1. Переход к рыночной экономике и необходимость преодоления мышления времен господства административно-командной системы.
1. Переход к рыночной экономике и необходимость преодоления мышления времен господства административно-командной системы.
2. О культуре делового общения современного предпринимателя. Понятие психологической культуры.
3. Предмет науки «Деловое общение». Психологическая и нравственная стороны делового общения.
4. Учение о психологии народов и психологии масс (М. Лацарус,Х. Штейнталь, Г. Лебон, Г. Тард и др.).
5.Теория инстинктов социального поведения У.Мак-Даугалла.
6. Решение проблемы социального поведения в бихевиоризме (Э. Торндайк, Дж. Уотсон, Б. Скиннер и др.).
7. Когнитивизм как направление в современной психологии. Гештальтпсихология.
8. Психоанализ З.Фрейда. Учение о «либидо» и «сублимации».
9. Развитие К. Юнгом учения о бессознательном в поведении человека.
10. Теория поля К. Левина.
11. Гуманистическая психология.
12. Интеракционизм. Предмет исследования.
13. Основные способы психологической защиты личности.
14. Общение как восприятие, коммуникация и взаимодействие. Общая характеристика.
15. Роль восприятия партнеров в деловом общении. Социальные и психологические характеристики партнера.
16. Факторы, обусловливающие ошибки в восприятии («фактор превосходства», «фактор привлекательности», «фактор отношения к нам»).
17. Роль первого впечатления в деловом общении. Доминирующие схемы восприятия партнеров при непостоянном и постоянном общении, схемы межгруппового и межличностного общения.
18. Психологические механизмы межличностного делового общения идентификация, эмпатия, рефлексия.
19. Основные характеристики общения как коммуникации.
20. Сущность вербального общения. Потеря информации и способы ее восприятия в вербальном общении.
21. Диалог как способ делового общения. «Информационные», «зеркальные» и «эстафетные» вопросы в деловом общении.
22. Умение слушать как важнейшая сторона делового общения (как мы слушаем; почему не слушаем; потери от неумения слушать — в общении, в деятельности, в т.ч. в бизнесе и т.д.).
23. Стили слушания: категоричный, рассудительный, сочувствующий аналитический; их характеристика.
24. Нерефлексивное и рефлексивное слушание. Роль того и другого в деловом общении.
25. Формирование психологических установок в процессе эффективного слушания. Как надо и как не надо слушать.
26. Невербальные средства общения, их связь с психическим состоянием партнеров по общению.
27. Экспрессивно-выразительные средства невербального общения: мимика, жесты, позы, походка.
28. Роль визуального общения в деловой беседе.
29. Роль в деловой беседе таких средств невербального общения, как интонации (громкость, тембр голоса, пауза и т.д.), дистанции; общающихся, рукопожатия, похлопывания.
30. Взаимодействие как сторона делового общения. Основная направленность взаимодействия партнеров.
31. Роль в деловом общении таких социально-психологических характеристик партнеров как пол, возраст, темперамент, ценностные ориентации.
32. Психологические состояния партнеров по общению. Характеристика основных психологических эгосостояний по Э. Берну: «Родитель — Я»; «Взрослый — Я»; «Ребенок — Я».
33. Параллельные, перекрестные и скрытые трансакты в деловом общении.
34. Способы оптимизации делового взаимодействия, основные приемы в общении с людьми.
35. Этико-психологические способы склонить партнера к своей точке зрения.
36. Структура делового общения и его этапы. Общая характеристика.
37. Установление контакта и ориентация в ситуации как этапы делового общения.
38. Обсуждение проблемы как центральный этап делового общения. Содержание данного этапа.
39. Принятие решения и выход из делового контакта.
40. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения между руководителем и подчиненным.
41. Стили общения руководителя с подчиненными: авторитарный, демократический, попустительский (формальный).
42. Экономический и социально-психологический критерии эффективности руководства. Гибкий стиль руководства.
43. Этико-психологическая сторона конфликтов в сфере делового общения. Понятие конфликтной ситуации.
44. Пути разрешения конфликта. Устранение его на уровне поведения партнеров и их глубинных морально-психологических мотиваций.
Успех любого дела в условиях рыночной экономики зависит не только от качества производимого товара или услуги, но и от качества жизни людей, все это производящее. Сегодня опытный руководитель тратит большую часть своего рабочего дня не на решение фин., технич., организационных проблем, а на решение психологических задач, возникающих в процессе общения с подчиненными, коллегами и начальством. Правда, значимость психологических факторов в хозяйственной деятельности обнаружить не просто. В 30-х годах амер. социолог Элтон Мейо (1880-1949)обосновал доктрину «человеческих отношений», согласно которой человеческий, психологический фактор играет решающую роль на производстве. Ее основные положения: 1) решающее воздействие на трудовую активность людей оказывают психологические факторы, чувства и настроение работников; 2) В формировании этих факторов велика роль как сознательных, так и подсознательных факторов, глубинных инстинктов, влечений; 3) настроения, чувства работников являются не только результатом развития их индивидуальной психики, но и продуктом воздействия групповой, коллективной психологии, результатом морально-психологического климата коллектива.
2. О культуре делового общения современного предпринимателя. Понятие психологической культуры.
Психологическая сторона делового общения во многом обусловлена психологической культурой деловых людей. По мнению академика А.А. Бодалева психологическая культура включает в себя 3 обязательных элемента: 1) умение разбираться в других людях и верно оценивать их психические состояния; 2) способность адекватно откликаться на их поведение и психическое состояние; 3) умение выбрать по отношению к каждому из них такой способ обращения, который наилучшим образом отвечает его индивидуальным особенностям.
«Общение и формирование личности». Человек, обладающий психологической культурой, скорее и глубже поймет другого человека, и будет действовать адекватно ситуации.
3. Предмет науки «Деловое общение». Психологическая и нравственная стороны делового общения.
Предметом курса «Деловое общение» являются взаимодействия деловых партнеров, обеспечивающие: 1) успех их общего дела;
2) гармоничные (бесконфликтные) отношения между ними.
Многие из этих взаимодействий изучаются другими науками, прежде всего такими, как менеджмент, маркетинг, бух. уч. и аудит и др., то в курсе «ДО» основное внимание сосредоточено на психологической и нравственной сторонах делового общения, механизмах их оптимального использования в интересах деловых партнеров. Курс «ДО» во многом опирается на положение теорий «челов-х отношений», впервые обоснованной фр. психологом Анри Файолем и амер. психологом и социологом Элтоном Мейо, а затем и многими др. психологами, социологами и специалистами в области этики. Суть этой теории заключается в обосновании эффективности человеческих отношений, основанных на взаимном учете партнерами: 1) их интересов и желаний; 2) их психолог. и нравственных качеств; 3) их ценностных ориентаций.
Дисциплина «ДО» сложилась в США и Зап. Европе в 30-х годах XX века и представляет собой: 1) обобщение опыта в сфере ДО на промыш. предприятиях, финанс. учреждениях и т.д.; 2) его теоретическое осмысление; 3) уяснение выработанных рекомендаций, направленных на повышение эффективности делового общения партнеров.
4. Учение о психологии народов и психологии масс (М, Лацарус, Х. Штейнталь, Г. Лебон, Г. Тард и другие).
Представители психолог. направления в социологии обосновали многие фундаментальные положения, касающиеся психической стороны деятельности людей, их межличностных отношений и развития общества. Одним из основоположников этого направления является фран. мыслитель Габриель Тард (1843-1904). Его социологические труды «Законы подражания», «Социальная логика», «Общественное мнение и толпа» и др были посвящены проблемам социальной психологии. По Тарду в основе социальной деятельности лежит психолог. настрой отдельных людей и социальных групп. В процессе их взаимодействия человек или группа подражает другим. Подражание выступает как основная функция челов. психики. Оно рассматривается как усвоение и повторение людьми нового, появляющегося в той или иной сфере общественной жизни. Тард пишет о подражании осознанном и неосознанном («инстинктивной подражательности социального человека»), подчеркивая, что «подражание есть явление социальное». Вклад в решении проблем психолог. направления внесли нем. мыслители Хейман Штейнталь и Мори Лацарус. В своих работах (Вводные рассуждения о психологии народов. Мысли о народной психологии.) они указывали на существование «духа народа» как некого единого целого. «Задача народной психологии» — «познать дух народа». Проявляясь в духовном мире отдельных индивидов, дух народа определяющим образом формирует их эмоциональный настрой, образ мыслей и волю, — таков вывод, вытекающий из концепции психологии народов, развиваемой Штейнталем и Лацарусом. Подробное обоснование психологии масс содержится в ряде работ Густава Лебона (1841-1931). В «Психологии народов и масс» он характеризует сознание «толпы», ее психологические свойства.. «сознательная личность исчезает», «Образуется коллективная душа, имеющая временный характер, но представляющая очень определенные черты» — это импульсивность и раздражительность, неспособность обдумывать, отсутствие рассуждений и критики, нетерпимость и т. д.. По мнению Лебона идеи можно разделить на 2 разряда: скоропреходящие идеи, зарождающиеся под влиянием минуты, и другие идеи, которым среда, наследственность и общественное мнение дают большую устойчивость. Выделяет разнообразную толпу и толпу однородную (секты, касты, классы), преступную толпу, присяжные и уголовные суды, избирательную толпу Исследования психологии масс дают немало для понимания психологии межличностного общения в соответствующей обстановке. Живя в обществе, чел-к сталкивается с деятельностью массовых собраний, испытывает на себе их влияние, оказывается их участником. Все это оказывает психологическое воздействие на него. В том числе как на субъекта деятельности и общения с другими людьми.
|
|
Важность человеческих отношений на рабочем месте | Малый бизнес
Автор Matt Petryni Обновлено 1 февраля 2019 г.
Отношения между сотрудниками и руководством имеют большое значение на любом рабочем месте. Человеческие отношения — это процесс обучения сотрудников, удовлетворения их потребностей, формирования культуры на рабочем месте и разрешения конфликтов между разными сотрудниками или между сотрудниками и руководством. Понимание того, как человеческие отношения могут влиять на затраты, конкурентоспособность и долгосрочную экономическую устойчивость бизнеса, помогает подчеркнуть их важность.
Сотрудничество сотрудников и культура на рабочем месте
Человеческие отношения на рабочем месте являются важной частью того, что заставляет бизнес работать. Сотрудники должны часто работать вместе над проектами, обмениваться идеями и обеспечивать мотивацию для достижения цели. Без стабильной и привлекательной культуры на рабочем месте могут возникнуть сложные проблемы как в логистике управления сотрудниками, так и в итоговой сумме. Компании с привлекательными рабочими местами и хорошо обученной рабочей силой с большей вероятностью сохранят и примут квалифицированных сотрудников, укрепят лояльность клиентов и быстрее адаптируются к потребностям меняющегося рынка.
Улучшение удержания сотрудников
Качество отношений на рабочем месте имеет решающее значение для удержания сотрудников. Удержание сотрудников может показаться тривиальным, особенно на рабочем месте, где текучесть кадров высока, но менеджеры должны помнить, что текучесть кадров обходится очень дорого с финансовой точки зрения. Каждый новый сотрудник требует значительных затрат времени и энергии на его набор и обучение.
Кроме того, разрыв отношений со старыми сотрудниками иногда может быть сложной задачей, особенно если обстоятельства не особенно благоприятны. Обеспечение того, чтобы качественные сотрудники оставались заинтересованными и вовлеченными в бизнес, требует терпения, сострадания и гибкости, но на самом деле может сделать бизнес более финансово устойчивым.
Мотивация и производительность
Отношения на рабочем месте являются источником мотивации сотрудников, что важно для поддержания производительности. Сотрудники, которые заинтересованы в своей работе и в благополучии других сотрудников, как правило, более продуктивны, чем те, кто этого не делает. Эта производительность приносит компании очевидные финансовые дивиденды, поскольку она может сделать больше за меньшее время и с меньшими затратами. Построение отношений, как признание ценности сотрудника для компании, так и забота об их потребностях, часто имеет большое значение.
Содействие творчеству сотрудников
Современная бизнес-среда часто вознаграждает предприятия, способные быстро разрабатывать продукты, отвечающие меняющимся потребностям потребителей. В некоторых отраслях, таких как технологии, например, способность сотрудников выдвигать эффективные новые идеи часто является разницей между успехом и неудачей всей компании. Креативность сотрудников часто зависит от их способности общаться с другими сотрудниками и делиться идеями. Без качественных взаимоотношений на рабочем месте сотрудники с меньшей вероятностью смогут разрабатывать и делиться решениями, необходимыми бизнесу для выживания.
Ссылки
- Роберт Халф: Преимущества творческой рабочей среды
- Spherian: Важность развития рабочих отношений
- Эффективность следующего уровня: Важность построения отношений на рабочем месте Психическое и физическое Здоровье
Ресурсы
- Fast Company; Почему HR?; Ник Коркодилос; 29 июня 2010 г.
- The Times 100; Тематические исследования — Мотивация в творческой среде; 2011
Писатель Биография
Мэтт Петрини пишет с 2007 года. Он был обозревателем экологических проблем в «Oregon Daily Emerald» и имеет опыт в области экологического планирования и планирования землепользования. Петрини имеет степень бакалавра наук в области планирования, государственной политики и управления Орегонского университета.
Важность человеческих отношений в бизнесе
Управляйте своим бизнесомby Helen Akers
Опубликовано 26 сентября 2017 г.
Развитие навыков эффективных человеческих отношений имеет решающее значение для установления и поддержания продуктивных деловых отношений. Хорошая коммуникация и внимание со стороны менеджеров обычно приводят к повышению уровня производительности и удовлетворенности работой. Навыки человеческих отношений делают возможной работу в группах и командах. Расширение возможностей для взаимопонимания между различными группами является одним из преимуществ деловой среды, способствующей открытому и искреннему общению. Установление уважительного отношения к сотрудникам как к людям может привести к более позитивным условиям труда и лояльности по отношению к компании.
Производительность сотрудников
Согласно теории Хоторна, наиболее важным фактором, влияющим на производительность труда, являются отношения. Показано, что продуктивность повышается, когда отношения между менеджерами и сотрудниками позитивны и поддерживают. Отношения между работниками, которые зависят друг от друга, также напрямую влияют на производительность. Люди с большей вероятностью добиваются качественных результатов, когда к ним относятся с уважением и заставляют чувствовать, что они получают признание за положительный вклад в успех компании.
Мотивация сотрудников
Мотивация напрямую связана с идеей повышения производительности. В иерархии потребностей Маслоу мотивационная теория устанавливает, что позитивные человеческие отношения влияют на то, удовлетворяются ли уважение работника, его самореализация, безопасность и физиологические потребности. Если сотрудник чувствует, что его потребности будут удовлетворены за счет выполнения его рабочих задач, он, скорее всего, будет мотивирован на их выполнение. Например, когда руководитель отмечает эффективность работы сотрудника, поздравляя его с отличной работой, сотрудник чувствует, что его ценят и ценят. Удовлетворив свои потребности в уважении, он с большей вероятностью повторит свое нынешнее поведение.
Позитивное восприятие
Хорошие навыки общения и межличностного общения способствуют установлению дружеских отношений между людьми и компаниями. Это создает представление о человеке как о лучшем, адекватном или плохом исполнителе. Даже если технические навыки человека высоки, если он не может наладить прочные отношения с начальством и коллегами, его могут рассматривать как человека, который не вносит позитивного вклада. Достижение успеха на должности и открытие возможностей для дальнейшего продвижения напрямую связано с созданием хорошего впечатления.
Лояльность компании
Когда к сотрудникам и клиентам относятся с уважением, они с большей вероятностью будут чувствовать себя хорошо, поддерживая существующие деловые отношения. Текучесть часто связана с плохими отношениями между сотрудниками и менеджерами.