Определение ритуализма и теория ритуализма Роберта Мертона
Главная » Социология
Автор Владимир Скрижицкий На чтение 3 мин. Просмотров 11 Опубликовано
Ритуализм берет свое начало из теории напряжения Роберта Мертона. Согласно ему, напряжение в обществе возникает из-за того, что ресурсы в обществе должны быть поровну распределены между людьми для достижения культурных ценностей и целей. Когда у человека нет ресурсов для достижения целей, он использует другие способы достижения целей, исходя из этого Мертон назвал пять реакций, которые люди используют для адаптации к структуре общества, а именно; конформизм (это принятие культурных целей и ценностей и использование институционализированных средств для их достижения), инновация (это принятие культурных целей и ценностей, но не использование институционализированных средств для их достижения), бунт (создание новых целей и способов достижения этих целей), ретритизм (отказ от целей и способов их достижения из-за отсутствия успеха и принятие способов справиться с ними) и последний — ритуализм (отказ от целей, но продолжение работы в институционализированных рамках).
Ритуализм — это принятие того факта, что из-за своего положения в обществе они не могут получить полный доступ к материальным ресурсам, поэтому вместо того, чтобы бунтовать или участвовать в каких-либо незаконных способах достижения успеха, они просто отвергают эти цели, решают больше не стремиться к ним, но продолжают работать традиционным способом и прилагают столько же усилий, сколько и для достижения целей.
Часто ритуализм можно рассматривать как своего рода отклонение от нормативных способов работы и достижения целей, в том смысле, что здесь люди отвергают цели. Например, человек не стремится продвинуться в обществе, работая, чтобы заработать деньги. Ритуализм по-прежнему обеспечивает сохранение статус-кво, поскольку люди продолжают выполнять повседневные жизненные практики, даже если они не стремятся к цели.
Другой вид ритуализма наблюдался в бюрократиях, он известен как бюрократический ритуализм. Он проистекает из большего значения, которое придается правилам и предписаниям, которым человек должен следовать в формальной организации.
Другим типом ритуализма, который был замечен, является политический ритуализм. Часто мы можем обнаружить, что люди не очень хотят приводить к власти существующих кандидатов, поскольку они не удовлетворены их работой или считают, что политическая система сломана и не может достичь своих целей, однако, эти люди продолжают участвовать в процессе голосования. Здесь отказ от цели заключается в желании не приводить к власти ни одного из существующих кандидатов, в то время как участие в процессе голосования становится традиционным способом выполнения работы.
Таким образом, можно сказать, что ритуализм — это своего рода отклонение от соответствия принятия целей и выполнения работы, однако это отклонение не является негативным.
Ссылки
https://saylordotorg.github.io/text_sociology-understanding-and-changing-the-social-world-comprehensive-edition/s09-03-formal-organizations. html
https://saylordotorg.github.io/text_sociology-understanding-and-changing-the-social-world-comprehensive-edition/s09-03-formal-organizations.html
Типы девиаций — Основы социологии и политологии: Учебное пособие
Типологизация девиантного поведения связана с определенными трудностями, поскольку любые его проявления можно считать как девиантными, так и недевиантными — все зависит от нормативных требований, на основе которых эти проявления оцениваются. Наиболее удачную классификацию девиантных поступков предложил Р. Мертон, разработав ее на основе своей концепции, согласно которой, как уже указывалось, девиация возникает в результате аномии, разрыва между культурными целями и социально одобряемыми средствами их достижения. Эта классификация представлена в таблице 2, где «+» — принятие;
Следует отметить, что указанные пять типов — это разновидности реагирования (ролевого поведения), а не типы личности. Люди могут переходить от одного способа поведения к другому по мере того, как меняется ситуация.
Приведем более развернутую характеристику каждого типа. Конформность — тип поведения, при котором принимаются как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе. Конформист — это лояльный член общества.
Новаторство — тип поведения, при котором человек пытается достигнуть принимаемых им культурных целей неинституциональными средствами, в том числе незаконными и криминальными. Такой тип поведения очень характерен для нашего нынешнего общества.
Ритуализм — тип поведения, при котором человек принимает институциональные средства, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает. Ретретизм: люди такого типа поведения фактически не принадлежат обществу. Отрицая и цели, и средства, они являются подлинными чужаками. Такое поведение характерно для бродяг, отверженных, слкoгтэнкюв, ниpсэмонoв. ото мотстно ит требова —
ний общества, смирение с собственной беспомощностью, отказ от борьбы за жизнь. Крайней формой ретретизма является суицид. Ретретизм — исключительно индивидуализированный тип поведения.
Мятеж — тип поведения, который выводит людей за пределы существующего социального порядка и побуждает их создать новый. Это предполагает отчуждение от господствующих целей и общепринятых средств их достижения и выдвижение новых целей и новых средств, иначе говоря, полную переоценку ценностей, дезорганизацию существующей системы. Проявление такого поведения носит, как правило, массовый и организованный характер. Основу социального порядка, по Р. Мертону, создает согласование целей и средств, обеспечивающее предсказуемость и регулируемость поведения людей. Разобщение целей и средств приводит к различным типам отклоняющегося поведения. В крайнем случае общество становится почти непредсказуемым, и возникает явление, которое, собственно, и может быть названо аномией или культурным хаосом.
Таким образом, социологические теории, как уже отмечалось, рассматривают девиантное поведение как естественную закономерность функционирования и развития социальных систем, как социальное явление, причины которого необходимо искать не столько в особенностях свойств того или иного индивида, сколько в анализе социальных явлений, в функционировании социальных институтов, в их соответствии или несоответствии потребностям отдельных социальных групп и общества в целом.
ритуалистов | SOS Социология
от dessy77
Мертон — функционалист, и изучение американской мечты привело к созданию теории деформации. Мертон утверждает, что американская мечта основана исключительно на денежном успехе и вере в то, что американское общество меритократично: если вы будете достаточно усердно работать, вы все сможете стать успешными и богатыми. Однако Мертон утверждает, что общество не таково в действительности, такие факторы, как возраст; этническая принадлежность; сексуальность и класс могут поставить людей в невыгодное положение в обществе. Здесь он выделяет основу теории деформации:
«Напряжение возникает, когда существует разрыв между целями, которые поощряет общество, и способами их достижения на законных основаниях».
Например, общество поощряет каждого иметь машину и дом с белым частоколом, но дискриминационное общество означает, что только белые представители высшего среднего класса могут достичь этого, тогда обездоленная группа обратится к преступлению. достичь цели.
Отличительной чертой американской мечты, обнаруженной Мертоном, было то, что она уделяла больше внимания достижению успеха, чем тому, чтобы делать это законно. Было важнее, чтобы вы играли в игру, а не играли в нее по правилам. Это привело к росту утилитарных (практических) преступлений, таких как мошенничество и воровство, и Мертон называет это склонностью к аномии.
Реакция на напряжение
Мертон понимает, что не все в обществе одинаково реагируют на напряжение. Он утверждает, что социальное положение человека может влиять на то, как он реагирует на напряжение. Мертон выделил пять реакций на напряжение в обществе:
- Конформность – члены этой группы примут цели общества и необходимость делать это на законных основаниях. Это чаще происходит в высших классах, но это типично для большинства американцев.
- Новаторы – они принимают цель общества, но создали «новые» нелегитимные способы достижения этих целей.
- Ритуализм – члены этой группы отвергли цели общества, но признали необходимость законного поведения. Подумайте о людях, которые находятся на бесперспективной работе. Они работают, потому что это правильно, но у них нет стремлений.
- Ретритизм – эти люди полностью отвергнуты обществом и его законным поведением, и они, по сути, выпадают из общества. Примерами этого являются хронические пьяницы, бродяги, наркоманы, бродяги и т. д.
- Повстанцы — бунтовщики отвергают цели общества, потому что хотят заменить их новыми. Они хотят совершить революцию и создать лучшее общество для всех. Хорошим примером могут быть хиппи или эко-воины.
Критика Мертона
- Это видео – действительно хорошая критика американской мечты, на которой основана теория: TYT;
- Он принимает официальную статистику преступности за чистую монету. Эти статистические данные необъективны и представляют феномен преступности рабочего класса, но это может быть просто тот факт, что преступность высшего класса не так легко обнаружить, а не просто не существует.
- Мертон может объяснить только утилитарные преступления, такие как мошенничество и воровство, которые, очевидно, помогают улучшить чье-либо финансовое положение, но не объясняет государственные преступления, такие как геноцид, или преступления меньшего масштаба, такие как изнасилование и ГБХ.
- Его теории тоже детерминистские – не все ответят так, как он сказал
- Он игнорирует способность правящего класса криминализировать бедных
- И предполагается, что все верят в эту ценность консенсуса общих целей, но некоторые могут его отвергнуть и поэтому не испытывают напряжения
Метки: Американцы, конформисты, обездоленные, Мечта, новаторы, законные, меритократия, Мертон, повстанцы, отступники, Ритуалисты, теория деформации, структуры, утилитарист
Оставить комментарий
Блог о повседневной социологии: Ритуалы, обряды и привычки
Ритуалы, обряды и привычки
Карен Штернхеймер
Что отличает ритуал от привычки? Это вопрос, к которому я возвращаюсь в конце каждого календарного года, поскольку многие сезонные традиции разыгрываются в частном порядке и публично. Чем ритуал может быть больше, чем просто общая привычка?
Если привычка — это индивидуальное поведение, приводящее к некоторому вознаграждению, то ритуал — это общий образец поведения; мы могли бы думать о привычках как о принадлежащих сфере психологии, а о ритуалах — в области социологии. И привычки, и ритуалы могут быть значимыми для тех, кто их выполняет, и приносить ряд вознаграждений, или же они могут быть автоматическими, и мы в любом случае не придаем этому особого значения.
Сезон американских праздников наполнен ритуалами, независимо от того, какие именно праздники можно отмечать. Вот лишь несколько примеров широко практикуемых ритуалов:1. Ежегодное застолье с определенными продуктами (такими как индейка и/или ветчина, фарш, клюквенный соус, картофельное пюре, засахаренный сладкий картофель, тыквенный пирог, пирожные, печенье; региональные или этнические различия могут включать различные продукты, такие как тамале, крабы, картофельные оладьи, черноглазый горох и другие блюда).
2. Встреча с семьей и/или близкими друзьями на празднике, часто связанном с путешествием.
3. Прослушивание праздничной музыки.
4. Праздничное оформление.
5. Покупка подарков.
6. Обмен подарками.
7. Отправка и получение открыток по почте, часто с фотографиями или обновлениями основных моментов за предыдущий год отправителя.
Ритуалы обычно выполняют социальную функцию; если мы подумаем о перечисленных выше ритуалах, то они в основном связывают людей друг с другом, часто людей, которые не участвуют в повседневной жизни. Это может быть единственное время в году, когда люди видят членов семьи, с которыми они не особенно близки или с которыми у них мало общего. В результате появился еще один ритуал: жалобы на необходимость видеться с семьей во время праздников, что приводит к множеству советов о том, как вести себя с дядей-расистом, например, на День Благодарения.
Тот факт, что ритуал существует, не означает, что мы все получаем от него удовольствие или даже что-то получаем от него. В то время как некоторые люди, безусловно, это делают — даже если это только потому, что это связывает их с воспоминаниями о времени, когда они наслаждались этими ритуалами — некоторые люди могут найти эти ритуалы пустыми и не имеющими личного смысла.
Социолог Роберт Мертон писал о том, что он назвал ритуализмом, когда мы не обязательно разделяем прославленные цели общества, но тем не менее продолжаем действовать. Кажется вероятным, что многие люди в лучшем случае неоднозначно относятся к курортному сезону. 2019 годОпрос показал, что большинство респондентов (88 процентов) считают сезон отпусков самым напряженным временем года. Более половины участников этого опроса были обеспокоены финансовым стрессом, который часто возникает при обмене подарками и посиделках.
В ходе опроса Experience Camps/Harris 2021 года более чем каждый третий опрошенный американец заявил, что не хочет отмечать праздники в этом году. Опрос показал, что 42 процента 18-24-летних и 52 процента 25-40-летних сообщили, что не хотят праздновать, в основном из-за чувства горя.
Итак, вернемся к моему первоначальному вопросу: празднование «праздников» в конце года — это набор общих ритуалов, которые связывают нас друг с другом, или, для многих людей, привычки, о которых мы не задумываемся (или оба)?
На этот вопрос нет одного ответа; для многих людей это важные ритуалы, которые помогают им чувствовать себя ближе к другим, управлять ритмом жизненных событий и календарного года и дают поводы для встреч. У многих людей (но не у всех) есть свободное время, и конец года может стать перерывом в обычной рутине.
Другие могут испытывать смешанные чувства, наслаждаясь некоторыми аспектами сезона, но, скажем, желая, чтобы необходимость покупать подарки для других была меньше, или предпочитая не видеть рекламу праздничных покупок в конце октября. Некоторые могут просто предположить, что игнорируют все это.
Праздники в конце года отражают социологическую концепцию культурных сценариев: способов поведения, которые ожидаются от нас в определенных социальных контекстах. Критическое осмысление этих культурных сценариев, особенно тех аспектов этих сценариев, которые вызывают стресс или несчастье, может помочь нам разобраться, хотим ли мы продолжать практиковать определенные ритуалы.
В некоторых случаях нам может казаться, что у нас нет выбора — ритуалы носят социальный, а не только личный характер. Например, если вы не пойдете на праздничное собрание члена семьи, это может иметь серьезные последствия, выходящие за рамки одного приема пищи. Смягчающие обстоятельства, такие как необходимость путешествовать на большие расстояния, болезнь или во времена COVID опасения по поводу возможного воздействия, могут уменьшить давление, чтобы соответствовать таким культурным сценариям.
Сезон отпусков и разрыв с прошлым, которые приносит пандемия COVID, могут дать нам возможность решить, какие ритуалы каждый из нас хочет сохранить, а какие стали привычками, от которых мы, возможно, захотим отказаться; эти решения являются как личными, так и социальными.