Сенситивные периоды развития это в психологии: Сенситивные периоды развития

Сенситивные периоды развития

Сенситивный период — это определенный период в жизни индивида, в котором созданы более оптимальные условия для развития  у него некоторых психологических качеств и видов деятельности. Т.е. это период максимальных возможностей для наиболее действенного формирования какого-либо свойства психики. Так, например, сенситивным периодом для развития речи у детей будет возраст от 1,5 до 3 лет.

В основе сенситивного периода лежит преходящее увеличение чувствительности к определенным внешним влияниям. Фактически такой период являет собой временной отрезок более высокой пластичности, функция и структура во время которого показывают свою способность к изменчивости согласно специфике внешних обстоятельств.

Сенситивные периоды развития ребенка

Возрастная сенситивность – это свойственное конкретному возрастному этапу наилучшее сочетание условий для формирования конкретных свойств или процессов психики.

Каждый индивид в любом возрасте, будь-то младенчество или дошкольный возраст, развивается индивидуально. Не существует одинаковых индивидов. Каждый рождается с определенным набором свойств психики, задатков. Степень развитости детей зависит от их восприятия разных типов деятельности.

Понятие «сенситивные периоды развития ребенка» было введено Л. Выготским. Он полагал, что поворотные периоды в развитии детей иногда могут принимать кризисный характер, когда развитие становится стремительным или катастрофическим. В такое время малыш становится особенно восприимчивым к приобретению определенных знаний и навыков. Однако, в это же время, в детском организме протекают трансформации, характеризующиеся ранимостью и повышенной чувствительностью. Такие временные этапы возникают в разный период и характеризуются непродолжительностью. На возникновение этих этапов не могут воздействовать ни педагоги, ни родители, однако при верном подходе можно довольно продуктивно их применять для дальнейшего развития детей.

Сенситивный период – это такой временной отрезок, который характеризуется максимальной чувствительностью и благоприятными условиями для формирования определенной способности или типа деятельности организма. Поэтому, необходимо на определенном этапе возрастного развития уделять большее внимание конкретной области, при этом стараясь развить качественную составляющую способностей детей.

На первом году жизни малыш познает мир, используя для этого слуховые и тактильные ощущения. Именно поэтому в этот период важным становится формирование сенсорной области.

Раннее детство от одного года и до трех лет является сенситивным периодом для развития речевых способностей. Формирование их происходит достаточно быстро: сначала малыш слушает взрослых и как бы накапливает словарный запас, а где-то к возрасту три года речь у малыша начинает приобретать предметный характер. Малыш учится реагировать на слова, произносимые другим человеком, воспринимает настроение людей, пытается выражать чувства и эмоции.

Возраст от полутора до двух с половиной лет характеризуется манипуляциями с мелкими предметами, что говорит о формировании моторики пальчиков и руки, происходит подготовка руки к писанию. Малыш в возрасте с двух с половиной лет и до трех довольно часто разговаривает с собой, что позволяет делать выводы о логике произносимых им фраз, последовательности и непоследовательности речи. Со временем такие монологи ведутся мысленно.

Сенситивный период дошкольного возраста от трех лет и до семи характеризуется тем, что малыш начинает включаться во взрослую жизнь, в виды деятельности. Он начинает понимать силу мысли, которую можно грамотно выразить при помощи речи. В этот период малыши могут сами выбирать темы игр, определять роли. В этом возрасте они оживленно интересуются обозначением звуков буквами при помощи символов.  Особенностью данного  этапа является игра. Ребенок испытывает сильное желание деятельно участвовать в той области деятельности, которая ему еще недоступна и совсем малоизвестна. Вначале образуется режиссерская игра, затем или одновременно с ней или немного позже появляется и ролевая игра. Чуть позднее появляются игры с правилами – сюжетно-ролевые игры, наполненные содержанием. Малыш сам придумывает сюжет и условия. Творческий характер такой игры обуславливается наличием замысла, осуществление которого сопряжено с энергичной работой воображения, с формированием у детей способностей отображения своих впечатлений о мире, который их окружает.

Возраст от восьми и до девяти лет является повторным пиком речевых способностей. Также данный этап является временем стремительного формирования воображения и восприятия культуры.

Сенситивный период – это возможность предельно развить способности детей в конкретном возрасте, при этом обращая внимание на качественность развития способностей: до одного года – слуховые и тактильные ощущения, от года до трех лет – речь, способность выражения ребенком своих мыслей и чувств.

Сенситивный период дошкольного возраста дает основу для развития способностей к взаимодействию с окружающими и общению. Особенностью развития индивида является то, что все новые умения, знания, навыки накладываются на уже изученные, поэтому очень важно вовремя успеть вложить в малыша как можно больше.

В раннем возрасте довольно сложно распознать сенситивные периоды, однако наряду с этим нужно успеть вовремя начать формировать навыки, давшиеся природой. Важным является создание необходимых условий, при которых дети смогут проявить свои способности, не ограничивать деятельность малыша, предоставить возможность свободного творческого проявления. Сенситивные этапы не заканчиваются в 9 лет, они характерны и для подросткового периода, и для юношеского. Но в самом раннем периоде жизни ребенка закладывается базис, который индивид будет использовать в старшем возрасте.

Перечисленные выше периоды обязательно наступают у каждого индивида, но время проявления и длительность этапов довольно индивидуальны.

Выгосткий полагал, что наряду с сенситивными периодами у детей существует три существенных кризисных возрастных момента: в возрасте одного года, трех, семи лет. В такие периоды детям нужно уделять больше внимания со стороны близких. Необходимо понимать, что чем значительнее сфера интересов индивида, тем более гармоничным будет его развитие. И даже учитывая то, что формирование интеллектуальной сферы субъекта происходит в течение взрослой жизни,  в раннем возрасте  это протекает намного естественнее и легче.

Очень важно родителям обратить внимание на основные сенситивные периоды и на начало проявления каждого из них, для того, чтобы своевременно подготовить основу и среду для оптимального удовлетворения потребностей детей на каждом этапе его развития.

Итальянский педагог М. Монтессори выделила основные сенситивные периоды формирования: сенситивные период развития речи происходят от нуля и до 6 лет, сенситивный этап восприятия порядка наступает от нуля и до трех лет, сенситивный этап сенсорного формирования – с полугода и до пяти лет, сенситивный этап восприятия мелких предметов – от полутора лет и до шести с половиной, сенситивный этап формирования действий и движений – от года до четырех лет, сенситивный этап формирования социальных навыков – от двух с половиной до 6 лет.

Сенситивные периоды физического развития

Формирование движений у детей происходит в установленной последовательности. Для того, чтобы выполнить любое движение нужно проявить определенные физические качества, иметь быстроту и ловкость, затратить некоторую силу. Поэтому наряду с развитием главных движений идет и формирование физических качеств. Степень развитости физических качеств обуславливает качество и количество движений, которыми обладает малыш.

Физические качества характеризуются неравномерностью развития в разные периоды жизни детей. В одно время определенные качества формируются одинаково быстро и синхронно, в другое время – качества нарастают с различной силой. Этапы, в которые то или иное качество формируется наиболее сильно, называются сенситивными.

Сенситивные периоды способностей и сенситивный этап формирования физического развития длятся приблизительно от одного года и до четырех лет. Благодаря движениям, которые сопровождаются интенсивной вентиляцией легких детей, происходит насыщение кислородом крови в достаточном количестве для питания им клеток головного мозга, участвующих в формировании функций психики.

Течение данного периода не всегда однородно и характеризуется моментами, когда малыш сосредоточивает внимание на конкретных действиях или движениях. В начале этого сенситивного периода детей интересует только движения, а впоследствии их интересуют более трудные действия, для того, чтобы их выполнить, малышам нужно обладать определенной степенью координации, выразительности и свободы движения.

Ловкость, быстрота, динамическая и статическая сила – физические качества и функционально-двигательные навыки, такие как координационные и ориентационные склонности, дифференциация пространственных характеристик и силовых напряжений, умеренно формируются в  возрасте пяти лет. Также в этот период получают развитие и два главных движения – прыжок и равновесие.

В возрасте шести лет наблюдается умеренный рост в формировании трех качеств, таких как гибкость, выносливость и скоростная сила, двух склонностей, таких как дифференциация пространственных характеристик и ориентационные способности. Более ускоренно происходит развитие следующих немаловажных движений: метание, ходьба, движения ногами и руками.

Сенситивные периоды способностей и рост двух способностей – дифференциации силовых напряжений и координационных способностей обуславливают седьмой год жизни. Также данный этап характеризуется умеренным, ускоренным развитием гибкости и ловкости, умеренным развитием таких основных движений, как бег, ходьба, метание, прыжки, движения ногами и руками.

Сенситивный период дошкольного возраста также характеризуется развитием невербальной памяти, а именно – двигательной, которая играет важную роль в управлении движениями.

Период раннего детства – это возраст, когда происходит формирование потребностей в энергичной двигательной деятельности и запуск механизмов формирования всех способностей детей. Если пропустить данный период, то потом его будет или невозможно или достаточно трудно наверстать. Именно поэтому настолько важна оздоровительная и коррекционная работа по физиологическому воспитанию.

Двигательная детская деятельность в раннем возрасте требует разнообразного подхода, который,  прежде всего, заключается в обучении локальным движениям (движениям частей тела), соединениям движений тела, цельным движениям — перемещениям тела. Локальным движениям и сочетаниям движений можно обучить с помощью развивающих упражнений. Целостные движения – это  прыжки, ходьбы, метание бег.

В процессах научения детей основным движениям следует  целенаправленно влиять на формирование таких физических качеств, как сила, быстрота, ловкость и др. Успешность в освоении важными для жизни умениями и навыками обусловлена от степени развитости физических качеств.

Чувственная, психическая и эмоциональная область формируются в ходе воспитания перечисленных выше физических качеств. Именно поэтому настолько важно физическое воспитание малыша. Физическое воспитание считают первой ступенькой в обучении в целом.

Возраст детей от семи и до десяти лет, вне зависимости от своего морфофункционального вида, характеризуется довольно высоким уровнем сенситивности в влиянию физических нагрузок и самым большим количеством этапов с высочайшим естественным ростом двигательных качеств. А период с десяти лет и до тринадцати характеризуется наименьшим количеством таких этапов.

Сенситивные периоды психического развития

Сенситивные периоды развития человека нужно знать и обязательно учитывать для формирования эффективного общественного влияния на развитие личности. В конкретные фазы жизни дети являются особо чувствительными к определенному педагогическому воздействию и сенситивными к нему.

Сенситивные периоды развития человека – это чувствительный  и особо благоприятный этап становления личности к формированию некоторых функций психики.

Если сенситивный период был потерян, то в последующем соответственные ему качества психики ребенка формируются достаточно трудно и не всегда могут достигнуть совершенства.

Сензитивность необходимо толковать в качестве своевременных и наиболее благоприятных условий для формирования конкретной функции или свойства психики. Обязательно следует учитывать, что сенситивный период формирования определенных функций психики, носит переходящий временный характер. Так, например, раннее детство является сенситивным этапом для формирования речи и если по каким-то причинам он будет упущен, ребенку в дальнейшем будет достаточно трудно разговаривать и выражать свои мысля связно.

Сензитивность имеет зависимость от целого комплекса факторов – от закономерностей формирования человеческого мозга, его предыдущих достижений в психическом развитии. Отсюда следует, что границы переживания сенситивной фазы являются индивидуальными для каждого индивида. Следует также помнить о том, что учет сенситивной фазы должен опираться не только на сложившиеся ранее психические процессы, а в большей степени на те, которые находятся еще в процессах созревания. Эффективный и грамотный подход к обучению активизирует задатки детей, при этом стимулируя их формирование до степени умений, знаний и способностей.

В современной науке остается открытым вопрос установления сенситивных периодов для развития всех функций психики, формирующихся в процессе онтогенеза индивида. Однако, существует несколько общих характеристик таких периодов и они всегда универсальны, т.е. появляются в процессе развития всех субъектов, вне зависимости от национальности и расы, темпов развития, различий, связанных с культурой или геополитикой; они обязательно индивидуальны в тех случаях, когда это касается длительности их течения у конкретного субъекта и времени их появления.

Критические и сенситивные периоды

Способность нервной системы трансформироваться под воздействием внешних факторов имеет переходящий характер. А совпадает она с периодом более усиленного морфофункционального созревания, что может объясняться явлением возрастной чувствительности к влияниям среды, с которым взаимосвязаны сенситивные и критические этапы развития.

Каждый из этапов имеет ряд характерных особенностей, хотя их основой и является временное увеличение чувствительности к определенным внешним воздействиям. Характерные особенности: уровень избирательности к восприятию, временной распорядок, следствия неадекватного осуществления, обратимость исходов.

Изначально такое понятие, как критический период, использовалось в эмбриологии с целью обозначения отрезков времени, которые характеризуются высокой чувствительностью к воздействию факторов, выходящих за пределы физиологических норм.

В период внутриутробного формирования в четко выделенные его этапы каждый орган претерпевает определенные критические фазы дифференциации.

Критическим следует называть такой период, когда организм должен ощущать нормативные влияния, и это будет условием его будущего полноценного развития. Все трансформации, возникающие в ходе критической фазы, характеризуются необратимостью, вследствие этого функция и структура получают законченный вид, который становится не чувствительным к модифицирующим влияниям в позднем возрасте. Критические фазы более характерны для анатомических и морфологических трансформаций в процессе формирования. Так как они сопряжены с конкретной стадией морфологического развития, они могут являть собой хронологическую симметрию развития.

Понятие сенситивный обозначает отрезок времени, характеризующийся некоторым набором стимулов, которые оказывают большее воздействие на формирование функций, чем до или после. Фактически такой период рассматривается как более благоприятный для освоения. Иначе говоря, критический период обозначает действие «сейчас или никогда», а сенситивный — «можно и в другое время, но лучше сейчас».

Сенситивные и критические периоды обуславливают механизм индивидуализации формирования, так как в зависимости от осуществления определенного периода последующие этапы могут получать все более характерный, свойственный только данному субъекту опыт.

В связи с тем, что индивидуальность субъекта на всем этапе онтогенетического развития целостна, то можно сделать вывод, что кризисы обладают системным характером и в качестве невидимой силы «включают» значимые физиологические преобразования.

Сенситивный период развития речи

Сенситивный этап для формирования речи довольно большой по длительности и занимает практически весь период дошкольного детства. Сенситивный период формирования речи длится примерно от нуля и до шести лет. Причем начало данного этапа происходит еще во внутриутробном развитии, когда ребенок сквозь воды начинает воспринимать речь матери и звуки окружающей среды. Именно в это время малыш привыкает к речи, и может, находясь еще в животе у матери, реагировать на интонации и настроения мамы.

Возраст до четырех с половиной месяцев характеризуется тем, что малыш ощущает речь как что-то особенное. Сознание малыша в этом возрасте еще не в состоянии выделить в отдельные образы картины окружающего мира, себя. Все его впечатления об окружающей среде довольно спутаны, однако речь для него становится единственным ярким образом.

Новорожденные дети с момента рождения внимательно относятся к речи, могут замирать или прислушиваться к произносимым словам. Часто можно заметить, как дети смотрят на рот произносящего речь, оборачиваются на звук. По отсутствию реакций на звуки и речь можно судить о наличии у детей проблем со слухом. К сожалению, позиция некоторых взрослых такова, они считают, что маленькие дети ничего не понимают и поэтому пренебрегают общением с ними. Тем самым теряя его сенситивный период.

Малыш старается научиться подражать слышимым звукам. Это время, когда малыш постоянно надувает пузыри из слюней, все выплевывает, что свидетельствует о начале тренировки мышц артикуляционного аппарата.

Далее он начинает самостоятельно располагать выговариваемые им звуки поочередно друг за другом, при этом стараясь выстроить их в разные последовательности и вслушаться в звучание.

Одним из шагов на пути к развитию и становлению речи, характеризующейся осознанностью, является сначала агуканье малыша, а затем произнесение некоторых сочетаний букв. Однако вначале это происходит неосознанно. Малыш только начинает тренировать свой артикуляционный аппарат. Однако наиболее частые слова, которые обращены к нему, он уже научился понимать.

В возрасте приблизительно около года ребенок старается выговорить свое первое слово – это его первое выражение мысли. Однако тут он встречается с ситуацией фрустрации. Он прекрасно представляет, что речь должна что-то означать, но не может воспользоваться таким знанием из-за недостатка слов. Малыш хочет говорить, но еще не время.

Ближе к году дети уже могут употреблять осмысленно более часто произносимые слова. В этом возрасте ребенок наполняет свой пассивный словарь. К двум годам в его словаре будет уже достаточно много слов, тогда как в активном так и останется их небольшое количество. В этом возрасте происходит лавинообразное наполнение словаря детей.

Малыш начинает проявлять свои чувства и выражать желания в возрасте около полутора лет. Данный этап характеризуется тем, что ребенок непосредственно говорит о том, что желает или чего не хочет. Он говорит языком чувств, применяя ориентационную механическую речь. Например, вместо слова «правильно» произносят слово «приятно». Такой метод ориентации является естественным для субъекта. В дальнейшем человеку навязывают в процессе воспитания другой способ ориентации. На этой стадии формирования дети уже в состоянии воспринимать грамматические стандарты языка и способны грамматически правильно сформулировать фразы и предложения. Именно из-за недостатка слов у взрослых создается впечатление о наличии характерного детского языка с определенными нормами грамматики.

Следовательно, можно сделать два существенных вывода. Первый заключается в категорическом запрете для взрослых на так называемое «сюсюканье» с малышом, на придумывание родителями для облегчения общения специального, более простого детского языка. Напротив, в период сенситивности, когда дети более чувствительны к усвоению и восприятию норм языка, речь взрослых должна характеризоваться грамотностью, четкостью и ясностью. На этом этапе дети как никогда более нуждаются в том, чтобы им рассказывали как можно больше историй, включающих в себя разнообразие и богатство слов, грамматических конструкций речи, рассказов, которые являются образцом стиля, больше с ним общались. Второй вывод заключается в принципиальной возможности последующего речевого развития детей в билингвической среде, т.е. тогда, когда у них есть возможность освоения сразу двух языков. Можно быть уверенными в том, что путаницы у детей со словами не произойдет. Они не будут в русских грамматических конструкциях использовать английские слова.

Возраст от двух с половиной лет и до трех характеризуется тем, что ребенок начинает вести монолог с самим собой.   Как было сказано выше, впоследствии монологи делаются внутренними. Судить об особенностях мышления в дальнейшем можно будет лишь косвенно.

Возраст от трех с половиной и до четырех лет характеризуется употреблением ребенком речи осознанно и целенаправленно. Он начинает решать свои возникшие проблемы при помощи речи. Например, может о чем-то попросить. Данный этап обуславливается тем, что малыш начинает осознавать силу своей мысли, которая выражена грамотно и поэтому понятна окружающим. В этот период дети активно интересуются буквами, могут с удовольствием их обводить или складывать из них различные сочетания слов.

Следующий серьезный шаг в развитии речи у малыша проявляется в возрасте от четырех и до четырех с половиной лет – ребенок начинает самопроизвольно писать некоторые слова, фразы, небольшие предложения и маленькие рассказы. Самое удивительное то, что это наступает вне зависимости от того, обучали ли малыша ранее письму или нет.

Возраст приблизительно около пяти лет характеризуется тем, что малыш уже без принуждения, совершенно самостоятельно учится читать – к этому его направляет логичность речевого развития. Так как процесс письма – это своеобразное выражение определенным образом своих размышлений, а процесс чтения предусматривает, кроме различения букв и умений их складывать в слова, еще и разумение мыслей других индивидов, которые находятся за этими словами. А это процесс намного более сложный, чем выражение собственных мыслей.

Из всего вышесказанного следует сделать вывод, что если детей принуждать что-нибудь делать вне границ соответственного сенситивного периода (например, осваивать навыки письма, чтения), то результат, конечно, будет, но гораздо позже, а иногда результата может не быть совсем.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

6.Понятие сензитивных периодов. Сензитивные периоды формирования высших психических функций и свойств личности.

ПЕРИОД СЕНСИТИВНЫЙ (сенситивные периоды развития) — возрастные периоды индивидуального развития, при прохождении коих внутренние структуры организма особенно чувствительны к специфическим влияниям внешнего мира, — периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению некоего вида деятельности, проходимые ребенком в своем развитии.

Играют очень важную роль в развитии функций психических. Учет периодов сенситивных нужен прежде всего для правильной организации учебных мероприятий.

Так, в два-три года дети наиболее готовы к овладению речью, в пять-семь лет — чтением; в пятилетнем возрасте они особенно чувствительны к восприятию фонематических конструкций. Младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности. Психологические особенности детей этого возраста, такие, как авторитетность для них учителя, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность, содействуют повышению восприимчивости: дети легко впитывают учение. Их умственная активность направлена на то, чтобы повторить, внутренне принять, подражая, учебные действия и высказывания.

Младшие подростки сензитивны к внеучебным делам, которые им доступны и где они могут проявить свои новые возможности. Они склонны к деятельности со сверстниками. Наибольшее проявление у них имеет потребность в самоутверждении и безоглядная готовность действовать.

Старший школьный возраст сензитивен к освоению своего внутреннего мира. Старшим школьникам свойственна не всегда замечаемая, огромная внутренняя работа: поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы. Важно отметить, что эти периоды особой готовности проходят, и впоследствии развитие соответственной функции может быть значительно затруднено.

Важно различать тесно связанные между собой, но не тождественные виды детского развития прямо зависящее от овладения ребенком отдельными знаниями и способами действий, и собственно возрастное развитие, которое характеризуется новым психофизиологическим уровнем, новым планом отражения действительности, новыми видами деятельности.

Распространено заблуждение о том, что с возрастом, по мере умственного роста, внутренние условия развития становятся во всех отношениях более благоприятными. Надо помнить, что каждый период особо благоприятен (сензитивен) для развития психики в определенном направлении. Сензитивные периоды (каждый детский возраст по-своему сензитивен!) указывают на качественное своеобразие отдельных этапов развития и на огромные потенции детства.

С переходом на новую возрастную ступень изменившиеся внутренние предпосылки умственного развития не только надстраиваются над предыдущими, но и в значительной мере вытесняют их.

Индивидуальное развитие психических процессов и свойств будет протекать тем успешнее, чем больше возможностей для него получит ребенок в соответствующий сензитивный период. Окружающие его взрослые должны помнить о том, что в первую очередь они сами создают социально-педагогические условия, в которых наиболее полно может осуществиться развитие индивидуальности ребенка. Не упустить время, помочь полностью раскрыться индивидуальным свойствам в наиболее благоприятный для этого момент — задача и родителей школьника, и его учителей.

Проблема сензитивных периодов психического развития человека.

Психическое развитие в онтогенезе представляет собой последовательный ряд переходив от одной ступени развития к качественно другой. Эти «меняющиеся периоды, стадиальность развития- объективная реальность, а не результат условного деления «непрерывного процесса»». . Вместе с тем, как отмечал Б. Г. Ананьев, «…мы располагаем данными о том, как постепенно складывается весь этот процесс, как каждая предшествующая ступень является генетической основой последующих ступеней или стадий развития, что является постоянной и переменной «величинами» психического развития, каковы новообразования развития и т. д.».

Первостепенное значение для понимания возрастного развития ребенка имеют накапливающиеся в психологии данные о возрастной чувствительности, т.е. той особой отзывчивости на окружающее, которая по-своему характеризует каждый возраст. Неодинаковость возрастной чувствительности в разные периоды детства, временное повышение ее уровня и изменение ее направленности приводят к тому, что в годы созревания закономерно наступают так называемые «сензитивные периоды», когда обнаруживаются благоприятные условия для развития психики в тех или других направлениях, а затем такие возможности постепенно или резко ослабевают.

О сензитивных периодах Л. С. Выготский писал: «В этот период определенные влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние на ход развития. Сензитивные периоды совпадают вполне с тем, что мы называли… оптимальными сроками обучения»

Наиболее известный пример сензитивного периода — это годы овладения ребенком речью. Об этом периоде пишет А. Н. Леонтьев, рассматривая вопрос о «функциональных органах» как физиологической основе способностей: «Для некоторых функциональных органов могут быть довольно точно указаны так называемые сензитивные периоды, т. е. периоды, когда их формирование происходит наиболее быстро и особенно эффективно. Известно, например, что речевой слух, артикуляция и вообще речь формируются в раннем детстве необыкновенно легко, производя даже впечатление как бы спонтанного развертывания; с другой стороны, если в силу каких-либо исключительных условий формирование речи задерживается на несколько лет, то ее развитие крайне затрудняется. ..».

Поддерживая идеи Выготского, Ананьев подчеркивает: «Сензитивные периоды, о которых говорил Л. С. Выготский, несомненно, существуют, причем прежде всего — в аналитической деятельности мозга. Их существование предполагал K. Д. Ушинский, который считал своевременность обучения (в соответствии с назревающей возможностью детского развития) один из главнейших принципов дидактики».

Существование сензитивных периодов признается, но они до сих пор почти не были предметом специальных психологических исследований. Вместе с тем интерес к этому аспекту возрастного развития заметно возрастает. Показательно, что на XXI Международном психологическом конгрессе был особый симпозиум, посвященный сензитивным периодам.

На этом симпозиуме в докладе И. С. Розенблата подчеркивалось, что все «поведенческое развитие» делится на сензитивные периоды, между которыми существуют внутренние связи и взаимопереходы. Автором доклада экспериментально показано, что скорость наступления, эффективность и длительность сензитивного периода зависят от особенностей предшествующих периодов и специфики данного периода; кроме того, установлено, что внутри самого сензитивного периода выступают определенные фазы развития. По Розенблату, смена сензитивных периодов одновременно прерывает и продолжает линию возрастного развития. Другой докладчик на том же симпозиуме X. Е. Грубер считает неправомерными утверждения, будто наиболее значимые для будущего развития события происходят только в раннем периоде онтогенеза. Он призывает к многолетнему клиническому изучению хода возрастного развития, считая такие наблюдения необходимой базой для обобщений; в его докладе подчеркнута важность «описания естественных историй», которые давали бы представление о развитии — о том, что и как развивается.

чувствительных периодов в развитии ребенка | Ramalynn Academy


Предрасположенности, называемые чувствительными периодами, являются одним из самых важных открытий, сделанных доктором Марией Монтессори. Это периоды психологического развития ребенка. Наблюдения Марии за чувствительными периодами легли в основу ее принципа «образование как помощь жизни».

При рождении закладываются основные основы детской психики. Строительство ума начинается и формируется бессознательно. Бессознательный ум работает глобально и поглощает все без направления. Через какое-то время появляется другая деятельность, когда ум ребенка направлен на определенные аспекты его окружения. Ее интересы становятся сфокусированными. Она направлена ​​на овладение разговорным языком, движением, порядком и сенсорным исследованием. Так начинается чувствительный период.

Доктор Монтессори выделила четыре основных сенситивных периода: порядок, разговорный язык, движение и сенсорная активность. Это универсальные. Все дети во всем мире имеют одинаковые сенситивные периоды примерно в одно и то же время жизни для одной и той же цели развития. Этот период длится от рождения до 6 летнего возраста.

Положительные и отрицательные проявления

Как только мы осознаем чувствительные периоды, мы не можем не заметить их. Они проявляются двумя разными способами. Первое положительное, а второе отрицательное. Некоторыми примерами положительных проявлений являются обучение речи и приобретение навыка концентрации и внимания. В негативном проявлении окружающая среда ребенка не дает им того, что им необходимо для развития определенного сензитивного периода, не позволяя ему реализоваться. Это может разочаровать молодой ум и заставить его действовать.

В положительном проявлении ребенок решает свои действия, руководствуясь естественными законами. Есть сосредоточенность, огромная активность (лепет, ходьба, усидчивость), радость, с которой ребенок выполняет деятельность, совершенное усвоение. Мы принимаем эти положительные проявления как должное большую часть времени. Нам часто легче заметить негатив, чем осознать замечательные результаты всей тяжелой работы ребенка.

Как мы можем поддержать нашего ребенка

Очень важно, чтобы, будучи взрослыми, мы учитывали эти чувства и подготавливали обстановку дома и в классе. Например, детям необходимо сенсорно исследовать через прикосновение. Мы часто говорим ребенку не трогать, но прикосновение — это то, как ребенок узнает об окружающей среде. Ребенка нужно трогать. Доктор Монтессори разработала Сенсорную зону в классе, чтобы помочь развить чувства ребенка.

Чувствительные периоды одновременны. Однако, когда мы видим, что ребенок сосредоточен на своей чувствительности к языку, трудно представить, что у ребенка также есть чувствительность к движению и порядку. Ребенок психологически может находиться в четырех разных местах одновременно!

Чтобы удовлетворить потребности ребенка в сензитивные периоды, мы должны позволить ему исследовать. Мы должны отдать ей приказ, чтобы она чувствовала себя в безопасности. Мы должны предоставить ей большое воздействие на разговорный язык, и мы должны предоставить материалы, которые позволят ей развить концентрацию.

Когда все эти потребности удовлетворяются в окружающей среде, ребенок процветает. Она уверенная в себе, сосредоточенная, спокойная, заботливая и любознательная. Она светится любовью к себе и к окружающему миру.

 

Как распознать и поддержать чувствительные периоды в развитии вашего ребенка

Фраза «сенситивные периоды» часто вызывает мысли о капризных подростках, но на самом деле это относится к периоду времени, когда интересы ребенка сосредоточены на развитии определенного области навыков или знаний.

Согласно теории Монтессори, самые важные периоды чувствительности приходятся на период от рождения до шестилетнего возраста. В других педагогических методах чувствительные периоды обычно называют окнами возможностей или вехами развития. В течение первых шести лет жизни дети проходят через пять основных категорий сензитивных периодов, в том числе: порядок, язык, сенсорные навыки, движение и социальные навыки. Каждый сенситивный период длится столько, сколько необходимо ребенку для завершения определенного этапа в своем развитии. Эти периоды особой чувствительности носят временный характер и исчезают, когда цель достигнута.

Распознать чувствительные периоды в развитии вашего ребенка может быть проще, чем вы думаете. Вы когда-нибудь задумывались, почему ваш ребенок хочет повторять одну и ту же песню или историю миллион раз? Это может свести вас с ума, но это классические симптомы повышенной чувствительности.

Другие характеристики сензитивных периодов могут включать подражание, интенсивную концентрацию и компульсивное или навязчивое поведение. Прерывание ребенка, когда он находится в середине интенсивного сензитивного периода, может привести к сильной эмоциональной реакции, такой как истерика. Нарушьте рутину, которую ребенок пытается понять и освоить, например одевание, купание или отход ко сну, и некоторые дети эмоционально сломаются. Например, «ужасные двойки» часто являются преувеличенной реакцией на небольшие нарушения порядка, которые взрослые могут не заметить. Это связано с тем, что они, вероятно, находятся в сензитивном периоде для обучения, и их «работа» прерывается.

Приказ

Период чувствительности к порядку начинается с рождения, достигает пика на втором году развития и продолжается примерно до пяти лет. Этот период развития учит, как развивать свои мыслительные способности, систематизировать информацию и понимать окружающую среду. Чувствительность к порядку может характеризоваться стремлением к последовательности и повторению, когда дети жаждут рутины и структуры. В этот период чувствительности дети могут больше интересоваться наведением порядка и упаковкой вещей, чем игрой со своими игрушками. Чтобы поддержать чувствительный период порядка, важно установить основные правила, твердый распорядок и создать организованную среду, в которой у всего есть место.

Язык

С рождения до шести лет дети находятся в периоде повышенной чувствительности к языку. Восприимчивость к языку включает в себя три ключевых этапа: разговорный язык, письменный язык и чтение. Сенситивным периодом для разговорной речи является возраст от 7 месяцев до 3 лет. Он начинается, когда ребенок впервые издает звуки, имитируя движения рта, и со временем прогрессирует, когда он учится составлять слова и простые предложения.

Сензитивный период для обучения письму – от 3,5 до 4,5 лет. Это начинается, когда ребенок изучает алфавит, а затем видит слова, которые формируют основу для навыков чтения и письма.

К чтению ребенок проявляет активный интерес в возрасте от 4,5 до 5,5 лет. Навыки чтения часто развиваются после того, как ребенок научится писать, поскольку это включает в себя навыки визуального отслеживания.

Для поддержки языкового развития дома важно погрузить ребенка в среду, богатую языковой стимуляцией. Это включает в себя разговор с ребенком на понятном языке, пение и чтение вместе с ним, а также предоставление ему возможности говорить о своих потребностях, а не предвосхищать их.

Сенсорные способности

Дети начинают понимать и совершенствовать свои чувства с рождения до пяти лет. Этот период чувствительности можно охарактеризовать увлечением ребенка сенсорными переживаниями, такими как осязание, вкус, зрение и обоняние.

Первая фаза сенсорного восприятия, чувствительность к маленьким объектам, возникает в возрасте от одного до трех лет. Для этого периода характерна зацикленность ребенка на мелких предметах и ​​мелких деталях. Завершение этой фазы указывает на то, что понимание порядка и деталей объединяется в сознании ребенка.

Вторая фаза чувствительности, сенсорное исследование и классификация, происходит в возрасте от 2,5 до 6 лет. Эту фазу можно классифицировать по сильному желанию принять участие в обучении, которое интегрирует чувства. Этот опыт дает детям систему для классификации объектов в их среде.

Для поддержки сенсорной чувствительности важно предоставить ребенку широкие возможности исследовать и наблюдать за окружающей средой с помощью органов чувств. Дома вы можете дать ребенку возможность группировать объекты со сходными характеристиками, описывать материалы с различной текстурой и практиковать сенсорные игры, такие как «Я шпион».

Движение

Чувствительный период движения можно разделить на две фазы. От рождения до 2,5 лет дети чувствительны к развитию крупной и мелкой моторики. Это начинается, когда младенец учится ползать, подтягиваться и в конечном итоге ходить без посторонней помощи. Со временем дети также развивают мелкую моторику, повторяя действия, которые укрепляют мышцы рук и улучшают зрительно-моторную координацию.

В возрасте от 2,5 до 4,5 лет у детей наступает сензитивный период уточнения и координации движений. В этот период ребенок начинает удерживать предметы обеими руками, развивать клешневой захват, контролировать и координировать движения.

Чтобы способствовать развитию мелкой и крупной моторики, важно регулярно ходить в парк или на природу. Дома вы можете поощрять чувствительные периоды движения, предоставляя вашему ребенку возможность практиковать такие задачи, как рисование или письмо, мытье рук, плетение и прыжки.

Социальные навыки

В возрасте от 2,5 до 5 лет дети узнают, что они являются частью группы, и проявляют большой интерес к социальным отношениям. За это время дети учатся направлять свои действия, внимание и поведение на группу людей. На этом этапе развития дети учатся дружить и участвовать в совместных играх. Сенситивный период для социальных навыков является подходящим этапом для ознакомления с важностью манер и основных принципов человеческого взаимодействия.

Чтобы поддержать развитие социальных навыков у вашего ребенка, важно предоставить ему возможность общаться с детьми его возраста, например, в игровой группе или в детском саду. Дома вы можете моделировать позитивное социальное поведение и практиковать ритуалы благодати и вежливости, такие как слова «пожалуйста» и «спасибо».

Распознавание и поддержка чувствительных периодов в развитии вашего ребенка начинается со знания того, что типично для разных возрастов. Другой аспект заключается в том, чтобы просто наблюдать за своим ребенком и позволять ему развиваться в своем собственном темпе. Чтобы поддержать вашего ребенка в этот особый период обучения, важно предоставить ему благоприятную учебную среду, обеспечивающую стимулы, соответствующие его стадии развития.

Добавить комментарий