Нужно ли мстить за близких людей: «Если мстить за все и за всех, война никогда не кончится»

«Если мстить за все и за всех, война никогда не кончится»

320 лет назад в Эдо (ныне — Токио) самураи из охраны крупного военного феодала Асано Наганори отомстили за его смерть, несмотря на грозящую им казнь. В Японии месть сорока семи ронинов считается самым известным преданием о возмездии. Что писали о мести и за что мстили герои кино и литературных произведений — в материале «Ъ».

Предыдущая фотография

Картина «Месть Улисса женихам Пенелопы» Кристоффера Вильхельма Эккерсберга, 1814 год

Фото: The Hirschsprung Collection / DgG8fp3XcHnbIA / Google Cultural Institute / Wikipedia

Картина «Иродиада. Месть» Хуана Фландеса, 1496 год

Фото: Музей Майера ван ден Берга / Wikipedia

Картина «Месть» Рене Магритта, 1936 год

Фото: Christie’s

Картина «Совет о мести» Франческо Айеца, 1851 год

Фото: Kunstmuseum Liechtenstein / Art Renewal Center / Wikipedia

Картина «Месть победителей» Антуана Карона, 1566 год

Фото: The Yorck Project / Louvre Museum / Wikipedia

Картина «Месть Томирис» Кампена Робера, XVI век

Фото: wga.

hu / Wikipedia

Картина «Месть Науплиуса» Джованни Баттиста Россо Фьорентино, XVI век

Фото: The Metropolitan Museum of Art / The Elisha Whittelsey Collection / Wikipedia

Картина «Месть Еукахайнена» Аксели Галлен-Каллела, 1897 год

Фото: Turku Art Museum / Wikipedia

Следующая фотография

1 / 8

Картина «Месть Улисса женихам Пенелопы» Кристоффера Вильхельма Эккерсберга, 1814 год

Фото: The Hirschsprung Collection / DgG8fp3XcHnbIA / Google Cultural Institute / Wikipedia

Картина «Иродиада. Месть» Хуана Фландеса, 1496 год

Фото: Музей Майера ван ден Берга / Wikipedia

Картина «Месть» Рене Магритта, 1936 год

Фото: Christie’s

Картина «Совет о мести» Франческо Айеца, 1851 год

Фото: Kunstmuseum Liechtenstein / Art Renewal Center / Wikipedia

Картина «Месть победителей» Антуана Карона, 1566 год

Фото: The Yorck Project / Louvre Museum / Wikipedia

Картина «Месть Томирис» Кампена Робера, XVI век

Фото: wga. hu / Wikipedia

Картина «Месть Науплиуса» Джованни Баттиста Россо Фьорентино, XVI век

Фото: The Metropolitan Museum of Art / The Elisha Whittelsey Collection / Wikipedia

Картина «Месть Еукахайнена» Аксели Галлен-Каллела, 1897 год

Фото: Turku Art Museum / Wikipedia

О причинах

«Плохих супругов находил я всегда самыми мстительными: они мстят целому миру за то, что уже не могут идти каждый отдельно» (из произведения Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра», 18831885 годы).


«Вот это — мстить за себя, например, за то, что бородавка на щеке, или за то, что — глуп, вообще — за себя, за какой-нибудь свой недостаток; это очень распространено» (из романа Максима Горького «Жизнь Клима Самгина, 1928 год).


«Робер Путифар так и не забыл свое тяжелое детство. И когда настало время решать, на кого дальше учиться, он избрал единственную профессию, позволяющую на законных основаниях мстить этим маленьким соплякам, от которых он некогда так натерпелся: он решил стать… учителем» (из романа Жан-Клода Мурлева «Третья месть Робера Путифара», 2020 год).


«Разъясняя народу его права, не возбуждайте в нем чувство мести. Если когда-нибудь он начнет мстить, вы сами, возможно, ужаснетесь репрессиям» (из романа Александра Дюма «Жозеф Бальзамо», 1846 год).


О мести из любви

«Чем сильнее женщина любила, тем ужаснее она мстит. Быстро рождается любовь женщины, быстро рождается и ее ненависть, и, раз загоревшись, неприязнь держится упорнее дружбы. Женщины умеют умерять свою любовь, но не ненависть» (из романа Жозефа Бедье «Тристан и Изольда», 1900 год).


«Этот идиот не годится даже в мужья, судя по всему, он сентиментален и за измену будет мстить по старинке: с помощью пистолета и ножа» (из романа Жоржи Амаду «Дона Флор и два ее мужа», 1966 год).


«Когда-то он ухаживал за нею, но, получив отказ, начал мстить. Она знала, что за глаза он называет ее старой девой, которая выйдет замуж за собственного лакея. Одного этого было достаточно, чтобы всю жизнь питать к нему ненависть» (из романа Болеслава Пруса «Кукла», 1889 год).


«Кто похищает женщину — тот наглец, но кто мстит за это похищение — тот глупец: ведь никакую женщину нельзя похитить, если она сама того не желает» (из книги Геродота «Греко-персидские войны», до 425 года).


«Ревновать — это мстить себе за ошибки других» (из повести Сергея Довлатова «Иностранка», 1985 год).


О методах и муках

«Для человека нет большей муки, как хотеть отмстить и не мочь отмстить» (из повести Николая Гоголя «Страшная месть», 1832 год).


«— Вы же поклялись мстить до гроба за разрушение вашей тюрьмы.

— Но не в том случае, если мне придется платить за это пятьдесят долларов» (из романа Джека Лондона «Сердца трех», 1918 год).


«Когда хотят вершить неправую месть, всегда вспоминают «око за око». Но ведь в Писании говорится не о том, что надо мстить. Говорится, что за выбитое око врагу выбивают одно око, а не оба. За один зуб выбивают один зуб, а не всю челюсть. Но людской счет всегда с лихвой» (из романа Алексея Иванова «Тобол», 2018 год).


«Путь мести никогда не бывает прямым. Он подобен лесу, и, как в лесу, на этом пути легко сбиться, заблудиться, забыть, как ты попал сюда. Те из вас, кому посчастливилось сохранить жизнь,— уносите ноги. Но не уносите ноги, которые я отрубила» (из первой части фильма Квентина Тарантино «Убить Билла», 2003 год).


О способах предотвращения

«Побежденных нужно действительно подчинить себе, иначе они начнут мстить» (из романа Джона Голсуорси «Сага о Форсайдах», 1906 год).


«Людей следует или ласкать, или истреблять, так как они мстят за легкие обиды, а за тяжелые мстить не могут; поэтому оскорбление, которое наносится человеку, должно быть таково, чтобы уже не бояться его мести» (из книги Никколо Макиавелли «Государь», 1532 год).


«Добей раненого врага, мертвые мстить не станут» (из романа Джорджа Р. Р. Мартина «Танец с драконами. Искры над пеплом», 2011 год).


О знаменитых мстителях

«Зачем в тот день, когда я решил мстить, не вырвал я сердца из своей груди» (из романа Александра Дюма «Граф Монте-Кристо», 1846 год).


«Графу Монте-Кристо легко было мстить. Его враги были знатны, богаты и наделены властью. Попробовал бы он воздать им по справедливости, если б увидел их прикованными к постели, нищими, всеми забытыми, больными. Что он делал бы тогда, этот несчастный граф?» (из детективного романа Елены Михалковой «Котов обижать не рекомендуется», 2019 год).


«Мстить бессловесной твари!— воскликнул Старбек.— Твари, которая поразила тебя просто по слепому инстинкту! Это безумие! Капитан Ахав, питать злобу к бессловесному существу — это богохульство» (из романа Германа Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит», 1851 год).


О бессмысленности

«Не надо мстить за месть только зла в мире прибудет» (из романа Джона Р. Р. Толкина «Властелин колец. Возвращение короля», 1955 год).


«Месть хороша, пока ты ее не совершил» (из фильма Люка Бессона «Леон», 1998 год).


«Никогда не задумывались, что слово «месть» похоже на слово «место»? — К чему вы это? — Тот, кто мстит преступнику, рискует встать на его место. Заместить его собой. Отсюда и происхождение слова» (из книги Ильи Бушмина «Дорога смерти», 2018 год).


«Логически можно доказать все что угодно. Прав даже тот, кто во всех несчастьях человечества думает обвинить горбатых. Довольно объявить войну горбатым — и мы сразу воспылаем ненавистью к ним. Мы начнем жестоко мстить горбунам за все их преступления. А среди горбунов, конечно, тоже есть преступники» (из книги Антуана де Сент-Экзюпери «Планета людей», 1938 год).


«Человек — единственное животное, которое помнит нанесенные ему обиды и оскорбления, таит в душе злобу и, выждав удобный случай, мстит. Высшим животным мстительность неизвестна» (из статьи Марка Твена «Низшее животное», 1897 год).


«Не надо никому мстить — мы всегда мстим тени, которую отбрасывает наш собственный ум, а попадаем в других» (из романа Виктора Пелевина «Бэтман Аполло», 2013 год).


О последствиях

«Пчела ужалила медведя в лоб.

Она за соты мстить обидчику желала;

Но что же? умерла сама, лишившись жала.

Какой удел того, кто жаждет мести? — Гроб» (из пародийных стихов, которые, как считается, были написаны Александром Пушкиным и его близким другом Алексеем Вульфом, 1827 год).


«Мстить — опасно, так как стрела мести, пущенная в обидчика, может пронзить пустившего» (из романа Генри Хаггарда «Клеопатра», 1889 год).


«Месть пьянит круче наркотиков, но, как и наркотики, она еще никого не делала счастливым» (из романа Кристины Старк «Аспид», 2020 год).


«Если мстить за все и за всех, война никогда не кончится» (из романа Гаэль Фай «Маленькая страна», 2016 год).


О прощении

«Дон Корлеоне не сердился. Он давно понял, что общество часто наносит обиды, которые надо уметь стерпеть, потому что в этом мире беднейший из беднейших способен однажды открыть глаза и отомстить сильнейшему из сильнейших» (из романа Марио Пьюзо «Крестный отец», 1969 год).


«Решился на развод и даже начал это дело. Не скрою от вас, что, начиная дело, я был в нерешительности, я мучился; признаюсь вам, что желание мстить вам и ей преследовало меня. Когда я получил телеграмму, я поехал сюда с теми же чувствами, скажу больше: я желал ее смерти… Но я увидел ее и простил» (из монолога покинутого мужа Каренина из романа Льва Толстого «Анна Каренина», 1878 год).


«Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном, тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом» (из романа «Две Дианы», предположительно написанного Александром Дюма, 1847 год).

Подготовила Елена Федотова

Кровная месть: как обычай существует в наши дни

Подпишитесь на нашу рассылку «Контекст»: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, TASS

Гудермесский суд Чечни готовится начать рассмотрение дела о покушении на убийство главы Чечни Рамзана Кадырова по мотивам кровной мести. Русская служба Би-би-си спросила исследователей этого обычая, в какой форме он сохранился до наших дней.

Кровная месть — это признак так называемого традиционного общества, где большая роль отводится обычаям — подобная практика социальной регуляции складывается веками. Речи о свободе поведения в таком обществе практически не идет: то, как следует поступать, определяется религией, общиной и родственниками.

В северокавказских регионах России — Чечне, Ингушетии, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии — на современном этапе, считают специалисты, сложилось полутрадиционное общество: модернизация его затронула, но точечно и абсолютно не коснулась сферы общественных отношений.

Дело о покушении на Кадырова было передано в Гудермесский суд в конце мая этого года. Заказчиком покушения следователи считают Ису Ямадаева. По версии следствия, с его стороны это месть за смерть братье — депутата Госдумы Руслана Ямадаева, застреленного на Смоленской набережной в Москве в 2008-м году, и бывшего командира батальона «Восток« Сулима Ямадаева, убитого год спустя в ОАЭ.

  • Кадыров: убийство Ямадаева — кровная месть

Покушение на Кадырова, как считает следствие, обвиняемые готовили весной прошлого года на территории Ножай-Юртовского района Чечни. Материалы в отношении Исы Ямадаевавыделены в отдельное производство.

Перед судом предстанут бывший охранник Исы Ямадаева Азиз Альвиев, экс-боец батальона «Восток« Беслан Закараев и его сосед Шамхан Магомадов. Все они полностью признали вину.

За что объявляют кровную месть?

В основе кровной мести лежит принцип возмездия: за умышленное убийство человек, который его совершил, карается смертью, если семьям, к которым принадлежит убитый и убийца, не удается это урегулировать другими способами.

У некоторых народов Северного Кавказа кровная месть могла быть объявлена не только за убийство, но и за похищение женщины, прелюбодеяние и оскорбление.

Если речь идет не об убийстве, а ранении, то практикуется принцип «глаз за глаз».

Кровная месть — это только про мусульман?

Обычай кровной мести существует в обществах, исповедующих разные религии. В исламе он входит в категорию адата («обычного права») — это совокупность обычаев в сфере имущественных, семейных и других отношений.

Так, адат регулирует традиции гостеприимства и почтения старшим, а также, например, обряд выкупа невесты.

Эти обычаи сложились в большинстве своем до того, как сформировался шариат — свод религиозных законов, основанных на богословско-юридическом толковании Корана.

Всем ли могут объявить кровную месть?

Кровная месть распространяется на любого человека вне зависимости от его положения. Даже если представить, что убийцей оказалась беременная женщина, она все равно будет подвергнута наказанию после родов и отнятия ребенка от груди.

«Сегодня кровная месть наступает чаще всего в случаях, когда виновный не признает вины, или же потерпевший чувствует свою силу и возможности, — говорит Шахбан Хапизов, научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии дагестанского научного центра РАН. — В 95% случаев такие конфликты решаются все-таки в рамках современного уголовного кодекса РФ, по крайней мере, в Дагестане. Конечно, в этих случаях потерпевшая сторона чаще всего пытается давить на следствие и суд, добиваясь более сурового наказания. Но убийство за убийство — это 1-2% от общего количества смертельных случаев».

Можно ли обойтись без ответного убийства?

Пропустить Реклама подкастов и продолжить чтение.

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Реклама подкастов

В большинстве регионов Кавказа в качестве одного из наказаний за убийство практикуется изгнание из общины — на время или навсегда.

«Несколько веков назад это было весьма суровое наказание, ведь убийца лишался всего имущества, родственников и поддержки общины, — поясняет Шахбан Хапизов. — В другой общине этот человек практически был бесправным».

В некоторых случаях кровная месть может быть заменена «платой за кровь» — денежной выплатой, о которой договариваются при посредничестве представителей общин или религиозных деятелей.

Обычно размер такой выплаты — постоянная величина, которая прямо указывается в своде законов.

Кровный мститель может убить самого убийцу или его ближайшего родственника, однако убийство родственника виновного вместо него самого в большинстве случаев осуждается. За этим могут последовать санкции по отношению к клану, который совершил кровную месть.

Однако если, к примеру, убийцу укрывает род, то наказать могут всех: изгнать из общины или разрушить дома.

Сожжение домов также практикуется, если преступник сам не сдался властям или потерпевшая сторона не смогла его найти.

Как можно помириться?

«Примирение возможно после суда старейшин рода, — рассказывает член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. — В зависимости от региона и этноса такой суд носит разное название. Суд выносит решение, по итогам которого одна сторона может простить другую».

Но есть и другие способы.

В Чечне, например, существует особый ритуал примирения между семьями. Это целый обряд, во время которого убийца и его родственники коллективно выражают скорбь и с извинениями приходят к дому убитого. Сам виновный стоит на коленях перед родственником потерпевшего — отцом или братом. Виновная сторона озвучивает, какое произошло преступление и просит прощения, выражает сожаление. Часто при этом ритуале виновный приходит с саваном.

В Дагестане, приводит пример Хапизов, в случае автомобильной аварии, где случилось непреднамеренное убийство, виновная сторона всегда приходит с извинениями. В случае увечий она может оплатить лечение. Если же виновник ДТП отказывается извиняться, это воспринимается как крайняя степень неуважения. После этого может последовать объявление кровной мести.

А что говорит российский закон?

Уголовный кодекс РФ (ст. 105) отдельно регулирует убийство на почве кровной мести, оно наказывается лишением свободы на срок от 8 до 20 лет. Однако по факту такой мотив правоохранительным органам сложно выявить, говорит Алексей Малашенко. «Это традиция, которую вряд ли возможно искоренить», — считает он.

Согласно практике применения УК, для квалификации убийства по мотиву кровной мести не имеет значения место совершения преступления, оно может быть совершено и за пределами территории, где кровная месть признается населением.

Власть и до революции, и после пыталась искоренить обычай кровной мести.

Так, например, в 1928 году в Уголовном кодексе РСФСР появилась 10-я глава «Преступления, составляющие пережитки родового быта».

В 1931 году после принятия поправки в Уголовный кодекс убийства по мотиву кровной мести стали «государственными преступлениями», за которые применялся расстрел. Комсомольцы объединялись в комитеты по борьбе с обычаем кровной мести и следили за такими случаями.

Однако свести на нет этот обычай не удалось. И уже на излете советской эпохи в регионах совершенно легально существовали созданные властями советы старейшин, а в постсоветское время в случае конфликтов со смертельным исходом населению рекомендовалось обращаться в шариатский суд.

В настоящее время в некоторых районах Кавказа настолько сильны правила адата, что порой при примирении враждующих потерпевшая сторона снимает все свои претензии к виновному в рамках уголовного разбирательства.

Суд и прокуратура в таком случае могут пойти навстречу, если между сторонами урегулированы все вопросы, говорит Шахбан Хапизов: «Они могут закрыть глаза на незначительное преступление: драка без ранений или с небольшими ножевыми ранениями».

Сколько поколений может длиться кровная месть?

У кровной мести не существует сроков давности.

Возмездие может настигнуть членов клана и через 100 лет, даже когда виновный и его близкие родственники умерли. Поэтому в интересах старших в роду решить все вопросы, связанные с местью, как можно скорее, чтобы не рисковать потомками. «Если примирения не происходит, гарантированно будут дальнейшие эксцессы. Поэтому старшие постоянно пытаются его добиться», — поясняет Шахбан Хапизов.

Эксперты сходятся во мнении, что кровная месть в том или ином виде продолжит существовать в традиционных и полутрадиционных обществах кавказского региона, где жизнь регулируется и адатом, и исламским правом, и российским законодательством.

Месть лучше для жертв, чем прощение?

В этом месяце прокуратура утверждала, что Джеймс Холмс, убивший 12 человек в кинотеатре в Колорадо, заслуживает смерти. Опрос, опубликованный на этой неделе, показал, что избиратели Колорадо согласны с ними в соотношении 2 к 1.

Это не единственное громкое дело о смертной казни, появившееся в последнее время в новостях: в мае федеральный суд присяжных приговорил Джохара Царнаева к смертной казни; Мэр Бостона Мартин Дж. Уолш выступил с заявлением, в котором выразил «надеюсь, [что] этот вердикт хоть немного закроет» всех, кто пострадал от взрыва на Бостонском марафоне в 2013 году.

12 человек, убитых Джеймсом Холмсом 20 июля 2012 года.

Его слова поддержали другие официальные лица и потерпевшие. «Вердикт, несомненно, тяжелое решение для присяжных, дает мне облегчение и завершение, а также возможность продолжать двигаться вперед», — сказал офицер транспортной полиции Ричард Донохью, который был серьезно ранен во время перестрелки с Царнаевым и его старшим братом в Уотертауне, штат Массачусетс.

Реклама Икс

Познакомьтесь с набором инструментов «Большое добро»

Из GGSC на вашу книжную полку: 30 научно обоснованных инструментов для хорошего самочувствия.

Почти все хотят, чтобы это было правдой: мы надеемся, что выжившие жертвы насилия, такого как массовые убийства в Колорадо и Бостоне, смогут найти облегчение от своих страданий.

Помогут ли им смертные приговоры Холмсу и Царнаеву?

В течение нескольких месяцев многие люди, близкие к бостонскому делу, неоднозначно относились к этому исходу. В отличие от опроса в Колорадо, апрельский опрос показал, что только 15 процентов жителей Бостона хотят смертной казни для Царнаева. В том же месяце Билл и Дениз Ричард, чей 8-летний сын погиб при взрыве, написали открытое письмо в газету 9.0019 Boston Globe призывает Министерство юстиции отменить смертную казнь.

«Продолжительное преследование этого наказания может привести к годам апелляций и продлить самый болезненный день в нашей жизни», — писали Ричардсы, которые также получили тяжелые ранения в результате взрыва бомбы; их 7-летняя дочь потеряла левую ногу.

Их позиция подтверждается научными исследованиями. Хотя легко понять, почему люди ищут самое суровое наказание после ужасного преступления, исследования ставят под сомнение, действительно ли суровое наказание в целом и смертная казнь в частности приносит облегчение и душевное спокойствие, которых заслуживают жертвы.

Исследование 2008 года, опубликованное в Journal of Personality and Social Psychology , показало, что люди, которых кто-то использовал в финансовом отношении, думали, что им будет лучше, если они отомстят. На самом деле, наказание преступника на самом деле заставило их чувствовать себя хуже, по-видимому, потому, что наказание заставило их больше думать о преступнике и сосредоточиться на негативном происшествии.

  • Подробнее о прощении

    Прочтите и посмотрите, как Фред Ласкин объясняет «Что такое прощение?»

    Прочтите три эволюционные истины о прощении и мести.

    Узнайте, как преодолеть барьеры на пути к прощению.

    Насколько вы снисходительны? Пройдите наш тест!

Они не чувствовали себя так плохо, когда кто-то другой наказывал их за них, но даже тогда они чувствовали себя не лучше, чем люди, которые вообще не добивались наказания.

Конечно, в уголовных делах есть и другие важные соображения, такие как моральный приоритет справедливости. Но в этом исследовании не было доказательств того, что наказание улучшило эмоциональное состояние жертвы — ключевой аргумент в пользу смертной казни, который был приведен в делах как Холмса, так и Царнаева.

Другое исследование предполагает, что это может быть справедливо в случаях смертной казни. В исследовании 2007 года, проведенном криминалистом Скоттом Воллумом, который сейчас работает в Университете Миннесоты, были изучены интервью СМИ с семьей или друзьями жертв убийства, взятые примерно в то время, когда убийцу казнили.

Воллум обнаружил, что близкие жертв сообщали о том, что испытывали чувство покоя или облегчения только в 17 процентах из более чем 150 случаев, когда они делали публичные заявления; они сообщили о чувстве завершенности только в 2,5 процентах случаев. Напротив, в 20 процентах случаев они прямо заявляли, что казнь не принесла им исцеления или закрытия.

Принимая во внимание опасения Билла и Дениз Ричард, многие из этих друзей и членов семьи назвали длительные процессы подачи апелляций препятствием для их выздоровления. «Ты пытаешься жить дальше, — сказал один из них, — но тебя снова втягивают в нее».

Этот вывод перекликается с другим исследованием, опубликованным в Marquette Law Review в 2012 году, которое включало подробные интервью с людьми в двух штатах, Техасе и Миннесоте. Все эти люди пережили убийство любимого человека, и убийца получил самый суровый приговор: в Техасе это была смертная казнь; в Миннесоте пожизненное заключение без возможности условно-досрочного освобождения.

Отслеживая этих выживших в течение многих лет, исследователи обнаружили, что со временем люди в Миннесоте сообщали об улучшении физического и психологического здоровья и большем удовлетворении системой уголовного правосудия. Исследователи связывают эти результаты, по крайней мере частично, с отсутствием контроля, который чувствовали жители Техаса, когда дела о смертной казни были связаны с апелляциями. Хотя это можно рассматривать как аргумент против любого апелляционного процесса, он остается основным способом, которым наша правовая система пытается свести к минимуму ошибки жизни или смерти: с 1973 151 человек, приговоренных к смертной казни, оказались невиновными.

Карлос Арредондо помогает жертве взрыва на Бостонском марафоне в апреле 2013 года. После того, как Царнаев был приговорен к смертной казни, Арредондо выразил глубокую двойственность по поводу приговора. © Associated Press

Даже вне апелляционного процесса все еще трудно сказать, обеспечит ли смертный приговор Царнаеву — или смертный приговор Холмсу — выжившим жертвам или семьям их жертв. По словам Нэнси Бернс, профессора социологии Университета Дрейка и автора Закрытие: спешка покончить с горем и во что это нам обойдется , многое может зависеть от того, как они определяют этот термин.

«Если они определяют закрытие как «это конец самого процесса», тогда да, может быть, они смогут найти закрытие», — сказала она мне. «Но если они думают, что закрытие означает: «О, мое горе прошло», то абсолютно нет».

«В некоторых случаях окончание суда или даже казни может заставить их чувствовать себя хуже, — добавила она, — потому что они были сосредоточены на суде, и когда все это отодвигается, горе наступает по-другому».

У многих жертв чувство боли и утраты может никогда не пройти, независимо от того, как будут наказаны Царнаев или Холмс. Но психологические исследования показали, что один из способов достичь душевного спокойствия — это прощение.

Конечно, прощение обидчика может показаться немыслимым, особенно когда его преступление столь же чудовищно, как совершенные Царнаевым и Холмсом. Но исследователи подчеркивают, что прощение не означает освобождения обидчика от вины; это даже не требует примирения с этим человеком.

Наоборот, это означает сознательное избавление от чувства гнева и мести по отношению к обидчику — способ перестать размышлять о обиде и освободиться от власти, которую она имеет над вами.

«Это способ сказать: «Я собираюсь вернуть свою жизнь, потому что меня поглотила ненависть», — говорит Лорен Туссен, доцент психологии Лютер-колледжа, изучающая прощение. «Это акт преобразующего расширения прав и возможностей… который позволяет кому-то двигаться вперед».

Процесс прощения может быть долгим и трудным, и эксперты предупреждают, что его нельзя торопить. Но Туссен сказал, что есть риск ставить прощение в зависимость от того, считаете ли вы, что правосудие восторжествовало. Могут пройти годы, прежде чем вы получите желаемый результат, если вообще его получите. «Итак, вы ждете и не обязательно получаете какое-либо облегчение», — сказал он.

Напротив, исследования Туссена и других показывают, что прощение может улучшить психическое и физическое здоровье прощающего даже за такие ужасные преступления, как инцест и злодеяния, совершенные во время гражданской войны в Сьерра-Леоне.

В качестве убедительного примера Бернс указывает на Брукса Дугласа, у которого она брала интервью для своей книги. Когда Дуглас был подростком, двое мужчин ворвались в его дом, взяли в заложники его семью, изнасиловали его сестру и убили его родителей на его глазах. Спустя годы он стал сенатором штата Оклахома и написал закон, дающий ему право наблюдать за казнью одного из этих людей, Стивена Хэтча; он столкнулся с другим человеком, Гленом Эйком, в тюрьме — и в конце концов простил его.

«Он сказал, что, увидев казнь [Хэтча], у него появилось чувство завершенности только потому, что он знал, что ему не придется снова возвращаться к испытаниям», — сказал Бернс. «Но когда он встретился с [Аке] и простил его, это принесло ему покой».

Другая версия этой статьи первоначально появилась на странице мнений CNN.

Несостоявшаяся месть еще слаще

Желание причинить боль человеку, который причиняет вам боль, является естественной реакцией. Эта склонность исходит из мозжечка, примитивной части мозга, которая настроена на борьбу или бегство. Любовь и ненависть — две стороны одной медали. Некоторые из самых страстно влюбленных пар, которых я лечил, фактически были близки к тому, чтобы убить друг друга. В этой культуре существует миф о том, что месть дает вам облегчение от вашего расстройства, что она заставит вас чувствовать себя лучше и поможет вам преодолеть отношения. Но эта неумолимая рефлекторная реакция может иметь для вас неприятные последствия. Стэнфордский проект прощения обнаружил, что отказ прощать людей, которые причинили вам боль, приводит к:
• больше стресса
• проблемы со здоровьем, включая болезни сердца и рак
• негативные изменения артериального давления, мышечного напряжения и иммунного ответа

Почему месть имеет неприятные последствия? Потому что сосредоточение внимания снова и снова на своем бывшем, одержимость своими ранами или местью приводит только к еще большей одержимости и еще большей ярости.

Вы получаете больше от того, на что обращаете внимание.

Мстительное отсутствие прощения также приведет к меньшему личному осознанию и росту для вас. Для фокстрота всегда нужны двое, и если вы сосредоточитесь только на том, что другой человек сделал неправильно, вы никогда не узнаете, что вы делаете неправильно. Это означает, что вы, вероятно, сделаете это снова. Недостаток осведомленности — это основа того, что я называю смертельными моделями свиданий. Поэтому, если вы глубоко обижены и в ярости, не причиняйте себе вреда и не растрачивайте свою энергию в поисках мести. Подарите себе покой и новое начало, работая над прощением.

Проанализируйте свою прибыль, думая о том, как он вас обидел или навредил. Он разрушил мою жизнь. Я больше никогда не смогу любить или доверять. Спросите себя: «Это правда?» Другой человек может вести себя ужасно, но только вы контролируете свои мысли и реакции.

Спросите себя, как вы способствовали возникновению проблем. Как вы создали ситуацию, как вы действовали или не действовали? Вы почувствуете себя меньшей жертвой, если увидите свою собственную руку в случившемся. Холодность или едва уловимое неприятие могут быть такими же резкими, как и открытые словесные нападки.

Бри, участница моего семинара «Любовь за 90 дней», рассказала группе, что рассталась с холодным и отстраненным парнем. Конечно, все женщины сочувствовали ей и уверяли, что она поступила правильно. Тем не менее, я попросил ее признать свою часть отношений и сказать, что ей больше поможет, если она напишет своему бывшему письмо с извинениями, чем просто продолжит обвинять и ненавидеть его. Ей не нужно было отправлять его по почте, но вот часть того, что она прочитала группе:

«Я возлагала на отношения ожидания, чтобы исполнить все, чего до сих пор не получала от своей семьи и жизни, и возлагала эти ожидания на вас, на самом деле желая и ожидая, что вы исполните их все. Как кто-то сможет выполнить такую ​​геркулесову задачу? в наших отношениях. Я также беру на себя ответственность за то, что произошло в наших отношениях, потому что я не люблю тебя таким, какой ты есть на самом деле. Есть ли что-нибудь ужаснее этого? Мы боремся за то, чтобы быть нашим идеалом, потому что мы хотим быть полностью любимыми и полностью любить себя, но в глубине души мы все просто хотим, чтобы нас любили такими, какие мы есть на самом деле. Я продолжал искать идеал вместо того, чтобы видеть и ценить настоящего тебя. недостаток. Я не знал, как принять реальность, а также сохранить видение идеала, нашего лучшего «я». Я вырос, критикуя и осуждая себя, всегда желая быть идеальным собой прямо сейчас. Я должна была быть идеальной ученицей, идеальной дочерью и делать добро другим. Всегда глядя на тебя идеального, я не мог тогда любить настоящего тебя, потому что я не мог любить настоящего себя. Все это не извиняет моего поведения, и теперь я сожалею».0003

Итак, мой лучший совет для вас: используйте потерю или кризис, чтобы стать лучше. Если вы чувствуете гнев, направьте его на работу над собой, приобретение нового гардероба, уход за лицом, физические упражнения и общее улучшение своего тела.

Добавить комментарий