Сдвиг мотива на цель: Сдвиг мотива на цель (А.Н. Леонтьев)

Что такое личностный смысл? Сдвиг мотива на цель

Смысл цели в контексте мотива. И это означает, что внешне одна и та же цель для нас разная. Четвертая форма осознания мотивов — эмоция. Леонтьев говорит нам про то, что эмоция — индикатор мотива. Цель может быть успешно поставлена и достигнута, а может быть отрицательная эмоция. И это говорит нам о том, что тот, реальный мотив, который стоял за целью, этой целью не достигается. Настоящий мотив этой целью не реализован. И эмоция, говорит Леонтьев, есть индикатор мотива. Это вовсе не означает, что эмоция прямо скажет, какой именно мотив в этой эмоции представлен. Эмоция включает лампочку: отрицательная эмоция — какой-то очень значимый мотив не реализован. А бывает так, что цель не достигнута, а у Пети Сидорова положительная эмоция. Это значит что Петя Сидоров на самом деле не хотел в институт поступать, а хотел куда-то еще.

Леонтьев говорил о том, что эмоция ставит задачу на смысл. Эмоция говорит о том, что нужно подумать и проанализировать, какие именно мотивы выступили основанием для такой эмоции. И не всегда человек может эту задачу решить сходу. И тут, человек может задать себе вопрос, а почему так?

Сдвиг мотива на цель

Сдвиг мотива на цель: когда, например, благодаря любимому преподавателю ученик начинает любить предмет.

У Леонтьева есть разные классификации мотивов. Он разделяет мотивы не только по основанию органические и высшие, а по тому, какой вклад в деятельность несут мотивы. Главный вклад в деятельность несут смыслообразующие мотивы. А есть второстепенные мотивы — мотив-стимул — это мотив, который дополнительно побуждает человека к деятельности.

Допустим, вы любите свою работу и с удовольствием на нее ходите. Но когда вы выбирали два предприятия, вы выбрали то, в котором платят в десять раз больше. И это, конечно, мотив-стимул. Сейчас, может быть выбирают профессию иначе. Для разных людей смыслообразующий мотив может быть тот, где много платят.

Мотив стимул: «Дети, если вы будете посещать все концерты, то потом, в мае будет концерт-загадка, когда вы будете гадать, что за композитор». Смыслообразующий мотив: дети любят музыку.

Петя идет с папой куда угодно, если папа, конечно, проникся музыкой. «Пойду на концерт» — это цель в контексте общения с папой. Но если папа будет спать на концерте — никакого сдвига мотива на цель не произойдет. Мы деятельностью подготавливаем сдвиг мотива на цель для ребенка. И потом, когда папа опять уедет (в случае если папа действительно интересуется музыкой), Петя сам потащит маму на концерт.

«Служебный роман»: Служебный роман стал настоящим в процессе деятельности и то, ради чего он всего добивался, ради повышения по службе, ему фактически уже и не нужно.

Процесс осознания мотива

Когда мотив, не переставая быть мотивом, превращается в мотив-цель. «Осознание мотива» — когда человек вдруг начинает понимать, что его на самом деле мучило и тогда он превращается в мотив-цель.

Например, деревенскую бабушку все время тянуло к искусству. Бабушка особо не смотрела сериалы. Ей это было неинтересно, но ей страшно нравились разные фильмы про художников, композиторов и тд. , репортажи из залов музеев. Все строилось вокруг живописи. Прошло время, дети выросли, муж умер. И она решила кого-то пустить в избу из приезжих художников, на лето. Студент уехал, оставив старые холсты и краски. Бабушка, как могла, начала писать картины. Весной показала художнику свои картины. Художник обалдел. Сделал выставку. И бабуля осознала, что она всю жизнь хотела быть художником. Вот пример превращения мотива-цели.

Это — пример формирования высших человеческих потребностей. Путем сдвига мотива на цель.

По материлам лекций Соколовой Е. Е

Сдвиг мотива на цель (Мотивация. Бонус)

Итак, как было обещано, я заканчиваю серию постов про мотивацию. Я не закрываю эту тему, но эту серию заканчиваю.

Сегодняшний пост – бонусный, он посвящен одному интересному механизму, который объясняет, помимо прочего, и возникновение некоторых зависимостей. Оговорюсь сразу: я не раскрою механизм возникновения любых зависимостей – нет! Но некоторые возникают именно так…

 


 

Давайте разберем типичную ситуацию.

Когда, в каком возрасте человек впервые напивается?

Как правило, это происходит в подростковом возрасте, в хорошей компании.

Для чего он это делает?

В компании людей, составляющих его референтную группу, подросток старается соответствовать требованиям, которые, как он думает, подтвердят его право принадлежать к той группе, принадлежность к которой является для него очень важной. В этом возрасте ведущая деятельность – общение. Помните пост про смыслообразующие мотивы(http://dvdemin.livejournal.com/47695.html)?

Итак, мотивация подростка в данной ситуации никак не выпивка, а – возможность подтвердить свою принадлежность к референтной группе. Выпивка же будет целью. Возможно, целью будет купить бутылку, или вынести ее из дома, или сэкономить на карманных деньгах.

Проходит время. Смыслообразующий мотив может поменяться. Например, теперь наш подросток хочет выделиться, завоевать авторитет (в той же компании; у девушки; среди младших ребят). А выбранное средство все тоже – алкоголь. И вот он хочет «научиться пить» – выпивать больше, чем другие/выпивать залпом бутылку/выпить, стоя на карнизе и т.п. Это его цель.

Потом человек женится, у него появляются семья, заботы, он все реже оказывается в шумной компании. Но у него еще есть друзья. И общение с ними еще очень важно. Как происходит это общение? Либо в кабаке, либо дома, но, опять-таки, за бутылкой. Мотив в этой ситуации – пообщаться/расслабиться/переключиться. Цель – организовать вечер, купить закуску и хорошую выпивку.

Пока все понятно?

 

И вот, если однажды произойдет, так называемый, сдвиг мотива на цель, то смыслообразующим мотивом для человека станет сама выпивка. Он уже не ищет хорошей компании друзей, чтобы выпить – подойдут и случайные знакомые. Или можно выпить и в одиночку. Он уже не ценит общество коллег – для него работа – средство заработать на выпивку. Но, у него еще есть семья, которая в его иерархии ценностей, все же стоит выше.

Однако, проходит время, жене не нравится происходящее. Пусть она еще не уходит, но отношения в семье меняются. И это замечает даже, все реже трезвеющий, муж. И семья перестает занимать то высокое место в его личной иерархии. Человек понимает, что семья – субстанция не постоянная, а бутылка – какой была, такой и останется. И вот, он уже тащит из дома вещи на продажу, чтобы реализовать свой смыслообразующий мотив.

Ну и так далее – не буду углубляться в детали, думаю, механизм понятен.

 

Вообще же, механизм сдвига мотива на цель можно наблюдать и в более позитивных ситуациях. Например, известны случаи, когда друзья приходили в одну спортивную секцию. Причем, инициатором был один из них, а другой шел за компанию. У этого второго смыслообразующим мотивом была дружба, цель – пойти в туже секцию, начать заниматься, например, боксом. И часто бывает так, что этот второй втягивается, ему начинает нравиться. А через какое-то время, выиграв свое второе соревнование, этот парень уже и не помнит, что друг, который его сюда привел, сам давно уже забросил занятия.

Опять – сдвиг мотива на цель. То, что когда-то было только целью, стало смыслообразующим мотивом.

 

Этот механизм, пусть и на интуитивном уровне, известен и менеджерам, и родителям. Они, зная (или верно угадав) смыслообразующий мотив подчиненного или ребенка, ставят перед ним интересные, амбициозные цели, надеясь, что, в процессе их достижения, возникнет и мотивация.

 

А вы встречались с этим явлением – сдвиг мотива на цель? Интересно услышать ваши примеры!

 

Tags: О мотивации

Когда цели в организации меняются: план атаки!

26 июня 2014 г.

|

3 мин чтения

Управление производительностью, наддув

Скачать

Самое замечательное в организационной прозрачности — это эффект прогнозирования, который с ней связан. Когда компас у всех направлен в одном направлении, легче обнаружить сбившегося с пути члена команды или проекта. Жизнь случается, и иногда цели должны измениться, чтобы приспособиться к ним. Хотя эти сдвиги легче заметить в организации, ориентированной на прозрачность, вам все равно нужно иметь план действий.

Что это значит для меня?

Почти любое изменение в организации будет иметь волновой эффект. Неважно, насколько мал или велик этот эффект, о нем нужно сообщить, прежде чем он почувствуется. Допустим, например, что запуск нового продукта откладывается на два месяца. Каждая команда должна быть точно осведомлена о том, что это значит для них, начиная с самого верха и заканчивая спусками по лестнице. Что это означает для отдела маркетинга, дополнительного ИТ-персонала, которого вы наняли, или отдела продаж? Сара Фенсон, эксперт по коммуникациям на рабочем месте и участник Inc.com, сказала:

«Имейте в виду, что количество — это хорошо, но качество и постоянство имеют решающее значение. Большинство генеральных директоров и менеджеров говорят: «Вы не можете сообщить слишком много», но вы можете сообщить слишком много незначительной или неконфиденциальной информации. Вы не можете сообщить слишком много важной, существенной информации».

Недостаточно разослать по всей компании электронное письмо с объявлением о любых изменениях целей, которые испытывает организация. Каждой команде нужен лидер, который сможет точно сказать им, что эта смена означает для них на индивидуальном и командном уровне. Даже если руководство еще не уверено, что означает изменение на индивидуальном уровне, лучше сказать это, чем вообще ничего не говорить.

Работайте вместе, чтобы переопределить цели.

Раздача приказов на марш — это метод лидерства прошлого. Мы обнаружили, что командные решения, учитывающие все точки зрения, являются гораздо лучшим способом постановки актуальных и реалистичных целей, особенно во времена перемен. Когда руководители или лидеры за пределами отдела ставят цели без конкретного понимания, эти цели могут быть полностью вырваны из контекста. Команда гораздо более способна вместе устанавливать и поддерживать ожидания.

Кроме того, этот тип сплоченности обеспечивает ясность. Когда менеджеры ставят цели и задачи, они, как правило, полны жаргона и расплывчатых модных словечек. Итак, ваша компания, которая раньше была полностью сосредоточена на целях продаж, ставит перед собой новую цель — достичь 90%-го рейтинга удовлетворенности клиентов. Ваша команда слышит: «Улучшайте обслуживание клиентов». Хорошо… но как? Эксперт по лидерству Карен Хёрт рассказывает о том, как лучше понимать цели:

«Единственный способ добиться устойчивых результатов — улучшить базовое поведение. Не просите торгового представителя быть более вежливым. Попросите ее открыть дверь покупателю, назвать имя покупателя и обойти прилавок с сумкой. Разговоры о частоте такого поведения принесут больше пользы, чем разговоры о процентах ее опроса клиентов».

Определите, как новые цели будут двигаться вместе.

Организация состоит из множества отдельных частей, которые должны двигаться вместе, чтобы быть оптимально продуктивными. Давайте придерживаться сценария с перенесенной датой запуска. Это может означать, что ваш усиленный отдел продаж будет просто сидеть без дела в течение двух месяцев, в то время как администрация по уши в бумажной работе и переписке. Полная организационная прозрачность приведет менеджеров к очевидному решению: найти достаточно квалифицированных продавцов, которые помогут с администрированием во время задержки.

Роджер Что?

«Понял, что» — это общепринятый военный термин, используемый для обеспечения того, чтобы вся информация была получена и понята. Лидеры, управляющие изменением целей, должны убедиться, что вся организация, вплоть до индивидуального уровня, услышала и точно поняла, что означает для них это изменение, их ожидаемые действия и новые цели. Лучший способ сделать это подтверждение — запросить у людей отзывы об их предполагаемых новых целях и о том, как, по их мнению, эти цели повлияют на цели организации в целом. Будет очень легко определить, кто понимает, а кому нужна дополнительная помощь с новыми задачами.

Неважно, насколько вы организованы, есть вещи, которые просто не поддаются чьему-либо контролю. В лидерстве вам придется иметь дело со своей справедливой долей меняющихся целей. Цель состоит в том, чтобы использовать имеющуюся у вас информацию для прогнозирования, подготовки и решения проблемы.

Хотите узнать, как направлять изменения, а не реагировать на них? Мы можем помочь вам сегодня!

Фото: Olly2 через bigstock

Отслеживание кандидатов стало проще

Самое простое в использовании программное обеспечение ATS, разработанное для поддержки стратегии удаленного найма.

Запланируйте демонстрацию

Читать далее

Повышение квалификации и повышение квалификации: в чем разница?

Подробнее +

Установите цели адаптации сотрудников с помощью четырех элементов

Подробнее +

Что такое кадровое планирование и аналитика?

Подробнее +

Это небольшое изменение мышления может помочь вам достичь любой цели

Вы знаете, как это бывает: вы готовы начать все сначала и ставите перед собой определенную цель в области хорошего самочувствия. Возможно, вы поклялись вставать в 6 утра для ежедневной утренней прогулки, есть полезные салаты на обед или заниматься ночной медитацией перед сном.

Тогда в дело вступает реальная жизнь. Вы откладываете паузу или едите свой обычный бутерброд. И ты чувствуешь себя побежденным.

Я слышал о подобных испытаниях Все. . Время. Я знаю, какое разочарование вы испытываете, когда действительно хотите что-то изменить в своей жизни, но не можете этого добиться.

Прогресс, а не совершенство

Моя работа как тренера Hinge Health заключается в том, чтобы помогать другим внедрять изменения в здоровый образ жизни, устанавливая и достигая целей, которые приближают их к их окончательному видению собственного благополучия. В этой роли я выступаю в качестве партнера по подотчетности и «помощника», помогая им в их работе по формированию и поддержанию здоровых привычек.

Когда наступают моменты разочарования в себе, я всегда говорю своим клиентам следующее: Речь идет о прогрессе, а НЕ о совершенстве. (TBH, если бы было легко создавать и поддерживать новые здоровые привычки, я был бы без работы). привычки. Создание более здорового образа жизни определенно не происходит в одночасье. Отклонение от ваших целей является частью процесса.

На самом деле, лучше свыкнуться с мыслью, что неудачи будут происходить.

Будь то больной ребенок, семья в городе или тяжелая рабочая нагрузка, легко отказаться от здоровой рутины, поскольку приоритеты могут измениться. Также легко впасть в уныние и корить себя за то, что мы не сделали то, что обещали

Но такой образ мышления бесполезен.

Мой удивительный совет, как вернуться на правильный путь

Я дам вам небольшой совет, который я люблю давать: возьмите свою цель, какой бы она ни была, и РАЗРЕЗАЙТЕ ЕЕ ПОПОЛАМ.

Да, верно. Если у вас возникли проблемы с достижением цели, которую вы изначально поставили, разбейте ее дальше.

Старая цель: Допустим, вы планировали четыре раза на этой неделе выполнять упражнения для здоровья шарниров. Этого не произошло (без суда!).

Новая цель: В начале новой недели планируйте использовать приложение Hinge Health два раза вместо четырех.

Идея состоит в том, чтобы сделать вашу цель более крупной, что сделает ее более выполнимой.

Что потом?

Если вы достигли новой цели: Отпразднуйте свою победу, оценив себя или даже выдав небольшую награду. Придерживайтесь этого плана, пока не почувствуете, что готовы добавлять к нему постепенно.

Если вы не достигли новой цели: СНОВА разрежьте ее пополам. Так что теперь вы будете тренироваться раз в неделю, что по-прежнему является шагом в правильном направлении.

Совершенно нормально пересматривать свой план по мере необходимости. В движении к цели так много силы — даже если это микрошаг — потому что это все равно прогресс. Красота в простоте. Открытость к адаптации может изменить правила игры.

Несколько дружеских напоминаний

  • У вас есть возможность перезапустить игру после неудачи.

Добавить комментарий