Примечания к Главе 2: rabota_psy — LiveJournal
© Ross W. Greene PhD, The Explosive Child, 1998© О.В. Бермант-Полякова PhD, авторизованный перевод и примечания, 2010
Примечания к Главе 2
Что должно быть для вас совершенно определённым, — все эти дети имеют замечательные качества и огромный потенциал. В большинстве случаев они интеллектуально развиты по возрасту. Их «застревающая» натура
Стандарт психодиагностической работы в Израиле составляют пять тестов, и исследование интеллекта входит в обязательный набор исследований.
Первым предъявляется Бендер-Гештальт, это рисуночный тест на визуально-моторную координацию, который сразу позволяет исключить дезорганизованных психозом или грубым нейропсихологическим дефектом, и проверка кратковременной визуальной памяти.
Потом тест Дом-Дерево-Человек, здесь к проверке визуально-моторной координации добавляется сравнение: есть ли ухудшение, когда материал несёт эмоциональную и смысловую нагрузку (изображение Дома, Дерева, Человека, Человека другого пола, составить рассказ об изображённом). Записывая рассказ дословно, мы имеем возможность изучить процесс речепорождения, уровень речевой инициативы, словарный запас.
Тест Бендер стандартизирован в том числе и для России, его можно предъявлять с 3 лет, ДДЧ (дом-дерево-человек) предъявляют тоже с 3-4 лет, на него нет возрастных таблиц, это проективная методика.
Третьим в Израиле стандартно предъявляется тест Векслера, это фактически 11 разных экспериментов. Векслер стандартизирован в России.
Шкалы Векслера WAIS-R стандартизированы на выборке испытуемых от 16 до 64 лет, для детей существует свой набор заданий, организованный по тому же типу, WISC, для детей от 5 лет до 15 лет 11 мес.
Сначала в Векслере задают вопросы на общую осведомлённость (это позволяет ориентироваться в том, какой уровень школьной программы освоил), 8 баллов по этому субтесту считается baseline для сравнения с остальными субтестами,
потом выясняют, насколько человек ориентируется в житейских ситуациях и понимает происходящее, это имеет отношение к способности адекватно оценивать реальность,
третий субтест арифметический, там требуется умение считать в уме (внимание, память) и знание алгоритмов решения простейших арифметических задач (объём рабочей памяти, распределение внимания, планирование),
четвёртый субтест на мышление и номинативную речь, нужно установить сходство, выделить общий для разных понятий признак,
пятый субтест просит повторить числовые ряды из двух, трёх, четырёх и так далее цифр, воспроизведение в прямом порядке и в обратном порядке (исследует краткосрочную слуховую память, в тесте Бендер смотрели краткосрочную визуальную. При обратном воспроизведении – объём внимания и рабочей памяти)
шестой субтест словарный, предлагается объяснить значение слов, всего предлагается 42 слова, исследует процессы мышления и речи.
Стандартная батарея устроена так, чтобы одно и то же свойство проверялось в разных контекстах. В тестах Роршаха, где неопределённость кляксы и в ТАТ, где провокация, заложенная в стимульном материале картины (агрессия, гомосексуальность, суицид, нарциссические потребности и др.), требуют не просто слаженной работы высших психических функций, как в тесте Векслера, но и способности противостоять эмоциональной перегруженности. Мы сравним, как клиент выполнял эмоционально нейтральные «школьные» задания шкал Векслера и какие ошибки в мышлении, речи, запоминании допускал и какие ошибки появились в состоянии аффективной дезорганизации, и сделаем вывод о том, какие особенности проявились И в одном, И в другом контексте – то есть что можно отнести к особенностям его натуры.
Все перечисленные ниже тесты относятся к словесному (вербальному) интеллекту, следующие шкалы к невербальному интеллекту:
шифровка, числа обозначаются символами, задание на объём внимания, распределение и переключение внимания, проверяет, как и тест Бендер, визуально-моторную координацию,
затем субтест на нахождение недостающих деталей, это способность адекватно оценивать реальность,
субтест кубиков Кооса, классика, проверяет сформированность квази-пространственных представлений,
субтест последовательности картинок, потом просят рассказать по картинкам рассказ и смотрят, может ли, заметив ошибку, самостоятельно исправить, поскольку рассказы с юмористической идеей, это интересный эксперимент, на мышление, понимание контекста социального взамиодействия, житейских ситуаций и т. д., иногда называют ещё «эмоциональный интеллект»,
субтест составления фигур, это верификация кубиков Кооса, там перед глазами был образец, по которому собирать, здесь даны разрезанные на части картинки и надо догадаться, что это — и собрать либо действовать методом проб и ошибок. Очень чётко показывает нейропсихологические нарушения: может назвать, что это, не может составить, или не может ни назвать, ни составить (то есть уровень идеи и уровень моторного, экспрессивного нарушения),
у детей есть ещё задание «лабиринт».
В норме вербальный и невербальный интеллект равны,
И профиль человека обычного ума выглядит так (пример):
Вербальный 8 7 8 8 9 8
Невербальный 7 9 8 89
Профиль человека небольшого ума выглядит так (пример):
Вербальный 5 4 6 6 4 5
Невербальный 6 7 6 65
Профиль человека большого ума выглядит так (пример)
Вербальный 11 10 12 12 11 11
Невербальный 12 13 11 11 12
Я намеренно не даю перевод оценок по шкалам Векслера в IQ, хотя в психологическом отчёте пишут в пересчёте на «количество интеллекта». Как вы обратили внимание, разница между субтестами составляет 1 или 2 балла, а разница между вербальным или невербальным профилями, с учётом что в одном 6 субтестов, а в другом 5, В СРЕДНЕМ даёт одно и то же число, то есть и левополушарные, и правополушарные функции уравновешены и взаимодействуют гармонично.
Грин в книге для родителей пишет, что большинство детей интеллектуально развиты по возрасту, это совершенная правда, потому что в среднем эти дети дают такой же балл, как сверстники, а вот в распределении по шкалам мы увидим или «два этажа», или характерную «пилу», или и то и другое вместе. Тест Векслера за полтора-три часа выявляет слабые места и даёт точный ответ на вопрос, какое (простое или сочетанное) нарушение лежит в основе затруднений ребёнка жить, играть и учиться так, как это делают все другие дети.
Салли, ребёнок-россыпь
Возраст 7 лет 5 мес
Пример на «два этажа» в шкалах Векслера
Вербальный: 7 11 10 13 8 11, среднее 10
Невербальный: 12,13,14,13,13, среднее 13
Разницу внутри одного и того же интеллекта видите? Между 7 и 13 разрыв в ШЕСТЬ баллов, вместо допустимого разрыва в один-два балла. Это «пила» в словесном интеллекте. Невербальный интеллект структурно – гармоничное равномерное распределение по шкалам.
Разницу между уровнями вербального и невербального интеллекта видите? 10 и 13? В норме должно быть одно и то же число, плюс-минус десятые доли балла, а у Салли то, что на слэнге называется «два этажа». Разница в ТРИ балла.
А в общем итоге вполне терпимо, на уровне большого ума.
Вербальный:
Общая осведомлённость 7
Арифметический 11
Словарный запас 10
Понимание ситуаций 13
Запоминание цифр 8
Сравнение 11
Невербальный:
Нахождение недостающих деталей 12
Последовательность картинок 13
Кубики Кооса 14
Составление фигур 13
Шифровка 13
Ребёнок диагностирован как страдающий дефицитом внимания с гиперактивностью, без лекарств.
Коля, ребёнок-россыпь
Возраст 8 лет 3 мес
Пример на «пилу» в шкалах Векслера
Вербальный: 8 11 5 11 7 9, среднее 8,5
Невербальный: 5 10 15 10 8, среднее 9,6
Разницу внутри одного и того же интеллекта видите? Между 5 и 11 ШЕСТЬ баллов разрыва в вербальном, между 5 и 15 ДЕСЯТЬ баллов разрыва в невербальном, вместо разницы в ОДИН-ДВА. «Пила» в словесном интеллекте и «пила» в невербальном.
А в общем итоге вполне терпимо, на уровне среднего ума.
Вербальный:
Общая осведомлённость 8
Арифметический 11
Словарный запас 5
Понимание ситуаций 11
Запоминание цифр 7
Сравнение 9
Невербальный:
Нахождение недостающих деталей 5
Последовательность картинок 10
Кубики Кооса 15
Составление фигур 10
Шифровка 8
Ребёнок диагностирован как страдающий дефицитом внимания с гиперактивностью, получает метилфенидат.
А вот так выглядит тест Векслера Эли, чей Роршах-тест мы разбирали в примечаниях к Главе 1.
Эли, ребёнок-россыпь
Возраст 8 лет 10 мес
Пример на «два этажа» и «пилы» в обоих этажах в шкалах Векслера
Вербальный: 7 13 6 8 9 6, среднее 8
Невербальный:15 12 10 14 16, среднее 13
Разницу внутри одного и того же интеллекта видите? Между 6 и 13 СЕМЬ баллов разрыва в вербальном, между 10 и 16 ШЕСТЬ баллов разрыва в невербальном, вместо разницы в ОДИН-ДВА. «Пила» в словесном интеллекте и «пила» в невербальном. Среднее 8 и среднее 13 это «два этажа» в пользу невербального интеллекта.
А в общем итоге по числам прекрасный результат, на уровне большого ума.
Вербальный:
Общая осведомлённость 7
Арифметический 13
Словарный запас 6
Понимание ситуаций 8
Запоминание цифр 9
Сравнение 6
Невербальный:
Нахождение недостающих деталей 15
Последовательность картинок 12
Кубики Кооса 10
Составление фигур 14
Шифровка 16
После теста Векслера предъявляется Роршах-тест. Благодаря работе Экснеровского фонда и трудам Джона Экснера и Ирвина Вайнера Роршах-тест ТОЖЕ СТАНДАРТИЗИРОВАН, и предъявлять его можно детям с 5 лет, верхней границы нет. Картину не-соответствующего возрастной норме ментального функционирования благодаря Экснеровской интегративной системе можно «приложить» на то, как разные диагнозы (психоз, расстройство адаптации, депрессия и др.) или разные по возрасту группы испытуемых воспринимают и перерабатывают информацию. Роршах-тест предъявляют четвёртым, когда в процессе исследования уже ясно, что нет органической патологии — её обнаружили бы обязательно и Бендер, и ДДЧ, и Векслер, где после двух неудачных попыток по инструкции переходят к следующему субтесту, так что при сниженном интеллекте за двадцать минут исследования вы уже имеете половину заполненного протокола, а в Роршахе он вам увидит десять бабочек подряд, и речевая продукция будет скудной. Дольше описывать, чем предъявлять.
Роршах-тест является сложной задачей, и после того как она исчерпает ресурсы, испытуемый подустал, поэтому в последнем, проективном тесте ТАТ, психологические защиты работают не-идеально, а нам того и надо, чтобы получить через проективную продукцию доступ к внутриличностным конфликтам. Для детей существует свой набор картин, CAT. Children Apperception Test существует в двух формах: одни и те же ситуации с изображением героев-людей и изображением героев-животных.
Логика стандартного психодиагностического исследования: сначала эксперимент – потом клиническое интервью. Бендер и ДДЧ это три задания, Векслер 11 субтестов, Роршах 10 клякс и ТАТ 12 картин — 36 экспериментов в общей сложности, они дают рабочие гипотезы, которые психолог уточняет во время клинического интервью. Все полученные в исследовании результаты необходимо объединить в тексте психологического заключения.
(продолжение в следующем посте)
Тести — Business Systems
Тесты на измерение интеллектуальных способностей
-
Прогрессивные матрицы Равена
-
Тест Айзенка на уровень IQ
-
Краткий Ориентировочный Тест. Опросник диагностики интеллекта (IQ)
Тесты на измерение познавательных способностей
-
Таблицы Шульте
-
Методика «Тип мышления»
-
Психодиагностика памяти
-
Тест на определение доминирующего полушария
-
Занимательная таблица (тест на внимательность)
-
Тест Кимберли Янг на интернет-зависимость
-
Логическая игра «Поймай кота»
Диагностика подсознательных тенденций
-
Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля
-
Рисуночный тест «Несуществующее животное»
-
Методика «Дом-Дерево-Человек»
-
Проективный тест «Куб в пустыне»
-
Тест Сонди.
Метод портретных выборов
Тесты на измерение комуникативных способностей
-
Тест «КОС» (коммуникативные и организаторские склонности)
-
Диагностика социально-психологической адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд)
-
Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин
-
Тест описания поведения К.Томаса
Тесты на измерение личностных особенностей
-
Личностный опросник Ганса Айзенка (EPQ)
-
Графический тест личности
-
Тест на типологию личности Майерс-Бриггс
-
Опросник Кейрси (типология Майерс-Бриггс)
-
Методика многофакторного исследования личности Р.
Кеттелла -
Методика УСК (Уровень субъективного контроля)
-
Исследование ценностных ориентаций М. Рокича
-
Опросник Плутчика – Келлермана – Конте.
-
Тест для диагностики механизмов психологической защиты
-
Опросник Юнга
Тесты на измерение характерологических особенностей
-
Опросник Леонгарда-Шмишека (акцентуации характера)
-
Психогеометрический тест на уверенность в себе
-
Психогеометрический тест Сьюзен Деллингер
-
Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса
-
Тест на темперамент А.
Тесты на измерение эмоциональных состояний
-
Тест на эмоциональный интеллект Н. Холла
-
Цветовой тест Люшера
Тесты по профессиональной ориентации
-
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова
-
Тест Дж. Голланда на определение профессионального типа личности
-
Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши
Другие тесты
-
Проективные методики: «Ваша дорога жизни», «Хозяин своей судьбы»;
-
Графический тест Вартегга
-
Вы нравитесь другим людям?
-
Интересный тест Зигмунда Фрейда
-
Проективный тест «Морские сокровища»
-
Тест Струпа.
Методика словесно-цветовой интерференции -
Проективная методика «Человек под дождем»
-
Тест «Автопортрет»
-
Методика «Q-сортировка» В. Стефансона
-
Тестовое задание по психологии личности
-
Тестовое задание по возрастной психологии
-
Тестовое задание по общей психологии (вариант 1)
-
Методика Уровень субъективного контроля
Рисунок 2 из теста H-T-P.
- DOI:10.1002/1097-4679(194804)4:2<151::AID-JCLP2270040203>3. 0.CO;2-O
- ID корпуса: 22560042
- Дж. Н. Бак
- Опубликовано 1 апреля 1948 г.
- Психология
- Журнал клинической психологии
H-T-P (рисунок Дома, Дерева и Человека от руки) — это метод, предназначенный для помощи клиницисту в получении информации о чувствительности, зрелости и интеграции субъекта…
Просмотр в PubMed
- М. Хомма
- 1957
Психология
Folia psychiatrica et neurologica japonica
Когнитивные оценки молодых людей с помощью рисунков человеческих фигур: эмпирическое исследование двух методов.
- С. Абелл, А. М. Хейбергер, Дж. Джонсон
- 1994
Психология
Журнал клинической психологии
Системы подсчета очков Draw-A-Person для оценки когнитивных способностей молодых людей. Оценки IQ, основанные на этих…
Психоанализ автоматизированного рисования с помощью теста «дом-дерево-человек»
- Тин Пан, Сяомин Чжао, Баоди Лю, Вейфэн Лю
- 1978
- 2011
- 1951
- 1951
- 1993
Психология
34-я Международная конференция IEEE по инструментам с… предупреждающие сигналы о психологических проблемах. Как наиболее репрезентативный рисунок…
Исследование теста рисования Гуденаф-Харрис и опросника самооценки (Куперсмит)
- Г. Калхун, Дж. Д. Уитли, Элейн М. Ансолабехер
Психология
Две группы обучаемых умственно отсталых (EMR) учеников начальных и средних школ сравнивались по показателям самооценки и интеллекта (IQ), чтобы определить, соответствуют ли результаты теста по рисованию себя и тем… -Тест рисования человека
- Чжи-Ин Ли, Цыр-Джанг Чен, К.
Психология, медицина
Глава IV: Оценка личности
- П. Дрессель, В. Манн
Психология
Тенденции, отмеченные в апрельском обзоре 1948 года, в целом, кажется, сохранялись в течение последующего трехлетнего периода. Появилось большое количество исследований как старых, так и новых проективных техник…
Оценка личности
- П. Дрессель, В. Манн
Психология
Тенденции, отмеченные в апрельском 1948 ОБЗОРЕ, в целом кажутся продолжаться в течение последующего трехлетнего периода. Появилось большое количество исследований как старой, так и новой проективной техники…
Тесты на надежность и валидность серии диагностических рисунков
- Энн М. Миллс, Б. М. Коэн, Джеки З. Менесес
Психология
Тест «дом-дерево-человек» как мера интеллекта и творчества 9002 7
- Channa Eyal, H.