Симптомы кризиса 6 7 лет: Кризис 7 лет у ребенка

Содержание

Кризис 7 лет у ребенка

Содержание

  • Суть и особенности
  • Причины
  • Симптомы кризиса 7 лет у ребенка
  • Продолжительность
  • Как справляться: советы родителям от психологов
  • Последствия

Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.

Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным.

Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.

Суть и особенности

Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.

Переход из дошкольного возраста в школьный требует от ребенка совершенно новых для него действий: поиска своего места среди одноклассников, адаптации в непривычном круге общения. Новоиспеченный школьник сравнивает свои успехи с достижениями других детей, мирится с утратой лидерских позиций, находит свои сильные и слабые стороны, впервые сталкивается с критикой, конкуренцией и даже насмешками.

Это удар по детской самооценке, который может стойко выдержать далеко не каждый малыш.

Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.

В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:

  • Кризис 7 лет у мальчиков проявляется в неусидчивости, отсутствии концентрации, чрезмерном чувстве соперничества. Им нужно выплескивать энергию, поэтому уроки и домашние занятия для них кажутся непреодолимым препятствием. Необходим четкий распорядок дня, дисциплина, и спорт, который поможет тренировать выдержку и расходовать энергию.
  • Кризис 7 лет у девочек выражается в агрессии, которая проявляется в домашней обстановке. Девочки часто бывают отличницами и гордостью класса, а наедине с родителями проявляют накопленную раздражительность, которая выливается в истериках. Причина кроется в грузе обязанностей, с которыми ребенку сложно справляться. Родителям нужно проявлять максимум внимания к жизни девочки, разговаривать по душам, обсуждать ее чувства и эмоции.

Причины

Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:

  • Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
  • Утрата детской непосредственности.
    Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
  • Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.

Симптомы кризиса 7 лет у ребенка

В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:

  • не выполняет просьбы, не слушается;
  • капризничает, упрямится;
  • выражает протест, недовольство, паясничает и грубит;
  • не воспринимает критику, на замечания выдает крайне отрицательные реакции;
  • пытается казаться взрослее, стремится общаться со старшими ребятами, избегает младших;
  • осознанно поступает наперекор взрослым;
  • обесценивает то, что раньше казалось ему важным;
  • подвержен перепадам настроения.

Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.

Продолжительность

Кризис не начинается ровно тогда, когда малышу исполняется семь лет. Нельзя приписывать его начало и первому дню учебы в школе. На самом деле все гораздо сложнее.

Подготовка к школе начинается заранее, и уже к концу детского сада занятия становятся сложнее, а воспитатели – требовательнее. Ребенок ощущает изменения и нарастающее давление, поэтому первые психические предпосылки могут возникать в возрасте пяти-шести лет. Однако есть и другая категория деток, которые начинают осознавать тяжесть новой ноши уже после того, как начинается учеба в школе.

Каждый приходит к кризисному состоянию тогда, когда психика дает адекватный ответ на навалившиеся сложности. Симптомы формируются медленно, и справляется ребенок с новой ответственностью также постепенно. Психологи утверждают, что этот возрастной кризис длится около 6-9 месяцев. Но продолжительность переходного этапа во взрослении зависит от индивидуальных особенностей малыша.

Как справляться: советы родителям от психологов

Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя.

Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.

Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:

  • разговаривать дружелюбно, без давления, упреков;
  • критиковать не личность, а действия;
  • аргументировать отказы и замечания;
  • учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации;
  • разбирать эмоциональные составляющие ситуаций;
  • оговаривать прошедший день, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем;
  • составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры;
  • поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни.

Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:

  • повышать голос;
  • наказывать физически;
  • сравнивать с другими;
  • критиковать в присутствии других;
  • относится к ребенку как к собственности;
  • критиковать действия учителя;
  • нарушать правила, которые необходимо четко соблюдать;
  • переживать из-за незначительных замечаний учителя или плохих отметок;
  • игнорировать взросление и продолжать относиться к ребенку как к крохе.

Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.

Последствия

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

  • сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
  • обрести новые эмоциональные навыки;
  • осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
  • найти новые увлечения и интересы.

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

  • потерять интерес к учебе;
  • слишком остро воспринимать любую критику;
  • занизить самооценку;
  • развить в себе комплексы;
  • проявлять агрессию, жестокость;
  • замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
  • потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.

Важно помнить, что кризисное состояние – это закономерность, которая открывает новые перспективы роста и развития. Главная задача взрослых – помочь ребенку справиться со сложной ситуацией, проявить чуткость, терпение и внимание. Только так новоиспеченный школьник сможет преодолеть все сложности и совершить важный скачок психического роста.

Записаться на прием

Запись через сайт является предварительной.

Наш сотрудник свяжется с вами для подтверждения записи к специалисту.

 

Указать время

Время9:009:3010:0010:3011:0011:3012:0012:3013:0013:3014:0014:3015:0015:3016:0016:3017:0017:3018:0018:3019:0019:3020:0020:3021:0021:30

Указать специалиста

Cпециалист— не знаю —ПедиатрНеонатологДетский аллергологДетский гастроэнтерологДетский гинекологДетский дерматологДетский иммунологДетский кардиологДетский логопедДетский ЛОРДетский неврологДетский нефрологДетский онкологДетский ортопедДетский офтальмологДетский проктологДетский пульмонологДетский ревматологДетский урологДетский эндокринологДетский эндоскопистДетский хирург

 

Подробнее о гарантии качества медицинских услуг

 

Наши преимущества

Комплексный подход

В детском медцентре ведётся прием детей с первых дней жизни до совершеннолетия более чем по 25 направлениям.

Собственная лаборатория

На базе медцентров работает собственная лаборатория, поэтому мы делаем анализы и исследования качественно и в срок.

Современное оборудование

Все клиники оснащены передовым оборудованием, в работе используются только проверенные методики

Акции и скидочная система

Регулярные акции и скидки, комплексные программы и обследования в рамках профилактических осмотров.

Кризис 7 лет у ребенка

Содержание

  • Суть и особенности
  • Причины
  • Симптомы кризиса 7 лет у ребенка
  • Продолжительность
  • Как справляться: советы родителям от психологов
  • Последствия

Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.

Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.

Суть и особенности

Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.

Переход из дошкольного возраста в школьный требует от ребенка совершенно новых для него действий: поиска своего места среди одноклассников, адаптации в непривычном круге общения. Новоиспеченный школьник сравнивает свои успехи с достижениями других детей, мирится с утратой лидерских позиций, находит свои сильные и слабые стороны, впервые сталкивается с критикой, конкуренцией и даже насмешками. Это удар по детской самооценке, который может стойко выдержать далеко не каждый малыш.

Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.

В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:

  • Кризис 7 лет у мальчиков проявляется в неусидчивости, отсутствии концентрации, чрезмерном чувстве соперничества. Им нужно выплескивать энергию, поэтому уроки и домашние занятия для них кажутся непреодолимым препятствием. Необходим четкий распорядок дня, дисциплина, и спорт, который поможет тренировать выдержку и расходовать энергию.
  • Кризис 7 лет у девочек выражается в агрессии, которая проявляется в домашней обстановке. Девочки часто бывают отличницами и гордостью класса, а наедине с родителями проявляют накопленную раздражительность, которая выливается в истериках. Причина кроется в грузе обязанностей, с которыми ребенку сложно справляться. Родителям нужно проявлять максимум внимания к жизни девочки, разговаривать по душам, обсуждать ее чувства и эмоции.

Причины

Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:

  • Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
  • Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
  • Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.

Симптомы кризиса 7 лет у ребенка

В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:

  • не выполняет просьбы, не слушается;
  • капризничает, упрямится;
  • выражает протест, недовольство, паясничает и грубит;
  • не воспринимает критику, на замечания выдает крайне отрицательные реакции;
  • пытается казаться взрослее, стремится общаться со старшими ребятами, избегает младших;
  • осознанно поступает наперекор взрослым;
  • обесценивает то, что раньше казалось ему важным;
  • подвержен перепадам настроения.

Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.

Продолжительность

Кризис не начинается ровно тогда, когда малышу исполняется семь лет. Нельзя приписывать его начало и первому дню учебы в школе. На самом деле все гораздо сложнее.

Подготовка к школе начинается заранее, и уже к концу детского сада занятия становятся сложнее, а воспитатели – требовательнее. Ребенок ощущает изменения и нарастающее давление, поэтому первые психические предпосылки могут возникать в возрасте пяти-шести лет. Однако есть и другая категория деток, которые начинают осознавать тяжесть новой ноши уже после того, как начинается учеба в школе.

Каждый приходит к кризисному состоянию тогда, когда психика дает адекватный ответ на навалившиеся сложности. Симптомы формируются медленно, и справляется ребенок с новой ответственностью также постепенно. Психологи утверждают, что этот возрастной кризис длится около 6-9 месяцев. Но продолжительность переходного этапа во взрослении зависит от индивидуальных особенностей малыша.

Как справляться: советы родителям от психологов

Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя. Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.

Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:

  • разговаривать дружелюбно, без давления, упреков;
  • критиковать не личность, а действия;
  • аргументировать отказы и замечания;
  • учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации;
  • разбирать эмоциональные составляющие ситуаций;
  • оговаривать прошедший день, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем;
  • составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры;
  • поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни.

Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:

  • повышать голос;
  • наказывать физически;
  • сравнивать с другими;
  • критиковать в присутствии других;
  • относится к ребенку как к собственности;
  • критиковать действия учителя;
  • нарушать правила, которые необходимо четко соблюдать;
  • переживать из-за незначительных замечаний учителя или плохих отметок;
  • игнорировать взросление и продолжать относиться к ребенку как к крохе.

Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.

Последствия

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

  • сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
  • обрести новые эмоциональные навыки;
  • осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
  • найти новые увлечения и интересы.

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

  • потерять интерес к учебе;
  • слишком остро воспринимать любую критику;
  • занизить самооценку;
  • развить в себе комплексы;
  • проявлять агрессию, жестокость;
  • замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
  • потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.

Важно помнить, что кризисное состояние – это закономерность, которая открывает новые перспективы роста и развития. Главная задача взрослых – помочь ребенку справиться со сложной ситуацией, проявить чуткость, терпение и внимание. Только так новоиспеченный школьник сможет преодолеть все сложности и совершить важный скачок психического роста.

Записаться на прием

Запись через сайт является предварительной.

Наш сотрудник свяжется с вами для подтверждения записи к специалисту.

 

Указать время

Время9:009:3010:0010:3011:0011:3012:0012:3013:0013:3014:0014:3015:0015:3016:0016:3017:0017:3018:0018:3019:0019:3020:0020:3021:0021:30

Указать специалиста

Cпециалист— не знаю —ПедиатрНеонатологДетский аллергологДетский гастроэнтерологДетский гинекологДетский дерматологДетский иммунологДетский кардиологДетский логопедДетский ЛОРДетский неврологДетский нефрологДетский онкологДетский ортопедДетский офтальмологДетский проктологДетский пульмонологДетский ревматологДетский урологДетский эндокринологДетский эндоскопистДетский хирург

 

Подробнее о гарантии качества медицинских услуг

 

Наши преимущества

Комплексный подход

В детском медцентре ведётся прием детей с первых дней жизни до совершеннолетия более чем по 25 направлениям.

Собственная лаборатория

На базе медцентров работает собственная лаборатория, поэтому мы делаем анализы и исследования качественно и в срок.

Современное оборудование

Все клиники оснащены передовым оборудованием, в работе используются только проверенные методики

Акции и скидочная система

Регулярные акции и скидки, комплексные программы и обследования в рамках профилактических осмотров.

Что вам нужно знать

Вы замечали, что вашему ребенку или подростку трудно концентрировать внимание? Часто ли они передвигаются в то время, когда не должны, действуют импульсивно или перебивают других? Если такие проблемы продолжаются и, кажется, влияют на повседневную жизнь вашего ребенка, у него может быть синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ).

СДВГ может повлиять на социальные отношения и успеваемость детей и подростков в школе, но существуют эффективные методы лечения симптомов СДВГ. Узнайте о СДВГ, о том, как его диагностировать и как найти поддержку.

Что такое СДВГ?

СДВГ — это нарушение развития, связанное с постоянной невнимательностью, гиперактивностью и/или импульсивностью. Симптомы СДВГ могут мешать повседневной деятельности и отношениям. СДВГ начинается в детстве и может продолжаться в подростковом возрасте и в зрелом возрасте.

Каковы симптомы СДВГ?

Люди с СДВГ постоянно испытывают следующие типы симптомов:

  • Невнимательность — трудности с концентрацией внимания
  • Гиперактивность — слишком много энергии или слишком много движения и разговоров
  • Импульсивность — действия без размышлений или трудности с самоконтролем

У некоторых людей с СДВГ в основном наблюдаются симптомы невнимательности. Другие в основном имеют симптомы гиперактивности-импульсивности. У некоторых людей наблюдаются оба типа симптомов.

Признаки невнимательности могут включать:

  • Невнимательность к деталям или допущение кажущихся небрежными ошибок в школьных заданиях или во время других занятий
  • Трудно удерживать внимание во время игры и заданий, включая разговоры, тесты или длительные задания
  • Проблемы со слухом при непосредственном разговоре
  • Трудно следовать инструкциям или закончить школьную работу или работу по дому, или приступить к выполнению задач, но теряет фокус и легко отвлекается
  • Трудности с организацией задач и действий, таких как последовательное выполнение задач, хранение материалов и вещей в порядке, управление временем и соблюдение сроков
  • Избегание задач, требующих постоянного умственного напряжения, таких как домашнее задание
  • Потеря вещей, необходимых для работы или деятельности, таких как школьные принадлежности, книги, очки и мобильные телефоны
  • Легко отвлекаться на посторонние мысли или стимулы
  • Забывчивость во время повседневной деятельности, такой как работа по дому, поручения и соблюдение встреч

Признаки гиперактивности и импульсивности могут включать:

  • Нервничать и извиваться в сидячем положении
  • Вставать и двигаться, когда ожидается, что вы будете сидеть, например, в классе
  • Бегать, метаться или карабкаться в неподходящее время или, в подростковом возрасте, часто чувствовать беспокойство
  • Неспособность спокойно играть или заниматься хобби
  • Нахождение в постоянном движении или на ходу и/или действие, как если бы его приводил в движение двигатель
  • Чрезмерно болтать
  • Отвечать на вопросы до того, как они будут заданы полностью, или заканчивать предложения других людей
  • Трудно дождаться своей очереди, например, стоя в очереди
  • Прерывание или вторжение в других, например, в разговорах, играх или действиях

Как диагностируется СДВГ у детей и подростков?

Для постановки диагноза СДВГ симптомы должны присутствовать в возрасте до 12 лет. Детям до 16 лет диагностируют СДВГ, если они имеют по крайней мере шесть стойких симптомов невнимательности и/или шесть стойких симптомов гиперактивности-импульсивности в течение не менее 6 месяцев. Симптомы должны присутствовать в двух или более местах (например, дома или в школе, у друзей или родственников) и мешать качеству социального или школьного функционирования.

Родители, которые подозревают, что у их ребенка может быть СДВГ, должны поговорить со своим лечащим врачом. Поставщики первичной медико-санитарной помощи иногда диагностируют и лечат СДВГ. Они также могут направить людей к специалисту в области психического здоровья, например к психиатру или клиническому психологу, который может провести тщательную оценку и поставить диагноз СДВГ. Стресс, нарушения сна, тревога, депрессия и другие физические состояния или болезни могут вызывать симптомы, сходные с симптомами СДВГ. Поэтому необходимо тщательное обследование для определения причины симптомов.

Во время обследования поставщик медицинских услуг или специалист в области психического здоровья может:

  • Проверить психическое здоровье ребенка и историю болезни.
  • Попросите разрешения поговорить с членами семьи, учителями и другими взрослыми, которые хорошо знают ребенка и видят его в разных условиях, чтобы узнать о поведении ребенка и его опыте дома и в школе.
  • Используйте стандартные шкалы оценки поведения или контрольные списки симптомов СДВГ, чтобы определить, соответствует ли ребенок или подросток критериям диагноза СДВГ.
  • Проведите психологические тесты, проверяющие рабочую память, исполнительные функции (такие способности, как планирование и принятие решений), визуальные и пространственные навыки или навыки рассуждения. Такие тесты могут помочь выявить психологические или когнитивные сильные стороны и проблемы, а также выявить или исключить возможные трудности в обучении.

Одинаково ли выглядит СДВГ у всех детей и подростков?

Симптомы СДВГ могут меняться со временем по мере того, как ребенок растет и переходит в предподростковый и подростковый возраст. У маленьких детей с СДВГ гиперактивность и импульсивность являются наиболее распространенными симптомами. По мере роста академических и социальных требований симптомы невнимательности становятся более заметными и начинают мешать успеваемости и отношениям со сверстниками. В подростковом возрасте гиперактивность часто становится менее выраженной и может проявляться в виде беспокойства или беспокойства. Симптомы невнимательности и импульсивности обычно сохраняются и могут вызвать ухудшение академических, организационных и личных проблем. Подростки с СДВГ также более склонны к импульсивному, рискованному поведению, включая употребление психоактивных веществ и небезопасную сексуальную активность.

Невнимательность, беспокойство и импульсивность сохраняются во взрослом возрасте у многих людей с СДВГ, но в некоторых случаях они могут стать менее серьезными и менее разрушительными с течением времени.

Что вызывает СДВГ?

Исследователи не уверены, что вызывает СДВГ, хотя многие исследования предполагают, что большую роль играют гены. Как и многие другие расстройства, СДВГ, вероятно, является результатом комбинации факторов. Помимо генетики, исследователи изучают возможные факторы окружающей среды, которые могут повысить риск развития СДВГ, и изучают, как травмы головного мозга, питание и социальная среда могут играть роль в развитии СДВГ.

Каковы методы лечения СДВГ у детей и подростков?

Хотя лекарства от СДВГ не существует, доступные в настоящее время методы лечения могут помочь уменьшить симптомы и улучшить функционирование. СДВГ обычно лечат лекарствами, образованием или обучением, терапией или комбинацией методов лечения.

Лекарства

Стимуляторы являются наиболее распространенным типом лекарств, используемых для лечения СДВГ. Исследования показывают, что эти лекарства могут быть очень эффективными. Как и все лекарства, они могут иметь побочные эффекты и требуют, чтобы лечащий врач следил за тем, как они реагируют на лекарство. Также доступны нестимулирующие препараты. Поставщики медицинских услуг могут иногда назначать антидепрессанты для лечения детей с СДВГ, хотя Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) не одобрило эти лекарства специально для лечения СДВГ. Иногда человек должен попробовать несколько разных лекарств или дозировок, прежде чем найти то, что ему подходит.

Для получения общей информации о стимуляторах и других лекарствах, используемых для лечения психических расстройств, см. веб-страницу NIMH «Лекарства для душевного здоровья». На веб-сайте FDA есть последние одобрения лекарств, предупреждения и информационные руководства для пациентов.

Психотерапия и психосоциальные вмешательства

Было показано, что несколько психосоциальных вмешательств помогают детям и их семьям справиться с симптомами и улучшить повседневное функционирование.

  • Поведенческая терапия стремится помочь человеку изменить свое поведение. Это может включать в себя практическую помощь, такую ​​как помощь в организации заданий или выполнении школьных заданий, обучение социальным навыкам или контроль за собственным поведением и получение похвалы или вознаграждения за желаемое действие.
  • Когнитивно-поведенческая терапия помогает человеку лучше осознавать проблемы с вниманием и концентрацией и работать над навыками для улучшения концентрации.
  • Семейная и супружеская терапия может помочь членам семьи научиться справляться с деструктивным поведением, поощрять изменения в поведении и улучшать взаимодействие с детьми.

Все виды терапии для детей и подростков с СДВГ требуют активной роли родителей. Психотерапия, включающая только индивидуальные сеансы лечения с ребенком (без участия родителей), неэффективна для управления симптомами и поведением СДВГ. Этот тип лечения, скорее всего, будет эффективен для лечения симптомов тревоги или депрессии, которые могут возникать вместе с СДВГ.

Для получения общей информации о психотерапии, используемой для лечения психических расстройств, см. веб-страницу NIMH Psychotherapies.

Обучение и поддержка родителей

Специалисты по психическому здоровью могут рассказать родителям ребенка с СДВГ о расстройстве и о том, как оно влияет на семью. Они также могут помочь родителям и детям развить новые навыки, взгляды и способы общения друг с другом. Примеры включают обучение навыкам воспитания детей, методы управления стрессом для родителей и группы поддержки, которые помогают родителям и семьям общаться с другими людьми, у которых есть схожие проблемы.

Школьные программы

Детям и подросткам с СДВГ обычно помогают поведенческие вмешательства в классе и/или академические приспособления. Вмешательства могут включать планы управления поведением или обучение организационным или учебным навыкам. Приспособления могут включать преимущественное размещение в классе, снижение учебной нагрузки или увеличение времени на тестах и ​​экзаменах. Школа может предоставить приспособления в соответствии с так называемым планом 504 или, для детей, которые имеют право на услуги специального образования, через индивидуальный план обучения (IEP).

Чтобы узнать больше об услугах специального образования и Законе об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA), посетите веб-сайт IDEA Министерства образования США.

Дополнительные подходы к охране здоровья

В отличие от специфической психотерапии и медикаментозного лечения, которые, как научно доказано, улучшают симптомы СДВГ, дополнительные подходы к лечению СДВГ, такие как натуральные продукты, не квалифицируются как научно обоснованные вмешательства. Для получения дополнительной информации посетите веб-сайт Национального центра комплементарного и интегративного здоровья.

Как мне найти помощь для моего ребенка?

Администрация по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психиатрическими услугами (SAMHSA) предоставляет «Локатор услуг по лечению поведенческих заболеваний» — онлайн-инструмент для поиска служб психического здоровья и программ лечения в вашем штате. Для получения дополнительных ресурсов посетите веб-страницу NIMH «Помощь при психических заболеваниях» или см. информационный бюллетень NIMH «Дети и психическое здоровье».

Если вы или кто-то из ваших знакомых находится в бедственном положении или думает о причинении себе вреда, позвоните по номеру 9.0025 Национальная линия помощи при предотвращении самоубийств , бесплатный номер 1-800-273-TALK (8255). Вы также можете отправить текстовое сообщение по номеру Crisis Text Line (ПРИВЕТ на номер 741741) или воспользоваться чатом Lifeline на веб-сайте National Suicide Prevention Lifeline.

Как я могу помочь своему ребенку дома?

Терапия и лекарства являются наиболее эффективными методами лечения СДВГ. В дополнение к этим методам лечения другие стратегии могут помочь справиться с симптомами. Поощряйте ребенка:

  • Регулярно делайте физические упражнения, особенно когда они кажутся гиперактивными или беспокойными.
  • Регулярно питайтесь здоровой пищей.
  • Выспитесь.
  • Придерживайтесь режима.
  • Используйте органайзеры для домашних заданий и блокнотов, чтобы записывать задания и напоминания.
  • Принимайте лекарства в соответствии с указаниями.

Кроме того, вы можете помочь своему ребенку или подростку, будучи ясными и последовательными, предоставив правила, которые они могут понять и которым они будут следовать. Кроме того, имейте в виду, что дети с СДВГ часто получают и ожидают критики. Вы можете следить за хорошим поведением, хвалить его и вознаграждать за соблюдение правил.

Что я должен знать об участии моего ребенка в клинических исследованиях?

Клинические испытания — это научные исследования, в которых изучаются новые способы предотвращения, выявления или лечения заболеваний и состояний. Хотя отдельные лица могут получить пользу от участия в клиническом испытании, участники должны знать, что основной целью клинического испытания является получение новых научных знаний, чтобы другие могли получить более качественную помощь в будущем.

Исследователи из NIMH и по всей стране проводят множество исследований с пациентами и здоровыми добровольцами. Клинические испытания для детей разрабатываются с учетом того, что дети и взрослые по-разному физически и психически реагируют на лекарства и методы лечения. Поговорите со своим лечащим врачом о клинических испытаниях, их преимуществах и рисках, а также о том, подходят ли они для вашего ребенка. Для получения дополнительной информации посетите веб-страницу клинических испытаний NIMH.

Где я могу найти дополнительную информацию о СДВГ?

Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) — ведущее национальное агентство по укреплению здоровья, профилактике и обеспечению готовности. На веб-сайте CDC вы можете найти информацию о симптомах СДВГ, диагностике и вариантах лечения, а также дополнительные ресурсы для семей и поставщиков медицинских услуг.

Репринты

Информация в этой публикации является общественным достоянием и может быть повторно использована или скопирована без разрешения. Однако вы не можете повторно использовать или копировать изображения в публикации. Если вы используете наши материалы, мы просим вас ссылаться на Национальный институт психического здоровья. Чтобы узнать больше об использовании публикаций NIMH, обратитесь к рекомендациям NIMH по переизданию.

Для получения дополнительной информации

MedlinePlus (Национальная медицинская библиотека) (на испанском языке)
ClinicalTrials. gov (на испанском языке)

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ США
Национальные институты здравоохранения
Публикация NIH № 21-MH-8159
Пересмотрено в 2021 г.

Расстройства пищевого поведения у детей до 12 лет: узнайте о предупреждающих знаках

(Фото: Unsplash, Frank Mcker)

Большинство людей думают о подростках или молодых людях, когда думают о расстройствах пищевого поведения, но они также могут затронуть маленьких детей. Уровень расстройств пищевого поведения среди девочек и мальчиков в возрасте до 12 лет в последние годы растет, поэтому родителям и всем, кто работает с маленькими детьми, важно распознавать признаки.¹ Физический рост является таким важным компонентом детства, а питание расстройства могут нанести значительный ущерб детскому организму.

Исследователи не знают, что вызывает расстройства пищевого поведения, но у них есть четкое представление о том, что увеличивает риск их развития. Расстройства пищевого поведения могут передаваться по наследству, поэтому, если родитель, брат, сестра или другой родственник ребенка страдает расстройством пищевого поведения, вероятность его развития у них в 7–12 раз выше, чем у ребенка, у которого его нет. ² Дети с диагнозом хронического заболевания также подвержены более высокому риску, особенно те, у кого диагностирован инсулинозависимый сахарный диабет.³ Дети, которые борются с депрессией, тревогой и другими психическими заболеваниями, также могут подвергаться повышенному риску.

Распространенные типы расстройств пищевого поведения у детей

Избегающее/ограничительное расстройство приема пищи (AFRID) — это распространенное расстройство пищевого поведения, от которого страдают маленькие дети. Дети с AFRID испытывают расстройства в еде, которые могут включать отсутствие интереса к еде или сенсорное отвращение к определенным продуктам. Например, ребенок может испытывать отвращение к глотанию или текстуре продуктов, которые ему когда-то нравились. Они также могут бояться болей в животе или рвоты, если они заболеют из-за определенной пищи. Эти антипатии и ограничения могут привести к потере веса и дефициту питательных веществ у детей младшего возраста.

Пика — это состояние, при котором ребенок может постоянно есть непищевые или непищевые вещества. Чтобы поставить диагноз пикацизм, поведение должно выходить за рамки ожидаемого уровня развития ребенка (т. е. младенец, который жует предметы, не соответствует критериям). Эти вещества часто включают грязь, мыло, мел, песок, лед и волосы.

Нервная анорексия может поражать как девочек, так и мальчиков. Дети с анорексией думают, что у них избыточный вес, когда другим людям они кажутся очень недостаточными. Дети могут быть зациклены на еде и на том, как контролировать свой вес. Они могут интенсивно тренироваться или переедать, а затем очищаться. Анорексия может нанести значительный ущерб физическому здоровью и росту, поэтому важно как можно скорее обратиться за лечением ребенка.

Другие менее распространенные расстройства пищевого поведения среди детей включают нервную булимию и компульсивное переедание.⁴

Раннее выявление и профилактика являются ключом к лечению расстройств пищевого поведения у детей раннего возраста. Признаки часто малозаметны, так как вашему ребенку не нужно сосредотачиваться на образе тела или весе, чтобы иметь расстройство пищевого поведения. Ваш ребенок также не должен соответствовать критериям расстройства, чтобы получить пользу от вмешательства. Признаки раннего предупреждения могут включать:⁵

  • боязнь болей в животе

  • отвращение ко вкусам или текстурам

  • истерики

  • чрезмерная дефекация

  • беспокойство по поводу собственного образа

Признаки более выраженного расстройства пищевого поведения могут включать:

  • воздержание от еды

  • уменьшение порций

  • потеря веса

  • отсутствие роста

  • истончение волос

  • задержка полового созревания

  • запоры или проблемы с пищеварением

  • сокрытие или накопление пищи 003

  • рост тонких волос на теле

Лечение

Лечение расстройств пищевого поведения в Дети раннего возраста

Лечение расстройств пищевого поведения у детей младшего возраста включает множество компонентов. Восстановление веса является важным компонентом для восстановления физического здоровья и питания ребенка. Поскольку родители и опекуны играют столь важную роль в жизни ребенка, обычно рекомендуется семейное вмешательство и лечение. Родители часто винят себя в расстройстве пищевого поведения ребенка, поэтому, когда родители могут стать более уверенными в себе и иметь возможность помочь своему ребенку, результат часто бывает лучше. Дети также могут подвергаться поведенческим вмешательствам, чтобы помочь им познакомиться с продуктами, которых они избегают, и помочь им восстановить здоровые отношения с едой.

Если вы являетесь родителем ребенка с расстройством пищевого поведения, важно обратиться к педиатру, диетологу или другому специалисту в области психического здоровья, чтобы помочь вам почувствовать поддержку и получить наилучший уход за вашим ребенком. Курс на здоровое отношение к еде пойдет на пользу всей жизни вашего ребенка. Поэтому, даже если вы не уверены, может ли быть проблема, никогда не помешает обратиться к профессионалам.

Добавить комментарий