Ресоциализация и десоциализация: Десоциализация и ресоциализация

Понятийно-терминологическая триада «социализация-десоциализация-ресоциализация» и обозначаемый этими терминами круг явлений социокультурного характера

           

2020. — Т 11. — №2 — перейти к содержанию номера…

Постоянный адрес этой страницы — https://sfk-mn.ru/01scsk220.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 343 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Танатова, Д. К. Понятийно-терминологическая триада «социализация-десоциализация-ресоциализация» и обозначаемый этими терминами круг явлений социокультурного характера / Д. К. Танатова, С. Ю. Зязин, И. В. Лескова // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2020. — Т 11. — №2. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/01SCSK220.pdf (дата обращения: 05.06.2023).


Понятийно-терминологическая триада «социализация-десоциализация-ресоциализация» и обозначаемый этими терминами круг явлений социокультурного характера

Танатова Дина Кабдуллиновна
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия
Декан факультета «Социологии»
Доктор социологических наук, профессор

E-mail: dktanatova@mail. ru
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7924-2242
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=774128
SCOPUS: http://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=56748103100
Web of Science (Publons): https://publons.com/researcher/3176329/dina-tanatova/
Google Академия: https://scholar.google.com/citations?user=eytHQjQAAAAJ&hl

Зязин Сергей Юрьевич
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия
Аспирант кафедры «Социологии, факультета социологии»
E-mail: [email protected]
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0547-2483
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=910871

Лескова Ирина Валерьевна
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия
Профессор кафедры «Социологии, факультета социологии»
Доктор социологических наук, профессор
E-mail: [email protected]
ORCID: http://orcid.org/0000-0001-6083-6692
РИНЦ: http://elibrary. ru/author_profile.asp?id=510760
Web of Science (Publons): https://publons.com/researcher/3362856/
SCOPUS: http://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=56610215200
Google Академия: https://scholar.google.com/citations?user=BfYOFYMAAAAJ

Аннотация.

В научной статье рассматривается понятийно-терминологическая триада «социализация-десоциализация-ресоциализация» и другие сопутствующие понятия. Представлены концепции и идеи, сходные по содержанию с понятием «социализация», характеризующие отдельные этапы развития человеческой личности, применяемые в междисциплинарных областях научного знания. Установлена взаимосвязь и различия десоциализации, асоциализации, ресоциализации, реабилитации, социальной адаптации.

Акцентируется внимание на противоречивом понимании факторов, природы и характера феномена социализации. Раскрывается суть социализации как основной системообразующей категории триады, обеспечивающей нормативность и стабильность развития человека в социальной среде, накопление социального опыта в условиях неравномерного уровня жизнедеятельности человека в обществе.

Анализируются представления о сущности понятия «десоциализация», установлено, что между социализацией и десоциализацией личности в определенный промежуток времени происходят качественные видоизменения. Для уточнения характеристик процесса десоциализации осуществлен терминологический анализ и различные подходы к использованию в научном дискурсе.

Проведено всестороннее исследование дефиниции «ресоциализация», характеризуются подходы к изучению и пониманию сущностного содержания процесса ресоциализации, анализируются различные трактовки понятия «ресоциализация», в т. ч. в рамках пенитенциарной проблематики. Представлены различные модели ресоциализации лиц, «не вписавшихся» в сложившуюся в современном российском обществе социокультурную среду. Значительное внимание уделяется содержательному наполнению категории «ресоциализация осужденных» и социологическому анализу пенитенциарных аспектов ресоциализации. Представлено развернутое объяснение целевых установок ресоциализации осужденных лиц, конкретных практических задач, необходимых для достижения оптимальных результатов.

Ключевые слова: социализация; десоциализация; ресоциализация; социальная адаптация; взаимосвязь дефиниций; механизмы ресоциализации; осужденные лица

Скачать

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

что такое в 2023 году, социальная адаптация

Современная отечественная пенитенциарная система испытывает сегодня серьёзный кризис, о чём свидетельствует увеличение числа коллективных протестных акций осуждённых, большая часть из которых происходит в ненасильственной форме.

Между тем отбывание наказания осуждёнными в условиях исправительного учреждения является ведущим фактором, оказывающим влияние на их дальнейшую жизнь.

Именно поэтому проблема ресоциализации осуждённых стоит сегодня особо остро.

Что такое ресоциализация осуждённых?

Ресоциализация осуждённых подразумевает процесс адаптации и восстановления навыков вхождения в социум после освобождения от наказания; это система реабилитационных мероприятий по восстановлению ослабленных или утраченных социальных функций за время отбывания уголовного наказания и статуса личности.

То, что в России называют ресоциализацией, в зарубежной практике определяют как социальная терапия, к основным направлениям которой относят:

  • обучение осуждённых;
  • трудовую деятельность;
  • занятия спортом;
  • приобщение к культурно-просветительским мероприятиям.

Десоциализация и ресоциализация: различия

Десоциализация – это утрата усвоенных ценностей, норм, социального статуса, привычного образа жизни или сознательный отказ от них.

Она может проходить в течение короткого или длительного периода, быть более или менее интенсивной, добровольной или принудительной.

В результате десоциализации люди теряют человеческий облик и ранее усвоенные ценности, личность нивелируется, растворяется в агрессивной массе. Теряют значение статусные различия, а также нормы и табу, действующие в обычных условиях.

Если десоциализация наступает в результате добровольного отказа от прежних ценностей (например, уход в монастырь), то этот процесс не приводит к нравственной деградации личности, а, наоборот, может даже духовно обогатить её.

В случае вынужденной десоциализации (потеря работы, лишение свободы) личность оказывается неспособной выдержать давление социальных обстоятельств, что толкает её к иллюзорному уходу от реальности (бродяжничество, алкоголизм, наркомания).

Один из примеров десоциализации — совершение преступления, что означает нарушение общественных, законодательных норм и посягательство на охраняемые ценности.

Совершение преступного деяния свидетельствует о десоциализации субъекта: тем самым он демонстрирует свой отказ от ключевых ценностей общества.

Десоциализации осуждённых обусловлена совокупностью взаимосвязанных факторов, таких как:

  • принудительная изоляция от общества;
  • включение осуждённых в однополые группы;
  • жёсткая регламентация поведения на всех уровнях;
  • облачение в спецформу;
  • замена имени на «номер», старой обстановки на обезличенную;
  • отвыкание от прежних ценностей, обычаев и привыкание к новым;
  • утрата свободы действий.

При тюремной десоциализации осуждённый морально опускается и отчуждается от мира в такой степени, что возвращение его в социум зачастую невозможно.

Показателем десоциализации в данном случае служат рецидивы и, как следствие, возвращение к тюремным нормам и привычкам.

Ресоциализация, напротив, означает усвоение новых ценностей; это процесс повторного прохождения социализации. Главная цель уголовного наказания — ресоциализация преступников, направленная на профилактику рецидивной преступности.

Чтобы снизить вероятность рецидива преступления, важно нейтрализовать негативные последствия лишения свободы, облегчить адаптацию освобождённых к условиям жизни на свободе.

Оказывая помощь освободившимся в трудовом устройстве, восстановлении социальных связей, госорганы и общественные организации способствуют их ресоциализации.

При нормальном протекании процесса ресоциализации вероятность рецидива преступлений в разы снижается.

Таким образом, десоциализация и ресоциализация – это 2 формы проявления социализации. И та, и другая могут быть глубокими и поверхностными.

Ресоциализация осуждённых к лишению свободы

Сегодня ресоциализация осуждённых является приоритетной задачей, которую необходимо решать на уровне госструктур.

Процесс ресоциализации направлен на возвращение освободившихся к жизни в социуме, приобретение ими нужных умений для жизни в обществе, соблюдение принятых норм и законодательства.

Осуждённый, не прошедший процесс ресоциализации, опасен для общества.

Деятельность исправительных учреждений должна быть направлена на разрешение 2 основных проблем:

  • исполнение наказания;
  • ресоциализация осуждённого, формирование у него набора качеств, необходимых для адаптированного поведения в социуме.

Ресоциализация включает в себя:

  • профилактику;
  • коррекцию;
  • восстановление.

Профилактика направлена на устранение, сглаживание причин, условий и факторов, вызвавших отклонения в развитии личности. Зачастую она ориентирована на социальное окружение человека.

Специальная профилактика позволяет создать климат в обществе, позволяющий исключить совершение преступлений. Общая профилактика направлена на формирование антикриминогенных мотивов поведения и понимание неотвратимости наказания за совершённое преступление.

Коррекция предусматривает работу с конкретными отклонениями, имеющимися у осуждённого, и коррекцию поведения.

При длительном занятии преступной деятельностью у человека вырабатываются определённые привычки и навыки, составляющие преступный стереотип. Он теряет нормальные трудовые навыки, приобретая взамен преступные.

Прежде чем адаптировать преступника к жизни в адекватной социальной среде, нужно разрушить в нём стереотип преступника и заменить трудовым стереотипом.

Восстановление в правах предусматривает учёт ключевых положений Конвенции ООН, касающихся прав человека на:

  • жизнь;
  • достойное существование;
  • получение образование;
  • труд и пр.

Подготовка осуждённых к освобождению — важный этап деятельности исправительных учреждений. С этой целью осуществляется комплекс мероприятий, направленных на поддержку освобождаемых в последующем трудовом и бытовом устройстве, подготовку к их жизни в условиях полной свободы, что и является ресоциализацией осуждённых.

Социальная ресоциализация

Успешная ресоциализация осуждённых невозможна без изменения к ним отношения окружающих: на уровне общества, социальных институтов, производственных коллективов, общественных организаций, семьи и родственников.

К бывшим осуждённым общество должно проявлять гуманность, понимая, что кара за наказание не должна продолжаться всю жизнь.

Гуманное общество не мстит, а проявляет терпимость, лояльность и сострадание к освободившимся, признаёт их права, обеспечивает социальную поддержку, защиту, гарантии.

К сожалению, в нашем обществе пока не наблюдается такой гуманности, даже со стороны государства. Нам ещё необходимо научиться поддерживать оступившихся, давать им жизненный шанс.

Бывшие заключённые не должны чувствовать себя изгоями общества, иначе тюрьма станет их единственным пристанищем до конца жизни.

Социальная ресоциализация осуждённых должна иметь также и юридическую основу, а именно:

  • закон о социальной адаптации осуждённых;
  • правовые нормы на сохранение жилья, трудовое устройство после освобождения;
  • ответственность местных органов власти.

Что такое психологическая ресоциализация?

Важным моментом процесса ресоциализации является психологическая поддержка осуждённого во время и после отбывания срока.

Психологическая ресоциализация связана с преодолением социальной дискриминации, а также изменением представления осуждённого о самом себе.

Квалифицированный специалист способен повлиять не только на самого осуждённого, но и на его родственников, сформировать у них гуманное отношение к оступившемуся.

В рамках ресоциализации перед воспитателями исправительных учреждений, психологами стоит очень сложная задача: планирование нового человека и формирование у них стойкого стремления к перестройке собственной личности.

Психологическая ресоциализация базируется на психодиагностике и включает:

  • психопрофилактику;
  • психокоррекцию;
  • психотерапию в кризисных и критических ситуациях.

Результатом психологической ресоциализации осуждённых являются:

  • раскаяние;
  • осознание вины, очищение;
  • выработка социального иммунитета.

Такие результаты возможны, если психологическая установка осуждённого на новый образ жизни подкреплена комплексом социальных условий для её реализации. В ином случае общество получит рецидив преступного поведения.

Медицинская ресоциализация

Это система мер, направленная на сохранение и восстановление здоровья осуждённого, не только физического, но также духовного, социального и психологического. Каждый заключённый нуждается в медицинской ресоциализации.

Криминогенная среда включает в себя множество умственно отсталых людей, невротиков, асоциальных психопатов, алкоголиков, наркоманов, лиц с последствиями черепно-мозговых травм. Многие из них нуждаются не только в поддержке специалиста, но и в психиатрическом лечении.

Любые модели медицинской ресоциализации должны строится на базе комплексной диагностики (этимологической, симптоматической и др.).

И только исходя из результатов комплексной диагностики можно предлагать модели ресоциализации («профилактику», «коррекцию», «реабилитацию», «диагностику», «восстановление», «развитие») либо их комплекс.

Каждая модель несёт определённое содержание, включает свои формы и методы работы, круг заинтересованных и компетентных участников и ориентирована на конкретные результаты.

Наиболее эффективной считается комплексная модель ресоциализации осуждённых, реализуемая в условиях межведомственного взаимодействия.

Ресоциализация несовершеннолетних осуждённых

Несовершеннолетние осуждённые нуждаются в помощи; и это необходимо не только для них самих, но также и всему обществу, чтобы в конечном итоге снизить рецидив преступлений.

Процесс ресоциализации осуждённых подростков проходит в 2 этапа:

  • пенитенциарный;
  • постпенитенциарный.

Основными исправительными мерами воздействия в отношении осуждённых несовершеннолетних лиц являются:

  • образование;
  • воспитательная работа;
  • общественно-полезный труд;
  • поддержание социально полезных связей.

Поддержание социальных связей с родственниками – один из из ключевых элементов процесса ресоциализации несовершеннолетних; ведь большинство из них до осуждения жили в неблагополучных, неполных семьях, детских домах и интернатах.

Соцработнику колонии необходимо акцентировать внимание на процессе подготовки семьи к возвращению подростка из колонии.

Второй важнейшей задачей процесса ресоциализации подростков после освобождения из воспитательных колоний является создание программ по определению их профессиональной деятельности, обеспечению бесплатного жилья в общежитиях и предоставлению иных социальных гарантий.

Итак, ресоциализация осуждённых в исправительном учреждении имеет свою специфику и носит по большей части социально-психологический характер.

Содержание, формы и методы ресоциализации зависят от особенностей личности осуждённого, а сам процесс предполагает комплексную помощь со стороны компетентных специалистов.

Ресоциализация и десоциализация – Спросите разницу

Ресоциализация и десоциализация – Спросите разницу

Разница между ресоциализацией и десоциализацией

Ресоциализация➦
, и нормы перепроектированы. Этот процесс преднамеренно осуществляется в родительских семьях и военных учебных лагерях через интенсивный социальный процесс, который может иметь место в целом учреждении.

Десоциализация➦

Акт десоциализации.

Ресоциализация➦

Психологическая адаптация человека к нормам общества (например, после помещения в лечебное учреждение)

❮ Номинальное vs. Сравнения Ограничение против ограничения

Буррито против шашлыка

Кулик против оленя-убийцы

Солдер против Сотера

Ложь против лжи

Целлюлит и флебит

Аккредитация и принадлежность

Адрес и адрес

Организация и организация

Стабильность и устойчивость

Жезл и скипетр

Вместе

Сравнительные тенденции

Examiner vs. Испытуемый

Львиный зев против Гладиолуса

Яв против Японца

Снисходительный против Трезвого

Интерес против Интереса

Золотарник против Золотокорня

Ателектаз vs. Эмфизема

Мелодрама vs. Маска

Pent vs. Pants

Конный спорт vs. выездка

Telegram vs. Cablegram

Netball vs. Korfball

Последние сравнения

Фелл против Луга

Обозримое vs. Inevitable

Biopic vs. Biography

Fado vs. Dado

Azure vs. Color

Eunoto vs. Ceremony

Lumened vs. Lumen

Aggrandize vs. Aggrandization

Количество против содержания

Зарядка из дула против заряжания с казенной части

Корги против корги

Твик против Твита

0016 Перейти к содержимому

  • Увеличить размер шрифта

Глава 4: Социализация

4.4 Ресоциализация и общие институты

 



Раздел 4.4 Ссылки

Журнал Airman (2022, 16 января). Врата готовности. Видео. Получено 20 января 2022 г. с https://vimeo.com/341804430.

Американский союз гражданских свобод. (2014). Опасное злоупотребление одиночным заключением в Соединенных Штатах – информационный документ. Получено с https://www.aclu.org/sites/default/files/assets/stop_solitary_briefing_paper_updated_august_2014.pdf.

Борум, Р. (2012). Радикализация в насильственный экстремизм I: обзор теорий социальных наук. Журнал стратегической безопасности, 4(4), 7-36.

Коуэн Д. Э. и Д. Г. Бромли. (2008). Культы и новые религии: Краткая история . Молден, Массачусетс: Блэквелл.

Дэвис, Д. Р. и Г. Г. Янсен. (1998). Значение Анонимных Алкоголиков для социальных работников: мифы, метафоры и реальность. Социальная работа , 43, 169–182.

Гоффман, Э. (1961). Приюты: Очерки социального положения душевнобольных и других заключенных. Гарден-Сити, Нью-Йорк: Anchor Books.

Контент по лицензии CC, опубликованный ранее и адаптированный

Барр, Скотт, Сара Хойланд, Шайладжа Менон, Катай Матресс, Флоренсия Сильверира и Ребекка Вондерхаар. (н.д.). Введение в социологию. Введение в социологию | Простое книжное производство. Люмен Обучение. Лицензия: CC BY 4.0. Условия лицензии: бесплатный доступ на странице https://courses.lumenlearning.com/wm-introductiontosociology/.

Конерли, Тоня, Кэтлин Холмс, Аша Лал Таманг, Дженнифер Хенсли, Дженнифер Л. Трост, Памела Алкейси, Кейт МакГонигал, Хизер Гриффитс, Натан Кейрнс, Эрик Стрейер, Томми Сэдлер, Сьюзен Коди-Рыдзевски, Гейл Скарамуццо, Салли Вайн, Джефф Брай и Фэй Джонс. (2021). Введение в социологию 3E . ОпенСтакс. Хьюстон, Техас. Лицензия: CC BY 4.0. Условия лицензии: бесплатный доступ по адресу https://openstax.org/books/introduction-sociology-3e/pages/1-introduction.

Гриффитс, Хизер, Натан Кейрнс, Эрик Стайер, Сьюзан Коди-Рыдзевски, Гейл Скарамуццо, Томми Сэдлер, Салли Вайн, Джефф Брай и Фэй Джонс. (2015). Введение в социологию 2E. ОпенСтакс. Хьюстон, Техас. Лицензия: CC BY 4.0. Условия лицензии: бесплатный доступ по адресу https://openstax.org/books/introduction-sociology-2e/pages/1-introduction-to-sociology.

Фонд Сэйлор. (2015). Социальные проблемы: преемственность и изменение. Лицензия: CC BY-NC-SA 3.0. Условия лицензии: бесплатный доступ по адресу https://saylordotorg.github.io/text_social-problems-continuity-and-change/.

Лицензия

Изучение нашего социального мира: история о нас Джин М.

Добавить комментарий