Самовоспитание что это: что это такое и какие существуют методы?

Содержание

Что такое самовоспитание и самообразование личности, с чего начать самовоспитание?

Что такое самовоспитание? Для человека, в любые времена всегда ценным было то, чего он добивался своими силами, умениями и упорством. Роль самовоспитания в становлении личности имеет первоочередное значение: раскрыть человека для мира в его неповторимом и индивидуальном звучании.

Самовоспитание — что это?

Самовоспитание – это осознанное стремление человека целенаправленно и самостоятельно реализовать свой потенциал, данный от природы. Для полной реализации необходимо глубокое познание себя, совершенствование личных качеств, развитие необходимых навыков, способность к критическому мышлению. Что такое самовоспитание – этот вопрос глубоко исследовали писатели, философы, педагоги, психологи начиная с древней истории.

Психология самовоспитания

Психологи утверждают, что душа человека является движущей силой его развития. Понятие самовоспитание включает в себя несколько составляющих элементов: формирование характера, силы воли, выработка линии поведения. Эрих Фромм – немецкий психоаналитик и философ XX в., в своих высказываниях говорил о главной жизненной задаче человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самым важным плодом усилий является собственная личность. Ведущие мотивы формируют внутренние побудительные импульсы для работы над собой.

В чем проявляется самовоспитание?

Самовоспитание в жизни взрослого человека — своей главной целью преследует глубочайшую работу личности над своим характером и включает в себя:

  • преодоление трудных жизненных обстоятельств и условий – это только закаляет человека;
  • проработка негативных черт характера и выработка позитивных;
  • обучение совладанию и контролю над эмоциями – повышение уровня эмоционального интеллекта;
  • истинное следование своему пути в жизни.

Для чего нужно самовоспитание?

Самовоспитание личности – важный процесс разрешения противоречий и конфликтов, лежащих в основе потребности человека по изменению себя. Познание не всегда приятный процесс, но он нужен по веской причине. Человек признавая свои негативные стороны, сталкивается с неприятными чувствами вины, агрессии, обиды — в этом есть горький, и в тоже время целительный момент. Самовоспитание и совершенствование помогают:

  • стать счастливым самому и окружающим людям;
  • радость преодоления развивает альтруизм, стремление придти на помощь тем, кто нуждается
  • реализовать творческое самовыражение;
  • добиться успеха.

Методы самовоспитания

Что такое эффективное самовоспитание и какие способы самовоспитания существуют? Народная пословица: «Век живи – век учись» хорошо отражает процесс воспитания себя. Человек, ступивший на этот путь – постоянно совершенствуется «через тернии к звездам». Методы, помогающие структурировать деятельность на пути самовоспитания:

  1. Самообязательство: проговаривание перед собой обязательств и следование им, через постоянное напоминание и стремление к выполнению – это приводит к формированию устойчивой привычки.
  2. Эмпатия – сонастройка с чувствами других, «видение» себя на месте другого – помогает воспитанию нравственных качеств. Человек из чувства эмпатии может увидеть себя со стороны, как его воспринимают окружающие люди.
  3. Самоприказ или самопринуждение – воспитывают волю и постепенно недостаток волевых качеств искореняется.
  4. Самонаказание — за несоблюдение правил и обязательств накладывается наказание, которое оговаривается перед принятием на себя обязательств.
  5. Самокритика – внутреннее противоречие побуждает к работе над самосовершенствованием.
  6. Самоубеждение – основано на самооценке. Специалисты рекомендуют проговаривать вслух свои проступки, так привлекается собственное внимание к тому, что необходимо проработать.
  7. Самоанализ (саморефлексия) – включает в себя самоконтроль, ведение дневника, самоотчет.

С чего начать самовоспитание?

Самообразование и самовоспитание личности начинается с раннего детства в процессе воспитания ребенка родителями, через усвоение норм, правил, при оценке деятельности детей взрослыми. Осознанно процесс запускается с подросткового возраста. Человек, не получивший должного внимания и раскрытия своего потенциала в семье, может сам развивать все те качества, которые ему важны.

Путь самовоспитания начинается с маленьких шагов:

  • понимание и осознание необходимости перемен в себе;
  • решимость совершать шаги на пути самоизменения;
  • положительная внутренняя мотивация и вера в успех;
  • постановка (прописывание) целей и задач;
  • выбор средств и методов.

Проблема самовоспитания

Проблема самовоспитания и самосовершенствования с античных времен занимала «светлые умы» мыслителей, философов. Идея самовоспитания проходит через века все – меняется до неузнаваемости, и все же содержит вечные истины. Платон, Сократ, Аристотель – первые труды, в которых можно увидеть ценность самопознания и становление человека как личности в процессе самосовершенствования. Обществу нужны сильные, одаренные люди, воспитавшие в себе высокие нравственные качества. Проблема выражается в том, что человек может выбрать ложные ценности, идеалы и следовать им.

Великие люди, занимавшиеся самовоспитанием

Самовоспитание знаменитых людей отличный пример возможного преодоления тяжелой судьбы, неподходящих условий, плохого здоровья. Они все: писатели, художники, философы, музыканты, руководители предприятий и стран – поставили цель стать успешными, полезными и через самовоспитание многого добились.

  1. Демосфен – древнегреческий оратор. Настойчиво преодолевал сильное косноязычие, слабый от природы голос, навязчивые подергивания плечом. Самовоспитание помогло Демосфену стать великим оратором и выступать в судах, оказывать влияние на политику.
  2. Петр Великий – «царь с мозолями на руках» — любил о себе говорить правитель России. Своим примером самодисциплины и закалки характера в тяжелых условиях подавал пример подданным.
  3. А.П. Чехов – русский писатель, оказавшись в тяжелых условиях после разорения семьи, пришел к выводу, что необходимо воспитать в себе «железную волю к труду».
    Писатель считал, что «лень вперед него родилась» и самовоспитание и развитие творческого потенциала помогло Чехову состояться в писательском деле.
  4. Франклин Рузвельт – президент США. Жесткий распорядок дня с самого детства и стремление к глубоким знаниям – постоянный элемент самовоспитания на протяжении всей жизни.
  5. Альберт Эйнштейн – физик-теоретик. В детстве плохо говорил, с точки зрения учителей отличался тугодумством, медлительностью и отсутствием способности к обучению. Ученый проявлял большое трудолюбие и усердие в дальнейшем. Самостоятельность мышления, развитие таланта – все это плод усилий Эйнштейна в процессе самовоспитания.
  6. А.Невский, Л.Н. Толстой, Л.Бетховен, В Винсент. Гог, Д.Ф.Нэш, Фрида Кало, Мохаммед Али, Стиви Уандер, Митхун Чакраборти, Стивен Хокинг, Нико Вуйчич – далеко неполный список людей, преодолевших тяжести бытия, несовершенность, болезни с помощью самосовершенствования и воспитания себя.

Книги о самовоспитании

Какое значение имеет самовоспитание — об этом можно почитать в трудах знаменитых людей, их автобиографических очерках:

  1. «Воспитание и самовоспитание» В. А. Сухомлинский
  2. «Психология воспитания» Л.М. Зюбин
  3. «Самопознание и самовоспитание характера» Ю.М.Орлов
  4. «Книга о власти над собой» Э.Роббинс
  5. «Законы победителей» Б.Шефер
  6. «Воспитание самовоспитание и деятельно-волевых нравственных черт характера подростков» Н.Ф. Яковлева, М.И. Шилова
  7. «Жизнь без границ» Нико Вуйчич

 

Что такое самовоспитание? (по тексту В.А. Каверина) :: сочинение 9.3. (15.3.) ОГЭ


Самовоспитание – это процесс, который связан с тем, что человек самостоятельно занимается своим становлением личности. Самовоспитание – это сознательная работа над самим собой, которая приносит многочисленные результаты. Человек, который занимается самовоспитанием, знает, чего хочет от жизни. Такой человек старается выработать в себе такие внутренние качества, которые помогут ему добиться поставленных целей.

Проблема самовоспитания поднимается в тексте В.А. Каверина. Однажды рассказчик понял, что хочет стать летчиком. Скрыв это желание от окружающих людей, рассказчик начал готовиться к поступлению к летную школу самостоятельно. Каждый день герой «делал гимнастику по системе Анохина и холодное обтирание по системе Мюллера». Рассказчик отмечает, что каждый день он «делал огромные выписки из полярных путешествий». Он постоянно думал о действиях различных летчиков, «мысленно пролетал» вместе с ними по совершенным ими маршрутам. Рассказчик, понимая, что в дальнейшем ему предстоит иметь тесную связь с самолетом, самостоятельно изучил «Теорию самолетостроения», чтобы понимать, из каких деталей состоит самолет. В.А. Каверин показывает, что стремление рассказчика стать летчиком были не просто мечтой, он действительно делал многое для того, чтобы его желания воплотились в реальную жизнь. Для этого он самостоятельно изучает все, что связано с летным делом, чтобы еще до поступления в летную школу иметь представление о том, с чем ему придется работать. Самовоспитание рассказчика связано и с его физической подготовкой к летному делу, и с его знаниями о летчиках и маршрутах, и с его знаниями о строении самолета.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});


Проблема самовоспитания отражена в повести Е.В. Мурашовой «Класс коррекции». Читатель знакомится с многочисленными образами учеников коррекционного класса. Неофициально в 7 «Е» классе учится Виктория Слуцкая, которую друзья называют Витькой. Судьба девочки действительно трагична. Родители не заботились о ней, учителя не знали, о том, где родители Витьки: они то ли выпивали, то ли находились в тюрьме. Оставшись со своей сестрой, Витька поняла, что она не нужна ей, потому что сестра вышла замуж. Тогда Витька сбежала из дома. Читатели понимают, что обычно происходит с детьми, которые оказались никому не нужными. Однако Витька приходит в школу, причем делает это она не из-за необходимости получить образование, а из искреннего желания получить знания. Витька знает, что такое отсутствие семьи и родительской ласки, поэтому она заботится о сестре Митьки Милке, которую оставила мать. Ни родителям, ни учителям нет дела до жизни Витьки, она самостоятельно развивает себя как личность, отказывается от вредных привычек и встает на правильный жизненный путь.

Только благодаря самовоспитанию девочка стала добрым человеком, который неравнодушно относится как к собственной жизни, так и к жизни близких ей людей.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что самовоспитание – это осознанное, самостоятельное формирование личности. Человек воспитывает в себе такие качества, которые помогут ему в дальнейшей жизни.

С полным текстом В.А. Каверина можно ознакомиться по ссылке.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Кого можно назвать сильным человеком? (по тексту В.А. Осеевой-Хмелевой)
  • Что такое совесть? (по тексту Р. Погодина)
  • Что такое подвиг? (по тексту Б. Кремнева)
  • Что такое сострадание? (по тексту Л. Куклина)

  • Изучите советы и важность самообразования

    Перейти к содержимому

    Фейсбук Твиттер Линкедин Пинтерест YouTube