Чувственное и рациональное познание
Чувственное и рациональное познание отличаются тем, что первое опирается в процессе познания мира на конкретные человеческие чувства, образы, возникающие под влиянием объективной реальности, а второе — на умозаключение и в целом на работу разума.
Какие конкретно есть формы чувственного и рационального познания, вы узнаете далее, если прочитаете эту статью до конца. Мы кратко разберем на примерах и формы обоих видов.
Чувственное познание
Для подготовки к ЕГЭ важно понимать, что чувственное познание — это вид познавательной деятельности, который опирается при получении информации от окружающего мира на органы чувств человека.
У человека есть несколько таких чувств:
Тактильное восприятие (осязание) — это непосредственные ощущения, возникающие от соприкосновения тела человека с другими предметами. Например, ты можешь прикоснуться к траве рукой, и ты почувствуешь, какая она — мокрая от росы, или теплая от солнца?
Визуальное восприятие. Обычный человек получает 99 % информации об окружающем мире с помощью зрения. Наши глаза — уникальный оптический инструмент, который способен воспринимать цвета, интенсивность и передавать в мозг очень точную информацию об увиденном. На основании зрения возникают образы в сознании — отпечатки реальных объектов в нашем разуме.
Слух — это восприятие звуковых колебаний. Благодаря им ты отличаешь гавканье собаки от слов, которые произносят другие люди.
Обоняние. У каждого человека есть нос, благодаря которому мы можем улавливать запахи и на их же основе формировать образы объектов. Например, ты идешь после школы домой — голодный, и когда поднимаешься по лестнице, чувствуешь вкусный запах курочки с картошечкой. И в твоем сознании сразу возникает образ большого блюда с поджаристой курицей и картошкой, рядом стоит холодный квас и нарезан лучок…. М-м-м! Но это всего-лишь образ, созданный твоим обонянием и силой разума.
Вкус. У каждого человека есть язык, который позволяет чувствовать все оттенки вкуса, существующие в этом мире.
На основании этих 5 чувств, существует три основных формы чувственного восприятия, которые очень любит спрашивать любой экзамен по обществознанию:
Ощущение — это процесс непосредственного воздействия окружающих объектов и мира на органы чувств человека. Когда ты непосредственно, что-то наблюдаешь или чувствуешь. Причем не важно как: зрением ли, обонянием, осязанием или слухом.
Восприятие — это целостное отражение объекта в твоем сознании на основании ощущений. Например, маленький ребенок увидел впервые кошку. Он ее трогает, играет, слушает, как она мяукает. На основании этого возникает целостный образ кошки: такого теплого существа с коготками, с которым можно поиграть.
Итак, восприятие почти всегда создает целостный образ, оно избирательно, и осмысленно
Представление — это формирование наглядного образа объекта, с которым человек ранее вступил в контакт. Оно напрямую связано с сформированным образом объекта. Например, маленький ребенок просыпается утром и вспоминает кота, какой он пушистый, мягкий и теплый. И он хочет снова с ним поиграть.
Важно понимать, что чувственное познание напрямую связано с таким видом познания как искусство.
Рациональное познание
Рациональное познание, в отличие от чувственного — это процесс опосредованного познания мира посредством логического мышления, включающего в себя обобщенное, абстрактное отражение реальности и информации о ней посредством следующих методов: синтез, дедукцию, индукцию и другие методы.
Формами чувственного познания являются:
Понятие — это мысль, которая отражает обобщенные свойства объектов объективной реальности. Понятия отражаются в терминах, которыми люди оперируют. Понятия бывают единичные (Луна, Земля, дорога), и общие, включающие в себя другие понятия, более узкие по смыслу (Евразия, социальная группа, стратификация и пр.)
Суждение — это оценочная мысль об объекте или явлении окружающего мира. Простейшая оценка: истинно некоторое утверждение, или ложно.
Умозаключение — это цепь суждений, в результате которых происходит формирование принципиально нового суждения. Например, ученый изучил все достижения науки в какой-то области, и сделал вывод, что все они ученые до него были не правы, потому то и потому то.
Наука опирается именно на рациональное познание мира.
Важно понимать, что оба эти вида познания представляют собой в философии ступени единого процесса познания, они тесно взаимосвязаны между собой
Поделиться в соц. сетях
Рациональное познание в отличие от чувственного
12
Тема: «Познание»Часть А. Выберите один вариант ответа.
Восприятие — это
1) форма рационального познания,
2) присущее только человеку психическое свойство,
3) способ объяснения мира,
4) форма чувственного познания.
В каких формах проявляется рациональное познание?
1) ощущение, восприятие, представление,
2) понятие, представление, умозаключение,
3) понятие, суждение, умозаключение,
4) представление, суждение, ощущение.
Рациональное познание в отличие от чувственного
1) присуще только образованным людям,
2) формирует понятие о предмете,
3) является критерием истины,
4) приводит к полезным результатам.
1) обновляет знания об окружающем мире,
2) формирует наглядный образ предмета,
3) осуществляется в форме ощущений, восприятия и представления,
4) использует логические умозаключения.
Рациональное познание в отличие от чувственного
1) отражает форму предмета,
2) создает зрительный образ предмета,
3) сравнивает существенные признаки предметов,
4) определяет пространственное расположение предметов.
Отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств в виде целостного образа, называется
1) понятием,
2) ощущением,
3) восприятием,
4) представлением.
Мысль, отражающая предметы или явления в их общих и существенных признаках, называется
1) понятием,
2) Представлением,
3) восприятием,
4) выводом.
Чувственное познание, в отличие от рационального
1) создает наглядный образ предмета,
2) использует логические выводы,
3) обогащает наши знания о мире,
4) дает субъективное знание о предмете.
И чувственное, и рациональное познание
1) направлены на получение истины,
2) опираются на представления о предмете,
3) начинаются с субъективных ощущений,
4) отражают существенные свойства предметов.
Что из названного является этапом чувственного познания
1) восприятие,
2) суждение,
3) наблюдение,
Эмпирические научные знания добываются в процессе
1) математического анализа,
2) построения теорий,
3) наблюдений,
4) систематизации знаний.
В научном познании истина достигается с помощью
1) выдвижения гипотез,
2) прозрения и откровения,
3) астрологического исчисления,
4) создания художественного образа.
Что характеризует понятие как форму рационального познания?
2) утверждение или отрицание чего-либо о познаваемых предметах и явлениях,
3) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, непосредственно воздействующих на органы чувств,
4) процесс получения новых суждений на основе уже имеющихся согласно законам логического мышления.
Высказывание, соединяющее вместе несколько суждений: «Боги бессмертны. Зевс – верховное божество. Следовательно, Зевс – бессмертен», является примером
1) представления,
2) восприятия,
3) понятия,
4) умозаключения.
Решающую роль в познании отводили мышлению
1) эмпирики,
2) рационалисты,
3) агностики,
4) идеалисты.
Агностики отрицают
1) рациональное познание,
2) возможность обрести истину,
3) чувственное познание,
4) материальный мир.
И чувственное, и рациональное познание
1) формирует наглядный образ предмета,
2) направлено на получение знания о предмете,
3) использует теоретическое обобщение,
4) начинается с ощущения.
И чувственное, и рациональное познание
1) формирует знания и представления о предмете,
2) Использует логические умозаключения,
3) начинается с ощущения,
4) дает наглядный образ предмета.
И чувственное, и рациональное познание нацелено на
1) теоретическое осмысление действительности,
2) приобретение истинных знаний об окружающем мире,
3) опровержение существующих научных теорий,
4) восприятие окружающего мира.
Что из перечисленного характеризует эмпирический уровень научного познания?
1) наблюдение отдельных фактов и явлений,
2) объяснение изучаемых фактов и явлений,
3) фиксация обобщений в форме законов,
4) выдвижение и обоснование гипотез.
Какой метод получения знаний используется на теоретическом уровне научного познания
1) описание научных фактов,
2) проведение наблюдений,
3) описание экспериментальных данных,
4) выдвижение гипотезы.
Какой из перечисленных примеров относится к научным знаниям?
1) мифы о героях,
2) мудрость «Тише едешь – дальше будешь»,
3) наблюдение: при удалении размеры предмета уменьшаются,
4) теория относительности.
Что из перечисленного относится к научным знаниям
1) библейская легенда о сотворении мира,
2) китайские мифы о сотворении людей из глины,
3) вывод об уровне образования Древней Руси, полученные на основании исследования берестяных грамот,
4) сообщение Геродота о племенах людей с собачьими головами, обитавших в степях Северного Причерноморья.
Какое из перечисленных утверждений является научным?
1) время течет повсюду одинаково и ни от чего не зависит,
2) судьба человека зависит от расположения звезд в момент его рождения,
3) электрический ток течет по проводам так же, как и вода по трубам,
4) существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям.
| |||||||||||||||||||||||
Поиск по ключевым словамРасширенный поиск Книги для поиска: советы по поиску
Из года публикации: 20052004200320022001200019991998199719961995199419931992199119 | 919881987198619851984198319821981198019791978197719761975197419731972197119701969196819671966196519641963 19621961196019591958195719561955195419531952195119501949194819471946194519441943194219411940 до 200520042003200220012000199 9199819971996199519941993199219911991988198719861985198419831982198119801979197819771976197519741973197219711970196919 681967196619651964196319621961196019591958195719561955195419531952195119501949194819471946194519441943194219411940 90 067 Показать все книги общедоступные книги [?] |||||||||||||||||||||||
Открытый доступ SCIRP
Издательство научных исследований
Журналы от A до Z
Журналы по темам
- Биомедицинские и биологические науки.
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение.
- Информатика. и общ.
- Науки о Земле и окружающей среде.
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные науки. и гуманитарные науки
Журналы по тематике
- Биомедицина и науки о жизни
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение
- Информатика и связь
- Науки о Земле и окружающей среде
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные и гуманитарные науки
Публикация у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Публикуйте у нас
- Подача документов
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Недавно опубликованные статьи |
Недавно опубликованные статьи |
Следуйте SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. |