5 способов максимально улучшить свои когнитивные способности / Хабр
Не стоит преследовать цели, которые легко достичь. Стоит нацеливаться на то, что удается сделать с трудом, приложив немалые усилия — Альберт Эйнштейн
Несмотря на то, что Эйнштейн не был нейробиологом, он точно знал все, когда говорил о способности человека добиваться чего-либо. Он интуитивно догадывался о том, что лишь сегодня нам удалось подтвердить с помощью данных, а именно: что заставляет когнитивные способности работать на максимально высоком уровне. По существу: То, что тебя не убивает, делает тебя умнее.
Совсем недавно мой преподаватель сказал мне, что людям плохо удаётся контроллировать свой интеллект. Это было генетически заложено при рождении. Он объяснил, что усилия, приложенные для развития интеллекта у детей (например, с помощью таких программ, как Head Start), увенчались незначительным успехом после применения их на практике, и кроме того, как только «обучение» заканчивалось, они сразу же возвращались к первоначальному низкому уровню когнитивных способностей.
Тем не менее, я возразила.
Видите ли, перед тем, как приступить к этому этапу моих исследований, я начала работать Специалистом в Поведенческой Терапии, обучая маленьких детей, больных аутизмом. У этих детей был ряд нарушений когнитивных способностей – моя задача заключалась в том, чтобы обучить их в сферах, которые были недостаточно развиты, чтобы максимально приблизить их к уровню функционирования, как у их сверстников. Чтобы достичь цели, в процессе лечения мы использовали множество методов, или Мультимодальное Обучение (когда используют максимальное количество методов ввода информации).
Одним из моих первых клиентов был маленький мальчик с PDD-NOS (Первазивная задержка психического развития), неострой формой аутизма. Когда мы начали лечение, мы проверили его IQ, и он оказался приблизительно 80 – это практически считается умственной отсталостью. После того, как я поработала с ним в течение около трех лет – индивидуально, обучая его в таких областях, как коммуникация, чтение, математика, поведение в социуме, навыки игры, развлечения и отдых – используя технологии мультимодальних методов — его повторно проверили. Его IQ был теперь намного больше 100 (учитывая, что 100 считается «средним», по сравнению со среднестатистическим жителем). Это повышение на 20 баллов, улучшение больше, чем на один уровень у ребенка с синдромом аутизма!
Это был не единственный ребенок, который на моих глазах значительно прогрессировал во время моей врачебной практики. Мне очень повезло увидеть, как много детей стремительно развивалось — не чудом, и даже не принимая медикаменты, также есть данные, подтверждающие их успехи. Я подумала — если эти дети с серьезными проблемами в обучении смогли так прогрессировать и достигли таких успехов в каждом аспекте когнитивного функционирования — почему среднестатистический человек не может так же прогрессировать? Или даже достичь больших успехов, учитывая, что у него нет дополнительных проблем в плане аутизма?
Хотя данные ранних исследований дали не очень точные результаты, я не опустила руки. Я все еще полагала, что есть шанс значительно увеличить когнитивное функционирование, предоставляя подходящее обучение — поскольку я видела это своими глазами, когда работала врачом.
Затем в 2008 г. было проделано потрясающее исследование, «Повышение уровня подвижного интеллекта с помощью тренировок кратковременной памяти» по методу Джегги, Бушкул, Джонидс и Перриг. Это исследование было в некоторой степени прорывом для тех, кто исследует эту тему. Они первыми показали, что фактически возможно развить интеллект до достаточно высокого уровня с помощью обучения. Что они сделали по-другому?
Людей в исследовании Джегги обучали с помощью интенсивных, мультимодальных (визуального и слухового входа информации) заданий для кратковременной памяти (задача n-назад) в течение временных периодов разной длины, за одну или две недели, в зависимости от группы. После этого обучения их проверили, чтобы определить, насколько они повысили свой уровень. Скорее всего, можно было бы предположить, что после обучения их уровень повысился.
После тренировок кратковременной памяти, с использованием n-назад теста, люди действительно смогли перенести существенное увеличение уровня на когнитивный аспект, который абсолютно не относится к другим. Это было грандиозным событием.
Далее показан график их результатов, подробнее обо всем исследовании можно прочитать здесь.
Что такое «Интеллект»?
Прежде всего, позвольте мне объяснять, что я имею в виду, когда я говорю слово «интеллект». Чтобы было понятно, я не просто говорю об увеличении объема фактов или битов знаний, которые Вы можете накопить, или то, что называют кристаллизовавшимся интеллектом — это не тренировка на беглость или запоминание – на самом деле, это практически противоположность. Я говорю об усовершенствовании Вашего подвижного интеллекта, или Вашей способности запоминать новую информацию, сохранять ее, затем использовать те новые знания как основу для решения следующей задачи или изучения еще одного нового умения и так далее.
Теперь, в то время как кратковременная память не является синонимом интеллекта, она очень связана с интеллектом. Чтобы успешно сделать интеллектуальный вывод, достаточно важно иметь хорошую кратковременную память. Таким образом, чтобы максимально использовать интеллект, стоит значительно улучшить кратковременную память – это как, например, использовать самые лучшие и современные детали, чтобы помочь механизму работать на высочайшем уровне.
Что из этого можно для себя извлечь? Это исследование имеет большое значение, потому что было обнаружено:
- Гипотетический интеллект можно тренировать.
- Обучение и последующий успех зависят от дозировки, чем больше Вы тренируетесь, тем больше пользы Вы извлекаете.
- Каждый человек может развить свои когнитивные способности, независимо от начального уровня.
- Прогресса можно достичь с помощью тренировок на заданиях, которые не напоминают вопросы в тесте.
Как можно применить это исследование на практике и извлечь из этого пользу?
Существует причина, по которой задача n-назад оказалась настолько успешным в увеличении когнитивных способностей. Эта тренировка включает в себя разделение внимания между конкурирующими раздражителями, то есть мультимодальность (один визуальный раздражитель, один — слуховой). Здесь нужно сосредоточиться на определенных деталях, игнорируя неподходящую информацию, и это помогает улучшать кратковременную память в течение долгого времени, постепенно увеличивая способность воспринимать информацию эффективно в нескольких направлениях. Кроме того, раздражитель постоянно переключали, таким образом, что никогда не возникало явления «тренировок на вопросы теста» — каждый раз было что-то новое. Если Вы никогда не сдавали n-назад тест, позвольте мне рассказать о нем: это очень непросто. Не удивительно, что от такого занятия столько пользы для когнитивных способностей.
Но давайте рассуждать с практической точки зрения.
В конечном счете, карты в колоде или звуки в произведении закончатся (эксперимент продлился 2 недели), таким образом, не практично думать что, если Вы хотите непрерывно увеличивать свои интеллектуальные способности в течение всей жизни, то одного n-назад будет достаточно.
Итак, принимая все это во внимание, я разработала пять основных элементов, которые помогут в развитии подвижного интеллекта, или когнитивной способности. Как я уже отметила, непрактично постоянно выполнять n-назад задание или его вариации каждый день всю оставшуюся жизнь, чтобы получать пользу для когнитивных способностей. Но практичным является изменение образа жизни, в котором будет та же самая – и даже большая польза для когнитивных способностей. Это можно делать каждый день, чтобы получить пользу от интенсивной все-мозговой тренировки, а также это должно перейти в пользу для полного когнитивного функционирования.
Вот эти пять основных принципов:
- Ищите новшество
- Бросьте себе вызов
- Мыслите творчески
- Не идите легким путем
- Будь в сети
Каждый из этих пунктов сам по себе уже великая вещь, но если Вы действительно хотите функционировать на максимально высоком когнитивном уровне, лучше выполнять все пять пунктов, и так часто, как возможно. На самом деле, я живу по этим пяти принципам. Если Вы примете их как фундаментальные руководящие принципы, то я гарантирую, что Вы будете максимально использовать свои способности, превосходя даже то, на что Вы считали себя способным — все это без искусственного повышения. Отличная информация: Наука подтверждает эти принципы с помощью данных!
1. Ищите новшество
Это не совпадение, что такие гении как Эйнштейн разбирались во многих областях, или были эрудитами, как мы их называем. Гении постоянно ищут новые занятия, изучая новые области. Это — их индивидуальность.
Только одна черта из «Великой пятерки» из Пятифакторной модели индивидуальности (Акроним: ОДЕПР, или Открытость, Добросовестность, Экстровертность, Приятность, и Раздражительность), которая связана с IQ, и это — черта Открытости к новому опыту. Люди, которые имеют высокий уровень Открытости, постоянно ищут новую информацию, новую деятельность, новые вещи, которым можно научиться — новые события, в общем.
Когда Вы ищете новшество, происходит несколько событий. Прежде всего, Вы создаете новые синаптические связи с каждой новой деятельностью, в которой Вы участвуете. Эти связи основываются друг на друге, увеличивая деятельность нервной системы, создавая еще связи, чтобы на их основании создавались новые связи – таким образом, происходит обучение.
Интересующей областью в недавнем исследовании является нервная пластичность как фактор в индивидуальных различиях интеллекта. Пластичность относится к числу связей, созданных между нейронами, и как это влияет на последующие связи, и насколько длительные эти связи. В основном это означает то, сколько новой информации Вы в состоянии принять, и в состоянии ли Вы сохранить ее, производя постоянные изменения в мозге. Постоянно подвергая себя непосредственно новым вещам, помогает поместить мозг в исходное состояние для обучения.
Новшества также запускают выработку допамина (я упоминала это раньше в других постах), который не только сильно мотивирует, но и стимулирует нейрогенезис — создание новых нейронов — и готовит мозг к обучению. Все, что Вы должны сделать, утолить голод.
Превосходное условие для обучения = Новая деятельность-> выработка допамина-> способствует более мотивированному состоянию-> которое способствует вовлечению и созданию нейронов-> может происходить нейрогенезис + увеличение синаптической пластичности (увеличение количества новых нервных соединений, или обучения).
Как продолжение исследования Джегги, исследователи в Швеции обнаружили, что после 14 часов тренировок кратковременной памяти в течение 5 недель, наблюдалось увеличение количества обязательного потенциала допамина D1 в предлобной и теменной областях мозга. Этот определенный рецептор допамина, тип D1, связан с ростом нервных клеток и их развитием, между прочим. Это увеличение пластичности, способствуя большему закреплению этого рецептора, является очень полезным для того, чтобы максимизировать когнитивное функционирование.
Выполняйте дома пункт: Будьте «Эйнштейном». Всегда ищите новую деятельность для ума – расширяйте свои когнитивные горизонты. Изучите инструмент. Походите на курсы живописи. Пойдите в музей. Почитайте о новой области науки. Будьте зависимыми от знаний.
2. Бросьте себе вызов
Существует огромное количество ужасных работ, написанных и распространенных о том, как «тренировать мозг» и «стать умнее». Когда я говорю о «тренировочных играх для мозга», я имею в виду игры на запоминание и на скорость, целью которых является увеличение скорости обработки информации и т.д.; сюда относятся такие игры, как, например, Судоку, которыми советуют заниматься в «свободное время» (закончите оксюморон, учитывая развития когнитивных способностей). Я собираюсь развенчать часть того материала, который Вы ранее слышали об обучающих играх для мозга. Вот, что я Вам скажу: Они не работают. Индивидуальные обучающие игры не делают Вас умнее — они делают Вас более опытными в обучающих играх для мозга.
Итак, у них действительно есть цель, но результат не продлится долго. Чтобы чего-то получить из этих типов когнитивного вида деятельности, нужно обратиться к первому принципу поиска новшества. Как только Вы справляетесь с одним из этих когнитивных действий в обучающей игре для мозга, Вы должны идти дальше к следующей стимулирующей деятельности. Поняли, как играть в Судоку? Отлично! Теперь переходите к следующему типу стимулирующих игр. Проводилось исследование, которое подтверждает эту логику.
Несколько лет назад ученый Ричард Хэиер хотел узнать, можно ли значительно увеличить когнитивную способность с помощью интенсивных тренировок на новых видах умственной деятельности за несколько недель. Они использовали видеоигру Tetris в качестве новой деятельности, и использовали людей, которые никогда раньше не играли в игру, в качестве объектов исследования (знаю, знаю – представляете, такие люди существуют?!). Они выяснили, что после тренировок в течение нескольких недель на игре Tetris, у объектов исследования наблюдалось увеличение корковой толщины, а также увеличение активности коры головного мозга, подтверждением чего служило увеличение количества глюкозы, использованной в той области мозга. В основном, мозг использовал больше энергии в течение того периода тренировок, и становился толще — это означает большее количество нервных соединений, или новый изученный опыт — после таких интенсивных тренировок. И они стали экспертами в Tetris. Круто, да?
Вот в чем дело: После первоначального резкого когнитивного роста они заметили снижение как в корковой толщине, так и в количестве глюкозы, используемой во время выполнения задачи. Однако, они все так же хорошо играли в Tetris; их умение не ухудшалось. Сканирования головного мозга показали меньше мозговой активности во время игры, вместо ее увеличения, как в предыдущие дни. Почему же снижение? Их мозг стал более эффективным. Как только их мозг понимал, как играть в Tetris, и действительно начинал разбираться в нем, ему становилось лень что-то делать. Ему не нужно было работать так усиленно, чтобы хорошо играть в игру, таким образом, когнитивная энергия и глюкоза уходили в другом направлении.
Эффективность Вам не помощник, когда дело доходит до когнитивного роста. Чтобы мозг продолжал создавать новые соединения и поддерживал их активность, Вы должны продолжать идти дальше к другой стимулирующей деятельности, как только Вы достигаете пика мастерства в определенной деятельности. Вы хотите быть в постоянном состоянии небольшого затруднения, изо всех сил пытаясь достигнуть чего-то, независимо от того, что это, как отметил Эйнштейн в своем высказывании. Это держит мозг в подвешенном состоянии, так сказать. Позже мы вернемся к этому вопросу.
3. Мыслите творчески
Когда я говорю, что мыслить творчески поможет Вам усовершенствовать нервную систему, я не имею в виду написание картины, или выполнение чего-то вычурного, как, например, в первом пункте «Ищите новшество». Когда я говорю о креативном мышлении, я имею в виду непосредственное творческое познание, и что оно значит в то время, как в мозгу продолжается процесс.
В противоречие широко распространенному мнению, креативное мышление не является «мышлением с помощью правой части мозга». Здесь задействованы обе половин мозга, не только правая. Креативное познание включает в себя дивергентное мышление (широкий диапазон тем/предметов), способность находить отдаленные ассоциации с идеями, переключаться между традиционными и нетрадиционными взглядами (когнитивная гибкость), и создание оригинальных, свежих идей, которые также соответствуют деятельности, которой Вы занимаетесь. Чтобы все делать правильно, нужно, чтобы правое и левое полушарие работали одновременно и сообща.
Несколько лет назад доктор Роберт Штернберг, бывший Декан Университета Тафтс, открыл Центр PACE (Психология cпособностей, компетентности и мастерства) в Бостоне. Штернберг пытался не только определить основное понятие интеллекта, но и найти способы, с помощью которых любой человек может максимально развить свой интеллект посредством тренировок, и особенно, посредством обучения в школах.
Здесь Штернберг описывает цели Центра PACE, который был основан в Йельском университете:
«Основная концепция центра заключается в том, что способности не закреплены, они гибкие, их можно менять, каждый человек может преобразовать свои способности в свою компетентность, а компетентность в мастерство», объясняет Штернберг. «Особое внимание мы уделяем вопросу, как мы можем помочь людям изменить свои способности так, чтобы им было проще решать задания и справляться с ситуациями, с которыми они столкнутся в жизни».
Проводя исследование, Проект Радуга, он разработал не только инновационные методы креативного обучения в классе, но произвел оценку, которые проверяли студентов таким образом, что они должны были подходить к решению проблем творчески и практично, а также аналитически, вместо того, чтобы просто запоминать факты.
Штернберг объясняет:
«В Проекте Радуга мы оценили творческие, практические, а так же аналитические способности. Творческий тест мог быть, например, таким: ‘Вот мультфильм. Дайте ему название’ Практическим заданием могло бы быть фильм о студенте, который пришел на вечеринку, осматривается вокруг, никого не знает, и очевидно чувствует себя неловко. Что делать студенту?»
Он хотел понять, можно ли, научив студентов воспринимать задания с креативной точки зрения, заставить их узнать больше по теме, получать больше удовольствия от обучения, и переносить полученные знания в другие области научной деятельности. Он хотел разобраться, можно ли, изменяя методы обучения и оценки, предотвратить «обучение для сдачи тестов» и заставить студентов учить больше, в общем. Он собрал информацию по этой теме и таки получил хорошие результаты.
Вкратце? В среднем студенты в испытательной группе (те, которым обучали, используя креативные методы) получили более высокие итоговые баллы по окончанию курса в колледже, чем контрольная группа (в которой обучение вели с помощью традиционных методов и систем оценки). Но, для того, чтобы все было справедливо, — он дал испытательной группе тот же экзамен аналитического типа, как и обычным ученикам (тест, в котором представлено несколько вариантов ответов), и они также получили более высокие баллы на этом тесте. Это значит, что они смогли перенести знания, которые они получили, используя творческие, мультимодальные методы обучения, и набрали больше на абсолютно другом когнитивном тесте по тому же материалу. Вам это ничего не напоминает?
4. Не идите легким путем
Я уже упоминала ранее, что эффективность не послужит вам другом, если вы пытаетесь повысить уровень своего интеллекта. К сожалению, многие вещи в жизни ориентированы на то, чтобы увеличить эффективность. Таким образом, мы делаем больше, затрачивая при этом меньше времени, физических и умственных усилий. Однако это не имеет благоприятного воздействия на ваш мозг.
Возьмем один объект современного удобства, GPS. GPS является удивительным изобретением. Я отношусь к числу тех людей, для кого был изобретен GPS. Я ужасно плохо ориентируюсь на местности. Я все время теряюсь. Поэтому я благодарила судьбу за появление GPS. Но знаете что? Попользовавшись GPS в течение короткого времени, я обнаружила, что мое чувство ориентации стало еще хуже. Когда его не оказывалось у меня под рукой, я чувствовала себя еще более потерянной, чем раньше. Поэтому, когда я переехала в Бостон — город, откуда берут свое начало фильмы ужасов о заблудившихся — я перестала пользоваться GPS.
Врать не буду – моим страданиям не было предела. Моя новая работа подразумевала поездки по всем окраинам Бостона, и я терялась каждый день как минимум 4 недели. Я так часто терялась и бродила невесть сколько, что думала, что я потеряю работу из-за хронических опозданий (на меня даже пожаловались в письменной форме). Но со временем я начала находить нужный путь благодаря огромному навигационному опыту, который я приобрела с помощью только мозга и карты. Я действительно стала ощущать, где и что находится в Бостоне благодаря исключительно логике и памяти, а не GPS. Я до сих пор помню, как я гордилась тем, что нашла отель в центре города, где остановился мой друг, отталкиваясь только от названия и описания местности – даже без адреса! У меня было такое чувство, будто я окончила школу навигационного просвещения.
Технология во многом делает нашу жизнь проще, быстрее, эффективнее, но иногда наши когнитивные способности могут пострадать в результате такого рода упрощений и в будущем навредить нам. Прежде чем все начнут вопить и отправлять письма на электронную почту моим трансгуманистическим друзьям о том, что я грешу против технологии, я должна вас предупредить, что это вовсе не то, что я делаю.
Посмотрите на это так: когда вы едете на работу на машине, то на это уходит меньше физических сил, времени, и это более удобный и приятный способ, чем идти пешком. Вроде бы все хорошо. Но если вы только ездите или всю жизнь проводите на сигвэе, даже не короткие расстояния, то вы и не будете тратить энергию. Со временем ваши мышцы атрофируются, ваши физическое состояние будет ослабевать, и вы, вероятно, наберете лишний вес. В результате ухудшится ваше общее состояние.
Ваш мозг тоже нуждается в упражнениях. Если вы перестанете использовать свои навыки при решении проблем, ваши логические, когнитивные возможности, то как тогда ваш мозг будет всегда в лучшей форме, не говоря уже об улучшении ваших умственных способностей? Задумайтесь о том, что, если постоянно полагаться только на полезные современные удобства, то могут пострадать ваши навыки в определенной области. Например, программы-переводчики: замечательные, но мое знание языков заметно ухудшилось, как только я начала ими пользоваться. Теперь я заставляю себя думать над переводом, прежде чем узнаю правильный. То же самое относится и к проверке орфографии и автоматическому исправлению. По правде говоря, автоматическое исправление – это худшее, что было придумано для улучшения мыслительного процесса. Вы знаете, что компьютер найдет и исправит ваши ошибки, так что вы продолжаете себе печатать, даже не задумываясь о том. Как правильно пишется то или иное слово. В результате, через несколько лет стабильной автозамены и автоматической проверки правописания, являемся ли мы самой безграмотной нацией? (Хотелось бы, чтобы кто-то провел исследование данного вопроса.)
Есть моменты, когда использование технологии является оправданным и необходимым. Но бывают случаи, когда лучше сказать нет упрощениям и использовать свой мозг, пока вы можете позволить себе такую роскошь, как время и энергия. Для того, чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме, рекомендуется как можно чаще ходить на работу пешком или подниматься по лестнице вместо лифта несколько раз в неделю. Разве вы не хотите, чтобы ваш мозг тоже оставался в форме? Откладывайте GPS в сторону время от времени, и окажите услугу своим навыкам ориентирования на местности и навыкам решения проблем. Держите его под рукой, но попробуйте сначала найти все сами. Ваш мозг поблагодарит вас за это.
5. Будь в сети
И вот мы подошли к последнему элементу на пути увеличения вашего когнитивного потенциала: компьютерная сеть. Что хорошего в этой последней установке, так это то, что если вы делаете предыдущие четыре вещи, вы, вероятно, уже делаете и это. Если нет, то начинайте. Немедленно.
Общаясь с другими людьми, либо через социальные сети такие как Facebook или Twitter, либо лицом к лицу, вы подвергаете себя таким ситуациям, которые позволят вам гораздо легче достичь целей 1-4. Сталкиваясь с новыми людьми, идеями и оказываясь в новом окружении, вы открываете себя новым возможностям для мыслительного роста. Находясь среди людей, которые могут не относиться к области вашей деятельности, вы сможете увидеть проблемы с новой стороны или открыть для себя новые решения, о которых вы никогда не задумывались прежде. Общение с другими людьми в интернете – это отличный способ научиться открывать себя для всего нового и воспринимать уникальную и значимую информацию. Я даже не стану вникать в то, какую общественную пользу и эмоциональное благополучие приносит компьютерная сеть, но это всего лишь дополнительное преимущество.
Стивен Джонсон, написавший книгу «Как рождаются хорошие идеи», обсуждает важность групп и сетей для продвижения идей. Если вы ищете новые ситуации, идеи, окружение и перспективы, то сеть является ответом для вас. Было бы довольно трудно реализовать концепцию «поумней», не делая сеть основной составляющей. Самое замечательное в компьютерных сетях: Выгодно для всех участников. Коллективный разум для победы!
Мне осталось упомянуть еще кое-что…
Помните, еще в начале этой статьи я рассказала историю о моих клиентах с расстройствами аутистического спектра? Давайте задумаемся на мгновение, как повысить уровень гибкости своего интеллекта в свете всего, о чем мы уже говорили. Чего эти дети способны достичь на таком высоком уровне? Это не случай и не чудо — это потому, что мы учли все эти принципы обучения в их программе терапии. В то время, как большинство других провайдеров терапии застряли на парадигме «Безошибочного обучения» и слегка модифицированных Методах Ловааса прикладного анализа поведения, мы приняли и полностью охватили мультимодальный подход к обучению. Мы заставили детей стараться учиться изо всех сил, мы использовали самые креативные методы, о каких только могли думать, и мы осмелились поставить планку, казалось бы, гораздо выше их способностей. Но знаете что? Они вышли за временные рамки, и заставили меня искренне поверить, что удивительные вещи возможны, если у вас достаточно воли, мужества и настойчивости, чтобы настроить себя на этот путь и придерживаться его. Если эти дети с ограниченными возможностями могут жить, при этом постоянно повышая свои когнитивные способности, то и вы сможете.
На прощание я задам вопрос для размышлений: Если у нас есть все эти вспомогательные данные, показывающие, что эти методы обучения и подходы к обучению могут иметь такое глубокое положительное влияние на когнитивный рост, почему программы терапии или школьные системы не воспользуются некоторыми из этих методов? Я бы хотела видеть их в качестве стандарта в области обучения, а не исключения. Давайте попробуем что-то новое и встряхнем немного систему образования? Мы бы значительно подняли коллективное IQ.
Интеллект – это не только то, сколько уровней в курсе математики ты прошел, как быстро вы можете решить алгоритм, или сколько новых слов более 6 символов вы знаете. Речь идет о том, чтобы приблизиться к новой проблеме, признать ее важные составляющие, и решить ее. Затем собрать полученные знания и применить их для решения следующей, более сложной проблемы. Речь идет об инновациях и воображении, и о том, чтобы суметь применить их для того, чтобы сделать мир лучше. Именно этот вид интеллекта и является ценным, и именно к такому виду интеллекта мы должны стремиться и именно его поощрять.
Об авторе: Андреа Кушевски – врач-консультант в области поведенческой терапии для детей, страдающих аутизмом, проживающая во Флориде; специалист по Синдрому Аспергера, или высокофункциональному аутизму. Она преподает основы поведения в социуме, коммуникацию, а также влияние поведения на сферу дома и общества, обучение детей и родителей методам терапии. Работа Андреа в качестве исследователя совместно с Институтом Общественных наук METODO, американским отделением Исследовательской группы по общественным наукам METODO Transdisciplinary, Богота, Колумбия, исследует влияние нейро-когнитивных факторов поведения человека – сюда входят такие аспекты, как творческий потенциал, интеллект, незаконное поведение, и диффузорно-конфузорные расстройства типа шизофрении и аутизма. Также, будучи исследователем креативности, она – сама живописец и изучала различные виды визуальной коммуникации, начиная от традиционного рисунка к цифровой живописи, графического дизайна, и трехмерного моделирования, мультипликации в сфере медицинских наук и бихевиоризма. У нее есть блог на The Rogue Neuron и в Твиттере @AndreaKuszewski.
Новый программно-аппаратный комплекс томских психологов поможет в диагностике и развитии когнитивных способностей человека
Команда факультета психологии Томского государственного университета (ФП ТГУ) разработала новое устройство для диагностики и развития когнитивных способностей человека, стратегий решения познавательных задач и двигательной активности ― AICOG. Сейчас закончена подготовка к подаче заявки на изобретение и апробация этого продукта в университете в научно-исследовательских проектах ФП ТГУ.
Как отметил декан факультета Дмитрий Баланёв, активизация процессов мелкой моторики и ментальной репрезентации объектов по тактильному восприятию стала важным элементом развития когнитивных навыков. И проблема поиска нового инструмента когнитивного развития становится все более насущной, так как множество классических инструментов утратили свою актуальность, а современные методы диагностики и развития когнитивных навыков ― сенсорные комнаты и тренажеры ― требуют больших материальных вложений.
Томские психологи предложили эффективное устройство с технической системой для проведения диагностики, коррекции и развития когнитивных способностей, стратегий решения познавательных задач и двигательной активности. Это тренажер с возможностью искажения зрительного пространства: отражения изображения, искажения цвета, использования временной задержки и так далее. Образовательный процесс в этом случае становится увлекательным и эффективным.
Взаимодействие c устройством происходит за счет выполнения простых двигательных операций. Человек помещает руки внутрь корпуса, и ему предлагается выполнить несложные действия, задействующие мелкую моторику, например, сложить пирамидку или оригами. При этом он видит происходящее не в реальности, а на экране, размещенном перед руками. За счет искажения видимого поля процесс усложняется. Мозг начинает анализировать происходящее и вынужденно совершенствует механизмы контроля моторики, чтобы справиться с заданием, которое до этого выполнялось посредством автоматизированных двигательных навыков.
Система AICOG включает тренажер, методическое обеспечение и консультативную поддержку психологов. Сейчас авторы подали заявку на патент и прорабатывают пути вывода устройства на рынок.
«Одним из способов выхода на рынок мы видим внедрение нашего устройства в индустрию квестов. Например, такая задача, как ввести пароль, чтобы пройти к следующему этапу, за счет нашего устройства может значительно усложниться и сделать сам квест интереснее. Также на основе AICOG можно выстраивать индивидуальные квесты для детей по типу развивающих кубов, где нужно развязать шнурок, отодвинуть щеколду или расстегнуть молнию. Мы можем выстроить целый сценарий для ребенка по выполнению таких простых задач, усилив таким образом развивающую функцию куба», ― рассказывает сотрудник лаборатории когнитивных исследований и психогенетики ФП ТГУ Анастасия Иванова.
Команда разработчиков AICOG предполагает, что их когнитивный тренажер будет востребован в образовательных учреждениях, учебных центрах, игровых залах и комнатах, а также в психологических реабилитационных центрах. Создание такого программно-аппаратного комплекса когнитивного развития человека соответствует целям и задачам проекта ТГУ «Социогуманитарный инжиниринг: исследование и проектирование человека и общества», включенного в стратегию развития вуза на ближайшие годы. В свою очередь, данный проект отвечает целям и задачам направления «Эффективное взаимодействие человека, природы и технологий» Стратегии научно-технологического развития России.
Когнитивное развитие
С младенческого возраста человеческий ребенок является активным учеником. Развитие когнитивных способностей в младенчестве впечатляет и поддается измерению. Множественные когнитивные навыки, такие как обработка информации, речь, память и пространственные способности, быстро развиваются в первый год жизни. Уже в возрасте 10 недель можно наблюдать за способностью ребенка обрабатывать информацию и делать прогнозы относительно последующего когнитивного результата.
Развитие навыков и способностей в младенчестве и раннем детстве
Природа младенческого и детского интеллекта изучалась в течение первых 21 лет жизни. Данные, начиная с периода младенчества, были проанализированы для определения многомерных аспектов интеллектуального развития. Наши результаты показывают, что (а) интеллект в любом возрасте представляет собой набор отдельных умственных способностей, а не единую общую способность, (б) существует сложная взаимосвязь между способностями в зависимости от возраста, так что существует множество путей, по которым умственные способности могут развиваться, и (c) обстоятельства окружающей среды ребенка взаимодействуют с конкретными умственными способностями, влияя на интеллектуальное развитие. Исследователи продолжают изучать, как ранние навыки связаны с более поздним интеллектуальным развитием в детстве и подростковом возрасте.
Самопознание
Способность принимать точку зрения другого, чтобы угадывать, что другой может думать, требует знания того, что другие могут обладать психическими состояниями, отличными от ваших собственных, или теории разума. Мы разработали исследовательские программы для изучения коррелятов развития теории психики у маленьких детей.
Самоузнавание, измеряемое визуальным распознаванием в зеркале и началом использования личных местоимений «я» и «мое», использовалось для обозначения начала внутренней жизни или сознания. Наше исследование показало, что самопознание возникает в середине второго года жизни, примерно в то же время, когда дети начинают притворяться, что играют (например, считают, что ложка — это самолет). То, что и самопознание, и притворная игра возникают примерно в одно и то же время, предполагает общность процессов, лежащих в основе их развития. Представление о себе — это когнитивное достижение, которое обычно происходит в возрасте около полутора лет. С появлением «я» происходит такая разработка эмоциональной жизни, что возникают эмоции, фокусирующиеся на «я». Эти самосознательные эмоции включают сочувствие, гордость, стыд, вину и смущение. Изучение мимики и невербального поведения детей раннего возраста, помещенных в сконструированные ситуации. В это же время происходят изменения в организации развивающегося головного мозга младенцев, в частности усиление миелинизации, кровотока и утилизации глюкозы в лобных долях. Предыдущие исследования показывают, что эта область играет роль в метакогнитивных процессах, связанных с развитием самопознания и ролевых игр. В наших исследованиях мы оцениваем самопознание младенцев, воображаемую игру и использование личных местоимений, а также изучаем их связь со структурой и функциями мозга младенцев с помощью магнитно-резонансной томографии.
Развитие теории психики у одаренных дошкольников
Связь познавательных способностей с теорией психики не исследовалась. Если одаренные дети развиты в своей способности понимать психическое состояние других, это может объяснить, почему им комфортно общаться со старшими детьми и взрослыми и почему у них часто возникают трудности в общении с детьми их возраста. Целью этих исследований является изучение развития теории разума и его связи с интеллектом, в частности с одаренностью. Ниже приведены результаты, полученные на сегодняшний день в отношении выполнения детьми задач, измеряющих способность воспринимать перспективу, подмножество теории разума.
Изменения в развитии способности принимать точку зрения у детей
Было изучено развитие способности принимать точку зрения другого человека, и был обнаружен возрастной эффект. С возрастом способность воспринимать перспективу увеличивается, а эгоцентрические реакции снижаются. Однако в первоначальном исследовании рассматривались только два вида ответов: эгоцентрический и правильный выбор точки зрения. Возможна неэгоцентричная реакция, которая не является правильной реакцией с точки зрения восприятия. Мы были заинтересованы в изучении этой проблемы и ее роли в развитии способности видеть перспективу. Кроме того, нас интересовала роль IQ в развитии этого навыка. Если восприятие перспективы также связано с IQ, одаренные дети должны работать лучше, чем их сверстники хронологического возраста, а также их сверстники более старшего умственного возраста. Для изучения этих проблем мы сравнили успеваемость средних и одаренных детей разного возраста в задаче на определение перспективы.
Одаренных и неодаренных детей в возрасте 4, 6 и 9 лет попросили описать два разных рисунка. После описания каждый рисунок был закрыт экраном, на котором можно было увидеть только небольшую неидентифицируемую часть. Ребенка попросили предположить, как друг, не видевший полного рисунка, описал бы частичный рисунок. Ответ, который не был связан с реальным рисунком, указывал на способность смотреть в перспективу, тогда как ответ, описывающий реальный рисунок, указывал на эгоцентрическую реакцию. Третья категория, неправильное восприятие перспективы, присваивалась, когда ребенок давал ответ, который, хотя и не был эгоцентричным, не был явно взглядом в перспективе; например, «Я не знаю» или ответ, совершенно не связанный с тем, что можно увидеть.
Был обнаружен возрастной эффект: чем старше ребенок, тем лучше успеваемость. Был обнаружен эффект одаренности, заключающийся в том, что одаренные дети показали лучшие результаты, чем их сверстники среднего хронологического возраста, и более равные своим сверстникам более старшего умственного возраста. Кроме того, неправильное восприятие перспективы было особенно важно для детей младшего возраста. Количество эгоцентрических ответов не отличалось между одаренными и неодаренными детьми в возрасте от 3,5 до 4,5 лет. Однако одаренные дети в возрасте от 3,5 до 4,5 лет давали меньше неправильных ответов и демонстрировали больше правильных ответов, чем неодаренные. Эти данные свидетельствуют о том, что по мере развития способности оценивать перспективу разница между одаренными и неодаренными детьми видна не в степени эгоцентризма, а в количестве совершаемых ошибок в оценке перспективы.
Изменения миелинизации, связанные с развитием
Мы оценили развитие миелинизации в группе детей, которые прошли МРТ-обследование по клиническим показаниям. Мы обнаружили четкую связь между возрастом и количественными изменениями миелинизации в лобных долях. Также оценивалось самосознание у этих детей. Будущие проекты включают анализ этих данных, чтобы исследовать связь между миелинизацией и развитием самосознания.
Функция мозга и распознавание имен
Нам было интересно узнать, отличаются ли паттерны активации мозга при прослушивании собственного имени по сравнению со слухом имен других людей. В одном исследовании взрослые слушали ряд имен, в том числе свое собственное, в то время как выполнялась функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ). Областями мозга, активируемыми во время чужих имен, были левая и правая верхние височные извилины, левая и правая медиальные височные извилины, средняя лобная извилина, а также левая и правая нижние теменные доли. Особый интерес представляет обнаружение того, что уровни активации были выше в одних и тех же областях для каждого участника, когда он слышал свое имя, чем когда он слышал альтернативные имена. Уникальными областями повышенной активации собственного имени были правая нижняя лобная извилина, левая и правая затылочные извилины, а также зона 40 Бродмана. Несколько областей обработки речи активировались наряду со зрительными областями при прослушивании собственного имени.
Взрослые указали, что их собственное имя было связано с представлением о себе, и показали различия в предпочтениях в отношении имен. Например, один участник не отдавал предпочтения ни одному имени, а трое участников отдавали предпочтение двум именам, включая свое собственное. Однако различия в предпочтениях не учитывали различий в активации фМРТ. Судя по результатам фМРТ, существуют определенные области мозга, участвующие в слуховом самопознании.
Домашняя среда и приспособление к школе
Такие факторы, как семейный конфликт и интеллектуальная среда, используются для прогнозирования школьного поведения и успеваемости с первого класса до старшего года обучения в старшей школе. Это делается с помощью видеозаписей взаимодействия родителей и детей и семейных отношений, а также оценок навыков семейного обучения.
Маленькие дети социализируются в семье, и родители служат первыми оценщиками ребенка. Работа со старшими детьми предполагает, что девочки учатся приписывать неудачу отсутствию способностей — неконтролируемому фактору, а мальчики — отсутствию усилий — контролируемому фактору. Этот проект исследует ранние корни этих половых различий в когнитивном стиле, наблюдая за обратной связью родителей с детьми относительно детской игры и поведения при решении проблем.
Обучение в раннем детстве
Обучение контролю и управлению социальными событиями и объектами происходит с первых месяцев жизни. Институт провел исследования, документирующие тенденции развития такого обучения в возрасте от двух до восьми месяцев. В настоящее время нас интересует, как такое обучение связано с обобщенными представлениями младенцев о контроле и памяти. Мы продолжаем исследовать, как раннее обучение связано с одновременной социализацией и более поздними мотивационными стилями.
Когнитивное развитие в раннем детстве: этапы, преимущества и примеры
Когнитивное развитие в раннем детстве – это то, как дети думают, исследуют и понимают. Это развитие знаний, навыков, решения проблем и предрасположенностей, которые помогают детям думать и понимать окружающий мир. Развитие мозга является частью когнитивного развития.
Когнитивное развитие относится к набору интеллектуальных способностей, которые исследователи считают «нормальными» для младенцев, малышей, дошкольников или детсадовцев. Другими словами, это количественная оценка или систематизация того, что ребенок должен уметь делать или понимать к определенному возрасту.
Примеры когнитивных навыков
Некоторые из наиболее важных когнитивных навыков для ребенка: 0059 МышлениеШвейцарский психолог Жан Пиаже разработал теорию когнитивного развития в 1952. По Пиаже, среда не формирует поведение ребенка; скорее, дети и взрослые активно стремятся понять окружающую их среду и адаптироваться.
Теория Пиаже является наиболее полной теорией когнитивного развития детей. Теория пропагандировала, что мы можем узнать об интеллектуальном развитии детей не меньше, чем из их правильных ответов, из их неправильных ответов на контрольные вопросы. Он описывает четыре различных этапа когнитивного развития у детей: сенсомоторный, предоперационный, конкретный и формальный.
Четыре стадии роста:- Сенсомоторная стадия: это стадия от рождения до 2 лет, когда ребенок способен различать себя и окружающую среду.
- Дооперационный этап: на этом этапе (возраст 2–7 лет) ребенку нужны конкретные физические ситуации. Объекты классифицируются простыми способами на основе их важных признаков. Ребенок не способен абстрактно мыслить.
- Стадия конкретной операции: на этой стадии (7–11 лет) ребенок начинает мыслить абстрактно и концептуализировать вещи, создавая логические структуры, объясняющие физический опыт ребенка.
- Стадия формальных операций: это стадия от 11 до 15 лет, на которой познание достигает своей окончательной формы. Абстрактное мышление ребенка похоже на мышление взрослого, и он способен к дедуктивным и гипотетическим рассуждениям.
- Способствует долгосрочному обучению: Как мы все знаем, обучение — это процесс на протяжении всей жизни. Когнитивное обучение побуждает учащихся применять практический подход к обучению, который поможет им принимать важные решения в дальнейшей жизни, изучая все «за» и «против».
- Развивает навыки решения проблем. Навыки решения проблем необходимы в дальнейшей жизни как для построения карьеры, так и для ведения семьи.
- Улучшает понимание: Когнитивное обучение помогает учащимся ясно понимать вещи и развивать более глубокое понимание ситуаций и обстоятельств.
- Повышает уверенность: благодаря более глубоким навыкам понимания и большим знаниям дети могут подходить к жизни с большим энтузиазмом и уверенностью, что помогает им добиваться успеха во всех своих начинаниях.
- Улучшает память: более глубокое понимание предмета позволяет ученику дольше сохранять полученные знания, тем самым улучшая память.
- Прививает любовь к учебе: Концептуальное образование прививает учащимся любовь к учебе на всю жизнь, побуждая их продолжать получать знания и развивать новые навыки. Обе эти вещи важны для успеха в карьере.
- Акцент на инновациях: в когнитивном обучении учащиеся размышляют над проблемами, изучают различные идеи и находят новые решения.
С возрастом у детей должна улучшаться способность концентрироваться, запоминать информацию и мыслить более критически. Когнитивные навыки позволяют детям понимать взаимосвязь между идеями, понимать причинно-следственный процесс и улучшать свои аналитические способности.
Почему так важно уделять внимание когнитивным навыкам в раннем возрастеУ некоторых детей младшего возраста могут быть задержки в развитии или проблемы, которые можно выявить и устранить, если вовремя выявить. Поэтому родители, учителя и опекуны должны внимательно следить за развитием каждого ребенка и как можно раньше решать любые проблемы. Это может уберечь ребенка от проблем в дальнейшей жизни.
В быстро развивающемся и конкурентном мире развитие когнитивных навыков с раннего возраста очень важно для ребенка. Маленькие дети растут физически в раннем детстве, а также умственно, наблюдая и взаимодействуя с окружающим миром. Для родителей важно способствовать когнитивному развитию своего ребенка сразу после его рождения, потому что это является основой успеха ребенка в дальнейшей жизни. Например, исследования показывают, что дети, которые могут различать звуки в возрасте шести месяцев, лучше приобретают навыки обучения чтению в возрасте четырех и пяти лет.
Чтобы способствовать когнитивному развитию вашего ребенка, важно, чтобы вы ежедневно активно участвовали в качественном общении. Примеры:
- Поговорите со своим ребенком. Вы можете начать делать это, пока вы беременны. Одним из важных аспектов познавательного развития ребенка является изучение языка. Исследования доказали, что дети приобретают языковые способности задолго до рождения. При рождении младенцы узнают голос своей матери и могут отличать язык, на котором говорит мать, от иностранных языков. Для матери важно поддерживать разговор со своим ребенком, даже когда он еще находится в утробе матери.
- Помогите малышу выучить названия предметов. Как только ваш ребенок родится, продолжайте разговаривать с ним и называть часто используемые предметы. Исследования показали, что общение с младенцами повышает мощность их мозга и помогает им быстрее изучать языки.
- Пусть ваши дети исследуют и наблюдают. У детей есть естественное любопытство к вещам вокруг них, и им следует позволять исследовать и изучать вещи, наблюдая. Чрезмерно защищающие родители могут на самом деле препятствовать естественному росту и обучению своего ребенка.
- Пойте и читайте ребенку. Исследования показали, что музыка помогает детям развивать здоровые навыки, поскольку она успокаивает и создает позитивную атмосферу.
- Познакомьте малыша с книгами и головоломками.
- Расширение интересов вашего ребенка в конкретных учебных занятиях. Например, ваш малыш может рано проявить интерес к динозаврам, поэтому вы можете сходить с ним в музей естествознания, чтобы узнать больше о времени, когда эти существа бродили по земле.
- Ответьте на вопросы вашего ребенка. Когда ваш ребенок подрастет и начнет задавать вопросы, отвечайте на них точно и терпеливо. Дети от природы любознательны. Родители должны разжигать любопытство своих детей, так как это поможет им учиться.
Еще один способ, которым вы можете способствовать когнитивному развитию вашего ребенка, — предоставить ему возможность выбора и подтолкнуть к принятию обдуманных решений. Вы также должны позволить своему ребенку исследовать различные способы решения проблем. Хотя вы, возможно, захотите мягко направить и подбодрить ребенка, дайте ему некоторое время, чтобы он разобрался с чем-то, например, с новой головоломкой. Это может потребовать некоторого терпения с вашей стороны, но в конечном итоге это поможет им учиться.
Создание прочного фундамента для будущего успехаИсследования показали, что существует тесная связь между развитием ребенка в раннем детстве и уровнем успеха, которого он достигает в дальнейшей жизни. Мозг — это самая невероятная сеть обработки информации, и навыки интерпретации и мышления улучшаются по мере того, как дети учатся. Родители, учителя и опекуны должны помогать детям развивать свои когнитивные навыки в раннем возрасте, чтобы они росли уверенными в себе и обладали навыками, необходимыми для достижения успеха.
Если кажется, что у ребенка проблемы с обучаемостью, важно обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Сегодня существуют различные методы оценки и обучения детей с ограниченными возможностями обучения.