Социальная роль врача в российском обществе
В каждодневной работе врача имеют место ситуации, неоднозначные с позиции этики и деонтологии, когда от сотрудника больницы или поликлиники зависит принятие решения, которое должно соответствовать нормам законодательства и, в тоже время, максимально способствовать соблюдению индивидуальных интересов больного человека. Каждый из нас в какой-то момент оказывается в положении пациента, значит, всех нас волнует проблема доверия между обществом и медицинскими работниками как представителями системы охраны здоровья населения страны.
Этой теме и была посвящена состоявшаяся 30 мая в ННГУ им. Н. И. Лобачевского Всероссийская научно-практическая конференция «Социальная роль врача в российском обществе». Организаторами мероприятия выступили ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России и Государственный научный центр Федеральный медицинский биофизический центр имени А. И. Бурназяна ФМБА России совместно с ННГУ им. Лобачевского. В конференции приняли участие представители Министерства здравоохранения и ТФОМС Нижегородской области, руководители медицинских организаций Нижегородской, Владимирской, Кировской, Тверской областей, профессора медицинских вузов Москвы, Саратова, Нижнего Новгорода, представители религиозных организаций.
С приветственным словом к участникам конференции выступил директор ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России Сергей Романов. Он отметил, что вопросы, которые будут подняты на этой конференции, «впервые будут обсуждаться в таком формате с привлечением большого количества специалистов из разных регионов». А проблемы эти животрепещущи. Это и непрерывное медицинское образование, и социологические аспекты медицины, и трансплантация органов и тканей, и органное донорство — «эти темы так же важны, как и медицинские аспекты деятельности врача». Сергей Романов особо отметил взаимодействие ПОМЦ с ННГУ — совместно с Университетом Лобачевского создана кафедра, сотрудники ПОМЦ принимают участие в работе прекрасно оснащенного симуляционного центра, созданного также совместно обоими учреждениями. По словам директора ПОМЦ, «это послужит хорошей базой для подготовки специалистов не только Нижнего Новгорода, но и других регионов», ибо этот центр уникален в Нижегородском регионе. «Он уникален не только самыми современными технологиями, тренажерами и симуляторами, которые там используются, но и тем, что в нем преподают сотрудники ПОМЦ, являющиеся практикующими высококвалифицированными врачами, поэтому подготовка специалистов в этом центре ведется на уровне самых высоких стандартов».
Участников конференции приветствовал ректор Университета Лобачевского Евгений Чупрунов. В ходе своего выступления ректор отметил, что университет на данный момент охватывает «практически весь спектр человеческого фундаментального знания о природе, об обществе, о человеке», проводя порядка 100 конференций различного уровня ежегодно. В последние годы университет все больше проводит конференции по новым направлениям. В частности, по словам ректора, «конференция, которую мы проводим сегодня, тоже является для нас новой». «Мы очень этому рады, — сказал Е. Чупрунов, — потому как в течение десяти лет мы вложили много сил в развитие биомедицинского направления», объединив физику, химию, компьютерные и суперкомпьютерные науки, знания врачей и ученых. Кроме того, университет открыл набор абитуриентов обучать по новым медицинским дисциплинам — медицинской кибернетике, медицинской биофизике, медицинской биохимии — «это новый этап в нашем развитии, я уверен, что за этим будущее нашей медицины», отметил Евгений Чупрунов.
Сама работа конференции охватывала самые разнообразные направления. Это, во первых, освещение современных принципов взаимодействия, составляющих системы оказания медицинской помощи населению России в условиях обязательного медицинского страхования. Во-вторых, важное значение в конференции было придано получению руководителями медицинских организаций новых знаний о современном состоянии органного донорства в России и изменениях в законодательстве по данному вопросу, а также формированию понимания социальной значимости, юридической безопасности и гуманности работы донорских баз. В-третьих, это проблематика планирования профессионального развития персонала, в рамках целей и задач, стоящих перед конкретными медицинскими организациями. В-четвертых, изучалась оценка возможностей применения компетенций выпускников института биологии и биомедицины в деятельности медицинских организаций.
Эти вопросы были освещены в докладах, прозвучавших на конференции. Академик Российской академии наук, доктор медицинских и социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования, директор Института социологии и психологии ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России Андрей Решетников в своем докладе «Современные подходы к оценке взаимоотношений между пациентом и врачом, медицинской организацией, страховой медицинской организацией» подверг всестороннему социологическому анализу систему здравоохранения, существующую в современной России. Суть новой системы здравоохранения всецело определяется, по мысли А. Решетникова, теми социальными трансформациями, которые за последние 25 лет прошла современная Россия, и связанными, прежде всего, с возрождением в нашей стране рыночных отношений и социально стратифицированного общества. Естественно, такие изменения не могли не коснуться отечественной медицины. В результате отечественная система здравоохранения приобрела многоукладный характер, в которой, наряду с государственной медицинской системой существует и частная медицина, при безусловном примате, и на это Андрей Решетников остановил особое внимание, конституционного принципа бесплатного здравоохранения.
В свою очередь, доктор медицинских наук, профессор кафедры анестезиологии-реанимации и интенсивной терапии Института последипломного профессионального образования (ИППО) ФМБЦ им. А. И. Бурназяна Виктор Виноградов в докладе «Социальное значение и проблемы развития органного донорства в Российской Федерации» остановился на тех проблемах, которые сопровождают трансплантацию органов и органное донорство в современной России. Прежде всего, в последние годы, не без влияния средств массовой информации, сформировалось устойчивое негативное отношение к проблеме органного донорства, при чем не только среди населения, но и в самом медицинском сообществе, а ведь, по словам В. Виноградова, «нет донорства — н?? ет и трансплантации». В результате вопрос органного донорства в нашей стране законодательно практически никак не отрегулирован, а отечественная трансплантология, которой принадлежит приоритет в разработке многих методик в трансплантации органов, в настоящее время отстает на общемировом фоне.
Проректор по учебной работе ИППО ГНЦ ФМБЦ им. А. И. Бурназяна, главный внештатный специалист ФМБА России по медицинскому и фармацевтическому образованию, к. б.н., доцент Ольга Кузнецова в своем докладе «Непрерывное медицинское образование — новые вызовы и новые возможности в профессиональной подготовке медицинских работников» подчеркнула значимость высококвалифицированного кадрового потенциала для целей, поставленных перед современным здравоохранением.
Профессия врача, с учетом ее социальной значимости, очень требовательная к уровню подготовки специалиста. Вряд ли найдется человек, который всерьез считает, что профессиональное образование заканчивается в медицинском вузе с получением диплома. Медицина — э?? то одна из самых наукоемких отраслей, а медицинская наука является одной из самых быстро развивающихся. На сегодняшний день происходит не только бурное развитие технологий в сфере медицинской науки и смежных с ней дисциплин, но и конвергенция технологий. Будущее медицинской науки за междисциплинарными исследованиями и технологическими разработками.
Роль врача не ограничивается ответственностью за физическое и психическое здоровье отдельного человека. Важно ведь не только какое понимание нашел врач с пациентом и как это отразится на эффективности лечения. Каждый врач в отдельности как часть системы здравоохранения несет на себе колоссальную социальную значимость через его работу по формированию у пациента и его членов семьи взглядов на здоровый образ жизни, на формирование взглядов на саму болезнь, на ее исход. Социальная роль врача и в его работе по профилактике и выявлению социально-значимых заболеваний, участие совместно с органами социальной защиты в помощи социально незащищенным группам населения: одиноким, престарелым, инвалидам, хроническим больным, нуждающимся в уходе. В настоящее время все большее развитие получает паллиативная медицина и персонализированная медицина. И как будет выполняться эта роль всей системой здравоохранения во многом, зависит от уровня подготовленности медицинских кадров!
Конечно, все проблемы, связанные с заявленной тематикой конференции — социальная роль врача в современном российском обществе — невозможно обсудить за один день, выделенный на время проведения мероприятия. Участники конференции выступили с предложением проводить ежегодно конференции подобного плана для обсуждения насущных проблем здравоохранения.
Социальные роли – что это в психологии. Структура и виды
Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Эта гениальная мысль У. Шекспира нашла свое подтверждение в теории ролей, разработанной в XX веке представителями интеракционистского направления в психологии. В настоящее время эта теория играет важную роль в социальной психологии, так как во многом объясняет особенности поведения человека в обществе и возникающие у него проблемы.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Теория ролей в психологии
- 1.1 Роль как функция человека в обществе
- 1.2 Роль как стереотип поведения
- 2 Виды ролей
- 2.1 Социальные роли
- 2.2 Межличностные роли
- 3 Роль и статус
Теория ролей в психологии
Впервые понятие социальной роли как первичной структурной единицы социума было предложено американскими социологами Дж. Мидом и Р. Линтоном в 30-х годах XX века. Позднее к этой идее неоднократно обращались уже представители социальной психологии, и к концу прошлого века она оформилась в довольно стройную теорию, объясняющую процессы взаимодействия человека и общества.
Роль как функция человека в обществе
Львы живут прайдами, волки — стаями, а люди – социальными группами. Это сообщества индивидов, объединенных общей целью и совместной деятельностью, направленной на ее достижение. Любая групповая деятельность требует распределения функций, предполагающих определенный тип поведения, комплекс обязанностей, позицию человека в социуме и т. д.
Вот эти функции с точки зрения психологии и есть социальные роли, которые играют люди, и социум предъявляет жесткие требования к ролевому поведению, так как от него зависит достижение общей цели. В каждой группе таких ролей много, их содержание определяется задачами общегрупповой деятельности. Так, в школьном коллективе есть роли учеников, учителей, директора, завуча, технички, библиотекаря и т. д. Так как человек обычно входит в различные группы, в которых выполняет разные функции, то и роль играет тоже не одну. Речь идет не только о формальных группах. Такие же роли есть и в семье: муж, жена, сын, дочь, мать, отец и т. д.
Принимая новую для себя роль, человек должен в первую очередь осознать ее функциональную составляющую, то есть понять, какой вклад он должен вносить в общую деятельность, что ждет от него сообщество. Без этого невозможно освоение роли. И если в официальных группах функции каждого их члена расписаны в соответствующих документах как должностные обязанности, то в семье этого нет. Поэтому неправильное понимание функционального компонента своей роли или нежелание его понимать приводит к неизбежным конфликтам.
Невыполнение человеком своих ролевых функций не просто вызывает негативную реакцию группы, к человеку могут быть применены социальные санкции: от открытого осуждения до изгнания из социума.
Роль как стереотип поведения
Роль имеет сложную структуру и включает в себя следующие компоненты:
- социальные нормы;
- обязанности, связанные с выполнением групповых функций;
- права человека как члена данной группы;
- стереотипы ролевого поведения.
Стереотипы поведения обеспечивают эффективность выполнения человеком своих ролевых функций, поэтому им придают в теории ролей большое значение. Они включают в себя наиболее рациональные и общепризнанные приемы и формы деятельности и нормы отношения с другими членами группы. Кроме этого, стереотипы поведения делают роль узнаваемой, помогают человеку быстро ориентироваться в социальной среде. Мы с детства знаем, каких действий следует ожидать от врача, продавца, парикмахера, учителя и т. д. И принимая новую роль, человеку проще освоить именно стереотипы поведения, так как он заранее знает, как нужно себя вести в той или иной ситуации.
Две стороны социальной роли – функциональную и поведенческую – можно представить так:
- роль, как функция – предписывает, что нужно делать человеку;
- роль, как набор стереотипов поведения – как это нужно делать.
Социальные роли не только стандартизированы, но и безличны. Конечно, каждый человек – уникальная личность, и его индивидуальность накладывает отпечаток на ролевое поведение, но это не должно выходить за рамки стереотипов. Любая социальная роль включает в себя жестко заданную систему обязанностей, и кто бы эту роль ни играл, набор требований не меняется. Так, продавец может предлагать нам товар с шутками и прибаутками, но он должен при этом выполнять свои функции. А если вместо того, чтобы продавать, он будет нас учить, как нужно одеваться или воспитывать детей, то его по меньшей мере не поймут.
Несколько сложнее обстоит дело со стереотипами ролевого поведения в такой группе, как семья. Стандарты поведения мужа, жены, детей, бабушки, дедушки, отца, матери и т. д. хоть и имеются, но они более расплывчаты, так как основаны на неформальных традициях и обычаях, мировоззренческих принципах и ценностях. На ролевое поведение в семье оказывают влияние и религиозные верования, и эмоциональные отношения. Ребенок усваивает шаблоны такого поведения на примере своей семьи, и в отдельных деталях (а иногда и существенно) они могут отличаться от того, что принято в других семьях.
Это может вызвать сложности в будущем, когда выросшие дети решат завести свои семьи. Так, юноша, воспитанный в семье, где все обязанности по дому возложены исключительно на женщину, будет от своей избранницы ожидать такого же поведения. И, например, просьба девушки помыть посуду или пропылесосить пол может вызвать у него недоумение и даже обиду.
Общаясь с людьми, мы неосознанно ожидаем от них определенного ролевого поведения, равно как и они от нас. Эти ожидания, основанные на сформированных в процессе социализации представлениях, в социальной психологии называются экспектациями. Если экспектации не совпадают из-за различий культур, верований или семейного воспитания, то может возникнуть конфликт. Несовпадение взаимных экспектаций – одна из самых распространенных причин распадения молодых семей.
Виды ролей
Когда речь заходит о ролевом поведении, то обычно говорят о социальных ролях, по привычке так называя все роли, которые человек играет в обществе. Но на самом деле наряду с собственно социальными есть еще межличностные роли. Эти два вида отличаются по многим характеристикам.
Социальные роли
Социальные роли стандартизированы и конвенциальны. Словом «конвенциальный» в психологии обозначают многие социальные явления, которые формируются в процессе взаимодействия людей. «Конвенция» переводится как «соглашение», и конвенциальными могут быть не только роли, но и нормы поведения. Речь, конечно, не идет о прямом соглашении, это только в детской игровой группе ее участники непосредственно договариваются о правилах игры.
Обычно конвенциальные нормы или роли формируются в течение длительного времени, когда идет отбор стереотипов поведения, наиболее удобных и эффективных в групповой деятельности. Эти стандарты закрепляются и поддерживаются не только общественным мнением и социальным контролем, но и официальными документами или законами.
Большинство социальных ролей в современном обществе имеют многовековую историю, но постоянно возникают и новые, еще не до конца оформившиеся. Это связано с появлением новых сфер деятельности, а значит, и функций.
Наряду с просто социальными выделяют еще и социально-демографические роли: муж, жена, отец, мать, сын, дочь, бабушка и т. д. Они в меньшей степени стандартизированы и поддерживаются не только формальными законами, но также обычаями и традициями. Кстати, мужчина и женщина – гендерные роли – тоже относятся к социальным ролям. Их функции и стереотипы поведения в обществе во многом биологически заданы.
Межличностные роли
В отличие от безличных социальных, межличностные роли связаны с индивидуальными особенностями человека и его местом в системе межличностных связей. Регулируются эти роли тоже не формальными законами, а эмоциональными отношениями.
Каждая межличностная роль, по сути, уникальна, но в условиях длительного существования социальных групп происходит процесс их типизации. То есть в общественном сознании формируются некие шаблонные представления о содержании некоторых межличностных ролей. Например, в каждом классе есть «первая красавица», «плохой парень», «шут-остряк», «зубрилка» и т. д. Такие шаблоны близки к понятию «актерское амплуа».
Несмотря на то, что межличностные роли не четкие, они более устойчивы, чем социальные. Ведь социальные роли связаны с функциями, и достаточно человеку изменить свои функции в группе, как поменяется и его роль. Студент, закончив ВУЗ, может стать преподавателем, а дочь с возрастом выйти замуж и принять еще и роль жены, а потом и матери.
Поменять межличностную роль не так просто, потому что она связана с индивидуальностью человека. И именно ее надо менять, если вас не устраивает положение в группе. Но и в этом случае у окружающих еще долго будет сохраняться привычный образ вашего амплуа. Так, «первая красавица» к 10-11 классу может вырасти и стать довольно посредственной девушкой, но отношение к ней в классе сохранится. А записной остряк и шут, долго развлекавший одноклассников, со временем может начать тяготиться своей ролью. Он и рад бы ее изменить, но не получается – всерьез его никто не воспринимает.
Социальные роли, которые играет один индивид, разнообразны, так как человек является членом разных групп. Межличностные роли определяются индивидуальными, личностными качествами, но и они могут быть разными. Так, мужчина, в семье играющий роль тирана-самодура, в компании друзей может быть скромным, робким и даже трусливым «мальчиком на побегушках».
Роль и статус
Роль нужно отличать от статуса. Статус – это положение человека в обществе, в иерархии социальных или межличностных отношений. Статус основывается и на функциях, и на личностных особенностях индивида и определяется качеством выполнения человеком социальных функций, его ценностью, значимостью для общества. Хоть статус и связан с ролевым поведением, но он не определяется ролью – люди, выполняющие одинаковые функции, и значит, играющие одинаковые роли в группе, могут иметь совершенно разный социальный статус.
Если основа социальной роли – функции человека в группе, межличностная роль складывается на основе эмоционально-оценочных отношений, то статус базируется на авторитете, на степени влияния индивида на других людей в группе.
Когда речь заходит о ролевом поведении, то могут возникнуть ассоциации с лицедейством, неким сознательным притворством, когда человек надевает на себя маску, чтобы обмануть других людей. Такой тип поведения тоже встречается, например, когда находящиеся на грани развода муж и жена при посторонних разыгрывают роли влюбленных супругов.
Но все же «отыгрывание» ролей в обществе – это не обман, такое поведение определяется законами развития социума, то есть объективно необходимо. И к ролевому поведению человека побуждает не собственная прихоть или корысть, а осознанная необходимость выполнять свои социальные функции и занимать определенное место в системе социальных и межличностных отношений.
Информация для студентов и преподавателей
«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»
Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор
«ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».
Джессика Т.
Студент социальных наук
«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Я бы не учился так же хорошо, как в университете, без его замечательного руководства и энтузиазма».
Салли Р.
Бакалавр педагогических наук Студент
«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».
Кристин С.
Молодежная студентка
«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».
Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент
Пройти курс написания эссе
Как показано вThe Economist
Readers Digest
Times Высшее образование
Журнал eLearn
Просмотр сайта
Навыки академического письма
Поиск
Советы по обучению в колледже
Поиск
Тематические учебные пособия
Поиск
Поиск для учебных пособий
Лучшие руководства по академическому письму и обучению
Как написать введение, которое поразит вашего учителя
Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.
Как избежать прокрастинации во время учебы
Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.
Как начать эссе (если не знаешь, что написать)
Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.
Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)
Простое руководство по получению тех научных источников, которые вам нужны для вашей следующей статьи.
Моя идеальная формула структуры абзаца
Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.
Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.
Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.
Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки
Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.
Как отредактировать эссе, чтобы получить на 13% более высокие оценки
Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%. Вот как.
Как написать выводы с помощью моего метода заключения 5 Cs
Стильно завершите свое эссе с помощью этого простого и эффективного метода написания выводов.
Оставайтесь на связи
Информация для студентов и преподавателей
«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»
Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор
«ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».
Джессика Т.
Студент социальных наук
«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Я бы не учился так же хорошо, как в университете, без его замечательного руководства и энтузиазма».
Салли Р.
Бакалавр педагогических наук Студент
«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».
Кристин С.
Молодежная студентка
«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».
Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент
Пройдите курс по написанию эссе
Как показано вThe Economist
Readers Digest
Times Высшее образование
Журнал eLearn
Просмотр сайта
Академическое письмо Навыки
Поиск
Советы по учебе в колледже
Поиск
Тематические учебные пособия
Поиск
Поиск учебных пособий
Лучшие учебные пособия по академическому письму и обучению
Как написать введение, которое поразит вашего учителя
Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.
Как избежать прокрастинации во время учебы
Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.
Как начать эссе (если не знаешь, что написать)
Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.
Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)
Простое руководство по поиску научных источников, необходимых для вашей следующей статьи.
Моя идеальная формула структуры абзаца
Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.
Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.
Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.
Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки
Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.
Как отредактировать эссе, чтобы получить на 13% более высокие оценки
Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%.