Нарушения речевого развития — важная информация для родителей и учителей
С раннего детства Лиза изо всех сил старалась понять и быть понятой. Когда она училась в первом классе, ее учительница заметила, что ей часто было трудно следовать указаниям и она редко отвечала во время урока. Когда Лиза разговаривала, ее предложения было трудно понять, и они часто растягивались мычанием “ммм”, когда она пыталась подобрать нужные слова. У нее не было проблем с произношением слов, но, похоже, ей было трудно составлять связные предложения. Ее учитель рекомендовал пройти обследование у логопеда, который диагностировал у Лизы нарушение речевого развития.
Что такое нарушения речевого развития?
Нарушения речевого развития относятся к расстройствам, при которых у человека возникают трудности с изучением, использованием и/или пониманием устной или письменной речи. Они подпадают под более широкую категорию коммуникативных расстройств, но четко отличаются от дефектов речи, таких как шепелявость или заикание. Дети с нарушениями речевого развития испытывают трудности не с произношением слов или звуков, им трудно понимать обращенную речь или подбирать нужные слова и складывать их в правильном порядке.
Нарушения речевого развития делятся на три типа:
Рецептивные: Люди с расстройством развития рецептивной речи испытывают трудности с пониманием и обработкой того, что им говорят другие, несмотря на отсутствие проблем со слухом.
Экспрессивные: Людям с расстройством развития экспрессивной речи трудно использовать слова для выражения мыслей, при этом у них нет физических проблем с произношением самих слов.
Смешанные рецептивно-экспрессивные: У людей с этой формой расстройства развития речи возникают проблемы как с выражением своих мыслей словами, так и с пониманием обращенной речи.
Нарушения развития речи могут проявиться резко, если они вызваны травмой головного мозга или болезнью. Однако для большинства детей расстройство связано с процессом их развития. Точные причины нарушений развития речи неизвестны, хотя наследственность и пренатальный дефицит питания считаются возможными причинами. У детей с нарушениями речевого развития также могут быть сопутствующие расстройства, такие как аутизм, дислексия, СДВГ и проблемы с психическим здоровьем. Как правило, такие дети обладают уровнем интеллекта средним или выше среднего.
Считается, что около пяти процентов детей страдают нарушениями развития речи. Это значит, что в классе из 20 учеников у вас, скорее всего, будет по крайней мере один такой ребенок. Учителя в начальной школе и в детском саду с большей вероятностью могут столкнуться с не диагностированными нарушениями развития речи. Это состояние поддается коррекции, поэтому учителя и родители детей всех возрастов должны знать, как выглядят эти расстройства и как помочь ребенку с нарушением речевого развития.
Как проявляются нарушения речевого развития?
Расстройство развития экспрессивной речи легче выявить, чем расстройство рецептивной. Родители обычно замечают, если их ребенок не начинает говорить к двум годам. Когда ребенок все же заговаривает, его словарный запас обычно гораздо более ограничен, чем у других детей его возраста. Они могут искажать предложения или пропускать ключевые слова в них. К школьному возрасту признаки нарушения развития экспрессивной речи могут проявляться следующим образом:
Частое использование мусорных слов вроде “эм” и “штуки” вместо конкретных слов.
Использование только коротких, простых предложений.
В разговоре ребенок часто пропускает местоимения или глаголы, из-за чего его речь трудно понять.
Ребенок сильно расстраивается из-за неспособности вербально выразить свои чувства.
Просто сдается и предпочитает молчать, как в классе, так и в компании детей.
Расстройство развития рецептивной речи может быть труднее обнаружить у маленьких детей. К школьному возрасту родители и учителя могут заметить, что ребенок постоянно испытывает трудности в следовании инструкциям. Другие признаки могут проявляться следующим образом:
Рассеянность во время рассказов или уроков; ребенок перестает слушать (потому что совершенно не может уследить за происходящим).
Ребенок часто переходит в разговоре на другую тему во время уроков или общения.
Ребенок дает несвязанные ответы на вопросы, которые указывают на то, что он не понял сам вопрос. Например, если во время лекции о Пушкине учитель спросит: “Где вырос Пушкин?”, ребенок может ответить: “Он писал стихи».
Эти нарушения трудно точно определить без вмешательства эксперта. Если вы подозреваете, что у ребенка могут быть нарушения речевого развития, обратитесь за профессиональной оценкой к логопеду.
Как поддержать ребенка с нарушениями речевого развития
Чтобы добиться наибольшего прогресса, необходимо приступить к коррекции нарушения речевого развития как можно раньше, лучше в дошкольном возрасте. Однако даже при эффективной коррекции дети школьного возраста иногда нуждаются в некоторых средствах поддержки для достижения успеха. Ученикам с нарушениями речевого развития может потребоваться индивидуальный план обучения. Вот что учителя и родители могут использовать для поддержки ребенка с нарушением речевого развития:
Наберитесь терпения
Таким детям нужно больше времени, чтобы полностью понять заданные им вопросы и собраться с мыслями, прежде чем они смогут ответить. Они могут говорить медленно или слишком быстро и пропускать важные слова, повторяться или использовать мусорные слова. Дайте им необходимое время, не перебивайте и не вмешивайтесь с подсказками и указаниями. Если они отклоняются от темы, мягко перенаправьте их и позвольте им продолжить.
Позвольте им подготовиться
Ребенку с нарушением речевого развития может быть крайне трудно справиться с неожиданным вызовом к доске. Сообщите ему заранее, что вы будете спрашивать его на уроке, и что он может делать заметки и сверяться с ними по мере необходимости.
Помогайте примерами
При расстройстве развития экспрессивной речи важно поощрять практику и использование полных предложений. Если ученик отвечает односложно, сформулируйте правильное полное предложение и попросите его повторить.
Давайте персональное задание
Людям с нарушением развития рецептивной речи часто крайне сложно справиться с выполнением набора сложных инструкций. После того, как вы дадите указания всему классу, потратьте несколько минут, объясняя задание ученику лично. Разбейте задание на мелкие части и предложите ученику записать их или даже зарисовать. Поддерживайте зрительный контакт с учеником во время разговора, чтобы убедиться, что он Вас слушает.
Будьте прямолинейны
Учителям обычно рекомендуется задавать ученикам открытые вопросы, но иногда лучше предоставить ребенку с нарушением речевого развития простой выбор. Вместо: “Чем ты хочешь сейчас заняться?” спросите “Ты хочешь почитать книгу или потренироваться в написании слов?”
Иногда стоит позволить им молчать
Если активное участие в классной работе или публичное выступление не критичны для изучения материала, не требуйте этого от учеников с нарушениями развития речи. Найдите другие способы проверить их знание предмета.
Используйте современные методики развития речи
Современная нейронаука предлагает методики, основанные на научных открытиях, которые обеспечивают быстрый прогресс в коррекции недоразвития речи. Одной из передовых методик является FAST FORWORD. Занятия очень удобны — выполнены в виде компьютерных игр, работают онлайн и доступны 24/7. Искусственный интеллект строит индивидуальный план занятий и непрерывно адаптирует сложность упражнений под навыки и способности ученика. Устойчивый результат в развитии речи достигается всего за 40-60 часов занятий в FAST FORWORD!
Источник
Что такое специфическое расстройство речи у детей: виды, причины, симптомы, лечение
Нарушения экспрессивной и рецептивной речи сказываются на способности ребёнка выражать свои даже самые простые мысли и понимать, что говорят другие люди. Речевые расстройства могут быть как врождёнными, так и приобретёнными.
legion-media
В дошкольном возрасте алалия встречается примерно у 1% детей, среди школьников – у 0,2–0,6%, при этом у мальчиков в 2–3 раза чаще, чем у девочек. У детей с алалией дальнейшие трудности в речи встречаются в подростковом и во взрослом возрасте. Так, 70 % детей, получивших диагноз «специфическое расстройство речи» в возрасте 5 лет, в 20-летнем возрасте все ещё испытывали некоторые проблемы с пониманием речи и зачастую не могли выразить свои мысли.
Содержание статьи
Что такое специфическое расстройство речи
Специфической расстройство речи (СРР) — это нарушение, которое негативно влияет на общение посредством разговорной речи. Есть два типа СРР: у детей с расстройством экспрессивной речи (моторная алалия) возникают проблемы с чётким выражением мыслей, а у детей с расстройством рецептивной речи (сенсорная алалия) возникают трудности с пониманием других.
Вам знакомо это чувство: вы рассказываете интересную историю, как вдруг слово, которое вы ищете, застревает «на кончике языка». Или вы разговариваете уже 10 минут, прежде чем понимаете, что не поняли ни слова из того, что говорит ваш собеседник.
Если языковое расстройство не выявлено на ранней стадии или неправильно диагностировано, оно может создать серьёзные осложнения в жизни человека, которые часто распространяются с детства на взрослую жизнь.
Социальные ситуации, например, могут быть сложными для человека с расстройством рецептивной или экспрессивной речи. Трудности с самовыражением или с пониманием того, что говорят другие, могут привести к тому, что кто-то замкнётся в себе или подвергнется насмешкам и унижению. В тяжёлых ситуациях ребенок с языковым расстройством может настолько расстроиться из-за своей неспособности понять себя, что начинает проявлять агрессию к взрослым и другим детям, за что его называют хулиганом или проблемным ребёнком.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Моторная алалия, или расстройство экспрессивной речи
Моторная алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.
Тяжёлые степени алалии выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов. В более лёгких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма. Детям расстройствами экспрессивной речи трудно выражать свои мысли.
Сенсорная алалия, или расстройство рецептивной речи
Сенсорную алалию характеризует тяжёлое недоразвитие восприятия речи. Дети понимают обращённую к ним речь очень ограниченно при полноценном физическом слухе. Дети не воспринимают фонем родного языка.
Причиной сенсорной алалии является поражение коркового конца слухоречевого анализатора (центр Вернике) и его проводящих путей.
Есть ещё и сенсомоторная алалия — это самый грубый вариант нарушения развития речи, при котором поражаются все центры коры головного мозга, ответственные за понимание речи, произнесение звуков, словарный запас, навык построения фраз и предложений.
Причины развития специфических расстройств речи
Непосредственными причинами СРР могут быть:
- пренатальные вредности (воздействуют в период внутриутробного развития): токсикоз, вирусные, эндокринные и другие заболевания матери во время беременности, травмы, иммунологическая несовместимость крови матери и плода и т.д.;
- натальные вредности (повреждения при родах): обвитие пуповиной, черепно-мозговая травма, быстрые роды и др.;
- постнатальные вредности (воздействие различных вредных факторов после рождения): менингиты, энцефалиты, травмы головы, опухоли и др.;
- перинатальная патология (сочетание воздействия на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов, в первые дни после рождения).
Когда речевые расстройства вызваны специфическим повреждением головного мозга, их называют афазией.
Симптомы специфических расстройств речи
Когда ребёнок рождается с языковым расстройством, он часто поздно начинает говорить, другие симптомы обычно проявляются до 4 лет.
Ребёнок с расстройством экспрессивной речи
- Имеет ограниченный словарный запас для своего возраста;
- Использует много слов-заполнителей, таких как «гм», или показывает на предметы, не произнося слов;
- Путает времена глаголов;
- Повторяет фразы, когда рассказываете историю или отвечает на вопрос;
- Часто произносит предложения, которые не имеют смысла;
- Имеет проблемы с изучением новых слов;
- Часто кажется разочарованным из-за своей неспособности выражать мысли.
Ребёнок с расстройством рецептивной речи
- Не проявляет интереса к разговорам или социальным ситуациям;
- Испытывает трудности с выполнением указаний;
- Часто неправильно понимает, о чем спрашивают, и отвечает или ведёт себя неадекватно;
Если языковое расстройство лёгкое, его симптомы может быть трудно обнаружить. Ребёнок может просто казаться немного рассеянным или даже застенчивым.
Однако довольно часто специфические расстройства речи сопутствуют или осложняют определённые формы психических расстройств. К ним относят задержку психического развития, умственную отсталость и близкие к ней состояния, а также гипердинамический синдром — это синдром психомоторной расторможенности, выражающийся в чрезмерной подвижности, неусидчивости, суетливости, несобранности, что в целом приводит к адаптивным нарушениям.
Диагностика специфических расстройств речи
Речевые расстройства часто могут быть неправильно диагностированы — они ошибочно идентифицируются как СДВГ, аутизм или даже просто лень, поэтому важно работать со специалистом, хорошо знакомым с развитием речи и языка.
Детский логопед взаимодействует с ребёнком и наблюдает за ним в различных ситуациях, а также беседует с родителями, чтобы определить, могут ли коммуникации в семье способствовать задержке речи у ребенка, это необходимо, чтобы определить эффективную стратегию лечения.
Лечение специфических расстройств речи
Лечение алалии всегда комплексное, осуществляется группой специалистов, включает логопедию, медикаментозное лечение, массаж, физиопроцедуры, психологическую и психотерапевтическую коррекцию. При медикаментозном лечении речевых расстройств предпочтительны ноотропы. Медикаментозное лечение должно быть интенсивным и составлять 3–4 курса в год.
Раннее начало логопедической терапии — лучший способ справиться с языковыми расстройствами. Бесчисленные исследования показали, что до 70% пациентов реагируют на логопедическую терапию, и хотя вероятность успеха выше у маленьких детей, большинство детей старшего возраста и даже взрослые достигают хороших результатов при работе с опытным логопедом.
youtube
Нажми и смотри
А вы когда-нибудь обращались к логопеду?
Что такое расстройство экспрессивной речи?
Расстройство экспрессивной речи — это пожизненное состояние, которое влияет на способность использовать язык. Люди с этим языковым расстройством понимают, что говорят другие. Но им трудно выражать свои собственные мысли, когда они говорят. Расстройство экспрессивной речи не является расстройством речи. Это не влияет на то, как люди произносят слова. С интеллектом тоже проблем нет.
Снимок: что такое расстройство экспрессивной речи
Расстройство экспрессивной речи — это проблема с общением. Людям трудно делиться своими мыслями или идеями или показывать, что они понимают, что говорят другие. Это происходит в любых условиях — в школе, на работе и везде, где люди взаимодействуют.
Людям с расстройством экспрессивной речи часто трудно составить осмысленные предложения. Им может потребоваться дополнительное время, чтобы ответить на вопросы или принять участие в разговоре. Эти проблемы могут затруднить общение с людьми, заводить друзей и строить отношения.
Изучите темы, выбранные нашими экспертами
Разговор и понимание
Основные причины
Расстройство экспрессивной речи — это один из трех типов расстройства речи. Многие люди, страдающие им, также страдают расстройством рецептивной речи. Это состояние затрудняет понимание языка.
Речевые расстройства обычно связаны с развитием и проявляются в раннем детстве. Но дети не перерастают эти расстройства. Симптомы сохраняются во взрослом возрасте. Например, и дети, и взрослые с расстройством экспрессивной речи могут много говорить «э-э» и «гм», когда ищут, как ответить или что спросить.
Вот другие общие признаки расстройства экспрессивной речи:
- Использование нечетких слов, таких как вещь или вещь
- Словарный запас ниже среднего
- Проблемы с поиском слов
- Использование простых предложений или коротких фраз
- Неправильное использование слов
- Пропуск слов
- Опоздание к началу разговора
- Говорить тихо
Многие люди с расстройством экспрессивной речи вообще избегают говорить. Они могут найти это слишком разочаровывающим или опасаться, что другие осудят их. Они могут предпочесть не общаться и не взаимодействовать с одноклассниками или коллегами. В результате они могут показаться отстраненными или замкнутыми.
См. полный список симптомов расстройства экспрессивной речи.
Возможные причины расстройства экспрессивной речи
Не существует какой-то одной причины расстройства экспрессивной речи. Генетика может играть роль, поскольку языковые трудности, как правило, передаются по наследству. Проблемы с выразительной речью иногда связаны с аутизмом. И это может быть результатом проблем во время беременности и родов, а также черепно-мозговой травмы или болезни.
Как диагностируется расстройство экспрессивной речи
Чтобы поставить диагноз расстройства экспрессивной речи, человек должен пройти обследование у логопеда. Эти специалисты работают в школах, в поликлиниках и в частной практике.
Людям можно поставить диагноз в любом возрасте. Но поскольку расстройство экспрессивной речи связано с развитием, признаки могут проявиться в очень молодом возрасте. Чем раньше он будет диагностирован, тем раньше дети смогут получить помощь в улучшении языковых навыков.
Родители и опекуны: узнайте больше о расстройстве экспрессивной речи у детей и способах поддержки вашего ребенка.
Преподаватели: изучите основанную на фактических данных стратегию обучения словарному запасу и одну стратегию обучения навыкам пересказа.
Похожие темы
Разговор и понимание
Основные причины
Нарушение развития экспрессивной речи: Медицинская энциклопедия MedlinePlus
URL этой страницы: //medlineplus.gov/ency/article/001544.htm
Чтобы использовать функции обмена на этой странице, включите JavaScript.
Нарушение развития экспрессивной речи — это состояние, при котором ребенок имеет более низкие, чем обычно, способности к словарному запасу, произношению сложных предложений и запоминанию слов. Однако ребенок с этим расстройством может иметь нормальные языковые навыки, необходимые для понимания устной или письменной коммуникации.
Нарушение развития экспрессивной речи часто встречается у детей школьного возраста.
Причины недостаточно понятны. Повреждение головного мозга и недоедание могут вызвать некоторые случаи. Генетические факторы также могут быть вовлечены.
Детям с расстройством экспрессивной речи трудно донести свое значение или сообщение до других.
Симптомами этого расстройства могут быть любые из следующих:
- Словарный запас ниже среднего
- Неправильное употребление времен (прошедшее, настоящее, будущее)
- Проблемы со сложными предложениями
- Проблемы с запоминанием слов
Языковая терапия — лучший метод лечения этого типа расстройства. Цель состоит в том, чтобы увеличить количество фраз, которые может использовать ребенок. Это делается с помощью методов построения блоков и логопедии.
Насколько ребенок выздоровеет, зависит от тяжести заболевания. При наличии обратимых факторов, таких как дефицит витаминов, возможно почти полное выздоровление.
Дети, у которых нет других проблем развития или координации движений, имеют наилучший прогноз (прогноз). Часто такие дети имеют семейную историю задержек в языковых вехах, но со временем наверстывают упущенное.
Это расстройство может привести к:
- Проблемы с обучением
- Низкая самооценка
- Социальные проблемы
Если вас беспокоит языковое развитие ребенка, проверьте ребенка.
Может помочь правильное питание во время беременности, а также уход в раннем детстве и дородовой период.
Расстройство речи — экспрессивное; Специфические языковые нарушения
Simms MD. Речевое развитие и коммуникативные расстройства.