Синдром навязчивости у детей: причины, симптомы, лечение – статьи от АО Медицина

Содержание

Лечение навязчивости, неврозов, тиков у детей в Пятигорске, КМВ, Ставропольский край

  • Боли в спине
  • Постковидный синдром
  • Алкоголизм
  • Вегетососудистая дистония
  • Головные боли
  • Депрессии и мании у детей и подростков
  • Депрессии
  • Навязчивости. неврозы. тики. энурез у детей
  • Паническая атака (паника)
  • Повышенная потливость

Панические атаки

Депрессии

Алкоголизм

Остеохондроз

Навязчивости – это непроизвольно возникающие непреодолимые чуждые личности больного мысли, представления, воспоминания, сомнения, страхи, влечения, движения и пр. При этом сохраняется критическое отношение к ним и попытки борьбы с этими проявлениями.

Навязчивые состояния характеризуются непроизвольным и непреодолимым возникновением мыслей, представлений, сомнений, страхов, влечений, двигательных актов. Появление навязчивостей субъективно неприятно, происходит при сохраняющемся (в отличие от бреда) понимании болезненности этих нарушений и критическом к ним отношении.

Навязчивые идеи – непроизвольно возникающие мысли, содержание которых не несет адекватной информации, что критически оценивается пациентом, который контролирует свое поведение.

Навязчивые сомнения – навязчивые мысли с мучительной неуверенностью в правильности и завершенности своих действий. Преобладают неотвязные мысли о правильности обычно уже принятых решений или совершенных действий (заперли дверь, выключил ли газ). Больные постоянно стремятся проверить себя, при этом практически не успокаиваясь.

Навязчивые действия – навязчивости, связанные с непреодолимым стремлением совершать какие-либо действия или движения. Навязчивые действия совершаются против желания, напоминают естественные, но утратившие свой смысл жесты и движения. Больные с такими привычными, повторяющимися движениями могут трясти головой, словно проверяя, хорошо ли сидит головной убор, производить движения рукой, как бы отбрасывая мешающие волосы, расправлять складки одежды и др.

Навязчивые представления – навязчивости, связанные с назойливо возникающими одними и теми же представлениями.

Навязчивые припоминания – навязчивости, связанные со стремлением вспоминать какие-либо сведения, даты, имена без какой-либо необходимости.

Навязчивые страхи (фобии) разнообразны по содержанию. Чаще всего наблюдаются боязнь открытых пространств и закрытых помещений (агорафобия, клаустрофобия), страх транспорта, страх возможности выполнения каких-либо привычных функций (глотание, мочеиспускание, половой акт и др.), связанный с тревожными опасениями неудачи. Наряду с этим нередко отмечаются страх публичных выступлений, боязнь покраснеть (эрейтофобия), проявить неловкость или замешательство в обществе, а также разнообразные нозофобии (кардиофобия, канцерофобия, боязнь сойти с ума и др.). Иногда наблюдается боязнь возникновения навязчивых страхов (фобофобия).

Навязчивые ритуалы – навязчивые движения и действия, имеющие значение заклинания и носящие защитный характер.

Ритуалы обычно выступают совместно с фобиями, навязчивыми сомнениями и опасениями для предупреждения мнимого несчастья (например, гибели близких) или преодоления навязчивого сомнения (например, сомнения в благополучном исходе предстоящих на службе мероприятий). При этом в определенном порядке совершается ряд навязчивых действий – движение лишь по определенным маршрутам, использование при поездках в транспорте только головных вагонов и т. п. Выполнение ритуала обычно сопровождается чувством облегчения.

Навязчивости наблюдаются при неврозах, шизофрении, органических заболеваниях ЦНС.

Основными видами навязчивостей у детей и подростков являются:

В зависимости от преобладания тех или других условно могут быть выделены две разновидности невроза: невроз навязчивых страхов (фобический невроз) и невроз навязчивых действий (обсессивный невроз). Однако часто встречаются навязчивые состояния смешанного характера.

При неврозе навязчивых страхов содержание фобий зависит от возраста ребенка.

У детей более младшего возраста преобладают навязчивые страхи заражения и загрязнения, острых предметов (особенно иголок), закрытых помещений.

У детей старшего возраста и подростков доминируют страхи болезни и смерти (от удушья, от остановки сердца и т.о.), страх подавиться при еде, страх покраснеть, навязчивый страх речи (у заикающихся). Страх за свое здоровье нередко переносится на близких и выступает в форме страха за здоровье родителей

Особую разновидность фобического невроза у подростков представляет невроз ожидания, который характеризуется тревожным ожиданием и страхом неудачи при выполнении какого-либо привычного действия, а также нарушением этого действия при попытке его выполнить. К проявлениям невроза ожидания у детей старшего возраста и подростков относится так называемый страх устных ответов в классе, который сопровождается невозможностью связно изложить материал при вызове к доске, несмотря на то, что они хорошо подготовились. Явления невроза ожидания нередко присоединяются в качестве вторичных расстройств к другим невротическим нарушениям (например, к невротическому заиканию и энурезу, невротической бессоннице).

Симптоматика невроза навязчивых действий у детей и подростков выражается преимущественно в виде разнообразных навязчивых движений и действий. В дошкольном и младшем школьном возрасте преобладают элементарные навязчивые движения — навязчивые тики, а также относительно простые навязчивые действия.

Характер навязчивых тиков весьма разнообразен, чаще всего это мигания, наморщивание лба или носа, подергивания плечами, респираторные тики («шмыгание» носом, «хмыкание», покашливание и т.п.). Внешне сходные непроизвольные движения часто наблюдаются у детей младшего возраста при различных расстройствах.

  • Навязчивые тики возникают на основе различных целесообразных защитных движений, чаще рефлекторных (мигательный рефлекс при попадании и глаз инородного тела или при конъюнктивите; наморщивание лба при низко спускающихся волосах, облизывание губ при их сухости, вздергивание плечами и откидывание головы при появлении пугающего объекта перед лицом и т.

    п.), хотя в дальнейшем они утрачивают первоначальный защитный характер;

  • У больного с навязчивыми тиками имеется потребность в повторении навязчивого движения, связанная с эмоциональным напряжением, которое усиливается при задержке этого движения;

  • Навязчивые движения осознаются больными (исключая детей раннего и преддошколыюго возраста) как чуждые, болезненные, как «дурная привычка»;

  • Дети школьного возраста часто стесняются своих навязчивых тиков, стараются скрыть или замаскировать их;

  • Навязчивые тики не имеют признаков неврологической локальности (например, в виде четкого преобладания с одной стороны), которые нередко наблюдаются при неврозоподобных тиках резидуально-органического происхождения;

  • Навязчивые тики значительно усиливаются при волнении и в психотравмирующих ситуациях, в то время как в случае соматического заболевания они либо не меняются, либо даже ослабевают;

  • Тики навязчивого характера, как правило, сочетаются с различными невротическими расстройствами, включая навязчивые страхи, опасения и др;

  • Применение психотерапевтических мероприятий при навязчивых тиках часто дает эффект, тогда как при неврозоподобных тиках любого происхождения большинство видов психотерапии (исключая аутогенную тренировку) малоэффективно.

Лечение навязчивых состояний должно быть всегда комплексным – медикаментозная терапия в сочетании с психотерапией.

В зависимости от того, в рамках какого психического расстройства наблюдаются навязчивости, разрабатывается тактика терапии.

Установление правильного диагноза приводит к правильному, адекватному лечению, и тем самым к полному здоровью.

 

Синдром навязчивых движений у ребенка: причины, симптомы, лечение

Среди неврозов детского возраста одним из самых распространенных считается синдром навязчивых движений у ребенка. Он проявляется в стремлении совершать непроизвольные многократно повторяющиеся действия, из-за чего эту патологию часто путают с тиками. Разбираемся, какие факторы приводят к развитию этого невроза и что можно сделать, чтобы вылечить ребенка от него.

Общее описание

Невроз навязчивых движений у детей — неврологический синдром, при котором ребенок испытывает потребность совершать повторяющиеся действия. Чаще всего такое движение носит неосознанный характер и слабо контролируются им. Патологическое поведение может встречаться уже у детей 2–3 лет и сохраняться в подростковом возрасте.

В МКБ-10 этот невроз относят к обсессивно-компульсивным расстройствам. При подтвержденном диагнозе присваивается код F42.2 («Смешанные навязчивые действия и мысли»).

За развитие синдрома отвечает нарушение передачи импульсов в подкорковых отделах головного мозга, кора при этом не вовлекается в патологический процесс. Повторяющиеся движения помогают реализовать повышенную двигательную активность. Эта потребность снижается за счет простых действий, которые остаются одинаковыми и в 4, и в 8 лет.

Причины развития

Навязчивость возникает под влиянием нескольких факторов и обычно носит полиэтиологический природу. Ключевыми из них считают следующие:

Причина

Описание

Биологические

В группу таких причин относят перинатальные и постнатальные повреждения головного мозга. К таким причинам относится ранний и поздний токсикоз, гипоксия, наследственные болезни, тяжелые роды, недоношенность, энцефалопатия в раннем возрасте и так далее.

Психологические

Развитию неврозов способствуют психологические травмы, сильные стрессы, высокая нагрузка и особенности характера ребенка.

Социальные

Факторами риска часто служит проживание в неблагоприятных условиях, авторитарный тип воспитания, гипер- или гипоопека, которые могут стать причиной постоянного страха, конфликты в коллективе, случаи травли в школе или детском саду.

Соматические

Нарушение могут вызвать и различные заболевания. Среди основных — аутоиммунные и нейродегенеративные заболевания, нарушения мозгового кровообращения, различные инфекции и психиатрические проблемы.

Выявить конкретную причину, которая привела к неврозу навязчивых состояний у детей не всегда представляется возможным.

Компульсивные движения часто возникают на фоне резких перемен в жизни ребенка — завершения грудного вскармливания, начало обучения в школе или детском саду, экзамены в 9 и 11 классах. Предупредить их появление поможет работа с психологом, который обучит ребенка экологичным методам борьбы со стрессом.

Получить консультацию психолога

Standard

Персональный пакет для круглосуточного общения с российскими врачами по телефону

1105 ₽/мес

13 256 ₽

Подробнее

Family

Семейный пакет для круглосуточного общения с российскими врачами по телефону

1819 ₽/мес

21 830 ₽

Подробнее

Premium

Максимальный пакет безлимитного круглосуточного общения с российскими врачами по телефону

2555 ₽/мес

30 661 ₽

Подробнее

Основные симптомы

Ребенок синдромом повторяющихся движений испытывает постоянное неопределимое желание совершать одно и то же повторяющееся действие. Обычно они проявляются следующим образом:

  • покусывание губ;
  • частое моргание;
  • сосание пальца;
  • кусание ногтей;
  • скрежет зубами;
  • щелканье пальцами;
  • движения руками;
  • покачивания из стороны в сторону;
  • дергание волос.

От навязчивых действий у детей следует отличать тики — непроизвольные сокращения мышц, которые невозможно контролировать.

Фото: 4 признака, которые помогут отличить невроз от тика

Кроме того, у ребенка могут наблюдаться признаки психологического дискомфорта, которые выражаются подавленным настроением, повышенной тревожностью, апатией, расстройством сна и другими признаками неврозов.

Возможные осложнения

Патология не проходит без последствий для ребенка и его здоровья. В первую очередь страдает сам орган, вовлеченный в навязчивое действие. Например, при бруксизме могут стираться коронки зуба, а дергание за волосы может приводить к их потере.

Затрагивается и психологическая сфера. Навязчивые движения, особенно у подростков и дошкольников в 5–6 лет, могут стать причиной насмешек со стороны сверстников. Из-за этого ребенок теряет уверенность в себе, у него снижается самооценка, он замыкается в себе и начинает избегать социальных контактов.

Важно! На фоне синдрома навязчивых движений у ребенка могут развиваться и другие формы неврозов — заикание, истерия, энурез и других. Также у него может развиться одно из форм ОКР.

Методы диагностики

Диагноз ставится на основании очного осмотра и сбора анамнеза. Для этого используются специальные опросники и тестирования. Диагностикой и лечением может заниматься невропатолог, психиатр и нейропсихолог. В некоторых случаях может потребоваться помощь других врачей.

Поскольку навязчивые состояния могут указывать на другие патологии, среди которых тики, аутизм, ишемия, ребенку необходимо пройти обследование для исключения этих состояний. Для этого проводят МРТ, ЭЭГ, КТ и другие исследования, которые помогают оценить работу мозга.

Способы коррекции

Терапия имеет три основных направления: купирование симптомов при помощи лекарств, устранение провоцирующих факторов и психотерапию.

  1. Медикаментозная терапия. Включает три этапа — купирование, стабилизация, поддержка.
  2. Коррекция образа жизни. По возможности ребенка переводят из токсичного коллектива, налаживают отношения в семье, пересматривают методы воспитания и улучшают условия жизни ребенка.
  3. Психотерапия. Методы применяют в зависимости от симптоматики и причин развития невроза. Часто используется игровая, сказо- и арт-терапия, работу с комплексами и страхами, развивают различные навыки.

При своевременном и правильно подобранном лечении удается если не полностью вылечить невроз навязчивости, то хотя бы научить ребенка распознавать его и проявлять безопасными для себя способами. Тем не менее почти ⅔ столкнувшихся с этой проблемой детей сохраняют ее на всю жизнь.

Запишитесь на онлайн-консультацию, если не получается справиться с неврозом навязчивых состояний у ребенка. Наши врачи дистанционно помогут определить, в чем заключается проблема, какие обследования нужно сдать и что можно сделать, чтобы стабилизировать состояние ребенка.

Частые вопросы

Какие бывают навязчивые движения у ребенка?

+

Ими могут быть любые действия — покашливание, закусывание губы, грызение ногтей и так далее.

Из-за чего возникает невроз навязчивости у детей?

+

Причиной могут быть психологические и социальные проблемы, а также различные заболевания.

Как лечить навязчивые движения у детей?

+

Для этого нужно устранить причину невроза, подобрать медикаментозную терапию и заниматься с психологом.

Заключение эксперта

Синдром навязчивых движений у ребенка представляют собой неврологическую патологию, при которой он постоянно совершает одно и то же движение. Патология может развиваться в любом возрасте (дошкольном, школьном, подростковом) и возникает на фоне болезней и психологических проблем. Лечение направлено на устранение провоцирующего невроз фактора и включает медикаментозную терапию и психотерапевтическую работу.

Публикуем только проверенную информацию

Автор статьи

Пружинин Марк Юльевич врач – педиатр

Стаж 30 лет

Консультаций 1572

Статей 207

Опытный врач-педиатр с большим стажем и клиническим опытом работы в различных медицинских организациях в области общей педиатрии, реанимации-анестезиологии и нейроинфекции. Работает с ведущими специалистами, посещает международные и российские конференции.

Педиатрическое обсессивно-компульсивное расстройство

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) — распространенное расстройство, которое часто начинается в детстве и часто не распознается, не диагностируется и не лечится.

Обсессивно-компульсивное расстройство характеризуется повторяющимися навязчивыми идеями (нежелательными идеями, мыслями, образами или побуждениями) и компульсиями (повторяющееся поведение или умственные действия), направленными на предотвращение риска и/или облегчение стресса.

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей отличается от типичных для развития детских ритуалов, таких как предписанные правилами ритуалы отхода ко сну и суеверное поведение. ОКР отличается от случайных неприятных мыслей и обычных детских тревог. Оно более интенсивное и стойкое, а опыт ОКР более тревожный и бессмысленный, чем повседневные заботы.

Педиатрическое обсессивно-компульсивное расстройство имеет множество различных проявлений: беспокойство по поводу микробов, беспокойство по поводу ответственности за причинение вреда, видение тревожных изображений насилия, озабоченность правилами удачи и потребность в том, чтобы все было «как надо».

Во всех проявлениях ОКР характерно постоянное стремление уменьшить неуверенность и стресс. К сожалению, эти усилия на самом деле поддерживают и усиливают симптомы ОКР. При отсутствии лечения педиатрическое обсессивно-компульсивное расстройство может стать хроническим и изнурительным состоянием, которое мешает развитию и сохраняется во взрослом возрасте.

В любой момент времени примерно 1 из каждых 100 взрослых (или от 2 до 3 миллионов взрослых в США) страдает ОКР. Подсчитано, что по крайней мере 1 из 200 детей и подростков в США страдает обсессивно-компульсивным расстройством. Это примерно столько же детей, больных сахарным диабетом.

Педиатрическим обсессивно-компульсивным расстройством страдают как мальчики, так и девочки. У мальчиков более вероятно начало в препубертатном периоде (и семейный анамнез ОКР или синдрома Туретта). Девочки более склонны к развитию обсессивно-компульсивного расстройства в подростковом возрасте или в возрасте двадцати лет.

Причины и факторы риска

Как и в случае многих поведенческих или психических расстройств, причины ОКР до конца не изучены. Большинство экспертов сходятся во мнении, что ОКР — это нейроповеденческое расстройство, затрагивающее как мозг, так и поведение. Области мозга, наиболее часто поражаемые, — это передняя часть мозга и более глубокие структуры мозга (называемые корково-полосатыми цепями мозга). Серотонин является нейротрансмиттером (химическим мессенджером), участвующим в этих цепях. Имеются некоторые данные о том, что у небольшой группы детей препубертатного возраста с обсессивно-компульсивным расстройством наблюдаются приступы и обострения симптомов, связанные с их иммунным ответом на определенные инфекции (например, острый фарингит).

Кроме того, данные свидетельствуют о том, что ОКР передается по наследству, и гены, вероятно, играют роль в биологической уязвимости для этого расстройства у многих людей. Интересно, что некоторые эксперты считают, что тип ОКР, возникающий в детстве, имеет более сильный генетический компонент по сравнению с ОКР, возникающим во взрослом возрасте.

Хотя различия в мозге и генах пострадавших, вероятно, играют роль в развитии ОКР, ОКР также является приобретенным расстройством. Обсессивно-компульсивное расстройство обычно начинается с, казалось бы, безобидного и благонамеренного поведения, направленного на то, чтобы избавиться от неприятных ощущений. Тем не менее, эти способы мышления и поведенческие модели становятся заученными и со временем укрепляются по мере того, как они практикуются. Получение нового знания о пугающих результатах и ​​собственных способностях является ключевым компонентом эффективного лечения.

Симптомы и типы

Навязчивые идеи — это навязчивые мысли, образы или побуждения, возникающие снова и снова. Эти мысли застревают в сознании больного ребенка, как липучки промышленной прочности. Дети и подростки воспринимают эти мысли как очень тревожные и нежелательные. Это и понятно, потому что навязчивые идеи сопровождаются неприятными чувствами, включая страх, тревогу, отвращение, сомнение и/или «неправильные» ощущения.

Ниже приведены примеры распространенных навязчивых идей, с которыми сталкиваются люди с ОКР:

  • Озабоченность биологическими жидкостями или отходами, грязью, микробами/болезнями, химикатами или липкими веществами. Страх заражения и/или распространения предполагаемых загрязняющих веществ.
  • Озабоченность болезнью или болезнью (например, рвота, развитие болезни, рак).
  • Страх быть ответственным за ужасный вред, если не быть достаточно осторожным (например, сжечь дом, наехать на кого-то, нанести непоправимый вред чьим-то чувствам).
  • Нежелательные мысли (например, образы насилия, запретные мысли или образы о сексе или табуированном поведении, опасения по поводу того, что вы гомосексуалист).
  • Страх потерять контроль и сделать что-то ужасное или несовместимое с самоощущением (например, украсть, причинить вред другим, причинить вред себе).
  • Чрезмерное беспокойство о добре и зле, наличие чистых намерений, боязнь оскорбить Бога или опасения по поводу богохульства.
  • Суеверные представления об удаче (счастливые/несчастливые числа, цвета и т. д.).
  • Беспокойство по поводу равномерности, симметрии, полноты или выполнения чего-либо «в самый раз» (например, чтения или письма, аранжировки).
  • Нужно знать, помнить, понимать, или говорить, или делать что-то в совершенстве.

Навязчивые действия (также называемые ритуалами) — это повторяющиеся действия или умственные действия, которые человек чувствует побуждением совершать в ответ на одержимость или в соответствии с правилами, которые должны строго соблюдаться. Хотя дети не всегда могут объяснить свою цель, навязчивые действия направлены на предотвращение или уменьшение дистресса и/или предотвращение ужасного исхода. Однако это компульсивное поведение явно чрезмерно и не связано реалистичным образом с результатами, которые они намеревались нейтрализовать или предотвратить.

Ниже приведены примеры распространенных компульсий, испытываемых людьми с ОКР:

  • Чрезмерное мытье рук, принятие душа, уход за собой, уборка или другие действия по обеззараживанию.
  • Следование жестким правилам или ритуальному поведению для обеспечения безопасности.
  • Проверка, чтобы убедиться, что вред не был причинен или не было допущено ошибок.
  • Поиск утешения, признание, постоянное задавание вопросов.
  • Поиск информации, проверка/осмотр тела.
  • Умственные ритуалы, такие как специальные высказывания, молитвы, мысленное рассмотрение ситуаций.
  • Идеально выполнять определенные задачи и/или делать вещи «как раз правильно».
  • Повторение, счет, прикосновение, упорядочивание/расстановка, повторение или отмена.

Избегание ситуаций, вызывающих навязчивые идеи и компульсии, является очень частой реакцией (например, избегать прикосновения к предметам, посещения мест, размышлений). В самом деле, избегание часто является реакцией, потому что оно часто позволяет обойти тревогу и предполагаемую потребность участвовать в трудоемких компульсивных ритуалах.

Навязчивые действия и избегание ОКР иногда называют « безопасным поведением », потому что они используются, чтобы избежать риска и дискомфорта. Однако ОКР не следует правилам здравого смысла, и со временем такое безопасное поведение фактически усиливает тяжесть ОКР и помехи от него.

Диагностика и тесты

Детские психологи, детские психиатры и другие квалифицированные специалисты в области поведенческого здоровья обычно диагностируют педиатрическое обсессивно-компульсивное расстройство после комплексной диагностической оценки, основанной на наблюдении и оценке симптомов. Всесторонняя оценка отличает симптомы ОКР от других состояний, которые также включают повторяющиеся мысли или повторяющееся поведение (например, другие тревожные расстройства, тиковые расстройства, привычки, таскание за волосы, ковыряние кожи, озабоченность своим телом или весом, расстройство аутистического спектра или психоз). Кроме того, всесторонняя оценка включает в себя оценку часто сопутствующих заболеваний, а также понимание и участие семьи в лечении ОКР ребенка.

Обсессивно-компульсивное расстройство диагностируется, когда у ребенка или подростка возникают навязчивые идеи или компульсии, которые отнимают много времени, причиняют беспокойство и/или мешают важным областям жизнедеятельности (например, в школе, с друзьями или дома). Если у ребенка есть тиковое расстройство (или тиковое расстройство в анамнезе), к диагнозу ОКР применяется спецификатор «связанный с тиком».

Лечение и уход

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей хорошо поддается лечению. Лечение первого уровня детского обсессивно-компульсивного расстройства легкой и средней степени тяжести представляет собой тип когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), в котором особое внимание уделяется подходу, называемому 9.0023 Предотвращение воздействия и реагирования или E/RP. Когда симптомы ОКР от умеренных до тяжелых или при обстоятельствах, которые могут препятствовать успешной КПТ, следует рассмотреть комбинированный подход к лечению (КПТ плюс медикаментозное лечение с помощью ингибиторов обратного захвата серотонина [СИОЗС]).

В рамках когнитивно-поведенческой терапии дети и родители узнают о цикле ОКР и стратегиях выхода из тупиковых ловушек ОКР. Ранняя КПТ включает формирование готовности ребенка и семьи к участию в лечении. E / RP использует хорошо спланированное воздействие ситуаций ОКР в сочетании с воздержанием ребенка от непродуктивного безопасного поведения. Используя E/RP, дети и подростки учатся уменьшать силу своих мыслей об ОКР, учатся повышать свою терпимость к дискомфорту и учатся развивать «ментальные мускулы», необходимые для того, чтобы перестать заниматься безопасным поведением, которое поддерживает ОКР.

Родители играют очень важную роль в поддержке успешной когнитивно-поведенческой терапии. Они служат болельщиками, которые поддерживают и укрепляют храбрость, терпимость и учатся жить с сомнениями. Родителей учат, как изменить свое отношение к обсессивно-компульсивному расстройству своего ребенка, в том числе как смягчить поведение семьи, которое способствует возникновению симптомов ОКР.

Поскольку ОКР часто сочетается с другими расстройствами (например, синдромом Туретта, СДВГ, другими тревожными расстройствами, расстройствами пищевого поведения), общий план лечения часто должен учитывать их. Такие совпадения могут изменить приоритеты лечения и/или привести к уточнению рекомендуемого подхода к лечению. У небольшой группы детей, у которых ОКР связано с инфекцией, лечение ОКР одинаково (КПТ и/или СИОЗС). Антибиотики рекомендуются только тогда, когда у ребенка есть текущая активная инфекция.

Дополнительная информация и соответствующие ссылки

Международный фонд ОКР — www.ocfoundation.org
Американская ассоциация тревожности и депрессии — www.adaa.org

Ссылки и источники

Американская академия детской и подростковой психиатрии (2012 г.) Практические параметры оценки и лечения детей и подростков с обсессивно-компульсивным расстройством. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии, 51(1), 98-113.

Отделение Национального института психического здоровья, педиатрии и неврологии развития – Информация о PANDAS – www.nimh.nih.gov

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей и подростков

1. Flament MF, Whitaker A, Rapoport JL, и другие.. Обсессивно-компульсивное расстройство в подростковом возрасте: эпидемиологическое исследование. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 1988; 27: 764–71. [PubMed] [Google Scholar]

2. Heyman I, Fombonne E, Simmons H, et al.. Распространенность обсессивно-компульсивного расстройства в британском общенациональном исследовании психического здоровья детей. Бр. Дж. Психиатрия, 2001; 179.: 324–9. [PubMed] [Google Scholar]

3. Douglass HM, Moffitt TE, Dar R, et al.. Обсессивно-компульсивное расстройство в когорте 18-летних: распространенность и предикторы. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 1995; 34:1424–31. [PubMed] [Google Scholar]

4. Скуг Г., Скуг И. 40-летнее наблюдение пациентов с обсессивно-компульсивным расстройством. Arch Gen Psychiatry 1999; 56: 121–7. [PubMed] [Google Scholar]

5. Стюарт С., Геллер Д., Дженике М. и др.. Долгосрочные результаты педиатрического обсессивно-компульсивного расстройства: метаанализ и качественный обзор литературы. Acta Psychiatr Scand 2004; 110:4–13. [PubMed] [Академия Google]

6. Пьячентини Дж., Бергман Р.Л., Келлер М. и др.. Функциональные нарушения у детей и подростков с обсессивно-компульсивным расстройством. J Child Adolesc Psychopharmacol 2003;13(2, Приложение 1):61–9. [PubMed] [Google Scholar]

7. Wewetzer C, Jans T, Muller B, et al.. Отдаленные исходы и прогноз обсессивно-компульсивного расстройства с началом в детском или подростковом возрасте. Европейская детская подростковая психиатрия 2001; 10:37–46. [PubMed] [Google Scholar]

8. Micali N, Heyman I, Perez M, et al.. Отдаленные результаты обсессивно-компульсивного расстройства: наблюдение за 142 детьми и подростками. Бр Дж Психиатрия 2010;197:128–34. [PubMed] [Google Scholar]

9. Паулс Д.Л. Генетика обсессивно-компульсивного расстройства: обзор доказательств. Am J Med Genet C Semin Med Genet 2008;148C:133–9. [PubMed] [Google Scholar]

10. van Grootheest DS, Cath DC, Beekman AT и др.. Близнецовые исследования обсессивно-компульсивного расстройства: обзор. Twin Res Hum Genet 2005; 8: 450–58. [PubMed] [Google Scholar]

11. Eley TC, Bolton D, O’Connor TG и др.. Двойное исследование поведения, связанного с тревогой, у детей дошкольного возраста. J Детская психологическая психиатрия 2003; 44: 945–60. [PubMed] [Google Scholar]

12. Stewart SE, Yu D, Scharf JM и др.. Полногеномное исследование ассоциации обсессивно-компульсивного расстройства. Мол психиатрия 2013; 18: 788–98. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

13. Mattheisen M, Samuels JF, Wang Y, et al.. Полногеномное ассоциативное исследование обсессивно-компульсивного расстройства: результаты OCGAS. Mol Psychiatry 2014. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

14. Taylor S. Молекулярная генетика обсессивно-компульсивного расстройства: всесторонний метаанализ исследований генетической ассоциации. Мол Психиатрия 2013;18:799–805. [PubMed] [Google Scholar]

15. Паулс Д.Л., Абрамович А., Раух С.Л. и др.. Обсессивно-компульсивное расстройство: интегративная генетическая и нейробиологическая перспектива. Nat Rev Neurosci 2014; 15: 410–24. [PubMed] [Google Scholar]

16. Чемберлен С.Р., Мензис Л., Хэмпшир А. и др.. Орбитофронтальная дисфункция у пациентов с обсессивно-компульсивным расстройством и их здоровых родственников. Наука 2008;321:421–2. [PubMed] [Google Scholar]

17. Grisham JR, Fullana MA, Mataix-Cols D, et al.. Факторы риска, проспективно связанные с размерами обсессивно-компульсивных симптомов у взрослых и обсессивно-компульсивным расстройством. Psychol Med 2011;41:2495–506. [PubMed] [Google Scholar]

18. Visser HA, van Minnen A, van Megen H, et al.. Взаимосвязь между неблагоприятным детским опытом и тяжестью симптомов, хроническим течением и сопутствующими заболеваниями у пациентов с обсессивно-компульсивным расстройством. J Clin Psychiatry 2014. [PubMed] [Google Scholar]

19. Swedo SE, Leonard HL, Rapoport JL. Подгруппа педиатрических аутоиммунных нервно-психических расстройств, ассоциированных со стрептококковой инфекцией (PANDAS): отделить факты от вымысла. Педиатрия 2004;113:907–11. [PubMed] [Google Scholar]

20. Macerollo A, Martino D. Детские аутоиммунные нейропсихиатрические расстройства, связанные со стрептококковыми инфекциями (PANDAS): развивающаяся концепция. Тремор Другое Гиперкинет Мов (Нью-Йорк) 2013;3. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

21. Геллер Д.А., Бидерман Дж., Фараоне С. и др.. Аспекты развития обсессивно-компульсивного расстройства: результаты у детей, подростков и взрослых. J Nerv Ment Dis 2001; 189: 471–7. [PubMed] [Академия Google]

22. Леонард Х.Л., Голдбергер Э.Л., Рапопорт Д.Л. и др.. Ритуалы детства: нормальное развитие или обсессивно-компульсивные симптомы? J Am Acad Детская подростковая психиатрия 1990; 29:17–23. [PubMed] [Google Scholar]

23. Stein DJ, Fineberg NA, Bienvenu OJ и др.. Следует ли классифицировать ОКР как тревожное расстройство в DSM-V? Подавить беспокойство 2010; 27: 495–506. [PubMed] [Google Scholar]

24. Stengler K, Olbrich S, Heider D, et al. . Пациенты с ОКР обращаются за психиатрической помощью: влияние возраста начала заболевания. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol 2013;48:813–19. [PubMed] [Google Scholar]

25. Evans DW, Leckman JF, Carter A, et al.. Ритуал, привычка и перфекционизм: распространенность и развитие компульсивного поведения у нормальных маленьких детей. Чайлд Дев 1997; 68: 58–68. [PubMed] [Google Scholar]

26. Угер Р., Хейман И., Мортимор С. и др.. Скрининг молодых людей на обсессивно-компульсивное расстройство. BrJ Psychiatry 2007;191:353–4. [PubMed] [Google Scholar]

27. Бартон Р., Хейман И. Обсессивно-компульсивное расстройство у детей и подростков. Педиатр Детское Здоровье 2009;19:67–72. [Google Scholar]

28. Fernández de la Cruz L, Barrow F, Bolhuis K, et al.. Сексуальные навязчивые идеи при педиатрическом обсессивно-компульсивном расстройстве: клинические характеристики и результаты лечения. Depress Anxiety 2013; 30: 732–40. [PubMed] [Google Scholar]

29. Simonoff E, Pickles A, Charman T, et al. . Психические расстройства у детей с расстройствами аутистического спектра: распространенность, коморбидность и сопутствующие факторы в популяционной выборке. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2008; 47:921–9. [PubMed] [Google Scholar]

30. Рассел А.Дж., Ясси А., Фуллана М.А. и др.. Когнитивно-поведенческая терапия коморбидного обсессивно-компульсивного расстройства при высокофункциональных расстройствах аутистического спектра: рандомизированное контролируемое исследование. Подавить беспокойство 2013; 30: 697–708. [PubMed] [Google Scholar]

31. Leonard HL, Lenane MC, Swedo SE и др.. Тики и синдром Туретта: наблюдение за 54 обсессивно-компульсивными детьми в течение 2–7 лет. Am J Psychiatry 1992;149:1244–51. [PubMed] [Академия Google]

32. Diniz JB, Rosario-Campos MC, Hounie AG и др.. Хронические тики и синдром Туретта у пациентов с обсессивно-компульсивным расстройством. J Psychiatr Res 2006; 40: 487–93. [PubMed] [Google Scholar]

33. March JS, Franklin ME, Leonard H, et al. . Результаты лечения тиков сертралином, но не когнитивно-поведенческой терапией при педиатрическом обсессивно-компульсивном расстройстве умеренны. Биол Психиатрия 2007;61:344–7. [PubMed] [Google Scholar]

34. Volz C, Heyman I. Серия случаев: одержимость трансформацией у молодых людей с обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР). J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2007; 46: 766–72. [PubMed] [Академия Google]

35. КРАСОТА. Обсессивно-компульсивное расстройство: Основные вмешательства в лечении обсессивно-компульсивного расстройства и дисморфофобии. London: NICE, 2005. [Google Scholar]

36. Watson HJ, Rees CS. Метаанализ рандомизированных контролируемых исследований лечения обсессивно-компульсивного расстройства у детей. J Детская психологическая психиатрия 2008; 49: 489–98. [PubMed] [Google Scholar]

37. Левин А.Б., Парк Дж.М., Джонс А.М. и др.. Терапия для детей дошкольного возраста с обсессивно-компульсивным расстройством: экспериментальное рандомизированное контролируемое исследование. Behav Res Ther 2014; 56:30–8. [PubMed] [Академия Google]

38. Барретт П., Фаррелл Л., Даддс М. и др.. Когнитивно-поведенческое семейное лечение детского обсессивно-компульсивного расстройства: долгосрочное наблюдение и предикторы исхода. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2005; 44: 1005–14. [PubMed] [Google Scholar]

39. Farrell LJ, Schlup B, Boschen MJ. Когнитивно-поведенческое лечение обсессивно-компульсивного расстройства у детей в клинической практике по месту жительства: клиническая значимость и сравнение с эффективностью. Behav Res Ther 2010; 48:409–17. [PubMed] [Google Scholar]

40. Valderhaug R, Larsson B, Götestam KG, et al.. Открытое клиническое исследование когнитивно-поведенческой терапии у детей и подростков с обсессивно-компульсивным расстройством, проводимой в обычных поликлиниках. Behav Res Ther 2007; 45: 577–89. [PubMed] [Google Scholar]

41. Геллер Д.А., Марч Дж. Практический параметр для оценки и лечения детей и подростков с обсессивно-компульсивным расстройством. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2012; 51: 98–113. [PubMed] [Google Scholar]

42. POTS. Когнитивно-поведенческая терапия, сертралин и их комбинация для детей и подростков с обсессивно-компульсивным расстройством: рандомизированное контролируемое исследование педиатрического исследования лечения обсессивно-компульсивного расстройства (POTS). ДЖАМА 2004; 292:1969–76. [PubMed] [Google Scholar]

43. Franklin ME, Sapyta J, Freeman JB, et al.. Когнитивно-поведенческая терапия в дополнение к фармакотерапии при педиатрическом обсессивно-компульсивном расстройстве: рандомизированное контролируемое исследование II исследования лечения обсессивно-компульсивного расстройства у детей (POTS II). JAMA 2011;306:1224–32. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

44. Гинзбург Г.С., Кингери Дж.Н., Дрейк К.Л. и др.. Предикторы ответа на лечение при педиатрическом обсессивно-компульсивном расстройстве. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2008; 47: 868–78. [PubMed] [Google Scholar]

45. Суходольский Д.Г., Горман Б.С., Скахилл Л. и др.. Предотвращение воздействия и реакции с обучением родителей или без него для детей с обсессивно-компульсивным расстройством, осложненным разрушительным поведением: исследование дизайна с несколькими базовыми уровнями ответов. Дж. Тревожное расстройство 2013; 27:298–305. [PubMed] [Google Scholar]

46. Рассел А.Дж., Ясси А., Фуллана М.А. и др.. Когнитивно-поведенческая терапия коморбидного обсессивно-компульсивного расстройства при высокофункциональных расстройствах аутистического спектра: рандомизированное контролируемое исследование. Подавить беспокойство 2013; 30: 697–708. [PubMed] [Google Scholar]

47. Masi G, Pfanner C, Brovedani P. Антипсихотическая аугментация селективных ингибиторов обратного захвата серотонина при резистентном обсессивно-компульсивном расстройстве, связанном с тиками, у детей и подростков: натуралистическое сравнительное исследование. J Psychiatr Res 2013; 47: 1007–12. [PubMed] [Академия Google]

48. Симпсон Х.Б., Фоа Э.Б., Либовиц М.Р. и др.. Когнитивно-поведенческая терапия против рисперидона для усиления действия ингибиторов обратного захвата серотонина при обсессивно-компульсивном расстройстве: рандомизированное клиническое исследование. JAMA Psychiatry 2013;70:1190–9. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

49. Schwartz C, Schlegl S, Kuelz AK, et al.. Обращение за лечением в случаях ОКР в сообществе и психологическое лечение, фактически оказываемое пациентам, обращающимся за лечением: систематический обзор. J Обсессивно-компульсивные расстройства отношений 2013; 2: 448–56. [Академия Google]

50. Turner CM, Mataix-Cols D, Lovell K, et al.. Когнитивно-поведенческая терапия по телефону для подростков с обсессивно-компульсивным расстройством: рандомизированное контролируемое исследование неполноценности. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 2014. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

51. Storch EA, Caporino NE, Morgan JR, et al.. Предварительное исследование веб-камеры доставило когнитивно-поведенческую терапию для молодежи с обсессивно-компульсивным расстройством. Psychiatry Res 2011;189:407–12. [PubMed] [Академия Google]

52. Ленхард Ф., Вигерланд С., Андерссон Э. и др.. Когнитивно-поведенческая терапия через Интернет для подростков с обсессивно-компульсивным расстройством: открытое исследование. PLoS ONE 2014;9:e100773. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

53. Перис Т.С., Бергман Р.Л., Лэнгли А. и др.. Корреляты аккомодации педиатрического обсессивно-компульсивного расстройства: родительские, детские и семейные характеристики. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 2008;47:1173–81. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

54. Перис Т.С., Пьячентини Дж. Оптимизация лечения сложных случаев детского обсессивно-компульсивного расстройства: предварительное исследование. J Clin Child Adolesc Psychol 2013; 42: 1–8. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

55. Kushner MG, Kim SW, Donahue C, et al.. Терапия усиленного воздействия D-циклосерина при обсессивно-компульсивном расстройстве. Биол Психиатрия 2007;62:835–8.

Добавить комментарий