Результат процесса социализации личности: Социализация личности- подготовка обучающихся к жизни в современном обществе

«ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ. ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ», Курсовая работа

метки:Социальный, Процесс, Психология, Социализация, Личность, Общество, Пресс, Люберцы

Введение

Актуальность темы курсовой работы. Общество — это система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют друг с другом произвольным или случайным образом. Их отношения характеризуются социальной упорядоченностью. Социологи эту упорядоченность — переплетение взаимоотношений людей в устойчивых и повторяющихся формах — называют социальной структурой. Она находит своё выражение в системе социальных позиций и распределении в ней людей.

После своего рождения все мы вступили в этот мир как новый биологический организм, и нашим главным желанием при этом было лишь наличие физического комфорта. Однако по мере роста и взросления мы все становились «социальными существами» с системой ценностей и установок присущей человеку, шаблонов поведения и ответственностью, намерениями и ориентирами, — на фоне своего индивидуального мировоззрения. Каждый из нас достигает этого состояния с помощью процесса, который принято называть «социализацией».

Социализация — это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в деятельности и общении. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, так и в условиях воспитания и образования — целенаправленного, планомерного, педагогически организованного процесса и результата развития человека.

Социализация личности — это основополагающая характеристика человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей его жизни. Именно этот процесс трансформирует каждого из нас в человеческую личность. Каждый из нас в процессе социализации усваивает социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности накопленный человечеством, который и позволяет нам играть определенные, жизненно важные социальные роли.

Большую актуальность в настоящее время приобретают проблемы успешной социализации личности в трансформирующемся социокультурном пространстве. Сегодня российское общество сталкивается с новыми вызовами и угрозами, которые предъявляют высокие требования к адаптивным и интеллектуальным способностям человека, а также к институтам, способствующим социализации личности. Социализация личности всегда была очень тесно связана системой образования и с семьей. Для успешной социализации общества важное значение имеют механизмы экономических отношений, господствующие в обществе, а также демократичность и стабильность политической системы общества, наличие институтов, которые действительно эффективно способствуют реализации прав и свобод человека и гражданина. Глобализация социальных отношений, которая происходит в современном обществе диктует новые актуальные цели социализации человека — на первый план выдвигаются креативные, творческие способности, также способности системного, аналитического и дискурсивного мышления, высокая стрессоустойчивость, высокие адаптивные способности, толерантное социальное поведение.

10 стр., 4660 слов

Социализации личности

… системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей — часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального …

В разное время проблемы социализации личности рассматривали многие исследователи Ж. Пиаже, Н. Смелзер, З. Фрейд. Фрейд особое внимание уделял вопросу об этапах социализации и влиянии подсознательного на становление личности. Польский социолог Я. Щепаньский изучал факторы влияния на социализацию подростков и считал социализацию процессом обучения индивида социальным ролям. Теорию юношеского возраста развивал И.С. Кон. Эволюция теоретических взглядов на проблему социализации приобрела особую интенсивность в XX веке в трудах Т. Парсонса, Ч. Кули, Д. Мида, Д. Дьюи, Ю. Хабермаса и др. В истории советской психологии усвоение ребенком социального опыта, механизм его вхождения в цивилизацию изучался Л. С. Выготским, А.Л. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, А.Р. Лурией.

Цель данной работы — определение и характеристика процесса социализации личности, раскрытие его содержания и основных сторон, выявление проблем социализации и поиск путей их решения.

Объектом данного исследования является процесс социализации личности в современном российском обществе.

Предметом исследования выступает — личность и ее социализация.

Исходя из заявленной цели, задачи данной работы следующие:

-определить понятие социализации личности;

-раскрыть содержание процесса социализации;

-детально рассмотреть этапы процесса социализации;

-определить основные институты социализации личности и их значение;

-выявить основные проблемы в процессе социализации и наметить пути их решения;

В курсовой работе используются такие методы социологических исследований как системный и системно-деятельностный подходы, структурно-функциональный анализ, статистический анализ, методы наблюдения и сравнения.

Глава 1. Сущность и содержание процесса социализации личности

1.1 Определение понятия «социализация»

Термин «социализация», не смотря на его широкую распространенность, однозначного толкования не имеет среди различных представителей психологической науки. В системе отечественной психологии ещё употребляются два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова «социализация»: «воспитание» и «развитие личности». Процесс социализации — это совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, которые позволяют ему функционировать в качестве члена общества.

Социализация представляет собой социально-психологический процесс вхождения подрастающего человека в социальную систему, его включение и интеграцию в социальную среду с помощью овладения им социальными нормами, ценностями, установками, отношениями. Понятие «социализация» соответствует концепции, в соответствии с которой подросток первоначально асоциален, а его социализация представляет собой процесс трансформации прежде асоциального индивида в социальную личность, которая оперирует общепринятыми в социуме моделями поведения, с его нормами и социальными ролями. Такой специфический взгляд на формирование социальности личности в особенности характерен, к примеру, для психоаналитического направления психологии.

8 стр., 3908 слов

Социализация детей как социальная проблема

… стадия. Для этого периода характерен пожилой возраст личности. На этой стадии происходит передача социального опыта новым поколениям. Социализация личности проходит этапы, совпадающие с жизненными циклами … усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому она принадлежит. Процесс социализации включает в себя …

Если посмотреть в прошлое проблемы личности и ее формирования, то можно выделить три главных направления — это биологическое, биосоциальное и социологическое.

Представители биологического направления, характеризуют личность как исключительно природное существо, у которого обусловлено все его поведение влиянием свойственных ему при рождении нужд, влечений и инстинктов (согласно З. Фрейду, Э. Фрому и другим.).

Индивид в процессе развития вынужден подчиниться общественным требованиям и вместе с тем всегда подавлять свои естественные инстинкты и позывы. Для того, чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он либо делает замещение своих неудовлетворенных природных потребностей и влечений разнообразными занятиями и увлечениями, различным видом деятельности, хобби, либо как бы «надевает маску».

Сторонники биосоциального направления предполагают, что всевозможные психические процессы по своей природе являются чисто биологическими, но интересы, личностные способности, ориентированность, складываются как явления, которые имеют социальную природу. Такое «раздвоение» личности при этом не способно объяснить ни поведение личности, ни развитие. Определение социализации как процесса формирования социальных убеждений и установок, постижения стереотипов и социальных норм, принятия общественных норм поведения и общения, особенностям стиля жизни, включения в социальные группы, — полностью оправдано. Особенно, если человек изначально рассматривается как несоциальное существо, который в процессе воспитания в обществе постепенно преодолевает свою несоциальность, которая является серьезным препятствием. Процессы и результаты социализации имеют внутренне двойственный характер, так как в идеале социализированный человек должен соответствовать социальным требованиям и в то же время противостоять негативным тенденциям в развитии общества, жизненным обстоятельствам, которые останавливают развитие его индивидуальности.

Представители другого направления считают, что индивид и рождается как чисто биологический организм, но в течении своей жизни он мало-помалу социализируется с помощью воздействия на него тех социальных групп, с которыми происходит его общение. При этом прослеживается, что чем ниже уровень развития конкретной личности, тем более отчетливо и резко у этого индивида проявляются различные биологические свойства, в первую очередь деструктивный инстинкт, а также обладания, половые и прочие.

Современная социальная психология человеческую личность рассматривает как единое целое, где социальная и биологическая составляющая неразделимы. В биологической природе человека разнообразные модификации воздействуют не только на особенности его деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те цели, мотивы, интересы, то есть результаты социальной жизнедеятельности, которые, обусловливая полный облик личности, наделяют ее силой для преодоления своих природных изъянов и особенностей характера (запальчивость, стыдливость и т.п.), включая его знания, способности, ценности, образцы поведения, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет.

9 стр., 4273 слов

Андреева Г.М. — К проблематике психологии социального познания

… этой области знания. В качестве специального раздела она включена во все учебники и руководства по социальной психологии, начиная с 80-х г.г. Наиболее фундаментальный труд — С.Фиске и … как вполне рациональная личность, которая нечто знает о действительности, в частности, знает, как приписывать причину наблюдаемому поведению (Келли, 1984). Это доказывает, что процесс социального восприятия по …

Адаптация является одним из основных понятий биологии. Адаптация — это приспособление биологического организма к условиям среды обитания. Данный термин был экстраполирован в область обществознания и стал означать процесс приспособления человека к социальной среде. Таким образом появились понятия социальной и психической адаптации. Указанные понятия означают, что личность способна адаптироваться к различным социальным ситуациям, макро-группам и микро-группам. Так, социализация посредством адаптации характеризуется как процесс вхождения личности в социальную среду и процесс ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим обстоятельствам данной среды.

Совершенно в другом свете понимается сущность социализации А. Маслоу, Г. Олпортом, К. Роджерсом и друг……..

Список использованных источников

1. Алтунина, И.Р. Социальная психология: Учебник / И.Р. Алтунина, Р.С. Немов. — Люберцы: Юрайт, 2015. — 427 c.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2012. — 363 с.

3. Белинская, Е.П. Социальная психология: Хрестоматия / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. — М.: Аспект-Пресс, 2012. — 456 c.

4. Гераськина, М.Г. Социальная психология: Учебное пособие для студентов вузов / А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин; Под ред. А.Н. Сухов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 615 с.

5. Гулевич, О.А. Социальная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / О.А. Гулевич, И.Р. Сариева. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 452 c.

6. Дикая, Л.Г. Социальная психология труда: Теория и практика. Т. 2 / Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. — М.: Институт психологии РАН, 2010. — 442 c.

7. Дридзе, Т.М. Язык и социальная психология / Т.М. Дридзе. — М.: КД Либроком, 2009. — 240 c.

8. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. — М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 640 с.

9. Ефимова, Н.С. Социальная психология: Учебное пособие / Н. С. Ефимова. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 192 с.

10. Карабанова, О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., 2005.

11. Корягина, Н.А. Социальная психология. Теория и практические методы: Учебник / Н.А. Корягина. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 316 c.

12. Кричевский, Р.Л. Социальная психология малой группы. / Р.Л. Кричевский, Е.М Дубовская. — М.: Аспект-Пресс, 2009. — 318 c.

13. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс; Пер. с англ. З.С. Замчук. — СПб.: Питер, 2013. — 800 c.

2 стр., 920 слов

Особенности социальной ситуации развития.Учебная деятельность …

… — 352с., ил. ISBN 5-78415-008-3 4. Дубровина, И.В. и др. Психология [Текст]: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. … привычки работать вполсилы. 2.Учебная деятельность как ведущая деятельность Учебная деятельность становится ведущей для младшего школьника. Этому способствует социальная атмосфера его жизни. Если раньше ребенка могли назвать . ..

14. Милованов, В.П. Синергетика и самоорганизация: Социальная психология / В.П. Милованов. — М.: КД Либроком, 2013. — 184 c.

15. Морозов, А.В. Социальная психология: Учебник / А.В. Морозов. — М.: Академический проект, 2013. — 335 c.

16. Мудрик, А.В. Социальная педагогика. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: 2010. — 224 с.

17. Немов, Р.С. Социальная психология: Учебное пособие / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. — СПб.: Питер, 2010. — 432 c.

18. Самойлов, В.Д. Педагогическая антропология: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям » Педагогика и психология девиантного поведения», «Социальная педагогика», «Психология служебной деятельности» / В.Д. Самойлов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. — 271 c.

19. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие. — М.: Аспект Пресс, 2013. — 460 с.

20. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология: Учебник для бакалавров / А.Л. Свенцицкий. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 408 c.

21. Столяренко, Л. Д. Социальная психология: Учебное пособие / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. — М.: Дашков и К, 2016. — 240 c.

22. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. — М.: Азбука классика, 2005. — 224 с.

23. Цветкова, Л.А. Социальная психология наркотизма в студенческой среде / Л.А. Цветкова. — СПб.: СПбГУ, 2012. — 256 c.

24. Юревич, А.В. Социальная психология научной деятельности / А.В. Юревич. — М.: Институт психологии РАН, 2013. — 447 c.

25. Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. — Ростов н/Д., 2008. — 544 с.

Риски современного процесса социализации личности на постсоветском пространстве в аспекте психологии

Библиографическое описание:

Коноплёва, Л. С. Риски современного процесса социализации личности на постсоветском пространстве в аспекте психологии / Л. С. Коноплёва, Н. Н. Коноплёв. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С.

25-31. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/254/12970/ (дата обращения: 27.05.2023).



Проблема процесса социализации личности на пост советском пространстве в том, что коммунистическая модель образования государства оказалась не жизнеспособной. В связи с политическими реформами, направленные на либерализацию и свободу в гражданском обществе, соответственно изменились и цели государства. При коммунизме девизом было: «Грабить и распределять», в рыночной свободной экономике девизом государства становится: «Созидание и Творчество», где государство помогает личности само реализоваться, поэтому назрела необходимость реформирование процесса социализации личности.

В коммунистической модели готовились винтики для государства, а в новой, возрождающейся Российской Федерации, естественно, нужны свободные и творческие личности. Свободная творческая личность является гарантом свободы и независимости государства как субъекта хозяйственной деятельности. Иначе говоря, современному Российскому государству нужна новая система процесса социализации личности с теми целями и задачами, которые ставят перед собой новая Российская идея построения личностно-ориентированного гражданского общества, где государство нацелено на помощь в самореализации личности.

В связи с процессами глобализации, как в политических, так и в экономических общественных структурах, возникает новая социальная реальность, как ключевая детерминанта социализации современной молодёжи.

Ведущие компании мира работают с рисками, причём, проблема есть свершившийся риск. Создание рисков и управление ими является источником прибыли [3].

Социализация — совокупность взаимосвязанных процессов, усвоение и воспроизводство индивидом социокультурного опыта и фило-онтогенетического формирования и развития свойств личности. Понятие социализации ввёл американский социолог Гиддинкс в конце 19 века. Процесс социализации можно рассматривать как адаптацию к социальной среде индивида.

С точки зрения психоанализа социализация рассматривается как становление внутренней активности личности за счёт сублимации. Акцент делается на мотивационно-потребностной сфере, что является регулятором поведения.

Альтернативный подход — когнитивная концепция. Жан Пиаже процесс социализации связывает с развитием ума и мышления. Чем больше знаний, тем адекватней человек воспринимает себя в мире. Существуют два механизма социализации: внешний (воздействие среды) и внутренний (стремление изнутри). Внутренний механизм выражается в подражании и идентификации, внешний — в руководстве и наставлении (образование и воспитание).

Выготский Л. С. представляет механизм социализации следующим образом: человеку при рождении изначально закладывается генетическая программа, транслируемая каждому индивиду, и выражается в потребности стать личностью (социальная потребность). При этом вводится понятие интериоризации (восприятие, усвоение) и экстериоризация (переработанный опыт восприятия и усвоения возвращается в социум в процессе деятельности).

Предполагается, что при нарушении восприятия культурно-генетического кода (например, пьющие родители) возникает асоциальное поведение личности. Гуманитарное образование позволяет восстанавливать генетический код развития личности.

О воспитании классик мировой психологии Л. С. Выготский высказывался следующим образом: воспитывать — значит всемерно содействовать в организации жизни подрастающего поколения, нельзя воспитывать, нужно создавать условия для воспитания [1].

Факторы социализации можно разделить по двум причинным условиям: 1. Целенаправленная социализация осуществляется социальными институтами. 2. Случайные, стихийные влияния включают в себя общение человека, например, в компании сверстников и т. д.

Новые требования к процессу социализации личности с учётом перехода к свободной модели государства можно выразить в противопоставлении коммунистической и рыночной культур в аспекте воспитываемых типов личностей.

На постсоветском пространстве существует особый тип личности, сформированной идеологией коммунистов — «гомо советикус». Сознание «гомо советикуса» воспитывала советская педагогика с её общественным типом образования. В понятии тип образования указывается доминирующий признак, отражающий социальные ориентиры, запрос общества. В настоящий момент существует два типа образования: 1) общественно-ориентированный; 2) личностно-ориентированный. Общественно-ориентированный тип характеризуется признаком внешнего воздействия на учащегося. В основе личностно-ориентированного образования лежит иной доминирующий признак, как обеспечение саморазвития личности, исходя из выявления его индивидуальных особенностей. В соответствии с указанными выше подходами человек понимается как: 1. «Человек — глина». Это образ формирующей педагогики. Человек в данном случае как бы не имеет своей изначальной сущности («чистый лист») и является материалом для педагогической работы с ним. 2. «Человек — семя», имеющее генетическую программу развития. Общественно-ориентированное образование идеологизировало сознание (кодировало) в соответствие с политическими идеями коммунизма.

Большую роль в воспитании предпринимательской способности детей играют родители. Е. С. Рапацевич в современной энциклопедии по педагогике даёт следующие рекомендации родителям: не выдавайте свои интересы и цели за интересы и цели ребенка; приучайте его самого принимать решения, доверяйте и не заставляйте делать так, как вам хочется; дайте детям возможность добиваться успеха, а потом признайте его и похвалите их усилия; независимость также можно воспитывать, поощряя подростка выражать свои взгляды; если вы хотите, чтобы ваши дети были независимы, учите их работать, состязаться друг с другом и добиваться поставленных целей; привлекайте детей к ведению семейного бюджета; детям следует учиться проводить время, полагаясь на собственное воображение и активность [5].

В рыночной культуре возрастает спрос на высоко — квалифицированный труд. Между профессиями стираются границы. Рынок персонализирует человека. Знакомство трансформирует в рекомендацию. В клановой организационной культуре на первом месте личные отношения по вертикали и горизонтали, поэтому конкурентоспособность организации, как субъекта хозяйствования мирового экономического пространства снижается.

Коллектив проигрывает команде, т. к. в команде главенствуют служебные отношения с персональной ответственностью. Предпринимательству невозможно научить, потому что связь между деловыми качествами предпринимателя и его образованием отсутствует. В начале какое — либо дела, приходит понимание, что полученные ранее знания практически бесполезны. Главные качества предпринимателя выражаются в таких выражениях, как умение бать самим собой. Принимать самостоятельно решения в условиях неопределённости. Вера в реализацию своих идей. Не браться за работу в ущерб своим морально-этическим и экономическим интересами. Умение предвидеть результат своим действиям. Способность эффективно управлять социально-психологическими рисками в принятии как стратегических, так и тактических решений в процессе ведения бизнеса. В подборе кадров более полагаться на интуицию, чутьё. При управлении персоналом отдаёт предпочтение служебным отношениям, соблюдает субординацию и требует от подчинённых приоритета служебных, а не личных отношений с коллегами и подчинёнными по работе.

Процесс перехода от личности «гомо-советикус» к свободной личности напрямую связан с либерализацией экономических отношений между субъектами хозяйствования. Процесс либерализации должен проходить постепенно, естественно, и связан исторически со сменой поколений. Иначе говоря, с функционированием традиционных форм субъектов хозяйствования экономики постепенно должны создаваться субъекты хозяйствования, ориентированные на культурно-исторические традиции, характерные рыночным отношениям, работе в команде и персональная ответственность, ориентированная на развитии личности человека. Самое большое влияние на государственное устройство оказывают политические процессы, проходящие в любой стране мира и приводящие к власти группу людей, объединённых одной идеей [2].

Проблема человека является стержнем проблем России. Для придания чрезвычайного значения качеству человека граждане России именуются человеческим капиталом. Мы стремимся доказать, что человеческого капитала, адекватного глобализации, в России нет, и, что хуже всего, никто в России не знает параметров имеющегося человеческого капитала и никто не хочет этого знать. Между тем параметры человеческого капитала страны более важны, чем параметры финансового капитала, и более объективны при измерении, оценке, учете, чем финансовый капитал. Объясняется это очень просто: человек является носителем картины мира, образа жизни, жизненной позиции и мировоззрения, которые могут быть более или менее адекватны глобализации. Например, если государство производит человеческий капитал с картиной мира далекого прошлого, то, естественно, такие люди не могут быть успешно адаптированы в настоящем по действующим проектам будущего. Не будет у России человеческого капитала, опережающего действующие проекты будущего, не будет страны, несмотря на несметные природные богатства, которые достанутся зарубежным переселенцам. Попытки активизировать отечественную экономику не удаются из-за дефицита трудовых ресурсов, отсутствия у собственных граждан достаточной мотивации работать и неспособности работать на современном уровне, когда удается создать мотивацию [4].

Переход от социалистического к рыночному укладу жизни объективно влечет за собой снижение степени персональной защиты личности со стороны социальных институтов государства и общества. Принцип патернализма, выступавший при социализме в качестве одного из ключевых механизмов регуляции взаимодействия в диаде «общество–личность», фактически, утратил свою актуальную значимость. Новый характер складывающихся ныне общественных отношений ориентирован на инициативу и активность самой личности, ее способность и готовность самостоятельно, то есть индивидуально принимать решения, выстраивать персональную стратегию собственной жизни. Идеал успешной личности современной молодёжи соответствует следующим представлениям: человек сделал себя сам, который устремлен рассчитывать в первую очередь на себя и который располагает для этого реальными личностными ресурсами и возможностями для их полноценной реализации [6].

Основной суммарный эффект воздействия высшего образования на ценности студентов заключается в том, чтобы обеспечить общее принятие системы стандартов и качеств, присущих выпускникам. Воздействие образовательного учреждения заключается в том, чтобы социализировать индивида, усовершенствовать, отшлифовать, «приспособить» его ценности так, чтобы он мог быть полноценным «гражданином» определённой социокультурной среды определённого государства.

Идеологическое смешивание понятия воспитания и образования приводит к зомбированию, кодированию личности. Необходимо условно разграничить эти два понятия для понимания сути процесса воспитания и образования. Познание личностью как субъекта, физического, материального мира в процессе социализации формируется образованием через интеллект (мышление, память, визуализация и т. д.). Познание и восприятие невидимого мира духовной сферы личности, включающую в себя чувство, эмоции, мораль, этику, в сумме, создающей в личности ощущение совести, проявляющейся через стыд, формируется воспитанием через интуицию (опора на себя).

Психологические качества ребёнка способного к предпринимательской деятельности: инициативность в общении; проигрыш в игре стимулирует; практичность и реалистичность в выборе увлечений и друзей; прямолинейность, откровенность, напористость в сочетании с гибкостью, умением приспособиться к обстоятельствам и людям; интерес к коммерции и торговле, к семейному бюджету, умение толково распорядиться выдаваемыми ему карманными деньгами; аналитический склад ума, способность добраться до сути проблемы и решить ее; творческий подход к делу, умение «из ничего» извлечь пользу и выгоду для себя; умение учиться на собственных ошибках. При активизации мотивов нельзя опираться на финансовые стимулы. Материальное достижение для предпринимателя является следствием, а не результатом его деятельности. Предпринимателю нравится процесс, а не результат. Предпринимателю не нужна социальная поддержка в принятии решений. Крупные компании на постсоветском пространстве заинтересованы в том, чтобы их персонал обладал качествами свободной личности, которая в своей деятельности руководствуется совестью — за этим будущее. Тот, кто живёт за страх — это прошлое. Такие люди никогда не смогут быть конкурентно способными в современном обществе. Процесс социализации личности должен реформироваться. Приоритет процесса социализации необходимо отдавать свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за них, при этом, руководствоваться своей совестью, опираться на себя. Так же как телесной оболочке нужен чистый (свободный) воздух, так же для личности нужна чистая социальная среда без кодирования и регламентирования, свобода для творчества с целью самореализации.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 1997.
  2. Коноплёв Н. Н., Коноплёва Л. С. Риски формирования сознания личности как субъекта рыночной экономики на постсоветском пространстве [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 9–12.
  3. Лукьянов О. В. Готовность быть: Введение в транстемпоральную психологию. — М.: Смысл, 2009. — 231 с.
  4. Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала: Учеб. пособие / Под науч. ред. д-ра психол. наук, проф. А. И. Юрьева. СПб.: Logos, 2006. — 512 с.
  5. Рапацевич Е. С. Педагогика. Современная энциклопедия / Е. С. Рапацевич; под общ. ред. А. П. Астахова. — Минск: Современная школа, 2010. — 720 с.
  6. Шумская Л. И., Бабосов Е. М. Актуальные проблемы обеспечения молодежной политики союзного государства // Учёные записки. — № 2, 2011. — С. 31–34.

Основные термины (генерируются автоматически): человеческий капитал, процесс социализации, Россия, свободная личность, субъект хозяйствования, персональная ответственность, постсоветское пространство, рыночная культура, современная молодежь, финансовый капитал.

Риски формирования сознания

личности как субъекта рыночной

государство, человеческий капитал, развитие личности человека, Россия, развитие личности, отношение, структура государства, субъект хозяйствования, экономика, излишняя забота.

Процесс политической социализации молодежи в современном

Аполитичность современной молодежи | Статья в журнале. .. Процесс политической социализации молодежи в современном

политическая культура, Россия, современная политическая культура, российское общество, демократический тип, политическая система…

Проблемы формирования

человеческого капитала в России

рабочая сила, человеческий капитал, россия, Китай, рынок труда, рыночная потребность, человеческий потенциал, взрослое население, высшее образование, производственно-коммерческий процесс.

Политическая

культура и модернизация общества: специфика…

Процесс политической социализации молодежи в современном. ..

политическая культура, Россия, современная политическая культура, российское общество, демократический тип, политическая система, политическая жизнь, особенность, культура

Особенности воспитания и

социализации молодежи

Особенности воспитания и социализации молодежи в современной профессиональной школе.

[1,2]. Россия всегда могла гордиться уровнем вовлеченности молодых людей в социальные процессы.

Социализация: теоретические основы, понятие, сущность

В процессе социализации человек обогащается общественным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий. ..

Проблемы

социализации современных студентов

Социализация как процесс и результат формирования личности в ходе освоения накопленного человеческого опыта является главной целью деятельности

Важнейшим показателем социализации современной молодежи является отношение молодых людей к труду.

Человеческий капитал как основной фактор инновационного…

Важной составляющей человеческого капитала является капитал культуры, который представляет собой инвестиции в человека, осуществляемые с целью формирования свойств высокоинтеллектуальной личности.

Образование как процесс социализации и его цель

Вернуться к: Образовательные исследования UGC NET – Блок 1

Образование как процесс социализации и его цель

Образование необходимо каждому человеку в жизни. Это помогает человеку принять приемлемое поведение и понять свою роль в обществе. Именно через образование человек учится дисциплине и основам этикета, необходимым для того, чтобы вести себя как ответственный гражданин общества. Ценности, верования, культура, религия и т. д., которым следовали из поколения в поколение, передаются следующему через образование.

Процесс социализации есть процесс воспитания. Оба помогают в общем развитии личности. Социализация делает человека готовым к миру. Это помогает в личностном росте.

Что такое образование

Пожалуйста, включите JavaScript

Что такое образование

Образование как процесс социализации

Школа является основным учебным заведением, где обучают социализации. Тем не менее, социализации следует обучать с раннего возраста дома и продолжать в школе. Дети смогут быстрее понять, что от них ожидается, по мере того, как они растут и быстро осваивают свои роли.

Знания, навыки, убеждения, ценности, культура, религия, нормы, язык и т. д., которым следуют веками, передаются следующему поколению посредством образования. С годами человек поймет, какова его роль в обществе, и примет ее ответственно. Социализация делает личность независимой и способной идти на риск. Человек сможет принимать решения и решать проблемы самостоятельно.

Благодаря социализации люди будут понимать и перенимать различные чувства эмоций. Люди будут относиться друг к другу с уважением и слушать друг друга с состраданием и сочувствием. Это подготовит человека к правильному общению с человеком или большой группой и к приемлемому поведению.

Какова цель социализации?

Без социализации не было бы общества. Для существования общества необходима социализация. Социализация помогает в передаче знаний, ценностей, культуры и ожидаемого поведения следующему поколению и так далее. Это также имеет решающее значение в развитии личности. Люди получат представление о своей роли в обществе и ожиданиях, которые оно возлагает на них по мере взросления. Общение позволит человеку не только лучше узнать другого человека, но и самого себя. Они поймут, каковы их интересы, взаимодействуя с другими людьми, и будут работать над этим. Люди будут прилагать усилия к самосовершенствованию, что в результате принесет пользу как человеку, так и обществу.

Заключение

Социализация позволяет людям играть свои роли в обществе. Он воспитывает в людях дисциплину, послушание и ответственность. Общение принесет людям чувство счастья и улучшит их самочувствие. Люди будут понимать социальные нормы и осознавать ожидания общества от них. Социализация поможет обществу и людям в развитии друг друга. Социализация имеет решающее значение для существования общества и роста людей. Следовательно, социализация необходима для существования любого общества.

Социализация и теории процесса социализации

Разработать процесс социализации. Также прокомментируйте основные теории процесса социализации.

Социализация:

–                 права и обязанности себя и других, с этическими и неэтичными поведение и тд.

Социализация – это процесс социального взаимодействия, посредством которого люди приобретают личность и усваивают образ жизни своего общества. Социализация является важнейшим связующим звеном между личностью и обществом — связующим звеном настолько важным, что без него ни индивидуум, ни общество не могут выжить. Это позволяет человеку изучить нормы, ценности, язык, навыки, убеждения и другие модели мышления и действия, которые необходимы для социальной жизни. И это позволяет обществу воспроизводить себя как в социальном, так и в биологическом плане, обеспечивая тем самым его преемственность от поколения к поколению.

Одним из важнейших результатов социализации является индивидуальная личность. В обычной речи мы употребляем слово «личность» довольно широко по отношению к характеру или темпераменту человека, но социологическое использование этого термина является более широким и более точным. Личность относится к довольно стабильным образцам мышления, чувств и действий, которые типичны для человека.

Таким образом, личность включает три основных компонента: когнитивный компонент мышления, убеждений, восприятия, памяти и других интеллектуальных способностей; эмоциональный компонент любви, ненависти, ревности, сочувствия, гнева, гордости и других чувств; и поведенческий компонент навыков, способностей, компетентности и других способностей.

Природа человека

Для правильного процесса социализации предполагается, что социальный порядок уже существует. Во-вторых, новый несоциализированный член должен обладать всеми необходимыми биологическими данными. Ведь социализация в основном направлена ​​на нормальное межличностное взаимодействие, а также предполагает адекватный генетический потенциал. Он отвечает на вопрос, какова основная природа человека-животного?

Tabula Rasa Представление о социализации

Концепция Tabula Rasa объясняет, что младенец считается рожденным социальным, а не антисоциальным или просоциальным; предрасположенность, которая привела бы его/ее к одному типу поведения в противоположность другому. Эта точка зрения утверждает, что социализация является результатом социального давления в данной социальной системе. Кроме того, он считает, что организм формируется обществом, а не причастен к его / ее собственному социальному творчеству. Эта точка зрения склонна считать человека пассивным, реагирующим только на стимулы, наложенные на него / ее собственного социального творчества. Этот взгляд склонен считать человека пассивным, реагирующим только на стимулы, наложенные на него из окружающей среды. Таким образом, различия в результатах социализации объясняются не столько различиями в индивидуальных характеристиках, сколько различиями в природе социального устройства.

Взгляд активного участника

Этот взгляд предполагает, что человек активен в своем процессе социализации, и подчеркивает факторы, которыми обладает младенец при рождении и которые влияют на первоначальное социальное поведение. Он считает, что ребенок никогда не реагирует на стимулы напрямую, а действует по отношению к стимулам на основе приписываемых им значений. Эта точка зрения утверждает, что социализация — это процесс взаимодействия между характеристиками окружающей среды и индивидуальными характеристиками. Поэтому социализация – это не просто передача культуры, а изучение процесса «становления человека».

Существует противоречие между активным и пассивным или естественным воспитанием. Кто или что отвечает за результаты социализации? Точка зрения Tabula Rasa заключает, что любые возникающие различия в значительной степени являются результатом влияния окружающей среды, а социальный порядок в конечном итоге несет ответственность за результаты. С другой стороны, почти все судебные системы основаны на представлении о том, что лицо хотя бы частично несет ответственность за свое собственное поведение. В противном случае справедливость поощрений и наказаний была бы иррациональной.

 

Теории социализации:

Психоаналитический подход

Этот подход к социализации представляет точку зрения, что качество отношений между родителями и детьми является центральным элементом в развитии личности . Он выделяет несколько психосексуальных стадий развития, и процессы взаимодействия на этих стадиях, протекающие в семье, рассматриваются как основные для социализации ребенка. Эти знакомые паттерны взаимодействия анализируются по качеству эмоционального отношения, таким образом, то, как мать взаимодействует с ребенком во время приучения к туалету, кормления и т. д., рассматривается как социальная основа, из которой вырастают различные личностные характеристики. Формулировка исходной природы человеческого организма по мере его прохождения по стадиям развития делает значительный акцент на источнике энергии, а именно на Идентификатор , присутствующий при рождении. Ид нуждается в немедленном удовлетворении; следовательно, Ид сильнее всего на ранних стадиях. По мере развития ребенка начинают проявляться другие измерения интеллектуальных процессов, а именно функции эго и суперэго. Основная функция эго — формирование реальности и направление энергий Ид таким образом, чтобы уменьшить напряжение, основанное на природе реальности (как социальной, так и физической). Ребенок усваивает, что реальнее отложить немедленное удовлетворение и подождать, пока будет готов обед, потому что в долгосрочной перспективе организму будет лучше, т. хлеба потребовали немедленно.

         Подход социального обучения

Социальное обучение рассматривает ребенка как человека, который учится уместному и неуместному поведению в любой социальной среде, потому что он или она вознаграждается за одно поведение и не вознаграждается за другое. Из-за основной природы ребенка он или она имеет тенденцию повторять поощряемое поведение и не повторяет невознаграждаемое поведение. Таким образом, вместо того, чтобы изучать «общие черты», ребенок узнает, какая реакция связана с данным стимулом. Таким образом, обучение рассматривается в основном как установление связи между стимулами и подкреплением. Поощрение и наказание занимают центральное место в процессах закрепления или сшивания конкретных стимулов с конкретными поощрениями.

Символико-когнитивный подход

Символически-интерактивный подход подчеркивает, что личность и общество (индивидуум и социальный порядок) не могут пониматься как отдельные сущности. Общество существует благодаря взаимосвязанным социальным институтам, каждый из которых состоит из взаимосвязанных наборов ролей. Эти роли определяют ожидаемое обществом поведение человека для любого человека, переходящего в данную роль. Как только человек вошел в роль и принял как лично подходящее поведение, предписываемое обществом, можно сказать, что он/она стал социализированным. Он/она может оценивать свое поведение с точки зрения общества и инициировать поведение по отношению к другим, созвучное его или ее представлениям о себе. Согласно этому подходу, социализация является результатом взаимодействия человеческого организма и социального порядка. Ребенок проходит соответствующие ступени развития. Гонка прогресса определяется потенциалом созревания ребенка, а также характеристиками социального строя. Ребенок избирательно и активно обрабатывает информацию в соответствии со своей стадией когнитивного развития.

Согласно модели Колберга (1973), существует три уровня нравственного развития. Каждый уровень состоит из двух этапов.

  1. 1.      Доморальный уровень: (а) На стадии 1 поведение ребенка в основном контролируется наказанием, а поведение сосредоточено на избегании наказания, (б) На стадии 2 ребенок -осознает вознаграждение и поведение смещается в сторону получения вознаграждения. Потолок первого уровня – десять лет.

2 Обычная мораль: Он включает интернационализацию ожиданий, которые другие общества имеют в отношении ребенка, (c) На этапе 3 ребенок соответствует общественным правилам и нормам ожиданий других, (d) На этапе 4 ребенок усваивает общие стандарты поведения и чувство долга развивается

3. Принципиальная мораль: (e) На этапе 5 человек ведет себя в соответствии с рациональными, согласованными нормами, но с аргументами, что это следует изменить, (t) На этапе 6 человек не подчиняется приказу во имя справедливости и свободы. Такой подход показал необходимость понимания человеческого организма как актора, формирующего собственное когнитивно-символическое видение мира, становящегося действующим членом общества.

Добавить комментарий