Сказка терапия для детей: Терапевтические сказки — читать онлайн. Сказкотерапия!

читать онлайн для детей на ночь сказки на РуСтих

Перейти к контенту

Сказки для детей > Терапевтические сказки

  1. Цветок по имени Незабудка

  2. Сказ о том, как Штирлицев свой страх победил

  3. Байка про Егора-мухомора, девочку Машу, Серого Волка, лосей и мимолетную Бабушку

  4. Сказка о Дрюпе Дрюпкине

  5. История о славном Учмаге, учителе его Магуче и бедном, но вылеченном Аэроплане

  6. Бурин, или Когда ребенок становится взрослым?

  7. День испытаний

  8. Сказка о маленькой одинокой Рыбке и об огромном синем Море

  9. Детская Демократическая Республика

  10. Сказка о подсолнечном семечке

  11. Белочка-Припевочка

  12. Сказка о Вороненке

  13. Случай в лесу

  14. Сказка про ежика Витю

  15. Маленький гном

  16. Сказка о песике по имени Тобик

  17. Как Кенгуреныш стал самостоятельным

  18. Роза и ромашка

  19. Сказка про Енота

  20. Маленький медвежонок

  21. Помидор Сашка

  22. Сказка о Зайчике, который обиделся на свою маму

  23. Сказка о глупенькой маме

  24. Гномик

  25. Сказка про семью карандашиков

  26. Маленький Котенок

  27. Сказка о маленьком Тигренке

  28. Смелый Гномик

  29. Серое ухо

  30. Мышонок и темнота

  31. Белочка Нуся

  32. Слоненок, который боялся темноты

  33. Приключения медвежонка

  34. Сказка о Ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание

  35. Кенгуренок Вася

  36. Фея Равнодушие и Страна Надежды

  37. Цветик-семицветик (Терапевтическая сказка)

  38. Медвежонок и Старый Гриб

  39. Котенок Маша

  40. Шустрик и Обжорик

  41. Сказка о простой царевне Любе, которой не хотелось учиться

  42. Кораблик

  43. Сказка о Котенке, или Чего мне волноваться?

  44. Сказка о непоседливой Обезьянке

  45. Сказка о двух братьях и сильной воле

  46. Петя-Петушок

  47. Один обычный год, или Чрезвычайное происшествие

  48. Мальчик и Светлячок

  49. Девочка Надя и Баба Яга

  50. Сказка о Ежонке

  51. Тип и Топ

  52. Мальчик Сережа

  53. Сказка про маленькое Облачко

  54. Маленькое Привидение

  55. Гусеница-крапивница

  56. Хвостатик

  57. Нужная вещь

  58. Скрипочка

  59. Костерчик

  60. На маленькой полянке

  61. Ловкая Лапка

  62. Ольга Быкова — Тёма и сон

  63. Светлячок

  64. Смелый мальчик и Тётушка Ночь

  65. Сказка про кроватку

  66. Почему нужно кушать

  67. Как Илюша животик кормил

  68. Про Катюшину Капризку

  69. Как Андрюша гостей встречал

  70. Сказка про смелого Алёшу

  71. Как Оля полюбила садик

  72. Бум-бум-бум

Терапевтические сказки: читать онлайн популярные, лучшие народные сказки для детей, мальчиков и девочек, и их родителей о любви и Родине, природе, животных.

Если вы не нашли желаемую сказку или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

Что такое сказкотерапия, зачем она нужна и как написать свою сказку

С помощью сказок можно не только уложить ребенка спать, но и научить его справляться со стрессовыми ситуациями, находить новых друзей. Вместе со сказкотерапевтом Анастасией Денисовой разобрались, почему выдуманные истории решают психологические проблемы, и узнали, как сюжеты из детства влияют на взрослую жизнь.

Что такое сказкотерапия?

Сказкотерапия — это одно из направлений психологии. С помощью сказок специалисты развивают у пациентов эмоциональный интеллект, улучшают социальные навыки, помогают преодолеть страхи. Сказка в терапии воспринимается как некий код, потому что в каждой истории есть скрытый смысл, мораль. Обычно сказкотерапия проходит в формате групповых занятий или вебинаров, но можно найти и индивидуальные консультации от специалистов, занимающихся сказкотерапией. Как правило, это профессиональные психологи.

Часто к сказкотерапии обращаются с тяжёлыми чувствами у ребёнка (грусть, тоска, страх, обида, чувство вины, стыд). С помощью сказкотерапии можно также выработать или улучшить социальные навыки или примириться со страхами.

Иногда родители приходят в сказкотерапию с воспитательными запросами. Однако такие ситуации скорее манипулятивны. Например, родители пытаются воспитать в ребенке что-то для него неорганичное. Мама с папой считают, что сын должен быть лидером, и пытаются воспитать его таким образом, однако самому ребенку это неинтересно. Многие специалисты сказкотерапии заранее проговаривают, что работают исключительно с интересами ребенка и ничего ему не навязывают.

Почему именно сказки

Дети живут в мире сказок, им проще фантазировать о невероятном. Если взрослому нужно специальное усилие, чтобы представить, что медведь разговаривает, а соринка превратилась в принцессу, то для детей это их вселенная.

Когда взрослый начинает говорить с ребенком на его языке, возникает объединяющее пространство. Сказки помогают немного отдалиться от реальных проблем и говорить как бы не про себя, а про выдуманного персонажа. С помощью создаваемой дистанции можно многое понять, потому что на языке метафор комфортно говорить даже о самых неудобных чувствах. Родитель может получить много информации о ребенке: узнать, о чем он думает, кто его обидел. Выдуманные сюжеты дают ощущение безопасности: даже если история глубоко трогает ребенка, потому что он сталкивается с похожей проблемой, у него есть возможность абстрагироваться: «Все страшное происходит с лисичкой, а не со мной».

Какие сказки используют в терапии

Сказки можно условно разделить на терапевтические и воспитательные. Воспитательные работают на более безопасном уровне и решают менее глубокие проблемы. Например, адаптацию ребенка в новом обществе или преодоление фобий. Терапевтические же сказки помогают работать с более глубокими переживаниями. С их помощью можно пережить утрату или серьезную травму.

Не существует универсальных сюжетов, которые однозначно плохо или хорошо влияют на детей, потому что люди индивидуальны. Бывают очень чувствительные дети. Им не нужны сказки без счастливого конца, где кто-то умирает или превращается в чудовище и не возвращается. Если для кого-то «Русалочка» — слишком трагичная история, то для другого именно она окажется историей, которая поможет преодолеть трудности. Родителям стоит быть внимательными к тому, как дети реагируют на различные истории, и в соответствии с этим выбирать, что они будут рассказывать.

Нужно использовать готовые сказки? Или можно сочинить самому?

Для решения некоторых проблем вполне могут подойти уже известные сюжеты, но так как все случаи индивидуальны, полезно адаптировать истории под проблемы и чувства каждого ребенка. Поэтому часто сказкотерапевты учат родителей самостоятельно составлять истории для своих детей.

Для терапевтической сказки нужен герой, который максимально похож на ребенка или оказался в похожей ситуации. Если ребенок хочет справиться со страхом, нужно выбрать соответствующего персонажа. Можно выбрать зайчика, потому что они ассоциируются с пугливостью, а можно сделать главного героя медведем и в начале истории пояснить, что обычно медведи бесстрашные, а наш боится всего. Сюжет нужно выстроить так, чтобы в финале герой справился с проблемой.

С помощью сказкотерапии родители могут не просто научиться составлять сюжеты для детей, но и понять, как составить терапевтическую сказку всей семьей. Это позволит вовлечь ребенка в процесс и помочь ему обратить внимание на существующие конфликты.

Родители могут проводить сказкотерапию и самостоятельно, если изучат этот метод работы. К специалисту стоит обратиться, если нужно проработать тяжелые чувства. Например, переживание травмы, смерти.

Как сказки влияют на взрослую жизнь

Любимые истории — это индикатор того, что происходит у человека внутри. Сказка — некий сценарий, к которому мы привыкаем в детстве и впоследствии берем с собой во взрослую жизнь. Хороший конец у любимой сказки, где герой справляется с проблемой, дает нам силы и веру в лучшее. Если спросить у взрослого человека, какая у него была любимая сказка в детстве, можно многое узнать о том, какие переживания ему близки.

Сказкотерапия подходит только детям?

Работать в сказкотерапии могут и взрослые, и дети. Однако у них отличаются запросы. Дети в принципе живут в мире сказок, им не нужно учиться писать терапевтические или воспитательные истории. Запрос поступает обычно от родителей, которые хотят научиться сочинять сказки для своих детей. Часто к сказкотерапии обращаются и взрослые. Например, некоторые сочиняют сказки, чтобы улучшить коммуникацию с партнером.

Наталия Немцова, сценарист, кандидат педагогических наук, многодетная мама, писатель:

Сочинение сказок — это высшая степень слова «вместе» для родителей и детей. Это моменты доверия, заботы и единения семьи. Это то самое личное время, которого так не хватает работающим мамам и папам. Совместное придумывание сказки — отличный способ пошалить, подурачиться, поговорить о важном, рассказать о своей любви — вместе. Это одно из самых уютных впечатлений детства.

Как написать собственную сказку

  • Начните с финала. Секрет профессиональных сценаристов: все хорошие истории всегда начинаются с конца. То есть, чтобы сказка получилась, прежде всего придумайте финал.
    Поймите, к чему вы хотите привести героев, к каким выводам.
  • Сделайте историю героя максимально близкой для ваших детей. Мамы и папы лучше всех знают, из чего складывается день ребенка, о чем он переживает, чему радуется. Сказка, написанная специально для ребенка и максимально похожая на его реальность, поможет разобраться в переживаниях.
  • Сделайте финал сказки добрым, светлым. После хорошего конца истории мы лучше спим и просыпаемся более счастливыми. Смысл истории и имена героев могут забыться, а приятное ощущение после прочтения останется надолго.

Иллюстрации: Shutterstock / Dmitriy Trubin

Мейбл Терапия | Истории в терапии психического здоровья детей

Истории, сказки, мифы, легенды и басни веками использовались, чтобы учить, вдохновлять, направлять и обогащать нашу жизнь. Они могут говорить с нами на гораздо более глубоком и непосредственном уровне, чем обычный язык, помогая нам лучше понять себя и других. Они помогают нам смотреть на ситуации с другой точки зрения, развивать эмпатию и сострадание, разрешать проблемы и находить разные решения. Истории могут дать нам чувство надежды и оптимизма, помочь нам ценить и уважать различные ценности и убеждения и положительно влиять на наше социальное поведение.

В своей работе консультантом я регулярно использую истории. В Mable я могу использовать творческое программное обеспечение холста, что дает мне и ребенку безграничные возможности создавать новые миры и рассказывать истории, чтобы осмыслить их опыт.

Дети имеют врожденную любовь к сказкам; они волшебны и создают ощущение чуда, поэтому использование историй может увлечь ребенка и помочь ему участвовать в терапии. Использование историй в терапии стимулирует воображение и позволяет ребенку исследовать и решать личные и социальные проблемы, давая им навыки, которые можно применить в реальной жизни.

Иногда общение между взрослыми и детьми может показаться несогласованным. Прямота взрослого часто может привести к тому, что ребенок почувствует, что его отчитывают или отчитывают, и дети также склонны отключаться, когда сталкиваются с большим количеством вопросов. Они лучше реагируют на комментарий или повествовательный стиль общения. Их естественный «язык чувств» состоит из образов и метафор, как в рассказах и снах. Язык, который используют взрослые, иногда может противоречить этому и сжимать эмоциональный опыт ребенка, приводя к тому, что он чувствует себя непонятым и изолированным.

Часто дети стараются избегать прямого разговора о своих тяжелых чувствах или пережитом опыте. Терапевтическая история — это более эмпатический и менее инвазивный способ доступа к внутреннему опыту ребенка. У них нет продвинутых копинг-стратегий, позволяющих справляться со сложными и сильными чувствами, или внутренних ресурсов, позволяющих их обдумывать и регулировать свое эмоциональное возбуждение. Дети и молодые люди нуждаются в помощи, чтобы полностью осмыслить свой опыт, мысли и чувства; в противном случае эмоциональный перегруз приведет к тому, что они «поведут себя» с этими трудными эмоциями. Часто это проявляется в психологических состояниях, таких как тревога, навязчивые идеи, гиперактивность, фобии, ночное недержание мочи, страх и несчастье, агрессия, трудности в обучении, ритуалы и ночные кошмары.



Как работает использование историй?

Благодаря построению новых историй или воссозданию хорошо известных и любимых сказок работа с метафорой позволяет ребенку исследовать повествование, похожее на его жизненный опыт, с безопасного расстояния. По сути, они работают от третьего лица. Это нормализует их опыт, делая его менее пугающим и менее изолирующим. Ребенок может понять и связать проблемы, с которыми сталкивается персонаж в рассказе, со своими собственными. Это позволяет им смотреть на ситуацию с более широкой точки зрения, тем самым развивая эмпатию и сострадание к себе.

Истории дают детям надежду на то, что они смогут и преодолеют трудности в своей жизни. Они помогают детям обдумывать новые идеи и экспериментировать со своими дилеммами с безопасного расстояния, ориентируясь на решение. Они могут пробовать разные ответы, подходы и концовки, не опасаясь неудачи. Концепция помощи поощряется и поддерживается посредством сотрудничества и участия с терапевтом и персонажами истории.


Использование программного обеспечения для создания историй

До того, как я начал работать в Mable, я думал, что творческая терапия будет намного сложнее при работе в Интернете, чем при личной встрече. Количество физических ресурсов, которые я использовал в своей консультационной комнате, было бы трудно воспроизвести. Как только я начал, я понял, что совместная онлайн-платформа дала нам целый мир творческих возможностей и привлекла детей, используя их любимую среду — технологии! Вот несколько способов использования Mable Canvas:

 

 

1. Использование GIF и фоновых сцен

Некоторым детям младшего возраста трудно использовать традиционные методы терапии, так как им не хватает концентрации, чтобы сосредоточиться или усидеть на месте, поэтому использование движущихся анимированных графических изображений оживляет холст в веселой интерактивной форме. Когда ребенок взволнован и счастлив, высвобождаются дофамин и эндорфины, которые помогают снизить уровень стресса. Это означает, что ребенок расслаблен и готов получить доступ к своим сокровенным мыслям и поделиться ими, в то же время чувствуя себя в безопасности и эмоционально сдержанным.

Дети часто воссоздают общие темы и трудности, через которые они проходят в своей истории, а затем пытаются разобраться в этом с помощью консультанта. Используя ролевую игру, ребенок может воплотить каждого из персонажей по очереди, выражая себя с разных точек зрения. Это помогает им развить новое повествование и более широкую перспективу, одновременно обрабатывая то, что произошло.

Моя юная клиентка недавно воссоздала сцену из «Русалочки». Используя фон морского дна, она воплотила его в жизнь, добавив несколько избранных персонажей GIF, а затем воссоздала собственное повествование с помощью движущегося морского пейзажа. Она стала по очереди каждым из персонажей и была в восторге от своего творения. Мы смогли деликатно изучить некоторые повторяющиеся темы для нее, и ее родитель позже прокомментировал, насколько сильным был для нее сеанс. Более того, на следующем сеансе она попросила вернуться к своей истории, чтобы адаптироваться и внести изменения, демонстрируя, что она продвинулась вперед в своем восприятии мира.

2. Раскадровка и комиксы

Использование раскадровки и комиксов в терапии дает ребенку возможность исследовать и пробовать разные концовки, экспериментировать со своими чувствами и реакциями, а также с чувствами и реакциями других персонажей. Это также позволяет оживить серьезные темы, проработать их и воспроизвести в собственном темпе ребенка. Это позволяет им чувствовать себя в безопасности и контролировать ситуацию, развивая при этом свою автономию.

Используя структуру раскадровки, ребенок может создать свою собственную версию истории или адаптировать ее и импровизировать. Персонажей можно рисовать от руки с помощью программного обеспечения для рисования или путем выбора изображения из библиотеки изображений Canvas. Эти изображения можно изменять в размере и перемещать, а текстовые поля или мысленные пузыри можно использовать для добавления диалогов, и все это дает ребенку власть над историей. Это занятие позволяет ребенку выражать свои чувства, озвучивая то, что могут сказать персонажи, что помогает ему понять, как эти слова будут интерпретироваться и восприниматься.


3. Использование смайликов и текстового чата

Часто детям не хватает слов, чтобы сказать или объяснить, что они чувствуют, или уверенности, чтобы поделиться своими сокровенными чувствами. Они часто пытаются сменить тему, отвлечь или ответить «я не знаю» или «не сейчас», когда взрослые пытаются обсудить с ними сложные разговоры.

Некоторые из моих молодых клиентов пользуются функцией текстового чата, когда хотят, чтобы я узнал что-то важное, но не могут сказать это вслух. Довольно часто ребенок говорит, что с ним все в порядке, но затем вводит свои настоящие чувства в текстовое поле. Эта функция помогает детям сообщать «невыразимое» тонким, но действенным способом. Использование смайликов дополняет это. Иногда на вопрос «как ты себя чувствуешь?» можно встретить стандартный ответ «хорошо», но попросите их выбрать смайлик для представления своих чувств, и они гораздо лучше смогут выразить то, через что они проходят.

Созданная психологом Мули Лахадом, эта история из шести частей, ориентированная на решение, побуждает к творческому самовыражению через искусство. Лахад предполагает, что подсознание ребенка передает свои мысли и тревоги через образы, которые они создают. Ребенку предлагается нарисовать: главного героя героя, миссию или цель, которую должен достичь персонаж, ресурсы и людей, которые могут помочь, и препятствия, стоящие на пути. Наконец, просят нарисовать, как герой преодолевает это препятствие и чем заканчивается история.

Обычно ребенок встраивает свой собственный опыт или общие темы в историю, продолжая работать над метафорой. Это открывает путь для терапевтического обсуждения. SPSM позволяет ребенку встречать свои проблемы лицом к лицу, признавать свои сильные стороны, визуализировать свои собственные механизмы преодоления и определять различные стратегии и решения проблемы, которые являются важными жизненными навыками.

 

5. Использование холщовых лотков для песка

Многие личные консультации с детьми и молодыми людьми предполагают использование лотков для песка, где они могут выбирать различные предметы, представляющие людей в их жизни. Эти предметы традиционно представляют собой такие вещи, как ракушки, камешки или игрушки. Какой предмет они выбирают для изображения людей в своей жизни и где они размещают их по отношению друг к другу, имеет огромное значение и становится безопасной метафорой для описания их отношений с другими.

До того, как я начал работать в Mable, я никогда не думал, что эту работу можно выполнять онлайн, но теперь у меня есть доступ к онлайн-лотку с песком, который на самом деле имеет больше возможностей. Традиционные предметы, такие как галька и ракушки, подходят для некоторых клиентов, но для других они могут представлять людей в виде разных видов животных или даже в виде разных персонажей покемонов или известных футболистов! Все это можно сделать с помощью функции gifs. Для некоторых молодых людей сравнение членов семьи с покемонами может быть гораздо более увлекательным — и гораздо более подходящим для их опыта — чем то, что обычно происходит в консультационной комнате.

 

Работа с историями и метафорами позволяет детям исследовать свои мысли и чувства психологически безопасным способом, без защитной реакции, которая часто возникает, когда нас просят рассказать о сложных проблемах. Во время пандемии многие детские вожатые не знали, как перенести свое творчество в виртуальный мир. Работая в Mable, я чувствовал себя счастливым, потому что у меня не было этой проблемы, и я мог сделать действительно творческую работу над историей, используя холст, в то время, когда мои клиенты действительно нуждались в этом.

Если вы хотите узнать больше о нашей детской консультационной службе, пожалуйста, свяжитесь с нами.

 

Сказкотерапия для детей

По данным ЮНИСЕФ, каждый второй ребенок в Украине был вынужден покинуть свой дом после начала войны. 44% людей разлучены со своими семьями, разрушены или повреждены 844 украинские школы. 183 ребенка погибли, 342 получили ранения.

Украинские дети заслуживают того, чтобы оставаться в безопасности и быть счастливыми, и они нуждаются в нашей помощи и поддержке больше, чем когда-либо. Мы не можем оставаться в стороне от детских проблем и нужд.

Социально значимая цель Фонда «Париматч» — разработка и внедрение различных инструментов и продуктов, которые помогут детям справиться с последствиями войны, преодолеть военную травму и обрести надежду на счастливое будущее. Это важный вклад в здоровье и благополучие нации.

Фонд совместно с международными экспертами создает пособие для родителей, которое поможет успокоить малышей и вернуть чувство безопасности. Главный инструмент – сказка.

Сказкотерапия – метод психологической коррекции личности ребенка путем чтения или прослушивания специально подобранных текстов. Идея сказкотерапии заключается в создании особого психического пространства, когда фантазии ребенка становятся похожими на реальность и способствуют преодолению его страхов и комплексов. Сказкотерапия снижает уровень тревожности, помогает преодолеть различные страхи, способствует адаптации коллектива. Сказка способна сдерживать детскую агрессивность, а неуверенным и застенчивым детям прибавлять уверенности.

Владислава Куринна , практикующий психолог, сказкотерапевт, соучредитель проекта «Поддержи ребенка», рассказывает об основных принципах сказкотерапии и дает практические советы родителям.

«Любимая игрушка, которую всегда можно носить с собой, которая не занимает ни сантиметра в чемодане и которую нельзя потерять – та самая сказка»

Сказкотерапия как арт-терапевтический подход

Мир сказок всегда привлекает и детей, и взрослых. Когда происходят запутанные события, или нам нужно сделать сложный выбор или принять важное решение, мы доверяем своему подсознанию и часто обращаемся к выдуманным историям, где главный герой и его задачи являются полностью или частично отражением нашей ситуации. Вы помните наше детство, когда у каждого из нас была любимая сказка, полная скрытых символов, которые могли успокоить нас перед сном и укрепить веру в будущее? Мы знали, что гадкий утенок станет прекрасным лебедем, Золушка попадет на бал и найдет любовь, а плакать о разбитом золотом яйце не было смысла, потому что курица Ряба снесет простую. Относительно молодой метод сказкотерапии позволяет более эффективно использовать сказки для оказания психологической помощи и решения психологических проблем.

Сказка – мощное средство для отца, писателя, психолога и всех, кто нуждается в ее целебном воздействии. Его смысл воспринимается одновременно на двух уровнях: сознательном (когда человек воспринимает сказку как вымышленную и нереальную историю) и подсознательном (когда сюжет сказки и образ главного героя сцепляются с реальностью и находят совпадение в нем).

Чем может помочь сказкотерапия в психокоррекционной работе с детьми?

Сказка – это способ познания мира для каждого ребенка. Они исследуют окружающую среду, отношения между людьми, понятия добра и зла через сказочные образы, метафоры и символы. Так воспитываются нравственные качества личности, развиваются восприятие, воображение и т. д. Сказки помогают ребенку найти выход из захватывающей ситуации.

Спектр задач, которые можно решить с помощью сказки, очень широк:
Возрастные страхи
Психосоматические расстройства
Трудности в социализации
Проблемы с самооценкой и самовосприятием
Невротические расстройства: энурез, энкопрез, бессонница и др.

Каковы основные принципы создания психотерапевтической сказки для ребенка?

После определения проблемы, которую нужно исправить, взрослый может написать для ребенка специальную сказку.

История должна быть создана по определенному алгоритму. Сначала мы вводим главного героя, который похож на ребенка по внешности, определенной привычке или черте характера. Этот персонаж привлекает ребенка тем, что он находится в сфере ее интересов. Это может быть и любимый питомец малыша, и принцессы, волшебники, роботы или мультимедийный персонаж для детей. Следующей вехой повествования является описание трудностей и их последствий, с которыми сталкивается главный герой, что является полным отражением проблемы ребенка (боязнь темноты, энурез, нежелание делиться игрушками и т. д.). Затем главный герой преодолевает предложенные препятствия, и подробно описывается путь к избавлению от них. Главный герой делает выводы и живет лучше, чем раньше.

При написании сказки учитывайте возраст ребенка, чем старше ребенок, тем сложнее должен быть сюжет и тем более подробный рассказ. Но рассказ должен быть коротким.

Если родители не уверены в своих силах в написании лечебной сказки для ребенка, лучше обратиться к специалисту, который поможет.

Как усилить влияние сказки? Как его разнообразить?

Существует множество способов разнообразить как простое вечернее чтение сказок перед сном, так и психотерапевтическое.

Создавайте свои сказки вместе с ребенком. Попросите ребенка составить сказку о любимом герое и его приключениях. Этот процесс является диагностическим. Ведь через рассказ ребенок поделится своими мыслями, убеждениями и тревогами. Вы можете создать совершенно новую историю или историю на основе уже известной.

Продолжите приключения известного героя , сыграйте в сказку наоборот, когда известные добрые персонажи становятся злыми, а отрицательные превращаются в положительных. В конкретную сказку можно добавить лишнего героя (в сказку про курицу Рябу добавить черепашку-ниндзя).

Обсуждать сказку: главного героя, его поступки, окружающий мир и т.д. Таким образом, ребенок учится анализировать события, выражать свою позицию, различать, что плохо, а что хорошо.

Добавить комментарий