Синхрония
Аналитическая психология Юнга
Опубликовано Автор: admin / Нет комментариев
Синхрония
Синхрония — необычные совпадения нескольких внешних событий, или — соответствие внешнего события внутреннему переживанию, состоянию. Синхронию подробно изучал К.Г. Юнг, он уделял ей много внимания в своей психотерапевтической практике.
О том, что некоторые совпадения трудно объяснить простой случайностью каждый знает по своему собственному опыту. Иногда одно и то же событие происходит с человеком несколько раз подряд, причем при одних и тех же обстоятельствах.
В таких случаях обычно говорят, что какая-то высшая сила ( разные люди называют ее по-разному: Бог, судьба, природа, Дао и т.д.) пытается нас предупредить, уберечь от опасности. Но, увы, как часто мы не можем вовремя прислушаться к этому голосу!
Иногда такие послания могут быть обращены к одному человеку и говорить о его сугубо личных проблемах, а иногда — к целой группе людей, к жителям какого-нибудь города или государства. Так, в другой лондонской газете рассказано о том, что трагедия, произошедшая с кораблем «Титаник» во льдах Атлантики была как бы предсказана 14-тью годами ранее Морганом Робертсоном в его романе «Тщетность». В нем была описана гибель корабля под названием «Титан» от столкновения с гигантским айсбергом, причем примерно в том же районе Атлантики, где позже погиб «Титаник». Кроме того, было опубликовано письмо от моряка, который стоял за штурвалом другого корабля на том же месте, где погиб «Титаник», но несколькими годами раньше.
К.Г. Юнг в своей книге «Синхронность и человеческая судьба» рассуждает о природе подобных таинственных явлений. Он пишет, что мир природы и мир человеческой психики — это два параллельных измерения и они, подобно двум зеркалам, отражают друг друга. В определенные моменты — наиболее важные для человека — внешний мир посылает ему своего рода подсказки, предупреждения. Но для того, чтобы понять истинный смысл этих «сигналов» нужно не выискивать для них рациональные объяснения, а отнестись к ним как к символам, которые можно понять прежде всего чувством и интуицией, а не рассудком.
Во многих древних учениях так или иначе говорится о том, что К.Г. Юнг назвал синхронией. Астрологи находят тайную взаимосвязь между расположением планет на небе в момент рождения человека и его характером, способностями, его судьбой. Парапсихологи исследуют телепатию — способность человека чувствовать на расстоянии, что происходит с его родственниками или друзьями. Алхимики писали о «таинственных силах, порождающих события», о сродстве всех веществ друг другу, о символическом соответствии тайн материи и человеческой души… К.Г. Юнг говорил, что «синхронический опыт возникает там, где пересекаются два типа реальности: «внутренний» и внешний»».
Многие ученики К.Г. Юнга продолжили изучение синхронии. Один из них — известный современный психотерапевт Арнольд Минделл (США). Он предложил новый термин для лучшего понимания этого явления. Он пишет, что помимо общеизвестных пяти чувств, доступных человеку, нам доступен еще один источник знаний об окружающем — «канал мира». Внешний мир способен беседовать с человеком как единое целое, на языке символов, необычных событий и совпадений. Этот язык способны были понимать древние маги и шаманы, сейчас это искусство почти полностью утрачено. Знание этого тайного языка позволяло людям жить в согласи с природой и друг с другом. По мнению А.Минделла, сегодня обращение к этой древней мудрости особенно необходимо, поскольку, очень возможно, что именно в ней мы сможем найти ключ к решению многих современных экологических и социальных проблем.
Конечно, понимание природы подобных таинственных совпадений, названных К.Г.Юнгом синхронией, выходит за пределы научного знания. Для подобных загадочных происшествий можно, при желании, найти вполне «материалистические» объяснения. Здесь вспоминается анекдот о споре одного священника и убежденного атеиста. Священник, пытаясь убедить атеиста в существовании чудес, рассказал ему о таком происшествии. «Недавно, — сказал священник, — один из моих прихожан захотел покрасить купола на одной из церквей. Испросив благословения, он стал подниматься наверх, но вдруг сорвался и упал на землю. Однако, он не только остался жив, но даже не получил ни одной царапины!».
Как относиться к синхронии — как к обычным совпадениям, которые искусственно окружены таинственным ореолом, или видеть в них символические послания, требующие особых знаний и умений для своего «прочтения» — это личный выбор каждого человека. Психологи и психотерапевты предлагают свой подход к пониманию синхронии и готовы помочь в этом всем, кому это интересно.
Автор — Светлана Маслова
время, синхроничность, синхрония, совпадение, Юнг
Синхрония. Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий
Синхрония
Здесь мы приближаемся еще к одному понятию, введенному Юнгом для постулирования принципа беспричинной связи, объясняющего появление так называемых значимых совпадений. Имеется в виду явление синхронии, демонстрирующее, что при определенных обстоятельствах события во внешнем мире значимо совпадают с внутренними психологическими состояниями. Модные нынче экстрасенсорные опыты и парапсихологические эксперименты — лишнее тому подтверждение. [Интересным и плодотворным представляется здесь наложение астроло-го-спиритуального откровения: «что наверху, то и внизу», микро- и макрокосмических соотношений, в частности, идей Павла Флоренского (см. Флоренский, 1983) на психологическую фиксацию: «что снаружи, то и внутри». Геометрическая метафора предполагает наличие крестообразной формы.] Какова же природа синхронности?
Юнг неоднократно убеждался в том, что «психика погружена в нечто имеющее не психическую природу» (Jung, С. W., vol. 8, par. 437). Он пришел к мысли о существовании архетипической реальности вне пространства и времени, проявляющей себя в качестве организатора психики индивидов. Проявление этой архетипической реальности в нас осуществляется лишь через нашу способность организовывать образы и идеи. Это всегда процесс бессознательный, который можно зафиксировать лишь тогда, когда он произойдет. «По мере накопления материала, — писал Юнг, — происхождение которого в феноменологическом мире не оспаривается, они <архетипы> становятся видимыми и психическими» (там же, par. 440). Здесь интересны сопоставления с данными синергетики, но это отдельная тема.
Архетипы, существующие вне пространства и времени, оказываются, по убеждению Юнга, ответственными за «многозначительные совпадения», то есть за цепи событий, происходящих одновременно, но не связанных друг с другом причинным образом. Скажем, смерть одного человека могла совпасть у другого с тревожным сном, связанным с этой смертью, и т. п. Юнг чувствовал, что подобные совпадения требовали в дополнение к случайности некоторой хитроумной категории, иного объясняющего принципа. Так на свет появилась синхрония.
Синхронистические события часто происходят (причем достаточно внезапно) во время анализа бессознательного, особенно когда активизирована объективная коллективная психика. В частности, анализ ассоциации сновидений показывает, что сны могут указывать на будущие события в той же степени и с тем же успехом, что и на прошлые.
Рассматривать или нет какое-то событие в качестве примера синхронии целиком зависит от субъективного отношения к этому самого индивида. Очевидно, что подоо-ные субъективные решения не могут быть проверены объективными статистическими методами и лишь субъект имеет право считать данное событие значимым совпадением. Но известно также, что сам факт появления синхронистического события оказывает шоковое мистическое воздействие на индивида, пытающегося всеми силами найти подходящее рациональное объяснение происшедшему (Jung, С. W., vol. 8, par. 816).
По мысли Юнга, синхрония основывается на универсальном порядке смысла, являющемся дополнением к причинности. Само восприятие структур упорядочения опыта воздействует на людей как смысл и переживается ими как гармонизация с внешним и внутренним миром, то есть медитативно..
С момента введения этого понятия Юнгом в 1951 году синхрония остается одной из наиболее оригинальных и противоречивых идей аналитической психологии и порой самой трудной для восприятия и понимания. Название юнговской работы, посвященной этому явлению, — «Синхрония: Акаузальный связующий принцип» — раскрывает его суть. Синхрония (или синхронистичность) есть принцип, который связывает различные события акаузально, то есть не причинным образом, а в терминах субъективной значимости того или иного совпадения. Таким образом, понимание синхронии и синхронистичных событии нуждается в способе мышления, принципиально чуждом западной культуре, способе мышления, который не отделяет физический мир от внутренних психических событий. В контексте размышлений Юнга о синхронии часто встречается латинское выражение unusmundus, означающее «единый мир». Синхрония с необходимостью предполагает, что мы имеем дело с единым мировым полем, в котором субъект и объект в фундаментальном смысле составляют единое целое, иначе говоря, являются двумя разными проявлениями одной и той же фундаментальной (сущностной или основной) реальности.
Общераспространенное непонимание этого понятия и, как следствие, ошибочная критика заключаются в том, что синхрония отождествляется с принципом магического «посредника», некой магической силы. Иначе говоря, внешние явления, переживаемые как значимые совпадения, воспринимаются как следствие внутренних психических процессов, происшедших одновременно. Подобная ошибка связана с путаницей между акаузальным связующим принципом и типично европейским представлением о каузальной (причинной) связи. Если, например, я думаю в какой-то отдельный момент о ком-то и в это время этот «кто-то» внезапно позвонил мне по телефону, то, называя такое событие синхронией, не следует считать, что мои мысли стали причиной его телефонного звонка. Определить данное событие как синхронистическое в юнговском смысле означает понять это совпадение как потенциально важное указание на психологическую связь его значения со своей личностью. Эта связь в пределах синхронистического события вполне субъективна, она осуществляется на уровне личного эмоционального значения совпадения, когда внутреннее состояние при встрече с внешним явлением переживается субъектом весьма аффективно и способно приводить к определенным личностным преобразованиям.
Нуминозное свойство или качество синхронистических событий, как указывал Юнг, проистекает из важности эмоционального фактора в подобных явлениях, а «значимые совпадения, которые следует отличать от бессмысленных случайных группирований, по всей видимости, зиждутся на архетипическом основании» (Юнг, 20036, с. 305). Согласно Юнгу, чувственные переживания продуцируются самим синхронистическим событием и той психической энергией, которую оно вызывает. Источник этой энергии находится на том уровне психических взаимосвязей, который Юнг назвал коллективным бессознательным.
Литература
Франц М.-Л. фон. Прорицание и синхрония. — СПб., 1997.
Юнг К. Г. О синхронии // Юнг К. Г. Синхрония. — М.; Киев, 2003.
С. 169–182.
Юнг К. Г. Письма о синхронии // Там же. С. 295–306. Юнг К. Г. Предисловие к «И-Цзин» // Юнг К. Г. О психологии
восточных религий и философий. — М., 1994. С. 223–254. Юнг К. Г. Синхронистичность: Акаузальный связующий принцип.—
М.; Киев, 1997. См. также: Юнг К. Г. Синхрония- М.; Киев, 2003.
С. 183–293.
BolenJ.Tao of Psychology: Synchronicity and the Self. — San-Francisco, 1979. Progoff I.]ung, Synchronicity and Human Destiny— New York, 1973.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Что такое синхронность и почему она важна?
Мы знаем, что синхронность является важной и важной частью нашей связи с другими. Межличностная синхрония определяется как спонтанная ритмическая координация действий, эмоций, мыслей и физиологических процессов во времени между двумя или более людьми. Когда мы киваем одновременно с нашим собеседником или вместе улыбаемся, когда смотрим забавный фильм, это синхрония. Когда мы хлопаем в ладоши в унисон с другими во время концерта или радостно играя с нашим ребенком, это синхрония.
Источник: ‘Gordon Johnson/Pixabay’
Исследования в области развития показали, что синхронность особенно важна для создания связи между родителями и младенцами. Синхронное поведение между матерью или отцом и их младенцем возникает примерно на третьем месяце жизни. Благодаря последовательным и повторяющимся взаимодействиям это помогает формировать ментальный мир младенцев, чтобы они могли воспринимать свой мир как безопасный и богатый. Синхронные состояния родителей и младенцев являются фоном для развития нервной, физиологической, психической, социальной и поведенческой систем. Подобно тому, как поведение родителей у разных людей различается, синхронность между родителями и детьми различается. Некоторые пары демонстрируют высокую степень синхронности состояний, а другие — более низкую степень.
В любом случае синхронистов меньшинство. Он пребывает между моментами асинхронности. Мы переключаемся между синхронией и асинхронией во время наших социальных взаимодействий. В качестве примера рассмотрим зрительный контакт. Мы часто переводим взгляд, непрерывно и динамично переходя от зрительного контакта к отсутствию зрительного контакта с нашими партнерами. В моей исследовательской лаборатории мы недавно предположили, что эти динамические сдвиги связаны с положительными аспектами отношений и социальных способностей.
Синхронность поведения между родителями и младенцами встроена в динамические биологические и нервные функции, которые развиваются по мере того, как происходят события, постоянно формируя и формируя поведенческую синхронность. Эти биологические процессы обеспечивают дополнительный уровень представления и понимания межличностной координации. Например, мы знаем, что существуют гормоны, такие как окситоцин и кортизол, а также маркеры вегетативной нервной системы, такие как частота сердечных сокращений, и определенные нейронные сети, такие как система эмпатии, которые связаны с синхронностью.
Источник: ‘Henning Westerkamp/Pixabay’
А как насчет дальнейшей жизни? Когда мы вырастаем, мы начинаем присоединяться к группам, которые сильно формируют нашу личность. Удивительно, как мало исследований коснулось нейробиологической или физиологической основы синхронизма в контексте группового опыта на протяжении всей жизни. В обзорной статье 2014 года мы с несколькими коллегами отметили: «Мы рождаемся в группах и «присоединяемся» к другим в очень раннем возрасте. Группы являются чрезвычайно важной частью того, как мы функционируем в обществе… От детского сада до классной комнаты и до профессиональных организаций во взрослом возрасте группы — это механизм, с помощью которого мы заботимся друг о друге, работаем и играем, создаем и разрушаем. Они учат нас, что чувствовать и часто когда чувствовать. От групп мы узнаем о нашей собственной идентичности и наших убеждениях о других… Социальная психология учит нас тому, что процесс формирования группы настолько прост, что чувство связанности между членами группы возникает очень быстро, создавая чувство безопасности и принадлежности и формируя восприятие, поведение, идентичность и убеждения».
Мы также призвали исследователей изучить процессы межличностной синхронизации в группах, поскольку они представляют собой связи между членами группы. Мы предположили, что общие групповые процессы, так же как и взаимодействия родителей и детей, также имеют различные нейрофизиологические основы, которые еще не были всесторонне изучены. И действительно, в последние годы моя лаборатория участвовала в нескольких крупномасштабных проектах, изучающих групповые процессы с биологической точки зрения, уделяя особое внимание синхронности и координации. Я расскажу об этих исследованиях в следующих постах.
Ссылки
Гордон И. и Фельдман Р. (2015). Синхрония и развитие родительской заботы человека: биопсихосоциальная перспектива. Калкинс Сьюзан (ред.) Справочник по развитию младенцев: биопсихосоциальная перспектива. Гилфорд Пресс.
Гордон И., Лекман Дж. Ф., Берг Д. (2014). От привязанности к группам — знакомство с нейробиологией нашей взаимосвязанности. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии, 53(2), 130.
Мэйо, О., и Гордон, И. (2020). Синхронность и внесинхронность — поведенческая и физиологическая динамика диадической межличностной координации. Психофизиология, DOI: 10.1111/psyp.13574.
Пособия Synchrony Psychology для родителей и младенцев
Дом / Воспитание детей
Последнее обновление Кристин Рамос Оставить комментарий
Представьте себе: вы младенец, родившийся всего несколько минут назад. Натиск новых ощущений ошеломляет. Теперь вы чувствуете вес своего когда-то невесомого тела. Там, где ваши глаза когда-то видели приглушенные оттенки, теперь они видят яркий, резкий свет. Если раньше вы не ощущали приступов голода, то теперь можете ощущать их с тревожным удивлением. Тепло, комфорт и безопасность, в которых вы когда-то купались, исчезли.
Тем не менее, вы обнаруживаете еще одну проблему: ваше новое тело функционирует неорганизованно. Все системы вашего организма, такие как сердечно-сосудистая, пищеварительная и иммунная, хаотичны. Вам нужна помощь, чтобы отрегулировать их. Эта помощь приходит каждый раз, когда вы находитесь в тесном контакте с вашим опекуном. Знакомое тепло, биение сердца и общая сущность обеспечивают синхронность взаимодействия, которая может спасти жизнь.
Родительско-детская синхрония Психология ОпределениеВ начале 19В 80-х годах, когда у колумбийских неврологов Эдгара Рей и Гектора Мартинеса закончились инкубаторы для недоношенных детей, они черпали вдохновение у кенгуру и начали помещать младенцев на живот матери. Они обнаружили, что уровень смертности этих недоношенных детей снизился с 70% до 30%.
С тех пор поразительные эффекты синхронности взаимодействия родителей и детей широко изучались. Синхронность взаимодействия родителей и детей определяется как то, что происходит на физиологическом, социальном и эмоциональном уровне, когда между опекуном и ребенком происходит тесное и регулярное физическое взаимодействие.
Эти практики
- контакт кожа к коже
- уход кенгуру (как с одеждой, так и без нее)
- ношение младенца (ношение ребенка в переноске или слинге)
- частые кормления или кормления по требованию
- сон рядом другой или ко -сон
- прикосновения/массаж младенца
все способствует синхронизации родителей и детей. Было показано, что лучший сон, успешное грудное вскармливание и оптимальное функционирование всех систем организма ребенка являются результатом синхронности взаимодействия родителей и детей.
Синхронные исследования развития младенцевИсследование, проведенное на доношенных младенцах в 2020 году, показало, что активность левой лобной области мозга ребенка увеличилась (эта часть мозга связана с когнитивными и эмоциональными регуляторными навыками более высокого порядка). . То же исследование показало, что и у мамы, и у ребенка было больше окситоцина и меньше гормона стресса кортизола. (источник)
Окситоцин — мощный гормон. У беременных женщин он отвечает за сокращения матки; на самом деле, питоцин — это синтетическая версия, используемая для стимуляции родов. Он также играет жизненно важную роль в грудном вскармливании и послеродовом восстановлении. Тем не менее, некоторые из его других многочисленных функций включают усиление эмоциональной связи, снижение реакции на стресс и уменьшение депрессии; все это было продемонстрировано у матери и ребенка в результате синхронности взаимодействия.
Польза синхронной психологии для родителей и младенцев настолько очевидна, что большинство организаций здравоохранения во всем мире рекомендуют детям этот особый тесный контакт.
Совсем недавно, в апреле 2021 года, Proceedings for the National Academy of Sciences of the United States of America (PNAS) опубликовали исследование, в котором рассматривались долгосрочные последствия ухода за кенгуру. В течение двух десятилетий они следили за недоношенными и доношенными детьми; некоторые получали уход по методу кенгуру (контакт кожа к коже), другие — нет. (источник) Дети были обследованы в возрасте 4 месяцев, 3 лет, 12 лет и 20 лет.
Исследование показало, что эта синхронность родитель-ребенок предсказывала более позднюю чувствительность ребенка к эмпатии, специфичной для эмоций. Один из методов оценки интенсивности эмпатии был показан с помощью картирования мозга, которое показывало области мозга, которые активировались, когда детей просили «поставить себя на место» главного героя.
Исследователи пришли к выводу, что ранний опыт психологии синхронизации родителей и детей играет важную роль в социально-эмоциональном развитии детей. Было показано, что он предсказывает более позднюю способность ребенка взаимодействовать со сверстниками, регулировать эмоции, справляться со стрессом и проявлять эмпатическое понимание.
По мнению авторов, телесный контакт может служить мостиком от пренатальной жизни, когда тело матери ориентировано на потребности роста будущего ребенка, к постнатальной социальной жизни, когда моменты синхронии извне регулируют сердечный ритм ребенка, гормональную реакцию и мозговой активности. Как показывают данные, синхронная психология дает ребенку долгосрочное преимущество в приспособлении к социальной жизни.
Синхрония Психология и первый год обученияРезультаты исследований синхронности взаимодействия родителей и детей согласуются с другой дисциплиной и областью изучения. Антропологи, изучающие развитие человека в сравнении с другими млекопитающими, говорят, что люди рождаются примерно на год «раньше». В отличие от многих млекопитающих, у которых размер мозга при рождении составляет около 80% от размера взрослого человека, мозг младенца человека составляет около 25% от размера мозга взрослого человека. Человеческие дети достигают примерно 60% размера мозга взрослых только к тому времени, когда им исполняется 1 год. В течение этого года послеродового развития опекуны должны обеспечить правильную «среду обитания» или место, предназначенное для того, чтобы помочь младенцу справиться с его незрелостью.
Оптимальная среда обитания, согласно антропологическим данным, может быть обеспечена с помощью так называемой «заботы о переноске». Уход за ребенком, который включает в себя уход за младенцем, ношение слингоношения, грудное вскармливание в течение как минимум двух лет и сон рядом с родителем, обеспечивает постоянные возможности для тесного контакта, который способствует синхронному взаимодействию родителей и детей.
Стресс у ребенка Реакция на отсутствие родителейИсследователи обнаружили, что когда процесс привязанности «вынашивания и ухода» нарушается, т. поведение отчаяния».
Реакция протеста включает уход в себя, крики бедствия и другие действия, указывающие на то, что ребенок находится в неправильной «среде обитания». Если разлука продолжается, уровень гормонов стресса повышается, температура тела падает, частота сердечных сокращений замедляется и/или становится нерегулярной, замедляется физический рост, подавляется иммунная система и нарушается здоровый режим сна. Как только ребенок воссоединяется со своей «правильной средой обитания» (собранной вместе с матерью/опекуном), системы организма восстанавливаются, а гормоны стресса снижаются.
Антропологи отмечают, что в первую очередь в западном обществе родители перешли от «вынашивания» к «складу» или «заботе о гнезде», когда ребенка часто помещают отдельно от опекуна. Западные младенцы лежат на игровых ковриках и сидят на стульях или качелях. Они часто спят в своих комнатах, вдали от воспитателя.
Индустрия детских товаров извлекает выгоду из этих западных тенденций, производя привлекающие внимание предметы, которые в конечном итоге создают иллюзию, знают ли об этом родители или нет, что отделенность является желаемой целью. Одним из новых предметов детского снаряжения является устройство, которое «ушикает» вашего ребенка «настоящим человеческим голосом».
Синхронное развитие и привязанность младенцевТем не менее, синхронное взаимодействие родителей и детей предлагает еще больше преимуществ. Родители, которые практикуют синхронную психологию, говорят, что испытывают глубокую связь и привязанность к своему ребенку. Они говорят вещи, как будто они чувствуют сильную «связь» и что они глубоко «знают» своего ребенка. Это знание способствует отзывчивости к своему ребенку, как ничто другое. Наряду с чтением сигналов тела ребенка воспитатели могут предвидеть, что нужно ребенку, без негативных эмоций, которые предшествуют плачу.
Эта интуитивная связь позволяет им чувствовать, когда их ребенок получает слишком много стимуляции или, наоборот, слишком мало. Они лучше способны судить, какие действия или ситуации лучше всего подходят для их ребенка. Родители, хорошо знающие своего ребенка, могут мудро определить лучшие стратегии воспитания, поскольку не существует единого эффективного метода для всех детей.
Четко осознавая свои сильные и слабые стороны, они также могут лучше направить своего ребенка в те области, в которых он, естественно, преуспеет.
Но, пожалуй, самое главное, приходит уверенность в том, что вы воспитываете своего ребенка таким образом, который идеально подходит для его разума, тела и души. Настолько конкретно, что никакая книга по воспитанию детей или совет благонамеренных друзей никогда не смогут превзойти ваши собственные могущественные инстинкты, ставшие возможными благодаря глубокой связи с вашим ребенком.
Сила прикосновенияКогда доктора Рей и Мартинес в отчаянии из-за отсутствия инкубаторов начали класть недоношенных детей на грудь матери, держу пари, они не ожидали всех удивительных открытий, которые произошли из этого простого действовать. Сила прикосновения измерима. Исследования, проведенные за последние четыре десятилетия, привели к появлению новых, основанных на фактических данных методов охраны материнства, таких как рутинный контакт кожа к коже после родов.
И я подозреваю, что это еще не все. Синхронизация взаимодействия родителей и детей все еще раскрывает свои биопсихосоциальные преимущества благодаря постоянным исследованиям здоровья и благополучия как родителей, так и детей. Тем не менее, вам не нужно быть исследователем, чтобы наблюдать, как дарение и получение любящих прикосновений обладают способностью преобразовывать здоровье и положительно влиять на воспитание детей.