Олимпиада по обществознанию | Олимпиадные задания по обществознанию (7 класс):
Олимпиада по обществознанию для 7 класса.
Задание № 1. Что из перечисленного не входит в систему органов государственной власти Российской Федерации? Отметьте «лишние» элементы (элемент) и кратко обоснуйте свое решение. (5 баллов за правильный ответ).
1) Министерство здравоохранения и социального развития РФ
2) Федеральная налоговая служба
3) Управление образования и науки Тамбовской области
4) Глава Администрации Тамбовской области
5) Тамбовская Городская дума
6) Мэр Москвы
7) Законодательное собрание Красноярского края
8) Генеральный прокурор Российской Федерации
Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 2. Подберите общее понятие к каждому из следующих рядов: (по два балла за каждый правильный ответ).
А) речь, жесты, мимика, взгляд
Обобщающее понятие: _________________________________________________________
Б) игра, труд, учение
Обобщающее понятие: _________________________________________________________
В) компромисс, сотрудничество, избегание, приспособление
Обобщающее понятие: _________________________________________________________
Задание № 3. Проанализируйте фрагменты приведенных текстов и определите пропущенные в них обществоведческие термины. (По два балла за правильный ответ).
3.1. «У нас государственный строй таков, что не подражает чужим законам; скорее, мы сами служим примером для других… И называется наш строй ………………………..ввиду того, что сообразуется не с меньшинством, а с интересами большинства; по законам в частных спорах все пользуются одинаковыми правами… Мы живем свободными гражданами как в государственной жизни, так и во взаимных отношениях…» (Фукидид. Размышления Перикла о своей стране…)
3.2. «……………………………есть организация оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти» (Ф.К. Брокгауз и И.А. Ефрон, издатели энциклопедического словаря).
Задание № 4. Решите кроссворд. В выделенных клетках (по вертикали) получится ключевое слово. Запишите его термин и определение. (По два балла за каждый правильный ответ кроссворда и 3 балла за правильное определение).
По горизонтали:
1. Биосоциальное существо, создатель культуры.
2. Высший представительный орган власти.
3. Наказание, применяемое к нарушителю установленных норм и правил.
4. Круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения.
5. Лицо, избранное в законодательный или представительный орган.
6. Один из авторов теории разделения властей.
Ответ:_______________________________________________________________________ ……………………………………………………………………………………………………
Задание № 5. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением – напишите «да», если не согласны – «нет». Ответ запишите в таблицу. (По два балла за каждый правильный ответ).
5.1. Культура – это вторая природа, мир, который человек создает вокруг, чтобы поддержать себя в своем искусственном, т.е. человеческом состоянии.
5.2. Аристотель делил государства на справедливые и несправедливые.
5.3. Глобальные проблемы угрожают жизни людей тех стран, где они проявились больше всего.
5.4. Самое раннее упоминание о правах и о защите прав человека содержится в Ветхом Завете.
Ответ:
Задание № 6. Соотнесите названия видов чувств и их определения: (По 2 балла за один верный ответ).
А) Аффект | 1) Общее состояние переживаний человека |
Б) Эмоции | 2) Особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся в переживаниях |
В) Чувства | 3) Физиологическая реакция в ответ на напряженную и неожиданную обстановку |
Г) Стресс | 4) Отношение к миру, людям, событиям |
Д) Настроение | 5) Бурная кратковременная эмоциональная реакция в ответ на сильный раздражитель |
Запишите в таблицу выбранные цифры:
Задание № 7. Проанализируйте ситуацию и ответьте на вопросы: (по 5 баллов за каждый правильный ответ).
Из письма в газету: “Что же это такое творится? Как ни пойдешь на рынок, каждый продавец обязательно норовит обвесить! Вчера купила полкило сыра – дома взвесила, 120 граммов не хватает. Ветчина – вместо 1 кг оказалось 800 г! В общем, на двух покупках меня обсчитали на 51 рубль – я пенсионерка, эти деньги для меня не лишние… Неужели с этим ничего нельзя поделать?”
1. Как бы вы ответили на поставленный вопрос?
2. Как надо было поступить пенсионерке в данной ситуации, посоветуйте.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 8. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, заполняя каждый пропуск. Ответ запишите в таблицу. За каждый правильный ответ 2 балла. Максимум – 10 б.
(1) – деятельность человека по производству различных важных и нужных для жизни предметов. (2) ремесленника обычно ручной, без использования сложных машин и механизмов (таким был труд Левши, подковавшего блоху без всяких приспособлений). Предметы, сделанные (3), отличаются высочайшим (4), индивидуальностью, красотой. Среди этих изделий встречаются такие, которые могут поразить человека своим неповторимым образом, подчас неуловимыми чертами отличающими руку (5) от руки пусть талантливого, но ремесленника.
А. Ремесленник
Б. Ремесло
В. Талант
Г. Мастер
Д. Красота
Е. Качество
Ж. Работник
З. Труд
Ответ:
Задание № 9. Какая сфера жизни общества отражена на представленных картинках?
Запишите ответы в таблицу (за каждую верно определённую сферу общества 5 баллов).
Картинки надо разместить!
1) политическая сфера
2) социальная сфера
3) духовная сфера
4) экономическая сфера
Задание № 10.
Напишите определение понятия «социализация» человека. Составьте два предложения раскрывающих суть этого понятия (за каждый верный ответ 4 балла).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы к заданиям олимпиады:
Задание № 1.
В систему органов государственной власти не входит Тамбовская Городская дума (5). Она является органом местного самоуправления, а согласно Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Задание № 2.
А) средства общения
Б) виды деятельности
В) способы поведения в конфликте.
Задание № 3.
4.1. демократией
4.2. государство
Задание № 4. Ответы: человек, парламент, санкция, общество, депутат, Монтескье.
Ответ: Власть — это возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей.
Задание № 5.
1 | 2 | 3 | 4 |
да | нет | нет | да |
Задание № 6.
А | Б | В | Г | Д |
5 | 2 | 4 | 3 | 1 |
Задание № 7.
| Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | баллы |
1. | Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни и / или личный социальный опыт А) Ученик понимает суть поднятой проблемы: защита прав потребителя. Б) Ученик понимает суть проблемы, но не раскрывает ее | 5
2 |
2. | Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Ответ ученика основывается на правовых нормах: он предлагает правовые пути выхода из данной ситуации: обращение к администрации рынка, завесить товар на контрольных весах и др. | 5 |
| итого | 10 |
Задание № 8.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Б | З | А | Е | Г |
Задание № 9.
А | Б | В | Г |
4 | 1 | 3 | 2 |
Задание № 10.
| Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | баллы |
1 | Дано верное определение понятию | 4 балла |
2 | Дано верное определение понятию и составлено одно предложение | 8 баллов |
3 | Дано верное определение понятию и составлены два предложения | 12 баллов |
Формирование богатства речи у детей среднего дошкольного возраста
%PDF-1.5 % 1 0 obj > /Metadata 5 0 R >> endobj 6 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > endobj 4 0 obj > endobj 5 0 obj > stream
Язык тела | Encyclopedia.
com язык тела относится к любому виду телесных движений или поз, включая выражение лица, которое передает сообщение наблюдателю. Каждая часть человеческого тела, в движении или неподвижности, передает значение, которое зависит от физического, социального и культурного контекста действия. Сообщение может быть преднамеренным, выраженным в каком-то общепринятом коде — например, когда человек показывает пальцем, трясет кулаком или кивает головой — или это могут быть непроизвольные ответные жесты, например, когда кто-то гримасничает или громко плачет от боли. Специфические жесты, такие как «мануальная риторика» римских ораторов, а также общая осанка и поведение всего тела, были объектами изучения с классических времен. В четвертом веке до нашей эры в Греции мужчины из высшего сословия культивировали прямохождение, «твердую» осанку и неторопливую походку, делая большие шаги. Это отличало их как праздных людей, отличая их от ремесленников и рабов, которые должны были торопиться, чтобы выполнить работу; это также отличало их от женщин, которые двигались жеманно, делая очень маленькие шажки, в то время как куртизанки покачивали бедрами из стороны в сторону при ходьбе. В классическом Риме строго умеренные и ограниченные жесты считались признаком сдержанного и сдержанного характера — требования образцового римского аристократа и оратора.Писания на языке тела были весьма распространены в Европе эпохи Возрождения. Физиономисты семнадцатого века, такие как Джованни делла Порта и Шарль Лебрен, кодифицировали выражения эмоций и характера на лице; как эти исследования, так и исследования жестов их современников Джованни Бонифачо и Джона Бульвера проводились на основе универсального, естественного языка выражения и жеста, который мог быть воспринят и понят всеми нациями и народами. В девятнадцатом веке работа Чарльза Дарвина о животных и человеческих «эмоциях», как правило, поддерживала мнение о том, что физические выражения могут быть биологически унаследованы. В свою очередь, физические условия, в которых живут люди, а также телесные позы и привычные действия, которые они совершают, имеют последствия для строения их тел, как это обнаружили палеоархеологи, которые использовали свидетельства раскопок скелетов, чтобы предложить обобщения о привычках тела. прошлого. А некоторые современные этнологи и зоологи, такие как Десмонд Моррис, подчеркивают сходство между движениями тела, используемыми людьми, и движениями, наблюдаемыми у животных, для выражения враждебности, страха, доминирования или территориальности.
Однако большинство современных исследований языка тела основано на предположении, что жесты — это не универсальный или естественный язык, а продукт социальных и культурных контекстов. Сходство, например, между мимикой, используемой шимпанзе для выражения страха и подчинения, и человеческой улыбкой может подчеркнуть как различия, так и сходство между двумя видами приматов. Среди людей такие антропологи, как Марсель Мосс, отметили, что даже самые элементарные аспекты физического поведения, такие как то, как люди едят, спят, ходят или сидят, по-видимому, определяются культурой и сильно различаются от общества к обществу. . Сюда входят как преднамеренные сигналы, используемые людьми для невербальной передачи значения, так и кажущиеся непроизвольными эмоциональные или физические реакции, такие как покраснение или плач.Поведение, которое было представлено как спонтанное или инстинктивное действие, выражающее эмоции, при ближайшем рассмотрении оказывается ни спонтанным, ни прозрачным. Они в большей или меньшей степени формализованы, стилизованы и упорядочены по определенному смысловому коду, который может стать бессмысленным или неуместным в других местах или культурах или в другом контексте. Приветственный жест, демонстрируемый тем, кто вскакивает, улыбаясь, вскакивает на ноги, обнимает другого человека, может вызвать дискомфорт или даже обиду у человека, незнакомого с этим обычаем; а «подрезать» кого-либо, проходя мимо лишь отстраненным кивком головы, может и не произвести никакого действия на человека, не привыкшего ожидать проявлений нежности на публике.
Изучением языка тела в настоящее время занимаются в основном антропологи, лингвисты и социальные психологи, которые называют эту науку названием кинесики — изучение невербальной коммуникации или коммуникативных движений тела. К ним относятся изучение способов и частоты, с которой люди касаются друг друга во время разговора, а также расстояние, которое они держат друг от друга во время взаимодействия. Лингвисты считали жесты формой языка, возможно, даже предшественником всех человеческих языков, и изучали различные виды кинетической коммуникации, используемые различными культурными и социальными группами, такими как биржевые маклеры, нищие и духовенство.Язык тела является незаменимым элементом социального взаимодействия. Выражение лица и движения тела могут усиливать, модифицировать, подтверждать или искажать вербальное высказывание, выражая значения, которые ускользают от вербального языка или превосходят его. Таким образом, это ключ к внутреннему психологическому и эмоциональному состоянию исполнителя: за столетия до Фрейда ранние современные писатели о приличиях обсуждали оговорки или «утечки», демонстрируемые непреднамеренным языком тела, которые противоречат или подрывают открытое заявление или высказывание говорящего.
Жесты также определяют манеры поведения, санкционированные коллективными чувствами, общие коды и обряды, передающие культурные нормы. Таким образом, язык тела также является ключом к некоторым фундаментальным ценностям и предположениям, менталитету , который лежит в основе любого общества. Он позволяет перейти от «природы» (само биологическое тело) к «культуре», выражаемой поведением, поведением и бесчисленными сигналами и жестами, которые люди используют для выражения значения, как преднамеренного, так и непреднамеренного, друг другу или даже самим себе. . И во многих формальных контекстах — литургическом, юридическом или церемониальном — поза говорящего и его телодвижения могут иметь большее значение, чем произносимые слова. Язык тела чрезвычайно важен, особенно в бесписьменных или полуписьменных обществах, в которых приверженность осуществляется с помощью ритуальных жестов, формальных произнесенных слов и символических объектов. Жесты передают светскую и духовную власть; они делают такие передачи достоянием общественности и придают политическим и религиозным действиям живой образ.
Кроме того, язык тела является важным компонентом социальной дифференциации; различия в физическом поведении играют значительную роль в отделении социальных групп друг от друга и в поощрении чувства взаимной враждебности или отчуждения. Например, достойная серьезность или утонченность, почитаемые элитой как признаки высшего воспитания, могут быть восприняты массами как высокомерие и жеманство; и наоборот, теплота или открытость, ценимые одними людьми, могут презираться другими как грубые и деспотичные. Это также фигурирует в создании культурных различий между нациями. Разные языки предполагают разные движения лица и тела, и есть другие, более качественные суждения и различия. Когда послереформационные северные европейцы начали использовать более сдержанный и тонкий репертуар жестов, они начали с отвращением смотреть на более очевидные выражения лица и откровенные жесты южных европейцев. Было отмечено, что стереотип жестикулирующего Средиземноморья хорошо вписывается в общий символический порядок разделения север-юг, который примерно соответствует анатомии человеческого тела: юг, или нижние части, связаны со страстью, телесностью. и спонтанность, и север с рациональными способностями, и контролем над эмоциями. Язык тела отражает различия пола, а также класса и национальности. Предписания физического поведения женщин часто отличаются от предписаний мужчин. Характерно, что женщин поощряют скромно смотреть вниз, ходить мелкими шажками, быть более сдержанными в мимике, чем мужчины их класса, и есть меньшими порциями пищи. Жесты женской настойчивости, такие как стояние с подбоченившимися руками или широко расставленные ноги, считаются, особенно в обществах с сильным неравенством власти между полами, неприличными и агрессивными, имитирующими мужское поведение. Мы стараемся преодолеть как предубеждение то, что до недавнего времени было часто констатируемым фактом: что внешний вид человека является отражением внутренней личности и характера — одежда, жесты, поведение, любое движение тела показатель внутреннего человека. Это эстетико-моральное убеждение в том, что внешнее телесное поведение проявляет жизнь души, существовало в Средние века и позже. В средневековой христианской Европе человек мыслился как двойник, состоящий из души и тела, невидимого внутреннего и видимого внешнего, связанных динамическим отношением. Жесты изображали или воплощали диалектику между внутренней сущностью и внешним видом, поскольку они должны были выражать зрителю тайные движения души внутри. Таким образом, телесный контроль олицетворял внутреннюю гармонию и превосходство разума над телом, а неуместный или чрезмерный жест либо осуждался как неуклюжий, либо пренебрежительно назывался «жестикулацией». Эти «плохие» жесты, выходившие за пределы, налагаемые этикой и социальными обычаями, противопоставлялись добродетельным жестам, таким как жесты милосердия, покаяния и благочестия, посредством которых можно было достичь спасения. Существуют теории относительно того, почему происходят вариации или изменения в телесном поведении: в 1930-х годах социолог Норберт Элиас выдвинул свой очень влиятельный аргумент, основанный в основном на североевропейских протестантских источниках, что после относительной свободы в отношении тела в Средние века В Европе раннего Нового времени наблюдалось усиление подавления телесных импульсов. Это приняло форму повышения порога стыда или смущения, связанного с физическими функциями, и усиленного беспокойства по поводу сдерживания или контроля как над ними, так и над выражением эмоций. В недавних работах также оказали влияние теории антрополога Мэри Дуглас, которая утверждала, что в большинстве обществ тело является символом социальных отношений и что контроль над телесным выражением, принятый в обществе, более или менее строг в зависимости от степень группового давления на личность.Кросс-культурные опросы, демонстрирующие вариативность телесных жестов и мимики, дополняются опытом путешественников в другие страны или даже тех, кто смотрит фильмы или слушает музыку из других уголков мира. Возможно, что, учитывая облегчение дальних путешествий в конце двадцатого века и глобализацию культуры, особенно в городских центрах, которые повсюду стремятся стать космополитичными в своих продуктах и взглядах, некоторые из этих различий начали стираться. уменьшить. Культурная гомогенизация происходит относительно быстро в определенных аспектах (обычно ограниченных социально-экономической элитой), таких как мода в одежде, употребление в пищу «роскошных» продуктов или импорт иностранных слов или декоративных предметов. Однако на уровне телесных выражений и мимики это имеет тенденцию происходить гораздо медленнее, и у целых народов требуется гораздо больше времени, чтобы усвоить и изменить их.
Язык тела — это самая основная, фундаментальная форма выражения, используемая людьми для общения друг с другом, и в то же время часть очень сложной и культурно специфичной системы кодированных сигналов, в которой играют движения тела и лица. по крайней мере, такая важная часть, как словесное высказывание. Он включает в себя младенца, гримасничающего от отвращения к незнакомому или неприятному ощущению; тщательный выбор времени и координация поклонов между двумя японцами равного ранга; и сложная серия оскорбительных жестов рук, которыми обмениваются ссорящиеся водители в Бразилии.Нацу Хаттори
Библиография
Бреммер, Дж. и Руденбург, Х. (ред.) (1993). Культурная история жеста. Полити Пресс, Кембридж.
Элиас, Н. (1939). Процесс цивилизации. Блэквелл, Оксфорд.
Мосс, М. (1979). Социология и психология. Рутледж и Кеган Пол, Лондон.
Шехнер, Р. (1993). Будущее ритуала: сочинения о культуре и перформансе. Рутледж, Лондон.
4.4 Невербальная коммуникация и культура – изучение динамики отношений
Цели обучения
- Обсудить роль невербальной коммуникации в контексте отношений.
- Обсудите роль невербальной коммуникации в профессиональном контексте.
- Приведите примеры культурных различий в невербальной коммуникации.
- Приведите примеры гендерных различий в невербальной коммуникации.
Невербальному общению уделяется меньше внимания, чем вербальному, как части нашей повседневной жизни. Изучение культурных различий в невербальном общении важно для людей, выезжающих за границу, а также из-за нашего все более многонационального делового мира и растущего разнообразия и увеличения частоты межкультурного общения в пределах наших границ.
Невербальная коммуникация и культура
Как и в случае с другими аспектами коммуникации, нормы невербальной коммуникации варьируются от страны к стране, а также в разных культурах внутри конкретной страны. Мы уже узнали, что некоторые виды невербального общения кажутся несколько врожденными, потому что они общепризнанны. Двумя такими универсальными сигналами являются «вспышка бровей» узнавания, когда мы видим кого-то, кого мы знаем, и жест открытой руки и ладони вверх, который сигнализирует о том, что человеку что-то нужно или ему нужна помощь (Martin & Nakayama, 2010). Улыбка также является универсальным невербальным поведением, но триггеры, которые заставляют человека улыбаться, варьируются от культуры к культуре. Расширение средств массовой информации, особенно в Соединенных Штатах и других западных странах по всему миру, ведет к большему невербальному сходству между культурами, но самые большие культурные различия в невербальной коммуникации проявляются в категориях зрительного контакта, прикосновения и личного пространства (Pease и Пиз, 2004). Далее мы рассмотрим некоторые интересные и поучительные различия между несколькими каналами невербальной коммуникации, которые мы уже обсуждали. Когда вы читаете, помните, что они не являются абсолютными, поскольку невербальное общение, как и другие формы общения, зависит от контекста и также варьируется у разных людей в пределах определенной культурной группы.
Кинесика
Культурные различия в том, как мы жестикулируем, используем движения головы и используем зрительный контакт, подпадают под невербальную категорию кинесики.
Жесты
Помните, что эмблемы — это жесты, соответствующие слову и согласованному значению. Когда мы используем пальцы для счета, мы используем символические жесты, но даже наш способ счета различается в разных культурах (Pease & Pease, 2004). Я мог довольно точно отличить британцев и американцев от французов, греков и немцев, основываясь на простом и обычном жесте. Давайте попробуем это упражнение: Сначала покажите рукой цифру пять. Во-вторых, сохранив отображаемую пятерку, измените ее на двойку. Если вы из США или Великобритании, вы, вероятно, держите указательный и средний пальцы поднятыми вверх. Если вы из другой европейской страны, вы, вероятно, поднимаете большой и указательный пальцы. В то время как американцы и британцы начинают считать на указательном пальце и заканчивают пятью на большом пальце, другие европейцы начинают считать на большом пальце и заканчивают на пятерке на мизинце.
Рисунок 5.1.4𝐵5.1.4B: жест аканбэ в Японии Осторожность в использовании жестов распространяется на те, которые могут быть широко распространены в культуре и которые мы можем интерпретировать как универсальные. Североамериканский знак A-OK (обведены большой и указательный пальцы, остальные пальцы растопырены) является непристойным жестом во многих европейских культурах. Точно так же перевернутый знак мира — два пальца, обращенные внутрь, — оскорбление в Англии и Австралии. Поднятый вверх большой палец свидетельствует о том, что в Северной Америке все сделано хорошо; в Греции и других странах это эквивалентно оскорбительному «Вверх!» (Хлопок, 2013). Президент США Джордж Буш классно использовал зацепить рога жест футбольной команды Texas Longhorn, сигнализирующий о его одобрении марширующего оркестра Техасского университета. В Италии этот жест хорошо известен, но он не свидетельствует об энтузиазме поклонников или о давай-ка рок. Он называется il cornuto , указывая на то, что другой человек является рогоносцем, то есть что его жена ему изменяет (Cotton, 2013). ритуал, который более распространен в азиатских культурах, чем в западных культурах, но кивок головой, который является распространенной формой подтверждения во многих культурах, на самом деле является сокращенным поклоном. Япония считается бесконтактной культурой, которая относится к культурным группам, в которых люди стоят дальше друг от друга во время разговора, меньше смотрят в глаза и меньше прикасаются во время обычных взаимодействий. Из-за этого поклон является более предпочтительным невербальным приветствием, чем рукопожатие. Луки различаются в зависимости от статуса, люди с более высоким статусом кланяются меньше всего. Например, чтобы указать на статус другого человека, японский бизнесмен может низко поклониться. Интересным ритуалом, связанным с поклоном, является обмен визитными карточками при приветствии кого-либо в Японии. Этот обмен позволяет каждому человеку просматривать род занятий и титул другого, что дает полезную информацию о статусе другого и определяет, кто должен кланяться больше. Так как поклон дает каждому человеку хороший обзор обуви другого человека, очень важно иметь чистую обувь в хорошем состоянии, так как она играет важную роль в формировании первоначального впечатления.Попадание в глаза
В некоторых культурах избегание зрительного контакта считается признаком уважения. Однако такое неприятие зрительного контакта можно рассматривать как признак того, что другой человек обманывает, скучает или ведет себя грубо. Некоторые индейские народы учат, что люди должны избегать зрительного контакта со старейшинами, учителями и другими людьми со статусом. Это может создать проблемы в классах, когда учителя не знают об этой норме и могут рассматривать отсутствие зрительного контакта у учащегося из числа коренных американцев как признак неподчинения или отсутствия заинтересованности, что может создать ложное впечатление, что учащийся возмутитель спокойствия или менее умный.
Радость выражается одинаково в разных культурахТактильные ощущения
Как мы узнали, сенсорное поведение важно во время первых взаимодействий, и культурные различия в этих невербальных практиках могут привести к недопониманию и непониманию. Например, рукопожатие как типичное приветствие прикосновения различается в разных культурах (Pease & Pease, 2004). Британские, австралийские, немецкие и американские коллеги обычно пожимают друг другу руки при первой встрече, а затем снова пожимают друг другу руки при отъезде. В Соединенных Штатах коллеги обычно не обмениваются рукопожатием, если снова видят друг друга позже в тот же день, но европейские коллеги могут пожимать друг другу руки несколько раз в день. Как только будет достигнут определенный уровень знакомства и близости, американские коллеги из США, скорее всего, даже не будут ежедневно обмениваться рукопожатиями, если не будут участвовать в более формальном общении, но многие европейские коллеги будут продолжать пожимать друг другу руки каждый раз, когда видят друг друга. Известно, что некоторые французские бизнесмены тратят до тридцати минут в день на рукопожатие. Сжатия и встряхивания вверх-вниз, используемые во время рукопожатия, часто называют «насосами», и количество нажатий, используемых при рукопожатии, также различается в разных культурах. Хотя немцы и французы чаще обмениваются рукопожатием в течение дня, обычно они делают лишь один или два толчка, а затем удерживают рукопожатие в течение нескольких секунд, прежде чем отпустить. Британцы, как правило, дают от трех до пяти насосов, а американцы — от пяти до семи насосов. Это может быть забавно наблюдать на многонациональном деловом мероприятии, но это также влияет на первоначальное впечатление, которое люди производят друг о друге. Американец из США может подумать, что немец ведет себя недружелюбно или отчужденно из-за своего единственного ручного насоса, в то время как немец может подумать, что американец из США переусердствует с семью.
Контактные культуры — это культурные группы, в которых люди стоят ближе друг к другу, чаще смотрят друг другу в глаза, чаще прикасаются друг к другу и говорят громче. Итальянцы особенно известны своим ярким невербальным общением с точки зрения жестов, громкости, зрительного контакта и прикосновений, что неудивительно относит их к категории контактной культуры. Итальянцы используют движения рук и прикосновения, чтобы регулировать ход разговора, и когда неитальянцы не знают, как отразить невербальные сигналы итальянца, они могут не внести большого вклада в разговор, что, вероятно, подпитывает стереотип итальянцев как властных в разговоры или чрезмерная экспрессивность. Например, итальянцы говорят с поднятыми руками, чтобы показать, что они держат слово для своего разговорного хода. Если их собеседник начинает поднимать руки, итальянец может мягко коснуться другого человека и продолжить разговор. Партнеры по разговору часто интерпретируют это как знак привязанности или страсти итальянца к тому, что он или она говорит. На самом деле это прикосновение, предназначенное для того, чтобы партнер не поднял руки, что означало бы, что разговорный ход итальянца окончен и теперь слово принадлежит другому человеку. Было высказано предположение, что для того, чтобы получить разговорный оборот, вы должны физически схватить их руки в воздухе и потянуть их вниз. Хотя это может показаться очень агрессивным и грубым для северных европейцев и американцев США, это невербальная норма в итальянской культуре и может быть единственным способом внести свой вклад в разговор (Pease & Pease, 2004).
Вокал
Громкость, с которой мы говорим, зависит от определенного контекста и, в более общем плане, от нашей культуры. В европейских странах, таких как Франция, Англия, Швеция и Германия, нередко можно найти рестораны, в которых маленькие столики расположены очень близко друг к другу. Во многих случаях два человека, обедающие вместе, могут сидеть за столом, который на самом деле касается стола другой пары посетителей. Большинство американцев сочли бы это нарушением личного пространства, а европейцы часто считают американцев грубыми в таких случаях, потому что они больше не контролируют громкость своих разговоров. Поскольку в Соединенных Штатах личного пространства обычно больше, американцы привыкли говорить на уровне, который считается громким во многих культурах, привыкших к меньшему личному пространству. Я лично испытал обе стороны этого во время поездки за границу. Однажды меня и моих друзей попросили покинуть ресторан в Швеции, потому что другой столик пожаловался, что мы шумим. В другой раз в ресторане в Аргентине меня, как и других обедающих вокруг меня, побеспокоил «громкий» стол американцев, сидящих по другую сторону обеденной зоны. В данном случае, несмотря на то, что мы тоже были американцами, нас беспокоило отсутствие культурной осведомленности, демонстрируемое другими американцами в ресторане. Эти примеры показывают, как проксемика и вокалика могут сочетаться, создавая тревожные, но, надеюсь, информативные невербальные межкультурные встречи.
Проксемика
Культурные нормы личного пространства различаются гораздо больше, чем некоторые другие невербальные каналы коммуникации, такие как выражения лица, которые имеют более универсальное сходство и узнаваемость. Мы уже узнали, что контактные и бесконтактные культуры различаются по предпочтениям в отношении прикосновений и межличностной дистанции. Страны Южной Америки и Южной Европы демонстрируют характеристики контактных культур, в то время как страны Северной Европы и Юго-Восточной Азии демонстрируют бесконтактные культурные характеристики. Из-за разного уровня комфортности личного пространства гватемальцы и канадцы могут иметь разные впечатления друг о друге из-за проксемических различий. Гватемальцу может показаться, что канадец сдержан, а канадец может почувствовать, что гватемалец напорист или агрессивен.
Chronemics
Соединенные Штаты и многие страны Северной и Западной Европы имеют монохронную ориентацию на время, что означает, что время рассматривается как товар, который можно планировать, экономить, тратить и тратить впустую. Мероприятия должны планироваться заранее и иметь установленное время начала и окончания. Такие страны, как Испания и Мексика, имеют полихроническую ориентацию во времени. Встречи могут быть назначены на совпадающие часы, что делает невозможным «упорядоченное» расписание. Люди также могут пропускать встречи или дедлайны, не принося извинений, что будет считаться очень грубым для человека с монохронной ориентацией во времени. Люди из культур с монохронной ориентацией на время расстраиваются, когда люди из полихромных культур отменяют встречи или закрывают бизнес из-за семейных обязательств. И наоборот, люди из полихромных культур считают, что американцы, например, следуют своему расписанию в ущерб личным отношениям (Martin & Nakayama, 2010).
В первой главе мы обсуждали культуры с высоким и низким контекстом. Ниже мы рассмотрим, как это влияет на невербальное общение.
Культуры с высоким контекстом
В культурах с высоким контекстом (например, в Японии, Китае, Корее и арабских странах) общение в значительной степени зависит от невербальных, контекстуальных и общих культурных значений. Другими словами, высококонтекстные коммуникаторы придают большое значение всему, что окружает явное сообщение, включая межличностные отношения, невербальные сигналы, физическую и социальную обстановку. Информация передается не только с помощью слов, но и с помощью невербальных сигналов, таких как жесты, интонация голоса и выражение лица, которые могут иметь разное значение в разных культурах. Зрительный контакт, например, поощряемый в Северной Америке, может иметь двусмысленное значение или считаться неуважением в некоторых высококонтекстных культурах. Смысл определяется не тем, что сказано, а тем, как это сказано, и тем, как социальные последствия, такие как статус и положение коммуникатора, вступают в игру.
Для культур с высоким контекстом язык является своего рода социальной смазкой, облегчающей и гармонизирующей отношения, которые определяются в соответствии с групповой или коллективистской ориентацией, где «мы», а не «я», является ключом к идентичности. Поскольку прямота может рассматриваться как проявление неуважения, дискуссии в высококонтекстных культурах могут быть окольными, обходя ключевые вопросы, а не решая их прямо. Общение с высококонтекстными культурами может потребовать от вас сосредоточиться на стратегиях вежливости, демонстрирующих ваше уважение к читателям и слушателям.
Сравнение стилей общения в культурах с низким и высоким контекстом
Низкий контекст Высокий контекст Склонен к прямому словесному общению Склонны предпочитать непрямое словесное взаимодействие Склонны понимать значение только на одном уровне Склонны понимать значения, заложенные на многих социокультурных уровнях Как правило, они хуже понимают невербальные сигналы Обычно лучше считывают невербальные сигналы Ценностный индивидуализм Членство в группе значений Больше полагаться на логику Больше полагайтесь на контекст и чувства Использовать линейную логику Использовать спиральную логику Прямо сказать «нет» Точка разговора; не говорите нет Общение в строго структурированных сообщениях, предоставьте подробности, подчеркните буквальное значение Общение — это простые, иногда двусмысленные сообщения; легко понимать визуальные сообщения Примечание. Сравнение культур с низким и высоким контекстом перепечатано из Деловое общение: процесс и продукт (стр. 64) М. Э. Гаффи, Д. Лоуи, К. Роудс, К. и П. Рогин. . [5]
Культуры низкого контекста
Коммуникаторы в культурах с низким уровнем контекста (например, в Германии, Скандинавии и Северной Америке) передают свое значение вне контекста ситуации. Смысл зависит от того, что сказано — от буквального содержания сообщения, — а не от того, как это сказано. Информация должна быть четкой и подробной, чтобы сообщение было передано без искажений. Это означает, что необходимо больше словесного общения. Выводы сформулированы в явном виде. Таким образом, эффективное общение в рамках этой культуры требует обмена сообщениями, которые воспринимаются как прямые и явные.
Ричард Гир целует Шилпу ШеттиОсновные выводы
- Хотя некоторые из наших невербальных сигналов кажутся более врожденными и культурно универсальными, многие другие значительно различаются в разных культурах, особенно с точки зрения использования пространства (проксемика), зрительного контакта (окулезика) и прикосновения (гаптика). ).
- Вместо изучения списка правил культурных вариаций невербальных сигналов лучше получить более общие знания о том, как невербальные нормы меняются в зависимости от культурных ценностей, и рассматривать эти знания как инструменты, которые можно адаптировать для использования во многих различных культурных контекстах. .
- С точки зрения пола, большинство невербальных различий являются преувеличением биологических различий, которым мы навязываем определенные значения и ценности. М
Каталожные номера
Байрон, К., София Терранова и Стивен Новицки-младший, «Распознавание невербальных эмоций и продавцы: способность связывать воспринимаемый и фактический успех», Журнал прикладной социальной психологии 37, вып. 11 (2007): 2600–2619.
Де Пауло, П. Дж., «Применение исследований невербального поведения в маркетинге и менеджменте», стр. 9.0076 Применение теорий и исследований невербального поведения , изд. Роберт С. Фельдман (Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум, 1992), 63.