Социализация профессиональная » Социология молодежи. Электронная энциклопедия
Социализация профессиональная – процесс освоения индивидом определенных профессиональных знаний, умений и навыков, усвоение профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества. Профессиональная социализация предполагает обретение индивидом профессии, вхождение в профессиональную среду и реализацию накапливаемого профессионального опыта. Она является одной из сторон социализации личности, приобщения ее к культурным ценностям общества. Профессиональная социализация происходит на определенном жизненном этапе индивида, когда он достигает достаточного уровня своего социального развития, выбирает себе профессию и целенаправленно овладевает ею. Таким образом, Профессиональная социализация происходит с уже социализированным индивидом, преимущественно на стадии вторичной социализации, позволяющей осваивать новые сектора социальной реальности, определяется прежде всего сложностью разделения общественного труда и соответствующего ему знания.
Помимо этого происходит два важных процесса: 1) ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Эта ориентировка в системе связей деятельности осуществляется через посредство личностных смыслов, т. е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и освоение: 2) определенное центрирование вокруг главного, выбранного вида деятельности, сосредоточение внимания на нем, и соподчинение ему всех остальных деятельностей (Леонтьев, 1975: 188).
Общение в процессе профессиональной социализации порождается потребностями в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Самосознание в профессиональной социализации представляет собой контролируемый процесс становления в человеке образа его «Я», определения собственной профессиональной идентичности.
Профессиональная социализация связана как с профессиональным образованием, так и с профессиональной деятельностью человека, посредством которой он раскрывается, реализуя свои знания, накопленный опыт, удовлетворяет свои потребности и интересы, а также совершенствует свое профессиональное мастерство. С точки зрения общества, профессия — это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, профессиональных особенностей личности, которые могут обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении нужного обществу значимого результата, продукта (Климов, 1988).
В современном обществе профессиональное пространство очень динамично. Оно изменяется, сохраняя зависимость от прошлого и воспроизводя в какой-то мере прежнюю структуру востребованных профессий. Динамичное профессиональное пространство актуализирует профессиональную социализацию как в плане обновления профессиональных знаний, умений, навыков в различных областях трудовой деятельности, так и в связи с появлением новых профессий.
Профессиональная ресоциализация предполагает, во-первых, приобретение индивидом недостаточно освоенных им прежде или обновленных профессиональных знаний, умений, навыков на новом этапе трудовой деятельности в рамках полученной ранее профессии. Профессионалы повышают свое мастерство в процессе практической деятельности, а также в ходе обучения на различных курсах повышения квалификации.
Лит.: Дюркгейм, Э. (1998) Самоубийство: Социологический этюд. СПб. : Союз. 496 с.; Леонтьев, А. Н. (1975) Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат. 304 с.; Климов, Е. А. (1988) Введение в психологию труда. М. : Изд-во Моск. ун-та. 197 с.
А. И. Ковалева, Н. А. Перинская
Социализация личности в педагогическом процессе
Определение 1Социализация в педагогике – это процесс вхождения человека в социум на различных возрастных этапах с учетом особенностей возраста и воспитания, окружения, среды функционирования.
Определение социализации в педагогике разных авторов:
- И.С.Кон: социализация — «усвоение социального опыта, создающего конкретную личность»;
- Н.Смезлер: социализация — «процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям»;
- Э. Гидденс: социализация – «процесс, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился» и т.д.
Социализация в рамках педагогической теории включает в себя такие элементы:
- формирование сознания и мировоззрения при помощи овладения языком, привития социальных ценностей и идеалов;
- передача культуры и культурного наследия, присущих группе социума, к которой относит себя человек;
- присвоение социальной роли, приобретение навыка коммуникаций, самореализации;
- аккумулирование социального опыта.
Социализация как процесс, явление и результат
Педагогическая теория рассматривает социализацию в трех аспектах: как процесс, как явление и как итог формирования личности.
Социализация как явление служит обозначением факта наличия общества, представляющего из себя среду развития социальной сущности человека.
Социализация как результат есть общая социально-педагогическая характеристика человека в разные возрастные периоды как члена общества.
Процесс формирование личности заключен в возрастании и углублении социальных интересов, побуждающих к деятельности; в приобретении идеалов и ценностей, служащих основой функционирования; в осознании стремлений, которые являются отражением потребностей индивидуума; в появлении ценностных ориентиров, в том числе, выражающих значимые социальные явления; в выполнении человеком социальных ролей, возникающих при реализации той или иной социальной функции; наконец, в приобретении опыта социального поведения – накопления умений и навыков, их воспроизводство и дальнейшая передача.
Социальный опыт призван помочь человеку в его социальном изменении, становлении его как личности, получении знаний социальных норм и передаче имеющегося опыта следующему поколению.
Ранее мы уже говорили о том, что социализация есть процесс взаимодействия индивидуума и социума.
Определение 3Люди, социальные группы, социальные институты, взаимодействующие с человеком в ходе социализации, называются агентами социализации.
Агенты социализации
Педагогическая теория подразделяет агентов социализации на агентов первичной социализации и агентов вторичной социализации.
Агенты первичной социализации: это все социальные структуры, которые непосредственно взаимодействуют с личностью, оказывая на него прямое влияние – родители, родственники, друзья, детский сад, школа и пр. Здесь в основном речь идет о ранних этапах жизни человека.
Агенты вторичной социализации: социальные структуры, оказывающие влияние на человека опосредованно – армия, религиозные общины, СМИ, государство. Агенты вторичной социализации воздействуют на личность в более поздние этапы развития: зрелость и старость.
Виды социализации в педагогике
Педагогическая теория выделяет следующие виды социализации;
- полоролевая социализация подразумевает освоение человеком социальных ролей, исходя из его половой принадлежности. Проявление этого вида, конечно, различны в разные возрастные периоды: в детстве человек самоидентифицирует себя как мальчика или девочку; в юности – как жениха или невесту; в зрелом – муж или жена, мать или отец и т.д.
- семейно-бытовая социализация предполагает овладение социальными ролями в рамках семьи согласно существующему социальному положению;
- профессионально-трудовая социализация заключается в освоении социальных ролей в рамках профессиональной деятельности;
- субкультурно-групповая социализация включает в себя выполнение социальных ролей согласно культуре окружения человека, пространства, в котором он живет, обучается, развивается и трудится.
Предрасположенности в процессе социализации
Педагогика также рассматривает индивидуальные предрасположенности личности к социальному развитию, которые могут быть врожденными или приобретенными.
Социализация позволяет реализовать и усилить или, напротив, ослабить эти предрасположенности. Согласно социальной важности, индивидуальные предрасположенности подразделяют на:
- позитивные – способствуют целенаправленному и осознанному развитию человека в самые благоприятные моменты. Особенно важно учитывать позитивные предрасположенности в работе с детьми с особенными потребностями;
- негативные – отличительные черты личности человека, которые ограничивают возможности его развития, негативно влияют на возможность реализации.
Педагогическая теория выделяет два направления, определяющих особенности социального развития человека:
- биогенетическое направление: гласит о том, что развитие обусловлено наследственностью. Однако, существенных оснований это направление не имеет: было бы правильнее сказать, что наследственность задает возможный путь развития человека, недостаточный и необязательный для выполнения;
- социогенетическое: предполагает, что человек – пластичный материал, способный под влиянием воспитания принять нужную форму. Данное направление также не отличается совершенством: влияние воспитателя ограничено способностями и возможностями ребенка к изменениям.
Резюмируя, скажем о том, что социализация – многогранный процесс, который должен учитывать разнообразные факторы: особенности и возможности человека, его предрасположенности. Биогенетическое и социогенетическое направления должны дополнять друг друга, и в этом единстве кроется понимание социализации в педагогике.
Автор: Дмитрий Косяков
Кандидат педагогических наук. Кафедра методики преподавания Московского городского педагогического университета
Что такое социализация? — Блог Sonlight Homeschooling
Поделиться этой публикацией по электронной почте
ОтправитьСоциализация — это слово, которое мы, домашние школьники, часто боимся, вероятно, потому, что оно является предметом большой критики в отношении выбранной нами образовательной философии. Наверное, нет ни одного школьника, который не слышал: «А как же социализация?»
Часто я задаюсь вопросом, что произойдет, если я отвечу: «Каково ваше определение социализации?» Я должен подумать, действительно ли они знали, о чем меня спрашивали.
Много недель назад я был на баскетбольном матче моего сына. Это был довольно захватывающий момент в игре, и я случайно заглянул в студенческую секцию, чтобы увидеть то, что мне показалось странным зрелищем. Все, что я мог видеть со своего наблюдательного пункта, — это макушки голов, каждая из которых склонилась над персональным экраном. Время от времени подросток делился своим смартфоном с другим учеником на несколько секунд, но достаточно скоро они снова возвращались к экрану. Сомневаюсь, что большинство из этих студентов смотрели хотя бы половину игры.
Оглядевшись, я понял, что взрослым в здании не намного лучше. Многие из нас также сгорбились над экранами, не обращая внимания на волнение, происходящее вокруг нас. Я не думаю, что социализация — это проблема домашнего обучения. Я думаю, что это социальная проблема, которую мы все должны решить. Это подводит меня к более серьезному вопросу, который нам всем необходимо изучить: Что такое социализация?
1. Социализация — это обучение общепринятым правилам поведения и социальным нормам
По определению Вебстера, социализация — это «деятельность по общению с другими» или «процесс обучения вести себя приемлемым для общества образом.
Как ни странно, пример предложения в онлайн-словаре гласит: «Дошкольный возраст запускает процесс социализации».
Да?
Я бы сказал, что социализация начинается намного раньше и начинается дома.
- Каждый раз, когда я смотрю в глаза своему ребенку, я передаю ему социальные нормы.
- Когда мой малыш вырывает игрушку у другого ребенка, а я ругаю его за грубое поведение, я учу его социальным нормам.
- Когда они требуют помощи, и я требую, чтобы они повторили свой запрос в форме вопроса с прикрепленным , пожалуйста, , я учу социальным нормам.
Честно говоря, мне бы очень не понравилась мысль о том, что моему ребенку придется ждать до дошкольного учреждения , чтобы научиться навыкам социализации в комнате, полной трехлетних детей!
С другой стороны, родитель, который груб с пожилым человеком, научил своего ребенка, что наша культура не ценит пожилых людей. Родитель, который регулярно ругает своего ребенка, научил его тому, что ругань является частью повседневного общения.
Когда мы ждем школы, чтобы позволить другим детям или даже другим взрослым общаться с нашими детьми, мы, по сути, перекладываем данную Богом важную задачу воспитания. Мы говорим этим подросткам и их учителям: «Эй, любой набор ценностей, который у вас есть, вероятно, достаточно хорош, так что научите этому моего ребенка».
Нет, спасибо. Социализация начинается дома.
2. Социализация – это способность вести диалог между поколениями
Социализация не ограничивается тем, насколько хорошо вы разговариваете с людьми вашего возраста. Определение социализации заключается в том, чтобы научиться вести себя так, как это приемлемо для общества. Здесь нет никаких оговорок относительно того, с какой демографической группой вам придется работать.
Мы совершаем огромную ошибку, когда игнорируем межпоколенческие социальные навыки. Мудрость приходит с возрастом, и если мы не черпаем мудрость у старшего поколения, то уж точно не можем претендовать на социализацию. Дети должны иметь возможность поддерживать разговор между несколькими поколениями. Им должно быть так же комфортно с другим подростком, как с пожилой женщиной или малышом. Быть социализированным означает ценить каждую жизнь на каждом этапе.
«Домашнее обучение устраняет разницу в возрасте между братьями и сестрами. Несмотря на разницу в возрасте 15 лет, двухлетняя Лив с нетерпением смотрит и слушает старшую сестру Аву, описывающую куколку сфинксового мотылька, найденную в нашем дворе». — Аманда С. в Tom Bean, TX3. Социализация становится продуктивным гражданином
Мы все хотим, чтобы наши дети выросли продуктивными гражданами. Мы хотим, чтобы наши дети могли найти работу и содержать себя и свою будущую семью. Мы хотим, чтобы они стали лидерами в своем сообществе, ежедневно проявляя плоды Духа. Имея это в виду, наша работа состоит в том, чтобы помочь нашему ребенку стать продуктивным гражданином, обучая его этим навыкам.
Социализация включает в себя желание служить, спрашивая: « Чем я могу помочь? » Этой ветви социализации учат каждый раз, когда вы приносите запеканку больному или каждый раз, когда вы добровольно посвящаете свое время церкви или общественному проекту. Этому учат каждый раз, когда вы заканчиваете школу, чтобы помолиться за кого-то или пойти помочь соседу покосить его двор. Социализация неудобно приостанавливается свою жизнь, чтобы сделать чью-то жизнь лучше.
4. Социализация — это мужество быть чужаком в этом мире
Этот мир не мой дом. Это фраза, которую я часто повторяю про себя. Как христиане, мы просто паломники в чужой стране, проходящие и стремящиеся прославить Бога, страстно желая того дня, когда мы действительно сможем сказать: «Я дома».
Иногда этот мир кажется мне таким странным, и даже в комфорте собственного земного дома я чувствую себя не в своей тарелке. Многое из того, что я вижу в нашем обществе, так далеко от доброго дела, которое Бог начал при творении. Временами это такая трудная реальность, держать напряжение между жизнью в мире, но не быть из мира. Это требует мужества.
Социализировать наших детей означает научить их жить в этом напряжении рядом с нами. Это означает прививать мужество, необходимое для того, чтобы отстаивать то, что правильно и хорошо, и в то же время любить людей. Это то, чему государственные школы не могут научить наших детей, потому что это Евангелие. Мы не можем позволить себе пассивно полагать, что государственные школы позаботятся об этом за нас, потому что они просто не могут. Единственный способ научить этому — наставлять наших детей в Слове и напоминать им о цене креста.
Нет другого способа научиться любить грешных людей, кроме как каждый день смотреть в зеркало и осознавать тяжесть собственного безобразного греха, помня при этом, что и мы получили незаслуженную милость от святого Бога. Любая другая мотивация — это просто демонстрация пустой доброты, которая сегодня есть, а завтра ее нет.
Итак, мой вопрос к благонамеренным людям, которые спрашивают о социализации, звучит так: «Как я могу , а не социализировать своего ребенка дома?»
Даже родители, отправляющие своих детей в государственные школы, должны взять на себя ответственность за социализацию. Мы не можем передать эту задачу классу сверстников нашего ребенка. Мы не можем предоставить это учителям. Мы не можем оставить это в социальных сетях. Наша задача — и наша привилегия — социализировать наших детей.
Товарищи, обучающиеся на дому, социализация заключается не в том, чтобы возить наших детей на кучу разных занятий . Речь идет о том, чтобы дать им время и пространство, чтобы жить вместе с вами. Речь идет о намеренном обучении их нашим убеждениям и ценностям. Так что в следующий раз, когда кто-то задаст вам страшный вопрос, просто улыбнитесь и скажите: «Спасибо за вашу искреннюю заботу, но я думаю, что у нас все в порядке!»
Выбрать учебную программу Sonlight очень просто. Используйте SmoothCourse™ в качестве руководства.
НАЧНИТЕ ЗДЕСЬ
Отправить этот пост по электронной почте
ОтправитьВ чем разница между образованием и социализацией процесс, в ходе которого приобретаются знания и установки , тогда как социализация — это процесс, в котором усваиваются нормы, убеждения, ценности и стандарты общества.
Образование относится к передаче знаний и ценностей, особенно в школах и университетах, с использованием таких методов, как преподавание, изучение и обсуждение, тогда как социализация относится к процессу усвоения стандартов и убеждений общества.
Содержание
1. Обзор и ключевое различие
2. Что такое образование
3. Что такое социализация
4. Образование против социализации в таблице
5. Суммирование — образование против социализации
Что такое образование?
Образование можно определить как процесс получения и передачи знаний и ценностей от одного человека другому. Обучение может проходить где угодно. Тем не менее формальное образование предоставляется в школах, университетах и других официальных учебных заведениях. Формальное образование происходит под наблюдением учителей или воспитателей. В большинстве стран формальное образование является обязательным до определенного возраста. Начальное формальное образование детям дают дошкольные учреждения и начальные школы. В большинстве стран образование дается поэтапно: начальное образование, среднее образование и высшее образование. Неформальное образование, с другой стороны, может происходить где угодно – дома, на рабочем месте, в обществе, а также посредством социальных взаимодействий.
Некоторые страны предлагают бесплатное образование, тогда как некоторые страны предлагают платное образование. Хотя ранее образование было известно как передача культурного наследия от одного поколения к другому, в настоящее время цели образования изменились. Современные образовательные цели включают критическое мышление, навыки, необходимые для современного общества, и профессиональные навыки. Образовательные реформы время от времени обновляются для повышения качества и эффективности образования.
Социализация относится к усвоению стандартов и принципов общества. Этот процесс помогает людям вести себя хорошо в обществе. Выделяют две основные части социализации: первичную социализацию и вторичную социализацию. Первичная социализация происходит от рождения человека до подросткового возраста, тогда как вторичная социализация происходит на протяжении всей жизни.
Людям нужен социальный опыт, чтобы узнать о своей культуре и выжить в обществе. Когда происходит социализация, человек учится тому, как стать членом группы, сообщества или общества. Как правило, социализация имеет множество целей как для детей, так и для взрослых. Например, он учит детей, как они должны вести себя в формальной среде — например, в классе, а не в неформальной обстановке, как дома. В качестве одного из основных источников социализации школьников всех возрастов можно выделить школу. Таким образом, в школах учащиеся усваивают нормы поведения, подходящие как для школы, так и для общества.
Основное различие между образованием и социализацией заключается в том, что образование — это процесс приобретения знаний и отношений, тогда как социализация — это процесс усвоения норм, убеждений, ценностей и стандартов общества. Кроме того, образование фокусируется на социальном институте, ответственном за обучение, а социализация фокусируется на том, как культура достигает себя.
Кроме того, еще одно различие между образованием и социализацией заключается в том, что образование состоит из таких этапов, как начальное образование, среднее образование и высшее образование, тогда как социализация состоит из двух основных частей: первичной социализации и вторичной социализации. Кроме того, методы обучения включают в себя обучение, обучение, обсуждение и групповое взаимодействие, а методы социализации — это воздействие, моделирование, идентификация, положительное подкрепление и отрицательное подкрепление.