Репродуктивное воображение у дошкольников: Развитие воображения в дошкольном возрасте: аффективная и познавательная функции

Содержание

Развитие воображения в дошкольном возрасте: аффективная и познавательная функции

Содержание

  • 1 Детское воображение и важность его развития
  • 2 Виды и функции воображения ребенка
    • 2.1 Непроизвольное
    • 2.2 Произвольное
    • 2.3 Познавательная функция
    • 2.4 Аффективная функция
  • 3 Особенности развития воображения в дошкольном возрасте
    • 3.1 Как воображают дети 3-4 лет
    • 3.2 Характеристики воображения пятилеток
    • 3.3 Особенности воображения у старших дошкольников
  • 4 Этапы и приемы развития воображения ребенка
    • 4.1 Наблюдение за окружающим миром и его явлениями
    • 4.2 Слушание сказок и рассказов
    • 4.3 Детские развивающие игры
    • 4.4 Творческие занятия
  • 5 Влияние сказки на развитие воображения дошкольника
    • 5.1 Развитие образного мышления и фантазии
    • 5.2 Становление аффективного воображения ребенка

Воображение  — особенный психический процесс, выполняющий познавательную и терапевтическую функцию. Также это важный ресурс для формирования творческого мышления. Наиболее интенсивно протекает развитие воображения у детей дошкольного возраста, поскольку этот возрастной период благоприятен для становления данного процесса. 

Детское воображение и важность его развития

Умение представлять и воображать формируется на основе деятельности. Игра, рисование, лепка на том и построены, что нужно что-то или кого-то изображать.

Воображение как психический процесс заключается в перенесении функции одного объекта на другой, в умении представить целостный образ, опираясь на ограниченное количество деталей.

Воображение дошкольника отличается от той же функции у взрослого. Это связанно с меньшим количеством рамок, которые накладываются на фантазию в дошкольном возрасте.

Особенности воображения дошкольника заключаются в том, что малышу просто отойти от действительности, чтобы объяснить непонятный факт или явление. Это тот цемент, который заполняет пока еще имеющие пробелы в знаниях и помогает лучше познать мир. Если дошкольник уже слышал, что в ракете летают космонавты, то его заинтересует и сам полет. Как проходит космический полет, дополнит его фантазия.

Воображая, дети расширяют границы собственного существования. Ребенок может стать пиратом, прекрасной принцессой, побывать на балу или перенести катастрофический шторм. Его не заботит, бывает ли так на самом деле, а увлекает процесс фантазирования. Даже выдуманные переживания обогащают нравственный и эмоциональный опыт.

С другой стороны, вымышленные образы у дошкольников довольно схематичные и стереотипные. Они наделяют воображаемых персонажей типичными чертами, позаимствованными из знакомых историй и сказок. Развитие воображения у детей нуждается в наполнении образного запаса и освоении новых способов преобразования материала и впечатлений.

Виды и функции воображения ребенка

В психологии различают познавательное и эмоциональное детское воображение. Эмоциональное направлено на регуляцию испытываемых чувств и становление личностного Я, а познавательное способствует пониманию окружающей действительности.

Оба вида в младшем дошкольном возрасте задействуются непроизвольно. Только к 6 годам ребенок научается преднамеренно придумывать замысел, чтобы последовательно его реализовать.

Непроизвольное

Взрослые нередко поражаются свободным детским выдумкам и озадачиваются, почему ребенок не может или не хочет пофантазировать на заданную тему. Но до 5 лет причины исключительно объективные – младший дошкольник еще не умеет управлять своим воображением.

Непроизвольное воображение характеризуется тем, что замысел возникает стихийно и связан с предметами, историями или происшествиями, которые ребенка удивили и взволновали. Это может быть сказочный сюжет или герой из мультфильма, яркая игрушка или необычное событие.

Воображение как будто ведет мысли ребенка за собой, подсказывая ему идеи для создания образа. Его главная особенность в младшем дошкольном возрасте – отсутствие контроля над процессом.

Произвольное

Элементы произвольности появляются по достижении пятилетнего возраста. Произвольное воображение также называется активным.

Часто спусковым механизмом выступает поставленная задача: например, выполнение действий своего героя в ролевых играх. Чтобы изобразить ковбоя, космонавта или Мальвину, фантазии приходится работать в полную силу – ведь роль необходимо отобразить как можно точнее.

Не стоит ждать, когда у дошкольника пробудится умение целенаправленно подключать воображение. Задача взрослого —  стимулировать ребенка к придумыванию образов.

Можно вместе вспомнить и обсудить детское произведение, обратить внимание на отдельных персонажей, рассмотреть варианты создания образа.

В рамках произвольного воображения выделяется 3 вида:

  • Воссоздающее – задача заключается в представлении ребенка с последующим описанием объекта или предмета, которого он не видел. Пример: несуществующее животное, житель Марса или Луны.
  • Творческое воображение – дошкольник создает новые образы на основе личного восприятия, отойдя от известных шаблонов и отодвигая границы.
  • Мечты – от фантазий ребенка, что он получит на день рождения, до представлений, кем станет, когда вырастет.

Познавательная функция

Воображение выполняет две важнейшие функции. Познавательная обеспечивает устранение «белых пятен». В сознании ребенка уже сложилось некое представление об окружающем мире, но многие пробелы пока не заполнены. Способность оперировать образами «заполняет» эти пятна, помогает получить неизведанные еще впечатления.

Кроме того, воображение помогает объяснить смысл действий человека, если в силу возраста малыш не понимает, почему кто-то плачет, смеется или делает нечто непонятное.

Чем старше дошкольник, тем больше он учитывает природные закономерности в своих фантазиях. Ему важно придумывать образы, в которых наряду с фантастическими качествами присутствовали бы реальные характеристики.

Аффективная функция

Аффективная функция воображения дошкольника направлена на отстаивание и защиту собственного Я. Взаимосвязь тревожности и воображения помогает избежать травмы.

Эмоциональная зацикленность на определенных переживаниях неосознанно подталкивает ребенка к моделированию значимой для него ситуации одним из известных ему способов:

1.Многократно проигрывается воздействие или ситуация, негативно сказавшиеся на психике. Многочисленные повторения помогают отстраниться от самого события и превратиться из участника в наблюдателя.

2.При необходимости самоутвердиться ребенок создает ситуации, в которых он чувствует себя героем. Он ставит себя на место многочисленных супергероев и спасает миры, ощущая ловкость, смелость и могущество. Частые повторения ситуаций с победами и успехами помогают дошкольнику повысить самооценку.

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте

В отличие от других познавательных процессов, воображение пробуждается примерно в 3 года. Примерно за пять лет ребенок проходит несколько стадий развития воображения: от простейших представлений с опорой на игрушку и предмет до осознанного планируемого фантазирования. Образы, роли и сюжеты постепенно становятся все более детализированными и осмысленными.

Как воображают дети 3-4 лет

Деятельность, связанная с придумыванием, активизируется в 3 года и опирается на предметы, которые становятся базой для фантазии.

На первых порах важно, чтобы предмет «якорь» имел сходство с вымышленным объектом. Но замысел игры малышей неустойчив. Как только ребенок отвлечется, он уже не вспоминает, в каких ролях только что выступали окружающие предметы.

В этом возрасте замысел чаще проявляется после действия. Например, малыш может хаотично чертить на листе бумаги или складывать кубики, увлекшись непосредственно процессом. И только заданный родителями вопрос побуждает его назвать то, что он нарисовал или построил.

Характеристики воображения пятилеток

К 5 годам фантазии возникают не только спонтанно. Работа воображения уже может строиться пошагово: появился замысел – тут же дошкольник его реализует, следующий шаг часто выполняется на основе предыдущего.

Кастрюля, оставленная на плите, побуждает начать играть в повара, мамин светлый халат превращает малыша в доктора, а весы – отличный повод сделать в комнате магазин.

Ребенок среднего дошкольного возраста использует в игре репродуктивное воображение: стремится воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть на самом деле.

Также данный возраст – период для бурного роста словесной формы проявления воображения. Видя картинку, дошкольник придумает историю о том, что происходит на ней сейчас. Но, подчас, запечатленного момента мало: воображение подсказывает, что было «до» и «после». Для этого нужны новые герои, которые вводятся в повествование для создания целостной истории о нарисованных персонажах.

Подобное достраивание обычно возникает, если ребенка взволновало изображение. Его фантазия стремится унять это волнение путем создания полноценной сказки, где есть добрые персонажи, а могут быть и антагонисты.

Особенности воображения у старших дошкольников

6-7 лет – период активного развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Достаточно любой внешней опоры, то есть, слова, фильма, картинки, вида на улице, чтобы фантазия заработала. Формируется замысел, который может удерживать внимание несколько дней.

Дошкольник способен самостоятельно придумать игру, поместив место действия в любую реальность или время. Он сам и его друзья наделяются ролями, но отличие от взрослого театра заключается в том, что в игре сюжет и действия постоянно меняются под влиянием новых решений.

Изначально общая идея обрастает деталями, а любой внешний фактор – стимул для появления побочных линий в сюжете и возникновения новых героев. Придуманный мир – отличная площадка для игр, и старшие дошкольники могут погружаться в него, постепенно добавляя содержательности, дорисовывая необходимые детали и черты выдуманной природе и местному населению.

Именно в этот период появляются довольно устойчивые мечты, закладывается база для развития творческих способностей дошкольников, стремления мыслить нестандартно.

Этапы и приемы развития воображения ребенка

Несмотря на то, что воображение развивается у ребенка непроизвольно, ускорить этот процесс можно и необходимо. Для этого важно эмоционального окрашенное общение со взрослыми, различные методики, которые систематически применяются воспитателями и родителями.

Наблюдение за окружающим миром и его явлениями

Окружающий мир дает огромную пищу для воображения. Наблюдая природу, сначала необходимо использовать метод сравнения. На что похож листик? А снежинка? Облако? Что напоминает вот то далекое дерево?

Если начинать подобные занятия в раннем возрасте, то сначала требуется помощь взрослых. В дальнейшем ребенок сам начинает видеть в привычных природных объектах новые явления и даже придумывать короткие истории об облаке или уплывающем по ручью листке.

Слушание сказок и рассказов

Рассказы и сказки – основная методика для развития детского воображения. Сама по себе выдуманная история становится базой, толчком для фантазии:

  • В них рассказывается о древних временах и старинных культурных обычаях.
  • Слушая сюжет, ребенок непроизвольно расширяет личный опыт.
  • При обыгрывании волшебной истории раскрываются возможности для активизации памяти, развития речи и творческого мышления.
  • Дети ставят себя на место персонажей и придумывают новые пути решения для преодоления сложностей.

Развитие воображения при помощи историй и сказок происходит путем слушания истории, пересказов, обсуждений и театральных постановок.

Детские развивающие игры

Игры, используемые для развития данной функции, делятся на 3 вида:

  • с использованием предметов;
  • с применением картинок и иллюстраций;
  • словесные.

Первый тип помогает детям играть и взаимодействовать с помощью кукол, машинок, наборов предметов. Каждая игра предполагает наличие игрового замысла и постоянного развития сюжета, причем последнее достигается путем детской фантазии. «А давай лучше так…»

Использование карточек с картинками побуждает придумывать истории на основании конкретной сцены.

Словесные игры предполагают целенаправленные воздействия педагога, побуждающего детей общаться, рассуждать, обмениваться мыслями и мнениями на заданную тему.

Творческие занятия

У дошкольников основные творческие проявления выражаются в рисовании или конструировании. Если сначала изображения на бумаге копируют рисунок взрослого, то постепенно на листе воспроизводится все, что подсказывает фантазия: новые миры, истории из реальности, различные персонажи.

Рисование помогает развивать фантазию и креативность, расширять границы воображения.

Конструирование также позволяет дошкольнику почувствовать себя создателем. Освоив создание моделей по схеме, он способен сформировать замысел невиданного транспорта или замка и воплотить его в жизнь с помощью имеющихся деталей или вылепленных из пластилина.

Влияние сказки на развитие воображения дошкольника

Сказка – основной инструмент для развития воображения. Тысячи воображаемых волшебных историй запускают умственные процессы, которые позволяют создавать новые образы и расширять границы имеющейся реальности. Сказку можно сравнить с инструкцией в красочной упаковке. Слушая и пересказывая, дети получают готовые примеры, а также новые идеи и средства для фантазирования.

Развитие образного мышления и фантазии

Для развития образного мышления и фантазии одного прослушивания сказки недостаточно.

Хотя дети с особенно развитием воображением автоматически начинают развивать историю.

Эффективный метод – игры с заданием: «А что было бы, если…»

В подобных упражнениях дети на основе уже имеющегося сюжета учатся придумывать новые развития событий и целые серии историй, отличающихся своеобразием, хотя изначально колобок просто убежал от бабушки и был съеден хитрой лисой.

Становление аффективного воображения ребенка

Аффективная функция воображения направлена на необходимость защититься от травмирующих фактов реальности. В этом случае сказка выполняет важные функции:

  • Возможность погрузиться в историю, отвлекаясь от реальных событий и ставя себя на место главного и успешного героя.
  • Волшебная история со сходным сюжетом позволяет превратиться в наблюдателя и перенять некоторые способы поведения и проявления эмоций. Например, история Золушки может помочь справиться со схожей ситуацией в семье.
  • Возможность пережить в безопасных условиях чувство страха или чувство вины, слушая и обсуждая сказочный сюжет.

Поучительный смысл увлекательных сказочных историй – действующий пример для подражания. Исследователи уже доказали, что, если рассказать детям два различных примера – успешный и неудачный, — то практически каждый ребенок предпочтет пользоваться успешным. Этот факт еще больше усиливает ценность сказки в развитии дошкольника.

С активизацией воображения развитие познавательных процессов получает новые стимулы. Дети могут многое представлять, что активизирует работу мышления и памяти. Используя различные приемы для развития воображения у дошкольников, воспитатели и родители способствует гармоничному развитию личности.

Особенности развития воображения у детей у детей дошкольного возраста | Статья на тему:

                               Особенности воображения у детей.

«В темноте увидел Петя
Человека у стены.
Оказалось на рассвете — 
Это куртка и штаны. 

Рукавами, как руками,
Куртка двигала слегка,
А штаны плясали сами 
От ночного ветерка.

В темноте увидел Петя
Ступу с бабою-ягой.
Оказалось на рассвете — 
Это печка с кочергой.

Это печь, 
А не яга, 
Не нога,
А кочерга! 

В темноте увидел Петя: 
Сверху смотрит великан. 
Оказалось на рассвете — 
Это старый чемодан. 

Высоко — на крышу шкафа
Чемодан поставил папа,
И светились два замка 
При луне, как два зрачка…»

Дошкольный возраст – это сензитивный  период   интеллектуального развития ребенка, и одним из интеллектуальных важнейших процессов является воображение. 

Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими, это отражение действительности в новых ,неожиданных сочетаниях и связях.( Ананьев Б. Г)

Воображение – это свойство человеческого разума, позволяющее нам как воспроизводить образы предметов и явлений, которые мы прежде ощущали, так и конструировать для себя отрезки реальности, которые мы никогда и никак не воспринимали. ( Кулагина И.Ю  )

Воображение – создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.(Выгодский Л.С)

 Итак, воображение можно определить как психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путём приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание (Васильева Н.Л., Афанасьева Е.И.,1998).

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность.

Основной задачей воображения является представление ожидаемого результата до его осуществления.

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, и оно занимает больше места в его жизни. Воображение делает ребенка веселым и радостным, творческим и очень активным.

Что же по Вашему мнению, влияет на развитие воображения у ребенка?

Действительно, влияние на развитие воображения существенно  оказывает окружающая его среда. С помощью кинофильмов, прочитанных книг, рассказов родителей, просмотра телепередач, познавательных экскурсий и путешествий  накапливается тот опыт, который развивает  воображение у ребёнка.  

Психологами доказано, что некоторые свойства воображения зависят от способностей и интересов ребёнка. Поэтому есть дети, у которых развито пространственное, техническое, музыкальное, литературное воображение. Есть дети, которые могут быстро вообразить любые образы в своём сознании, но есть и такие, которым трудно представить что-то, чего они никогда не видели, а иногда даже вспомнить ранее увиденное. Очевидно, что дети с богатым воображением развиваются быстрее. Им легче играть в одиночку (например, конструктор), в тематические игры (например, врач, шофёр, моряк и т.д.). Такие дети часто бывают организаторами различных игр, которыми сами руководят и принимают участие. Им никогда не бывает скучно, достаточно палки, чтобы вообразить коня или меч, в зависимости от желания. Дети, с богатым воображением  могут из всего сделать все, говорил Гете.

Детям с воображением  легче усваивать информацию и учиться. Они без труда пишут сочинения, учат стихи и лучше всех их воспроизводят, более творчески выполняют рисунки на любую тему.  Принимают в более старшем возрасте нестандартные решения и идеи. 

   Воображение тесно взаимодействует с такими психическими процессами, как мышление и память, оно играет огромную роль в познании ребёнком окружающего мира.

          Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?

   О появлении воображения у ребёнка можно говорить тогда, когда ребенок начинает действовать не на основе реальности, а на основе возникающих у него собственных представлений. Первые проявления воображения относятся к 2,5-3 годам. У детей  преобладает  репродуктивное воображение .Оно существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Это впечатления, полученные при прослушивании сказок,стихотворений,просмотре фильмов.  Именно в этом возрасте ребёнок начинает действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми предметами. Возникает это, прежде всего, в игре. Вот ребенок «кормит» палочкой — ложкой куклу, вот укладывает «спать» медвежонка в коробку — кроватку, вот моет руку камушком — мылом. Во всех этих ситуациях ребёнок действует с одним предметом, а воображает на его месте другой. Этот феномен был назван психологами замещением. Д.Б.Эльконин подчеркивал: нельзя выбрасывать бруски, железки, стружки и прочий ненужный, с точки зрения мамы, мусор, приносимый детьми в дом. Поставьте для него коробку в дальний угол, и ребёнок получит возможность более интересно играть, развивая своё воображение.

У детей 3-4 лет появляется интерес, и любовь к книге Дети этого возраста могут довольно долго заниматься рассматриванием картинок в книге. На этом построены разные задания, появляющиеся на втором этапе формирования воображения. Процесс осмысления увиденного на картинке у всех детей разный. Картинка, как и фотография, запечатлевает какое-то мгновение, ситуацию. Мы, взрослые, умеем «оживлять» картинку, предполагая, что было перед этим моментом, что последует за ним, и так далее.

В 5 -6 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий. Появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, превращается в творческое. Воображение  соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Действительность детей приобретает осознанный и целенаправленный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества. Развитие воображения приводит к тому, что дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определенные характеристики и действующими в соответствующих ситуациях. Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными чувствами, личностным смыслом.                            Воображение у детей выполняет несколько функций:

1.Познавательно-интеллектуальную-позволят ребенку лучше узнать окружающий мир, легче решать поставленные перед ним задачи.

2.Аффективно-защитную-обеспечивает защиту ранимой детской души ребенка от чрезмерных переживаний и травм.

Виды воображения

Психологи выделяют два основных вида воображения, в зависимости от способа его формирования(Урунтаева).
Первый это воссоздающий вид, когда образ формируется на основе услышанной истории или самостоятельно прочтенной книги.
Второй вид – творческий. Ребенок начинает фантазировать, не опираясь ни на какие факты, только с помощью своего ума. 

Творческое воображение особенно проявляется в сюжетно-ролевых играх.

Творческое воображение — это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности.

 Творческое воображение — продуцирование оригинального образа без опоры на готовое описание или условное изображение. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей.

Развитие творческого воображения у детей  происходит через:

1.Рисование нетрадиционными техниками.

2.Рассматривание картин, иллюстраций, составление сказок по картинкам.

3.Развивающие конструкторы, настольно-печатные игры.

4.Режисерские игры, театрализованные постановки.

5.Спецуиальные дидактические игры.

6.Игры — экспериментирования. 

  Хочется немного остановиться на сюжетно-ролевой игре ,как способе развития  фантазии и творчества. В ней ребёнок не только представляет вместо одного предмета другой, но и себя он видит то доктором, то волшебником. Выполнение роли в игре требует от ребёнка сложнейшей деятельности воображения: необходимо хорошо представлять себе, что должен его делать «герой» в данную минуту, планировать его дальнейшие действия, исходя из сложившейся ситуации направлять развитие общей игры в целом. Сюжетная игра захватывает ребёнка. Она создаёт тот эмоциональный настрой, который необходим для творчества. Поэтому важно, чтобы игры дошкольника были достаточно разнообразны и чтобы значительное место в его игровой деятельности занимали творческие игры, когда дети сами организуют, планируют и направляют (Мухина В.С., 2000)  Сюжетно-ролевая игра подводит ребёнка вплотную к той способности, которая характеризует воображение взрослого человека — к способности действовать полностью в плане образов, в плане представлений (Кулагина И. Ю.,1997). Примеры постепенного перехода игры во внутренний план, превращение её в образы воображения приводят многие психологи. Психолог В.С.Мухина так описывает этот процесс, наблюдая его у своего шестилетнего сына: «Кирилка расставляет на тахте вокруг себя игрушки. Ложится среди них. Тихо лежит около часа. «Что ты делаешь? Ты заболел?» — «Нет. Я играю». — «Как же ты играешь?» — «Я на них смотрю и думаю, что с ними происходит».

    Такой постепенный переход к внутренней, сравнительно свободной от внешней действительности деятельности воображения, который происходит в результате развития игры, ведёт к проявлениям творческой активности в самых разных областях. Появляются разнообразные детские сочинения, первые стишки, сказки. Дети с удовольствием отдаются творчеству, охотно рассказывают сочинённое взрослым. Но если повнимательнее присмотримся к продуктам детского словесного творчества, то почти всегда найдём в них близость к хорошо известным детям сказкам и историям (Мухина В.С., 2000).

    Если у ребенка к 6-7 годам не развито воображение, то в школе возникнут   трудности с написанием сочинений, запоминанием стихов. Могут возникнуть проблемы  с практическими всеми предметами, особенно с черчением, изобразительным искусством, географией, историей. Ребенок с трудом решает стоящие перед ним проблемы и задачи. Деятельность детей становиться чаще всего неосознанной и нецеленаправленной. Существует целый спектр игр и упражнений для развития воображения ребенка, такие игры, направленные на развитие воображения, делают ум ребенка более гибким. Вашему вниманию я представляю некоторые из них.

Конец

   Всё перечисленное выше свидетельствует о том, что нужно всячески поощрять творческие проявления ребёнка, помогать развивать ему направленное, продуктивное воображение, которое оформляется в его произведениях. И это особенно важно в дошкольном возрасте, потому что именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. В тех же случаях, когда мы поддерживаем искру творчества и фантазии в ребёнке, воображение его может дать чудесные плоды.

Воображение детей младшего возраста — исследования детства

Введение

Следующая библиография предлагает читателям взглянуть на широту исследований детей и воображения младшего возраста и их влияние на культуру, исследования и образовательную практику. Письма разделены на семь разделов: «Переплетение воображения и творчества: симбиотическая связь», «Дети и воображение», «Педагогическое образование: стратегии, уроки и практика», «Киеран Иган и теория обучения воображению», «Публикации, журналы и справочники по обучению воображению». . Во многих дисциплинах идеи воображения и творчества были объединены. Эта библиография предлагает некоторые ключевые чтения, чтобы помочь различить эти два термина, а также подтвердить их взаимосвязанность. Эта сложность определений и использования терминов более полно исследуется в следующем разделе, в котором представлены различные исследовательские проекты, внимательно изучающие роль воображения в раннем обучении, играх и творческих усилиях. Важность воображения для развития детей младшего возраста дополнительно исследуется в разделе подготовки учителей, где ученые, исследователи и педагоги делятся практическими и теоретическими предложениями для учителей, работающих без отрыва от работы, и нынешних практикующих учителей. Этот акцент на образовании углубляется в следующих двух разделах, посвященных конкретному педагогическому философу, Кирану Игану, и его педагогической теории Образовательное образование — одной из самых известных педагогических теорий. Вслед за основными работами о теории образного образования, написанными ее разработчиком и создателем Кираном Иганом, библиография объединяет статьи, непосредственно связанные с теорией в практических и теоретических условиях, от раннего детства до высшего образования. Наконец, последние два раздела предлагают читателю список журналов и справочников о детском мышлении, образовании и воображении.

Переплетение воображения и творчества: симбиотическая связь

Понятия воображения и творчества часто взаимозаменяемы в педагогической, психологической и философской литературе.

Следующие чтения были выбраны, чтобы подчеркнуть различие этих двух понятий, а также роль этих понятий в образовательном контексте. Большинство чтений посвящено раннему обучению детей; однако ключевое значение, которое творчество и воображение играют в обучении, можно увидеть на всех уровнях образования. Хотя эти два понятия различны, они также тщательно взаимосвязаны. Например, в Tsai 2012 и Egan, et al. 2015 мы видим, как воображение изображается как часть творческого процесса. Переплетения между двумя концепциями также представлены в исследованиях Finke 19.96 и Pendleton-Jullian and Brown 2016. Эта взаимосвязь исследуется через игровую активность в Aljarrah 2017; Холмс и др. 2019; и Нильссон и др. 2018 как неотъемлемая часть обучения и контекст для образного мышления и, следовательно, творчества. Dillon 2018 предлагает практический пример детского творчества в игре, а Paul and Kaufman 2017 предлагает философский подход к этим двум концепциям. Общий посыл чтений в этом разделе заключается в том, что и воображение, и творчество должны быть частью учебных программ, а игровое обучение законно на всех уровнях образования.

  • Альджаррах, Айман. «Игра как проявление детского воображения и творчества».

    Журнал по обучению одаренных молодых ученых 5.1 (2017): 25–38.

    DOI: 10.17478/jegys.2017.52

    Эта статья, наряду с обзором литературы, посвящена ценности игры в преподавании и обучении. Автор подчеркивает тот факт, что игра является явным пусковым механизмом для проявления и взращивания воображения и творчества. В этой статье также рассматривается взаимосвязь творчества, воображения и игры.

  • Анна Диллон. «Нахождение инноваций и воображения в мешке с незакрепленными деталями». Детское образование 94.1 (2018): 62–65.

    DOI: 10.1080/00094056.2018.1420369

    В этой короткой статье описываются несколько моментов времени, когда дети взаимодействуют с мешком «незакрепленных частей». Автор предполагает, что простые предметы могут стимулировать воображение детей, новаторское мышление и желание исследовать и открывать.

  • Иган, Киран, Джиллиан Джадсон и Кристина Мадей. Задействование воображения и развитие творческих способностей в образовании . Ньюкасл-апон-Тайн, Великобритания: Кембриджские ученые, 2015 г.

    В нескольких приглашенных главах книга демонстрирует, что воображение является жизненно важной частью творчества. Авторы отмечают несоответствие между современным миром, нуждающимся в творческих инновациях, и системами школьного образования, которые не отводят воображению почетного места в учебной программе.

  • Финке, Рональд А. «Образы, творчество и возникающая структура». Сознание и познание 5.3 (1996): 381–393.

    DOI: 10.1006/ccog.1996.0024

    Статья начинается с краткого обзора литературы по исследованиям творческого мышления и воображения, продолжаясь анализом различий и корреляций между аспектами контролируемого творческого воображения и его аспектами, когда этот контроль отсутствует— процесс, который создает непредвиденные структуры в воображаемых формах.

  • Гаут, Берис Найджел и Пейсли Ливингстон, ред. Создание искусства: новые очерки философской эстетики . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 2007.

    В этой книге подробно описывается связь между воображением и творчеством. Авторы — группа выдающихся мыслителей — считают анализ воображения более сложным процессом из-за его скользкости. Соответствующее различие проводится между воображением и воображением.

  • Холмс, Робин М., Брианна Гарднер, Кристен Ком и др. «Взаимосвязь между языковыми способностями маленьких детей, творчеством, игрой и рассказыванием историй». Раннее развитие и уход за детьми 189.2 (2019): 244–254.

    DOI: 10.1080/03004430.2017.1314274

    В этом исследовании исследуется взаимосвязь между детской социальной игрой, рассказыванием историй, языковыми способностями и воображением. Результаты показывают положительную связь между игрой и творчеством, рассказыванием историй и языковыми способностями, а также языком и творчеством.

  • Нильссон, Моника, Бет Ферхольт и Роберт Лекузи. «« Играющий и исследующий ребенок »: переосмысление взаимосвязи между игрой и обучением в дошкольном образовании». Современные проблемы раннего детства 19.3 (2018): 231–245.

    DOI: 10.1177/1463949117710800

    В этой статье проблематизируется дихотомия между игрой и обучением посредством переосмысления образования в раннем детстве как не неформального процесса, а как результата игры и исследования. Авторы возвращают аргументы к теории Выготского об игре, воображении, реалистическом мышлении и творчестве.

  • Пол, Эллиот Сэмюэл и Скотт Бэрри Кауфман. Философия творчества: новые очерки . Нью-Йорк: Oxford University Press, 2017.

    Эссе в книге поднимают на поверхность некоторые простые вопросы о роли творчества и воображения в жизни. Философская линза позволяет читателю по-новому взглянуть на эту дискуссию.

  • Пендлтон-Джуллиан, Энн М. и Джон Сили Браун. Pragmatic Imagination: сингл от Design Unbound . Сан-Франциско: реклама, 2016.

    Небольшая книга раскрывает аспекты прагматичного и продуктивного воображения, которое должно быть частью деятельности всех людей. По мнению авторов, переплетение воображения и действия отмечает одно из разграничений между творчеством и воображением.

  • Цай, Куан Чен. «Игра, воображение и творчество: краткий обзор литературы». Журнал образования и обучения 1.2 (2012).

    DOI: 10.5539/jel.v1n2p15

    В обзоре рассматриваются концепции игры, воображения и творчества с целью демонстрации их ключевой роли в обучении учащихся. Творчество изображается как результат активного воображения.

наверх

Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.

Как подписаться

Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.

Чем может помочь активное воображение в жизни ребенка

Образование

4-6

Рия Шри Кайшьяп

2 года назад

 

Дети по своей природе являются творческими гениями. Они всегда находят новые и уникальные способы игры, новые способы провести время. Будь то придумывание воображаемого друга или игра с обычными предметами домашнего обихода, дети всегда могут развлечь себя самыми уникальными и очаровательными способами. Активное воображение — неотъемлемая часть детства, и оно может существенно помочь в развитии ребенка.


Что такое активное воображение?


Проще говоря, активное воображение — это процесс, который помогает преодолеть разрыв между сознательным и бессознательным разумом. Активное воображение использует творческое воображение как инструмент для понимания работы подсознания и бессознательного.
Borad EduGames — это новый стартап, создавший серию обучающих настольных игр и правильно пропагандирующий важность активного воображения. Сотрудники этой блестящей молодой компании стремятся развивать у детей активное воображение.

Вы читали? Игры: новый механизм обучения

 

Как активное воображение может помочь детям?


Воображение является неотъемлемой частью каждого детства. Дети представляют себя супергероями, отправляются в приключения, натыкаются на мантию-невидимку и так далее. Все это кажется невинной детской забавой, бесполезной. Но это не так.
В то время как дети заняты воображением собственного мира, они также создают бесконечные возможности того, как все может быть. Это активное воображение помогает детям развивать свои эмоциональные и психологические способности, а также помогает им понять мир, в котором они живут. Вот анализ того, как активное воображение может помочь развитию ребенка на разных этапах.


●       Эмоциональное развитие : Важнейшей частью активного воображения у детей является выполнение имитации игры. Дети играют в игры, которые требуют от них поставить себя на место другого человека, например, учителя или даже супергероя. Это помогает им развить эмпатию и понять суть этого человека.
●       Социальное развитие : Возьмем тот же пример с ролевой игрой, побывав на чужом месте, что также поможет повысить самооценку у детей. Это дает им уверенность быть теми, кем они хотят. Дети также приобретают такие рабочие навыки, как сотрудничество, сотрудничество, работа в команде и т. д.
●       Физическое развитие : Активное воображение способствует физическому развитию в раннем детстве. Это помогает детям быстрее справляться с их крупной и мелкой моторикой с помощью различных игр. Даже воображаемая игра помогает, так как она требует от детей самоконтроля за своими движениями.
●       Творческое развитие : Активное воображение — отличный инструмент для улучшения творческого развития детей. Когда дети придумывают новые игры, их активное воображение дает толчок их творчеству. Это творчество также может помочь детям понять идеи и концепции.
●       Коммуникация и язык : Игры, требующие активного воображения, такие как ролевая игра, помогают развивать речь и общение у детей. Пытаясь разыграть разные ситуации, дети общаются и используют язык, знакомый каждому из них; это может быть даже язык, который они все изучают в школе.
●        Мышление и решение проблем : Дети используют свое активное воображение, чтобы придумать, как не поддаться скуке. Опять же, столкнувшись с какой-либо нехваткой в ​​своей притворной игре, они находят способы заменить этот объект. Таким образом, активное воображение очень хорошо помогает развивать мышление и навыки решения задач у детей.

Читайте также:  Развенчание мифов об обучении


Как стимулировать воображение вашего ребенка?


У всех детей гиперактивное воображение. Это то, что они используют ежедневно, будь то игра или скоротать несколько скучных часов. Однако иногда может случиться так, что ребенок не осознает своего воображаемого мастерства. Но, как родители, мы всегда можем помочь нашим детям исследовать то, что внутри. Итак, вот несколько способов, которые родители могут использовать, чтобы стимулировать воображение своего ребенка.


●       Открытые вопросы : Детям всегда нравится, когда взрослые, особенно родители, проявляют интерес к тому, что они любят или чем занимаются в настоящее время. Так что обратите внимание и задавайте им открытые вопросы, чтобы начать разговор. Открытые вопросы также помогают им найти ответы, которые они, возможно, ищут.
●       Воображаемая игра : Воображаемая игра помогает детям развиваться физически, эмоционально, социально и творчески посредством воображаемой игры. Вы можете начать с разыгрывания их любимой мультяшной сцены или даже простой школьной игры. Это также помогает им понять вещи с лучшей точки зрения.
●       Придуманные сценарии : Попробуйте стимулировать активное воображение своих детей, придумывая разные сценарии. Вы можете просто посидеть на улице в солнечный день и обратиться за помощью к ребенку, чтобы справиться с выдуманной ситуацией, например: «О чем бы говорили цветок и бабочка?» Вы также можете взять на себя роль, побуждающую ребенка играть. на.
●       Художественные занятия : Поощряйте художественные занятия, чтобы раскрыть творческие способности вашего ребенка. Вы также можете начать с того, чтобы попросить их помочь с тем, что вам следует нарисовать, чтобы стимулировать их активное воображение. Если ваш ребенок не увлекается рисованием или живописью, вы можете воспользоваться помощью лепки из глины, рукоделия и т. д.
●       Связывание во время рассказа : Время рассказа может быть отличным способом стимулировать активное воображение вашего ребенка. Вы можете читать истории вместе с ребенком и обсуждать их концовку, персонажей и т. д. Вы также можете придумать альтернативный конец истории и побудить своего ребенка включить свой творческий ум в поиск альтернативного конца истории.
●       Развлекательные игры : Родители также могут использовать различные игры, чтобы стимулировать активное воображение детей. В настоящее время на рынке доступно много новых игр, которые помогают детям развивать навыки творческого мышления, а не ограничивать их дома. Многие из этих игр также помогают детям учиться, развлекаясь.

Говоря об играх, которые могут помочь детям развить их активное воображение, Borad EduGames является выдающимся стартапом в этом отношении. Первоначально разработанная как проект колледжа, Borad EduGames превратилась в полноценную компанию после того, как получила множество отзывов и заняла призовые места в нескольких конкурсах стартапов.
Borad EduGames, возглавляемая двумя амбициозными молодыми основателями, г-ном Аюшем Анандом и г-ном Рахулом Утамчандани , стремится сделать настольные игры увлекательным и стимулирующим способом обучения. Это начинание было крайне необходимым шагом в нынешнем обществе, поскольку термин «игры» постепенно, казалось, относился только к онлайн-играм и приложениям. Они объясняют, что эти настольные игры не только позволяют сбежать от мучительных экранов, но и помогают стимулировать ум ребенка с помощью головоломок, ролевых игр и т. д. Ассортимент предлагаемых ими игр помогает учащимся с разными предметами обучения, а также стимулирует их творческие способности. навыки мышления и решения проблем.
На данный момент Borad EduGames успешно запустила четыре разные игры, чтобы помочь учащимся по четырем разным предметам.


●       Olro Traveler (для истории)
●       Учим числа с медвежонком Борадом (для математики)
●      Составь слова с медвежонком Борадом (для английского)
●      Zoozone Adventurer (для географии)

Купить сейчас


Эти игры позволяют детям наилучшим образом использовать свое свободное время, а также дают им возможность воссоединиться с семьей и друзьями очень продуктивным образом.

Добавить комментарий