Ритуализм это: РИТУАЛИЗМ | это… Что такое РИТУАЛИЗМ?

Виды ритуалов и их классификация. Ритуализм

Информация о материале
Психология

Переход к постмодернистскому обществу [3] характеризуется существенной трансформацией семьи — происходит фактический распад ее как социального института, снижается значимость семьи как социальной ценности.

Во взаимодействии взрослого с ребенком теряется важная и традиционная линия — передача общественно выработанных социальных норм. Однако в процессе становления личности большое значение имеют традиции, которые реализуются в разных формах, в том числе в форме ритуала. В связи с этим исследования, посвященные проблемам взаимодействия родителей и детей по средством ритуала как способа их развития, сохраняют свою актуальность.

Ритуал — это закрепленные действия в психической жизни ребенка, помогающие выстраивать систему отношений, накапливать опыт социальных компетенций.

Исследования по изучению роли ритуалов в жизни человека, проведенные Э. Эриксоном, позволили сделать важный теоретический и практический вывод о необходимо сти использования ритуалов в развитии детей. Эриксон раскрывает содержание и развитие ритуалов в соответствии с возрастной периодизацией: младенчество, ранний возраст, дошкольный и школьный периоды, юность [5, 7].

В младенчестве вырабатывает ся ритуал «взаимности», основанный на удовлетворении потребности ребенка в узнавании и удостоверении в нем. Неудовлетворенность потребности может причинить непоправимый вред ребенку, погасив его тягу к получению впечатлений, необходимых для развития органов чувств. В последующей жизни человека этот ритуал пронизывает все взаимоотношения между людьми. Эриксон называет его нуминозным элементом или элементом благоговения (от лат. numen — божественное волеизъявление, божество).

В раннем возрасте формируется ритуал различения добра и зла, получивший название «критический». Развивается самостоятельность ребенка, способность к различению того, что есть «хорошо» и есть «плохо», формируется воля.

В игровой (дошкольный) период ребенок готовится к роли будущего создателя ритуалов, у него формируется «драматический» ритуал. В игре он может исправить и воссоздать заново прошлый опыт и предвосхитить будущие события. Когда ребенок берет на себя роли взрослых, тогда проявляется и находит свое разрешение чувство вины. Это основное чувство, возникающее у ребенка благодаря формированию инстанции сверх-Я личности. Вина — это чувство самоосуждения за любой поступок, придуманный или действительно совершенный, но неизвестный другим либо совершенный и осужденный другими.

В школьном возрасте появляется ритуал «формализованных правил». Эриксон называет его элементом совершенства исполнения. Школьные отношения, как правило, формализованы, для них характерна строгая дисциплина, в которую встроены все другие элементы ритуальных действий. Формализация школьных отношений имеет большое значение для внешней стороны ритуализированного поведения взрослых. Внешняя форма ритуалов воздействует на чувства, поддерживает активность психической жизни, поскольку это осознанный порядок, в котором человек принимает участие.

Последний обязательный элемент, входящий в зрелую, взрослую форму ритуала, формируется в подростковом и юношеском возрасте, когда возникает чувство эго-идентичности. Развиваются ритуалы «убеждений», «самоидентичности», «идеологии». Начиная с этого возраста человек может посвятить себя ритуальным целям, иначе говоря, стать творцом новых ритуалов и поддерживать традиции 8 жизни детей.

По Эриксону, стать взрослым, т.е. полностью вырасти в человеческом смысле, означает не только освоить повторяющиеся формы взаимодействия и осознанно включиться в свою социальную группу, но и уметь отвергать чуждое мировоззрение и чуждую идеологию. Только соединение этих процессов позволяет молодежи сконцентрировать свою энергию для сохранения и обновления общества.

Изменения, происходящие в обществе, культуре, показывают необходимость найти новый смысл ритуальных действий. В современном высокоразвитом обществе предпринимаются попытки вовлечь молодежь в массовые ритуалы, соединяющие благоговение, правосудие и драму, организованные с детальной проработкой формального аспекта.

Таковы, например, фестивали, спартакиады, хит-парады, театрализованные зрелища, которые закрепляют в массах молодых людей идеологические принципы и мировоззрение, характерные для данного общества.

Следуя закону биполярности, Э. Эриксон показал различия ритуалов и ритуализмов. В нашем анализе мы выделяем следующие характеристики различий по критериям: сущность понятий, степень выраженности невербальных средств, формирование идентичности (образ Я), степень осознанности, результат формирования (таблица 1).

Неоднозначность понятия «ритуал» породила и неоднозначность предлагаемых видов классификаций. В принципе, допустимы различные основания для классификации ритуалов: по способу организации, психическому отражению, времени существования, способу применения и т.д. Ритуалы подразделяются на бытовые, деловые, семейные, социальные, религиозные, этнические, профессиональные, детские, гендерные, межличностные, массовые и др.

Исходя из задач нашего исследования, мы придерживаемся следующей классификации видов ритуалов.

К первой группе относим архаичные ритуалы. Первобытный человек, обладая специфическими чертами (неотделимость от природы, одушевление природных явлений, неосознанное отношение к самому себе, недифференцированность отношений внутри группы), во многих ситуациях прибегает к ритуалам. Например, перед каждой охотой племя во главе со жрецом устраивает ритуальные танцы. При этом главными являются осязательные и кинестетические ощущения: жрец ощущает, как он несет тяжелую добычу, как держит ее руками, как она прикасается к его спине и т.д. [6].

Вторую группу ритуалов составляют ритуалы в рамках религиозных традиций. Например, в России, в рамках православных традиций, это исповедь, причастие, святость, странничество, торжественные церковные шествия (крестный ход) и др. Символическое значение имеют религиозные обряды и ритуалы, в частности чтение молитвы. Ю.М. Зенько отмечает, что на Руси было широко распространено странничество. Отсюда песни и фольклор, связанные со странниками, путешествиями в Святую землю, поисками Беловодья — царства справедливости — и других особых земель.

И это не было особенностью только крестьянства, по духу своему странниками являлись и наиболее творческие представители русской культуры [2].

Третья группа ритуалов представлена культурными (этническими) особенностями. Например, в нашем исследовании по изучению этнического самосознания телеутов выделены ритуальные характеристики культуры: народный костюм, украшения, приготовление блюд, проведение праздников, танцы, песни, содержание пословиц, сказок и т.д. [4].

Четвертая группа — гендерные ритуалы, связанные с инициациями, описанными в социальной психологии.

Большую пятую группу составляют психологические ритуалы, выраженные в особенностях жестикуляций, телодвижений. В родовых культурах жесты использовались в качестве языка в ритуальных действах и в коммуникативных целях.

К шестой группе относятся социальные ритуалы, в ходе которых родители и другие агенты социализации знакомят, показывают, объясняют детям значимость выполнения тех или иных действий.

Социальный ритуал — система действий, совместно выработанных членами группы, в которых все виды поведения определены в строгой последовательности. Это основной источник групповой сплоченности и внутригрупповых связей, который служит нормативному регулированию функционирования группы, способствует тому, чтобы поведение каждого было скоординировано на осуществление общей цели. Повторяющиеся симптоматичные стереотипы взаимодействия также обычно действуют как ритуальные формы поведения.

Один из видов социальных ритуалов — организационные ритуалы. Л.С. Архангельская в этой группе выделяет: ритуалы перехода, интегрирующие ритуалы, ритуалы поощрения, порицания, разрешения споров и улаживания конфликтов, а также ритуалы обновления [1].

К седьмой группе относятся семейные ритуалы, т.е. установленные в конкретной семье правила, характеризующие ее структуру и устойчивые способы взаимодействия в ней. К ним относятся: ритуалы повседневной жизни (прием пищи, совместный досуг, отход ко сну, встреча, прощание, семейный вечер), ритуалы внутрисемейного календаря (семейные праздники: дни рождения, годовщины, семейный альбом, семейная родословная), ритуалы празднования событий, отмеченных в официальном календаре (Рождество, Новый год и др.

), ритуалы жизненных циклов (свадьба, рождение ребенка, смерть).

По способу организаций ритуалы могут быть индивидуальными и групповыми.

Индивидуальные — закрепленные в психической жизни отдельного человека (например, в виде действия или слова).

Групповые — возникают и закрепляются в жизнедеятельности определенной социальной группы (малой или большой). С позиции личностного подхода ритуалы на сознательном и бессознательном уровне несут большую психологическую информацию, формируют Я-образ человека.

Исходя из сказанного, ритуалы, создающие возможность сближения, более тесного контакта, наряду с другими видами коммуникативных связей играют важную роль в становлении сознания и самосознания человека.

Нам показалось интересным провести психологический анализ, характеризующий роль ритуала в развитии детей дошкольного возраста в условиях семьи.

Г. КРИГЕР

Источники

  1. Архангельская Л.С. Ритуал как инструмент управления современными организациями: Автореф. дисс. … канд. социол. наук. М.: Изд-во МГУ, 2012.
  2. Зенько Ю.М. Психология религии. СПб: Речь, 2009.
  3. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Homo Роstmodernus. Психологические и психические нарушения в постмодернистском мире. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2009.
  4. Кригер Т.Н. Самосознание телеутского этноса: культурно-исторические детерминанты и структурно-содержательные характеристики. Кемерово: Изд-во КГУ, 2010.
  5. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.
  6. Стефаненко Т.Г. Этническая психология. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН; Академический проект, 1999.
  7. Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с англ. СПб: Речь, 2000.

Дошкольное воспитание. 2015. № 1. С. 50-53.

III. Ритуализм

Этот тип приспособления можно легко определить. Он предполагает оставление или понижение слишком высоких культурных целей большого денежного успеха и быструю социальную мобильность там, где эти устремления могут быть удовлетворены. Несмотря на то, что культурное предписание»стараться преуспеть в этом мире» отвергается и, таким образом, горизонты сокращаются, продолжается почти безусловное соблюдение институциональных норм.

Рассуждение о том, действительно ли в данном случае речь идет об отклоняющемся поведении, представляется мудрствованием вокруг слои. Этот тип приспособления в общем не является социальной проблемой, ведь в сущности он представляет собой внутреннее решение, а внешнее его проявление, хотя и не является предпочтительным в культуре, все же институционально разрешено. Ритуалисты могут выносить суждения на основе господствующих культурных приоритетов и могут «сожалеть о них». В индивидуальном случае, они могут переживать, что «дружище Джоунси явно попал в полосу невезения». Считается ли такое поведение отклоняющимся или нет, оно, во всяком случае, представляет собой отступление от культурного эталона, предписывающего обязательность активного стремления вперед и вверх в общественной иерархии, желательно посредством институционализированного поведения.

Следует ожидать, что этот тип приспособления будет весьма распространенным в обществе, в котором социальный статус индивидов в значительной степени определяется их достижениями. Как часто отмечается, непрекращающаяся конкурентная борьба вызывает острое беспокойство индивидов по поводу своего статуса. Один из способов уменьшения этого беспокойства — постоянное снижение уровня притязаний. Страх вызывает бездействие или, точнее, действие строго в рамках заведенного порядка.

Симптомы социального ритуализма известны и поучительны. Его внутренняя философия выражается в следующих имеющихся в культуре высказываниях: «Я стараюсь не высовываться», «Я играю осторожно», «Я всем доволен», «Не ставьте высоких целей — не будет и разочарований». Эти установки пронизаны мыслью, что большие притязания влекут за собой разочарование и опасность, а малые — удовлетворенность и спокойствие. Такова реакция на ситуацию, представляющуюся угрожающей и сомнительной. Такая установка характерна для рабочих, которые опасаясь увольнения и внезапных перемен к худшему, замораживают производительность своего труда на определенном, не уменьшающемся и не увеличивающемся, уровне». Так ведут себя и напуганный увольнением служащий, и бюрократ, усердствующий в своем конформизме в окошке кассы частного банка или в канцелярии предприятия общественного труда. Это тип приспособления индивида, лично стремящегося избежать опасностей и неудач посредством отказа от основных культурных целей и приверженности любому обещающему безопасность рутинному распорядку и институциональным нормам.

Если «инновация» (второй тип приспособления) возникает средиамериканцев нижнегокласса,какреакцияна фрустрирующеенесоответствиемалыхвозможностейи господствующего акцентирования больших культурных целей, то «ритуализм» должен иметь место преимущественно среди американцев нижнего среднего класса. Ведь именно в нижнем среднем классе родители обычно оказывают продолжительное давление на своих детей в сторону прочного усвоения ими моральных наказов общества. Да и успешный общественный рост там менее вероятен, чем в верхнем среднем классе. Сильное дисциплинирующее воздействие, побуждающее к соответствию нравам, уменьшает вероятность «инновации» и увеличивает вероятность «ритуализма». Строгое воспитание многих приводит к появлению тяжелого бремени обеспокоенности. Таким образом, сам процесс социализации нижнего среднего класса создает максимально предрасположенную к ритуализму структуру характера. А потому именно в этом социальном слое наиболее часто встречается ритуалистический тип приспособления.

Следует еще раз подчеркнуть, что мы рассматриваем лишь формы приспособления к противоречиям культурной и социальной структур и не останавливаемся на характеристике типов личности. Индивиды, подверженные влиянию этих противоречий, могут переходить от одного типа приспособления к другому. Можно предположить, например, что некоторые ритуалисты, безоговорочно соответствующие институциональным правилам, превратились в бюрократических виртуозов и проявляют чрезмерную конформность, стремясь таким образом загладить чувство вины за свою прежнюю нонконформность (т.е. инновативное приспособление). А иногда случающийся переход от ритуализма к драматическим разновидностям незаконного приспособления хорошо описан в клинических историях болезни и излагается в проникновенных романах. Вспышки открытого неповиновения сменяются продолжительными периодами сверхуступчивости. Однако, несмотрянадовольновысокуюобусловленность психодинамических механизмов ритуализма характером социализации индивида в семье, многие социологические исследования все еще не могут объяснить, почему в одних социальных слоях и группах этот тип приспособления встречается чаще, чем в других. Мы же просто обозначили один из возможных подходов к социологическому изучению этой проблемы.

Определение и значение ритуализма — Merriam-Webster

рит·у·​ал·​изм ˈri-chə-wə-ˌli-zəm 

-chə-ˌli-;

ˈrich-wə-

1

: использование ритуала

2

: чрезмерная преданность ритуалу

ритуалист

ri-chə-wə-список

-chə-список;

ˈrich-wə-

существительное

Примеры предложений

Недавние примеры в Интернете анти- ритуализм современного ума подозревает, что между внешней видимостью и внутренней реальностью всегда существует дихотомия. —Майкл Брендан Догерти, National Review , 9 марта 2022 г. Вся эта ритуальность и символизм, и меня действительно привлекает все это. — Генри Ютт, Billboard , 27 июня 2018 г.

Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать современное использование слова «ритуализм». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.

История слов

Первое известное использование

1843, в значении, определенном в смысле 1

Путешественник во времени

Первое известное использование ритуализм был в 1843 г.

Посмотреть другие слова того же года

Словарные статьи Рядом с

ритуализм

ритуал

обрядность

ритуальный

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись0003

«Ритуализм». Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/ritualism. По состоянию на 21 апреля 2023 года. существительное

рит·у·​ал·​изм ˈrich-(ə-)wəl-ˌiz-əm

ˈrich-əl-

: использование ритуала

ритуальный

ˌrich-(ə-)wəl-is-tik

ˌrich-əl-

прилагательное

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

Можете ли вы решить 4 слова сразу?

Можете ли вы решить 4 слова сразу?

задумчивый

См. Определения и примеры »

Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!

Ритуализм Определение и значение | Dictionary.com

  • Лучшие определения
  • Викторина
  • Примеры
  • Британский

Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.

[ богат-у-у-э-лиз-ум ]

/ ˈrɪtʃ u əˌlɪz əm /

Сохранить это слово!

См. синонимы для: ритуалистический на Thesaurus.com

Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.


сущ.

приверженность или настойчивость в ритуале.

изучение ритуальных практик или религиозных обрядов.

чрезмерное пристрастие к ритуалу.

ВИКТОРИНА

МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ОТВЕЧАТЬ НА ЭТИ ОБЫЧНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ СПОРЫ?

Есть споры о грамматике, которые никогда не утихают; и те, которые выделены в вопросах этой викторины, наверняка снова всех разозлят. Знаете ли вы, как отвечать на вопросы, которые вызывают самые ожесточенные споры по грамматике?

Вопрос 1 из 7

Какое предложение верно?

Происхождение ритуализма

Впервые записано в 1835–1845 гг.; ритуал + -изм

ДРУГИЕ СЛОВА ИЗ ОБРАЗОВАНИЕ

ритуализм ti·rit·u·al·istic·tic, прилагательное

гипер·пер·ритуализм, существительноеги·пер·рит·у·а·листический, прилагательное не·рит·у·ал·истический, прилагательное не·ритуальный·у·ал·ис· ti·cal·ly, adverbun·rit·u·al·ist·tic, прилагательное

Слова рядом с ritornello

ritornello, Ritschlian, ritter, ритуал, ритуальная ванна, ритуализм, ритуалист, ритуалистический, ритуализация, ритуализация, ритуальное убийство

Dictionary.com Полный текст На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2023

Как использовать ритуализм в предложении

  • Подобно Закону Моисееву, под кропотливой заботой священнослужителей он созрел в весьма обременительный ритуализм.

    Свет маяка истории, том I|Джон Лорд

  • По мере того, как вера в богов падала, множились церемонии и помпы, а лед ритуализма скапливался на берегах благочестия.

    Свет маяка истории, том I|Джон Лорд

  • Он отверг суеверия своей страны и смотрел на ритуализм религии как на моду.

    Свет маяка истории, том I|Джон Лорд

  • Что касается поклонения Богу, Кальвин был противником роскошных церквей и всех ритуалов.

    Beacon Lights of History, Volume VI|John Lord

  • Но яхвизм, как и ислам, имел свои секты и течения, и у противников более строгой обрядовости всегда были последователи.

    Британская энциклопедия, 11-е издание, том 15, часть 4|Разное

Определения ритуализма в Британском словаре

ритуализм

/ (ˈrɪtjʊəˌlɪzəm) /


существительное

ударение, особенно преувеличенное ударение, на важности обрядов и церемоний, обрядов и церемоний

3 90 изучение церемоний p магические или религиозные

Производные формы ритуализма

ритуалист, существительное

Английский словарь Коллинза — полное и полное цифровое издание 2012 г.

Добавить комментарий