Развитие воображения психология – — — KazEdu.kz

Содержание

как развить у детей и у взрослых

Воображение как создание новых образов, несомненно, имеет высокую ценность и для успеха в любой деятельности, и для становления самой личности. Обычно, говоря о необходимости развития воображения, имеют в виду детей. Это вполне понятно, ведь именно в дошкольном и младшем школьном возрасте особенно ярко проявляется тяга к фантазированию, да и развитие познавательных процессов в целом в этом возрасте имеет принципиальное значение.

Однако потребность в развитии воображения есть и у взрослых, а в ряде случаев она ими очень остро осознается. И психологи убеждены, что развить, усовершенствовать этот процесс можно в любом возрасте.

Индивидуальные особенности воображения

Иногда кажется, что некоторые люди рождены со способностью к творческому воображению, настолько быстро и легко у них рождаются новые проекты, оригинальные идеи, нестандартные решения. А другие даже сказку своему ребенку придумать не в состоянии, не говоря уже о каком-то открытии или создании произведения искусства. В чем здесь дело?

Способность к воображению присуща всем людям от рождения, она связана с особенностями высшей нервной деятельности, со спецификой обмена информацией между нервными клетками головного мозга. Однако проявляется эта способность по-разному. И при развитии воображения следует учитывать индивидуальные особенности этого психического процесса.

Сила воображения

Это одна из самых важных и заметных характеристик процесса рождения образов. Причем у некоторых людей фантазии настолько живые, что могут соперничать с реальными объектами. Особенно такая живость образов воображения характерна для детей.

Дело в том, что сила воображения связана с рациональным контролем и ограничивается им. Чем более развито рациональное, логическое мышление, а следовательно, и рассудочное отношение к собственным фантазиям и выдумкам, тем слабее воображение, его образы более тусклые, размытые и приземленные.

У детей рациональная сфера сознания пока еще не слишком развита, поэтому воображение у них более сильное и живое. Но у детей другая проблема – недостаток информации для творчества и навыков осознанного фантазирования.

Правда, нельзя сказать, что рациональный контроль только мешает свободе воображения. Его ограничение тоже необходимо. При слабости логического, рационального мышления может возникнуть такое психическое явление, как визионерство, когда человек не в состоянии отличить продукты своего воображения от реальных объектов и ситуаций.

  • Чаще всего визионерство встречается у детей, в силу особенностей их мышления. Можно вспомнить такой пример визионерства, как образ вымышленного друга (Карлсон, который живет на крыше).
  • У взрослых визионерство встречается намного реже, но все же в психологии и психиатрии описаны подобные случаи, например, у экзальтированных верующих или у людей, находящихся в состоянии аффекта.

Но это все же исключение. А при развитии воображения у взрослых следует обратить внимание на формирование способности осознанного сдерживания рационального контроля, временного отключение логики. Для этого существуют разнообразные методики, связанные с активизацией нестандартного, нешаблонного мышления.

Легкость рождения образов

Воображение – это во многом спонтанный процесс, связанный с активностью подсознания и свободным ассоциативным мышлением. Поэтому у некоторых людей новые образы, сюжеты и идеи рождаются легко и почти непроизвольно, вызванные стихийными ассоциациями. Такие люди в причудливо изогнутой коряге увидят сказочное чудище, а из случайно услышанного разговора создадут сюжет целого романа. Они постоянно замечают что-то удивительное, необычное в совершенно обычном мире.

Восклицая: «Смотри, эти трещины на асфальте напоминают морду льва!» — они рискуют быть непонятыми и даже высмеянными. А ведь у них есть очень важное и полезное качество: спонтанное творческое мышление и легкость воображения. А другие только пренебрежительно хмыкают, потому что в коряге они видят банальную гнилушку, а в трещинах на асфальте – небрежность коммунальщиков.

Легкость рождения образов во многом зависит от скорости мышления и способности к созданию ассоциаций. Вообще ассоциативное мышление – важное качество для воображения и творчества, и его стоит развивать.

Образное мышление

Это одно из трех основных видов мышления. Наряду с наглядно-действенным и абстрактно-логическим, оно играет важную роль в психике человека. Но для воображения, оперирующего образами, уровень его развития и активности имеет принципиальное значение.

Преобладающее в дошкольном возрасте образное мышление у взрослых часто подавляется, сдерживается абстрактно-логическим. Это снижает и яркость образов, и силу воображения. Но как известно, за операции с образами отвечает правое полушарие головного мозга, тогда как за операции с понятиями, знаками и логическое мышление – левое. И есть люди, которых называют правополушарными за повышенную активность этого полушария мозга. У таких личностей нет проблем с образным мышлением и воображением. А вот левополушарным стоит позаботиться о развитии такого важного познавательного процесса.

Эмоциональная насыщенность образов

Воображение и эмоциональная сфера тесно связаны, и у людей с яркими, сильными эмоциями, как правило, более продуктивное воображение. Поэтому многие известные художники, писатели, артисты отличались повышенной экзальтированностью.

  • Эмоции с одной стороны делают продукты воображения живыми, «реалистичными».
  • А с другой – связь с эмоциями гарантирует удовольствие человека от результатов своего творчества.

Индивидуальные особенности воображения во многом связаны с врожденными характеристиками нашей психики. Но несмотря на это, их можно развить. Главное — учитывать специфику познавательных процессов и эмоций человека.

Овладение техникой воображения

Как бы ни привлекательно казалось легкое и спонтанное рождение новых образов и идей, но все же любой познавательный процесс эффективнее тогда, когда он подчинен нашему сознанию, целям и задачам деятельности, то есть носит произвольный характер.

Приемы творческого воображения

Произвольное воображение требует правильной организации, и одним из важнейших направлений развития творческого воображения является обучение технике создания новых образов.

Такие приемы или техники люди неосознанно использовали еще в глубокой древности, создавая фантастические образы и сюжеты мифов и сказок. И в настоящее время писатели, художники, ученые с помощью этих приемов организуют процесс своего творчества.

  • Гипербола и литота (преувеличение и преуменьшение). Это один из простейших приемов преобразования образов реальности. Такой способ можно использовать как в отношении объекта в целом (Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, великан и т. д.), так и в отношении отдельных элементов объекта (Карлик Нос, Карабас Барабас с длинной бородой и т. д.).
  • Агглютинация (склеивание). Это древний и довольно эффективный прием, в котором используется способность нашего мышления к синтезу деталей имеющихся в памяти образов. Агглютинация может быть довольно простой, как, например, в образах кентавра (получеловек-полулошадь), нага (получеловек-полузмея), сфинкса (лев с головой человека). Но соединяемые детали могут быть предварительно видоизменены, искажены, и тогда прием агглютинации позволяет создавать совершенно фантастических персонажей или картины. Агглютинация часто используется и в художественной литературе, в том числе реалистической, когда писатель создает образ героя, используя черты характера нескольких реальных людей. Используется этот прием и в конструкторском деле, многие современные механизмы, приборы, механизмы, гаджеты соединяют в себе элементы различных устройств, взять хотя бы мобильный телефон.
  • Акцентуирование – изменение пропорций образа или его характеристик за счет выделения, «выпячивания» отдельных черт. Этот прием часто используется в карикатурах, шаржах, анекдотах или фельетонах. Один из примеров акцентуирования – образ рассеянного из стихотворения С. Маршака. В этом стихотворении в общем-то обычная черта характера доведена до абсурда, за счет чего создается сатирический эффект.
  • Типизация – процесс создания типических образов, то есть скомбинированных из наиболее типичных черт какой-то группы объектов. Этот прием часто используется в изобразительном искусстве и в литературе для создания образов типичных представителей общества. Например, типы помещиков в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя. Типизация – один из наиболее сложных и «интеллектуальных» приемов воображения, так как он предполагает не только внимательный анализ объектов, но и конструирование нового целостного образа на основе разрозненных черт.
  • Персонификация – придание образам неодушевленных объектов характерных черт живых существ. Этот прием часто встречается в сказках и в литературе жанра фэнтези, например, печка и яблонька из сказки «Гуси-лебеди», посуда из стихотворения К. Чуковского «Федорино горе».
  • Придача – наделение объектов новыми свойствами и функциями. Используется этот прием не только в сказках (ковер-самолет, молодильные яблоки), но и в конструкторском деле, в разработке товаров с новыми свойствами. Например, щетка-пылесос, зажигалка с фонариком, подушка с ароматизатором.

В процессе творчества эти приемы часто комбинируются, смешиваются, взаимодополняются, что позволяет получать совершенно уникальные по своим характеристикам образы или находить оригинальные решения проблем.

Освоение приемов творческого воображения не только полезно, но и интересно. Оно может быть организовано в виде увлекательных игр, в которые с удовольствием играют не только дети, но и взрослые.

Примеры упражнений по овладению техникой воображения

Упражнение «Образ жителя другой планеты» (агглютинация)

Используя прием агглютинации, нужно придумать, как может выглядеть разумное существо с другой планеты с условиями, отличающимися от земных. Например, обитатели планеты «Океан», или планеты, атмосфера которой состоит из горящих газов, или планеты, так густо заросшей непролазным кустарником, что в нем сложно передвигаться и т. д.

Можно попробовать нарисовать придуманные образы. Рисование очень полезно, оно стимулирует образное мышление и делает продукты вашего воображения материальными.

Упражнение «Герой нашего времени» (типизация)

На основании выделения наиболее характерных черт и признаков создать типичные образы людей нашего общества: завсегдатая социальных сетей (ВКонтакте, Одноклассников), современного дизайнера, феминистки, поклонника аниме и т. д.

Упражнение «Полезные вещи» (придача)

Используя прием придачи, придумать и описать несколько обычных вещей с новыми полезными свойствами. Например, можно взять для усовершенствования такие вещи, как расческу, столовую ложку, домашние тапки, коврик около двери.

Упражнение «Что было бы, если бы…» (гипербола и литота)

Нужно подумать, смоделировать и описать ситуацию, которая возникла бы, если бы вы внезапно увеличились в размерах до величины пятиэтажного дома. В чем бы вы почувствовали преимущество, а в чем неудобство? Как бы вы стали себя вести? Чем бы занялись? Как бы стали строить отношение с окружающими? Можно оформить размышления в связный рассказ.

Затем происходит обратный процесс, но вы, уменьшаясь, становитесь величиной с мышку. Как бы это повлияло на ваше поведение? В чем вы видите преимущества такого роста, а в чем недостатки?

Это упражнение очень любят дети, но взрослым оно тоже полезно и для развития воображения, и для формирования нешаблонного мышления и способности выходить за рамки банальной обыденности и стандартной логики.

Несмотря на то что процесс развития воображения у взрослых и детей имеет много общего, все же стоит обратить внимание на различия и особенности.

Особенности развития воображения в детском возрасте

Дошкольный возраст психологи называют сензитивным, то есть наиболее чувствительным для развития воображения. Это связано с особенностями психики дошкольника:

  • преимущественно образный характер мышления;
  • открытость всему новому и яркому;
  • живость и яркость образов;
  • свобода от стереотипов и шаблонов, которые еще не успели сформироваться;
  • возможность проводить развивающие занятия в игровой форме, предпочтительной для развития воображения.

Но есть и проблемы, которые следует учитывать, организуя занятия с дошкольниками. Одна из самых серьезных – недостаток в памяти образной, сенсорной информации, материала для работы воображения. Поэтому начинать необходимо с развития восприятия, в том числе творческого, то есть способности быть наблюдательным, замечать необычное в обычных вещах, уметь не просто смотреть, но и видеть, не просто слушать, а слышать.

Очень полезны для развития такого типа восприятия упражнения на поиск необычного в привычной окружающей обстановке. А также хорошо способствуют развитию творческого видения и воображения упражнения по дорисовыванию геометрических фигур, абстрактных линий и зигзагов до узнаваемых образов.

Вторая проблема – неустойчивость психики. Дети этого возраста еще плохо владеют произвольным вниманием, часто отвлекаются и быстро устают, если им приходится заниматься серьезной умственной работой. А заставлять детей ни в коем случае нельзя, все развивающие занятия должны выполняться с охотой и доставлять удовольствие.

Поэтому взрослым нужно активно подключаться к выполнению упражнений, увлекать детей своим примером. Еще хорошо заниматься развитием воображения на прогулке или в долгих поездках.

Особенности развития воображения у взрослых

Хоть покидая страну детства, мы оставляем позади и наиболее благоприятное время для развития воображения, но еще не все потеряно. Улучшить свои способности к фантазии можно в любом возрасте, ведь необходимое для этого образное мышление не исчезает под давлением скучной логики, оно просто ждет, когда вы его разбудите.

А как можно разбудить фантазию? Способов много, как и специальных тренингов. Но самое главное, нужно преодолеть стереотипность мышления, перешагнуть через внутренний скепсис, которым мы прикрываемся от всего необычного, яркого, фантастического. Чтобы пробудить в себе способность к фантазированию, нужно вернуться в детство, научиться с детским восторгом воспринимать мир, каждый раз открывая в нем что-то новое, необычное.

Вот вы идете или едете на работу привычной дорогой. Присмотритесь, неужели нет ничего удивительного или странного? Вон прошла дама в смешной шляпке, словно она только что из Хогвартса. А вон кот, виляя толстым задом, караулит синичку на ветке – все равно же не поймает. А вон куст, похожий на унылого верблюда – как вы раньше его не замечали.

Придя домой, вспомните, что вы видели, обдумайте, запишите, не забудьте свои комментарии – смешные или трогательные в зависимости от настроения. Такое упражнение не занимает много времени, зато приносит огромную пользу – оно пробуждает ваше воображение.

Говоря об особенностях развития воображения взрослого человека, нужно отметить один очень важный момент. Успех развития зависит от мотивации, от стимула. Зачем вам это нужно? Просто так, чтобы было интереснее жить? Мотив, конечно, хороший, но на первых порах он плохо работает. Необходимо что-то более реалистичное, жизненное и материальное, иначе скепсис и рационализм вашего правого полушария подавит робкие попытки пробудить образное мышление.

У каждого этот мотив будет свой, он может быть связан и с необходимостью саморазвития. Но ведь и оно нужно не просто так? Чтобы добиться успеха? Чтобы сделать карьеру? Чтобы написать свою книгу, организовать выставку, создать научную школу? Найдите такой важный и значимый мотив, который ваш рациональный мозг примет и согласится поиграть в странные игры для развития воображения.

psychologist.tips

Как развивать воображение | Журнал Cosmopolitan

  • Новости
  • Мода
  • Отношения
  • Гороскоп
  • Красота
  • Здоровье
  • Звезды
  • Стиль жизни
  • Психология
  • Конкурсы
  • COSMO-ПУТЕШЕСТВИЕ
  • Видео
  • Блог редакции
  • Спецпроекты
  • Контакты
  • Гороскоп совместимости
  • Камасутра
  • Счётчик калорий
  • Калькулятор веса

www.cosmo.ru

Воображение в психологии – виды, развитие у детей

Воображение – это мыслительный процесс в голове человека, который создает картины (образы) того, о чем человек думает. Воображение безгранично, оно не имеет границ и может противоречить всем законам реальности. Вместе с тем воображение влияет на жизнь индивида. В психологии воображению отводится важное значение, поскольку оно позволяет человеку предвидеть картины будущего, мотивировать самого себя, успокаивать или побуждать на действия. Воображение развивается еще у детей. Оно бывает несколько видов.

Интернет-журнал psytheater.com называет воображением психическую деятельность человека, который в виде образов представляет себе собственные мысли. Воображать можно что угодно: реальное и нереальное. При этом образы влияют на настроение, поведение и даже в дальнейшем принятые решения человеком.

Воображение – это мысли, фантазии, представления и прочее, что у человека находится в голове. Некоторые скептические люди не верят в то, что мысли материализуются. Но, как показывает жизнь, эти люди ошибаются. А ошибаются не только они, но и все остальные, поскольку не обращают внимания на один вполне естественный и простой процесс.

Однажды женщина не могла понять, почему великий математик, профессор наук живет на нищенскую зарплату, а жулик, который всех обманывает, организовывает свой бизнес и получает прибыль. Вроде бы судьба должна поступить по справедливости: математику дать деньги, а жулика наказать и посадить. Но кто устанавливает эту справедливость? Сами люди, а не судьба. У Вселенной существуют свои законы. И вот они.

О чем необходимо думать профессору математики, чтобы достичь такой высокой должности? О математике. А о чем нужно думать жулику, чтобы обманывать, иметь свой бизнес и еще получать прибыль? О бизнесе и деньгах. Что в голове, то и в реальности: профессор имеет свою математику, а жулик – деньги. Кто, над чем трудился, то и получил. Невозможно получать деньги, пока вы изучаете математику. Но можно понять, как именно изучение математики может помочь вам заработать деньги, тогда вы будете получать деньги. Если вы хотите иметь деньги, то у вас в уме должны быть деньги. Если вы хотите иметь любовь, то у вас в голове должна быть любовь.

Многие скажут, мол, «нас всех учат, что нужно зарабатывать на том, чем любишь заниматься». Это так. Любовь к своему делу провоцирует вас развивать свое мастерство и свои знания. Но деньги невозможно заработать, если вы не свяжете свое хобби, интерес, увлечение с деньгами. Например, любитель путешествовать наконец-то понял, что можно совместить приятное с полезным, и открыл свое туристическое агентство (путешествие + деньги). Вы любите готовить кушать? Тогда откройте свой ресторан или устройтесь работать шеф-поваром (кулинария + деньги). Пока у вас в голове только путешествия или кулинария, вы денег не заработаете. Вы будете иметь то, о чем думаете. Но как только вы зададитесь вопросом «Как я могу заниматься своим любимым делом и при этом приносить пользу другим людям, чтобы они платили мне деньги за то, что я делаю?», здесь у вас возникает множество вариантов, как не просто «изучать математику», но еще и заработать на этом деньги (стать, например, трейдером или финансистом).

Что в голове, то и в реальности. И это куда более справедливо, нежели человеческое понимание справедливости, когда сначала нужно помучиться, а потом уже пожинать лавры своих мучений. Каждый получает то, о чем думает, что держит в своей голове. И это справедливо. Поэтому только вы в ответе за то, что у вас есть, а чего у вас нет.

Что такое воображение?

Воображение – это наглядно-образное мышление, во время которого человек представляет в своей голове конкретные образы. Они могут носить различный характер.

  • Есть образы-воспоминания, когда человек возвращается к тому, что с ним произошло, он снова прокручивает в своей голове то, что с ним случилось.
  • Есть образы-мечты – когда человек представляет в своей голове желаемые картины будущего, в котором хотел бы оказаться.
  • Есть образы самого себя, когда человек начинает представлять или пытаться понять, кем он является.
  • Есть образы реального мира, когда человек просто вспоминает о том, что видел или слышал.
  • Есть образы-фантазии, когда человек начинает создавать новые предметы или явления, которых пока не существует в природе.

Воображение становится многогранным и многофункциональным. Оно позволяет прогнозировать дальнейшее развитие событий, опираясь на свой предыдущий опыт. Оно помогает творить, где главной сутью становится создание чего-то нового и необычного. Оно позволяет влиять на свое настроение и даже мотивировать самого себя. Нередко воображение позволяет понять, как нужно действовать в ситуации, чтобы достичь желаемого результата.

перейти наверх

Воображение в психологии

Воображение использует память человека, который обладает определенным опытом, знаниями и воспоминаниями. Также используется творческое мышление, которое может включать способность человека думать о таком, чего он никогда не видел и не слышал. В психологии выделяют такие функции воображения:

  1. Познавательная – воображение помогает систематизировать информацию, более лучше ее познать и выделить что-то новое для себя.
  2. Прогнозирование – человек способен представить в своей голове, как будут разворачиваться события, каким будет конечный результат.
  3. Понимания – воображая, человек может предположить, о чем думает и что чувствует другой индивид.
  4. Саморазвития – человек фантазирует и прогнозирует, что делает его сильнее и увереннее в себе.
  5. Защиты – если человек может прогнозировать события, значит, может к ним подготовиться.
  6. Воспоминания – способность воспроизводить то, что человеком уже было пережито.

Воображение проявляется в различных формах. Самыми известными становятся:

  • Агглютинация – создание новых форм, предметов, явлений на основе реально существующих, которые человек трансформирует в своем сознании.
  • Акцентирование – фиксация внимания на отдельной характеристике предмета.
  • Типизация – выделение определенных черт в нескольких предметах.
перейти наверх

Виды воображения

Воображение делят на такие виды:

  1. Непроизвольное (пассивное) – когда человек просто о чем-то думает, даже не всегда принимая в этом осознанное участие. Так часто происходит в состоянии полудрема или дремоты.
  2. Произвольное (активное) – человек сознательно включает процесс воображения и представляет себе какие-то образы.
  3. Мечтания – представление себе желаемого будущего.
  4. Воссоздание – когда человек воспроизводит в своей голове, что реально существует.
  5. Творчество – когда человек активно создает некое явление, предмет или образ в своей голове, которого нет в реальности.

«Мечтать вредно» — а почему? Наверняка вы когда-то слышали подобное выражение от человека, который на собственном опыте испытал неудачу от постоянных мечтаний. Почему мечтать вредно? Маленькие детки все время мечтают, и при этом живут более счастливо и чувствуют себя спокойно, нежели взрослые люди. Выходит, мечтать не вредно. Что-то другое вредит, и это связано с мечтами.

Просто мечтать о чем-либо не вредно. Если вы решили поднять себе настроение или успокоиться, то представить желаемое или просто просмотреть картинки чего-то приятного – полезное занятие. Вы улучшаете себе настроение – что в этом может быть вредного? Само по себе мечтание не приносит вреда. Поэтому правильнее было бы поставить вопрос: когда мечтать вредно?

Представьте ситуацию (вспомните из своего опыта): вы о чем-то мечтали, но ваша мечта не исполнилась. Вы даже что-то попробовали сделать для реализации, у вас не получилось, вы опустили руки – и мечта так и осталась мечтой. А теперь вопрос: что вы чувствуете, испытываете, какие эмоции вас переполняют, когда вы понимаете, что мечта не воплотилась в реальность? Горечь, печаль, злость, пустота и т. д. Другими словами, вы страдаете по причине того, что вам не удалось реализовать свое желание.

Таким образом, когда мечтать вредно? Ответ: когда понимаете, что ничего не сделаете для того, чтобы она стала реальностью.

  • Во-первых, мечта не сама по себе исполняется, а этим занимаетесь вы. Стул сам по себе не можете материализоваться, если вы будете только его представлять. Его должен кто-то сделать, кто-то принести. Первое, что вредит, — не сама мечта, а ваша неготовность ее реализовывать.
  • Во-вторых, вредит вам не сама мечта, а те эмоции, ощущения, переживания, которые вас охватывают, когда вы не достигаете желаемого. Вам неприятно осознавать, что ваша мечта осталась мечтой, поэтому вы (по привычке не видя за собой вины) выбираете ни о чем не мечтать, чтобы снова не испытывать негативных эмоций.
  • В-третьих, мечтать полезно и даже нужно. Но следует понимать, хотите ли вы воплотить свое желание или согласны оставить его нереализованным, а просто довольствоваться им в своих представлениях. Мечта вас вдохновляет и воодушевляет, а вредит осознание того, что вы ничего не делаете для ее воплощения. Заранее договоритесь с собой, будете ли вы воплощать свое желание или так и оставите его просто мечтой.
перейти наверх

Воображение и творчество

Воображение является творческим процессом, если человеку необходимо создать новый предмет, представить новый образ, найти новое решение ситуации. Периодически каждый человек сталкивается с необходимостью неординарно подходить к решению повседневных проблем. Творчество здесь проходит три этапа:

  1. Нечеткий образ, который возникает в голове человека в виде идеи.
  2. Вынашивание идеи, ее трансформация, четкое понимание, корректирование.
  3. Реализация задуманного.

Творческое мышление очень важно для человека, и развивается оно с самого детства. Человек должен позволить себе мыслить неординарно, в чем помогает чтение литературы и просмотр фантастики. Также хорошо путешествие и столкновение с ранее неизведанным, что вызывает новые впечатления и эмоции.

перейти наверх

Развитие воображения

Воображение развивается в возрасте от 2,5 до 5 лет. Именно в этот период ребенок постепенно совершенствует свое воображение, оно у него обладает фантастическими свойствами. У ребенка достаточно развито воображение, в чем помогают просмотры мультфильмов, чтение книг, игры различного плана, рисование, лепка или продумывание ролевых сюжетов.

Родители должны поощрять в ребенке творческое начало, поскольку это способствует развитию воображения.

перейти наверх

Итог

Вместе с тем человек не должен забывать, что воображение – это всего лишь мысли. Чтобы идеи стали реальными, нужно их воплощать. Живите, а не мечтайте! Пока вы тратите время на свои мечты, ваша жизнь проходит мимо, и вы даже не успеваете ею насладиться. Поэтому следует помнить, что время идет, а ваша жизнь – это то, на что вы это время тратите.

Почему лучше жить, чем мечтать? Конечно, никто не запрещает иногда погружаться в фантастические представления своего прошлого или будущего, однако это следует делать как можно реже. Основная масса людей в настоящее время предпочитает жить где-то в нереальном мире, в виртуальном (в сети Интернет), забывая о том, что за окном бушует настоящая жизнь. Что в этом плохого? По большому счету ничем плохим это не грозит, кроме отсутствия каких-либо воспоминаний об этом периоде жизни. Сейчас вы мечтаете об одном, через 3 месяца начнете мечтать о другом, а через 10 лет даже и не вспомните об этом времени – оно для вас будет пустым, так как вы его прожили в фантазиях, которые испарились, оставив чистое поле вашей жизни.

Вы никогда не задумывались, почему пожилые люди так много времени проводят за тем, что вспоминают свои былые годы? Ответ очень прост: они смирились со своей старостью, сделав этот этап чем-то таким, что уже не заслуживает жизни. Другими словами, они перестали жить настоящим временем, так как считают, что уже ничего нового и интересного с ними не произойдет, из-за чего погрузились в воспоминания, которые они приобрели.

Точно так же происходит и с современным человеком, который либо витает в своих мечтах, будучи героем или суперкрасавицей, либо живет в виртуальном мире. Если человек занимается этим в молодости, то о чем он сможет вспомнить, будучи старым? Скорее всего, кроме названия игры, в которую играл в интернете, он больше ничего не вспомнит. И такие пустые воспоминания вы хотите иметь?

Живите, а не мечтайте! Будьте среди настоящих, живых людей, общайтесь, занимайтесь полезными делами, спортом, гуляйте. Набирайтесь воспоминаний, которые на всю жизнь останутся с вами. А если ваши мечты или виртуальный мир настолько важны, то почему бы не быть таким крутым, красивым или богатым в реальности? Конечно, вы не достигнете всего и сразу, однако по мере прохождения времени и ваших стараний вы сможете добиться того, о чем раньше только мечтали. Зачем мечтать, если можно воплотить ваши виртуальные истории в реальность, но в менее фантастичном эквиваленте? Потратьте время на то, чтобы в настоящей жизни быть такими, какими вы себя представляете в мечтах или каким героем являетесь в компьютерной игре. Таким образом, вы не только достигнете чего-то большего, что у вас уже есть, но и обретете воспоминания и опыт, которым сможете поделиться со всеми, кто когда-то попадет в ловушку виртуальной и фантастической жизни, как и вы.

psytheater.com

Воображение в психологии. Свойства воображения в психологии :: SYL.ru

Наши фантазии и мечты способны раскрасить жизнь новыми красками. Без них трудно представить своё каждодневное существование. Образы, возникающие в голове, калейдоскоп картинок и грёз не только дарят настроение, но и развивают творческие способности и незаурядное мышление.

Воображение в психологии

Человеческий мозг способен не только воспринимать и запоминать информацию, но и проделывать с ней всевозможные операции. В давние времена первобытные люди сначала были полностью похожи на животных: они добывали еду и строили примитивные жилища. Но человеческие способности развивались. И в один прекрасный день люди поняли, что голыми руками охотиться на зверя гораздо труднее, чем с помощью специальных приспособлений. Почесав затылок, дикари сели и придумали копьё, лук и стрелы, топор. Все эти предметы, перед тем как были созданы, воплотились в виде образов в человеческом мозге. Такой процесс и называется воображением.

Люди развивались, и вместе с тем совершенствовалось умение мысленно создавать образы, совсем новые и на основе уже существующих. На этом фундаменте формировались не только мысли, но и желания, стремления. Исходя из этого, можно утверждать, что воображение в психологии – один из процессов познания окружающей действительности. Это отпечаток внешнего мира в подсознании. Оно позволяет не только представлять будущее, программировать его, но и помнить прошлое.

Кроме того, определение воображения в психологии можно сформулировать и по-другому. Например, его часто называют способностью мысленно представлять отсутствующий предмет или явление, манипулировать им в своём сознании, удерживать его образ. Часто воображение путают с восприятием. Но психологи утверждают, что эти познавательные функции мозга принципиально разные. В отличие от восприятия воображение создаёт образы, опираясь на память, а не на внешний мир, также оно является менее реальным, так как часто содержит элементы мечты и фантазии.

Функции воображения

Трудно себе представить человека, у которого полностью отсутствует воображение. Если задуматься, то в вашем окружении найдутся люди прагматичные, как будто приземлённые. Все их действия продиктованы логикой, принципами и аргументами. Но говорить о том, что у них совершенно нет творческого мышления и фантазии, невозможно. Просто эти познавательные процессы или недостаточно развиты, или находятся в «спящем» состоянии.

Таких людей немного жаль: они живут скучно и неинтересно, не используют при этом творческие возможности головного мозга. Ведь, как утверждает общая психология, воображение даёт нам возможность быть индивидуальными, непохожими на «серую массу». С его помощью человек выделяется, занимает свою нишу в обществе. Воображение имеет несколько функций, используя которые, каждый из нас становится особенной личностью:
  • Познавательная. С помощью воображения мы расширяем кругозор, получаем знания, действуя в неопределённой ситуации на основе своих домыслов и представлений.
  • Функция прогнозирования. Свойства воображения в психологии таковы, что помогают нам представить результат ещё незавершённой деятельности. Эта функция также формирует наши мечты и грёзы.
  • Понимание. С помощью воображения мы можем представить, что у собеседника на душе, какие чувства он испытывает. Мы понимаем его проблему и поведение, условно ставя себя на его место.
  • Защита. Прогнозируя возможные будущие события, мы тем самым можем оградить себя от неприятностей.
  • Саморазвитие. Свойства воображения в психологии позволяют нам с его помощью творить, придумывать, фантазировать.
  • Воспоминание. Мы помним прошлое, которое сохраняется в нашем мозге в виде определённых образов и представлений.

Все вышеперечисленные функции воображения развиты неодинаково. У каждого человека доминирует отдельное свойство, которое часто влияет на его поведение и характер.

Основные пути создания образов

Их несколько, но каждый из них характеризует понятие воображения в психологии как довольно сложный, многоуровневый процесс.

  1. Агглютинация. Оценивая и анализируя качества, свойства и внешний вид того или иного предмета, мы создаём в воображении новый, иногда причудливый образ, далёкий от реальности. Например, таким путём был придуман сказочный персонаж Кентавр (туловище человека и ноги коня), а также избушка Бабы-яги (дом и куриные ноги), эльф (людской образ и крылья насекомого). Как правило, подобный приём используется при создании мифов и сказаний.
  2. Акцентирование. Выделение в человеке, предмете или деятельности какой-то одной, доминирующей характеристики и её гиперболизация. Этим способом активно пользуются художники во время создания карикатур и шаржей.
  3. Типизация. Самый сложный метод, основанный на выделении черт нескольких предметов и создании из них нового, сборного образа. Так придумывают литературных героев, персонажей сказок.
Это основные приёмы воображения в психологии. Их результат – уже существующий материал, но преобразованный и видоизменённый. Даже ученые в своей, казалось бы, скучной и сухой сфере деятельности тоже активно используют воображение. Ведь новые виды лекарств, изобретения и различные ноу-хау они разработали за счёт уже существующих знаний и умений. Почерпнув из них что-то особенное и самое главное, они и создают абсолютно новый продукт. Таким образом, можно сделать вывод: без воображения человечество никогда бы не узнало, что такое прогресс во всех видах деятельности.

Активное воображение

Обычно выделяют такие виды воображения в психологии: активное и пассивное. Они отличаются не только внутренним наполнением, но и основными формами своего проявления. Активное воображение – это осознанное построение в своём уме различных образов, решение задач и воссоздание связей между субъектами. Одним из способов его проявления является фантазия. Например, автор пишет сценарий к фильму. Он придумывает историю, вкладывая в основу реальные факты, которые приукрашены выдуманными деталями. Полёт мысли может так далеко увести, что в итоге написанное получается фантасмагорическим и фактически невозможным.

Примером фантазии служит любой боевик в кинематографе: элементы реальной жизни тут присутствуют (оружие, наркотики, криминальные авторитеты) вместе с гиперболизированными характеристиками героев (их непобедимость, умение выжить под натиском сотни нападающих хулиганов). Фантазия проявляется не только во время творчества, но и в обычной жизни. Мы часто мысленно воспроизводим человеческие возможности, которые являются нереальными, но такими желанными: умение становиться невидимым, летать, дышать под водой. Воображение и фантазия в психологии тесно взаимосвязаны. Часто они выливаются в продуктивное творчество или обычные грёзы.

Особым проявлением активного воображения является мечта – мысленное создание образов будущего. Так, мы часто представляем, как будет выглядеть наш домик у моря, какой автомобиль купим на скопившиеся деньги, как назовём детей и кем они станут, когда вырастут. От фантазии она отличается своей реальностью, приземленностью. Мечта всегда может сбыться, главное — приложить к этому все свои старания и умения.

Пассивное воображение

Это образы, которые посещают наше сознание непроизвольно. Мы не прилагаем к этому никаких усилий: они возникают спонтанно, имеют как реальное, так и фантастическое наполнение. Самым ярким примером пассивного воображения являются наши сновидения – отпечаток ранее видимого или услышанного, наших страхов и желаний, чувств и стремлений. Во время «ночных киносеансов» мы можем видеть возможные варианты развития определённых событий (ссору с близкими, катастрофу, рождение ребёнка) или абсолютно фантастические сцены (непонятный калейдоскоп не связанных между собой образов и действий).

Кстати, последний тип видений при условии, что его видит бодрствующий человек, называется галлюцинацией. Это также пассивное воображение. В психологии выделяют несколько причин такого состояния: сильная травма головы, алкогольное или наркотическое опьянение, интоксикация. Галлюцинации не имеют ничего общего с реальной жизнью, часто это полностью фантастические, даже безумные видения.

Кроме активного и пассивного, можно выделить ещё такие виды воображения в психологии:

  • Продуктивное. Создание полностью новых идей и образов в результате творческой деятельности.
  • Репродуктивное. Воссоздание картинок по уже существующим схемам, графикам и наглядным примерам.

Каждый из этих видов воображения способен влиять на реальные события, деятельность и даже будущее индивида.

Роль воображения в жизни человека

Если вам кажется, что прожить можно и без него, то вы сильно заблуждаетесь. Воображение имеет своё воплощение на практике в виде определённой деятельности, и не всегда это творчество. Например, с его помощью мы решаем математические и другие логические задачи. Представляя мысленно условие, мы находим правильный ответ. Также воображение помогает контролировать и регулировать эмоции и снимать напряжение в отношениях между людьми. Представим такую ситуацию: муж говорит, что идёт с друзьями в баню, но обещает компенсировать своё отсутствие романтическим походом в ресторан. Злая и обиженная поначалу жена, предвкушая красивые свечи, пенящееся шампанское и вкусные морепродукты, подавляет свой гнев и избегает ссоры.

Воображение в психологии тесно связано с мышлением, поэтому оказывает своё прямое влияние на познание мира. Благодаря ему мы можем мысленно выполнять действия, манипулировать образами предметов, моделировать ситуации, чем развиваем аналитическую умственную деятельность. Воображение помогает даже регулировать физическое состояние организма. Известны факты, когда только силой мысли человек изменял кровяное давление, температуру тела или частоту пульса. Именно эти возможности воображения являются фундаментом аутотренинга. И наоборот: придумывая наличие у себя разных болезней, человек реально начинает чувствовать симптомы недугов.

Идеомоторный акт – тоже практическое воплощение воображения. Им часто пользуются иллюзионисты, когда пытаются найти спрятанные в зале предметы. Суть его в том, что, представляя движение, маг провоцирует его. Артист замечает микроизменения во взгляде или сжатии рук зрителей и безошибочно определяет того, у кого находится нужная ему вещь.

Развитие воображения

Умственная деятельность неотделима от образов. Поэтому мышление и воображение в психологии тесно связаны между собой. Развитие логики и аналитических навыков помогает нам совершенствовать свои фантазии, творческие наклонности и скрытые способности. Основные виды развития воображения с помощью мышления такие:

  1. Игровая деятельность. Особенно моделирование жизненных ситуаций, ролевые сценки, создание ряда ассоциаций, а также лепка, оригами и рисование.
  2. Чтение литературы, а также самостоятельная проба пера: написание стихов, рассказов, эссе. Эффективно также описывать прочитанное словесно и с помощью образов.
  3. Изучение географических карт. Во время этого занятия мы всегда представляем себе ландшафты той или иной страны, внешний вид людей, их деятельность.
  4. Черчение графиков, схем, диаграмм.
Как видим, воображение и мышление, воображение и творчество психология изучает неотделимо друг от друга. Только их общая функциональность и взаимное дополнение делают нас по-настоящему уникальными индивидами.

Интересные исследования

То, что развитие воображения психология рассматривает параллельно с прогрессом мышления, мы с вами уже убедились. Его тесная связь с деятельностью также доказана, о чем свидетельствует одна история, случившаяся с неким скрипачом. За мелкое преступление его на несколько лет посадили в тюрьму. Инструмента, конечно, ему не дали, поэтому каждую ночь он играл на воображаемой скрипке. Когда музыкант вышел на волю, оказалось, что он не только не забыл ноты и произведения, но теперь владел инструментом намного лучше, чем когда-либо.

Вдохновившись этой историей, врачи из медицинской школы Гарварда решили провести уникальное исследование. Они разделили испытуемых на две группы: одна играла на реальном фортепиано, другая – на вымышленном. В итоге те, кто воображал инструмент только в своих мыслях, показали неплохие результаты. Они не только освоили основные музыкальные произведения, но и продемонстрировали хорошую физическую форму. Оказалось, что их пальцы были натренированы так, как будто они практиковались на настоящем фортепиано.

Как видим, воображение – не только фантазии, грёзы, сны и игра подсознания, это и то, что помогает людям работать и творить в реальной жизни. Психологи утверждают, что им можно управлять и таким образом становиться более образованным и развитым. Но иногда стоит его опасаться. Ведь ложные факты, которые подсовывает нам воображение, могут толкнуть на преступление. Стоит только вспомнить Отелло, чтобы понять, какие неприятности может вызвать наш полёт фантазии.

Исцеление с помощью воображения

Психологи утверждают, что самый лучший способ стать здоровым — это представить себя таковым. Цветущий и полный сил образ в нашем сознании довольно быстро становится реальным фактом, и болезнь отступает. Этот эффект детально описывают и медицина, и психология. Тема «Воображение и его влияние на онкологию» была детально изучена доктором Кэлом Саймонтоном, ведущим специалистом по раковым недугам. Он утверждал, что медитация и аутотренинг помогали пойти на поправку даже тем пациентам, у которых была диагностирована последняя стадия заболевания.

Группе людей, у которых диагностировали рак горла, врач предложил параллельно с медикаментозным лечением использовать курс так называемой релаксационной терапии. Три раза в день больные расслаблялись и представляли картину своего полного исцеления. Пациенты, которые уже не могли самостоятельно глотать, воображали, как они в кругу своей семьи вкусно обедают, как пища свободно и безболезненно проникает через гортань прямо в желудок.

Результат поразил всех: через полтора года у некоторых больных не осталось даже следов недуга. Доктор Саймонтон уверен, что позитивные картинки в нашем мозге, воля и стремление способны творить настоящие чудеса. Воображение всегда готово воплотиться в реальную форму. Поэтому там, где война, стоит представлять мир, где ссоры – гармонию, где болезнь – здоровье. У человека много скрытых способностей, но только воображение даёт нам возможность подняться над всеми ограничениями, преодолевая пространство и время.

Уровень воображения у разных людей

Чтобы его определить, нужно обратиться к специалисту. Он предложит вам пройти тест на воображение. Психология, её методы в форме вопросов и ответов способны проанализировать уровень и возможности этого психического состояния конкретно у вас. Уже доказано, что у женщин воображение развито лучше, чем у мужчин. У представителей сильного пола от природы больше активировано левое полушарие мозга, отвечающее за логику, анализ, языковые способности. Поэтому воображение в их жизни часто играет небольшую роль: мужчины любят оперировать конкретными фактами и аргументами. А женщины подвержены влиянию правого полушария мозга, которое делает их более чувствительными, интуитивными. Воображение и фантазии часто становятся именно их прерогативой.

Что касается детей, то часто их фантазии и грёзы поражают взрослых. Малыши способны далеко уходить от реальности, прятаться в выдуманный мир. Но это не значит, что воображение у них развито больше: из-за маленького жизненного опыта их мозг не имеет в своём запасе такой галереи образов, какая есть у взрослых людей. Но, даже владея недостаточным опытом, дети способны иногда поражать разгулом своей фантазии.

У астрологов есть ещё одна интересная версия. Они утверждают, что всем неосознанным, в том числе и воображением, управляет Луна. Солнце, наоборот, отвечает за конкретные поступки и действия человека. Так как под большим влиянием Луны находятся Раки, Скорпионы, Рыбы, Водолеи и Стрельцы, то воображение у них более богатое и многогранное, чем у других знаков Зодиака. Как бы там ни было, вы всегда можете развивать в себе ваши фантазии и творческие наклонности. Процессы воображения, в психологии обозначенные, легко можно совершенствовать. Благодаря им вы становитесь отдельной личностью, непохожей на «серую массу» людей и ярко выделяющейся из одноликой толпы.

www.syl.ru

Развитие воображения.

В развитии воображения в дошкольном детстве выделяются 2 стадии.

Первая стадия (от 2-х до 4-х лет) характеризуется преобладанием непроизвольного характера возникновения представлений. Образы воображения у ребенка, как правило, формируются непроизвольно, спонтанно, определяются ситуацией, в которой он находится.

Вторая стадия (от 4-х до 6-ти лет) связана с появлением активных форм воображения, когда оно становится произвольным. Первоначально возникновение активных форм воображения связано с инициативой, исходящий со стороны взрослого. Позднее сам ребенок начинает использовать произвольное воображение без участия взрослых. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие ребенка вещи являются не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения. При этом воображение начинает выполнять уже две функции: познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную. Первая функция связана с приобретением информации об окружающем мира и формированием практических навыков у ребенка, а вторая — с регуляцией психического состояния.

Познавательно-интеллектуальная (или гностическая) функция воображения позволяет ребенку:

• заполнить пробелы в знаниях;

•  объединить разрозненные впечатления в единую целостную картину мира;

•  удовлетворять познавательные потребности;

•  эмоционально участвовать в событиях, которые не встречаются в обыденной жизни;

•  планировать свои действия.

Аффективно-познавательная функция воображения связана осознанием ребенком своего «Я». Она означает, что через воображаемую ситуацию ребенок избавляется от внутреннего напряжения, порождаемого страхами, беспокойством, неудовлетворением потребностей, тревожными вос­поминаниями.

Детское воображение отличается от воображения взрослых.  Это связано с тем, что в основе воображения дошкольников лежит не­большой жизненный опыт, поэтому происходит своего рода перекомбинирование накопленной информации. Это обусловливает то, что дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям. Другой особенностью воображения детей яв­ляется то, что для них интересен сам процесс создания новых образов, ситуаций, персонажей, а для взрослого создаваемый образ чаще всего выступает в роли побудителя к деятельности.

Большую роль в развитии воображения имеют внешние опоры, в качестве которых выступают различные предметы. В начале дошкольного возраста ребенок еще не может себе представить мысленное действие с предметом. Ему очень сложно осуществлять действия замещения вне практических, непосредственных действий. Поэтому для младших дошкольников опорами в различных видах деятельности выступают игрушки, картинки и т. д. Постепенно необходимость во внешних опорах отпадает, что связано с интериоризацией (переходом во внутренний, психический план) внешних действий. Интериоризация наблюдается в двух планах:

•  в переходе к игровому действию с предметом, которого в дея­тельности не существует;

•  в использовании предмета в новом смысле и совершении с ним мысленных действий.

Развитие воображения отражается на развитии всей познавательной сферы. Оно обусловливает мыслительную деятельность, способствует расширению словарного запаса, развивает произвольность. Воображение также отражается на развитии самосознания ребенка. Благодаря ему, дошкольник спосо­бен выйти за пределы конкретной ситуации, посмотреть на себя со стороны.

Важнейшим достижением познавательного развития дошкольника является развитие произвольности познавательных процессов, в том числе воображения. У дошкольника доминирует непроизвольное воображение (создаваемые образы чаще всего связаны с тем, что сильно взволновало и увлекло). К концу дошкольного возраста ребенок начинает произвольно планировать некоторые свои действия. Рост произвольности воображе­ния особенно проявляется в развитии умения создавать замысел действия и планировать его достижение. Если у младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие, а если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво, то старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощения замысла.

Развитие творческого воображения.

Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего.  Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы (опираясь на реальные характеристики объектов, черпая образы из окружающей действительности). Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того, что может быть и чего быть не может. Трех-четырехлетние дети часто не отличают возможное от невозможного. Они соглашаются с любым замыслом, подчас смешивая сказочные и реальные образы. Критическое отношение к образам воображения связано с расширением опыта детей, с пониманием, что в сказке не все возможно. Дошкольник начинает чувствовать меру,  которую не должно переходить воображение.

Новые образы в словесном творчестве дошкольника оказываются не ме­нее реалистичными, чем в игре. Ребенок наделяет героев действиями и характерами в соответствии с их реальными особенностями, поведе­нием и образом жизни.

В 5—7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажа­ми, имеющими определенные характеристики и действующими в соответ­ствующих ситуациях. Дошкольник, например, придумывает себе друга — маленького человечка, который участвует во всех его играх, и вместе с ко­торым ребенок как будто переживает приключения. Нередко и дети более младшего возраста рассказывают о вымышленных, не вполне реалисти­ческих событиях в своей жизни, утверждая, что им купили собаку, подарили котенка, отпустили одних в магазин и пр. Появление подобных фантазий — серьезный повод для взрослого задуматься: какие потребности малыша не удовлетворяются, о чем он мечтает и к чему стремится, какими видит свои отношения со взрослыми и сверстниками.

В создании таких фантазий участвует развивающая защитная функция воображения, помогающая решить эмоциональные и личностные пробле­мы, неосознанно избавиться от тревожащих воспоминаний, восстановить психологический комфорт, преодолеть чувство одиночества. Воображаемые ситуации позволяют формировать механизмы психологической защиты.

Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Средства и приемы воображения интен­сивно осваиваются в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фан­тастических образов, а просто преобразуют уже известные.

Действенный способ преобразования действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспри­нимаемую ситуацию.

Нередко дети, фантазируя, используют хорошо им знакомые сказоч­ные события, внося лишь некоторые добавления, заменяя персонажей, соединяя несколько сюжетов разных сказок или придумывая для знако­мой сказки новое продолжение.

В изобразительном творчестве дети создают фантастические об­разы сначала с помощью элементарных приемов — изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки при­обретают конкретную содержательность, например, ребенок рисует фан­тастическую чудо-машину, используя агглютинацию, олицетворение, парадоксальное комбинирование (то есть помещение объекта в несвойственнуюему ситуацию). А содержание эпизодов дети заимствуют из литературных произведений с известными изменениями. У старших дошкольников образы в рисунках становятся все более оригинальными.

Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте. Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными чувствами  и личностным смыслом.

В сказках старших дошкольников значительное место занимает не только событийная сторона, но и внутренний мир героев, их переживания, мысли. Дети пытаются мотивировать поступки персонажей, наделяя героев особо ценными нравственными качествами. Эпизоды в придуманных детьми сказочных историях пронизаны социальными эмоциями: сочувствием, сопереживанием. В словесном творчестве ребят проявляеся процесс становления личностных смыслов.

agespsyh.ru

Этапы развития воображения. Психология ребенка. Статьи о развитии детей

Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. В современной психологии существует большое количество исследований, посвящённых развитию воображения в онтогенезе. Основным предметом изучения являлись возрастные периоды развития и те виды деятельности, в которых оно развивалось.

Существуют следующие этапы развития воображения:
Первый этап ( от 0 до 3 лет) – предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Малыш в возрасте около полутора лет узнаёт изображенное на картинке.Воспринять изобразительный знак помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При узнавании ребёнок не создаёт ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс. Оно существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. О первых проявлениях воображения свидетельствует умение ребёнка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Первые подражательные игры возникающие на втором году жизни, ещё не заключают в себе элементов воображения. Одной из причин возникновения воображения является психологическая дистанция между ребёнком и взрослым, ребёнком и объектом его желания. Ребенок воспринимает основные действия взрослого, но отражает их обобщённо и условно, передавая лишь их смысл и внешний рисунок.
Развитие начальных форм воображения у ребёнка раннего возраста связано с обобщённостью игровых действий и игровых предметов, а так же с тем, что в репертуар игровых действий прочно входят замещения.
По данным В.А.Скоробогатова и Л.И. Коноваловой, малыш не сразу откликается на замещение, которое предлагает взрослый, а играет только с реальными игрушками. Перелом наступает тогда, когда ребёнок отказывается использовать любое замещение, предлагаемое взрослыми. Важнейшим фактором, который обеспечивает возможность переноса значения на другие предметы, является появление речевых форм. Освоение речи приводит к тому, что в игре появляются первые самостоятельные замещения.        

Складывается новый способ действия с предметами заместителями — полноценное использование замещений. Выбор предметов заместителей становится осознанным и сопровождается развёрнутыми высказываниями.

Таким образом, в игровой деятельности детей раннего возраста зарождаются творческие элементы. Ребёнок на фоне интереса к новому виду активности быстро начинает отступать от образов действий, задаваемых взрослыми, вносит в них свои нюансы. Но воображение имеет репродуктивный характер.


Второй этап (то 3 до 4 лет) – происходит становление словесных форм воображения. На третьем году жизни потребность в игровой деятельности становится самостоятельной потребностью ребёнка, хотя нуждается в поддержке и поощрении взрослого. Основным поддержанием игры является развёрнутая ориентировка в предметной стороне  человеческой деятельности. Эта ориентировка начинается с подражания действиям взрослого и развивается по пути самостоятельного творческого построения образов действия с предметами, пока ещё с опорой на реальные объекты. Следовательно, показателями развития воображения в игре являются : разнообразие сюжетов, действие в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета – заместителя, гибкость в изменении функций и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий, критичность к замещениям партнёра.


Появляется аффективное воображение, связанное с осознанием ребёнка своего «Я» и отделением себя от других людей. Воображение уже становится самостоятельным процессом.


Третий этап (от 4 до 5 лет) – в этом возрасте возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре , ручном труде, рассказывании и пересказе. Появляются мечты о будущем. Они ситуативно, не редко не устойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у ребёнка эмоциональный отклик. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира . Опорой для создания образа служат не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Воображение остаётся в основном непроизвольным.

Ребёнок ещё не умеет руководить деятельностью воображения, но уже может представить состояние другого человека. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны.


Четвёртый этап ( от 6 до 7лет) – в этом возрасте воображение носит активный характер. Внешняя опора подсказывает замысел, и ребёнок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Происходит рост производительности воображения, это проявляется в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. У ребёнка развивается умение действовать в образном плане, возникает интериоризированное воображение, то есть переходит во внутренний план, необходимость в наглядной опоре для создания образов исчезает. Появляются элементы творчества.

В дошкольном возрасте у ребёнка появляется особая внутренняя позиция, а воображение уже становится самостоятельным процессом. Принимая во внимание тот факт, что воображение развивается в разных видах деятельности, наиболее продуктивным в детстве являются игра и рисование.


Пятый этап ( от 7 до 11 лет) – это качественно новый этап развития воображения у детей. Этому способствует значительное расширение объёма знаний, которые получает школьник в процессе обучения, систематическое овладение разнообразными умениями и навыками, которые обогащают и вместе с тем уточняют, конкретизируют образы воображения, обуславливают их продуктивность. «Дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью. Что характерно ещё в большей степени и для школьников среднего звена( случаи детской лжи и пр.)
Реализм воображения предполагает создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни. Воображение младшего школьника характеризуется также другой чертой – наличие элементов репродуктивности, простого воспроизведения. Эта черта воображения выражается в том, что в своих играх дети повторяют те действия и положения, которые они наблюдали у взрослых. Разыгрывают истории, которые они переживали, видели в кино, воспроизводя жизнь школы, семьи и др. Однако, с возрастом элементов репродуктивности становится меньше и всё в большей степени появляется творческая переработка представлений.
« В младшем школьном возрасте начинает развиваться вербально – мыслительное воображение, которое составляет как бы новый этап в развитии воображения. При развивающемся вербально — мыслительном воображении опора на предмет и даже действие, если и имеет место, то побочное, третьестепенное».


Шестой этап ( от 12 до 17 лет) – дальнейшее развитие воображения учащихся осуществляется не только на уроках, но и в процессе творческих занятий в школьных кружках, факультативах и так далее. На этапе творческой деятельности школьника его необходимо поддерживать, поощрять. Доброжелательное отношение взрослых к творческим занятиям ребёнка, к результатам его творчества послужит стимулом для дальнейшей активизации творческой деятельности.


Описанные здесь этапы развития воображения как опосредованной функции представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые в естественных условиях реализуются меньшинством детей. Без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. Аффективное воображение без достаточного, обычно стихийно возникающего изживания травм может приводить к патологическим переживаниям ( навязчивые страхи, тревожность) или же вести ребёнка к полной аутизации, к созданию замещающей воображаемой жизни , а не реальных творческих продуктов. Культура эмоциональной жизни (умение сопереживать, сочувствовать), так же как и овладение различными другими элементами культуры, являются лишь необходимыми условиями полноценного развития воображения человека.


Таким образом, воображение – это особая форма человеческой психики, благодаря которой человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.

edetkam.ru

Развитие воображения у детей — Общая психология Библиотека русских учебников

Воображение — это свободное, своеобразное, творческое отражение действительности, ее развитие требует накопления соответствующего опыта и выработка умения мысленно соединять образы в новые сочетания и комбинации, умение уя представлять возможные изменения действительности. Такие умения образуются постепенно и проходят в своем формировании несколько этапев.

Психология начала с предположения, что ребенок дошкольного возраста обладает бурной, ничем не сдержанной воображением, и завершила констатацией того факта, что воображение ребенка раннего возраста ограничена возможностями безпосер дварительной памяти. Воображение имеет»воспроизводственный»характер, поэтому истинная творческое воображение возникает на довольно позднем этапе развитияпі розвитку.

Воображение начинает формироваться у ребенка очень рано, хотя мы сначала и не замечаем ее скрытой работы. Первые проявления воображения наблюдаются у ребенка в конце второго — начале третьего года жизни. Ребенок на абувае собственного опыта, усваивает язык своего окружения, у него появляются новые потребности. В настоящее время воображение тесно связана с восприятием, поэтому маленькие дети с удовольствием слушают рассказы о знакомых о объекты и рассеянно — о незнайомомі.

В игре воображение ребенка 2-3-летнего возраста ограничена, восприятия скованное, ребенок не оперирует предметами-заменителями, ее воображение имеет воспроизводственный и непроизвольный характер. Образы воображения быстро меняются под влиянием зов внишних условий протяжении краткого времени дети переходят от одной игры к другой. Неустойчивый характер воображения проявляется в любой деятельности младенцевини.

Воображение ребенка среднего и старшего дошкольного возраста более устойчива. Дети могут дольше играть в одну сюжетную игру. Начинают использовать в игре предметы-заменители (так, палочка может служить ложкой, ручкой, дудочкой т.д.). Устойчивость образов воображения проявляется в неоднократном возвращении ребенка к определенным сюжетам рисунков, моделей конструирования, фигур лепки. Для создания образа ребенку бывает достаточно даже удаленной сходства между тем, что он воспринимает, и ее предыдущим восприятияттям.

Образы детского воображения немногочисленные, но достаточно яркие, поэтому ребенок увлекается ими как действительностью. Это объясняется необычной чувствительностью ребенка и его неумением отличить действительность от образов воображения (этого в умение приобретают с опытом). Вот почему, слушая сказку, ребенок не удивляется ее чудесам, для нее не существует невозможного, ведь она еще не знает, что возможно, а что нет. Опасно играть воображением и доверчивостью д итей. Никогда нельзя пугать ребенка, вызвать у него чувство страха, напоминать об ужасах, которые якобы ему угрожают. Ребенок доверяет взрослому, и если она в то поверила, то зневириты ее уже нельзя, б в представления ребенка очень живожваві.

Воспроизводственная воображение ребенка развивается во время слушания сказок и рассказов, творческая формируется в играх

Воображение ребенка перед дошкольного возраста связана с ее внешней деятельностью, с ее движениями

С развитием речи у детей дошкольного возраста уменьшается потребность в двигательной активности. Язык дошкольника становится средством объективации создаваемых образов воображения, средством направления ее работы

В дошкольном возрасте воображение является одним из важных условий усвоения общественного опыта. Адекватные представления об окружающем мире утверждаются в сознании ребенка и пропускаются сквозь призму воображения конце к ошкильного периода у ребенка (творческое воображение которой развивается довольно быстро) воображение занимает в двух основных формах: как зарождение определенной идеи и как возникновение плана ее реализацииії.

Воображение у детей выполняет познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную функцию, предохраняя еще слабо защищенную личность ребенка от переживаний и душевных травм. Благодаря познавательной функции воображения ребенок к лучше познает мир. Эмоционально-защитная функция воображения позволяет через воображаемую ситуацию разрядить напряжение, которое трудно снять реальными практическими действиямми.

У детей дошкольного возраста обе важные функции воображения развиваются параллельно, но по-разному. При преобразовании воображения на произвольный процесс происходит деление на познавательную и аффективную воображение

. Познавательная воображение формируется путем отделения предмета от образа и определение последнего с помощью слова. Благодаря этому процессу ребенок учится управлять своими образами, изменяет и совершенствует их, а следовательно, рег шишку свое воображение. Способность ребенка представлять, планировать свои действия возникает в 4-5 рокиів.

. Аффективная воображение складывается вследствие образования и осознания ребенком своего «Я», его внутреннего отделения от других людей и осуществляемых ею поступков. Благодаря развитию аффективной воображения у ребенка возникает способны ость снимать эмоциональное напряжение через механизм проекции, когда собственные отрицательные эмоциональные и моральные качества приписываются друються іншим.

Развитие аффективной воображения у детей 6-7 лет достигает такого уровня, что многие из них уже способны представлять себя и жить в воображаемом мире

uchebnikirus.com

Добавить комментарий