§ 18 (§ 42). Культурные нормы. Обществознание 9 класс Кравченко
Вопросы и задания
1. Что такое культурная норма? Приведите примеры.
Культурная норма – это предписание, требование, пожелания ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения.
Например, запрет на убийство, воровство; здороваться при встрече; уважение друг к другу; не выражаться нецензурно в общественных местах; уступать место в транспорте пожилым людям; определенные требования к одежде человека в зависимости от ситуации и др.
2. Чем традиции отличаются от обычаев? Понаблюдайте за своим окружение, какие примеры тех и других вы можете обнаружить?
Обычай – это традиционно установившийся порядок поведения. А традиция – это все то, что унаследовано от предыдущих поколений. Другими словами, традиция – это более глубокий (во времени) обычай. Т. е. сейчас мы можем создать новый обычай, а традицией он станет, если его буду применять последующие поколения.
К обычаям можно отнести празднование масленицы, Рождества, Нового года, Пасхи. К традициям – ставить в доме елку на новый год.
3. * Предмет исследования – привычки, а объект наблюдения – ваша семья и вы сами. День за днем всматривайтесь в повседневное поведение себя и своих близких. Составьте список 15-20 индивидуальных и коллективных привычек.
Индивидуальные привычки: рано вставать, утренняя гимнастика, хорошо позавтракать, выглаженная одежда, читать лежа, смотреть телевизор лежа, начищенная обувь, улыбаться при встрече, рисовать на листке во разговариваю по телефону, пить чай без сахара, пить молоко на ночь, всегда делать домашние задания, засыпать с телевизором, сушить волосы феном, громко включать телевизор, читать на ночь, громко разговаривать, ежедневно пользоваться духами, краситься каждый день, петь в душе.
Коллективные привычки: умываться после пробуждения, умываться перед сном, чистить зубы 2 раза в день, желать «доброе утро» и «спокойной ночи», прогулка перед сном, обязательный завтрак, каждый день принимать душ, прощаться когда уходишь из дома, здороваться когда приходишь домой, мыть за собой посуду, носить с собой носовые платки, завтракать вместе с семьей, комфортно себя чувствовать в прохладном помещении, проветривать квартиру перед сном, ужинать вместе с семьей.
4. * Мода и увлечения – это то, что вам больше всего знакомо. Как влияет мода на поведение ваших близких и знакомых? Объясните выражение «модный человек». Подумайте, с какими явлениями в жизни человека может быть связана мода?
Есть категории людей, которые хотят выделиться и которые хотят быть похожи на других. В этом им способствует мода. Однако среди подростков это способ выделиться среди других (у кого телефон круче, у кого одежда соответствует последним тенденциям моды), и наоборот, другие подростки, смотря на своих сверстников, хотят быть похожими на них и начинают им подражать.
«Модный человек» — следящий за тенденциями моды, который одевается и ведет исходя из этих тенденций, потому что мода может быть не только на одежду и технику, но и на определенные стили поведения.
Мода в жизни человека связана прежде всего с развитием самого общества (экономическим, промышленным, культурным). Также мода будет зависеть и от климатических особенностей региона проживания, а также от национальных особенностей различных народов.
5. Что такое обряд, ритуал, церемония? Что вы о них знаете? Обязательно ли их соблюдать?
Обряд — совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В обрядах выражаются какие-то религиозные представления и бытовые традиции. Обряды относятся ко всем слоям населения. Они сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (воинская присяга), переход в другой возраст (инициация), смертью (погребение, отпевание, поминки).
Церемония — последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных празднованию каких-либо событий или дат. Она подчеркивает особую ценность отмечаемых событий для общества или группы. Пример церемонии – вступление президента в должность, награждение победителя на Олимпийских играх.
Обряды, ритуалы и церемонии стали неотъемлемой частью нашей жизни. Церемонии могут носить и международный характер и без них уже не обойтись, т. к. они касаются не отдельно взятого человека, а нескольких государств. На мой взгляд выполнять те или иные обряды и ритуалы выбирает сам человек. Кто-то просто распишется в ЗАГСе, а кто-то сыграет свадьбу со всеми необходимыми обрядами; кто-то пойдет в церковь освящать пасхальный кулич, а кто-то посчитает это для себя ненужным.
6. Расскажите о нравах, играющих огромную роль в нашей жизни.
Совершение человеком поступка а следствие принятого им решения в ситуации морального выбора так или иначе затрагивает интересы людей, общества. Поскольку моральный выбор выражает реальную связь личности с другими людьми, а полученный результат имеет определенное значение и для них, то он всегда накладывает на эту личность определенную ответственность. Эта ответственность условно может быть разделена на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя ответственность, являющаяся атрибутом такой моральной категории, как совесть, — это способность личности осознавать последствия своих действий и поступать в соответствии с этим осознанием, руководствуясь нормами морали. Внешняя ответственность выступает в виде общественных санкций
Как и тысячи лет назад, так и сегодня большое значение играют нравы, записанные еще в Библии, такие как:
1. Почитай отца твоего и мать твою.
2. Не убивай.
3. Не прелюбодействуй.
4. Не кради.
5. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
6. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего … ничего, что у ближнего твоего.
7. Для чего служат санкции и как они применяются?
Санкции – средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.
В данном случае санкция совершается посредством оценки поведения людей. Оценивая какой-либо поступок как добро, моральное сознание тем самым предписывает совершать подобные поступки в дальнейшем. И наоборот, отрицательная оценка означает нравственный запрет на подобные поступки в будущем. Таким образом, моральная санкция служит дополнительным средством регулирования поведения людей, подкрепляет нравственные требования, выраженные в моральных нормах и принципах. Особенность моральной санкции состоит также в том, что ее осуществление не требует каких-либо официально утвержденных полномочий или реальной власти.
Определенная степень неподчинения нормам существует в любом сообществе и в любой группе. Нарушение дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочетания вызывает неловкость, ставит человека в затруднительное положение. Но оно не влечет за собой жестокое наказание.
В других случаях санкции более ощутимы. Пользование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки, а потеря библиотечной книги – штрафом. В некоторых обществах малейшее отступление от традиций, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правители древней Спарты в V веке до н. э. и советские партийные органы в XX столетии.
Культурные нормы отличаются у разных народов, соответственно и санкции у этих народов будут отличаться.
8. * Предположите, к каким последствиям может привести несоблюдение культурных норм.
Нормы – это практический инструмент воплощения ценностей и идеалов. А если между средствами и целями возникают противоречия, общество начинают сотрясать конфликты, войны, революции.
Даже если не надолго представить, что культурные нормы перестали соблюдаться, то в голове представляется следующая картина. Все улицы забросаны мусором, мусор люди выбрасывают из окон квартир. Кроме грубости от людей вы не услышите ничего. Стариков и детей бросают, не заботятся о них. Каждый делает только то, что выгодно ему.
?Проблема. Как, по вашему мнению, более эффективно бороться с вредными привычками? А зачем с ними бороться?
В обществе принято считать, что к вредным привычкам относится курени. Однако, грызть ногти, громко разговаривать, читать за обедом, постоянно перебивать собеседника, в обуви проходить в квартиру (особенно если она грязная), оставлять после себя грязную посуду (везде, где получится), чавкать, объедаться, ковырять в носу, не мыться – это тоже вредные привычки. Вредные привычки говорят о плохих манерах. Давайте ненадолго представим, что к вам в гости пришел знакомый, обладающий всеми этими вредными привычками. А в придачу еще и покурил в вашей комнате. Никому такое не понравится. И выйти прогуляться с ним будет неудобно из-за его манер поведения.
Человек живет в обществе, взаимодействует с другими людьми. А с человеком взаимодействовать тяжело, когда он тебя не слушает и постоянно перебивает. Общество выставляет определенные требования поведения людям, которые они должны соблюдать, если хотят жить в этом обществе.
Победить привычки можно путем самодисциплины и развития в себе положительных качеств и привычек.
Практикум. Помогите двоечнику исправить таблицу, в которой приведены термины и даны определения, но те и другие перепутаны местами. (таблица исправлена)
Что значит жить по правилам | Презентация к уроку по обществознанию (7 класс):
Слайд 1
Тема урока: «Что значит жить по правилам».Слайд 2
Привычка — это? Привычка — это действие, постоянное осуществление которого стало для человека потребностью и без которого он уже не может обойтись.
Слайд 3
Обычай – это? Обычай – правила или образцы поведения действий, одобряемые обществом ( коллективные привычки ).
Слайд 4
Ритуал – это? Ритуал – это особые действия, совершаемые специальными лицами в строгой последовательности
Слайд 5
Обряд – это? Обряд – это совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом
Слайд 6
Этикет – это? Этикет – это принятая в определенных социальных кругах система поведения.
Слайд 7
Этикет => Этикетка (Людовик XIV )
Слайд 8
Манеры – это? Манеры – это внешние формы поведения
Слайд 9
Виды правил (норм) Что устанавливают Примеры По направленности: Предписывающие, запрещающие Какое поведение желательно или обязательно, какое поведение недопустимо. Дорожные знаки По степени обязательности: Нормы-правила Нормы-ожидания Какое поведение обязательно для данной группы людей. Поведение, которое ожидают от вас. При встрече со старшим по званию военные отдают честь. Нельзя опаздывать на встречу По форме: Формальные Неформальные Четко зафиксированные в письменной форме Обеспечиваются обычаями и привычкой Закон или предписание Этикет
Слайд 10
При дворе короля Людовика XIV всегда пышно проходили встречи Его Величества с придворными. Перед самим церемониалом гостям раздавали карточки. Какого содержания были эти карточки? А. Объясняли правила поведения Б. Обозначали роли присутствующих В. Описывали хвалебные песни во славу короля
Слайд 11
Как сейчас называется понятие, которое предполагало содержание карточек? А. Альтруизм Б. Этикет В. Эгоизм
Слайд 12
Как этот термин переводится с французского? А. Этикетка Б. Правило В. Рассказ
Слайд 13
Что заменяло законы в дописьменный период человеческого общества? А. Сказки Б. Традиции В. Религия
Слайд 14
Привычки, действующие в больших группах людей, это А. Праздники Б. Верования В. Обычаи
Слайд 15
Принятая в некоторых социальных группах система правил поведения А. Пафос Б. Этикет В. Манерность
Слайд 16
Правила, регулирующие жизнь людей в обществе, называются А. Обычаи Б. Законы В. Социальные нормы
Слайд 17
Согласно словарю Даля «закон или постановление, основание для действия в данных случаях при известных обстоятельствах», это А. Правило Б. Конституция В. Кодекс
Слайд 18
К видам норм не относятся А. По объему норм Б. По обязанности норм В. По направленности норм
Слайд 19
Домашнее задание: 1. Повторение пройденного материала (определения) 2. Параграф 5 – читать. 3. Нарисуйте несколько вещей, которые по-разному воспринимаются разными народами (по желанию).
Ритуал и общество | Ритуал: очень краткое введение
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicRitual: очень краткое введение Очень краткое введениеПоведение животных и поведенческая экологияОбычаи и традицииСоциальная и культурная антропологияСоциология и антропология религииОчень краткое введениеКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicRitual: очень краткое введение Очень краткое введениеПоведение животных и поведенческая экологияОбычаи и традицииСоциальная и культурная антропологияСоциология и антропология религииОчень краткое введениеКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
Укажите
Стивенсон, Барри, «Ритуал и общество», Ritual: A Very Short Introduction , Very Short Introductions ( New York , 2015; онлайн-издание, Oxford Academic, 26 февраля 2015 г. ), https://doi.org/ 10.1093/actrade/9780199943524.003.0004, по состоянию на 11 июня 2023 г.Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicRitual: очень краткое введение Очень краткое введениеПоведение животных и поведенческая экологияОбычаи и традицииСоциальная и культурная антропологияСоциология и антропология религииОчень краткое введениеКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicRitual: очень краткое введение Очень краткое введениеПоведение животных и поведенческая экологияОбычаи и традицииСоциальная и культурная антропологияСоциология и антропология религииОчень краткое введениеКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Реферат
Что делает ритуал? Социологическая и антропологическая теория первой половины двадцатого века предполагает, что ритуал — светский или сакральный — связывает группы вместе, обеспечивая их гармоничное функционирование, создавая и поддерживая порядки смысла, цели и ценности. «Ритуал и общество» обсуждает теории Эмиля Дюркгейма, Роя Раппапорта и Клиффорда Гитца и их идеи о ритуалах, порождающих солидарность и возбуждение, а также о роли ритуалов в политике, власти и переговорах. В 19В 70-е годы в исследованиях ритуалов произошли кардинальные изменения после работ Виктора Тернера и других, подчеркнувших критический и творческий потенциал ритуалов. Публичный ритуал сложен: обряды могут сохранять, передавать и защищать традиции, но другие обряды используются творчески, критически и стратегически для осуществления изменений.
Ключевые слова: действие, лиминальность, религия, ритуал, ритуализация, традиция
Предмет
Обычаи и традицииСоциология и антропология религииПоведение животных и поведенческая экологияСоциальная и культурная антропологияСерия
Краткие введенияКоллекция: Очень краткое знакомство
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступомПолучить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов учреждения
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупкеHarvey Whitehouse on Rituals — Social Science Space
Перейти к содержимомуОпубликовано 05.09.2019 по социальным наукам Bites
ПОСЛУШАЙТЕ ХАРВИ УАЙТХАУЗА СЕЙЧАС!Один из наиболее важных аспектов Что обычно делает ритуал ритуалом, так это то, что вы не можете сказать, из самих действий, почему они должны быть сделаны именно так – и это восхищает антрополога Харви Уайтхауса. По его собственному признанию, что интригует уставное кресло в социальная антропология и научный сотрудник Колледжа Магдалины Университета Оксфорд утверждает, что ритуал — это «поведение, которое «каузально непрозрачно», под которым я подразумеваю у него нет прозрачной рациональной каузальной структуры.
«[Ритуалы] такие, — говорит он. интервьюер Дэвид Эдмондс в этом подкасте Social Science Space, «просто потому, что по культурным традициям и общим положениям это сделано и правильно выполнять поведение».
Ритуалы могут варьироваться от коллективных мероприятий от похорон, инициаций, политических инсталляций и литургий до частных актов как молитвы перед сном или крест перед важной встречей. Одна вещь, которая объединяет все это то, что они точно копируются и передаются через поколения.
В то время как психологические причины ритуального импульса по своей сути интересно, работа Уайтхауса также исследует последствия ритуала, и как обряды могут производить разную интенсивность социального клея в зависимости от их Частота и эмоциональность.
Например, болезненные или пугающие инициации, как правило, производят очень сильный «социальный клей», «слияние» индивидуумов в большее целое. Это понимание, частично полученное в результате посещения в Ливию в 2011 году для изучения групп, участвовавших в попытке свергнуть Муаммара. Каддафи, имеет значение, например, в борьбе с экстремизмом.
В противоположность этому, некоторые группы используют «высокую частоту, но относительно скучную и скучные ритуалы, чтобы установить набор маркеров идентичности, которые можно сохраняется без радикальной мутации». Здесь основное внимание уделяется обеспечению конформизм среди большой популяции.
Путь Уайтхауса к изучению религиозности («Я не сам религиозен, но глубоко очарован тем, что делает людей религиозными») и ритуал также освещаются в подкасте. Будучи молодым академиком, Уайтхаус начал проводя полевые исследования в Папуа-Новой Гвинее, сосредоточившись на экономической антропологии. « люди, с которыми я прожил два года глубоко в тропическом лесу, были очень заинтересованы в том, чтобы рассказать мне о своих религиозных идеях и ритуальных практиках. Они были теми, кто втянул меня в эту тему».
Дело не столько в том, добавил он, что они хотели прозелитизировать, сколько в том, что «им наскучили мои вопросы о производстве, потреблении, обмене и всех этих скучных экономических вещах. Думаю, люди начали избегать меня, когда увидели, что я иду со своими блокнотами».
Уайтхаус создал ряд академических исследовательских групп и является соучредителем Центра разрешения неразрешимых конфликтов в Манчестерском колледже Харриса в 2014 году, а также является директором-основателем Центра изучения социальной сплоченности, созданного в прошлом году.