Роль семьи в процессе социализации подростка Одним из основных звеньев социализации детей и подростков является семья, хотя и отмечается некоторое падение ее воспитательной роли в связи с происходящими в семье коренными изменениями. Российская семья сегодня переживает ситуацию, когда изменение социальных условий, смена одних общественно-экономических отношений в мегаполисе на качественно противоположные, происходят не плавно, а скачкообразно. Такая ситуация вызывает естественную в подобных случаях растерянность населения, озабоченного поиском своего места в новой общественно-экономической структуре мегаполиса. (Авдуевская (Белинская) Е.П., Баклушинский С.А.[3]). Мегаполис — крупнейшая форма городского расселения, образующаяся в результате интеграции главного города с окружающими его поселениями, агломерациями. Переход от традиционной патриархальной семьи к современной, основанной на равенстве супругов, привел к снижению авторитета отца, утрате согласованности воспитательных воздействий родителей. Одна из крупнейших и острейших проблем семьи — проблема разводов. Наряду с неполными семьями, велико число нестабильных, конфликтных семей. В целом по стране из-за разводов каждый год свыше 700 тыс. детей остается без одного родителя, 500 тыс. рождается вне брака (эти цифры неуклонно растут). Во многих семьях раздоры порождают цинизм, полную безответственность. Около 60% детей в таких семьях — сироты при обоих родителях. Каждый шестой хронический алкоголик из почти пятимиллионного их состава — женщина, 80% детей, содержащихся в детдомах, — это сироты при живых родителях. Все это крайне отрицательно сказывается на социализации подростков. Сегодня родительская семья остается важнейшим институтом социализации подростков. Однако семья уже не обладает той самодовлеющей ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Родительский авторитет уже не является абсолютным, теперь на место запрета и принуждения приходит убеждение. Моральный авторитет поддерживать гораздо труднее, чем власть, опирающуюся на силу, особенно когда диапазон источников информации и выбор круга общения расширяется. (Сидоренков А.В.[41]). Анализируя возможные последствия возвращение семей к традиционному распределению ролей между супругами, прежде всего можно предположить позитивный эффект такого процесса на осуществление семьей воспитательной функции: повышается социальный контроль за детьми, они растут более здоровыми, ухоженными, мать уделяет больше внимания их образованию и воспитанию. Однако со временем постоянное пребывание матери в домашней среде сужает ее кругозор, замыкает ее интересы на домашних делах. В результате она перестает быть авторитетом для детей, которые не будут обращаться к ней за советом и помощью, считая неспособной дать компетентные рекомендации. У человека довольно продолжительное детство: проходит немало времени, прежде чем маленький ребенок превратится во взрослого, самостоятельного члена общества. Семья сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и шире — социализации, социологии образования, политики и права, труда, культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений; без обращения к семье немыслимы прикладные исследования во многих сферах производства и потребления, массовых коммуникаций, она легко описывается в терминах социального поведения, принятия решений, конструирования социальных реалий и т.д. (Абрамов Г.С.[1]). Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных (например, семья — это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи. Семью создает отношение родители — дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи — жилище, дом, собственность — и экономическую основу семьи — общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства. Таким образом, семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных с узами супружества — родительства — родства, и тем самым, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а так же социализацию детей и поддержание существование членов семьи. Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет о социальных результатах жизнедеятельности большинство семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института. Важно подчеркнуть, что это — функции общества, как бы закрепленные за специализированными на их выполнение институтами, и поэтому у каждого из институтов есть функции, определяющие уникальность, профиль данного института, и функции, которые сопровождают действие основных. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции — главное, однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи. Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциональная функция) и воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, связанные с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению Я каждого и д.р. — все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически приходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. К началу XX в. социальные институты все более совмещают с семьей и берут на себя функции образования и воспитания (школа и детсады), защиты и охраны (полиция, армия), функции питания, обеспечения одеждой, досуга (сфера обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд). (Ярцев Д.В.[44]). Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в большой мере предопределяют жизненный путь ребенка. Помимо сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности. Исторически сложилось, что отцы и матери выполняли в семье разные функции, соответственно отцовское воспитание отличалось от материнского. Традиционно отец являлся главой семьи, что не могло не наложить свой отпечаток на его взаимоотношения с детьми. Именно непререкаемый авторитет отца в семье был главной силой, самым действенным средством мужского воспитания. Таким образом, окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей в обязательном порядке отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его характера. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно, что и сформированные черты его личности тоже будут патологичны. Известный русский педагог П. Ф. Лесгафт обратил внимание на то обстоятельство, что ребенок может стать носителем определенного симптома, который в явной или скрытой форме присутствует в семье, и это непременно скажется на свойствах его личности. Наряду с тем, что личность родителей, несомненно, играет ведущую роль в формировании мировосприятия и нравственных убеждений детей, не следует забывать о том, что сами родители нередко упускают из виду то обстоятельство, что и сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное влияние на личностное становление воспитывающихся в ней детей. (Авдуевская (Белинская) Е.П., Баклушинский С.А.[3]). Список используемой литературы 2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. — 379 с. 3.Авдуевская (Белинская) Е.П., Баклушинский С.А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Том Ш. Выпуск IУ. — М., 2000. — С. 118-132. 4.Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер.2007. 271 с. 5.Бабайцева, В.К. Личностно — ориентированный тренинг.- М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 212 с. 6.Батаршев, А.В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности: Психологическая диагностика. — М.: ТЦ Сфера, 2002. — 88с. 7.Боброва, В. Г., Вахрушев М. «Общая характеристика развития личности подростка», Ростов на Дону, 2001. — 147 с. 8.Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. — М.: Просвещение, 2000. — 360 с. 9.Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов \ Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А. Хвостов. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 624 с. 10.Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков. — СПб.: Питер, 2006. — 160с. 11.Диагностика характера подростков / Под ред. Иванова Н.Я., Личко А.Е. — М., 2004. 12.Дубровина, И.В. Формирование личности в переходный (от подросткового к юношескому возрасту) период // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 2004. — 245с. Скачать 76.61 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Семья как социальный институт. Роль семьи в процессе социализации человека. Проблемы развития семьи в современном мире.
Семья — это и малая социальная группа, и социальный институт.
Семь «Я» — это и 7 элементов, и 7 уровней организации.
Семья как малая группа — это основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.
Семья как социальный институт — это форма организации жизни общества на основе определенных социальных норм, санкций и образцов поведения, которые регламентируют супружеские и родственные отношения.
Исторически менялась форма семьи, но значение семьи как социального института сохранялось всегда. Существование семьи обусловлено социальной необходимостью воспроизводства человека.
Исторические формы семьи и брака:
групповой брак и парная семья,
моногамная семья:
— рабовладельческая семья,
патриархальная семья,
современная нуклеарная семья,
— партнерская семья.
Социальные функции семьи:
репродуктивная (рождение детей),
воспитательная (первичная социализация),
хозяйственно-бытовая (удовлетворение витальных потребностей),
эмоционально-психологическая (взаимная поддержка и защита),
социально-статусная (поиск места в структуре общества и обретение социального статуса),
духовная (духовное общение и организация культурного досуга).
Вопрос к студентам:
А зачем человеку нужна семья? Ведь в современных условиях одному человеку намного проще обустроить быт, найти себе развлечение, построить карьеру и т.д.
Семейная жизнь меняет качество жизни и сознания человека и общества.
Вопрос к студентам:
откуда возникают конфликты между супругами, если люди вступают в брак по любви?
В семье вначале выявляется личностное несовершенство, а потом уже высокие моральные качества. Семейные отношения требуют большого труда.
Крест родственных отношений и решение проблемы отцов и детей.
Социальные роли супругов в семье:
хозяева: хозяин–хозяйка,
родители: отец–мать,
сексуальные партнеры: любовник–любовница,
единомышленники: единомышленник–единомышленница,
друзья: друг–подруга.
Позитивные и негативные мотивы вступления в брак:
Обретение экономической самостоятельности — бегство от родителей.
Половое взросление — преодоление запретов на удовлетворение сексуальной потребности.
Принятие ответственности за самостоятельность — уход от ответственности, подчинение долженствованию.
Преодоление эгоизма — бегство от одиночества.
Стремление к развитию — страх перед будущим, следование традициям.
Поиск места в социальной иерархии — желание повысить личный престиж, статус.
Поиск смысла жизни — желание кому-то отомстить.
Современная семья.
1) Изменение положения женщины в семье и обществе.
2) Стремление супругов к партнерству.
3) Отказ от официальной регистрации брака.
Д/задание:
Вместе с родителями выполнить тест:
№ | Вид работы | Жена | Муж | Вместе |
1. | Мытье посуды | |||
2. | Мытье автомобиля | |||
3. | Домашний ремонт | |||
4. | Ремонт одежды | |||
5. | Уход за садом | |||
6. | Домашняя уборка | |||
7. | Покупка продуктов | |||
8. | Приготовление еды | |||
9. | Заработок | |||
10. | Принятие решений о крупных покупках | |||
11. | Обучение детей (помощь в выполнении д/з) | |||
12. | Воспитание детей (формирование умений и навыков) | |||
13. | Развитие детей (в том числе игра, совместный отдых) | |||
14. | Уход за больным ребенком | |||
15. | Организация отпуска | |||
16. | Планирование отпуска | |||
17. | Ведение домашней бухгалтерии | |||
18. | Организация семейного совета |
ЗАНЯТИЕ 25. ЛЕКЦИЯ.
Роли семьи в социализации
Социология
СтатьяРоли семьи в социализации
Социализация – это процесс, посредством которого культура передается молодому поколению и люди усваивают правила и обычаи социальных групп, к которым они принадлежат . Термин социализация относится к процессу взаимодействия, посредством которого растущий человек усваивает привычки, взгляды, ценности и убеждения социальной группы, в которой он родился. Каждое общество выстраивает институциональные рамки, в рамках которых происходит социализация ребенка. Культура передается через общение, которое они имеют друг с другом, и, таким образом, общение становится сущностью процесса культурной передачи.
Семью по праву называют колыбелью общественных добродетелей. Семья как мини-общество выступает в качестве приводного ремня между личностью и обществом. Нет лучшего способа начать, чем поговорить о роли семьи в нашем социальном развитии, поскольку семья обычно считается самым важным агентом социализации. Семья играет выдающуюся роль в процессе социализации. Семья является наиболее важным агентом социализации, поскольку она является центром жизни ребенка, поскольку младенцы полностью зависят от других. Не всякая социализация преднамеренная, она зависит от окружения. Наши родители или те, кто играет родительскую роль, несут ответственность за то, чтобы научить нас действовать и заботиться о себе. Они, как и остальные члены нашей семьи, также учат нас близким отношениям, групповой жизни и тому, как делиться ресурсами.
Семья играет важнейшую роль в формировании личности. Кроме того, они дают нам нашу первую систему ценностей, норм и убеждений — систему, которая обычно является отражением их собственного социального статуса, религии, этнической группы и многого другого. Семья имеет неформальный контроль над своими членами. Он обучает молодое поколение таким образом, чтобы оно могло должным образом брать на себя роли взрослых. Поскольку семья является первичной и интимной группой, она использует неформальные методы социального контроля для пресечения нежелательного поведения со стороны своих членов. Родители используют как награду, так и наказание, чтобы впитать в себя то, что социально требуется от ребенка.
По словам Роберта. К. Мертон, «именно семья является главным приводным ремнем для распространения культурных норм подрастающему поколению». Семья служит «естественным и удобным каналом социальной преемственности. Наиболее глубоким эффектом является гендерная социализация; однако семья также берет на себя задачу обучения детей культурным ценностям и отношениям к себе и другим. Дети постоянно учатся в среде, которую создают взрослые. Дети также узнают о классе в очень раннем возрасте и соответственно присваивают каждому классу разные значения.
Например, Александр, мальчик, живущий в Америке, родился в семье иммигрантов. Он вырос двуязычным, и его научили важности коллективистских ценностей через общение со своей семьей. Этот опыт резко отличается от опыта человека, рожденного в более старой, «традиционной» американской семье, в которой особое внимание уделяется английскому языку и индивидуалистическим ценностям.
В сельских обществах дети в основном контактируют с семьей в раннем возрасте. Однако сегодня значение семьи в жизни ребенка меняется. Хотя большинство детей, подрастающих сегодня, будут проводить много времени с людьми, не являющимися членами их семей, это не означает, что участие семьи в социализации прекратилось. Тем не менее, семья продолжает оставаться основным средством передачи ценностей, взглядов и моделей поведения.
Источник информации:
- www.vkmaheshwari.com
- Study.com
Еще пост
Последнее сообщение
➤Важность семьи в Процесс социализации
Семья считается самой основной и фундаментальной ячейкой общества, и ее значение в процессе социализации невозможно переоценить. Социализация — это процесс, посредством которого люди узнают нормы, ценности и убеждения своей культуры и приобретают навыки, необходимые для эффективного функционирования в социальной среде. Семья, как первичный агент социализации, играет решающую роль в формировании взглядов, поведения и ценностей ее членов. В этом эссе будет обсуждаться важность семьи в процессе социализации, исследуется роль семьи в передаче культуры, ценностей и убеждений, обеспечении эмоциональной и психологической поддержки и содействии личному и социальному развитию.
Семья как первичный агент социализации
Семья является первым и самым важным агентом социализации, и ее влияние на процесс социализации невозможно переоценить. Через семейные взаимодействия дети узнают социальные нормы, ценности и убеждения, а также поведение, которое ожидается от них в различных социальных ситуациях. Семья также оказывает детям эмоциональную и психологическую поддержку, необходимую им для развития положительного образа себя и чувства собственного достоинства. Кроме того, семья играет решающую роль в содействии личному и социальному развитию, помогая детям приобретать социальные и когнитивные навыки, необходимые для успеха в обществе в целом.
Передача культуры, ценностей и убеждений
Одной из основных функций семьи в процессе социализации является передача культуры, ценностей и убеждений. Дети узнают о своей культуре через общение с членами семьи, которые учат их обычаям, традициям и верованиям, характерным для их культуры. Например, во многих культурах дети узнают о важности уважения к старшим, ценности тяжелой работы и важности семейных уз благодаря общению с членами семьи. Передавая культурные ценности и верования, семья способствует развитию у детей чувства идентичности и принадлежности, а также их способности эффективно функционировать в социальной среде.
Предоставление эмоциональной и психологической поддержки
Помимо передачи культуры, ценностей и верований, семья играет решающую роль в оказании эмоциональной и психологической поддержки своим членам. Дети, которые растут в семьях, которые поддерживают и заботятся, как правило, развивают позитивную самооценку и сильное чувство собственного достоинства. Они с большей вероятностью будут уверенными в себе, независимыми и устойчивыми, и они лучше справятся с проблемами и стрессами жизни. Семья обеспечивает безопасную и надежную среду, в которой дети могут научиться доверять другим и зависеть от них, и где они могут развивать социальные и эмоциональные навыки, необходимые для достижения успеха в социальной среде.
Содействие личному и социальному развитию
Наконец, семья играет решающую роль в содействии личному и социальному развитию, помогая детям приобретать социальные и когнитивные навыки, необходимые для успеха в обществе. Взаимодействуя с членами семьи, дети учатся эффективному общению, разрешению конфликтов и урегулированию разногласий. Они также узнают о важности сотрудничества и командной работы и развивают чувство ответственности и подотчетности. Семья обеспечивает контекст, в котором дети могут экспериментировать с различными ролями и идентичностями, и где они могут развить уверенность в себе и самоэффективность, необходимые для успеха в жизни.