Система ценностных ориентаций: Виды ценностей, Система ценностных ориентации — Культурология

Виды ценностей, Система ценностных ориентации — Культурология

yurii Фев 25, 2023


< Предыдущая
  Оглавление
  Следующая >

Виды ценностей

Мир ценностей сложен и трудноописуем. Ценности разнообразны и неоднородны. В аксиологии предложены различные варианты их классификации.

Г. Риккерт, один из родоначальников аксиологии, разделял все ценности на шесть классов: логические (в научных достижениях), эстетические (в произведениях искусства), мистические (в культах), религиозные, нравственные, личностные.

Философ и психолог Г. Мюнстерберг в начале XX в. предложил различать два типа ценностей — жизненные (например, любовь, счастье) и культурные (например, поэзию, музыку), а в каждом из этих типов — логические, эстетические, этические и метафизические ценности.

Один из видных немецких философов XX в. М. Шелер выстраивал ценности в иерархию: на низшей ее ступени находились ценности чувственные («приятное»), над ними — жизненные, или витальные («благородное»), еще выше — духовные, в том числе эстетические («прекрасное»), морально-правовые («справедливое»), гносеологические («истинное»), а на верхней ступени — религиозные («святое»).

Французский аксиолог И. Гобри выделил в качестве основных четыре ценности: пользу, красоту, истину и добро.

В современной отечественной литературе по культурологии свой вариант классификации ценностей предлагает Б. Ерасов: 1) витальные — жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние и т.д.; 2) социальные — семья, дисциплина, трудолюбие, предприимчивость, богатство, равенство, патриотизм и пр.; 3) политические — гражданские свободы, законность, конституция, мир и др.; 4) моральные — добро, любовь, честь, порядочность, уважение к старшим, любовь к детям и т.п. 5) религиозные — Бог, Священное Писание, вера и пр. ; 6) эстетические — красота, стиль, гармония и др.1

В книге Г. Выжлецова выделяются четыре класса ценностей: 1) духовные (в религии, нравственности, искусстве), 2) социальные (политические, правовые, моральные), 3) экономические и 4) материальные.

Многие авторы, подходя к классификации ценностей, включают в нее наряду с ценностями также и объекты — носители ценностей. М.С. Каган в этой связи резонно замечает, что экономические и материальные блага есть «нечто, подлежащее бухгалтерскому учету», а не аксиологической типологии. В отличие от других подходов к этой проблеме его аксиологическая теория строго отграничивает ценности от их носителей. Мир ценностей представляется как система, в которой ценности разных видов находятся в исторически обусловленных структурных отношениях. Выделяя художественные, экзистенциальные (составляющие смысл жизни), нравственные, правовые, политические, религиозные и эстетические ценности, Каган рассматривает их на разных уровнях (социально-групповом, межличностном, индивидуальном) с учетом существующих между ними интегративных связей.


Система ценностных ориентации

У каждого человека начиная с детства образуются личные ценностные ориентации, т.е. ценностные представления, с помощью которых он ориентируется в мире ценностей и определяет, какие из ценностей являются для него более значимыми, а какие менее. Сознательно или бессознательно люди стремятся как-то организовать свои ценностные ориентации, привести их в более или менее логически упорядоченную иерархическую систему. Эта система обычно складывается «сама собой» — люди выстраивают ее, не задумываясь над тем, как это делается. Более того, когда она в каком-то виде сформировалась, сознательно перестроить ее очень трудно, и личность не всегда в состоянии это осуществить (хотя с возрастом

некоторые изменения происходят опять же «сами собой»).

Система ценностных ориентации личности образуется на основе господствующих в культуре ценностных представлений. Каждый индивид в силу его врожденных и приобретенных особенностей и под влиянием личных жизненных обстоятельств упорядочивает их по-своему, но социологические исследования показывают, что у социальных групп, живущих в сходных социокультурных условиях, формируются иерархически упорядоченные структуры ценностных ориентации, которые имеют типичный для данной группы характер.

Вот как, например, выглядит иерархия ценностных ориентации петербургских студентов (по материалам опроса, проведенного в 2001 г.):

1) семейное счастье;

2) дружба;

3) материальное благополучие;

4) любовь;

5) успешная карьера;

6) порядочность, чистая совесть;

7) процветание и безопасность страны;

8) рождение и воспитание детей.

Со временем системы ценностных ориентации изменяются, особенно при значительных переменах в общественной жизни. Однако в целом они обладают достаточной устойчивостью. В социологическом опросе населения России обнаружилось, например, что за 1991 -1994 гг. — период крупнейших социально-политических сдвигов в жизни страны — система ценностных ориентациях россиян почти не изменилась: их отношение к 41 из указанных в анкете 44 ценностей осталось прежним.

В системе ценностных ориентации личности следует различать финальные, инструментальные и производные ценности.

Финальные ценности — это высшие ценности и идеалы, важнее и значимее которых нет ничего. Они являются конечными целями человеческих устремлений, главными жизненными ориентирами; направленность на такие ценности определяет ведущие интересы личности и смысл всей ее жизни. Это

самоценности, которые ценны сами по себе, а не потому, что служат средством для достижения каких-либо иных ценностей. Стремление к ним не нуждается ни в каких обоснованиях — наоборот, стремление к другим ценностям обосновывается тем, что они позволяют приблизиться к финальным ценностям: это, например, человеческая жизнь, свобода, справедливость, красота, счастье, любовь, дружба, честь и достоинство личности, законность, гуманизм… Относительно таких ценностей бессмысленно спрашивать: зачем или для чего они нужны? Они необходимы сами по себе. Свобода нужна для того, чтобы чувствовать себя свободным, счастье — чтобы быть счастливым и т.д. По словам философа М. Мамардашвили, «это ведь вещи, производящие сами себя».

«Для чего нужна свобода и что она? Свобода ничего не производит, да и определить ее как предмет нельзя. Свобода производит только свободу, большую свободу… А уж затем она — условие других вещей, которые может сделать свободный человек». То же можно сказать и о других финальных ценностях. Дружба, любовь, честь, справедливость, гуманизм необходимы людям не ради решения каких-то других задач, а ради самих себя. Чем больше люди обладают этими ценностями, тем больше у них возможность и далее увеличивать свое владение ими. Эти ценности и нужны лишь для того, чтобы была возможность иметь их в еще большей степени. А наличие их открывает пути к множеству других ценностей. Люди способны использовать финальные ценности в качестве фундамента для действий, ведущих к различного рода жизненным успехам, но тяга к финальным ценностям обусловлена не расчетом на достижение других благ, а тем, что без них нет вообще возможности жить достойной человека жизнью.

Инструментальные ценности представляют собой средства и условия, необходимые в конечном счете для достижения и сохранения финальных ценностей. Так, красивые безделушки, изящная одежда, художественные изделия, которыми люди украшают свое жилье, могут иметь инструментальную ценность как средства, позволяющие наслаждаться красотой; занятия спортом могут обладать инструментальной ценностью как условие сохранения и укрепления здоровья — финальной ценности; продвижение по службе может рассматриваться человеком в качестве инструментальной ценности, по отношению к которой финальной ценностью является возможность реализации его личностных возможностей или творческих замыслов, а то и просто власть, обеспечиваемая начальственной должностью. В качестве инструментальных ценностей могут выступать комфортные условия жизни, поскольку они доставляют человеку радость; материальные блага, позволяющие наслаждаться комфортом; деньги, необходимые для приобретения материальных благ; высокооплачиваемая (хотя, может быть, и неинтересная) работа; диплом, дающий право занять высокооплачиваемую должность, и т.д.

Инструментальные ценности имеют утилитарный характер, определяемый пользой. Они ценны, поскольку полезны для достижения какой-то цели (которая в свою очередь тоже может быть лишь инструментальной ценностью, обеспечивающей движение к другой цели, и т.д.)

Производные ценности — это следствия или выражения других ценностей, имеющие значимость лишь как признаки и символы последних. Например, подарок — производная ценность, знак любви, дружбы, уважения. Производной ценностью являются медаль или грамота, символизирующие заслуги, которыми человек гордится. Можно относиться как к ценности к какой-то реликвии — старой вещи, фотографии, записке, потому что она напоминает о дорогих душе переживаниях.

Ценности во многих случаях оказываются несовместимыми друг с другом. Человек нередко вынужден ради одних ценностей жертвовать другими. С проблемой выбора альтернативных ценностей люди постоянно сталкиваются в условиях повседневной жизни. Общение в кругу семьи и общение с друзьями — и то и другое есть ценности. Но нередко человек оказывается перед необходимостью выбрать: либо провести вечер у домашнего очага, либо пойти на встречу с друзьями.

Образование — это ценность, и отдых — тоже ценность. Но приходится либо отказывать себе в отдыхе, чтобы заниматься образованием, либо отказаться от получения образования, но зато иметь время для того, чтобы отдыхать в свое удовольствие.

Иногда в столкновение друг с другом приходят и финальные ценности. Например, жизнь есть ценность, и честь есть ценность; но бывают ситуации, когда человек жертвует жизнью, чтобы защитить свою честь. Дворянин предпочитал погибнуть на дуэли, чем стерпеть оскорбление чести. Слова испанской революционерки Долорес Ибаррури «лучше умереть стоя, чем жить на коленях» стали крылатым выражением, девизом, с которым идут на смерть в борьбе за свободу.

В структуре ценностных ориентации личности на вершине иерархии находятся высшие, финальные ценности. На более низких уровнях иерархии расположены инструментальные и производные ценности. Но у разных людей эта иерархия строится по-разному. Одна и та же ценность может быть финальной для одного человека и инструментальной для другого. Так, для пушкинского Скупого рыцаря деньги были финальной ценностью, а его сын рассматривал их лишь как инструментальную ценность — финальной он считал чувственные наслаждения, которые становятся доступными благодаря деньгам.

На вершине иерархии ценностных ориентации может быть эгоистический интерес, а может быть и альтруистическое стремление жертвовать всем ради блага других людей. Личность может ставить во главу угла индивидуальную свободу, не считаясь ни с какими коллективными мнениями, либо, наоборот, ориентироваться на конформистское следование этим мнениям, а может и стремиться гармонически сочетать свои индивидуальные интересы с коллективными.

Имеется определенная разница между мужской и женской структурами ценностных ориентации. Женщины, как правило, более сконцентрированы на ценностях домашнего очага, семейного мира, здоровья и благополучия детей, собственного имиджа (моде, макияже, украшениях). Старая немецкая формула «трех К» — Kinder, Kirche, Küche (дети, церковь, кухня) — хотя и критикуется сейчас как устаревшая и не соответствующая производственной, культурной и общественной активности современных женщин, тем не менее остается в силе для повседневной жизни многих представительниц прекрасного пола: «У женщины ценностная доминанта — стабильность, покой, порядок, гармония, традиция, у мужчины — динамизм, нарушение сложившегося порядка вещей, обновление бытия, изобретение все новых и новых форм деятельности»1.

У человека высокой культуры финальными являются духовные ценности (духовные блага). Они имеют приоритет не только над материальными («не хлебом единым жив человек»), но и над всеми другими ценностями, которые выполняют по отношению к ним инструментальную функцию или являются производными от них.

< Предыдущая
  Оглавление
  Следующая >

Система ценностных ориентаций современных российских женщин

Карасева Светлана Николаевна
Рязанский заочный институт (филиал) Московского государственного университета культуры и искусств
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики

Аннотация
В статье рассматривается проблема изучения системы ценностных ориентаций современных российских женщин. Интерес к данной теме определяется не только глобальными изменениями в духовных ориентирах и обществе, которые привели к изменению их положения в системе общественных отношений. Но в большей степени тем, что практически отсутствуют в психологической науке экспериментальные исследования по данной проблеме. В статье описаны и охарактеризованы результаты изучения системы ценностных ориентаций незамужних и замужних женщин.

Ключевые слова: духовные ориентиры, замужние и незамужние женщины, система ценностных ориентаций

Karaseva Svetlana Nikolaevna
Ryazan extra-mural institute (branch) of Moscow State University of Culture and Arts
candidate of psychological sciences, associate professor, head of the chair of psychology and pedagogy

Abstract
The problem of studying the system of value orientations of modern Russian women in this article are analyzed. Interest in the subject is determined by global changes in spirituality orientation of society. All this led to a change in their position in the system of social relations. In psychological science, experimental studies on the subject are almost absent. Results of a study of the value orientations of unmarried and married women in the article described and characterized.

Библиографическая ссылка на статью:
Карасева С.Н. Система ценностных ориентаций современных российских женщин // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/06/3412 (дата обращения: 11.05.2023).

Система ценностей – это динамичная и устойчивая система, формирующаяся в процессе всего периода воспитания, жизнедеятельности и социализации. Она играет основное значение в ситуации принятия базовых решений, позволяющая решать, что значимо и важно для человека в жизни.

Необходимость изучения ценностных ориентаций достаточно велика, поскольку они становятся своеобразными ориентирами во всей дальнейшей жизнедеятельности человека, определяя устойчивое отношение человека ко всем базовым сферам жизни – к другим людям, к миру и самому себе. Именно, благодаря данной иерархии, выделяемой самой личностью, будут выстраиваться определенные цели и задачи, которые имеют для нее базовое значение. Помимо этого, она влияет также на выбор определенных способов их достижения.

Поскольку особенности в целеполагании в деятельности и расчет основной стратегии в поведении – это задачи, с которыми человек столкнется, вступая во взрослую жизнь, то необходимо уделить внимание проблеме изучения ценностных ориентаций российских граждан.

Глобальная модернизация российского общества, системы духовных ориентиров и изменения положения женщин естественно повлияли на появление изменения в психическом мире«слабого пола». Дело в том, что ценности человека будут управлять его потребностями, целями, суждениями и, наконец, действиями. Тем более что изменения в общем положении «слабого пола», которые, естественно, отразились на духовном содержании, являются одним из важнейших исторических явлений последнего времени. Рассмотрим это более подробно.

В последние десятилетия произошли измененияв восприятии имеющихся установок по отношению ктой роли, которую должен играть «слабый пол» в современном мире. В результатезначительно уменьшиласьдоля женщин, которые отдают предпочтение роли домохозяйки. Это, естественно, отразилось на их поведении. Именно с этим связано то, чтоувеличилось количество женщин, которые не стремятся связывать себя узами брака, предпочитая престижную работу, карьеру и гражданские браки.

В настоящее время является распространенным особый взгляд, что домашний труд и выполнение роли «хранительницы семьи и домашнего очага» являются непрестижными. Основная причина этого заключается в том, что она тогда находится в стороне от важнейших событий, чувствуя себя часто полноценным человеком. Семья, дети и дом – это хорошо, но существует же и окружающий социальный мир.

В российском обществе достаточно быстро укрепилосьженское представление о том, что замуж необходимо выходить только после того, как будет достигнута карьера и финансовое благополучие. Именно поэтому сроки вступления в брак значительно сдвинулись. Помимо этого, растет количество одиноких бизнес-леди, которые сознательно делают данный выбор.

В настоящее время считается, что работающая женщина обладает рядомпреимуществ. Причем, не столько даже материальных, но также и психологических.

Во-первых, речь идет о социальной поддержке, получаемой женщиной на своем рабочем месте. Она имеет возможность обращаться к коллегам за советом, получая от них эмоциональную помощь поддержку, найти в них друзей.

Во-вторых, работа становится одним из источников повышения самооценки и самоуважения. Особенно, если у женщины имеются успехи в данной области.

В-третьих, работа и карьера является «отдушиной» в том случае, если имеются неудачи при осуществлении многих ролей, которые она играет в своей жизни. Особенно,  когдаречь идет о личной жизни.

Основным же пусковым механизмом, который постоянно способствует интенсивному распространению данной тенденции, является следующее. В связи с тем, что в настоящее время имеетсяравноправие между мужчиной и женщиной, в худшем положении оказывается работающая супруга, особенно если есть малолетние дети. Очень сложно бывает достигнуть равновесия между профессиональной деятельностью и семьей, поскольку женщины находятся постоянно в конфликтной, сложной ситуации, разрываясь между домом и своей работой. Поэтому у них достаточноформируется особая разновидность невралгии, которая получила наименование «синдрома деловой женщины».

Для достижения же комфорта, психического и физического, современной леди делается единственно возможный выбор – это одиночество.

В связи с этим нами было проведено изучениеценностных ориентаций незамужних и незамужних женщин в городе Рязань.Выборка исследования – 60 женщин  в возрасте от 25-40 лет, разделенные на одинаковые группы по 30 человек:

первая группа – женщины, никогда не состоявшие в браке,

вторая группа – женщины, состоявшие в браке не меньше пяти лет.

Целью его явилось исследование инструментальных и термальных ценностей, а также смысложизненных ориентаций женщин.

Эксперимент проводился с период с сентября 2012 по февраль 2013 года.

Для получения достоверного результата использовалась батарея методик:

  • Опросник терминальных ценностей» И. Сенина,
  • «Ценностные ориентации» М. Рокича,
  • «Тест смысложизненных ориентаций Д. Леонтьева.

Рассмотрим более подробно полученные результаты.

По шкале «Собственный престиж» более высокое значение у незамужних, что говорит об их стремлении к одобрению, признанию, уважению со стороны. Помимо этого, для них более значимыми являются мнения окружающих, необходимость в социальном одобрении.

По шкале «Высокое материальное положение» значения у обеих категорий женщин, замужних и незамужних, приблизительно одинаковые. Они являются завышенными. Человек с таким показателем убежден в том, что это является основным условием жизненного благополучия. Повышенный уровень материального благосостояния часто считается основанием для формирования чувства собственного достоинства и  значимости, а также повышенной самооценки.

По шкале «Креативность» разница в баллах у обеих групп женщин небольшая, в пользу замужних. Это, скорее всего, говорит о том, что им больше, нежели незамужним, хочется реализовать свой творческий потенциал, внеся изменения во все сферы семейной жизни.

По шкале «Активные социальные контакты» показатель оказался выше у замужних женщин, нежели у незамужних леди. Упор на данной ценности говорит о том, что имеется большое стремление человека к установлению социальных контактов с другими людьми. Такие женщины в большей степени направлены на большое количество социальных контактов.

По шкале «Развитие себя»показатель выше у незамужних женщин, поскольку их, видимо, важна информация об особенностях характера, своих способностях и иных характеристиках личности.

По шкале «Достижения» значение у обеих групп практически равное, но у незамужних женщин он несколько выше. Но, нужно отметить, что у обеих групп баллы являются высокими, что характеризует о стремлении личности достигать постоянно конкретных и ощутимых результатов на различных периодах жизни.

По шкале «Духовное удовлетворение» разница в показателях  незамужних и замужних женщин является особенно незначительной.  Это говорит о том, что обе группы женщин будут одинаково стремиться к получению удовлетворения и удовольствия вкаждой сфере своей жизнедеятельности.

По шкале «Сохранение собственной индивидуальности» более высокий балл этому показателю был набран незамужними женщинами. Видимо, они больше, нежели замужние, стремятся сохранить свою независимость от других людей. Для них важнее сохранять свою неповторимость  и своеобразие. Это же касается взглядов, убеждений, стиля жизни, избегая влияния массовых тенденций.

По сфере профессиональной жизни показатель является достаточно высоким у обеих групп испытуемых, на несколько баллов выше у незамужних женщин. Высокое значение может говорить о большой значимости для человека его работы и карьеры.

По сфере образования и обучения более высокий балл у группы незамужних женщин. Этот выбор способен отражать желаниеличности повышать уровень своей образованности и расширять кругозор. Замужняя женщина, как правило, не может уделять этому большое количество внимания.

Но, сфера семейной жизни у замужних женщин более значима. Это объяснимо, поэтому и средний балл у данной группы выше. Это свидетельствует о высокой значимости для них всего того, что касается жизни их семьи. Но и у незамужних женщин она является весомой, поэтому она рассматривается, как будущее.

Сфера общественной жизни более значима для незамужних. Это говорит об особой значимости для личности проблем, происходящих в обществе, а также желание активно в них участвовать.

Сфера увлечений значима для обеих групп, но данный показатель выше у замужних женщин. Высокое значениесвидетельствует о том, что хобби и увлечения занимают далеко не последнее место в жизни каждого человека.

Для изучения ценностей женщин (инструментальных и терминальных) была выбрана методика «Ценностных ориентаций» (М. Рокич). Она нацелена на процесс изучение ценностно-мотивационной сферы личности, определяя ее содержание и направленность человека. Результаты, которые были получены в результате исследования, следующие.

По имеющимся данным первое местов группе замужних женщин занимает здоровье. Видимо, для них значимо сохранение психического и физического здоровья.

На втором же месте – счастливая семейная жизнь.

Важная и необходимая ценность для замужних – материальная обеспеченность. Если говорить более точно, то речь идет об отсутствиифинансовых затруднений. Ценность занимает третье место.

Интересная работа – четвертое.

На пятой позиции находится любовь. Это может говорить о том, что у каждого человека имеется немалая потребность человека в физической и духовной близости с родным человеком.

Рассмотрим последние места, занимающие ценности, которые имеют наименьший показатель для замужних леди.

На шестнадцатойпозиции –творчество. Следовательно, по результатам проведенного исследования у замужних женщин отсутствует практически стремление к реализации творческого потенциала.

На семнадцатойпозиции —счастье других.Следовательно, для женщин не очень важно развитие, благосостояниеи совершенствование других, российского народа и всего человечества.

На восемнадцатом, последнем, месте находитсякрасота природы и искусства. 

Рассмотрим более подробно систему ценностных ориентаций незамужних женщин.

В соответствии с полученными данными первую позицию заняла материальная обеспеченность, то есть отсутствие финансовых затруднений.

На второй позиции – здоровье. Это может говорить о том, что важная ценность их жизнедеятельности женщин – сохранение его, психического и физического.

На третьем месте находится любовь. Следовательно, у незамужних женщин имеется потребность в физической и духовной близости с родным человеком.

Интересная работанаходится на четвертом месте.

Помимо этого, важной ценностью для незамужних женщин считаетсяналичие хороших и верных друзей. Ценность находится на пятом месте.

Рассмотрим более подробно последние места, на которых находятся ценности, которые будут иметь наименьшуюрольдля незамужних.

На шестнадцатой позиции – счастье других. Следовательно, для женщин не будет значима важность благосостояния и развитиялюдей. В данной ситуации важным являюсь только я и моя жизнь.

На семнадцатой позиции – творчество. Следовательно, согласно результатам проведенного нами исследования, у незамужних женщин отсутствует практически стремление к творчеству.

На восемнадцатом, последнем, месте, как и у замужних женщин, находится красота природы и искусства.

Далее сделаем подробный анализ инструментальных ценностей замужних и незамужних женщин.

На первойпозиции из них у замужних женщин располагается рационализм. Это свидетельствует о том, что для них важно уметь логично и  здраво мыслить, принимать обдуманные, взвешенные и рациональные решения.

На втором месте – эффективность в делах. Следовательно, речь идет о продуктивности и трудолюбии в работе.

Помимо этого, важной для замужних женщин является ответственность. Речь идет о чувстве долга, умении держать слово. Ценность будет занимать третью позицию.

На четвертом – аккуратность. Это свидетельствует об умении держать свой дом в порядке и чистоте, соблюдая и наводя ее.

Дисциплинированность(исполнительность) находится на пятом месте.

Далее рассмотрим последние три позиции, на которых находятся ценности, которые имеют наименьший показатель для замужних женщин.

Шестнадцатое место занимает образованность. Следовательно, в соответствии с результатамиэтого исследования для многих из замужних женщин знания и высокий общий уровень культуры имеют небольшое значение.

Семнадцатую позицию занимают высокие запросы, то есть требования к своей жизни и наличие высоких притязаний.

На последнем самом, восемнадцатом месте, у замужних женщин находится непримиримость к недостаткам в себе и других.

Теперь проанализируем более подробно пять первых позиций незамужних женщин, которые выглядят таким образом.

Первое место среди инструментальных ориентиров у незамужних женщин занимает, как и у замужних, рационализм. Следовательно, умение логично и здраво мыслить, приниматьлогически обдуманные решения является одним из самых основных.

На второй позиции находится честность. Это свидетельствует о том, насколько важными являются для незамужних нравственных качеств, таких как искренность и правдивость.

Ответственность (долг, умение отвечать за свое слово) также значимо. Оно занимает третье место.

На четвертой позиции в исследовании находится твердая воля. Это будет говорить о важности для незамужних женщин того, что нужно уметь настоять на своем, не отступив перед проблемами и трудностями.

Пятое место занимает аккуратность. Речь идет об умении содержать в отличном состоянии вещи, соблюдать и поддерживать порядок в доме и делах.

Рассмотрим более подробно последние места, которые занимали ценности, которые имеют наименьшую роль для незамужних женщин.

На шестнадцатом месте – терпимость к взглядам и мнениям других, то есть отсутствует практически умение простить другим ошибки их и заблуждения. Как показало проведенное исследование, это оказывается не настолько значимым для незамужних женщин.

На семнадцатой позиции находится заботливость (чуткость).

На восемнадцатом, последнем, – у незамужних женщин находитсяидентичный инструментальный ориентир, как и у замужних —непримиримость к недостаткам в себе и других.

Для того чтобы исследовать смысложизненные ориентации женщин  нами взят был «Тест смысложизненных ориентаций» Д. Леонтьева. Дело в том, что данный инструментарийпозволит составить достаточно полноценную картину жизненных основных установок человека. Результаты были получены следующие.

Цель. В соответствии с полученными данными, наблюдается наличие выраженных и осознанных целей у замужних женщин. Это может свидетельствовать о наличии направленности своей жизни, а так же о том, что присутствует временная перспектива. В то время как, показатель незамужних женщин по данной шкале является достаточно низким, ниже нормы. Низкий балл по данной шкале присущ человеку, который живет сегодняшним и вчерашним днем.

Процесс. Среднийпоказатель выше у замужних женщин. Это свидетельствует о более эмоционально насыщенной жизни данных людей. Низкий балл, наблюдаемый у незамужних, не является нормой и считается явным показателем того, что имеется некая неудовлетворенность жизнью своей в настоящем.

Результат. Средний показатель больше у замужних женщин. Баллы будут отражать оценку определенного жизненного отрезка, а также ощущение, насколько является продуктивным  и осмысленным прожитый данный ее отрезок. Поэтому, чаще всего незамужние женщины менее удовлетворены прожитой жизни, чем замужние.

Локус контроль – Я. Средний показатель выше у замужних женщин. Это в большей степени отражает то, что у них имеется представление о самой себе как сильном человеке, который обладает определенной свободой в выборе. Это позволит построить и реализовать жизнь свою в соответствии спредставлениями и целями о ее смысле. Низкий балл незамужних женщин говорит скорее всего о неверии в силы, чтобы контролировать и управлять событиями собственной жизни.

Локус контроль – Жизнь. По данной шкале имеется очень большая разница: средние показатели у замужних женщин выше, чем у незамужних. Это говорит о наличии убеждения  замужних в том, что человек способен регулярно и постоянно контролировать жизнь, свободно принимая решения и воплощая их в свою жизнь. В то же время как низкий балл, является показателем особого фатализма, а также убежденности, что жизнь не может быть подвластна особому, сознательному контролю, свобода же выбора является иллюзорной. Поэтому абсолютно бессмысленно и бесполезно загадывать что-либо на будущее.

Следовательно, ценностные ориентации незамужних и замужних женщин имеют разную иерархическую представленность и выраженность в ценностно-мотивационной сфере лишь частично. Это смогло доказать проведенное исследование.

Но, необходимо учитывать, что ценностные ориентации достаточно тесно взаимосвязаны с мотивационно-потребностной сферой личности. Но только этот процесс является. Поэтому, с одной стороны, ценностные ориентации будут формироваться уже на основе сложившихся и закрепленных потребностей личности. Но, с другой позиции, усвоение тех или иных ориентиров в социальной средестановится уже базисом для «конструирования» новых.

Поэтому, проблема изучения и анализа ценностных ориентаций определенных социальных и гендерных групп является одной из самых актуальных в современной психологической науке.

Библиографический список

  1. Грицай Л.А. Национальные модели родительского поведения в России:  традиционный и инновационный аспект//Современные научные исследования и инновации. 2013. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/05/24559
  2. Карасева С.Н. О духовно-нравственном компоненте волевого развития личности//Психолого-педагогический поиск. 2007. №5. С. 135-146


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Карасева Светлана Николаевна»

Ориентация культурных ценностей: сравнение журнальной рекламы из США и Мексики

АННОТАЦИЯ. В этой статье предполагается, что понимание культурных ценностных ориентаций может быть важным при продвижении товаров и услуг другим культурам. Культурные ценностные ориентации представляют собой основные и основные убеждения культуры; эти основные убеждения касаются отношений людей друг с другом и с их миром. В исследовании оценивалась степень присутствия ценностных ориентаций в рекламе США и Мексики. Анализ показал, что большинство объявлений не выражало основных культурных убеждений. Кроме того, когда параметры ценности отображались в рекламе, позиция, выраженная в измерении, как правило, была связана с характером рекламируемого продукта, а не с ориентацией культуры, в которой появлялась реклама.

Ссылка:

Джон А. Маккарти и Патрисия М. Хаттвик (1992), «Ориентации культурных ценностей: сравнение рекламы в журналах из США и Мексики», в NA — Advances in Consumer Research Volume 19, eds. Джон Ф. Шерри-младший и Брайан Стернтал, Прово, Юта: Ассоциация потребительских исследований, страницы: 34–38.

Достижения в исследованиях потребителей, том 19, 1992      Страницы 34-38

КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ: СРАВНЕНИЕ РЕКЛАМЫ В ЖУРНАЛАХ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ И МЕКСИКЫ

John A. McCarty, University of Illinois at Urbana-Champaign

Patricia М. Хаттвик, Иллинойсский университет в Урбане. Champaign

РЕФЕРАТ —

В этой статье предполагается, что понимание культурных ценностных ориентаций может быть важным при продвижении товаров и услуг другим культурам. Культурные ценностные ориентации представляют собой основные и основные убеждения культуры; эти основные убеждения касаются отношений людей друг с другом и с их миром. В исследовании оценивалась степень присутствия ценностных ориентаций в рекламе США и Мексики. Анализ показал, что большинство объявлений не выражало основных культурных убеждений. Кроме того, когда параметры ценности отображались в рекламе, позиция, выраженная в измерении, как правило, была связана с характером рекламируемого продукта, а не с ориентацией культуры, в которой появлялась реклама.

Дебаты в маркетинге за последние несколько лет касаются вопроса о том, как продавать товары на международном рынке. Центральным аспектом этого вопроса является уровень стандартизации, которого можно достичь при маркетинге в разных культурах. Левитт (1983) утверждал, что мир становится все более похожим и более вестернизированным, поэтому компании, желающие продавать свою продукцию на международном рынке, могут реализовать экономию за счет масштаба за счет глобального маркетинга с помощью единой стратегии. Хотя такая возможность заманчива, многие крупные промахи в международном маркетинге, такие как описанные Риксом, Фу и Арпаном (1974) все еще свежи в памяти маркетологов. Котлер (1986), среди прочего, предостерегал от крайней позиции Левитта. Рассуждения Кигана (1989) об управлении глобальным маркетингом ясно показывают, что решение о том, как выйти на международный рынок, является очень сложным и касается всех аспектов комплекса маркетинга. Таким образом, выбор направления глобального маркетинга по сравнению с более локальным маркетингом, скорее всего, будет связан с характером продукта, деловой средой и культурой, в которой продукт будет продаваться. Ветер (1986) предполагает, что уровень стандартизации действительно может различаться в зависимости от рассматриваемого аспекта маркетинговой стратегии. Очевидно, что международный маркетинг — сложный процесс, и вполне вероятно, что стандартизация всех маркетинговых переменных будет редкостью.

Учитывая, что полная стандартизация, как правило, редкость, может показаться, что понимание культуры и культурных различий будет важно для тех, кто хочет выйти на международный рынок. Культура представляет собой сложную систему значений, общих для группы, и этот набор идей может сильно отличаться от культуры другой группы. Культура пронизывает каждый аспект общества и влияет на мышление и действия каждого члена группы. Тем не менее, поскольку культура является настолько всеобъемлющей и базовой для группы, в культуре есть тонкости, которые члены группы могут знать и понимать, но не могут сформулировать для других вне группы. Это, в некотором смысле, является фундаментальной проблемой понимания культуры, отличной от своей собственной: представители культуры могут быть не в состоянии четко сформулировать культуру постороннему, поскольку культура является такой основной частью их жизни.

McCarty (ожидается) предположил, что отправной точкой для понимания культуры и различий между культурами могут быть культурные ценностные ориентации. Клакхон (1951) определял ценностные ориентации как «обобщенное и организованное представление, влияющее на поведение или природу, на место человека в нем, на отношение человека к человеку, а также на желательное и нежелательное, поскольку они могут относиться к человеку и окружающей среде и межчеловеческим отношениям». (стр. 411)». Таким образом, культурные ценностные ориентации представляют собой самые основные и основные убеждения общества. Эти убеждения формируют центральное понимание, которое имеют представители культуры, и, как предполагает Клакхон, они связаны с отношениями людей друг с другом и окружающим миром. Маккарти утверждал, что понимание этих основных убеждений может быть важно для тех, кто хочет продавать свою продукцию в разных культурах.

Ориентации культурных ценностей

Различные ориентации культурных ценностей обсуждались многочисленными социологами в течение последних нескольких десятилетий (Hofstede 1984; Kluckhohn 1956; Kluckhohn and Strodbeck 1961; Triandis 1989). Эти авторы определили параметры, по которым культуры могут различаться, и некоторые из них будут сейчас обсуждаться.

Индивидуализм-Коллективизм. Измерение индивидуально-коллективизма связано с отношениями людей друг с другом и исследовалось несколькими социологами (Хофстеде 19). 84; Клакхон и Стродбек, 1961; Триандис 1989; Триандис и др. 1988). Индивидуалистические общества — это те, в которых индивид ценится по сравнению с группой. Индивидуальные достижения, признание и т. д. поощряются и вознаграждаются. Коллективистские общества, с другой стороны, делают акцент на группе, а не на индивидууме. Индивидуумы важны только потому, что они являются членами группы. Коллективистские культуры подчеркивают сотрудничество между членами группы и важность групповых целей, а не индивидуальных целей.

Исследования в целом показали, что многие промышленно развитые страны, такие как США, Швеция, Великобритания и Германия, являются индивидуалистическими культурами, в то время как Мексика, Перу, Таиланд и Чили являются относительно коллективистскими культурами (Hofstede 1984). Триандис (1989) отметил, что культуры имеют тенденцию развиваться от коллективистских к индивидуалистическим по мере того, как они становятся более индустриальными. Таким образом, вполне вероятно, что такие округа, как Мексика, с течением времени движутся к большему индивидуализму.

Мужественность-Женственность. Измерение мужественности-женственности связано со степенью предпочтения характеристик одного пола в культуре по сравнению с характеристиками другого пола (Hofstede, 1984). Следовательно, это измерение связано со степенью, в которой конкретная культура ценит черты, связанные с мужчинами, такими как достижения, агрессия и доминирование, по сравнению со степенью, в которой культура ценит такие женские характеристики, как забота, готовность помочь и принадлежность.

Мексика, Япония, Италия и Швейцария относятся к преимущественно мужским культурам, в то время как Швеция, Норвегия, Чили и Дания относятся к женским культурам (Hofstede 1984). Соединенные Штаты находятся где-то посередине в этом измерении, но имеют тенденцию быть более мужественными, чем женскими.

Ориентация по времени. Клакхон и Стродбек (1961) утверждали, что культуры могут различаться в зависимости от того, ориентированы ли они в первую очередь на прошлое, настоящее или будущее. Общества, ориентированные на прошлое, склонны уважать традиции и свое культурное наследие. Такие культуры склонны полагать, что то, как все делалось всегда, должно продолжаться. Общества, ориентированные на будущее, склонны принимать будущее и, в некотором смысле, с нетерпением ждут перемен и всего, что принесет будущее. Другие культуры живут настоящим и, как отмечают Клакхон и Стродбек, считают прошлое неважным, а будущее непредсказуемым. Таким образом, для этих культур ориентация на настоящее — единственное, что имеет смысл.

Как отмечают Клакхон и Стродбек, Соединенные Штаты — это общество, очень ориентированное на будущее. Члены этого общества верят, что будущее, как правило, принесет хорошие вещи, и представители культуры ориентируются на эту возможность. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что большинство испано-американских культур, включая Мексику, склонны ориентироваться на настоящее.

Избегание неопределенности. Культуры различаются в зависимости от того, насколько они готовы мириться с двусмысленностью и неопределенностью (Hofstede 19). 84). Как отмечает Хофстеде, неопределенность в отношении будущего имеет тенденцию вызывать тревогу и стресс, и общества различаются по степени существования такой неопределенности и степени, в которой неопределенность и вызванная ею тревога избегаются или допускаются. Вообще говоря, высокий уровень избегания неопределенности более распространен среди культур, переживающих быстрые изменения, таких как новые демократии, в то время как более развитые общества, такие как старые демократии, как правило, более терпимы к неопределенности. Мексика, Япония, Испания и Греция являются примерами культур, которые, согласно Хофстеде, относительно сильно избегают неопределенности, в то время как США, Канада, Великобритания и Гонконг являются культурами, которые, как правило, более терпимы к неопределенности.

Ориентация на деятельность. Ориентация на деятельность фокусируется на позиции, которую культура занимает в отношении действия по сравнению с размышлением. Как указывают Клакхон и Стродбек (1961), противопоставление делания и бытия как позиции по отношению к человеческой деятельности обсуждалось в большей части философской литературы на протяжении столетий. Культуры ведения деятельности — это те, которые отдают предпочтение деятельности и действию. Достижение считается важным в этих культурах, и можно добиться чего-то, только действуя или делая. С другой стороны, будучи культурами, основное внимание уделяется размышлению и пониманию.

Культура Соединенных Штатов очень ориентирована на действия (Клукхон и Стродбек, 1961). Это проявляется почти во всех аспектах культуры Соединенных Штатов. Достижения и действия, как правило, вознаграждаются в этой культуре. Традиционные культуры имеют тенденцию быть более ориентированными по сравнению с развитыми культурами.

Отношения человека с природой. Клакхон и Стродбек (1961) утверждают, что то, как люди рассматривают природу и свои отношения с ней, является еще одной основной областью, с которой люди должны иметь дело. Они определили три позиции, которые культура может занять в отношении природы. Культура может чувствовать, что живет в гармонии с природой, господствует над ней или подчиняется ей. Культуры, которые считают, что они подчинены природе, считают, что они мало что могут сделать с силами природы, в то время как культуры, занимающие позицию господства, верят, что они могут контролировать и изменять природные силы. Как отмечают Клакхон и Стродбек, культура Соединенных Штатов склонна верить в господство над природой, в то время как большинство испано-американских культур занимают по отношению к ней позицию подчинения.

Культурные ценностные ориентации, существующие в культуре, отражают общие склонности культуры в целом. Убеждения людей в любой данной культуре в отношении конкретных ценностных измерений могут различаться и отклоняться от общей позиции данной культуры. Степень гомогенности или гетерогенности индивидуальных верований в культуре сама по себе является измерением, по которому культуры могут различаться. Триандис (1989) утверждает, что существуют «свободные» культуры, которые терпимо относятся к различиям в людях, и есть «жесткие» культуры, относительно нетерпимые к различиям. Жесткие культуры имеют более сильные санкции против нарушений норм, например, чем свободные культуры.

Следует также подчеркнуть, что ценностные ориентации со временем могут меняться. Как указывалось ранее, по мере того, как культуры становятся более вестернизированными и индустриализированными, они имеют тенденцию становиться более индивидуалистическими. Эти изменения могут быть очевидны в рекламе. Мюллер (1987), например, показал, что реклама из Японии, как правило, отражает западную ценность индивидуализма, а не традиционный коллективистский характер этой культуры.

Настоящее исследование

Настоящее исследование преследовало несколько взаимосвязанных целей. Основной вопрос заключался в том, в какой степени культурно-ценностные ориентации отражаются в рекламе культуры? Подобные сравнения ранее проводились многими авторами (например, Белком и Брайсом 19).86; Мюллер 1987; Тэнси, Хайман и Зинхан, 1990 г .; Це, Белк и Чжоу, 1989 г. ; Wayne 1956) для различных культур, включая Японию, Советский Союз, Китай, Гонконг, Бразилию и США. В большинстве этих исследований сравнивалась реклама разных культур, однако сравнения не всегда проводились на уровне основных культурно-ценностных ориентаций. Текущее исследование сравнило печатную рекламу в Соединенных Штатах с рекламой в Мексике по нескольким обсуждаемым аспектам ценностной ориентации.

Одной из целей анализа было определение степени выраженности ценностных ориентаций в рекламе. Утверждалось, что эти основные параметры ценности важны для понимания маркетологами, если они решат выйти на международный рынок. Эта значимость не обязательно означает, что ценностные ориентации будут выражаться в рекламе. То есть, даже несмотря на то, что основные убеждения важны для культурной группы, эти убеждения могут не отражать наилучшую привлекательность продуктов или услуг. Поэтому ожидается, что хотя ценностные ориентации могут быть представлены в рекламе, они не обязательно будут главной привлекательностью. Анализ в исследовании оценивал, каким образом ценностные ориентации присутствовали в рекламе.

Дополнительный аспект анализа касается степени, в которой выраженные призывы к ценностной ориентации согласуются с позицией культуры или несовместимы с культурными убеждениями. Интуитивно может показаться, что ценности, выраженные в рекламе, согласуются с культурными убеждениями. Однако, как уже отмечалось, Мюллер (1987) предположил, что ценностные ориентации, выраженные в рекламе, могут иметь тенденцию согласовываться с направлением, в котором развивается культура, а не с традиционными верованиями этой культуры.

МЕТОД

Печатная реклама в журналах, издаваемых в США и Мексике, была проанализирована для определения преобладания в рекламе ориентации на культурные ценности. Это исследование было первоначальным исследованием в области оценки культурных ценностных ориентаций в рекламе. Он был разработан, чтобы помочь в выявлении важных вопросов и опасений для будущей работы в этой области и оценить, является ли изучение ориентации культурных ценностей в рекламе плодотворным направлением исследований. Поэтому нижеследующее представляет собой предварительный анализ, основанный на кодировании тем ценностей, сделанном одним кодировщиком. Кодировщик, свободно владевший английским и испанским языками, проанализировал рекламу в мексиканских и американских журналах. Таким образом, работа над этим отчетом продолжается, и результаты и выводы следует рассматривать предварительно, учитывая, что несколько кодировщиков не использовались.

Ценностными ориентациями, представляющими интерес в данном исследовании, были индивидуализм против коллективизма, мужественность против женственности, ориентация во времени, ориентация на деятельность, отношения человека с природой и избегание неопределенности.

Мексика и Соединенные Штаты были выбраны для исследования, поскольку эти две культуры, как правило, различаются ценностными ориентациями, которые исследовались. Соединенные Штаты очень индивидуалистичны, ориентированы на будущее и ориентированы на действие. Эта культура склонна верить в господство над природой и относительно терпима к неопределенности. Мексика является относительно коллективистским обществом, которое ориентировано на настоящее и ориентировано на бытие, а не на действие. Единственное измерение, в котором эти две культуры существенно не различаются, — это мужественность-женственность. Мексика — это очень мужская культура, в то время как Соединенные Штаты — относительно мужская культура. Были проанализированы 195 мексиканских рекламных объявлений из одиннадцати журналов и 100 рекламных объявлений из шести журналов из США. Использовались различные журналы в обеих культурах, включая женские журналы, мужские журналы, журналы для родителей и журналы сплетен.

Анализ культурно-ценностных ориентаций в рекламе проводился следующим образом. Рекламу оценивали, чтобы определить, присутствует ли в рекламе каждая из культурно-ценностных ориентаций или нет. Если ценностная ориентация присутствовала, ее дополнительно анализировали, чтобы увидеть, соответствует ли ориентация культуре или несовместима с ней. Например, если бы индивидуализм был выражен в рекламе из Соединенных Штатов, он был бы закодирован как последовательная ценностная ориентация. В мексиканской рекламе выражение индивидуализма будет закодировано как непоследовательное. Третий аспект кодирования связан с уровнем выражения ценностных ориентаций в рекламе. Три уровня, на которых ценностные ориентации были закодированы как присутствующие в рекламе, были следующими: 1) ценностная ориентация была главной привлекательностью рекламы, 2) ценностная ориентация была привлекательностью в рекламе, но не главной привлекательностью, или 3 ) ценностная ориентация присутствовала в рекламе, но не использовалась как призыв.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Тридцать пять процентов рекламных объявлений из США отображали по крайней мере одну из исследованных ценностных ориентаций. В 41% мексиканских рекламных объявлений присутствовала одна или несколько ценностных ориентаций. В таблице 1 показаны проценты рекламных объявлений, содержащих каждую из ценностных ориентаций журналов каждой из культур. В таблице также указано, в какой степени отображаемые ценностные ориентации соответствуют культуре или несовместимы с ориентацией культуры.

Как видно из таблицы, измерение индивидуализм-коллективизм и измерение деятельностной ориентации были двумя ценностными ориентациями, наиболее часто отображаемыми в рекламе для обеих культур. Все другие ценностные ориентации присутствовали менее чем в 10% рекламных объявлений в обеих культурах. В случае индивидуализма-коллективизма незначительное большинство рекламных объявлений соответствовало культуре. То есть 61% рекламных объявлений из США, посвященных этому аспекту, были индивидуалистическими; 53% мексиканских рекламных объявлений, посвященных индивидуализму-коллективизму, были коллективистскими. Таким образом, значительный процент рекламы в обеих культурах не соответствовал доминирующей ориентации культуры.

Что касается аспекта ориентации на деятельность, то все рекламные объявления из Соединенных Штатов, касающиеся этого аспекта, соответствовали ориентации на деятельность в культуре. Что касается мексиканской рекламы, то почти все рекламные объявления, относящиеся к этой ценностной ориентации, также были связаны с темой действия, что не соответствовало доминирующей ориентации культуры. Эта ориентация на действие в рекламе, по-видимому, связана с характером рекламируемых продуктов. Большинство рекламируемых продуктов решают некоторые проблемы потребителей, и, следовательно, действия по решению этой проблемы должны предприниматься потребителем. Другими словами, большинство продуктов, как правило, связаны с действием, а не с существованием.

ТАБЛИЦА 1

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ЖУРНАЛАХ ИЗ США И МЕКСИКИ

Для других аспектов ценностной ориентации проценты были слишком малы, чтобы оценить важность уровня согласованности с культурной ориентацией. В ходе анализа было отмечено, что ориентация, выраженная в рекламных объявлениях, оказалась функцией характера продукта. Например, большинство объявлений, посвященных избеганию неопределенности, предназначались для тестов на беременность; неотъемлемая природа такого продукта заключается в том, чтобы облегчить неуверенность и беспокойство по поводу беременности.

Только для 22% объявлений из США и 19% объявлений из Мексики ориентация на ценность, упомянутая в рекламе, была главной привлекательностью. Ценностная ориентация в рекламе была второстепенной для 52% жителей США и 60% рекламы с ценностной ориентацией в Мексике. Ценностная ориентация присутствовала лишь в 25 % случаев для США и в 21 % мексиканских рекламных роликов с ценностной ориентацией.

ОБСУЖДЕНИЕ

Из этого предварительного анализа рекламы из США и Мексики можно сделать ряд предварительных выводов. Хотя утверждалось, что основные культурные ценностные ориентиры важны в международном маркетинге, текущие результаты показывают, что призывы к этим ценностям не очень часто появляются в рекламе. Большинство рекламных объявлений обеих культур не выражало ни одной из ценностных ориентаций. Лишь в нескольких случаях основная культурная ценность была основной привлекательностью рекламы. Более того, обращение к ценностному измерению часто несовместимо с традиционной позицией культуры.

Хотя большинство культурных ценностей редко представлены в рекламе, эти предварительные результаты показывают, что индивидуализм-коллективизм может быть важным измерением по сравнению с другими изучаемыми измерениями. Это измерение было представлено почти в трети рекламных объявлений как в США, так и в Мексике.

Анализ показывает, что характер рекламируемых продуктов влияет на то, как ценностное измерение изображается в рекламе, независимо от традиционной позиции культуры в отношении этого измерения. Например, даже в культуре, ориентированной на бытие, где участники ценят размышления, а не действия, реклама, как правило, выражает тему делания, поскольку большинство продуктов предназначены для того, чтобы помочь людям чего-то добиться.

Анализ также показал, что последние тенденции в культурных верованиях могут быть важны для рекламы, независимо от традиционных верований той или иной культуры. Хотя Соединенные Штаты — это культура, которая традиционно верила в господство над природой, недавнее движение за озеленение согласуется с позицией гармонии с природой. Это гармония с природой, которая была очевидна в нескольких рекламных объявлениях, которые отображали тему, связанную с отношениями человека с природой.

Эти результаты не означают, что знание культурных ценностей не имеет значения для маркетологов. Результаты действительно показывают, что для текущей рекламы в Соединенных Штатах и ​​Мексике обращения к этим основным убеждениям не составляют основу для большинства рекламных призывов. Это неудивительно, если принять во внимание тот факт, что эти культурные верования являются очень базовыми и, следовательно, вряд ли составят основу эффективной рекламы. Хотя это и не критично для принятия решений о продвижении, понимание ценностных ориентаций культуры может иметь важное значение для разработки систем дистрибуции, упаковки и других продуктовых решений, а также других аспектов программы международного маркетинга.

ССЫЛКИ

Белк, Рассел В. и Венди Дж. Брайс (1986), «Материализм и индивидуальный детерминизм в американской и японской печатной и телевизионной рекламе», в Достижениях в исследованиях потребителей, том 13, изд. Ричард Дж. Лутц, Прово, Юта: Ассоциация потребительских исследований, 568–572.

Хофстеде, Герт (1984), Последствия культуры, Беверли-Хиллз: Sage Publications, Inc.

Киган, Уоррен Дж. (1989), Управление глобальным маркетингом, Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice Hall.

Клакхон, Клайд (1951), «Ценности и ценностные ориентации в теории действия: исследование определения и классификации», в книге «На пути к общей теории действия», ред. Талкотт Парсонс и Эдвард Шилс, Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 388–433.

Клакхон, Клайд (1956), «К сравнению акцента на ценности в разных культурах», в «Состоянии социальных наук», изд. Леонард Д. Уайт, Чикаго: Издательство Чикагского университета, 116–132.

Клакхон, Флоренс Р. и Фред Л. Стродбек (1961), Вариации ценностных ориентаций, Evanston: Row, Peterson and Company.

Котлер, Филип (1986), «Глобальная стандартизация — опасность ухаживания», Журнал потребительского маркетинга, 3 (весна), 13-15.

Левитт, Теодор (1983), «Глобализация рынков», Harvard Business Review, май-июнь, 92–102. Культурные исследования и международный маркетинг и реклама», в Global and Multi-National Advertising, eds. Basil Englis and Frederick Baker, Hillsdale, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, Inc.

Мюллер, Барбара (1987), «Размышления о культуре: анализ японских и американских рекламных обращений», Journal of Advertising Research, 27 (июнь/июль), 51–59.

Рикс, Дэвид А., Ю. К. Фу и С. Арпан (1974), International Business Blunders, Колумбус, Огайо: Grid.

Тэнси, Ричард, Майкл Р. Хайман и Джордж М. Зинхан (1990), «Культурные темы в автомобильной рекламе Бразилии и США: межкультурное сравнение», Journal of Advertising, 19 (2), 30–39..

Це, Дэвид К., Рассел В. Белк и Нан Чжоу (1989), «Становление общества потребления: продольный и кросс-культурный анализ содержания печатной рекламы из Гонконга, Китайской Народной Республики и Тайваня». Журнал потребительских исследований, 15 (март), 457-472.

Триандис, Гарри К. (1989), «Я и социальное поведение в различных культурных контекстах», Психологический обзор, 96 (июль), 506-520.

Триандис, Гарри С., Роберт Бонтемпо, Марсело Дж. Вильярреал, Масааки Асаи и Нидия Лукка (1988), «Индивидуализм и коллективизм: межкультурные взгляды на отношения между собой и внутри группы», Журнал личности и социальной психологии, 54 (2), 323–338.

Уэйн, И. (1956), «Американские и советские темы и ценности: анализ содержания изображений в популярных журналах», Public Opinion Quarterly, 20, 314–320.

Ветер, Йорам (1986), «Миф о глобализации», Журнал потребительского маркетинга, 3 (весна), 23-26.

——————————————————-

Ценностные ориентации современной молодежи

Реферат

В разные исторические эпохи общество всегда вырабатывало законы существования, основанные на морали и этике, чтобы избежать хаоса. Общественные ценности становятся основой морали, этики и правил. В зависимости от эпохи, страны и культуры ценности могут отличаться и меняться. В то же время существуют общечеловеческие ценности. Например, во всем мире признается ценность человеческой жизни. Важность общественных ценностей значительна, поскольку они являются основой социальной системы и порядка. Другими словами, развитие системы ценностей является основой для функционирования и существования общества. Важно понять, что бытие есть субъективная вещь. Ценности постоянно меняются и трансформируются под влиянием социальных факторов и особенностей времени. В энциклопедическом словаре по психологии и педагогике можно найти следующее определение социальных ценностей. Это разделяемые обществом или социальной группой убеждения о целях, которых нам необходимо достичь, и о тех основных путях и средствах, которые ведут к этим целям. Изучение ценностей современной российской молодежи актуально в силу многих факторов. Во-первых, молодежь выступает движущей силой развития общества в целом. То же самое можно сказать и о современной молодежи. Во-вторых, в современной России происходит процесс поляризации молодежи, что требует более глубокого анализа положения молодежи, в частности изучения ценностей молодежи и мотивов, лежащих в основе ее поведенческой активности.

Ключевые слова: Поколение, общество, ценности, ценностные ориентации, молодежь

Введение

Ценности всегда были объектом исследования философов, социологов, культурологов и других представителей гуманитарных наук. Ученых интересовала сущность ценностей, их функции, система и структура. Рудкевич (2007 г.), к.ф.-м.н. специалист по социальной философии, исследуя социальные ценности, обратил внимание на то, что существует два подхода к классификации ценностей с точки зрения их структуры. В основе первого лежит иерархия, которую человек выстраивает на протяжении всей своей жизни: в семье, на работе, в обществе, государстве, политике, например, и тому подобное. Иными словами, общественные ценности могут быть структурированы в четкую иерархию, где более существенные располагаются выше в упомянутой структуре. Второй подход позволяет разделить ценности по разным направлениям деятельности. Ниже приведены примеры социальных ценностей в каждой сфере, но это далеко не полный перечень, и они расположены не в порядке приоритетности (табл. 1).

Таблица 1 – Классификация социальных ценностей по сферам деятельности Посмотреть полный размер >

В современной социологии исследования ценностей институционализированы и многогранны: масштабы таких работ варьируются от небольших исследований до массовых международных коллабораций, основанных на применении единой концептуальной основы и общей методологии (Быков, Настина, 2020).

Кроме того, различают культурно-духовные, материальные и нематериальные ценности (Грязнова, Афанасьев, 2019).). К духовно-культурным категориям относятся творчество, искусство, религиозные чувства, нравственные идеалы, нравственные качества. К материальным относятся недвижимость, капитал, деньги, оборудование и другие материальные вещи, приносящие комфорт и удовольствие, а к нематериальным – семья, дружба, хорошие манеры и прочее (Рудкевич, 2007).

Постановка проблемы

В статье рассматриваются ценности современной молодежи. С течением времени нравы подрастающего поколения менялись. Каковы текущие ценности современной молодежи? Российское общество давно переживает духовно-нравственный упадок: у государственного аппарата нет официальной идеологии, а у нации нет духовно-нравственных идеалов. Прагматизм и озабоченность материальными проблемами характеризуют мир современной молодежи. Актуальность заключается в том, что вне зависимости от времени молодежь остается существенным резервом процветания нации, и от того, какими ценностями она будет обладать, зависит дальнейшая судьба страны.

Исследовательские вопросы

Основным содержанием ценностных ориентаций являются политические, философские (мировоззренческие), личные нравственные убеждения, глубокие постоянные привязанности, нравственные принципы поведения (Энциклопедический.., 2012). В силу этого ценностные ориентации личности в любом обществе являются объектом воспитания и целенаправленного воздействия. Оба они действуют на уровне сознания и подсознания, определяя направление волевых усилий, внимания и интеллекта. Механизм действия и развития ценностных ориентаций связан с необходимостью разрешения противоречий и конфликтов в мотивационной сфере, в самом общем виде выражающейся в борьбе между долгом и желанием, нравственными и утилитарными мотивами. Ценности находятся в постоянном движении: одни рождаются, другие умирают, третьи переходят из одного вида в другой. Но все элементы системы ценностей тесно связаны друг с другом, обуславливая, дополняя или противопоставляя друг другу. Прежде чем ценности превращаются в ценностные ориентации, они проходят через фильтры сознания и систематизируются. Понятие ценностной ориентации тесно связано с понятием ценности. Термин «ценностная ориентация» дополняет «ценность», подчеркивая ее динамический аспект. Механизм формирования ценностных ориентаций выражается в схеме: «интерес — установка — ценностная ориентация».

В процессе становления личности формируется определенная система ценностных ориентаций с более или менее развитой структурой поведения личности. Хотя господствующие в обществе ценности и ближайшее социальное окружение человека формируют систему ценностных ориентаций личности, она не является строго ими предопределенной.

Система ценностных ориентаций не дается раз и навсегда: с изменением условий жизни, да и самой личности появляются новые ценности, а иногда происходит их полная или частичная переоценка. Ценностные ориентации молодежи как наиболее активной части российского общества первыми претерпевают изменения, вызванные различными процессами, происходящими в жизни страны. В настоящее время в российском обществе возрастает интерес к проблемам и культуре молодежи.

Молодежь – специфическая составляющая российского общества. Ее интересы и культурная жизнь отличаются от интересов представителей других возрастных групп. Спектр интересов современной российской молодежи обширен и разносторонен: от алкоголя и наркотиков до литературы, музыки, театра и кино. Молодежь активно интересуется религией и модой, живописью и компьютерами, спортом и граффити. Одной из особенностей молодежной культуры является ее неоднородность (Стаканова, 2017). Наряду с традиционной культурой существует и контркультура, проявляющаяся в различных молодежных движениях, таких как хиппи, скинхеды, панки. Молодые люди пытаются как-то найти и проявить себя в жизни, в любой субкультуре.

Таким образом, проблема ценностных ориентаций молодежи остается неизменно актуальной на протяжении всей социологии молодежного бытия. В настоящее время следует уделять значительное внимание молодежи как естественной среде формирования будущей элиты государства. Современная молодежь делает свой исторический выбор (Симоненко, 2009). Они должны выбирать, но он не должен быть случайным и ошибочным. Должны быть только те цели, которые признаны обществом ценными. Система новых ценностей — камень преткновения российских реформ. Люди превращают в реальность, в свою культуру только то, во что верит и ценит личность, нация, общество. Если люди не верят в реформы и не ценят их, реформы обязательно потерпят неудачу.

Роль студенчества в общественно-политических процессах во всем мире обусловлена ​​значимостью людей с высшим образованием в социальной стратификации общества и жизненных перспективах молодежи (Суровов и др., 2019). В рамках онлайн-опроса «Ценности современной молодежи» реализована методика построения случайной (вероятностной) выборки. Это позволило экстраполировать полученные данные на генеральную совокупность исследуемого субъекта.

По построенной выборке в опросе приняли участие 51% юношей и 49% девушек. В соответствии с программой исследования в опросе приняли участие молодые люди в возрасте от 16 до 24 лет. Все участники опроса на момент написания статьи были студентами высших учебных заведений.

На наш взгляд, ошибочно думать, что у молодого поколения какие-то общественные ценности могут быть заменены или полностью отсутствовать. Принципиально важно понимать, что нравы современной молодежи будут такими же, как и у старшего поколения, но при этом молодые люди будут их ранжировать по-другому.

Среди всех ценностей наиболее значимыми для теоретического анализа и сравнения являются ценности семьи, денег (рассмотрим их, хотя они и не включены в классификацию в таблице) и свободы. Нелинейность развития институтов брака и семьи означает, что эти тенденции не обязательно повторятся в последующие десятилетия (Гурко, 2017). Отдельные лица и семьи систематически отклоняются от институциональных семейных норм, чтобы приспособиться к нормам других институтов, таких как работа и образование (Гурко, 2016).

Новые тенденции развития брачно-семейных отношений связаны как с влиянием мировых экономических и социокультурных процессов, так и с особенностями трансформации российского общества (Гурко, Марченко, 2019).

Семья – одна из главных ценностей в любой исторический период человечества. С одной стороны, она является фундаментом основ любого общества и всегда будет высшей ценностью. С другой стороны, ценности находятся в тесной взаимозависимости от многих социальных факторов. Значительная часть населения также понимает традиционную семью как полную семью с детьми [Клупт, 2019].).

В последние несколько десятилетий студенческая молодежь в большей степени предпочитает гражданский брак зарегистрированному. В то же время молодые люди высоко ценят семейные отношения. Мы полагаем, что гражданский брак экономически выгоден для студентов: снять квартиру и вместе вести домашнее хозяйство гораздо проще и дешевле, половые отношения также стабильны. Данные показали, что преобладающее количество студентов, участвовавших в опросе, положительно относятся к гражданскому браку. И считали такие отношения приемлемыми. В настоящее время 50 процентов студентов, принявших участие в нашем опросе, живут в гражданском браке.

Основным препятствием для создания семьи является отсутствие своего жилья. Хотя многие люди могут получить ипотечный кредит, их останавливают высокие процентные ставки, и они боятся возвращать долг в течение длительного времени. Такое поведение молодежи можно объяснить отсутствием стабильности, уверенности в завтрашнем дне, стремлением сохранить относительную свободу и независимость.

Цель исследования

Цель статьи — анализ современных ценностей молодежи, проживающей в Хабаровском крае.

Методы исследования

В исследовании использовались структурно-функциональный и сравнительный методы.

Находки

Политолог Екатерина Шульман (Шульман и Кутузова, 2021) обратила внимание на новое восприятие ценности семьи у граждан Европы. И к такому отношению привела целая цепочка факторов, первым из которых стала смена традиционного графика работы формата «дом-работа-дом» на формат фриланса и удаленной работы.

Для молодежи стандартный формат уже не выглядит привлекательным, а наоборот, воспринимается как устаревший и неудобный. И это не только мнение частных служащих. Компании, сумевшие перевести свой бизнес в онлайн-формат, также признали его жизнеспособность по сравнению с офисами. Фриланс и удаленная работа, особенно востребованные в период глобальной эпидемии COVID-19, стали новыми нормами труда, открывая перед людьми современные возможности: самостоятельное составление удобного графика работы, отсутствие привязки к конкретному городу. , улица, офис, более комфортные условия работы (удобный диван и домашняя одежда), а также нет необходимости выходить из дома.

Эти возможности создали новую ценность – мобильность. В результате потребность в их недвижимости стала снижаться, так как люди стали ценить свою мобильность выше привычных «кирпичей и стен». Теперь у человека есть возможность хоть раз в месяц менять место жительства, город и даже страну, не теряя при этом работы.

Примерно такое же отношение стало формироваться и к владению автомобилем. Услуги каршеринга становятся все более популярными в Европе, потому что это не дорого, и, кроме того, не ограничивает возможности человека в передвижении. Таким образом, людям становится очевидным, что с недвижимостью и автомобилем поехать в другой город или страну гораздо сложнее, чем без них. Поэтому все больше людей отдают предпочтение аренде жилья вместо его покупки, услугам каршеринга владению личным автомобилем.

Из этой цепочки вытекает следующая проблема — так называемая «одиночка». «Одиночки» — это люди, которые отказываются от создания семьи или создают ее в более позднем возрасте. Ценности таких людей несколько отличаются от стандартных общественных, где центральной ценностью является семья. Им не нужно создавать жизненно важную ячейку общества, которую раньше создавали люди, потому что так было легче выжить. Достичь общеевропейского уровня жизни можно самостоятельно, даже работая удаленно. Обычно такие одиночки не создают стабильных длительных отношений, предпочитая разовые короткие встречи. Более того, социальные сети и сайты знакомств закрывают эту человеческую потребность в близости и общении.

Ценность личной свободы стала для современного человека чуть более желанной и значимой, чем создание семьи, благодаря абсолютной свободе передвижения и не привязанности к рабочему месту, как это было формулой жизни человека 20 века.

Ценность любви, семьи и дружбы является частью нематериальных ценностей. Однако вопрос о материальных ценностях и их специфике восприятия в настоящий момент стоит не менее остро.

Многие социологи и культурологи отмечают культурную эру XXI века как век материальных ценностей, когда на первое место выходят капитал, деньги и бренды. Нестабильность в обществе, зыбкий политический баланс, недоверие к власти вызвали у людей потребность в стабильности и надежности, уверенности в завтрашнем дне (Симоненко, 2009).). И все это (или иллюзию этого) могут дать материальные ценности. Капитализм диктует обществу свои правила.

Дополнительным подтверждением этой потребности мы видим повышенный спрос на знания в области финансовой грамотности и инвестирования (Щемелева, 2019). Молодые люди стремятся к финансовой независимости по разным причинам, в том числе и по половому признаку (например, когда женщина хочет быть независимой от мужчины). Молодое поколение также стремится быть не только независимым, но и богатым. Однако тот заметный «материализм» молодежи, который мы наблюдаем через молодежную культуру, позволяет утверждать, что материальные ценности становятся для них все более значимыми на фоне общего общественного развития.

Теоретический обзор выделенных ценностей показал, что современное восприятие материальных и нематериальных ценностей в обществе меняется.

Заключение

Изучение ценностей, стереотипов, мировоззрений, поведенческой активности молодежи носит междисциплинарный характер. Различные элементы, аспекты, факторы, составляющие процесс социализации молодежи, влияющие на поведение молодежи, рассматриваются представителями социальных и гуманитарных наук. Об актуальности изучения ценностей современной российской молодежи свидетельствуют различные факторы. Во-первых, в любой исторический период молодежь выступает движущей силой развития общества в целом. То же самое можно сказать и о современной молодежи. Во-вторых, в современном российском обществе происходит процесс поляризации молодежи. Требуется более глубокое изучение положения молодежи, в частности изучение ценностей молодежи и их мотивов, лежащих в основе их поведенческой активности. В-третьих, молодежь динамична в плане подверженности влиянию политических и экономических факторов. Государственная молодежная политика как отдельная отрасль управления должна основываться на актуальных данных, отражающих установки и ориентации молодежной среды. Изучение ценностных устремлений молодежи позволяет построить популярную и современную систему мер государственного реагирования на особые запросы поколения. В связи с этим систематические исследования данного вопроса предполагают исследование динамично меняющейся ситуации в молодежном сообществе для выработки гибких мер реагирования на меняющуюся конъюнктуру.

Молодежь является важным субъектом социальных изменений и огромной инновационной силой. И использовать эту силу нужно с умом. Но не следует забывать, что представители разных социальных групп и регионов имеют разную направленность на образование и воспитание, отличаются уровнем образования и культурной подготовки. И требования к ним чаще всего одинаковые (Капустина, 2017).

Нынешнему молодому поколению предстоит решить множество ответственных задач в различных областях и сферах жизни. И эти решения определяют развитие страны и ценности, которые мы оставляем нашим потомкам.

Современная молодежь более приспособлена к сегодняшней жизни. Богатый опыт был ценным социальным вкладом для их родителей. Способность отказаться или переосмыслить ценности «вечности» быстро становится важнейшим ресурсом и методом выживания молодых людей в условиях трансформации (Шульман, Кутузова, 2021). Благодаря этим качествам молодежь адаптируется к меняющимся условиям жизни, быстрее осваивает рыночные практики и приемы выживания, более адекватно реагирует на новый потребительский спрос, легче включается в информационные сети, легче осваивает технологии (Тазов, 2015).

Каталожные номера

  • Быков А.В., Настина Е.А. (2020). Взаимосвязи ценностных установок и карьерных достижений (по данным исследования молодежи). Социологические исследования, (8), 67-77.

  • Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный), (2012). http://med.niv.ru/doc/dictionary/psychology-and-pedagogy/index.htm

  • Грязнова, Е. В., и Афанасьев, С. В. (2019). О соотношении понятий «ценности», «духовныеценности» и «культурные ценности». Инновационная экономика: перспективы развития и усовершенствования, (5(39)), 38-44.

  • Гурко, Т. А. (2016). Теоретические подходы к изучению семьи. Институт социологии РАН.

  • Гурко, Т. А. (2017). Новые семейные формы: тенденции распространения и понятия. Социологические исследования, (11), 99–110.

  • Гурко Т. А., Марченко В. С. (2019). Динамика брачных установок и планов студентов. Социологические исследования, (7), 102-113.

  • Капустина А. Н. (2017). Теоретический и эмпирический анализ изучения базовых ценностей и ценностных ориентаций представителей молодежи. Институт психологии Российской академии наук. Социально-экономическая психология, 2(3(7)), 39-64.

  • Клупт, Массачусетс (2019). Семья в России и Китае: между реформами и традициями. Социологические исследования, (5), 65-75.

  • Рудкевич Е.Ю. (2007). Система ценностей общества: структурный анализ. Власть, (1), 92-95.

  • Щемелева И. И. (2019). Социальная активность студенческой молодежи: факторный и кластерный анализ. Социологические исследования, (4), 133-141.

  • Шульман Е.М., Кутузова А.А. (2021). Политическое и социальное в современных мультфильмах: режимные трансформации и новые этические нормы. Праксема. Проблемы визуальной семиотики, (2(28)), 81-95.

    Академия Google

    Перекрёстная ссылка

  • Симоненко Н.

Добавить комментарий