Социометрия начальная школа: Социометрия | Методическая разработка (4 класс):

Содержание

Социометрия в начальной школе.

Социометрия для школьников

Социометрия – это социально-психологический тест, направленный на выявление взаимоотношений внутри группы людей: каковы симпатии внутри группы, кто является всеобщим любимчиком, а кого обходят стороной.

Методику социометрии широко применяют для школьников как в начальных, так и в старших классах. Этот метод основан на воображаемом выборе, который делают все члены группы. Предлагается достаточно напряженная эмоциональная ситуация, в рамках которой участникам необходимо сделать выбор на бумаге в пользу или против некоторых членов группы. Стоит отметить, что у школьников нет как таковой совместной деятельности – чаще всего они просто учатся вместе, сидя друг с другом за партой. Поэтому им тяжело будет выбирать в своей группе лидера. Однако оценить эмоциональную атмосферу класса при помощи социометрии возможно.

Как провести тест по социометрии?

Теперь возникает вопрос — какую теоретическую ситуацию предложить школьникам, чтобы оценить их эмоциональные взаимоотношения? Ситуация должна быть связана со школьной жизнью, однако можно добавить и внеурочную совместную деятельность. Для младших школьников при проведении социометрии можно использовать следующие вопросы:

С кем бы ты хотел делать домашние задания, выполнять готовиться к экзаменам и сдаче тестов?

Кого бы ты пригласил на свой день рождения?

Кто больше всех тебе нравится в классе?

С кем бы ты хотел жить по соседству?

Кого бы ты выбрал для поездки или похода на природу?

Проведение социометрии в любом классе является серьезным эмоциональным испытанием. Особенно для тех, кто не особо популярен в классе. Необходимо честно написать, кто тебе нравится, а кто нет, подписав при этом свою анкету. Лучше, если проводить методику будет опытный психолог, знакомый с классом и обстановкой в нем, ведь наверняка он уже завоевал доверие и расположение к себе школьников.

Перед началом опроса необходимо провести предварительный инструктаж. Вот один из вариантов:

«Мы часто общались с вами, пытались определить, дружный ли у вас класс, и если нет, то по какой причине. Я хочу глубже разобраться в этом. Сейчас вы получите бланки и прочтете их. Вопросы и сложные и простые одновременно – они касаются отношений между вами. Отнеситесь серьезно! Конечно, вы можете не отвечать, но так мне будет сложнее помогать вам создавать дружескую атмосферу в классе! Не забудьте подписать свои анкеты – иначе потеряется весь смысл. Я гарантирую — ваши ответы буду знать только я, они никому не попадут в руки. Ни с кем не советуйтесь, не подсматривайте ответы соседа. Мне важна личная точка зрения каждого».

При ответах на вопросы возможны варианты выбора:

количество ограничено 3-5;

разрешается полная свобода при выборе;

отвечающий расставляет всех участников по значимости.

После обработки данных составляется таблица с полученными результатами. Вертикаль будет состоять из фамилий участников группы, горизонталь – из номеров, под которыми испытуемые находятся в списке. Плюсами можно проставить, кто кого выбирает. После составляется схема наподобие мишени — социограмма, дающая наглядное представление о полученных результатах.

внутренний круг — «зона звезд», в нее попадают лидеры с максимальным количеством выборов;

второй круг — зона предпочитаемых. Они набрали половину или больше выборов;

третий круг — зона пренебрегаемых, оттесненных – они получили меньше половины голосов;

четвертый круг — зона изолированных – не получивших ни одного очка.

Чтобы грамотно разобраться в популярности одних и непопулярности других — социометрию необходимо проводить несколько в год, что позволит определить эффективность проводимой психологом и классным руководителем работы и подкорректировать ее в дальнейшем.

Источник: http://womanadvice.ru/sociometriya-dlya-shkolnikov#ixzz2q9etCxAZ

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/444645-sociometrija-v-nachalnoj-shkole

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ | ГБОУ СОШ № 184

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организовано псхолого-педагогическое консультирование обучающихся,

их родителей (законных представителей), педагогических работников.

 

   

В ГБОУ СОШ №184 работает педагог — психолог Киреева Анастасия Владимировна, целями деятельности которой являются психологическое сопровождение участников образовательного процесса, обеспечение психологических условий, необходимых для полноценного психического развития учащихся и формирования их личности, а так же сохранение их эмоционального здоровья.

Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в этом учебном году работа велась по основным направлениям: консультативное, диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское и методическое, в соответствии с перспективным планом работы.

На 2019-2020 учебный год в школе обучается 1016 учеников.

В прошлом учебном году 20 ученикам начальной школы и 30 ученикам средней школы была оказана психологическая помощь в форме индивидуального консультирования на следующие темы: неуспеваемость в учебе, отсутствие мотивации, гиперактивность и дезадаптация, ранний подростковый возраст, переживание личностного кризиса, поиск интересов и себя в жизни, консультация на тему выбора профессии.

Психолого-педагогическое консультирование так же получили родители  (законные представители) учащихся и педагогические работники.

В течение учебного года были проведены психологические и социальные исследования на следующие темы:

Начальная школа:

  • Адаптация первоклассников к учебному процессу (2 раза в год)

  • Адаптация четвероклассников к учебному процессу

  • Готовность четвероклассников к переходу в среднюю школу

  • Изучение мотивации к обучению

  • Социометрия (изучение климата в классе)

  • Диагностика отношения к классному руководителю

  • Диагностика уровня развития внимания, памяти и  мышления

  • Диагностика тревожности и эмоционального состояния

  • Индивидуальные запросы

Средняя школа:

  • Адаптация пятиклассников к обучению в средней школе (2 раза в год)

  • Изучение мотивации к обучению

  • Изучение нравственной позиции и воспитания

  • Социометрия (климат в классе)

  • Диагностика любимых и нелюбимых предметов

  • Диагностика отношения к учителю

  • Профориентационные диагностики

  • Индивидуальные запросы

Старшая школа:

  • Изучение мотивации к обучению

  • Диагностика любимых и нелюбимых предметов

  • Диагностика личностных черт

  • Социометрия

  • Профориентационные диагностики

  • Индивидуальные запросы

Если говорить о некоторых результатах вышеприведенных исследований, то в начальной школе преобладает положительная адаптация к обучению, как у первоклассников, так и у четвертого класса, а что касается адаптации  5х классов к средней школе, то у некоторых учеников могут быть трудности, которые связаны с увеличением новых предметов и учителей.

Диагностика нравственной позиции и воспитания в 5 классе показала, что уровень отношения к жизненным ценностям у всех учеников выше среднего, так же как и уровень этики поведения.

В средней и старшей школе очень важен вопрос мотивации к учебе. У седьмых классов преобладает позиционные и игровые мотивы, в отличие от девятых классов, где игровой мотив почти исчезает, и появляются такие мотивы как учебный и оценочный, но преобладание позиционного мотива так и остаётся. То же самое можно сказать и про 11 класс, где в основном присутствует позиционный мотив. Позиционные мотивы связаны с желанием занять определённую позицию в отношениях с окружающими, заслужить авторитет. Так же стоит заметить, что у некоторых учеников старших классов появляется внешний мотив, который может в дальнейшем негативно сказаться на их учебной успеваемости.

На основании проведенных исследований, была проведена как индивидуальная работа с учениками, их родителями и учителями, так и представление результатов на родительских собраниях и их обсуждение.

В старших классах проводились лекции по профориентации, в ходе которых были изучены различные профессии и учебные заведения. Ученики познакомились  со своей личностью, своим характером и изучили вопросы психологии, которые им интересны. Подробное знакомство с собой и с огромным количеством профессий помогло им выбрать дальнейшую специальность и правильный ВУЗ.

Так же за несколько недель до экзаменов (ОГЭ, ЕГЭ) психолог читал лекцию на тему: «Что такое стресс? Как  с ним «ужиться» перед экзаменами?».

В 2018-2019 учебном году для педагогов нашей школы были проведены семинар  на тему «Профессиональное и эмоциональное выгорание педагогов. Как сохранить психологическое здоровье?» и двух часовой тренинг на тему «Что такое коллектив и как правильно его сплотить».

В ходе тренинга были поставлены следующие задачи:

  • снять эмоциональное напряжение, поднять настроение;

  • развивать чувство сотрудничества и коллективизма;

  • тренировать навыки совместной деятельности педагогов;

  • повысить уверенность в себе у педагогов;

  • развивать самосознание педагогов.

  • повысить коммуникативные навыки педагогов;

  • повысить сплоченность коллектива;

  • повысить взаимопонимание между педагогами.

По завершению тренинга задачи были выполнены и цели достигнуты.

Концепция социометрического статуса

Социометрический статус определяет, как человека видят другие: любят ли его, принимают ли, замечают ли и т. д. Обычно его получают, спрашивая сверстников об их отношении к кому-то, кого они знают. Статья была посвящена детям и их оценке статусов друг друга, а также включала мнения учителей и родителей. Вопросы для исследования касались вопросов, кого участники любили, не любили, замечали и игнорировали.

Категории для определения статуса включали пять групп детей, основанных на мнении их сверстников. Популярные участники были положительно оценены окружающими и показали развитые социальные навыки. Отвергнутых детей недолюбливали из-за агрессии или неуклюжести. Забытые игнорировались сверстниками, но не считались предпочтительными или нелюбимыми. Конфликтная группа демонстрировала агрессивное поведение и компенсировала его позитивным настроем в отдельных ситуациях. Средние дети получили несколько положительных и отрицательных оценок без каких-либо выдающихся результатов.

Школьные воспоминания

Насколько я помню, в моей старшей школе были похожие группы учеников. Однако в то время было популярно быть несколько неуклюжим и не слишком общительным. Те, у кого грустное выражение лица, болтали, как только кто-то узнавал больше об их личной жизни. По первому впечатлению можно подумать, что половина школы запущена, а не средняя. Впрочем, скорее всего, это была лишь тенденция того времени.

Спорный мальчик

Я помню студента, который подходил бы под спорный статус. Он был футболистом и мог вести себя агрессивно во время тренировок и игр. Возможно, это произошло из-за адреналина или его желания быть лучшим. Некоторые из его товарищей по команде не любили его за это. Однако за пределами футбольного поля этот мальчик был добрым и обаятельным, всегда улыбался и готов прийти на помощь. Думаю, со временем его поведение стало более уравновешенным и предсказуемым.

АПА-6

Ссылка

ChalkyPapers. (2022, 20 февраля). Концепция социометрического статуса. Получено с https://chalkypapers.com/the-concept-of-sociometric-status/

Ссылка

ChalkyPapers. (2022, 20 февраля). Концепция социометрического статуса. https://chalkypapers.com/the-concept-of-sociometric-status/

Процитированная работа

«Концепция социометрического статуса». ChalkyPapers , 20 февраля 2022 г., chalkypapers.com/the-concept-of-sociometric-status/.

Ссылки

ChalkyPapers . (2022) «Концепция социометрического статуса». 20 февраля.

Ссылки

ChalkyPapers . 2022. «Концепция социометрического статуса». 20 февраля 2022 г. https://chalkypapers.com/the-concept-of-sociometric-status/.

1. Меловые бумаги . «Концепция социометрического статуса». 20 февраля 2022 г. https://chalkypapers.com/the-concept-of-sociometric-status/.

Библиография

ChalkyPapers . «Концепция социометрического статуса». 20 февраля 2022 г. https://chalkypapers.com/the-concept-of-sociometric-status/.

Социометрия в классе | Semantic Scholar

  • DOI:10.14217/9781848592018-34-en
  • Идентификатор корпуса: 141603171
 @inproceedings{Gronlund1970СоциометрияIT,
  title={Социометрия в классе},
  автор={Норман Эдвард Гронлунд},
  год = {1970}
} 
  • N. E. Gronlund
  • Опубликовано в 1970 г.
  • Образование

Просмотр через Publisher

thecommonwealth-ilibrary.org я Метрополис Ганы

  • Майкл Овусу, К. Амоа, Ричард Акваси Фримпонг
  • Образование

  • 2018

Цель исследования состояла в том, чтобы узнать мнение государственных и частных преподавателей естественных наук средней школы о факторах, влияющих на успеваемость учащихся в интегрированной науке в… ЭКОЛОГИЯ СРАВНИКОВ И ТРАНСПОРТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ

  • Родькин П., Гест С.
  • Образование

  • 2010

Отношения между двумя формами социальной принадлежности между сверстниками

  • К. Ходжсон
  • Психология

  • 2006

Системная идентификация детей с ограниченными способностями к обучению: значение для исследовательской выборки 8

  • Психология

  • 1985
  • Системная идентификация детей с ограниченными способностями к обучению (LD) обсуждается с точки зрения ее влияния на выборку для исследовательских целей. Процесс идентификации, происходящий в большинстве школ, включает…

    Оценка социального поведения детей начальной школы. Теоретическое обоснование рейтинговой шкалы сверстников и ее роль в лонгитюдном исследовании.

    • Дж. Фельдхузен, Э. Макдэниел
    • Образование

    • 1974

    АВТОР Фельдхузен, Джон; Макдэниел, Эрнест Д. НАЗВАНИЕ Оценка социального поведения детей начальной школы — Теоретическое обоснование шкалы оценок сверстников и ее роль в лонгитюдном исследовании.…

    Введение в специальный выпуск: Истоки сверстников в 20-м веке и развитие сверстников в 21-м веке Методология номинации.

    В этом выпуске «Новых направлений развития детей и подростков» рассматриваются текущие практики и последние достижения в методологии номинации сверстников, в том числе недавнее внимание к популярности и агрессии в отношениях.

    Принятие сверстниками и самооценка учащихся с ограниченными возможностями в обычном образовании

    • S. Pijl, P. Frostad
    • Образование

    • 2010

    сверстников и их представления о себе. Исследования показывают, что уровень принятия и самооценка…

    Лидеры-подростки просоциальны и агрессивны?

    • Д. Френч, М. Шен, Шенхуа Цзинь
    • Психология

    • 2022

    Это лонгитудинальное исследование было начато для оценки предикторов китайских подростков-лидеров, идентифицированных сверстниками и учителями. Участниками стали 764 ученика 8-го класса (14,42 года, 348 девочек) и 783 ученика 11-го класса…

    Социальные сети в пятиклассниках: кто сообщает, что находится в группе, а кто нет?

    В настоящем исследовании изучались поведенческие и аффилиативные различия между 2403 учащимися пятых классов (1307 девочек, 1096 мальчиков), которые сообщили, что принадлежат к социальной группе по социальным познавательным… и сельские контексты

    • J.

    Добавить комментарий