1.2 Понятие ценностных ориентаций личности
Понятие «ценностные ориентации» используют применительно к отдельному человеку или группе лиц, но не к обществу в целом. В процессе целостного анализа общества используют понятия «ценности культуры», «духовные ценности культуры», «жизненные ценности». В последних случаях имеют в виду некие стратегические детерминанты поведения больших групп людей, укорененных в течение длительных периодов времени в определенной социокультурной среде. Отсюда проистекают общие и отличительные, признаки, существующие в трактовке и использовании понятий «ценностные ориентации» и «ценности культуры», «жизненные ценности».
«Система ценностных ориентаций является важнейшей характеристикой личности и показателем ее сформированности. Степень развитости ценностных ориентаций, особенности их становления позволяет судить об уровне развития личности» [6, с. 9].
Механизм становления личностных ценностей уже давно был описан в понятиях интериоризации личностью социальных ценностей.
Для индивида на протяжении долгого времени малой референтной группой остается семья. Поэтому большая часть ценностей усвоенных в раннем детстве была транслирована, а иногда и внушена человеку родителями. Так как в этом возрасте отсутствует критическая оценка воспринимаемой информации, то эти ценности будут усвоены на неосознаваемом уровне, и, следовательно, станут непоколебимым фундаментом для дальнейшего формирования иерархии личностных ориентаций. Соответственно, именно от качественного содержания транслируемых родителями ценностей зависит дальнейшая ориентация ценностей человека.
В более позднем, подростковом, возрасте начинают формироваться устойчивые группы сверстников. В этих референтных для индивида группах так же происходит усвоение ценностей, через общение и принадлежность к данной группе. Если на данном этапе референтная группа для индивида отличается девиантным поведением, то, скорее всего, качественное содержание ценностей будет соответствующим.
Таким образом, личностные ценности являются генетически производными от ценностей социальных групп и общностей разного масштаба. Селекция, присвоение и ассимиляция индивидом социальных ценностей опосредуется его социальной идентичностью и ценностями референтных для него малых контактных групп, которые могут выступать как катализатором, так и барьером к усвоению ценностей больших социальных групп, в том числе общечеловеческих ценностей. Личностные ценности выступают как внутренние носители социальной регуляции, укорененные в структуре личности [7, с. 231].
Ценностные ориентации
И.С.Кон говорит, что система ценностей личности формируется в результате совместного расширения круга действий и ответственности, развития интеллекта, эмоций и воли, происходящих в ходе практической деятельности ребенка и его общения с другими людьми.
На формирование ценностной сферы личности влияет весь процесс формирования личности в целом.
Б.С. Волков определял ценностные
ориентации как сознательный регулятор
социального поведения
Немов Р.С. под ценностными ориентациями понимает то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл [19,с.16].
С точки зрения В.Г.Алексеевой, система ценностных ориентаций — это «основной канал усвоения духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей» [23,с.356].
Таким образом, ценностные ориентации
— сложный социально-
Ценностные ориентации задают
общую направленность интересам
и устремлениям личности; иерархию
индивидуальных предпочтений и образцов;
целевую и мотивационную
1.2 Место и роль системы ценностных ориентаций в структуре личности и ее развитии
Личность, представляя собой
динамическую систему, находится в
состоянии непрерывного изменения
и развития. В процессе такого личностного
становления постепенно все большее
значение приобретают его внутренние
движущие силы, позволяющие человеку
все более самостоятельно определять
задачи и направление собственного
развития. Система ценностных ориентаций
личности выступает в качестве регулятора
и механизма такого развития, определяя
форму реализации намеченных целей
и при утрате ими побудительной
силы в результате их достижения стимулируя
постановку новых значимых целей (Леонтьев
А.Н.,2004). В свою очередь, достигаемый
уровень развития личности последовательно
создает все новые предпосылки
для развития и совершенствования
системы ее ценностных ориентаций.
Ценностные ориентации личности, как
и любое другое многозначное междисциплинарное
научное понятие, по-разному интерпретируются
в произведениях различных
Многие авторы считают, что ценностные образования являются базой для формирования системы личностных смыслов. Так, по В.Франклу, человек приобретает смысл жизни, переживая определенные ценности. Как констатирует Д.А.Леонтьев, личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов.
М.Рокич определяет ценности как « устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечный способ существования» (Реан А.А., 2000). По его мнению, ценности личности характеризуются следующими признаками: истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности; влияние ценностей практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения; общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; все обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени; ценности организованы в системы.
Установки, аттитюды и ценностные ориентации личности регулируют реализацию потребностей человека в различных социальных ситуациях. В. Я. Ядов объединяет все описанные выше регулятивные образования как диспозиции, т.
Ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Структурный характер системы ценностных ориентаций личности, ее многоуровневость и многомерность определяет возможность реализации ею целого ряда разноплановых функций. Система ценностных ориентаций является важным регулятором активности человека, поскольку она позволяет соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью ценностями и нормами социума [21,208].
С точки зрения А. И. Донцова, ценностные ориентации направляют и корректируют процесс целеполагания человека.
Таким образом, система ценностных ориентаций личности является многофункциональным психологическим органом. Ценностные ориентации являются психологическим органом, механизмом личностного роста и саморазвития, при этом сами носят развивающийся характер и представляют собой динамическую систему. Систему ценностных ориентаций личности можно рассматривать как подсистему более широкой системы, описываемой различными авторами как « жизненный мир человека», «образ мира» и т.п., имеющую, в свою очередь, сложный и многоуровневый характер [17,с.44].
По словам Б.Ф.Ломова, «ценностные
ориентации, как и любую психологическую
систему, можно представить как
многомерное динамическое пространство,
каждое измерение которого соответствует
определенному виду общественных отношений
и имеет у каждой личности различные
веса». Я. Гудечек полагает, что система
ценностей имеет «горизонтально
— вертикальную» структуру. Под горизонтальной
структурой им подразумевается
Принцип иерархии ценностей,
многоуровневость, является важнейшей
характеристикой системы
Система ценностных ориентаций является важным регулятором активности человека, поскольку она позволяет соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью ценностями и нормами социума [31,с.92].
Ценностные ориентации формируются, складываются, развиваются и меняются в ходе накопления субъектом жизненного опыта в условиях изменяющегося мира, а находят свое выражение в целях, социальных выборах, представлениях, идеалах, интересах личности или группы в условиях реального взаимодействия (Крайг Г. ,2000). Ценностные ориентации достаточно жестко привязаны как к интеллектуально-волевой, так и к эмоциональной сферам социальной активности субъекта и во многом, а нередко и решающим образом обуславливают содержательную сторону как индивидуальной, так и групповой деятельности и общения.
Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1.Система ценностных
2.Развитие системы ценностных
ориентаций личности
3.Формирование ценностных
ориентаций личности в
4. По мере взросления
на формирование ценностных
Глава II. Экспериментальное исследование ценностных ориентаций личности в подростковом возрасте
2.1 Разработка диагностической и формирующей программы
Для практического обоснования темы курсового исследования был выбран ряд диагностических методик. Среди них:
1) Тест Рокича «Ценностные ориентации»
2) Методика изучения внешних
и внутренних ценностей
3) Методика «Диагностика
реальной структуры ценностных
ориентаций личности С.С.
тип данных | диагностические методики | |
L | Анкета | |
Т | Тест Рокича «Ценностные ориентации» | |
Q | Методика изучения внешних и внутренних ценностей личности | |
Q | Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С. С.Бубнова» | |
Тест Рокича «Ценностные ориентации» (Леонтьев Д.А. 2002) основан на ранжировании списка ценностей. Зачастую данную методику стараются подкреплять данными других методик. М. Рокич разделял ценности на два класса: терминальные и инструментальные. Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Сначала предъявляется набор терминальных, затем набор инструментальных
ценностей. Дается следующая инструкция: « сейчас вам будут предъявлены набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Работайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. [5,с.184]. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций личности. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.
Методика изучения внешних и внутренних ценностей личности[20,43]
Ее авторами являются О.И.Мотков
и Т.А.Огнева. Цель методики — изучение
степени значимости и реализации
ценностных ориентаций личности, их индивидуальной
и групповой структуры, конфликтности
и атрибуции приписывания, причин
их осуществления. Методика состоит
из двух заданий. Задание №1: к нему
дается следующая инструкция: « оцените,
пожалуйста, значимость и степень
осуществления возможных
Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С. С. Бубнова» [30с.431]
Методика предназначена для изучения реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности. Методика содержит 66 закрытых вопросов, направленных на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности. Для обработки используется объединение всех вопросов по группам ценностей: приятное времяпровождение, отдых; высокое материальное состояние; поиск и наслаждение прекрасным; помощь и милосердие людям; любовь; познание нового в мире; высокий социальный статус и управление людьми; признание, уважение людей и влияние на окружающих; общение; здоровье. По данным параметрам вопросы сортируются, и после делается качественный анализ о том, какие ценности у респондента преобладают, а какие стоят на последнем месте по значимости.
Формирование ценностно-смысловых ориентаций и установок молодежи
Реферат
В статье рассматриваются ценностные ориентации студентов, их профессиональные установки и предпочтения. Рассматриваются различные подходы к определению понятий ценностных ориентаций, системы личностных смыслов с позиций психологии, социологии, раскрывается содержание понятия «ценностно-смысловые ориентации личности». Смыслы и ценности являются основными конструкциями в жизни каждого человека; они отражаются эмоциями и через них открывают человеку возможность дальнейшего развития. Ценность высшего образования среди молодежи в настоящее время остается стабильно высокой; в исследовании анализируется роль образования в процессе формирования системы ценностей человека. Молодые люди стремятся получить образование, с целью последующего успешного трудоустройства и получения карьерных возможностей. Социализация современного молодого человека имеет свою специфику. По системе ценностных ориентаций можно судить о характере развития общественных отношений, перспективах развития общества. Изучение ценностных ориентаций молодежи позволяет выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал. Российская молодежь сохраняет общий со старшими поколениями ценностный стержень с профессиональным самоопределением, опытом работы и самореализацией в труде. В исследовании проведен сравнительный анализ двух возрастных и социальных групп.
Ключевые слова: образованиесмысл жизнипрофессиональные установкисамореализацияценностимолодежь
Введение
Современное развитие общества, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашей жизни опосредуют глубокие изменения в сознании общества. Социокультурная среда является мощным формообразующим элементом целостной системы личности. В условиях социальных изменений, высокого уровня социальной динамики сама социокультурная среда претерпевает серьезные изменения, в связи с чем социальные группы и индивиды становятся активными участниками построения ее нового качества. Именно поэтому система ценностей современной молодежи, формируемая такой средой, представляет особый интерес и заслуживает пристального внимания и изучения.
Ценностные ориентации играют важную роль как в регуляции поведения отдельной личности, так и в координации деятельности больших и малых групп, культуры и нации в целом. В связи с коренными преобразованиями общества становится актуальной необходимость изучения ценностных ориентаций различных социальных групп. Со сменой эпохи одни ценности становятся незначительными или вовсе исчезают, другие, сохраняя объект значения, изменяют внутреннее содержание, появляется ряд принципиально новых ценностей. Изучение трансформации мировоззрения, сознания современной молодежи имеет особое значение.
В соответствии с требованиями Болонской декларации, которую Россия подписала в 2003 году, провозглашен принцип «Образование на протяжении всей жизни». Этот принцип определил содержание основных нормативных документов, определяющих развитие образования на ближайшие десятилетия (Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы).
Ценность высшего образования среди молодежи в настоящее время стабильно высока. Молодежь ориентирована на уровень образования, гарантирующий высокую заработную плату и карьерный рост. Современные люди понимают, что для того, чтобы быть конкурентоспособными, востребованными на рынке труда, необходимо постоянно учиться, повышать свою квалификацию, так как знания сегодня устаревают очень быстро, требования к профессионализму работников практически во всех сферах очень высоки ( Постникова, Чичерина, 2016).
Сегодня работники многих специальностей вынуждены регулярно обновлять и дополнять свои знания, чтобы правильно выполнять свою работу и оставаться востребованными на рынке труда. Сегодня очень важны способности быстро находить и осваивать необходимую информацию, часто самостоятельно (Аймаутова, Ушнев, 2004; Михайлова, 2010).
Постановка проблемы
Ценностно-смысловая сфера личности включает два основных компонента – ценностные ориентации и систему личностных смыслов. Оба компонента неразрывно связаны с понятием личности, поскольку тесно связаны с изучением человеческого поведения и мотивов. Как общенаучные понятия они способствуют объединению изучаемых объектов разных наук.
Тема смысловых образований личности является одним из основных направлений исследований современной психологии Асмолова, Братуса, Франкла, Леонтьева, Рубинштейна и других.
Асмолов (2002) считает, что основной характеристикой индивидуальности человека является система личностных смыслов, являющаяся продуктом жизни и жизнедеятельности субъекта. «Личностный смысл есть индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение человека к тем объектам, ради которых разворачивается его деятельность и общение» (Асмолов, 2002).
Основоположник логопедии Франкл (1990) развивает идею обретения смысла жизни, который помогает человеку достойно принять сознание собственной хрупкости бытия. Смысл уникален для каждого человека, но если его принимает социальная общность, он становится универсальной ценностью, продвигающей культуру.
Братусь (2000) говорит, что смысловые образования являются базовыми формообразующими единицами сознания человека, определяющими отношение к основным сферам жизни. Личностные смыслы (часто неосознаваемые) отличаются от ценностей личности (сознательных и принятых человеком). Смысловые образования создают перспективу развития личности и помогают проводить нравственную оценку и регуляцию поведения. Развитие ценностно-смысловой сферы идет в направлении от прагматических или эгоцентрических установок к общечеловеческим ценностям и одновременно от неустойчивых отношений к осознанным, устойчивым ценностно-смысловым установкам. Высший уровень – преобразование действительности в соответствии с нравственными идеалами и ценностями.
Леонтьев (1999) отмечает тройственную природу значения, выделяя онтологический, феноменологический и деятельностный аспекты смысловой реальности. Вследствие этого он определяет значение как «отношение между субъектом и объектом, или явлением действительности, которое определяется местом предмета (явления) в жизни субъекта, отличает этот предмет ( явление) в образе мира и воплощается в личностных структурах, регулирующих поведение субъекта по отношению к этому объекту (явлению)» (Леонтьев, 1999).
Теория психологических систем (ТПС) Клочко (2005) рассматривает человека как открытую самоорганизующуюся систему, а мир конкретного человека, или «психическое пространство» человека, как «переходный слой», пространство между объективной и субъективной реальностью. Последовательность формирования многомерного мира человека ученый рассматривает как обретение новых измерений – сначала значений, затем смыслов и, наконец, значений. Именно ценности обеспечивают стабильность, устойчивость жизненного мира во времени. Смыслы и ценности являются базовыми конструкциями в многомерном мире взрослого человека. Смыслы и ценности отражаются эмоциями и через них открывают человеку возможность дальнейшего развития; эмоции возникают спонтанно, они являются результатом проецирования в окружающую среду настоящего состояния человека, а также его потребностей и возможностей (Клочко, 2005).
Таким образом, категория «смысл» характеризует чисто человеческую способность глубоко постигать Бытие (существование), строить целостную картину мира, искать и находить в нем свое место, регулировать свое поведение в соответствии с высшими, над- ситуативные цели. Все это свидетельствует о развивающем потенциале смысловой сферы личности (Коковина, 2009).
Ценности являются базовыми конструкциями в многомерном мире взрослого человека и обеспечивают устойчивость жизненного мира во времени. Ценности определяют направленность целей и мировоззрений. Следовательно, ценности как базовые конструкты многомерного мира человека определяют и направленность поиска счастья и качественные характеристики самого состояния благополучия человека. Речь идет о благополучии, понимаемом по-разному, в зависимости от того, насколько значимы те или иные ценности для человека. Субъективное благополучие, в свою очередь, представляет собой глобальную оценку человеком (как эмоциональную, так и когнитивную) того, насколько реальная жизнь соответствует его представлению об идеале; следовательно, он также отражает то, насколько ценности и мотивы человека реализуются в реальной жизни (Муравьева, Попкова, 2010).
Ценностные ориентации определяются в литературе как:
Относительно устойчивая, социально детерминированная направленность человека на определенные цели, имеющие смысл жизни и на определенные способы их достижения, выражающиеся в форме каких-либо личностных качеств, моделей поведения и относительно не зависящие от реальных ситуаций (Яницкий , 2012; Журавлева, 2006).
Рубинштейн (2003) понимает ценности как производные отношения мира и человека, «наличие ценностей есть выражение безразличия человека к миру, возникающее из значимости для человека различных сторон, аспектов мира, за свою жизнь» (Рубинштейн, 2003).
Ценностные ориентации основываются не столько на представлениях о социальных нормах и требованиях общества, сколько на субъективной картине действительности, сложившейся в сознании личности. Явления и предметы действительности интересны для человека только в той мере, в какой они имеют смысл, значение для его жизни. Эти значения создаются культурой; она формирует субъективную, символическую реальность, на основе которой формируются ценностные ориентации как производные от субъективной реальности (Клименкова, 2013).
Исследовательские вопросы
Изучение ценностных ориентаций молодежи позволяет выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал. Будущее состояние общества во многом зависит от того, какой ценностный фундамент будет сформирован. Ценность носит социальный характер и развивается только на уровне социальной общности (как отдельного социального слоя, так и общества в целом, в данном исследовании — поколений). Индивидуальные ценности, формирующиеся в процессе деятельности, являются социальными и коллективными явлениями.
Современная система образования ориентируется не только на передачу общественного опыта подрастающему поколению, но и на развитие человека и личности. Студент выступает как субъект профессиональной деятельности и жизнетворчества, на который воздействуют многие идеи и ценности различных культурных форм, стилей и направлений. Основная роль системы образования заключается в воспитании человека, способного ориентироваться в сложном социокультурном пространстве, способного найти в нем свою систему ценностей, реализовать себя как личность.
Важнейшим аспектом развивающего обучения, процесса формирования личности обучающегося, опыта познания мира и его противоречий, нахождения себя в мире, формирования индивидуальной системы ценностей и жизненных ориентиров является смыслообразование. В условиях обучения процесс смыслообразования определяется тем, насколько учащийся воспринимает учебно-познавательную ситуацию как проблемную по своему смыслу, насколько усвоен, понят или доступен учебный материал, соответствует ли содержание учебных предметов изучаются уже существующие интересы, склонности, мотивы, личностные ценности (Белякова, Дегтярев, 2011).
Образование — это непрерывный процесс развития человека посредством организации собственной мыслительной деятельности, направленной на усвоение, обновление и применение знаний и обобщенных способов действия, формирование определенных общественно значимых качеств личности и ценностных отношений к действительности, раскрытие своих потенциальные возможности в специально организованном и/или спонтанном взаимодействии с внешними субъектами и объектами, являющимися носителями знаний, ценностных ориентаций и моделей поведения, результатом которых является приобретение личностных качеств и свойств, которых раньше не было (Шишов, 2010) .
Ценностные ориентации формируются в процессе усвоения социального опыта и обнаруживаются в поступках, идеалах, убеждениях, интересах с оценочным отношением и других проявлениях личности. В основе отношения человека к объектам действительности лежит его оценка, выражающая способность этого объекта удовлетворять потребности, интересы и цели человека (Шипицина, Петренко, 2006).
Цель исследования
Предметом исследования стали ценностные ориентации российской молодежи. Для достижения поставленной цели и решения выявленных проблем использовались количественные и качественные методы исследования. Исследовательская группа провела репрезентативный опрос молодежи и группы специалистов по формализованной анкете.
Методы исследования
Российская молодежь сохраняет общий со старшими поколениями ценностный стержень с профессиональным самоопределением, опытом работы и самореализацией в труде. В исследовании анализируются ценностные ориентации двух возрастных и социальных групп. Первая группа испытуемых представляет собой особое социальное сообщество, состоящее из студентов первого курса экономического института Алтайского государственного университета в возрасте 18–19 лет, находящихся в процессе формирования ценностной структуры, выбора профессионального и жизненного пути. путь, не имеющий реального положения в социальной шкале. Во вторую группу входят слушатели Президентской программы подготовки управленческих кадров для народнохозяйственных организаций Российской Федерации, руководители и специалисты ведущих организаций Алтайского края в возрасте от 40 до 50 лет. Эта группа по отношению к специфической группе молодежи имеет определенные социальные статусы в семейной и профессиональной сфере деятельности и имеет достаточно устойчивую систему ценностей.
Находки
Изучение первой группы предметов показало, что для студентов наиболее значимыми ценностями являются семья (37 %), знания (28 %), карьера (24 %), такие ценности, как любовь, дружба, материальное благополучие составляют остальные 11 %. Основные ценности молодежи и старшего поколения (40+) совпадают – это семья (37 % и 41 %). Но затем они расходятся: у молодежи на втором месте – знания и самореализация, которые возможны при хорошем образовании, на третьем – карьера, зависящая от уровня образования и определяющая профессиональное будущее. Бизнесмены и предприниматели заняли второе место по состоянию здоровья (29%), третья – знания для поддержания высокого профессионального уровня (25 %). В отличие от студентов, бизнесмены придают большое значение своей внутренней жизни, состоянию, значимым отношениям. Значимыми для молодежи стали представления об успехе и карьере.
В результате исследования было определено, что ценности «знание», «профессиональная самореализация», «карьера» занимают значимое место в структуре базовых ценностей современных студентов. Ценностное отношение формируется в процессе деятельности и реализуется через деятельность. Человек может выбрать цель, сформировать стратегию будущего поведения, исходя из индивидуальной системы ценностей.
Ценностные ориентации студента содержательно отражают его философские, нравственные убеждения, глубокие и постоянные привязанности, принципы поведения. Ценности ориентированы на реальное воплощение будущего через его представление и играют роль механизма развития личности (Кудашкина, 2009)
Мир человеческих ценностей невероятно разнообразен. Научный анализ этого многообразия обязательно предполагает его систематизацию. Классификация ценностей возможна по многим причинам. Ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, выражают соответственно то, что для него наиболее важно и имеет для него личностный смысл. Ценности личности характеризуются следующими чертами:
общее количество ценностей, принадлежащих человеку, относительно невелико;
влияние ценностей прослеживается почти во всех общественных явлениях;
истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности;
все люди имеют одинаковые ценности, но в разной степени;
значения организованы в системы;
ценности — это понятия или убеждения;
значения связаны с желаемыми конечными состояниями или поведением;
значения носят надситуативный характер;
значения управляют выбором или оценкой поведения и событий;
значения упорядочены по относительной важности (Тропотяга, 2001).
Духовные потребности и ценности личности не возникают «сами по себе», а определяются социальной средой личности в медленном процессе ее воспитания и образования. При этом вначале общество непосредственно формирует в человеке только самые элементарные духовные ценности и потребности, обеспечивающие его социализацию (Хуторная, Баркалова, 2018).
С начала 90-х годов у молодежи стала резко повышаться мотивация к получению высшего образования, ценностям образованности и интеллекта, а также к комфортным условиям жизни (Долбик-Воробей, 2005).
Женщины получили возможность получать равное с мужчинами образование, экономическую независимость от мужа и обладание большинством женщин профессиональными знаниями, что ориентировало женщин на реализацию в профессиональной сфере, а не в семье. Это, в свою очередь, способствует изменению приоритетного положения семьи в иерархии ценностей современной молодежи, а также определяет доминирование карьерной установки над детородной (Евграфова, 2012).
В процессе обучения представления о социальном статусе и содержании избранной профессии претерпевают значительные изменения под влиянием различных факторов; смысл будущей профессии может измениться в сторону отрицательной полярности. Продолжительность обучения в вузе, единый вид деятельности, единый характер труда, общая учебная цель, возрастная и психологическая однородность определяют формирование социальных аспектов личности. «Я-концепция» в данной жизненной ситуации определяется молодежью как принадлежность к отдельной социальной группе – студенчеству. Это означает, что время начала и окончания обучения для человека – это период перехода от одной смысложизненной ситуации к другой со всеми вытекающими последствиями: ломкой сложившихся стереотипов, адаптацией к другим условиям жизни, иной социокультурной среде и изменением экономический и социально-демографический статус. Период обучения в вузе можно определить как особый смысложизненный период в жизни человека, связанный с переживанием кризиса профессиональной идентификации, т. е. идентификации себя с субъектом будущей профессиональной деятельности (Серуй, 2007).
Заключение
В целом иерархия ключевых жизненных ценностей студентов остается достаточно традиционной: приоритетной ценностью является благополучие семьи, на втором месте — получение образования, на третьем — карьера. В настоящее время социальная роль труда для современного российского студенчества утратила былое значение, труд рассматривается прежде всего как инструментальное средство самореализации, достижения индивидуальных успехов и удовлетворения личных амбиций.
В настоящее время выбор профессии молодым поколением неоднозначен. С одной стороны, она определяется индивидуальными личными интересами и способностями, а с другой — критериями престижа и высокого заработка. Современная молодежь рассматривает труд прежде всего как способ обеспечения себя и близких, как средство удовлетворения материальных потребностей независимо от видов и форм занятости.
Формирование социально-трудовой направленности студенческой молодежи, ее становление зависит не только от молодого поколения, но и от практической реализации принципов комплексной молодежной политики в стране. Требуются усилия государства для создания благоприятных условий для успешной интеграции молодежи в систему социально-экономических отношений, для принятия общественно значимых ценностей и правовых норм, формирования моделей трудового поведения и целостного мировоззрения.).
В результате анализа изучения ценностных ориентаций студентов мы пришли к выводу, что современная молодежь в большей степени ориентирована на этические ценности, в меньшей — на прагматические. Таким образом, по системе ценностных ориентаций можно судить о характере развития общественных отношений, перспективах развития общества. Изучение ценностных ориентаций молодежи позволяет выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал.
Ссылки
- Асмолов А.Г. (2002). Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. Смусл.
- Аймаутова Н.Е. и Ушнев С.В. (2004). Проблемы социально-психологической подготовки менеджеров среднего и высшего звена (на примере банковского дела). РУДН ун-т. Бюлл., Соц. Сер., 6–7, 219–236.
- Белякова, Е. Г., Дегтярев, С. Н. (2011). Оценка смыслообразующего потенциала инновационного образовательного процесса. Эд. и наук, 3(82), 3–15.
- Братусь, Б.С. (2000). Смысловая сфера личности. В сб.: Психология личности в трудах отечественных психологов. Петр, стр. 130–139.
- Долбик-Воробей, Т. А. (2005). Репродуктивные установки учащихся. В: Российская молодежь: проблемы и решения. Центр соц. Прогноз., стр. 414–423.
- Евграфова Ю.А. А. (2012). Ценности современной молодежи и отношение к семье и деторождению. Бык. педагога. институт имени В.Г. Белинского, 28(1214), 1213–1216.
- Франкл, В. (1990). В чем смысл? Общий. В. Л. Я. Гозман и Д. А. Леонтьев (ред.), Человек в поисках смысла (стр. 284–307). Прогресс.
- Хуторная М.Л., Баркалова Е.В. (2018). Психологический анализ компонентов понятия «мировоззрение». просп. для наук. и изд., 2(32), 190, 188–191.
- Клименкова А. М. (2013). Культурные коды как факторы формирования ценностных ориентаций. РУДН ун-т. Бюлл., Соц. Сер., 2, 5–12.
- Клочко В. Е. (2005). Самоорганизация в психологических системах: проблемы формирования ментального пространства личности (введение в трансперсональный анализ) (с. 138, 174). ТГУ.
- Коковина Л. Н. (2009). Ценностно-смысловые ориентации личности. Бык. КГУ им. Н. А. Некрасова, 15, 139–143.
- Кудашкина О. В. (2009). Психологическая модель развития мотивационно-ценностных ориентаций студентов в образовательном процессе педагогического вуза. Интегрировать. изд., 3, 106–111.
- Леонтьев Д.А. (1999). Психология значения: природа, структура и динамика смысловой реальности. Смусл.
- Михайлова В.П. (2010). Роль непрерывного образования в развитии профессионализма управленческого персонала компании. РУДН ун-т. Бюлл., Соц. Сер., 4, 99–104.
- Муравьева О. И. и Попкова Т. С. (2010). Взаимосвязь субъективного благополучия и ценностных ориентаций современной студенческой молодежи. Сибер. Психолог. Ж., 36(99), 98–101.
- Постникова М.И., Чичерина Н.В. (2016). Воспитание в системе ценностей молодежи. Педагог. Эд. на русск., 2, 24–29.
- Ретивина В.В. (2019). Трудовые ценности и установки современной студенческой молодежи. Высшее изд. in Russ., 29(1), 57–63.
- Рубинштейн, С.Л. (2003). Бытие и Сознание. Человек и мир (стр. 282–405). Питер.
- Серуй А.В. (2007). Обучение в вузе как условие усвоения смысла будущей профессии. Сибер. Психол. Ж., 26(181), 181–185.
- Шипицина Н.Е., Петренко Г.М. (2006). Ценностные ориентации в личностном развитии студентов как педагогическая проблема. Бык. ЮУрГУ, 3(66), 66–68.
- Шишов С.Е. (2010). Образование как ценность: структура и смысл понятия, 54, 50–63. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы. http://docs.cntd.ru/document/499091784
- Тропотяга, П. (2001). Особенности системы ценностных ориентаций студентов педагогического вуза. Сибер. Психол. Ж., 14–15, 141–143.
- Яницкий М.С. (2012). Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности. Бык. Кемеровского государственного ун-та. Культуры и Искусств, 19/1.
- Журавлева, Н. А. (2006). Динамика ценностных ориентаций молодежи в контексте социально-экономических изменений. Психол. Дж., 27(1), 35.
Информация об авторских правах
Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4. 0 International License.
Об этой статье
2.1: Подход анализа ценностей к межкультурной коммуникации
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 47448
- Том Грот
- Колледж Бьютт
Любой, кто сталкивался с межкультурным общением или участвовал в межкультурном общении, может сказать вам, что сталкивался с различиями между собой и другими. Признать различия не сложно. Скорее, трудности возникают из-за описания различий с использованием терминов, которые точно передают тонкие значения внутри культур. Эти тонкие смыслы коренятся в системах культурных ценностей глубокого уровня.
Ценности и культура
Системы ценностей имеют основополагающее значение для понимания того, как культура выражает себя. Ценности глубоко прочувствованы и часто служат принципами, которыми люди руководствуются в своем восприятии и поведении. Используя наши ценности, определенные идеи оцениваются как правильные или неправильные, хорошие или плохие, важные или неважные, желательные или нежелательные. Культурные ценности усваиваются в основном подсознательно и глубоко скрыты в языке и традициях окружающего общества. Общие культурные ценности формируют обычаи, определяют поведение и формируют отношения его членов. Поэтому анализ культурных ценностей может быть полезным способом понять фундаментальные различия между культурами.
Герт Хофстеде, которого иногда называют отцом современной межкультурной науки и мышления, разработал основу для сравнения ценностей разных культур. В ходе своего исследования он определил шесть ключевых параметров ценностей (индивидуализм/коллективизм, дистанция власти, избегание неопределенности, мужественность/женственность, долгосрочная/краткосрочная ориентация и снисходительность/сдержанность), которые анализируют и интерпретируют ценности национальной культуры (Hofstede, 1980). ).
Ценностные измерения
Индивидуализм против коллективизма
Характерной категорией, часто используемой для характеристики и противопоставления культур, является индивидуализм против коллективизма. Индивидуализм против коллективизма закрепляют противоположные концы континуума, который описывает, как люди определяют себя и свои отношения с другими. Индивидуализм — это именно то, на что это похоже. Это относится к склонности людей заботиться о себе и своем ближайшем кругу семьи и друзей, возможно, за счет общества в целом. Культуры, обозначенные как индивидуалистические, рассматриваются как подчеркивающие право личности на самоопределение, а детей воспитывают так, чтобы они были напористыми и самобытными. В индивидуалистических культурах важнее всего самость или забота о своих личных целях. Каждый человек рассматривается как ответственный за свой собственный успех или неудачу в жизни. Инициация в одиночку, работа в одиночку, достижение в одиночку — не обязательно коллективные усилия — вот что вызывает аплодисменты. В индивидуалистических культурах конкуренция является топливом успеха. Соединенные Штаты называют самой индивидуалистичной страной. Люди из Соединенных Штатов твердо верят в независимость. Они считают себя отдельными личностями, распоряжающимися своей жизнью. В Декларации независимости говорится, что все люди — не группы, а отдельные люди — созданы равными. В Соединенных Штатах ценится и поощряется индивидуализм — от его политической структуры (права личности и демократия) до предпринимательского рвения (капитализм). Другие примеры культур с высоким уровнем индивидуализма включают общества Северной Европы и Австралию.
Напротив, коллективизм описывает общество, в котором тесно интегрированные отношения объединяют расширенные семьи и других в группы. Эти ин-группы пронизаны несомненной лояльностью и поддерживают друг друга. Когда человек или культура имеют коллективную ориентацию, они ставят потребности и интересы группы выше индивидуальных желаний или мотивов. Коллективистские культуры (рассматриваемые как распространенные в Африке, Азии, Латинской Америке и на Ближнем Востоке) подчеркивают групповую идентичность и конформизм, а дети должны быть послушными и уважительными.
Глядя на исследования Хофстеде и других исследователей индивидуализма и коллективизма, важно помнить, что ни одна культура не является исключительно той или иной. Опять же, думайте об этих качествах как о точках континуума, а не о фиксированных позициях. Индивидуумы и сокультуры могут демонстрировать отличия в индивидуализме/коллективизме от доминирующей культуры, и определенные контексты могут подчеркивать тот или иной аспект. Также помните, что изменить свою ориентацию может быть очень сложно, а взаимодействие с людьми с другой ценностной ориентацией может оказаться сложным. Например, в некоторых ваших классах профессор требует групповой проект как часть итоговой оценки? Как учащиеся реагируют на такое задание? По нашему опыту мы видим, что некоторым учащимся нравится и приносит пользу коллективный и совместный процесс, и они лучше учатся в такой среде. Эти студенты имеют более коллективистскую направленность. Другие студенты, как правило, большинство, сопротивляются таким заданиям, ссылаясь на такие причины, как «сложно согласовать расписание с четырьмя другими людьми» или «я не хочу, чтобы моя оценка зависела от чьей-то успеваемости». Эти высказывания отражают индивидуалистическую направленность.
Дистанция власти
Дистанция власти относится к тому, насколько открыто общество или культура принимает или не принимает различия между людьми, например, в иерархии на рабочем месте, в политике и т. д. Например, в культурах с большой дистанцией власти открыто признается, что босс «выше» и поэтому заслуживает более формального уважения и авторитета. Люди склонны принимать отношения рабства. Подчиненные ожидают, что им скажут, что делать, и не будут проявлять инициативу или высказывать свое мнение, если руководитель прямо не спросит их мнение. Вероятно, они с гораздо меньшей вероятностью оспорят решение, предложат альтернативу или внесут свой вклад. Возможно, они усвоили, что менее влиятельные люди должны принимать решения без комментариев, даже если у них есть опасения или они знают о серьезной проблеме. Статус, возраст и старшинство человека являются неотъемлемой частью социального уравнения. Примеры этих культур включают Южную Европу, Латинскую Америку и большую часть Азии. Например, в Японии или Мексике старший человек является почти фигурой отца и автоматически вызывает уважение и, как правило, безоговорочную лояльность.
На другом конце спектра находятся культуры с малой дистанцией власти , в которых начальство и подчиненные с большей вероятностью считают друг друга равными по силе. Это чувство равенства приводит к идее, что все люди имеют одинаковое положение или важность, и поэтому неформальность или отсутствие жесткого социального протокола являются обычным явлением. Это приводит к неформальности речи, одежды и манер, с которыми другим культурам может быть трудно договориться из-за их собственных убеждений, предположений и поведения. В Швеции, Норвегии и Израиле, например, соблюдение равенства является гарантией свободы. Как подчиненные, так и менеджеры часто имеют карт-бланш на то, чтобы высказать свое мнение. Другие страны, находящиеся на этом конце спектра, включают Австрию и Данию.
Безусловно, не все культуры относятся к власти одинаково. Исследования показывают, что Соединенные Штаты склоняются к малой дистанции власти, но находятся ближе к середине шкалы, чем Германия и Великобритания. В Соединенных Штатах существует культура поощрения участия в офисе при сохранении контроля в руках менеджера. Люди в культуре этого типа, как правило, относительно непринужденно относятся к статусу и социальному положению, но четко понимают, кто обладает властью. Что удивительно для многих людей, так это то, что такие страны, как Великобритания и Австралия, на самом деле занимают более низкое место в спектре дистанции власти, чем Соединенные Штаты.
Рисунок \(\PageIndex{1}\): карта, показывающая относительную дистанцию власти между странами мира что-то неожиданное, неизвестное или выходящее за рамки статус-кво. Люди, которые сильно избегают неопределенности , обычно предпочитают держаться подальше от конфликтов и соперничества. Они, как правило, ценят очень четкие инструкции. Они не любят двусмысленности. В офисе для выполнения задач используются четко определенные правила и ритуалы. Стабильность и то, что известно, предпочтительнее нестабильности и неизвестности. Культуры в арабском мире, например, сильно избегают неопределенности; они, как правило, сопротивляются изменениям и неохотно идут на риск. В то время как деловой переговорщик из США может с энтузиазмом согласиться опробовать новую процедуру, египетский коллега, скорее всего, откажется вмешиваться, пока не будут проработаны все детали.Культуры со слабым избеганием неопределенности, такие как США и Великобритания, демонстрируют большее принятие различных мыслей или идей и очень терпимы к неопределенности. Такие культуры, как правило, налагают меньше правил, двусмысленность более привычна, а среда более свободна. В образовательных учреждениях люди из стран с высоким уровнем избегания неопределенности ожидают, что их учителя будут экспертами, способными ответить на все вопросы. Люди из стран со слабым избеганием неопределенности не возражают, когда учитель говорит: «Я не знаю».
Мужественность и женственность
Этот индекс показывает, как общество относится к чертам, которые считаются мужскими или женскими. Каждый несет с собой набор культурных ожиданий и норм гендерного поведения и гендерных ролей на протяжении всей жизни. Традиционно воспринимаемые «мужские» ценности — напористость, материализм и меньшая забота о других. В культурах, ориентированных на мужчин , гендерные роли обычно четко определены. Мужчины, как правило, являются кормильцами, а женщины выполняют домашние обязанности. Мужчины, как правило, больше сосредоточены на производительности, амбициях и материальном успехе. Из них получаются жесткие и независимые личности, а женщины культивируют скромность и качество жизни. Культуры Японии и Латинской Америки являются примерами культур, ориентированных на мужчин.
Напротив, считается, что женские культуры подчеркивают «женские» ценности: заботу обо всех, акцент на качестве жизни и акцент на отношениях. В культурах, ориентированных на женщин , гендерные роли более подвижны. В таких обществах нередко видят женщин политическими и деловыми лидерами. Меньше препятствий для женщин, которые поступают в области STEM (наука, технология, инженерия и математика), и меньше стигмы для мужчин, которые являются отцами-домохозяйками или занимаются помогающими профессиями; эти занятия обычно считаются более женскими. Женские культуры обычно предлагают щедро оплачиваемое материнство и отпуск по уходу за ребенком, бесплатное медицинское обслуживание и бесплатный доступ к высшему образованию. Скандинавские культуры считаются женскими культурами, как и культуры Швейцарии и Новой Зеландии. Соединенные Штаты на самом деле более умеренны, и их оценка занимает среднее место между мужской и женской классификациями.
Долгосрочная и краткосрочная ориентация
Пятое измерение относится к тому, имеет ли культура долгосрочную или краткосрочную ориентацию. Это измерение было добавлено Хофстеде после первых четырех, о которых вы только что прочитали. Это привело к попытке понять разницу в мышлении между Востоком и Западом. Определенные значения связаны с каждой ориентацией. Долгосрочная ориентация ценит настойчивость, настойчивость и бережливость. Они очевидны в традиционных восточных культурах. Долгосрочная ориентация часто отмечена заказом на отношения в зависимости от возраста и статуса. Чувство стыда, как личное, так и за семью и общество, также наблюдается из поколения в поколение. То, что делает человек, отражается на семье и передается ближайшими и дальними членами семьи.
Краткосрочная ориентация ценит традиции только в рамках выполнения социальных обязательств или предоставления подарков или услуг. В то время как может быть уважение к традициям, есть также акцент на личном представлении и чести, отражении идентичности и целостности. Личная стабильность и последовательность также ценятся в культуре, ориентированной на краткосрочную перспективу, что способствует общему ощущению предсказуемости и знакомства. Эти культуры, скорее всего, будут сосредоточены на немедленном или краткосрочном воздействии проблемы. Неудивительно, что Великобритания и США считаются краткосрочной ориентацией.
Снисходительность и сдержанность
Это измерение относится к степени свободы, которую социальные нормы предоставляют гражданам в исполнении их человеческих желаний. Страны с высоким рейтингом снисходительности позволяют относительно бесплатно удовлетворять основные и естественные человеческие желания, связанные с наслаждением жизнью и развлечениями. Эти культуры, как правило, придают большее значение досугу и склонны действовать и тратить деньги так, как им заблагорассудится. Страны с рейтингом с низким уровнем снисходительности имеют строгие социальные нормы. Граждане чаще чувствуют себя бессильными, как будто их переживания определяются не их собственными действиями, а ситуациями, которые с ними случаются. Часто есть более заметные полицейские силы, и поддержание национального порядка является первоочередной задачей. Страны Восточной Европы, включая Россию, и некоторые азиатские страны имеют низкие рейтинги снисходительности, что указывает на сдержанную культуру. Часто в этих странах распространено мнение, что снисходительность — это что-то неправильное. В то время как большая часть Западной Европы попадает в медиану, большинство англо-западных стран, таких как Соединенные Штаты, имеют высокий рейтинг снисходительности.
Теория ценностной ориентации
Теория ценностной ориентации Клакхона-Стродтбека представляет собой одну из первых попыток разработать межкультурную теорию ценностей. Согласно Клакхону и Стродтбеку (1961), каждая культура сталкивается с одними и теми же основными потребностями выживания и должна отвечать на одни и те же универсальные вопросы. Именно из этой потребности возникают культурные ценности. Основные вопросы, с которыми сталкиваются люди во всем мире, делятся на пять категорий и отражают озабоченность по поводу: 1) человеческой природы, 2) отношений между людьми и миром природы, 3) времени, 4) человеческой деятельности и 5) социальных отношений. Клакхон и Стродтбек выдвинули гипотезу о трех возможных ответах или ориентациях на каждую из проблем.
Основные проблемы | Ориентации | ||
---|---|---|---|
Человеческая природа | Зло | Смешанный | Хорошо |
Отношение к миру природы | Управление | Гармония | Представление |
Время | Прошлое | Подарок | Будущее |
Деятельность | Быть | Становление | Делать |
Какова природа человека?
По словам Клакхона и Стродтбека, этот вопрос задают все общества, и обычно на него можно дать три разных ответа. Люди в некоторых обществах склонны верить, что люди по своей природе злы и что общество должно принимать решительные меры, чтобы сдерживать злые импульсы людей. С другой стороны, в других обществах люди с большей вероятностью будут считать людей хорошими и обладающими врожденной тенденцией к добру. Между этими двумя полюсами находятся общества, которые видят в людях потенциал быть либо добрыми, либо злыми в зависимости от окружающих их влияний. Общества также расходятся во мнениях относительно того, неизменна ли человеческая природа (9).0285 неизменяемый ) или изменяемый ( изменяемый ).
Каковы отношения между людьми и миром природы?
Некоторые общества считают природу могущественной силой, перед лицом которой люди беспомощны. Мы могли бы описать это как «природа над людьми». Другие общества более склонны полагать, что с помощью интеллекта и применения технологий люди могут контролировать природу. Другими словами, они придерживаются позиции «человек важнее природы». Между этими двумя крайностями находятся общества, которые считают, что люди мудры, стремясь жить в «гармонии с природой».
Как лучше всего думать о времени?
Некоторые общества уходят своими корнями в прошлое, считая, что люди должны учиться у истории и стремиться сохранить традиции прошлого. Другие общества придают большее значение тому, что происходит здесь и сейчас, полагая, что люди должны полностью жить настоящим. Кроме того, есть общества, которые больше всего ценят будущее, полагая, что люди всегда должны откладывать сиюминутное удовлетворение, планируя и усердно работая над созданием лучшего будущего.
Каков правильный образ жизни человека?
В некоторых обществах наиболее ценимой ориентацией является «бытие». Стремление к великим вещам не является необходимым или важным. В других обществах больше всего ценится «становление». Жизнь рассматривается как процесс непрерывного развертывания. Наша цель на земле, могли бы сказать люди, состоит в том, чтобы стать полностью людьми. Наконец, есть общества, в первую очередь ориентированные на «делание». В таких обществах люди, скорее всего, будут думать о неактивной жизни как о потраченной впустую жизни. Люди чаще высказывают мнение, что мы здесь для того, чтобы усердно работать и что человеческая ценность измеряется суммой достижений.
Как заметил Хилл (2002), Клакхон и Стродтбек не считали теорию завершенной. На самом деле изначально они предложили шестую ценностную ориентацию — Пространство: здесь, там или далеко, которую в то время не могли толком понять, как исследовать. Сегодня концепция Клакхона и Стродтбека — лишь одна из многих попыток изучения общечеловеческих ценностей.
Критика анализа культурных ценностей
Хотя такие различия могут быть полезны при описании общих культурных традиций и моделей поведения, они проблематичны применительно к отдельным лицам. Индивидуальная идентичность в современном мире, как правило, сложна, построена из множества источников. Люди могут принадлежать к этнической группе, чье мировоззрение, ценности и поведение сильно отличаются от тех, которые представлены в основной культуре. Политические границы не определяют, кто мы есть. В этом отношении можно рассмотреть группы, выходящие за политические границы, такие как курды, цыгане или баски. На самом деле, в современном мире согласованность национальных государств становится все более зыбкой, учитывая изменение демографии, массовую иммиграцию и рост социальных сетей.
Рисунок \(\PageIndex{2}\): Представители меньшинства И в КитаеСовременные исследователи межкультурной коммуникации призывают к осторожности при использовании этих категорий, поскольку они имеют тенденцию «представлять индивидуальное поведение людей как полностью определенное и ограниченное культурой в которыми они живут, так что стереотип становится сущностью того, кто они есть» (Холлидей, 2010, стр. 4). Такие критики, как Холлидей, описывают использование категорий Хофстеде как эссенциализм , то есть предполагают, что люди и вещи обладают «естественными» характеристиками, присущими им и неизменными. Это может привести к определению сущности людей с точки зрения их национального происхождения. Если кто-то из Мексики (культура, определяемая как большая дистанция власти), например, эссенциалистский взгляд будет состоять в том, чтобы предположить, что человек будет подчиняться боссу и никогда не подвергать сомнению решения, независимо от контекста. Неотъемлемой частью такого предположения является то, что люди неспособны адаптироваться к чужим нормам поведения. Срок редукционизм используется аналогичным образом, имея в виду тенденцию объяснять объект, сводя его к другому, обычно более простому, уровню. При работе с людьми это означает, что идентичности сводятся к заранее определенному набору характеристик, связанных с этническими или культурными стереотипами. Определение индивидуальных особенностей через ассоциации с национальными культурами отрицает свободную волю человека. Он предполагает, что мы не развиваем уникальные индивидуальные личности по мере нашего роста. Многие люди, живущие в «женственно-ориентированных» культурах, амбициозны и ориентированы на материальный успех. Предприниматели (и другие) в Китае (культура «сильного избегания неопределенности») часто идут на риск, чтобы сделать свой бизнес успешным. Независимо от того, в какой культуре мы живем, мы, вероятно, все можем указать на людей в нашей культуре, которые имеют характеристики «индивидуализма», и на других, которые склонны к «коллективизму».
Холлидей и другие отметили, что большинство культурных категорий, используемых в межкультурной коммуникации, были созданы с западной точки зрения и имеют тенденцию соответствующим образом искажать ценности, присвоенные различным ярлыкам (Holliday, 1999; Piller, 2017). Индивидуализм, например, рассматривается как положительный по своей сути, с приписываемыми ему качествами, которые ценятся в западных культурах, а именно инициативой, напористостью и амбициями. Точно так же культуры с большой дистанцией власти считаются недемократическими и, следовательно, низшими, а культуры с высоким уровнем избегания неопределенности считаются неблагоприятными для принятия рисков и, следовательно, негостеприимными для творчества и личной инициативы. Холлидей подчеркивает важность предоставления другим культурам возможности самоопределяться, выступая за децентрированный перспективный. Следует помнить об общепринятых культурных описаниях, но при встрече с кем-то отбрасывать их в сторону, насколько это возможно, и сосредотачиваться на другом как на личности, чья идентичность может быть весьма сложной, вытекающей из множества влияний. Он подчеркивает «вынесение за скобки» культурных стереотипов, удаление 90 405 априорных 90 406 предположений, чтобы иметь возможность судить о других индивидуально. Конечно, это требует, с одной стороны, осознания собственных предубеждений. С другой стороны, это противоречит основной человеческой тенденции помещать неизвестное в знакомые категории.
Авторы и авторство
Межкультурная коммуникация для муниципального колледжа , Карен Крамри-Фулкс. Предоставлено LibreTexts. Лицензия: CC-BY-NC-SA
Язык и культура в контексте: Учебник по межкультурной коммуникации , Роберт Годвин-Джонс.