14. Принцип системности в психологии.
СИСТЕМНОСТИ ПРИНЦИП (в психологии) (от греч. systema — составленное из частей, соединение) — методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре; представляет собой применение к частной области общенаучного С. п. Идеи С. п. по-своему разработали представителигештальт-психологии(см.Гештальт). Представителипсихоанализасвязывали С. п. с анализом аффективных процессов: они рассматривали в качестве основного фактора человеческой психики так называемый “комплекс”. В связи с идеей развития С. п. реализован в операциональной концепции интеллектаЖ.Пиаже(см.Женевская школа генетической психологии). Внеофрейдизме, а также в символическоминтеракционизмесистема социального, знаково-опосредствованного взаимодействия, со своей структурой, трактуется как первичная и определяющая по отношению кпсихикеиндивида. Советские философы и психологи (В.П.Кузьмин,Б.Ф.Ломов, Э.Г.Юдин и др.), исходя из марксистской методологии, рассматривают психологические системы как целенаправленные, социально обусловленные. В процессе индивидуального развития они проходят последовательные этапы усложнения, дифференциации, трансформации своей структуры. Единым генетическим основанием, из которого развертываются психологические системы, является совместная (социальная) предметная человеческая деятельность, включающая процессыобщения.
Принцип системности (в психологии) — необходимость из великого множества явлений выделить и обособить специфическую категорию закономерно взаимосвязанных объектов, приобретающих значение и характер системных.
Внутреннее строение этих объектов описывается в таких понятиях, как элемент, связь, структура, функция, организация, управление, саморегуляция, стабильность, развитие, открытость, активность, среда и др.
Системный подход как методологический регулятив не был «изобретен» философами. Он направлял исследовательскую практику (включая лабораторную, экспериментальную работу) реально, прежде чем был теоретически осмыслен На рубеже XX и XXI вв. была разработана одна из таких логически выстроенных систем — категориальная система психологии (А.В. Петровский, В.А. Петровский, 2001), характеризующая структуру психосферы. Ее системообразующим признаком выступают взаимопереходы психологических категорий «по вертикали» от сущности к явлению, которое выступает как сущность для новых феноменов. Все эти переходы подчинены реализации идеи «восхождения от абстрактного к конкретному», характеризуют встречные детерминации биологического и культурно-исторического фактора, моделируют в единой схеме фило-, онто- и социогенез, образуют закономерную связь психологических категорий.
15. Корреляционное исследование – это один из методов социальной психологии, предназначенный для оценки взаимоотношений между двумя и более факторами, которые называются «переменными» и не контролируются исследователем. Корреляционное исследование направлено на установление изменения одной переменной при изменении другой.
Данное исследование обычно проводится в обстановке естественной среды (в «поле» – полевые исследования).
Корреляционное исследование дает информацию о направлении и силе взаимосвязи между двумя переменными.
Направление взаимосвязи – это характеристика взаимосвязи, говорящая о том в какую сторону произойдет изменение одной из переменных при изменении другой.
Виды направления взаимосвязи:
studfiles.net
Тема 3.4. Системный подход в психологии
Системный подход в науке получил широкое распространение начиная с 50—60-х гг. XX в. В его основе были различные общеметодологические теории и схемы, прежде всего уже упоминавшиеся общая теория систем и кибернетика. Сложилось такое положение, что под лозунгами системного подхода выступали представители различных специальностей, при этом их представления о системном подходе основывались на различных теоретических взглядах, и общего между их версиями системного подхода было довольно мало.
В психологии принцип системности заключается в подходе к изучению психических явлений, при котором они рассматриваются как система, несводимая к сумме своих элементов и обладающая структурной организацией. Благодаря структурной организации свойства каждого элемента определяются его местом в структуре.
Важнейший постулат принципа системности в психологии гласит, что все психические процессы организованы в многоуровневую систему, элементы которой приобретают новые свойства, задаваемые ее целостностью.
Системный анализ — это выделение составляющих систему элементов и структурно-функциональных связей (причем не сводимых к каузальным), обоснования ее уровней и системообразующих факторов, единства организации и функций, стабильности и управления.
Принцип системности (системного строения психического явления) — принцип, требующий анализировать каждый элемент психики в тесной связи с ее функционированием в целом.
Он предполагает, что психические явления возникают только как результат единых, взаимосвязанных процессов целостно работающего организма, обладающего нервной системой и осуществляющего внешнее поведение. Психику нельзя «слепить» из ощущений, восприятия, памяти и прочих процессов. Психическое представляет собой систему взаимодействующих компонентов ее структуры.
Развитие принципа системности имеет свою историю.
Зарождение системного подхода происходило в трудах Аристотеля. Организм как система, душа, как выражение специфики человеческой формы организма, зачатки концепции гомеостаза, целесообразность как проявления целевой причины, а также принципа активности как движения в сторону и формы, и цели. Душа и тело в концепции Аристотеля не могут быть разъединены как сущности. Душа — системообразующий принцип жизни тела.
Машина как образ системности.
В XVII веке с появлением новой картины мира, покончившей с прежними аристотелевскими «формами» и «сущностями», представившей все зримое мироздание движущимся по законам механики, зарождается новый тип системного объяснения организма и его психических проявлений – восприятия, памяти, аффекта, движения. Образцом такого объяснения стала модель Декарта, в которой организм был представлен как машинообразно работающее устройство.
Система «организм – среда».
Новую эпоху в биологии и психологии открыл переход к особой системе, интегрирующей организм и среду, трактующей их взаимоотношение как целостность, но отличную от физико-химической, энергетической и молекулярной целостности.
У Дарвина принцип определяющей роли среды сочетался с идеей борьбы живых существ за выживание в этой среде.
Кольцевая регуляция работы системы организма. Совершенно уникальным в сеченовской концепции «кольцевого управления поведением» являлось положение о характере информации, посылаемой мышцами в головной мозг, откуда идут «обратно» команды на периферию организма к этим же самым мышцам. Тем самым взамен «круга между мозгом и мышцей», то есть модели, ограничивающей самоорганизацию замкнутой системы организма, вырисовался иной «круг». Это был большой «круг», реализующий системное отношение «организм – среда», в котором мышцы выполняли функцию посредника органа познания среды, несущего информацию о ней, а не о собственном состоянии. В итоге отношение «организм – среда» оборачивалось в сеченовской интерпретации отношением «организм – выстраиваемый им сенсомоторный образ среды – сама среда как независимая от организма и его действий реальность». Вводя среднее звено, Сеченов переходил от биологии к психологии, видя в ее явлениях непременный фактор жизни на уровне системно организованного поведения.
Психическая регуляция поведения. И.М. Сеченов создал первую теоретическую схему психологической системы (имеющей два плана: внешний, в виде объективно данной сенсомоторной деятельности организма, и внутренний как интериоризованный, но при этом и преобразованный «дубликат» этой деятельности). Одной из уникальных особенностей сеченовского представления о психологической системе являлось преодоление ее автором веками царившей над умами расщепленности явлений, относившихся к несовместимым порядкам бытия – телесному и психическому, мозгу и душе. По существу все новаторские сеченовские понятия являлись «гибридными». Понятие о мышечном фрагменте рефлекса обрело ипостась сенсомоторного действия, способного при непременном сочетании с другими совершать полноценные интеллектуальные операции.
Гештальтизм. Гештальтисты выдвинули идею первичности психических целых, начиная от наипростейших сенсорных данных. Декларировалось, что даже на этом уровне, исходном для всего развития «ткани» сознания, она состоит не из разрозненных «нитей», а из целостностей. Поэтому нет необходимости делить психические операции на элементарные и высшие, приписывая последним особую комбинаторную силу. На всех уровнях нет ничего, кроме гештальтов.
В психоанализе системность была заключена в соотношении работы сознания и бессознательного, с имманентной причинностью, которая наружу проступает скорее в нарушениях регулятивной функции целостной структуры личности.
Системность в исследованиях Ж.Пиаже. Исходным для него служил принцип функционального равновесия, к которому тяготеют отношения между организмом и средой. Чтобы реализовать его применительно к психологии, следует, по мнению ученого, внедрить в эту науку новую биологическую парадигму, согласно которой все процессы в организме имеют адаптивную природу. Адаптация же означает не что иное, как равновесие, достигаемое взаимодействием двух факторов: ассимиляции и аккомодации. Ассимиляция – это усвоение организмом данного материала. Аккомодация – приспособление к ситуации, требующее от организма определенных форм активности.
Системный подход в отечественной психологии имеет давнюю историю и начинается со сформулированного Л.С. Выготским положения о системном строении высших психических функций. В дальнейшем этот принцип использовался в отечественной психологии неоднократно, например в работах А. Р. Лурии «в виде представлений о системно-динамической организации психических процессов. В практической психологии, в том числе отечественной, системный подход широко распространился в семейной психотерапии (М Боуэн, С. Минухин, А.Я. Варга, А.С. Спиваковская, А.В. Черников и др.).
Возникновение системного подхода в отечественной психологии некоторые авторы связывают с именем Б.Ф. Ломова (1927—1989) — видного отечественного психолога, организатора и первого директора Института психологии АН СССР (ныне — ИП РАН). Не следует забывать, что системный подход в отечественной психологии был намечен намного раньше в работах Л.С. Выготского и А.Р. Лурии. Что касается работ самого Б.Ф. Ломова, то один из методологических принципов, предложенных им, заключается в необходимости изучения объектов психологической науки как систем и анализе объектов на трех уровнях — макро-, мезо- и микроуровне. Очевидно, что этот принцип имеет предельно общий характер и нуждается в конкретизации.
studfiles.net
Принцип системности в психологии. — КиберПедия
ОТВЕТ:Системности принцип (в психологии) (от греч. systema — составленное из частей, соединение) — методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре. В психологии существует несколько методологических принципов, оказывающих большое влияние на задачи, решаемые ею, и на способы изучения духовной жизни людей. Важнейшими из них являются принципы
· Развития.
· Детерминизма
· Системности
Принцип развития – психика постоянно изменяется, развивается, поэтому наиболее адекватным способом ее изучения является исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий.
Принцип детерминизма подразумевает, что все психические явления связаны по закону причинно-следственных отношений, т. е. все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие.
Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства.
Первые исследователи тех связей, которые существуют между психическими явлениями, рассматривали психику как сенсорную мозаику, которая состоит из нескольких элементов — ощущений, представлений и чувств. По определенным законам, прежде всего по законам ассоциаций, эти элементы связываются между собой. Такой вид связи назвали элементаризмом.
Функциональный подход, в котором психику представляли как набор отдельных функций, направленных на реализацию различных психических актов и процессов (зрения, обучения и т.д.), появился в связи с теорией эволюции. Биологические исследования показали, что существует связь морфологии и функции, в том числе и психической функции. Таким образом было доказано, что психические процессы (память, восприятие и др.) и акты поведения могут быть представлены как функциональные блоки. В зависимости от вида детерминации эти блоки действуют по законам механики (как отдельные части сложной машины) или по законам биологической адаптации, связывая в единое целое организм и среду. Однако принцип детерминации не объяснял, каким образом при дефекте какой-то функции происходит ее компенсация, т. е. каким образом недостатки в работе одних отделов могут компенсироваться нормальной работой других (например, плохой слух — развитием тактильных или вибрационных ощущений).
Именно это и объясняет принцип системности, который представляет психику как сложную систему, отдельные блоки (функции) которой связаны между собой. Таким образом, системность психики предполагает ее активность, так как только в этом случае возможна и саморегуляция, и компенсация, присущие психическому даже на низших уровнях развития психики. Системность в понимании психики не противоречит осознанию ее целостности, идее «холизма», так как каждая психическая система (прежде всего, естественно, психика человека) является уникальной и цельной.
Идеи принципа системности по-своему разработали представители гештальтпсихологии и психоанализа.
Представители психоанализа связывали принципа системности с анализом аффективных процессов, рассматривая в качестве основного фактора человеческой психики так называемый «кoмплeкс».
В связи с идеей развития принцип системности реализован в операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже.
В неофрейдизме, а также в символическом интеракционизме система социального, знаково опосредствованного взаимодействия, со своей структурой, трактуется как первичная и определяющая по отношению к психике индивида.
Отечественные философы и психологи рассматривают психологические системы как целенаправленные, социально обусловленные. В процессе индивидуального развития они проходят последовательные этапы усложнения, дифференциации, трансформации своей структуры. Единым генетическим основанием, из которого развертываются психологические системы, является совместная (социальная) предметная человеческая деятельность, включающая процессы общения.
Стратегические ориентиры развития системного подхода в психологии на сегодняшний день:
· построение на основе принципа системности предмета психологической науки
· разработка системного метода познания психических явлений, или «овеществление» подхода в методе системной детерминации психических явлений и поведения
Строго говоря, изучение интегральных образований психики (либо их производных), например, поведенческий акт (П.К. Анохин), гештальт (К. Коффка), психологическая система (Л.С. Выготский), интеллект (Ж. Пиаже), познавательная сфера (Д. Норман), перцептивный цикл (У. Найссер) и др. Особенность текущего этапа состоит в том, что наряду с организацией (структурой, уровнями) и функционированием целостных образований на передний план выдвигается изучение их становления и развития. Доминирующим оказывается генетическое направление системного подхода. В качестве ключевых рассматриваются вопросы механизмов порождения целостностей, соотношения стадий и уровней развития, его видов, критериев, взаимоотношений актуального и потенциального в психическом развитии и т.п.
Сложившийся арсенал системных технологий психологической науки и практики пока еще очень скромен, а его развитие представляет непростую исследовательскую задачу. Главная трудность состоит в том, чтобы изучать то или иное явление, не теряя, не обрубая, а учитывая его системные (интегральные) качества, связи с другими явлениями жизни и деятельности субъекта, целостный характер их развертывания во времени, разноуровневость организации (Ломов Б.Ф 1990).
cyberpedia.su
Что значит принцип системности и какую роль он сыграл в психологии
Систематизация была придумана философами как методологический принцип. Его использовали на практике во время исследований задолго до того, как он был осмыслен и изучен в теоретическом плане.
Ученые и естествоиспытатели определяли системный подход как рабочий принцип науки, благодаря которому есть шанс обнаружить феномены, сделать важнейшие открытия. В разных науках принцип системности развивался по-разному.
Непоколебимая истина системного подхода в психологической научной области заключается в том, что все психические явления организовывают особую иерархическую систему, состоящую из элементов, которые получают новые свойства относительно ее целостности.
Развитие знаний о психике человека и его поведении повлияли на представление о системной природе психических процессов. В рамках взаимосвязанных событий материального мира психические процессы образуют функциональный организм.
Благодаря ему живые существа, в том числе и человек, способен гибко мыслить, быстро ориентироваться, общаться и действовать в постоянно изменяющемся мире.
Несистемные теории
Такой системный объект как психическая организация абсолютно независим и живет сам по себе.
В течение многих веков развития научного знания появлялись различные объекты теоретического багажа и концепты, которые объясняли строение этой организации, структурные части, из которых она состоит, их связность и координацию.
Цель научной мысли заключается в том, чтобы выстроить это знание по цепочке определенной логики, сложить из всех его частей целостную картину, которая удовлетворяла бы сам принцип системности.
Не каждый концепт способен на такое. Чтобы понять специфику научных знаний, принадлежащих к принципу системности, для начала стоит разобрать несистемные теории.
Существует несколько несистемных теорий
Существует несколько основных таких предшествующих системности теорий:
- Холизм. Фактор целостности для холизма – это что-то первичное, начало начал. Такую целостность в психологии представляли, затрагивая темы души и личности. Принцип данной теории заключается в том, что вне целостности пропадает и сама сущность. Душа, личность, сознание – ничто иное как системные целостности. Система научных знаний развивалась путем проведения анализов области явлений этих понятий, уровней организации и т.п.. Ложные версии о первоначалах таким образом постепенно разрушались.
- Элементаризм. По данной теории система состоит из определенных элементов. Во время взаимодействия между собой они наделяются новыми качествами и свойствами как части целого и теряют их, когда распадаются. Сущности этих элементов не измеряются целым. Элементаризм не интересует цельность системы. Каждый компонент системы по этой теории несистемности является самодостаточной величиной.
- Эклектизм. Эта несистемная теория сочетает в себе абсолютно несовместимые друг с другом идеи, положения и заменяет одни логические основания другими. Научные деятели во время своих исследований неравномерно собирают все больше фактической информации о личности, организме, индивиде и т.д.. В каждом исследовании выдвигаются свои результаты изучения непознанного. Таким образом возникла потребность собрать вместе все эти знания о параметрах объектов, которые сами по себе являются самодостаточным целым. Человек, например, – объект, который также является целостностью. Эклектизм зародила именно эта потребность в объяснении сути целостности при недостатке методологических средств.
- Редукционизм. В переводе с латинского означает отодвигание назад. Принцип данной несистемной теории заключается в том, что он сводит или сложные процессы и явления к простым, или целое к частям. Такое сведение и упрощение негативно влияет на системное объяснение целостности и сводит его на нет.
- Внешний методологизм. Методологию можно сравнить со скелетом внутри живого организма. Простейшие живые организмы носят свой скелет снаружи как устрица или улитка. Если его отделить, останется только малодифференцированная мякоть. Скелет внутри себя носят развитые животные и делают его опорой, влияя на каждое свое движение. Таким образом, высший методологизм, как скелет в организме, управляет каждым элементом научного знания, каждым мыслительным процессом и добыванием фактов.
Разобрав по полочкам все несистемные теории, далее будет проще проследить развитие концепций, повлиявших на развитие принципа системности и прогресс знания о психологии человека.
Как в психологии зародился принцип системности
Великие ученые, Бернар и Дарвин, вели поиски прямой зависимости ощущений человека от нервных клеток и волокон. Эти поиски были вполне успешны.
Ученые называли человека самоуправляемой машиной
В то же время Гельмгольц разрабатывал теорию цветного зрения и физиологической оптики.
Он, несмотря на свои прошлые утверждения о целостных образах внешних объектов, значительно изменил свое мнение в отношении к этим психическим феноменам.
В связи с этим немецкий физик, психолог и физиолог Гельмгольц выдвинул смелую гипотезу, которая впоследствии получила экспериментальное подтверждение.
Ее смысл заключался в строении целостным сенсомоторным механизмом целостного психического организма. При том, что строится такой организм благодаря бессознательным умозаключениям. Это был важнейший толчок развития и утверждения принципа системности в психологии.
Знаменитый русский ученый – Иван Петрович Павлов, говоря о человеке как о системе, утверждал, что человек – это, конечно, система или, говоря грубее, машина, единственная по высочайшему саморегулированию, находящаяся в горизонте научного видения.
Метафора «машина» была очень популярна в период развития и триумфа механики. Еще с давних времен образ машины использовали для обозначения автоматизма работы системы.
Тем не менее до Сеченова Ивана Михайловича, знаменитого русского приборостроителя, медика и биолога, образ машины вызывал иные ассоциации, связанные не с механизмом, а с человеком, который приводил его в действие.
Говоря о «машинности мозга», Сеченов преследовал принцип саморегуляции. Этого же принципа придерживался и Павлов. Под образом машины они имели в виду устройство, которое оснащено сигналами.
Теории о том, что эти сигналы передают данные и информацию об устройстве, меняющие поведение системы и различающие свойства среды, в которой оно работает, подготовили почву для совершенно новых идей и концептов.
Именно эти идеи в дальнейшем и привели к разработкам информационных машин.
Системный подход в области психоанализа
Понятие «либидо», имеющее инстинктивную сексуальную природу, со временем было принято учеными за первичный психический процесс в классическом психоанализе.
Затем зародился концепт о защитных механизмах человеческой психики. Именно благодаря им здоровая личность может выживать в социальном мире без ущерба психическому состоянию.
Существовавшая в то время концепция о динамике нервных процессов торможения и возбуждения, базирующаяся на саморегуляции поведения человека, внезапно стала затрагивать другую сферу.
Ее трактовали на языке постоянного конфликта между биологическими силами, характеризующимися неукротимой сексуальностью, и социальными, заложенными с детства в отношениях с семьей.
Со временем эта идея стала основой для схемы строения психического аппарата человека, который состоит из трех конфликтующих между собой блоков: Оно – Я – Сверх-Я. Создал ту схему никто иной как Фрейд. Так и обстояли дела с системностью в психологии на то время.
Для чего обращаются к принципу системности
Перечислим несколько основных причин обращения ученых к данному принципу:
- интеграция разнородных психологических знаний. Перед учеными часто встает вопрос о том, на какой основе и как объединить подходы к различным психическим явлениям. Решение вопроса об интеграции тесно связано с разработкой проблем, таких как представление психологического знания в роли многомерного развивающегося целого и его организация;
- потребность в лучшем понимании изучаемой реальности. Для удовлетворения этой потребности психологи ставят перед собой вопросы о том, можно ли представить психическое явление в виде системы, какие качества и свойства характеризуют такие системы, связаны ли они между собой и тому подобное;
Системность помогает бороться с разобщенностью в науке
- теоретическая и методологическая разобщенность исследований в области психологии. Слишком большое количество разнообразных подходов к исследованию психики влияет на проблему предмета и метода психологии. Из-за этого возникает проблема ее существования как единой науки;
- потребность в спецификации. Это классификация или перечень специфических особенностей чего-либо, в данном случае: системного подхода в психологии, тенденций его развития, анализа его видов, форм реализации и тому подобное. Такая работа очень важна для того, чтобы психологи могли со всей серьезностью подходить к обсуждению перспектив системного подхода, а также пониманию неоднозначности их отношений к нему.
Историю психологической науки можно трактовать как историю поисков альтернативных вариантов асистемной концепции, связанной с природой психики и поведением человека.
Осуществление принципа системности в психологии
Как психологи реализовывают системный подход в своей отрасли? Давайте разберем несколько путей его реализации:
- психологи рассматривают психические явления в качестве многомерных. Для таких явлений абстракция, которая реализуется их последовательным рассмотрением с какой-то одной стороны, не избавляет от возможности рассматривать психические явления и с других сторон;
- рассмотрение психических явлений в нескольких аспектах. Сюда относят микроанализ и макроанализ, характеристика явления как части родовидовой структуры и качественной единицы системы;
- психические явления рассматриваются учеными как иерархическая и многоуровневая система. Первостепенно важным условием грамотной саморегуляции системы является соподчиненность уровней, их автономия;
- в системе психических явлений универсальной формы детерминации не существует. В большинстве случаев она рассматривается учеными в разных вариациях: биологическая и социологическая детерминация, казуальный и неказуальный типы связей и т.п.;
- построение пирамиды множественности отношений, в которых человек существует. Это построение влечет за собой разнопорядковость и кооперацию с другими научными знаниями;
- осуществление принципа развития. Он влияет на разрешение противоречий между системами и подсистемами, условиями и причинами и другое.
В ученых кругах существуют расхождения на тему реализации данного системного подхода в психологии. Ведутся споры и однозначного ответа пока еще никто не смог дать.
Принцип системности сыграл огромную роль в развитии не только психологии, но и биологии, психоанализе, нейропсихологии и даже медицине.
Саму по себе системность можно назвать принципом научного знания, который настаивает на исследовании различных явлений в зависимости от их внутреннего целого.
Известный афоризм «целое больше своих частей» долгое время вызывал массу вопросов не только философского характера, но и конкретно-научного.
Ответы на такие вопросы сподвигают выяснить, какие критерии способствуют из огромного множества явлений обособлению категорий объектов, обладающих системным характером.
В этом видео вы узнаете о системном подходе в бизнесе:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
vyuchit.work
5. Дополнительный материал. Системный подход. Системный подход – направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. Принципы системного подхода нашли применение в биологии, экологии, психологии, кибернетике, технике, экономике, управлении и др. Системный подход в психологии и теории личности является попыткой применения общей теории систем к описанию сложных психических явлений и взаимодействий. Он обещает внести определенный порядок в большом объеме накопленной, но недостаточно систематизированной психологической информации, решить ряд конкретных задач, связанных с целостным представлением психики и личности человека. Большое влияние на распространение системного подхода в психологии личности оказала теория функциональных систем П.К.Анохина, на основании которой стало возможным воссоздание психофизиологической системы организма. Системный подход в теории личности является развитием или вариантом структурного подхода. Прогресс при этом заключается в достижении более высокого уровня органичности в описании личностных образований, а также в преодолении обособленности психологической структуры личности от социального окружения. Эта тенденция проявилась в исследованиях Г.Оллпорта, который стремился к системному подходу, понимая сложность личности.
Согласно его видению, личность всегда включена во внешнюю – социальную – систему, представляя собой внутреннюю систему, которая должна справиться с внешней. Данный подход (принцип) является признанием того, что всякое сложное явление представляет собой систему, состоящую из взаимодействующих частей, каждая из которых имеет свои собственные функции или задачи, обусловленные фактором целостности. Системный подход направлен на представление личности в виде интегрированного целого. Для этого необходимо рассмотрение множества сложных взаимодействий между функциональными элементами личности – познавательная задача, работа над которой позволяет почувствовать ограниченность возможностей человеческого мозга.
Идея системного подхода состоит в том, чтобы представить изучаемое явление в виде системы, то есть такого целостного образования, отдельные звенья которого пронизывают своими влияниями друг друга настолько глубоко, что перестают быть просто «частями» целого и становятся носителями свойств всей системы. Наиболее очевидно системный принцип строения целого наблюдается у живых организмов с их системами функционирования и жизнеобеспечения. Нервная система, волокна которой связывают в единое целое даже самые отдаленные участки тела, ни пространственно, ни функционально не является частью тела хотя бы потому, что ее нельзя отделить от других структур организма. Подобным образом когнитивная система личности, включая все функции информационного обеспечения жизни и деятельности, неотделима от «некогнитивных» механизмов психики – эмоциональных, мотивационных, психомоторных. Представление о системной природе психики исходит из здравого смысла. Эффективная жизнь и деятельность человека предполагают по крайней мере два условия.
Встроенность личности во внешнюю социальную среду должна быть личностной, а отношения, связывающие одного человека с другими, — межличностными в полном смысле этого слова. Значит, внешняя система человека является системой межличностных отношений. Таким образом, системный подход к изучению личности можно определить как признание того, что личность представляет собой динамическую психологическую систему, интегрированное целое, образуемое взаимодействием свойств, являющихся специфическими личностными «органами», реализующими функции внутренней регуляции и внешнего обмена с социальной и предметной средой. Человек входит в множество систем – физических, биологических, социальных. Когда говорят, что человек – существо физическое (биологическое, разумное, социальное, нравственное и т.д.), то подразумевают соответствующую систему, звеном которой он и является. Попытка дать психологическую характеристику человека без указания системы, к которой он принадлежит, лишена смысла.
Следовательно, системный подход несет с собой специфический способ определения свойств личности. Взаимодействуя с элементами разных систем, человек проявляет или приобретает различные качества. Эти свойства раскрываются как системные. Значит, при их исследовании выходят за пределы индивида и рассматривают его как элемент системы – общества. Личностные свойства конкретизируют социальность индивида, его социальное поведение (Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: 1984. – С.293). Аналогичным образом могут быть рассмотрены качества человека в системах разных биологических популяций. В системе биологического вида Homo sapiens человек выступает как «индивид», целостное генотипическое образование, которое в ходе индивидуальной жизни реализует историю своего вида.
, то есть комплексом естественных наук, изучающих историю развития человека, и получают соответствующие названия – биологические, генетические и т.п. Человек как «элемент» в системе общества становится носителем совокупности социальных системных качеств, которые порождаются в ходе его жизни и деятельности в обществе. Системное качество специфично тем, что оно не принадлежит объекту как таковому, а обнаруживается в нем только в той или иной общественной системе. Социальные системные качества отличаются от природных тем, что вне общества теряют свой смысл. Огромный пласт черт и качеств личности – альтруизм, нравственность, политическая активность, справедливость, родительский «инстинкт», «чувство национальной гордости» и множество других аналогичных, нужны человеку только для жизни в общественной, межличностной среде.
Правда, это утверждение не означает, что социальные системные качества не имеют под собой биологической, нейрофизиологической основы, соответствующих задатков и механизмов функционирования и развития. Без этих задатков процесс социализации индивида был бы невозможен, что подтверждается трагическими «экспериментами» природы и негативными биологическими последствиями экологических и техногенных катастроф современности. Не только человек, но и все объекты его мира приобретают системные социальные качества просто потому, что служат человеку и никому, кроме него, не нужны. Эти объекты являются носителями функциональных системных качеств. Стоит вырвать любой из этих природных объектов из системы общества, и он теряет свои социальные системные качества. К числу главных свойств человека, обеспечивающих его участие в социальных системах и которые играют роль системообразующего фактора, следует отнести «триаду» А.Адлера, то есть способность человека решить «три главных вопроса: вопрос жизни в обществе, вопрос деятельности и вопрос любви и брака».
Существование человека одновременно в различных социальных подсистемах, обладающих порой взаимоисключающими ценностями и целями, является условием развития самосознания личности. Включенность в разные социальные группы способствует формированию социальной зрелости, неотъемлемой стороной которой является самостоятельность личности. «Социальные ожидания одних групп, административные предписания других создают предпосылки для возникновения в личности многих «Я», спорящих друг с другом». В этой связи любопытно обратиться к идеям середины XIX века. Тогда К.Д.Кавелин объяснял медленное развитие «начала личности» в русско-славянских племенах слабой дифференцированностью общественной жизни. «Семейственный быт и отношения не могли воспитать в русском славянине чувство особности, сосредоточенности, которое заставляет человека проводить резкую черту между собою и другими и всегда и во всем отличать себя от других. Начало личности у них не существовало». Экспериментальные работы, выполненные под руководством Б.Г. Ананьева, позволили вскрыть системные механизмы становления некоторых свойств личности, которые заключаются в многократном опосредовании социальными свойствами личности индивидуальных свойств (например, подвижность или инертность, тип метаболизма и т.д.).
Обобщая полученные результаты, Б.Г. Ананьев писал: «В любом из факторов, определяющих структуру личности, обнаруживаются корреляционные плеяды, сложно ветвящиеся цепи связей между отношениями и свойствами личности, интеллектуальными и другими психическими функциями, соматическими и нейродинамическими особенностями человека. Иначе говоря, целостный человек как социальное и психофизическое единство выступает в любом из параметров, характеризующих структуру личности». Таким образом, в психологической теории давно уже предпринимаются попытки определения личности как системы (отношений к миру, социальных ролей, диспозиций, установок и т.д. как способов включения в социум).
), в том числе в коллектив (концепция деятельностного опосредования межличностных отношений А.В.Петровского), и личностных «вкладов» в другого человека В.А.Петровского). Большой вклад в развитие структурного подхода к изучению личности внесли работы К.К. Платонова, В.С.Мерлина, Б.Г. Ананьева, Е.В.Шороховой, В.Н.Мясищева и др. Данные теории привлекательны тем, что в них личность рассматривается как сложная система, взаимодействующая с внешним миром и развивающаяся в результате этого взаимодействия. Личность как система обладает следующими свойствами: 1) потребностью в информационном обмене с внешней социальной и предметной средой, поскольку личность представляет собой систему переработки информации; эта система имеет свои «входы и выходы» и может оказывать воздействие на другие системы посредством передачи информации; личность является не только потребителем, но и источником информации; 2) определенной степенью открытости-закрытости, что позволяет ей сохранять свою стабильность и в то же время совершенствоваться, изменяться; 3) наличием механизмов саморегуляции и адаптации, сохранения работоспособности при непредвиденных внутренних и внешних изменениях путем смены программ функционирования или поиска оптимальных состояний;
5) тенденцией к увеличению внутреннего напряжения, необходимого для взаимодействия с внешней средой или преодоления внутренних конфликтов; 6) уникальной способностью к взаимодействию с другими социальными системами – как индивидуальными, так и групповыми; важным механизмом этого взаимодействия служит социальная роль и ролевое поведение; 7) функционированием по принципу эквифинальности, согласно которому нет единственного наилучшего способа достижения определенного конечного состояния при одном и том же исходном состоянии. Благодаря этому существует много путей движения к намеченной цели, что открывает широкие возможности творчества. Системный подход к личности, являясь полезным и многообещающим научным инструментом, несет вместе с тем и опасность схематизации, искусственного подгона фактических данных под заранее построенные системы. Значит, не следует стремиться к исчерпывающей систематизации и недооценивать научные факты, которые не укладываются в существующие представления о личности как системе. | Поиск Лекций Понятие системный подход в научном исследовании. Предпосылки системного подхода. Задачи системных исследований. Функции системных описаний. Разновидности системного подхода. Системный подход по Б.Ф.Ломову, по М.С.Роговину, по В.А.Ганзену. Методические рекомендации к теме: Системный подход является ведущим методологическим принципом современной науки. Системный подход позволяет отследить общность психических явлений друг с другом и с другими явлениями объективной действительности. При изучении данной темы полезно использовать метафору «пазла». В психологии накоплено множество фактов, которые не всегда связаны друг с другом – подобно отдельным деталям «пазла». Основной целью данной головоломки является создание целостной картинки.
Внимательно прочтите материал лекции, ответьте на вопросы самопроверки. Ответьте на вопросы для самопроверки. Для закрепления материала, внимательно просмотрите презентацию. Выучите основные определения из глоссария. Понятие системный подход в научном исследовании. Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: · целостного комплекса взаимосвязанных элементов; · совокупности взаимодействующих объектов; · совокупности сущностей и отношений. Системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Практически все современные науки построены по |
obu4ayka.ru
Принцип системности в психологии
РЕФЕРАТ
по теме:
«Принцип системности в психологии»
План
Введение
1. Понятие о принципе системности в науке
2. Реализация принципа системности в психологии
Заключение
Литература
Введение
Система – неотъемлемая часть современной научной теории. Без принципа системности сегодня, кажется, невозможна ни одна наука. Если говорить о системном походе в целом, то под ним обычно подразумевают особую позицию исследователя и арсенал средств, фиксирующих изучаемый предмет как многокачественный, целостный и изменяющийся. Динамическое единство различного, т.е. система, анализируется в терминах элементов и структуры, части и целого, организации и координации, развития, иерархии, измерений и уровней, выражающих современный строй любой позитивной науки. Специфика системного познания состоит в возможности описания и объяснения целостных образований действительности.
Представление о системной природе именно психических явлений выступает в качестве определенного итога развития знания о психике и поведении. Включаясь во всеобщую взаимосвязь событий материального мира, психические явления выражают уникальное единство разнообразных свойств живых существ. В совокупности они образуют «функциональный организм», позволяющий животным (человеку) гибко ориентироваться, коммуницировать и действовать в изменяющемся мире. Психика объективно выступает в виде многомерного, иерархически организованного, развивающегося целого, или органической системы, функциональные компоненты которой имеют общий корень и потому неразделимы.
Здесь и начинается серия вопросов, имеющих для психологии принципиальное значение. Как представить психическое явление в качестве системы? В какой форме выступают здесь компоненты, структура, системообразующие факторы, уровни организации? Какими свойствами обладают подобные системы и как они связаны между собой? Очевидно, что вне специальных исследований эти и аналогичные им вопросы либо остаются риторическими, либо получают абстрактно-всеобщее решение, мало что добавляющее к пониманию изучаемой реальности. Поэтому системный принцип в психологической наук нуждается в самом пристальном изучении, чем и объясняется актуальность нашей работы.
Следовательно, целью нашей работы является изучение процесса зарождения и развития принципа системности в психологической науке.
Объектом исследования в нашей работе выступает психологическая наука.
Предмет: системный принцип в психологии.
Цель, объект и предмет определяют следующие задачи:
— рассмотрение понятия системности в научном знании в целом;
— изучение зарождения и развития системного принципа в психологии;
— определение значения данного принципа для психологической науки.
Практическое значение нашей работы заключается в том, что материал, изложенный в ней, может быть использован при изучении курса общей психологии и психологии человека, а также для более углубленного изучения в рамках спецкурсов и спецсеминаров методологических проблем научного знания.
1. Понятие о принципе системности в науке
Системность – объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства[1] .
За видимой простотой афоризма, гласящего, что «целое больше своих частей», скрыт широкий спектр вопросов, как философских, так и конкретно-научных. Ответы на них побуждают выяснить, по каким критериям и на каких началах из великого множества явлений обособляется особая категория объектов, приобретающих значение и характер системных.
Внутреннее строение этих объектов описывается в таких понятиях, как элемент, связь, структура, функция, организация, управление, саморегуляция, стабильность, развитие, открытость, активность, среда и др.
Идея системности имеет многовековую историю познания. Словосочетания «Солнечная система» или «нервная система» давно вошли в повседневный язык. От древних представлений о космосе как упорядоченном и гармоничном целом (в отличие от хаоса) до современного триумфа систем типа человек-компьютер и трагедий, порождаемых деградацией экосистем, человеческая мысль следует принципу системности[2] .
Системный подход как методологический регулятив не был «изобретен» философами. Он направлял исследовательскую практику (включая лабораторную, экспериментальную работу) реально, прежде чем был теоретически осмыслен. Сами естествоиспытатели выделяли его в качестве одного из тех рабочих принципов науки, оперируя которыми можно обнаружить новые феномены, прийти к важным открытиям.
От научной мысли требуется, чтобы это знание было выстроено по определенной логике и его различные фрагменты складывались в целостную картину, удовлетворяющую принципу системности. Не все концепции выдерживают испытание этим критерием, поэтому для выяснения специфики знаний, адекватных принципу системности, следует сопоставить их с несколькими типами «несистемных» теорий.
Таких типов несколько: холизм, элементаризм, эклектизм, редукционизм[3] .
Холизм (от греч. holos – целый, весь) абсолютизирует фактор целостности, принимая ее как первичное, ни из чего не выводимое начало. В психологии подобное начало выступало в представлениях о душе, сознании, личности.
Сознание или личность действительно являются целостностями, но системными, поэтому их изучение предполагает специальный анализ обозначаемой этими терминами области явлений, ее многомерного строения, уровней ее организации, отношений с природной и социальной средой, механизмов сохранения целостности и т.д. Только тогда открывается перспектива построения теории, воспроизводящей свойства и функции сознания и личности как системных объектов.
Элементаризм утверждает, что система строится из элементов, которые, взаимодействуя между собой, приобретают новое качество как части целого и утрачивают его, выпадая из этого целого. Подобно тому, как холизм абсолютизирует целостность, усматривая ее основания и действующие причины в ней самой, элементаризм оставляет без внимания интегральность системы, полагая каждый из ее компонентов самодостаточной величиной. Ее связи с другими такими же величинами мыслятся по типу соединения, входя в которое, они существенных преобразований не испытывают.
Другим антиподом системности является эклектизм (от греч. eklektikos – выбирающий) как соединение разнородных, лишенных внутренней связи, порой несовместимых друг с другом идей и положений, подмена одних логических оснований другими.
Еще одной установкой, противостоящей принципу системности в психологии, является редукционизм (от лат. reductio – отодвигание назад), который сводил либо целое к частям, либо сложные явления к простым. Сведение, например, сложной организованной деятельности к более простому отношению «стимул – реакция» или к условному рефлексу препятствует системному объяснению этой целостности. Опасность несовместимой с принципом системности редукционистской установки особенно велика в психологии в силу своеобразия ее явлений, «пограничных» по отношению к биологическим и социальным.
В связи со всем сказанным выше, необходимо отметить, что история собственно психологической науки во многом выступает как история поиска альтернатив атомистической, по существу асистемной точке зрения на природу психики и поведения.
2. Реализация принципа системности в психологии
психологическая наука системность
Первым в истории научной мысли, в том числе психологической, принцип системности утвердил Аристотель[4] . Он прошел школу Платона, где душа представлялась внешней по отношению к телу сущностью, распадающейся на части, каждая из которых находится в одном из органов тела (разум – в голове, мужество – в груди, вожделение – в печени). В то же время Платон отстаивал положение о том, что в мире царит целесообразность. Вещи природы стремятся подражать нетленным идеям. К этим идеям в тоске тянутся несовершенные человеческие представления.
В учении Платона роль цели была мифологизирована. Но эта роль не является фиктивной. Сознание че
mirznanii.com
Принцип системности
Неотъемлемой частью современной научной теории является принцип системности. Это объяснительный принцип научного познания, без которого невозможна ни одна наука. В целом системный подход подразумевает особую позицию исследователя и арсенал средств, которые фиксируют изучаемый предмет как многокачественный, целостный и изменяющийся.
Специфика системного познания заключается в возможности описания и объяснения целостных образований действительности. Системная природа психических явлений выступает в качестве определенного итога развития знания о психике и поведении.
Психические явления, включаясь во всеобщую взаимосвязь событий материального мира, выражают уникальное единство разнообразных свойств живых существ и позволяют им гибко ориентироваться, коммуницировать и действовать в изменяющемся мире.
Идея системности имеет многовековую историю познания и как методологический регулятив системный подход был «изобретен» не философами. Прежде чем произошло теоретическое осмысление принципа, он реально направлял исследовательскую практику, включая лабораторную и экспериментальную работу.
Принцип имеет рабочий смысл и заключается в том, что исследователь в любом компоненте усматривает одно из приспособлений, которое решает главную задачу – удержать её в равновесном состоянии.
Из исследований биологического гомеостаза Кенноном были выведены «общие принципы организаций», действительные для любых «сложных объединений» – систем в отличие от «не систем». В образе гомеостаза принцип системности оказался весьма продуктивным не только в физиологии, но и в других науках – в учении о биоценозах, в генетике, кибернетике, социологии и психологии. Принцип системности гомеостазом не исчерпывается, хотя и служит одним из его эвристически сильных воплощений. Психическая организация – это живущий сам по себе системный объект, а эволюция научной мысли, в ходе которой возникали различные теоретические конструкты, должна была объяснить, как устроена эта организация, из каких частей состоит, как они связаны между собой.
Любое знание должно быть выстроено по определенной логике, чтобы отдельные его части складывались в целостную картину, удовлетворяющую принципу системности. Далеко не все концепции выдерживали испытание этим критерием, а чтобы выяснить специфику знаний адекватности принципу системности, надо сопоставить их с несколькими типами «несистемных» теорий. Выделяется пять таких типов: холизм, элементаризм, эклектизм, редукционизм, внешний методологизм:
Холизм
Определение
В переводе с греческого, холизм – это целый, весь. Он абсолютизирует фактор целостности, как первичное, не из чего не выводимое начало. Подобное начало в психологии выступало в представлениях о душе, сознании, личности. Сознание и личность являются системными целостностями.
Термин холизм был введен Я. Смэтсом в книге «Холизм и эволюция», вышедшей в 1926 г. Целостность в холизме трактуется как высшее философское понятие, которое синтезирует в себе объективное и субъективное. Высшая конкретная форма органической целостности, согласно холистическому подходу – это человеческая личность.
Данный подход в психологии утверждает идею о необходимости целостного изучения личности как системы. В этой системе каждый элемент находится во взаимосвязи друг с другом. Таким образом, получается, что изучение каких-либо элементов и их выделение по отдельности возможны только в абстракции.
Проблемность данного подхода состоит в исключительной сложности целостного описания психологической феноменологии. В качестве его парной категории выступает атомизм.
Холизм в современной психологии
Принцип целостности человеческого разума выдвинула гештальтпсихология в первой половине XX века, представители которой утверждали, что субъективное переживание есть феноменальное выражение электрических процессов в головном мозге. Сознание они понимали как динамическое целое «поле», в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными. А если это так, значит, разум стремится к целостности во всех своих действиях.
Открытое новейшими отраслями психологии понятие целостности, значительно превзошло эту концепцию. Радикальным отходом от классической теории было открытие того, что общая сфера разума и сознания неуловимо и эффективно формирует взаимосвязанное целое.
Картина мира, с точки зрения классики, формируется у человека благодаря информации, которую органы чувств поставляют в мозг. Это значит, все то, что человек воспринимает разумом, сначала должно быть пропущено через естественные сенсоры. Современные психологи и психиатры сегодня говорят, что это не так и иногда сознание человека информируется через трансперсональные элементы.
Результаты исследований показывают, что эти трансперсональные формы информации действительно поступают в человеческий мозг и попытки объяснить это отклонениями приборов, хитростью объектов исследования, ошибками экспериментаторов, оказались бессильными.
Наука XXI века развивает холистическую картину реальности. Холизм современной физики, биологии, новейших отраслей психологии придает новую легитимацию холистической концепции мира на основе великих культурных традиций, поэтому холизм новой цивилизации будет иметь как научную, так и культурную основу.
Элементаризм
Данная система строится из элементов, которые взаимодействуя между собой, приобретают новое качество, как части целого и утрачивают его, выпадая из целого.
Элементаризм без внимания оставляет интегральность системы, считая самодостаточной величиной каждый из её компонентов. По типу соединения представляются её связи с другими такими же величинами, но при входе в соединение они не испытывают существенных преобразований. Такой стиль мышления в психологии ориентирован на механический способ объяснения природы, т.е. взаимодействию неделимых частиц. Это привело к поискам неделимых элементов в запутанной «материи» сознания.
За первоэлементы психической жизни, в концепциях, ориентированных на сенсуализм, принимались ощущения и простейшие чувствования. Представители структурализма предлагали программу выявления сенсорных «атомов», из которых выстраивается структура сознания, с помощью эксперимента.
Другие ответвления элементаризма вычленяли другие психические «атомы» – акты, функции, реакции. Ученые, стимулировавшие разработку концепций или отвергавшие структурную организацию душевной жизни, были не удовлетворены этими вариантами, что порождало дискуссии.
Эклектизм
Эклектизм, как соединение разнородных, лишенных внутренней связи, несовместимых друг с другом идей и положений, является антиподом системности.
Разрабатывая свою теорию физиологической психологии, В. Вундт исходил из того, что первичным материалом сознания служат сенсорные образы, которые соединяются посредством ассоциаций. Позже он увидел ограниченность этой схемы и в качестве «верховного» организатора процессов сознания ввел особую волевую силу – апперцепцию. Джемс считал, что эти два способа несовместимы.
Человек, как объект, является целостностью, поэтому возникает реальная потребность в том, чтобы собрать воедино известное о различных параметрах объектов, являющихся целостностями.
Редукционизм
Принципу системности в психологии противостояла еще одна установка, получившая название редукционизма, сводившая целое к частям, либо сложные явления к простым. Например, предпринимались попытки:
- Свести такую умственную операцию, как обобщение, к генерализации нервного процесса в коре больших полушарий – физиологический редукционизм;
- Свести личность к совокупности общественных отношений – социологический редукционизм;
- Познавательную активность описать как прием и переработку информации – кибернетический редукционизм.
Аппарат собственных психологических понятий обогатился благодаря преимуществам междисциплинарных контактов, в результате обращения к физиологии, социологии, кибернетике. Все обращения эффективными будут тогда, когда не приведут к «истреблению» этих понятий.
Биологическая система – это организм, а общество система социальная, с ними, безусловно, связана психологическая система, которая имеет свой строй и закономерности преобразования.
Внешний методологизм
О том, что есть два типа научных систем по отношению к методологическому хребту, поддерживающему их, писал еще Л.С. Выготский. Методологию сравнивают с костяком, скелетом в организме животного. Такие животные, как улитка и черепаха свой скелет носят снаружи и их можно отделить от костяка. Тогда они останутся малодифференцированной мякотью. Высшие животные носят свой скелет внутри, который является их внутренней опорой, костью каждого движения.
Работой каждого элемента «организма» науки управляет высшая методология. Она управляет каждым движением мысли по добыванию и объяснению фактов. Существуют методологии, выполняющие защитную, а не рабочую функцию, наподобие панциря черепахи.
Примером такой психологии советского периода была философия диалектического материализма. Диалектический материализм был методологическим прикрытием процесса производства знаний. Этот процесс шел без реального конструктивного участия прочного внешнего прикрытия, не способного управлять внутринаучным поиском. Советская психология, лишившись этого прикрытия, оказалась той «малодифференцированной мякотью», которая не имела истинно системной организации.
spravochnick.ru