Развитие в психологии: Урок 5. Психология развития и возрастная психология

Развитие — Психологос

01 октября 2022 г., 21:45

Два основных смысла понятия «развитие» — развитие как процесс (как динамика) и развитие как результат процесса (как статика, как характеристика объекта).

«Развитие происходит через разрешение внутренних конфликтов» — здесь развитие понимается как процесс. «Не всякий внутренний конфликт ведет к развитию» — здесь говорится о развитии как результате.

  • Развитие как процесс.

Развитие, как процесс, может иметь различные механизмы. Развитие может быть следствием учебы или тренировки, развитие может быть результатом разрешения внутренних противоречий. Чаще источником развития является что-то внешнее. Развитие обычно происходит волнообразно, по спирали.

  • Развитие как результат — качественные изменения в лучшую сторону, возникновение чего-то качественно нового. Например, умножение возможностей за счет дифференциации функций.

Рост — это процесс количественного изменения, а развитие — качественного.

Под качественным изменением имеют в виду две достаточно разные вещи: либо количественный рост на порядок и более, либо полная смена способа действия (новое направление, новый механизм…) См.→

  • Развитие

Комментарии (2):

Гребенников Леонид, 17 ноября 2013 г., 17:14

Здравствуйте, наконец я нашёл единомышленников. Я думаю, что развитие интересует множество людей, как процесс улучшения дел, уверенности в будущем. А вот как к этому прийти — это первопричина и она зависит от знаний, которые во многом сокрыты нашими заблуждениями и заблуждениями окружающих, накладывающихся на нас. Мне очень нравится высказывание Л. Н. Толстого: — «Каждый человек — алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очистить себя». Я полностью согласен с этим высказыванием, так как в процессе раскрытия заблуждений человек делает корректировку в своих мотивах, целях, приоритетах и именно это называется развитием.

Те, кто находит механизмы позволяющие раскрывать заблуждения, именно они могут помочь остальным, научив их пользоваться этим механизмом.

1

ответ

Гость, 10 марта 2020 г., 19:10

Критический пересмотр себя, своих мотивов, своих мыслей, своих убеждений, надежд, мифов, верований, своих ценностей.

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Качественное изменение

Под качественным изменением имеют в виду две достаточно разные вещи: либо количественный рост на порядок и более, либо полная смена способа действия (новое направление, новый механизм…).

0Подробнее

31 дек. 2012 г.

Общее развитие

Научился читать, познакомился с классикой — это все для общего культурного развития. Побегал по парку, позанимался с гантелями — это ОФП, общефизическая подготовка и развитие. Сюда часто относят также развитие возможностей, которые дают человеку физическое развитие, боевые искусства и различные системы психофизической саморегуляции.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Парадигмы развития

Как происходит процесс развития? Развитие может происходить по обязательным ступеням, может быть задано только вершиной, а может иметь несколько различных вершин.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Развитие как результат

Развитие как результат — качественные изменения в лучшую сторону, возникновение чего-то качественно нового. Рост — это процесс количественного изменения, а развитие — качественного. Под качественным изменением имеют в виду две достаточно разные вещи: либо количественный рост на порядок и более, либо полная смена способа действия (новое направление, новый механизм…)

0Подробнее

01 янв. 2014 г.

Развитие личности

Развитие личности — часть общего развития человека. В развитие человека, кроме развития личности, входит и физическое развитие, и развитие психических функций.

1Подробнее

01 янв. 2013 г.

Развитие воли

Во-первых, может быть, вам этого не нужно? Дело в том, что многие хотят развить в себе волю, когда им нужна только организованность. А вам нужно что? Воля и организованность — не одно и то же. Можно быть волевым человеком, но не очень организованным, многое забывать и просто опаздывать. Можно научиться организованности, все всегда делать вовремя, и при этом не быть волевым человеком.

11Подробнее

01 окт. 2022 г.

Словарь роста и развития личности

Активный личностный рост — рост и развитие личности, происходящий вследствие авторских инициатив самого человека. Активный личностный рост — задача тренингов личностного роста и индивидуального самосовершенствования.

0Подробнее

31 дек. 2009 г.

Типология роста и развития личности

Различные типы роста и развитие личности определяются в первую очередь двумя вопросами: Что является движущей силой, мотором изменения? Каково направление изменений, чем или кем оно определяется? Мотором, движущей силой роста и развития может быть. ..

0Подробнее

01 янв. 2014 г.

Уровень развития личности

Основной показатель уровня развития личности — развитость авторской позции, способность человека самому определять свою жизнь, способность управлять собой, жить самостоятельно и быть сильнее обстоятельств. Определяется силой ядра личности и развитостью периферии личности.

1Подробнее

Содержание

Новые статьи:

  • «Зима и котик», стихотворение
  • Что завещал Черчилль своей супруге
  • Критика в адрес мужа
  • Гормоны и нейромедиаторы. Чем они отличаются?
  • Стабильность агрессивного поведения в течение нескольких лет — Берковиц

Популярные статьи:

  • Свои недостатки ставим себе на службу
  • Эти глаза напротив…
  • Вопросник Основы семейного договора
  • Муж секс не выпрашивает
  • Спокойное присутствие

Хиты недели:

  • Свои недостатки ставим себе на службу
  • Жизненные стратегии
  • Типы команд
  • Энтони Роббинс
  • Если ребенок проверяет вас на прочность. ..

Тема 6. Пути построения современной психологии развития человека

Тема 6. Пути построения современной психологии развития человека

 

1. Опыт развития культурно-исторической концепции.

2. Поиски объекта и предмета психологии развития.

 

1. Опыт развития культурно-исторической концепции

 

Перспективы развития культурно-исторической концепции, критический анализ ее отдельных положений, выявление нового образа психологической реальности и ее развития в онтогенезе составляют содержание возрастной психологии как психологии развития в ХХ в.

В начале 90-х гг. начался фактически новый период в истории всей отечественной психологической науки. Происходит смена общественного строя и одновременно слом господствующей идеологии. Марксизм перестал быть единственным мировоззрением, определяющим все стороны жизни общества. Наука, в том числе и психология, освободилась от необходимости разрабатывать теоретические проблемы на догмах марксистско-ленинской философии. Для наук об обществе и человеке освобождение от государственной, обязательной идеологии имеет поистине эпохальное значение, создает, по словам Л.С. Выготского,

новую ситуацию их развития.

Своеобразие этой ситуации связано с появлением принципиально новых подходов, новых взглядов на, казалось бы, традиционные психологические предметы и явления; а главное — с необходимостью поиска подлинно научных, а не идеологических аргументов в споре с оппонентами. В стране изданы многие запрещенные ранее научные труды, излагающие немарксистские или антимарксистские взгляды на проблемы общества и человека. Для возрастной психологии развития открылись новые горизонты, она столкнулась с необходимостью критического анализа собственных теоретических оснований, учета иных подходов к проблемам психического развития человека.

Современные разработки проблем возрастной психологии развития осуществляются в условиях кардинальной перестройки всех сфер общественной жизни, в том числе и образования. Изменение социально-экономических и общественных условий, ценностных оснований и целевых ориентиров жизни существенно изменяет характер межпоколенных отношений; а соответственно с позиций культурно-исторической концепции все это главным образом влияет на особенности психического развития современных детей. И в этом заключается своеобразный вызов нашего времени психологу — как исследователю, так и психологу-практику.

Несомненно, что сегодня требуется подлинно культурная позиция в исследовании психологических проблем: свободная ориентация в достижениях мировой психологии и тщательное восстановление широкого полипредметного контекста уже на этапе постановки той или иной проблемы. Психологическое исследование по преимуществу становится комплексным, втягивающим в себя способы познания многих других наук (философии, социологии, педагогики, антропологии и др.)

Предельно широкий подход к психологии развивающегося человека предложен В.П. Зинченко и Е.Б. Моргуновым. Исходной основой при построении новой психологии развития для авторов выступило соотношение категорий «цивилизация — культура», различение которых является достаточно распространенным в гуманитарных науках.

Сопряженными с образом цивилизации являются понятия популяции, государства, производства; с образом культуры — личность, общество, творчество. Различение цивилизации и культуры является общепризнанным и проявляется во всех сферах жизни человека, в том числе в науке и в ее отдельных отраслях.

Основные направления и школы в психологии, по мысли авторов, в большей степени ориентированы на цивилизационную парадигму и в меньшей — на культурную. Вершинная теория в отечественной психологии — культурно-историческая концепция Л.С. Выготского — опирается преимущественно на культурную традицию в науках о человеке. Вместе с тем в этой концепции есть и цивилизационная составляющая; в частности, мысль о том, что внутренний мир человека формируется путем интериоризации инструментально-смыслового содержания культуры, что культура как бы заполняет внутреннее пространство индивида, вытесняя и преобразуя его натуральные (наличные, сложившиеся, обыденные и др.) психологические структуры.

На положении о присвоении культуры (а точнее, ее социально-нормированного, деятельностного содержания) строится и психологическая теория А.

Н. Леонтьева. «При такой трактовке процесса развития, как присвоения или усвоения человеческого опыта, практически не остается места для саморазвития, самостроительства, самоопределения личности и проявления какой бы то ни было ее автономии, для подлинной активности сознания». Это совершенно четкая и точная характеристика культурно-исторической концепции в ее сугубо деятельностной проекции.

В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов считают, что одной из неотложных задач современной психологии развития и одновременно точкой ее роста является содержательный синтез культурно-исторической концепции Л.С. Выготского в ее классическом варианте и деятельностной теории А.Н. Леонтьева как одной из исторических интерпретаций этой концепции. Авторский синтез этих психологических систем нашел свое выражение в ряде принципов, характеризующих процессы психического развития человека в детском, подростковом и юношеском возрасте. Перечислим эти принципы:

1. Творческий характер развития. Главным в развитии должно стать не усвоение опыта, а его порождение.

2. Ведущая роль социокультурного контекста развития. Программы обучения и воспитания детей должны быть наполнены культурными и историческими контекстами и параллелями.

3. Ведущая роль сензитивных периодов развития. Важно осваивать определенное культурное содержание в наиболее благоприятный для этого период и строить этот процесс на основе возможностей организма ребенка.

4. Совместная деятельность и общение как движущая сила развития, как средство обучения и воспитания.

5. Ведущая деятельность, законы ее смены как важнейшее основание периодизации детского развития.

6. Зона  ближайшего  развития  как  метод диагностики  способностей и возможного шага развития детей.

7. Амплификация детского развития как необходимое условие разностороннего воспитания ребенка.

8. Непреходящая ценность всех этапов детского развития. Каждый период детской жизни вносит свой вклад в процесс развития и должен быть прожит полноценно.

9. Принцип единства аффекта и интеллекта, или принцип активного деятеля. Программы обучения должны быть ориентированы на развитие не только интеллекта, но эмоциональной сферы личности.

10. Опосредствующая роль знаково-символических структур в образовании связей между предметами и действиями. Символизация должна стать принципом развития ребенка.

11. Интериоризация и экстериоризация как механизмы развития и обучения. В развитии важны переходы от внешнего к внутреннему и от внутреннего к внешнему.

12. Неравномерность (гетерохронность) развития и формирования психических действий. Этот принцип особенно важно учитывать при разработке норм развития и диагностики его уровня.

Д.Б.Эльконин предпринял попытку построить введение в психологию развития в традиции культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Автора интересует онтология развития; он считает, что развитие есть, существует, является неким особым бытием. Фиксация бытия развития осуществляется во всех теориях психического развития, вопрос же заключается в том, как оно есть, как возможно развитие? Д. Б.Эльконин считает, что развитие  это переход от одного состояния к другому. Работы Б.Д. Эльконина впервые в отечественной психологии позволяют четко различить «реальность развития» и «развитие реальности», акт развития и ход развития, единицу развития и объект развития. Г.А. Цукерман предприняла смелую попытку выстроить одновременно и психологию, и педагогику саморазвития человека. Основной вопрос книги «Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов» [4] выражается так: когда растущий, взрослеющий человек становится (и в принципе имеет шанс стать) субъектом своего собственного развития? Вопрос ведь не в том, в какой период жизни мы — посторонние (педагоги, взрослые) из внешней позиции назначим этот срок. Принципиально важно, когда сам человек начинает переживать, обнаруживать момент встречи с самим собой, когда он начинает относиться к своей жизни как к предмету практического преобразования — планирования и проектирования своего пути. То, что такого с человеком может и не произойти, слишком хорошо известно и слишком часто встречается. Но ведь со многими эта встреча случается. Когда? Как? И что делать в этом случае?

 

2. Поиски объекта и предмета психологии развития

 

До конца 80-х гг. такое словосочетание как «психология развития» в отечественной, да и в мировой психологии долгое время употреблялось лишь как общее наименование совокупности исследований в области психического развития человека, на основе которых строились либо теории онтогенетических изменений его психики на разных возрастных этапах, либо теории развития отдельных психологических реалий (интеллекта, личности, мышления и др.). Как специально-научной, самостоятельной дисциплины психологии развития человека фактически не существовало. Лишь в последние годы наметилось движение к ее оформлению в этом качестве. Однако до сих пор стоит вопрос об объекте и предмете психологии развития, ответ на который далеко не однозначен.

Для многих исследователей сегодня становится все более очевидной необходимость расширения и углубления мировоззренческих, философско-методологических оснований и психологии вообще, и психологии развития человека в частности. Одним из важнейших таких оснований В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов называют отечественную религиозно-нравственную философию в лице ее главных представителей — С.Н. Булгакова, Н.О. Лосского, Л. Шестова, С.Л. Франка, С.Н. и Е.Н. Трубецких, Д.С. Мережковского, В.В. Розанова, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева. Современная психология развития должна ассимилировать достижения отечественной философской мысли, воссоздать само мыслительное пространство понимания человеческой реальности, ее сущности, «собственно человеческого в человеке», а соответственно — разработать категориальные средства описания и объяснения процесса ее становления и развития в онтогенезе.

Аналогичную, общеметодологическую позицию в поиске предельного объекта психологии развития занимает А.Г. Асмолов. Таким объектом для него, как и для вышеуказанных авторов, является сам развивающийся человек. А.Г. Асмолова интересуют системные связи и закономерности развития человека в биогенезе, социогенезе и онтогенезе. Опираясь на методологию системного подхода к изучению природы человека, на опыт изучения развития личности в разных направлениях исторической и современной психологии, он выявляет закономерности развития человека в контексте эволюции природы, истории общества и построении индивидуального жизненного пути личности. Своеобразным итогом реализованного подхода оказывается лаконичная авторская формула: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».

В своей работе «Историко-эволюционный подход в психологии развития» (1996г.) А.Г. Асмолов замечательным образом интерпретирует одну из главных ценностных установок концепции Л.С. Выготского: анализ любой психологической проблемы развития человека, любого ее масштаба требует выстраивания не узко научного, а широкого историко-культурного контекста, из смыслов которого только и может быть сформулирована и в рамках которого точно поставлена сама проблема. Предельно остро формулирует проблему выявления предметной области психологии человека Б. С. Братусь. До последнего времени история и логика развития психологической концепции жестко определялись той или иной философской идеологией, которая задавала общее решение проблемы человека — его природы и предназначения. Сегодня мы уже не можем удовлетвориться ни «лабораторным испытуемым» науки — вместо человека, ни существом идеологическим, «сотканным из идеалов», опять-таки — место человека. Мы должны ввести в рассмотрение не проблему человека, а его самого, во всей его жизненной полноте, а уж подойдет ему та или иная концепция его самого или нет, будет зависеть не от теоретических изысков психологической науки, а от самих реальных людей, их собственного выбора, их устремления, их собственной ответственности.

Б.С. Братусь ставит блестящий, хотя и печальный диагноз современному состоянию психологии человека: «История научной психологии — это история утрат, первой и главной из которых была утрата души» [7]. Действительно, еще в 60-е гг. в Британской энциклопедии было написано: «Бедная, бедная психология! — сперва она утратила душу, затем психику, затем сознание, а теперь испытывает тревогу по поводу поведения».

Как же исправить это положение? Автор предлагает снять целый ряд оппозиций — противостояний, важнейшая из которых — резкое противопоставление религии и науки в познании психологической реальности. Какими бы «ненаучными», «субъективными» ни казались нам методы, способы религиозного познания, они на поверку проявили себя как более верные и объективные, чем наши научные притязания. Не метод задает реальность, но реальность — метод и подход.

Еще одна оппозиция: «светская психология — христианская психология». По мнению Б.С.Братуся, пришло время отказаться от соблазнительной иллюзии иметь одну (единственную) психологию, имеющую универсальный, общеобязательный и нормативный характер. Ведь не воспринимаем мы как трагедию отсутствие одной — на все времена и народы — философии. Поэтому тем более не трагедия, если рядом будут сосуществовать и сотрудничать психологи самых разных направлений. Но существует и более фундаментальное основание для снятия вышеозначенной оппозиции: если мы осознаем, что наши корни в христианской, а не в какой-либо иной культуре, то и психология в этой культуре может и должна быть христиански ориентированной.

Оригинальный подход к проблемам психологии развития человека разрабатывает А.Б. Орлов, анализируя соотношение двух духовно-практических реальностей: мира детства и мира взрослости. Он полагает, что современный этап развития человечества — это время кардинального пересмотра традиционных принципов отношений между двумя мирами; только в этом случае появляется шанс «пробиться» к сущности человека, избежать «кажимости», а самому человеку преодолеть неподлинность своего бытия.

А.Б.Орловым были сформулированы основные принципы традиционных отношений между миром детства и миром взрослости.

Принцип субординации: мир детства — это часть мира взрослых, часть, не равноценная целому и подчиненная ему, его целям, его установкам и ценностям. Принцип монологизма: мир детства — это мир учеников и воспитанников, мир взрослых — мир учителей и воспитателей; мир детства — чистая потенция, лишенная своего собственного и ценного для взрослых содержания; мир взрослых существует, тогда как мир детства лишь взрослеет, усваивая содержание мира взрослых; содержание взаимодействия транслируется только в одном направлении — от взрослых к детям.

Принцип произвола: мир взрослых всегда жил по своим законам и всегда навязывал эти законы миру детей; мир детства всегда был беззащитным по отношению к миру взрослых.

Принцип контроля: мир детства всегда находился под полным контролем мира взрослых; этот контроль рассматривался как необходимый элемент процесса обучения и воспитания.

Принцип взросления: развитие мира детства всегда рассматривалось как взросление, т.е. планомерное движение детей по созданной миром взрослых «лестнице» возрастов.

Принцип инициации: во всех обществах всегда существовали граница между миром детства и миром взрослых и «процедуры инициации», т.е. перевода человека из одного мира в другой.

Принцип деформации: мир детства всегда так или иначе деформирован вторжением мира взрослых.

А.Б. Орлов полагает, что основные идеи, концепции, гипотезы, методы и факты современной психологии детства производны именно от традиционных принципов построения отношений между миром взрослых и миром детей. Он считает, что свою основную задачу психология детства всегда видела в изучении мира детства с целью обеспечения его ускоренного и оптимального взросления, создания научно обоснованных технологий обучения и воспитания детей. Все успехи и достижения психологии детства (за очень немногими исключениями) связаны с продвижением по этому пути. Традиционная психология детства — подлинная креатура мира взрослости, одно из наиболее изощренных орудий деформирования мира детства и контроля над ним.

Новая психология детства — это гуманистическая психология, которая может быть построена на основе новых отношений между миром взрослых и миром детства.

Вот принципы этих отношений.

Принцип равенства: мир детства и мир взрослости — совершенно равноправные части мира человека, их «достоинства» и «недостатки» гармонично дополняют друг друга.

Принцип диалогизма: взаимодействие мира детства и мира взрослости должно строиться как диалогичный и целостный «учебно-воспитательный процесс».

Принцип сосуществования: мир детства и мир взрослости должны поддерживать обоюдный суверенитет, исходить из идеи невмешательства, ненавязывания друг другу своих ценностей и законов.

Принцип свободы: мир взрослости должен исключить все виды контроля над миром детства, предоставить ему полную свободу выбирать свой собственный путь, каким бы этот путь ни был, обеспечивая при этом лишь условия сохранения жизни и здоровья детей.

Принцип соразвития: развитие мира детства — это процесс, параллельный развитию мира взрослости.

Принцип единства: мир детства и мир взрослости не образуют двух разграниченных миров, но составляют единый мир людей (Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. ‑ М.,1995).

Принцип принятия: особенности любого человека должны приниматься другими людьми такими, каковы они есть, безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам и оценкам «взрослости» и «детскости».

В соответствии с этими принципами свою основную задачу гуманистическая психология детства должна видеть в создании психолого-педагогических условий для успешной аккомодации мира взрослости к миру детства с целью их гармонизации и совместного продуктивного развития. Собственные разработки гуманистической психологии личности и сущности человека А.Б. Орлов ведет на путях синтеза различных подходов в психологии — аналитической психологии, эзотерической психологии, гуманистической психологии и онтопсихологии. Поиски в этом направлении находятся в начале своего пути.

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Ответьте на следующие вопросы:

  1. Почему метод формирующего эксперимента приобрел такое широкое применение в отечественной возрастной психологии?
  2. Почему в настоящее время так актуальны взгляды Л.С. Выготского на процесс психического развития ребенка для практики образования?
  3. В чем состоит специфика современного этапа отечественной психологии развития и каким образом она связана с запросами практики образования?

2.       Напишите реферат на одну из предложенных тем:

  1. Дневники наблюдений за развитием ребенка в истории отечественной психологии.
  2. Вклад К.Д. Ушинского в отечественную психологию развития.
  3. Проблема развития в дореволюционной отечественной психологии.
  4. Вклад П. П. Блонского в психологию развития.
  5. Вопросы психологии развития в трудах С.Л. Рубинштейна.
  6. Проблемы психического развития в трудах Л.Н. Леонтьева.
  7. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.
  8. Развитие идей Л.С. Выготского в современной психологии.
  9. Экспериментальная разработка проблем психического развития.
  10. Современная возрастная психология в Беларуси.

 

Список рекомендуемой литературы

  1. Кудрявцев В.Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода. Ч. I. ‑ Рига: Педагогический центр «ЭКСПЕРИМЕНТ», 1999.
  2. Эльконин Д.Б, Психическое развитие в детских возрастах. ‑ М. ‑ Воронеж: МПСИ, 1997.
  3. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. ‑ М.: Тривола, 1994.
  4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. ‑ М.: Школьная Пресса, 2000.
  5. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Во­просы психологии. ‑ 1986. ‑№6.
  6. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. ‑ 1991. ‑ №2.
  7. Начала христианской психологии / Б.С. Братусь, В.Л. Воейков, С.Л. Воробьев и др. ‑ М.,1995

Психологическое развитие | Определение, этапы, примеры и факты

младенцев

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Эрик Эриксон
Похожие темы:
развитие младенцев и малышей эмоциональное развитие самореализация развитие ребенка Эдипов комплекс

Просмотреть весь связанный контент →

психологическое развитие , развитие когнитивных, эмоциональных, интеллектуальных и социальных способностей человека и функционирование в течение нормальной продолжительности жизни, от младенчества до старости. Это предмет дисциплины, известной как психология развития. Детская психология была традиционным центром исследований, но с середины 20 века многое стало известно и о младенчестве, и о взрослой жизни. Далее следует краткое рассмотрение психологического развития. Для более полной обработки см. поведение человека.

Младенчество — это период между рождением и приобретением языка через один-два года. Помимо набора унаследованных рефлексов, помогающих им добывать пищу и реагировать на опасность, новорожденные наделены предрасположенностью к определенным зрительным образам, в том числе к человеческому лицу, и к определенным звукам, в том числе к человеческому голосу. В течение нескольких месяцев они способны узнавать своих матерей по внешнему виду и обнаруживают поразительную чувствительность к тонам, ритмическому течению и отдельным звукам, составляющим человеческую речь. Даже маленькие дети способны к сложным перцептивным суждениям, включая расстояние, форму, направление и глубину, и вскоре они могут организовать свой опыт, создавая категории для объектов и событий (например, людей, мебели, продуктов питания, животных) таким же образом. пожилые люди делают.

Младенцы быстро развиваются как в узнавании, так и в запоминании воспоминаний, что, в свою очередь, повышает их способность понимать и предвидеть события в окружающей среде. Фундаментальным достижением в это время является признание постоянства объекта, т. е. осознание того, что внешние объекты существуют независимо от их восприятия младенцем. Физические взаимодействия младенцев с окружающей средой развиваются от простых нескоординированных рефлекторных движений к более скоординированным действиям, которые намеренно повторяются, потому что они интересны или потому что их можно использовать для достижения внешней цели. Примерно в 18 месяцев ребенок начинает пытаться решать физические проблемы, мысленно представляя определенные события и результаты, а не путем простого экспериментирования методом проб и ошибок.

Трехмесячные младенцы уже демонстрируют поведенческие реакции, свидетельствующие о таких эмоциональных состояниях, как удивление, дистресс, расслабление и возбуждение. Новые эмоциональные состояния, включая гнев, печаль и страх, появляются к первому году жизни. Эмоциональная жизнь младенцев сосредоточена на привязанностях, которые они формируют к своим матерям или другим основным опекунам, и посредством этих взаимодействий младенцы учатся любить других людей, доверять им и зависеть от них. Младенцы начинают улыбаться другим людям примерно в два месяца, а их привязанность к матерям и опекунам развивается примерно к шести месяцам. Эти привязанности формируют основу для здорового эмоционального и социального развития на протяжении всего детства.

Вторая основная фаза человеческого развития, детство, длится от одного или двух лет до наступления подросткового возраста в возрасте 12 или 13 лет. Ранние годы детства отмечены огромными успехами в понимании и использовании языка. Дети начинают понимать слова за несколько месяцев до того, как сами начинают говорить. Младенцы в среднем говорят свои первые слова к 12–14 месяцам, а к 18 месяцам их разговорный словарный запас составляет около 50 слов. Дети начинают использовать комбинации из двух, а затем и трех слов и переходят от простых комбинаций существительное-глагол к более грамматически сложным последовательностям, используя союзы, предлоги, артикли и времена с растущей беглостью и точностью. К четвертому году жизни большинство детей могут говорить предложениями, похожими на взрослые, и начинают осваивать более сложные правила грамматики и значения.

В своих познавательных способностях дети совершают переход от опоры исключительно на конкретную, осязаемую реальность к логическим операциям с абстрактным и символическим материалом. Даже двухлетние дети ведут себя так, как будто внешний мир есть постоянное место, независимое от их восприятия, и проявляют экспериментальное или целенаправленное поведение, которое может творчески и спонтанно адаптироваться к новым целям. В период от двух до семи лет дети начинают манипулировать окружающей средой посредством символического мышления и языка; они становятся способными к решению новых типов логических задач и начинают пользоваться мыслительными операциями, гибкими и полностью обратимыми в мышлении. В возрасте от 7 до 12 лет зачатки логики проявляются в форме классификации идей, понимания времени и числа, более глубокого понимания серийности и других иерархических отношений.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Эмоционально дети развиваются в направлении большего самосознания, т. е. осознания своих собственных эмоциональных состояний, характеристик и потенциальных действий, и они также становятся все более способными различать и интерпретировать эмоции других людей. Это способствует эмпатии или способности ценить чувства и восприятие других и понимать их точку зрения. Эти новые способности способствуют нравственному развитию детей, которое обычно начинается в раннем детстве с заботы и избегания действий, которые влекут за собой боль и наказание, и переходит к более общему регулированию поведения, чтобы поддерживать уважение и одобрение родителей. Дальнейший сдвиг в моральных рассуждениях, основанный на избегании внутренней вины и самобичевания, знаменует собой переход от детства и юности к взрослой жизни. Все эти эмоциональные достижения улучшают социальные навыки и функционирование ребенка.

Что такое психология развития?

Автор Ariel Grucza

Медицинский обзор Пунам Сачдев от 31 мая 2022 г.

В этой статье

  • Чем занимается психолог развития?
  • Как стать психологом развития?
  • История психологии развития

От рождения до смерти люди учатся, растут и меняются, и психологи развития пытаются понять, «почему» и «как» происходят изменения, которым подвергаются люди. Психология развития — это область исследований, в которой основное внимание уделяется изменениям и росту людей на протяжении всей их жизни — тому, как люди развиваются физически, социально, умственно и эмоционально с течением времени.

Психология развития стремится ответить на вопросы о развитии человека.

Общие вопросы психологии развития касаются:

Индивидуальные различия

В основе психологии развития лежит понимание того, почему люди такие, какие они есть. Психология развития пытается разгадать тайну индивидуальности, ища ответы на такие вопросы, как:

  • Почему у людей так много индивидуальных различий, хотя 99,9% их ДНК идентичны?
  • Почему люди с одинаковым прошлым и опытом имеют разные привычки, состояние здоровья и предпочтения?
  • Как развиваются наши личности?
  • Что заставляет людей делать разные выборы?

Природа против воспитания

Психологи развития изучают то, что движет человеческим развитием или поведением, и большая часть этих исследований сосредоточена на идее природы против воспитания или споре о том, определяется ли поведение человека генетикой , окружающая среда или и то, и другое.

Психологи развития пытаются ответить на вопрос, как на наше поведение и развитие влияют внутренние и внешние факторы. Исследователей, которые считают, что природа несет ответственность за человеческие действия, называют нативистами, , а тех, кто считает, что виновата наша окружающая среда, называют эмпириками .

Современные науки, такие как эпигенетика — идея о том, что поведение и окружающая среда влияют на то, как ваши гены проявляют себя, — часто объединяют эти две концепции.

Непрерывность и прерывистость 

Психология развития решает вопрос о непрерывности — идее о том, что человеческое развитие представляет собой медленный и устойчивый процесс, — или о прерывности — идее о том, что люди развиваются на определенных стадиях и совершают скачки вперед.

Психологи развития стремятся ответить на вопросы о непрерывности и прерывности, такие как:

  • Могут ли люди способствовать собственному развитию посредством практики?
  • Является ли детство более важным для развития, чем события, которые происходят позже?
  • Насколько велик потенциал изменений у людей?

Чем занимается психолог развития?

Психология развития преследует три цели: описать, объяснить и оптимизировать развитие человека.

Психологи, занимающиеся вопросами развития, классифицируют развитие двумя способами:

Нормативное развитие

Нормативное развитие представляет собой модель развития, типичную для большинства людей. Например, ребенок, который постоянно достигает вех развития в пределах ожидаемого диапазона, испытывает нормативное развитие.

Идиографическое развитие

Идиографическое развитие описывает индивидуальные вариации, выходящие за рамки нормативного развития.

Психологи развития стремятся понять, как выглядит нормативное развитие для людей и как и почему индивидуальное развитие может отличаться от того, что обычно ожидается. Психологи развития надеются использовать это понимание для оптимизации человеческого развития, помогая всем людям полностью раскрыть свой потенциал.

Психология развития — это область, в значительной степени ориентированная на исследования, но психологи развития используются в самых разных работах. Психологи, занимающиеся развитием, могут:

  • Выявлять задержки развития у детей
  • Помогать родителям развивать крепкие отношения со своими детьми
  • Исследовать, как приобретаются навыки
  • Помогать пожилым людям справляться с биологическими и социальными изменениями, связанными со старением
  • Работать с государственными учреждениями для руководство реализацией социальных программ

Психолог по развитию может работать в различных учреждениях, в том числе:

  • Университеты
  • Государственные учреждения
  • Школы
  • Клиники
  • Дома престарелых
  • 6

    Психологи развития обычно получают докторскую степень в области психологии развития. Наиболее распространенный образовательный путь — это степень бакалавра психологии, за которой следует степень магистра, а затем докторская степень, хотя интенсивная психология развития имеет степень доктора философии. программы, которые непосредственно следуют за степенью бакалавра, являются еще одним вариантом для студентов, заинтересованных в более быстрой и строгой программе.

    Позиции начального уровня, такие как должности помощника исследователя, могут помочь вам получить опыт в области психологии развития при получении высшего образования.

    Чем занимается психолог развития?

    Средняя заработная плата психологов в 2021 году составляет 81 040 долларов в год.

    Психология развития История

    Психология развития — относительно новая область, созданная после того, как промышленная революция подчеркнула потребность в образованной рабочей силе. Первоначально психология развития изучала, как дети усваивают и сохраняют информацию. Эти исследования были использованы для улучшения образования.

    Психология развития исторически тесно связана с эволюционными и биологическими исследованиями. Биолог Чарльз Дарвин опубликовал первое исследование психологии развития, статью, в которой обсуждались научные наблюдения за его собственным младенцем-сыном, а физиологу Вильгельму Прейеру часто приписывают создание психологии развития как отдельной области исследований после публикации его книги «Разум маленького человека». Ребенок. В своей книге Прейер научно документирует развитие своей дочери от рождения до двух с половиной лет.

    Психология развития, которая фокусируется на том, как взрослые растут и меняются, является еще более поздней специализацией, возникшей в середине 20-го века. Поскольку современная медицинская наука позволила большему количеству людей дожить до старости, исследователи заметили, что человеческое развитие продолжается и после детства, и расширили поле для изучения взрослых и пожилых людей.

    Жан Пиаже, Эрик Эриксон и Джон Боулби опубликовали теории развития в этот период, которые продолжают влиять на область психологии развития сегодня, включая четыре стадии когнитивного развития Пиаже и восемь стадий психосоциального развития Эриксона.

Добавить комментарий