Особенности развития воображения у детей у детей дошкольного возраста | Статья на тему:
Особенности воображения у детей.
«В темноте увидел Петя
Человека у стены.
Оказалось на рассвете —
Это куртка и штаны.
Рукавами, как руками,
Куртка двигала слегка,
А штаны плясали сами
От ночного ветерка.
В темноте увидел Петя
Ступу с бабою-ягой.
Оказалось на рассвете —
Это печка с кочергой.
Это печь,
А не яга,
Не нога,
А кочерга!
В темноте увидел Петя:
Сверху смотрит великан.
Оказалось на рассвете —
Это старый чемодан.
Высоко — на крышу шкафа
Чемодан поставил папа,
И светились два замка
При луне, как два зрачка…»
Дошкольный возраст – это сензитивный период интеллектуального развития ребенка, и одним из интеллектуальных важнейших процессов является воображение.
Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими, это отражение действительности в новых ,неожиданных сочетаниях и связях. ( Ананьев Б. Г)
Воображение – это свойство человеческого разума, позволяющее нам как воспроизводить образы предметов и явлений, которые мы прежде ощущали, так и конструировать для себя отрезки реальности, которые мы никогда и никак не воспринимали.( Кулагина И.Ю )
Воображение – создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.(Выгодский Л.С)
Итак, воображение можно определить как психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путём приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание (Васильева Н.Л., Афанасьева Е.И.,1998).
Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность.
Основной задачей воображения является представление ожидаемого результата до его осуществления.
Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, и оно занимает больше места в его жизни. Воображение делает ребенка веселым и радостным, творческим и очень активным.
Что же по Вашему мнению, влияет на развитие воображения у ребенка?
Действительно, влияние на развитие воображения существенно оказывает окружающая его среда. С помощью кинофильмов, прочитанных книг, рассказов родителей, просмотра телепередач, познавательных экскурсий и путешествий накапливается тот опыт, который развивает воображение у ребёнка.
Психологами доказано, что некоторые свойства воображения зависят от способностей и интересов ребёнка. Поэтому есть дети, у которых развито пространственное, техническое, музыкальное, литературное воображение. Есть дети, которые могут быстро вообразить любые образы в своём сознании, но есть и такие, которым трудно представить что-то, чего они никогда не видели, а иногда даже вспомнить ранее увиденное. Очевидно, что дети с богатым воображением развиваются быстрее. Им легче играть в одиночку (например, конструктор), в тематические игры (например, врач, шофёр, моряк и т.д.). Такие дети часто бывают организаторами различных игр, которыми сами руководят и принимают участие. Им никогда не бывает скучно, достаточно палки, чтобы вообразить коня или меч, в зависимости от желания. Дети, с богатым воображением могут из всего сделать все, говорил Гете.
Детям с воображением легче усваивать информацию и учиться. Они без труда пишут сочинения, учат стихи и лучше всех их воспроизводят, более творчески выполняют рисунки на любую тему. Принимают в более старшем возрасте нестандартные решения и идеи.
Воображение тесно взаимодействует с такими психическими процессами, как мышление и память, оно играет огромную роль в познании ребёнком окружающего мира.
Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?
О появлении воображения у ребёнка можно говорить тогда, когда ребенок начинает действовать не на основе реальности, а на основе возникающих у него собственных представлений. Первые проявления воображения относятся к 2,5-3 годам. У детей преобладает репродуктивное воображение .Оно существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Это впечатления, полученные при прослушивании сказок,стихотворений,просмотре фильмов. Именно в этом возрасте ребёнок начинает действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми предметами. Возникает это, прежде всего, в игре. Вот ребенок «кормит» палочкой — ложкой куклу, вот укладывает «спать» медвежонка в коробку — кроватку, вот моет руку камушком — мылом. Во всех этих ситуациях ребёнок действует с одним предметом, а воображает на его месте другой. Этот феномен был назван психологами замещением. Д.Б.Эльконин подчеркивал: нельзя выбрасывать бруски, железки, стружки и прочий ненужный, с точки зрения мамы, мусор, приносимый детьми в дом. Поставьте для него коробку в дальний угол, и ребёнок получит возможность более интересно играть, развивая своё воображение.
У детей 3-4 лет появляется интерес, и любовь к книге Дети этого возраста могут довольно долго заниматься рассматриванием картинок в книге. На этом построены разные задания, появляющиеся на втором этапе формирования воображения. Процесс осмысления увиденного на картинке у всех детей разный. Картинка, как и фотография, запечатлевает какое-то мгновение, ситуацию. Мы, взрослые, умеем «оживлять» картинку, предполагая, что было перед этим моментом, что последует за ним, и так далее.
В 5 -6 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий. Появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, превращается в творческое. Воображение соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Действительность детей приобретает осознанный и целенаправленный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества. Развитие воображения приводит к тому, что дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определенные характеристики и действующими в соответствующих ситуациях. Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными чувствами, личностным смыслом. Воображение у детей выполняет несколько функций:
1. Познавательно-интеллектуальную-позволят ребенку лучше узнать окружающий мир, легче решать поставленные перед ним задачи.
2.Аффективно-защитную-обеспечивает защиту ранимой детской души ребенка от чрезмерных переживаний и травм.
Виды воображения
Психологи выделяют два основных вида воображения, в зависимости от способа его формирования(Урунтаева).
Первый это воссоздающий вид, когда образ формируется на основе услышанной истории или самостоятельно прочтенной книги.
Второй вид – творческий. Ребенок начинает фантазировать, не опираясь ни на какие факты, только с помощью своего ума.
Творческое воображение особенно проявляется в сюжетно-ролевых играх.
Творческое воображение — это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности.
Творческое воображение — продуцирование оригинального образа без опоры на готовое описание или условное изображение. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей.
Развитие творческого воображения у детей происходит через:
1.Рисование нетрадиционными техниками.
2.Рассматривание картин, иллюстраций, составление сказок по картинкам.
3.Развивающие конструкторы, настольно-печатные игры.
4.Режисерские игры, театрализованные постановки.
5.Спецуиальные дидактические игры.
6.Игры — экспериментирования.
Хочется немного остановиться на сюжетно-ролевой игре ,как способе развития фантазии и творчества. В ней ребёнок не только представляет вместо одного предмета другой, но и себя он видит то доктором, то волшебником. Выполнение роли в игре требует от ребёнка сложнейшей деятельности воображения: необходимо хорошо представлять себе, что должен его делать «герой» в данную минуту, планировать его дальнейшие действия, исходя из сложившейся ситуации направлять развитие общей игры в целом. Сюжетная игра захватывает ребёнка. Она создаёт тот эмоциональный настрой, который необходим для творчества. Поэтому важно, чтобы игры дошкольника были достаточно разнообразны и чтобы значительное место в его игровой деятельности занимали творческие игры, когда дети сами организуют, планируют и направляют (Мухина В. С., 2000) Сюжетно-ролевая игра подводит ребёнка вплотную к той способности, которая характеризует воображение взрослого человека — к способности действовать полностью в плане образов, в плане представлений (Кулагина И.Ю.,1997). Примеры постепенного перехода игры во внутренний план, превращение её в образы воображения приводят многие психологи. Психолог В.С.Мухина так описывает этот процесс, наблюдая его у своего шестилетнего сына: «Кирилка расставляет на тахте вокруг себя игрушки. Ложится среди них. Тихо лежит около часа. «Что ты делаешь? Ты заболел?» — «Нет. Я играю». — «Как же ты играешь?» — «Я на них смотрю и думаю, что с ними происходит».
Такой постепенный переход к внутренней, сравнительно свободной от внешней действительности деятельности воображения, который происходит в результате развития игры, ведёт к проявлениям творческой активности в самых разных областях. Появляются разнообразные детские сочинения, первые стишки, сказки. Дети с удовольствием отдаются творчеству, охотно рассказывают сочинённое взрослым. Но если повнимательнее присмотримся к продуктам детского словесного творчества, то почти всегда найдём в них близость к хорошо известным детям сказкам и историям (Мухина В.С., 2000).
Если у ребенка к 6-7 годам не развито воображение, то в школе возникнут трудности с написанием сочинений, запоминанием стихов. Могут возникнуть проблемы с практическими всеми предметами, особенно с черчением, изобразительным искусством, географией, историей. Ребенок с трудом решает стоящие перед ним проблемы и задачи. Деятельность детей становиться чаще всего неосознанной и нецеленаправленной. Существует целый спектр игр и упражнений для развития воображения ребенка, такие игры, направленные на развитие воображения, делают ум ребенка более гибким. Вашему вниманию я представляю некоторые из них.
Конец
Всё перечисленное выше свидетельствует о том, что нужно всячески поощрять творческие проявления ребёнка, помогать развивать ему направленное, продуктивное воображение, которое оформляется в его произведениях. И это особенно важно в дошкольном возрасте, потому что именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. В тех же случаях, когда мы поддерживаем искру творчества и фантазии в ребёнке, воображение его может дать чудесные плоды.
Развитие воображения в дошкольном возрасте: аффективная и познавательная функции
Содержание
- 1 Детское воображение и важность его развития
- 2 Виды и функции воображения ребенка
- 2.1 Непроизвольное
- 2.2 Произвольное
- 2.3 Познавательная функция
- 2.4 Аффективная функция
- 3 Особенности развития воображения в дошкольном возрасте
- 3.1 Как воображают дети 3-4 лет
- 3.2 Характеристики воображения пятилеток
- 3.3 Особенности воображения у старших дошкольников
- 4 Этапы и приемы развития воображения ребенка
- 4.1 Наблюдение за окружающим миром и его явлениями
- 4.2 Слушание сказок и рассказов
- 4.3 Детские развивающие игры
- 4. 4 Творческие занятия
- 5 Влияние сказки на развитие воображения дошкольника
- 5.1 Развитие образного мышления и фантазии
- 5.2 Становление аффективного воображения ребенка
Воображение — особенный психический процесс, выполняющий познавательную и терапевтическую функцию. Также это важный ресурс для формирования творческого мышления. Наиболее интенсивно протекает развитие воображения у детей дошкольного возраста, поскольку этот возрастной период благоприятен для становления данного процесса.
Детское воображение и важность его развития
Умение представлять и воображать формируется на основе деятельности. Игра, рисование, лепка на том и построены, что нужно что-то или кого-то изображать.
Воображение как психический процесс заключается в перенесении функции одного объекта на другой, в умении представить целостный образ, опираясь на ограниченное количество деталей.
Воображение дошкольника отличается от той же функции у взрослого. Это связанно с меньшим количеством рамок, которые накладываются на фантазию в дошкольном возрасте.
Особенности воображения дошкольника заключаются в том, что малышу просто отойти от действительности, чтобы объяснить непонятный факт или явление. Это тот цемент, который заполняет пока еще имеющие пробелы в знаниях и помогает лучше познать мир. Если дошкольник уже слышал, что в ракете летают космонавты, то его заинтересует и сам полет. Как проходит космический полет, дополнит его фантазия.
Воображая, дети расширяют границы собственного существования. Ребенок может стать пиратом, прекрасной принцессой, побывать на балу или перенести катастрофический шторм. Его не заботит, бывает ли так на самом деле, а увлекает процесс фантазирования. Даже выдуманные переживания обогащают нравственный и эмоциональный опыт.
С другой стороны, вымышленные образы у дошкольников довольно схематичные и стереотипные. Они наделяют воображаемых персонажей типичными чертами, позаимствованными из знакомых историй и сказок. Развитие воображения у детей нуждается в наполнении образного запаса и освоении новых способов преобразования материала и впечатлений.
Виды и функции воображения ребенка
В психологии различают познавательное и эмоциональное детское воображение. Эмоциональное направлено на регуляцию испытываемых чувств и становление личностного Я, а познавательное способствует пониманию окружающей действительности.
Оба вида в младшем дошкольном возрасте задействуются непроизвольно. Только к 6 годам ребенок научается преднамеренно придумывать замысел, чтобы последовательно его реализовать.
Непроизвольное
Взрослые нередко поражаются свободным детским выдумкам и озадачиваются, почему ребенок не может или не хочет пофантазировать на заданную тему. Но до 5 лет причины исключительно объективные – младший дошкольник еще не умеет управлять своим воображением.
Непроизвольное воображение характеризуется тем, что замысел возникает стихийно и связан с предметами, историями или происшествиями, которые ребенка удивили и взволновали. Это может быть сказочный сюжет или герой из мультфильма, яркая игрушка или необычное событие.
Воображение как будто ведет мысли ребенка за собой, подсказывая ему идеи для создания образа. Его главная особенность в младшем дошкольном возрасте – отсутствие контроля над процессом.
Произвольное
Элементы произвольности появляются по достижении пятилетнего возраста. Произвольное воображение также называется активным.
Часто спусковым механизмом выступает поставленная задача: например, выполнение действий своего героя в ролевых играх. Чтобы изобразить ковбоя, космонавта или Мальвину, фантазии приходится работать в полную силу – ведь роль необходимо отобразить как можно точнее.
Не стоит ждать, когда у дошкольника пробудится умение целенаправленно подключать воображение. Задача взрослого — стимулировать ребенка к придумыванию образов.
Можно вместе вспомнить и обсудить детское произведение, обратить внимание на отдельных персонажей, рассмотреть варианты создания образа.
В рамках произвольного воображения выделяется 3 вида:
- Воссоздающее – задача заключается в представлении ребенка с последующим описанием объекта или предмета, которого он не видел. Пример: несуществующее животное, житель Марса или Луны.
- Творческое воображение – дошкольник создает новые образы на основе личного восприятия, отойдя от известных шаблонов и отодвигая границы.
- Мечты – от фантазий ребенка, что он получит на день рождения, до представлений, кем станет, когда вырастет.
Познавательная функция
Воображение выполняет две важнейшие функции. Познавательная обеспечивает устранение «белых пятен». В сознании ребенка уже сложилось некое представление об окружающем мире, но многие пробелы пока не заполнены. Способность оперировать образами «заполняет» эти пятна, помогает получить неизведанные еще впечатления.
Кроме того, воображение помогает объяснить смысл действий человека, если в силу возраста малыш не понимает, почему кто-то плачет, смеется или делает нечто непонятное.
Чем старше дошкольник, тем больше он учитывает природные закономерности в своих фантазиях. Ему важно придумывать образы, в которых наряду с фантастическими качествами присутствовали бы реальные характеристики.
Аффективная функция
Аффективная функция воображения дошкольника направлена на отстаивание и защиту собственного Я. Взаимосвязь тревожности и воображения помогает избежать травмы.
Эмоциональная зацикленность на определенных переживаниях неосознанно подталкивает ребенка к моделированию значимой для него ситуации одним из известных ему способов:
1.Многократно проигрывается воздействие или ситуация, негативно сказавшиеся на психике. Многочисленные повторения помогают отстраниться от самого события и превратиться из участника в наблюдателя.
2.При необходимости самоутвердиться ребенок создает ситуации, в которых он чувствует себя героем. Он ставит себя на место многочисленных супергероев и спасает миры, ощущая ловкость, смелость и могущество. Частые повторения ситуаций с победами и успехами помогают дошкольнику повысить самооценку.
Особенности развития воображения в дошкольном возрасте
В отличие от других познавательных процессов, воображение пробуждается примерно в 3 года. Примерно за пять лет ребенок проходит несколько стадий развития воображения: от простейших представлений с опорой на игрушку и предмет до осознанного планируемого фантазирования. Образы, роли и сюжеты постепенно становятся все более детализированными и осмысленными.
Как воображают дети 3-4 лет
Деятельность, связанная с придумыванием, активизируется в 3 года и опирается на предметы, которые становятся базой для фантазии.
На первых порах важно, чтобы предмет «якорь» имел сходство с вымышленным объектом. Но замысел игры малышей неустойчив. Как только ребенок отвлечется, он уже не вспоминает, в каких ролях только что выступали окружающие предметы.
В этом возрасте замысел чаще проявляется после действия. Например, малыш может хаотично чертить на листе бумаги или складывать кубики, увлекшись непосредственно процессом. И только заданный родителями вопрос побуждает его назвать то, что он нарисовал или построил.
Характеристики воображения пятилеток
К 5 годам фантазии возникают не только спонтанно. Работа воображения уже может строиться пошагово: появился замысел – тут же дошкольник его реализует, следующий шаг часто выполняется на основе предыдущего.
Кастрюля, оставленная на плите, побуждает начать играть в повара, мамин светлый халат превращает малыша в доктора, а весы – отличный повод сделать в комнате магазин.
Ребенок среднего дошкольного возраста использует в игре репродуктивное воображение: стремится воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть на самом деле.
Также данный возраст – период для бурного роста словесной формы проявления воображения. Видя картинку, дошкольник придумает историю о том, что происходит на ней сейчас. Но, подчас, запечатленного момента мало: воображение подсказывает, что было «до» и «после». Для этого нужны новые герои, которые вводятся в повествование для создания целостной истории о нарисованных персонажах.
Подобное достраивание обычно возникает, если ребенка взволновало изображение. Его фантазия стремится унять это волнение путем создания полноценной сказки, где есть добрые персонажи, а могут быть и антагонисты.
Особенности воображения у старших дошкольников
6-7 лет – период активного развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Достаточно любой внешней опоры, то есть, слова, фильма, картинки, вида на улице, чтобы фантазия заработала. Формируется замысел, который может удерживать внимание несколько дней.
Дошкольник способен самостоятельно придумать игру, поместив место действия в любую реальность или время. Он сам и его друзья наделяются ролями, но отличие от взрослого театра заключается в том, что в игре сюжет и действия постоянно меняются под влиянием новых решений.
Изначально общая идея обрастает деталями, а любой внешний фактор – стимул для появления побочных линий в сюжете и возникновения новых героев. Придуманный мир – отличная площадка для игр, и старшие дошкольники могут погружаться в него, постепенно добавляя содержательности, дорисовывая необходимые детали и черты выдуманной природе и местному населению.
Именно в этот период появляются довольно устойчивые мечты, закладывается база для развития творческих способностей дошкольников, стремления мыслить нестандартно.
Этапы и приемы развития воображения ребенка
Несмотря на то, что воображение развивается у ребенка непроизвольно, ускорить этот процесс можно и необходимо. Для этого важно эмоционального окрашенное общение со взрослыми, различные методики, которые систематически применяются воспитателями и родителями.
Наблюдение за окружающим миром и его явлениями
Окружающий мир дает огромную пищу для воображения. Наблюдая природу, сначала необходимо использовать метод сравнения. На что похож листик? А снежинка? Облако? Что напоминает вот то далекое дерево?
Если начинать подобные занятия в раннем возрасте, то сначала требуется помощь взрослых. В дальнейшем ребенок сам начинает видеть в привычных природных объектах новые явления и даже придумывать короткие истории об облаке или уплывающем по ручью листке.
Слушание сказок и рассказов
Рассказы и сказки – основная методика для развития детского воображения. Сама по себе выдуманная история становится базой, толчком для фантазии:
- В них рассказывается о древних временах и старинных культурных обычаях.
- Слушая сюжет, ребенок непроизвольно расширяет личный опыт.
- При обыгрывании волшебной истории раскрываются возможности для активизации памяти, развития речи и творческого мышления.
- Дети ставят себя на место персонажей и придумывают новые пути решения для преодоления сложностей.
Развитие воображения при помощи историй и сказок происходит путем слушания истории, пересказов, обсуждений и театральных постановок.
Детские развивающие игры
Игры, используемые для развития данной функции, делятся на 3 вида:
- с использованием предметов;
- с применением картинок и иллюстраций;
- словесные.
Первый тип помогает детям играть и взаимодействовать с помощью кукол, машинок, наборов предметов. Каждая игра предполагает наличие игрового замысла и постоянного развития сюжета, причем последнее достигается путем детской фантазии.
Использование карточек с картинками побуждает придумывать истории на основании конкретной сцены.
Словесные игры предполагают целенаправленные воздействия педагога, побуждающего детей общаться, рассуждать, обмениваться мыслями и мнениями на заданную тему.
Творческие занятия
У дошкольников основные творческие проявления выражаются в рисовании или конструировании. Если сначала изображения на бумаге копируют рисунок взрослого, то постепенно на листе воспроизводится все, что подсказывает фантазия: новые миры, истории из реальности, различные персонажи.
Рисование помогает развивать фантазию и креативность, расширять границы воображения.
Конструирование также позволяет дошкольнику почувствовать себя создателем. Освоив создание моделей по схеме, он способен сформировать замысел невиданного транспорта или замка и воплотить его в жизнь с помощью имеющихся деталей или вылепленных из пластилина.
Влияние сказки на развитие воображения дошкольника
Сказка – основной инструмент для развития воображения. Тысячи воображаемых волшебных историй запускают умственные процессы, которые позволяют создавать новые образы и расширять границы имеющейся реальности. Сказку можно сравнить с инструкцией в красочной упаковке. Слушая и пересказывая, дети получают готовые примеры, а также новые идеи и средства для фантазирования.
Развитие образного мышления и фантазии
Для развития образного мышления и фантазии одного прослушивания сказки недостаточно.
Хотя дети с особенно развитием воображением автоматически начинают развивать историю.
Эффективный метод – игры с заданием: «А что было бы, если…»
В подобных упражнениях дети на основе уже имеющегося сюжета учатся придумывать новые развития событий и целые серии историй, отличающихся своеобразием, хотя изначально колобок просто убежал от бабушки и был съеден хитрой лисой.
Становление аффективного воображения ребенка
Аффективная функция воображения направлена на необходимость защититься от травмирующих фактов реальности.
- Возможность погрузиться в историю, отвлекаясь от реальных событий и ставя себя на место главного и успешного героя.
- Волшебная история со сходным сюжетом позволяет превратиться в наблюдателя и перенять некоторые способы поведения и проявления эмоций. Например, история Золушки может помочь справиться со схожей ситуацией в семье.
- Возможность пережить в безопасных условиях чувство страха или чувство вины, слушая и обсуждая сказочный сюжет.
Поучительный смысл увлекательных сказочных историй – действующий пример для подражания. Исследователи уже доказали, что, если рассказать детям два различных примера – успешный и неудачный, — то практически каждый ребенок предпочтет пользоваться успешным. Этот факт еще больше усиливает ценность сказки в развитии дошкольника.
С активизацией воображения развитие познавательных процессов получает новые стимулы. Дети могут многое представлять, что активизирует работу мышления и памяти. Используя различные приемы для развития воображения у дошкольников, воспитатели и родители способствует гармоничному развитию личности.
Как воспитать ребенка с богатым воображением (от 3 до 4 лет)
Чего ожидать в этом возрасте
Неудивительно, если к настоящему времени вы обнаружите, что живете с принцессой, единорогом, Бэтменом или тираннозавром. Дети запрограммированы на воображение, и воображение вашего дошкольника процветает. И теперь, когда у нее более изощренные словесные навыки, вы все больше и больше погружаетесь в ее воображаемый мир.
Хотя вы можете посидеть и понаблюдать за весельем, будет еще лучше, если вы присоединитесь к нему время от времени. «Воображение дошкольника развивается естественным образом, но вы можете многое сделать, чтобы его разжечь», — говорит Кристи Александер, детский психолог из Сан-Диего. «Поскольку вы знакомите ее с новыми образами, звуками и ощущениями, вы открываете ее разум для большего мира».
На каждом этапе развития воображения вашего ребенка, слушая его и участвуя в его играх (конечно, когда вы не против), вы сможете быть в курсе того, о чем он думает. А кто знает? В процессе вы можете оживить собственное воображение.
Как работает воображение вашего дошкольника
Вероятно, ваш дошкольник уже научился мыслить абстрактно: диван может легко превратиться в корабль в море, а из банана вполне правдоподобный телефон. Теперь она также может участвовать во все более социальных играх, например, играть с вами в «кошачью семью». (Предупреждение: она, вероятно, будет мамой-кошкой, а вам достанется роль беспомощного котенка.)
Почему так важно развивать воображение
Активное воображение помогает вашему дошкольнику больше, чем вы думаете.
Улучшает словарный запас. Дети, которые играют в воображаемые игры или слушают много сказок, историй, прочитанных вслух из книг, или сказок, сочиненных окружающими, как правило, имеют заметно лучший словарный запас.
Поощряет независимость. Притворство позволяет вашему дошкольнику быть кем угодно, практиковать то, что он выучил, и превращать ситуации в то, что он хочет. Истории, в которых храбрый маленький мальчик противостоит злой ведьме или разыгрывает фантазии о том, что он спасает своих собратьев-пиратов с тонущего корабля, дают ему ощущение, что он может быть сильным и контролировать ситуацию даже в незнакомых или страшных ситуациях.
Это показывает, как ладить. Уживаться в обществе может быть сложно в любом возрасте. Когда ваш дошкольник присоединяется к другим детям в песочнице, чтобы построить замок из песка, палочек и листьев, он не только исследует фантастический мир, но и изучает сложные, реальные правила, касающиеся обмена, социального взаимодействия и разрешения конфликтов.
Учит решать проблемы. Придумывание воображаемых ситуаций учит вашего ребенка мыслить творчески в реальной жизни. Будь то в школе или дома, часто именно взрослые решают, что и как будут делать дети, и именно взрослые решают любые возникающие проблемы.
Но в игре дети решают, что и как делать (например, как поймать монстра) и как решать проблемы (что угодно, от того, что делать с содранным коленом Ника, до того, как включить надутого товарища по играм, который чувствует себя обделенным).
Как пробудить воображение вашего дошкольника
Читайте книги. Совместное чтение рассказов о незнакомых землях и людях — хороший способ разжечь фантазию вашего ребенка, и книги, которые расширят его словарный запас слов и образов, тоже помогут. (Как вы можете представить себе плавание на пиратском корабле, если никогда его не видели?) С книгами она может исследовать визуальные детали, придумывать истории и «читать» про себя.
Если вы читаете текст, остановитесь, посмотрите на картинки и расскажите о том, что происходит: «Представьте, что чувствовала Энни, когда потеряла кольцо своей сестры!» Поощряйте дошкольника придумывать собственные окончания рассказов, которые вы читаете. Читайте о мире, показывайте ей фотографии всего, от жуков до вертушек, и исследуйте то, что ее интересует больше всего.
Делитесь историями. Рассказывание собственных придуманных историй так же полезно для воображения вашего ребенка, как и совместное чтение книги. Ваши сказки не только дадут представление о возможностях ее изобретательского мышления, но и продемонстрируют основы создания персонажей и сюжетов. И использование вашего ребенка в качестве главного героя — отличный способ расширить его самоощущение.
Вскоре ваш дошкольник предложит свои истории и приключения. Хотя ее понимание разницы между реальностью и фантазией все еще ограничено, она может иногда выдумывать дикую историю, в которую, как она ожидает, все поверят.
Подыгрывай ее творчеству и наслаждайся его творчеством, если это весело. Если ваш ребенок пугает себя страшной сказкой (например, если в ее шкафу живет монстр), притормозите и проясните, что правда, а что нет.
Еще одна идея: поменять местами сюжет. Пока вы едете, скажите ей: «Жила-была собака. Она жила с маленькой девочкой, и они любили ходить в парк. Однажды…» Затем дайте ребенку очередь. Пусть она расскажет самое интересное, например, назовет девочку и собаку, а также опишет кульминацию и концовку.
Наслаждайтесь произведениями искусства. Для большинства дошкольников изучение материалов является самым важным аспектом творчества. Поэтому, когда она работает с материалами, которые вы ей дали — водой, глиной, песком, тестом, красками, бумагой, лентами — уважайте процесс.
Для нее кусок картона, наклеенный на цветную бумагу, — достаточно хороший результат. Она не хочет и не должна слышать, что ее готовая кукла «должна» выглядеть вот так». другие знакомые предметы. Когда ваш дошкольник рисует картинку, вместо того, чтобы пытаться угадать, что это (если только она не подающий надежды Рембрандт, скорее всего, вы все равно угадаете неправильно), попросите ее интерпретировать ее для вас. Вместо того, чтобы «Какая красивая дом!» Скажите: «Какие красивые цвета вы использовали! Что происходит на этой картинке?»
Создавай музыку. Хотя ваш ребенок, вероятно, еще не готов к структурированным урокам игры на фортепиано, вы все же можете наполнить его мир музыкой. Слушайте вместе различные мелодии и поощряйте ее участие в пении, танцах или игре на самодельных или игрушечных инструментах. Она может следить за исполняемой песней или сочинить свою собственную, дополненную текстом. (Обязательно имейте под рукой видеокамеру или диктофон!)
Поощряйте ролевые игры. Дети многому учатся, инсценируя события из своей повседневной и выдуманной жизни. Когда ваш дошкольник придумывает сценарий и сюжетную линию и наполняет ее персонажами («Я мама, а ты ребенок, и ты болен»), он развивает социальные и вербальные навыки.
Она будет решать эмоциональные проблемы, проигрывая сценарии, связанные с чувством грусти, радости, испуга или безопасности. Воображая себя супергероем, лошадью или волшебником, она чувствует себя могущественной и дает ей представление о том, что значит быть ответственным.
И она развивает свое понимание причины и следствия, представляя, как вы, ее подруга или ее кошка повели бы себя в той или иной ситуации. Она также исследует мир дисциплины, поскольку устанавливает правила либо сама, либо с помощью товарища по играм. (Сложные правила, которые придумывают дети, всегда поражают взрослых).
Предоставить реквизит. Полотенца становятся тюрбанами, пластиковые браслеты превращаются в драгоценности, старые коврики для ванной превращаются в ковры-самолеты, а изъеденная молью коллекция мягких игрушек превращается в тропический лес, ветлечебницу или ферму. Поскольку дошкольники любят брать на себя роль кого-то другого — родителя, ребенка, домашнего животного — простой предмет, такой как игрушечный кассовый аппарат или классная доска, может быть всем, что нужно, чтобы зажечь творческую игру. Поскольку большая часть действия происходит в голове вашего ребенка, лучший реквизит является общим, и причудливые костюмы, смоделированные по образцу конкретных персонажей, на самом деле не подходят.
Предоставление специальной коробки или сундука для хранения снаряжения для ролевых игр может сделать игру в жанре фэнтези еще более увлекательной, особенно если вы время от времени пополняете ее, когда ребенок не видит. Включение нескольких одинаковых предметов также может помочь, так как два пирата или принцессы всегда лучше, чем один.
Вдумчиво пользуйтесь компьютером. Тот факт, что технологические компании штампуют программное обеспечение для детей, не означает, что ваш ребенок станет компьютерным неграмотным, если он не будет ежедневно проводить за компьютером время. Тем не менее, есть несколько качественных программ для дошкольников, которые могут пробудить воображение вашего ребенка, от рисунков и музыкальных программ до виртуальных поисков сокровищ. Интернет может стать бесценным ресурсом для поиска интересующих его тем — поиска последних фотографий Юпитера или красочных изображений кораллового рифа — и для знакомства вашего ребенка с различными культурами и идеями со всего мира.
Ограничение экранного времени. Когда дело доходит до просмотра экрана ребенком, чем меньше, тем лучше. Есть несколько отличных программ, которые учат детей, например, тому, как ведет себя детеныш кенгуру или как другие дети их возраста живут в Японии, и вы можете записывать или транслировать шоу, чтобы предоставлять качественные программы в удобное время. Но не переусердствуйте.
Фильмы и шоу, как правило, ограничивают зарождающееся воображение, поскольку они визуализируют за вашего ребенка. Американская академия педиатрии рекомендует детям в возрасте 2 лет и старше уделять медиа-развлечениям не более часа или двух в день. Не поддавайтесь искушению использовать экран в качестве электронной няни; вместо этого сидите и смотрите вместе с ней, задавая вопросы, обсуждая идеи, представленные в шоу или фильме, и узнавая, что кажется ей наиболее интересным.
Как жить с воображением дошкольника
Установите гибкие ограничения. Создание и соблюдение правил – никаких ударов «мечом» – крайне важно для общего блага. Но если можете, дайте ребенку немного пожить с воспоминаниями о полетах его фантазии. Тот факт, что обеденный стол недоступен для ужина, потому что в настоящее время он служит иглу, дает вам прекрасный повод устроить «пикник» на полу в гостиной.
Примите воображаемого друга. Эксперты считают, что наличие воображаемого друга является признаком творческого, общительного ребенка, который нашел способ помочь справиться со своими собственными страхами или проблемами. Некоторые исследования показывают, что у половины детей в какой-то момент есть воображаемый друг.
Однако, если ваш ребенок начинает обвинять приятеля в том, что он сделал, пришло время проверить реальность. Вам не нужно обвинять его во лжи, но обратите внимание на его поведение. Пусть ваш ребенок вместе с воображаемым помощником исправит ситуацию (уберет беспорядок, извинится и т. д.) и объяснит, что поступок был неприемлемым.
Держите беспорядок под контролем. Да, повторение истории Гензеля и Гретель может привести к следу крошек через гостиную, поэтому некоторые стратегии сдерживания могут помочь. Если у вас есть место, рекомендуется выделить комнату (или часть комнаты) в качестве игрового уголка, где ваш ребенок может свободно творить, не беспокоясь о беспорядке. Из старых рубашек на пуговицах можно получить отличный комбинезон, если их носить задом наперёд с отрезанными рукавами, пластиковая пленка под строительной площадкой из пластилина может защитить ковер, а большие листы разделочной бумаги на столе для рукоделия могут предотвратить образование корки из разноцветных красок или клея.
Наслаждайтесь оригинальностью. Когда ваш ребенок третий день подряд хочет надеть костюм космического командира в детский сад, возникает соблазн сказать «нет». Взрослые склонны проводить строгие границы между «публичным» и «личным» поведением — ваши причудливые серые спортивные штаны и кроличьи тапочки хороши дома, но не в ресторане — и трудно понять, что дети думают иначе.
Но если вы обнаружите, что навязываете конфронтацию, помните, что ваш дошкольник еще не признает эти границы, и подумайте о том, чтобы отпустить ситуацию. По большому счету, о ребенке в сумасшедшем наряде не стоит беспокоиться.
Как Монтессори помогает воображению ребенка
Многие родители не понимают роли Монтессори в развитии воображения ребенка. Поскольку Монтессори не поощряет занятия искусством, такие как пение и рисование, или рассказывание историй о феях или животных, разговаривающих друг с другом, предполагается, что Монтессори не развивает воображение. Вот попытка представить полную картину роли Монтессори в развитии воображения ребенка.
Два типа воображения
Воображение ребенка развивается в два этапа: первый этап репродуктивного воображения и второй этап творческого воображения.
Репродуктивное воображение развивается, когда ребенку необходимо запомнить сенсорное впечатление и использовать его: будь то звук, запах, вкус или зрение (форма или цвет). Например, когда ребенок декламирует мелодию песни (а не слова), он использует репродуктивное воображение. Это воображение использует память и включает в себя точное представление того, что уже существует.
Творческое воображение развивается, когда ребенок изучает основные переменные среды, скажем, Sa Re Ga Ma в музыке, а затем учится «творчески» реконфигурировать их для создания новой «мелодии». Таким образом, творческое воображение идет на шаг впереди: оно не останавливается на точном изображении реальности, а рекомбинирует «реальные переменные» в новом образе. Таким образом, творческое воображение требует «овладения» основными входными данными среды (средой может быть рисование, танец или физика), прежде чем эти входные данные можно будет творчески перенастроить.
Таким образом, ребенок впервые использует репродуктивное воображение, когда учится «копировать и воспроизводить» музыку или живопись. Только когда ребенок овладевает «реальными переменными», многократно используя шаг 1, он может совершить скачок и начать использовать творческое воображение, чтобы «переконфигурировать» эти переменные и создать «новую музыку».
Как Монтессори помогает ребенку развивать воображение
Монтессори помогает ребенку в репродуктивном воображении на дошкольном этапе, в возрасте от 3 до 6 лет, или также называется первой ступенью образования. Монтессори активно развивает это воображение, разрабатывая задания М1 и М2 для многих сенсорных материалов. Например, действие М1 с цилиндрами включает в себя то, что ребенок держит все цилиндры на одном лотке, а затем подводит каждый цилиндр к «гнезду цилиндра», вспоминая образ цилиндра, который может соответствовать гнезду.
В методе Монтессори формы и текстуры также используются для развития репродуктивного воображения с помощью «с завязанными глазами». Выполнение стереогнастической деятельности с завязанными глазами с использованием трехмерных тел, таких как куб, цилиндр и призмы, также развивает это воображение. Что еще более важно, ребенок в Монтессори может более отчетливо понимать реальные свойства объекта, такие как длина, ширина, толщина, цвет и звук, с помощью различных сенсорных материалов, таких как геометрический шкаф, цветные цилиндры и трехмерные тела. Затем эти отличительные свойства можно использовать для «реконфигурации» на втором уровне образования, которое начинается после 6 лет. Другими словами, фундамент творческого воображения в этом дошкольном учреждении заложен очень прочно по Монтессори.
Как помочь ребенку от 3 до 6 лет развить воображение
Основываясь на доступной литературе, вот 4 способа, которыми родители могут помочь ребенку развить свое воображение:
1. Избегайте бесполезных фантазий
Бесполезные фантазии – это те, которые поощряют «неправильные корреляции». Например, когда ребенок смотрит мультфильм, где персонаж бьет кого-то кулаком, а тот «летит» и падает, не причиняя себе вреда, ребенок также «верит», что удар кулаком не причиняет боли. Эти неправильные соотношения «причины» и «следствия» сбивают ребенка с толку. Поэтому фантазии, представленные в типичных мультфильмах, сбивают ребенка с толку, вводя «неправильные соотношения», от которых он должен «разучиться». Сказочные истории также вводят ребенка в неправильные соотношения и, следовательно, бесполезны.
2. Поощряйте полезные фантазии, такие как притворная игра
С другой стороны, некоторые виды фантазий могут действительно помочь ребенку. Например, фантазии типа «притворная игра» — это фантазии, в которых дети разыгрывают воображаемые разговоры взрослых, например, родители просят ребенка «съесть» его еду. Дети также играют роль продавца фруктов и представляют, как покупают у него фрукты. Эти фантазии помогают ребенку понять «реальный мир». Соответственно психологи считают, что эти фантазии полезны.
Другие фантазии — например, когда мы рассказываем историю о животных, разговаривающих с ребенком — не должны быть ни полезными, ни бесполезными. Психологи считают, что когда детям говорят, что «животные разговаривают», они на самом деле верят, что «животные действительно могут говорить». На техническом языке это называется «Доверчивость». Ребенок использует эту информацию как «реальную переменную», а не как «воображаемую переменную». Поэтому Монтессори не поощряет подобные истории.
3. Помогите ребенку освоить такие средства, как музыка, рисование, если ребенок проявляет склонность
Как мы упоминали ранее, творческое воображение возможно только тогда, когда среда «полностью понята». Поскольку такие средства, как музыка и рисование, могут быть изучены в раннем возрасте, желающему ребенку можно помочь в изучении этого средства, просто наблюдая, как другие поют, играют на ситаре или барабане. Если ребенок проявляет склонность (склонность важнее) к изучению музыки, поощряйте ее, потому что это поможет ему позже, когда он достигнет 6-летнего возраста. В Монтессори ребенка знакомят с музыкой через музыкальный материал соответствующим образом. Однако я не слышал ни о каком другом средстве (например, рисовании), которое было бы представлено ребенку в таком раннем возрасте (до 6 лет). Если кто знает об этом, буду рад узнать.
4. Используйте воображение ребенка, чтобы возбудить его любопытство
Воображение ребенка развивается в возрасте 4 лет, а не в 3 года. ребенок задает много вопросов. Если любопытство ребенка достаточно развито, ребенок может «захотеть» увидеть настоящего гончара и процесс изготовления горшков. Когда такому желающему ребенку показывают процесс изготовления горшка, у него возникает больше вопросов из-за использования им воображения. Обучение становится более глубоким и цепким. Этот метод разжигания воображения ребенка, чтобы заставить его задавать вопросы, является очень эффективным способом обучения для ребенка. Вы можете использовать этот метод, чтобы помочь ему понять многие вещи в реальной жизни. Вместо того, чтобы «пичкать ребенка» все большим количеством информации, которую ему не интересно слушать, используйте воображение ребенка, чтобы возбудить его любопытство, чтобы он узнавал «лучше» и «глубже».
Резюме
Монтессори в возрасте до 6 лет очень активно помогает ребенку развивать «репродуктивное воображение» с помощью различных методов. Это также помогает ребенку использовать плодотворные средства, такие как «музыка», которые могут напрямую помочь ребенку использовать творческое воображение позже. Кроме того, не позволяя ребенку научиться «неправильным соотношениям» посредством бесполезных фантазий, Монтессори уменьшает путаницу в уме ребенка и, следовательно, помогает ему более продуктивно использовать свое воображение.