Социализация личности — Студопедия
Социальная динамика личности рассматривается в социологии в двух аспектах: с одной стороны, как внешне обусловленный процесс изменения человека в соответствии с навязываемыми ему господствующими в социальном окружении установками, ценностями, нормами, представлениями; с другой — как его собственная, зачастую спонтанная активность, выражающаяся в индивидуальных стратегиях поведения, личностных решениях. Социализация — это процесс освоения индивидом социальных норм и ролей, способов взаимодействия и деятельности, принятых в данном обществе. Социализация охватывает все социальные процессы, благодаря которым индивид усваивает определенные знания, нормы, ценности, позволяющие ему функционировать в качестве полноправного и полноценного члена общества. Ведущим и определяющим началом социализации является целенаправленное воздействие — воспитание, обучение. Однако социализация включает и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе воздействующие на формирование личности. Процесс социализации продолжается всю жизнь, так как всю жизнь в процессе социальных взаимодействий человек будет сталкиваться с новыми, требующими приспособления, аспектами социальной среды. До глубокой старости человек может менять взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. Теория социализации объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Социализация начинается в детстве. В первые годы жизни формируются основные компоненты личности, ее общая структура. Причем каждый этап социализации подразумевает определенные стадии и, особенно в раннем детстве, возрастные рамки, при нарушении которых могут начаться необратимые процессы, например, регресс личности, невозможность дальнейшего развития, различные психические патологии. В детстве закладывается фундамент социализации, а дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, о чем свидетельствуют реальные случаи социальной изоляции детей ( 1. Первичная социализация. Этот этап охватывает процесс формирования и становления личности, то есть является начальным. В это время происходит 2. Вторичная социализация. Этот этап охватывает всю остальную — «взрослую» — жизнь человека. На этом этапе освоение социальной среды происходит осознанно, большая часть приходящей извне информации подвергается критическому рассмотрению. Теперь мало что принимается на веру, в основном индивид совершает осмысленный выбор из нескольких вариантов. Социализация не может происходить без постоянного контакта с социальной средой. Но социальная среда никогда не взаимодействует с индивидом как таковая, она всегда представлена непосредственным социальным окружением, отдельные представители которого называются Первичная социализация в основном происходит в сфере межличностных отношений, в то время как вторичная — в сфере более или менее формализованных социальных отношений, в рамках социальных институтов. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Учитель, изначально агент вторичной социализации, если между ним и учеником устанавливаются доверительные отношения, может оказаться среди агентов первичной социализации. Его роль в качестве наставника по конкретной учебной дисциплине может расшириться до роли воспитателя, авторитета. Среди агентов социализации не все играют одинаковую роль. Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они знаменуют важнейшие вехи в биографии человека. |
Становление социологии как науки Социальная структура общества Становление социологической мысли в США Основные направления социологической мысли ХХ столетия Предмет социология как наука Вернуться в оглавление: Социология |
«Я сам» отменяется.

17 ноября 2022, 08:03ОбществоФото: Архив Людмилы Мындра
Специалисты рекомендовали учитывать в становлении личности характерные особенности, социальное положение и возраст.
Ещё дедушка Ленин сказал: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь – рождение, детский сад, школа, учёба в вузе или техникуме, зрелый возраст, пенсия. Социализация — это процесс становления человека в социуме. Насколько социализация важна на разных этапах развития человека, поговорим сегодня.
Времена разные, итог — одинДина Саничар – индийский мальчик, ставший прообразом Маугли из произведения Р. Киплинга. Его нашли охотники в 1867 г., приняв сначала за дикое животное. На то время ему было примерно 6 лет, жил с волками. Прожил до 1895 г., но говорить не научился.
Мама занята, с утра до ночи сидит в телефоне. Папа — на работе. Ребёнком занимаются в случае крайней необходимости – накормить, поменять подгузник, дать в руки телефон. Малыш предоставлен сам себе. Что такое книжка на ночь или «куличики» в песочнице, не знает. Он видит сгорбленную спину мамы и дежурную улыбку папы. С ребёнком никто не разговаривает, не шутит, не играет.
В результате к трём годам, когда нужно идти в сад, он плохо разговаривает и не умеет общаться. У него полностью отсутствуют навыки личной гигиены – «спасибо» подгузникам. При этом он здоров, упитан, у него благополучная нормальная семья. Что с малышом не так? Он не социализирован.
«Я сам» отменяетсяМедицинский психолог детской поликлиники ОГБУЗ «Яковлевская ЦРБ» Любовь Перькова в нашей беседе отметила, что дела с социализацией детей младшего дошкольного и школьного возрастов не совсем радужные.
— Перед школой и детским садом дети проходят медосмотры, где их обследуют специалисты. В последнее время стало на порядок больше детей, у которых адаптация в детском саду проходит болезненно. Сложность в том, что к трём годам дети не могут за собой ухаживать – не отучены от соски-пустышки или бутылочки, не умеют ходить на горшок, одеваться, держать ложку в руках и привыкли кушать «под телефон». Конечно, домашний режим отличается от детсадовского, поэтому родителям рекомендуем хотя бы за две недели перестроить жизнь ребёнка под режим детского сада – вставать в одно и то же время, есть, гулять, проводить игры. Ребёнка нужно уже дома начинать готовить к серьёзному этапу его жизни.
Что касается будущих первоклассников, то у многих детей есть страхи. Возникает страх одиночества, тоски, потому что они попадают в большое здание, помещение, где много людей. Это может быть причиной того, что ребёнок не посещал детский сад или до сих пор спит вместе с мамой.
Много у будущих первоклассников логопедических проблем, и в этом огромную отрицательную роль играют Интернет и телефон. Ребёнок предоставлен сам себе, его никто не развивает. У многих детей нарушена графомоторика, то есть способность держать ручку и писать. Развитие графомоторики ребёнка – очень важная область обучения и подготовки дошкольника, как к школе, так и к жизни. Дети не умеют писать, не рисуют, не занимаются творчеством – от этого происходят сложности в адаптации, в общении.
Многие дети не умеют слушать. Первоклассники не хотят и не умеют выполнять задания, которые им даёт педагог. Дома их не заставляют, например, убирать за собой постель, игрушки, посуду со стола. Взрослые сами делают всю работу за них. Но в школе это может обернуться огромной проблемой – нужно будет выполнить какое-то поручение, задание, а ребёнок просто не захочет это сделать, — сказала Любовь Витальевна.
Фото: Архив Людмилы Мындра
Две стороны одной медалиЕщё одним важным фактором социализации личности, особенно в последние годы, стал Интернет. Глобальная сеть представляет пользователям разнообразные коммуникационные и информационные услуги. Возможности Сети заставляют человека проводить много времени в виртуальном пространстве, это влияет на социализацию и поведение человека. Интернет помогает в учёбе и работе, он даёт возможность людям учиться, общаться с большим количеством людей, правильно излагать свои мысли, творчески развиваться.
Но есть обратная сторона медали. Люди, «проживающие» свою жизнь в Сети, часто в реальной жизни испытывают неудовлетворённости и трудности в общении. Когда реальная жизнь начинает вытесняться виртуальным пространством, это превращается в социальную проблему, особенно для подростков. Социальные сети и «друзья» из них влияют на мысли, поведение, поступки, что может привести к трагедии.
Огромную работу по социализации пожилых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья проводит центральная библиотека Яковлевского городского округа. Это содействует их интеграции в общество, повышению уровня самооценки, даёт возможность творческого самовыражения и способствует преодолению изолированности. Именно это необходимо пожилым людям.
Стало доброй традицией проведение акций милосердия и добра совместно с окружной местной общественной организацией помощи инвалидам и пожилым людям «Добрые сердца». «Серебряные волонтёры» библиотеки собирали «добрые» посылки в дом-интернат, своими руками мастерили игрушки для детей с ОВЗ, поздравляли на дому людей с ограниченными возможностями здоровья с праздником Светлого Христова Воскресения, готовили для них сувениры и выпечку.
А какие замечательные шали, носки, шарфы и варежки для нуждающихся жителей ЛНР и ДНР были изготовлены руками волонтёров в рамках всероссийской акции «Бабушкина забота». Сколько интересных поездок пожилые люди совершили по региону в рамках губернаторского проекта «К соседям в гости».
В январе этого года на базе Дома ремёсел начал свою деятельность клуб «Бабушки Строителя». Но бабушками их можно назвать с большой натяжкой. Несмотря на возраст участниц, от 54 до 75 лет, они молоды душой, готовы творить и учиться новому, совершать поездки и помогать. Руководитель клуба Людмила Мындра поделилась с нами, как проходит социализация женщин пожилого возраста:
Фото: Архив Людмилы Мындра
— Участницы клуба — состоявшиеся самодостаточные люди. Они прекрасные рукодельницы и кулинарки. Свою задачу они видят в том, чтобы поделиться накопленным опытом, передать его другим. Они полны энергии и энтузиазма.Их не нужно заставлять что-то делать – они сами готовы прийти на помощь, что делали уже не раз. Например, активно участвовали в подготовке регионального фестиваля русской традиционной игрушки «Балушка». Всё своё свободное время эти люди безвозмездно тратили на то, чтобы сшить мягкие игрушки. Они хотят быть полезными обществу, в этом и заключается их внутренняя потребность. Это и есть социализация. Многие из них живут по принципу: «Кто, если не я», поэтому берутся и делают. Благодаря сарафанному радио наши ряды расширяются. К нам приходят не только жительницы Строителя, но и женщины, которые приехали с Украины. Им очень тяжело социализироваться, нужно начинать строить свою жизнь с нуля. Мы помогаем им советами, делимся житейским опытом, ведь многие из нас тоже переехали из других регионов.
Дабы стены «не съели», по совету Людмилы Ивановны, нужно просто сделать первые шаги – встать с дивана, отбросить стеснение, боязнь и прийти в клуб по интересам. Достаточно одного раза, чтобы понять, что и в пожилом возрасте можно найти себе занятие по душе. И тогда жизнь засияет разноцветными красками.
Древнегреческий философ Гераклит сказал: «Всё течёт, всё меняется, ничего не стоит на месте». И наша жизнь тоже переменчива. Однако, по большому счёту, эти перемены зависят от каждого из нас. Хочешь изменить свою жизнь – изменись сам!
Подпишись на «Победа 31» в Яндекс.Новости. Обсуждай новости и истории, пиши комментарии, направляй предложения в группах «Победа 31» в соцсетях ВКонтакте, Одноклассники, Telegram.
социализацияпсихологиядетипожилыевозраст
Новости ВРФ
1. | Какое из следующих утверждений верно? | ||
а) | В отличие от других животных, человеческие младенцы рождаются с культурой.![]() | ||
б) | Человеческие младенцы появляются на свет готовыми изучить культуру, но не рождаются с ней. | ||
в) | Социализация — это синоним аккультурации. | ||
г) | б и в | ||
2. | Общий процесс приобретения культуры называется _____________. | ||
а) | социализация | ||
б) | аккультурация | ||
| семай | ||
г) | ничего из вышеперечисленного | ||
3.![]() | Какие из следующих вещей обычно усваиваются в процессе социализации? | ||
а) | ролей, которые мы должны играть в жизни | ||
б) | нормы культуры | ||
в) | язык окружающих нас людей | ||
г) | все вышеперечисленное | ||
4.![]() | Какое из следующих утверждений верно? | ||
а) | Социализация не играет никакой роли в формировании личности человека. | ||
б) | Крупномасштабные сложные общества, не являющиеся культурно однородными, обычно имеют единодушное согласие в отношении того, что должно быть общими нормами. | ||
в) | Успешная социализация может привести к единообразию в обществе.![]() | ||
г) | б и в | ||
5. | Люди, которые не были социализированы так же, как большинство людей, часто рассматриваются в своем обществе как __________________. | ||
а) | психически больной | ||
б) | ненормальный или странный | ||
в) | девиантный | ||
г) | все вышеперечисленное | ||
6.![]() | Когда начинается социализация? | ||
а) | во время зачатия человека или в течение первых нескольких недель после зачатия | ||
б) | при рождении или вскоре после этого | ||
в) | при поступлении в детский сад или детский сад | ||
г) | , когда дети достигают половой зрелости и способны понять причины правил общества.![]() | ||
7. | Что из перечисленного относится к социализации? | ||
а) | Раннее детство – период наиболее интенсивной и ответственной социализации. | ||
б) | Социализация продолжается до тех пор, пока мы не станем взрослыми, а затем обычно прекращается, потому что к этому времени мы изучили нашу культуру. | ||
в) | Все культуры используют одни и те же методы для социализации своих детей.![]() | ||
8. | Кто в основном принимает непосредственное участие в социализации детей во всем мире? | ||
а) | взрослых мужчин в возрасте 20-40 лет | ||
б) | бабушка и дедушка | ||
в) | женщин и девушек | ||
9.![]() | В результате проведенного Маргарет Мид в 1950-х годах исследования практики социализации в шести различных обществах она пришла к выводу, что _____________________________ . | ||
а) | Практика социализации заметно различается от общества к обществу. | ||
б) | Практика социализации, как правило, одинакова среди людей, принадлежащих к одному и тому же обществу. | ||
в) | оба вышеперечисленных | ||
г) | ничего из вышеперечисленного | ||
10.![]() | The r индивидуальная отработка основных навыков является примером какого метода обучения? | ||
а) | формальный | ||
б) | неофициальный | ||
в) | технический | ||
г) | ничего из вышеперечисленного | ||
[Решено] Что означает эта фраза: «социализация — это продолжение»
Этот вопрос ранее задавался в
Официальный документ DSSSB PRT 6 октября 2018 г. Смена 1
- Общество намеревается бессознательно контролировать поведение своих членов
- Члены общества передают свою культуру следующему поколению, и, таким образом, общество продолжает существовать
- Это относится к знаниям или навыкам, приобретенным путем обучения или учебы
- Дети изучают свой язык , обычаи, нормы и ценности в семье
Вариант 2 : Члены общества передают свою культуру следующему поколению и таким образом общество продолжает существовать
Бесплатно
CT 1: CDP (рост и развитие)
37,1 тыс. пользователей 10 вопросов 10 баллов 10 минутСоциализация – это процесс, посредством которого родители, учителя и другие люди превращают детей в социальных и культурных животных.
- Мы изучаем язык культуры, в которой родились, а также роли, которые должны играть в жизни.
- Социализация — это пожизненный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни от рождения до взрослой жизни.
Ключевые моменты
Фраза «Социализация — это непрерывный процесс» подразумевает идею о том, что члены общества передают свою культуру следующему поколению, и, таким образом, общество продолжает существовать.
- Это акт усваивания нравов, культуры, взглядов и обычаев общества путем передачи и обучения членов социально приемлемым нормам и ценностям общества.
- Социализация – это процесс, в котором человек адаптирует все социальное поведение как-
- Адаптация социальных ценностей и принципов.
- Адаптация культурных ритуалов
- Адаптация навыков
- Социализация представляет собой сочетание развития личности и культурного развития.
Следовательно, фраза «Социализация — это непрерывный процесс» подразумевает идею о том, что членов общества передают свою культуру следующему поколению и, таким образом, общество продолжает существовать.
Скачать решение PDF Поделиться в WhatsApp Последние обновления MPTET Varg 3 Последнее обновление: 29 марта 2023 г.