Роль в обществе: Ошибка 403 — доступ запрещён

Социальная роль врача в российском обществе

В каждодневной работе врача имеют место ситуации, неоднозначные с позиции этики и деонтологии, когда от сотрудника больницы или поликлиники зависит принятие решения, которое должно соответствовать нормам законодательства и, в тоже время, максимально способствовать соблюдению индивидуальных интересов больного человека. Каждый из нас в какой-то момент оказывается в положении пациента, значит, всех нас волнует проблема доверия между обществом и медицинскими работниками как представителями системы охраны здоровья населения страны.

Этой теме и была посвящена состоявшаяся 30 мая в ННГУ им. Н. И. Лобачевского Всероссийская научно-практическая конференция «Социальная роль врача в российском обществе». Организаторами мероприятия выступили ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России и Государственный научный центр Федеральный медицинский биофизический центр имени А. И. Бурназяна ФМБА России совместно с ННГУ им. Лобачевского. В конференции приняли участие представители Министерства здравоохранения и ТФОМС Нижегородской области, руководители медицинских организаций Нижегородской, Владимирской, Кировской, Тверской областей, профессора медицинских вузов Москвы, Саратова, Нижнего Новгорода, представители религиозных организаций.

С приветственным словом к участникам конференции выступил директор ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России Сергей Романов. Он отметил, что вопросы, которые будут подняты на этой конференции, «впервые будут обсуждаться в таком формате с привлечением большого количества специалистов из разных регионов». А проблемы эти животрепещущи. Это и непрерывное медицинское образование, и социологические аспекты медицины, и трансплантация органов и тканей, и органное донорство — «эти темы так же важны, как и медицинские аспекты деятельности врача». Сергей Романов особо отметил взаимодействие ПОМЦ с ННГУ — совместно с Университетом Лобачевского создана кафедра, сотрудники ПОМЦ принимают участие в работе прекрасно оснащенного симуляционного центра, созданного также совместно обоими учреждениями. По словам директора ПОМЦ, «это послужит хорошей базой для подготовки специалистов не только Нижнего Новгорода, но и других регионов», ибо этот центр уникален в Нижегородском регионе. «Он уникален не только самыми современными технологиями, тренажерами и симуляторами, которые там используются, но и тем, что в нем преподают сотрудники ПОМЦ, являющиеся практикующими высококвалифицированными врачами, поэтому подготовка специалистов в этом центре ведется на уровне самых высоких стандартов».

Участников конференции приветствовал ректор Университета Лобачевского Евгений Чупрунов. В ходе своего выступления ректор отметил, что университет на данный момент охватывает «практически весь спектр человеческого фундаментального знания о природе, об обществе, о человеке», проводя порядка 100 конференций различного уровня ежегодно. В последние годы университет все больше проводит конференции по новым направлениям. В частности, по словам ректора, «конференция, которую мы проводим сегодня, тоже является для нас новой». «Мы очень этому рады, — сказал Е. Чупрунов, — потому как в течение десяти лет мы вложили много сил в развитие биомедицинского направления», объединив физику, химию, компьютерные и суперкомпьютерные науки, знания врачей и ученых. Кроме того, университет открыл набор абитуриентов обучать по новым медицинским дисциплинам — медицинской кибернетике, медицинской биофизике, медицинской биохимии — «это новый этап в нашем развитии, я уверен, что за этим будущее нашей медицины», отметил Евгений Чупрунов.

«Тот факт, что сегодня здесь собрались специалисты из разных образовательных, медицинских и государственных учреждений, говорит о том, что мы двигаемся в правильном направлении», — резюмировал свое выступление ректор.

Сама работа конференции охватывала самые разнообразные направления. Это, во первых, освещение современных принципов взаимодействия, составляющих системы оказания медицинской помощи населению России в условиях обязательного медицинского страхования. Во-вторых, важное значение в конференции было придано получению руководителями медицинских организаций новых знаний о современном состоянии органного донорства в России и изменениях в законодательстве по данному вопросу, а также формированию понимания социальной значимости, юридической безопасности и гуманности работы донорских баз. В-третьих, это проблематика планирования профессионального развития персонала, в рамках целей и задач, стоящих перед конкретными медицинскими организациями. В-четвертых, изучалась оценка возможностей применения компетенций выпускников института биологии и биомедицины в деятельности медицинских организаций.

Эти вопросы были освещены в докладах, прозвучавших на конференции. Академик Российской академии наук, доктор медицинских и социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования, директор Института социологии и психологии ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России Андрей Решетников в своем докладе «Современные подходы к оценке взаимоотношений между пациентом и врачом, медицинской организацией, страховой медицинской организацией» подверг всестороннему социологическому анализу систему здравоохранения, существующую в современной России. Суть новой системы здравоохранения всецело определяется, по мысли А. Решетникова, теми социальными трансформациями, которые за последние 25 лет прошла современная Россия, и связанными, прежде всего, с возрождением в нашей стране рыночных отношений и социально стратифицированного общества. Естественно, такие изменения не могли не коснуться отечественной медицины. В результате отечественная система здравоохранения приобрела многоукладный характер, в которой, наряду с государственной медицинской системой существует и частная медицина, при безусловном примате, и на это Андрей Решетников остановил особое внимание, конституционного принципа бесплатного здравоохранения.

В свою очередь, доктор медицинских наук, профессор кафедры анестезиологии-реанимации и интенсивной терапии Института последипломного профессионального образования (ИППО) ФМБЦ им. А. И. Бурназяна Виктор Виноградов в докладе «Социальное значение и проблемы развития органного донорства в Российской Федерации» остановился на тех проблемах, которые сопровождают трансплантацию органов и органное донорство в современной России. Прежде всего, в последние годы, не без влияния средств массовой информации, сформировалось устойчивое негативное отношение к проблеме органного донорства, при чем не только среди населения, но и в самом медицинском сообществе, а ведь, по словам В. Виноградова, «нет донорства — н?? ет и трансплантации». В результате вопрос органного донорства в нашей стране законодательно практически никак не отрегулирован, а отечественная трансплантология, которой принадлежит приоритет в разработке многих методик в трансплантации органов, в настоящее время отстает на общемировом фоне.

Проректор по учебной работе ИППО ГНЦ ФМБЦ им. А. И. Бурназяна, главный внештатный специалист ФМБА России по медицинскому и фармацевтическому образованию, к. б.н., доцент Ольга Кузнецова в своем докладе «Непрерывное медицинское образование — новые вызовы и новые возможности в профессиональной подготовке медицинских работников» подчеркнула значимость высококвалифицированного кадрового потенциала для целей, поставленных перед современным здравоохранением.

Профессия врача, с учетом ее социальной значимости, очень требовательная к уровню подготовки специалиста. Вряд ли найдется человек, который всерьез считает, что профессиональное образование заканчивается в медицинском вузе с получением диплома. Медицина — э?? то одна из самых наукоемких отраслей, а медицинская наука является одной из самых быстро развивающихся. На сегодняшний день происходит не только бурное развитие технологий в сфере медицинской науки и смежных с ней дисциплин, но и конвергенция технологий. Будущее медицинской науки за междисциплинарными исследованиями и технологическими разработками.

Для обеспечения функционирования такой медицины необходим особый уровень профессионализма кадров. Врач не может себе позволить остановиться в развитии, в постоянном поддержании своих профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии с теми темпами, которыми развивается медицинская и фармацевтическая отрасль и даже немного опережая их. И здесь огромную важность приобретает создание и развитие системы уже не дискретного, периодически обновляемого набора основных профессиональных компетенций, а непрерывного и неуклонного повышения квалификации. Играет роль и разнообразие форм, методов, избирательность и направленность обучения. Большое значение имеет возможность обучения с применением дистанционных методов, обучения в симулированных условиях, применение информационно-коммуникационных технологий.

Роль врача не ограничивается ответственностью за физическое и психическое здоровье отдельного человека. Важно ведь не только какое понимание нашел врач с пациентом и как это отразится на эффективности лечения. Каждый врач в отдельности как часть системы здравоохранения несет на себе колоссальную социальную значимость через его работу по формированию у пациента и его членов семьи взглядов на здоровый образ жизни, на формирование взглядов на саму болезнь, на ее исход. Социальная роль врача и в его работе по профилактике и выявлению социально-значимых заболеваний, участие совместно с органами социальной защиты в помощи социально незащищенным группам населения: одиноким, престарелым, инвалидам, хроническим больным, нуждающимся в уходе. В настоящее время все большее развитие получает паллиативная медицина и персонализированная медицина. И как будет выполняться эта роль всей системой здравоохранения во многом, зависит от уровня подготовленности медицинских кадров!

Конечно, все проблемы, связанные с заявленной тематикой конференции — социальная роль врача в современном российском обществе — невозможно обсудить за один день, выделенный на время проведения мероприятия. Участники конференции выступили с предложением проводить ежегодно конференции подобного плана для обсуждения насущных проблем здравоохранения.

Социальные роли – что это в психологии. Структура и виды

Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Эта гениальная мысль У. Шекспира нашла свое подтверждение в теории ролей, разработанной в XX веке представителями интеракционистского направления в психологии. В настоящее время эта теория играет важную роль в социальной психологии, так как во многом объясняет особенности поведения человека в обществе и возникающие у него проблемы.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Теория ролей в психологии
    • 1.1 Роль как функция человека в обществе
    • 1.2 Роль как стереотип поведения
  • 2 Виды ролей
    • 2.1 Социальные роли
    • 2.2 Межличностные роли
  • 3 Роль и статус

Теория ролей в психологии

Впервые понятие социальной роли как первичной структурной единицы социума было предложено американскими социологами Дж. Мидом и Р. Линтоном в 30-х годах XX века. Позднее к этой идее неоднократно обращались уже представители социальной психологии, и к концу прошлого века она оформилась в довольно стройную теорию, объясняющую процессы взаимодействия человека и общества.

Роль как функция человека в обществе

Львы живут прайдами, волки — стаями, а люди – социальными группами. Это сообщества индивидов, объединенных общей целью и совместной деятельностью, направленной на ее достижение. Любая групповая деятельность требует распределения функций, предполагающих определенный тип поведения, комплекс обязанностей, позицию человека в социуме и т. д.

Вот эти функции с точки зрения психологии и есть социальные роли, которые играют люди, и социум предъявляет жесткие требования к ролевому поведению, так как от него зависит достижение общей цели. В каждой группе таких ролей много, их содержание определяется задачами общегрупповой деятельности. Так, в школьном коллективе есть роли учеников, учителей, директора, завуча, технички, библиотекаря и т. д. Так как человек обычно входит в различные группы, в которых выполняет разные функции, то и роль играет тоже не одну. Речь идет не только о формальных группах. Такие же роли есть и в семье: муж, жена, сын, дочь, мать, отец и т. д.

Принимая новую для себя роль, человек должен в первую очередь осознать ее функциональную составляющую, то есть понять, какой вклад он должен вносить в общую деятельность, что ждет от него сообщество. Без этого невозможно освоение роли. И если в официальных группах функции каждого их члена расписаны в соответствующих документах как должностные обязанности, то в семье этого нет. Поэтому неправильное понимание функционального компонента своей роли или нежелание его понимать приводит к неизбежным конфликтам.

Невыполнение человеком своих ролевых функций не просто вызывает негативную реакцию группы, к человеку могут быть применены социальные санкции: от открытого осуждения до изгнания из социума.

Роль как стереотип поведения

Роль имеет сложную структуру и включает в себя следующие компоненты:

  • социальные нормы;
  • обязанности, связанные с выполнением групповых функций;
  • права человека как члена данной группы;
  • стереотипы ролевого поведения.

Стереотипы поведения обеспечивают эффективность выполнения человеком своих ролевых функций, поэтому им придают в теории ролей большое значение. Они включают в себя наиболее рациональные и общепризнанные приемы и формы деятельности и нормы отношения с другими членами группы. Кроме этого, стереотипы поведения делают роль узнаваемой, помогают человеку быстро ориентироваться в социальной среде. Мы с детства знаем, каких действий следует ожидать от врача, продавца, парикмахера, учителя и т. д. И принимая новую роль, человеку проще освоить именно стереотипы поведения, так как он заранее знает, как нужно себя вести в той или иной ситуации.

Две стороны социальной роли – функциональную и поведенческую – можно представить так:

  • роль, как функция – предписывает, что нужно делать человеку;
  • роль, как набор стереотипов поведения – как это нужно делать.

Социальные роли не только стандартизированы, но и безличны. Конечно, каждый человек – уникальная личность, и его индивидуальность накладывает отпечаток на ролевое поведение, но это не должно выходить за рамки стереотипов. Любая социальная роль включает в себя жестко заданную систему обязанностей, и кто бы эту роль ни играл, набор требований не меняется. Так, продавец может предлагать нам товар с шутками и прибаутками, но он должен при этом выполнять свои функции. А если вместо того, чтобы продавать, он будет нас учить, как нужно одеваться или воспитывать детей, то его по меньшей мере не поймут.

Несколько сложнее обстоит дело со стереотипами ролевого поведения в такой группе, как семья. Стандарты поведения мужа, жены, детей, бабушки, дедушки, отца, матери и т. д. хоть и имеются, но они более расплывчаты, так как основаны на неформальных традициях и обычаях, мировоззренческих принципах и ценностях. На ролевое поведение в семье оказывают влияние и религиозные верования, и эмоциональные отношения. Ребенок усваивает шаблоны такого поведения на примере своей семьи, и в отдельных деталях (а иногда и существенно) они могут отличаться от того, что принято в других семьях.

Это может вызвать сложности в будущем, когда выросшие дети решат завести свои семьи. Так, юноша, воспитанный в семье, где все обязанности по дому возложены исключительно на женщину, будет от своей избранницы ожидать такого же поведения. И, например, просьба девушки помыть посуду или пропылесосить пол может вызвать у него недоумение и даже обиду.

Общаясь с людьми, мы неосознанно ожидаем от них определенного ролевого поведения, равно как и они от нас. Эти ожидания, основанные на сформированных в процессе социализации представлениях, в социальной психологии называются экспектациями. Если экспектации не совпадают из-за различий культур, верований или семейного воспитания, то может возникнуть конфликт. Несовпадение взаимных экспектаций – одна из самых распространенных причин распадения молодых семей.

Виды ролей

Когда речь заходит о ролевом поведении, то обычно говорят о социальных ролях, по привычке так называя все роли, которые человек играет в обществе. Но на самом деле наряду с собственно социальными есть еще межличностные роли. Эти два вида отличаются по многим характеристикам.

Социальные роли

Социальные роли стандартизированы и конвенциальны. Словом «конвенциальный» в психологии обозначают многие социальные явления, которые формируются в процессе взаимодействия людей. «Конвенция» переводится как «соглашение», и конвенциальными могут быть не только роли, но и нормы поведения. Речь, конечно, не идет о прямом соглашении, это только в детской игровой группе ее участники непосредственно договариваются о правилах игры.

Обычно конвенциальные нормы или роли формируются в течение длительного времени, когда идет отбор стереотипов поведения, наиболее удобных и эффективных в групповой деятельности. Эти стандарты закрепляются и поддерживаются не только общественным мнением и социальным контролем, но и официальными документами или законами.

Большинство социальных ролей в современном обществе имеют многовековую историю, но постоянно возникают и новые, еще не до конца оформившиеся. Это связано с появлением новых сфер деятельности, а значит, и функций.

Наряду с просто социальными выделяют еще и социально-демографические роли: муж, жена, отец, мать, сын, дочь, бабушка и т. д. Они в меньшей степени стандартизированы и поддерживаются не только формальными законами, но также обычаями и традициями. Кстати, мужчина и женщина – гендерные роли – тоже относятся к социальным ролям. Их функции и стереотипы поведения в обществе во многом биологически заданы.

Межличностные роли

В отличие от безличных социальных, межличностные роли связаны с индивидуальными особенностями человека и его местом в системе межличностных связей. Регулируются эти роли тоже не формальными законами, а эмоциональными отношениями.

Каждая межличностная роль, по сути, уникальна, но в условиях длительного существования социальных групп происходит процесс их типизации. То есть в общественном сознании формируются некие шаблонные представления о содержании некоторых межличностных ролей. Например, в каждом классе есть «первая красавица», «плохой парень», «шут-остряк», «зубрилка» и т. д. Такие шаблоны близки к понятию «актерское амплуа».

Несмотря на то, что межличностные роли не четкие, они более устойчивы, чем социальные. Ведь социальные роли связаны с функциями, и достаточно человеку изменить свои функции в группе, как поменяется и его роль. Студент, закончив ВУЗ, может стать преподавателем, а дочь с возрастом выйти замуж и принять еще и роль жены, а потом и матери.

Поменять межличностную роль не так просто, потому что она связана с индивидуальностью человека. И именно ее надо менять, если вас не устраивает положение в группе. Но и в этом случае у окружающих еще долго будет сохраняться привычный образ вашего амплуа. Так, «первая красавица» к 10-11 классу может вырасти и стать довольно посредственной девушкой, но отношение к ней в классе сохранится. А записной остряк и шут, долго развлекавший одноклассников, со временем может начать тяготиться своей ролью. Он и рад бы ее изменить, но не получается – всерьез его никто не воспринимает.

Социальные роли, которые играет один индивид, разнообразны, так как человек является членом разных групп. Межличностные роли определяются индивидуальными, личностными качествами, но и они могут быть разными. Так, мужчина, в семье играющий роль тирана-самодура, в компании друзей может быть скромным, робким и даже трусливым «мальчиком на побегушках».

Роль и статус

Роль нужно отличать от статуса. Статус – это положение человека в обществе, в иерархии социальных или межличностных отношений. Статус основывается и на функциях, и на личностных особенностях индивида и определяется качеством выполнения человеком социальных функций, его ценностью, значимостью для общества. Хоть статус и связан с ролевым поведением, но он не определяется ролью – люди, выполняющие одинаковые функции, и значит, играющие одинаковые роли в группе, могут иметь совершенно разный социальный статус.

Если основа социальной роли – функции человека в группе, межличностная роль складывается на основе эмоционально-оценочных отношений, то статус базируется на авторитете, на степени влияния индивида на других людей в группе.

Когда речь заходит о ролевом поведении, то могут возникнуть ассоциации с лицедейством, неким сознательным притворством, когда человек надевает на себя маску, чтобы обмануть других людей. Такой тип поведения тоже встречается, например, когда находящиеся на грани развода муж и жена при посторонних разыгрывают роли влюбленных супругов.

Но все же «отыгрывание» ролей в обществе – это не обман, такое поведение определяется законами развития социума, то есть объективно необходимо. И к ролевому поведению человека побуждает не собственная прихоть или корысть, а осознанная необходимость выполнять свои социальные функции и занимать определенное место в системе социальных и межличностных отношений.

Информация для студентов и преподавателей

«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»


Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор

О курсе «Уверенность в написании эссе»

Что говорят мои ученики

«ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».


Джессика Т.
Студент социальных наук

«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Я бы не учился так же хорошо, как в университете, без его замечательного руководства и энтузиазма».


Салли Р.
Бакалавр педагогических наук Студент

«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».


Кристин С.
Молодежная студентка

«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».


Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент

Пройдите курс по написанию эссе

Как показано в

The Economist

Readers Digest

Times Высшее образование

Журнал eLearn

Просмотр сайта


Академическое письмо Навыки

Поиск


Советы по учебе в колледже

Поиск


Тематические учебные пособия

Поиск


Поиск учебных пособий

Лучшие учебные пособия по академическому письму и обучению

Как написать введение, которое поразит вашего учителя

Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.

Как избежать прокрастинации во время учебы

Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.

Как начать эссе (если не знаешь, что написать)

Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.

Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)

Простое руководство по поиску научных источников, необходимых для вашей следующей статьи.

Моя идеальная формула структуры абзаца

Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.

Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.

Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.

Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки

Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.

Как отредактировать эссе, чтобы получить на 13% более высокие оценки

Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%.

Добавить комментарий