Синдром аспергера у детей, взрослых: симптомы, признаки
Синдром Аспергера – это нарушение развития, которое сопровождается сложностями во взаимодействии с другими людьми и в общении. При этом уровень интеллекта у пациента остается нормальным и даже очень высоким.
С 2005 по 2015 гг. патология была выявлена у 37,2 млн человек во всем мире.
Лица, идентифицирующие себя с синдромом, при общении могут называть себя Аспи.
Синдром Аспергера – что значит, как проявляется
Заболевание получило название в честь детского врача из Австрии Ганса Аспергера. В 1944 г. он подробно описал четырех маленьких пациентов из собственной практики, у которых отсутствовали навыки невербального взаимодействия. У детей было обнаружено ограниченное восприятие чувств окружающих. Они не умели сочувствовать ровесникам, были неуклюжими, из-за этого не могли вписаться в общество. Педиатр назвал отклонение «аутичной психопатией», описав заболевание как социальную изоляцию. В начале 90-х патология стала стандартизированным диагнозом. В МКБ-10 синдрома Аспергера нет, он введен в группу первазивных нарушений развития (F84.0), в которой выделен в отдельную рубрику (код F84.5).
Синдром Аспергера входит в группу заболеваний аутистического спектра. Патология часто возникает у детей, но на протяжении многих лет не дает о себе знать. Проявляется недуг чаще всего у взрослых пациентов. Объясняется это тем, что детей, болеющих синдромом, редко отправляют на прием к психотерапевту. В раннем возрасте интеллект у ребенка высокий, а странности поведения списывают на особенности характера.
Согласно статистическим данным, признаки заболевания встречаются у 0,36-0,71% детей школьного возраста, при этом у 30-50% пациентов недуг остается не диагностированным.
Синдром имеет гендерную предрасположенность, болезнь в 2-3 раза чаще встречается у мужчин.
Заболевание у взрослых проявляется по-разному. Пациенты могут иметь престижную должность, семью, быть успешными в определенных сферах, где не требуется постоянный контакт с людьми. Несмотря на то, у них могут возникать сложности с адаптацией в обществе и восприятием окружающих. У некоторых пациентов заболевание синдром Аспергера протекает параллельно с серьезными психическими отклонениями.
Люди, столкнувшиеся с патологией, если и обращаются к врачам, то чаще всего по причине развития пагубных пристрастий, например, злоупотребление спиртными напитками. Иногда им ставят ошибочные диагнозы, такие как, депрессия, личностное расстройство. В этом случае больному назначается схема лечения, которая не приносит ожидаемого результата, а еще сильнее усугубляет его состояние. Поэтому важно обращаться к профессионалам с большим опытом, которые смогут верно определить патологию и составить эффективную схему лечения.
Психический синдром Аспергера – это разновидность аутизма, которая является пожизненной дисфункцией.
Симптомы или как проявляется заболевание
Ранее считалось, что расстройство невозможно обнаружить до 5-6 лет. Но на сегодняшний день постановка диагноза возможна даже у двухлетних малышей. Родители могут заметить отличие в развитии ребенка до 2,5 лет. Однако окончательный диагноз не ставится раньше 11 лет. Скрининг развития маленького пациента на приеме у педиатра позволит обнаружить симптомы, требующие дальнейшего наблюдения и исследования.
Признак синдрома Аспергера у детей – сложная лексика. Таких пациентов иногда называют «маленькими профессорами». Детям сложно воспринимать образный язык, и они пользуются буквальными значениями каждого слова. Отклонения в социальном взаимодействии зачастую «спят» до того времени, пока ребенок не достигнет того момента, когда этот фактор будет иметь значение.
Когнитивные навыки ребенка с данным расстройством иногда позволяют им формулировать социальные нормы. Они могут продемонстрировать теоретическое восприятие эмоций других лиц, но сталкиваются с трудностями в осознании текущей ситуации. Лица с синдромом осваивают разговорные навыки без задержек, но использование языка зачастую носит нетипичные черты:
- стремительные переходы;
- многословие;
- буквальные интерпретации и недопонимание определенных нюансов;
- применение метафор, которые имеют значение только для говорящего;
- нарушения слухового восприятия;
- слишком педантичная или формальная речь;
- отклонения в громкости, интонации или ритме речи.
Заболевание может иметь разные проявления, но обычно оно затрагивает три основные области:
- Социальное общение. У пациентов возникают сложности с распознаванием тона собеседника, жестов, мимики. Им проблематично выбрать тему для общения, зачастую больной не понимает, когда стоит завершить беседу. Лица с расстройством не понимают юмора и метафоры. С рождения и в течение всей жизни у человека наблюдается странности в речи. Вербальное взаимоотношение больной не воспринимает, как один из инструментов социальной коммуникации. Они считают, что речь нужна только для передачи необходимой информации.
-
Социальное взаимодействие. Один из признаков синдром Аспергера – тяга пациентов к общению. Но из-за болезни им сложно устанавливать социальные контакты. Они редко заводят новых знакомых, им проблематично поддерживать близкие отношения с кем-либо. Пациенты не понимают «неписаные» нормы поведения в обществе. Они могут начать разговор на неуместную тему или подойти слишком близко к человеку, нарушая его личное пространство. Поведение больного часто является некорректным, по мнению окружающих.
- Социальное воображение. Пациент сталкивается с трудностями, пытаясь представить точку зрения окружающих. При этом личности, страдающие синдромом Аспергера, могут стать прекрасными живописцами или литераторами.
Одно из проявлений синдрома Аспергера – склонность к заданному порядку. Пациент задает собственный режим дня, который делает окружающий для него мир менее странным и сложным. Он работает только в конкретный временной промежуток, задержка в офисе или незапланированное опоздание провоцируют сильнейшую тревожность. На работу или учебу пациенты ходят только по одному маршруту плюс в течение всей жизни придерживаются многих других шаблонов в поведении.
Повышенный интерес к какому-то занятию или определенной сфере деятельности – еще один симптом синдрома Аспергера. В юном возрасте пациент может увлекаться техникой, наукой, путешествиями. По мере взросления человек сосредотачивает все силы на изучение всего, что так или иначе связано с его увлечением. При наличии серьезной мотивации, пациент может достичь больших высот в выбранной сфере.
У больных с подобной дисфункцией нарушена сенсорика. Чувствительность может быть чрезмерно высокой или патологически низкой. Чаще всего страдает одна система: зрение, обоняние, вкус. Но встречаются и те, у кого нарушены все функции сразу.
Также к признакам синдрома Аспергера у взрослых относят:
- внимательность к мелочам;
- непонимание сарказма;
- сложности при обсуждении своих чувств;
- сведение к минимуму зрительного контакта;
- слабое понимание социальных правил;
- появление дискомфорта, если кто-то подходит слишком близко.
Причины появления болезни
Причины синдрома Аспергера так и не выяснены. Но специалисты сходятся во мнении, что вины пациентов в этом нет. Патология не формируется под воздействием негативных социальных условий или ошибок в воспитании. Она возникает на стадии формирования головного мозга ребенка в утробе матери. Впоследствии привести к нарушениям в работе ЦНС могут разные факторы: генетическая предрасположенность, инфекционные болезни, плохая экология, влияние токсических веществ на плод в первые месяцы беременности.
Существует большое количество теорий относительно патогенеза заболевания. Одна из них – зеркальные нейроны. Суть теории заключается в том, что отклонение вызвано сбоем в работе зеркальных нейронов мозга, отвечающих за распознавание чувств и эмоций окружающих. Определенные доказательства этой теории дает МРТ.
Синдром Аспергера считается последствием факторов развития, влияющих на большинство систем мозга. Нейроанатомический анализ и ассоциации с тератогенами подтверждают, что этиология нарушения включает в себя изменения в развитии головного мозга после зачатия. Патологическая миграция эмбриональных клеток в процессе развития плода воздействует на итоговую структуру и связность головного мозга, что влечет за собой нарушения в нейронных цепях, отвечающих за интеллектуальную деятельность и особенности поведения.
Все отклонения аутистического спектра связаны с влиянием тератогенов (вызывают врожденные отклонения) в первый триместр беременности. Большое количество факторов окружающей среды, по предположениям ученых, также может провоцировать подобные нарушения и после рождения ребенка. Но ни один из них не получил научного подтверждения.
Еще одна теория – недостаточная центральная когерентность. Она базируется на том, что при нарушениях аутистического спектра проявляется недостаток центральной когерентности (внутренняя способность соединять множество элементов в единую картину). В результате у пациентов наблюдается неспособность составлять общую картину происходящего.
Классификация
Всех пациентов с диагнозом «синдром Аспергера» условно делят на 3 категории, каждая из которых имеет свои нюансы поведения:
- Актер. Данный вид синдрома Аспергера сопровождается тягой пациента к взаимодействию с социумом. Стремясь достичь поставленной цели, больной начинает активно изучать социальные привычки здоровых людей и повторяет их. Окружающие чаще всего не замечают никаких странностей в поведении пациента, поскольку он гармонично вписывается в общество и максимально приспосабливается к жизни.
- Изгой. В эту категорию входят больные, стремящиеся выстроить межличностные отношения. Но они сталкиваются с проблемами при поиске друзей, им трудно устанавливать тесные отношения с кем-либо. Объясняется это недостатком стандартных социальных навыков. «Изгой» хочет приспособиться к жизни, но у него не получается. Такие пациенты зачастую ведут себя некрасиво по отношению к другим, поэтому окружающие стараются свести к минимуму контакт с ними. «Изгои» часто сталкиваются с депрессиями, но за помощью не обращаются, а пытаются самостоятельно решить проблему.
- Одиночка. В эту категорию входят лица, которые не хотят выстраивать межличностные отношения. Исключением являются члены семьи, которые не представляют опасности для пациента. В 98% случаев выбирают одиночный вид деятельности, не требующий контактов с людьми. Они редко вступают в брак, отличаются эмоциональной отрешенностью. Могут выстраивать отношения, но исключительно на умственной или профессиональной основе, избегая тесного эмоционального контакта. Редко обращаются в клинику за помощью, поскольку вполне удовлетворены своей жизнью.
Независимо от типа заболевания, все пациенты сталкиваются с трудностями в ежедневной жизнедеятельности. Часто нарушение сопровождается депрессивными настроениями, которые вызывают у человека мысли о самоубийстве. Люди с синдромом Аспергера совершают суицид намного чаще пациентов с иными психическими нарушениями.
У детей, страдающих синдромом Аспергера, часто выявляются проблемы со сном. Им тяжело засыпать, они постоянно просыпаются ночью, утром рано встают. Есть вероятность возникновения задержек в освоении социальных навыков, которые требуют ловкости, например, открытие банки.
Отсутствие эмпатии затрагивает все сферы жизни пациента. Они сталкиваются с проблемами при попытке установить социальное взаимодействие, не умеют выстраивать дружеские отношения или искать совместные увлечения. Из-за нарушенного невербального поведения больные не могут устанавливать эмоциональный контакт.
Диагностика
Обнаружить патологию у взрослых сможет только профессиональный психотерапевт. Первый этап диагностики синдрома Аспергера – наблюдение за человеком и анализ его жизни. Врач общается с членами семьи больного. Но зачастую подобных мер недостаточно. Клиническая картина заболевания имеет немало черт, которые характерны для людей-интровертов. Поставить диагноз помогают специальные тесты, направленные на выявление неврологических расстройств.
Все тесты делятся на несколько категорий, в зависимости от предназначения. Использовать их можно для диагностики синдрома Аспергера у взрослых и детей. Отличие лишь в уровне сложности вопросов, для работы с ребенком берут опросники с рисунками любимых героев.
Для выявления заболевания у взрослых обычно используют:
- RAADS-R. Опросник помогает обнаружить социофобию, депрессивные состояния, а также иные психические нарушения. Больному предлагают разнообразные ситуации и способы реагирования на них. Пациент должен выбрать то, что ему наиболее близко.
- Aspie Quiz. Тест состоит из 100 вопросов, каждый из которых направлен на выявление симптомов, характерных для расстройства и потенциальных причин их проявления.
- TAS-20. Тест для выявления эмоциональной недостаточности. Подходит для работы с пациентами любого возраста. Больному необходимо озвучить собственные чувства, которые возникают при просмотре той или иной картинки.
На практике специалисты используют разнообразные диагностические опросники, но для постановки диагноза синдром Аспергера важно удостовериться в присутствии основных признаков болезни на протяжении долгого времени, а также исключить иные нарушения, например, шизофрению.
Лечение синдрома Аспергера
Заболевание относится к категории неизлечимых, поскольку проявляется в результате необратимых нарушений в работе мозга. Лечение патологии у взрослых заключается в адаптации к социуму. Достигается это с помощью психотерапии. Медикаментозное лечение используется в исключительных случаях. Применение лекарственных средств (ноотропы, антидепрессанты, нейропептиды) оправдано при развитии у больного депрессивных настроений или психологических расстройств.
В качестве вспомогательной методики лечения синдрома Аспергера используется специальная гимнастика. Постоянная физическая активность благотворно влияет на работу внутренних органов и систем. Для пациентов подбираются особые упражнения, помогающие улучшить координацию, устранить мышечный тонус. Возможно сочетание гимнастики с физиотерапией и массажем.
Синдром Аспергера – это не смертельная болезнь, но она сильно затрудняет жизнь пациента.
Однако больные с подобным диагнозом вполне могут стать полноценными членами общества и создавать крепкие отношения. Главное, своевременно обнаружить нарушение и пройти лечение.
Если синдром обнаружен у ребенка, то огромное значение играет поддержка взрослых и грамотная социальная адаптация. Чтобы помочь детям при таком расстройстве, необходимо:
- Сохранять спокойную и комфортную атмосферу в семье. Отец и мать должны заботиться о собственном эмоциональном состоянии, которое влияет на ребенка. Раздражение и хроническая усталость могут усилить тревожность маленького пациента.
- Позволять детям оставаться личностью. Чрезмерная опека не даст раскрыться внутреннему потенциалу. Необходимо, чтобы ребенок самостоятельно освоил навыки самообслуживания. Для этого требуется постепенное обучение.
- Развивать сильные стороны. Ребенок может тратить много времени и сил на какие-то занятия. Необходимо поддерживать хобби детей и относиться к увлечению уважительно.
- Учитывать сенсорные особенности. При синдроме Аспергера восприятие очень сильно страдает, например, источники света кажутся чрезмерно яркими. Нужно выявить у пациента сенсорные особенности и минимизировать воздействие тех факторов, которые ему доставляют дискомфорт.
- Сделать социализацию комфортной. Ни в коем случае нельзя применять насильственные методы. Ребенок должен учиться взаимодействию в том режиме, который наиболее комфортен для него. При этом ему нужна уверенность, что родители поддержат. Важно спокойно объяснить пациенту правила поведения и общения с другими людьми.
Избавиться от недуга полностью невозможно, но есть шанс научиться с ним жить. Самостоятельно справиться с этой задачей у пациента не получится, требуется помощь специалистов.
+7 (495) 121-48-31
Литература:
- Анне Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. — М.: Теревинф, 2006. — 216 с.
- Башина В. М. Аутизм в детстве. — М.: Медицина, 1999. — 240 с.
- Бобров А.Е. Катамнестическое изучение больных синдромом Аспергера // Материалы общероссийской конференции: «Взаимодействие специалистов в оказании помощи при психических расстройствах». — М., 2009. — С. 201.
- Бобров А.Е. Особенности процесса обучения у больных синдромом Аспергера // Материалы II конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья с международным участием. 15-18 февраля. — М., 2010. — С. 108-111.
- Бобров А.Е. Синдром Аспергера: ретроспективный анализ динамики состояния больных // Доктор.ру. — 2011. — № 4 (63). — С. 47-51.
- Бобров А.Е. Ранние исходы синдрома Аспергера // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 2013. — № 8. — С. 19-25.
- Каган В. Е. Аутизм у детей. — Л.: Медицина, 1981. — 190 с.
- Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. — М.: Медицина, 1979. — 608 с.
- Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. — М.: Академия, 2006. — 144 с.
- Никольская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. — М.: Теревинф, 2008. — 224 с.
- Саймон Барон-Коэн. Аутизм и техническое мышление // В мире науки. — 2013. — № 1. — С. 48-52.
- Сомова В.М. Ранние исходы синдрома Аспергера // Материалы Всероссийского конгресса и конференции: «Повышение эффективности лечебно-реабилитационной помощи психически больным». — Москва, 2011. — С. 111.
- Сомова В.М. Психопатологические проявления синдрома Аспергера у взрослых // Материалы общероссийской конференции с межд. участием «Трансляционная медицина — инновационный путь развития современной психиатрии». — Самара, 2013. — С. 186-188.
- Сомова В.М. Клинико-психологические аспекты исходов синдрома Аспергера // Материалы Всероссийской научно практической конференции: «Психическое здоровье населения как основа национальной безопасности России». — Казань, 2012. — С. 208.
- Сомова В.М. Клинические проявления, коморбидность и ранние исходы синдрома Аспергера // Материалы XI Всероссийской школы молодых ученых в области психического здоровья. — Суздаль, 2013. — С. 48.
Синдром Аспергера у детей — Диагностика и Коррекция
Одним из видов высокофункционального или «мягкого» аутизма считают синдром Аспергера у детей. Данное расстройство, как и другие нарушения аутистического спектра, характеризуется сложностями в социальном взаимодействии, наличием ограниченных интересов, стереотипностью движений, отличным от других восприятием мира. При этом отсутствуют проблемы с речью, интеллектуальное развитие и навыки самообслуживания соответствуют уровню нормотипичных сверстников.
Центр LOQUAR предоставляет квалифицированную помощь в лечении (коррекции) синдрома Аспергера у детей: от комплексной диагностики до эффективных методов коррекции.
Диагностика синдрома Аспергера
Дети с синдромом Аспергера диагностируются достаточно сложно, поскольку в раннем возрасте это нарушения может быть малозаметным. Существует так же проблематичность постановки диагноза из-за того, что определенные симптомы в возрасте до 3 лет могут присутствовать и у детей без аутичных проявлений. Поэтому при постановке этого диагноза опираются на такие симптомы, как:
— стереотипность движений
— зацикленность на ритуалах и повторяющихся действиях
— неспособность понимать речевой подтекст и социальные намеки
— ограниченность в общении, неспособность устанавливать контакт с окружающими
— формальная речь, изобилующая сложными терминами (даже в раннем возрасте)
— неуклюжесть походки, раскоординированность
— бедность мимики
— неспособность понимать социальные правила общения (выдерживать дистанцию, не перебивать разговор других, не задавать неудобных вопросов и т. д.)
Заключение о синдроме Аспергера ставится, если эти симптомы есть у детей с нарушениями развития. Но известны случаи, когда этот диагноз был поставлен уже во взрослом возрасте, т. к перечисленные признаки были отнесены к «странностям» характера, а не к проявлениям аутичности.
Социальные навыки и общение
Наиболее заметен синдром Аспергера у детей в сфере коммуникации и социального взаимодействия. В раннем возрасте это может проявляться в виде поведенческих проблем, когда в ответ на сенсорные перегрузки, новый опыт и другие травмирующие ситуации ребенок отвечает нежелательным и неуправляемым поведением (истерики, аутоагрессия и т. д.). По мере развития ситуация может меняться в лучшую сторону, но проявления аутизма настолько вариативны, что нет единой схемы процесса, который может стать как прогрессом, так и регрессом.
Сложности с социальным взаимодействием часто обусловлены тем, что ребенок с синдромом Аспергера не знает и не понимает, как конкретно он может начать общение со сверстником. Эти затруднения во многом связаны с отсутствием способности распознавать эмоции других людей, чувствовать подоплеку реплик и социальный подтекст разговора. В таких случаях могут помочь социальные истории, в ходе которых дети с синдромом Аспергера накапливают опыт и проживают заранее часто встречающиеся ситуации. Темой социальных историй может быть:
— использование общественного транспорта
— посещение магазинов, аптек
— посещение общественных мест (театр, музей, кинотеатр и т. д.)
— визит к врачу, стоматологу
— посещение банка, почты, службы доставки
— участие в вечеринке, праздновании дня рождения
и др.
Такие социальные истории создаются в зависимости от того, в каких именно ситуациях ребенок испытывает наибольшие затруднения. Наряду с «проживанием» этих ситуаций в теории так же эффективны практические занятия — реальные посещения общественных мест с присутствием поддерживающего человека (родителя, друга, тьютора).
В зависимости от индивидуальных особенностей, ребенок с синдромом Аспергера может иметь высокую чувствительность, несмотря на неспособность распознавать подобные проявления у других людей. Часто дети с синдромом Аспергера уже в подростковом возрасте осознают свои отличия от сверстников, поэтому может потребоваться помощь психолога и тераписта для разъяснения этих отличий и эмоциональной поддержки.
Коррекция и прогнозы развития
Поскольку наличие у ребенка синдрома Аспергера часто подразумевает интеллектуальную сохранность и отсутствие явно выраженных проблем с речью, то прогноз по компенсации нарушения достаточно благоприятный. Часто люди с этим расстройством успешно социализируются, адаптируются к самостоятельной жизни, могут создавать семьи и вести активную жизнь. Но все зависит от индивидуальных особенностей.
В любом случае, даже при отсутствии заметных нарушений дети с синдромом Аспергера нуждаются в специальном обучении и поддержке. Обучение должно включать в себя не только развитие различных бытовых и академических навыков, но и способности к совместным играм, управлению поведением, гармонизации сенсорной чувствительности, пониманию границ тела, распознаванию эмоций и чувств и многое другое.
Симптом Аспергера, признаки которого у детей часто выявляются в достаточно позднем возрасте, поддается коррекции при условии регулярных занятий со специалистами. В нашем Центре LOQUAR мы прописываем индивидуальный вариант программы коррекции для каждого ребенка, в зависимости от его особенностей и потребностей. В случае, если у ребенка синдром Аспергера, ему часто бывают необходимы более углубленные занятия по освоению навыков коммуникации и контролю поведения, а так же по сенсорной интеграции.
Коррекция:
- Коррекция аутизма
- Методы коррекции аутизма
- АВА-терапия
- Коррекционные программы для детей с аутизмом
- Интенсивный курс комплексной помощи при аутизме
- Инклюзивное сопровождение детей с проблемами поведения
- Коррекционные занятия для детей с аутизмом
Полезные статьи и ответы на вопросы:
- Что такое аутизм?
- Признаки аутизма у детей
- Причины развития детского аутизма
- Обучение детей с аутизмом
- Ранний детский аутизм (РДА)
- РАС у детей: что такое аутистическое расстройство?
- Аутизм: Ответы на самые часто задаваемые вопросы
Что такое синдром Аспергера? — Симптомы
Похожие темы
Что такое синдром Аспергера?
Синдром Аспергера (также известный как просто синдром Аспергера) — это нарушение развития. Это одна из форм диагностики расстройств аутистического спектра (РАС). Это вызывает нарушение речи и коммуникативных навыков, а также повторяющееся или ограничительное мышление и поведение.
Люди с диагнозом синдром Аспергера обычно обладают высоким интеллектом и не имеют задержки речи. Однако они, как правило, играют, учатся, говорят и действуют не так, как другие.
Симптомы синдрома Аспергера
У детей могут проявляться признаки синдрома Аспергера в раннем возрасте. Признаки того, что у вашего ребенка может быть синдром Аспергера, включают:
- Одержимость одним интересом.
- Тяга к повторению и рутине (и плохая реакция на изменения).
- Отсутствие социальных сигналов в игре и разговоре.
- Отсутствие зрительного контакта со сверстниками и взрослыми.
- Непонимание абстрактного мышления.
У вашего ребенка также могут быть проблемы с ролевой игрой, он не хочет, чтобы его брали на руки или прикасались, или у него были необычные реакции на шумы, запахи или вкусы. Эти вещи могут быть заметны врачу вашего ребенка, учителю и даже вам как родителю. Обратитесь к врачу, если вы подозреваете, что коммуникативные и социальные навыки вашего ребенка не развиваются должным образом. Ваш врач может направить вас к специалисту по развитию.
Что вызывает синдром Аспергера?
Ничто не вызывает синдром Аспергера. Тем не менее, исследования показывают, что определенные факторы во время беременности и после рождения могут повысить риск диагноза расстройства аутистического спектра у ребенка. К этим факторам относятся:
- Хромосомная аномалия (например, синдром ломкой Х-хромосомы).
- Использование матерью рецептурных лекарств во время беременности (таких как вальпроевая кислота при судорогах или расстройствах настроения или талидомид при тревоге).
- Родился у пожилых родителей.
Этот тип расстройства аутистического спектра чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек.
Как диагностируется синдром Аспергера?
Врачи могут диагностировать этот синдром Аспергера у детей в возрасте 18 месяцев. Нет анализа крови или медицинского сканирования для диагностики состояния. Врачи сравнивают поведение и развитие ребенка с контрольным списком вех в сравнении со сверстниками того же возраста.
Можно ли предотвратить или избежать синдрома Аспергера?
Поскольку причина расстройства аутистического спектра неизвестна, нет способа предотвратить или избежать его.
Лечение синдрома Аспергера
Раннее и регулярное лечение может помочь вашему ребенку справиться с симптомами, связанными с синдромом Аспергера. Это может подготовить его или ее к взрослой жизни. Лечение обычно включает сочетание речевой, физической, трудовой и когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Терапевтическая группа решит, как часто ей нужно работать с вашим ребенком. Сеансы терапии могут выглядеть так:
- Социальные навыки и логопедия: Ваш ребенок может хорошо говорить. Тем не менее, ему или ей может понадобиться научиться важным разговорным навыкам. Эти навыки включают в себя умение говорить по очереди, устанавливать зрительный контакт с другим человеком, проявлять интерес к тому, что человек говорит, и учиться говорить на разные темы, не зацикливаясь на одной теме. Терапевт также может обучать соответствующим игровым навыкам, таким как чередование, соблюдение правил и умение справляться со своими эмоциями в присутствии других.
- Физиотерапия: Некоторые люди с диагнозом синдром Аспергера могут казаться неуклюжими. Физиотерапевт работает над развитием основной силы тела человека. Это поможет при беге, прыжках, вращении педалей на велосипеде, подъеме и спуске по лестнице и других физических упражнениях.
- Эрготерапия: Эрготерапевт помогает людям с синдромом Аспергера развивать мелкую моторику (все, что требует использования рук). Они также работают, чтобы помочь вашему ребенку справиться с сенсорными проблемами. Человек с диагнозом синдром Аспергера может быть чувствителен к определенным сенсорным переживаниям. Это может включать шум, прикосновение, запах или визуальные стимулы. Это могут быть определенные материалы, такие как пластилин, мел, песок и вода. Это может включать сенсорные проблемы, связанные с употреблением различных видов пищи и текстур. Терапевт вашего ребенка также будет работать над зрительно-моторной координацией и научит вашего ребенка правильно питаться. Прежде чем ваш ребенок пойдет в школу, эрготерапевт разовьет силу рук вашего ребенка до письма. Как только ваш ребенок пойдет в школу, терапевт поможет ему или ей развить навыки письма.
- Когнитивно-поведенческая терапия: Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) учит людей с синдромом Аспергера, как вести себя в обществе и справляться со своими эмоциями. Он учит важным навыкам, таким как контроль импульсов, страхов, беспокойства, навязчивых идей, прерывания и истерик. Для каждого человека она разная, в зависимости от его потребностей.
- Лекарство: Лекарства для лечения синдрома Аспергера не существует. Большинство лекарств лечат тревогу, депрессию или неспособность сосредоточиться, связанные с синдромом Аспергера. Обычно назначаемые лекарства от тревоги и депрессии включают селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС), нейролептики и стимуляторы.
Не игнорируйте ранние социальные и коммуникативные задержки вашего ребенка. Поведение при синдроме Аспергера не улучшится само по себе без терапии. По мере того, как ваш ребенок учится в школе, терапия может меняться, чтобы отражать потребности вашего ребенка в данный момент. Что еще более важно, спросите своих терапевтов, как применять терапию дома. Дети лучше всего справляются, когда терапия одинакова в школе и дома.
Терапия не является одноразовой процедурой. Повторяющаяся терапия помогает вашему ребенку развить соответствующее поведение. Детей нельзя наказывать за неподобающее поведение. Вместо этого терапевты используют стимулы и вознаграждения (предоставляя вашему ребенку дополнительное свободное время, здоровую закуску или что-то важное для него), чтобы поощрять соответствующее поведение.
Жизнь с синдромом Аспергера
Если у вашего ребенка был диагностирован синдром Аспергера или РАС, развитие отношений для него или нее потребует практики и усилий. Человек с диагнозом синдром Аспергера может не проявлять соответствующих эмоций (или любых эмоций), может не понимать иронии в шутке, расплывчатых понятий или простых моментов разговора. Сверстники могут чувствовать, что их поведение эксцентрично.
Хотя синдром Аспергера или РАС нельзя вылечить, терапия может помочь. Ваш ребенок может быть успешным в школе и во взрослой жизни. Многие работодатели говорят, что то внимание, которое человек с синдромом Аспергера или РАС уделяет своей работе, — это хорошо. Взрослые, у которых диагностирован синдром Аспергера или РАС, могут по-прежнему нуждаться в терапии или консультировании, чтобы научить их правильному личному поведению и поведению на рабочем месте.
Вопросы к врачу
- Должен ли я сообщить моему ребенку, что у него или нее синдром Аспергера/РАС, когда он или она повзрослеет?
- Связан ли синдром Аспергера/РАС с агрессивным или самоповреждающим поведением?
- Как я могу справиться со стрессом, связанным с воспитанием ребенка с синдромом Аспергера/РАС?
Синдром Аспергера Признаки, симптомы и причины
Первым шагом к получению помощи является признание проблемы. Если вы обеспокоены тем, что ваш ребенок или подросток может страдать от синдрома Аспергера, узнайте больше о признаках и симптомах, на которые следует обратить внимание.
Понимание синдрома Аспергера
Узнайте о синдроме Аспергера
Синдром Аспергера (АС) — это нейробиологическое расстройство, входящее в группу расстройств аутистического спектра (РАС), которые охватывают ряд отклонений в развитии. Эти сложные расстройства развития нервной системы характеризуются трудностями в общении, социальными нарушениями и ограничительными, повторяющимися моделями поведения. РАС возникают в зависимости от степени тяжести, и симптомы расстройства могут проявляться в различных комбинациях у каждого ребенка или подростка с расстройством. У двух детей с одинаковым диагнозом могут быть одинаковые модели поведения, но они могут демонстрировать разные способности и навыки. Некоторые люди с РАС имеют серьезную инвалидность и нуждаются в существенной поддержке в повседневной жизни. Однако синдром Аспергера считается самой легкой формой РАС, а те, у кого он есть, считаются «высокофункциональными».
Хотя целью является ранняя диагностика с использованием стандартизированного скрининга в возрасте до двух лет, неспецифический характер симптомов, связанных с синдромом Аспергера, может задержать правильную диагностику и лечение. После постановки диагноза синдрома Аспергера следует начать план лечения, который координирует несколько терапевтических модальностей (таких как логопедия для закрепления правильных методов общения, физиотерапия для преодоления задержки мелкой и крупной моторики и трудотерапия для уменьшения чрезмерной стимуляции от сенсорных стимулов). как можно раньше. План лечения СА должен основываться на интересах ребенка, следовать предсказуемому графику и активно вовлекать внимание ребенка в структурированные действия, обеспечивая при этом регулярное подкрепление положительного поведения. Некоторым детям с АС помогает обучение социальным навыкам, чтобы научить правильному взаимодействию со сверстниками, когнитивно-поведенческая терапия для обучения эмоциональной регуляции и лекарства по мере необходимости для облегчения симптомов сопутствующих заболеваний. При эффективном и своевременном лечении и поддержке большинство детей с синдромом Аспергера способны преодолеть множество проблем, связанных с этим расстройством.
Статистика
Статистика синдрома Аспергера
По оценкам Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC), примерно у 1 из каждых 88 детей диагностировано расстройство аутистического спектра. Подсчитано, что около 1% детей в возрасте от 3 до 17 лет в Соединенных Штатах имеют РАС. Однако точное число людей с синдромом Аспергера, в частности, в настоящее время неизвестно.
Причины и факторы риска
Причины и факторы риска синдрома Аспергера у детей и подростков
Точная причина синдрома Аспергера остается загадкой; исследователи обычно считают, что к развитию этого расстройства могут привести различные генетические, экологические и физические факторы риска. Часто упоминаемые причины и факторы риска синдрома Аспергера включают:
Генетический : Дети и подростки, у которых есть родственники первой степени родства, такие как родитель или брат или сестра с синдромом Аспергера, подвержены более высокому риску развития расстройства, чем дети без аналогичной семьи. история. Однако не все люди с синдромом Аспергера имеют семейный анамнез этого расстройства.
Физический : Исследования мозга, такие как МРТ и КТ, показали, что существуют структурные и функциональные различия в определенных областях мозга людей, страдающих синдромом Аспергера.
Окружающая среда : Текущие исследования сосредоточены на роли вирусных инфекций, внутриутробных осложнений и загрязнителей воздуха в развитии расстройств аутистического спектра, таких как синдром Аспергера. Известно, что не существует никакой связи между иммунизацией и аутизмом.
Факторы риска:
- Быть мужчиной
- Сопутствующее психическое расстройство, такое как депрессия или тревога
- Наличие другого заболевания, такого как синдром ломкой Х-хромосомы, туберозный склероз, эпилепсия и синдром Туретта
- Рождение у пожилых родителей
Признаки и симптомы
Признаки и симптомы синдрома Аспергера у детей и подростков
Симптомы синдрома Аспергера обычно проявляются после того, как ребенку исполнится 3 года, но могут быть диагностированы и в более позднем возрасте. Симптомы синдрома Аспергера варьируются от человека к человеку; нет двух одинаковых проявлений симптомов. Некоторые из наиболее распространенных симптомов синдрома Аспергера включают:
Поведенческие симптомы :
- Дети могут искать, но им трудно общаться со сверстниками
- Чрезмерный разговор, особенно на определенную тему
- Частые односторонние разговоры
- Отсутствие навыков межличностных отношений и инстинктов
- Неумение выражать собственные чувства
- Часто озвучивает внутренние мысли
- Атональный, плоский, с недостаточным тоном и акцентом стиль речи, который может создать трудности в понимании этих детей, когда они говорят
- Отсутствие сочувствия
- Неспособность понять социальные нормы
- Может не смотреть в глаза или, наоборот, может смотреть на других
- Может не понимать концепцию личного пространства
Физические симптомы:
- Плохая мелкая моторика
- Плохой почерк
- Повышенная чувствительность и перевозбуждение по отношению к громким звукам, яркому свету, необычным текстурам или резким вкусам
- Плохая координация
- Неуклюжесть
- Необычные позы и жесты
- Трудности с использованием навыков крупной моторики, например, необходимых для езды на велосипеде
Когнитивные симптомы:
- Огромные трудности с изменением или нарушением рутины
- Может иметь один или несколько очень избранных интересов, о которых они хорошо осведомлены
- Трудности улавливания тонких изменений тона, высоты тона и голоса, которые сопровождают обычный разговор
- Может быть не в состоянии понять сарказм или шутки
- Отсутствие врожденных социальных навыков, таких как чтение языка тела, разговор по очереди или общение с другими людьми
- Плохие организаторские способности
Психосоциальные симптомы :
- Пониженная самооценка
- Склонность к застенчивости
- Депрессия
- Беспокойство
- Капризность
- Одиночество и социальная изоляция
- Ощущение себя «непохожим» на своих сверстников
Последствия
Последствия синдрома Аспергера у детей и подростков
Большинство детей и подростков с диагнозом синдром Аспергера, которые проходят терапию для улучшения социальных и двигательных навыков, могут продолжать жить счастливой жизнью.