Рутины: Рутины и прагматики исследования. Расшифровка семинара

Содержание

Полезная рутина

Почти половину жизни мы проживаем на автопилоте благодаря привычкам. Они определяют поведение человека, а значит, и его облик в обществе. Некоторые из них формируются легче, чем другие — но и от плохих, и от хороших одинаково трудно избавиться. Рассказываем, как из осознанных действий рождаются автоматизмы и почему быть под контролем привычки не всегда плохо.

Этой статьей N + 1 продолжает проект «Когда рассеется дым». Он посвящен курильщикам, никотину, этическим, биохимическим и антропологическим аспектам практик курения, а также фундаментальной науке, которая связана с этим явлением, — токсикологии, вопросам открытости данных и многому другому. Проект подготовлен при поддержке компании «Филип Моррис Интернэшнл» в России. Мнение авторов статей может не совпадать с позицией компании.

A hard day’s morning

Если проследить за жизнью человека на протяжении недели, можно заметить, как изо дня в день он повторяет одни и те же действия. Проснувшись, он встает с кровати, распахивает шторы, заправляет постель и, возможно, делает зарядку. Умывается, проверяет сообщения в телефоне и погоду. Если человек любит бег по утрам, то надевает беговые кроссовки, а после пробежки его ждут прохладный душ и горячий завтрак.

Сначала может показаться, что эти действия — результат взвешенных осознанных решений, но спустя несколько дней наблюдений становится заметно, что в поведении человека есть повторяющиеся паттерны. Он всегда раздвигает шторы по утрам, чистит зубы, делая одни и те же движения. И машинально устанавливает комфортную температуру воды в душе. Его тело знает, куда потянуться за полотенцем и в каком порядке удобнее и быстрее одеться. Все это происходит «на автопилоте» и не требует сознательного контроля.

На автомате

Около 40 процентов действий в течение дня мы совершаем автоматически, считают психологи. Привычки рождаются в момент, когда человек повторил осознанное действие столько раз, что отныне способен делать то же самое бесконтрольно.

В результате закрепления даже такие сложные процессы, как занятия спортом, становятся рутиной и не требуют мотивации или усилия воли.

Кроме привычных ежедневных активностей, существуют и другие действия, которые человек совершает незаметно для себя. Мы облизываем губы, потираем ладони, издаем звуки и делаем много других странных вещей, о которых даже не помним. Такие процессы называются автоматизмами. Выделяют также стереотипии — многократно повторяемые одинаковые действия, которые часто наблюдают при психических расстройствах — ОКР, шизофрении и расстройствах аутистического спектра. У здоровых людей стереотипии служат для того, чтобы эмоционально разрядиться или заполнить время. Среди них, например, нервное расхаживание из угла в угол, монотонное покачивание ногой, постукивание пальцами.

Еще одна группа автоматических действий — навыки. Это процессы, которые мы намеренно запускаем и специально развиваем, чтобы повторять действия почти бессознательно — и справляться как можно лучше. Как только навык становится не нужен, человек перестает тренировать его на регулярной основе и может забыть все, чему научился до сих пор. Это подтвердят люди, которые работают не по профессии и быстро забыли навыки, полученные во время учебы. Целенаправленное повторение и возможность сознательно остановиться — это то, что отличает навыки от большинства привычек.

Привычки запускают сигналы, или так называемые триггеры, которые мы ассоциируем с определенным местом, состоянием или временем. В свою очередь, триггеры провоцируют действия, выполнение которых завершается вознаграждением (например, радостью от пробежки в парке).

Поэтому мы ассоциируем привычки с чувством удовольствия и испытываем потребность в их реализации. Несоблюдение привычек, наоборот, сопровождается чувством неудовлетворенности — например, некоторые люди как будто физически ощущают микробов на руках, когда садятся за стол с немытыми руками.

Контроль над удовольствием

Итак, действия, выполняемые по привычке, прочно связаны с получением удовольствия. И в отличие от автоматизмов и стереотипов, ими можно управлять: предсказать появление определенных привычек и даже навязать их. Ученые пользуются этим при разработке экспериментов, а индустрия рекламы — для продвижения товаров и услуг.

Исследователи выяснили, как реклама может влиять на решения людей. Так, например, демонстрация косметики может заставить женщин оценивать себя хуже по сравнению с маркетинговым идеалом, а пропаганда здорового образа жизни — заинтересовать в правильном питании и улучшении собственного здоровья.

Бренды стараются так конструировать рекламную компанию, чтобы связать продукт с определенным ощущением, действием или настроением: например, запах очистителя — с убранной комнатой. Так может формироваться привычка пользоваться продуктами, запах или структура которых дают нам чувство эффективно выполненной работы и удовлетворения. Это же касается и приложений, отслеживающих качество сна или количество тренировок в неделю.

Несмотря на то, что привычки бессознательны, именно они делают человека самим собой. Каждый день в ответ на триггеры срабатывают сотни заученных программ, которые в итоге создают наш облик в обществе.

Мысль о том, что мы не контролируем почти половину собственных решений, может быть пугающей и демотивирующей. Выходит, что человек не полноценный хозяин своей жизни и не способен отказаться от привычной рутины, например бросить курить, пить кофе или перестать есть сладкое без разрешения своего мозга. Однако, если механизм формирования привычек закрепился в эволюции, значит, это давало нашим предкам больше преимуществ для выживания, чем создавало препятствий.

Не будь привычек, мы бы делали все как в первый раз. Нам приходилось бы вспоминать, как открывать бутылку с водой или заново учиться выражать одобрение или недовольство. Простейшие действия, не говоря уже о сложных процессах, стоили бы нам недюжинного умственного напряжения и времени.

Еще одно преимущество привычек — они заставляют нас действовать даже при отсутствии мотивации, например, выходить на пробежку или на работу. Привычки, закрепленные в одних условиях, могут распространяться на другие ситуации: если человек привык ездить на работу на велосипеде, есть вероятность, что он выберет велосипед, чтобы поехать в магазин или в гости.

Хорошо = плохо

Этот механизм работает одинаково и для хороших привычек, и для плохих. Мозг в целом не разделяет привычки по такому критерию. Главное для него — в конце концов получить вознаграждение. Поэтому если привычка негативно сказывается на качестве жизни, побороть ее очень сложно, даже если человек обладает мотивацией.

В некоторых случаях привычки начинают бесконтрольно инициироваться без триггера и превращаются в зависимости. Зависимости можно условно разделить на химические, то есть зависящие от наличия какого-либо химического соединения (вспомним про лекарственные зависимости), и на психологические. К психологическим эксперты, например, относят зависимость от интернета или от одобрения окружающих, а в последнее время начали выделять маниакальное соблюдение здорового образа жизни.

Со временем зависимости начинают занимать серьезную часть жизни человека. В большинстве случаев их невероятно сложно побороть, а негативные последствия очевидны для окружающих и порой могут трагическим образом влиять на жизнь человека.

Более того, отсутствие возможности удовлетворить зависимость может вызывать раздражение. Человеку, который находится под контролем зависимости, может понадобиться помощь. Многочисленные общества взаимопомощи — добровольные бесплатные объединения, где участники делятся своим опытом — тому подтверждение.

Формирование привычек

Привычки формируются в связке с триггером, временем и местом и развиваются из акта осознанного поведения. Можно представить ситуацию: человек, который следит за собственным питанием, приезжает в гости к бабушке. Здесь ее привычка досыта накормить гостя сталкивается с его принципами.

Сначала мозг сопротивляется, ведь бабушкина стряпня и объемы блюд противоречат убеждениям и принципам здорового питания. Но затем, чтобы сделать бабушке приятное, человек сознательно принимает решение съесть то, что она приготовила. В конце его ждет двойное вознаграждение: счастливая родственница и благодарные вкусовые рецепторы. Для инициации привычки все есть — место, ассоциация с человеком, чувство голода и подходящее время — обеденный перерыв.

За инициацией наступает стадия поддержания. В следующий раз ситуация повторится, а спустя несколько таких визитов к бабушке контроль уступает место привычке, а именно: в этом конкретном месте с этим человеком отступать от принципов здорового питания.

В конце концов, человек специально ездит к бабушке за вкусной едой, а вид и запахи знакомой кухни служат триггером.

На принцип формирования привычки можно посмотреть и иначе. Например, с точки зрения бихевиоризма и оперантного научения. Некоторое поведение закрепляется с помощью поощрений или наказаний, и через определенное количество повторений — для каждой привычки оно будет своим — у человека вырабатывается условный рефлекс на появление триггера, так называемый динамический стереотип. С таких позиций можно рассматривать обучение в школе. В последнее время для обучения используют геймификацию — представление неигровых процессов в виде игры, которое помогает сделать формирование привычек более интересным и эффективным процессом.

Как ни посмотри, основа всего — сложная работа, происходящая в головном мозге. Формирование привычек — это комплексный и динамический процесс, в котором участвуют нейромедиаторы и разные области мозга, образуются и укрепляются нейронные связи. В частности, изменения в нейронной активности происходят в базальных ядрах.

Искоренение старых привычек — процесс перестраивания существующих контактов между нейронами. Это одна из причин, почему привычки так сложно менять.

Как показывают эксперименты, однажды усвоенный паттерн остается в мозгу навсегда. И в определенных условиях нейроны, связанные с забытой привычкой, вновь могут стать активными. Поэтому старые привычки с трудом забываются.

Против стресса и ради чувства принадлежности

Привычки закрепляются благодаря положительным эмоциям, которые мы с ними ассоциируем. Поэтому некоторые из них помогают нам справляться со стрессом. Частные примеры — заедание стресса, шоппинг или видеоигры. Сладкая и калорийная еда расценивается организмом как источник энергии на борьбу со стрессом. Поход по магазинам и видеоигры — виды деятельности, которые отвлекают внимание от стресса и не дают на нем сфокусироваться, создают ощущение контроля над ситуацией.

Однако когда стресс становится хроническим, отвлекающие привычки становятся способом сбежать от реальности. Из метода борьбы со стрессом превращаются в аддиктивное поведение. Человек попадает в мир собственных фантазий, который кажется ему более важным, чем реальность. И с этой проблемой он зачастую не в состоянии справиться самостоятельно.

Кроме того, значение играет социальный аспект. Например, если человек считает себя интеллектуалом, ему будет приятно читать книги. Если ему кажется, что он занимает высокое положение в обществе, он будет подтверждать свое место в иерархии дорогими покупками. Со временем эти действия закрепятся как привычки. Если в среде подростков хорошая учеба не очень ценится, привычка делать домашнее задание рассматривается как негативная и не формируется. Таким образом, привычки помогают нам коммуницировать с окружением, косвенно заявляя о нашей принадлежности к определенной социальной группе.

Привычки, которые являются общими для социальной группы и воспитываются, могут быть представлены как некие ритуалы. Это, например, манеры поведения, правила хорошего тона, празднования по определенным поводам, вопросы и комментарии, которые считаются уместными и неуместными и так далее. Ритуалы могут быть общими для групп или уникальными для какого-то места.

Слово «ритуал» порой употребляется и в ином значении: характеристика или механика привычки, которая играет почти настолько же важную роль, как и долгожданное вознаграждение. Отмечается, что бывшие курильщики все время стараются занять руки и рот — например, калорийной едой и сладостями. На это в «Форсаже-5» обращает внимание Жизель (Галь Гадот) в диалоге с Ханом (Сон Ган), который во время разговора ест чипсы и вообще редко появляется в фильме с пустым ртом. «Ешь много чипсов. Пачки по две в день выкуривал», — предполагает она.

К похожему выводу пришли компании, разрабатывающие альтернативы традиционным сигаретам: годы исследований и множество прототипов спустя стало понятно, что мало просто предложить человеку способ доставки никотина. Важно сохранить ритуальность процесса: форму продукта, необходимость затяжек и наличие видимого «пара» — аэрозоля (основой которого являются вода и глицерин), а также иные вкусовые и сенсорные характеристики. О том, как потребители табака получают удовольствие от процесса и что об этом думают ученые, мы рассказывали в материале «Антропология курения».

Жизнь по привычке

Итак, у всех привычек есть общие черты: они запускаются триггером, закрепляются повторением, а следованием им предполагает вознаграждение. Часто привычки привязаны к определенным времени и месту. Это можно рассмотреть на примере нескольких привычек: пить кофе с утра, курить во время обеденного перерыва и бегать перед сном.

Триггером к употреблению кофе может быть что угодно: время на часах, вид кухни или кружка, из которой человек всегда пьет кофе, недосып. Или, например, человек может ощутить желание закурить, если увидит проходящего мимо коллегу, с которым обычно обменивается новостями за сигаретой. При этом совсем не обязательно, чтобы коллега в этот момент курил.

Пробежка тоже часто ассоциируется с определенным временем. Возвращение с работы домой или кроссовки у двери могут служить сигналом к тому, что нужно надевать спортивную форму. Уведомление, отправленное приложением, тоже может стать триггером, если у человека выработана привычка готовиться к пробежке после того, как смартфон напомнит ему об этом, — или если уведомление приходит в одно и то же время каждый день.

Следом идет фаза выполнения так называемой рутины, после которой человек получает долгожданное вознаграждение. Получение удовольствия включает биохимические процессы и подкрепление социальными взаимодействиями. С точки зрения биологии, поступление в организм кофеина или никотина сопровождается высвобождением дофамина и, как следствие, улучшением настроения. Такое положительное вознаграждение и порождает желание употреблять никотин и кофе вновь. Кстати, зависимости от сахара и кофеина действительно существуют, последнюю редакторы N + 1 проверяли на себе.

И снова важную роль играет и социальный аспект: люди часто курят и пьют кофе не в одиночестве, а в компании друзей или знакомых. За сигаретой или чашкой кофе обсуждают новости с друзьями. Время, проведенное за приятной беседой, мозг точно так же считает вознаграждением.

Для людей, которые бегают и, как правило, отслеживают свои показатели, наградой является прогресс в преодолеваемых расстояниях. К тому же это может быть ощущение чувства физической силы, улучшения здоровья или повышения привлекательности в глазах окружающих.

Самая первая чашка утреннего кофе, первая сигарета, выкуренная с коллегами, первая пробежка в жизни человека — это результат осознанного выбора. После получения первого вознаграждения, человеку хочется повторить чувство удовольствия, поэтому он возвращается к этим процессам снова и снова. Так в конце концов они превращаются в привычки.

Без привычки нет жизни

Постепенно привычки становятся все большей частью жизни человека, и он начинает ассоциировать себя с ними. Он может продолжить развивать их и пройти курсы бариста или начать готовиться к марафону. Привычки обрастают ритуалами, помогают найти единомышленников и расслабиться. Они становятся важным элементом каждого дня и приносят все больше удовольствия.

Без следования привычкам человек чувствует себя некомфортно. Например, ему кажется, что без пробежки не получается сбросить накопленную за день усталость, без кофе невозможно проснуться, а без сигареты — успокоиться. Длительное отсутствие привычки вызывает дискомфорт и желание снова почувствовать связанное с ними удовольствие — настолько прочно они укореняются в жизни человека.

Но несмотря на огромный контроль над волей и мотивацией, привычки все же можно менять. Для этого необходимо правильно определить триггер и вознаграждение. Новую привычку проще формировать так, чтобы триггер и вознаграждение оставались те же самые, а вот рутина была бы другой. Это сложный процесс, требующий времени. Но знание, из каких частей собираются привычки и что они, а не ваша воля, управляют вашей жизнью — это уже большой шаг, чтобы их побороть.

***

Через пару недель мы вернемся к теме привычек и расскажем, как эти механизмы работают у животных. В конце концов немало исследований человеческих привычек проводились сначала на них. Мы расскажем, есть ли зависимости у животных в человеческом понимании, почему те привычки, что у них есть, не бывают вредными и корректно ли проводить на животных исследования человеческого поведения.

Данная статья не является рекламной и преследует социально значимые цели предупреждения потенциальных потребителей табачных изделий о вреде, наносимом потреблением табака, и просвещения населения и информирования его о вреде потребления табака и вредном воздействии табачного дыма на окружающих.

Позитивные рутины. Как извлечь пользу из стремления аутичных детей к постоянству?

Многим людям с РАС свойственно стремление к однообразию и постоянству. Находясь в мире, где часто все происходит неожиданно и непредсказуемо, где все меняется и где ребенок мало что может контролировать, он создает рутины – последовательность действий, которые всегда происходят одинаково и в одном и том же порядке. Рутины помогают ребенку контролировать ситуацию, чувствовать себя менее тревожно, оставаться в понятной и предсказуемой среде.

К сожалению, мы часто сталкиваемся с рутинами / ритуалами, которые усложняют жизнь ребенка и семьи или мешают ребенку учиться новому: например, стремление всегда перемещаться по городу одним и тем же маршрутом, проигрывать один и тот же сценарий во время игры, заходить в один и тот же магазин и там каждый раз покупать что-то определенное, задавать один и тот же вопрос, чтобы получить один и тот же ответ, слушать одну и ту же сказку – и только если ее читает мама. Любое отклонение от сценария, как правило, вызывает сильную тревогу и нежелательное поведение ребенка.

Для того чтобы помочь ребенку лучше ориентироваться в происходящем, чтобы учить его гибкости и тому, что изменения – это не страшно, критически важно использовать стратегии визуальной поддержки – расписания, с помощью которых мы можем предупреждать ребенка об изменениях, планировать эти изменения, сообщать ребенку о том, что ожидает его в течение дня. Кроме этого, мы можем способствовать формированию позитивных рутин в жизни ребенка. Вместе эти методы позволяют значительно снизить уровень тревожности ребенка и научить его полезным навыкам.

В отличие от расписания, элементы которого должны меняться, потому что меняется все вокруг нас, рутина – это последовательность действий, которые каждый раз выполняются одинаково. Если проанализировать свой день, каждый, наверное, найдет в нем две-три рутины. Например, утренняя рутина: сделать зарядку – выпить кофе – проверить почту – принять душ – собраться на работу. Или вечерняя: принять ванну – надеть пижаму – залезть с книжкой в кровать. Или на работе: включить компьютер – поприветствовать приятеля – сделать комплимент коллеге – налить чай – сесть за компьютер. Все эти рутины помогают нам контролировать среду, ощущать, что все идет как обычно (предсказуемо, в порядке), настраиваться на определенные процессы. И если, например, наша утренняя рутина нарушилась – сломалась кофеварка, отключили интернет, обнаружилось пятно на только что отглаженной рубашке, – мы начинаем беспокоиться, тревожиться, переживать не самые приятные эмоции. Поэтому «островки безопасности» нужны каждому. Но чтобы у ребенка сформировались именно позитивные рутины, нужна помощь взрослого.

Если ребенок испытывает трудности со сном, подумайте о такой важной рутине, как процесс засыпания. Он может выглядеть так: выключить планшет – принять ванну – съесть легкий перекус – поиграть с мамой или папой в конструктор – после фразы «пора спать» лечь в свою кровать. Это ситуация, в которой ребенок и его семья могут ежедневно выполнять действия одинаково и в одной и той же последовательности. Благодаря такой рутине ребенок быстрее начнет понимать, чего от него ждут, будет меньше беспокоиться и в итоге проявлять меньше нежелательного поведения. Это позволит всей семье находиться в комфортном состоянии и тратить меньше энергии на укладывание ребенка спать.

Рутины можно формировать не только дома, но и в детском саду. Например, во многих садах есть такая активность, как утренний круг: дети приходят, рассаживаются, приветствуют друг друга и педагогов, отмечают, кто пришел, а кого нет, выставляют на специальном стенде число, день недели, погоду, поют короткую песенку или делают разминку, после чего желают друг другу хорошего дня и идут проверять свои расписания. Утренний круг и некоторая последовательность действий внутри этой активности – тоже рутина, которая помогает обеспечить предсказуемость, настроить ребенка на то, что будет происходить в саду дальше.

Итак, если мы наблюдаем у ребенка с аутизмом стремление к однообразию и постоянству, лучшее, что мы можем сделать, – это предотвратить формирование нефункциональных рутин и помочь сформировать позитивные. И в том, и в другом случае хорошим подспорьем будут визуальная поддержка, расписания, алгоритмы, а также настойчивость и последовательность педагогов / помогающих взрослых.

Поведение, противоречащее общепринятым нормам, например, самоагрессия, агрессия, порча имущества и т. д. Проявления нежелательного поведения могут существенно ограничивать социальную активность человека и его семьи, стать причиной стрессов и конфликтных ситуаций. Основной постулат поведенческого анализа – любое поведение имеет причину, большинство из которых обусловлены окружением, средой, в которой человек живет. Это означает, что любое поведение можно изменить, если понять его причину и способствовать развитию замещающего, социально приемлемого поведения.

перейти в глоссарий

рутинных вакцин | Travellers’ Health

Что такое «обычные вакцины»?

Обычные вакцины рекомендуются для всех в Соединенных Штатах, в зависимости от возраста и истории вакцинации. Большинство людей думают о них как о детских вакцинах, которые вы получаете перед поступлением в школу, но существуют также обычные вакцины для подростков и взрослых.

Почему плановые вакцины важны для путешественников?

Поскольку большинство детей в США регулярно прививаются, многие болезни, которые можно предотвратить с помощью вакцин, такие как корь, эпидемический паротит или ветряная оспа, не распространены в Соединенных Штатах. Если вы не вакцинированы, международные поездки увеличивают ваши шансы заболеть и распространить болезни, которые не распространены в Соединенных Штатах. В популярных направлениях, включая Европу, по-прежнему отмечаются вспышки кори и других болезней, которые можно предотвратить с помощью вакцин.

Убедитесь, что вы в курсе всех ваших плановых вакцин. Плановые прививки защитят вас от инфекционных заболеваний, таких как корь, которые могут быстро распространяться в группах непривитых людей. Многие заболевания, предотвращаемые плановой вакцинацией, не распространены в Соединенных Штатах, но все еще распространены в других странах.

Проверьте целевые страницы CDC для получения информации о состоянии здоровья в путешествии. Посетите веб-страницу CDC для вашего пункта назначения, чтобы узнать, какие вакцины или лекарства вам могут понадобиться, а также какие заболевания или риски для здоровья вызывают беспокойство в вашем пункте назначения.

Запишитесь на прием к своему поставщику медицинских услуг или специалисту по охране здоровья в поездке не менее чем за один месяц до вашего отъезда. Они могут помочь вам получить вакцины, лекарства и информацию для конкретного места назначения. Обсуждение ваших проблем со здоровьем, маршрута и запланированных мероприятий с вашим врачом позволит ему дать более конкретные советы и рекомендации.

Какие плановые вакцины мне нужны?

Список плановых прививок, которые вам необходимо сделать перед поездкой, может зависеть от вашего возраста, состояния здоровья и истории вакцинации. Перед поездкой вам может потребоваться ускоренная доза вакцины или бустерная доза.

Плановые прививки, связанные с поездками, могут включать следующее:

  • COVID-19
  • Ветряная оспа (ветряная оспа)
  • Гепатит А
  • Гепатит В
  • Вирус папилломы человека (ВПЧ)
  • Грипп
  • Корь, эпидемический паротит, краснуха
  • Менингококковая
  • Пневмококковая
  • Полиомиелит
  • Ротавирус
  • Столбняк, дифтерия, коклюш
  • Черепица (Зостер)

Ниже приведены графики прививок CDC по возрастным группам:

  • Рекомендуемые прививки или младенцы и дети (от рождения до 6 лет)
  • Рекомендуемые прививки для детей (7-18 лет)
  • Рекомендуемый график прививок для взрослых в возрасте 19 летлет и старше

Дополнительная информация

  • График прививок
  • Туристические вакцины

 

Набор инструментов PZ’s Thinking Routines | Project Zero

Добро пожаловать в набор инструментов для рутинного мышления Project Zero.

В этом наборе инструментов представлены алгоритмы мышления, разработанные в ходе ряда исследовательских проектов в PZ. Процедура мышления — это набор вопросов или краткая последовательность шагов, используемых для формирования и поддержки мышления учащихся. Исследователи PZ разработали алгоритмы мышления, чтобы углубить мышление учащихся и помочь сделать это мышление «видимым». Процедуры мышления помогают раскрыть мысли учащихся учителю, а также помогают самим учащимся замечать и называть определенные «мыслительные ходы», делая эти ходы более доступными и полезными для них в других контекстах. Если вы новичок в программах мышления и исследованиях PZ, нажмите здесь, чтобы узнать больше о программах мышления. Чтобы ознакомиться с советами по эффективному использованию мыслительных рутин, нажмите здесь. Для обзора категорий мышления нажмите здесь. Алфавитный список мыслительных процедур можно найти здесь.

Большое количество работ PZ посвящено развитию мышления, концепции мышления и множеству способов использования рутин для поддержки обучения и мышления учащихся в разных возрастных группах, дисциплинах, идеалах, компетенциях и группах населения.

Мыслительные процедуры возникли в рамках исследовательской инициативы PZ Visible Thinking. С годами исследователи усовершенствовали и расширили исходные процедуры, а в новых проектах были разработаны новые процедуры. Некоторые из более крупных исследовательских проектов PZ, направленных на улучшение мышления, включают

  • Искусное мышление,
  • Культуры мышления,
  • Агентство от Design,
  • PZ Connect и ресурсы для визуального мышления,
  • и междисциплинарные и глобальные исследования.
Чтобы узнать больше о программах мышления PZ и их истории, посмотрите это вводное видео.

Справочная информация о Visible Thinking PZ

Более широкую работу Project Zero над Visible Thinking можно определить как гибкий и систематический подход, основанный на исследованиях, для интеграции развития мышления учащихся с изучением контента по предметам. Обширный и легко адаптируемый набор практик, исследование Visible Thinking преследует двойную цель: с одной стороны, С одной стороны, развивать мыслительные способности и наклонности учащихся, а с другой — углублять содержательное обучение. Исследователи PZ, работавшие над первой инициативой Visible Thinking, включая Дэйва Перкинса, Шари Тишман и Рона Ритчхарта, разработали ряд важных продуктов, но наиболее известным более двух десятилетий спустя является набор практик под названием «Мыслительные рутины», которые помогите сделать мышление видимым. Мыслительные процедуры свободно направляют мыслительные процессы учащихся. Это короткие, простые в освоении мини-стратегии, которые расширяют и углубляют мышление учащихся и становятся частью повседневной жизни в классе.

Упражнения для мышления существуют во всех классах. Это шаблоны, по которым учителя и ученики действуют и выполняют работу по обучению и совместной работе в классе. Под рутиной можно понимать любую процедуру, процесс или образец действия, который многократно используется для управления и облегчения достижения конкретных целей или задач. В классах есть распорядок, который служит для управления поведением и взаимодействием учащихся, организации учебной работы и установления правил общения и дискурса. В классах также есть процедуры, которые структурируют то, как учащиеся проходят процесс обучения. Эти процедуры обучения могут быть простыми структурами, такими как чтение текста и ответы на вопросы в конце главы, или они могут быть разработаны для стимулирования мышления учащихся, например, спрашивая учащихся, что они знают, что они хотят знать, и что они узнали в рамках единицы обучения.

В исследовании Visible Thinking PZ, как в первоначальном проекте, так и во многих последующих проектах, широко используются процедуры обучения, которые богаты мышлением. Эти подпрограммы представляют собой простые структуры, например, набор вопросов или короткую последовательность шагов, которые можно использовать на разных уровнях обучения и в разных областях содержания. Что делает их рутинными, а не простыми стратегиями, так это то, что они снова и снова используются в классе, так что они становятся частью ткани школьной культуры. Процедуры были разработаны исследователями PZ, чтобы стать одним из обычных способов, которыми студенты занимаются в процессе обучения. Рутины — это модели действий, которые можно интегрировать и использовать в различных контекстах. Педагоги могут даже использовать более одной процедуры при проведении одного урока. Распорядок дня не отнимает время у педагогов; вместо этого они улучшают обучение в классе.

Процедуры мышления, включенные в этот набор инструментов, организованы четырьмя способами:

  • в виде небольшого набора « основных процедур », предназначенных для различных типов мышления, с которыми легко начать работу и которые обычно используются учителями в многие дисциплины и с учащимися многих возрастов,
  • тем, как преподаватели используют распорядок во время учебного блока, аналогичный схеме, используемой Ritchhart, Church and Morrison (2011) ( Введение и изучение идей , Углубление идей , Синтез идей ),
  • по предметной области или теме, для изучения которой были разработаны подпрограммы ( Объекты и системы , Искусство и объекты ), и,
  • кстати, преподаватели используют процедуры для концептуального исследования ( Возможности и аналогии , Принятие точки зрения и Перспективы, противоречия и дилеммы ).

В наборе инструментов процедуры мышления разделены на категории, описывающие типы мышления, которым помогают эти процедуры. Некоторые подпрограммы представлены более чем в одной категории, а некоторые подпрограммы имеют разные версии, которые предлагают модификации для определенных возрастных групп или более конкретные концептуальные задачи. При нажатии на процедуру в панели инструментов открывается отдельная страница со ссылками на загружаемый PDF-файл процедуры. Все подпрограммы используют общий шаблон PZ, описывающий цель подпрограммы, предлагая потенциальные приложения для подпрограммы и часто предоставляя предложения по ее использованию и советы по началу работы. Исследовательский проект PZ, ответственный за разработку процедуры, указан внизу каждой страницы вместе с информацией об авторских правах и лицензировании, а также указаниями о том, как ссылаться на программу. Мы приглашаем и поощряем педагогов делиться своим опытом использования упражнений! Каждая процедура имеет #хэштег, указанный чуть выше справочной информации. Заходи и начинай!

×

Советы по эффективному использованию алгоритмов мышления

  • Процедуры мышления предназначены для поддержки определенных видов мышления, поэтому важно выбрать правильный инструмент для развития или развития определенного типа мыслительных навыков.
  • Мыслительные процедуры также предназначены для рутинного использования. Точно так же, как физические упражнения необходимо повторять для развития определенных мышц, повторяющиеся мыслительные процедуры помогают учащимся развивать определенные виды мышления. Вместо того, чтобы использовать разные алгоритмы мышления для каждого артефакта, рассмотрите возможность использования одного и того же алгоритма мышления (например, «Видеть, думать, удивляться») для нескольких артефактов.
  • При использовании упражнений на мышление подумайте, как вы (или учащиеся) будете документировать идеи и вопросы учащихся. Постарайтесь вернуться к этим идеям и вопросам в конце учебного опыта и на последующих занятиях, чтобы вы и учащиеся могли видеть, как развиваются их мышление и понимание.
×

Обзор типов мышления Категории

Основные процедуры мышления
Простые процедуры, которые применимы к различным дисциплинам, темам и возрастным группам и могут использоваться на нескольких этапах обучения или единицы обучения. (Хорошее место для начала, если вы или ваши ученики плохо знакомы с распорядком мышления.)

Представление и изучение идей
Упражнения, которые помогают учащимся сформулировать свои мысли в начале учебного опыта и пробуждают любопытство и интерес учащихся, мотивируя их на дальнейшие исследования.

Углубление в идеи
Упражнения, помогающие учащимся глубже понять темы или события, предлагая им анализировать, оценивать, находить сложности и устанавливать связи.

Синтез и организация идей
Упражнения, которые помогают учащимся найти связность, сделать выводы и выделить суть тем или событий.

Исследование объектов и систем
Упражнения, которые побуждают учащихся исследовать повседневные объекты и системы, оценивать особенности их конструкции и исследовать их сложность.

Принятие точки зрения
Упражнения, которые развивают у учащихся способность смотреть за пределы своей точки зрения и учитывать опыт, мысли и чувства других.

Рассмотрение разногласий, дилемм и точек зрения
Упражнения, которые способствуют склонности учащихся искать и исследовать различия и противоречия между различными аспектами сложных вопросов.

Создание возможностей и аналогий
Упражнения, помогающие учащимся формулировать вопросы, рассматривать альтернативы и проводить сравнения.

Изучение произведений искусства, изображений и предметов
Упражнения, которые помогают учащимся развивать ключевые навыки наблюдения, интерпретации и постановки вопросов посредством взаимодействия с искусством и предметами.

×

Типы мышления Категории

Основные процессы мышления Представление и изучение идей Копаем глубже в идеи Синтез и организация идей Исследование объектов и систем Перспектива Рассмотрение противоречий, дилемм и перспектив Создание возможностей и аналогий Изучение искусства, изображений и объектов Глобальное мышление

по предмету преподавания. ..искусство, фотография, кино, театр, гражданское право, текущие события, правительственные коммуникации, публичные выступления, дебаты, общественная работа, исследование действий, адвокация, дизайн, инженерия, архитектура, история, журналистика, фотожурналистика, грамотность, литература, чтение, письмо, математика, музыка, наука, технология, мышление, склонность или компетентность… ПониманиеНаблюдение и описаниеЧувствительность к дизайну объектов или системИзучение точек зренияРассужденияСравнение и установление связейВыявление сложностиЗадание и исследованиеНавыки: Память и ведение заметокПередача содержания и навыковУчастиеСправедливостьРаспознавание точек зренияИстиныКреативностьСообщение идейИзучение сложностипо проектам…Агентство by DesignArtful ThinkingVisible ThinkingCultures of ThinkingID GlobalИзучение сложности — PZ ConnectГлобальное мышление — PZ ConnectПути к пониманию — PZ ConnectPortable Knowledge — PZ Connect Круг точек зрения

Заявление, поддержка, вопрос

Точки компаса

Соединить, расширить, бросить вызов

Раньше я думал. .. Теперь я думаю…

Видеть, думать, удивляться

Думай, соединяй, делись

Думай, решай, исследуй

Что заставляет тебя так говорить?

Углубляясь в идеи

Красота и правда

Круг точек зрения

Заявление, поддержка, вопрос

Творческая охота

Творческий вопрос начинается

Творческие вопросы

Факты или вымысел

Горячие точки

Слои

Опции Diamond

Опции Explosion

Снаружи Внутри

Части, Люди, Взаимодействия

Очистите фрукт

Проекция через расстояние

Проекция через время

Красный свет, желтый свет

Блокнот репортера

См. Подумай обо мне, мы

Загляни внутрь

Возьми Стенд

Думать, чувствовать, заботиться

Перетягивание каната

Перетягивание каната

Раскрытие историй

Ценности, идентичность, действия

Что может быть

Что делает Вы так говорите?

Кто я?

Представление и изучение идей

Мост 3-2-1

Chalk Talk

Компас

Творческий вопрос начинается

Представьте, если. ..

9 0004 Линзы

Название, описание, действие

Снаружи Внутри

Части, Перспективы, Я

Части, Цели, Сложности

Очистить фрукт

См. Подумай, Мы

См., Думай, Удивляйся

Шаг вперед — Шаг вперед — Шаг назад

Игра в объяснение

Думай, решай, исследуй

Прогулка по неделе

Способы усложнения вещей

Исследование объектов и систем

Творческая охота

9 0004 Представьте, если бы…

Части, Люди, Взаимодействия

Части, перспективы, я

Части, цели, сложности

Захват медленной сложности

Думай, чувствуй, заботись

Способы, которыми вещи могут быть сложными

Принятие перспективы

Круг точек зрения

Компас

Создание пространства для обучения

Чувства и варианты

Линзы

Опции Алмаз

Опции Взрыв

Передайте посылку

Проецирование через расстояние

Проецирование через время

То же и разные

такие же разные Подключиться

См. «Думай, что мы»

Ищи, чтобы увидеть

Шагнуть — выйти — шагнуть назад

Загляните внутрь себя

Остановитесь, посмотрите, послушайте

Истории

Заявите о себе

3 Почему

Правда для кого?

Ценности, идентичности, действия

Способы усложнения вещей

Что может быть

Рассмотрение противоречий, дилемм и точек зрения

Круг точек зрения

9000 4 Подходит?

Факты или вымысел

Чувства и варианты

Здесь Сейчас / Там Тогда

Hotspots

Options Diamond

Options Explosion

Одинаковые и разные

См. Feel Think Think Wonder

Шаг вперед — Шаг вперед — Шаг назад

Точки преткновения

900 04 Остановись, посмотри, послушай

Встань на ноги

4 C#039;s

Думай, соединяй, делись

Правда для кого?

Перетягивание каната за правду

Перетягивание каната

Ценности, личности, действия

Кто я?

Создание возможностей и аналогий

3-2-1 Мост

Творческие сравнения

Творческие вопросы начинаются

Творческие вопросы

Проверка цифровых привычек

Чувства и варианты

Алмазные варианты

Опции Взрыв

Правда для кого?

Синтез и организация идей

+1 рутина

Круги действия

Цвет, символ, изображение

Создание пространства для обучения съел

Заголовки

Как еще и почему?

Раньше я думал. .. Теперь я думаю…

Portable Surprise

Возьмите на заметку

The 4 C's

Слово-Фраза-Предложение

Изучение искусства, изображений и Объекты

Начало, Середина, Конец

Цвета, формы, линии

Творческие сравнения

Творческий поиск

Творческие вопросы

Игра на разработку

Заголовки

Раньше я думал… Теперь я думаю…

Линзы

Прослушивание: Десять раз по два

Взгляд: Десять раз по два

Части, цели, сложности

See Wonder Connect x2

See, Think, Wonder

Slow Complexity Capture

Step Inside

The Complexity Scale

The Explanation Game

Think, Puzzle, Explore

Мышление образами

Ценности, личности, действия

Что заставляет вас так говорить?

Глобальное мышление

Красота и правда

Круги действия

Как иначе и почему?

То же Различное Подключиться Взаимодействовать

См.

Добавить комментарий