Социализация продолжается: Ошибка 403 — доступ запрещён

Социализация личности — Студопедия

Социальная динамика личности рассматривается в социологии в двух аспектах: с одной стороны, как внешне обусловленный процесс изменения человека в соответствии с навязываемыми ему господствующими в социальном окружении установками, ценностями, нормами, представлениями; с другой — как его собственная, зачастую спонтанная активность, выражающаяся в индивидуальных стратегиях поведения, личностных решениях. Социализация — это процесс освоения индивидом социальных норм и ролей, способов взаимодействия и деятельности, принятых в данном обществе.

Социализация охватывает все социальные процессы, благодаря которым индивид усваивает определенные знания, нормы, ценности, позволяющие ему функционировать в качестве полноправного и полноценного члена общества. Ведущим и определяющим началом социализации является целенаправленное воздействие — воспитание, обучение. Однако социализация включает и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе воздействующие на формирование личности.


Процесс социализации продолжается всю жизнь, так как всю жизнь в процессе социальных взаимодействий человек будет сталкиваться с новыми, требующими приспособления, аспектами социальной среды. До глубокой старости человек может менять взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. Теория социализации объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.

Социализация начинается в детстве. В первые годы жизни формируются основные компоненты личности, ее общая структура. Причем каждый этап социализации подразумевает определенные стадии и, особенно в раннем детстве, возрастные рамки, при нарушении которых могут начаться необратимые процессы, например, регресс личности, невозможность дальнейшего развития, различные психические патологии. В детстве закладывается фундамент социализации, а дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, о чем свидетельствуют реальные случаи социальной изоляции детей (

депривация).
Социализацию можно подразделить на два основных этапа:

1. Первичная социализация. Этот этап охватывает процесс формирования и становления личности, то есть является начальным. В это время происходит

интериоризация ценностей и норм, способов общения (язык). Во время первичной социализации преобладает пассивное усвоение информации, навыков, представлений.

2. Вторичная социализация. Этот этап охватывает всю остальную — «взрослую» — жизнь человека. На этом этапе освоение социальной среды происходит осознанно, большая часть приходящей извне информации подвергается критическому рассмотрению. Теперь мало что принимается на веру, в основном индивид совершает осмысленный выбор из нескольких вариантов.

Социализация не может происходить без постоянного контакта с социальной средой. Но социальная среда никогда не взаимодействует с индивидом как таковая, она всегда представлена непосредственным социальным окружением, отдельные представители которого называются

агентами социализации. Это конкретные люди, которые осуществляют воспитание и обучение. Кроме агентов социализации выделяют институты социализациисоциальные институты, в рамках которых происходит процесс социализации (например, институты образования). Поскольку социализация подразделяется на первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации также делятся на первичные и вторичные.

Первичная социализация в основном происходит в сфере межличностных отношений, в то время как вторичная — в сфере более или менее формализованных социальных отношений, в рамках социальных институтов. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Учитель, изначально агент вторичной социализации, если между ним и учеником устанавливаются доверительные отношения, может оказаться среди агентов первичной социализации. Его роль в качестве наставника по конкретной учебной дисциплине может расшириться до роли воспитателя, авторитета.

Среди агентов социализации не все играют одинаковую роль.

К тому же эта роль и степень ее влияния на процесс социализации могут значительно меняться со временем. Например, в период первичной социализации родители выполняют главенствующую роль, которая со временем сокращается, в то время как роль ровесников с течением времени все более возрастает. Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а агентов вторичной — нет. Объясняется это тем, что агенты и институты вторичной социализации всегда специализированы, призваны провести социализацию в определенном контексте. Еще одно ключевое отличие состоит в том, что агенты первичной социализации чаще всего сами заинтересованы в осуществлении социализации конкретной личности (родители, родственники, друзья), в то время как для агентов вторичной социализации в основном эта деятельность является профессиональной (учитель в школе, преподаватель в ВУЗе).

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они знаменуют важнейшие вехи в биографии человека. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привычного образа жизни. Каждый переход на новый уровень социального взаимодействия сопряжен со значительными трудностями, часто сопровождается стрессовыми ситуациями, требует длительного переобучения, освоения нового комплекса ролей.

Такой ключевой момент сопровождается двумя комплексными процессами. Первый из них называется десоциализация, то есть отучение, отвыкание от старых ролей, норм и правил поведения. Второй процесс называется ресоциализация, то есть переучивание, овладение новым комплексом ролей, правил и норм поведения, которые призваны заменить старые, утерянные в процессе десоциализации.

Читайте также:

Становление социологии как науки

Социальная структура общества

Становление социологической мысли в США

Основные направления социологической мысли ХХ столетия

Предмет социология как наука

Вернуться в оглавление: Социология



«Я сам» отменяется.

Почему важна социализация в любом возрасте

17 ноября 2022, 08:03ОбществоФото: Архив Людмилы Мындра

Специалисты рекомендовали учитывать в становлении личности характерные особенности, социальное положение и возраст.

Ещё дедушка Ленин сказал: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь – рождение, детский сад, школа, учёба в вузе или техникуме, зрелый возраст, пенсия. Социализация — это процесс становления человека в социуме. Насколько социализация важна на разных этапах развития человека, поговорим сегодня.

Времена разные, итог — один

Дина Саничар – индийский мальчик, ставший прообразом Маугли из произведения Р. Киплинга. Его нашли охотники в 1867 г., приняв сначала за дикое животное. На то время ему было примерно 6 лет, жил с волками. Прожил до 1895 г., но говорить не научился.

Мама занята, с утра до ночи сидит в телефоне. Папа — на работе. Ребёнком занимаются в случае крайней необходимости – накормить, поменять подгузник, дать в руки телефон. Малыш предоставлен сам себе. Что такое книжка на ночь или «куличики» в песочнице, не знает. Он видит сгорбленную спину мамы и дежурную улыбку папы. С ребёнком никто не разговаривает, не шутит, не играет.

В результате к трём годам, когда нужно идти в сад, он плохо разговаривает и не умеет общаться. У него полностью отсутствуют навыки личной гигиены – «спасибо» подгузникам. При этом он здоров, упитан, у него благополучная нормальная семья. Что с малышом не так? Он не социализирован.

 «Я сам» отменяется 

Медицинский психолог детской поликлиники ОГБУЗ «Яковлевская ЦРБ» Любовь Перькова в нашей беседе отметила, что дела с социализацией детей младшего дошкольного и школьного возрастов не совсем радужные.

— Перед школой и детским садом дети проходят медосмотры, где их обследуют специалисты. В последнее время стало на порядок больше детей, у которых адаптация в детском саду проходит болезненно. Сложность в том, что к трём годам дети не могут за собой ухаживать – не отучены от соски-пустышки или бутылочки, не умеют ходить на горшок, одеваться, держать ложку в руках и привыкли кушать «под телефон». Конечно, домашний режим отличается от детсадовского, поэтому родителям рекомендуем хотя бы за две недели перестроить жизнь ребёнка под режим детского сада – вставать в одно и то же время, есть, гулять, проводить игры. Ребёнка нужно уже дома начинать готовить к серьёзному этапу его жизни.

Что касается будущих первоклассников, то у многих детей есть страхи. Возникает страх одиночества, тоски, потому что они попадают в большое здание, помещение, где много людей. Это может быть причиной того, что ребёнок не посещал детский сад или до сих пор спит вместе с мамой.

Много у будущих первоклассников логопедических проблем, и в этом огромную отрицательную роль играют Интернет и телефон. Ребёнок предоставлен сам себе, его никто не развивает. У многих детей нарушена графомоторика, то есть способность держать ручку и писать. Развитие графомоторики ребёнка – очень важная область обучения и подготовки дошкольника, как к школе, так и к жизни. Дети не умеют писать, не рисуют, не занимаются творчеством – от этого происходят сложности в адаптации, в общении.

Многие дети не умеют слушать. Первоклассники не хотят и не умеют выполнять задания, которые им даёт педагог. Дома их не заставляют, например, убирать за собой постель, игрушки, посуду со стола. Взрослые сами делают всю работу за них. Но в школе это может обернуться огромной проблемой – нужно будет выполнить какое-то поручение, задание, а ребёнок просто не захочет это сделать, — сказала Любовь Витальевна.

Фото: Архив Людмилы Мындра

Две стороны одной медали

Ещё одним важным фактором социализации личности, особенно в последние годы, стал Интернет. Глобальная сеть представляет пользователям разнообразные коммуникационные и информационные услуги. Возможности Сети заставляют человека проводить много времени в виртуальном пространстве, это влияет на социализацию и поведение человека. Интернет помогает в учёбе и работе, он даёт возможность людям учиться, общаться с большим количеством людей, правильно излагать свои мысли, творчески развиваться.

Но есть обратная сторона медали. Люди, «проживающие» свою жизнь в Сети, часто в реальной жизни испытывают неудовлетворённости и трудности в общении. Когда реальная жизнь начинает вытесняться виртуальным пространством, это превращается в социальную проблему, особенно для подростков. Социальные сети и «друзья» из них влияют на мысли, поведение, поступки, что может привести к трагедии.

Возраст социализации не помеха

Огромную работу по социализации пожилых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья проводит центральная библиотека Яковлевского городского округа.  Это содействует их интеграции в общество, повышению уровня самооценки, даёт возможность творческого самовыражения и способствует преодолению изолированности. Именно это необходимо пожилым людям.

Стало доброй традицией проведение акций милосердия и добра совместно с окружной местной общественной организацией помощи инвалидам и пожилым людям «Добрые сердца». «Серебряные волонтёры» библиотеки собирали «добрые» посылки в дом-интернат, своими руками мастерили игрушки для детей с ОВЗ, поздравляли на дому людей с ограниченными возможностями здоровья с праздником Светлого Христова Воскресения, готовили для них сувениры и выпечку.

А какие замечательные шали, носки, шарфы и варежки для нуждающихся жителей ЛНР и ДНР были изготовлены руками волонтёров в рамках всероссийской акции «Бабушкина забота». Сколько интересных поездок пожилые люди совершили по региону в рамках губернаторского проекта «К соседям в гости».

В январе этого года на базе Дома ремёсел начал свою деятельность клуб «Бабушки Строителя». Но бабушками их можно назвать с большой натяжкой. Несмотря на возраст участниц, от 54 до 75 лет, они молоды душой, готовы творить и учиться новому, совершать поездки и помогать. Руководитель клуба Людмила Мындра поделилась с нами, как проходит социализация женщин пожилого возраста:

Фото: Архив Людмилы Мындра

— Участницы клуба — состоявшиеся самодостаточные люди. Они прекрасные рукодельницы и кулинарки. Свою задачу они видят в том, чтобы поделиться накопленным опытом, передать его другим. Они полны энергии и энтузиазма. Их не нужно заставлять что-то делать – они сами готовы прийти на помощь, что делали уже не раз. Например, активно участвовали в подготовке регионального фестиваля русской традиционной игрушки «Балушка». Всё своё свободное время эти люди безвозмездно тратили на то, чтобы сшить мягкие игрушки. Они хотят быть полезными обществу, в этом и заключается их внутренняя потребность. Это и есть социализация. Многие из них живут по принципу: «Кто, если не я», поэтому берутся и делают. Благодаря сарафанному радио наши ряды расширяются. К нам приходят не только жительницы Строителя, но и женщины, которые приехали с Украины. Им очень тяжело социализироваться, нужно начинать строить свою жизнь с нуля. Мы помогаем им советами, делимся житейским опытом, ведь многие из нас тоже переехали из других регионов.

Дабы стены «не съели», по совету Людмилы Ивановны, нужно просто сделать первые шаги – встать с дивана, отбросить стеснение, боязнь и прийти в клуб по интересам. Достаточно одного раза, чтобы понять, что и в пожилом возрасте можно найти себе занятие по душе. И тогда жизнь засияет разноцветными красками.

Всё течёт

Древнегреческий философ Гераклит сказал: «Всё течёт, всё меняется, ничего не стоит на месте». И наша жизнь тоже переменчива. Однако, по большому счёту, эти перемены зависят от каждого из нас. Хочешь изменить свою жизнь – изменись сам!

Подпишись на «Победа 31» в Яндекс.Новости. Обсуждай новости и истории, пиши комментарии, направляй предложения в группах «Победа 31» в соцсетях ВКонтакте, Одноклассники, Telegram.

социализацияпсихологиядетипожилыевозраст

Новости ВРФ

Практический тест для социализации

1.  Какое из следующих утверждений верно?
а) В отличие от других животных, человеческие младенцы рождаются с культурой.
б) Человеческие младенцы появляются на свет готовыми изучить культуру, но не рождаются с ней.
в) Социализация — это синоним аккультурации.
г) б и в
2. Общий процесс приобретения культуры называется _____________.
а) социализация
б) аккультурация
в)
семай
г) ничего из вышеперечисленного
3. Какие из следующих вещей обычно усваиваются в процессе социализации?
а) ролей, которые мы должны играть в жизни
б) нормы культуры
в) язык окружающих нас людей
г) все вышеперечисленное
4. Какое из следующих утверждений верно?
а) Социализация не играет никакой роли в формировании личности человека.
б) Крупномасштабные сложные общества, не являющиеся культурно однородными, обычно имеют единодушное согласие в отношении того, что должно быть общими нормами.
в) Успешная социализация может привести к единообразию в обществе.
г) б и в
5. Люди, которые не были социализированы так же, как большинство людей, часто рассматриваются в своем обществе как __________________.
а) психически больной
б) ненормальный или странный
в) девиантный
г) все вышеперечисленное
6. Когда начинается социализация?
а) во время зачатия человека или в течение первых нескольких недель после зачатия
б) при рождении или вскоре после этого
в) при поступлении в детский сад или детский сад
г) , когда дети достигают половой зрелости и способны понять причины правил общества.
7. Что из перечисленного относится к социализации?
а) Раннее детство – период наиболее интенсивной и ответственной социализации.
б) Социализация продолжается до тех пор, пока мы не станем взрослыми, а затем обычно прекращается, потому что к этому времени мы изучили нашу культуру.
в) Все культуры используют одни и те же методы для социализации своих детей.
8. Кто в основном принимает непосредственное участие в социализации детей во всем мире?
а) взрослых мужчин в возрасте 20-40 лет
б) бабушка и дедушка
в) женщин и девушек
9.   В результате проведенного Маргарет Мид в 1950-х годах исследования практики социализации в шести различных обществах она пришла к выводу, что _____________________________ .
а) Практика социализации заметно различается от общества к обществу.
б) Практика социализации, как правило, одинакова среди людей, принадлежащих к одному и тому же обществу.
в) оба вышеперечисленных
г) ничего из вышеперечисленного
10.   The r индивидуальная отработка основных навыков является примером какого метода обучения?
а) формальный
б) неофициальный
в) технический
г) ничего из вышеперечисленного

[Решено] Что означает эта фраза: «социализация — это продолжение»

Этот вопрос ранее задавался в

Официальный документ DSSSB PRT 6 октября 2018 г. Смена 1

Просмотреть все документы DSSSB PRT >

  1. Общество намеревается бессознательно контролировать поведение своих членов
  2. Члены общества передают свою культуру следующему поколению, и, таким образом, общество продолжает существовать
  3. Это относится к знаниям или навыкам, приобретенным путем обучения или учебы
  4. Дети изучают свой язык , обычаи, нормы и ценности в семье

Вариант 2 : Члены общества передают свою культуру следующему поколению и таким образом общество продолжает существовать

Бесплатно

CT 1: CDP (рост и развитие)

37,1 тыс. пользователей

10 вопросов

10 баллов

10 минут

Социализация – это процесс, посредством которого родители, учителя и другие люди превращают детей в социальных и культурных животных.

  • Мы изучаем язык культуры, в которой родились, а также роли, которые должны играть в жизни.
  • Социализация — это пожизненный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни от рождения до взрослой жизни.

Ключевые моменты

Фраза «Социализация — это непрерывный процесс» подразумевает идею о том, что члены общества передают свою культуру следующему поколению, и, таким образом, общество продолжает существовать.

  • Это акт усваивания нравов, культуры, взглядов и обычаев общества путем передачи и обучения членов социально приемлемым нормам и ценностям общества.
  • Социализация – это процесс, в котором человек адаптирует все социальное поведение как-
    • Адаптация социальных ценностей и принципов.
    • Адаптация культурных ритуалов
    • Адаптация навыков
  • Социализация представляет собой сочетание развития личности и культурного развития.

Следовательно, фраза «Социализация — это непрерывный процесс» подразумевает идею о том, что членов общества передают свою культуру следующему поколению и, таким образом, общество продолжает существовать.

Скачать решение PDF Поделиться в WhatsApp

Последние обновления MPTET Varg 3

Последнее обновление: 29 марта 2023 г.

Добавить комментарий