Расшифровка детского рисунка: Расшифровка детского рисунка в психологии

выясняем возможные проблемы и тревоги ребенка

Здравствуйте, мамы и папы!

Психологами давно установлен тот факт, что при помощи рисунка можно ответить на многие вопросы. Составить конкретный психологический портрет автора, рассказать о чертах характера, его потребностях и желаниях, а так же выявить слабые стороны и тревоги.

Содержание

  1. Зачем нужно анализировать детские рисунки?
  2. Цвета в детском рисунке
  3. Детали и элементы рисунка
  4. Рекомендации для родителей

Зачем нужно анализировать детские рисунки?

Что нам дает анализ детского рисунка? Психологи довольно часто используют рисование в психологических работах с маленькими детками. Посредством рисунка вы узнаете о том, чего никогда не услышите от самого ребенка.

В силу своего возраста он может не идти на контакт, не может правильно сформулировать свои мысли и дать правильную оценку, как ситуации в целом, так и объяснить, что его тревожит и с чем связаны его опасения, надежды, мечты и желания.

Подсознание маленького человека хранит все ответы на поставленные вопросы и поможет нам достать эти ответы именно рисунок. Дети чаще всего редко задумываются над смыслом нарисованного.

Рисуют интуитивно, эмоционально, они все в рисунке, в той жизни, которую творят на бумаге. Это их фантазия, их мир, их волшебство. Здесь и кроется ключ к детскому подсознанию, к детской душе.

Безусловно, полнейший анализ детского рисунка, его интерпретация как отдельных деталей, так и картины в целом и рекомендации для родителей, вам даст только опытный психолог. Но знать основы шифрования детского творчества никому не помешает, тем более маме, желающей только всего наилучшего для своего малыша.

Для маленького ребенка, от 3 лет, вы можете уже делать небольшие выводы. В этом возрасте дети уже начинают более сознательно относиться к изобразительному искусству, они могут нарисовать что-то конкретное, присутствует сюжет и определенные персонажи.

Но серьезно анализировать детские творения можно только после 4 лет. Благодаря всему, что можно узнать из рисунка, можно скорректировать поведение ребенка, его успеваемость, что позволить поправить ситуацию в положительную сторону.

Цвета в детском рисунке

Цвета, которыми ребенок наполняет свое произведение, играет главную и самую значимую роль.  Да, ребенок может использовать в своих работах многие цвета, но как правило, дети тяготеют изначально к какому-то одному цвету, какой-то один все равно ближе всех других. Так сказать любимый цвет, на него стоит обратить внимание. Подробнее о любимом цвете ребенка здесь.

Если ребенок в своих рисунках использует много цветов, это может говорить о разносторонней личности, о цепкой хватке, что ребенка ничего не беспокоит в данный момент. Нежели, когда используется один — два цвета из всего обилия предложенных. Это говорит об обратном, что есть что-то конкретное, что его беспокоит.

Детали и элементы рисунка

Вообще, посмотрев на детский рисунок можно понять его интуитивно, какие чувства и эмоции испытывает автор, сразу можно отследить, что у него не все благополучно. Об этом могут рассказать определенные элементы и конкретные детали рисунка:

  • Обычно дети рисуют пейзажи или людей на них, домики, поля и просторы, горы, цветы, деревья, луга, друзей, семью. Все это нормально. Но если, ребенок начинает рисовать кота с когтями, или тигра зубастого.

Вообще, страшных зверей, реальных или выдуманных, это может говорить о внутреннем дискомфорте, переживаниях, страхе, скрытой агрессии. Иногда такое произведение можно получить после похода в цирк или зоопарк, а также после просмотра мультика, в этом случае ребенок получил яркое впечатление и отразил его на бумаге.

  • Самого значимого персонажа ребенок обязательно разместит в центре своей картины. Это касается не только людей, но и животных или предметов.

Если в середине рисунка ничего не нарисовано, нет каких-то объектов, то это может говорить о неуверенности ребенка или заниженной самооценке.  Если в центре ребенок рисует какие-то предметы или вещи, что-нибудь не живое, то это может говорит о том, что ребенок большое значения придает своим играм, игрушкам и материальным ценностям, нежели отношениям с людьми.

  • Если кого-то из близких или друзей нарисует в самом углу, то это повод для обновления отношений, возможно есть проблемы в отношениях с этим человеком. Если ребенок рисует себя в углу, это может означать, что ему одиноко, не хватает заботы и внимания, нежелание общаться, возможно страх перед обществом.
  • Если мы видим людей, которые держатся за руки или обнимаются, что довольно часто дети рисуют, то это ребенок вам доверяет, в ваших отношениях присутствует тепло и доброта.
  • Если у людей слишком тонкие руки и ноги, это может означать, что ребенок не уверен в своих силах, боится начинать что-то новое.
  • Если ребенок рисует слишком яркие одежды и делает акцент на нарядах своих героев, значит для него важно, как он выглядит в глазах окружающих, что они о нем думают, хочет чтобы его заметили.
  • Большая голова говорит о том, что его разум доминирует над его чувствами и он способен их контролировать.
  • Фигуры и предметы не касаются земли и возникает ощущение, что они висят в воздухе, говорит о мечтах и фантазиях автора.
  • Если слишком выделена линия горизонта, автор хотел ее подчеркнуть, говорит о приземленности, люди расположенные ниже горизонта, говорят так же о заниженной самооценке, выше о завышенной.
  • Если ребенок рисует только предметы и животных, но избегает людей, то возможны проблемы в общении.
  • В возрасте от 4,5 до 12 лет мальчики могут рисовать войну, пожары, сражения, солдатов — это не считается отклонением. Вполне нормальное явление и соответствует уровню развития ребенка. Мальчик ассоциирует себя с мужчиной и эмоционально готовит себя к этой роли. Так же девочки в этом возрасте рисуют себя принцессами, феями и невестами, что говорит о признании  роли женщины.
  • Если персонажи держат руки в карманах или за спиной, возможна ложь и недоверие в семье, с друзьями.
  • Дети редко рисуют своим героям уши, но если таковые присутствуют, значит он считается с мнением взрослых и прислушивается к нему.
  • На детских рисунках обычно всегда есть солнце, это признак тепла и благополучия.
    Но если на рисунке, что-то отгораживает его от солнца, значит в жизни этот человек лишает его тепла и ласки.

Рекомендации для родителей

Если вас что-то насторожило в рисунке ребенка не торопитесь с выводами. Один рисунок еще не дает повода для беспокойства, возможно это сиюминутный порыв, который отразился на бумаге. Важно пронаблюдать серию рисунков за определенный период. Например, если в течение месяца малыш использует одно и тоже.

На что рекомендуется обратить внимание или первые тревожные звоночки:

  1. Если ребенок рисует своим героям непропорционально большие глаза, это означает, что ребенок чего-то боится.
  2. Если кого-то из близких ребенок никогда не рисует, или рисует в стороне, это связано с недоверием ребенка к этому человеку.
  3. Ребенок не рисует себя, значит он не может найти себя, считает себя лишним.
  4. Все члены семьи находятся поодаль друг от друга, да еще и между ними нарисованы различные предметы, это говорит о дисбалансе отношений в семье, возможны ссоры и недопонимание.
  5. Обилие коричневого цвета, обратите внимание на здоровье вашего ребенка.

Рисуйте и будьте счастливы!

Буду рада увидеть в комментариях обсуждения рисунков ваших деток.

Пока, пока!

С уважением, Юлия Полонская

Как анализировать детские рисунки? | PSYCHOLOGIES

РодителямПознать себя

Квадрат — это будет дом, треугольник — его крыша, а сверху — солнечный круг. Примерно так ребенок 3–4 лет впервые рисует домик. И эти первые художества очень интересуют психологов, ведь они невероятно много способны рассказать об их маленьком авторе.

«Эти геометрические формы — универсальный, символический язык, которым пользуются дети, чтобы выразить себя, — объясняет психоаналитик Варенка Марк. — Рисунок дома передает то, как они ощущают себя в окружающем их пространстве, то, как чувствуют свое тело. Например, если на рисунке домик заваливается набок, стоит неустойчиво, ребенок, скорее всего, тоже «не чувствует почвы под ногами», растерян или чем-то угнетен».

Однако не стоит сразу же бить тревогу, если в детском альбоме вдруг появились черные тучи с молнией или уж слишком скособоченный замок: «Его ощущение собственного тела постоянно меняется, так же меняется и рисунок — в зависимости от возраста и волнующих ребенка чувств».

Дети бессознательно передают через рисунок дома свой внутренний мир, рассказывают о себе лишь до 6–8 лет

Ребенок постарше уже внимательнее к окружающей действительности и, рисуя, воспроизводит детали реальных домов. «В рисунке больше проявится его отношение к тому, что «вовне», — заключает Варенка Марк. — Но и этот сюжет необычайно интересен!»

Пятилетняя Карина отказывалась общаться с окружающими. Ее работа с психологом длилась почти два года: по рисункам, которые девочка делала во время сеансов психотерапии, можно проследить, к каким впечатляющим изменениям привели эти занятия.

Сентябрь: она не общается

«Узкий, тесный дом без окон — и значит, без сообщения с внешним миром, дверь, которую невозможно открыть, передают внутреннее состояние девочки: она чувствует себя зажатой, скованной. Однако яркие краски и устремленные вверх формы рисунка выражают ее желание выбраться из этого состояния.

Нежные цветочки — маленькие живые существа — возможно, напоминают девочке о безмятежном состоянии младенчества. Это и переживание эдипова периода: цветы — словно множество маленьких дочек, которыми девочка хотела бы порадовать своего отца».

Январь: Карина открывается миру

«В рисунке дома появляются два новых элемента: небольшое окно наверху (девочка еще не готова открыться, но она наблюдает за тем, что происходит вокруг) и труба на крыше — связующее звено между домом (ребенком) и небом (окружающим миром). Дым из трубы навевает мысли о теплой атмосфере семьи.

Образы родителей — деревья около дома; кажется, что они охраняют его, оберегают. Дерево слева символизирует твердую фигуру отца; то, что справа, с цветущей кроной, соотносится с матерью, у которой можно найти ласку и защиту».

Май: она себя утверждает

«У дома появились четкие контуры, а это значит, что Карина чувствует себя увереннее, чем раньше. На рисунке теперь два окна: она все еще наблюдает за миром, но большое окно красного (активного) цвета говорит о том, что девочка готова начать общаться.

Количество окон и дверей в нарисованном доме соответствует числу членов ее семьи: признав за родителями их место, Карина может найти свое и отстаивать его».

Март: Карина нашла свое место

«10 месяцев спустя дом приобретает заметные размеры — Карина стала увереннее. Солнце, яркий образ силы и могущества, также говорит о том, что девочка чувствует себя лучше. Труба исчезла, зато прилетели птицы — символ общения и духовных устремлений.

Исчезли деревья (Карине не нужны больше опоры), на окнах появились занавески — своего рода «веки на глазах»: ребенок теперь способен не только открыться, но и защитить свое внутреннее пространство от вторжения извне».

Источник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

Как достигать целей в период неопределенности: 7 правил

Сериал «Король и Шут» оправдывает надежды и вызывает ностальгию: комментарии зрителей и психолога

«Любовь парня к аниме-девушкам с большой грудью бьет по моей самооценке»

Работа с пограничным расстройством личности: техника ментализации

Голова болит с похмелья? Как привести себя в порядок — советы врача

От Эдипа до Нарцисса: как изменилось воспитание детей — взгляд нейропсихолога

«Свекровь шантажирует и давит на жалость. Как помочь мужу справиться с этим?»

«Мужчина должен решить, кто ему важнее: его „женщина для секса“ или я»

Как расшифровать детские рисунки? Объясняет графолог

Эксперт по анализу почерка делится советами о том, как родители могут расшифровать рисунки своих детей.

Рисунок ребенка — это не просто сочетание карандашных штрихов и оттенков, он может рассказать больше о том, что он чувствует, что он видит в качестве своей цели, как он хочет жить или каково его окружение. Наблюдение за рисованием вашего ребенка позволяет вам со временем лучше понять его личность. Известный графолог и эксперт по анализу почерка Судхир Кове делится советами о том, как родители могут расшифровывать рисунки своих детей.

Их рисунки ручной работы — это больше, чем просто набросанные линии и карикатуры, которые раскрывают личность вашего ребенка, его страхи, радости, мечты и надежды. От цветов, которые они используют, до того, как они обводят бумагу/холст своими карандашами и мелками, это может помочь вам глубже погрузиться в наблюдение за тем, как они учатся и развиваются, находясь под влиянием внешней среды, например, людей, с которыми они находятся.

, средства массовой информации, которые они смотрят, поведение их родителей и т. д. Расшифровка их рисунков снова является искусством, поскольку дети год за годом находятся в состоянии развития; следовательно, в их иллюстрациях есть что-то новое, что можно показать по мере их роста. Вы должны остановиться, вглядеться и наблюдать за картинками, но не расшифровывать их самостоятельно. Общайтесь с ними. Разговор с ними, чтобы помочь им обнажить свои мысли, — это необходимость понять их психику.

Вот как вы можете понять их рисунки, чтобы понять, что влияет на них и кем они хотят стать.

Понимание цветов, которые они используют

  • Принято считать, что красный цвет нравится детям, и они часто используют его для изображения своих эмоций. Дети могут использовать оттенки красного, от демонстрации ярости до любви, чтобы продемонстрировать свое чувство благоговения или если их что-то раздражает. Они могут нарисовать подарочную ленту ярко-красного цвета, чтобы продемонстрировать, что за лентой находится подарочная коробка, которая открывается только для прекрасного подарка.
  • Наоборот, вы можете наблюдать, как они рисуют кирпичную стену темно-бордовыми блоками, что может продемонстрировать их чувство менее громкого, интровертного поведения и т. д. Если ваш ребенок часто использует пастельные тона вместо ярких и смелых оттенков, он могут попытаться вывести свою застенчивую сторону на поверхность. Использование слишком большого количества цветов в картине может показать общительность и дружелюбие ребенка.

Наблюдайте, как и что они рисуют

Если они рисуют спираль, посмотрите, как они ее рисуют. Если они начинают изнутри и следуют пути своего карандаша наружу, это показывает, что они провидцы, которые могут проложить свой путь, сталкиваясь с невзгодами. Однако, если они обращают его наружу внутрь, они могут иметь дело с двусмысленными ситуациями, не видя выхода из трудностей.

  • Глядя на рисунок дома, легко понять, какой они видят свою жизнь и образ жизни. Если они рисуют дом в непосредственной близости от реки, с полями рядом с ней и только с одним домом, это демонстрирует их готовность вести устойчивую жизнь в сельской местности. Если они рисуют здания и дороги, заполненные транспортными средствами, это демонстрирует их стремление к процветанию в быстро меняющемся мире. В доме со множеством окон есть место для света и положительной энергии. Дом без окон демонстрирует сдержанное поведение и не демонстрирует миру свою лучшую сторону.
  • По большому счету существенное влияние на рисунок оказывают не длительные, а лишь кратковременные эмоции. Различные исследования, пытающиеся понять детскую психику по их рисункам, отметили, что ребенок едва демонстрирует последовательность в изображении. В один день они могут быть грустными и, следовательно, использовать темные и тусклые цвета, а на следующий день они могут рисовать пышное дерево с ярко-красными яблоками, демонстрируя надежду и плодотворный день. Вместо того, чтобы делать поспешные выводы, родители должны быть терпеливыми и разговорчивыми и стараться увидеть основные симптомы у ребенка.

Total Wellness теперь на расстоянии одного клика.

Подпишитесь на нас по телефону

Понимание детских рисунков (в твердом переплете) | Hooked

Кэти А. Мальчиоди, доктор философии, ATR-BC, LPCC

93,50 $

Добавить в список желаний

Обычно отправляется в течение 1-5 дней

Описание


Этот практический ресурс демонстрирует, как все врачи могут расширить и улучшить свою работу с детьми, интегрировав рисование в терапию. Книга позволяет терапевтам обращаться к многомерным аспектам детского искусства, не прибегая к упрощенным объяснениям. Подходя к рисованию как к трамплину для общения и изменений, Малькиоди предлагает множество рекомендаций для понимания сложных сообщений, заложенных в детских рисунках и в самом процессе создания искусства. Рассматриваемые темы включают в себя, как помочь детям в рисовании, какие вопросы задавать и когда, а также как мотивировать детей, которые изначально сопротивляются рисованию. Обобщая обширные исследования и клинический опыт, книга включает более 100 примеров детских работ.

Об авторе


Кэти А. Мальчиоди, доктор философии, ATR-BC, LPCC, LPAT, REAT, психолог и арт-терапевт, специализирующаяся на восстановлении после травм.
С 1990-х годов доктор Малькиоди работал с травмированными детьми, подростками, взрослыми и семьями, расширяя диапазон понимания невербальных, сенсорных концепций и методов. Основатель и исполнительный директор Института травма-информированных практик и экспрессивных искусств, доктор Малькиоди провел более 700 приглашенных докладов, лекций и семинаров по всему миру, а также помог более чем 500 организациям и учреждениям в развитии травма-информированных, выразительных искусство и программирование помощи при стихийных бедствиях. Среди ее книг
Терапия травм и выразительных искусств, Понимание детских рисунков,
и Творческие вмешательства с травмированными детьми, второе издание . Доктор Малькиоди является автором статей для Psychology Today, , активным визуальным художником и начинающим музыкантом.

Слава…


«Эта тщательно составленная и деликатная книга, несомненно, станет стандартным текстом для всех врачей, работающих с детьми. Широкий спектр актуальных вопросов освещается сбалансированным, заботливым тоном, на который способен только очень уважаемый и опытный учитель и терапевт. демонстрирует преимущества графического выражения для процесса оценки и терапевтического часа Обзоры литературы и изящно представленные примеры случаев и иллюстрации обеспечивают захватывающую платформу для обсуждения в классе Эта ясно написанная, современная книга является долгожданным вкладом в области психического здоровья детей». — Джеральд Д. Остер, доктор медицинских наук, клинический адъюнкт-профессор психиатрии Медицинской школы Университета Мэриленда; соавтор

Клиническое использование рисунков

«Этот многомерный подход к пониманию детских рисунков богат исследованиями, идеями и приложениями, которые окажут огромную помощь тем, кто работает с травмированными детьми». —William Steele, MS, MSW, директор Института травм и потерь у детей

«Многие терапевты, работающие с детьми, в том числе и я, снабжают наши терапевтические кабинеты игрушками, художественными материалами, песочницами и миниатюрами. Это мне кажется, что когда мы делаем это, мы приглашаем наших детей-клиентов ознакомиться с этими материалами. Это приглашение — прекрасная возможность облегчить, улучшить и продвинуть детскую терапию. искусство… Эта книга значительно расширит ваше понимание». — Из предисловия Элианы Гил, доктора философии, Учебный институт детской и семейной игровой терапии Starbright, Роквилл, MD

«Там, где речь идет о детях, искусство случается! Теперь, наконец, у нас есть четко сформулированное, основанное на здравом смысле руководство по использованию искусства в терапии, которое окажется бесценным для всех клиницистов, которые видят детей в своей практике. Эта книга освежающе всеобъемлюща, включая современные представления о развитии, межличностных, гендерных, соматических, духовных и этических аспектах детских рисунков.0076 суждено стать классикой», — Кэрол Тайер Кокс, помощник директора программы арт-терапии Университета Джорджа Вашингтона, соавтор книги «Рассказывая без слов: искусство как окно в мир множественной личности»

«Мальчиоди пишет ясным , понятный стиль.

Добавить комментарий