Социализация процесс обеспечивающий функционирование общества: Задания по теме: «Социализация»

Содержание

Тема 7 Социализация

Личность – это сложная структура, которая формируется в процессе жизни человека в обществе, в процессе социализации.

Социализация – это процесс усвоения социальных норм, правил, образцов поведения, в ходе которого беспомощный человеческий младенец превращается в личность, становится субъектом социальных отношений. Понятие «социализация» было введено в 40-е гг. в работах А. Долларда и Дж. Миллера.

Социализация объединяет между собой поколения. Рождение ребенка изменяет семейную жизнь, заставляя родителей приспосабливать свой стиль жизни к появлению нового человека. Кроме того, общество в целом, от поколения к поколению, изменяет стили и методы воспитания, приспосабливая их к особенностям новой генерации. Например, современное поколение значительно меньше читает книг, но, с другой стороны, хорошо разбирается в мире информационных технологий. Подобная ситуация отражает тот факт, что современные дети нуждаются в несколько иных способах и методах воспитания, чем, например, их родители.

Для успешной социализации ребенку необходимо определить различия между социальным и предметным миром, выяснить закономерности взаимодействия с миром материальным и миром других людей. Кроме того, в процессе общения с другими людьми ребенок расширяет свой запас сведений о мире, у него формируется мышление и возникает речь. При социализации индивид не пассивно усваивает нормы, ценности и культурные образцы. Ребенок с самого рождения является активным субъектом, имеет набор потребностей и предпочтений, которые опосредуют социальные влияния.

Обычно выделяют целенаправленную и стихийную социализацию. В основе

целенаправленной социализации лежит представление о необходимом результате, который должен быть достигнут. Другими словами, формируется модель личности, включающая набор знаний, умений, навыков, индивидуально-психологических характеристик, которые должны быть сформированы в процессе обучения и воспитания. Например, в результате обучения студента на медицинском факультете должен быть сформирован профессионал конкретной специализации. С этой целью подбираются необходимые предметы, разрабатываются учебные планы, строится система контроля учебной деятельности студентов. В рамках целенаправленной социализации выделяют обучение и воспитание.
Обучение
– это процесс передачи знаний, умений и навыков. Воспитание – процесс формирования отдельных свойств и качеств личности.

Стихийная социализация происходит в результате неконтролируемого влияния социального окружения на ребенка.

Целенаправленная и стихийная социализация происходят одновременно. Даже на уровне обучения в университете, которое можно отнести к целенаправленной социализации, происходят различные формы взаимодействия и взаимовлияния между студентами, студентами и преподавателями, которые невозможно не только проконтролировать, но иногда даже предвидеть. Тем не менее, они также оказывают влияние на личностное развитие студента. Например, под влиянием преподавателя, увлеченного своим предметом, студент может изменить ранее намеченную специализацию обучения.

Выделяют три стадии социализации: начальную, среднюю и завершающую. Начальная социализация – это формирование ребенка в пределах семьи. На этом этапе формируются основные ценности, мотивы, потребности личности, ее мировоззрение и система оценок. Средняя социализация включает период обучения (школа и различные формы профессионального обучения). Итогом этого этапа является формирование комплекса научных знаний и системы профессиональных умений. На

завершающей стадии социализации личность овладевает системой социальных статусов и ролей (работник, родитель, супруг и др.).

Одним из первых, кто предпринял попытку проанализировать процесс социализации, был Г. Тард (1843-1904). Он описал механизмы социализации, названные им законами.

1. Закон подражания. По мнению Тарда, любое социальное действие, поведение основано на подражании. Дети подражают родителям, простые люди – знаменитостям. Мода, традиции, ритуалы основаны на подражании.

Одним из механизмов развития общества также является подражание – творческое меньшинство создает новые идеи, а основная масса людей их распространяет.

2. Закон противопоставления. Суть его состоит в том, что любое позитивное социальное действие имеет собственную противоположность. Добро-зло, правда-ложь и т.д. Человек постоянно находится в ситуации выбора между различными формами поведения. Внутренняя борьба выступает условием приобщения к социальным стандартам и индивидуального развития.

3. Закон приспособления. Условием существования общества есть взаимное согласование поведения отдельных людей, компромиссы и переговоры, что также является фактором, формирующим социальные качества индивида.

В дальнейшем идеи Тарда развивались Э. Дюркгеймом. Впрочем, он не считал закон подражания важным условием социализации. Главным механизмом социализации, по его мнению, является принуждение индивида обществом. Теория социализации Дюркгейма строится на положении о двойственной природе человека. Биологическая природа человека (способности, биологические функции, импульсы, страсти) находится в противоречии с его социальной природой, создаваемой путем воспитания (нормы, ценности, идеалы). Общество контролирует биологическую природу человека, сдерживает страсти, вводит их в определенные рамки. Если общество ослабляет свой контроль над индивидами, возникает состояние аномии (отсутствия сдерживающего влияния социальных норм). Дюркгейм считал, что общество должно как можно быстрее добавить к только что родившемуся эгоистичному и асоциальному существу другое, способное вести нравственную и социальную жизнь. Основная функция социализации, по Дюркгейму, — приобщение индивидов к идее «коллективного сознания» — заключается в установлении однородности и целостности общества. Социализированной признается личность, наделенная умением подавлять индивидуальные интересы во имя общественных. Ядром дюркгеймовской концепции социализации стала теория морали как системы объективных правил поведения.

Общественные функции морали Дюркгейм связывал с воспитанием, цель которого — формирование социального существа, развитие в ребенке тех качеств и свойств личности, которые нужны обществу. Он рассматривал воспитание как общественный феномен, заключающийся в методической социализации молодого поколения.

Развернутая социологическая теория социализации представлена в работах Т. Парсонса. Согласно Парсонсу, социализация является первым средством поддержания социального равновесия. Второе средство — социальный контроль как способ поддержания порядка среди людей. Процесс интеграции индивида в социальную систему осуществляется посредством интериоризации общепринятых норм, когда индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». Важнейшим условием социализации Парсонс рассматривает адаптацию индивидов к социальной среде, что влечет за собой кристаллизацию самых важных дифференцированных ролей в одном и том же индивиде. В социализации он отводит важную роль школе, смягчающей противоречия между семьей и производством.

Система образования может произвести отбор воспитанников для выполнения в будущем определенных социальных ролей и подготовить их к этому.

Ю. Хабермас является основателем «критической теории социализации». В рамках этой теории процесс социализации охватывает не всего человека, а только «часть» его личности, которая представляет общественную сущность индивида, его социальный характер, обеспечивающий ему функционирование в обществе. Другая же его «часть» дает ему возможность «держать некоторую дистанцию» по отношению к господствующей в обществе системе ролей, норм, ценностей, т. е. позволяет критически относиться к элементам социальной среды, мешающим человеку самоутверждаться.

Экспериментальным путем изучить влияние социализации на развитие личности достаточно сложно, так как это связано с комплексом морально-этических причин. В данном случае пришлось бы искусственным образом лишать ребенка каких-либо социальных воздействий (например, общения с родителями или сверстниками), чтобы выявить эффект социального влияния.

Понятно, что такие эксперименты не проводятся. Однако, у социологов есть возможность изучать процесс социализации, используя факты и события, происходящие в обществе. Основные источники, доставляющие информацию о процессе социализации – изучение детей, оказавшихся в изоляции и наблюдение за кросс-культурными различиями.

В литературе иногда появляются сообщения о детях, которых выращивали животные (иногда их называют «дети-Маугли»), либо о детях, которых родители с младенчества держали в полной изоляции от социума. Такие дети, обладая достаточным физическим развитием, отличались неразвитостью социальных навыков (отсутствие или слабое развитие речи, огрубление эмоциональной сферы и др.). В качестве примера можно привести случай с девочкой Анной (Пенсильвания, США), которую обнаружили в 1938 году. Она была нежеланным ребенком, родители ее содержали в запертой комнате на втором этаже собственного дома первые пять лет жизни. Она получала достаточно пищи, но с ней не играли и даже не разговаривали. Когда девочку обнаружили, она не могла ходить, говорить, одеваться. Она не умела даже смеяться или плакать. После того, как Анну нашли, с ней стали проводить специальную обучающую программу, в результате чего девочка через год уже могла ходить, пользоваться речью, заботиться о себе.

Этот случай, как и множество других, аналогичных, показывает, что даже типично человеческие характеристики, такие, как способность ходить и разговаривать, не возникают спонтанно. В большей степени это же положение относится к развитию интеллекта, эмоций и личности в целом.

Вторым источником, который позволяет изучить процесс социализации, является изучение различия между культурами. Первым исследователем данной проблемы в социологии считается М. Мид, которая в работе «Секс и темперамент в примитивных обществах» (1935) показала влияние воспитания и социальных отношений на формирование поведения мужчин и женщин. Она описала три типа обществ – маскулинное, эгалитарное и феминное. В маскулинном обществе мужчины были агрессивны и занимали высшие ступеньки иерархии. Для эгалитарного общества характерной была размытость ролевого поведения – мужчины и женщины наряду с поведением, считающимся характерным для их пола, демонстрировали и противоположные формы поведения. Например, агрессивность у мужчин соседствовала с заботливостью, женщины же в определенных ситуациях показывали силу и отвагу. В феминном обществе произошло смещение гендерного поведения: женщины занимались охотой, были агрессивными, мужчины нянчили детей, готовили пищу, были капризными и любили посплетничать.

Работы Мид, показавшие, что сексуальное поведение, считавшееся биологически запрограммированным, есть также результатом научения, положили начало многочисленным исследованиям кросс-культурных различий.

Что все забывают выучить

В каждом учебнике есть абзац, написанный самым мелким шрифтом. Обычно это какая-то дополнительная, совершенно — как всем справедливо кажется — второстепенная информация. Но вдруг именно на знание этой неважной темы вы встречаете вопрос в тесте! Катастрофа? Не то слово.

Чтобы уберечь вас от инфаркта прямо на экзамене в ваши 17-18 лет, мы решили собрать в одном месте все эти редко встречающиеся теоретические тонкости.

Читайте! Запоминайте! На всякий случай.

Материал сгруппирован по темам и подобран на основе анализа тестов ЕГЭ.

Человек и Общество

Социология

Экономика

Политика

Право

Человек и Общество

Формы научного знания: теория, закономерность, научный факт, концепция и пр. 

Научный закон не то же самое, что эмпирический закон. Научный закон относится к теоретическому уровню научного познания, а эмпирический – эмпирическому.

Науку отличает объективность, рациональность, доказательность, наличие особого языка. Это означает, что научная книга окажется сложна для самостоятельного чтения неспециалистами.  

Виды познания: 

— обыденное, научное, философское, художественное, социальное

Истинное знание соответствует объекту познания. Истина объектна. Истина конкретна. 

Тенденции в развитии образования:

— Гуманизация. Внимание к личности учащихся. Учет индивидуальных особенностей, интересов учащихся.

— Гуманитаризация. Повышение доли социально-гуманитарных дисциплин (история, литература, экономика, право) в учебном процессе.

— Информатизация. Использование современных технологий в обучении. Развитие и все более широкое распространение дистанционного обучения.

— Интернационализация. Мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава, формирование новых международных стандартов образовательных программ, интеграция в учебные программы международных стандартов.

— Демократизация. Доступность образования для широких слоев населения.

Традиционное общество обладает такой чертой как традиционная легитимность власти. Его характеризует также сословная структура общества.. 

Индустриальное общество провозглашает своими ценностями прогресс и личный успех. Массовая культура появилась в индустриальном обществе.

Постиндустриальное общество (кроме всего прочего) отличает высокий удельный вес среднего класса. Наличие в государстве сети научных организаций — не является его чертой. 

Общие способности — те, что помогают достичь успеха в самых разных занятиях.

Способности включают в себя: задатки, одаренность, талант, гениальность. 

Специальные способности — те, что помогают достичь успеха в какой-либо определенной области деятельности. 

Базовые потребности человека лежат в основе разграничесния сфер общественной жизни.  

Пример социальной потребности — потребность в общественном признании, пример духовной потребности — поиск смысла жизни. 

 

Социология

Социальные лифты (или каналы социальной мобильности) — это способ, с помощью которого можно попасть из одного социального слоя в другой (из бедных – в богатые, из простолюдинов – в аристократы и т.п.).

Примеры:

— семья

— образование

— внешние данные человека

— умственные способности

— политика

— брак

— армия

— церковь

Особенности социального положения молодежи:

— переходность положения

— идеализм

— критика старшего поколения

— активная жизненная позиция

— освоение новых социальных ролей

— высокая степень адаптации к меняющимся условиям

Стадии социального конфликта:

1) Предконфликтная

2) Непосредственный конфликт

3) Разрешение конфликта

Социализация — процесс, обеспечивающий функционирование общества.  

Семья является субъектом социального контроля. 

 

Экономика

Факторные доходы – это прибыль, получаемая от использования различных ресурсов или факторов производства. Делятся на трудовые и нетрудовые. Примеры факторных доходов: заработная плата, земельная рента, проценты от капитала, проценты по акциям, облигациям, текущим счетам, предпринимательская прибыль, прибыль от личной трудовой деятельности и фермерства

Виды издержек (читать подробную статью по теме). Постоянные издержки – неизменное количество денег на их оплату в краткосрочном периоде. Переменные издержки – сумма на их оплату может повыситься или снизиться в краткосрочном периоде.

Постоянные:

— проценты по кредитам

— страховые выплаты

— арендная плата за офис

— выплата окладов работникам

— плата за охрану помещения

— плата за лицензию

Переменные:

— транспортные расходы

— сдельная оплата труда

— приобретение сырья

— оплата электроэнергии

Источники финансирования бизнеса.

Внутренние:

— чистая прибыль

— амортизационные отчисления

Внешние:

— выпуск и продажа ценных бумаг

— привлечение инвестиций

— использование кредитов

Амортизация – это постепенное изнашивание основных средств и перенесение  их стоимости на выпускаемую продукцию по мере их физического и морального изнашивания.

Ценные бумаги бывают именные и на предъявителя.

Виды ценных бумаг:

Акция – ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на долю в собственности в капитале компании и часть прибыли в виде дивидендов.

Облигация – ценная бумага, дающая право на получение в предусмотренный срок ее номинальной стоимости и процента от этой стоимости.

Вексель – ценная бумага, подтверждающая обязанность вернуть в определенный срок определенную сумму.

Фьючерс – контракт, удостоверяющий, что в будущем покупатель получит определенный товар по цене, установленной на день заключения фьючерса.  

Финансовые институты выступают посредниками между домохозяйствами и предприятиями. 

Государственный бюджет финансово обеспечивает экономическую политику государства. 

Финансирование — совокупность форм и методов финансового обеспечения производства товаров и услуг. 

На спрос влияет повышение уровня доходов населения, реклама. 

На предложение в числе прочего влияет мода. 

 

Политика

Политические процессы делят на базовые и периферийные.

Базовые политические процессы подразумевают участие больших социальных общностей в политическом управлении. Это процессы, в результате которых принимаются ключевые политические решения, затрагивающие интересы общества в целом или процессы, направленных на развитие и изменение политической системы.

Периферийные политические процессы развиваются на региональном или местном уровне. Они не оказывают важного влияния на принятые в обществе формы и способы осуществления власти.

В состав политической системы могут входить общественные организации.

Абсентеизм – уклонение от участия в политической жизни (в выборах, в акциях протеста, деятельности партий), утрата интереса к политике. Абсентеизм – это форма политического протеста.

Политические партии бывают кадровые и массовые.

Кадровые партии немногочисленные, в них свободное членство, они опираются на профессиональных политиков и финансовую элиту, они работают только в период выборов.

Массовые партии многочисленны, отличаются жесткой дисциплиной, строгой процедурой вступления в партию и выхода из нее, деятельность они ведут систематически.   

Политическая элита является самоорганизующейся общностью, которая избирательно допускает в свою сферу представителей основной массы граждан. Деятельность политической элиты определяется не только интересами большинства населения. 

Политическая система общества выполняет функцию формирования общественного мнения. Политическая система призвана отражать многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают влияние на государственную власть. 

 

Право

Нотариус – лицо, наделенное государством правом совершать предусмотренные нормативно-правовыми актами нотариальные действия. Например, такие:

— составление завещаний

— удостоверение брачного договора

— свидетельство подлинности копий документов

— тождественность граждан с лицом, изображенном на фотографии

— подлинность подписи на документах

— удостоверение сделки

Меры процессуального принуждения – предусмотренные процессуальным правом решения и действия органов, ведущих производство по делу, ограничивающие права остальных участников процесса помимо их воли.

Например:

— задержание подозреваемого

— домашний арест

— подписка о невыезде

— залог

— заключение под стражу

— обязательство о явке

— привод (принудительное доставление в органы расследования или суд для участия в процессуальных действиях лиц — источников показаний, не явившихся по неуважительной причине) 

— временное отстранение от должности

— наложение ареста на имущество

— денежное взыскание

Правовое положение несовершеннолетних по трудовому праву

— гарантируется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для работника время

— обязательное прохождение медицинского осмотра

— запрет на сверхурочные работы

— запрет на испытательный срок при приеме на работу

— запрет на подземные работы, работы в игорном бизнесе, работы с вредными условиями труда, работы в ночное время и пр.  

В уголовном процессе говорят о заведении «дела», в гражданском — о поданном «иске». 

Исковые дела по спорам, возникающим из трудовых правоотношений — разбираются в ходе гражданского процесса

Сторону обвинения  в уголовном процессе представляют: 

— гражданский истец, прокурор, потерпевший, руководитель следственного органа, дознаватель.

Сторону защиты в уголовном процессе представляют: 

— обвиняемый, адвокат. 

Супруги разводятся через ЗАГС, если:

— нет несовершеннолетних детей

— один из супругов признан недееспособным

— один из супругов осужден

К личным (гражданским) правам относят:

— право на жизнь, право на личную неприкосновенность, право на свободу передвижений, на выбор национальности, право участвовать в отправлении правосудия, свободу вероисповедания, свободу слова.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.1: Социализация и культура — Социальные науки LibreTexts

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    63850
    • Эрика Гутьеррес, Джанет Хунд, Шахин Джонсон, Карлос Рамос, Лизетт Родригес и Джой Цу хако
    • Городской колледж Лонг-Бич, Колледж Серритос и Колледж Седлбэк через Инициативу открытых образовательных ресурсов ASCCC (OERI)
      Рисунок \(\PageIndex{1}\): «Белое молчание — это насилие». (CC BY 2.0; Тим Пирс через Flickr) Рисунок \(\PageIndex{2}\): Пьер Бурдье (1930–2002). (CC PDM 1.0; Викимедиа). Видео \(\PageIndex{3}\): По словам Пьера Бурдье, культурный капитал — это культурные знания, которые служат валютой, помогающей нам ориентироваться в культуре и меняющей наш опыт и доступные нам возможности. Эта теория фокусируется на воплощенных, объективированных и институционализированных состояниях капитала и очень важна для понимания неравенства в образовании и других социальных структурах. (Субтитры и другие настройки YouTube появятся после начала видео.) (CC BY-SA; Sociology Live! через YouTube)
        Рисунок \(\PageIndex{4}\): Уличные фонари на Таймс-сквер. (CC BY 4.0; Хосе Франсиско Фернандес Саура через Pexels)

            Эта страница под названием 4.1: Социализация и культура распространяется под лицензией CC BY-NC-SA 4. 0, авторами, ремиксами и/или кураторами являются Эрика Гутьеррес, Джанет Хунд, Шахин Джонсон, Карлос Рамос, Лизетт Родригес и Джой. Цухако (Инициатива открытых образовательных ресурсов ASCCC (OERI)).

            1. Наверх
              • Была ли эта статья полезной?
              1. Тип изделия
                Раздел или Страница
                Автор
                Эрика Гутьеррес, Джанет Хунд, Шахин Джонсон, Карлос Рамос, Лизетт Родригес и Джой Цухако
                Лицензия
                CC BY-NC-SA
                Версия лицензии
                4,0
                Программа OER или Publisher
                Программа ASCCC OERI
                Показать оглавление
                нет
              2. Теги
                1. культурная столица
                2. культурное творчество
                3. культурная гегемония
                4. господствующий правящий класс
                5. Пьер Бурдье
                6. изменение статуса

              Социализация (социология): определение, первичная и вторичная

              Откуда мы знаем, что есть «хорошее» и «плохое» поведение? Как мы все согласны с тем, что держать дверь открытой для кого-то считается «хорошим», а брать деньги из кошельков родителей, не сказав им, «плохо»?

              Такое коллективное понимание поведения обусловлено социализацией . Социализация играет большую роль в нашей жизни, осознаем мы это или нет. Давайте посмотрим на социализацию с социологической точки зрения.

              • Мы начнем с определения социализации .
              • Затем мы обсудим первичную социализацию и вторичную социализацию .
              • Далее следует введение в факторов социализации .
              • Мы рассмотрим социологических взглядов на социализацию , включая взгляды функционалистов, марксистов, феминисток, интеракционистов и постмодернистов.
              • Наконец, мы рассмотрим социальный контроль в связи с социализацией.

              Определение социализации

              Процесс, посредством которого человек приспосабливается к особым нормам и ценностям общества, в котором он живет, называется социализация .

              Следуя приведенным выше определениям, социализация представляет собой процесс, который позволяет человеку вписаться в культуру общества. Общество и люди неразрывно связаны. Люди изучают и понимают существующие модели общества и действуют соответственно.

              Социализация — это процесс на протяжении всей жизни ; он готовит людей к удовлетворению социальных ожиданий на каждом этапе их жизни.

              Общение: значение

              Таким образом, социализировать кого-либо означает помочь кому-то адаптироваться к общественным нормам или к окружающей среде.

              Примером этого является социализация заключенного в мир после того, как он отбыл длительный срок.

              Примеры социализации

              Существуют различные типы социализации. Двумя основными типами социализации являются первичная социализация и вторичная социализация . Мы рассмотрим их по очереди, и к концу вы сможете понять разницу между ними.

              Первичная социализация

              Первичная социализация происходит в раннем детстве, когда младенец осваивает основные навыки (язык и когнитивные функции) и ценности в своих первичных отношениях.

              Первичные отношения — это интимные отношения между человеком и его непосредственными опекунами, такими как родители или опекуны. Именно они инициируют процесс социализации.

              Рис. 1. Первичная социализация дома с родителями учит детей базовым навыкам и ценностям.

              Вторичная социализация

              Процесс вторичной социализации происходит внутри небольшой группы людей или сообществ (вне семьи), которые являются частью общества.

              Образовательные (школа, колледж, университет), официальные (рабочие места) и формальные (государственные) учреждения, религиозные организации, а также средства массовой информации могут быть идентифицированы как социальных агентств здесь.

              Социализация на этом этапе выходит за рамки первичных отношений. Это может включать в себя опыт взаимодействия с людьми из разных культур на рабочем месте или даже общение с продавцом в магазине.

              Рис. 2 – Школа – ключевой институт вторичной социализации.

              Факторы социализации

              Постепенно люди формируют отношения, развивая привязанность к людям из других аспектов своей жизни. Эти другие аспекты называются агентами социализации, , и они играют важную роль в формировании личности от рождения до взрослой жизни.

              Шестью факторами социализации являются семья, группы сверстников, средства массовой информации, религия, образование и рабочее место. Мы пройдемся по каждому по очереди.

              Семья

              Семья играет решающую роль помимо того, что способствует социализации. Он служит естественным каналом между обществом и отдельными людьми. Родители ( агентов ) используют свои ценности, чтобы научить детей тому, как вести себя с семьей, друзьями или незнакомыми людьми, и какое поведение считается правильным или неправильным. Прежде чем привлекать другие агентства, семья устанавливает основу для поведения и личности человека.

              Мы не лжем и не воруем, потому что с раннего возраста нас учат, что это «плохое» поведение. Нас также учат позитивному поведению, например, помогать другим и делиться.

              Группы сверстников

              Подрастающий ребенок имеет определенные характеристики в группе сверстников, такие как пол, возраст и т. д. Поскольку ребенок находится на одной стадии социализации со своими сверстниками (в школе или на игровой площадке), он смотрит на мир с общими отношения и часто уходят из семейного окружения, чтобы быть принятыми группой сверстников. Со временем группа сверстников превосходит родительское влияние.

              Средства массовой информации

              Средства массовой информации являются средством социальная сила влияющая на личность человека. Он передает народные нормы, ценности и мнения индивидууму, побуждая его поддерживать, выступать против них или изменять их. Телевидение, радио, Интернет и т. д. могут быть отнесены к категории 90 125 агентов 90 126 социализации.

              У детей может возникнуть соблазн купить определенные игрушки/одежду/музыку, если им скажут, что это «обязательный» или популярный предмет. Это может побудить детей идентифицировать себя с определенными группами или субкультурами.

              Религия

              Религиозные организации являются популярными агентами социализации. Религия внушает человеку идею «рая и ада», чтобы он воздерживался от действий, противоречащих религиозным убеждениям, ценностям и поведению.

              Если ребенок часто посещает религиозные учреждения и его учат, что одежда, речь или поведение определенным образом негативно отражаются на нем в соответствии с Богом, он, скорее всего, сохранит эти ценности близкими ему на всю жизнь.

              Образование

              Процесс происходит в официально оформленных учреждениях образования, таких как школы, колледжи и университеты. Вы не просто изучаете язык и междисциплинарные предметы, но и приобретаете ценности достижений, солидарности и гражданских идеалов.

              Образовательные учреждения также прививают концепции тайм-менеджмента, пунктуальности, групповой деятельности и конкуренции. Это важный социализатор, который стоит рядом с семьей в процессе социализации растущего ребенка.

              Рабочее место

              На рабочем месте человек приспосабливается к своим коллегам и окружающей среде, чтобы его приняли. Один пытается внести коррективы с другими, а взамен изучает сотрудничество, специализацию задач и природу разделения класса .

              В этом процессе человек приобретает не только источник дохода, но и чувство идентичности и статус в обществе. Человек узнает о социальных правилах и соответствует нормам на рабочем месте.

              Работая в большом офисе с несколькими членами команды, человек учится тому, как хорошо работать с другими (сотрудничество), как разбивать задачи на более мелкие действия (специализация задач) и как структурирована иерархия рабочих мест (деление на классы). ).

              Социологические перспективы социализации

              Рассмотрим теперь (более подробно) некоторые социологические перспективы социализации. Как социологи видят процесс социализации?

              Функционалистская перспектива социализации

              работ Талкотта Парсонса особо подчеркивают важность роли семьи в социализации для достижения социальной стабильности. Он указывал на две несводимые функции семьи: первичную социализацию и стабилизацию взрослой личности.

              Первичная социализация специально обучает детей нормам и ценностям, которых придерживаются семья или местное сообщество. Стабилизация личности взрослых относится к тому, как семьи помогают взрослым продолжать соответствовать общественным нормам и ценностям.

              Его цель — уберечь их от девиантного или антиобщественного поведения, особенно когда они находятся в состоянии стресса. Семья оказывает эмоциональную поддержку своим членам, чтобы уберечь их от «неприятностей».

              Благодаря этим функциям первичная социализация помогает детям адаптироваться к общественным нормам и ценностям.

              Нормы — это навязанные обществом ожидания, которые помогают нам поддерживать принятое поведение. Например, воспитание с представлением о том, что честность — это правильно, является обычной нормой в большинстве обществ.

              Ценности — это убеждения, которые общество в целом считает положительными или полезными. Например, в большинстве обществ верят в ценность человеческого равенства.

              Функционалистский взгляд на агентства социализации

              Агентства вторичной социализации дополнительно учат детей тому, как стать полноценными взрослыми, уважающими социальные нормы и ценности. Например:

              • Образование: детей учат таким ценностям, как уважение к иерархии и дисциплине.
              • Религия: детям внушают моральные нормы и ценности, соблюдение которых помогает сплотить общество.
              • Рабочее место: дети превращаются во взрослых, понимающих свою роль и функции в обществе. Они работают и помогают поддерживать стабильность общества.

              Эмиль Дюркгейм исследовал идею коллективного сознания. Это относится к общим нормам и ценностям нашего общества; это то, во что мы коллективно социализированы, чтобы верить. Религия часто увековечивает коллективное сознание.

              Первичная и вторичная социализация имеет решающее значение, поэтому для создания хорошо функционирующих и стабильных взрослых.

              Марксистская перспектива социализации

              Маркс считал, что наша социализация в обществе помогает буржуазии, удерживая нас в наших пролетарских ролях. Изучение норм и ценностей нашего класса с раннего возраста гарантирует, что мы останемся в этой роли. Социализация заставляет людей понять свой статус в обществе.

              Статус определяется нашим социальным положением в обществе. В капиталистическом обществе наш статус определяется нашим социально-экономическим положением; а именно такими факторами, как наша работа и богатство.

              Марксистский взгляд на органы социализации

              Эли Зарецкий видел в семье инструмент капитализма. Семья приучает своих детей подчиняться обществу и, следовательно, приказам буржуазии. С раннего возраста мы начинаем осознавать свое место в обществе, потому что семья, как основной агент социализации, учит нас тому, как устроено общество.

              Усвоив этот статус в таком юном возрасте, мы с гораздо меньшей вероятностью бросим ему вызов в дальнейшей жизни. Поэтому в процессе вторичной социализации органы социализации еще больше увековечивают капиталистическую идеологию. Например:

              • Образование: детей готовят к работе, например, приучают к пунктуальности, иерархии и послушанию.
              • Религия: религия говорит пролетариату, что разделение в обществе естественно и поэтому должно быть принято.
              • Рабочее место: нас определяют наши роли и производительность.

              Первичная и вторичная социализация поддерживает капиталистическую идеологию. Поскольку марксисты жаждут восстания пролетариата для свержения буржуазии, наша социализация класса препятствует этому.

              Феминистский взгляд на социализацию

              Энн Окли исследовала, как через социализацию усваиваются бессознательные стереотипы, и следила за тем, чтобы мы подчинялись социальным гендерным ролям.

              Феминистский взгляд на агентства социализации

              Окли обнаружил, что семья, первичный агент социализации , социализирует детей тремя основными способами:

              • Гендерные ожидания

              Родители, вероятно, неосознанно подталкивают воспринимаемое гендерных ролей на своих детей. Например, они могут считать, что их сын будет лучше заниматься спортом, чем дочь, и проводить с ним больше времени по этому поводу.

              • Родительское наказание

              Окли определил, что родители чаще всего наказывают своих детей в зависимости от их личных норм и ценностей. Поскольку родители уже приучены к пониманию гендерных ролей, они, скорее всего, закрепят их в своих детях. Например, если их сын выберет типично женскую игрушку, его могут подразнить или отчитать.

              • Образцы для подражания

              Детей часто поощряют стремиться к сходству с родителем того же пола. Например, если девочек побуждают равняться на материнскую фигуру в своей жизни, они с большей вероятностью будут воссоздавать домашние обязанности, к которым женщин слишком часто принуждают.

              Феминизм и вторичная социализация

              В процессе вторичной социализации эти гендерные роли закрепляются. Например:

              • Образование: девочкам может быть отказано в изучении предметов STEM, поскольку они считаются слишком «мужскими».
              • Религия: девочек и мальчиков учат, что иерархия дана Богом, что означает, что девочки могут занимать подчиненное положение.
              • Рабочее место: женщинам может быть отказано в подаче заявок на старшие или управленческие должности из-за того, что они воспринимаются как «неженственные».

              Интеракционистская перспектива социализации

              Джордж Герберт Мид исследовал идею о том, как наша личность развивается в результате социализации. Основные части, которые он определял в своем «я», — это наше самосознание и представление о себе.

              Все эти аспекты вместе определяют наше поведение и сознание. Мид утверждал, что это не то, с чем мы родились, а то, что мы социализированы, чтобы развиваться.

              Интеракционистский взгляд на агентства социализации

              Эрвинг Гоффман исследовал свою идею драматургии . Эта концепция предполагала, что каждый в нашем обществе может рассматриваться как актер в роли, и что общество — это наша сцена, на которой мы играем.

              Роль относится к ожидаемому поведению, связанному с нашим социальным статусом. Например, у короля Англии очень специфическая роль, которая требует многих действий.

              В процессе социализации нас учат, как именно играть свои роли. Мы распределили роли с рождения, т.е. женщина, рабочий класс, гетеросексуал, а также нормы и ценности, которые мы социализировали, чтобы научить нас, как правильно действовать в качестве этого персонажа.

              В дальнейшем он исследовал идеи спереди и сзади .

              Передняя сцена представляет все части общества, где мы должны взаимодействовать и «действовать» перед другими членами. Это большая часть того, что мы переживаем в обществе.

              Но за кулисами — это моменты, когда мы переживаем моменты уединения с самими собой, и в этот момент мы можем отпустить наше действие, прежде чем готовиться снова выйти на переднюю сцену.

              Постмодернистская перспектива социализации

              Жан-Франсуа Лиотар исследовал концепцию метанарратива . Он описал это как всеобъемлющую идею, которая считается «универсально истинной».

              Это может быть трудным для понимания термином, поэтому полезно изучить пример.

              Хорошо известным примером метанарратива является концепция процесса эволюции человека. Это то, что большинство общества принимает за истину, не обязательно подвергая сомнению его происхождение.

              В социологии теории функционализма, марксизма и феминизма также считаются метанарративами, поскольку все они делают большие заявления об обществе и его членах.

              Метанарративы часто могут быть связаны с религиозными или научными идеями, поскольку в обществе они в основном рассматриваются как «универсально верные». Они редко подвергаются сомнению коллективной совестью общества, потому что мы приучены верить им с юных лет. Они часто являются краеугольным камнем наших глубоких представлений о жизни.

              Рис. 3. Метанарративы рассматриваются как «универсально верные».

              Социализация и социальный контроль

              Процесс социализации включает социальный контроль для создания порядка, стабильности и предсказуемости в поведении его участников. Именно посредством этого процесса общество поддерживает свою культуру и передает ее дальше из поколения в поколение.

              Общество использует формальные и неформальные агентства социального контроля , чтобы заставить людей подчиняться к общественным ожиданиям. Не все согласны с правилами или следуют им в соответствии с ожиданиями общества; в этом случае формальные агенты социального контроля (такие как система уголовного правосудия) используют социальные санкции для контроля поведения.

              Санкции делятся на две категории; награда (положительная санкция) и наказание (отрицательная санкция). Они существуют, чтобы контролировать «неприемлемое» поведение (то, что социологи называют девиантностью ).

              Официальные и неформальные органы социального контроля

              Основными примерами формальных органов социального контроля являются полиция, правительство и военные власти. Правила поведения основаны на формальных правовых нормах, соблюдение которых обеспечивается соответствующими институтами (университет, место работы, суды).

              Семья, средства массовой информации, группы сверстников и религия могут быть идентифицированы как неформальных органов социального контроля. Хотя правила поведения сильно различаются от общества к обществу, обычно это включает в себя неодобрительные взгляды, сарказм, выговор, поощрение и наказание.

              Социализация как процесс на протяжении всей жизни

              По мере того, как общество движется вперед, социальные проблемы и ожидания продолжают возникать. В связи с этим взрослые участвуют в упреждающей социализации , которая представляет собой самоуправляемый процесс, включающий подготовку к будущим жизненным ролям. Можно участвовать в этом процессе, вступая в новую фазу жизни, такую ​​как новая должность/работа, родительство или старость (планирование выхода на пенсию).

              Когда человек отучается от привычного для него поведения, он вступает в процесс ресоциализация .

            Добавить комментарий