Детские психотравмы – что это такое и их виды
-
Что такое детская психотравма?
-
Виды детских травм и почему они возникают
-
Симптомы психотравмы
-
Как детские психологические травмы влияют на жизнь человека?
-
Как проработать детские травмы?
Какое детство без травм? Разбитые во время «догонялок» коленки и локти, синяки и шишки, царапины, оставленные любимым котом в деревне у бабушки, или шрамы, напоминающие о суровых «пацанских» разборках, – все это было, будет и обязательно «до свадьбы заживет». Но есть и другие травмы – психологические, которые случаются в детском возрасте и напоминают о себе всю жизнь. Если, конечно, их вовремя не обнаружить и не проработать со специалистом.
Поговорим о том, что такое детские травмы, какие симптомы о них сигнализируют, как они влияют на жизнь человека и что делать, чтобы это влияние нейтрализовать.
Что такое детская психотравма?
Психологическая травма – это опасное, шокирующее событие, которое нарушает эмоциональное равновесие, угрожает жизни. Детской будет травма, полученная в возрасте до 18 лет.
Важно отличать психотравму от стресса. Стрессовые ситуации подстерегают человека повсюду, причем с самого рождения. Вышел на детскую площадку, оказался в незнакомом месте, среди незнакомых людей, впервые увидел большую собаку, мама запретила есть конфеты до обеда – все это сопровождается эмоциональным или психологическим напряжением, становится для ребенка стрессом. Большим или едва ощутимым – все индивидуально. В любом случае малыш в состоянии преодолеть дискомфорт, пережить потрясение, приложив определенные усилия.
Психотравма – это серьезное негативное воздействие, с которым ребенку не справиться – у него просто не хватит на это сил и внутренних ресурсов. Он не сможет самостоятельно адаптироваться к ситуации, найти ей объяснение и успокоить себя.
Травму может нанести какое-то одно событие, например, автомобильная авария. Или же этот «рубец» образуется вследствие череды повторяющихся событий – например, травля ребенка в школе или жестокое обращение в семье – со стороны родителей, старшего брата или сестры. Травмоопасными могут быть и слова, которые ребенок слышит изо для в день, например, что он бестолковый, некрасивый или еще какой-то не такой, как все.
Что это будет – рядовой стресс или драма, которая оставит след в памяти на всю жизнь, во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка и от того, как отреагируют на это событие взрослые.
Виды детских травм и почему они возникают
Детские психотравмы можно разделить на пять категорий:
-
Травмы утраты. Смерть близкого человека, к которому ребенок был очень привязан, становится настоящей трагедией, которую очень сложно пережить и забыть. Малыш может замкнуться в себе, отгородиться от окружающих, перестать общаться, считать себя виноватым в произошедшем.
-
Травмы, связанные с насилием со стороны взрослых. Оставляют после себя гнетущее ощущение абсолютной беспомощности, лишают веры в справедливость, мешают выстроить собственные физические и психологические границы, заставляют жить в постоянном страхе и ожидании повторения. Причем эти самые насильственные действия со стороны взрослых могли иметь самые добрые намерения: родители мечтали, чтобы сын вырос настоящим мужчиной, желали дочери «самого лучшего» и в воспитательных целях игнорировали просьбы или жалобы, повышали голос, прибегали к физическим наказаниям. Отдельная история – сексуальное насилие. В этом случае единственный выход – помощь психотерапевта. Результат – неуверенный в себе, закомплексованный человек с низкой самооценкой, который ненавидит себя и весь мир вокруг, находится в постоянном напряжении и состоянии полной боевой готовности отразить «атаку».
-
Травмы отвержения.
-
Травмы, которые связаны со слабым здоровьем. Возникают, если ребенку приходится в самом юном возрасте переживать серьезные испытания в виде хирургического вмешательства, длительного пребывания в медицинском учреждении. Боль, страх, ощущение собственной слабости и беззащитности оставляют глубокий след, который сложно стереть. Когда болезнь уже осталась позади, а сам человек стал взрослым, его не перестают преследовать воспоминания. Он начинает искать у себя симптомы самых разных недугов, превращается в завсегдатая диагностических центров и любителя обследований, при безобидном насморке начинает бить тревогу, подозревая самое страшное.
-
Травмы разрыва отношений. Такие душевные раны могут нанести серьезные ссоры, конфликты, в сердцах брошенные родителями фразы типа: «Не попадайся мне больше на глаза!», «Ты мне больше не сын!», «Можешь считать, что я для тебя умерла!», «Ни видеть, ни слышать тебя не хочу!». Холодность родителей, недостаток их внимания, заботы, ласки, тепла могут в будущем стать причиной проблем в построении отношений с людьми, в проявлении внимания и любви к другим. Любое событие может стать для ребенка причиной глубокой психологической травмы, последствия которой ему придется расхлебывать всю жизнь. Взрослые же могут даже не подозревать об этом, поскольку для них ситуация не будет нештатной, сверхъестественной, требующей внимания.
Симптомы психотравмы
Даже в юном возрасте восприимчивость, жизненный опыт у детей разные, поэтому и травмирующие события переживаются ими по-разному. И все же можно обозначить наиболее характерные признаки психотравмы – на физиологическом и психологическом уровне.
Физиологические симптомы:
-
Проблемы со сном. Ребенок с большим трудом засыпает, беспокойно спит, часто просыпается по ночам, жалуется на кошмары.
-
Учащенное сердцебиение.
-
Мышечное напряжение.
-
Повышенная утомляемость даже при незначительных физических нагрузках.
-
Суетливое, нервное поведение.
-
Снижение работоспособности.
Психологические симптомы:
-
Внезапная смена настроения.
-
Чувство вины, которое сопровождается угнетенным состоянием и все чаще звучащими от ребенка фразами: «это все из-за меня», «если бы меня не было, все было бы хорошо».
-
Повышенная тревожность.
-
Рассеянность, снижение концентрации внимания. Ребенок постоянно отвлекается, не может сосредоточиться на том, что делает.
-
Замкнутость, уход в себя. Ребенок не хочет ни с кем общаться, уходит от разговора, избегает встреч с друзьями.
-
Одиночество. Малышу кажется, что его все бросили, он никому не нужен: «никто мне не поможет», «никто меня не любит».
Наличие даже нескольких признаков – повод обратиться за помощью к специалисту.
Как детские психологические травмы влияют на жизнь человека?
При всей кажущейся незначительности травмирующего события раны от него могут быть довольно глубокими, а последствия – самыми неожиданными.
-
Пережитое в детстве насилие может стать причиной различных нарушений пищевого поведения, например, булимии, ожирения или анорексии.
-
Ребенок родителей, страдающих каким-либо видом зависимости, вырастает и становится человеком, которому очень сложно адаптироваться к новым условиям, выстраивать отношения с новыми людьми, которому важно все контролировать, который не может расслабиться, потому что боится ошибиться. Он с самого раннего возраста привык выполнять взрослые функции, чувствовать себя в ответе за все и всех.
-
Тот, кого постоянно унижали в детстве, во взрослом состоянии не умеет постоять за себя, оградить себя от злословия, боится выразить свое мнение, каждый раз долго собирается с мыслями, прежде чем что-то сказать, не хочет быть отвергнутым из-за своих высказываний.
-
Если имело место физическое насилие, жестокое обращение, во взрослом состоянии человек сохраняет привычный стиль поведения – всем угождать, на все соглашаться, только чтобы избежать опасности. Таким человеком легко манипулировать.
-
Развод родителей заставляет многих детей испытывать чувство вины, а во взрослом состоянии становится серьезным препятствием в создании собственной семьи или близких отношений – из-за завышенных требований к себе и потенциальному партнеру.
Детские психотравмы негативно сказываются на социализации: человек с трудом знакомится с новыми людьми, заводит друзей, адаптируется в обществе. Израненная психика подвержена фобиям и навязчивым мыслям. Человека с детской психотравмой нередко преследуют депрессии, высок риск развития обсессивно-компульсивного расстройства.
Как проработать детские травмы?
С детскими психотравмами можно и нужно работать. И лучше это доверить профессионалу – психологу или психотерапевту. Специалист сможет выявить травмирующее событие и найти оптимальный способ справиться с его последствиями, независимо от того, сколько прошло времени.
Какие методы при этом используют:
-
Арт-терапия. Рисунок, коллаж, фигурки из пластилина или глины помогут выразить то, что ребенок не может объяснить словами. Можно нарисовать лесенку, ступеньки которой будут обозначать страхи малыша. Или вылепить что-то, что будет страх символизировать. Рассказать сказку о мальчике, который перестал бояться.
-
Песочная терапия. Хорошо снимает напряжение, помогает расслабиться, переключиться «на другую волну», попробовать в игровой форме по-разному решить проблемную ситуацию.
-
Когнитивно-поведенческая терапия. Поможет ребенку освоить новые схемы поведения, которые позволят избежать травм, противостоять манипуляторам, научит по-другому реагировать на пугающие события.
-
Групповая терапия. Работа в группе подойдет ребятам старше 10 лет. Оказавшись среди товарищей по несчастью, малыш поймет, что он не одинок – ведь другие тоже сталкиваются с подобными проблемами, что все можно преодолеть, стоит только почувствовать поддержку.
-
Гештальт-терапия. Используя гештальт-подход, психолог поможет выяснить причину тревог и волнений, расшифровать чувства и эмоции, которые испытывает человек, понять, какая ситуация спровоцировала дискомфорт. Докопавшись до первопричины психотравмы, специалист найдет максимально безболезненные способы завершить гештальт, прожить историю до конца и исцелить душевные раны.
Гештальт-терапии в практике психолога посвящен отдельный курс в нашей Академии. Программа обучения предполагает знакомство с общей психологией и психологией личности, основами психодиагностики, психотерапии и психологического консультирования, детальное изучение гештальт-подхода и особенностей его практического применения.
Родом из детства: 4 психологических травмы, которые ломают нам жизнь
В современном информационном мире так много доступных материалов по психологии, что каждый из нас может смело считать себя немного психологом. Мы все много раз слышали и читали, что комплексы взрослых людей уходят корнями в глубокое детство. Ведь именно в этом хрупком возрасте человек наиболее уязвим. Ребенок безоговорочно верит значимым людям (а ими чаще всего являются мама, папа, бабушки, дедушки, друзья родителей, одноклассники и так далее) и совершенно не умеет фильтровать информацию, которая проникает напрямую в его подсознание.
Очень важно уже во взрослом возрасте научиться понимать причины того или иного сценария вашего поведения. Научившись осознавать свои (и чужие) комплексы, вы сможете лучше понимать себя и адекватнее реагировать на поведение окружающих, корректнее оценивать свои реакции и, может быть, даже придете к тому, что вовсе избавитесь от, мешающих жить, паттернов.
Приведу примеры зависимости взрослых комплексов от детских травм, чтобы было нагляднее.
Комплекс жертвы
Часто встречающийся сценарий, когда человек постоянно ноет, жалуется, но при этом всегда ставит чужие интересы выше своих, действует в угоду другим людям, в ущерб своим интересам и иногда даже здоровью. Такая жертва часто использует эту стратегию поведения для получения внимания и манипулирования окружающими.
Детские травмы, из-за которых так происходит: скорее всего, в далеком детстве мама, папа или любая другая значимая для ребенка фигура показали, как сильно они ради него стараются, как устают, как им тяжело его растить. Мамы, требующие ежеминутной благодарности за все, или бабушки, которые внушают ребенку как важно, что скажет про него «сосед Петр Иванович». Все подобные попытки приструнить и повоспитывать чадо могут привести к тому, что ребенок быстро поймет: первое — что сосед важнее, чем его собственные желания и чувства, и надо всем угождать, второе — что если ты что-то кому-то делаешь, то потом можешь манипулировать этим человеком сколько влезет.
Комплекс неполноценности
Это когда человек постоянно чувствует, что он недостаточно хорош сам по себе, например, для отношений с красивой девушкой и пытается компенсировать свои недостатки (которые зачастую он сам себе придумал) внешними атрибутами (большие машины, огромные дома). Все самое лучшее и дорогое, как правило, совсем не приносит счастья их обладателям, но зато громко кричит о том, что человек закрывается всем этим от своих чувств, от боязни быть недостаточно хорошим.
Что же было в детстве? Как правило, детство у таких людей было непростым. Родители часто сравнивали их с другими детьми, в стиле «посмотри, как Петя играет на скрипке, а у тебя никакого таланта». Часто ребенка унижают и дают ему почувствовать себя никчемным и бесполезным. Что для взрослого человека может показаться незначительной мелочью, для детской психики может оказаться травмой на всю жизнь. Мимолетно сказанное слово или пренебрежительный жест в адрес сына или дочки могут зародить в них целую бурю тайных эмоций, впоследствии выливающихся во взрослые комплексы.
Комплекс превосходства
Я лучше всех, умнее всех, я лучше знаю как надо, все вокруг дураки. Примерно такие мысли блуждают в голове у человека, который никак не разрешает себе оказаться хоть на йоту хуже других (читайте также: «Синдром отличницы: почему навязанные обществом стандарты мешают карьере и личному счастью»). На самом деле это обратная сторона того же комплекса неполноценности, просто с противоположным знаком. Наша психика так устроена, что закрывает самую сильную боль от нас, и вот в такой причудливой форме не разрешает человеку испытывать боль от своих промахов.
Откуда это взялось? Чаще всего родители таких деток не разрешали им ошибаться, не давали им право промахнуться, требовали от них первых мест на школьных олимпиадах, ругали за четверки и так далее. Наедине ругали. Но при друзьях и соседях папа гордо говорил «мой сын самый умный», а мама вздыхала и умилительно складывала ладошки у лица. И ребенок понимал, что он обязан быть самым лучшим, что на ошибку он не имеет права и что промахнуться равно смерти. И его психика закрывает для себя даже вероятность такого сценария. Он начинает считать себя заведомо правым, а остальных дураками, чтобы не испытывать боль от собственного несовершенства.
Комплекс Дон Жуана
Иветта, Лизетта, Мюзетта и так далее до бесконечности. Такие мужчины считают, что чем больше женщин он очарует, тем больше в нем мужского (читайте также: «22 признака того, что он вам изменяет»). Своими «победами» он пытается доказать себе и окружающим, что его все любят и хотят, когда на самом деле под маской Дон Жуана всегда скрывается очень ранимый маленький мальчик, который не верит женщинам, которого предавали и теперь он запрещает себе испытывать глубокие эмоции, чтобы избежать боли и разочарования.
Почему так произошло? Какая-то значимая женская фигура (мама/бабушка/учительница/первая любовь), скорее всего, больно и жестоко поступила с его мужским достоинством, каким-то образом унизила его мужское эго, посмеялась над ним, как над мужчиной, причем совсем необязательно имели место прямые насмешки. Иногда мальчику достаточно пренебрежительного взгляда в какой-то острой и важной для него ситуации, связанной с его чувствами и эмоциями полового характера.
Для взрослого человека очень важно обладать информацией о происхождении своих комплексов и реакций, как минимум для того, чтобы легче понимать окружающих и себя самого. А для тех, кто сейчас выступает в роли родителей и воспитывает новое поколение маленьких людей — это невероятно полезная информация, которая поможет избежать грубых ошибок в воспитании и вырастить из своих детей счастливых взрослых, а не закомплексованных Наполеонов и Дон Жуанов.
Эксперт:
Психолог.
Фото: Getty Images
типов травм | Национальная сеть детского травматического стресса
Запугивание – это преднамеренное и нежелательное действие, совершаемое с намерением причинить социальный, эмоциональный, физический и/или психологический вред кому-то, кто часто воспринимается как менее влиятельный.
вид
Насилие в обществе — это подверженность преднамеренным актам межличностного насилия, совершаемым в общественных местах лицами, не состоящими в близких отношениях с жертвой.
просмотр
Комплексная травма описывает как воздействие на детей множественных травмирующих событий, часто инвазивного, межличностного характера, так и широкомасштабные долгосрочные последствия этого воздействия.
вид
К стихийным бедствиям относятся ураганы, землетрясения, торнадо, лесные пожары, цунами и наводнения, а также экстремальные погодные явления, такие как метели, засухи, сильная жара и ураганы.
просмотр
Ранняя детская травма обычно относится к травмирующим переживаниям, которые происходят с детьми в возрасте от 0 до 6 лет.
вид
Насилие со стороны интимного партнера (IPV), также называемое насилием в семье, происходит, когда лицо намеренно причиняет вред или угрожает причинить вред любому бывшему или нынешнему партнеру или супругу.
вид
Педиатрический медицинский травматический стресс относится к набору психологических и физиологических реакций детей и их семей на одно или несколько медицинских событий.
вид
Физическое насилие имеет место, когда родитель или опекун совершает действие, которое приводит к физической травме ребенка или подростка.
вид
Многие беженцы, особенно дети, пережили травму, связанную с войной или преследованием, которая может сказаться на их психическом и физическом здоровье спустя долгое время после того, как произошли события.
просмотр
Сексуальное насилие над детьми — это любое взаимодействие между ребенком и взрослым (или другим ребенком), при котором ребенок используется для сексуальной стимуляции преступника или наблюдателя.
вид
Торговля детьми в целях сексуальной эксплуатации включает в себя предоставление или получение чего-либо ценного (денег, крова, еды, одежды, наркотиков и т. д.) любому лицу в обмен на половой акт с лицом моложе 18 лет.
просмотр
Семьи и дети могут сильно пострадать в результате массового насилия, террористических актов или общественных травм в виде стрельбы, взрывов или других типов нападений.
вид
В то время как многие дети хорошо адаптируются после смерти, у других детей есть постоянные трудности, которые мешают повседневной жизни и мешают вспоминать положительные воспоминания о своих близких.
просмотр
Что такое детская травма? |
По данным Национального института психического здоровья, детская травма определяется как: «Переживание ребенком эмоционально болезненного или мучительного события, которое часто приводит к длительным психическим и физическим последствиям».
Плохие вещи случаются в жизни, когда дети растут. Некоторые из них очевидны, например, стихийное бедствие, разрушающее дом, физическое насилие или смерть родителя. Другие также могут пошатнуть чувство безопасности и благополучия ребенка, например, насилие в обществе или злоупотребление психоактивными веществами у родителя. Такие простые вещи, как попадание в автомобильную аварию или ребенок, который подслушивает частые и острые споры между своими родителями, могут быть травмирующими для некоторых детей.
Обучение тому, как понимать, обрабатывать и справляться с трудностями — даже с трагедиями — является естественной частью процесса развития ребенка. Но иногда дети застревают. Пережитое или повторяющееся переживание может вызвать у ребенка непреодолимое чувство страха и потери, заставляя его чувствовать, что он не в безопасности и не может контролировать свою жизнь. У некоторых детей эти чувства становятся настолько сильными, что мешают их дальнейшему физическому, эмоциональному, социальному или интеллектуальному развитию. Это детская травма.
Без внимания травма может иметь долгосрочные последствия для качества и продолжительности жизни человека. Но хорошая новость заключается в том, что есть вещей, которые вы можете сделать , чтобы сделать вашего ребенка менее восприимчивым к травме, определить реакции на травму и получить поддержку, необходимую для восстановления вашего ребенка.
Некоторые ведущие причины
К наиболее частым причинам детских травм относятся:
- Несчастные случаи
- Запугивание/киберзапугивание
- Хаос или дисфункция в доме (например, насилие в семье, психические заболевания родителей, злоупотребление психоактивными веществами или лишение свободы)
- Смерть любимого человека
- Эмоциональное насилие или пренебрежение
- Физическое насилие или отсутствие заботы
- Разлучение с родителем или опекуном
- Сексуальное насилие
- Стресс, вызванный бедностью
- Внезапное и/или серьезное заболевание
- Насилие (дома, в школе или в окружающем сообществе)
- Война/терроризм