Что означают цвета в детском рисунке
Воспитание детей
Прежде всего оговоримся: не спешите впадать в панику, видя на рисунке мрачные тона, подмечая систематическое отсутствие на картинках того или иного члена семьи.
— Мне просто лень ее рисовать, — объяснил четырехлетний Тимофей, почему на его рисунках не находится места для бабушки. А материнское-то сердце уже зашлось в печали: неужели у бабушки с внуком конфликт?
Любимый цвет у ребенка появляется уже года в три. А наиболее ярко его цветовые предпочтения проявляются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Дело в том, что, когда ребенок рисует, рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. И малыш изображает то, что просит его душа. И вот что же она просит, внимательным родителям подскажут цвета рисунка. А как их расшифровать, мы сейчас подскажем.
- Фото
- firestock
Есть нюансы
Первым делом — фломастеры. Ну или карандаши, краски, мелки или еще какие средства, которыми рисует ваш ребенок. Обратите внимание на них — может, у него просто зеленый закончился, поэтому трава и деревья теперь красные. Набор должен быть полным. Свобода творчества ведь.
Второй нюанс — не пытайтесь расшифровывать каждый цвет, который появился на бумаге. Учитывайте лишь преобладающий. Причем преобладающий не только в сегодняшнем рисунке, а в целом — за последнюю неделю, месяц.
Третий — обращайте внимание, что именно рисует ребенок. Некоторые темы рисунков, например, лес или море, сами по себе задают цвет. Зеленая трава — не повод для диагноза. Но если малыш настойчиво раскрашивает и небо, и море, и траву, и людей фиолетовым, на это можно обратить внимание. Но не забывайте о пункте первом. Кстати, психологи для анализа используют в основном три темы: человек, семья, выдуманное животное.
Если ребенок рисует свою семью, то обращайте внимание, каким цветом нарисованы отдельные фигуры. Черный папа, зеленая бабушка — это может быть художественным выражением отношения ребенка к человеку. Ключевое — может быть. Не спешите устраивать разборки на ровном месте.
Ну а цвет, которым нарисовал ребенок сам себя, расскажет, как малыш воспринимает себя, как он себя чувствует.
Обратите внимание на то, сколько цветов использует малыш. Дети 4−7 лет с нормальным уровнем эмоционального развития используют 5−6 цветов. Если ребенок рисует только одним-двумя карандашами, то это, возможно, говорит о негативном эмоциональном состоянии.
Не очень хорошо, если ребенок предпочитает только простой карандаш. Психологи считают, что это означает нехватку в жизни ребенка ярких событий и положительных эмоций.
- Фото
- GettyImages
Каждый охотник желает знать…
Красный
Цвет жизни и энергии. Но многие психологи считают этот цвет агрессивным. Дети, которые часто рисуют красным, довольно открыты для общества, они очень активные, энергичные, эмоциональные. Часто любителям красного присущи эгоизм и лидерские задатки — за последние можно ухватиться и развить. Если обычно скромный ребенок начал выбирать красный цвет, это может означать, что он напряжен и близок к тому, чтобы стать агрессивным. Просто дайте малышу отдохнуть.
Оранжевый
Означает стремление к ярким впечатлениям, любознательность и интерес к жизни. Его выбирают открытые, общительные, веселые, непосредственные дети, часто меняющие свое мнение и увлечения. Часто они вспыльчивы и плаксивы, шалят и балуются — не потому, что они невоспитанные, а просто они такие. Им непременно нужно найти занятие, которое даст выход их энергии, активный спорт был бы идеален.
Розовый
Поклонникам розового требуется повышенное внимание, им жизненно необходимо чувство безопасности. Очень часто розовый любят робкие дети. Так что если ваш ребенок «розовенький», знайте: ему очень важна поддержка родных и близким, они зависимы от мнения окружающих. Хвалите его, подбадривайте, обнимайте и говорите, как вы его любите, чтобы малыш понимал, как он много значит для вас. Впрочем, это никому не помешает.
Желтый
Этот цвет предпочитают дети-мечтатели. У них хорошо развито воображение, присутствуют лидерские качества, но в то же время они могут оказаться безответственными. Психологи считают, что если ребенок выбирает желтый цвет, он комфортно чувствует себя в своем окружении. Значит, все хорошо, и можно заняться развитием их мечтательности: малыш-романтик создан для профессии созидающей. Например, архитектора, мультипликатора, дизайнера или исследователя.
Зеленый
Поздравляем: у вашего ребенка высокий интеллект и развитая фантазия. Но не только. Зеленый цвет в детских рисунках обычно означает еще и то, что малыш чувствует себя одиноким, ему не хватает внимания со стороны родителей. Если ситуация не изменится, ребенок вырастет замкнутым, скрытным, боящимся любых перемен, апатичным. Так что почаще проводите время с ребенком, даже если вы считаете, что и так много внимания уделяете своему малышу.
- Фото
- GettyImages
Голубой
Те, кто видит мир в небесных тонах, дружелюбны, доброжелательны, легко заводят новые знакомства, но в то же время довольно серьезны по сравнению с другими детьми. Такие малыши склонны к задумчивости и очень внимательны к деталям происходящих вокруг него событий. Поэтому не бросайте рядом с ним слов на ветер: он все услышит, обдумает и сделает выводы. Ведь рядом с вами растет маленький аналитик. И кто знает, может, и большой ученый.
Синий
Цвет уравновешенных и слегка флегматичных детей. Такие дети предпочитают спокойные и тихие игры. Но даже дети-непоседы иногда начинают рисовать только синим цветом. Это может означать, что ребенок утомился от шумных игр и хочет просто остаться в покое и тишине. Дайте ему такую возможность, ведь каждому из нас иногда нужно побыть наедине с собой. Дефицит личного пространства — страшная штука.
Серый
Этим цветом рисуют тихие и замкнутые в себе детки. Они постоянно нуждаются в поддержке взрослых. «Серая» ситуация возникает, когда ребенка отгородили или он сам отгородился от других детей. Уделяйте ребенку больше внимания, чтобы их серые рисунки раскрасились всеми цветами радуги. Иначе есть вероятность, что у вас вырастет «человечек в футляре», которого из вечной депрессии просто не вытащить.
Коричневый
Дети, предпочитающие в своих рисунках коричневый цвет, живут в собственном мире, часто не хотят никого туда впускать. Существует много причин «коричневого» дискомфорта: слабое здоровье, семейные неурядицы, участие в драматических событиях. Попробуйте посмотреть со стороны на положение ребенка в семье: может, он слышит ваши ссоры? Или вы изливаете негатив на окружающих, придя с ненавистной работы?
- Фото
- GettyImages
Черный
Пожалуй, наибольшую озабоченность у родителей вызывает появление в детских рисунках черного цвета. И не зря, ведь он означает депрессию, враждебность, протест и чувство безнадежности. Если черный цвет стал преобладающим в рисунках вашего малыша и так он рисует уже довольно продолжительное время, то стоит обратиться к психологу. Специалист лучше определит, стоит ли бить тревогу, или же ничего страшного с вашим ребенком не происходит, он просто поклонник графического жанра в искусстве.
P.S.
И напомним: анализировать рисунок не так просто, как кажется. Интерпретировать нужно не одну картинку, а целую серию. Еще лучше, чтобы ребенок сам объяснил, почему он видит мир именно вот так, а не иначе. А то ведь бывает, что проблему начинают искать там, где ее нет и не было. Поэтому, если у вас возникли какие-то подозрения, обратитесь к профессиональному детскому психологу. Он поможет вам во всем разобраться.
Детский психолог
Не спешите делать выводы, увидев несколько рисунков ребенка. Иногда предпочтение в выборе цвета вовсе не означает никаких психологических отклонений. Однако стоит задуматься, если малыш рисует все исключительно черным цветом, когда перед ним стоит целая палитра красок. Возможно, ему не хватает ярких эмоций в жизни или внимания родителей.
Самое важное — слышать своего ребенка. Тогда вы сможете наверняка понять его мотивы в выборе цвета для своих художественных шедевров. В норме, для ребенка от 4 лет использоваться от 5-6 цветов для создания картин. Если у вас происходит не так, не спешите бить тревогу, прислушайтесь к малышу, попытайтесь узнать, что он думает и чувствует.
Марина Рябцева, Юлия Ионина
Теги
- дети
- психология
О чем могут рассказать детские рисунки?
Детские рисунки могут многое рассказать о ребенке, ведь в них малыш выражает то, о чем он не может сказать словами. В работе с дошкольниками психологи часто используют проективные рисуночные методики. Безусловно, полную и наиболее достоверную интерпретацию рисунков может провести исключительно специалист, однако для того, чтобы вовремя выявить проблему, родителям стоит познакомиться с основами анализами детского творчества. В этой статье мы расскажем Вам о том, что означают различные элементы рисунка, как можно интерпретировать цвета, которые использует ребенок, а также какие предположения можно сделать, проанализировав рисунок семьи.
Что нужно знать родителям о развитии детского рисунка?
Прежде чем приступать к интерпретации рисунков, необходимо выяснить, чего можно ожидать от малыша того или иного возраста. В своем развитии детские рисунки проходят несколько стадия:
Возраст |
Содержание рисунков |
До 1,5 лет |
Стадия штрихов. В этом возрасте дети получают удовольствие от того, какие яркие следы можно оставлять на бумаге. |
1,5 – 3,5 года |
Стадия каракулей. Рисунки, сделанные детьми в этом возрасте, внешне не отличаются от рисунков предыдущей стадии, однако ребенок уже вкладывает в них свой смысл, желая изобразить что-то конкретное. |
3,5 – 8 лет |
Стадия схематичных изображений. Ребенок изображает только важные детали предмета, не учитывая пропорции. |
8 — 10 лет |
Стадия правдоподобных изображений. Дети в этом возрасте стараются как можно точнее изобразить предмет, прорисовываются детали, учитываются пропорции. |
После 10 лет |
Правильные изображения. Рисунки становятся объемными, реалистичными. |
Не стоит всерьез анализировать рисунки детей младше четырех лет, так как у ребенка этого возраста еще недостаточно сформирована мелкая моторика, чтобы он мог выразить на бумаге то, что хочет.
Особое значение имеют особенности изображения человека:
Возраст |
Особенности изображения человека |
До 3 лет |
«Головоноги» — круглое туловище, руки и ноги – палочки. |
4 года |
Туловище обычно круглое или овальное, шея отсутствует. Пропорции не соблюдаются. |
5 лет |
Появляются половые различия (по-разному изображаются девочки и мальчики), детали (уши, волосы, одежда). |
6 лет |
Прорисовка мелких деталей, соблюдение пропорций. Изображается шея, пальцы рук. |
7 лет |
Рисунок становится более реалистичным. Лицо может быть нарисовано не только в анфас, но и в профиль. |
8 лет |
Линия шеи, плеч и рук непрерывна. |
9 лет |
Человек может быть изображен в различных позах, улавливается движение. |
10-11 лет |
Стремление создать объемное изображение. |
Цвета и их значения
Цвет – это чрезвычайно информативная характеристика рисунка, которая создает его «настроение». Многие специалисты используют интерпретацию значения цветов, которую предложил известный психолог Макс Люшер. Согласно его теории, тот или иной цвет отражает определенное психологическое состояние человека. Цвет, который преобладает на детских рисунках, может многое рассказать об авторе.
- Черный – потребность в переменах, недовольство, враждебность, подавленность;
- Серый – отстраненность, безразличие;
- Коричневый – замкнутость, физический или эмоциональный дискомфорт, чувственность;
- Фиолетовый – эмоциональная незрелость, инфантилизм;
- Синий – стремлению к покою, сознательность;
- Голубой – дружелюбность, задумчивость;
- Зеленый – решительность, независимость, замкнутость;
- Желтый – оптимизм, любознательность, мечтательность;
- Оранжевый – энергичность, общительность, вспыльчивость;
- Розовый – беззащитность, робость, зависимость от мнения других людей;
- Красный – агрессивность, активность, эгоизм.
Обычно дошкольники используют 5-6 цветов в одном рисунке. Но не стоит торопиться интерпретировать каждый из них. Подумайте, какое общее эмоциональное впечатление производит на Вас рисунок, что в нем необычного, какой цвет выражен ярче всего.
Об особенностях рисунка, которые бросились Вам в глаза, лучше спросить у самого ребенка, возможно, он прояснит многие моменты. Также лучше всего анализировать не один рисунок, а серию.
Расположение рисунка на листе бумаги
- В норме большая часть композиции обычно располагается в центре листа.
- Если рисунок смещен наверх, вероятно, у ребенка присутствует сильное стремление к социальному одобрению, завышенная самооценка.
- Если рисунок мелкий и сдвинут по вертикали вниз, это говорит о неуверенности в себе и заниженной самооценке.
- Смещение композиции к левому краю листа связывают с зацикленностью на прошлом, низкой активностью.
- Смещение рисунка вправо – устремленность в будущее, деятельность, активность.
Тематика рисунков
Чаще всего дети дошкольного возраста рисуют пейзажи (дом, траву, цветы, деревья, солнце, облака), а также домашних любимцев, свою семью и друзей. Рисунки могут отражать впечатления от увиденного, например, от похода в цирк или зоопарк, просмотра мультика. Девочки любят изображать принцесс и фей, а мальчики – сражения, военную технику, машины и так далее. Такое содержание рисунков считается обычным и говорит об эмоциональном благополучии малыша. Если же ребенок вдруг начал рисовать страшный зверей, монстров, сюжеты с негативным содержанием, это может говорить о внутренних переживаниях, страхах, скрытой агрессии. Превалирование в рисунках изображений предметов и животных над изображениями людей чаще всего является признаком проблем в общении.
Важно разобраться, что является причиной негативного содержания рисунков: сюжеты, которые малыш где-то увидел, и они его впечатлили, или события его собственной жизни.
Рисунок семьи
Рисунок собственной семьи, сделанный ребенком, может рассказать о том, какие взаимоотношения внутри семьи (по мнению малыша), как кроха воспринимает своих близких и самого себя, чувствует ли ребенок себя комфортно и безопасно, находясь дома. Вот на что стоит обратить внимание:
- Порядок рисования. В первую очередь дети обычно рисуют тех членов семьи, которые для него наиболее значимы. Если ребенок забыл кого-то изобразить, возможно, с этим членом семьи связаны какие-то конфликты и переживания, или же эмоциональный контакт с ним вовсе не установлен.
- Расположение персонажей на рисунке. Самого близкого человека малыши рисуют рядом с собой. В отдалении от ребенка изображаются те члены семьи, взаимоотношения с которыми не такие тесные («брат играет в соседний комнате», «папа работает»). Слишком «плотное» расположение людей на рисунке – признак потворствующего стиля семейного воспитания (гиперопеки).
- Изображение самого ребенка.
Если в детском рисунке есть что-то настораживающее, помочь узнать причину возможных проблем может детский психолог.
-
Детали рисунка. Статистика, которая получена по результатам многочисленных психологических исследований, позволяет интерпретировать некоторые особенности деталей рисунка:
- Большие руки, прорисовка зубов – агрессивность;
- Отсутствие рук – бездействие;
- Руки в карманах или за спиной – скрытность, недоверие;
- Тонкие ноги и руки – неуверенность в себе;
- Яркий и броский внешний вид, прорисованный ресницы, необычная прическа, большие уши – желание понравиться окружающим;
- Большая голова – доминирование разума над чувствами, самоконтроль;
- Большие глаза с прорисованными яркими зрачками, сильный нажим на карандаш свидетельствуют о наличии страхов;
- Персонажи не касаются ногами земли – мечтательность.
Выводы
Детские рисунки – это кладезь информации не только для специалистов, но и для родителей. Анализ рисунков малыша поможет лучше узнать его внутренний мир. Первое впечатление от картины зачастую позволяет интуитивно почувствовать эмоциональный фон ребенка и степень его психологического благополучия. Также обращайте внимание на композицию рисунка, основные цвета, необычные элементы и детали и на то, как ребенок изобразил самого себя.
Заключение
Если на протяжении достаточно долгого времени в рисунках ребенка Вы замечаете нечто настораживающие, стоит обраться за помощью к детскому психологу. В Монтессори-центре «Созвездие» Вы можете получить консультацию специалиста, который даст ответы на все интересующие Вас вопросы и поможет справиться с трудностями. Мы всегда открыты для Вас!
Статью подготовила психолог
Сафонова Мария
Расшифровка детского искусства – Art Observer
Когда мы используем термин «детское искусство», он имеет три разных значения. Любая художественная работа, выполненная ребенком, обычно называется «детским искусством», работа, выполненная другими художниками для глаз несовершеннолетних, также известна как «детское искусство». Наконец, еще одно значение детского искусства подразумевает любое произведение искусства, предметом или темой которого является ребенок. В этой статье вы читаете о творчестве детей.
Первая европейская выставка детских рисунков была организована Робертом Аблеттом в Лондоне в 1890. Франц Чижек был первым, кто оценил искусство детей, на которое не повлияли взрослые. Это неумелое визуальное выражение детей также было связано с эстетикой модернизма. Франц Чижек даже открыл уроки рисования для детей в возрасте от 2 до 14 лет по 2 часа в неделю бесплатно и без выбора так называемых учеников. Интересно, что Чижек понял, что на самом деле он многому научился у детей и не мог их научить.
Поздняя теория когнитивной психологии Пиаже оттеснила психологические исследования детского искусства на обочину, что стало горячей темой для дискуссий к концу 20-го века.
Психология развития, имеющая научное исследование того, как и почему люди меняются в течение жизни, помогла нам понять детское искусство, а именно каракули, пресимволизм, символизм и реализм. Только на этапе символизма дети создают словарный запас образов и имеют свой собственный набор символов. До этого этапа объекты всегда плавали в пространстве, а теперь начинают находить базу. Культурное влияние также начинает играть свою роль именно на этом этапе развития.
По мере того, как ребенок взрослеет, символы становятся ограниченными, а воображение начинает терять гибкость, и для ребенка становится более важным, чтобы вещь выглядела реальной, как объект, который нужно нарисовать. В это время это очень расстраивает ребенка, и часто видно, что, когда ребенка заставляют делать реалистичный рисунок, он начинает терять интерес, и многие прекращают рисовать в возрасте десяти лет и почти полностью бросают.
Малыши, наделенные достаточной свободой, учатся создавать собственные правила реализма и со временем становятся лучше. Это дети, у которых вырабатывается индивидуалистический стиль.
Искусство играет важную терапевтическую функцию даже в случае растущих детей, подверженных одиночеству. Психологи обнаружили интересную связь между полом и цветом кожи. Мальчики выбирают синий, зеленый и коричневый цвета, тогда как девочки часто выбирают красный, желтый и более светлые оттенки синего для своей цветовой палитры. Согласно некоторым психологическим исследованиям, нарисованные крошечные ступни отражают неуверенность, тогда как большие руки указывают на агрессию. Отсутствие рук или выставленные за спину руки указывают на робость. Было изучено, что содержание рисунка на левой стороне обычно представляет собой прошлый опыт или влияние окружающей среды, где предмет правой стороны связан с будущим и тем, что ребенок хочет сообщить.
Детское искусство никогда не должно размещаться на столе зрителя для критического анализа. Это требует только признательности за то, что он уникален, оригинален, честен и лишен всех запретов. Неудивительно, что хорошие художники, пройдя через многие этапы, в конечном итоге начинают рисовать, как дети, — уверенно, смело и просто.
Расшифровка дислексии | Родительская карта
Каковы признаки того, что ребенка следует направить на оценку дислексии?
Существует множество факторов, влияющих на принятие решения о направлении ребенка на оценку успеваемости. Когда ребенок отстает в чтении, может быть трудно решить, проводить ли оценку сразу же или занять выжидательную позицию. У некоторых детей, которые изначально отстают в чтении, может вдруг что-то «щелкнуть», и они наверстывают упущенное, в то время как другие отстают в начальной школе еще больше.
Вот некоторые факторы, которые могут склонить чашу весов в сторону получения оценки. Чем больше факторов присутствует, тем больше вероятность того, что у ребенка могут быть проблемы с обучением, которые стоит изучить. В приведенный ниже список включены факторы, которые могут сигнализировать о проблеме, но не все перечисленные признаки обязательно присутствуют у ребенка с дислексией.
Имейте в виду, что некоторые очень способные дети с дислексией способны компенсировать или «маскировать» свои проблемы. Эти дети могут достигать результатов на уровне своего класса, но не на том уровне, которого можно было бы ожидать, учитывая их высокий интеллект. Эксперты в этой области расходятся во мнениях относительно того, следует ли считать очень способного ребенка с навыками чтения на уровне класса нарушением обучаемости. У высокоинтеллектуальных детей, которые умеют читать только на уровне своего класса, в функционировании мозга могут наблюдаться дислексические паттерны (что подтверждается неинвазивной функциональной магнитно-резонансной томографией), в то время как учащиеся, чей уровень интеллекта соответствует уровню их интеллекта, как правило, не демонстрируют такой паттерн.
Возможные признаки того, что ребенка следует рассматривать для оценки обучения:
- История семьи и развития
- Семейный анамнез дислексии, особенно у ближайших родственников (родителей, братьев и сестер)
- Задержки в раннем развитии речи, даже легкие («поздно заговорил»)
- Проблемы с артикуляцией речи
- Проблема со словесным «запинанием» звуков (например, «псгетти» вместо спагетти)
- Трудно выучить азбуку
Текущая академическая деятельность
- Кажется, отстает в чтении
- При чтении вслух речь прерывается
- Испытывает трудности с правописанием
- Не хватает стратегии произносить слова
- С трудом запоминает звуки, соответствующие определенным буквам
- Трудно запоминать последовательности (дни недели, месяцы года)
- С трудом запоминает информацию (следуя инструкциям)
ОСТАВАЙТЕСЬ НА СВЯЗИ!
Получите лучшее из ParentMap, доставленное прямо в ваш почтовый ящик.