Пути формирования мировоззрения: Мировоззрение — что это такое? Определение, особенности, принципы

Мировоззрение, его виды и формы

Содержание

    Рассуждая о человеке как личности, мы подробно рассмотрели свойственные ему характеристики. Одной из ключевых особенностей личности является наличие мировоззрения.

    Каждый из нас уникален. Неповторимость личности заключается в особенностях образования, воспитания, вкусов, привычек.

    В процессе воспитания и социализации каждый человек формирует собственную систему взглядов на мир. Кто-то считает, что «добро должно быть с кулаками».

    Другой, наоборот, не приемлет никакие формы насилия. Все это говорит нам о различиях в мировоззрениях людей.

    Стадии формирования мировоззрения

    Мировоззрение отражает отношение человека к окружающей действительности. Оно составляет отношение человека к миру в целом, а не к отдельным элементам.

    Иными словами, мировоззрение включает в себя научные, религиозные, этические, политические и иные взгляды личности на мир.

    Мировоззрение — целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

    В зависимости от соотношения компонентов и способов восприятия мира можно выделить следующие этапы:

    • Мироощущение — эмоционально-психологический компонент мировоззрения, который формируется из чувств и настроений. Например, художник Винсент Ван Гог видел в природе исключительную красоту и успокоение. Свое мироощущение он передал в своих картинах.
    • Мировосприятие — образ мира в наглядных представлениях. В результате чувственного восприятия действительности у человека формируется представление о мире.
    • Миропонимание — это познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения. Оно формируется на основе рационального объяснения мира. При изучении физики, химии, биологии ученикам объясняется с помощью законов природы устройство мира. Это помогает формировать миропонимание у людей.

    Стоит отметить, что формирование мировоззрения происходит постепенно. На самом базовом уровне, мироощущении, основную роль играют наши органы чувств. Мы познаем мир с помощью обоняния, осязания.

    На следующем этапе, мировосприятии, у нас складывается осмысленный образ окружающего в форме представлений. Мы приобретаем способность представлять себе как выглядит, например, лес, река, лужайка.

    Наконец, на финальном этапе, миропонимании, складываются обобщенные представления о мире. Мы не только можем представить себе как выглядит река, но еще и понять, откуда в ней берется вода и как она течет.

    С одной стороны, мировоззрение может формироваться стихийно. В этом случае оно возникает на основе обыденного опыта или под влиянием жизненных условий.

    Например, человек может столкнуться с предательством со стороны лучшего друга. Это событие может привести к тому, что в мировоззрении человека больше не будет доверия к людям.

    С другой стороны, существует осознанный путь формирования мировоззрения. Он основан на целенаправленной разработке фундаментальных принципов, идей, идеалов.

    Осознанно мировоззрение формируется путем воспитания или обучения в школе.

    {"questions":[{"content":"Совокупность представлений человека об окружающей действительности, включающее в себя его отношение к миру, чувства, идеалы, стремления называется [[input-1]]","widgets":{"input-1":{"type":"input","inline":1,"answer":["мировоззрение","мировоззрением"]}}}]}

    Структура мировоззрения

    В результате чувственного и рационального познания у человека формируется полноценное мировоззрение, которое состоит из нескольких структурных элементов:

    • Знания — систематизация результатов познавательной деятельности человека. Например, знание законов Ньютона у нас формируется в результате познавательной деятельности на уроках физики.
    • Принципы — основные правила и установки, которыми руководствуется человек в жизни. Например, человек может всегда помогать друзьям, стараться говорить прямо о том, что думает.
    • Идеи — мысли человека, которые выражают его отношение к определенному вопросу. Например, человек может предложить идею об организации школьного самоуправления.
    • Идеалы — образцы, к которым стремится человек. Существуют идеалы красоты, нравственности, справедливости.
    • Убеждения — представления человека об окружающем мире. Человек может быть убежден в том, что демократия является наилучшим политическим режимом, а свобода слова — высшей ценностью, которую следует защищать.
    • Духовные ценности — это набор понятий и принципов, которые формируют и обогащают внутренний мир человека. К духовным ценностям относят любовь, дружбу, уважение, понимание.

    Мировоззрение всегда тесно связано с тем историческим опытом, которое переживает общество. Окружающая историческая действительность оказывает глубочайшее влияние на мировоззрение человека.

    Например, в США жители северных и южных штатов испытывали глубокую неприязнь друг к другу еще в середине 19 века. Однако уже в начале 20 века все пришло в норму.

    Мировоззрение определяет общую направленность личности. Иными словами, направленность показывает желания и стремления человека.

    Она характеризует побуждающие мотивы деятельности, обуславливает поведение человека, его отношение к миру.

    Личность может обладать направленностью на достижение богатства или самореализацию себя в спорте или науке.

    В мировоззрении личности могут проявляться догматизм, скептицизм, критицизм.

    Догмы характеризуют твердые убеждения человека, а скептицизм подвергает все знания сомнению. Разумный критицизм позволяет сбалансировано оценить то или иное явление.

    Догматизм — форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, неподвижностью, стремлением к авторитарности.

    Скептицизм — философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления.

    {"questions":[{"content":"Соотнесите структурный элемент мировоззрения и пример[[matcher-1]]","widgets":{"matcher-1":{"type":"matcher","labels":["Знания","Принципы","Убеждения","Идеи"],"items":["Роман узнал на уроках географии, что климат в Африке теплее, чем в Скандинавских странах","Сергей взял за правило всегда доводить начатое дело до конца","Андрей твердо уверен в том, что Бог создал жизнь на Земле","Олег предложил собирать в школе пластик и отправлять его на переработку, чтобы заботиться об окружающей среде"]}}}]}

    Типы и формы мировоззрения

    Формы мировоззрения зависят от критериев, положенных в основу типологии.

    Типы мировоззрения принято разделять на прогрессивные и реакционные, если в основу классификации положить соотношение с общественным прогрессом.

    Формы мировоззрения могут зависеть от главенствующего явления, которому отдается предпочтение.

    Например, теоцентризм основывается на мировоззрении, отдающем предпочтение Богу. Антропоцентризм базируется на приоритете человека.

    Природоцентризм (предпочтение природе) и социоцентризм (предпочтение обществу) также являются разновидностями мировоззрения.

    В этой типологии выделяют еще наукоцентризм. Он основывается на научном знании.

    Типологии мировоззрения могут основываться на отношении к преобразованиям. Тогда выделяют такие типы мировоззрения, как революционное и консервативное.

    Революционное мировоззрение в своей основе имеет представление о необходимости преобразования окружающей действительности.

    В нем отдается приоритет новому и рискованному. Революционным мировоззрением обладали знаменитые ученые, совершавшие научные открытия.

    Консервативное мировоззрение, наоборот, во главу угла ставит сохранение существующего положения.

    Например, сторонники партии тори в Англии 17 века выступали за сохранение королевской власти и существовавших на тот момент привилегий.

    Мировоззрение может основываться на оценке общего хода исторических изменений. В таком случае формами мировоззрения являются оптимистическое и пессимистическое.

    Оптимисты верят, что мир возможно приблизить к идеалам добра, он движется в лучшую сторону. Человек, с точки зрения оптимиста, способен к безграничному развитию и самосовершенствованию.

    Пессимисты, напротив, верят в преобладание зла над добром. Для них будущее не обещает ничего хорошего, а все прогнозы говорят о том, что дальше будет только хуже. Человек обречен на страдания, и пути в светлое будущее не существует.

    Наконец, формы мировоззрения могут зависеть от способов отражения действительности. В данном случае отмечаем следующие типы:

    • Обыденное (житейское) — порождение повседневной жизни людей.
    • Религиозное — связано с признанием сверхъестественного начала на основе религиозных учений.
    • Философское — исходит из со­держания и способов достиже­ния обобщенных знаний о действительности. Содержит в себе нормы, ценности и идеалы, которые определяют цели, средства и характер деятельности людей.
    • Научное — основано на теоретическом осмыслении результатов научной деятельности людей.
    {"questions":[{"content":"Особый тип мировоззрения, который обусловлен верой в сверхъестественные силы, являющиеся предметом поклонения[[choice-1]]","widgets":{"choice-1":{"type":"choice","options":["Религиозное","Научное","Обыденное","Философское"],"explanations":["","наука основывается на знаниях","основывается на житейском опыте","ищет общие закономерности бытия"],"answer":[0]}}}]}

    В следующей части урока мы рассмотрим духовный мир личности.

    Формирование мировоззрения учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях

    

    Нет, и не может быть личности, не имеющей каких-либо представлений о мире и месте человека в нем. Представления эти могут быть примитивными, малообоснованными, ненаучными, научными, но они есть у каждого человека. Эти представления существуют в виде определенной системы взглядов и убеждений, сложившейся в результате индивидуального опыта. В соответствии со своей системой взглядов и убеждений человек ищет ответ на любой вопрос, поставленный жизнью. Нравственность человека, его экологическая культура, эстетические идеалы и т. п. есть не что иное, как проявление личного отношения человека к окружающей действительности, т. е. его мировоззрения. В конечном счете, мировоззрение обусловливает линию поведения людей и составляет основу решения всех остальных задач воспитания. Именно поэтому формирование личности — это, прежде всего формирование ее мировоззрения.

    Мировоззрение относится к числу важнейших характеристик личности, направляющих жизнь и деятельность человека через систему целей и ценностей. Начиная с первого класса, активно развиваются мировосприятие и миропонимание детей, их познавательные интересы. Школьники учатся наблюдать за явлениями природы, событиями общественной жизни. В этот период накапливаются знания, развивается мышление, формируется эмоциональный и моральный опыт учеников. Поэтому необходимо использовать основные элементы деятельности школьников на уроке, направленные на положительное отношение и принятие поставленной учителем задачи, активное восприятие и осмысление научных фактов, выяснение спорных вопросов, положений, новой информации, которые способствуют выработке уверенности в истинности получаемых знаний, закрепление и выявление связей и зависимостей между новыми и усвоенными идеями для систематизации, построение всех видов деятельности школьника.

    В формировании элементов мировоззрения у младших школьников наблюдаются два встречных процесса. С одной стороны, на основе сложившегося уровня воспитанности формируется отношение к миру. С другой стороны, усвоение мировоззренческих знаний постепенно не только углубляет это отношение, но и расширяет круг явлений, вызывающих такое отношение, делает его осознанным.

    Мировоззрение это целостная система взглядов на окружающий мир, представляющая собой совокупность философских, научных, политических, экономических, правовых, этических, эстетических и других понятий о месте человека в природе и обществе, характере его отношений к окружающей среде и к самому себе. Мировоззрение включает в свою сферу также убеждения, идеалы, жизненную и научно-теоретическую ориентацию, систему взглядов и ценностей, определяющих направление деятельности и отношение к окружающему миру, способы осознания действительности. Каждая учебная дисциплина в школе, давая учащимся, определенный круг знаний, способствует воспитанию мировоззрения. Оно складывается из элементов всех форм общественного сознания: философских, научных, политических, этических, эстетических и др.

    В мировоззрении обобщен опыт духовного и практического освоения мира. Ядром любого мировоззрения выступают философские взгляды, опирающиеся на обобщение знаний о природе, обществе и объясняющие закономерности природы.

    Мировоззрение — система философских, научных, социальных, политических, этических, эстетических и других взглядов и убеждений, отражающих в сознании человека общую картину мира и определяющих направленность его деятельности. Оно является результатом воспитания. Взгляды и убеждения как основные компоненты мировоззрения — это принятые человеком достоверные и эмоционально переживаемые представления о мире. Усвоение мировоззренческих аспектов сознания обеспечивается отбором содержания учебного материала, методами преподавания, выделением фундаментальных идей в каждой сфере деятельности, а также межпредметными связями. Взгляды и убеждения, как утверждают педагоги и методисты, формируются в коммуникативной, трудовой, общественной, художественной, технической, учебно-познавательной, исследовательской и других видах деятельности.

    Формирование мировоззрения — сложный процесс, осуществляющийся в течение всей жизни человека (особенно интенсивно в школьные годы, в период систематического овладения основами наук и опытом общественной жизни). При этом становление мировоззрения определяется, в первую очередь, содержанием учебных дисциплин в школе.

    В формировании мировоззрения предметы эстетического цикла занимают центральное место. Во-первых, искусство, развивая эмоционально-чувственную сферу ребенка, облагораживает, очеловечивает его знания, формирует эстетическое отношение к жизни. Во-вторых, целостное постижение произведения искусства через развернутый художественный образ, задействует все стороны психики ребенка: интеллектуальную (анализ), эмоциональную (проживание), деятельность (творческую). В-третьих, искусство, как и наука, может создавать целостную картину мира, рассматривать модели миропонимания и форм знаний, но делает это в единстве мысли и чувства, раскрывая возможности для получения универсальных знаний.

    К сожалению, истинное значение эстетического воспитания осознается до сих пор недостаточно.

    В современной школе эстетическое воспитание должно стать приоритетным направлением развития личности человека. Возрастает роль способности человека к синтезу и обобщению. Важным становиться развитие воображения, умение соотносить разнородный материал, способность человека гармонизировать мир, воспринимать его картину целостно. Эти способности развиваются у человека, прежде всего, за счет предметов эстетического цикла.

    Реальная картина педагогического процесса в школе характеризуется преобладанием рационально-логических способов познания, в которых доминирующим является анализ, членение, классификация, опора на понятийное мышление. Художественно-образные методы познания, лежащие в основе искусства и опирающиеся преимущественно на синтез, представлены в школе недостаточно. Постоянная апелляция к разуму и недогрузка эмоционально-образной сферы человека притупляет остроту чувственного восприятия и формирует природный ум ребенка.

    Именно искусство учит ребенка главному — умению сопереживать, сочувствовать, сострадать, смотреть на мир глазами другого человека — художника, композитора, писателя, поэта. Искусство учить и знать, и переживать. Знание, пропущенное через чувство, более многомерное, целостное.

    Задача формирования мировоззренияучащихся средствами изобразительного искусства требует раскрытия критериев, показателей, которые определяют собой качественный уровень формирования мировоззрения на определённых этапах обучения и воспитания школьников. Одним из основных критериев является сознательное усвоение конкретной системы знаний, умений и навыков по курсу изобразительного искусства (в каждом классе и в конце обучения изобразительному искусству в школе) и творческое использование этих знаний, умений и навыков в практической деятельности (в процессе рисования и в процессе анализа произведений изобразительного искусства на уроке, в музее, на выставке и т. д.). Успешное выполнение рисунка, широкое привлечение на различных уроках (истории, литературы, географии и др.

    ) знаний и умений по предмету изобразительного искусства, глубокий, содержательный анализ произведений, свободное оперирование знаниями в области изобразительного искусства в самых различных ситуациях — все это может служить определенной характеристикой указанного критерия уровня формирования мировоззрения, диалектико-материалистического подхода к действительности.

    В выдающихся произведениях художников как в фокусе собраны типичные явления жизни. Эти произведения заставляют по-новому смотреть на мир, подмечать его красоту. Умения и навыки в области восприятия и оценки художественных произведений повышают культурный уровень учащихся. Знания и навыки постепенно развиваются — начиная с элементарного умения рассматривать картину и разбираться в ее содержании до понимания художественных средств выражения, с помощью которых художник смог передать свой замысел.

    Беседы об изобразительном искусстве являются важным средством не только эстетического, но и, нравственного и патриотического воспитания учащихся.

    Во время бесед учитель показывает детям картины, в которых отражена природа нашей Родины, запечатлены события из истории страны, портреты людей, которые прославили Отчизну. Чем в более яркой и эмоциональной форме будет рассказано учителем о картине из жизни нашей страны, тем больше чувств вызовет она в ребенке, тем более рельефно отпечатается в его сознании.

    В беседах об изобразительном искусстве учащиеся получают начальные знания по истории русского и зарубежного искусства. Рассматривая произведения изобразительного искусства, школьники получают понятие о его мировом значении, национальном многообразии, богатстве творческих индивидуальностей их авторов, жизнеутверждающей силе. Причем школьников необходимо учить, не только раскрывать повествовательную сторону художественного произведения, но и анализировать его эстетическое содержание. Умея определить эстетические достоинства, изобразительно-выразительные средства произведения, ученик сможет объективно оценить его художественное значение.

    Изображение в художественном произведении людей с их делами и переживаниями всегда выражает определенное отношение к ним автора. Отсюда понятно, что произведения изобразительного искусства не только раскрывают человеку определенные чувства с неизвестной ему доселе глубиной, но и формируют его отношение к объектам и явлениям действительности, помогают выработать их моральную оценку. При этом следует указать на возможность активного проявления эстетического отношения у зрителя, воспринимающего произведения художника, поскольку эстетические чувства тесно связаны с нравственными оценками и убеждениями. То обстоятельство, что в эстетическое отношение включаются наши нравственные оценки и чувства, объясняет тот факт, что произведение искусства может не только вызвать у человека эстетическое наслаждение, но и побудить к определенным действиям и поступкам.

    Важным элементом формирования мировоззрения является развитие гуманистических взглядов. Гуманизм (от лат. humanus — человеческий) — это совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, безусловную ценность личности, а также отражающих заботу о благе людей, их всестороннем развитии. Понятие «гуманизм» отражает в концентрированном виде все оттенки ценностного отношения к человеку. Его основное ядро составляет признание человека как личности и утверждение блага человека в качестве критерия оценки деятельности всех социальных институтов, социоприродных и общественных отношений. Важнейшей стороной гуманизма является обращение к сущностным природным основам человека, к его внутреннему миру, духовному содержанию в целях достижения внутренней гармонии между социально детерминированными структурами личности и структурами, выражающими глубинную сущность каждого человека как личности. В то же время содержание традиционного понятия о гуманизме в настоящее время расширяется включением природной составляющей. Поэтому слово «гуманизм» используется не только в отношении «человек — человек», но и в отношении «человек — природа».

    Осознание своего внутреннего мира, а вместе с этим и осознание непреходящей ценности человека как единства его социальной и биологической природы — важная сторона развития гуманистических взглядов у подрастающего поколения. Это имеет непосредственное отношение к духовности и культуре личности. С точки зрения материализма, духовное — особый, высший результат материальной, общественно-исторической практики людей.

    Понятие духовности в настоящее время, как и гуманизм, рассматривается в тесной связи с природно-социальными отношениями.

    Благодаря духовности человек может воспринимать и осознавать себя частью окружающей его природы и всего реального мира Это позволяет осмыслить весь прошлый опыт становления человечества, а также взаимосвязи человека и природы, осознать их будущее взаимодействие и развитие. Формирование таких взглядов связано с раскрытием учебного содержания предмета «Изобразительное искусство».

    Опираясь на факты и реальность явлений живой природы, используя примеры ее движения и развития, раскрывая причинно следственные связи в природе, следует постепенно формировать у учеников научно-материалистическое мировоззрение.

    Воспитание мировоззрения, самостоятельного мышления, культуры труда, эстетическое и нравственное воспитание связаны между собой и обусловлены содержанием учебного материла по изобразительному искусству.

    Мировоззрение всегда формируется в деятельности. Учебный предмет поставляет ученику информацию (содержание), а философские взгляды формируются в процессе самостоятельной деятельности учащихся по усвоению и применению мировоззренческих идей. Учитель должен организовывать эту деятельность так, чтобы она способствовала проявлению и корректировке имеющихся убеждений.

    Процесс формирования мировоззрения — это, прежде всего процесс формирования мышления. Осознанность восприятия, понимание изучаемого — первое важное условие формирования научных взглядов. Учащиеся должны научиться обобщать, систематизировать, экстраполировать, видеть проблему и намечать пути ее решения, устанавливать межпредметные связи. Последние играют особенно значимую роль в формировании мировоззрения. Главная задача установления межпредметных связей заключается, пожалуй, именно в этом. Они способствуют развитию широты взглядов, формированию сначала художественной, а затем и естественнонаучной картины мира, возникновению потребности объяснять явления с материалистических позиций. На этой базе появляется уверенность в безграничных воспитательных возможностях искусства и в том, что это зависит от успехов в его постижении.

    Современная российская школа ориентирована в целом на формирование у учащихся научно-материалистических взглядов. Однако в новых учебниках и программах возможен отход от материализма к другим мировоззренческим концепциям.

    Сейчас при формировании мировоззренческих убеждений, установок учащихся разумно соблюдать уважение и терпимость к их взглядам, необходимые для самоопределения личности при свободном выборе решений и проявлении ответственности за свои поступки.

    Учителю изобразительного искусства важно руководствоваться основными положениями материалистического миропонимания при подборе и изложении материала художественного содержания, используя научное объяснение фактов, закономерностей, идей и приучая учащихся правильно осмысливать их. Такой подход обеспечивает формирование у учащихся убеждений в том, что явления происходящие в окружающей действительности объективны и протекают независимо от сознания человека.

    Мировоззрение — это система взглядов и убеждений человека, которая определяет его поступки по отношению к окружающей его природной и социальной среде.

    В каждом учебном предмете заложен большой потенциал формирования научного мировоззрения.

    Важнейшими структурными элементами научного мировоззрения являются знания, взгляды и убеждения личности.

    Основы научных знаний — фундамент мировоззрения. Процесс формирования мировоззрения, несомненно, начинается с усвоения основ научных знаний. Знания являются фундаментом, на котором базируется мировоззрение. Для того чтобы выражать свое отношение к чему-либо, быть в чем-то убежденным, надо это, прежде всего, знать.

    Наиболее существенным недостатком в знаниях учащихся в настоящее время является не то, что их мало, а то, что они не организованы в четкую структуру и не систематизированы. Учащиеся подчас не понимают, что — главное, что — второстепенное; где основной тезис в тексте учебника и что является его основанием, а что его следствием; что относится к области фактов, а что — к их теоретическому объяснению; что является определением понятия, а что — законом. Они часто учат все подряд, в результате чего приобретают набор сведений, не приведенный в систему, не «разложенный по полочкам», не имеющий четко осознанной структуры. Учащиеся должны приобретать не совокупность, а систему знаний.

    Однако наличие системы знаний не обеспечивает автоматически наличие убеждений. Нужны специальные педагогические усилия по переводу знаний в убеждения.

    Определяющим условием формирования научного мировоззрения является перевод знаний во взгляды, а взглядов — в убеждения.

    Чтобы знания превратились в личный взгляд, их надо каждому не только продумать, но и глубоко прочувствовать. Формирование взглядов обычно начинается с эмоциональной оценки фактов. Чаще всего она возникает в результате яркого образного показа событий, вызывающих сопереживание («оценка сердцем»). Сказанное позволяет сделать педагогически важный вывод: в процессе формирования мировоззрения надо искать такие способы, приемы воздействия, которые обогащают, перестраивают эмоциональный мир учащихся, развивают воображение, личностное отношение к действительности. Вот почему формирование познавательных интересов в процессе обучения изобразительному искусству имеет прямую связь с формированием мировоззрения школьников. Ни о каком формировании мировоззрения не может быть и речи, если ученик остается равнодушным к тому, что говорит учитель на уроке, если ему скучно.

    Рецепты тут дать трудно. С определенностью можно сказать лишь то, что в пробуждении эмоций огромную роль играет манера, стиль и тон учителя. У всех учителей они разные, и их нельзя нивелировать. Что должно быть у каждого — так это неравнодушие к излагаемым проблемам, а вот форма его проявления может быть разной. Неравнодушие учителя, широкое использование исторического материала, лучших образцов учебной и популярной литературы будут создавать у учащихся определенное отношение к миру и его познанию.

    Взгляды являются первой ступенью формирования мировоззрения. Они представляют собой оценочное суждение личности и оказывают определенное влияние на поведение человека. Но не всегда правильные взгляды подкрепляются соответствующими действиями и поступками. Взгляды — это только потенциальная готовность к действиям.

    Следующей ступенью формирования мировоззрения являются убеждения, которые выступают в роли побудительных стимулов к деятельности и более тесно связаны с поведением.

    Убежденность — это уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами. Убежденность формируется на основе синтеза научных знаний и жизненного опыта самих учащихся и проявляются в оценках, отношениях, поступках, поведении. Убеждения являются ядром и организующим началом мировоззрения. Мировоззрение, основанное на убеждениях, обусловливает активную жизненную позицию человека.

    Сложность перевода знаний в убеждения состоит в том, что убеждения, хотя они и формируются на базе знаний, не идентичны им и не являются высшим уровнем усвоения научных понятий, закономерностей природы, явлений искусства. Можно все знать и не быть убежденным.

    Переход научных знаний в убеждения можно представить в виде следующей схемы последовательных этапов: научные знания — личностное отношение к ним -потребность в отстаивании, использовании их — умение использовать, отстаивать, доказывать, опровергать, оценивать и т. д. Об убежденности можно говорить только тогда, когда знание человека прошло все этапы.

    Можно вычленить несколько условий, которые способствуют переводу знаний в убеждения. Обязательным условием этой работы является развитие у учащихся диалектического мышления. Для этого нужно вырабатывать ряд специальных интеллектуальных умений: умение рассматривать изучаемое явление с разных точек зрения; умение рассматривать изучаемое явление во взаимосвязи с другими; умение рассматривать изучаемый объект в условиях влияния различных факторов, воздействующих на него; умение рассматривать явления и события в развитии, видеть перспективу изменений; умение рассматривать изучаемое событие в конкретных условиях места и времени.

    Кроме диалектического мышления, переводу знаний в убеждения способствует:

    – последовательное выделение главного (генерализация знаний),

    – правильное толкование фактов,

    – доказательность, логическая убедительность и непротиворечивость теоретических выводов и обобщений;

    – использование всего фонда опыта и наблюдений;

    – раскрытие способов получения знаний в науке, соблюдение принципа историзма,

    – развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

    – пробуждение эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу,

    – связь обучения с жизнью;

    – личность учителя.

    Убеждениями становятся главным образом те мировоззренческие идеи, которые личность может применить в жизни. Нужно упражнять учащихся в применении этих идей в обсуждениях, упражнениях, дискуссиях, трудовой деятельности, изобразительном творчестве. Применение мировоззренческих идей в жизненном опыте самих учащихся — это еще одно важное условие формирования мировоззрения.

    Нельзя на одном уроке сформировать мировоззрение, однако на каждом уроке нужно создавать тенденцию к его формированию. Процесс формирования мировоззрения длится на протяжении всей жизни. Поскольку этот процесс связан с постоянными и непрерывными изменениями в общем развитии учащихся, то и система представлений, понятий и идей об окружающем мире на разных этапах школьного обучения будет не одинакова.

    Средствами проверки степени сформированности научного мировоззрения учащихся являются обобщающие уроки, где ставятся специальные вопросы, диспуты, сочинения на свободные темы, индивидуальные беседы, поступки учащихся в школе и за ее пределами.

    Показателями проявления убежденности учащихся являются:

    – неоднократная идентичная оценка учеником тех или иных фактов и положений;

    – постоянство высказываемых мнений;

    – уверенность и категоричность суждений;

    – самостоятельное оценочное отношение к явлению;

    – эмоциональность отстаивания своего мнения;

    – соответствие высказываемых суждений и поступков.

    Сложность процесса формирования научного мировоззрения заключается в том, что он протекает под воздействием многих факторов, в числе которых влияние социальной и домашней среды, обучения и воспитания в школе, средств массовой информации и др. Трудности связаны с тем, что эти факторы действуют на каждого по-разному, и в отдельных случаях — противоречиво.

    Воспитание подрастающего поколения всегда являлось важнейшей функцией школы. Воспитание — это процесс формирования у учащихся моральных представлений и понятий, черт характера, стремлений и чувств, поведения, т. е. процесс формирования их личности.

    Формирование личности подрастающего человека требует систематического и целеустремленного воздействия.

    Как соотносятся между собой воспитание и обучение? Это — процессы неразрывно связанные. Общепринятым поэтому считается понятие «учебно-воспитательная работа». Основным в теории обучения является принцип воспитывающего обучения.

    Однако обучение и воспитание имеют и свои специфические задачи, так как первое направлено на формирование знаний умений и навыков, а второе — на организацию жизненного опыта учащихся и выработку привычек поведения.

    Объективно связь обучения и воспитания выражается в том, что всякое обучение неизбежно воспитывает учащихся в определенном направлении, независимо от того, хочет или не хочет этого учитель. Процесс обучения невозможен без воспитания. Плохое обучение также воспитывает, но в отрицательном направлении, так как учитель являет собой пример нерадивого отношения к своим обязанностям.

    Воспитание у учащихся положительных качеств неразрывно связано с поведением и чертами характера учителя. Для того чтобы служить примером для своих учеников, учитель должен в первую очередь предъявлять самые высокие требования к себе самому. Эти требования состоят в образцовом выполнении своих обязанностей, хорошей подготовке всех уроков, в отличном выполнении педагогических рисунков на классной доске, в выполнении всех данных обещаний, в спокойном, ровном и благожелательном отношении к своим ученикам, в умении радоваться их успехам, поддерживать и помогать при затруднениях, в культуре речи и др.

    Независимо от того, какой предмет учитель преподает, он обязан решать на каждом уроке те или иные задачи воспитания. Нельзя сегодня обучать, а завтра воспитывать. Творчески работающий учитель должен уметь осуществлять воспитательное воздействие на уроке в единстве с его содержанием и организацией. При этом важно не то, сколько воспитательных задач решалось учителем на уроке, а насколько эффективно они были решены.

    Главным воспитывающим фактором урока остаётся личность учителя. Учитель, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, широкой эрудицией, постоянно следящий за развитием науки, культуры, искусства, политики и экономики, способен решать комплекс воспитательных задач на каждом уроке. Проследить, как выполняются воспитательные задачи, на одном уроке не всегда удается. По одному уроку вообще нельзя сделать объективных выводов. Материал для выводов о степени воспитательного воздействия может дать анализ 5–6 уроков у данного учителя в одном и том же классе.

    Мировоззренческие вопросы не решаются раз и навсегда. Каждый поворот жизни заставляет, побуждает снова и снова возвращаться к ним, подкрепляя или пересматривая свои прежние решения. В юности это делается наиболее категорично. Все изложенное выше позволяет сделать следующие выводы:

    1. Формирование научного мировоззрения — это процесс самостоятельного прохождения каждым школьником всех этапов от овладения знаниями до выработки убеждений. Формирование мировоззренческих взглядов и убеждений носит глубоко личностный характер. Простое заимствование мировоззрения в «готовом виде» у учителя, других людей невозможно.
    2. Формирование мировоззрения происходит одновременно и в единстве с усвоением учебного материала. Вся учебно-воспитательная работа в процессе обучения изобразительному искусству направлена на формирование научного мировоззрения, поэтому на уроках обычно отсутствует специально поставленная деятельность по формированию мировоззрения.
    3. Формирование мировоззрения будет тем успешнее, чем чаще происходит актуализация мировоззренческих знаний и убеждений.
    4. Работа по формированию мировоззрения школьников направляется и контролируется учителем не только путем сообщения знаний мировоззренческого характера, но и организацией деятельности учащихся.
    5. Задача формирования мировоззрения решается через последовательное осуществление нравственного, экологического, эстетического, трудового и других видов воспитания. Следовательно, научное мировоззрение составляет основу решения всех задач воспитания.

    Литература:

    1. Козлов В. И. Модель специалиста — учителя изобразительного искусства. Монография. — М.: «Прометей», 2001. — 207.
    2. Козлов В. И. Подготовка, проведение и анализ уроков изобразительного искусства в процессе педагогической практики. Учебное пособие — М.: МПГУ, 2006. — 113 с.
    3. Козлов В. И. Профессиональная подготовка учителей изобразительного искусства в вузе. Монография. — Набережные Челны: НГПИ, 2010. — 431 с.
    4. Веретенникова Л. К. Подготовка студентов к развитию творческого потенциала школьников. Монография. М.: «Альфа», 2008. — 276 с.

    Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, знание, научное мировоззрение, убеждение, взгляд, урок, формирование мировоззрения, умение, учащийся, учитель.

    Развитие и управление своим личным мировоззрением

    Каково ваше личное мировоззрение? Это актуально?

    У каждого свое мировоззрение. Слишком часто мы не думаем об этом, не говоря уже о том, чтобы культивировать это. В результате мы получаем мировоззрение, которое устарело и не поддерживает наш рост. Нам не мешало бы понять важность мировоззрения и научиться формировать здоровое.

    Узнайте больше, чтобы узнать, почему личное мировоззрение имеет значение и как изменить свое собственное.

    Осознаешь ты это или нет, но у тебя есть собственное мировоззрение. Чтобы расти духовно, вам необходимо мировоззрение, отражающее здоровый баланс между реальностью и вашим опытом. Чтобы развить здоровое мировоззрение, вам нужно постоянно сомневаться и пересматривать свое понимание реальности. В этом разделе исследуется, почему развитие личного мировоззрения способствует духовному росту, как отказаться от него, когда оно устарело, и как развить здоровое.

    Сила вашего мировоззрения

    Ваш рост в области дисциплины, жизненного опыта и любви равен росту вашего понимания мира и того, как вы в него вписываетесь. Это ваше личное мировоззрение. Хотя он есть у всех, большинство людей не осознают этого. Часто люди даже считают себя преданными традиционной «религии», хотя на самом деле их система верований указывает на что-то совершенно иное, чем выбранное ими мировоззрение.

    Например, на практике вы можете считать себя набожным католиком, но ваши личные убеждения указывают на врожденное отклонение от убеждений, которое могло бы мотивировать подлинную преданность. Возможно, ваша «официальная» религия осуждает гомосексуальность как грех, призывая своих последователей держаться подальше от «практикующих» гомосексуалистов, но лично вы в это не верите, имеете много близких друзей-геев и не питаете к ним страха или осуждения.

    Самым важным фактором в развитии вашего мировоззрения всегда является культура, в которой вы выросли. Мы склонны сопоставлять наши убеждения с убеждениями окружающих нас людей. Например, у вас больше шансов стать христианином в Америке, чем в Индии, где нормой является индуизм. Помимо вашей социальной культуры, на вас больше всего влияет мировоззрение ваших родителей. Вы наблюдаете за тем, как ведут себя ваши родители, вы переживаете, как они относятся к вам и другим, и именно это формирует ваше исходное мировоззрение.

    Навигация по личному мировоззрению

    Вы можете столкнуться с рядом проблем при навигации по личному мировоззрению.

    Проблема №1: Узкое восприятие мировоззрения

    У нас часто возникают трудности с формированием собственного мировоззрения частично из-за того, что наше представление о мировоззрении слишком ограничено. Существует распространенное мнение, что мировоззрение является теистическим (что оно требует Бога или веры в Бога). Этот ограниченный взгляд причиняет страдания, потому что понимание мира и своего места в нем у разных людей разное. На самом деле мировоззрение состоит из вашего определенного набора убеждений, как внутренних, так и внешних, о жизни, которые влияют на ваши мысли и поведение.

    Проблема №2: Перенос

    Первый опыт общения с «Богом» у вас происходит с вашими родителями, поэтому ваше мировоззрение во взрослом возрасте является результатом переноса. Этот ранний опыт часто заставляет вас формировать личное мировоззрение, не укорененное в вашей реальности. В детстве природа Бога и природа наших родителей неотличимы. Если наши родители любящие, прощающие и миролюбивые, мы будем верить, что Бог и мир тоже такие. Если наши родители властны, наказывают и ведут себя хаотично, именно так мы будем воспринимать Бога и мир. Если наши родители небрежны, мы можем считать Бога или мир безразличными и так далее.

    Проблема №3: ​​Противоположные точки зрения

    Мы живем в мире с огромными массами людей, которые имеют совершенно разные представления о природе мира и все же должны сосуществовать. Из-за микроопыта взросления каждого человека каждый считает свое мировоззрение универсальным, а не относительным. Это создает конфликт. Что еще более усложняет ситуацию, большинство людей не имеют реального представления о том, каково их мировоззрение. Они не осознают своих собственных предположений и слепых зон, и тем не менее считают, что полностью осознают.

    Решение: Пересмотрите и пересмотрите

    Никакое устаревшее мировоззрение не будет адекватным для растущего человека. Принять чужое мировоззрение — значит принять их понимание реальности. Если вы сделаете это, вы будете выражать себя через это унаследованное понимание, а не через свое собственное. Это приводит к тому, что вы делаете, говорите, думаете и верите в то, что не отражает того, кто вы есть или как вы видите мир. Чтобы расти духовно, вам нужно активно подвергать сомнению все, во что вы верите. Он начинается с того, что больше не доверяет исходной системе убеждений и заставляет ее заслужить свое место, подвергая сомнению ее обоснованность.

    Чтобы развить реалистичное личное мировоззрение, вы должны быть готовы пересмотреть свое понимание внешней и внутренней реальности, чтобы интегрировать новые знания. Вам необходимо постоянно расширять свое понимание большого мира и своего места в нем. Это практика пересмотра ваших карт реальности, как отмечалось в первом разделе книги. Вы начинаете этот процесс с того, что сначала отвергаете мировоззрение своих родителей (поскольку оно всегда более узкое, чем ваше) и заменяете его мировоззрением науки.

    Например, возможно, вы всю жизнь верили, что, чтобы быть хорошим человеком, вы должны ставить потребности других выше своих собственных. Вы можете подумать, откуда взялось это убеждение, и обнаружить, что оно было привито вам вашими родителями, которые научили вас пренебрегать своими потребностями, чтобы сосредоточиться на других. Чтобы пересмотреть это убеждение, вы можете спросить себя, имеет ли оно рациональный смысл. Из тех, кого вы знаете в своей жизни, определите тех, кто ставит свои потребности выше других, тех, кто ставит потребности других выше своих собственных, и тех, кто занимает более золотую середину. Влияют ли их различные подходы на качество их характера? Они счастливы или несчастны? Что вы чувствуете, когда ставите потребности других выше своих собственных? Возможно, есть другой подход, который позволит вам позаботиться о себе и поддержать других?

    Научный метод

    Изначально ваш путь к личному мировоззрению должен основываться на знаниях, а не на вере. Вам нужно учиться, чтобы освободиться от мировоззрения, установленного годами вашего становления. Обучение способствует расширению себя и, следовательно, расширению вашего мировоззрения. Будьте готовы отпустить свое ограниченное видение, чтобы принять более широкое видение. Удобнее сохранить старую дорожную карту, но только в краткосрочной перспективе. В конечном счете, принятие дискомфорта пересмотра обогатит ваш рост.

    Чтобы высвободить свое унаследованное мировоззрение, вам необходимо тщательно оценить его достоверность с использованием научных принципов. Разработав новое мировоззрение, вы можете использовать те же принципы для его пересмотра и поддержания: 

    • Вселенная осязаема, и ее следует изучать.
    • Вселенная подчиняется законам природы, что делает ее предсказуемой.
    • Чтобы точно работать с законами, нужно использовать научные методы для их проверки.
    • Это можно сделать только путем прямого наблюдения и опыта.
    • Процесс и результаты наблюдений или опыта должны быть воспроизведены (должно быть подтверждено, что другие получат те же результаты с тем же процессом).

    Чем весомее ваше личное мировоззрение, тем больше оно способствует вашему росту и благополучию.

    Три фактора, формирующие наше мировоззрение

    Три фактора, которые формируют наше мировоззрение

    То, как мы думаем, различаем и принимаем решения, оказывает большое влияние на наше мировоззрение.

    По всей жизни
    06 ноября 2015 г.

    • Поделиться в Facebook
    • Поделиться в Twitter
    • Поделиться в LinkedIn
    • Электронная почта
    • Дополнительные параметры

    На нашем недавнем симпозиуме Whole Life Хосе Филип из Международного служения Рави Захариаса представил концепцию мировоззрения. У всех есть мировоззрение, признают они это или нет. Чаще всего они не говорят об этом просто потому, что не знают. Это потому, что спрашивать кого-то, каково его или ее мировоззрение, все равно, что пытаться попросить рыбу описать, насколько мокрая вода. Вы понятия не имеете, что это такое; ты просто в нем. Тем не менее, ваше мировоззрение определяет все в вас.

    Что такое мировоззрение?
    Прежде всего, давайте определим, чем оно не является. Дело не в физической реальности мира, в котором мы с вами живем; это наука. Вместо этого, вот что такое мировоззрение и что оно значит для нас:

    1. Это метафизическая, или философская, или идеологическая реальность мира, в котором мы с вами живем.
    2. Он управляет тем, как мы живем, а не где мы живем. Он определяет, почему мы живем, для чего мы живем, что мы ценим, что мы отвергаем, чем мы увлечены и что мы ненавидим.

    Из чего состоит наше мировоззрение?
    Помимо понимания того, что наше мировоззрение делает для нас, нам также необходимо знать, что есть несколько категорий, которые формируют наше мировоззрение:

    1. Когнитивные: Как мы думаем . Это центральное. Не позволяйте никому отнять это у вас или у следующего поколения, которым вы имеете честь воспитывать или служить. Как люди думают, так они и будут жить. Все остальное следует из этой первой категории.
    2. Мораль: Как мы различаем добро и зло . Мы не можем принять моральное решение, не имея четкого представления о том, что правильно и что неправильно. Наше познание и наша мораль — как две стороны одной медали. Как думаем, так и живем. Если мы думаем, что что-то в порядке, даже если это неправильно с моральной точки зрения, мы поступим неправильно.
    3. Прагматичный: Что мы делаем с правильным и неправильным . Слышали фразу «цель оправдывает средства»? Это убеждение гласит: «Неважно, что я делаю, лишь бы я выполнял свою работу». Думаю об этом. Действительно ли цель оправдывает средства? Не совсем. Но мы, кажется, думаем об этом именно так, не так ли? Мы делаем это все время. Каждый раз, когда мы попадаем в ситуацию, в которой это может повлиять на нас, первое, что у нас вызывает искушение пойти на компромисс, это не то, что мы делаем, а то, как мы это делаем.

    Это три фундаментальные вещи, которые формируют наше мировоззрение. Понимание и определение этих способствующих факторов поможет нам укрепить наши ценности и направит нас к тому, как жить.

    Знаете ли вы, , как вы думаете, как различаете правильное и неправильное и что вы делаете с правильным и неправильным? Почему бы сегодня не воспользоваться моментом и не изучить свое мировоззрение? Если вы заметили несоответствия, предпримите активные шаги, чтобы укрепить основу своего мировоззрения, чтобы вы могли жить согласно библейским ценностям во всех аспектах своей жизни.

    © 2015 Вся жизнь. Все права защищены.

    Развивайте сострадание в наших детях с раннего детства

    Опубликовано 24.07.2014
    Исчезновение самолета Mh470. Крушение корейского парома. Борьба и кровопролитие на Ближнем Востоке…

    читать дальше

    Что такое христианское мировоззрение?

    Опубликовано 15.

Добавить комментарий