Речь в психологии: Речь как важнейшая психологическая функция

Виды и функции речи

28.04.2011

Современная психология рассматривает речь как универсальное средство общения, сложный психофизиологический процесс порождения и восприятия речевых высказываний, а также как специфически организованную форму сознательной деятельности, в которой участвуют два субъекта — формирующий речевое высказывание и воспринимающий его. Речевая деятельность -процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения, взаимодействия людей между собой. Речь является одной из самых сложных форм высших психических функций. Важнейшим механизмом речевой деятельности является механизм осмысления.

Существуют следующие виды речевой деятельности:

  • говорение,
  • слушание,
  • письмо,
  • чтение.

Эти виды взаимодействия выступают в процессе вербального общения.

По определению И.А. Зимней, есть три формы речи:
1.

внешняя устная речь,

  • экспрессивная (разговорная) речь
  • импрессивная речь (восприятие и понимание речи)

2. внешняя письменная речь (письмо и чтение),
3. внутренняя речь (связана с мышлением).

Основными формами устной экспрессивной речи являются:

  • монологическая,
  • диалогическая,
  • групповая речь (полилог).

Эти виды речи можно определить общим понятием как «спонтанная речь». Они образуют живую разговорную речь.

Монологическая речь (монолог) в психологии речи определяется как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких- либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог как наиболее сложная форма речи, служащая для целенаправленной передачи информации. Основные свойства монологической речи — односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения сообщения.

Диалогическая (диалог) — первичная по происхождению форма речи. Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде разговора(беседы) двух или более участников речевого общения, или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов.

В диалоге, наряду с языковыми средствами звучащей речи, большую роль играют и невербальные компоненты — жест, мимика, средства интонационной выразительности.

Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания.

Письменная речь является одним из видов речи, наряду с устной и внутренней, и включает в свой состав письмо и чтение.

Более полно и обстоятельно психологическая характеристика письменной формы речи представлена в исследованиях Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.А. Леонтьева.

Письменная речь по своей коммуникативной природе является преимущественно монологической речью.

История развития письма показывает, что письменная речь является «искусственной памятью человека». О более детальном описании видов речи разговор пойдет далее.

Ключевые слова: Речь

Источник: Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010

Материалы по теме

Характеристика речи

Евтихов О.В., Управление персоналом организации: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 297 с…

Основные механизмы и уровни речеобразования

Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010

Речь, или вербальные средства общения

Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с….

Развитие речи в дошкольном возрасте

Урунтаева Г.А., Детская психология

Афазии

Мясищев В. Н., Основы общей и медицинской психологии

Причины общего недоразвития речи

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Логопедия

Классификация речевых нарушений

Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебно-метод. пособие. Таганрог:Изд-во ТИУиЭ, 2002. 142…

Речевое развитие детей младшего школьного возраста

Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста

С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии >> РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами; но основным…

РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами; но основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению.

Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. Но это единство, а не тожество. Равно неправомерны как установление тожества между речью и мышлением, так и представление о речи как только внешней форме мысли. Поведенческая психология попыталась установить между ними тожество, по существу сведя мышление к речи. Для бихевиориста мысль есть не что иное, как «деятельность речевого аппарата» (Дж. Уотсон). К. С. Лешли в своих опытах попытался обнаружить посредством специальной аппаратуры движения гортани, производящие речевые реакции. Эти речевые реакции совершаются по методу проб и ошибок, они не интеллектуальные операции. Такое сведение мышления к речи обозначает упразднение не только мышления, но и речи, потому что, сохраняя в речи лишь реакции, оно упраздняет их значение. В действительности речь есть постольку речь, поскольку она имеет осознанное значение. Слова, как наглядные образы, звуковые или зрительные, сами по себе еще не составляют речи.
Тем более не составляют речи сами по себе реакции, которые посредством проб и ошибок приводили бы к их продуцированию. Движения, продуцирующие звуки, не являются самостоятельным процессом, который в качестве побочного продукта дает речь. Подбор самих движений, продуцирующих звуки или знаки письменной речи, весь процесс речи определяется и регулируется смысловыми отношениями между значениями слов. Мы иногда ищем и не находим слова или выражения для уже имеющейся и еще словесно не оформленной мысли; мы часто чувствуем, что сказанное нами не выражает того, что мы думаем; мы отбрасываем подвернувшееся нам слово, как неадекватное нашей мысли: идейное содержание нашей мысли регулирует ее словесное выражение. Поэтому речь не есть совокупность реакций, совершающихся по методу проб и ошибок или условных рефлексов: она — интеллектуальная операция. Нельзя свести мышление к речи и установить между ними тожество, потому что речь существует как речь лишь благодаря своему отношению к мышлению.

Но нельзя и отрывать мышление и речь друг от друга. Речь — не просто внешняя одежда мысли, которую она сбрасывает или одевает, не изменяя этим своего существа. Речь, слово служат не только для того, чтобы выразить, вынести во вне, передать другому уже готовую без речи мысль. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем. Речь здесь нечто большее, чем внешнее орудие мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь, не отожествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается.

В тех случаях, когда мышление совершается в основном не в форме речи в специфическом смысле слова, а в форме образов, эти образы по существу выполняют в мышлении функцию речи, поскольку их чувственное содержание функционирует в мышлении в качестве носителя его смыслового содержания. Вот почему можно сказать, что мышление вообще невозможно без речи: его смысловое содержание всегда имеет чувственного носителя, более или менее переработанного и преображенного его семантическим содержанием.

Это не значит, однако, что мысль всегда и сразу появляется в уже готовой речевой форме, доступной для других. Мысль зарождается обычно в виде тенденций, сначала имеющих лишь несколько намечающихся опорных точек, еще не вполне оформившихся. От этой мысли, которая еще больше тенденция и процесс, чем законченное оформившееся образование, переход к мысли, оформленной в слове, совершается в результате часто очень сложной и иногда трудной работы. В процессе речевого оформления мысли работы над речевой формой и над мыслью, которая в ней оформляется, взаимно переходят друг в друга. В самой мысли в момент ее зарождения в сознании индивида часто переживание ее смысла для данного индивида преобладает над оформленным значением ее объективного значения. Сформулировать свою мысль, т.

е. выразить ее через обобщенные безличные значения языка, по существу означает как бы перевести ее в новый план объективного знания и, соотнеся свою индивидуальную личную мысль с фиксированными в языке формами общественной мысли, прийти к осознанию ее объективированного значения. Как форма и содержание, речь и мышление связаны сложными и часто противоречивыми соотношениями. Речь имеет свою структуру, не совпадающую со структурой мышления: грамматика выражает структуру речи, логика — структуру мышления; они не тожественны. Поскольку в речи отлагаются и запечатлеваются формы мышления той эпохи, когда возникли соответствующие формы речи, эти формы, закрепляясь в речи, неизбежно расходятся с мышлением последующих эпох. Речь архаичнее мысли. Уже в силу этого нельзя непосредственно отожествлять мышление с речью, сохраняющей в себе архаические формы. Речь вообще имеет свою «технику». Эта «техника» речи связана с логикой мысли, но не тожественна с ней. Наличие единства и отсутствие тожества между мышлением и речью явственно выступают в процессе воспроизведения. Воспроизведение отвлеченных мыслей отливается обычно в словесную форму, которая оказывает, как установлено в ряде исследований, в том числе и проведенных нашими сотрудниками А. Г. Комм и Э. М. Гуревич, значительное, иногда положительное, иногда — при ошибочности первоначального воспроизведения — тормозящее влияние на запоминание мысли. Вместе с тем запоминание мысли, смыслового содержания в значительной мере независимо от словесной формы. Эксперимент показал, что память на мысли прочнее, чем память на слова, и очень часто бывает так, что мысль сохраняется, а словесная форма, в которую она была первоначально облечена, выпадает и заменяется новой. Бывает и обратное — так, что словесная формулировка сохранилась в памяти, а ее смысловое содержание как бы выветрилось; очевидно, речевая словесная форма сама по себе еще не есть мысль, хотя она и может помочь восстановить ее. Эти факты убедительно подтверждают в чисто психологическом плане то положение, что единство мышления и речи не может быть истолковано как их тожество.

Утверждение о несводимости мышления к речи относится не только к внешней, но и к внутренней речи. Встречающееся в литературе отожествление мышления и внутренней речи несостоятельно. Оно, очевидно, исходит из того, что к речи в ее отличие от мышления относится только звуковой, фонетический материал. Поэтому там, где, как это имеет место во внутренней речи, звуковой компонент речи отпадает, в ней не усматривают ничего, помимо мыслительного содержания. Это неправильно, потому что специфичность речи вовсе не сводится к наличию в ней звукового материала. Она заключается прежде всего в ее грамматической — синтаксической и стилистической — структуре, в ее специфической речевой технике. Такую структуру и технику, притом своеобразную, отражающую структуру внешней, громкой речи и вместе с тем отличную от нее, имеет и внутренняя речь. Поэтому и внутренняя речь не сводится к мышлению, и мышление не сводится к ней.

Итак: 1) между речью и мышлением существует не тожество и не разрыв, а единство; это единство диалектическое, включающее различия, заостряющиеся в противоположности; 2) в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь, как того хотят формалистические и идеалистические теории, превращающие слово как знак в «производящую причину» мышления; 3) речь и мышление возникают у человека в единстве на основе общественно — трудовой практики.

Единство речи и мышления конкретно осуществляется в различных формах для разных видов речи.

С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб., 1998.

 


 


   RSS     [email protected] 

Частная речь в психологии | Free Essay Example

Согласно Пиаже и Выготскому, частная речь — это акт общения с самим собой в целях самоконтроля и саморегуляции. Частная речь в норме характерна для детей в возрасте от двух до семи лет. Пиаже утверждал, что понятие частной речи представляет собой тупик развития, в отличие от его взглядов, Выготский утверждал, что частная речь представляет собой «революцию в развитии, которая запускается, когда довербальное мышление и доинтеллектуальный язык объединяются, чтобы создать принципиально новый язык». формы психического функционирования » (Fernyhough & Fradley, 2005, стр. 1).

Наши специалисты могут подготовить сочинение Частная речь по психологии
по вашим инструкциям
всего за 13. 00 11.05/стр.

308 квалифицированных специалистов онлайн

Узнать больше

Пиаже утверждал, что развитие предшествует обучению, утверждая, что мы интерпретируем мир с помощью ментальных схем, позволяющих нам понять наше окружение. Выготский соглашается с тем, что обучение происходит при взаимодействии с окружающей средой; однако, вопреки идее Пиаже, Выготский утверждает, что обучение предшествует развитию (McLeod, 2014). Он считал, что нынешнее состояние развития улучшается, когда перед человеком ставятся новые задачи, которые находятся за пределами наших возможностей. Разрыв между предшествующим развитием детей и тем, что они могут сделать с помощью других, называется зоной ближайшего развития.

Выготский утверждает, что точные инструкции поднимают наши способности через зону ближайшего развития. Обучение происходит в зоне ближайшего развития и предшествует интеллектуальному развитию (Lloyd & Fernyhough, 1998). Теория Пиаже фокусируется в основном на состояниях развития и ментальной схеме, Выготский фокусируется на том, как обучение и общество в целом могут влиять на процесс обучения.

На вопрос, используют ли взрослые частную речь, нужно ответить, рассмотрев классификацию языка Выготским на три формы: первая — социальная речь, используемая для общения с другими, вторая — частная речь, характерная для детей с возраста из трех, хотя частная речь уменьшается и угасает к тому времени, когда дети идут в школу (McLeod, 2014). Частная речь становится неслышимой и превращается в немую внутреннюю речь, свойственную взрослым.

Исходя из этой классификации речи, можно предположить, что частная речь, как объяснял Выготский, не используется взрослыми. Взрослые склонны говорить сами с собой, хотя эту частную речь нельзя сравнить с той, которая характерна для детей, когда они говорят сами с собой вслух в целях саморегуляции или самонаведения. При этом было бы неправильно полностью исключать элементы частной речи, проявляемые взрослыми. Иногда можно наблюдать, как взрослые разговаривают сами с собой; это чаще всего приписывается указаниям и указаниям, которые они дают себе. В этом случае можно предположить, что взрослые иногда прибегают к частной речи в тех же целях, что и дети.

Довольно интересен вопрос, использовал ли я приватную речь. Чаще всего я использую частную речь, когда мне нужно запомнить новый словарный запас, а произнесение слова вслух может улучшить процесс запоминания. Я также время от времени использую частную речь, когда редактирую написанные мной статьи, читая текст вслух. Оказывается, слова, прочитанные вслух, усваиваются лучше, чем текст, прочитанный про себя. Использование личной речи очень помогает, когда мне нужно решить математическую задачу или вычислить в уме. Произнесение чисел вслух кажется более эффективным, чем безмолвная внутренняя речь.

Феномен личной речи становится все более популярным среди психологов. Идеи и исследования, выдвинутые Пиаже и Выготским, дают благодатную почву для исследований в этой области.

Своевременная доставка! Получите 100% индивидуализированную бумагу
готово за
всего за 3 часа

Начнем

Fernyhough, C. , & Fradley, E. (2005). Частная речь по исполнительскому заданию: Отношения со сложностью задания и выполнением задания. Когнитивное развитие , 20 (2005) , 103–120. Веб.

Ллойд, П., и Фернихоу, К. (1998). Лев Выготский: критические оценки . Лондон, Соединенное Королевство: Рутледж. Веб.

Маклеод, С.А. (2014). Лев Выготский. Интернет.

AZ Институт речи и психологии, психолог, Феникс, AZ, 85044

Вернуться к результатам

Предыдущий

Следующий

Звонок или электронная почта Институт речи и психологии AZ теперь на бесплатная 15-минутная консультация — (480) 660-2648

Краткий обзор практики

7776 S. Pointe Parkway West

Suite 250

Phoenix, AZ 85044

900 14 (480) 660-2648


В наличии оба лично и онлайн



Краткий обзор практики

7776 S.

Добавить комментарий