Системность в психологии это: Принцип системности в психологии — 22 Мая 2012 — Лекции бесплатно

Что значит принцип системности и какую роль он сыграл в психологии

Систематизация была придумана философами как методологический принцип. Его использовали на практике во время исследований задолго до того, как он был осмыслен и изучен в теоретическом плане.

Ученые и естествоиспытатели определяли системный подход как рабочий принцип науки, благодаря которому есть шанс обнаружить феномены, сделать важнейшие открытия. В разных науках принцип системности развивался по-разному.

Непоколебимая истина системного подхода в психологической научной области заключается в том, что все психические явления организовывают особую иерархическую систему, состоящую из элементов, которые получают новые свойства относительно ее целостности.

Развитие знаний о психике человека и его поведении повлияли на представление о системной природе психических процессов. В рамках взаимосвязанных событий материального мира психические процессы образуют функциональный организм.

Благодаря ему живые существа, в том числе и человек, способен гибко мыслить, быстро ориентироваться, общаться и действовать в постоянно изменяющемся мире.

Содержание

Несистемные теории

Такой системный объект как психическая организация абсолютно независим и живет сам по себе.

В течение многих веков развития научного знания появлялись различные объекты теоретического багажа и концепты, которые объясняли строение этой организации, структурные части, из которых она состоит, их связность и координацию.

Цель научной мысли заключается в том, чтобы выстроить это знание по цепочке определенной логики, сложить из всех его частей целостную картину, которая удовлетворяла бы сам принцип системности.

Не каждый концепт способен на такое. Чтобы понять специфику научных знаний, принадлежащих к принципу системности, для начала стоит разобрать несистемные теории.

Несистемные теорииНесистемные теории

Существует несколько несистемных теорий

Существует несколько основных таких предшествующих системности теорий:

  1. Холизм. Фактор целостности для холизма – это что-то первичное, начало начал. Такую целостность в психологии представляли, затрагивая темы души и личности. Принцип данной теории заключается в том, что вне целостности пропадает и сама сущность. Душа, личность, сознание – ничто иное как системные целостности. Система научных знаний развивалась путем проведения анализов области явлений этих понятий, уровней организации и т.п.. Ложные версии о первоначалах таким образом постепенно разрушались.
  2. Элементаризм. По данной теории система состоит из определенных элементов. Во время взаимодействия между собой они наделяются новыми качествами и свойствами как части целого и теряют их, когда распадаются. Сущности этих элементов не измеряются целым. Элементаризм не интересует цельность системы. Каждый компонент системы по этой теории несистемности является самодостаточной величиной.
  3. Эклектизм. Эта несистемная теория сочетает в себе абсолютно несовместимые друг с другом идеи, положения и заменяет одни логические основания другими. Научные деятели во время своих исследований неравномерно собирают все больше фактической информации о личности, организме, индивиде и т.д.. В каждом исследовании выдвигаются свои результаты изучения непознанного. Таким образом возникла потребность собрать вместе все эти знания о параметрах объектов, которые сами по себе являются самодостаточным целым. Человек, например, – объект, который также является целостностью. Эклектизм зародила именно эта потребность в объяснении сути целостности при недостатке методологических средств.
  4. Редукционизм. В переводе с латинского означает отодвигание назад. Принцип данной несистемной теории заключается в том, что он сводит или сложные процессы и явления к простым, или целое к частям. Такое сведение и упрощение негативно влияет на системное объяснение целостности и сводит его на нет.
  5. Внешний методологизм. Методологию можно сравнить со скелетом внутри живого организма. Простейшие живые организмы носят свой скелет снаружи как устрица или улитка. Если его отделить, останется только малодифференцированная мякоть. Скелет внутри себя носят развитые животные и делают его опорой, влияя на каждое свое движение. Таким образом, высший методологизм, как скелет в организме, управляет каждым элементом научного знания, каждым мыслительным процессом и добыванием фактов.

Разобрав по полочкам все несистемные теории, далее будет проще проследить развитие концепций, повлиявших на развитие принципа системности и прогресс знания о психологии человека.

Как в психологии зародился принцип системности

Великие ученые, Бернар и Дарвин, вели поиски прямой зависимости ощущений человека от нервных клеток и волокон. Эти поиски были вполне успешны.

Зарождение принципа ситемностиЗарождение принципа ситемности

Ученые называли человека самоуправляемой машиной

В то же время Гельмгольц разрабатывал теорию цветного зрения и физиологической оптики.

Он, несмотря на свои прошлые утверждения о целостных образах внешних объектов, значительно изменил свое мнение в отношении к этим психическим феноменам.

В связи с этим немецкий физик, психолог и физиолог Гельмгольц выдвинул смелую гипотезу, которая впоследствии получила экспериментальное подтверждение.

Ее смысл заключался в строении целостным сенсомоторным механизмом целостного психического организма. При том, что строится такой организм благодаря бессознательным умозаключениям. Это был важнейший толчок развития и утверждения принципа системности в психологии.

Знаменитый русский ученый – Иван Петрович Павлов, говоря о человеке как о системе, утверждал, что человек – это, конечно, система или, говоря грубее, машина, единственная по высочайшему саморегулированию, находящаяся в горизонте научного видения.

Метафора «машина» была очень популярна в период развития и триумфа механики. Еще с давних времен образ машины использовали для обозначения автоматизма работы системы.

Тем не менее до Сеченова Ивана Михайловича, знаменитого русского приборостроителя, медика и биолога, образ машины вызывал иные ассоциации, связанные не с механизмом, а с человеком, который приводил его в действие.

Говоря о «машинности мозга», Сеченов преследовал принцип саморегуляции. Этого же принципа придерживался и Павлов. Под образом машины они имели в виду устройство, которое оснащено сигналами.

Теории о том, что эти сигналы передают данные и информацию об устройстве, меняющие поведение системы и различающие свойства среды, в которой оно работает, подготовили почву для совершенно новых идей и концептов.

Именно эти идеи в дальнейшем и привели к разработкам информационных машин.

Системный подход в области психоанализа

Понятие «либидо», имеющее инстинктивную сексуальную природу, со временем было принято учеными за первичный психический процесс в классическом психоанализе.

Затем зародился концепт о защитных механизмах человеческой психики. Именно благодаря им здоровая личность может выживать в социальном мире без ущерба психическому состоянию.

Существовавшая в то время концепция о динамике нервных процессов торможения и возбуждения, базирующаяся на саморегуляции поведения человека, внезапно стала затрагивать другую сферу.

Ее трактовали на языке постоянного конфликта между биологическими силами, характеризующимися неукротимой сексуальностью, и социальными, заложенными с детства в отношениях с семьей.

Со временем эта идея стала основой для схемы строения психического аппарата человека, который состоит из трех конфликтующих между собой блоков: Оно – Я – Сверх-Я. Создал ту схему никто иной как Фрейд. Так и обстояли дела с системностью в психологии на то время.

Для чего обращаются к принципу системности

Перечислим несколько основных причин обращения ученых к данному принципу:

  • интеграция разнородных психологических знаний. Перед учеными часто встает вопрос о том, на какой основе и как объединить подходы к различным психическим явлениям. Решение вопроса об интеграции тесно связано с разработкой проблем, таких как представление психологического знания в роли многомерного развивающегося целого и его организация;
  • потребность в лучшем понимании изучаемой реальности. Для удовлетворения этой потребности психологи ставят перед собой вопросы о том, можно ли представить психическое явление в виде системы, какие качества и свойства характеризуют такие системы, связаны ли они между собой и тому подобное;
    Для чего обращаются к принципу системностиДля чего обращаются к принципу системности

    Системность помогает бороться с разобщенностью в науке

  • теоретическая и методологическая разобщенность исследований в области психологии. Слишком большое количество разнообразных подходов к исследованию психики влияет на проблему предмета и метода психологии. Из-за этого возникает проблема ее существования как единой науки;
  • потребность в спецификации. Это классификация или перечень специфических особенностей чего-либо, в данном случае: системного подхода в психологии, тенденций его развития, анализа его видов, форм реализации и тому подобное. Такая работа очень важна для того, чтобы психологи могли со всей серьезностью подходить к обсуждению перспектив системного подхода, а также пониманию неоднозначности их отношений к нему.

Историю психологической науки можно трактовать как историю поисков альтернативных вариантов асистемной концепции, связанной с природой психики и поведением человека.

Осуществление принципа системности в психологии

Как психологи реализовывают системный подход в своей отрасли? Давайте разберем несколько путей его реализации:

  • психологи рассматривают психические явления в качестве многомерных. Для таких явлений абстракция, которая реализуется их последовательным рассмотрением с какой-то одной стороны, не избавляет от возможности рассматривать психические явления и с других сторон;
  • рассмотрение психических явлений в нескольких аспектах. Сюда относят микроанализ и макроанализ, характеристика явления как части родовидовой структуры и качественной единицы системы;
  • психические явления рассматриваются учеными как иерархическая и многоуровневая система. Первостепенно важным условием грамотной саморегуляции системы является соподчиненность уровней, их автономия;
  • в системе психических явлений универсальной формы детерминации не существует. В большинстве случаев она рассматривается учеными в разных вариациях: биологическая и социологическая детерминация, казуальный и неказуальный типы связей и т.п.;
  • построение пирамиды множественности отношений, в которых человек существует. Это построение влечет за собой разнопорядковость и кооперацию с другими научными знаниями;
  • осуществление принципа развития. Он влияет на разрешение противоречий между системами и подсистемами, условиями и причинами и другое.

В ученых кругах существуют расхождения на тему реализации данного системного подхода в психологии. Ведутся споры и однозначного ответа пока еще никто не смог дать.

Принцип системности сыграл огромную роль в развитии не только психологии, но и биологии, психоанализе, нейропсихологии и даже медицине.

Саму по себе системность можно назвать принципом научного знания, который настаивает на исследовании различных явлений в зависимости от их внутреннего целого.

Известный афоризм «целое больше своих частей» долгое время вызывал массу вопросов не только философского характера, но и конкретно-научного.

Ответы на такие вопросы сподвигают выяснить, какие критерии способствуют из огромного множества явлений обособлению категорий объектов, обладающих системным характером.

В этом видео вы узнаете о системном подходе в бизнесе:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Принцип системности в психологии. — КиберПедия

ОТВЕТ:Системности принцип (в психологии) (от греч. systema — составленное из частей, соединение) — методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре. В психологии существует несколько методологических принципов, оказывающих большое влияние на задачи, решаемые ею, и на способы изучения духовной жизни людей. Важнейшими из них являются принципы

· Развития.

· Детерминизма

· Системности

Принцип развития – психика постоянно изменяется, развивается, поэтому наиболее адекватным способом ее изучения является исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий.
Принцип детерминизма подразумевает, что все психические явления связаны по закону причинно-следственных отношений, т. е. все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие.
Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства.

Первые исследователи тех связей, которые существуют между психическими явлениями, рассматривали психику как сенсорную мозаику, которая состоит из нескольких элементов — ощущений, представлений и чувств. По определенным законам, прежде всего по законам ассоциаций, эти элементы связываются между собой. Такой вид связи назвали элементаризмом.

Функциональный подход, в котором психику представляли как набор отдельных функций, направленных на реализацию различных психических актов и процессов (зрения, обучения и т.д.), появился в связи с теорией эволюции. Биологические исследования показали, что существует связь морфологии и функции, в том числе и психической функции. Таким образом было доказано, что психические процессы (память, восприятие и др.) и акты поведения могут быть представлены как функциональные блоки. В зависимости от вида детерминации эти блоки действуют по законам механики (как отдельные части сложной машины) или по законам биологической адаптации, связывая в единое целое организм и среду. Однако принцип детерминации не объяснял, каким образом при дефекте какой-то функции происходит ее компенсация, т. е. каким образом недостатки в работе одних отделов могут компенсироваться нормальной работой других (например, плохой слух — развитием тактильных или вибрационных ощущений).



Именно это и объясняет принцип системности, который представляет психику как сложную систему, отдельные блоки (функции) которой связаны между собой. Таким образом, системность психики предполагает ее активность, так как только в этом случае возможна и саморегуляция, и компенсация, присущие психическому даже на низших уровнях развития психики. Системность в понимании психики не противоречит осознанию ее целостности, идее «холизма», так как каждая психическая система (прежде всего, естественно, психика человека) является уникальной и цельной.

Идеи принципа системности по-своему разработали представители гештальтпсихологии и психоанализа.

Представители психоанализа связывали принципа системности с анализом аффективных процессов, рассматривая в качестве основного фактора человеческой психики так называемый «кoмплeкс».

В связи с идеей развития принцип системности реализован в операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже.

В неофрейдизме, а также в символическом интеракционизме система социального, знаково опосредствованного взаимодействия, со своей структурой, трактуется как первичная и определяющая по отношению к психике индивида.

Отечественные философы и психологи рассматривают психологические системы как целенаправленные, социально обусловленные. В процессе индивидуального развития они проходят последовательные этапы усложнения, дифференциации, трансформации своей структуры. Единым генетическим основанием, из которого развертываются психологические системы, является совместная (социальная) предметная человеческая деятельность, включающая процессы общения.

Стратегические ориентиры развития системного подхода в психологии на сегодняшний день:



· построение на основе принципа системности предмета психологической науки

· разработка системного метода познания психических явлений, или «овеществление» подхода в методе системной детерминации психических явлений и поведения

Строго говоря, изучение интегральных образований психики (либо их производных), например, поведенческий акт (П.К. Анохин), гештальт (К. Коффка), психологическая система (Л.С. Выготский), интеллект (Ж. Пиаже), познавательная сфера (Д. Норман), перцептивный цикл (У. Найссер) и др. Особенность текущего этапа состоит в том, что наряду с организацией (структурой, уровнями) и функционированием целостных образований на передний план выдвигается изучение их становления и развития. Доминирующим оказывается генетическое направление системного подхода. В качестве ключевых рассматриваются вопросы механизмов порождения целостностей, соотношения стадий и уровней развития, его видов, критериев, взаимоотношений актуального и потенциального в психическом развитии и т.п.

Сложившийся арсенал системных технологий психологической науки и практики пока еще очень скромен, а его развитие представляет непростую исследовательскую задачу. Главная трудность состоит в том, чтобы изучать то или иное явление, не теряя, не обрубая, а учитывая его системные (интегральные) качества, связи с другими явлениями жизни и деятельности субъекта, целостный характер их развертывания во времени, разноуровневость организации (Ломов Б.Ф 1990).

 

Принцип системности в психологии (стр. 1 из 3)

РЕФЕРАТ

по теме:

«Принцип системности в психологии»

План

Введение

1. Понятие о принципе системности в науке

2. Реализация принципа системности в психологии

Заключение

Литература

Введение

Система – неотъемлемая часть современной научной теории. Без принципа системности сегодня, кажется, невозможна ни одна наука. Если говорить о системном походе в целом, то под ним обычно подразумевают особую позицию исследователя и арсенал средств, фиксирующих изучаемый предмет как многокачественный, целостный и изменяющийся. Динамическое единство различного, т.е. система, анализируется в терминах элементов и структуры, части и целого, организации и координации, развития, иерархии, измерений и уровней, выражающих современный строй любой позитивной науки. Специфика системного познания состоит в возможности описания и объяснения целостных образований действительности.

Представление о системной природе именно психических явлений выступает в качестве определенного итога развития знания о психике и поведении. Включаясь во всеобщую взаимосвязь событий материального мира, психические явления выражают уникальное единство разнообразных свойств живых существ. В совокупности они образуют «функциональный организм», позволяющий животным (человеку) гибко ориентироваться, коммуницировать и действовать в изменяющемся мире. Психика объективно выступает в виде многомерного, иерархически организованного, развивающегося целого, или органической системы, функциональные компоненты которой имеют общий корень и потому неразделимы.

Здесь и начинается серия вопросов, имеющих для психологии принципиальное значение. Как представить психическое явление в качестве системы? В какой форме выступают здесь компоненты, структура, системообразующие факторы, уровни организации? Какими свойствами обладают подобные системы и как они связаны между собой? Очевидно, что вне специальных исследований эти и аналогичные им вопросы либо остаются риторическими, либо получают абстрактно-всеобщее решение, мало что добавляющее к пониманию изучаемой реальности. Поэтому системный принцип в психологической наук нуждается в самом пристальном изучении, чем и объясняется актуальность нашей работы.

Следовательно, целью нашей работы является изучение процесса зарождения и развития принципа системности в психологической науке.

Объектом исследования в нашей работе выступает психологическая наука.

Предмет: системный принцип в психологии.

Цель, объект и предмет определяют следующие задачи:

— рассмотрение понятия системности в научном знании в целом;

— изучение зарождения и развития системного принципа в психологии;

— определение значения данного принципа для психологической науки.

Практическое значение нашей работы заключается в том, что материал, изложенный в ней, может быть использован при изучении курса общей психологии и психологии человека, а также для более углубленного изучения в рамках спецкурсов и спецсеминаров методологических проблем научного знания.

1. Понятие о принципе системности в науке

Системность – объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства[1].

За видимой простотой афоризма, гласящего, что «целое больше своих частей», скрыт широкий спектр вопросов, как философских, так и конкретно-научных. Ответы на них побуждают выяснить, по каким критериям и на каких началах из великого множества явлений обособляется особая категория объектов, приобретающих значение и характер системных.

Внутреннее строение этих объектов описывается в таких понятиях, как элемент, связь, структура, функция, организация, управление, саморегуляция, стабильность, развитие, открытость, активность, среда и др.

Идея системности имеет многовековую историю познания. Словосочетания «Солнечная система» или «нервная система» давно вошли в повседневный язык. От древних представлений о космосе как упорядоченном и гармоничном целом (в отличие от хаоса) до современного триумфа систем типа человек-компьютер и трагедий, порождаемых деградацией экосистем, человеческая мысль следует принципу системности[2].

Системный подход как методологический регулятив не был «изобретен» философами. Он направлял исследовательскую практику (включая лабораторную, экспериментальную работу) реально, прежде чем был теоретически осмыслен. Сами естествоиспытатели выделяли его в качестве одного из тех рабочих принципов науки, оперируя которыми можно обнаружить новые феномены, прийти к важным открытиям.

От научной мысли требуется, чтобы это знание было выстроено по определенной логике и его различные фрагменты складывались в целостную картину, удовлетворяющую принципу системности. Не все концепции выдерживают испытание этим критерием, поэтому для выяснения специфики знаний, адекватных принципу системности, следует сопоставить их с несколькими типами «несистемных» теорий.

Таких типов несколько: холизм, элементаризм, эклектизм, редукционизм[3].

Холизм (от греч. holos – целый, весь) абсолютизирует фактор целостности, принимая ее как первичное, ни из чего не выводимое начало. В психологии подобное начало выступало в представлениях о душе, сознании, личности.

Сознание или личность действительно являются целостностями, но системными, поэтому их изучение предполагает специальный анализ обозначаемой этими терминами области явлений, ее многомерного строения, уровней ее организации, отношений с природной и социальной средой, механизмов сохранения целостности и т.д. Только тогда открывается перспектива построения теории, воспроизводящей свойства и функции сознания и личности как системных объектов.

Элементаризм утверждает, что система строится из элементов, которые, взаимодействуя между собой, приобретают новое качество как части целого и утрачивают его, выпадая из этого целого. Подобно тому, как холизм абсолютизирует целостность, усматривая ее основания и действующие причины в ней самой, элементаризм оставляет без внимания интегральность системы, полагая каждый из ее компонентов самодостаточной величиной. Ее связи с другими такими же величинами мыслятся по типу соединения, входя в которое, они существенных преобразований не испытывают.

Другим антиподом системности является эклектизм (от греч. eklektikos – выбирающий) как соединение разнородных, лишенных внутренней связи, порой несовместимых друг с другом идей и положений, подмена одних логических оснований другими.

Еще одной установкой, противостоящей принципу системности в психологии, является редукционизм (от лат. reductio – отодвигание назад), который сводил либо целое к частям, либо сложные явления к простым. Сведение, например, сложной организованной деятельности к более простому отношению «стимул – реакция» или к условному рефлексу препятствует системному объяснению этой целостности. Опасность несовместимой с принципом системности редукционистской установки особенно велика в психологии в силу своеобразия ее явлений, «пограничных» по отношению к биологическим и социальным.

В связи со всем сказанным выше, необходимо отметить, что история собственно психологической науки во многом выступает как история поиска альтернатив атомистической, по существу асистемной точке зрения на природу психики и поведения.

2. Реализация принципа системности в психологии

психологическая наука системность

Первым в истории научной мысли, в том числе психологической, принцип системности утвердил Аристотель[4]. Он прошел школу Платона, где душа представлялась внешней по отношению к телу сущностью, распадающейся на части, каждая из которых находится в одном из органов тела (разум – в голове, мужество – в груди, вожделение – в печени). В то же время Платон отстаивал положение о том, что в мире царит целесообразность. Вещи природы стремятся подражать нетленным идеям. К этим идеям в тоске тянутся несовершенные человеческие представления.

В учении Платона роль цели была мифологизирована. Но эта роль не является фиктивной. Сознание человека изначально ориентировано на цели. Это свойство Платон придал всей действительности, где, по его убеждению, властвуют не причины, как прежде полагали философы, а цели. Обращение к категории цели подготовило разработку Аристотелем принципа системности.

Аристотель разработал свою системную концепцию. Она предполагала, что живое тело имеет физический состав (содержит те же элементы, из которых состоит неорганическая природа), но в ней действие этих элементов совершается в определенных границах и по особым внутренним принципам, установленным его организацией как целым, от которого зависит взаимодействие частей. Тело прекращает свое существование не из-за исчезновения одного из элементов, но по причине распада его системной организации. Это организованное целое и есть, согласно Аристотелю, душа как «форма естественного тела, потенциально одаренного жизнью»

Следует подчеркнуть, что основанием утвержденного Аристотелем принципа системности применительно к психике служило переосмысление широкой «сетки» всеобщих категорий познания (часть целое, средство – цель, возможность – действительность, структура – функция, содержание – форма, внутреннее – внешнее). Они являются философскими, методологическими, но от них зависит реализация принципа системности в конкретных науках, в том числе в психологии.

В XVII веке с появлением новой картины мира, покончившей с прежними аристотелевскими «формами» и «сущностями», представившей все зримое мироздание движущимся по законам механики, зарождается новый тип системного объяснения организма и его психических проявлений – восприятия, памяти, аффекта, движения. Образцом такого объяснения стала модель Декарта, в которой организм был представлен как машинообразно работающее устройство[5].

Принцип системности в психологии — начало становления, развитие

Все современные научные теории строятся, учитывая принцип системности в психологии. Он подразумевает возможность качественного описания и изучения определенных форм и структур, существующие в нашей действительности. Это общая тенденция во всех направлениях и отраслях психологической науки, характерная как для теоретических изысканий, так и для практических исследований. Сама идея исследуется с древнейших времен. Примером тому может служить упорядоченность космических объектов как планетных или звездных систем и кровеносной, нервной системы у человека.принцип системности в психологии

Принцип системности в психологии: начало становления

начало становления принципа системности

Самым первым из всех мыслителей-философов прошлого принцип системности установил Аристотель. В работах он обратился к категории цели, которая была мифологизирована в учении Платона. А затем предложил концепцию, в которой выдвинул предположение, что у живых тел физические составы аналогичны предметам неорганической природы. Но все элементы действуют согласно внутренним принципам, определяющим взаимодействие для них.

Этот принцип системности, утвержденный Аристотелем, немного иначе представил такие новые категории познания как:

  • внутреннее — внешнее;
  • структура — функция;
  • возможность — действительность;
  • содержание — форма;
  • средство — цель.

От новых трактовок зависит реализация принципа системности в психологии и других научных дисциплинах.

Гораздо позже, уже в XVII веке, появилась новая картина, в которой появился обновленный принцип объяснения происходящих в организме процессов — аффекта, движения, памяти и других. Она была дополнена моделью Декарта с его выводом об организме как о некоем механизме. Основываясь на принципе системности в психологии, он попытался соединить физическое и психическое.

соединение психического и физического в принципе системности

После этого, представления о человеческом теле изменились. В становлении нового системного типа мышления, большое значение имели научные труды следующих естествоиспытателей — Г. Гельмгольца, Ч. Дарвина, К. Бернара, И. Сеченова. В биологической и психологической науках был осуществлен переход к системе, которая включает организм в среду. И описывает их отношение как целостность.

Развитие принципа системности в психологии на современном этапе

развитие принципа системности в психологии на современном уровнеТак как в учении Ч. Дарвина или К. Бернара не нашлось идейных представлений для развития принципа системности относительно психической регуляции поведения, эта задача была успешно решена И. Сеченовым. Системообразующий принцип был поддержан многими учеными.

В настоящее время в дальнейшем развитии системного подхода выделены две важные задачи:

  • построение предмета психологии на основе принципа системности;
  • поиск и создание системного метода изучения различных психических явлений.

Системные технологии теоретической психологии и ее практической части пока еще недостаточны, но осуществить их дальнейшее развитие довольно сложно. Многие авторы по-своему определяют труды и работы, которые объединяют единым системным понятием.

Актуальными являются две стороны системного подхода:

  • абстрактное выделение свойств предметов, событий, черт характера, способностей с учетом формы взаимодействия и структурного уровня организации события;
  • исследование конкретных событий и вещей, без учета законов их взаимодействия.

Принципом системности в психологии предусматривается методологический способ анализа психических процессов, когда явления распознаются как одна система, имеющая свою структуру. Причем место элемента в данной структуре определяет его свойства.

Системный подход представляет подход к модели теории личности в целостном качестве, что позволяет выделить такие связи как единство фило-онтогенетических представлений и структурно-функциональных.

Принцип системности в психологии. — Студопедия

СИСТЕМНОСТИ ПРИНЦИП (в психологии) (от греч. systema — составленное из частей, соединение) — методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре; представляет собой применение к частной области общенаучного С. п. Идеи С. п. по-своему разработали представители гештальт-психологии (см. Гештальт). Представители психоанализа связывали С. п. с анализом аффективных процессов: они рассматривали в качестве основного фактора человеческой психики так называемый “комплекс”. В связи с идеей развития С. п. реализован в операциональной концепции интеллекта Ж.Пиаже (см. Женевская школа генетической психологии). В неофрейдизме, а также в символическом интеракционизме система социального, знаково-опосредствованного взаимодействия, со своей структурой, трактуется как первичная и определяющая по отношению к психике индивида. Советские философы и психологи (В.П.Кузьмин, Б.Ф.Ломов, Э.Г.Юдин и др.), исходя из марксистской методологии, рассматривают психологические системы как целенаправленные, социально обусловленные. В процессе индивидуального развития они проходят последовательные этапы усложнения, дифференциации, трансформации своей структуры. Единым генетическим основанием, из которого развертываются психологические системы, является совместная (социальная) предметная человеческая деятельность, включающая процессы общения.


Принцип системности (в психологии) — необходимость из великого множества явлений выделить и обособить специфическую категорию закономерно взаимосвязанных объектов, приобретающих значение и характер системных.

Внутреннее строение этих объектов описывается в таких понятиях, как элемент, связь, структура, функция, организация, управление, саморегуляция, стабильность, развитие, открытость, активность, среда и др.

Системный подход как методологический регулятив не был «изобретен» философами. Он направлял исследовательскую практику (включая лабораторную, экспериментальную работу) реально, прежде чем был теоретически осмыслен На рубеже XX и XXI вв. была разработана одна из таких логически выстроенных систем — категориальная система психологии (А.В. Петровский, В.А. Петровский, 2001), характеризующая структуру психосферы. Ее системообразующим признаком выступают взаимопереходы психологических категорий «по вертикали» от сущности к явлению, которое выступает как сущность для новых феноменов. Все эти переходы подчинены реализации идеи «восхождения от абстрактного к конкретному», характеризуют встречные детерминации биологического и культурно-исторического фактора, моделируют в единой схеме фило-, онто- и социогенез, образуют закономерную связь психологических категорий. Категориальная система психологии демонстрирует нерасторжимое единство трех основных объяснительных принципов психологии: системности, развития, детерминизма.(Петровский)


Категория деятельности в психологии.

Системность в психологическом развитии личности

Системный подход в теории личности

В психологии и теории личности системный подход выступает в качестве попытки применения существующей теории систем к описанию психических явлений. Своей целью данный подход обозначает внесение порядка в огромный объем психологической информации, ее систематизацию и решение задач, которые связаны с формированием целостного представления о психике и процессе развития личности человека.

Системный подход в теории личности является развитием или вариантом структурного подхода. Результатом при этом является достижение высокого уровня и структурности в описании личностных новообразований и преодолении отделения психологической структуры личности от непосредственного социального окружения.

Исследователи, использующие системный подход в теории личности, отмечают тот факт, что личность всегда включена во внешнюю – социальную – систему, представляя собой внутреннюю систему. Эта внутренняя система должна научиться справляться с внешней и преобразовывать ее влияние во благо развития личности в целом.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 1

Данный принцип указывает на то, что любое сложное явление, по сути своей система, которая состоит из взаимодействующих между собой частей, имеющих собственные функции и задачи, и подчиняющих их целям целостности.

Основная идея системного подхода заключается в представлении изучаемых явлений в виде систем, то есть целостных образований, отдельные элементы которых влияют друг на друга настолько мощно, что перестают быть просто отдельными составными частями и превращаются в носителей свойств всей системы в целом.

Таким образом, можно сделать вывод, что системный подход к изучению личности определяется как принятие того, что личность – это динамическая психологическая система, целое, которое образовано взаимосвязями и взаимодействием ее свойств, своеобразный личностных «органов», с помощью которых реализуются функции внутренней регуляции и внешнего обмена с социальной и предметной средой.

Определение свойств личности согласно системному подходу

При использовании системного подхода к изучению личности свойства личности определяются довольно специфически. Находясь во взаимодействии с элементами систем индивид приобретает определенные качества личности, они же в свою очередь становятся элементами его структуры личности. Соответственно при изучении данных свойств исследователи выходят за рамки только лишь индивиды и изучают их как элементы личности, которая в свою очередь является элементом общества Поиск системных качеств человека

Каким же образом с помощью принципа системности осуществляется поиск системных качеств человека? Самая основная и обширная система, к которой принадлежит человек – это биосфера, в которой все живые организмы и среда их обитания тесно связаны и находятся в постоянном взаимодействии образуя при целостную динамическую систему. В свою очередь биосфера является элементом системы космоса, который способен оказывать мощнейшее воздействие на физический и органический мир Земли. Резкое увеличение внезапных смертей, эпидемий, сумасшествия, несчастных случаев – все это является результатом космического влияния. Таким образом, качества личности, которая является элементом биосферы проявляются в чувствительности к биосферным явлениям в понижении работоспособности, депрессивных состояниях и т.п.

Рассматривая человека как звено в системе общества можно отметить тот факт, что он по сути является носителем всех социальных системных качеств, с которыми он сталкивается в процессе жизнедеятельности.

Основные свойства человека, которые обеспечивают его участие в социальных системах и играют роль системообразующего фактора — это способности человека решать три главных вопроса в жизни: вопрос жизни общества, деятельности, любви и брака.

Дополнительными системными качествами наделяется человек в различных подсистемах общества, к которым относятся большие и малые социальные группы. Одновременное существование человека в различных социальных системах, которые обладают взаимоисключающими целями и характеристиками является основополагающим условие развития личности. Участие личности в различных социальных группах является непременным условием для формирования социально зрелой личности, самостоятельной и творчески развитой.

Таким образом, мы видим, что в психологии уже давно предпринимаются попытки систематизировать понятие личности, представить личность как систему в ее отношениях с миром, социальных ролях, установках и способах существования в социуме.

Свойства личности как системы

Личность как система обладает следующими свойствами:

  • потребность в осуществлении информационного обмена с окружающей социальной и предметной средой, в связи с тем, что личность является системой переработки информации;
  • степень открытости-закрытости, позволяющая сохранить стабильность личности и одновременно с этим изменятся и саморазвиваться;
  • присутствие механизмов адаптации и самоконтроля, позволяющих сохранять работоспособность при изменениях окружающей среды с помощью изменения программы функционирования и поиска наиболее благоприятного состояния;
  • внутреннее равновесие – стремление к внутреннему состоянию упорядоченности и гармонии;
  • тенденция к повышению состояния внутреннего напряжения, которое проявляется в процессе взаимодействия с внешней средой и преодоление внутренних конфликтов личности;
  • способность к организации взаимодействия с другими социальными системами.

Системный подход к процессу развития личности является важным и перспективным инструментом научного познания, однако следует обратить внимание на опасность формализма в процессе систематизации и подгона имеющихся данных под искусственно созданные системы. Необходимо непредвзято анализировать имеющуюся информацию и применять ее в соответствии с принципами научного познания.

Принцип системности

Неотъемлемой частью современной научной теории является принцип системности. Это объяснительный принцип научного познания, без которого невозможна ни одна наука. В целом системный подход подразумевает особую позицию исследователя и арсенал средств, которые фиксируют изучаемый предмет как многокачественный, целостный и изменяющийся.

Специфика системного познания заключается в возможности описания и объяснения целостных образований действительности. Системная природа психических явлений выступает в качестве определенного итога развития знания о психике и поведении.

Психические явления, включаясь во всеобщую взаимосвязь событий материального мира, выражают уникальное единство разнообразных свойств живых существ и позволяют им гибко ориентироваться, коммуницировать и действовать в изменяющемся мире.

Идея системности имеет многовековую историю познания и как методологический регулятив системный подход был «изобретен» не философами. Прежде чем произошло теоретическое осмысление принципа, он реально направлял исследовательскую практику, включая лабораторную и экспериментальную работу.

Принцип имеет рабочий смысл и заключается в том, что исследователь в любом компоненте усматривает одно из приспособлений, которое решает главную задачу – удержать её в равновесном состоянии.

Из исследований биологического гомеостаза Кенноном были выведены «общие принципы организаций», действительные для любых «сложных объединений» – систем в отличие от «не систем». В образе гомеостаза принцип системности оказался весьма продуктивным не только в физиологии, но и в других науках – в учении о биоценозах, в генетике, кибернетике, социологии и психологии. Принцип системности гомеостазом не исчерпывается, хотя и служит одним из его эвристически сильных воплощений. Психическая организация – это живущий сам по себе системный объект, а эволюция научной мысли, в ходе которой возникали различные теоретические конструкты, должна была объяснить, как устроена эта организация, из каких частей состоит, как они связаны между собой.

Любое знание должно быть выстроено по определенной логике, чтобы отдельные его части складывались в целостную картину, удовлетворяющую принципу системности. Далеко не все концепции выдерживали испытание этим критерием, а чтобы выяснить специфику знаний адекватности принципу системности, надо сопоставить их с несколькими типами «несистемных» теорий. Выделяется пять таких типов: холизм, элементаризм, эклектизм, редукционизм, внешний методологизм:

Холизм

Готовые работы на аналогичную тему

Определение

В переводе с греческого, холизм – это целый, весь. Он абсолютизирует фактор целостности, как первичное, не из чего не выводимое начало. Подобное начало в психологии выступало в представлениях о душе, сознании, личности. Сознание и личность являются системными целостностями.

Термин холизм был введен Я. Смэтсом в книге «Холизм и эволюция», вышедшей в 1926 г. Целостность в холизме трактуется как высшее философское понятие, которое синтезирует в себе объективное и субъективное. Высшая конкретная форма органической целостности, согласно холистическому подходу – это человеческая личность.

Данный подход в психологии утверждает идею о необходимости целостного изучения личности как системы. В этой системе каждый элемент находится во взаимосвязи друг с другом. Таким образом, получается, что изучение каких-либо элементов и их выделение по отдельности возможны только в абстракции.

Проблемность данного подхода состоит в исключительной сложности целостного описания психологической феноменологии. В качестве его парной категории выступает атомизм.

Холизм в современной психологии

Принцип целостности человеческого разума выдвинула гештальтпсихология в первой половине XX века, представители которой утверждали, что субъективное переживание есть феноменальное выражение электрических процессов в головном мозге. Сознание они понимали как динамическое целое «поле», в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными. А если это так, значит, разум стремится к целостности во всех своих действиях.

Открытое новейшими отраслями психологии понятие целостности, значительно превзошло эту концепцию. Радикальным отходом от классической теории было открытие того, что общая сфера разума и сознания неуловимо и эффективно формирует взаимосвязанное целое.

Картина мира, с точки зрения классики, формируется у человека благодаря информации, которую органы чувств поставляют в мозг. Это значит, все то, что человек воспринимает разумом, сначала должно быть пропущено через естественные сенсоры. Современные психологи и психиатры сегодня говорят, что это не так и иногда сознание человека информируется через трансперсональные элементы.

Результаты исследований показывают, что эти трансперсональные формы информации действительно поступают в человеческий мозг и попытки объяснить это отклонениями приборов, хитростью объектов исследования, ошибками экспериментаторов, оказались бессильными.

Наука XXI века развивает холистическую картину реальности. Холизм современной физики, биологии, новейших отраслей психологии придает новую легитимацию холистической концепции мира на основе великих культурных традиций, поэтому холизм новой цивилизации будет иметь как научную, так и культурную основу.

Элементаризм

Данная система строится из элементов, которые взаимодействуя между собой, приобретают новое качество, как части целого и утрачивают его, выпадая из целого.

Элементаризм без внимания оставляет интегральность системы, считая самодостаточной величиной каждый из её компонентов. По типу соединения представляются её связи с другими такими же величинами, но при входе в соединение они не испытывают существенных преобразований. Такой стиль мышления в психологии ориентирован на механический способ объяснения природы, т.е. взаимодействию неделимых частиц. Это привело к поискам неделимых элементов в запутанной «материи» сознания.

За первоэлементы психической жизни, в концепциях, ориентированных на сенсуализм, принимались ощущения и простейшие чувствования. Представители структурализма предлагали программу выявления сенсорных «атомов», из которых выстраивается структура сознания, с помощью эксперимента.

Другие ответвления элементаризма вычленяли другие психические «атомы» – акты, функции, реакции. Ученые, стимулировавшие разработку концепций или отвергавшие структурную организацию душевной жизни, были не удовлетворены этими вариантами, что порождало дискуссии.

Эклектизм

Эклектизм, как соединение разнородных, лишенных внутренней связи, несовместимых друг с другом идей и положений, является антиподом системности.

Разрабатывая свою теорию физиологической психологии, В. Вундт исходил из того, что первичным материалом сознания служат сенсорные образы, которые соединяются посредством ассоциаций. Позже он увидел ограниченность этой схемы и в качестве «верховного» организатора процессов сознания ввел особую волевую силу – апперцепцию. Джемс считал, что эти два способа несовместимы.

Человек, как объект, является целостностью, поэтому возникает реальная потребность в том, чтобы собрать воедино известное о различных параметрах объектов, являющихся целостностями.

Редукционизм

Принципу системности в психологии противостояла еще одна установка, получившая название редукционизма, сводившая целое к частям, либо сложные явления к простым. Например, предпринимались попытки:

  • Свести такую умственную операцию, как обобщение, к генерализации нервного процесса в коре больших полушарий – физиологический редукционизм;
  • Свести личность к совокупности общественных отношений – социологический редукционизм;
  • Познавательную активность описать как прием и переработку информации – кибернетический редукционизм.

Аппарат собственных психологических понятий обогатился благодаря преимуществам междисциплинарных контактов, в результате обращения к физиологии, социологии, кибернетике. Все обращения эффективными будут тогда, когда не приведут к «истреблению» этих понятий.

Биологическая система – это организм, а общество система социальная, с ними, безусловно, связана психологическая система, которая имеет свой строй и закономерности преобразования.

Внешний методологизм

О том, что есть два типа научных систем по отношению к методологическому хребту, поддерживающему их, писал еще Л.С. Выготский. Методологию сравнивают с костяком, скелетом в организме животного. Такие животные, как улитка и черепаха свой скелет носят снаружи и их можно отделить от костяка. Тогда они останутся малодифференцированной мякотью. Высшие животные носят свой скелет внутри, который является их внутренней опорой, костью каждого движения.

Работой каждого элемента «организма» науки управляет высшая методология. Она управляет каждым движением мысли по добыванию и объяснению фактов. Существуют методологии, выполняющие защитную, а не рабочую функцию, наподобие панциря черепахи.

Примером такой психологии советского периода была философия диалектического материализма. Диалектический материализм был методологическим прикрытием процесса производства знаний. Этот процесс шел без реального конструктивного участия прочного внешнего прикрытия, не способного управлять внутринаучным поиском. Советская психология, лишившись этого прикрытия, оказалась той «малодифференцированной мякотью», которая не имела истинно системной организации.

90000 Cognitive Consistency (SOCIAL PSYCHOLOGY) — iResearchNet 90001 90002 Cognitive Consistency Definition 90003 90004 90005 90006 You have a friend named Jeff who likes to smoke cigarettes regularly. After attending a lecture on the grave cause-effect relationship between smoking and cancer, he quits. Why? 90007 90005 This evening, you will be meeting with two people, Chris and Jean. You really like Chris, but you do not like Jean. However, Chris really likes Jean. Over the course of the evening, do you think that your attitude toward Jean will change? 90007 90005 About 50 years ago, a small group of people were told by a spaceman that the world was going to end.They were also told that at an appointed date and time (December 21, at midnight), a «visitor» would come and take them to a spaceship to be saved from the pending cataclysm. The small group prepared for their departure for many weeks. When midnight struck on the December 21, nothing happened. Nobody came, nor did the world come to an end. Do you think these outcomes changed their beliefs? 90007 90012 90013 In these three situations, the concept of cognitive consistency may be used to predict and explain the various outcomes.Given the assumption that pleasant psychological states (i.e., balanced states) are preferred over those that are unpleasant, 90014 90015 90013 cognitive consistency can be defined as the concept that individuals have a preference for their thoughts, beliefs, knowledges, opinions, attitudes, and intents to be congruent, which is to say that they do not contradict each other. Further, these facets should be congruent with how individuals see themselves and their subsequent behaviors. Incongruency or asymmetry leads to tension and unpleasant psychological states, and individuals will seek change in order to reach congruency, reduce tension, and achieve psychological balance.90014 90018 90013 Within this definition, the term cognitive refers to «thoughts, beliefs, knowledges, opinions, attitudes, and intents.» (The word cognitive is roughly equivalent to the word mental.) Thus, the term is defined rather broadly and encompasses almost anything that humans hold consciously. The term consistency refers to consistency across cognitions, meaning that cognitions should be in agreement, symmetrical, balanced, or congruent. Cognitions that are conflicting (asymmetrical) place individuals in an unpleasant psychological state.Since pleasant states are preferred, individuals experience a pressure to have these conflicting cognitions resolved, and they take action to reduce tension and reach psychological balance. 90014 90013 Cognitive consistency is one of the earliest concepts associated with social psychology. Fritz Heider is typically credited with first noting, in 1946 the concept within social psychological theory. However, in the 1950s, a flurry of psychological theory incorporated the term, with various applications and improvisations.Pioneering social psychology figures such as Leon Festinger, Fritz Heider, Theodore Newcomb, and Charles Osgood all produced theories incorporating cognitive consistency and supportive research. It is these theorists and their work which form the core group of cognitive consistency theories, including cognitive dissonance (Festinger), balance or p-o-x theory (Heider), the A-B-X system (Newcomb), and the principle of congruity (Osgood). Beyond this core group, a host of other theorists have continued to incorporate the concept.Over the years, cognitive consistency, especially Festinger’s theory of cognitive dissonance, has produced a wide body of research in both laboratory and applied settings, and has been shown to be valid and robust. It is a key concept within all social psychology textbooks, especially regarding attitude change, and continues to be a studied commodity within social psychology and related fields. 90014 90013 To help illustrate the concept, take a look at the examples from the beginning of this section.Scenario 1 is one of the simplest applications of cognitive consistency. Your friend Jeff likes to smoke, and prior to attending the health lecture, this attitude was not in conflict. However, after attending a lecture on the health consequences of smoking, his enjoyment of smoking and knowledge about the negative health effects of smoking are now in conflict. Holding these two contradictory beliefs creates tension, which leads Jeff to want to reduce the tension. To do this, he quits smoking, thereby regaining balance.You may be asking, «Can not Jeff choose to smoke anyway, and ignore the health consequences?» That is indeed an option-to reduce the tension between the conflicting cognitions, Jeff could deny the validity of the health consequences of smoking to reach balance. 90014 90013 Scenario 2 is an application of Heider’s balance theory. Balance theory suggests that cognitive consistency or balance is expected across the three entities (viewed as a unit): the person (p), another person (o), and an attitude object (x).Within Scenario 2, there is a lack of consistency (i.e., the «unit» is out of balance). You like Chris but dislike Jean. However, Chris likes Jean. This tension must be resolved. You can either (a) decide to dislike Chris, or (b) decide to like Jean. Either choice will lead to balancing the system. Ultimately, if Chris is a good friend, you may decide to take a liking toward Jean at the end of the evening. 90014 90013 Scenario 3 is loosely based on a true story described in the book When Prophecy Fails (by Leon Festinger and colleagues).After the visitor fails to arrive at midnight, the group does not abandon their beliefs. Instead, they adopt various reasons for the person not showing, and hence their beliefs stay intact. From a cognitive consistency standpoint, this makes sense. The reality of the visitor failing to arrive conflicts with what they had vehemently believed. The cognitive discomfort (called dissonance, according to Festinger) resulting from this conflict subsequently led to various explanations being adopted by members of the group to bolster their earlier beliefs.Even days afterward, some members refused to accept the reality that there was never going to be a visitor and that the world was not going to end. 90014 90029 References: 90030 90004 90005 Festinger, L., Rieken, H. W., & Schachter, S. (1956). When prophecy fails: A social and psychological study of a modern group that predicted the destruction of the world. New York: Harper Torchbooks. 90007 90005 Oskamp, ​​S. (1991). Attitudes and opinions (2nd ed.). Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.90007 90005 Shaw, M. E., & Constanzo, P. R. (1982). Theories of social psychology (2nd ed.). New York: McGraw-Hill. 90007 90005 Simon, D., Snow, C. J., Read, S. J. (2004). The redux of cognitive consistency theories: Evidence judgments by constraint satisfaction. Journal of Personality and Social Psychology, 86, 814-837. 90007 90012 .90000 Attitude-Behavior Consistency (SOCIAL PSYCHOLOGY) — iResearchNet 90001 90002 Attitude-Behavior Consistency Definition 90003 90004 The study of attitude-behavior consistency concerns the degree to which people’s attitudes (opinions) predict their behavior (actions). Attitude-behavior consistency exists when there is a strong relation between opinions and actions. For example, a person with a positive attitude toward protecting the environment who recycles paper and bottles shows high attitude-behavior consistency.The study of attitude-behavior consistency is important because much of the usefulness of the attitude concept is derived from the idea that people’s opinions help guide their actions. 90005 90002 Attitude-Behavior Consistency Background 90003 90004 Common sense would dictate that attitudes should predict behavior. It seems sensible to predict that a student who strongly supports saving endangered animals will make an annual donation to the World Wildlife Fund. However, is the link between attitudes and behavior this simple? 90005 90004 To answer this question, it is helpful to consider some early research on this topic.Initial research on attitude-behavior consistency was conducted in the early 1930s. At this time, a college professor named Richard LaPiere was traveling across America with a young Chinese couple. At the time, there was widespread anti-Asian prejudice in America. As a result of this prejudice, LaPiere was concerned whether he and his traveling companions would be refused service in hotels and restaurants. Much to his surprise, only once (in over 250 establishments) were they not served. A few months after the completion of the journey, LaPiere sent a letter to each of the visited establishments and asked whether they would serve Chinese visitors.Of the establishments that replied, only one indicated that it would serve such a customer. While there are a number of problems with LaPiere’s study (for instance, there is no guarantee that the person who answered the letter was the same person who served LaPiere and his friends), the study was taken as evidence that that people’s behavior might not necessarily follow from their attitudes. 90005 90004 By the late 1960s, a number of experiments had examined the relation between attitudes and behavior.In 1969 Allan Wicker reviewed the findings of these studies. He reached a rather sobering conclusion: Attitudes were a relatively poor predictor of behavior. Wicker’s conclusion contributed to a «crisis of confidence» in social psychology and led a number of researchers to question the usefulness of the attitude concept. It was argued that, if attitudes do not guide actions, then the construct is of limited value. 90005 90004 90015 90005 90002 When Do Attitudes Influence Behavior? 90003 90004 Attitude researchers responded to this criticism by devoting greater attention to the study of when attitudes predict behavior.In the past 30 years, research findings have led to a more optimistic conclusion: Attitudes do predict behavior, under certain conditions. What are some of these conditions? 90005 90004 First, attitudes do a better job of predicting behavior when both concepts are measured in a similar way. Returning to LaPiere’s study, his measure of attitude asked establishments to indicate whether they would serve someone of the Chinese race. This measure of attitude is quite broad in comparison to the measure of behavior, which involved service being offered to a highly educated, well-dressed Chinese couple accompanied by an American college professor.Had LaPiere’s attitude measure been more specific (e.g., if it had read, «Would you serve a highly educated, well-dressed Chinese couple accompanied by an American college professor?»), There would have been greater consistency between attitudes and behavior. 90005 90004 Second, attitude-behavior consistency varies depending upon the topic being studied. In some areas, attitudes do an excellent job of predicting behavior, whereas in other areas they do not. At one extreme, a person’s attitude toward a particular political candidate does a very good job of predicting whether or not they vote for the candidate.Not surprisingly, people tend to vote for politicians they like. At the other extreme, researchers have found a low degree of consistency between a person’s attitude toward blood donation and the behavior of donating blood. Perhaps it is not surprising that this is a domain where there is a low relation between attitudes and behavior. It may be that a low relation arises because of other factors that people see as more important than their positive attitude (they may be extremely squeamish about needles), or because the behavior of donating blood may be much more difficult to enact than the simple expression of one’s attitude through a behavior like voting.90005 90004 Third, the consistency between attitudes and behavior depends upon the «strength» of the attitude. Attitudes differ in their strength. Some of people’s attitudes are very important to them, whereas others are not. A number of studies have demonstrated that strong attitudes are more likely to predict behavior than are weak attitudes. For instance, Rob Holland and colleagues conducted a study in which they asked participants to indicate the favorability and strength of their attitude toward the organization Greenpeace.One week later, as part of a different experiment, these same people were given the opportunity to donate money to Greenpeace. Holland and colleagues found that when participants held strong opinions about Greenpeace, the favorability of their attitude predicted the amount of money they donated one week later. Among people with weak attitudes toward Greenpeace, how much they liked the organization did not predict their later behavior. 90005 90004 Fourth, the consistency between attitudes and behavior is affected by differences across people.For example, research on the personality factor called «self-monitoring» (which reflects differences across people in how they vary their behavior across social situations) has found that the relation between attitudes and behavior is stronger for low self-monitors than high self- monitors. Further, the likelihood of a person’s attitudes influencing their behavior is affected by their age. A number of studies have found that university students show lower attitude-behavior relations compared to adults.This difference is thought to occur because university students tend to have less-clear attitudes compared to older individuals. 90005 90002 How Do Attitudes Influence Behavior? 90003 90004 In addition to understanding when attitudes predict behavior, social psychologists have developed a number of models to explain how attitudes predict behavior. Two important models are the theory of planned behavior and the MODE model. 90005 90033 90034 The Theory of Planned Behavior 90035 90036 90004 The theory of planned behavior was developed by Icek Azjen.As its name suggests, the theory of planned behavior was developed to predict deliberative and thoughtful behavior. According to this model, the most immediate predictor (or determinant) of a person’s behavior is his or her intention. Put simply, if you intend to recycle glass bottles, you are likely to engage in this behavior. Within the theory of planned behavior, a person’s intentions are determined by three factors: attitudes, subjective norms, and perceived behavioral control. The attitude component refers to the individual’s attitude toward the behavior-whether the person thinks that performing the behavior is good or bad.If you think that recycling glass is good, you should have a positive intention to carry out this behavior. Subjective norms refer to people’s beliefs about how other people who are important to them view the relevant behavior. If your family and close friends believe that recycling glass is good, and you are motivated to comply with their expectations, you should have a positive intention to carry out this behavior. 90005 90004 Of course, people’s behavior is also influenced by whether they feel they can perform the behavior.For example, if an individual wanted to eat a healthier diet, a positive attitude and positive subjective norms are unlikely to produce the desired behavior change if the person is unable to restrain him- or herself from eating French fries and chocolates. As a result, the Theory of Planned Behavior includes the idea that behavior is affected by whether people believe that they can perform the relevant behavior. This is captured by the concept of perceived behavioral control. 90005 90033 90034 The MODE Model 90035 90036 90004 Not all behavior is planned and deliberative.Quite often we act spontaneously, without consciously thinking of what we intend to do. When our behavior is spontaneous, the theory of planned behavior may not reflect how we decide to act. To help understand how attitudes influence spontaneous behavior, Russell Fazio developed the MODE model of attitude-behavior relations. MODE refers to Motivation and Opportunity as .Determinants of behavior. The MODE model suggests that if people are motivated and have the opportunity, they can base their behavior on a planned and deliberative consideration of available information.However, when either the motivation or the opportunity to make a reasoned decision is low, only strong attitudes will predict behavior. 90005 90033 Reference: 90036 90049 90050 Haddock, G., & Maio, G. R. (Eds.). (2004). Contemporary perspectives on the psychology of attitudes. New York: Psychology Press. 90051 90052 .90000 The Principle of Commitment and Behavioral Consistency 90001 90002 When the last of the New Year’s confetti settles, the New Year’s resolutions begin. People decide they are going to be healthier, richer, wiser by starting some new, positive habit — a phenomenon known as the «fresh start effect.» 90003 90002 This «honeymoon» phase rarely lasts, though. The gym traffic eventually slows, productivity and budgeting dwindles, and most of us return to our bad habits, despite our best efforts.But what if I told you that it is possible to influence behavior — to nudge people in the direction of sticking to their goals? 90003 90002 In his book 90007 Influence: Science and Practice 90008, Robert Cialdini identifies six principles of influence: 90003 90002 In this article we discuss the last principle in this list — that of commitment and consistency. 90003 90002 90007 90014 Definition: 90015 90008 90014 90015 90014 Behavioral consistency 90015 refers to people’s tendency to behave in a manner that matches their past decisions or behaviors.90003 90002 Behavioral consistency is a judgement heuristic to which we default in order to ease decision making: it is easier to make one decision, and stay consistent to it, than it is to make a new decision every single time we are presented with a problem. From an evolutionary standpoint, behavioral consistency also serves us well: in a social environment, unpredictable people are less likely to be liked and to thrive among others. 90003 90002 In Cialdini’s research, he found that not only will people go out of their way to behave consistently, they will also feel positively about being consistent with their decisions, even when faced with evidence that their decisions were erroneous.90003 90002 Behavioral consistency acts at both the 90014 individual 90015 and the 90014 social 90015 level. As Cialdini states, «Once we have made a choice or taken a stand, we will encounter personal and interpersonal pressures to behave consistently with that commitment. Those pressures will cause us to respond in ways that justify our earlier decision. » 90003 90002 Let’s say you make a New Year’s resolution to go to the gym three times a week at 6:00 am. Once you have made that decision, you will feel compelled to stick with it.This is the individual level — the pressure to keep a promise made to oneself. This pressure will be even stronger at the social level — that is, if the promise is public and involves others: if you and a friend both agree to meet at the gym in the mornings, you will feel more committed to your resolution and more likely to follow through. While inconsistency with ourselves might result in some guilt, inconsistency with others results in interpersonal risks. Inconsistency is seen as an undesirable trait and is associated with irrationality, deceit, and even incompetence; it can generate reactions of disappointment, anger, and confusion.These risks create tremendous social pressure to remain consistent. Thus, people will strive to ensure that their behavior matches past decisions in order to avoid undue stress. 90003 90002 Because of these personal and social pressures, if you make people commit to something, it’s likely that they will try to follow through. The commitment does not have to be a large one. In fact, it’s often a small decision. In the case of our fitness resolution, it could easily have been an off-hand, seemingly inconsequential comment made over a glass of New Year’s Eve champagne.Or, in the case of my parents, it was a dismissive response to my pleas for a dog. My father would reply, «Maybe when you’re older» in hopes I would forget. I nagged further, «How much older ?,» and eventually my mother caved and said, «Maybe when you’re ten years old.» Every year thereafter I counted down the years remaining until they owed me a dog. 90003 90002 They kept true to their word, and, much to their chagrin, when I turned ten years old, I was the proud owner of a spaniel named Toby.He lived for 11 incredible years. And in a hilarious (but predictable) turn of events, my parents loved him. 90003 90038 Examples of Commitment & Consistency in UX 90039 90002 To take advantage of behavioral consistency, get your users to make an initial commitment to an activity you want them to engage in. The initial commitment you propose to the user has to be: 90003 90002 Let’s look at the workflow of writing a review for Yelp.com. Because people can start writing a review without an account, this process seems both low-stakes (no personal data is shared with the organization) and easy (no work is required to create an account before reviewing, and the interaction to rate a business and to review requires only one click).But as soon as the user begins typing the review, the form field presents motivational microcopy: 90007 Keep those fingers rolling, you wizard of words. 90008 What seems like inconsequential text is actually an expert use of behavioral consistency: it reminds the user to stick to the commitment of writing a review and encourages her to make the additional commitment of writing even more. 90003 90002 Once people have finished their review, they are asked to commit (again) even more by creating an account.In fact, the review will not be saved and posted unless they do so. This sequence of actions takes advantage of users ‘previous commitment to post the review and of their aversion to data loss ( «Well, I’ve already done all this work, I might as well sign up and not lose it.»). 90003 90002 Finally, once the review is posted, an invitation to write another one is displayed (That was fun. Let’s write another). The wording reminds users that a) they just wrote a review, and b) they can be consistent with their behavior and write more reviews for other businesses.90003 90007 Yelp.com expertly uses microcopy to encourage users at various steps in the content-creation process. 90008 90002 When the Fitbit mobile app is first launched, it asks users to state their fitness goals. This task does not involve disclosing a lot of private information and is relatively effortless, since Fitbit’s target audience is made of people interested in tracking their health-related habits. Once these goals have been entered, they act as a commitment and are displayed on the user’s dashboard, together with the user’s progress toward the goals.This visual representation (combined with push notifications) serves as a reminder of the user’s commitment to these goals and makes it more likely that they will be accomplished. Moreover, the commitment can be made public to a group of friends or health enthusiasts, thus allowing users to raise personal promises to a social level. 90003 90007 Fitbit uses visuals of past behavior paired with motivational copy to encourage users to a) wear their Fitbit more, and b) log their activity more often.90008 90002 23andMe, a service which tests DNA to reveal genetic ancestry and health insights, uses the principle of commitment to encourage visitors to participate in questionnaires that gather data for its ongoing genetic research. 23andMe first presents users a short preliminary health survey pertaining directly to their personal genetic report. This short survey is low-effort and low-stakes: it requires only a few minutes and is part of the service the user is paying for in the first place.Once this short mandatory survey is complete, the system shows the user how many questions she’s answered as an initial milestone. Then it provides the option to answer more survey questions by showing a link labeled 90007 Continue answering 90008 — to give people the opportunity of keeping their commitment by providing even more data. 90003 90002 A progress bar indicates how many questions are unanswered. And the desktop site uses social proof to further motivate respondents by showing where they rank compared to other 23andMe participants.If you’re as competitive as I am, you can reach 357 questions and still be disappointed that 29% of the 23andMe participants answered more questions than you. 90003 90007 23andMe uses milestones, progress visuals, and the relatively small commitment of filling basic personal data to motivate more intense and involved survey participation from genetic-testing participants. 90008 90038 Implications for UX Practitioners & Stakeholders 90039 90002 Many mobile and websites apps require users to create an account before using the site.Often, this request backfires and does not create the effect the designers (or stakeholders) intended. Even when this commitment is easy to make (thanks to social media and Google integrations), it is not a low-stakes interaction — personal information and accidental commitment to long-term relationships are at stake. It takes time to build a relationship of experiential trust before a user feels comfortable sharing personal information. 90003 90002 Effectively facilitating and taking advantage of behavioral consistency is not just a matter of witty microcopy (though that can help) — it is a matter of interaction design.It requires UX practitioners to have a good understanding of commitment levels, prospect theory & loss aversion. It begs the analysis of the decision architecture of each workflow. In particular, here are some questions that practitioners must answer in order to reveal how much cognitive load, cost, and trust is required for each decision point in the interaction, from start to finish. 90003 90070 90071 How many choices does the user have to make at each step? 90072 90071 How much information does the user need to make that decision? 90072 90071 What are the default choices? 90072 90071 What is the interaction cost and sometimes the monetary cost of that decision? 90072 90079 90002 It also requires stakeholders and executives to reassess current customer-acquisition strategies, and maybe even business models to understand what a low-stakes decision means at various stages in the user journey.Organizations need to consider the level of trust that the user is at: at the beginning of a relationship, when trust has not yet been established, even a small request such as entering an email address can be perceived as high-stakes, but as the trust in the organization increases, high-stakes demands can become minor. 90003 90002 Another factor that affects what low-stakes means is the perceived value of the organization’s offerings. A company with a strong brand and clear offerings can afford imposing some higher-stakes commitments to their users even at the beginning of the relationship.90003 90002 As you’re designing the interaction flow, remember to offer to users commitments that match their trust in your organization and their perceived value of your products or services. And focus on minimizing the interaction cost associated with these commitments: even an inconsequential request is likely to be rejected if it requires a lot of work. 90003 90038 Conclusion 90039 90002 Commitment and consistency are powerful motivators to increase engagement and persuade users to fulfill their goals.Designs which allow users to make a small, low-cost commitment will be more likely to convert customers than ones that make commitment a costly process. An all-or-nothing design will deliver nothing from most users. There are many questions that need to be answered to ensure we meet user needs at every step of the decision-making process, but it all boils down to facilitating the trust of our users, and increasing the usability and the perceived value of our products and services. 90003 90090 Reference 90091 90002 Robert B.Cialdini, 90007 Influence: Science and Practice 90008. Pearson Education Inc., 2009. 90003.90000 java — How causal consistency is different to sequential consistency? 90001 Stack Overflow 90002 90003 Products 90004 90003 Customers 90004 90003 Use cases 90004 90009 90010 90003 Stack Overflow Public questions and answers 90004 90003 Teams Private questions and answers for your team 90004 90003 Enterprise Private self-hosted questions and answers for your enterprise 90004 90003 Jobs Programming and related technical career opportunities 90004 90003 Talent Hire technical talent 90004 90003 Advertising Reach developers worldwide 90004 90009.

Добавить комментарий