 305–331. doi: 10.1146/annurev.psych.55.090902.141521

Низкий уровень тестостерона: MedlinePlus Interactive Health Tutorial от Института обучения пациентов. (н.д.). Национальная медицинская библиотека — Национальные институты здоровья. Получено 07 мая 2011 г. с http://www.nlm.nih.gov/medlineplus/tutorials/lowtestosterone/htm/index.htm

Маркс, Н. Ф. (1998). Больно ли заботиться? Уход, конфликт между работой и семьей и благополучие среднего возраста. Журнал брака и семьи, 60 (4), 951–966.

МакКрей, Р. Р., и Коста, П. Т. (2003). Личность во взрослом возрасте: перспектива пятифакторной теории. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.

Менопауза: Медицинская энциклопедия MedlinePlus. (2007, 11 января). Национальная медицинская библиотека — Национальные институты здоровья. Получено 07 мая 2011 г. с http://www.nlm.nih.gov/medlineplus/ency/article/00089.4.htm

Neugarten, B.L. (1968). Осознание среднего возраста. В Б. Л. Нойгартен (ред.), «Средний возраст и старение» (стр. 93–98). Чикаго: Издательство Чикагского университета.

NIH Research Matters переехал. (2007, 12 января). Национальные институты здоровья (NIH). Получено 7 мая 2011 г. с http://www.nih.gov/news/research_matters/january2007/01122007skills.htm

Reid, JD (1999). Женское здоровье в зрелом возрасте. В Н. Э. Авис (автор) и С. Л. Уиллис (редактор), «Жизнь в середине: психологическое и социальное развитие в среднем возрасте» (стр. 105–147). Сан-Диего, Калифорния: академический.

Исследовательская сеть по успешному развитию среднего возраста. (2007, 7 февраля). Исследования среднего возраста — веб-сайт MIDMAC. Получено 07 мая 2011 г. с http://midmac.med.harvard.edu/research.html

Rossi, A.S. (2004). Менопаузальный переход и процесс старения. В Насколько мы здоровы: национальное исследование здоровья в среднем возрасте. (стр. 550-575). Чикаго: Издательство Чикагского университета.

Шайе, К.В. (2005). Влияние развития на интеллект взрослых, продольное исследование в Сиэтле. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

Секкомб, К., и Уорнер, Р.Л. (2004). Браки и семьи: Отношения в социальном контексте. Бельмонт, Калифорния: Обучение Уодсворта/Томсона.

Шапиро, С. М. (2006). Жизнь без целей: как жить так, как вы хотите прямо сейчас! Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons.

Шуре, Дж., и Кахан, В. (1998 г., 10 сентября). Запустите программу упражнений сегодня, говорит Институт старения, сенатор Джон Гленн. Национальный институт старения. Получено 07 мая 2011 г. с http://www.nia.nih.gov/NewsAndEvents/PressReleases/PR19.980910Launch.htm

Штейн, Дж. (1981). Одинокая жизнь: неженатые взрослые в социальном контексте. Нью-Йорк: Издательство Св. Мартина.

Статистический обзор за 2011 год: ожидаемая продолжительность жизни. (н.д.). Домашняя страница Бюро переписи населения. Получено 07 мая 2011 г. с http://www.census.gov/compendia/statab/cats/births_deaths_marriages_divorces/life_expectancy.html

США, Национальный институт старения. (2005, 20 декабря). Сексуальность в дальнейшей жизни. Получено 3 февраля 2007 г. с http://www.niapublications.org/agepages/sexuality.asp 9.0005

США, Национальная медицинская библиотека США и Национальный институт здравоохранения. (2007, 1 февраля). Эректильная дисфункция затрагивает 18 миллионов мужчин в США. Получено 3 февраля 2007 г. с http://www.nim.nih.gov/medlineplus/news/fullstory_44724.htm

Willis, S.L., & Schaie, K.W. (1999). Интеллектуальное функционирование в среднем возрасте. В С. Л. Уиллис и Дж. Д. Рид (ред.), «Жизнь в середине: психологическое и социальное развитие в среднем возрасте» (стр. 233–247). Сан-Диего: академический.

Психология Средневековья

Средневековье имело плохую репутацию среди психологов двадцатого века. Эдвин Боринг в «Истории экспериментальной психологии» (Нью-Йорк, 1929) утверждал, что позднесредневековое мышление в значительной степени основывалось на теологии и, следовательно, имело тенденцию противопоставляться науке. Грегори Зильбург в своей «Истории медицинской психологии» (Нью-Йорк, 1941) утверждал, что средневековые практикующие врачи боялись изучать нормальную или ненормальную психологию и что психически больных часто считали либо одержимыми дьяволом, либо ведьмами. Во вступительных текстах этот аргумент иногда развивался на несколько ступеней дальше, утверждая, что психически больных в Средние века подвергали пыткам или сжиганию на костре из-за веры в то, что они одержимы дьяволом.

Историки психологии конца двадцатого века не подтвердили утверждений о том, что в Средние века с психически больными обычно обращались жестоко. Более того, они в целом более благосклонно относились к тому периоду, обнаружив, что средневековые философы, врачи и даже богословы создавали и обсуждали интересные теории человеческого поведения, хотя, похоже, мало что сделали для их экспериментальной проверки.

Средневековье

Считается, что Средневековье длилось с четвертого или пятого века нашей эры до середины или конца пятнадцатого века нашей эры. Естественно, за период почти 1000 лет произошли большие изменения не только в политическом, но и в интеллектуальном плане. По крайней мере, в Западной и Центральной Европе первая часть Средневековья (до XI века) известна как Темные века, когда относительная политическая и экономическая отсталость общества, последовавшая за крахом Римской империи на западе и распад средиземноморского мира, отразились в очевидно обедненной интеллектуальной культуре. С того периода сохранилось мало каких-либо сочинений, а таких древних писателей, как Платон и Аристотель, похоже, мало читали. Узнайте больше о Средневековье.

Средневековая психология

В Средние века не существовало формальной дисциплины, называемой психологией, но ряд средневековых писателей, особенно писавших в тринадцатом веке, обсуждали вопросы, сходные с проблемами современных психологов. Что еще более важно, по крайней мере некоторые из них, например, Авиценна и Альберт Великий (1193–1280), по-видимому, искренне интересовались психологической теорией. и философский, оба восходящие к древним предшественникам. Узнайте больше о средневековой психологии.

Средневековая когнитивная психология

Средневековые представления о когнитивной психологии происходят из двух основных источников: трудов Аристотеля и особенно его работы о душе, De Anima, и теории внутренних чувств, которая была сформулирована в поздней античности. «О душе» Аристотеля может быть самым популярным психологическим текстом всех времен: его предписывали читать для получения степени бакалавра гуманитарных наук по всей Европе до конца средневековья. Книга короткая и временами малопонятная, но она предлагает систематическое изложение психологии с идеями Аристотеля о других дисциплинах. Из-за его неясности ряд средневековых ученых написали книги или комментарии, в которых они изложили то, что, по их мнению, имел в виду Аристотель. Работы Аверроэса и Аквинского, пожалуй, самые известные. Узнайте больше о средневековой когнитивной психологии.

Психические заболевания в Средние века

Средневековые представления о психических заболеваниях были почти столь же ошеломляющими, как и наши собственные, но изложенная здесь когнитивная теория создала объединяющую тему. Обычно считалось, что нормальная деятельность бодрствующего человека находится под контролем разума. В случае безумия этот контроль нарушался или искажался, и тогда поведение, подобно животному, просто определялось внутренними чувствами и аппетитами. Следовательно, в более поздней средневековой правовой теории и практике, а также в трудах теологов безумные не несли ответственности за свои действия. Узнайте больше о психических заболеваниях в средние века.

Ссылки:

  1. Аквинский, Т. (1964). Сумма богословия. Лондон: Блэкфрайарз.
  2. Аверроэс. (1961). Воплощение parva naturalia (H. Blumberg. Trans.). Кембридж. Массачусетс: Средневековая академия Америки.
  3. Авиценна. (1952). Психология Авиценны: английский перевод Китаб А-Наджат. Кн. II. Ч. VI с историко-философскими примечаниями и текстовыми улучшениями по каирскому изданию (Ф. Рахман. Пер.). Лондон: Издательство Оксфордского университета.
  4. Леннокс, В. Г. (1941). Джон Гаддесден об эпилепсии. Анналы истории медицины (3-я серия). 1. 283-307.
  5. Каррутерс, М.Дж. (1990). Книга памяти: исследование памяти в средневековой культуре. Кембридж. Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
  6. Кларк. Б. (1975). Психическое расстройство в ранней Британии. Кардифф: Издательство Уэльского университета.
  7. Харви, Э. Р. (1975). Внутреннее остроумие: психологическая теория в средние века и эпоху Возрождения.

Добавить комментарий