Ритуализация и коммуникация — Зоопсихология (Психология)
Лекция № 11
Ритуализация и коммуникация.
Ритуализация.
Джулиан Хаксли, один из учителей К.Лоренца, в результате своих исследований, проведенных на чомге, обнаружил интересный факт: некоторые действия в процессе филогенеза утрачивают свою собственную, первоначальную функцию и превращаются в чисто символические церемонии, несущие коммуникативную функцию. Этот эволюционный процесс он назвал ритуализацией.
Рассмотрим, как может в принципе возникнуть в филогенезе определенный ритуал на примере эволюции ухаживания у мух семейства толкунчиков. У некоторых видов этого семейства в процессе эволюции развился очень интересный брачный ритуал, который К.Лоренц описывает следующим образом: “самец непосредственно перед спариванием вручает своей избраннице пойманное им насекомое подходящих размеров. Пока она занята тем, что вкушает этот дар, он может ее оплодотворить без риска, что она съест его самого; а такая опасность у мухоядных мух несомненна, тем более что самки у них крупнее самцов. Без сомнения, именно эта опасность оказывала селекционное давление, в результате которого появилось столь замечательное поведение”. Интересно то, что аналогичные ритуалы встречаются у других видов этого семейства мух, но они претерпели в процессе эволюции некоторые существенные изменения. Так, у одного североамериканского вида этого семейства самцы тоже преподносят самке добычу, но в виде белого шелкового шара, в который вплетаются пойманные насекомые. У альпийской мухи-портного этого же семейства самцы вообще никаких насекомых не ловят, а ткут только маленькую вуаль, которую растягивают в полете между лапками. Причем самка, получая символический подарок без съедобного содержимого, реагирует на этот фетиш ничуть не хуже, чем их прародительницы реагировали на сугубо материальные дары в виде съедобной добычи. В этом ряду можно отчетливо проследить, как изменяется форма ритуала, которая из развернутого ухаживания с подарком в виде пищи превращается в некий символический акт, который несет чисто коммуникативную функцию.
Исследуя подобные факты ранние этологи, в особенности Н.Тинберген, разработали теорию ритулизации.
Теория ритуализации.
Ритуализация — это эволюционный процесс, благодаря которому определенные комплексы поведения модифицируются таким образом, чтобы осуществлять коммуникативную функцию.
Какие формы поведения могут ритуализоваться?
Тинберген считал, что существует три главных поставщика ритуалов. Это, во-первых, так называемые, движения намерения. Эти движения представляют собой незавершенный поведенческий комплекс, который несет потенциальную информацию о том, что животное собирается совершить определенные действия. Например, когда птица собирается взлететь, она сначала приседает, поднимает хвост и вытягивает голову. Если птица взлетает без совершения этих движений, то другие интерпретируют это как сигнал опасности. Во-вторых, это смещенная активность. Например, смещенная активность в виде чистки перьев у самцов некоторых птиц (кряквы) в процессе эволюции стала нести коммуникативную функцию. Выполнение этого поведения стало служить сигналом для самок этих видов, что самец готов к спариванию. Если раньше данная смещенная активность была просто побочным эффектом конфликта противоположных стремлений, то в процессе ритуализации она приобрела важную коммуникативную функцию. В-третьих, переадресованная активность. Предполагают, что некоторые демонстрации у крачек могли произойти из переадресованных атак. Сейчас принято считать, что сигналы могут возникать почти из любой подходящей формы поведения. Еще Дарвин отмечал, что некоторые защитные реакции у млекопитающих играют определенную роль в их коммуникации. Например, сужение глаз, прижатие ушей и вздыбливание волос на шее – это оборонительные рефлексы, которые в норме призваны защищать органы чувств в момент опасности. Но они, кроме этого, служат источником информации для других животных, которые могут интерпретировать эти движения как сигналы страха или гнева. Таким образом, любые действия, которые являются потенциальным источником информации для других животных, могут превратиться в ритуализованные.
Лоренц обращает внимание на то, что ритуализация – это один из самых быстрых эволюционных процессов. Об этом свидетельствуют выраженные различия ритуальных движений у некоторых довольно близких между собой видов. Изучение особенностей ритуалов, таким образом, имеет большое значение для эволюционистов, так как помогает определить филогенетические отношения внутри малых таксонов, то есть между видами, входящими в одно семейство или род.
Особенности ритуализации.
Этологи отмечают следующие особенности, характерные для ритуализации.
Первая особенность. Реакции, которые первоначально служили виду как функции, необходимые для выживания, приобретают в процессе филогенеза новое назначение – сигнальное. При этом может сохраняться и их первичная функция. Если, скажем, заяц, заметив опасность, внезапно переходит с шага на рысь или галоп, то он этим не просто спасает свою шкуру, но одновременно сигнализирует об опасности и подает команду к бегству и другим зайцам. Это – простейший пример, как обычная защитная реакция может приобрести значение сигнальной функции. Во многих случаях, однако, первоначальная функция отходит на задний план или исчезает целиком, так что происходит полная ее замена.
Вторая особенность. В процессе ритуализации те комплексы поведения, которые начинают нести коммуникативную функцию, претерпевают часто существенные модификации. Можно выделить следующие преобразования. Во-первых, ритуализованные движения становятся часто стереотипными и неполными. Например, чистка оперенья у самцов чаще всего ограничивается чисткой определенных частей тела. Так самец кряквы при ухаживании за самкой ограничивается почесыванием ярко окрашенной отметины на одном из крыльев. Часто ритуализованное движение как бы “замораживается” и превращается в определенную позу. Например, самец колюшки при виде соперника становиться в неподвижную позу, напоминающую рытье песка, вероятно, произошедшую из соответствующей смещенной активности. Во-вторых, часто ритуализованное движение становиться более выразительным и преувеличенным, чем нормальная форма активности. Это связано с тем, что значение элементов, которые в исходном, не ритуализованном, движении сильнее возбуждали зрение или слух, под давлением естественного отбора возрастало. Красота формы и цвета плавников сиамских бойцовых рыбок, оперение райской птицы, павлиний хвост и другие признаки развились под селективным давлением естественного отбора для большей выразительности и заметности сигналов, передаваемых определенными ритуальными движениями. В-третьих, ритуализованные движения становятся строго регламентированными по скорости и амплитуде, то есть приобретают фиксированную интенсивность. За счет этого создается максимальная недвусмысленность сигналов, что увеличивает эффективность передачи информации. Например, когда черный дятел долбит дупло для гнезда, ритмика его действий весьма нерегулярна. Когда же он барабанит по дереву, чтобы привлечь самку и отпугнуть других самцов, барабанная дробь отличается высокой стереотипностью и четким ритмом. В-четвертых, ритуализованные движения часто становятся многократно повторяемыми. Это связано с тем, что многократное повторение сообщения усиливает его однозначность. Ритмическое повторение какого-либо движения характерно для многих ритуалов.
Третий отличительный признак ритуализации состоит в том, что возникший новый двигательный акт приобретает все характерные черты автономного независимого движения. Этот акт может проявляться спонтанно, имеет свой ключевой стимул и врожденный пусковой механизм (ВПМ). Другими словами, по Лоренцу в процессе ритуализации по существу рождается новый инстинкт, в принципе такой же независимый, как любой из первичных “великих” побуждений – голод, секс, страх или агрессия. Лоренц считает, что такие инстинкты лежат не только в основе коммуникации, но они также играют важную роль в сдерживании агрессии. Об этом более подробно можно узнать из его книги “Агрессия”.
Коммуникация.
Под коммуникацией в узком смысле понимают передачу информации от одной особи к другой в пределах одного вида. Данное определение исходит из предположения о том, что отправитель и получатель имеют намерение передать некоторую взаимовыгодную информацию друг другу. Например, муравьи-фуражиры обычно оставляют пахучие следы, которые улавливают их товарищи по гнезду и следуют по ним к источнику пищи. Это коммуникация в узком смысле. Причем понятно, что намерение передать информацию у животных часто бывает не осознанным, а имеет врожденную основу. Коммуникация в более широком смысле подразумевает использование одним видом животных сигналов, которые подают другие виды. Например, мелкие змеи обнаруживают следы, которые оставляют после себя муравьи-фуражиры, и движутся по ним в противоположном направлении к муравейнику, где уничтожают яйца и личинок. В данном примере муравьи намерены при помощи пахучих следов общаться друг с другом, но при этом передаваемую ими информацию используют хищные змеи. Эта сторона информации выгодна для змей и не выгодна для муравьев. Но иногда межвидовая информация выгодна обоим видам. Например, нектарные указатели цветов передают информацию пчелам и это полезно как тем, так и другим.
К определению информации можно подойти с другой стороны. Под истинной коммуникацией часто понимают только ту, которая осуществляется с помощью сигналов, специально развившихся для этих целей в процессе эволюции. Например, коммуникация, осуществляющаяся ритуализованными движениями, считается с это точки зрения истинной. Другие считают, что коммуникация представляет собой более широкое явление, при котором поведение одной особи может влиять на поведение другой. Под такое определение подпадают, например, все виды поз и движений кормящейся обезьяны, так как они несут определенную информацию другим особям стаи. С другой стороны, сюда же относятся и все виды межвидовой коммуникации.
Мы рассмотрим истинную коммуникацию в узком смысле. То есть только те способы передачи сигналов, специально созданных для этой функции, которые осуществляются между особями одного вида.
Способы передачи информации.
Животные осуществляют коммуникацию с помощью системы сигналов, в качестве которых могут выступать не только определенные звуки, но и выразительные позы, телодвижения, запахи, прикосновения и т. д. Различные группы животных более или менее специализированы по этим типам используемых сигналов в зависимости от степени развития у них тех или иных органов чувств. На основании этого можно выделить несколько способов передачи информации:
Химическая сигнализация.
Химические сигналы особенно хорошо развиты у насекомых и млекопитающих. Например, собаки маркируют территорию при помощи запаховых меток. Запах используется также для сообщений о состоянии самок млекопитающих в период размножения. Во время эструса они выделяют специальные химические вещества, сигнализируя, что они готовы к встрече с самцом. Неоплодотворенные самки некоторых бабочек выделяют феромоны, которые улавливаются самцами, и градиент концентрации которых ориентирует последних в направлении особей противоположного пола. Интересно то, что при благоприятном ветре самцы могут улавливать запах феромонов за 4-5 километров с подветренной стороны. Муравьи могут использовать химические вещества как сигналы тревоги и как указатели дороги к источнику пищи.
Звуковая сигнализация.
Звуковая сигнализация широко распространена у млекопитающих и, особенно, у птиц, а также у саранчовых, земноводных и некоторых пресмыкающихся. Большую роль этот вид коммуникации играет у водных животных, например, у китов и некоторых рыб. Птицы поддерживают сплоченность стаи тем, что систематически, с небольшими интервалами издают короткий несложный крик. Цель брачных криков или песен многих животных – привлечь потенциального полового партнера, и это легко можно показать, проигрывая весной магнитофонную запись крика лягушки поблизости от того пруда, где мечут икру эти земноводные. У птиц песня играет двоякую роль: она привлекает самку и отпугивает от уже занятой территории других самцов. Поскольку песни разных видов, как правило, весьма несхожи, самка прилетает только на песню самца своего вида, и тем самым устраняет опасность неверного выбора. Преимущество языка звуков состоит в том, что он позволяет зверям общаться, не видя друг друга, например, в полной темноте и на далеком расстоянии. Трубный глас оленя, ищущего себе самку и вызывающего на бой соперника, разносится на многие километры.
Визуальная сигнализация.
Визуальная сигнализация связана с передачей информации с помощью поз, телодвижений, раскраски тела, изменения цвета и т.д. Она наиболее хорошо развита у млекопитающих, птиц; встречается у пресмыкающихся, земноводных, рыб, тарантулов и у осьминогов. Цветовые сигналы используются также в демонстрациях ухаживания у некоторых членистоногих, например, у бабочек и манящих крабов. Тинберген так описывает визуальные сигналы коммуникации: “Среди них, помимо различных поз и телодвижений, есть и такие, которые по способу употребления напоминают наши флаги, светофоры и маяки. Так, у многих птиц самец окрашен гораздо ярче, чем самка. И если самке покровительственная окраска необходима, чтобы обезопасить ее и потомство от множества врагов, то самцы могут позволить себе иметь яркий наряд, который они самым неожиданным образом демонстрируют во время брачных игр. Различные позы, которые самец принимает ухаживая за самкой и в столкновениях с другими самцами, всегда прекрасно отвечают задаче выставить напоказ ярко окрашенные участки оперения. Иногда позирующий самец выглядит как своеобразный яркий флаг”. У некоторых млекопитающих, например, у волков, оскаленная зубастая пасть, вздыбленная шерсть, выпущенные когти – достаточно выразительные свидетельства намерения животного драться. В языке поз и телодвижений млекопитающих огромную роль играют хвост и уши. Их многочисленные характерные положения свидетельствуют о тонких оттенках настроения и намерений, значение которых не так ясно для постороннего глаза человека-наблюдателя, хотя прекрасно понимается сородичами животного.
Тактильная коммуникация.
Этот способ передачи информации играет важную роль у общественных насекомых. Таким образом, например, общаются термиты, дождевые черви и т.д. Пример из жизни рыб. Привлеченная в гнездо половозрелая самка колюшки не может приступить к икрометанию, до тех пор пока самец не стимулирует ее легкими ритмичными толчками в основание хвоста. Если предотвратить эти действия самца, самка не вымечет даже совсем готовую икру. Было установлено, что, оказывается, само присутствие самца в этот момент совершенно не обязательно, важно лишь то ощущение, которое испытывает самка, получая извне серию толчков. Тактильная коммуникация сохраняет большое значение у многих позвоночных, в частности, у млекопитающих. Например, взаимная чистка шерсти у приматов выступает как умиротворяющий жест. Часто доминантная обезьяна разрешает почистить себе шерсть подчиненной особи после короткой адресованной ей угрозы.
В естественных условиях у животных развились эффективные комбинации сигналов, включающие, например, звук и зрительные стимулы. Так, многие ритуалы у птиц и млекопитающих связаны с демонстрацией определенных поз и телодвижений, которые часто сопровождаются определенными звуками.
Какой вид информации может передаваться?
Сигналы могут передавать как относительно простую информацию, так и достаточно сложную. Например, крики тревоги и половые феромоны – это примеры сигналов, которые передают очень простые сообщения. Сигналы могут передавать информацию о внутреннем состоянии животного. Например, движения, появляющиеся в состоянии конфликта противоположных стремлений, могут интерпретироваться как неуверенность и т. д. Некоторые сигналы обеспечивают обмен информацией между родителями и потомством, другие передают сообщения о пище. Общественные животные часто имеют в своем репертуаре сигналы, которые помогают им поддерживать контакт. Сигналы подобного типа имеются у некоторых птиц. Примером могут служить крики, издаваемые гусями и вьюрками в полете или перед тем как взлететь. Лоренц описывает, как стая гусей на земле “принимает решение” о взлете. Сначала одна птица, а затем еще несколько издают стайный крик. Если его подхватывают все, то стая обычно взлетает, но если ответило слишком мало птиц, то начавшая кричать птица замолкает и стая остается на земле.
Существуют сигналы, которые подготавливают животное к действию последующих стимулов. Например, у взрослых львов существует особая поза, которая означает приглашение львенку поиграть. Эта поза с прижатыми к земле передними лапами не встречается ни в каких других ситуациях. Она говорит о том, что все агрессивные действия, которые затем последуют, – это игра. У обезьян в таких ситуациях появляется особая “игровая” мимика.
Дьюсбери полагает, что, вероятно, большинство животных пользуется сходными по объему наборами сигналов, число которых обычно составляет от 15 до 45. Это, возможно, объясняется тем, что число различных сообщений, которые нужно передавать от одного организма другому, в природе не велико. Исследователь Смит выделил 12 категорий, которые охватывают практически все виды сообщений, используемых животными:
1. Идентификация. Сообщения, позволяющие идентифицировать категорию или класс, к которому принадлежит отправитель.
2. Вероятность. Сообщение об относительной вероятности того, что отправитель предпримет данное действие.
3. Общий набор. Ряд сообщений, используемых в столь разнообразных ситуациях, что им трудно приписать какую-либо одну функцию.
4. Локомоция. Сообщения, передаваемые только во время передвижения или перед его началом.
5. Агрессия. Сообщения, указывающие на вероятность нападения.
6. Бегство. Сообщения, указывающие на вероятность бегства.
7. “Неагонистический комплекс”. Набор сообщений, указывающих на то, что агонистические действия (формы поведения, которые связаны с конфликтами между животными) маловероятны.
8. Ассоциация. Сообщения, передаваемые в тех случаях, когда одно животное приближается к другому или остается возле него.
9. Комплекс, ограниченный связями. Сообщения, передаваемые только между особями, которые объединены прочными связями (брачные партнеры, родители и потомки).
10. Игра. Сообщения, передаваемые только во время игры.
11. Копуляция. Сообщения, используемые до и во время копуляции.
12. Фрустрация. Демонстрации, возникающие только в тех случаях, когда данная вероятная форма поведения почему-либо пресекается.
Иногда у животных развиваются, так называемые, градуированные сигналы, с помощью которых могут передаваться сообщения, сходным образом градуированные по интенсивности. Например, различные крики, испускаемые обезьяной-резусом при агрессивных стычках, можно расположить по градациям, которые вполне хорошо коррелируют с вероятностью того, что она нападет. Другими словами, иногда сообщение очень точно зависит от формы сигнала. Однако многие сигналы постоянны по форме или варьируют только в узких пределах. Это связано с тем, что сигналы, чья форма меняется в зависимости от обстоятельств, могут быть не ясны адресату. К этому типу сигналов относятся крики тревоги и ряд сигналов, связанных с размножением, например, феромоны. С другой стороны, многие демонстрации ухаживания у рыб и птиц градуированы, поскольку с их помощью необходимо передать половому партнеру относительно подробную информацию о готовности к спариванию, агрессивности и страхе.
Ещё посмотрите лекцию «Современные СМИ Германии» по этой теме.
Отличия в коммуникации животных и человека.
У коммуникационных систем животных отсутствуют неограниченные ресурсы символического языка человека. Даже у приматов число передач довольно ограничено. Правда, как будет показано дальше, некоторых человекообразных обезьян, например, шимпанзе, можно научить символьному языку, который по многим параметрам приближается к человеческой речи.
Другая важная черта языка животных – это зависимость значения сигналов от ситуации. Например, у американского сурка в лексиконе выделяют всего 8 сигналов. Но при помощи этих сигналов сурки, разумеется, сообщают друг другу информацию значительно большего объема, чем сведения о восьми возможных ситуациях, поскольку каждый сигнал в разных ситуациях будет говорить соответственно о разном. Если перевести один из таких сигналов на человеческий язык, то этот перевод, как пишет Е.Н.Панов, будет звучать примерно так: “Скорее всего, что то-то, чаще всего то-то, но может быть то-то и то-то, а иногда еще и то-то”, то есть смысловое значение большинства сигналов животных носит вероятностный характер в зависимости от ситуации.
В отличие от речи человека, обладающей свойством передавать бесконечные объемы сложнейшей информации не только конкретного, но и абстрактного характера, язык животных всегда конкретен, то есть сигнализирует о конкретной окружающей обстановке или состоянии животного.
Одно из различий между коммуникацией у человека и животных – это возможность обмана. Особи внутри одной группы, вероятно, не способны осознанно вводить друг друга в заблуждение. Мы не можем представить себе птицу, которая подает ложный сигнал тревоги. Но, правда, существуют многочисленные примеры обмана в межвидовой коммуникации, которые были созданы эволюционным путем. Например, неоплодотворенные самки одного из видов светлячков испускают видоспецифические комплексы вспышек света в ответ на сигналы самцов, которые приближаются к ним для спаривания. После спаривания самка перестает светиться. Она становится хищником и начинает испускать световые сигналы, которые не характерны для ее вида, но которые привлекают более мелких светлячков родственного вида. Когда такой самец приближается к такой “роковой женщине”, она убивает и съедает его. Еще один пример межвидового обмана: некоторые насекомые, которые паразитируют в муравейниках, подают своим хозяевам фальшивые сигналы, благодаря чему их принимают в гнездо. Таким образом, в случае коммуникации между особями различных видов легко видеть, как одно животное может обмануть другое или управлять его поведением. Однако английский зоолог Ричард Докинз, известный своей замечательной книгой “Эгоистический ген”, утверждает, что внутривидовая коммуникация также может сопровождаться обманом. Он пишет: “Если собака всего лишь оскалом зубов может заставить своих соперников отступить, то отбор будет благоприятствовать тем собакам, которые используют эту способность. Оскаливание зубов станет ритуализованным, преувеличенным для усиления пугающего воздействия, а губы могут оттягиваться назад дальше, чем это необходимо для того, чтобы просто были видны зубы”. Таким образом, Докинз считает, что тот, кто воспринимает такой сигнал, оказывается обманутым. Традиционные этологи всегда полагали, что эволюционный процесс в деле коммуникации должен затрагивать как действующую, так и реагирующую сторону. Докинз считает, что ритуализация может приводить к тому, что эволюционировать может только сигнал подающего, в то время как эволюция механизмов опознания этого сигнала может и не происходить. Мак-Фарленд, возражая ему, считает что подобное вряд ли типично для большинства ритуализованных коммуникативных систем. Например, ритуализованная смещенная активность чистки перьев у самцов кряквы едва ли могла развиться в процессе эволюции без соответствующей эволюции механизмов распознавания у самки. Таким образом, для формирования коммуникативных систем часто требуется комплексная совместная эволюция передающей и воспринимающей сторон.
Докинз считает, что эволюционный процесс может приводить к тому, что животное будет пытаться обмануть других особей своего вида, чтобы получить для себя какое-то преимущество. Он отстаивает идею индивидуального, а не группового отбора. С точки зрения группового отбора эволюционный процесс должен приводить к таким изменениям, которые будут выгодны для группы (целого вида), при этом они могут быть не выгодными для отдельных особей этого вида. С этой позиции инстинктивный межвидовой обман не может возникнуть в эволюции данного вида. Мак-Фарленд в защиту идеи группового отбора приводит следующий пример. “Так, например, если человек краснеет, то в этом проявляется невербальная коммуникация, по всей вероятности ритуализованная. Эта реакция обычно не поддается произвольному контролю; краснеют люди, которые смущены или слегка испуганы… А это совершенно противоречит тому, что можно было бы ожидать с точки зрения элементарных законов физиологии. Ведь обычно легкий испуг приводит к возбуждению симпатической нервной системы, что вызывает отток крови от кожи и других периферических областей тела. Если покраснение – это ритуализованная активность, которая информирует других людей о том, что человек испытывает смущение, то трудно понять, каким образом она могла сформироваться в процессе эволюции. Какую пользу извлекает человек, когда сообщает эту информацию? Почему популяция “краснеющих людей” не оказалась “оккупированной” “не краснеющими” мошенниками?” Этот феномен трудно объяснить, если не привлечь идею группового отбора, который действует на благо вида, а не отдельно взятой особи.
06.
04.2020 — Ритуализация поведения животныхРитуализация поведения животных
Что такое ритуал? Ритуал — совокупность обрядов, выработанный обычаем установленный порядок совершения чего-либо; церемониал. А ритуальное поведение – это повторяющиеся, часто комплексные и обычно символические действия.
Ритуальное поведение у животных — общение посредством языка поз и движений, принимающее форму ритуалов. Ритуалы у животных — сложный набор инстинктивных действий.
В каких формах поведения есть элементы ритуального поведения?
(Брачное, агрессивное)
Рассмотрим ритуальное поведение животных на примере агрессивного поведения.
Агрессивное нападение животных в эволюции сменялось демонстрацией угрозы – возможности нападения. Особенно при стычках особей одного и того же вида.
Ритуалы и демонстративные акты поведения, проявляемые животными в конфликтных ситуациях, можно разделить на две группы: ритуалы угрозы и ритуалы умиротворения, тормозящие агрессию со стороны более сильных сородичей.
Это демонстративное поведение животных, с которым вы можете познакомиться, посмотрев презентацию «Ритуализация поведения», великолепно описывает В. Дольник в своей книге «Непослушное дитя биосферы», отрывок из которой приводится ниже.
“Грозно он закричал, пикой огромной потрясши”. Противника проще всего напугать, показав ему те средства защиты и нападения, которыми располагает данный вид животных. У рыб это шипы в плавниках. Поэтому рыбы, угрожая, раздвигают плавники и поднимают шины; многие встают в воде вертикально, выставив их навстречу противнику. У пресмыкающихся, птиц и млекопитающих орудия нападения и защиты чаще всего расположены на челюстях, и они угрожают, раскрывая пасть. Такая форма угрозы удобна при межвидовых конфликтах, поскольку она всем понятна. Человек при угрозе так же, как и обезьяны, скалит зубы… Одна лишь раскрытая пасть не может передать все оттенки угрозы, поэтому у многих видов она сопровождается изменениями внешнего вида головы: расширяются или сужаются глаза, прижимаются уши, наморщивается нос, изгибаются губы, насупливаются брови, движется кожа на лбу и темени. Достигается это с помощью сокращения мышц лица и головы. Если на коже есть к тому же выросты или пучки перьев, шерсти и все это раскрашено в несколько цветов, получается целый код сигналов о состоянии и намерениях животного, как истинных, так и мнимых.
…Преувеличение оскала естественный отбор использует очень часто. Обитающая в Средней Азии безобидная ушастая круглоголовка при встрече с противником приподнимает тело над землей, раскрывает пасть и разворачивает складки кожи вокруг нее таким образом, что создается впечатление большой зубастой и ярко окрашенной пасти. Угроза пастью часто сопровождается звуками – от шипения многих пресмыкающихся до рева млекопитающих. Песня самца птицы, какой бы красивой она нам ни казалась, гоже содержит угрозу другим самцам.
…Я велик и могуч. …Кто старше, тот крупнее, сильнее и опытнее. Драку с ним маленький противник заведомо проиграет. …Птицы преувеличивают себя, распушая перья, а млекопитающие – вздыбливая шерсть. У человека эта реакция атавистична, но у некоторых людей при конфликте “шевелятся волосы на голове”.
У сильно вооруженных животных – сильная мораль. Конфликтуя, два самца ядовитой гадюки тягаются, кто встанет выше, и пытаются уронить (“унизить”) друг друга, но не раскрывают пасти. Более того, они так уверены в соблюдении правил поединка, что нередко поворачиваются затылком к пасти противника, не боясь быть укушенным.
…Наконец, преувеличение размеров достигается и занятием более высокой точки в пространстве. Программа так проста, что достаточно заставить соперника смотреть снизу вверх, и он почувствует себя ниже тебя. Когда птицы садятся на дерево, доминанты занимают самые высокие ветви, а за верхушку зачастую борются.
…Он низко пал. …Если же дело доходит до борьбы, то у очень многих видов цель ее – унизить противника в самом прямом смысле этого слова: повалить или бросить на землю. Падение может сопровождаться физическим ущербом, но может быть и совершенно безболезненным, как у роняющих друг друга змей.
…А я маленький такой. Что делает проигравший? Прежде всего, он «складывает оружие» – шипы, хохлы, когти, зубы, рога – прячет их, чтобы не пугать победителя. Сам преуменьшает свои размеры – с той же целью. Маленький, согбенный, безоружный противник не страшен. Страх покидает победителя, а с ним кончается и агрессивность. Многие животные падают и переворачиваются брюхом вверх – унижают себя как можно сильнее. Если проигрыш ясен заранее, животное может при встрече с более сильным противником сразу принять позу подчинения.
Австрийский зоолог К. Лоренц выделил несколько основных особенностей умиротворяющих ритуалов.
1. Демонстративное подставление наиболее уязвимой части тела. Весьма интересно, что подобное поведение часто демонстрируют потенциальные доминанты (более сильные особи).
Так, при встрече двух сильных и уверенных в себе самцов собак или волков потенциальные соперники в течение некоторого времени оценивают друг друга. Вначале эти животные приближаются друг к другу на спрямленных конечностях, с поднятой на загривке шерстью, сопровождая свои движения глухим рычанием. В течение некоторого времени они кружатся на месте, демонстрируя друг другу оскал и грозно рыча, однако серьезной драки между животными не происходит. В конечном счете одно из животных отворачивает голову и подставляет своему сопернику область сонной артерии, выгнутую навстречу укусу. После подобной демонстрации соперники постепенно расходятся в разные стороны.
Вороны в такой ситуации подставляют своему сопернику глаз. Смысл подобной демонстрации заключается в том, что животное сигнализирует таким образом: «Я тебя не боюсь, но просто не хочу с тобой сейчас связываться!»
Однако аналогичные позы демонстрируют и более слабые животные. Галка подставляет под клюв птицы, которую нужно умиротворить, свой незащищенный затылок – обычную мишень при серьезном нападении с целью убийства. У многих видов птиц оперение на таких участках тела имеет особую окраску. У галок оно шелковисто-серое, а у тех врановых, которые крупнее и темнее, на затылке имеется более светлое пятно. Как указывает Н. Тинберген, подобным же образом демонстрируют умиротворение и чайки. Они отворачивают от противника клюв, подставляя противнику белоснежный затылок или пятно на затылке, имеющее особый рисунок на светлом фоне.
У многих животных умиротворяющим сигналом служит приглашение к грумингу (обезьяны). Однако у обезьян чисткой меха занимается не доминант, а напротив, подчиненные животные. Наиболее высокопоставленный самец-лидер значительно чаще всех остальных пользуется услугами со стороны прочих членов группы, тогда как самое подчиненное животное, последнее в системе иерархии, чаще всех остальных ухаживает за мехом своих собратьев.
У многих видов грызунов подчиненное животное позволяет доминирующему вылизывать свой мех.
Амадины – маленькие птицы, относящиеся к семейству ткачиковых, для умиротворения агрессивно настроенного соседа прибегают к так называемой демонстрации «приглашения к чистке пера». При встрече двух птиц, одна из которых склонна к нападению, вторая нагибает или высоко задирает голову и при этом топорщит оперение горла или затылка. И агрессор, вместо того чтобы напасть, покорно начинает перебирать клювом распущенное оперение горла или затылка второй птички.
В более острых ситуациях, когда низкоранговым животным грозят серьезные травмы со стороны доминантов, они могут проявлять реакцию отдавания себя на волю сильного. Так, например, собаки и волки в подобных случаях падают на спину, подставляя противнику наиболее уязвимое место — живот, издавая при этом характерный визг. Эта поза часто сопровождается мочеиспусканием. Широко распространены подобные демонстрации и у обезьян. В такие моменты низкоранговые макаки резусы припадают к земле и теряют всякую возможность каким-либо способом противодействовать своему мучителю. Аналогичная демонстрация наблюдается и у горилл: особь, не способная постоять за себя, распластывается на земле, опускает голову и прячет конечности под брюхо. Животное, принявшее такую позу, фактически полностью отдает себя на милость победителя, который имеет теперь возможность беспрепятственно нанести удар в любую уязвимую часть тела поверженного противника. Однако поза полной покорности создает непреодолимое психологическое препятствие для нападения, и агрессор, как правило, немедленно прекращает враждебные действия.
2. Воспроизведение некоторых элементов детского поведения. Распространенный вариант ритуала умиротворения у птиц – это имитация позы птенца, выпрашивающего корм. У представителей семейства собачьих часто встречается демонстрация, при которой подчиненное животное, издавая характерные звуки, стремится лизнуть доминанта в углы рта. Эта поза напоминает щенячьи действия, направленные на выпрашивание корма у взрослого животного.
3. Выражение социальной покорности с помощью действий, характерных для поведения самки.
Например, одним из типичных звеньев брачного поведения у малого зуйка служит так называемое «ритуальное рытье гнезда». Самец ложится на землю и, резко выбрасывая назад лапки, делает углубление в песке. Самка, наблюдающая за ним с небольшого расстояния, подходит к вырытой ямке и ложится в нее.
И вот мы наблюдаем враждебное столкновение двух самцов малого зуйка на границе их территорий. Эти птицы, находясь на расстоянии в несколько десятков сантиметров друг oт друга, одновременно ложатся на землю и с типичными брачными криками начинают рыть ямки в песке.
Кроме ритуализации поведенческих реакций, у животных существует множество внешних приспособлений, служащих специально для демонстрации различных состояний. Так, например, как указывает В. Гейтс, рога копытных животных, на первый взгляд представляющие собой грозное оружие, обычно таковым не являются, а используются их обладателями главным образом для устрашения противника во время брачных турниров. Внимательное изучение формы рогов у большинства видов копытных показывает, что с помощью такого оружия нанести оппоненту сколько-нибудь серьезную рану практически невозможно. У многих видов рога изогнуты внутрь или обращены назад, или многократно ветвятся, в то время как наиболее эффективными в качестве орудия нападения были бы короткие заостренные рога, обращенные прямо вперед.
В момент встречи соперников рога служат «демонстративным органом», в первую очередь привлекающим внимание недруга и заставляющим его приблизиться не сбоку, а спереди. В дальнейшей схватке такие рога выполняют роль инструмента, захватывающего рога соперника и отводящего возможный удар. Еще в юности, будучи членом «холостяцкого стада», каждый самец на опыте обучается по внешнему виду определять потенциальные силовые возможности оппонента и избегать серьезных и длительных столкновений с заведомо сильнейшим противником.
В. Гейтс выделил четыре основные стадии в эволюции рогов и соответственно в эволюции демонстративного поведения у копытных.
Первая стадия – это короткие, острые, направленные вперед рога, которые мы видим у американской снежной козы.
Встречаясь друг с другом, самцы американской снежной козы становятся боком друг к другу, головами в разные стороны. Сначала каждый из них демонстрирует перед соперником свой боковой контур, характерные очертания которого обусловлены длинной бахромой волос на подбородке, груди, передних ногах и брюхе. Подобная демонстрация бока, по мнению В. Гейста, – исходная, примитивная форма ритуального поведения. Она встречается у видов, у которых «демонстративные органы» (в данном случае – удлиненная бахрома волос) рассредоточены по всей поверхности тела. Рога в этом случае служат истинным оружием. Животные часто ограничиваются взаимными угрозами: они бодают кусты, свирепо роют землю копытами. Крайне редко дело доходит до истинной драки. Самцы снежной козы пытаются нанести противнику боковой удар острым коротким рогом. Этот удар обычно приходится в брюхо или в ляжку задней ноги. На случай возможной драки у снежной козы существуют специальные приспособления, которые сводят до минимума опасность от удара острого рога. Шкура этих животных очень толста – эскимосы издавна использовали ее для изготовления щитов. К тому же тело покрыто густой шерстью, которая сильно смягчает удар.
Три последующие стадии в эволюции рогов связаны с сосредоточением «демонстративных органов» в передней части тела (грива и борода бизонов и зубров), а затем – на голове (рога антилоп, оленей, баранов).
Понаблюдаем за агрессивным поведением бизона или зубра.
Два быка сначала становятся боком друг к другу, а затем уж сходятся «лицом к лицу». Короткие и острые poгa этих животных, хотя и загнуты несколько внутрь, все же служат достаточно опасным оружием. Но ему противопоставляется мощный волосяной щит, покрывающий грудь и плечи быка.
Следующую, третью стадию эволюции мы можем наблюдать у антилоп и оленей, рога которых уже трудно рассматривать в качестве истинного оружия. В момент встречи соперников они служат «демонстративным органом», в первую очередь привлекающим внимание недруга и заставляющим его приблизиться не сбоку, а спереди. В дальнейшей схватке рога выполняют роль инструмента, захватывающего рога соперника и отводящего возможный удар. Драка у антилоп и оленей – это не бодание, а борьба.
Два самца газелл Гранта в момент территориального конфликта переплетаются рогами и стремятся повалить друг друга наземь, что может грозить вывихом шеи.
Но такого рода травмам обычно противодействует то, что в драку вступают животные равной силы. Еще в юности, будучи членом «холостяцкого стада», каждый самец на опыте обучался по внешнему виду определять потенциальные силовые возможности оппонента и избегать серьезных и длительных столкновений с заведомо сильнейшим противником.
В последнем случае удлиненные ветвящиеся или завитые рога становятся главным «демонстративным органом». Соответственно изменяется и демонстративное угрожающее поведение.
Встреча «бок к боку» в ходе эволюции постепенно сменяется встречей «голова к голове».
Таким образом, ритуальная демонстрация, вызывая у противника страх, позволяет выиграть стычку, не прибегая к схватке, очень опасной для обеих сторон. Физическое противоборство заменяется психическим противостоянием. Поэтому развитое агрессивное поведение, включающее в себя много угроз и пугающих действий, полезно для вида. А для хорошо вооруженных видов – просто спасительно.
Сможете ли вы выполнить следующее задание?
Дикие животные часто сталкиваются с опасностью. Каждый вид имеет свой способ защиты от нападения.
Подберите каждому из животных вариант самозащиты из перечисленных:
Вопрос ПОВЫШЕННОЙ сложности
В каком виде может проявляться ритуальная демонстрация доминирования:
1. Демонстративное подставление наиболее уязвимой части тела.
2. Воспроизведение некоторых элементов детского поведения.
3. «Приглашение к грумингу».
Ритуализация подчинения · Секс продается, а сексизм – нет · Анализ СМИ и культуры
Если секс действительно продается, то почему рекламодатели склонны изображать сексуально привлекательных женщин ниже мужчин?
Согласно исследованию Эрвинга Гоффмана, в ряде рекламных объявлений очевидно присутствие ритуализации подчинения. С ритуализацией подчинения женщины обычно располагаются ниже мужчин, лежа на земле бессильными и покорными. Пока самок расположены на боку, спине или бездельничают с согнутыми коленями , самцов склонны стоять сильно над ними (Гоффман, 40). Сопоставление поз мужчин и женщин в нескольких рекламных объявлениях указывает на то, что рекламодатели манипулируют мужским доминированием.
Следующие изображения иллюстрируют наличие ритуализации подчинения в рекламе 2000-х:
Skyy Vodka
В рекламе Skyy Vodka мужчина оседлал женщину, лежащую на пляже. Хотя мужчина одет в утонченный костюм, женщина изображена не только в откровенном, но и в непрофессиональном купальном костюме. Основное внимание в рекламе обращено на женскую грудь, а не на бутылку алкоголя, которую изображение должно рекламировать. Даже деталь в сжатых кулаках мужчины указывает на его доминирование над женщиной. Выражение ее лица почти роботизированное, как будто ей не хватает контроля над очевидной разницей в силе.
В рекламе кампании Ultimate Attraction BMW 2002 года мужчина находится над женщиной во время полового акта. Однако лицо женщины явно заменено журнальной рекламой красного BMW. Из-за своего положения над женщиной мужчина проявляет контроль над покорной женщиной в постели. Закрытие лица журнальной рекламой означает, что личность женщины незначительна и заменима. Хотя руки женщины вокруг шеи мужчины показывают, что она тянется к мужчине, руки мужчины показывают, что он отталкивается от нее. Она просто объект, над которым он берет неромантический контроль.
Skyy Vodka
В рекламе Skyy Vodka женщина лежит на животе, как будто она стол для стакана Skyy Vodka. Хотя в рекламе отсутствует физическое присутствие мужчины, руки, разливающие водку, кажутся мужскими. В качестве примера ритуализации подчинения реклама предлагает доминирование мужчины над сексуальной женщиной в платье с открытой спиной.
Dolce and Gabbana
Эта реклама Dolce and Gabbana была запрещена в 2007 году как в Испании, так и в Италии из-за беспомощного позиционирования женщины по отношению к доминирующим мужским фигурам вокруг нее. Женщина физически прижата одним из мужчин-моделей, в то время как остальные мужчины мощно стоят над ней. В частности, один стоящий мужчина стоит, уперев руки в бедра, и смотрит на женщину, лежащую на земле. Подняв таз в воздух, женщина-модель позиционирует себя как женщина, участвующая в половом акте. Однако окружающие ее самцы подразумевают жестокое отношение к женщине. Это почти как если бы мужчины были хищниками, смотрящими на свою добычу сверху вниз.
Dolce and Gabbana
Реклама Dolce and Gabbana подразумевает ритуал подчинения с четырьмя мужчинами, парящими над женщиной, лежащей на земле. В то время как мужчины одеты в костюмы, женщина просто в нижнем белье и на каблуках. Рекламщики Dolce and Gabbana противопоставляют силу мужчин беспомощности женщины под ними.
Calvin Klein
Хотя реклама Calvin Klein 2010 года должна была демонстрировать выбеленные джинсы модной компании, акцент в изображении сделан на контроле мужчины-модели над женщиной, Евой Мендес. Несмотря на то, что обе модели сексуально лежат на земле, мужчина расположен сверху Мендеса, чтобы показать свое превосходство. Его рука протянута через ее тело, как будто он прижимает ее к земле. Вместо того, чтобы искренне вложить свою руку в ее, он мощно и почти яростно хватает ее за запястье. Ева Мендес бессильно лежит под ним.
В этой рекламе Pepsi женщина беспомощно лежит на пляже, скрестив руки над головой. Хотя крупный мужчина-спасатель остается равнодушным к женщине, лежащей под ним, мальчик, кажется, счастливо удивлен. В этой рекламе даже юноша позиционируется выше взрослой женщины. Несмотря на разницу в возрасте, ребенок, будучи мальчиком, имеет больше власти над женщиной, лежащей без сознания на пляже.
Armani Exchange
Рекламируя купальные костюмы лета 2010 года, реклама Armani Exchange изображает Ирину Шейк под Криштиану Роналду на пляже. Шейк, кажется, отстраняется от Роналду, запрокидывая ей голову назад, чтобы дистанцироваться от его доминирования. Между деталями кулака Роналду, сжимающего рубашку Шейка, и его агрессивным выражением лица прослеживается явная разница в силе между мужчиной и женщиной в рекламе.
Suit Supply
Несмотря на то, что Suit Supply занимается изготовлением костюмов на заказ, в рекламе показана только половина мужского костюма, сшитого на заказ. Пока мужчина-модель одет в изысканный костюм, женщина раздевается и ложится на живот. Через сжатый кулак мужчины на ее спине и безразличную реакцию женщины реклама демонстрирует, что мужчина использует женщину для чистого сексуального удовольствия. Он контролирует их половой акт.
Поставка костюма
В рекламе костюмов из кампании «Бесстыжие» женщина снова лежит на спине под мужчиной. В то время как одна рука мужчины кладется на согнутые колени женщины, другая рука, кажется, хватает женщину за шею. Он берет под контроль все ее тело.
Calvin Klein Juniors
Даже в рекламе Calvin Klein Juniors очевидно присутствие ритуализации подчинения. В то время как трое юношей уверенно стоят, юная девушка сидит на полу под ними. Излучая уверенность, мальчики держат руки в карманах и раздвигают ноги. Тем временем юная девушка небрежно сидит на полу, почти сгорбившись. С юных лет детям прививается идея мужского доминирования.
American Apparel
В рекламе обуви American Apparel не обязательно показывать лицо мужчины или женщины, чтобы увидеть разницу в силе между людьми. Пока мужчина стоит, женщина лежит на спине, ее ноги расставлены мужчиной над ней.
в рекламе Gucci женщина-модель стоит на полу, а мужчина стоит над ней. Пока мужчина стоит, расставив ноги и опустив руки по бокам, женщине кажется, что она ползет по полу под ним. Она присела, а мужчина стоит прямо.
← Общее повествование
Женское прикосновение →
Ритуализация подчинения
Определениев кембриджском словаре английского языка
Примеры ритуализированных
ритуализированных
И собрание предлагает около ритуализированных заявлений об утверждении.Из Далласских утренних новостей
Прежние физические сражения превратились в ритуализированных танцев с музыкальным сопровождением.Из NPR
Ну для меня религия конечно на ритуализированное признание в невежестве.Из NPR
Это учило, что природу нужно уважать, с ней нужно сотрудничать определенными ритуализированными способами.От Хаффингтон Пост
Исследования показывают, что когда вы выбираете регулярную,От Хаффингтон Пост
Традиционные похороны, свадьбы и др. ритуализированные церемонии — это интимные встречи, которые вращаются вокруг заветных норм.От Хаффингтон Пост
Из NBCNews.com
Мальчики могут продолжать вести этот ритуализированный , но мучительно болезненный бой, пока один из них не сдастся, передав победу своему противнику.Из журнала Slate
Речь идет о формальности и способе сохранить близость отдаленной и ритуализированной , но это также и о том, чтобы исключить наши индивидуальные существа из истории.От Хаффингтон Пост
Из Лос-Анджелес Таймс
Многие считают джаз священным, и это делает его мишенью непочтительности, потому что святотатство — это смешно, особенно когда ритуализированный .Из журнала Slate
Стойкий и надежный палач сыграл ключевую роль в достижении этого хрупкого баланса посредством своего ритуализированного и регламентированного применения насилия от имени государства.Из журнала Slate
Вы сказали, мне кажется, что религия принимает один аспект, когда рассматривается как особое притязание на знание, и совсем другой аспект, когда рассматривается какИз NPR
Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Как произносится , ритуализированное ?
Перевод
на Китайский (традиционный)
(使)儀式化…
Подробнее
на китайском (упрощенном)
(使)仪式化…
Подробнее
Нужен переводчик?
Получите быстрый бесплатный перевод!
Обзор
ритуал
обрядность
ритуальный
ритуально
ритуализированный
ритуально
шикарный
соперник
соперничал
Проверьте свой словарный запас с помощью наших веселых викторин по картинкам
- {{randomImageQuizHook.
- {{randomImageQuizHook.copyright2}}
Авторы изображений
Попробуйте пройти викторинуСлово дня
День независимости
ВеликобританияВаш браузер не поддерживает аудио HTML5
/ɪn.dɪˈpen.dəns ˌdeɪ/ НАСв США официальное название праздника Четвертого июля
Об этомБлог
Из одного дня в другой (Фразы со словом «день», часть 1)