Социометрия в начальной школе.
Социометрия для школьников
Социометрия – это социально-психологический тест, направленный на выявление взаимоотношений внутри группы людей: каковы симпатии внутри группы, кто является всеобщим любимчиком, а кого обходят стороной.
Методику социометрии широко применяют для школьников как в начальных, так и в старших классах. Этот метод основан на воображаемом выборе, который делают все члены группы. Предлагается достаточно напряженная эмоциональная ситуация, в рамках которой участникам необходимо сделать выбор на бумаге в пользу или против некоторых членов группы. Стоит отметить, что у школьников нет как таковой совместной деятельности – чаще всего они просто учатся вместе, сидя друг с другом за партой. Поэтому им тяжело будет выбирать в своей группе лидера. Однако оценить эмоциональную атмосферу класса при помощи социометрии возможно.
Как провести тест по социометрии?
Теперь возникает вопрос — какую теоретическую ситуацию предложить школьникам, чтобы оценить их эмоциональные взаимоотношения? Ситуация должна быть связана со школьной жизнью, однако можно добавить и внеурочную совместную деятельность. Для младших школьников при проведении социометрии можно использовать следующие вопросы:
С кем бы ты хотел делать домашние задания, выполнять готовиться к экзаменам и сдаче тестов?
Кого бы ты пригласил на свой день рождения?
Кто больше всех тебе нравится в классе?
С кем бы ты хотел жить по соседству?
Кого бы ты выбрал для поездки или похода на природу?
Проведение социометрии в любом классе является серьезным эмоциональным испытанием. Особенно для тех, кто не особо популярен в классе. Необходимо честно написать, кто тебе нравится, а кто нет, подписав при этом свою анкету. Лучше, если проводить методику будет опытный психолог, знакомый с классом и обстановкой в нем, ведь наверняка он уже завоевал доверие и расположение к себе школьников.
Перед началом опроса необходимо провести предварительный инструктаж. Вот один из вариантов:
«Мы часто общались с вами, пытались определить, дружный ли у вас класс, и если нет, то по какой причине. Я хочу глубже разобраться в этом. Сейчас вы получите бланки и прочтете их. Вопросы и сложные и простые одновременно – они касаются отношений между вами. Отнеситесь серьезно! Конечно, вы можете не отвечать, но так мне будет сложнее помогать вам создавать дружескую атмосферу в классе! Не забудьте подписать свои анкеты – иначе потеряется весь смысл. Я гарантирую — ваши ответы буду знать только я, они никому не попадут в руки. Ни с кем не советуйтесь, не подсматривайте ответы соседа. Мне важна личная точка зрения каждого».
При ответах на вопросы возможны варианты выбора:
количество ограничено 3-5;
разрешается полная свобода при выборе;
отвечающий расставляет всех участников по значимости.
После обработки данных составляется таблица с полученными результатами. Вертикаль будет состоять из фамилий участников группы, горизонталь – из номеров, под которыми испытуемые находятся в списке. Плюсами можно проставить, кто кого выбирает. После составляется схема наподобие мишени — социограмма, дающая наглядное представление о полученных результатах.
внутренний круг — «зона звезд», в нее попадают лидеры с максимальным количеством выборов;
второй круг — зона предпочитаемых. Они набрали половину или больше выборов;
третий круг — зона пренебрегаемых, оттесненных – они получили меньше половины голосов;
четвертый круг — зона изолированных – не получивших ни одного очка.
Чтобы грамотно разобраться в популярности одних и непопулярности других — социометрию необходимо проводить несколько в год, что позволит определить эффективность проводимой психологом и классным руководителем работы и подкорректировать ее в дальнейшем.
Источник: http://womanadvice.ru/sociometriya-dlya-shkolnikov#ixzz2q9etCxAZ
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/444645-sociometrija-v-nachalnoj-shkole
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ | ГБОУ СОШ № 184
Организовано псхолого-педагогическое консультирование обучающихся,
их родителей (законных представителей), педагогических работников.
В ГБОУ СОШ №184 работает педагог — психолог Киреева Анастасия Владимировна, целями деятельности которой являются психологическое сопровождение участников образовательного процесса, обеспечение психологических условий, необходимых для полноценного психического развития учащихся и формирования их личности, а так же сохранение их эмоционального здоровья.
Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в этом учебном году работа велась по основным направлениям: консультативное, диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское и методическое, в соответствии с перспективным планом работы.
На 2019-2020 учебный год в школе обучается 1016 учеников.
В прошлом учебном году 20 ученикам начальной школы и 30 ученикам средней школы была оказана психологическая помощь в форме индивидуального консультирования на следующие темы: неуспеваемость в учебе, отсутствие мотивации, гиперактивность и дезадаптация, ранний подростковый возраст, переживание личностного кризиса, поиск интересов и себя в жизни, консультация на тему выбора профессии.
Психолого-педагогическое консультирование так же получили родители (законные представители) учащихся и педагогические работники.
В течение учебного года были проведены психологические и социальные исследования на следующие темы:
Начальная школа:
Адаптация первоклассников к учебному процессу (2 раза в год)
Адаптация четвероклассников к учебному процессу
Готовность четвероклассников к переходу в среднюю школу
Изучение мотивации к обучению
Социометрия (изучение климата в классе)
Диагностика отношения к классному руководителю
Диагностика уровня развития внимания, памяти и мышления
Диагностика тревожности и эмоционального состояния
Индивидуальные запросы
Средняя школа:
Адаптация пятиклассников к обучению в средней школе (2 раза в год)
Изучение мотивации к обучению
Изучение нравственной позиции и воспитания
Социометрия (климат в классе)
Диагностика любимых и нелюбимых предметов
Диагностика отношения к учителю
Профориентационные диагностики
Индивидуальные запросы
Старшая школа:
Изучение мотивации к обучению
Диагностика любимых и нелюбимых предметов
Диагностика личностных черт
Социометрия
Профориентационные диагностики
Индивидуальные запросы
Если говорить о некоторых результатах вышеприведенных исследований, то в начальной школе преобладает положительная адаптация к обучению, как у первоклассников, так и у четвертого класса, а что касается адаптации 5х классов к средней школе, то у некоторых учеников могут быть трудности, которые связаны с увеличением новых предметов и учителей.
Диагностика нравственной позиции и воспитания в 5 классе показала, что уровень отношения к жизненным ценностям у всех учеников выше среднего, так же как и уровень этики поведения.
В средней и старшей школе очень важен вопрос мотивации к учебе. У седьмых классов преобладает позиционные и игровые мотивы, в отличие от девятых классов, где игровой мотив почти исчезает, и появляются такие мотивы как учебный и оценочный, но преобладание позиционного мотива так и остаётся. То же самое можно сказать и про 11 класс, где в основном присутствует позиционный мотив. Позиционные мотивы связаны с желанием занять определённую позицию в отношениях с окружающими, заслужить авторитет. Так же стоит заметить, что у некоторых учеников старших классов появляется внешний мотив, который может в дальнейшем негативно сказаться на их учебной успеваемости.
На основании проведенных исследований, была проведена как индивидуальная работа с учениками, их родителями и учителями, так и представление результатов на родительских собраниях и их обсуждение.
В старших классах проводились лекции по профориентации, в ходе которых были изучены различные профессии и учебные заведения. Ученики познакомились со своей личностью, своим характером и изучили вопросы психологии, которые им интересны. Подробное знакомство с собой и с огромным количеством профессий помогло им выбрать дальнейшую специальность и правильный ВУЗ.
Так же за несколько недель до экзаменов (ОГЭ, ЕГЭ) психолог читал лекцию на тему: «Что такое стресс? Как с ним «ужиться» перед экзаменами?».
В 2018-2019 учебном году для педагогов нашей школы были проведены семинар на тему «Профессиональное и эмоциональное выгорание педагогов. Как сохранить психологическое здоровье?» и двух часовой тренинг на тему «Что такое коллектив и как правильно его сплотить».
В ходе тренинга были поставлены следующие задачи:
снять эмоциональное напряжение, поднять настроение;
развивать чувство сотрудничества и коллективизма;
тренировать навыки совместной деятельности педагогов;
повысить уверенность в себе у педагогов;
развивать самосознание педагогов.
повысить коммуникативные навыки педагогов;
повысить сплоченность коллектива;
повысить взаимопонимание между педагогами.
По завершению тренинга задачи были выполнены и цели достигнуты.
Концепция социометрического статуса
Социометрический статус определяет, как человека видят другие: любят ли его, принимают ли, замечают ли и т. д. Обычно его получают, спрашивая сверстников об их отношении к кому-то, кого они знают. Статья была посвящена детям и их оценке статусов друг друга, а также включала мнения учителей и родителей. Вопросы для исследования касались вопросов, кого участники любили, не любили, замечали и игнорировали.
Категории для определения статуса включали пять групп детей, основанных на мнении их сверстников. Популярные участники были положительно оценены окружающими и показали развитые социальные навыки. Отвергнутых детей недолюбливали из-за агрессии или неуклюжести. Забытые игнорировались сверстниками, но не считались предпочтительными или нелюбимыми. Конфликтная группа демонстрировала агрессивное поведение и компенсировала его позитивным настроем в отдельных ситуациях. Средние дети получили несколько положительных и отрицательных оценок без каких-либо выдающихся результатов.
Школьные воспоминания
Насколько я помню, в моей старшей школе были похожие группы учеников. Однако в то время было популярно быть несколько неуклюжим и не слишком общительным. Те, у кого грустное выражение лица, болтали, как только кто-то узнавал больше об их личной жизни. По первому впечатлению можно подумать, что половина школы запущена, а не средняя. Впрочем, скорее всего, это была лишь тенденция того времени.
Спорный мальчик
Я помню студента, который подходил бы под спорный статус. Он был футболистом и мог вести себя агрессивно во время тренировок и игр. Возможно, это произошло из-за адреналина или его желания быть лучшим. Некоторые из его товарищей по команде не любили его за это. Однако за пределами футбольного поля этот мальчик был добрым и обаятельным, всегда улыбался и готов прийти на помощь. Думаю, со временем его поведение стало более уравновешенным и предсказуемым.
АПА-6
Ссылка
ChalkyPapers. (2022, 20 февраля). Концепция социометрического статуса. Получено с https://chalkypapers.com/the-concept-of-sociometric-status/
Ссылка
ChalkyPapers. (2022, 20 февраля). Концепция социометрического статуса. https://chalkypapers.com/the-concept-of-sociometric-status/
Процитированная работа
«Концепция социометрического статуса». ChalkyPapers , 20 февраля 2022 г., chalkypapers.com/the-concept-of-sociometric-status/.
Ссылки
ChalkyPapers . (2022) «Концепция социометрического статуса». 20 февраля.
Ссылки
ChalkyPapers . 2022. «Концепция социометрического статуса». 20 февраля 2022 г. https://chalkypapers.com/the-concept-of-sociometric-status/.
1. Меловые бумаги . «Концепция социометрического статуса». 20 февраля 2022 г. https://chalkypapers.com/the-concept-of-sociometric-status/.
Библиография
ChalkyPapers . «Концепция социометрического статуса». 20 февраля 2022 г. https://chalkypapers.com/the-concept-of-sociometric-status/.
Социометрия в классе | Semantic Scholar
- DOI:10.14217/9781848592018-34-en
- Идентификатор корпуса: 141603171
@inproceedings{Gronlund1970СоциометрияIT, title={Социометрия в классе}, автор={Норман Эдвард Гронлунд}, год = {1970} }
- N. E. Gronlund
- Опубликовано в 1970 г.
- Образование
Просмотр через Publisher
thecommonwealth-ilibrary.org я Метрополис Ганы
- Майкл Овусу, К. Амоа, Ричард Акваси Фримпонг
Образование
- 2018
Цель исследования состояла в том, чтобы узнать мнение государственных и частных преподавателей естественных наук средней школы о факторах, влияющих на успеваемость учащихся в интегрированной науке в… ЭКОЛОГИЯ СРАВНИКОВ И ТРАНСПОРТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ
- Родькин П., Гест С.
Образование
- 2010
Отношения между двумя формами социальной принадлежности между сверстниками
- К. Ходжсон
Психология
- 2006
Системная идентификация детей с ограниченными способностями к обучению: значение для исследовательской выборки 8
Психология
Системная идентификация детей с ограниченными способностями к обучению (LD) обсуждается с точки зрения ее влияния на выборку для исследовательских целей. Процесс идентификации, происходящий в большинстве школ, включает…
Оценка социального поведения детей начальной школы. Теоретическое обоснование рейтинговой шкалы сверстников и ее роль в лонгитюдном исследовании.
- Дж. Фельдхузен, Э. Макдэниел
Образование
- 1974
АВТОР Фельдхузен, Джон; Макдэниел, Эрнест Д. НАЗВАНИЕ Оценка социального поведения детей начальной школы — Теоретическое обоснование шкалы оценок сверстников и ее роль в лонгитюдном исследовании.…
Введение в специальный выпуск: Истоки сверстников в 20-м веке и развитие сверстников в 21-м веке Методология номинации.
В этом выпуске «Новых направлений развития детей и подростков» рассматриваются текущие практики и последние достижения в методологии номинации сверстников, в том числе недавнее внимание к популярности и агрессии в отношениях.
Принятие сверстниками и самооценка учащихся с ограниченными возможностями в обычном образовании
- S. Pijl, P. Frostad
Образование
- 2010
сверстников и их представления о себе. Исследования показывают, что уровень принятия и самооценка…
Лидеры-подростки просоциальны и агрессивны?
- Д. Френч, М. Шен, Шенхуа Цзинь
Психология
- 2022
Это лонгитудинальное исследование было начато для оценки предикторов китайских подростков-лидеров, идентифицированных сверстниками и учителями. Участниками стали 764 ученика 8-го класса (14,42 года, 348 девочек) и 783 ученика 11-го класса…
Социальные сети в пятиклассниках: кто сообщает, что находится в группе, а кто нет?
В настоящем исследовании изучались поведенческие и аффилиативные различия между 2403 учащимися пятых классов (1307 девочек, 1096 мальчиков), которые сообщили, что принадлежат к социальной группе по социальным познавательным… и сельские контексты
- J.