Соц конфликты это: Виды социальных конфликтов — причины, понятия, формы

Социальная роль конфликтов и пути их разрешения

 Жизнь коллектива предприятия в обществе, а так же и в любом социуме невозможна без столкновения различных мнений, появление дискуссий и противоречий. Это является главной причиной для возникновения конфликтных ситуаций. Думая о конфликте, люди чаще всего сравнивают его с нежелательным явлением, которое следует всегда избегать. Зачастую конфликты только усугубляют, возникшие разногласия и ухудшают отношения между людьми. Однако в некоторых ситуациях конфликт может выполнять и положительную роль: предоставляет ранее неизвестную информацию, помогает найти несколько вариантов его решения. Таким образом, конфликт — это результат столкновения противоположных позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия. 

Возникновение конфликтов зависит от трех параметров:

  • · сопутствующие обстоятельства;
  • · сущность противоречия;
  • · внешний повод для конфликта.

Сопутствующие обстоятельства могут изменять характер конфликта и время его начала, не затрагивая его главной сущности.

Внешний повод для конфликта —  это те обстоятельства, которые  запускают процесс конфликта (чаще всего — оскорбительная фраза, насмешка и т. д.).

Одну из главных ролей в возникновении конфликта играет его первопричины, которые называются конфликтогенами. [1] Конфликтогены – это действия (или бездействия),а так же слова, которые могут привести к конфликтной ситуации.[1] В данном определении ключевым является слово «могут». Оно характеризует конкретную  опасность конфликтогена. Конфликт может возникнуть, а может и не начать развиваться. Все зависит от восприятия участников конфликтной ситауации, и силы конфликтогена. 

На рис.1 изображены три наиболее распространенных способа классификации конфликтов. Рассмотрим их поподробнее.  

Рис. 1. Разновидности конфликтов 

По количеству участников конфликты можно разделить на  мелкие и крупные конфликты, которые происходят  между личностью и группой- межгрупповые и межличностные конфликты.

Конфликт, возникающий между двумя субъектами, происходит в том случае если их цели и моральные ценности далеко не схожи. [1] Причиной таких конфликтов может быть борьба за лидерство, материальные ценности, социальный статус. К данному типу, например, относятся конфликты между начальником и сотрудником, по поводу не во время выплаченной заработной платы. Межгрупповой конфликт чаще возникает в результате противоречий между ожиданиями отдельной личности, пришедшей в организацию, и действующими в группе нормами поведения и особенностями корпоративной культуры труда. К межгрупповым конфликтам относятся противоречия между отдельными группами в одной организации.           

По длительности протекания конфликты можно разделить на короткие и длительные. Кратковременные конфликты чаще всего возникают вследствие взаимного недопонимания или ошибок, которые быстро осознаются. Затяжные конфликты связаны с глубокими объективными трудностями. Эти конфликты могут доставить огромный вред взаимоотношениям людей, так как по мере их развития происходит изменение деловых разногласий в межличностные, которые обычно развиваются с большой силой и затрагивают эмоциональную сферу людей.

По источнику возникновения конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Объективные конфликты возникают в сложной спорной ситуации, в которой оказываются люди. Очень плохие условия труда, не корректное разделение обязанностей и ответственности, все это является причинами объективных конфликтов. Субъективным можно считать возникновение конфликтов, связанных с личностными особенностями, характером конфликтующих людей, их ценностями или манерой поведения в обществе.

Отношения между людьми могут не только выполнять положительные функции, но и служить источником стрессов (рис.2). К таким отрицательным последствиям приводят неосознанные установки личности или не совсем развитые коммуникативные навыки. [3] 

Рис. 2. Источники стрессов 

Существует несколько методов, которые приводят к завершению разногласий и решению проблемы. Среди основных методов выделяют компромисс. [2] В данном случае разрешение социальных конфликтов происходит через договоренности сторон и нахождение обоюдного решения, которое удовлетворяет обе стороны.

Но при этом каждая сторона конфликта идет на определенные уступки или находит некое третье решение, с которым соглашаются все конфликтующие. Так же существует консенсус — метод разрешения конфликта, который заключается в проведении переговоров и нахождении решения, удовлетворяющего обе стороны. Обычно он достигается по части вопросов, в то время как другие просто снимаются с повестки дня, поскольку стороны удовлетворены найденным решением. Еще существует метод реставрация — метод решения, который предполагает возвращение на прежние позиции ,  сторон до вступления в конфликт.

Что бы конструктивно разрешить конфликт нужно:

  1. Следует устранить из делового общения негативные оценки, которые ущемляют честь и достоинство собеседника.
  2. Нужно уделять внимание обсуждению схожих позиций и меньше всего обсуждать разногласия собеседников.
  3. В конфликтной ситуации следует сохранять вежливость и самообладание.
  4. Важно проанализировать наиболее важные интересы сторон и стремиться найти истинную причину конфликта.
  5. Старайтесь творчески подходить к решению возникшей проблемы.

Подводя итоги статьи, можно сделать вывод о том, что существование общества и любой организации без конфликтов невозможно. Нельзя категорично назвать конфликт негативным явлением, отклоняющимся поведением индивидов и групп, феноменом общественной жизни и организации в целом, вероятно конфликт – нужная форма социального взаимодействия между субъектами. В данной работе раскрыты понятие, виды и роль  конфликтов в обществе. А так  же рассмотрены эффективные методы разрешения конфликтов, вызванных различиями во взглядах, целях, несовпадениях мнений и поступков различных людей и социальных групп. Эти методы укрепляют взаимоотношения людей и  объединяют  их.   Совместное успешное разрешение конфликтных ситуаций может сблизить людей больше, чем многие годы, проведенные во взаимном обмене любезностями.

Социальная роль конфликтов велика во-первых они помогают  выявить разнообразие точек зрения, во-вторых обладать дополнительной информацией, в третьих помогают выявить большее число альтернативных решений или проблем, а также могут быть предохранительным клапаном, для безопасного выхода всех отрицательных эмоций.

Функции социального конфликта в обществе

Роль социального противоречия и социального конфликта в обществе оценивается по-разному. Одни исследователи считают, что социальные конфликты играют преимущественно отрицательную роль, потому что сопровождаются нервными перегрузками, разрушениями, жертвами и т.п.

С их точки зрения они замедляют развитие общества, его институтов, организаций, индивидов. Это ненормальное явление для общества – результат дестабилизирующих факторов, ошибок в управлении, случайного стечения обстоятельств.

Так оцениваются Первая и Вторая мировые войны, Октябрьская революция, война в Чечне и т.п.

Их в принципе можно было бы избежать, если бы участники социального конфликта правильно оценивали ситуацию (возможность победы и ее цену), стремились бы не к победе друг над другом, а к согласию.

Но, к сожалению, этих «если» невозможно избежать, и социальный конфликт – постоянный фактор человеческой истории.

Общественные противоречия и социальные конфликты – необходимые стороны общества. Но из этого не следует, что все социальные конфликты необходимы. Многие социальные конфликты – действительно результат ошибок и непродуманности действий субъектов (вождей, групп, организаций).

Поэтому можно было избежать и Первой мировой войны, и Октябрьской революции, и войны в Чечне или не доводить эти социальные противоречия и конфликты до уровня развертывания.

В этой связи важнейшая функция социального конфликта в обществе и изучающей их социальной конфликтологии состоит в обнаружении социальных конфликтов, их прогнозировании, умении не допустить до стадии развертывания.

Последнее связано с общим интеллектуальным и моральным развитием человечества, народов, политических руководителей. В конечном счете многое зависит от уровня экономики, развития демократии, культуры и воспитания всех людей.

Нужно различать нежелательность и ненормальность социального конфликта. Нежелательность социального конфликта объяснятся тем, что он сопровождается психическими стрессами его участников, значительными экономическими и человеческими жертвами, особенно в случае войн.

С этой точки зрения социальные конфликты, действительно, нежелательны. Но без определенного ущерба и потерь для людей социальные конфликты невозможны.

Прогресс человечества невозможен без потерь, что отмечается и крупнейшими мыслителями, и подтверждается практикой жизни.

Развитие общества невозможно без социальных конфликтов, а существование общества невозможно без его развития. Развитие является неотъемлемым свойством всей материи и ее части – общества.

В советском обществознании господствовала точка зрения, что социальные конфликты, особенно в их антагонистической (непримиримой) форме, возможны только при капитализме и других антагонистических (с враждебными классами) общественных формациях (рабовладельческой, феодальной, буржуазной).

Утверждалось, что в социалистическом (советском) обществе можно обойтись без социальных конфликтов и вызывающих их противоречий.

Тем самым утверждалось, что в СССР невозможны непродуманные и ошибочные решения, так как во главе страны стоит КПСС, руководствующаяся научной марксистско – ленинской теорией, позволяющей избежать ошибок во внутренней и внешней политике Советского государства.

Для ликвидации социального конфликта в СССР были уничтожены классы, социальное неравенство и создано социальное равенство и однородность.

Это привело к ликвидации условий социального конфликта на корню, но одновременно СССР и страны социализма потеряли способность к саморазвитию. В них инициатива стала наказуемой, а развитие стало возможным с разрешения и по инициативе бюрократии и высшего политического руководства страны.

Произошло быстрое отставание стран социализма по темпам технического развития, совершенствованию экономики, улучшению политического устройства и качества жизни людей. Многие социальные конфликты были загнаны внутрь, например, межнациональный.

Функции социального конфликта в обществе

В конечном счете странам социализма пришлось отказаться от советской организации общества и встать на путь радикальных реформ, которые сейчас переживает и Россия.

В условиях формирования демократического капитализма, демократизации всей жизни, необходимо пересмотреть оставшееся после советизма отношение к социальным конфликтам. Нужно признать, что социальные конфликты являются естественным состоянием общественной жизни.

Бесконфликтной жизни нет и быть не может. А если ее искусственно делать бесконфликтной, то это загонит социальные конфликты внутрь, что в конечном счете приведет к взрывному разрешению их. Это и произошло с межнациональными конфликтами в процессе развала СССР.

Большинство ученых (Аристотель, Маркс, Вебер и др.) считают социальные конфликты постоянным и неизбежным спутником общества. Любой дефицит каких-то благ, неравенство субъектов, неправильное понимание ситуации и своих интересов и т.п. может вызвать социальные конфликты.

Функции социальных конфликтов в обществе многообразны, что еще раз подчеркивает их большую (положительную и отрицательную) роль в обществе и в жизни социальных общностей, социальных институтов и организаций.

Нужно признать позитивную роль социальных конфликтов в общественном развитии. Разумеется, мы не отвергаем утверждение, что социальные конфликты имеют и деструктивную сторону.

Обращается внимание лишь на то, что без социальных конфликтов и некоторых издержек (цены развития) прогресс общества невозможен.

Нужно стремиться не к ликвидации социальных конфликтов, а к созданию механизмов их оптимального разрешения.

В условиях демократизации общества это предполагает уважительное отношение к самым разным точкам зрения, программам.

1. Прежде всего, социальные конфликты служат способом выявления и разрешения социальных противоречий, позволяют выявить противоборствующие стороны, противоположность интересов субъектов и тем самым начать процесс разрешения социальных конфликтов и общественного противоречия, не дожидаясь его эскалации.

Поэтому Е.И. Степанов считает, что «социальный конфликт может быть определен как разрешаемое социальное противоречие».

2. Далее, появление социального конфликта в обществе – это признак назревших общественных противоречий и необходимости соответствующих реформ. Нельзя замечать социальные конфликты и откладывать их разрешение на длительный срок.

Это может привести к социальным катаклизмам типа Октябрьской революции или Чеченской войны. Сейчас в нашей стране обостряются социальные конфликты между богатыми и бедными, демократами и националистами.

Если не принять мер, то он может закончиться социальным взрывом и возвратом к отжившей советской системе. Это тоже будет развитие, т.е. переход данной вещи (общества) из одного качества в другое или в другую вещь.

Но данное развитие не будет прогрессивным. Следовательно, разрешение социального конфликта может привести не только к прогрессу, но и регрессу.

3. Наконец, разрешение социального конфликта является источником развития (прогрессивного или регрессивного) самих противоборствующих субъектов и того общественного целого, в котором возник социальный конфликт.

Наиболее важным этапом развития социального конфликта является именно разрешение. В зависимости от его характера происходит преобладание прогресса или регресса в развитии того явления, содержанием которого выступает данный социальный конфликт: общества, государства, города, предприятия.

Если конфликтующие стороны оказываются в состоянии добиться урегулирования социального конфликта не доводя его до взаимного уничтожения, происходит прогрессивное развитие как конфликтующих субъектов, так и того общественного целого, внутри которого возник социальный конфликт

Например, западноевропейские пролетарии и буржуазия договорились между собой, пойдя на взаимные уступки, и добились согласия (консенсуса).

Западноевропейские пролетарии отказались от революции и уничтожения капитализма, а буржуазия дала рабочим восьмичасовой рабочий День, высокую зарплату, нормальные условия труда, оплачиваемый отпуск, возможность создавать профсоюзы и участвовать в политической жизни.

В результате возник буржуазный социализм в Швеции, Германии, Франции и других странах.

Если конфликтующие стороны доводят социальный конфликт до эскалации и победы одной стороны над другой, то и победившая сторона, и само общественное целое оказываются разрушенными и отброшенными назад в своем регрессивном развитии.

Так, в результате Октябрьской революции пролетариат победил буржуазию, разрушил до основания Россию и на ее обломках создал пролетарский социализм, в чем-то отбросивший страну в прошлое, а в чем-то продвинувший вперед.

Чтобы позитивная роль социального конфликта стала очевидной, нужно, с одной стороны, избегать случайных социальных конфликтов (которых можно избежать), а, с другой стороны, до предела снизить цену, которую платит общество за необходимые социальные конфликты.

Для этого нужно больше внимания уделять субъективным (психологическим, познавательным, методологическим) условиям социального конфликта, воспитывать людей и руководителей в духе терпимости, создать в стране конфликтологическую службу, способную профессионально заниматься прогнозированием, диагностикой и разрешением социального конфликта.

Таким образом, социальный конфликт вечен и неизбежен. Он источник движения вперед усовершенствования общества.

Наилучшим политическим устройством является демократия, которая представляет собой способ цивилизованного, открытого, законного разрешения накапливающегося в обществе социального противоречия.

Отказ от демократии загоняет болезни общества внутрь (как случилось при советской власти), увеличивает степень социальной напряженности и опасность революционного взрыва (как случилось в СССР в 1991 г.).

Это значит, что тоталитаризм в любой его форме (советизм, фашизм, национал-социализм, франкизм) обречен. К каким бы ухищрениям не прибегали сторонники тоталитаризма, им не отменить противоположность интересов и социальную конфликтность.

Рано или поздно наступает время, и люди требуют свободы, подлинного, а не иллюзорного участия в управлении обществом.

Это случилось с фашизмом в Италии (Муссолини), национал-социализмом в Германии (Гитлер), франкизмом в Испании, пролетарским социализмом (советизмом) в СССР и других странах.

Переход к демократии – это переход к разнообразным конфликтам, о чем свидетельствует нынешняя российская действительность. В этой связи нужно напомнить слова Р. Дарендорфа: «Политика свободы – это политика жизни в условиях конфликта».

Постсоветская Россия оказалась в состоянии политической свободы (и экономической зависимости для многих россиян) и мы видим, что она представляет собой перманентный конфликт во всех направлениях и на всех уровнях.

Этот конфликт – вполне нормальное явление для демократического общества, но воспринимается бывшими советскими людьми как нечто ненормальное. Последняя оценка относится прежде всего к характеру завершения конфликта преимущественно в интересах власть и богатство имущих, а не в интересах законопослушных граждан.

Теория конфликтов | Введение в социологию

Результаты обучения

  • Обобщение теории конфликта
  • Применение теории конфликта

Социологическая парадигма № 2: теория конфликта

Теория конфликтов рассматривает общество как конкуренцию за ограниченные ресурсы. Эта перспектива представляет собой подход макроуровня, который больше всего ассоциируется с работами немецкого философа и социолога Карла Маркса (1818–1883), который рассматривал общество как состоящее из двух классов,

буржуазия (капиталист) и пролетариат (рабочие), которые должны конкурировать за социальные, материальные и политические ресурсы, такие как еда и жилье, занятость, образование и свободное время. Социальные институты, такие как правительство, образование и религия, отражают эту конкуренцию в присущем им неравенстве и помогают поддерживать неравную социальную структуру.

В экономической сфере Маркс сосредоточился на «способе производства» (например, промышленная фабрика) и «производственных отношениях» (например, неравная власть между рабочими и фабрикантами). Буржуазия владеет средствами производства и контролирует их, что приводит к эксплуатации из-за мотива прибыли. При таком устройстве пролетарии могут продавать только свой труд и не владеют капиталом и не контролируют его. Ложное сознание — это термин Маркса, обозначающий неспособность пролетариата увидеть свое реальное положение в рамках классовой системы, неправильное распознавание, которое осложняется контролем, который буржуазия часто осуществляет над средствами массовой информации, распространяющими и нормализующими информацию. Это лишь некоторые из структурных ограничений, которые мешают рабочим объединиться в том, что Маркс назвал

классовым сознанием , или общей групповой идентичностью эксплуатируемых пролетариев и потенциальных революционеров.

Смотреть

Посмотрите это видео, чтобы получить обзор теории конфликта Маркса.

Рис. 1. Макс Вебер.

Немецкий социолог Макс Вебер соглашался с некоторыми основными идеями Маркса, но также считал, что помимо экономического неравенства существует неравенство политической власти и социальной структуры, вызывающее конфликты. Вебер отметил, что разные группы по-разному пострадали в зависимости от образования, расы и пола, и что реакция людей на неравенство сдерживалась классовыми различиями и уровнем социальной мобильности, а также представлениями о легитимности тех, кто находится у власти.

Ида Б. Уэллс сформулировала точку зрения на конфликт, когда она теоретизировала связь между ростом числа линчеваний и увеличением социально-экономической мобильности чернокожих в Соединенных Штатах с конца 1800-х до середины 20-го века. Она также исследовала конкуренцию внутри феминистского движения , поскольку женщины боролись за право голоса, однако предположительно эгалитарные основные суфражистские движения возглавлялись белыми женщинами, которые исключали чернокожих женщин из избирательного права. В.Э.Б. Дюбуа также исследовал расу в США и в американских колониях с точки зрения конфликта и подчеркнул важность резервной рабочей силы, состоящей из чернокожих. Парадигмы расового конфликта будут рассмотрены позже в модуле, посвященном расе и этнической принадлежности.

Теория рас и конфликтов

W.E.B. Дюбуа — классический социолог, получивший степень доктора философии. из Гарвардского университета в 1895 году (первый чернокожий, сделавший это), сделал чрезвычайно продуктивную карьеру с обширными публикациями, исследованиями, теоретизированием и активной деятельностью. The Philadelphia Negro (1896) считается одним из первых примеров научно оформленных и проведенных социологических исследований. Исследование Дюбуа включало более 2500 личных интервью, проведенных с афроамериканскими домохозяйствами в седьмом округе Филадельфии, и даже имело визуальное представление данных, таких как гистограммы, для иллюстрации реалий расизма 9.0047 [1]

Он вышел на национальную сцену со статьей, написанной для The Atlantic в 1897 году, в которой он описал двойное сознание . Прочитайте следующий отрывок из статьи Дюбуа, где он формулирует двойное сознание:

«Это своеобразное ощущение, это двойное сознание, это чувство всегда смотреть на себя глазами других, измерять свою душу рулеткой. мира, который смотрит на это с насмешливым презрением и жалостью. Чувствуется его двойственность — американец, негр; две души, две мысли, два непримиримых стремления; два противоборствующих идеала в одном темном теле, чья упорная сила удерживает его от разрыва на части. История американского негра — это история этой борьбы, этого стремления достичь сознательной зрелости, слить свое двойное «я» в лучшее и более истинное «я». В этом слиянии он не хочет, чтобы ни одно из его старых «я» не было потеряно. Он не хочет африканизировать Америку, потому что Америка слишком многому может научить мир и Африку; он не хочет обесцвечивать свою негритянскую кровь в потоке белого американизма, ибо он верит — возможно, глупо, но горячо, — что негритянская кровь еще несет в себе послание миру. Он просто хочет дать возможность человеку быть и негром, и американцем, не подвергаясь проклятиям и оплевыванию со стороны своих собратьев, не теряя возможности саморазвития». [2]

К. Райт Миллс, который ввел термин социологическое воображение , также использовал теорию конфликта для изучения систем власти и способов, которыми правительство, военные и корпорации формировали правящую элиту (1956) в Соединенных Штатах в 1950-е годы. Берни Сандерс поднял эти вопросы на президентских выборах в США в 2016 году, указав, что кандидаты как от республиканцев, так и от демократов принимают пожертвования на предвыборную кампанию от банков и инвестиционных компаний на Уолл-стрит, что, как он утверждал, сделает их подверженными корпоративному влиянию.

Попробуйте

Критика

Точно так же, как структурный функционализм подвергался критике за то, что слишком много внимания уделял стабильности обществ, теория конфликта подвергалась критике за то, что она имеет тенденцию сосредотачиваться на конфликте, исключая признание стабильности. Многие социальные структуры чрезвычайно стабильны или постепенно развиваются с течением времени, а не меняются резко, как предполагает теория конфликта.

Попробуйте

Гендер и теория конфликтов

Рисунок 2. За прошедшие годы требования феминисток изменились. Феминистки первой волны боролись за основные гражданские права, такие как право голоса, в то время как феминистки третьей волны занимаются более сложными социальными движениями, такими как постструктурализм.

Феминистская теория была разработана, чтобы заполнить пробел в марксизме и неомарксизме, который рассматривал класс, а не пол как отдельную категорию. Феминистская теория исследует гендер и гендерное неравенство, а также указывает на мужские аспекты теории конфликта. Он сосредоточен на анализе ограничений, с которыми сталкиваются женщины, когда они заявляют о своем праве на равенство с мужчинами. Кроме того, ученые-феминистки исследуют гендерную природу человеческих взаимодействий, что делает ее микросоциологической, а не макросоциологической теорией.

Ученые-феминистки изучают целый ряд тем, включая сексуальную ориентацию, расу, экономический статус и национальность. Однако в основе феминистской социологии лежит идея о том, что в большинстве обществ женщины систематически угнетались, а мужчины исторически доминировали. Эта система кажущегося «естественным» мужского контроля называется патриархатом .

Начиная с ранних работ женщин-социологов, таких как Харриет Мартино, феминистская социология сосредоточилась на властных отношениях и неравенстве между женщинами и мужчинами. Как можно решить проблему неравенства, с которой сталкиваются женщины?

Феминистская теория подвергалась критике за то, что на раннем этапе она сосредоточилась на жизненном опыте белых образованных женщин, которые представляют лишь небольшую часть американского общества. Теория пересечения исследует множественные, перекрывающиеся идентичности, которые включают чернокожих, латиноамериканок, азиаток, геев, трансгендеров, рабочего класса, бедных, родителей-одиночек, работающих, домохозяек, иммигрантов и женщин без документов, среди прочих. Этот синтез аналитических категорий принимает во внимание разнообразный жизненный опыт самых разных женщин.

Если взять современный пример, движение #MeToo началось, когда белая актриса Эшли Джадд выступила в 2017 году и заявила, что кинопродюсер Харви Вайнштейн пригласил ее в свой гостиничный номер, приветствовал ее в халате и попросил сделать ему массаж или посмотреть ему душ. Фраза «я тоже» на самом деле была придумана в 2006 году Тараной Берк, чернокожей активисткой, которая стремилась привлечь внимание к женщинам, подвергшимся сексуальному насилию. Многие другие богатые, белые, влиятельные женщины выступили вперед и написали или написали в Твиттере #MeToo. В течение одного года движение #MeToo стало интерсекционным, охватывающим отрасли, расовые и этнические группы, возраст, сексуальную ориентацию и гендерную идентичность.

Попробуйте

глоссарий

буржуазия:
те, кто владел средствами производства (т.е. фабриканты во время промышленной революции)
классовое сознание:
осознание себя пролетарием, рабочим и понимание солидарности в классовой борьбе против буржуазии
теория конфликта:
теория, рассматривающая общество как конкуренцию за ограниченные ресурсы
двойное сознание:
термин, используемый для описания человека, личность которого разделена на несколько аспектов
ложное сознание:
пролетарии не в состоянии определить и понять свое классовое положение и эксплуатацию
феминистка:
тот, кто считает, что женщины должны быть равны мужчинам
феминистская теория:
критический анализ того, как гендер влияет на социальные структуры, власть и неравенство
теория пересечений:
использует множественные идентичности (такие как раса, этническая принадлежность, сексуальная ориентация, экономический класс и т. д.) как важные для понимания неравенства
патриархат:
набор институциональных структур (таких как права собственности, доступ к властным позициям и источникам дохода), которые основаны на убеждении, что мужчины (патри означает «отец») являются и должны доминировать
силовая элита:
доминирующие лица и группы в вооруженных силах, деловом мире, правительствах и других учреждениях, которые находятся на вершине властной иерархии
пролетариат:
те, кто трудятся в средствах производства (рабочие) и не владеют и не распоряжаются капиталом, как это делает буржуазия

Поддержите!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее


  1. Коул, Н.Л. обновлено в 2017 г. Как WEB DuBois оставил свой след в социологии. https://www.thoughtco.com/web-dubois-birthday-3026475 ↵
  2. Dubois, W. E.Burghardt. 1897. Стремления негритянского народа. Атлантический океан. https://www.theatlantic.com/magazine/archive/1897/08/strivings-of-the-negro-people/305446/ ↵

Конфликт черно-белых не является крупнейшим в обществе

обвинения в расизме, которые вспыхнули во время дебатов по поводу предложений президента Обамы в области здравоохранения, но опрос, проведенный этим летом, показал, что меньше людей ощущали сильные конфликты между черными и белыми, чем видели сильные конфликты между иммигрантами и коренными жителями или между богатые люди и бедные люди.

Большинство (55%) взрослых заявили, что между иммигрантами и людьми, родившимися в США, существуют «очень сильные» или «сильные» конфликты. Почти столько же — 47% — сказали то же самое о конфликтах между богатыми и бедными людьми, согласно общенациональному репрезентативному опросу, проведенному проектом Pew Research Center Social & Demographic Trends.

Опрос показал, что примерно четверо из десяти (39%) считают, что между черными и белыми существуют серьезные конфликты, и только четверть (26%) видят серьезные разногласия между молодыми и пожилыми. 1

Результаты были получены в то время, когда дискуссии о роли расизма в американском обществе широко освещались в средствах массовой информации о президентстве Обамы, что было вызвано арестом в июле известного афроамериканского профессора Гарварда в его собственном доме. , а совсем недавно — утверждением бывшего президента Джимми Картера о том, что большая часть оппозиции политике Обамы мотивирована расовыми мотивами. Опрос Pew Research проводился с 20 июля по 2 августа, вскоре после инцидента в Гарварде, но до недавних комментариев президента Картера.

Различные группы видят конфликты на разных уровнях

Исследование выявило некоторые заметные демографические закономерности в восприятии общественностью социальных конфликтов. Например, чернокожие, латиноамериканцы и женщины значительно чаще, чем белые и мужчины, говорят о серьезных конфликтах между группами, по крайней мере, в трех из четырех областей, протестированных в ходе исследования. В частности, чернокожие чаще сталкиваются с социальными конфликтами, чем представители других демографических групп. Но даже чернокожие не верят, что сегодня в стране наиболее распространен расовый конфликт. Незначительное большинство чернокожих (53%) говорят, что между черными и белыми существуют «очень сильные/сильные» конфликты. В то же время почти две трети чернокожих (65%) говорят о серьезных конфликтах между богатыми и бедными, а 61% говорят о серьезных конфликтах между иммигрантами и коренными жителями. Чернокожие также в два раза чаще, чем белые, сталкиваются с серьезными конфликтами поколений (42% против 21%).

Шаблон смешанный среди других групп. Пожилые люди значительно реже, чем молодые люди, видят сильные конфликты между иммигрантами и коренными жителями, а также между богатыми и бедными, но с такой же вероятностью видят серьезные различия между поколениями и расовые споры.

Точно так же половина всех демократов (46%), но только треть республиканцев (33%) говорят о серьезных конфликтах между черными и белыми. Разрыв в партийном восприятии еще больше в восприятии конфликтов между богатыми и бедными: 55% большинства демократов видят очень серьезные или серьезные конфликты между имущими и неимущими по сравнению с 38% республиканцев. В то же время существенной разницы по партийной принадлежности в представлениях о конфликтах между иммигрантами и коренными жителями или между поколениями нет.

С 20 июля по август было опрошено в общей сложности 1815 человек в возрасте 16 лет и старше. 2, 2009. Респондентам были заданы отдельные вопросы «Во всех странах существуют различия или конфликты между различными социальными группами. По-вашему, в Америке сколько конфликтов между…” черными и белыми, бедными и богатыми, молодежью и пожилыми людьми, иммигрантами и людьми, родившимися в США. Затем респондентам были даны такие варианты ответов: «очень сильные конфликты, сильные конфликты, не очень сильные конфликты, конфликтов нет» по каждому домену. 2

Разногласия между иммигрантами и коренными американцами оказались наиболее распространенным и серьезным типом социального конфликта среди опрошенных в ходе опроса. Явное большинство (55%) взрослых говорят, что между этими группами существуют «очень сильные» или «сильные» конфликты, в том числе 18% говорят, что есть «очень сильные» конфликты, и 37% называют их «сильными».

Латиноамериканцы, в частности, видят серьезные столкновения между этими группами: почти семь из десяти (68%) говорят, что между иммигрантами и коренными жителями существуют серьезные конфликты, эту точку зрения разделяют половина белых (53%) и шесть из десять негров (61%).

В то же время те, кто родился за пределами США, не чаще, чем коренные жители, говорят о серьезных конфликтах между иммигрантами и людьми, родившимися в США (56% для коренных жителей против 53% для иностранцев).

Почти половина респондентов (47%) говорят, что существуют серьезные конфликты между богатыми и бедными — двузначное снижение восприятия конфликтов между экономическими классами по сравнению с 1987 годом, когда Общее социальное исследование показало, что 59% считают «очень сильными конфликты». или «сильные» конфликты между двумя группами.

Согласно исследованию Pew Research, взрослые старше 65 лет значительно реже, чем люди в возрасте до 50 лет, замечают серьезные различия по экономическому классу (36% против 51%). Чернокожие, латиноамериканцы, демократы и женщины также чаще, чем другие группы, воспринимают серьезные разногласия между экономическими классами. Возможно, это покажется удивительным, но доход, по-видимому, мало связан с восприятием конфликтов между богатыми и бедными. Чуть менее половины (46%) тех, у кого годовой доход семьи составляет 100 000 долларов и более, говорят о серьезных конфликтах между богатыми и бедными, и почти такая же доля (47 %) тех, кто зарабатывает менее 30 000 долларов.

Около четырех из десяти американцев видят серьезные конфликты между черными и белыми, в том числе 53% черных и 47% латиноамериканцев, но значительно меньшая доля белых (35%).

Только 26% видят серьезные конфликты между молодыми людьми и пожилыми людьми — мнение, которое разделяют практически одинаковые пропорции пожилых (26%) и молодых людей (28%). Как и в случае с разделением на богатых и бедных, доля американцев, наблюдающих значительный конфликт поколений, существенно сократилась: в опросе GSS 1992 года целых 42% видели серьезные различия между старыми и молодыми.

Чернокожие чаще, чем белые, видели «очень сильные» или «сильные» конфликты в трех из четырех областей. В четвертой области — разногласия между иммигрантами и коренными жителями — разница также была большой, но не достигла статистической значимости (61% для чернокожих против 53% для белых). Почти две трети (65%) чернокожих, но 43% белых говорят, что между богатыми и бедными людьми существуют серьезные разногласия, и это мнение разделяют 55% выходцев из Латинской Америки.

Расовый разрыв почти так же широк в восприятии расового конфликта. Большинство чернокожих (53%), но чуть более трети белых (35%) говорят, что между двумя расами существуют серьезные конфликты. Латиноамериканцы также чаще, чем белые, видят серьезные разногласия между черными и белыми (47% против 35%).

Самый узкий разрыв между черными и белыми в конфликтах между иммигрантами и иностранцами, 61% против 53%, разрыв в восемь пунктов. Но по этому вопросу между выходцами из Латинской Америки (68%) и белыми (53%) разрыв составляет 15 пунктов. Существует также значительный разрыв во взглядах на конфликты поколений: чернокожие в два раза чаще, чем белые, видят серьезные конфликты между поколениями (42% против 21%), эту точку зрения разделяют 39% латиноамериканцев.

Этим летом расовая проблема оказалась в центре внимания американской политики. В июле президент Обама организовал «пивной саммит» в Белом доме, чтобы попытаться сгладить полемику, которую он помог разжечь своими комментариями на пресс-конференции по поводу ареста чернокожего профессора Гарварда белым кембриджским полицейским. Совсем недавно видные демократы, такие как бывший президент Картер, публично предположили, что расовая принадлежность — и, как следствие, расизм — стоит за некоторыми нападками на президента Обаму в самых разных местах — от встреч в ратуше до зала Конгресса. Тем временем республиканцы обвиняют демократов в том, что они разыгрывают расовую карту, чтобы отклонить законную критику политики президента.

Опрос Pew Research предполагает, что эти очень разные взгляды на отношения между черными и белыми отражают более глубокие партийные и идеологические различия. Почти половина демократов говорят, что между черными и белыми существуют «очень сильные конфликты» (10%) или «сильные конфликты» (36%). Напротив, только около трети республиканцев считают расовые споры столь же серьезными (7% считают эти конфликты «очень сильными», а 26% характеризуют их как «сильные»).

В то же время почти шесть из десяти республиканцев (59%) говорят, что между расами нет серьезных разногласий, и это мнение разделяют 48% демократов. Консервативные республиканцы значительно чаще, чем либеральные демократы, видят относительно мало расовых конфликтов (63% против 50%). Но их коллеги слева — самопровозглашенные либеральные демократы — не чаще, чем другие демократы, говорят, что между черными и белыми существуют серьезные конфликты (48% для либеральных демократов против 45% для умеренных или консервативных демократов). 3

Этот партийный раскол по социальным конфликтам существует и по другому вопросу, рассмотренному в ходе исследования. Большинство демократов (55%), но только 38% республиканцев видят серьезные конфликты между богатыми и бедными.

Однако разрыв в партийном восприятии не распространяется на другие сферы американской жизни. Равная доля республиканцев (57%) и демократов (56%) говорят, что между иммигрантами и коренными американцами существуют серьезные конфликты. Точно так же примерно четверть каждой партии считает, что между молодым и старшим поколениями существуют серьезные конфликты.

Чтобы дать представление об отношении общества к социальным конфликтам, была создана простая шкала, основанная на четырех типах конфликтов, измеренных в ходе исследования: богатых и бедных, черных и белых, иммигрантов и коренных жителей, молодежи и пожилых людей. Шкала суммировала количество сфер, в которых, по мнению каждого респондента, в настоящее время существуют «очень сильные» или «сильные конфликты». Например, если респондент говорит, что во всех четырех областях существуют очень сильные или сильные конфликты, респондент получает четыре балла. Если респондент сообщает об отсутствии серьезных конфликтов при ответе на все четыре вопроса, его или ее оценка будет нулевой.

В целом, целых три четверти опрошенных (76%) говорят, что серьезные конфликты в настоящее время существуют по крайней мере в одном из четырех проверенных районов. Около половины (51%) сообщают о серьезных конфликтах в двух или более областях.

В то же время почти четверть (24%) говорят об отсутствии крупных споров между группами, в то время как, с другой стороны, только каждый десятый говорит о серьезных конфликтах во всех четырех сферах.

Чернокожие более чем в два раза чаще, чем белые, и несколько чаще, чем латиноамериканцы, сталкиваются с крупными конфликтами в трех или более областях (50% для чернокожих против 24% для белых и 43% для латиноамериканцев).

Демократы также чаще, чем республиканцы (36% против 22%) или независимые политические деятели (26%), видят три или более областей серьезных разногласий. Политические либералы в целом видели больше разногласий, чем консерваторы (34% против 26%).

Разрывы в восприятии меньше среди других демографических групп.

Добавить комментарий