Ситуация столкновения противоречивых требований различных социальных: ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИОЛОГИЯ

ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИОЛОГИЯ

ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ ПО СОЦИОЛОГИИ

1. Авторитарный стиль руководства основан на прямых приказах и указаниях руководителя

2. Аксиологическая функция культуры проявляется в формировании ценностных ориентации

3. В основе психоаналитической трактовки природы лидерства лежат взгляды З. Фрейда

4. В России лидерство традиционно связывалось с подвижничеством и проявлением героизма

5. В ситуационной концепции лидерства главным считается востребованность конкретных качеств личности

6. В Советском Союзе теория социальной системы изучалась в рамках марксистской теории

7. В современной научной литературе отмечают два основных вида модернизации оригинальная и вторичная

8. Вклад А.Маслоу в развитие социальной психологии заключается в разработке проблем иерархии потребностей

9. Внутренние причины социальных изменений заключаются в противоречиях и «разрывах» между элементами социальной системы

10. Воля выражается в способности человека к достижению целей посредством осуществления настойчивых действий несмотря на сопротивление

11. Гегемонистский тип ориентации характеризуется негативным отношением к чужим социальным системам, кроме «своей»

12. Главенствующее влияние на психологическое настроение толпы оказывают самовнушение и самовозбуждение

13. Гражданские (или личные) права состоят из естественных, неотъемлемых прав человека

14. Гражданское общество возникает вследствие опасения одних людей перед другими, считал Гоббс

15. Группа, включающая в себя в качестве составных частей первичные малые группы: Вторичная группа

16. Группа, система ценностей и норм которой является для индивида своеобразным эталоном поведения: Группа референтная

17. Двухфакторная модель мотивации принадлежит Херцбергу

18. Деление социальных процессов на базовые и периферийные характеризует их структуру

19. Демократический стиль руководства включает широкое привлечение сотрудников к решению возникающих проблем и их свободное обсуждение

20. Для интроверта как социологического типа личности характерно усиленное внимание к оценке своего места в социуме

21. Для постфрейдистских теорий социального поведения характерно стремление к преодолению такого недостатка фрейдизма, как: излишний биологизм

22. Заслужить ненависть за добрые дела так же легко, как и за злые, поэтому надо мало поощрять и часто наказывать, считал Макиавелли

23. Знание социальной действительности определяется следующими уровнями эмпирическим и теоретическим

24. Изменение статуса социального субъекта; переход из одной социальной страты в другую: МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ

25. Инновационная деятельность характеризуется творческим преобразованием социальной действительности

26. Интеграционная функция социальной системы направлена на сохранение целостности социума

27. Исторически формирование наций связано с появлением индустриального образа жизни

28. Исторический период развития конкретного общества, в течение которого доминирует определенный способ производства: Общественно-экономическая Формация

29. К внешним факторам, влияющим на формирование и функционирование социальной системы, относят процессы, протекающие в других сферах социума

30. К внутренним системообразующим факторам, определяющим развитие социальной системы, следует отнести интересы и деятельность субъектов социума

31. К основным институтам социализации относятся семья, образовательные учреждения, СМИ

32. Конфигурация субъектов социальной системы в обществе характеризуется изменчивостью

33.

Концепции, объясняющие эволюционные процессы необходимостью решения для данного общества проблем внутреннего характера: Эндогенные концепции эволюции

34. Культурные права необходимы для реализации духовного развития граждан

35. Любое действие, в ходе которого внешние акты или психологические акты одного социального актора вызывают ответную реакцию другого социального актора в форме его внешних актов или психических переживаний: Взаимодействие социальное

36. Малая группа, являющаяся составной частью другой малой группы (вторичной по отношению к ней), но отличающаяся более высокой частотой и плотностью контактов между ее членами: Первичная группа

37. Метод социологического исследования, связанный с анкетированием и интервьюированием, – это опрос

38. Многозначное понятие, обозначающее: определенный уровень об-щественного развития материальной и духовной культуры общества; период развития общества, следующий за варварством; конкретный культурно-исторический тип развития общества: цивилизация

39. Мобилизационная функция социальной системы связана с максимальным использованием имеющихся ресурсов

40. Мониторинг выступает в качестве средства информационного обеспечения социологической деятельности

41. Наличие субкультур для развития основной культуры является нормой

42. Неформальный лидер отличается от формального главным образом способностью влиять на других

43. Общая теория конфликтов рассмотрена в трудах Г. Зиммеля и Л. Козера

44. Общепризнанная всеми представителями социологической науки (или отдельного ее течения) совокупность взглядов и методов научного исследования: Парадигма

45. Общественная группа становится субъектом социальной жизни при наличии у нее объективных связей, внутренней солидарности, неформальных лидеров и общих интересов

46. Общество, в котором осевой принцип развития образует информация, совокупность накопленных человечеством знаний: Постиндустриальное Общество

47. Одним из создателей теории социального обмена был Дж. Хоманс

48. Одним из структурных элементов социальной системы является социальная организация

49. Одной из важнейших функций культуры является функция социализации

50. Одной из главных проблем социологии была социальная солидарность, считал Эмиль Дюркгейм

51. Основным признаком формального лидера можно считать наличие у него социального (управленческого) статуса

52. Основным социальным ресурсом является человек

53. Основой гражданского общества является свобода экономического и политического выбора людей

54. Особенностью системы социально-политических отношений в России является потребность в сильном государстве

55. Относительно устойчивая система убеждений, относящихся к какому-то объекту и имеющих своим результатом его оценку: Аттитюд

56.

Первичной социальной единицей __________ считал индивида, а не общество. М. Вебер

57. Первыми из социальных философов считаются Платон и Аристотель

58. Переход из одной страты в другую, характеризующийся сменой статуса, называется социальной мобильностью

59. Период развития общества, характеризующийся резким ростом численности и плотности народонаселения и связанный с переходом от одного типа демографической стабильности с высокими показателями рождаемости и смертности к другому — с низкими показателями рождаемости и смертности: Демографический переход

60. Период социализации, совпадающий с младенческим возрастом: Первичная социализация

61. Поведение, отклоняющееся от социальных норм: Девиантное поведение

62. Позиция человека в обществе, определяемая его правами и обязан-ностями в отношении других (сопряженных) позиций: Статус

63. Позиция, положение человека в группе или обществе, называется Статусом

64. Политические права позволяют гражданам свободно участвовать в социальной и политической жизни

65. Понятие «географический детерминизм» вошло в социологию с именем Ш. Монтескье

66. Понятие, обозначающее процесс, в ходе которого индивид изучает и воспринимает как обязательные социальные ценности и нормы, переводя их на «внутренний» уровень: Интернализация

67. Понятие, характеризующее конкретный вид производства, осуществляемого в рамках исторически определенных общественных отношений; совокупность базиса и надстройки: производственные отношения

68. Понятие, характеризующее степень близости, отдаленности или отчужденности различных социальных статусов: Дистанция социальная

69. Понятия «лидер» и «руководитель» могут рассматриваться как нетождественные

70. Предписание, выступающее в качестве общей руководящей линии социального действия: Норма Социальная

71. Предположение о характере связи научных понятий – это научная гипотеза

72. Принадлежность к элите осуществляется в результате жесткого отбора и ограничений

73. Проблему коллективного сознания впервые затронули социальные психологи

74. Процесс взаимопроникновения и взаимовлияния обычаев и традиций, распространения культурных ценностей из одних социальных центров в другие: Аккультурация

75. Процесс непрерывного экономического роста, являющегося следствием приложения неодушевленных источников энергии к механизации производства: Индустриализация

76. Процесс усвоения социальных норм, адаптации к окружающей жизни и обществу, продолжающийся всю жизнь называется социализацией

77. Процесс устранения статусной несовместимости: Статусная кристаллизация.

78. Процесс формирования различных видов социальной практики в качестве социальных институтов: Институционализация

79. Процесс, в ходе которого и с помощью которого люди учатся при-спосабливаться к социальным нормам, т. е. процесс, делающий возможным продолжение общества и передачу его культуры между поколениями: Социализация

80. Процесс, в ходе которого религиозная мысль, практика и институты утрачивают доминирующее социальное значение: Секуляризация

81. Психологические характеристики, выражающиеся в необходимости чего-либо, называются потребностями

82. Разделение власти на отдельные ветви означает специализацию политических органов

83. Распад системы ценностей, лежавших в основе ранее доминировавшей культуры, характерен для кризиса идентичности

84. Распределение страт по всему социальному пространству, соотношение численности различных страт на различных статусных уровнях: Профиль стратификации

85. Регулярный, повторяющийся процесс, обусловленный взаимодействием индивидов, выполняющих социальные роли, называетсясоциальным взаимодействием

86. Ситуация обладания высоким статусом в одном из социальных подпространств при одновременном обладании низким статусным уровнем в другом подпространстве: Статусная несовместимость

87. Ситуация столкновения противоречивых требований различных со-циальных ролей, исполняемых одномоментно одним и тем же актором: Ролевой Конфликт

88. Совокупность всех общественных отношений — идеологических, политических, религиозных и т. п., — остающихся «за вычетом» производственных: Надстройка

89. Совокупность всех социальных статусов данного общества: Пространство социальное

90. Совокупность индивидов, обладающих одинаковыми или близкими по значению координатами в социальном пространстве: Страта

91. Совокупность личностных и вещественных элементов производства, предназначенная для производства из объектов природы вещей, способных удовлетворять потребности людей: ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ

92. Совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством на протяжении своего развития, – это культура

93. Совокупность отношений, в которые вступают люди по поводу производства, распределения и потребления материальных благ: Производственные Отношения

94. Совокупность социальных институтов называется системой общества

95. Совокупность статусов, характеризующих социальные и личностные позиции одного и того же социального субъекта в социальном пространстве: Статусный набор

96. Современная классификация включает следующие группы субъектов социальной системы социальные общности, социальные институты, индивиды

97. Согласно Веберу, мотивами, целями, интересами и сознанием обладает только индивид

98. Социальная дистанция между наивысшим и самым низшим статусами стратификации данного общества: высота стратификации

99. Социальная коммуникация представляет собой общение, обмен информацией

100. Социальная организация общества представляет собой совокупность социальных институтов

101. Социальная психология как наука сложилась в

102. Социальная реформа означает процесс изменений в рамках существующей системы

103. Социальная система общества представляет собой совокупность социальных институтов

104. Социальная сфера жизни общества представляет собой область взаимодействий социальных сил

105. Социальная установка как психологическое явление представляет собой состояние предрасположенности субъекта к определенным действиям в какой-либо ситуации

106. Социальное манипулирование подразумевает закрытое управление сознанием и поведением

107. Социальные конфликты разворачиваются в связи с решением вопросов, касающихся сохранения или изменения социума

108. Социальные последствия действия социального актора в рамках требований социальных ролей, находящие свое выражение в виде одобрения или порицания (наказания) со стороны окружающих: Социальная санкция

109. Социальные потребности демонстрируют нужду человека в трудовой и общественной деятельности

110. Социальный климат в обществе образуется в результате психологических реакций на события

111. Социальный миф представляет собой иллюзорную идею, принимаемую на веру

112. Социолога в первую очередь интересует закономерное и типичное

113. Социологические определения политики включают в себя следующие трактовки экономические, стратификационные и правовые

114. Социологию культуры или «культур-социологию» развивал в Германии М. Шелер

115. Социометрия – социологический метод, созданный Дж. Морено

116. Специфика социальных связей и отношений в российском обществе проявляется в большом разрыве между «социальным верхом» и «социальным низом»

117. Статистическая категория, описывающая совокупность больших социальных групп определенной территории, называется населением

118. Статус, для достижения которого не нужно затрачивать усилий: Аскриптивный статус

119. Статус, для достижения которого необходимо затратить определенные усилия: ДОСТИГАЕМЫЙ СТАТУС

120. Стиль руководства – это манера и методы управления, используемые лидером

121. Стихийное социальное поведение в наибольшей степени отражает массовые реакции на ситуацию нестабильности

122. Сторонники бихевиоризма полагают, что предметом социальной психологии является изучение социального поведения

123. Субъектами социальной жизни выступают личность или общественная группа, которые участвуют в социальной жизни

124. Субъективное отделение (отстраненность) актора от выполняемой им роли: Ролевая дистанция

125. Сущность социальной жизни состоит в производстве и воспроизводстве социальных связей и отношений

126. Теоретики консервативной ориентации считают, что главным источником модернизации является конфликт между мобилизованностью населения и отсутствием необходимых институтов

127. Теоретическое направление в социологии, сосредоточивающее внимание на анализе социальных взаимодействий преимущественно в их символическом содержании: Символический интеракционизм

128. Теоретическое направление, опирающееся на базовое предположение о том, что правила, регулирующие контакты между людьми, обычно принимаются ими на веру в готовом виде: Этнометодология

129. Теория вертикальной мобильности разрабатывалась П. Сорокиным

130. Теория, рассматривающая социальное взаимодействие как процесс, в ходе которого индивиды стремятся максимизировать получаемые выгоды и минимизировать потери; основное внимание уделяет изучению воздействия затрат и вознаграждений на поведение людей: Теория социального обмена

131. Течение в эволюционной теории, изучающее каналы, по которым в общество проникают социальные влияния извне: Диффузионизм

132. Тип экономики, характеризующийся следующими моментами: производственная единица, такая как крестьянская семья, производит продукцию главным образом для своего непосредственного потребления; единица в своем потреблении не зависит (или слабо зависит) от рынка; слабая специализация или разделение труда: Экономика пропитания

133. Тоталитарная трактовка личности в социальной психологии признает безоговорочное подчинение человека государству

134. Усвоение и соблюдение социальным актором определенных групповых и социальных норм, ценностей и привычек; необходимый элемент социализации и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы: КОНФОРМНОСТЬ

135. Усвоение новых ценностей, ролей, навыков взамен прежних, непра-вильно усвоенных, устаревших или же в связи с переходом в принципиально иные социальные условия: Ресоциализация

136. Устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов:Социальный институт

137. Утверждение, что процесс индустриализации продуцирует общие и единообразные политические и культурные характеристики в тех обществах, которые до индустриализации могли иметь весьма различающиеся происхождение и социальные структуры: Тезис конвергенции

138. Функции социальной системы формируются на основе требований и поддержки

139. Функция целеполагания социальной системы направлена на определение стратегии социального развития

140. Характер поведения, ожидаемый от обладателя того или иного социального статуса: РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ

141. Характер политического режима отражает мерy политической свободы

142. Характерными признаками манипуляции сознанием служат скрытность, использование личности как объекта

143. Элиты по сравнению с другими социальными группами располагает значительно большим влиянием в обществе

144. Этап социализации, совпадающий с периодом получения формального образования: вторичная социализация

145. Этническое самосознание выражается в осознании принадлежности к одному народу

Тесты с ответами по социологии

 

26. Поведение,  отклоняющееся от социальных  норм:

  1. конформное;
  2. революционное;
  3. эволюционное;
  4. девиантное.

 

27. Относительно  устойчивая система убеждений,  относящихся к какому-то объекту и имеющих своим результатом его оценку:

  1. конформное поведение;
  2. революционное поведение;
  3. эволюционное поведение;
  4. аттитюд.

 

28. Усвоение  и соблюдение социальным актором  определенных групповых и социальных норм, ценностей и привычек; необходимый элемент социализации и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы:

  1. инновация;
  2. конформность;
  3. ритуализм;
  4. ретритизм.

 

29.Общепризнанная  всеми представителями социологической  науки (или отдельного ее течения)  совокупность взглядов и методов  научного исследования:

1) этнометодология;

  1. органическая аналогия;
  2. парадигма;
  3. символический интеракционизм.

30. Совокупность  индивидов, обладающих одинаковыми  или близки 
ми по значению координатами в социальном пространстве:

1) страта;

2) класс;

  1. социальная группа;
  2. малая группа. ,

31. Течение в эволюционной теории, изучающее каналы, по которым в общество проникают социальные влияния извне:

  1. органическая аналогия;
  2. социал-дарвинизм;
  3. социологический реализм;
  4. диффузионизм.

 

32. Совокупность  статусов, характеризующих социальные  и личностные позиции одного и того же социального субъекта в социальном пространстве:

  1. высота стратификации;
  2. статусный набор;
  3. профиль стратификации;
  4. статусная кристаллизация.

 

33. Малая группа, являющаяся составной частью  другой малой группы (вторичной по отношению к ней), но отличающаяся более высокой частотой и плотностью контактов между ее членами:

  1. референтная;
  2. формальная;
  3. первичная;
  4. внеформальная.

 

34.Процесс устранения  статусной несовместимости: 
1) статусная кристаллизация;

  1. ролевой конфликт; 
  2. упорядочение статусного набора;
  3. приведение к нормальному статусу.

35. Процесс формирования  различных видов социальной практики  в качестве социальных институтов:

  1. статусная кристаллизация;
  2. институционализация;
  3. урегулирование ролевого конфликта;
  4. сглаживание профиля стратификации.

 

36. Изменение статуса социального субъекта; переход из одной социальной страты в другую:

  1. статусная кристаллизация;
  2. ролевой конфликт;
  3. ролевая дистанция;
  4. социальная мобильность.

 

37. Усвоение  новых ценностей, ролей, навыков  взамен прежних, неправильно усвоенных, устаревших или же в связи с переходом в принципиально иные социальные условия:

  1. вторичная социализация;
  2. аккультурация;
  3. ресоциализация;
  4. аккомодация.

 

38. Теоретическое  направление в социологии,  сосредоточивающее  внимание на анализе социальных  взаимодействий преимущественно в их символическом содержании:

  1. теория обмена;
  2. символический интеракционизм;
  3. этнометодология;
  4. управление впечатлениями.

 

39. Позиция человека  в обществе, определяемая его  правами и обязанностями в отношении других (сопряженных) позиций:

  1. статус;
  2. аттитюд; 
  3. инкамбент; 
  4. роль.

 

40. Предписание,  выступающее в качестве общей руководящей линии социального действия:

  1. приказ; 
  2. социальная норма;
  3. закон;
  4. санкция.

41. Общество, в котором осевой принцип развития образует информация, совокупность накопленных человечеством знаний:

  1. примитивное общество; 
  2. традиционное общество; 
  3. индустриальное общество;
  4. постиндустриальное общество.

 

42. Совокупность  отношений, в которые вступают  люди по поводу производства, распределения и потребления материальных благ

  1. экономические;
  2. политические;
  3. брачно-семейные;
  4. духовные.

 

43. Группа, система  ценностей и норм которой является для индивида 
своеобразным эталоном поведения:

  1. вторичная;
  2. формальная;
  3. референтная;
  4. неформальная.

 

44. Ситуация  столкновения противоречивых требований  различных социальных ролей, исполняемых одномоментно одним и тем же актором:

  1. революционная ситуация;
  2. ролевой конфликт;
  3. ролевая дистанция;
  4. ролевая параметризация.

 

45. Процесс, в  ходе которого религиозная мысль,  практика и институты утрачивают доминирующее социальное значение:

  1. инициация; 
  2. конфирмация;
  3. секвестрование;
  4. секуляризация.

 

46. Совокупность  всех социальных статусов данного  общества:

  1. социальное пространство;
  2. статусное поле;
  3. статусный комплекс;
  4. статусный фон.

 

47. Социальные  последствия действия социального  актора в рамках требований  социальных ролей, находящие свое выражение в виде одобрения или порицания (наказания) со стороны окружающих:

  1. социальная дистанция;
  2. секуляризация;
  3. социальная санкция;
  4. секвестрование.

 

48. Совокупность  личностных и вещественных элементов  производства, предназначенная для производства из объектов природы вещей, способных удовлетворять потребности людей:

  1. средства труда;
  2. производительные силы;
  3. предметы труда;
  4. трудовые ресурсы

49. Статус, для  достижения которого не нужно  затрачивать усилий:

  1. приобретаемый;
  2. кристаллизованный;
  3. общепризнанный;
  4. аскриптивный.

 

50. Субъективное отделение (отстраненность) актора от выполняемой им роли:

  1. ролевая дистанция; 
  2. ролевой конфликт,
  3. ролевая параметризация;  
  4. ролевая санкция.

 

 

ТЕСТ 8. ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

1. Независимая переменная, которая предшествует по времени возникновения другой независимой переменной:

  1. зависимая переменная;
  2. интервентная переменная;
  3. антецедентная переменная;
  4. альтернативная переменная.

 

2. Вопрос анкеты, не сопровождаемый предлагаемыми альтернативами ответа, на который респондент должен отвечать своими словами:

  1. открытый вопрос;
  2. закрытый вопрос;
  3. полузакрытй вопрос;
  4. альтернативный вопрос.

 

3. Алгоритм, по которому производится отображение индикаторов изучаемых социальных объектов в ту или иную числовую математическую систему:

  1. медиана;
  2. код;
  3. диаграмма;
  4. шкала.

 

4. Адекватное соответствие между измеряемым показателем и тем понятием, которое подлежит измерению:

  1. релевантность;
  2. валидность;
  3. операционализация;
  4. регрессия.

 

5. Эмпирическое исследование, в котором измерения переменных проводятся для одних и тех же единиц анализа в разных временных точках: 

  1. экспериментальное исследование;
  2. пилотажное исследование;
  3. точечное исследование;
  4. панельное исследование.

 

6. Гипотеза, в которой независимая и зависимая переменные идентичны, что делает ее подтверждение или опровержение невозможным:

  1. тавтологическая;
  2. коррелятивная;
  3. направленная;
  4. каузальная.

 

7. Выборка, для которой все элементы генеральной совокупности имеют одинаковую и заранее известную вероятность быть отобранными в состав выборочной совокупности:

  1. невероятностная выборка;
  2. стихийная выборка;
  3. квотная выборка;
  4. вероятностная выборка.

 

8. Социальное явление, характеристика или процесс, которые могут принимать различные конкретные значения:

  1. экспериментальная модель;
  2. переменная;
  3. вариация;
  4. корреляция.

 

9. Вопрос, используемый для сортировки респондентов с расчетом на то, что на последующий вопрос будут отвечать только те, для кого он предназначается:

  1. вопрос-ловушка;
  2. косвенный вопрос;
  3. вопрос-фильтр;
  4. контактный вопрос.

 

10. Процесс отбора  единиц наблюдения в состав выборочной совокупности по определенным правилам, определяемым целями и задача ми исследования:

  1. выборка;
  2. группировка;
  3. классификация;
  4. ковариация.

 

11. Способ измерения,  при котором индикаторы в полной  мере обладают всеми свойствами определяющих их чисел и к их обработке применимы любые математические действия:

  1. номинальная шкала;
  2. ранговая шкала;
  3. интервальная шкала;
  4. пропорциональная шкала.

 

12. Наглядное  графическое отображение объяснительной  схемы исследователя:

  1. гистограмма;
  2. пузырьковая диаграмма;
  3. стрелочная диаграмма;
  4. полигон распределений.

 

13. Научно обоснованное  предположение о наличии (или  отсутствии) связи между двумя и более переменными, а также о ее характере:

  1. прогноз;
  2. гипотеза;
  3. диагноз;
  4. регрессия.

 

14.Свойства выборки,  которые позволяют ей выступать на момент опроса в качестве модели, представителя генеральной совокупности:

  1. реактивность;
  2. предубежденность;
  3. операциональность;
  4. репрезентативность

15. Тип выборки,  численность и состав которой  формируются произ 
вольно и часто независимо от самого исследователя:

  1. выборка «снежного кома»;   
  2. стихийная выборка;
  3. систематическая выборка;
  4. квотная выборка.

16. Та часть  объекта исследования, которая локализована  по времени и территориально  и на которую мы будем распространять  все выводы:

  1. генеральная совокупность;
  2. каркас выборки;
  3. выборочная совокупность;
  4. проблемная группа.

 

17. Взаимосвязь, в которой значения одной переменной возрастают по мере увеличения значений другой:

  1. сильная связь;
  2. отрицательная связь;
  3. прямая связь;
  4. слабая связь.

 

18. Сумма всех значений переменной, разделенная на общее число значений:

  1. среднее;
  2. медиана;
  3. мода;
  4. дисперсия.

 

19. Вопрос, который  на самом деле состоит из  двух вопросов:

  1. открытый вопрос;
  2. предубежденный вопрос;
  3. двусмысленный вопрос;
  4. альтернативный вопрос.

Работа с противоречивыми институциональными требованиями

Организации и предприятия сталкиваются с целым рядом требований со стороны учреждений, включая регулирующие органы, спонсоров и профессиональные организации. Поскольку эти институты могут обеспечивать руководящие принципы для работы организации, контролировать жизненно важные ресурсы или иметь право придавать легитимность, к их требованиям следует относиться серьезно.

В такой области, как армия, с линейной цепочкой подчинения, требования просты. Но некоторым организациям приходится иметь дело с несовместимыми или противоречивыми требованиями, потому что они работают в более фрагментарных областях. Например, здравоохранение в США контролируется несколькими несогласованными органами с очень разными приоритетами. Такие организации, как биотехнологические фирмы, микрофинансовые предприятия, музеи, симфонические оркестры, взаимные фонды и юридические фирмы, работают в аналогичных условиях. В этих секторах ни один авторитет не имеет решающего слова, но каждый из них достаточно силен, чтобы к нему нужно прислушиваться.

Возрастающая институциональная сложность 

Возрастающая глобализация означает более противоречивые требования, поскольку организациям приходится сталкиваться как с местным, так и с глобальным институциональным давлением. Более того, увеличивается количество фрагментарных областей с большим количеством специализированных учреждений и большей передачей полномочий местным органам власти. И многие организации применяют гибридные стратегии, например, комбинируя коммерческие цели с социальной миссией.  

Так что же делает организация, когда сталкивается с противоречивыми институциональными требованиями? Этот вопрос изучали несколько исследователей. Но многие относятся к организациям как к единым акторам — как к отдельным людям с фиксированными взглядами. На самом деле организации представляют собой сложные комбинации групп, каждая из которых имеет разные ценности, цели и интересы. Если различные конфликтующие требования отстаиваются разными группами внутри организации, возникает внутренний конфликт.

Мы хотели выяснить, как организации на самом деле сталкиваются с конфликтующими требованиями и реагируют на них, поэтому мы разработали модель для объяснения и прогнозирования их реакций, основываясь на работе предыдущих исследователей. Наша модель учитывает природу противоречивых требований, то, как они представлены в организации, и мотивацию различных групп, направленную на то, чтобы их предпочтительные требования были удовлетворены.

Цели и средства

Организации сталкиваются с двумя типами требований: те, которые касаются целей, и те, которые касаются средств. Другими словами, одни требования касаются того, что организация должна делать, а другие — того, как она должна действовать для достижения своих целей. В целом, конфликт из-за средств предлагает больше возможностей для компромисса и гибкости, в то время как конфликт из-за целей является более фундаментальным и трудным для разрешения.

Способ представления противоречивых требований в организации зависит от того, как их воспринимают люди. Люди, обученные определенной логике, с большей вероятностью будут придерживаться ее или отвергать другие взгляды. Это может произойти, например, если они прошли определенный тип профессиональной подготовки.

Иногда конкретный спрос представляет только одна группа (одно представление). В других случаях разные группы имеют представление (множественное представление). Или может вообще не быть симпатии к требованиям (отсутствие представительства). Исследователи обнаружили пять стратегий, которые организации используют для реагирования на противоречивые требования, причем в рамках каждой стратегии доступны разные тактики. Первая стратегия — уступчивость или просто уступка. Вторая — компромисс, который может включать в себя уравновешивание конкурирующих ожиданий, умиротворение тех, чьи желания не выполняются, или торг с разными сторонами. Третья стратегия, избегание, может означать сокрытие несоответствия, ограждение соответствующей деятельности от внешнего контакта или бегство путем полного ухода из сектора. Неповиновение, четвертая стратегия, включает либо отклонение, либо игнорирование одного или нескольких требований. Наконец, манипулирование означает попытку изменить игру путем кооптации, влияния или прямого контроля над источниками давления.

Стратегии разрешения конфликтов 

Наш аргумент заключается в том, что природа конфликта (средства и цели) взаимодействует с уровнем внутреннего представительства (отсутствующим, единичным или множественным) и силой, которой обладает каждая внутренняя группа, чтобы определить, как организация, скорее всего, ответит.

Конфликт из-за средств не слишком сложен, так как включает только второстепенные требования. При отсутствии какого-либо внутреннего представительства наиболее вероятными стратегиями являются компромисс и избегание — они менее рискованны и дают наилучшие шансы найти приемлемую золотую середину. Если в организации представлено одно требование, компромисс менее вероятен. Вместо этого наиболее вероятными ответами являются избегание и неповиновение, причем некоторые люди готовы пойти дальше, чтобы защитить свои интересы. Если представлены два требования, картина снова меняется. Если группы одинаково сильны, компромисс снова возможен. Если одна группа доминирует, она может попытаться манипулировать источником противоположных требований, чтобы добиться своего.

Конфликты из-за целей более серьезны, поскольку они затрагивают самое сердце организации — ее основную причину существования. Компромисс, наверное, невозможен. Без внутренней репрезентации каких-либо противоречивых требований наиболее вероятными ответами будут избегание или неповиновение. Если одна внутренняя группа заинтересована в споре, манипуляция также может быть использована, поскольку группа делает все возможное, чтобы возобладать ее собственная точка зрения.

Ситуация, когда несколько групп отстаивают разные конфликтующие требования с точки зрения целей, очень серьезна и может поставить под угрозу само существование организации. Компромисс труден, и трудно избежать, когда оппозиция так близка. Если одна группа доминирует, она, скорее всего, попытается манипулировать, чтобы добиться своего. Но если группы обладают равной властью, ни одна из стратегий не сработает: ситуация зашла в тупик, результатом станет организационный паралич или даже распад.

Это произошло в 2008 году в ведущей консалтинговой фирме Booz Allen Hamilton. В течение многих лет ему удавалось примирять очень разные подходы, используемые консультантами, работающими в государственном и частном секторах. Но когда меньшинство руководителей попыталось заставить всех работать по-своему, возник конфликт, и в конце концов компания разделилась на две части.

Наша модель упрощена во многих отношениях. Структуры власти в различных секторах и областях не статичны, а развиваются со временем, а требования более сложны, чем это отражено в нашей модели. Тем не менее, наша работа дает новый полезный способ понять, как организации справляются с конфликтующими институциональными требованиями, и почему некоторые конфликты представляют собой полезные стратегические возможности, а другие могут привести к тому, что организация станет парализованной или даже разорвется на части.   

Дополнительная литература:

«Когда миры сталкиваются: внутренняя динамика организационных реакций на конфликтующие институциональные требования», опубликовано в Academy of Management Review

TAGS:
    0 5 public & private policy2
  • лучшее исследование

Работа с конфликтующими институциональными требованиями»> Работа с конфликтующими институциональными требованиями»> Работа с конфликтующими институциональными требованиями»> Работа с конфликтующими институциональными требованиями»> Работа с конфликтующими институциональными требованиями»> Работа с конфликтующими институциональными требованиями»>

Конфликт и движения за социальные изменения: политика посредничества и посредничество в политике

Движения за социальные изменения являются продуктами, производителями и разрешителями конфликтов. Объединяясь для осуществления перемен, их члены подтверждают позитивную, созидательную роль, которую конфликт может играть в привлечении внимания к несправедливости, оказании давления для поддержки необходимых социальных изменений, укреплении прогрессивных ценностей, прекращении цензуры и возмездия, а также устранении хронических системных источников. социального конфликта. Тем не менее, эти же движения часто страдают от собственных внутренних конфликтов, которые обычно разрешаются негативным и социально регрессивным образом.

Внутренние конфликты в социальных движениях обычно разрешаются с помощью целого ряда весьма деструктивных методов, включая избегание, апатию, приспособление, крик, подавление, принуждение к молчанию, личные оскорбления, массовые отставки, сплетни, остракизм, ненужное раскол, сектантское поведение, гневные доносы и публичные разоблачения. унижение, ни одно из которых не поддерживает единство, не поощряет принципиальную оппозицию и не демонстрирует способность решать более крупные социальные проблемы.

Эмоции, естественно возникающие в ходе этих конфликтов, часто подавляются — отчасти из уважения к высшей цели, политическому идеалу или принципу или непосредственным практическим приоритетам; отчасти из неуважения к субъективной слабости, которую можно рассматривать как форму политического шатания; отчасти из-за боязни кооптации и капитуляции.

Тогда личные потребности приравниваются к эгоизму и баловству; или отсутствие приверженности или идентификация с противоположными политическими интересами, так что жесткость и бесчувственность могут рассматриваться как положительные качества и необходимые приспособления к неровностям политической деятельности.

Почему движения конфликтуют

Внутренние конфликты эндемичны и естественны для прогрессивных политических и социальных движений, отчасти потому, что трудно договориться о том, как определить и изменить очень сложные, изменчивые и развивающиеся социальные проблемы. В результате с течением времени разные определения проблемы и представления о природе тех, кто ее защищает и представляет, приводят к радикально разным представлениям о том, что необходимо сделать для ее изменения.

Более того, эти попеременно подкрепляющие и противоречащие друг другу определения и идеи не фиксированы во времени, а резко меняются в зависимости от событий, изменения точки зрения, ужесточения или смягчения обязательств, а также меняющегося, неравномерного понимания того, какие организационные структуры и процессы принятия решений необходимы для преодоления кризиса. препятствия, которые периодически возникают на пути.

По этой причине споры о средствах и целях и целях и процессах являются частью истории всех социальных движений, которые одновременно фиксируются на достижении определенных целей или требований и в то же время ищут принципиальные способы их достижения, которые не копируйте худшее из того, что создали несправедливые и отчужденные социальные практики.

В то же время сохранение единства перед лицом организованной и репрессивной оппозиции имеет первостепенное значение. В решающие моменты все понимают, что ничего недостижимо при отсутствии единства, и что все возможно при нем.

Разновидности Единства

Внутренние конфликты, если с ними обращаться неправильно, излишне подрывают это единство. Но как именно формируется единство? Один тип единства происходит от наличия общей цели, цели, видения, идеи или источника вдохновляющей энергии. Мы можем думать об этом как о единстве субстанция или содержание Второй тип единства возникает из привязанности, общности, совместной борьбы с большими трудностями, дружбы или сопереживания. Мы можем думать об этом как о единстве отношений . Существует также третий тип единства, который мы можем представить как единство процесса , возникающее из открытого и честного общения, диалога, кружков и других процессов сотрудничества.

Единства содержания преходящи, ограничены, сознательны, интеллектуальны, ориентированы на будущее и направлены вовне. Единства отношений устойчивы, неограниченны, подсознательны, эмоциональны, ориентированы на прошлое и внутренне мотивированы. Единства процесса являются ситуативными, преобразующими, в значительной степени бессознательными, интуитивными, ориентированными на настоящее и инспирируемыми группой. Каждое из них влияет на другие и способно, даже крошечным, незаметным образом, усиливать или ослаблять их.

В любом движении или организации, стремящихся укрепить свое внутреннее единство и способность к совместным действиям, крайне важно развивать все три и двигаться, где это возможно, от первого, широко признанного, ко второму и третьему, которые в значительной степени игнорируется. В политических движениях особенно важно избавить принципы человеческой привязанности и сотрудничества от требований политической целесообразности и абстрактного содержания.

Среди политических групп существует историческая тенденция отвергать заботы о построении отношений и процессе сотрудничества как ненужные и требующие много времени, или как отклонения от политического содержания, или как «обидчивые» и буржуазные по своей природе. Каждое из этих суждений может быть точным в зависимости от обстоятельств. Но рассматривать отношения и процессы в целом как второстепенные или недостойные внимания — значит игнорировать их необычайное влияние и преобразующую силу.

Процесс кодирует взаимосвязей и резюмирует содержимое. Процесс поклона монарху или приветствия вышестоящему офицеру раскрывает и усиливает их иерархическое содержание. Всякий раз, когда люди стоят в очереди или сидят рядами перед выступающим, или танцуют на столешницах, отношения создаются посредством процесса, который усиливает реляционное и политическое содержание. Точно так же, если идеи выражены с помощью математических доказательств, страниц со сносками, масляной живописи, балета или рифмованной поэзии, из каждой формы возникнет разное содержание.

Та же идея распространяется на политические организации и их подходы к разрешению конфликтов. Имеет огромное значение, действует ли группа в соответствии с волей своего лидера, большинством голосов или на основе консенсуса. И не менее важно, решаются ли внутренние споры путем подавления инакомыслия, массовых изгнаний, борьбы за власть, избегания, ожесточенных дебатов, посредничества или открытого диалога.

Прогрессивные организации особенно заинтересованы в поощрении использования совместных, конструктивных методов разрешения внутренних споров, которые не воссоздают те же негативные, состязательные методы, которые характеризуют несправедливые, внутренне разделенные общества, которые они стремятся улучшить. Как только станет разрешено относиться к союзникам и внутренним членам так же, как мы относимся к внешним противникам, движение сделало огромный шаг назад и уменьшило то, чего оно сможет достичь.

Чтобы преуспеть в создании более справедливых обществ, нам нужно начать с себя и поощрять не только существенное единство в отношении основных идей и политических принципов, но и заботливые отношения и процессы сотрудничества, которые необходимы для их поддержки в долгосрочной перспективе, путем повышения уровня навыков и понимания в этих областях.

Политика конфликта

Каждый конфликт происходит не только между людьми, но и в контексте, культуре и среде; окружен социальными, экономическими и политическими силами; внутри организационной системы, структуры и технологического уклада; среди разнообразного сообщества людей; в определенный момент времени и истории; на сцене, в обстановке или на заднем плане; внутри отношений.

Ни один из этих элементов не является конфликтно-нейтральным. Каждый вносит свой вклад — часто завуалированным, невысказанным, но существенным образом — в природу, интенсивность, продолжительность, влияние и , что означает , наших конфликтов. И каждый элемент, в зависимости от обстоятельств, может играть определяющую роль в разговорах, вмешательствах и методах, необходимых для его урегулирования, разрешения, преобразования или преодоления.

Таким образом, каждый конфликт, каким бы мелким он ни был, содержит скрытые социальные, экономические и политические элементы, которые влияют на его развитие и исход. Что еще более важно, социальное неравенство, экономическое неравенство и политическая поляризация повышают интенсивность даже самых незначительных межличностных конфликтов, и эти силы проявляются лично как конфликт. Тем не менее, очень редко какой-либо из этих системных фоновых элементов замечается, анализируется, обсуждается или подвергается решению проблем, обсуждению или разрешению конфликтов теми, чья повседневная деятельность вызывает их существование.

Кроме того, социальные, экономические и политические дисфункции провоцируют или усугубляют межличностные и организационные конфликты, и эти конфликты способствуют поддержанию репрессивных социальных, экономических и политических систем, отчасти порождая хронические конфликты, а вместе с ними культура избегания и агрессии, а также набор враждебных установок и моделей поведения, которые ограничивают способность отдельных лиц и групп работать вместе для улучшения своей жизни.

Мы можем выделить ряд источников хронических конфликтов на протяжении всей истории, и среди них социальное неравенство, экономическое неравенство, политическая автократия и изменение окружающей среды. Следовательно, любые усилия отдельных лиц или движений за социальные изменения, направленные на то, чтобы положить конец или смягчить эти источники конфликтов, можно рассматривать как форму разрешения конфликтов.

Что можно сделать?

Эти наблюдения приводят нас к трем пороговым вопросам:

. Во-первых, можем ли мы стать более искусными в предотвращении, разрешении, преобразовании и преодолении конфликтов в социальных движениях, обращаясь к системным, контекстуальным и организационным влияниям, которые вызывают или усугубляют их?

Во-вторых, возможно ли применить принципы разрешения конфликтов к неравенству, несправедливости и дисфункциям, которые подпитывают хронические социальные, экономические, политические и экологические конфликты?

И в-третьих, можем ли мы научиться взаимодействовать друг с другом в социальном, экономическом, политическом и экологическом плане более гуманным, сострадательным и совместным образом, объединяясь для осуществления социальных изменений?

Эти вопросы предполагают более глубокие: 

  • Какова наша ответственность за конфликты, происходящие внутри наших собственных движений?
  • Разве мы не несем неявной ответственности за изучение более эффективных способов их решения?
  • Можем ли мы использовать наши знания и опыт в разрешении конфликтов, чтобы лучше предотвращать, разрешать, преобразовывать и преодолевать хронические конфликты внутри и за пределами наших организаций?
  • Как мы могли бы изменить организационные процессы, отношения, культуры и системы, которые регулярно и глобально их порождают?

Политика посредничества

Посредничество, как и всякий процесс, имеет политическое содержание. Он является добровольным и радикально демократичным, поскольку использует консенсус, а не принуждение, и, следовательно, обеспечивает максимум единства и минимальные потери энергии, времени, приверженности и ресурсов внутри организаций. Эти же характеристики позволяют рассматривать посредничество как модель социальных взаимодействий и цель более справедливого общества будущего.

Посредничество поощряет расширение прав и возможностей как по существу, так и по процессу. В случае успеха он позволяет конфликтующим сторонам прийти к урегулированию, которое удовлетворит обе стороны, создавая при этом более эффективную коммуникацию и определяя, что можно сделать для улучшения текущих отношений.

В посредничестве нет иерархии или властной элиты, диктующей результаты, поощряющей неконфликтные формы переговоров и творческое неформальное решение проблем. Поддерживаются эмпатия и взаимопонимание, а также цели или задачи, которые разделяют стороны.

Даже если основные политические разногласия разделяют конфликтующие стороны, их можно прояснить и обсудить честно, уважительно и открыто посредством диалога, поддерживающего откровенное и честное обсуждение разногласий. Богатый набор методов решения проблем может найти творческие решения, которые направлены на удовлетворение обоих наборов интересов.

Посредством посредничества, диалога и других процессов сотрудничества прогрессивные движения могут также моделировать методы разрешения более глубоких социальных конфликтов и принятия различных рас, полов, национальностей, сексуальных ориентаций, сообществ и политических взглядов, что является частью причины их существования.

Посредничество в политике

Цели мира, равенства, демократии и справедливости требуют сотрудничества, уважения, честности, справедливости и сочувствия — не только в абстрактной политической теории, но и как неотъемлемая часть практического решения проблем, переговоров и разрешения конфликтов, которые позволяют различным сообществам объединяться. и сосуществовать.

Таким образом, посредничество вместе с диалогом и другими процессами сотрудничества должно стать долгосрочной целью прогрессивных движений, по крайней мере, по следующим причинам:

1. Посредничество — это современная версия древней традиции, взывающей к мудрости и справедливости для устранения непоправимых разногласий, разделяющих людей. Старейшины коренных народов, олицетворяющие прощение и возрождение, сочувствие и мудрость, сегодня представлены посредниками.

2. Посредничество является принципом примирения и средством социального исправления для людей, чьи разногласия находятся за пределами их способности разрешить.

3. Посредничество является наиболее демократичным методом разрешения конфликта, поскольку стороны контролируют как процесс, так и результаты.

4. Посредничество поощряет ответственность за свои действия. Это решение проблем без иерархии, власть без автократии, структура без бюрократии, правосудие без государства.

5. Посредничество — это преобразование внешних ограничений во внутренние. Это индивидуальное и групповое самоопределение на практике.

6. Неразрешенные конфликты дорого обходятся любому обществу, будь то социальные конфликты, возникающие из-за неравенства и власти; экономические конфликты, возникающие из-за дефицита и иерархического разделения труда; или политические конфликты, возникающие из-за самодержавия, взяточничества и коррупции элит. Дизайн систем посредничества, диалога и разрешения конфликтов предлагает способы обсуждения, рассмотрения и разрешения всего этого.

7. Делать вид, что конфликта нет или что он разрешится сам собой, — это все равно, что игнорировать болезнь и надеяться, что она пройдет. Посредничество — это унция предотвращения, которая стоит фунта лечения.

9. Посредничество полностью без принуждения. Оно есть «отмирающее» судебное государство и судебное будущее гражданского общества.

10. Принципы политической и социальной демократии в целом могут существенно выиграть от крупномасштабных и мелких программ посредничества, в которых используются избранные добровольцы из районов, рабочих подразделений, школ и сообществ для добровольного, быстрого и конфиденциального разрешения споров.

11. Препятствие — это путь. Разрешая конфликты в их хронических источниках, мы даем возможность отдельным лицам, группам и обществам перейти к более высоким уровням конфликта и более продвинутым методам разрешения.

12. Утверждая и творчески комбинируя сложные, противоречивые, парадоксальные истины, мы даем возможность находить сложные, более высокого порядка, синергетические решения.

Живой организм, подобный общественному движению, не может освободиться от кумулятивных последствий своих решений, касающихся процесса, и рано или поздно эти последствия начинают проявляться в выгорании, усталости, борьбе, деструктивных отношениях, апатии, цинизме и потере жизненных сил. эффективность и единство. Ценный вклад времени и усилий затем предсказуемо снижается, поскольку деньги не пожертвованы, и начинается цикл обвинений и взаимных обвинений, заканчивающийся ожесточением и враждебностью для тех, кто остается, и озлобленностью и враждой по отношению к своим бывшим товарищам для тех, кто уходит.

Многого из этого можно избежать. Благодаря посредничеству конфликты могут быть обнаружены, обсуждены и признаны, и в большинстве случаев мирно разрешены. Коммуникацию можно улучшить, а рабочие отношения укрепить, желательно до того, как они станут дисфункциональными.

Хотя у процесса посредничества есть четкие ограничения, и хотя им можно злоупотреблять для подавления подлинных политических разногласий, позитивное отношение к конфликтам, разногласиям и многообразию более характерно для процесса посредничества, а его результаты соответствуют демократическим целям прогрессивных движений. , а также с социальным равенством и расширением прав и возможностей сообщества.

По этим причинам посредничество позволяет рассматривать конфликт как положительный фактор и источник перемен, а не как нечто, чего следует бояться и избегать. Затем конфликты становятся возможностями, проблемами, опытом обучения, полезным дополнением к процессу политических изменений и источниками единства внутри движения и общества в целом.

Кеннет Клоук

Кеннет Клоук — директор Центра разрешения споров, посредник, арбитр, консультант и тренер, специализирующийся на разрешении сложных многосторонних конфликтов на международном уровне и разработке систем разрешения конфликтов для организаций.

Добавить комментарий