Развивать внимание: Как развить внимание у ребенка

Как развить внимание у ребенка

Начиная с трехлетнего возраста ребенок вступает в фазу активного развития. В этот период маленький человек начинает познавать мир и развиваться. 

Чтобы способствовать естественному развитию ребенка, нужно постоянно давать пищу для его юного ума — играть в развивающие игры. Для ребенка важно получать навыки в игровой форме, будь то развитие фантазии, речи, моторики или внимания. 

Именно концентрация внимания помогает ребенку разобраться в море окружающей информации, поэтому этот навык необходимо развивать.

Содержание статьи:

  • Что такое внимание
  • Особенности внимания у детей
  • Игры на развитие внимания
  • Выводы

Что такое внимание?

Внимание — это направленное, сосредоточенное восприятие человеком объектов, явлений, занятий. Внимание не может существовать само по себе: нельзя быть просто внимательным. Внимание появляется, когда ребенок заинтересован в чем-то, будь то предмет, рассказ или игра.

Конечно, очень важно чтобы сам объект концентрации внимания был интересным, но также внимательность можно и нужно тренировать и развивать.

Особенности внимания у детей

Для детей характерна природная любознательность и заинтересованность. Именно интерес перед чем-то новым и необычным заставляет ребенка по собственному желанию фокусировать свое внимание. Но не всегда занятия могут быть достаточно интересными, однако для ребенка важно оставаться сконцентрированным и на более скучной работе. Такие навыки нужно тренировать. Умение концентрировать свое внимание — основа легкой обучаемости и хорошего усвоения новых знаний.

Психологи выделяют три вида внимания:

  1. Непроизвольное внимание. Оно проявляется в реакции ребенка на  насыщенный цвет (например, красный), внезапный звук, что-то неестественное, необычное. Такое внимание привлекается сиюминутно и происходит непроизвольно. Стоит помнить, что в дошкольном и младшем школьном возрасте преобладает данный вид внимания.  
  2. Произвольное внимание также называют волевым или активным. Оно связано с осознанной и намеренной концентрацией внимания на объекте или занятии. Данный тип внимания “включается” у ребенка не тогда, когда речь идет о чем-то интересном или приносящем удовольствие, а о необходимом. Для произвольного внимания требуется усидчивость и дисциплина. Оно окончательно формируется до 7 лет ребенка, ведь именно оно является основой обучения в школе.
  3. Послепроизвольное внимание. В его основе находится интерес и желание продолжить то занятие, которое было начато благодаря произвольному вниманию. Этот тип внимания включается тогда, когда ребенок увлекается игрой, занимается чем-либо с удовольствием и без напряжения.

Развитие любого навыка для ребенка должно быть не только полезным упражнением, но и увлекательной игрой. Многие игры помогают развить внимательность и другие способности, такие как: моторика, речь, фантазия. Не зря многие педагоги выделяют именно роль игры в процессе обучения.

Игра — это увлекательная форма обучения.

Игры на развитие внимания

Мы собрали для вас несколько способов помочь ребенку развить свою внимательность в игровой форме. Во всех играх можно усложнять и чуть-чуть менять правила — пускай игры будут индивидуальными и особенными для вашей семьи и вашего ребенка.

Игра «Что изменилось»?

Для игры разложите перед ребенком игрушки от 3 до 5 штук. Дайте малышу время запомнить предметы, для этого будет достаточно минуты. Проговорите вслух название предметов и их порядок. После чего попросите малыша отвернуться или закрыть глаза (чур не подглядывать!) и внесите изменения: можно поменять предметы местами, убрать или заменить игрушки. Перед ребенком будет стоять задача определить, что изменилось и рассказать первоначальную последовательность.

Важно помнить что это в первую очередь игра на внимание, а не просто тренировка кратковременной памяти. Для того, чтобы сделать игру более захватывающей вы можете придумать какую-то историю с опорой на предметы. Это не только научит малыша концентрировать свое внимание, но и покажет как находить креативный подход и развивать фантазию. 

Можно попробовать поменяться ролями — пусть ребенок почувствует себя ведущим и поменяет предметы местами, а вам будет нужно отгадать изменения. Со временем можно усложнять задачу и вводить новые правила.

Игра «Найди отличия»

В игре задействованы две картинки — очень похожие на первый взгляд, но содержащие незначительные различия. Главная цель игры — назвать все отличия. Очень важно именно называть, озвучивать то, что видишь, а не просто показывать на картинке. 

Благодаря озвучиванию ребенок будет не только развивать внимание, но и улучшать свою речь, тренироваться в использовании таких понятий, как “правее”, “ниже”, “левее”. Можно попробовать называть с малышом отличия по очереди, это добавит игре интереса.

Эта игра существует как во многих книгах для развития детей, так и в разных мобильных приложениях.

Игра «Найди пару»

Для игры потребуется набор карточек от 10 до 60 штук. На карточках изображены какие-либо предметы: овощи, фрукты, животные. Каждое изображение повторяется 2 раза и представляет собой пару. Сначала карточки выкладываются в произвольном порядке изображением вверх и дается незначительное время их запомнить. Далее карточки переворачиваются. Задача — открыть две парные карточки.

На самом деле суть игры не в том, чтобы запомнить все изначально. Ребенок будет поднимать неподходящие друг другу картинки, но это не будет считаться ошибкой. Ведь подняв неправильную пару малыш видит, что под этой карточкой скрывалась, например, кошечка, а под этой — ландыш. Именно это и предстоит запомнить ребенку и использовать дальше в игре.

“Найди пару” учит не столько запоминать все сиюминутно, а концентрировать свое внимание продолжительное время и использовать свои ошибки, свой предыдущий опыт.

Можно и нужно играть вместе с ребенком, чередуя его ход с переворачиванием карточек, и ваш. Можно соревноваться в количестве отгаданных пар и назначить сладкий приз победителю.

Игра «Опиши предмет»

Описание предмета — это тренировка не только внимательности, но и красноречия. Вам нужно попросить малыша описать какой-то предмет — дома, или на прогулке, — причем сделать это в наиболее красочном виде. После чего ребенок должен описать предмет еще раз, только уже не смотря на него, а, например, отвернувшись.

Игра «Запоминание последовательности»

Вся суть игры — правильно повторить последовательность действий каких-то персонажей, будь то дети на улице или герои из сказки. 

Конечно, для этой игры можно использовать быт и реальную жизнь — например перечислять увиденное на прогулке на улице, со всеми действующими лицами и в правильной последовательности. Например, сначала проехала синяя машина, потом пролетела большая птица, затем мимо прошел мальчик. В этой игре ребенок развивает навык переключения внимания. 

Если же будняя жизнь может показаться слишком скучной, можно попробовать пересказывать сюжет прочитанных сказок или увиденных мультфильмов. Возможно поначалу ребенок будет перескакивать от восторженных впечатлений с события на событие, но дальше, развивая свои навыки, малыш научится рассказывать последовательно все события от начала истории и до ее конца.

Игры«Ухо-нос» и «Карлики — Великаны»

Данная игра очень популярна среди аниматоров в различных развивающих секциях. По команде “Ухо!” все участники игры — а это и дети, и ведущий, — должны схватиться за свое ухо, а по команде “Нос!” — за нос. Однако, после парочки удачных попыток ведущий начинает делать ошибки, а детям ни в коем случае нельзя поддаваться на этот обман.

Аналогичная ситуация с игрой “Карлики и Великаны”, где карлики сидят на корточках, а великаны — встают на носочки и вытягиваются в полный рост. Данная игра отлично подойдет для разминки на физкультминутке и принесет не только пользу для развития концентрации внимания, но и много веселья.

Игра «Найди предмет на картинке»

Данная игра на внимание чаще всего встречается в детских журналах. Перед ребенком представлена картинка с переизбытком всяких деталей и предметов, и во всем этом безумии нужно найти какие-то объекты. Задание может занять ребенка на долгое время, но цель этой игры — быстрое решение. Рассматривая причудливые картинки малыш будет погружаться в мир изображенного и развивать свое воображение.

Таблица Шульте

Данное упражнение на внимание подойдет уже школьникам, освоившим счет. В таблице 5×5 в произвольном порядке раскидываются числа от 1 до 25. Задача ребенка — как можно быстрее отыскать все числа в порядке возрастания, начиная с единицы. Важно, что один вид таблицы можно использовать только для одной попытки.

Симметричный рисунок

Лист в клеточку разделен вертикальной чертой на две части. В правой находится какое-то изображение или объект необычной формы. Перед ребенком стоит задача симметрично, основываясь на клеточках, изобразить нарисованный объект.

Также возможен вариант, где в правой части находится часть предмета, для которого очень характерна симметрия, например одно крыло бабочки. Таким образом у ребенка будет возможность восстановить изображение целиком. Помимо внимательности  упражнение рассчитано на мелкую моторику малыша.

Игра «Цепочки»

В “Цепочки” можно играть как вдвоем с ребенком, так и вместе со всеми членами семьи. Задача участников составить цепочку из слов заранее выбранной тематики — сладостей, городов, названий животных. Каждый следующий участник должен повторить сказанное предыдущим. Со временем цепочка будет становиться все больше, а повторить ее с самого начала — все сложнее.

Выводы

Развитию внимательности ребенка нужно уделять немало времени, но по рекомендациям тренировки распределения внимания должны проходить в шуточном, игровом ключе. Ведь игра, помимо того что радует и привлекает к себе малышей, приносит им огромную пользу.

Мы описали простые способы развития внимательности у ребенка, которыми можно заниматься самостоятельно. Однако, воспитание своего ребенка важно доверять и детским центрам развития. Высококвалифицированные специалисты наших центров детского развития подберут особый подход к каждому ребенку. У нас проводятся как общеобразовательные занятия, так и специализированные. В основе всех занятий с детьми лежит опыт психологии и педагогики. Хотя главным ингредиентом, конечно,  является безусловная любовь к детям. 

подробное руководство + список книг и онлайн-сервисов

Добрый день, уважаемые читатели!

Постоянно витаете в облаках, не можете сконцентрироваться и все время отвлекаетесь? Без паники – мы расскажем вам, как развить внимание, стать сосредоточенным и собранным. У нас в арсенале куча простых и увлекательных упражнений, а также полезные рекомендации на каждый день.

Что такое внимание

Внимание – одна из основных когнитивных функций человека. В психологии ей отводится особая роль. Это своеобразный фильтр, через который проходит вся окружающая информация. Для наглядности его можно сравнить с лучом фонаря или прожектора, который фокусирует свет на конкретном объекте, оставляя все остальное вне поля зрения.

От качества внимания зависит качество других когнитивных функций – мышления и памяти. Бывает, мы ругаем себя за забывчивость, всеми силами пытаемся развивать память, тогда как она совершенно ни при чем. Просто в момент восприятия информации наше внимание блуждало где-то на просторах космоса, поэтому в память ничего и не попало.

В некоторые моменты неумение сосредоточиться может стоить нам жизни. Например, во время управления автомобилем.

Существуют профессии, требующие предельной внимательности: авиадиспетчер, машинист поезда, часовщик. Становятся ими вовсе не какие-то гении, имеющие от природы идеальное внимание, а обычные люди. Если им удалось довести навык концентрации до совершенства, значит, и у нас с вами получится. Регулярные тренировки помогут вам “накачать” мышцу внимания и повысить за счет этого свою продуктивность.

Концентрация, переключение и распределение внимания

Прежде чем перейти к практическим рекомендациям и упражнениям, мы расскажем вам, что конкретно можно тренировать и как. Есть три аспекта внимания, которыми вам нужно научиться владеть.

  • Концентрация – это умение направлять все свое внимание на один конкретный объект или действие. Чем лучше у вас развито умение концентрироваться, тем дольше вы можете работать не отвлекаясь.
  • Переключение – это способность быстро менять объекты внимания. Вы, наверное, замечали, что когда происходит резкая смена деятельности, мозгу сложно сразу перестроиться. Особенно это касается всего, что связано с сильными эмоциями.

Например, вы пришли с работы, где только что повздорили с начальником, и пытаетесь играть с детьми. Но мысли так и продолжают крутиться вокруг неприятной ситуации.

  • Распределение внимания играет важную роль, когда нам нужно выполнять сразу несколько действий и контролировать несколько объектов. Самая лучшая тренировка для этого – вождение. Вспомните, что из себя представляет управление автомобилем. Нужно постоянно следить за дорогой, переключать передачи, выжимать сцепление, включать поворотники… В первый раз это кажется невозможным, зато потом получается на автомате.

Очень важно тренировать все три аспекта внимания. Наши рекомендации и упражнения как раз направлены на это.

Почему мы отвлекаемся

Давайте выделим основные причины, почему нам бывает сложно сконцентрироваться.

Отсутствие силы воли

Сила воли простыми словами – это умение управлять своим вниманием. Концентрироваться на том, что важно, и отсекать второстепенное. Поэтому, развивая силу воли, вы одновременно улучшаете и качество своего внимания.

Дискомфорт

Неудобная поза, боль, голод – все это отвлекающие факторы, которые перетягивают внимание на себя. Вы, наверное, в курсе, что сигналы тела наш мозг обрабатывает в первую очередь. Поэтому прежде чем приступать к работе, постарайтесь устранить все эти помехи.

Куча нерешенных дел

Очень сложно сосредоточиться, когда множество проблем висят над вами дамокловым мечом. Даже если вы не думаете о них в конкретный момент времени, они все равно маячат где-то на периферии вашего сознания. Начните потихоньку разгребать их – тайм-менеджмент вам в помощь.

Рекомендации по развитию внимания

Теперь можно, наконец, рассмотреть конкретные способы и средства совершенствования внимания. Они отлично подойдут подросткам и взрослым.

Обеспечьте себе дополнительную мотивацию

Замечали, что когда вы занимаетесь чем-то интересным и приятным, вам не нужно удерживать внимание специально. Наоборот, вы не можете оторваться от любимого занятия и переключиться на что-то другое. Как же перенести этот эффект на все остальные дела?

Очень важен правильный настрой. Каждый раз, прежде чем начать что-то делать, думайте о том, почему это важно для вас и какую пользу в итоге принесет. Например, начиная уборку, представьте в ярких красках, как засияет ваша квартира спустя пару часов. На каждом этапе вознаграждайте себя за выполненную работу. Вымыли полы – можете съесть конфетку и продолжать дальше.

Концентрируйтесь на своих ощущениях

Очень удобно развивать сосредоточенность с помощью органов чувств. В течение дня отвлекайтесь на 10–15 минут и концентрируйтесь на ощущениях какой-то одной модальности. Например, добираясь с утра на работу, внимательно смотрите по сторонам, старайтесь запомнить как можно больше деталей и ничего не упустить.

В обеденный перерыв сосредоточьтесь на приеме пищи. Прочувствуйте вкус каждого кусочка еды, постарайтесь распознать каждый ингредиент. Также найдите время для слуховых и кинестетических ощущений. Если вы сумеете выработать в себе такую привычку, вы не только улучшите концентрацию, но и начнете жить более осознанной жизнью.

Избавьтесь от отвлекающих факторов

Представьте, что вы вдруг оказались в запертой пустой комнатой без интернета наедине с вашим рабочим ноутбуком. Как думаете, насколько повысится ваш КПД в таких условиях? Ученые из Массачусетского университета провели подобный эксперимент. В результате продуктивность работы испытуемых повысилась в среднем на 25 %.

Это значит, что ту работу, которую они обычно выполняли за 8 часов рабочего дня, взаперти они успели сделать за 6. Получается, в среднем 2 часа каждый день люди сливают непонятно куда.

Понаблюдайте за собой и определите, на что вы чаще всего отвлекаетесь. Держу пари, что это соцсети, болтовня с коллегами, перекусы и сигареты. Установите себе лимит на эти действия и строго его соблюдайте. Заодно и силу воли потренируете.

Приучайтесь к порядку

Мы уже выяснили, что окружающая обстановка очень сильно влияет на нашу способность к концентрации. Если вокруг царит хаос, вам будет очень сложно сосредоточиться на выполнении задачи. На это есть две причины.

Во-первых, разбросанные вещи, пыль и грязь будут цеплять ваше внимание, как крючки, и тянуть его на себя. Зрительный анализатор преобладает над всеми остальными, так что обилие визуальных стимулов всегда очень отвлекает.

Во-вторых, вы не сможете избавиться от внутреннего дискомфорта, пока не наведете порядок. Бардак всегда раздражает, угнетает и давит. Поэтому прежде чем приступать к важной задаче, требующей предельной концентрации, уделите время уборке.

Медитируйте

Отвлекающие факторы могут быть не только снаружи, но и внутри. Как-нибудь ради интереса понаблюдайте за потоком своих мыслей. Начиная думать о рецепте предстоящего ужина, через 10 минут вы запросто можете поймать себя на мысли об устройстве адронного коллайдера. А все потому, что мы не привыкли следить за дисциплиной и гигиеной ума.

На помощь придет медитация. Начните уделять ей от 15 до 30 минут в день, и уже через две недели ваш ум станет чище, сознание – яснее, а внимание – острее.

Определите свой режим работы/отдыха

В тайм-менеджменте есть метод, который называется 90/30. Суть его в том, что человек должен 90 минут сосредоточенно работать над одной задачей, а потом полчаса отдыхать. Считается, что 90 минут – максимальное время концентрации, на которое способен наш мозг. Затем он начинает самопроизвольно отвлекаться.

90 – это приблизительная величина. У разных людей она варьируется. Есть люди с так называемым детским вниманием – их мозг постоянно скачет с одной задачи на другую. Полтора часа сосредоточенно работать – для них непосильная задача. Поэтому вам стоит самим определить оптимальное время для себя.

В следующий раз, когда будете концентрироваться на чем-то, установите таймер. Первые попытки мозга отвлечься проигнорируйте – работайте дальше. Когда уже ваша сила воли перестанет справляться с попытками сознания улететь куда-нибудь подальше от надоевшей работы, фиксируйте время. На отдых выделяйте от 10 до 30 минут в зависимости от длительности периода концентрации.

Учитесь не обращать внимания

Как бы это парадоксально ни звучало, для развития внимания очень важно отключать его иногда. А именно в те моменты, когда оно пытается сфокусироваться на нежелательном стимуле.

Например, вы работаете над квартальным отчетом, а из окна доносится задорная летняя песня. И вот вы уже всеми мыслями в отпуске на морском побережье отплясываете с коктейлем в руках. Какой уж тут отчет.

С эмоционально окрашенными стимулами бороться очень сложно, но можно. Если есть возможность, лучше всего избавиться от них: в нашем случае закрыть окно, чтобы не слышать соблазнительных звуков, или вставить беруши.

Если же такой возможности нет, придется подключить волю. Скажите себе, что до отпуска осталось потерпеть совсем немного. Но если вы сейчас ударно не поработаете, то вас ждет не морское побережье, а в лучшем случае диван и телевизор.

Откажитесь от привычки делать что-то наполовину

Мы очень часто делаем что-то невнимательно и вполсилы. Общаемся с детьми, когда голова занята работой, едим, уткнувшись в экран телефона, смотрим фильм, а думаем о чем-то своем. Это очень вредная практика. Наш мозг расслабляется и думает, что можно вообще не концентрироваться.

Если по каким-то причинам не можете отдаться своему занятию полностью, лучше отложите его. Толку от “половинчатого” выполнения все равно не будет.

Упражнения

Развивать внимание можно с помощью специальных упражнений. Главный принцип – регулярность. Лучше заниматься каждый день по 5 минут, чем выполнить все задания за раз и отложить на неопределенный срок.

Таблица Шульте

Классическое упражнение на развитие внимания. Посмотрите на таблицу ниже и постарайтесь как можно быстрее зафиксировать числа взглядом в правильном порядке от 1 до 25. Можно усложнить задачу. Сделайте то же самое, поместив взгляд в центр таблицы и пользуясь только периферическим зрением. Кстати, этой техникой пользуются на курсах обучения скорочтению.

Таблица Струпа

Перед вами таблица с записанными на ней словами разных цветов. Ваша задача – называть по очереди цвет каждого слова. Поначалу будет сложновато, но вы не сдавайтесь! Упражняйтесь до тех пор, пока не назовете все слова быстро и без единой ошибки. Когда справитесь с этой конкретной картинкой, найдите в интернете подобную. Кстати, у детей это получается гораздо лучше, чем у взрослых.

Поиск отличий

Одна из любимых детских развивашек отлично тренирует внимание. Посмотрите на картинки и постарайтесь найти как можно больше отличий. Чтобы усложнить задачу, можно делать это на время.

Рисование двумя руками

Основная цель этого упражнения – развитие обоих полушарий мозга. Но оно отлично подойдет и для тренировки внимания. Возьмите в руки по карандашу и начните одновременно рисовать разные геометрические фигуры. Например, левой рукой квадрат, а правой – круг. Лучше всего это делать на время. Постарайтесь нарисовать хотя бы 8–10 фигур за минуту. Но и про качество не забывайте!

Тикающие часики

Это упражнение тренирует навык переключения с одного стимула на другой. Вам понадобятся часы с тикающим механизмом и книга. Часы поставьте перед собой на стол, а книгу возьмите в руки и начните читать. Читайте очень сосредоточенно в течение 10 минут, ни на что не отвлекаясь. Затем быстро переключите внимание на звук тиканья часов.

Старайтесь не думать о прочитанном, а полностью сосредоточьтесь на слуховых ощущениях. Через 10 минут снова переключитесь на книгу и сделайте еще несколько таких подходов.

Выполняйте это упражнение каждый день. Через неделю можно заменить книгу и часы на что-то другое, например, музыку и набор текста на компьютере, рисование и просмотр кино и т. д. Также нужно стараться увеличивать время концентрации на каждом стимуле.

Теплый стакан

Налейте в стакан теплой воды, возьмите в руку и вытяните ее горизонтально вперед. Ваша задача – на несколько минут сосредоточиться на удержании руки в одном положении. Затем перенесите внимание на ладонь. Почувствуйте тепло и сконцентрируйтесь на нем, при этом стараясь не терять исходного положения руки. Переносите внимание туда-сюда несколько раз подряд. По мере того как ваша рука будет уставать, концентрироваться на ощущении тепла вам будет все сложнее.

Мини-советы на каждый день

Что еще может помочь развить внимание, кроме специальных упражнений и техник? Полезные привычки.

Они настолько просты и необременительны, что вы с легкостью сможете вписать их в свою жизнь.

  1. Развивайте наблюдательность. Гуляя по улице, старайтесь подмечать как можно больше деталей. Запомните, какие деревья растут в вашем дворе, какая прическа у соседки Маши, какого цвета машины, проезжающие мимо.
  2. То же самое делайте и при походе в магазин. Постарайтесь запомнить, как расположены витрины, какой товар на них разложен. Придя домой, воссоздайте в уме картину во всех деталях.
  3. При общении с людьми отмечайте, как они выглядят: во что одеты, какого цвета у них глаза, какой формы брови и т. д.
  4. Перестаньте делать все “на автомате”! Тренируйте осознанность. Учитесь жить здесь и сейчас и наслаждаться каждым моментом.
Полезная литература

Нам очень нравятся упражнения по развитию внимания – они простые и ненавязчивые, но при этом увлекательные. А главное, эффект наступает довольно быстро. Если вам хочется заниматься серьезно, советую приобрести специальные книги.

В них описаны различные методики развития внимания и представлен широкий выбор упражнений.

Для взрослых:

  1. “Теории внимания” Александр Шевцов
  2. “#Сила фокуса внимания. Метафизический закон успеха” Нико Бауман
  3. “Мозг в тонусе.
    Рабочая тетрадь для тренировки памяти и внимания” Тэцуя Миямото
  4. “Как быстро сконцентрировать внимание” Илья Мельников
  5. “Как улучшить память и развить внимание за 4 недели” Татьяна Лагутина

Для детей:

  1. “Школа внимания” Наталия Пылаева, Татьяна Ахутина
  2. “350 упражнений для развития логики и внимания” Ольга Узорова, Елена Нефедова
  3. “Развитие внимания и памяти с нейропсихологом” Александра Соболева
  4. Большая книга тренировки внимания
  5. “Тренируем внимание. Простые упражнения и игры” А. М. Круглова
Онлайн-тренажеры для развития внимания

На просторах сети есть множество сервисов для развития функций мозга, в том числе и внимания. Мы познакомим вас с четырьмя моими любимыми. Все они устроены по одному принципу – часть тренажеров доступна бесплатно, а за расширенный доступ придется заплатить.

Викиум

Викиум – самый популярный на сегодняшний день сервис тренажеров для развития мозга. Там вы найдете упражнения и игры по развитию внимания, памяти, мышления, логики. На сегодняшний день их больше сорока. Упражнения довольно простые, поэтому их легко можно вписать в ежедневное расписание, занимаясь, например, в перерывах между работой.

Битрейника

На Битрейнике можно сосредоточиться только на развитии внимания, а можно тренировать все когнитивные функции в комплексе. Помимо самих упражнений, есть много интересных фишек, например, турниры среди участников, тесты. Задания разные: есть простые, а есть довольно сложные.

BrainApps

На сервисе BrainApps вы найдете 52 тренажера, 18 из которых направлены на тренировку навыка концентрации. Среди них таблицы Шульте, задачи на сортировку, сравнение и поиск фигур.

Также на сайте можно пройти различные курсы, в том числе и по развитию внимания.

CogniFit

Создатели CogniFit утверждают, что с помощью сервиса можно не только улучшить показатели мозга, развить логику, внимание и память, но и скорректировать некоторые расстройства, такие как СДВГ, бессонница, рассеянный склероз и даже последствия инсульта.

Есть программы как для детей, так и для взрослых, а также специальный раздел для специалистов в области здравоохранения.

Заключение

Подведем итоги. Мы с вами выяснили, что внимание – очень важная функция, которая во многом определяет качество других когнитивных функций – памяти и мышления. Его можно и нужно развивать, чтобы более эффективно решать профессиональные и личные задачи и достигать поставленных целей.

Если будете регулярно и ответственно следовать нашим рекомендациям и выполнять упражнения, вскоре с вашим вниманием можно будет смело идти в авиадиспетчеры. Раз уж взялись за развитие мозга – нельзя останавливаться на полпути!

Внимание!: что это такое, как оно развивается и как улучшить его у детей

Внимание — это то, что дает нам возможность сосредоточиться на чем-то одном, несмотря на все другие вещи, которые могут вас отвлекать. Это то, что позволяет нам идти по улице, не натыкаясь на фонарные столбы, написать сообщение в блоге, даже если в другой комнате ревет телевизор. Для детей внимание очень важно для обучения и достижения успехов как в учебе, так и в общении в школе. Если ребенок не обращает внимания на учителя, ему может быть трудно, например, научиться читать.

Как развивается внимание? У новорожденных очень ранняя форма внимания называется «ориентация на стимул». Если младенец слышит шум, он смотрит или поворачивает голову в его сторону. Такое внимание довольно непроизвольно. Он контролируется областью мозга, называемой теменной областью.

По мере того, как дети становятся старше, они начинают сознательно сосредотачиваться на вещах в течение более продолжительных периодов времени. Это называется устойчивым вниманием. Развитие и постоянное совершенствование устойчивого внимания продолжается на протяжении всего детства.

Наиболее произвольная часть внимания называется исполнительной функцией. Эти процессы позволяют детям сосредоточиться на задачах, сделать что-то менее веселое, даже если они на самом деле этого не хотят, планировать и контролировать импульсы. Эти процессы внимания контролируются в основном префронтальной корой головного мозга. Для их полного развития требуется много времени, и они все еще меняются по мере того, как дети переходят в поздний подростковый возраст.

Глядя на эти разные уровни развития, вы можете думать о внимании как о мышце. Все начинается с малого и не совсем под контролем ребенка. Со временем оно «крепнет», и ребенок может лучше контролировать собственное внимание. Подобно мышце, ребенок также может укрепить свое внимание, «упражняя» его, например, тренируя фокусировку на задачах.

Так как же помочь детям развить способность концентрировать внимание? Вот несколько советов:

  • Читать книги . Чтение полезно для многих вещей, включая внимание. Когда дети младенцы и малыши, вы можете читать им, указывая на интересные вещи в картинках. Это помогает им развивать свои способности добровольно сосредотачиваться на страницах. По мере того, как дети становятся старше, они могут начать читать вам и развивать свою способность концентрировать внимание на все более и более длительные периоды времени. Вы хотите начать с небольшого количества времени для младенцев и детей ясельного возраста и удлинить время, когда дети становятся старше. Одно практическое правило для дошкольников заключается в том, что они должны быть в состоянии сконцентрироваться на одном задании в течение двух-пяти минут в год. Таким образом, средний 4-летний ребенок может концентрироваться от 8 до 20 минут. Но здесь есть большие различия, и дети развиваются с разной скоростью. Также количество времени, которое дошкольник может уделить внимание, будет зависеть от того, насколько сложная задача. Так что не беспокойтесь, если вашему ребенку 4 года, и он сосредотачивается всего 5 минут. Вы можете помочь им тренировать эту мышцу внимания.

 

  • Делайте занятия интересными . Если вы хотите, чтобы ваш ребенок сосредоточился на задаче, полезно, если она интересна. Даже младенцы устают смотреть на одно и то же снова и снова. Они «привыкают» и отводят взгляд. Это не означает, что вам обязательно нужны клоуны и фейерверки, чтобы поддерживать интерес вашего ребенка. Но, особенно если то, что вы хотите, чтобы они сделали, сложно, например, уборка их комнаты, смешивание вещей может облегчить им дальнейшую работу. Таким образом, для уборки комнаты они могут устраивать «гонки», чтобы убрать все блоки и посмотреть, как быстро они это сделают. Затем посмотрим, смогут ли они убрать лего быстрее. И помните, когда ваш ребенок хорошо справляется с концентрацией внимания на чем-то сложном, вы хотите подкрепить его!

 

  • Сведите к минимуму отвлекающие факторы . Если вы хотите, чтобы ваш ребенок сосредоточился или попрактиковался в сосредоточении внимания на задаче, вы должны убедиться, что вокруг него не происходит много других вещей, которые будут конкурировать за его внимание. Опять же, чем сложнее или сложнее то, на что вы хотите, чтобы они обратили внимание, тем меньше отвлекающих факторов они смогут игнорировать. Думайте о внимании как о кувшине, полном воды: все, что находится вокруг кувшина, может истощить немного воды, а самые простые, самые громкие или самые красочные предметы будут истощать больше всего. Поэтому, если вы пытаетесь научить свою дочь писать свое имя, а на заднем плане работает телевизор, это, скорее всего, отнимет у нее больше внимания, чем более сложная задача письма.

 

  • Играть в игры . Многие детские игры хороши для развития внимания. Хорошим примером является игра «Память». Дети должны сосредоточиться на карточках, чтобы выяснить, где находятся пары. Или попробуйте что-то вроде Red Light/Green Light. Лидер поворачивается спиной к другим детям и говорит: «Зеленый свет!» Дети могут двигаться к ведущему, пока он не повернется и не скажет «Красный свет!» Тот, кто не останавливается, когда ведущий говорит «красный свет», выбывает из игры. Ребенок, который первым доберется до ведущего, становится новым ведущим. Это помогает с вниманием, потому что дети, которые двигаются, должны смотреть, чтобы увидеть, когда ведущий собирается повернуться.

 

  • Объясните , как выглядит . Иногда мы предполагаем, что дети понимают, что мы имеем в виду, когда просим их быть внимательными. Но они могут быть не уверены, КАК обращать внимание. Один из способов объяснить, как обращать внимание: « Чтобы обратить внимание, нужно пять вещей (покажи 5 пальцев): твои глаза смотрят на меня, твой рот тих, твое тело спокойно, твои уши слушают, а нос дышит. . Поэтому, когда я говорю: «Покажи мне свои пять (подняв пять пальцев вверх)»…» это значит, что я прошу вас обратить внимание глазами, ушами, спокойным телом и спокойным голосом. Давайте попрактикуемся в !» Чтобы попрактиковаться, вы можете попросить ребенка сосредоточиться на вас, пока вы ему что-то говорите, а затем попросить его повторить то, что вы сказали.

Внимание — это то, что нам всем необходимо для выполнения повседневных дел. Так что сделайте несколько упражнений на внимательность с вашим ребенком! Они могли бы помочь и вам!

Ссылки

http://what-when-how.com/child-development/attention-child-development/

http://www.parents.com/kids/development/intellectual/how-to-improve-attention-spans/

[тип разделителя = «стандартный» текст = «Вверх» full_width = «нет» ширины =”1/1″ el_position=”первый последний”]

Изображение: © Couperfield | Dreamstime. com

 

Внимание и концентрация — Kid Sense Развитие ребенка

Что такое внимание?

Внимание — это способность привлекать и поддерживать надлежащее внимание к задаче. На это могут влиять мотивация, самооценка, сенсорная интеграция, практика, языковые трудности и любой существующий диагноз.

Запишитесь на обследование для вашего ребенка

Почему внимание важно?

Эффективное внимание — это то, что позволяет нам отсеивать нерелевантную стимуляцию, чтобы сосредоточиться на информации, важной в данный момент. Это также означает, что мы способны удерживать внимание, которое затем позволяет нам заниматься задачей достаточно долго, чтобы неоднократно практиковать ее. Повторная практика имеет решающее значение для развития навыков. Внимание также позволяет нам обращать внимание на важные детали (например, в языке: «сделай это, затем… то, прежде чем почистить зубы»).

Какие строительные блоки необходимы для развития внимания?

  • Сенсорная обработка
  • Исполнительное функционирование
  • Саморегулирование
  • Рецептивный (понимающий) язык
  • Трудности обработки слуха
  • Нарушение слуха
  • Выученная беспомощность
  • Ограниченная мотивация
  • Окружающая среда

Как узнать, есть ли у моего ребенка проблемы с вниманием?

Если у ребенка проблемы с концентрацией внимания, он может:

  • Не выполнять задание, когда его об этом требуют/просят.
  • Отсутствуют детали в инструкции.
  • Неоднократно совершает одни и те же ошибки (из-за того, что не учится на прошлом внимании).
  • Невозможно прослушать всю представленную информацию.
  • Им физически трудно либо успокоиться (поскольку они слишком физически активны), либо «проснуться», поскольку они кажутся сонными и вялыми.
  • Начинает задание, но затем отвлекается на что-то другое, а затем «забывает» выполнить то, о чем его просили.

Какие еще проблемы могут возникнуть, если у ребенка проблемы с концентрацией внимания?

Если у ребенка проблемы с концентрацией внимания, у него также могут возникнуть трудности с:

  • Обучением новым навыкам.
  • Успешное социальное взаимодействие.
  • Обучение и расширение репертуара игровых навыков.
  • Невозможность следовать инструкциям.
  • Рецептивный (понимающий) язык.
  • Слуховая обработка (точное понимание вербальной информации)
  • Слушание.

 

 Что можно сделать, чтобы улучшить внимание?

  • Повторите инструкции: Когда вы дали ребенку инструкцию, предложите ему повторить ее вам, чтобы убедиться, что ребенок усвоил/понял то, что ожидается.
  • Терапия сенсорной интеграции: Для решения проблем с вниманием, которые носят сенсорный характер.
  • Контакт с глазами: Подойдите ближе к ребенку, чтобы он мог слышать вас и видеть ваше лицо; опуститесь на их уровень.
  • Простой язык: Используйте четкий, конкретный язык при отправке запросов и, при необходимости, покажите им, что вы от них хотите.
  • Уменьшение фонового шума и отвлекающих факторов: Чтобы помочь ребенку удерживать внимание достаточно долго, чтобы усвоить информацию, необходимую для выполнения задания.
  • Развитие рецептивной речи: Улучшите рецептивную речь вашего ребенка (т. е. понимание языка), чтобы он лучше понимал ожидания и информацию и, следовательно, лучше реагировал на информацию.
  • Программа Alert (Engine) для содействия саморегуляции с помощью сенсорных и когнитивных стратегий, помогающих улучшить внимание и концентрацию.
  • Программа M.O.R.E использует физические (двигательные) компоненты, оральную организацию, респираторные потребности и зрительный контакт, чтобы помочь с сенсорной регуляцией, чтобы помочь улучшить внимание.
  • Протокол Уилбаргера (проприоцептивная техника глубокого давления) — это терапевтическая программа, предназначенная для снижения сенсорной или тактильной защиты и помощи в сенсорной регуляции и, следовательно, в повышении внимания.

 

Какие действия могут помочь улучшить внимание?

  • Сенсорная диета мероприятия, такие как:
    • Полоса препятствий для выполнения физических задач, таких как:
    • Ходячая тачка
    • Выгул животных
    • Батут
    • Езда на велосипеде и самокате
    • Качели (вперед-назад, из стороны в сторону, поворотные)
    • Грубая игра / раздавливание или сдавливание подушками или мячами
    • Ношение тяжелого рюкзака
    • Утяжеленные предметы (мешок с пшеницей на коленях сидя или тяжелое одеяло для сна)
    • Жевательные игрушки
  • Программа Engine (Alert) представляет собой использование хорошо продуманных, индивидуально подобранных и сознательно спланированных сенсомоторных (физических) действий для достижения саморегуляции и лучшего внимания.
  • Дискретные навыки: Действия, которые имеют определенную начальную и конечную точки, такие как головоломки, строительные задачи, лабиринты и точка за точкой.
  • Узконаправленные задачи: Очень специфичные действия, требующие особого внимания, такие как действия по сортировке, организации и категоризации (например, карточные игры, такие как Uno , Snap или Blink) .
  • Наглядные расписания позволяют ребенку увидеть и понять, что будет дальше. Расписания также помогают людям организовать себя, планировать заранее и, таким образом, более эффективно обращать внимание, поскольку они знают, что конец близок.
  • Таймеры (в идеале визуальные) помогают с переходами, поскольку они сообщают ребенку, как долго и когда ему нужно будет выполнять какое-либо действие. Таймеры позволяют заранее предупредить ребенка о предстоящем задании или требовании.
  • Счетчики разговоров/вопросов: Для определенного периода времени, когда ребенок занят какой-либо деятельностью, внедрите структуру, которая дает ребенку ограниченное количество вопросов или утверждений, которые он может задать/сделать. Дайте им (например) 5 «говорящих» фишек. Каждый раз, когда ребенок задает вопрос/делает утверждение, взрослый берет у него жетон. Когда у ребенка больше нет жетонов, взрослые не реагируют, и ребенок учится удерживать вопросы или утверждения и учится 9.0050 когда спросить.
  • Обработка слуха: Постепенно увеличивайте количество отвлекающих факторов, пока ваш ребенок выполняет задание. Начните с выполнения задания в тишине, затем включите «белый шум» (например, помехи на радио), затем классическую музыку, затем коммерческое радио и, наконец, разговор между другими людьми в комнате.
  • Программа прослушивания: Помогает развивать навыки внимания ребенка, обучая его тому, как следить за деятельностью, слушая специально созданную «терапевтическую» классическую музыку.

 

Почему мне следует обратиться за помощью к психотерапевту, если я замечаю трудности с вниманием у своего ребенка?

Терапевтическое вмешательство, направленное на помощь ребенку с проблемами внимания, важно для:

  • Обеспечить, чтобы ребенок мог заниматься/выполнять учебные задания достаточно долго, чтобы он научился мастерству.
  • Развивайте навыки социального взаимодействия, поведения и игры.
  • Помогите еще больше развить рецептивные и выразительные языковые навыки.
  • Переход в школу может быть затруднен, если они не могут следовать инструкциям в образовательной среде (например, инструкции в классе, требования к академическим заданиям).

Если не лечить, к чему могут привести трудности с вниманием?

Когда у детей возникают трудности с вниманием, у них также могут возникнуть трудности с:

  • Беспокойством и стрессом в различных ситуациях, приводящих к трудностям в реализации академического потенциала ребенка.
  • Поведение, например, когда ребенок не может должным образом регулировать себя, чтобы решить задачу и выполнять ее в течение длительного периода времени.
  • Трудности при работе в небольших группах с другими людьми для игр или академических проектов.
  • Следование инструкциям в школе и позже в жизни, на работе.

Добавить комментарий