Ресоциализация примеры в жизни: Ресоциализация примеры в жизни — Отношения

Ресоциализация: Значение, примеры и обзор

Главная » Социология

Автор Владимир Скрижицкий На чтение 3 мин. Просмотров 22 Опубликовано

Ресоциализация: Это процесс, в ходе которого индивид или группа вступают в контакт с новой культурой, что требует от них оставить свою старую идентичность и принять новую. Во время этого процесса от них требуется усвоить нормы, ценности и образ жизни в новой среде или обстановке, с которой они вступают в контакт. Для этого в качестве первого шага необходимо, чтобы человек отказался или забыл свои прежние ценности, а иногда даже свою идентичность, и принял ту, которая характерна для его окружения. Этот процесс часто является целенаправленным и интенсивным.

Эрвинг Гофман определил термин «ресоциализация» как процесс разрушения и создания индивидуальной роли и социально сконструированного чувства собственного достоинства.

Ресоциализация может быть легкой и происходить более простыми способами, например, когда индиец может переехать в такую страну, как Япония, вступить в контакт с ее культурой и обнаружить, что она дисциплинирована, а ее правила питания, работы и других подобных вещей более строгие, чем в Индии. В этом случае иммигранту придется отказаться от поведения и привычек предыдущей страны, в данном случае Индии, и перенять японские.

Хотя ресоциализация не всегда является мягким процессом, она более характерна для тотальных учреждений и религиозных культов. Первые представляют собой учреждения, отрезанные от остального общества и функционирующие по собственным строгим законам и правилам. Они играют роль изоляции людей от остального общества и поэтому требуют от тех, кто в них участвует, часто отказываться от всего, чему их учили, когда они были частью большого общества. Примерами тотальных учреждений являются тюрьмы, военные, дома престарелых, даже иногда психиатрические учреждения, как исследовал Эрвинг Гофман.

Эти тотальные учреждения начинают с того, что лишают людей их прежней идентичности, часто это делается путем изъятия их личного имущества, например, те, кто становится частью домов престарелых, должны отказаться от нормального общения со своими семьями и часто от своих собственных домов и переехать в комнаты, которые могут быть или не быть общими с другими людьми в доме. Они должны приспособиться к тому, что теперь о них заботятся не члены их собственной семьи.

Одна из самых суровых форм ресоциализации наблюдается в случае военной подготовки, во время которой те, кто хочет стать частью армии, должны отказаться от роскошного образа жизни и приспособиться к образу жизни дисциплины и единообразия. Здесь от них часто требуют коротко остричь волосы, носить форму и проходить строгую физическую подготовку в качестве части их ежедневного распорядка.

Однако следует иметь в виду, что люди не одинаково реагируют на ресоциализацию, в то время как одни могут принять ее без особых проблем, другие, напротив, могут враждебно отнестись к ситуации. Таким образом, можно увидеть, что процесс ресоциализации может быть интенсивным.

Ссылки

https://courses.lumenlearning.com/alamo-sociology/chapter/reading-resocialization/

https://en.wikipedia.org/wiki/Resocialization

что это такое, примеры в социологии и психологии

Содержание (открыть/закрыть)

  1. Что такое ресоциализация
  2. Как действует процесс
  3. Кто способствует ресоциализации
  4. Кому нужна ресоциализация
  5. Основные виды и направления работы по возвращению в общество
  6. Ресоциализация личности
  7. Ресоциализация в семье
  8. Ресоциализация осужденных
  9. Ресоциализация детей
  10. Ресоциализация наркозависимых
  11. Профилактика ресоциализации личности

Каждый сталкивался с вхождением в новую социальную среду. Другие группы, другое общество вынуждают менять свое поведение, систему ценностей и взглядов. Этот процесс у кого-то проходит легко, другим же дается с трудом. Но все это – ресоциализация. Она бывает естественной, а бывает специально организованной, и включает целый комплекс мер. Главная их задача – помочь человеку стать частью нового общества. У нее есть свои закономерности, люди, которые способствуют процессу ресоциализации. Существует несколько групп людей, которым ресоциализация необходима. У нее есть свои виды и направленности, а также система профилактических мер.

Что такое ресоциализация

Чтобы понять термин «ресоциализация», нужно знать, что из себя представляет социализация. Приставка «ре» в этом термине означает «повтор». Социализация – процесс вхождения личности в общество. Человек не может существовать вне социальной группы. Чтобы стать ее частью, нужно усвоить те нормы и правила поведения, которым эта группа следует. Они зависят от культурного контекста, традиций, ценностей конкретной группы.

У человека социализация происходит еще в детстве. Сначала ребенок осваивает нормы, которые есть в его семье. Потом – как взаимодействовать с обществом.

Ресоциализация – это повторная, то есть, вторичная социализация. С ней сталкивается человек по мере взросления. Каждый раз он попадает в другую социальную группу, которая отличается от предыдущей. Например, когда ребенок отправляется в школу, ему приходится усваивать новые нормы поведения. В институте они будут отличаться. В рабочей среде – тоже. Когда человек уходит из семьи и заводит свою, ему также приходится адаптироваться.

Процессы ресоциализации изучаются в рамках социологии, психологии, юриспруденции, педагогики.

Как действует процесс

Ресоциализация – это смена ролей, интеграция новых правил, норм и ценностей. В ее процессе человек получает новый статус, с которым начинает себя идентифицировать. И меняет свое поведение. В большинстве случаев это происходит незаметно, как часть естественного развития. Люди постоянно адаптируются к новым условиям.

Но иногда процесс ресоциализации – это ряд мероприятий, направленных для помощи человеку интегрироваться в новом обществе. Такое происходит в случае, если предыдущие условия его существования были неблагоприятными. Например, у ребенка, который рос в дисфункциональной семье, где был родительский абьюз или зависимости. Или в маргинальной среде, когда он жил за чертой бедности. Такие дети не усвоили нормы поведения в обществе. Они часто оказывались в социальной изоляции.

Для них характерна десоциализация – «выпадение» из структуры общества. Нормы и правила поведения, а также социальные установки и ценности ими не усвоены. Они не могут «вписаться» в нормальную жизнь. Не понимают принципы взаимодействия с окружающими. А общество не воспринимает таких людей как часть своей социальной группы.

В таком же положении находятся люди, которые отбывали наказание в тюрьме. Долгое время они находились в социуме, имеющим свои правила и нормы поведения. Чтобы вернуться к нормальному существованию, им нужно отказаться от прежних устоев и правил поведения. Им также нужно изменить свое мировоззрение и систему ценностей. Их прежняя модель деструктивна и не способствует адаптации к новым условиям.

Процесс ресоциализации проходит в несколько этапов. Сначала разрушаются прежние связи, нормы и способы поведения. Затем выстраиваются новые, более адаптивные и соответствующие той социальной группе, частью которой человек пытается стать. Этот процесс зависит от нескольких факторов. Большое значение оказывает возраст – чем моложе человек, тем легче ему измениться.

Важно насколько долго человек имел деструктивные установки. Если он жил с ними годы, отказаться от них и перестроить поведение будет труднее. На процесс ресоциализации влияет мотивация. Если человек хочет стать частью новой социальной группы, он легче воспринимает ее устои и правила. Но если он этого не желает – вероятность адаптации очень мала. Он не видит в этом смысла и не ставит такой цели, поэтому не прикладывает достаточно усилий. А без них это практически невозможно.

Кто способствует ресоциализации

Когда человек естественным путем адаптируется к новой социальной группе, это пример нормальной ресоциализации. Ей способствуют семья человека, его ближайшее окружение, примеры для подражания, наставники и учителя.

Но если она связана с десоциализацией или изоляцией, то рационализацией занимаются сотрудники специализированных учреждений -педагоги, психологи, социологи. Также работники государственных учреждений, колоний, правоохранительные органы.

Кому нужна ресоциализация

Круг людей, которые нуждаются в помощи при ресоциализации широк. Это и дети из неблагополучных семей, и те, кто вел асоциальный образ жизни, занимался бродяжничеством. Люди, которые отбывали наказание в тюрьмах или были помещены в интернаты тоже нуждаются в ресоциализации.

Особенно это важно для выходцев из сиротских приютов. Даже взрослым, им трудно адаптироваться к жизни в социуме. Поэтому многие из них продолжают жить по привычной им системе, даже покинув учреждение. Они не живут самостоятельно, а группируются вместе, устраивают нечто вроде общежития. Не понимают простых вещей, не умеют взаимодействовать с другими людьми. Они ощущают непонимание и встречают враждебность, потому что ведут себя, по мнению большинства, «странно».

Социальная реабилитация зависимых еще один ее вариант. Неважно, какая была зависимость: алкогольная, наркотическая или игровая. Зависимость от компьютера, телефона, адреналина, азартных игр – даже это меняет представление человека о жизни.

Женщины, которые долгое время подвергались домашнему насилию, абьюзу тоже испытывают трудности с вхождением в социум. Долго они находились в изоляции от других социальных связей, были зависимы от другого человека. Теперь им трудно взять на себя новую роль и ответственность за свои действия.

К людям, нуждающимся в ресоциализации относятся и эмигранты. Они покинули привычную среду, в которой были свои традиции, ценности, правила поведения. Переехав в другую страну, они должны отказаться от прежнего мировоззрения и адаптироваться к новому социуму. От этого зависит успешность их адаптации и ассимиляции в новом обществе.

Ресоциализация необходима военным, вернувшимся из горячих точек. Они пережили сильный стресс, который затрудняет им возврат к привычному образу жизни.

Это относится и к людям, преодолевшим процесс лечения. Полученные травмы или тяжелые заболевания вынуждали их большую часть жизни проводить в больнице. Все их социальные связи, общение, стремления – все было сконцентрировано на процессе выздоровления. Многие даже не надеялись на его успешность. За это время они «выпали» из профессии, нормального взаимодействия, потеряли многие дружеские связи. После выздоровления обычная жизнь может казаться им непонятной. Они не знают, как себя вести и как вернуться к привычным занятиям, снова начать работать.

Необходимость ресоциализации определяется личными качествами человека. Устойчивость нервной системы, уровень самооценки, адаптивные навыки – все это влияет на успешное вхождение в социум. Поэтому для одних это естественно и не требует помощи, даже если они резко меняют среду. Для других даже естественная ресоциализация проходит болезненно. Например, когда приходится вступать во взрослую жизнь и сепарироваться от родителей.

Основные виды и направления работы по возвращению в общество

Ресоциализация зависит от возраста и конкретных жизненных обстоятельств самого человека. Она имеет индивидуальный характер и опирается на потенциал личности, ее сильные и слабые стороны. Работа ведется как для профилактики, так и для коррекции.

Меры по ресоциализации зависит от тех условий, в которых оказалась личность. А также институтов, под действие которых она попадает.

Ресоциализация личности

Ресоциализация личности – это широкое понятие, которое охватывает всю жизнь. Человеку постоянно приходится трансформировать свое мировоззрение. Когда его прошлые взгляды, устои, ценности перестают соответствовать социуму, в котором он оказался. Тогда у человека есть только два варианта – либо изолироваться от этой группы, либо измениться.

Система взглядов и ценностей, какой бы жесткой она не была, меняется. Человек развивается, получает новый опыт, меняет условия, в которых живет. Все это требует адаптации. При ресоциализации личности большая роль отводиться психотерапии. Психологические техники помогают личности увидеть суть проблемы. Работа направлена на то, чтобы справиться с внутренним конфликтом и выработать более адаптивные способы поведения. А также понять значимость и необходимость вхождения в новую социальную группу.

Ресоциализация в семье

Семья – это основная и наиболее важная структура, которая помогает в ресоциализации. От семьи зависит, насколько ребенок овладеет адаптивными навыками. В процессе воспитания семья помогает ему получить необходимые знания и правила поведения. Семья учит правильно реагировать, формирует мировоззрение и социально-нравственные нормы поведения.

В дисфункциональной, неблагополучной семье, ребенок не ощущает себя частью социума. У него формируются неадаптивные и деструктивные установки, которые мешают ему устанавливать социальные связи. Позже человек строит свои отношения по той же модели, которую перенял от родителей.

Неблагоприятные условия среды легче переносятся человеком, для которого семья стала поддержкой. Если он чувствует опору, эмоциональную связь, он следует нормам семьи, а не тем, которые диктует общество. Родители определяют систему ценностей и моральных устоев. У ребенка, живущего в хорошей семье, шансов поддаться негативному влиянию социума меньше.

Ресоциализация осужденных

Долгое пребывание в местах лишения свободы, искажает представление о вопросах морали. Нормы поведения людей значительно отличаются от тех, которые приняты в обществе. Без грамотной ресоциализации, при выходе на свободу они не могут адаптироваться к новым условиям. Они испытывают трудности при профессиональной реализации, не могут установить социальные связи, завести семью.

Их поведение может нести угрозу для общества только потому, что они не знают, как вести себя иначе. В социуме они встречают враждебность, на которую могут реагировать только агрессией или самоизоляцией. Иногда это приводит к новому преступлению и возвращением в места лишения свободы.

Чтобы этого не произошло, важно, чтобы профессионалы помогали осужденным вернуться в социум. Используют целую систему мер для ресоциализации. Это нужно как им и их близким, так и обществу в целом. Сложность в том, что люди долго находятся в изоляции и имеют узкий круг общения. Порой это приводит к окончательному искажению мировоззрения.

Чтобы это предотвратить, наказание в виде лишения свободы должно быть направлено на ресоциализацию. Главная цель – помочь осужденному отказаться от старых устоев и принципов и принять новые, более адаптивные. Важно изменить мировоззрение осужденного, научить его управлять своими эмоциями и поведением. Внедрить новую систему ценностей.

Ресоциализация детей

Этот вид ресоциализации особенный. Если для взрослых основная цель – изменить свое поведение, то для детей – усвоить определенные ценности. Дети не могут дать оценку своему поведению, только научиться другому взаимодействию путем подражания.

Ресоциализация в подростковый период тоже имеет свои отличия. Она направлена на восстановление подростком социального статуса, который он потерял вследствие разных обстоятельств. Например, бродяжничества, нахождения в интернате или детской колонии. Подросток возвращает забытые умения и навыки, которые когда-то приобрел. Развивает те, в которых «отстал» от сверстников.

Большую роль в этом играет семья и учебные заведения. На первый план выходит личность преподавателей и наставников. Взрослые влияют на успешность ресоциализации подростков.

Ресоциализация наркозависимых

Ресоциализация наркозависимых тоже имеет большую значимость. Долгое время вся их жизнь была подчинена объекту зависимости. За это время большая часть социальных контактов была утеряна, причем, даже с самыми близкими. Однако, даже в период реабилитации, их жизнь была частично изолирована от общества. Круг их общения – врачи, психологи, соцработники и другие зависимые. Остальные социальные связи утеряны.

Главная задача ресоциализации их восстановить. Помочь человеку наладить отношения с членами семьи, устроиться на работу, научиться брать на себя ответственность. Такие жизненные перемены – всегда стресс. Важно, чтобы эти перемены прошли как можно более естественно и не привели к очередному рецидиву.

На успешность их ресоциализации влияет то, как они смогут применять на практике полученные знания. Насколько у них развиты адаптивные механизмы, получают ли они поддержку близких.

Профилактика ресоциализации личности

Профилактические меры по ресоциализации обычно оказываются правоохранительными органами и учреждениями занимающимися воспитательной деятельностью. Профилактика направлена на помощь в выработке социально-нравственных ценностей, коммуникативных навыков.

Главная цель – предупреждение десоциализации, формирование жизненных устоев, уверенности в себе. Человек обучается адаптивным реакциям не меняющиеся условия. Это помогает ему при вхождении в новую социальную группу и ограждает от пагубного влияния.

Профилактика осуществляется без ограничения свободы и направлена на предотвращение сложностей в процессе ресоциализации. Чаще она представляет комплекс мер, затрагивающих все сферы жизни человека. Больше всего успешность профилактических мер зависит от родителей ребенка и педагогов. На них лежит основная ответственность за благополучные вхождения личности в общество.

Введение в содержание курса социологии, Социализация, Объяснение ресоциализации и опережающей социализации

Обзор

Текстовый материал ООР

Ресоциализация и предвосхищающая социализация, раздел 5.4

В этом подразделе предвосхищающая социализация объясняется как подготовка к будущим жизненным ролям. В нем приводятся такие примеры, как совместное проживание до брака или будущие родители, которые читают книги по уходу за младенцами и готовят свой дом к новому прибытию. В рамках упреждающей социализации взрослые, которые в финансовом состоянии, начинают планировать свой выход на пенсию, копить деньги и рассматривать варианты медицинского обслуживания в будущем. Ресоциализация объясняется как процесс повторной социализации, когда, например, старые модели поведения, которые были полезны в предыдущей роли, удаляются, потому что они больше не используются.

Ресоциализация необходима, когда человек переходит в центр ухода за престарелыми, попадает в школу-интернат или отбывает срок в тюрьме. В новых условиях старые правила больше не действуют. Процесс ресоциализации, как правило, более напряженный, чем обычная социализация, потому что люди должны отучиться от поведения, которое стало для них привычным.

Очень хорошее определение упреждающей социализации. Далее в презентации рассказывается история концепции, включая человека, придумавшего этот термин. Упоминается, что концепция впервые была использована в исследовании вооруженных сил США. Приведены примеры опережающей социализации.

В этом видео продолжительностью 2:21 упреждающая социализация определяется как процесс, которому способствуют социальные взаимодействия, в ходе которого нечлены группы учатся принимать ценности и стандарты групп, к которым они стремятся присоединиться, чтобы облегчить свое вступление в группу и помочь им компетентно взаимодействовать после того, как они были приняты ею.

В видео отмечается, что слова, обычно ассоциируемые с предвосхищающей социализацией, включают уход за собой, игру, обучение и репетицию. Упоминается, что концепция опережающей социализации, впервые определенная социологом Робертом К. Мертоном, берет свое начало в 1949 исследование вооруженных сил США.

Это видео начинается с общего объяснения социализации, а затем углубляется в ресоциализацию. Что касается ресоциализации, то необходимо усвоить новые нормы из-за жизненных этапов, разных событий, чего-то навязанного извне и т. д. Речь идет об отказе от ценностей и моделей поведения и замене их новыми ситуациями, нормами и т. д. Она может быть добровольной или непроизвольной. Приведены примеры произвольного и непроизвольного.

В этой статье отмечается, что ресоциализация включает далеко идущие изменения в ценностях, убеждениях и поведении человека. Такая ресоциализация происходит в том, что Эрвинг Гоффман назвал тотальными институтами. Как следует из их названия, эти учреждения полностью контролируют жизнь людей, которые в них живут.

Таким образом, тотальные институты осуществляют тотальный контроль над жизнью своих обитателей. Тотальные учреждения, как правило, пытаются уничтожить индивидуальность своих подопечных и часто подвергают их жестокому обращению. Далее в статье приводятся примеры тотальных институтов.

В этой статье ресоциализация определяется как избавление от старых моделей поведения и принятие новых как часть перехода к новой жизни. Отмечается, что ресоциализация лучше всего происходит в условиях тотального учреждения. В этих условиях одна авторитетная фигура внутри учреждения будет решать, какие действия будут проводиться отдельными лицами. У людей внутри тотальных институтов почти каждый шаг предопределен за них. Если они не будут выполнять эти приказы авторитетных лиц, то они столкнутся с последствиями. Другим фактором является то, что каждый аспект жизни в учреждении связан с целями организации. Примеры тотальных учреждений включают психиатрические учреждения, вооруженные силы, монастыри и тюрьмы.

Социализация Резюме и анализ ресоциализации

Первичная социализация, полученная в детстве, является лишь частью процесс социализации. Взрослые проходят через процесс

ресоциализации , который является усвоение новых норм и ценностей, которое происходит, когда они присоединяются к новой группе или когда жизнь обстоятельства резко меняются. Изучение новых норм и ценностей позволяет людям адаптироваться, хотя новые знания могут противоречить тому, что было изучено ранее.

Хотя дряхлость и некоторые болезни, связанные со старостью, могут ухудшить способность учиться и адаптироваться к новым ситуациям, многие взрослые испытывают изменения на протяжении всей жизни. А новая работа, потеря друзей или супруга, уход детей из дома и выход на пенсию — все это этапы, требующие ресоциализации.

Большинство случаев ресоциализации представляют собой легкие модификации, такие как адаптация к новой рабочая среда. Крайние формы процесса могут включать поступление в армию, тюрьма или иное отделение от основного общества.

Рабочее место

Рабочее место является средством социализации, в данном случае ресоциализации. Новая работа приносит с собой новые нормы и ценности, в том числе следующие:

  • Какие бумаги заполнять
  • Какое оборудование использовать
  • Какие задачи выполнять и когда их выполнять
  • Когда приходить на работу
  • Когда делать перерыв
  • Когда уходить

Организация-работодатель также имеет свои ценности. Процесс социализации включает узнать, насколько строго компания соблюдает нормы, связанные с работой, например, приемлемо ли это для людей разного уровня работы, чтобы брататься в нерабочее время, или если очень опоздание повлечет за собой какое-то наказание. Во время ресоциализации люди учатся изменить поведение, чтобы оно соответствовало новой ситуации.

Всего учреждений

Большинство американцев приучены думать самостоятельно и принимать собственные решения о повседневных задачах. Это меняется, когда они ресоциализируются тем, что социолог Эрвинг Goffman обозначил тотальное заведение. Всего учреждение является организация или место, обладающее следующими характеристиками:

  • Жители не могут уехать.
  • Все действия определяются и контролируются авторитетными лицами.
  • Контакты с посторонними тщательно контролируются.
  • Окружающая среда строго стандартизирована.
  • Правила диктуют, когда, где и как участники должны что-то делать.
  • Индивидуальность не приветствуется.

Примеры общих учреждений включают тюрьмы, психиатрические больницы и военные. В эти тотальные институты, часть процесса ресоциализации включает в себя потерю некоторых свобода принятия решений. Военные решают, во что одеты их солдаты, как они тратят свое время, когда и что они едят. Чтобы получить более высокий ранг, они должны продемонстрировать, что они были ресоциализированы и успешно адаптировались к военным нормам и ценностям.

Добавить комментарий