что это такое, как избавиться
Психологические черты
Существуют люди-перфекционисты, которым кажется, что если они не делают все идеально, то не заслуживают любви и лояльного отношения окружающих. Причина тому — синдром отличницы (комплекс отличника), предпосылки которого появляются в детстве. Зависимость от одобрения извне и вечное чувство долга — основные черты их личности. Но такое стремление быть значимыми не всегда совпадает с ответной реакцией социума, где каждый занят собой. Поэтому у этих людей часто возникают негативные эмоции и занижается самооценка.
Важно! Если у тебя есть смартфон, ты можешь подрабатывать в любое время! Как? Получи 5 способов для подработки в смартфоне! Читать →
Психологи предлагают несколько эффективных способов избавиться от такого синдрома.
1
Что такое синдром отличницы (комплекс отличника)?
Синдром отличницы (комплекс отличника), или перфекционизм, — это желание делать все идеально, преуспевать во всех сферах жизни и обязательно получать высокую оценку окружающих. Чаще этим страдают женщины, которые в детстве были примерными ученицами и всесторонне развитыми детьми. Но этот комплекс присущ и представителям мужского пола. В подсознании откладывается установка «я достоин любви и хорошего отношения, только если я со всем справляюсь идеально». И когда получается выполнить не все или не так, как хочется, или старания остаются незамеченными, назревает внутренний конфликт.
Ярким примером являются женщины, которые изо всех сил пытаются безупречно выглядеть, быть идеальными мамами и хозяйками, строить карьеру и дополнительно развиваться. В реальной жизни держать такую высокую планку крайне трудно — не всегда все получается и рано или поздно одолевает усталость. Невыполнение поставленных задач должным образом расстраивает человека. Эти переживания подкрепляются осуждением и неодобрением окружающих, привыкших к «Мисс-Успеваю-Все-И-Делаю-Это-Идеально» и воспринимающих их достижения как должное, а промахи — как преступление.
Отличительными особенностями личности с синдромом отличницы (комплексом отличника) считаются:
- гиперответственность — они берут на себя многое: воспитание, материальное благополучие, организацию досуга, ведение хозяйства, контроль всех сфер жизни близких, свой безупречный внешний вид;
- перфекционизм — все, что они делают, должно быть выполнено идеально, согласно планке, поставленной ими самими, иначе они чувствуют себя угнетенными, разбитыми и ни на что не способными, но в реальном мире не все зависит от одного человека и достичь идеала не просто;
- зависимость от одобрения окружающих — каждый шаг должен быть признан, каждое достижение сопровождаться похвалой, потому что людям с этим комплексом кажется, что без успешного выполнения всех поставленных задач они не достойны любви, соответственно они не умеют воспринимать и ценить себя такими, какие они есть;
- неумение проигрывать — женщины и мужчины с этим синдромом болезненно переносят ситуации, в которых кто-то из знакомых оказывается лучше, успешнее, им спокойно только тогда, когда другие оказываются слабее;
- неумение веселиться от души и посмеяться над собой;
- невосприятие критики со стороны — каждое замечание, даже объективное, снижает самооценку до минимума и вводит в депрессивное состояние;
- страх рисковать — они боятся выходить из зоны комфорта и привычного образа «рабочей лошадки», редко открывают собственный бизнес и начинают с «нуля», переезжают в другие места, ведь тогда они не смогут быть в окружении людей, знающих об их репутации. Личности необходимо самой себе давать оценку, а они этого не умеют.
Вопреки стремлению быть идеалом во всем, люди с синдромом отличника зачастую менее успешны, чем их ровесники, относящиеся к жизни значительно проще и время от времени пускающие ситуацию на самотек.
Как спокойно воспринимать оскорбление и достойно реагировать на него?
2
Причины появления комплекса
Синдром отличницы формируется в детстве и связан с процессом социализации. Основные его причины:
- 1. Родители и педагоги, имея скудные познания в возрастной психологии или перенимая опыт своих воспитателей, хвалят ребенка только за безупречные результаты, не учитывая индивидуальные особенности личности. Позже максимально качественное выполнение любого задания становится привычным и за это хвалить перестают, победы не обсуждаются как что-то незаурядное, они кажутся нормой. Поэтому делать все наилучшим образом становится для ребенка нормой, других вариантов не рассматривается.
- 2. Взрослые часто сравнивают ребенка с его «более успешными» сверстниками, надеясь стимулировать его развитие. Быть лучше других ребят становится самоцелью, девочка или мальчик перестают наслаждаться процессом выполнения задания, для них важнее всего — чтобы результат был самым ярким.
- 3. Взрослые и сверстники начинают замечать только неудачи, первые — критиковать и ругать за них, вторые — злорадствовать и дразнить.
- 4. Родители навязывают ребенку круг общения, подбирая «ровню» только из числа других «успешных» детей, что впоследствии лишает его возможности выбора, и он знакомится только с «правильными» людьми.
Перфекционисту, находящемуся в среде себе подобных, трудно строить с ними искренние доверительные отношения, потому что каждый хочет быть лучше других и общение сводится к конкуренции.
Как избавиться от созависимости в отношениях
3
Как синдром мешает во взрослой жизни?
Комплекс отличника сказывается на всех сферах жизни и мешает ее нормальному течению. Выражается это в следующих проблемах:
- 1. В работе. Перфекционисту тяжело переносить успех коллег, он изо всех сил старается быть успешнее, что сказывается на взаимоотношениях в коллективе. Такого человека обычно ставит в пример начальник, а другие сотрудники недолюбливают и обсуждают за спиной. Желая выполнить задание идеально, он задерживается на работе дольше всех, жертвуя отдыхом и сном. Личности с синдромом отличника болезненно реагируют не только на критику, но и на игнорирование, воспринимая его как показатель недостаточно качественного выполнения работы. Поэтому они часто не любят свою работу и боятся каких-то итоговых совещаний, на которых они могут услышать замечания или остаться без оценки. Кроме того, такие люди редко бывают креативными и творческими, они работают в установленных рамках и добросовестно выполняют задания ради одобрения и признания.
- 2. В личной жизни. Чаще синдром проявляется у девушек — они думают, что если они не будут выглядеть идеально, готовить как шеф-повара, дарить подарки и делать сюрпризы на праздники, устраивать фееричный секс, зарабатывать наравне с парнем или больше и держать в идеальном порядке дом, то они недостойные жены и не заслуживают любви. Все их старания направлены только на положительную оценку партнера. Он может ее не озвучивать по нескольким причинам: плохое воспитание, несовпадение у супругов понятий об идеале, недовольство ее действиями. В этом случае у женщинывозникает сначала внутренний конфликт, основанный на мыслях о собственном несовершенстве, который переходит в скандалы «ты меня не ценишь и не любишь» или «я плохая и все делаю не так». Усиливается он постоянной нервозностью из-за усталости, которая накапливается в погоне за совершенством. Мужчины часто не понимают, за что именно их так критикуют, нервничают и в половине случаев устают от истерик на пустом (как им кажется) месте и уходят к более беспечным и легким девушкам, с которыми можно смеяться и дурачиться от души, поедая доставленные курьером суши в квартире с грязным полом.
- 3. В воспитании детей. Мамы и папы с синдромом отличников слишком требовательны к своим детям. Они часто сравнивают их со сверстниками и делают все, чтобы их ребенок оказался лучше, навязывая ему свои идеалы. Они водят детей в несколько кружков с твердым убеждением, что так надо, ругают их за плохие отметки и оставляют незамеченными хорошие. Стараясь «всесторонне развить» малыша с помощью насыщенного графика секций и репетиторов, тщательно следя за порядком в доме и успехами в работе, они редко уделяют внимание главному — искреннему общению и заботе. Дети с сильной психикой, когда подрастают, преподносят родителям сюрпризы-протесты: общение с ребятами из неугодных родителям компаний, примыканием к субкультурам и сектам, вредные привычки и неожиданно смелые решения, например, бросить школу или стать не тем, кем хотят папа и мама. Дети с более слабой психикой сами приобретают синдром отличника.
- 4. Во взаимоотношениях с друзьями и незнакомыми людьми. Основные трудности в общении, возникающие у людей-перфекционистов, основываются на их неискренности, страхах проявить свою настоящую сущность и желании всем доказать, что они лучше. Они критикуют тех, кто не соответствует их требованиям и идеалам, конкурируют с подобными себе, а это отталкивает людей. Поэтому они способны выстроить дружбу только со слабыми ведомыми людьми, которые признают превосходство и не рискуют критиковать. В обществе с незнакомцами, которые не знают о их былых достижениях, женщинам и мужчинам с синдромом отличников трудно, и они начинают вести себя вызывающе, рассказывая о своих победах и достоинствах, рассчитывая на признание. В ситуациях, когда обстановка должна быть непринужденной, подобные личности вызывают антипатию и нежелание общаться. Любое замечание или нелестный отзыв воспринимается болезненно и может испортить настроение на длительное время.
Как избавиться от чувства вины и стыда: психологические приёмы
4
Способы избавиться от синдрома
Избавиться от комплекса отличника можно самостоятельно или прибегнув к помощи квалифицированных специалистов. В большинстве случаев достаточно консультации психолога, но иногда, если масштабы проблемы велики, может понадобиться и психотерапевт. Чаще всего борьба с перфекционизмом включает в себя следующие методы:
- 1. Беседовать с психологом, который поможет расставить приоритеты и обьяснить, почему чрезмерное стремление быть идеалом во всем не только не улучшает жизнь, но и портит ее. Он подскажет, как повысить самооценку и избавиться от зависимости от мнения окружающих. Эффективна в этом случае телесно-ориентированная психотерапия. Рекомендуется посещать групповые и семейные сеансы. Первые позволяют посмотреть на людей с такой же проблемой со стороны и более объективно оценить себя, вторые привлекают самых близких людей, которые помогают принять себя без каких-либо достижений. Важно, чтобы члены семьи научились поддерживать перфекциониста в те периоды, когда он волнуется или если у него что-то не получилось.
- 2. Ввести правило в семье — каждый день обниматься, целоваться, признаваться в любви и хвалить без повода, просто за то, что близкие есть друг у друга. Перфекционисту, желающему избавиться от своего комплекса, важно понять, что его можно любить за многое: способность выслушать и поддержать разговор, за улыбку, естественную красоту, доброту.
- 3. Один день в неделю забывать о всех проблемах и делах и просто отдыхать: веселиться на аттракционах, смотреть комедии, лежать в постели, ходить в рестораны или в гости к друзьям, родственникам.
- 4. Заняться чем-то экстремальным, высвободив настоящие эмоции.
- 5. Начать что-то с нуля — освоить новую профессию, получить дополнительное образование, открыть собственное дело. Важно перешагнуть черту, потерпеть первые неудачи и осознать, что ничего страшного в них нет и они — неотъемлемая часть личностного развития, нужный опыт.
- 6. Заняться искусством, можно в рамках арт-терапии. Прислушаться к своим ощущениям — если это доставляет удовольствие, то продолжить посещать секцию. Выбрать из творческих людей тех, кто близок по духу, а не достижениям, и расширить круг своего общения более искренними отношениями.
- 7. Научиться делать что-то для себя: прогулять работу при плохом самочувствии, не сдать отчет вовремя из-за желания выспаться. Выслушивая критику и недовольство начальства, нужно думать о том, что это всего-лишь мнение человека, занимающего свою должность. Перфекциониста как личность такие высказывания не характеризуют, он имеет право действовать, учитывая свои интересы. Действенной практикой для женщины станет «овощной отдых» в свой выходной — отправиться в СПА-салон и убедить себя, что она этого заслуживает, как никто другой, а грязная посуда никуда не денется и ужин можно заказать с доставкой. Действенным способом станет художественная фотосессия в стиле ню у профессионала. Она поможет выйти за рамки, посмотреть на себя со стороны, осознать свою привлекательность, что способствует повышению самооценки.
- 8. Кардинально изменить имидж, отказавшись от стереотипов. Афро-косички, стрижка «под мальчика», пирсинг, тату, рваные джинсы вместо офисной одежды и другие «неформальные» новшества помогут почувствовать себя свободнее и беззаботнее.
Главное, что нужно сделать личности с комплексом отличника, это стать для себя главным человеком, быть собой, понять, что ничего плохого в недостатках нет, иначе они не были бы присущи абсолютно всем людям. Принять и полюбить себя в любом образе станет легче, если осознать, что чужим людям достижения перфекциониста безразличны.
И немного о секретах…
Я завороженно смотрела на своего мужа, а он не сводил восхищенных глаз со своей любовницы. Он вел себя, как влюбленный придурок…
Читать >>
feelcontrol.net
синдром отличника
Илья Базенков
Некоторые родители полагают, что детей,
как сосуды, можно наполнить своими
несбывшимися мечтами и стремлениями.
Майкл Николс(психолог)
Синдром отличника или комплекс отличника замечается, как правило, у взрослых, а не у детей. Иногда его еще называют комплексом отличницы, т.к. у женщин он встречается чаще. Объяснение простое. Ребенок с комплексом отличника удобен для взрослых, т.к. всеми силами пытается соответствовать их требованиям, быть всегда хорошим. Но во взрослом возрасте комплекс отличника может серьезно осложнить жизнь.
Суть синдрома (комплекса) отличника не в том, чтобы все всегда делать на отлично, а в том, что основная потребность — это получать хорошие отметки от окружающих.
Один из часто встречающихся запросов к психологам: как избавиться от комплекса отличника?
Как перестать хотеть быть для всех хорошим, чтобы получить хорошую оценку себя?
Сначала разберемся почему он возникает. Как родители и другие взрослые создают у ребенка синдром отличника.
Необходимым условием избавления от синдрома отличника является осознание его причин.
Так как же взрослые способствуют формированию этого синдрома?
Ребенок пришел из школы.
— Как дела в школе?
— Я сегодня по истории четверку получил.
— Как? Почему четверку, а не пятерку? Ты меня расстраиваешь. А вот Петя только пятерки получает.
Ребенок наводил порядок у себя в комнате.
— А почему эту книжку на полку не поставил? Я тобой недовольна.
Подросток вымыл посуду, но вот беда – на одной тарелке осталось пятно.
— Плохо! Вся посуда должна блестеть! Ты меня очень огорчил.
А есть еще и другое.
Изо дня в день взрослые внушают ребенку, что он постоянно должен быть для всех хорошим, всегда идти навстречу другим, чтобы получить хорошую оценку себя.
Так родители и другие взрослые способствуют формированию синдрома(комплекса) отличника у детей. Причем из самых благих намерений. Они ведь хотят, чтобы ребенок вырос успешным, хорошо справлялся со своими обязанностями, все делал хорошо и был не хуже, а то и лучше других.
Исследования показывают, что предрасположенность к синдрому отличника может быть и врожденной, связанной с типом темперамента, индивидуальными психофизиологическими особенностями человека.
Но возникает он в детстве в результате общения взрослых (в первую очередь родителей) с детьми. И если в детстве и подростковом возрасте синдром отличника часто не замечается и даже приветствуется окружающими ребенка взрослыми, то в дальнейшем он приносит существенную дисгармонию в жизнь человека.
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СИНДРОМА ОТЛИЧНИКА
— повышенная чувствительность к критике, даже если она незначительная;
— постоянные опасения неудачи, часто приводящие к отказу от какой-либо деятельности из-за страха не справиться;
— склонность часто сравнивать себя с окружающими, ревниво относиться когда хвалят не его, а другого;
— неустойчивая самооценка, сильно зависящая от мнения окружающих;
— первая же неудача может послужить причиной депрессивного настроения и отказа от дальнейших попыток продолжать что-либо делать;
— застревание на переживаниях своих неудач, даже незначительных;
— постоянная потребность оправдывать ожидания окружающих.
Разумеется, степень выраженности синдрома отличника бывает разной. В крайних патологических случаях он встречается не так уж и часто. Но даже выраженный умеренно все-равно осложняет жизнь, приводит к ограничению собственных возможностей и сложностям в отношениях.
ТИПИЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИНДРОМА ОТЛИЧНИКА
1. Часто повторяющаяся установка, что любовь необходимо заслужить хорошими поступками. И чем «более ты правильный», тем сильнее тебя будут любить.
2. Один или даже несколько близких взрослых патологических перфекционистов, стремящихся воспитать ребенка по своему образу и подобию.
3. Частое и сильное порицание ребенка за ошибки и неудачи. Подталкивание его к чрезмерной самокритичности, к стилю мышления по принципу – «если бы поступил правильно, то все было бы хорошо», «если бы постарался, то все бы получилось», «если бы хорошенько подумал, то все сложилось бы по-другому».
4. Слишком завышенные требования к ребенку. Родители ожидают от него «совершенства».
Формирование комплекса отличника происходит в детстве, а проявляться чаще всего начинает в раннем подростковом возрасте.
Иногда синдром отличника путают с умеренным перфекционизмом – стремлением к идеальному результату. Действительно, крайне выраженный перфекционизм и синдром отличника сосуществуют вместе.
Но перфекционизм, естественно, не выраженный в патологической форме, может быть вполне нормальным – человек старается все сделать хорошо, добиться наилучшего результата.
А «отличника» волнует не сам результат, а оценка, которую он получит, ему всегда по жизни необходима пятерка. И в результате происходит смещение цели с результата на оценку этого результата окружающими.
Люди, страдающие комплексом отличника, часто превращаются в задерганного невротика, которому очень не комфортно жить. Он постоянно переживает по поводу неудач, как мнимых, так и реальных. Смысл его жизни — быть отличником, получать пятерки любой ценой, бороться за них. А если есть риск получить другую оценку, то он может и не взяться за выполнение чего-либо, отказаться из-за страха неудачи от реализации своих планов, идей и даже карьерных стремлений.
Да и окружающим с ним нелегко. Как жить и общаться с человеком, который болезненно реагирует на любую критику, вплоть до впадения в депрессию? А похвала в адрес других людей вызывает у него чувство ревности.
Увы, погоня за результатами в учебе, выраженных не в знаниях, а в оценках; тщеславие родителей; настойчивость учителей в борьбе за успеваемость все это создает благодатную почву для выращивания синдрома отличника. Разумеется, далеко не все дети и подростки приобретают этот синдром, даже если окружение этому способствует. Многое зависит от врожденных свойств личности.
Ребенок с сильным типом высшей нервной деятельности более устойчив, подросток может сопротивляться через типичные подростковые реакции, да так, что окружающим взрослым «мало не покажется».
Но людей, страдающих комплексом отличника много. Даже в легкой форме он вносит дисгармонию в жизнь, как самого человека, так и его окружающих.
В обществе существует устойчивый миф, что школьные отметки являются показателем интеллекта человека и его дальнейшей профессиональной успешности. НО ЭТО НЕ ТАК!
Эти факты подтверждены сотнями исследований, проведенных в разных странах:
1.Школьная успеваемость не является показателем дальнейшей успешности человека.
2.Школьная успеваемость не является показателем интеллекта.
Недавние исследования в Высшей школе экономики показали, что профессиональная успешность выпускников не зависит от их оценок во время учебы. См. статью на нашем сайте «Интеллект, успеваемость и профессиональная успешность.»
Выше было сказано, что предрасположенность к синдрому(комплексу) отличника может быть врожденной. Но часто родители, сами страдающие от комплекса отличника, передают его детям через воспитание, проецирую собственные страхи получить негативную оценку за своего ребенка. В этом случае у родителей комплекс отличника проявляется в опасениях не выглядеть «идеальным родителем» в глазах окружающих, в первую очередь, учителей.
Идет непрерывная борьба за успеваемость, где основное значение придается отметкам, а не собственно знаниям и интересам ребенка. Часто это касается не только школьных отметок, но и других сторон жизни. Главное — выглядеть соответствующим образом в глазах окружающих.
А бороться с приобретенным комплексом отличника тяжело, вот и живут люди под этим бременем — повышенной чувствительностью к критическим замечаниям, обидчивостью, зависимостью от мнения окружающих, все время боящихся не получить «пятерку» (и из-за этого часто отказывающихся от каких-то своих намерений и желаний).
Так стоит ли, уважаемые родители, требовать от ребенка, чтобы он всегда получал только пятерки? Всегда соответствовал во всем ожиданиям окружающих? А ведь иногда бывает, когда близкие взрослые из-за какого-то, по их мнению, неуспеха ребенка, начинают его «шантажировать» своим здоровьем. «Ах, у меня из-за твоих отметок сердце разбаливается», — говорит любящая мама или бабушка, даже не подозревая, что она этими словами формирует в ребенке.
И, в конце концов, что для вас важнее? Здоровье и психическое благополучие ребенка, гармония в отношениях с ним или количество пятерок в дневнике, тем более, что не они определяют успешность человека.
Часто родителям нравится синдром отличника, хотя они и не подозревают о его существование. Действительно, чего еще надо? Ребенок послушный, хорошо учится, искренне переживает, если у него что-то не получается. Мечта, а не ребенок! И невдомек взрослым, что самое важное для ребенка не результат его деятельности, а желание быть хорошим и «одобряемым». И формируется у него ощущение, что любят его только за «пятерки», а не его самого. Сделаешь ошибку – потеряешь любовь.
Появляется страх ошибиться, сделать неверный выбор. И закрепляется этот страх часто на всю жизнь вместе с неуверенностью в себе и опасениями «выглядеть не так», «сделать не так» и даже «подумать не так». В крайних случаях боязнь ошибиться может превратиться в настоящую фобию.
В своей жизни человек с комплексом отличника испытывает чувство неуверенности, ему трудно строить открытые отношения с другими людьми, ему часто кажется, что он может оказаться хуже ожиданий окружающих.
Человек, которому в детстве внушили, что его любят только за хорошие отметки, за послушание, за какие-то успехи и достижения, в дальнейшей жизни будет казаться, что он кому-то нужен только за то, что он соответствует ожиданиям окружающих. Отсюда заниженная или неустойчивая самооценка, ощущение, что его не любят и не ценят, не признают.
Возникает неготовность потерпеть неудачу, боязнь трудностей и неуверенность в себе.
Как избавиться от комплекса отличника у ребенка?
1. Хвалите ребенка не за отметки, а за результат.
«Очень хорошо, что ты получил пятерку».
«Очень хорошо, что ты справился с контрольной работой».
Чувствуете разницу?
2. Интересуйтесь не отметками в школе, а процессом учебы, что нового узнал, что было интересно или неинтересно, трудно или легко.
3. Никогда не связывайте оценку результатов учебы(и не только учебы) с оценкой личности.
4. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не ставьте их ему в пример.
5. Не осуждайте ребенка за какие-либо неудачи, лучше поддержите его.
6. Если ребенок болезненно переживает из-за отметки, полученной в школе, или еще из-за чего-либо, что него не получилось, то можно постараться обесценить неудачу, показать ребенку, что это не имеет большого значения и, тем более, не влияет на ваше отношение к нему. Например: «Подумаешь тройка по математике, ну и что?» Только не надо обесценивать усилий ребенка по достижению результата, здесь, наоборот, важно ему показывать, что он молодец, даже если не выполнил все на 5+.
Вы ведь любите своего ребенка не из-за его отметок или за то, что он послушный, аккуратный, вежливый, хорошо учится и т.п.?
Как избавиться от комплекса отличника во взрослом возрасте?
1. Осознать. что ваши некоторые чувства, эмоции и поступки вызваны не реальной ситуацией, а опасениями не понравиться окружающим, не оправдать их ожидания. Комплекс отличника как бы возвращает вас в детство, и вы боитесь не соответствовать требованиям родителей или учителей.
2. Разобраться, а действительно ли окружающие вас люди ждут, что вы всегда будет действовать на «отлично»? Кстати, мы часто склонны приписывать другим то, чего они на самом деле не думают.
3. Разрешить себе право на ошибки и на то, чтобы не быть всегда идеальным человеком во всем и всегда.
4. Осознавать, когда вами управляет синдром отличника, а когда ваши действия и эмоции от него не зависят. Другими словами. поставить свой комплекс отличника под контроль сознания.
5. Перестать ожидать постоянного одобрения вас окружающими людьми, сравнивать себя с другими. На самом деле это не вы, а тот самый ребенок, у которого сформировалось чувство, что его любят только тогда, когда он делает все на отлично, должен быть лучше всех.
6. Захотеть, чтобы комплекс отличника перестал вами управлять. Начать с ним бороться, действовать.
Самое трудное в избавлении от комплекса отличника — это разрешить себе не всегда оправдывать ожидания окружающих.
Кстати, эти ожидания мы часто сами и выдумываем. Человек с синдром отличника приписывает окружающим что-то, чего они якобы от него ожидают. Он считает, что если делать всегда хорошее окружающим, то и они будут отвечать ему тем же.
Вот только в жизни так бывает далеко не всегда. Да и почему другие люди должны оправдывать ваши ожидания? Откуда растут ноги этого убеждения? Не из нашего ли детства, когда нам внушали, что надо всегда быть хорошим, причем для всех?
Человек с синдром отличника часто не может начать делать что-то новое или закончить начатое. Причина простая. Ему нужна пятерка, т.е. надо добиваться идеала. А идеал то далеко и не всегда достижим, по крайней мере, в его воображении. А рядом люди, которые с точки зрения «отличника» халтурят, но при этом чувствуют себя уверенно и добиваются успеха. Какое чувство возникает у «отличника»? Правильно, чаще всего обида и ощущение несправедливости.
А жизнь далеко не всегда справедлива, особенно, с точки зрения «отличников».
Решите, что для вас важнее: всегда добиваться результата даже во вред себе или собственные интересы.
Научитесь расставлять приоритеты, где на первом месте будут ваши личные интересы.
Добавьте в ваши действия побольше эгоизма. Без его умеренного количества жизнь не очень привлекательна, как и пища без соли.
Всем нравиться невозможно, да и зачем?
Подумайте, как вы можете использовать свой синдром отличника, чтобы он вам не только мешал жить, но иногда помогал достигать своих целей. Именно своих, а не чужих! Он может помочь что-то сделать лучше других. Но только это надо делать для себя, для реализации своих целей, а не чтобы заслужить одобрение окружающих, которые скорее всего этого не оценят. Кстати, многих людей раздражает излишний перфекционизм. особенно когда его навязывают, демонстрируют. Человек с синдромом отличника часто может раздражать окружающих, т.к. предъявляет повышенные требования и к окружающим. А кому это нравится?
Если синдром отличника контролировать, то он вполне способен не только портить жизнь, но и в чем-то помогать. Вот только полной свободы ему давать нельзя.
psylife.org
как избавиться от синдрома отличника
Прыгнуть выше головы, сделать работу еще лучше, чем в прошлый раз, получить максимальный результат и признание. Если вы узнаете в этом описании себя – значит, у вас синдром отличника. Еще его называют перфекционизмом.
Пожизненные отличники уверены, что у них нет права на ошибку и на посредственный результат. Только на самый лучший. Если не получается – перфекционист тут же начинает заниматься самобичеванием, жесткой самокритикой и может впадать в депрессию. Стремясь к придуманному идеалу, такие люди зацикливаются на результатах, тяжело переживают неудачи, критику и несовершенство других. Перфекционисты часто достигают успеха, но этот успех обходится им слишком дорого.
Что делать? Помогла разобраться в причинах синдрома отличника и рассказала, как с ним бороться, наш эксперт – психолог, специалист по семейной, телесной терапии и психосоматике Алина Котенко.
Откуда ноги растут
По словам нашего эксперта, самых главных источников синдрома – два.
Первый – семейные причины. Если родители с самого детства говорят своему ребенку, что он должен быть лучшим, постоянно приносить только самые высокие оценки, чтобы им гордились, и обесценивают просто хорошие результаты – это прямой путь к синдрому отличника.
Второй источник перфекционизма – личностные причины. На формирование синдрома отличника влияет не только семья, но и окружение ребенка вне семьи. Так, в возрасте 7-12 лет он пытается установить баланс между тем, чтобы быть лучшим и что при этом оставаться членом определенной группы, например, класса. И если, к примеру, классный руководитель чересчур выделяет достижения отличников, обесценивает результаты других школьников и в классе есть аутсайдеры, к которым тоже сознательно формируется негативное отношение, – в таком классе будет развиваться нездоровая конкуренция и нездоровое отношение к достижениям.
Отличники полностью отождествляют себя с тем или иным результатом своей работы. Результат, как вода, заполняет таких людей до краев, словно сосуд.
Также многое зависит и от тех детей, которые являются лидерами определенной группы. То, как они реагируют на конкурентов (спокойно, начинают их «давить» или же предлагают им свою помощь), – тоже во многом определяет, как будут развиваться другие дети в их окружении. Например, будет ли стремление к результату затмевать у них ценности, отношения и т.д.
Как с этим бороться?
Следуйте нашим советам, и вы точно сможете постепенно ослабить влияние синдрома отличника на свою работу и жизнь.
1. Замечайте внутреннего врага
Если вы хотите избавиться от перфекционизма, то один из первых и главных советов – начать замечать (!), когда ваш внутренний отличник вмешивается в вашу работу и жизнь и начинает мешать вам. Начните пристально следить за ним. Можете даже придумать ему имя, например, Ботан, Делательник, Результативщик и т.д.
Каждый раз, когда вы будете видеть, что отличник «включился» (к примеру, когда вы вдруг начинаете считать, что сделали все плохо, хотя объективно это не так), делайте паузу и проговаривайте про себя: «Сейчас я стал Ботаном. Пора останавливаться».
Каждый раз, когда вы будете видеть, что отличник «включился» делайте паузу и проговаривайте про себя: «Сейчас я стал Ботаном. Пора останавливаться».
В таком достаточно простом упражнении есть несколько плюсов. Во-первых, так вы начнете отделять внутреннего отличника от вашей личности, показываете самому себе, что хотите измениться. Во-вторых, определенный комизм таких внутренних диалогов заставит вас задуматься над тем, что вы действительно перегибаете палку и со стороны можете выглядеть в чем-то смешно. И, в-третьих, вовремя остановив себя и не поддавшись влиянию отличника, вы хотя бы будете стараться каждый раз объективно оценивать ситуацию.
2. Результат – это не весь вы
Одна из самых больших проблем отличников – они полностью отождествляют себя с тем или иным результатом своей работы. Результат, как вода, заполняет таких людей до краев, словно сосуд. Отличники забывают, что конкретное достижение или неудача – это только маленькая часть их личности, всего лишь одна грань.
В борьбе с синдромом отличника очень важно изменить собственные психологические установки, поэтому поначалу вам придется регулярно вести диалоги с собой. Каждый раз, когда вы будете начинать то или иное задание, у вас появится страх не выполнить его идеально, или же вы уже не справились – говорите себе, что результат – это не весь вы.
Работайте над собой и своим состоянием: оглядывайтесь назад, выписывайте на листе бумаги, что хорошего вы сделали в своей жизни.
Промежуточный результат не стоит того, чтобы перечеркивать все остальные свои достижения, положительные качества, навыки и любые достойные проявления в других сферах вашей жизни, кроме работы. Работайте над собой и своим состоянием: оглядывайтесь назад, выписывайте на листе бумаги, что хорошего вы сделали в своей жизни. Так вы сможете прийти в себя в сложные моменты.
3. Станьте идеальным бездельником
У всех отличников – чересчур завышенные требования к себе. Более того, они свято уверены, что другие ожидают от них именно того же.
Например, перфекционисты могут весь день ничего не есть и даже не выходить из офиса, якобы потому что успеют выполнить больше задач, если не будут отвлекаться на такие «пустяки». Если же они дают слабину, например, отвлекаются и болтают с коллегой 20 минут, – они могут еще долго винить себя за это.
Важно начать разрешать себе быть неидеальным – неидеальным сотрудником, неидеальным другом, неидеальным родителем.
Приучить отличника чередовать работу и отдых – будет очень сложно. Но не нужно сразу ждать от себя слишком многого. Начните хотя бы с 5 минут в день. Сознательно отвлекитесь и постарайтесь не делать ничего в течение пяти минут. Обязательно понаблюдайте за другими людьми. Например, посмотрите на своего начальника и коллег. Они смотрят на вас с упреком? Нет. Пять минут отдыха действительно так сильно вредят вашей работе? Нет. Другие коллеги тоже иногда отвлекаются, но все равно со всем справляются? Да. Тогда что вам мешает делать так же?
Делайте похожие вещи и в других сферах жизни. В этом деле важно начать разрешать себе быть неидеальным – неидеальным сотрудником, неидеальным другом, неидеальным родителем.
4. Полюбите процесс
Отличники – это люди, которые зациклены на результате, а процесс считают неважным. Чтобы снизить важность результата, советуем перфекционистам чаще находить и обращать внимание на те «кусочки» процесса, которые доставляют удовольствие(как в работе, так и в личной жизни).
Просто бегите и чувствуйте, как вы отталкиваетесь от земли, сколько силы ваших ногах и как ветер щекочет вам лицо. Даже если пробежка заняла больше времени, чем вы рассчитывали, – это почти неважно, так вы уже получили невероятное удовольствие.
Например, вашу работу, по вашему мнению, недостаточно убедительно похвалили. Но вам ведь было интересно выполнять определенные задачи? Более того, вы справились с ними. Тогда радуйтесь этому и получайте удовольствие. Или, к примеру, пробежка. Если только вы не спортсмен, то вам, скорее всего, все равно, за какое время вы пробежите то или иное количество километров. Поэтому просто бегите и чувствуйте, как вы отталкиваетесь от земли, сколько силы ваших ногах и как ветер щекочет вам лицо. Даже если пробежка заняла больше времени, чем вы рассчитывали, – это почти неважно, так вы уже получили невероятное удовольствие.
5. Смотрите дальше своего носа
Как мы уже сказали, перфекционисты живут результатом, ставя его во главу угла. При этом для них важен каждый результат, независимо от того, идет речь о составлении рядового документа или же о презентации проекта.
Еще лучше – если вы «забросите» себя в совершенно новую среду. Туда, где вы будете новичком, а не лидером.
Именно поэтому отличникам так важно видеть картинку целиком (например, свою жизнь на год или на три-пять лет вперед), понимать, что идет дальше за определенным результатом, за очередной достигнутой целью. Для этого визуализируйте свои желания, рисуйте схемы, пишите планы, ведите дневник – в общем, все, что угодно, только чтобы не упускать из виду общую картинку. Постоянные напоминания позволят видеть задачи и цели поважнее и не дадут вам зацикливаться на чем-то одном.
6. Не сравнивайте себя с другими
Это еще одна проблема отличников – сравнивать себя с другими и впадать в депрессию из-за того, что кто-то достиг большего. Как с этим бороться? Тот же принцип, что и в предыдущих советах. Как только заметили, что скатываетесь в негатив и начинаете заниматься самобичеванием, – тут же меняйте фокус и концентрируйтесь на себе. Сравните себя прошлого и настоящего: где вы были год назад, и где сейчас, чего не умели раньше, и что умеете сейчас и т.д. Мы уверены, вам есть, чем гордиться.
7. Больше работайте в группе
Перфекционисты – не самые лучшие командные игроки. Как мы уже сказали, они достаточно нетерпимо относятся к недостаткам других. К тому же, они уверены, что лучше, чем они, работу не сделает никто, поэтому мнение других можно особо не учитывать («никто, кроме меня, не предусмотрит все детали!»).
Командные спортивные игры, танцевальные кружки – отличнику подойдут все активности, где результат зависит не только от его усилий.
Именно поэтому отличникам так важно развивать в себе навык группового взаимодействия. Для этого чаще участвуйте в коллективных обсуждениях, учитесь слушать и слышать других. Еще лучше – если вы «забросите» себя в совершенно новую среду. Туда, где вы будете новичком, а не лидером, и не сможете не учитывать мнение других, так сами мало во всем разбираетесь. Командные спортивные игры, танцевальные кружки – в общем, вам подойдут все активности, где результат зависит не только от ваших усилий.
8. Развивайте гибкость
Перфекционисты достаточно категоричны и видят многое в черно-белом цвете: что-то либо правильно, либо – нет. Чтобы развить в себе гибкость, нужно больше работать в группе (см. совет выше), а также начать выполнять соответствующие физические упражнения. То, что происходит с нашим телом, напрямую влияет и на наш внутренний мир.
thepoint.rabota.ua
у взрослых и детей, признаки, избавление
.
Все родители хотят, чтобы их дети были лучше всех. Для этого они записывают ребенка на множество курсов, заставляют посещать кружки и отдают в специальные школы с большой нагрузкой. Взрослого человека совершенно не волнует, что ребенок не хочет заниматься этим видом спорта или не тянет гимназию с 3 иностранными языками. Он заставляет ребенка во всем быть лучшим и ставит перед ним сложные, а иногда просто недостижимые цели.
Комплекс отличника закладывается в детстве
Общая информация
Обязанность всегда побеждать и требование постоянно держать планку и поднимать ее все выше создают синдром отличника у ребенка. Он обязует человека всегда быть победителем и достигать наивысших высот. Чаще синдромом отличницы страдают девушки и женщины.
Такой невроз может наблюдаться не только в детстве, это заболевание часто переходит во взрослую жизнь и остается со своим обладателем до смерти. Такое случается при отсутствии лечения. Если пациент начнет бороться с проблемой, то в большинстве случаев он ее победит. Однако комплекс отличника у взрослых может также являться разновидностью перфекционизма, вылечить который намного сложнее.
Симптомы
У детей такой синдром имеет следующие признаки:
- желание получать отличные оценки любым путем – ребенок может подставить друга из-за конкуренции или не сказать про плохую оценку;
- неуравновешенность – случаются истерики при отсутствии похвалы взрослого, даже при исполнении чадом простых обязанностей по дому;
- страх ошибиться – когда ребенок боится, что он может сделать что-то неверно и ничего уже невозможно будет исправить;
- самооценка, которая зависит от критики или похвалы других;
- плохое отношение ребенка к одноклассникам, которые достигают успеха: маленький человек просто не может радоваться удачам и достижениям других людей;
- отсутствие ответственности за свои поступки и слова.
Причины появления
Синдром отличника у ребенка может возникнуть из-за нескольких причин:
- завышенные требования родителей к малышу;
- попытки со стороны ребенка заслужить внимание и похвалу через отличные результаты в учебе;
- комплекс неполноценности;
- неспособность расставлять приоритеты;
- страх наказания;
- врожденное чувство перфекционизма;
- попытки улучшить свою низкую самооценку.
Синдром отличника у взрослых возникает по тем же причинам и сильно напоминает перфекционизм. Он помогает добиваться потрясающих результатов, но также он может сильно ухудшать качество жизни. Человек сам должен определиться, мешает ему этот комплекс или нет.
Последствия
Если не вылечить этот синдром, то взрослого человека будут преследовать некоторые проблемы.
- Человек привыкнет всегда зубрить и не сможет нормально размышлять и мыслить творчески.
- Эмоциональное состояние хрупкое: такие люди отталкивают других людей своими частыми переменами настроения и вспыльчивым характером. Наблюдается у женщин, подверженных комплексу отличницы.
- Такая личность не может получать удовольствие от любого процесса, она нацелена только на результат.
- Из-за сложного характера имеют мало друзей.
- Постоянная зацикленность на мелочах.
- Готовность любыми способами избавиться от своих соперников.
- Отсутствие абстрактного мышления.
- Подверженность частым депрессиям из-за неудавшегося выполнения очередной задачи.
Как не превратить ребенка в невротика
Проявления у женщин
Синдром отличницы у взрослых женщин проявляется так же, как и у мужчин, но имеет более серьезные последствия в эмоциональном плане: на основе комплекса отличницы может возникнуть эмоциональное истощение.
Из-за того, что слабый пол более нестабилен в психологическом смысле, каждая неудача или несоответствие планам может вызвать депрессию, нервный срыв или сильные страдания. Комплекс отличницы в этом случае отличается от комплекса отличника.
Еще одной особенностью синдрома у женщины является стремление к соответствию идеалу. В отличие от взрослого мужчины, страдающего этой же проблемой, девушка должна не только сама соответствовать безупречному образу, но и ее избранник тоже обязан быть на высоте. Такая придирчивость может помешать счастливой семейной жизни. Часто синдром отличницы оставляет девушку без спутника жизни.
На вопрос, как избавиться от синдрома отличницы, есть простой ответ: нужно использовать те же способы лечения, что и при избавлении от синдрома отличника.
Синдром отличницы грозит девушке одиночеством
Сложности
Кроме неприятных последствий синдрома отличницы, существуют определенные сложности, которые будут испытывать заболевшие этим недугом.
- Во взрослом уме укоренился страх плохой оценки и он переносится на все ситуации жизни. Такой человек не станет браться за дело до того момента, пока не будет уверен, что сделает все на отлично. Испуг властвует над ним даже спустя много лет, и избавиться от него сложно.
- Страх неправильного решения, связанный с синдромом отличника, проявляется в любых ситуациях, где требуется принять самостоятельное решение и нести за него ответственность. В случае неверного выбора и неудовлетворительного результата человек будет думать, что сам во всем виноват, и поэтому не имеет возможности переложить ответственность на чужие плечи.
- Вечная зависимость от установленных критериев и четко прописанных действий, которая преследует еще с детского возраста. Удобно жить, когда есть инструкция к любому делу, и там написано, как добиться отличного результата. В результате такие личности не умеют самостоятельно решать что-либо и становятся узниками прописанных планов.
Такой человек не имеет возможности объективно поставить оценку себе и своим действиям. Он просто не понимает, как можно оценивать себя. Психология объясняет зависимость от чужого мнения этим. Кроме того, у человека в голове постоянно обитает внутренний родитель, который оценивает и критикует все его действия. Это явная сложность, которой страдает человек при синдроме отличника.
Отличие комплекса от перфекционизма
Как было сказано выше, этот синдром является определенной разновидностью перфекционизма. Но в чем же все-таки разница? Перфекционизм – это психологическое расстройство человека, при котором кажется, что идеал достижим. В отличие от синдрома отличника, такие люди требовательны к себе и другим, они стараются все исполнить идеально, и когда это не выходит, они безумно страдают. Сама личность прекрасно осознает, что идеала не существует, а всем людям свойственно ошибаться, но внутренний голос твердит, что необходимо сделать все безупречно, и так обязательно будет.
Главным отличием считают то, что перфекционист стремится все сделать идеально и требует этого от других. Комплекс отличника зиждется на признании и результате:
- отличной оценке;
- привлечении внимания;
- похвале родственников и т. д.
Можно сделать вывод, что перфекционистам важна сама работа и ее качество, а людям с синдромом отличника – результат и его принятие в обществе. Еще одним не менее важным отличием является то, что комплекс заставляет человека любое задание воспринимать, как соревнование, для победы в котором любые средства хороши. Такие люди часто терпеть не могут своих соперников и радуются их неудачам.
Перфекционисту же наплевать на то, есть у него конкуренты или нет. Главное – это процесс работы, во время которого он спокойно может забыть про существование остального мира и всех людей, окружающих его.
Объединяет эти расстройства то, что они оба или мешают многим вести нормальную жизнь, или помогают, мотивируют на достижения различного рода. У женщин и мужчин эти проблемы развиваются по-разному, но это не значит, что какой-то пол подвержен большему влиянию. Однако некоторые специалисты считают, что представительницы прекрасной половины человечества имеет большую склонность к заболеваниям такого рода.
Определение перфекционизма
Лечение
Если вы заметили у ребенка наличие этого синдрома, ознакомьтесь с нижеизложенными рекомендациями.
- Первым делом стоит объяснить малышу, что с оценками он будет сталкиваться всю свою жизнь, и иногда они бывают предвзятыми, а не объективными. Это не тот фактор, который определяет настроение и состояние нескольких дней.
- Любите ребенка за то, что он есть, выражайте свою любовь так, чтобы он это понимал и чувствовал. К примеру, можно чаще обнимать его, целовать, говорить приятные слова просто так. Уделяйте ему больше времени, разговаривайте с ним, выслушивайте и оказывайте поддержку советами и действиями. Чаще играйте всей семьей в игры, где победу решает случай, а не упорные тренировки. Так ребенок поймет, что не всегда можно быть на первом месте, и ничего плохого в этом нет.
- Выезжайте на пикники, катайтесь на велосипедах, гуляйте в парке всей семьей. Найдите общее хобби и чаще уделяйте все вместе ему время.
- Запишите ребенка на кружок по его вкусу. Помогите и поддержите его в этом начинании.
- Не ставьте перед своим чадом невыполнимые цели. У детей, по сравнению со взрослыми, возможности ограничены.
- Помогите ребенку расставить приоритеты и выбрать наиболее значимые и важные занятия из всех его увлечений.
- При синдроме отличника не стоит сравнивать ребенка с другими детьми как в худшую, так и в лучшую сторону.
- Развивайте у него чувство юмора и привычку смеяться над своими неудачами, делать соответствующие выводы, а не впадать в депрессию. Объясните, что каждый имеет право на ошибку, и он в том числе. Также следует сказать, что в этом нет ничего страшного и неисправимого. Практически любая оплошность не является смертельной и можно все исправить.
Рекомендации для взрослых
Синдром отличника у взрослого пациента лечится сеансами с психиатром. Однако существует несколько советов, которые предлагают психологи для закрепления результата. Таким людям советуют избавиться от страха неудачи и время от времени специально нарушать распорядок дня, свои правила и стереотипы:
- стараться не перекладывать ответственность за свои действия на других;
- смеяться над всеми своими неудачами, но не забывать делать выводы;
- иногда показывать свои ошибки окружающим людям, тем самым доказывая человеческое происхождение;
- рискнуть и заняться делом, которое может принести удачу;
- провести эксперимент с одеждой и внешним видом: в этот день желательно не переживать о производимом вашим образом впечатлении;
- пересилить себя и попросить помощи у более опытного специалиста в какой-то области работы;
- запомнить, что невозможно нравиться абсолютно всем;
- хвалить себя за достижения и слишком не убиваться из-за совершенной ошибки;
- всегда ставить здоровье на первое место – это касается и физического, и психологического состояний организма;
- откровенно поговорить с близкими людьми о своих ошибках и попросить их помочь проанализировать поступки и действия.
Смех над ошибками — отличный способ борьбы с комплексом
Заключение
После обнаружения у себя или своих близких этого комплекса и изучения проблемы с помощью интернета или научной литературы, человек задается вопросом, как избавиться от синдрома отличника.
Единственно правильным решением проблемы для взрослого человека будет консультация со специалистом, этот синдром непрост и требует неординарного подхода к лечению.
urazuma.ru
симптомы, лечение у взрослых Vovet.ru
Синдром отличника…
Честно говоря, сама страдала от этого, нелегко пришлось перебороть себя, расстаться с этим синдромом, уже будучи взрослой.
Что он из себя представляет?
Синдром отличника означает неподспудное желание человека быть первым во всем, не уступать никому и ни в чем. Даже в том, что непосредственно его не касается.
Причем это, не только «детская болезнь», как считают многие из нас.
Да, она родом из детства, но страдает ею немало взрослых. Именно поэтому, надо вовремя заметить симптомы этого невроза у ребенка и принять все меры для того, чтобы избавить его от данного синдрома, ибо в взрослом возрасте сделать это намного труднее.
Как же можно определить, что ваш ребенок страдает синдромом отличника?
Каковы его симптомы?
Нестабильность самооценки. Стоит только его похвалить, как он становится излишне самоуверенным, если же услышит в свой адрес критику, то станет слишком неуверенным в последующих делах.
Желание получить хорошую отметку или похвалу любыми способами. Ради этого он способен скрыть правду или, еще того хуже, солгать, обвинить другого человека в недостойных поступках, коих тот не совершал и т.д.
Зависть и ревность к успехам одноклассников, благодаря которым ребенку покажется, что любая неудача соперника сделает его самого ближе к первенству.
Неуравновешенность в плане эмоциональности. Поэтому ему очень важно, чтобы взрослые его обязательно похвалили за любое его действие, иначе у него может произойти истерика со слезами.
Отсутствие навыков в преодолении препятствий. Есть такой феномен — «обратный эффект». Это когда как бы ни старался человек сделать что-либо на высшем уровне, у него наоборот случается неудача. Подготовленный на все 100 процентов ученик вдруг получает при вызове к доске или на контрольной двойку всего лишь потому, что боится при ответе ошибиться.
Симптомом взрослого отличника является то, что человек во всем стремится быть идеальным:
- иметь безупречный внешний вид;
- сделать сногсшибательную карьеру;
- пользоваться уважением окружающих;
- быть супермамой/папой и «правильным» супругом.
Действительно ли все это представляет собой угрозу?
Да, конечно, жить с этим не так уж просто, даже опасно, хотя, на первый взгляд и может показаться, что плохого в том, что человек стремится к совершенству.
Однако, всему должен быть разумный предел, иначе все может кончиться:
- нервным стрессом и эмоциональным истощением;
- неудачами как на личном, так и на общественном фронте;
- грядущим одиночеством.
Кроме того, у человека появляется ряд проблем, типа:
- отсутствия творческого и абстрактного мышления.
- зацикленности на мелочах;
- желания любым способом устранить своих соперников;
- отсутствия друзей;
- эмоциональной нестабильности.
Как с этим бороться?
Если следовать советам психолога, необходимо сделать следующее:
Выявить причину, из-за которых возник этот невроз.
1. Основной причиной этому служит недостаток родительского внимания или любви, поэтому, если вы заметили подобные нарушения в поведении ребенка:
- Почаще показывайте ему, как вы его любите, докажите ему, что он для вас всегда самый лучший и самый любимый.
- Если заметили, что он чем-то взволнован, выслушайте его, обнимите и поцелуйте, не стесняйтесь выразить тем самым свою столь безмерную к нему любовь.
- Уделяйте ему больше внимания, отвечайте на его вопросы, даже, несмотря на свои какие-то неотложные дела.
- Найдите общее для вас, интересное занятие, побольше бывайте вместе, не давайте ему почувствовать одиночество и свою ненужность.
2. Также вас должно насторожить чрезмерное усердие и долгое сидение ребенка за уроками:
- Отвлекайте его от этого, предложив погулять с друзьями, пригласить их в гости.
- Играйте с ним в настольные игры, посмотрите вместе фильмы или мультики.
- Как можно чаще бывайте с ним на природе.
- Запишите в какую-либо секцию или кружок.
- Научите его радоваться любой мелочи, быть благодарным всему тому, что его окружает.
Взрослым намного труднее справиться с этим синдромом. Для этого им часто надо сделать огромное усилие переступить через себя, свои, уже укоренившиеся, привычки.
Для избавления от страха перед неудачами, им надо научиться хотя бы иногда не выполнять распорядок, режим жизни:
взять, да и проспать, опоздать на работу и не постесняться признаться в этом никому, даже начальнику;
вспомните, вы, прежде всего, живой человек, а не робот, настроенный только на работу (тяжело это, по себе знаю, отвлечься от работы и просто поболтать с коллегами, расслабиться, выпить чашечку кофе и т.д.), и также, как и все, имеете право на ошибки;
научитесь спокойно и даже с юмором относиться к своим ошибкам и ошибкам других;
записавшись на курсы ораторов либо в секцию скалолазов, посмотрите, как люди не расстраиваются из-за того, что у них что-то где-то не получилось, а, наоборот, смеются сами над собой;
смените одежду — строгий костюм на любую, уже старенькую одежонку, и прогуляйтесь по улицам города, дабы убедиться, что никому нет дела до того, как вы, и в чем одеты: расслабьтесь и ощутите внутреннюю свободу;
почаще хвалите себя, любимую, за все свои удачные действия и прощайте себя за любые ошибки, допущенные вами.
Помните, что парадокс этого синдрома заключается в том, что, страстно желая добиться победы, человек терпит поражение из-за этого желания.
vovet.ru
что это и как с этим жить
Идеально выутюженная школьная форма, аккуратный дневник, в котором красуются девятки и десятки, любимое хобби — учёба и ещё раз учёба, ведь времени для других занятий нет… Узнал в описании себя? В этой статье мы расскажем, что такое синдром отличника и как с ним жить.
Что такое синдром отличника
Психологи описывают этот синдром как состояние человека, при котором он старается достичь безукоризненных результатов во всех делах: будь то учёба, домашняя работа или карьера. Причём начинается всё с младшей школы, когда ребёнок усердно учится, чтобы порадовать высокими отметками родителей. Казалось бы, что тут плохого? Умным быть всегда хорошо, особенно в век информационных технологий. Но не всё так просто: из милого первоклашки вырастает студент-отличник, взрослый-отличник, и вот здесь могут возникнуть проблемы.
Откуда появляется синдром отличника
Причина кроется в семейных отношениях и воспитании. Прилежный школьник, который старательно готовится к урокам и хорошо себя ведёт — чем не мечта для родителей? Но порой мамы и папы перегибают палку, мотивируя ребёнка только на хороший результат.
Бывает, что родители стараются через ребёнка достичь того, чего не смогли добиться сами, и таким образом поднять свою самооценку. Иногда за девятками и десятками кроется желание ребёнка привлечь к себе внимание мамы и папы. Порой хорошая учёба становится самореализацией для ученика с низкой самооценкой, который стесняется проявить себя в других сферах. Часто синдром отличника — это следствие внутренних установок, которые потом сложно изменить во взрослой жизни.
Корни синдрома отличника идут из детства. Ребёнок рождается в семье, где родители транслируют своё отношение. Самая правильная стратегия — это абсолютная любовь и принятие: «Мы тебя любим и всегда поддержим. Каким бы ты ни был, ты наш». А может транслироваться и такое: «Мы тебя любим, если…» У ребёнка на подсознательном уровне формируется установка: родители будут меня любить, когда я буду лучшим. И вот один из способов заслужить любовь родителей — выполнять все просьбы на 100 процентов.
Анна Исаенко, психолог-профориентолог образовательного центра Адукар
Соответственно, если у ребёнка сильная нервная система, то он уходит в протест либо находит других значимых взрослых, с которыми учится быть самим собой. А дети с нарушенной самооценкой, воспитанные по принципу «мы тебя любим, если…», отказываются от своего мнения. Вот эти самые отличники теряют понимание своего я, собственного мнения, своих желаний и потребностей. Приходят ко мне и разводят руками: «В дневнике отличные отметки, а кем быть, я не знаю. Я пришёл к вам за ответом, чтобы узнать, кто я!» Я помню: один мальчик-гуманитарий буквально выкрикнул мне этот вопрос, потому что не представлял, что нравится ему, а не кому-то другому.
Синдром отличника: это хорошо или плохо
Непринятие любой критики, желание быть идеальным во всём, трудоголизм могут вылиться в нервозность и постоянный стресс. Чтобы достичь высоких результатов, люди с синдромом отличника жертвуют личным временем, отдыхом и общением с близкими. Ярые перфекционисты боятся брать новые дела и ставить себе смелые цели, потому что опасаются не достичь идеального результата. Отсюда схема «буду быстро и качественно выполнять задачи — меня повысят» может не работать.
Но не следует думать, что перфекционизм — это болезнь, которую стоит искоренить. Если умело контролировать это качество, то можно достичь успехов во всех сферах своей жизни без стресса и ограничений для себя. Потому что такие качества, как ответственность, тщательность в выполнении задания, соблюдение дедлайнов высоко ценятся как в школьные годы, студенчестве, так и на работе.
Хорошо это или плохо… Это как есть. К сожалению, школьные знания не всегда соответствуют действительности. Выпускников-отличников много в школах, их много в вузах, а на выходе получается, что работать некому. Сейчас нужны совсем другие софт-скиллс: умение работать в команде, креативность, нестандартность мышления и так далее.
Анна Исаенко, психолог-профориентолог образовательного центра Адукар
Как контролировать синдром отличника?
От синдрома отличника избавиться невозможно, но контролировать его вполне по силам, если знать первопричину этого состояния. Психологи выделяют несколько универсальных способов, которые можно применить независимо от конкретной причины.
Добавь в свою жизнь элемент неправильности. Порой синдром отличника проникает во все сферы жизни, вплоть до бытовых ситуаций: идеально выглаженная одежда, строгий дресс-код, вычищенные до блеска пол и посуда. Попробуй разгрузить себя от дополнительных дел: пропусти одну уборку квартиры, суши посуду на полотенце. Так появится больше времени на отдых и постепенно освободишься от навязчивых мыслей доводить всё кругом до идеала. Одна непомытая кружка не разрушит твой мир и не испортит отношения с друзьями.
Научись снимать с себя ответственность. Принцип «хочешь сделать хорошо — сделай сам» хорош, если не перегибать с ним палку. Не нужно перетирать пыль в студенческом общежитии вместо соседей, доделывать за коллегами важную работу и так далее. Каждый выполняет свои обязанности, насколько умеет. Научись расслабляться и отдыхать.
Позволь себе ошибаться. Ты имеешь право на ошибку. Чтобы это понять, начни учиться чему-то новому: займись танцами, освой иностранный язык, отыщи новое хобби — так сможешь реализовать мечту и избавиться от синдрома отличника. Ведь ошибки — это закономерный этап обучения. Приняв их в одной сфере начинаешь переосмысливать их значение в жизни.
Порой синдром отличника перерастает в серьёзную психологическую проблему, которая мешает человеку быть счастливым. Школьные неудачи ребёнка могут провоцировать у него истерики, плохой сон, нервные тики и массу других проблем. В таких случаях не обойтись без консультации психотерапевтаНаучись принимать критику. Это главная из проблем отличников, у которых всё должно идти идеально и по правилам. Старайся не воспринимать критику как строгие замечания, выговоры или укоры. Если принять её в качестве доброго совета, который поможет сделать работу ещё лучше, то чем она плоха?
Правильно расставляй приоритеты. Получать второе высшее образование, учить иностранный, преуспевать на работе и копить на машину одновременно крайне тяжело. А тем более, перфекционисту, который старается всё идеально сделать, выжимая из себя последние силы. Чтобы такого не происходило, лучше правильно расставлять приоритеты. Научившись умело управлять временем и делами, можно достичь хороших результатов во всём, без фанатичного усердия и потерь.
Но если же синдром отличника сформировался, это можно адаптировать и успешно применять в жизни.
Анна Исаенко, психолог-профориентолог образовательного центра Адукар
Принимай мир в его полутонах. Порой отличники ограничивают свой мир чёрно-белыми цветами. Но большинство людей (и это правильно), принимают мир в его полутонах и вполне счастливы. Присмотрись к такой позиции, ведь идеальные результаты не всегда приносят радость и признание. Возможно, другие ученики или студенты получают отличные оценки без огромных усилий и дотошного выполнения заданий. А коллегу по работе быстрее поднимут в должности, чем исполнительного отличника. Помимо трудоголизма и исполнительности есть и другие важные качества, которые неплохо развивать: общительность, уверенность, харизма.
На вопрос «Что делать с синдромом отличника?» отвечает психолог-профориентолог Анна Исаенко:
«Только сам человек решает, надо ли ему менять или контролировать синдром отличника, осознавая сценарии, меняя свою глубинную самооценку. Могут понадобиться тренинги, групповое сопровождение, ведь даже в каких-то простых вещах отличнику-взрослому очень сложно поступить не по шаблону, не по правилам. А потом он получает удовольствие от того, что меняет свою жизнь, не обращая внимания на чужое мнение и правила. Но это огромная работа».
***
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.
Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]
adukar.by
Синдром отличника у взрослых и ребенка: как избавиться
Некоторым людям свойственно стремление достичь высоких целей, чтобы получить одобрение и похвалу от близких людей, коллег или друзей. Такой комплекс психологических особенностей называется “синдром отличника”. Вне зависимости от возраста человек выбирает для себя заведомо сложные цели и работает на износ, чтобы достичь их. При этом нет никакой ориентированности на собственные интересы и желания. Важен лишь результат и положительная оценка усилий окружающими. На самом деле такой ритм жизни и способ мышления делает людей несчастными и зависимыми, они не могут позволить себе совершать ошибки. По причине тяжелого психологического прессинга могут развиваться сопутствующие заболевания, а потому синдром отличника требует лечения.
Что такое синдром отличника?
Начинается данный синдром обычно в детстве: в конце дошкольной – начале школьной поры
Данное состояние имеет психогенную природу. В основе синдрома отличника лежат личностные особенности, которые связаны с искажением жизненных ценностей и установок. Главная задача человека-отличника – достичь поставленной цели любыми способами и средствами и получить одобрение общества. Развитие комплекса происходит на фоне ощущения личной малозначимости, неуверенности, одиночества. Чтобы заглушить, компенсировать это чувство, человек ищет похвалы и признания окружающих.
“Отличник” ориентирован на внешние, формальные атрибуты, содержание работы не имеет для него значения. Это значит, что деятельность ребенка или взрослого осуществляется без особого удовольствия, сам процесс работы приносит ему усталость или раздражение. Такие люди сфокусированы на результате, но не так, как перфекционисты, для которых важно выполнить свою задачу идеально. Для “отличников” имеет значение лишь высокая оценка других людей.
Недовольство, подавленность, аффективное напряжение от такой деятельности приводят к эмоциональным проблемам, формированию страхов, неудачам. Это становится причиной снижения самооценки, развития депрессии.
Причины нарушения
Стремление выделиться, быть лучше остальных в каком-либо деле, потребность в признании и подкреплении положительной самооценки – все это результат определенного негативного социального опыта. Этот опыт формируется в процессе взаимодействия ребенка с родителями, воспитателями, учителями, сверстниками.
Синдром отличника формируется чаще всего именно в младшем школьном возрасте. В большинстве случаев причиной развития синдрома становятся отношения внутри семьи. Следует выделить такие факторы:
- Завышенные требования к ребенку. Часто родители культивируют в своем ребенке любовь к общественному признанию и формальной фиксации достижений. Речь идет об отметках, наградах, медалях, грамотах, званиях и пр. Также внутренняя установка на нездоровое стремление к первенству может сформироваться неосознанно в процессе копирования модели поведения родителей.
- Компенсирование неудач родителей. Амбиции взрослых часто пересекаются с успехами детей. С раннего возраста мать и отец начинают ориентировать своего ребенка на достижение целей, которые признаются в обществе, при этом пренебрегая его личными желаниями и интересами, а иногда и состоянием физического или психологического здоровья. Это позволяет родителям поднять свой социальный статус в глазах коллег, педагогов и родственников через учебные, спортивные или творческие достижения детей.
- Низкая самооценка. Успехи в учебе или на работе, в творческой деятельности или спорте позволяют “заглушить” неуверенность в себе, которая могла возникнуть на основании других комплексов и страхов. Обычно человека волнует социальный статус, наличие друзей/семьи и внешность. Официальное признание способностей и достижений временно повышает чувство собственной важности и достоинства.
- Отсутствие внимания от родителей. Часто похвала за отличные достижения в школе воспринимается ребенком как проявление любви, а потому он начинает стараться получать только высшие баллы. В качестве дополнительной мотивации родители позволяют дольше посмотреть телевизор, покупают игрушки или аксессуары, о которых ребенок давно просил. Потому успех начинает автоматически восприниматься ребенком как ключ к получению родительского внимания или материальных благ.
Среди причин формирования синдрома отличника во взрослом возрасте можно выделить желание человека быть лучше своих коллег, необходимость доказать себе что-то или острую потребность в признании второй половинкой.
Синдром отличника проявляется чаще у женщин, но и некоторые мужчины страдают от данного психологического комплекса.
Симптоматика синдрома
Неудачи, критика, недостаточная похвала провоцируют аффективный всплеск – плач и истерику
Проявляться синдром может по-разному, что зависит от личной картины восприятия мира и степени сложности самого заболевания. Но есть несколько типичных моделей поведения и реакции, на которые следует обратить внимание тем, кто окружает “отличника”. Симптоматика практически идентична в любом возрасте.
Основные проявления:
- Желание все сделать идеально. Люди с таким синдромом предельно аккуратны, у них порядок везде: от прихожей и до полочки в ванной комнате. Но такое стремление к чистоте и порядку нельзя назвать здоровым, скорее оно маниакально.
- Болезненная реакция на критику. Поскольку одобрение и похвала для “отличников” очень важны, то любая критика или плохая оценка воспринимается болезненно: у человека может просто испортиться настроение или же появится сильное психологическое расстройство с признаками депрессии. Причем даже “четверка” может расцениваться как негативная оценка.
- Ревность к похвале. Отличник желает быть не просто идеальным, а самым идеальным. Некоторые из них могут буквально впадать в истерику от того, что выделили не только их, но и еще нескольких коллег, одноклассников.
- Жертвенность. На пути к идеалу или цели “отличник” будет жертвовать собой, своим временем, увлечениями, отдыхом и даже своей семьей. Все это необходимо для того, чтобы задача была выполнена безупречно.
- Постоянное сравнение и анализ. Такой человек постоянно сравнивает себя с окружающими, чтобы избежать чужих ошибок. Если на его жизненном пути встречается кто-то лучше, то события могут развиваться в двух направлениях: “отличник” впадает в глубокую депрессию, или же берет пример с того, кого он считает идеалом.
Осложнения и последствия
Эмоциональная неустойчивость и напряжение приводят к моральной и физической истощенности. На этой основе могут развиваться серьезные осложнения.
Для каждой возрастной категории характерны свои проявления:
- младший школьный возраст. Синдром отличника у ребенка приводит к формированию тиков, непроизвольных мышечных подергиваний, навязчивых действий. Ребенок начинает часто болеть, жалуется на головокружения, слабость и боли невыясненной этиологии. Может развиться обсессивно-компульсивное расстройство, различные психосоматические нарушения.
- Подростковый период. Как правило, возникают социальные страхи: ребенок начинает бояться общения со сверстниками, избегать публичных выступлений и творческих заданий.
- Взрослый возраст. Со временем синдром не ослабевает, а осложняется уже более опасными недугами: может развиться артериальная гипертония, неврозы, различные сердечно-сосудистые нарушения, конверсионное расстройство, астма, физическое и психологическое истощение.
Коррекция синдрома отличника должна осуществляться с помощью психолога. Самостоятельно бороться с этой патологией очень сложно, требуется индивидуальный подход, своя собственная схема, позволяющая откорректировать мироощущение.
Диагностика
Обращение к врачам и психологам происходит на этапе развития осложнений, когда синдром отличника определяется как этиологический фактор психосоматического или невротического расстройства
Как правило, желание ребенка быть лучше всех, получать только отличные оценки и побеждать на соревнованиях или олимпиадах не вызывает беспокойства у родителей. Обращаться к докторам или психологам родители начинают уже тогда, когда развиваются осложнения: появляются психосоматические или психологические расстройства.
Существуют определенные трудности с тем, как отличить синдром отличника у взрослых от перфекционизма, или желания личности самореализоваться. В медицинской или психологической практике отсутствуют стандартизованные методы исследования в данной области.
Дифференциальная диагностика осуществляется на основании собранного анамнеза, клинической картины. “Отличник” всегда будет сосредоточен на внешней стороне деятельности, на самом результате, его признании, полученных оценках, поощрениях или наградах, на победе над конкурентами. Перфекционисты же концентрируются на качестве своей работы, на том, насколько они способны и профессиональны.
При проведении комплексной диагностики используются следующие методы:
- Беседа. Психолог или психиатр проводит опрос, в ходе которого выясняет все нюансы беспокоящих пациента симптомов. “Отличник”, описывая свое эмоциональное состояние, будет говорить о напряжении и подавленности после совершенных ошибок, о страхе неудачи, об эйфории после достижения цели.
- Опросники. Определенные наборы тестов позволяют провести исследование самооценки пациента, его отношений с родителями в детском возрасте и т.д. Именно психолог определяет, какие тесты необходимы, с учетом ситуации и возраста. К популярным в психологической практике относятся тесты Хьюитта-Флетта, А. Е. Личко, Л. Н. Собчик, Дембо-Рубинштейна.
- Проективные методики. Психолог просит “отличника” нарисовать семью, себя, свои страхи, и берется интерпретировать рисунок пациента. Такая методика позволяет выявить скрытые страхи, ожидания и потребности, которые находятся на подсознательном уровне.
Как избавиться от синдрома отличника?
Дети и взрослые с комплексом отличника имеют нестабильную самооценку, зависящую от успехов, неудач и отношения окружающих
Ключевой задачей терапии является такая корректировка ценностной системы, чтобы пациент смог изменить личностные установки, выработать независимость от мнения окружающих и ощутить самоценность. В самом начале проводится индивидуальная работа, цель которой – осознать проблему, обсудить её причины и возможные варианты решения. Следующим этапом выступает практическая работа в группе. Распространенные варианты того, как избавиться от синдрома отличника:
- Когнитивно-поведенческая терапия. Коррекция поведения базируется на внедрении новых шаблонов. Как правило, прорабатывается режим дня: выделяется время для отдыха и развлечений, практикуется расслабление. Психолог учит пациента концентрироваться на положительных сторонах при совершении ошибок.
- Семейная терапия. Прорабатываются отношения с супругами или родителями. Корректируется поведение и пациента, и членов его семьи. Последним рекомендуется поддерживать стремления, ум, креативность “отличника”, но не сравнивать его с другими.
- Групповые тренинги. Такая методика позволяет проработать социальный навык и работу в команде. Пациент учится примерять на себя другие роли: не только победителя, но и проигравшего, ведущего и ведомого, “запасного игрока”. Так, постепенно, вырабатывается ощущение удовольствия от процесса совместной работы, акцентируется внимание на дружеских отношениях.
‘; blockSettingArray[0][«setting_type»] = 6; blockSettingArray[0][«elementPlace»] = 10; blockSettingArray[1] = []; blockSettingArray[1][«minSymbols»] = 1000; blockSettingArray[1][«minHeaders»] = 0; blockSettingArray[1][«text»] = ‘
‘; blockSettingArray[1][«setting_type»] = 6; blockSettingArray[1][«elementPlace»] = 30; blockSettingArray[2] = []; blockSettingArray[2][«minSymbols»] = 2000; blockSettingArray[2][«minHeaders»] = 0; blockSettingArray[2][«text»] = ‘
‘; blockSettingArray[2][«setting_type»] = 6; blockSettingArray[2][«elementPlace»] = 50; blockSettingArray[3] = []; blockSettingArray[3][«minSymbols»] = 1000; blockSettingArray[3][«minHeaders»] = 0; blockSettingArray[3][«text»] = ‘
‘; blockSettingArray[3][«setting_type»] = 6; blockSettingArray[3][«elementPlace»] = 80; var jsInputerLaunch = 15;
mozg.expert