Роль семьи в социализации ребенка
03 Июня 2017
Роль семьи в социализации ребенка
Психологические особенности развивающейся личности формируются в раннем возрасте, и привитые с детства, они всегда оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейшего формирования личности.Одной из самых эффективных социальных сил, влияющих на формирование личности, является семья.
Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. Огромный диапазон воспитательного воздействия и уникальность методов воспитательного и психологического влияния семьи делают ее одним из самых мощных средств социализации, воспитания и развития личности на этапе ее становления.
Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значительна ее роль в самом начале его жизненного пути, когда закладываются психологические основы личности.
Семейное воспитание – это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных ценностей, качеств личности. Семья выступает как модель поведения и межличностных отношений. Для ребенка отношения взрослых являются доминирующим фактором в успешности его развития. Воспитательный потенциал родителей, стратегия и тактика воспитания определяются позицией: кто для них ребенок – объект или субъект воспитания?
Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций. Такие дети вырастают в страхе перед жизнью, они отличаются от других, прежде всего агрессивностью, неуверенностью в себе. Нередко у детей, выросших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая самооценка, они не верят в себя, в свои возможности.
- работа по организации эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
- работа по защите прав ребенка.
- работа по вопросам социального развития ребенка.
- Информационно аналитический
- Практический
- Контрольно-оценочный.
Каково содержание социально-педагогической деятельности в рамках установленных блоков?
I. Информационно-аналитический блок- это сбор необходимой информации, недостающих сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей, выявление и нарушение прав ребенка в семьях. При изучении данных семей использую следующие методы: анкетирование родителей, опрос, провожу индивидуальные беседы как с детьми так и с родителями , проводится социальное патронирование семей в результате которого составляется акт жилищно-бытовых условий, тесное сотрудничество с педагогами, социальными педагогами, школ, при поступлении в центр на каждого ребенка заводится Индивидуальная программа реабилитации (ИПР), в которой отслеживается вся работа педагогов с детьми.
II. Блок называется практическим потому что, в рамках этого блока проводится работа направленная на решение конкретных задач, которые связанны со здоровьем детей и развитием детей: сохранение и укрепление здоровья детей: социализация личности ребенка. Для решения конкретно определенных задач организую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями, а именно: родительские собрания, компонентами проведения собрания являются выступление детей, представление результатов детской деятельности, выставки детских творческих работ: фотовыставки, практические приемы передачи информации, участие в играх организованных совместно с воспитателями, просмотр видеосъемок и слайд-шоу.
III. Блок контрольно-оценочный- это анализ эффективности мероприятий. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с семьями использую методы, которые применяю сразу после проведения того или иного мероприятия – это опрос, оценочные листы, различные диагностики. Повторную диагностику, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей, использую для отслеживания и оценки точного результата.
В результате проводимой плодотворной работы, хочется отметить, что большинство родителей задумываются о дальнейших судьбах своих детей, что свидетельствует о повышении интереса родителей к воспитанию своих детей, благодаря таким стремлениям, дети с огромной радостью возвращаются в родные семьи. За последние три года в родные семьи было возвращено: в 2012г- 23ребенка, в 2013г-32 ребенка, в 2014г-39 детей.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это праздник, семейные даты,
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Шумеева Татьяна Викторовна, Социальный педагог «Шимановский СРЦН»
Поделиться с друзьями
Как стать хорошими родителямиРоль игрушки в жизни ребёнка
Социализация детей в 📙 семье
1. Понятие семейной социализации ребенка
2. Основные периоды социализации детей
Одним из базовых заданий семьи в жизни ребенка становится социализация. Это понятие включает в себя процесс постепенного принятия, обучения и осознания особых социальных ценностей и установок, так как они представляют собой общеобязательные принципы и правила. Многие ученые-социологи уверенны, что при оценке социализации более масштабно, она длится на протяжении всех периодов существования человека.
При более узконаправленном взгляде процесс включения в общество длится лишь до достижения совершеннолетия человеком.
Семейная социализация представляет собой процесс постепенной подготовки индивидуума к социальным ролям, которые возникнут в перспективе, в том числе и к семейной роли. Она включает в себя и влияние со стороны семьи и отдельно каждого ее члена на становление зрелой в психологическом плане личности.
Именно от взаимоотношений в семье будет зависеть схема, по которой в будущем, уже во взрослом возрасте, индивид будет пытаться самостоятельно выстраивать взаимоотношения в ново созданной семье.
Отдельные исследователи предоставляют доказательную информацию, что социализация ребенка всегда считалась единственным, очень индивидуальным и специфическим заданием семьи. На ее фоне все другие функции оставались лишь дополнениями, которые могли изменяться под внутренним или внешним влиянием обстоятельств в течение многих столетий.
Особо сильному воздействию со стороны семьи дети подвергаются в раннем возрасте, ведь их психика в этот период жизни наиболее гибкая и восприимчивая, и как следствия им проще осваивать и воспринимать новые ценности и выражать индивидуальные потребности.
Семья как социальная структура оказывает сильное влияние на личность ребенка с помощью отдельных механизмов:
- Нормативное влияние – обучение постулатам поведения в обществе, понятие базовых ценностей и норм, которыми в будущем будет руководиться ребенок.
- Информационное влияние – вся масса данных и нужной информации о явлениях, которые происходят в жизни.
- Эмоциональное влияние – отношение отца и матери к ребенку и супругов друг к другу.
Вся совокупность опыта помогает человеку в будущем выстраивать собственную линию поведения и планы на жизнь.
Социализация детей в семьях проходит ряд первостепенных периодов, и этот процесс достаточно непростой. Специалисты в этой сфере смогли доказать, что только после освоения каждого из периодов в лоне семьи ребенок в будущем сможет адаптироваться в обществе. Если оценивать цельно, социализация включает в себя два различных по длительности этапа, которые отличаются друг от друга еще и степенью интенсивности.
Первый период освоения социальных навыков представляет собой этап осознания ребенком себя как отдельной личности с учетом воспитания и в границах родительской семьи. Как итог, начиная с момента появления на свет и вплоть до юношеского возраста происходит постепенное неотрывное от отца с матерью личностное развитие. От этого периода и его протекания будет зависеть дальнейшая взрослая жизнь ребенка, восприятие семейных и общепринятых норм и идеалов. Если внутри семьи дети не получают необходимого воспитания и примера, повзрослев, им будет намного сложнее подстраиваться под изменчивые условия и резкие смены обстоятельств.
Второй период социализации являет собой дальнейшее развитие и становление уже сформированной личности в процессе дальнейшего взаимодействия с людьми, а также при создании собственной семьи. Он охватывает период взросления и молодости и не имеет определенных временных рамок. Человек осознает себя самостоятельной личностью и начинает нести ответственность за свои действия, примеряет разные социальные роли, получает определенный социальный статус, достигает желаемой цели.
Семейное эмоциональное состояние влияет в перспективе на восприятие ребенком семейных ролей, желание обрести отношения и детей в будущем. Часто людям сложно строить собственные отношения, потому что в детстве получил негативный опыт на примере собственных родителей, видел все неприятные стороны семейных конфликтов и скандалов, неприятие определенных семейных ценностей и семьи как таковой.
Взрослея и осознавая самого себя, человек выбирает партнера по определенному набору критериев: к примеру, человека, при участии которого он сможет воспроизводить запрещенные в детстве ситуации или действия, вернуться к конфликтам и проблемам внутри себя и самовыразить их.
Стандартный и традиционный план, который будет отражать этапы семейной социализации, выглядит так:
- В самом начале жизни ребенок в качестве примера получает модель внутрисемейных отношений, которые введены в родительской семье.
- Дети тренируют и проигрывают отношения, примеряя на себя разные типы социальных постановок и ситуаций со своими старшими или младшими сестрами и братьями. Эти роли могут как подходить им, так и быть совершенно чуждыми. Они же предоставляют примеры для сестер и братьев.
- Оценивая сходства и различия моделей семьи, повзрослевший ребенок выбирает для себя нового партнера, вместе с которым воспроизводит выбранную его родителями модель отношений.
От успеха семейной социализации напрямую зависит психологическое и физическое здоровье ребенка.
Дети могут позитивно воспринимать самого себя, иметь виденье своего будущего и собственной семьи. Однако если пример в рамках семьи был неблагоприятным, во взрослой жизни человек воспринимает отношения в семье негативно, не может адекватно принимать их и оценивать. Он перекладывает неприятный опыт из прошлого на реально существующие взаимоотношения. Неадекватное оценивание не позволяет индивидууму наслаждаться собственной жизнью, а страхи и переживания будут постоянно сопровождать его жизнедеятельность, сдерживая порывы и вселяя неуверенность в себе.
Семья остается самым важным источником ориентиров и ценностей жизни, которые обязаны демонстрироваться обоими родителями для дальнейшей передачи их детям. Семейная социализация представляет собой один из ключевых периодов личностного развития, и от ее устройства зависят многие аспекты жизни уже взрослого человека. Как следствие, люди, которые в детстве росли в неполной семье или в среде, где родители постоянно конфликтовали, будут менее доверчивы к партнерам и людям в целом.
Первый агент социализации: семейство
по
Шарлотта Никерсон
Обновлен на
. Стажер-исследователь Гарвардского университета Бакалавриат Гарвардского университета Шарлотта Никерсон — студентка Гарвардского университета, помешанная на пересечении психического здоровья, продуктивности и дизайна. Узнайте о нашем редакционном процессе , рассмотрено Saul McLeod, PhD Saul McLeod, PhD , Исследователь BSC (Hons) Психология, MRES, PhD, Университет Manchester SAULE (Hons) Phy Кандидат психологических наук, квалифицированный преподаватель психологии с опытом работы в системе дополнительного и высшего образования более 18 лет. Узнайте о нашем редакционном процессе Содержание Социализация — это процесс, посредством которого люди приобретают социальные навыки, убеждения, ценности и модели поведения, необходимые для эффективного функционирования в обществе или в определенной группе. Социализация необходима людям, чтобы научиться взаимодействовать с другими и развить чувство собственного достоинства и идентичности. Агент социализации — это человек или группа, которые помогают человеку усвоить нормы, ценности и модели поведения определенного общества или культуры. Агенты социализации могут быть мощными силами в формировании убеждений и поведения человека. Семья, друзья, учителя, религиозные лидеры и средства массовой информации — все это примеры агентов социализации. Люди сначала учатся использовать как предметы материальной культуры в этих условиях, так и знакомятся с верованиями и ценностями общества. Семья традиционно считается первым агентом социализации. Это потому, что это первая группа, с которой ребенок взаимодействует и у которой учится. Эта семья может состоять из любого образования, начиная от малолетних детей, живущих со своими биологическими родителями, и заканчивая детьми, воспитываемыми приемными опекунами. Семья обучает детей основным нормам и ценностям, например, как говорить, вести себя и думать. Это также первая группа, оказывающая эмоциональную поддержку и заботу. Члены семьи показывают детям, как пользоваться такими предметами, как одежда, компьютеры, столовые приборы, книги, велосипеды; как описать свои отношения с другими; и что реально, а что воображаемо – и как еще относиться к миру. Есть несколько причин, по которым именно семья считается первым агентом социализации. Во-первых, семья чаще всего является буквально первой социальной группой, с которой взаимодействует ребенок. Они заботятся о детях с момента их рождения, а также являются самыми важными людьми в жизни ребенка в первые годы, когда он больше всего учится и растет. Во-вторых, родители или другие основные опекуны обычно проводят с детьми больше времени, чем кто-либо другой. Это означает, что у них больше возможностей учить их и влиять на их развитие. Наконец, родители обычно имеют больший контроль над окружением своих детей, чем кто-либо другой. Например, они могут выбирать, какие книги читать, какие телепередачи смотреть и с кем дружить. Исследования показали, что семья является одним из важнейших агентов социализации. Например, дети, у которых есть поддерживающие и вовлеченные родители, с меньшей вероятностью будут вести себя как подростки, употребляющие алкоголь, чем те, у кого такой поддержки не было (Barnes, Farrell, & Cairns, 19). 86). Существует несколько факторов, которые могут повлиять на первого агента социализации, а именно: Период времени, в течение которого растет ребенок, может повлиять на первого агента социализации. Например, в прошлом родители могли быть строгими с детьми. С детьми обращались как с маленькими взрослыми, подвергали телесным наказаниям и, в крайних случаях, отправляли на работу. Однако в 20-м веке пришло мнение, что детство — это отдельный этап жизни, и детей следует защищать и воспитывать. Промышленность развивалась вокруг предоставления развлечений, подходящих для детей, и родители стремились помочь своим детям достичь определенных этапов развития. Социально-экономический статус ребенка также может влиять на первого агента социализации. Дети из малообеспеченных семей чаще воспитываются одним из родителей или бабушками и дедушками. В целом дети из малообеспеченных семей имеют меньший доступ к ресурсам и возможностям, что может повлиять на их развитие. С разным социальным классом приходят разные ценности. Например, дети из семей низшего класса с большей вероятностью будут воспитаны на ценностях послушания и конформизма, а дети из семей среднего или высшего класса с большей вероятностью будут воспитаны на ценностях индивидуальности и самовыражения. Эти разные ценности могут привести к разным результатам в жизни. Например, дети, которые воспитываются с ценностью индивидуальности, могут продолжать искать карьеру, которая выражает, кто они и что они хотят делать, в то время как дети, воспитанные менее индивидуалистично, могут в первую очередь стремиться обеспечить свою семью. Расовая или этническая принадлежность ребенка также может влиять на первого агента социализации. Дети из групп меньшинств могут иметь меньше контактов с людьми из других расовых или этнических групп, что может ограничивать их знакомство с различными точками зрения. Кроме того, дети из групп меньшинств могут подвергаться дискриминации, что может привести к чувству изоляции и неполноценности. Поэтому для детей из групп меньшинств важно иметь сильное чувство идентичности и принадлежности к своей культурной группе. В противном случае у них может развиться кризис идентичности, который может привести к проблемам в дальнейшей жизни (Horn, Ruck, & Liben; 2016). Пол ребенка также может влиять на первого агента социализации. Родители и другие взрослые часто относятся к мальчикам и девочкам по-разному, что может привести к разным переживаниям и ожиданиям. С самого начала жизни девочек и мальчиков часто одевают по-разному и дают разные игрушки для взаимодействия, формируя их социальные и материальные нормы. Мальчиков часто поощряют быть активными и независимыми, а девочек часто поощряют воспитывать и заботиться. Эти разные сообщения могут привести к разным результатам в жизни. Например, женщины доминируют во многих «воспитательных» профессиях, таких как медсестра и уход, в то время как мужчины занимают видное место в активных и технических областях, таких как правоохранительные органы и инженерное дело. Дети, выросшие в религиозной семье, могут посещать уроки религиозного образования, участвовать в религиозных ритуалах и знакомиться с определенным набором верований и ценностей через поведение членов своей семьи. В результате религия может играть значительную роль в формировании мировоззрения ребенка, независимо от того, остается он в этой религии или нет. Например, ребенок, воспитанный в религии, в которой запрещено есть свинину и принято снимать обувь при входе в дом, может вырасти с отвращением к идее есть бекон и носить кроссовки дома, независимо от того, религиозны они или нет (Handel, 2011). Первый агент социализации несколько различается в разных культурах. Одним из способов является то, как родители взаимодействуют со своими детьми. В некоторых культурах родители более практичны со своими детьми, в то время как в других культурах стиль воспитания более расслаблен. Структура семей может радикально различаться во времени и пространстве. Некоторых детей может воспитывать один родитель или нуклеарная пара, в то время как других воспитывает семейный комплекс или даже целая деревня. Это может привести к различиям в том, какие значения подчеркиваются. Например, в культурах, где дети воспитываются большими группами старейшин, возраст может уважаться, а дети, о которых заботятся многие неродственные и дальние члены семьи, могут быть более коллективистскими, чем те, о ком в основном заботятся один или два взрослых (Handel, 2011). ). Первым агентом социализации является агент, который имеет наибольший контакт с ребенком в его самые ранние годы. Между тем, первичная социализация — это ранний период жизни ребенка, когда он первоначально учится и строит себя на собственном опыте, внедряя основные социальные нормы и обычаи. Например, когда родители приучают своих детей к туалету, у детей происходит первичная социализация. В то время как первый агент социализации — это актор, который передает ценности и нормы, первичная социализация — это период и опыт, которые приводят к усвоению норм. Расовая социализация — это термин, используемый для описания того, как дети усваивают поведение, взгляды, ценности и восприятие своей этнической группы, а также начинают видеть себя и других членами этой группы. Родители учат детей тому, что раса связана с социальным статусом в обществе, посредством обмена сообщениями, занятий и поведения. Например, рассказывая о расово-этническом наследии и истории, дети могут узнать о расовой гордости, подчеркнуть существование неравенства между группами и быть готовыми справиться с дискриминацией. Дети также могут научиться подчеркивать индивидуальные черты характера, такие как трудолюбие, а не принадлежность к расовой или этнической группе; сосредоточиться на необходимости личного совершенства и развитии положительных черт характера, а также способствовать развитию чувства собственного достоинства (Horn, Ruck, & Liben; 2016). Нет, детям не суждено стать такими же, как их родители. В то время как первый агент социализации оказывает большое влияние на жизнь ребенка и может формировать его разными способами, другие агенты социализации, такие как группы сверстников, школы и средства массовой информации, также будут иметь влияние. Кроме того, по мере того, как дети становятся старше, они начинают больше думать самостоятельно и могут подвергать сомнению некоторые ценности, привитые им родителями. В конце концов, каждый человек несет ответственность за свой выбор, и никому не суждено стать таким же, как кто-то другой. Арнетт, Дж. Дж. (1995). Подростки» используют средства массовой информации для самосоциализации. Журнал молодежи и подростков, 24 (5), 519-533. Баумринд, Д. (1980). Новые направления в исследованиях социализации. Американский психолог , 35 (7). Барнс, Г. М., Фаррелл, член парламента, и Кэрнс, А. (1986). Факторы родительской социализации и алкогольное поведение подростков. Журнал брака и семьи, 27-36. Бугенталь, Д. Б., и Гуднау, Дж. Дж. (1998). Процессы социализации . Кромдал, Дж. (2006). Социализация . Грусек, Дж. Э., и Литтон, Х. (1988). Социализация и семья. В Социальное развитие (стр. 161-212). Спрингер, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. Гендель, Г. (ред.). (2011). Социализация в детстве . Издатели сделок. Хорн С.С., Рак М. и Либен Л. (2016). Справедливость и справедливость в науке о развитии: последствия для молодежи, семей и сообществ . Академическая пресса. Левин, Дж. М., и Морленд, Р. Л. (1994). Групповая социализация: теория и исследования. Европейский обзор социальной психологии, 5 (1), 305-336. Маккоби, EE (2007). Исторический обзор исследований и теории социализации. Справочник по социализации: теория и исследования , 1 , 13-41. Мортимер, Дж. Т., и Симмонс, Р. Г. (1978). Социализация взрослых. Ежегодный обзор социологии , 421-454. Окс, Э. (1999). Социализация. Журнал лингвистической антропологии, 9 (1/2), 230-233. О’Линн, К. (2009). Кто нуждается в социализации?. Journal of Nursing Education, 48(4), 179. Ротшильд, Т. Агенты социализации. Введение Ротшильда в социологию . Тан, LYC (2014). Инкультурация . Ван Маанен, Дж. Э., и Шейн, Э. Х. (1977). К теории организационной социализации. Ванделл Д.Л. (2000). Родители, группы сверстников и другие социальные факторы. Психология развития, 36 (6), 699. Сол Маклеод, доктор философии Бакалавр (с отличием) психологии, магистр медицины, доктор философии, Университет Манчестера Преподаватель, исследователь Сол Маклеод, доктор философии, является квалифицированный преподаватель психологии со стажем работы в системе дополнительного и высшего образования более 18 лет. Шарлотта Никерсон Научный сотрудник Гарвардского университета Бакалавриат Гарвардского университета Шарлотта Никерсон — студентка Гарвардского университета, одержимая вопросами психического здоровья, продуктивности и дизайна. 1. Фернандес-Гарсия К.-М., Родригес-Менендес К., Пенья-Кальво Х.-В. Родительский контроль в межличностной теории принятия-отвержения: исследование с испанской выборкой с использованием родительской версии опросника родительского принятия-отвержения / контроля. Ан. Псикол. 2017; 33: 652–659. doi: 10.6018/analesps.33.3.260591. [CrossRef] [Google Scholar] 2. Мендо-Ласаро С., Леон-дель-Барко Б., Поло-дель-Рио М.-И., Юсте-Тосина Р., Лопес-Рамос В.-М. Роль родительского принятия-отторжения в эмоциональной нестабильности в подростковом возрасте. Междунар. Дж. Окружающая среда. Рез. Здравоохранение. 2019;16:1194. doi: 10.3390/ijerph26071194. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] 3. Гарсия О., Серра Э. Воспитание детей с плохой успеваемостью в школе: стили воспитания и краткосрочные и долгосрочные последствия для подростков и взрослых. Междунар. Дж. Окружающая среда. Рез. Здравоохранение. 2019;16:1089. doi: 10.3390/ijerph26071089. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] 4. Гарсия О.Ф., Серра Э., Закарес Дж.Дж., Гарсия Ф. Стили воспитания и краткосрочные и долгосрочные результаты социализации: исследование испанских подростков и Пожилые люди. Психосоц. Интерв. 2018;27:153–161. doi: 10.5093/pi2018a21. [CrossRef] [Google Scholar] 5. Livesey C.M.W., Rostain A.L. Вовлечение родителей/семьи в лечение при переходе от позднего подросткового возраста к взрослой жизни. Ребенок-подросток. психиатр. клин. Н. Ам. 2017;26:199–216. doi: 10.1016/j.chc.2016.12.006. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] 6. Маккоби Э. Э. Роль родителей в социализации детей. Дев. Психол. 1992; 28:1006–1017. doi: 10.1037/0012-1649.28.6.1006. [CrossRef] [Google Scholar] 7. Нельсон Л.Дж., Падилья-Уокер Л.М., Кристенсен К.Дж., Эванс К.А., Кэрролл Дж.С. Воспитание в становлении взрослой жизни: исследование родительских кластеров и коррелятов. Дж. Юноша-подросток. 2011;40:730–743. doi: 10.1007/s10964-010-9584-8. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google] 8. Уильямс К. Е., Чиаррочи Дж., Хэвен П.К.Л. Негибкие родители, негибкие дети: 6-летнее продольное исследование стиля воспитания и развития психологической гибкости у подростков. Дж. Юноша-подросток. 2012;41:1053–1066. doi: 10.1007/s10964-012-9744-0. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] 9. Баумринд Д. Пересмотр авторитетного воспитания: история и текущее состояние. Авторитетный родитель. Синтез. Нуртур. Дисцип. Оптим. Детский Дев. 2013: 11–34. дои: 10.1037/13948-002. [Перекрестная ссылка] [Академия Google] 10. Маккоби Э.Э., Мартин Дж.А. Социализация в контексте семьи: взаимодействие родителей и детей. В: Hetherington EM, редактор. Справочник по детской психологии: социализация, личность и социальное развитие. Том 4. Джон Вили и сыновья; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 1983. стр. 1–101. [Google Scholar] 11. Мартинес И., Круз Э., Гарсия О.Ф., Мургуи С. Проверка правильности шкалы родительской социализации на английском языке — ESPA29. Передний. Психол. 2017; 8:865. doi: 10.3389/fpsyg. 2017.00865. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] 12. Мартинес И., Гарсия Ф., Фуэнтес М.С., Вейга Ф., Гарсия О.Ф., Родригес Ю., Круз Э., Серра Э. Исследование стилей родительской социализации в трех культурных контекстах: шкала ESPA29 Двумерная валидность в Испании , Португалии и Бразилии. Междунар. Дж. Окружающая среда. Рез. Здравоохранение. 2019;16:197. doi: 10.3390/ijerph26020197. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] 13. Дарлинг Н., Стейнберг Л. Стиль воспитания как контекст: интегративная модель. Психол. Бык. 1993; 113: 487–49.6. doi: 10.1037/0033-2909.113.3.487. [CrossRef] [Google Scholar] 14. Стейнберг Л. Психологический контроль: стиль или содержание? Новый реж. Ребенок-подросток. Дев. 2005; 2005: 71–78. doi: 10.1002/cd.129. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] 15. Leung J.T.Y., Shek D.T.L. Неразрушенные дома: стиль воспитания и позитивное развитие подростков в китайских семьях с матерями-одиночками, переживающих экономическое неблагополучие. Детский индик. Рез. 2018; 11: 441–457. doi: 10.1007/s12187-016-9437-4. [Перекрестная ссылка] [Академия Google] 16. Чен Ю., Кубзанский Л.Д., Вандервиле Т.Дж. Родительское тепло и процветание в середине жизни. соц. науч. Мед. 2019;220:65–72. doi: 10.1016/j.socscimed.2018.10.026. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] 17. Li X., Meier J. Любовь отца и любовь матери: вклад родительского принятия в психологическую адаптацию детей. Дж. Фам. Theory Rev. 2017; 9: 459–490. doi: 10.1111/jftr.12227. [CrossRef] [Google Scholar] 18. Лунд И., Шеффельс Дж. 15-летние воздерживающиеся от табака и алкоголя представители более сухого поколения: характеристики и факторы образа жизни в норвежской поперечной выборке. Сканд. Дж. Общественное здравоохранение. 2018;4:439–445. doi: 10.1177/1403494818770301. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] 19. Khaleque A., Ali S. Систематический обзор метаанализа исследований теории межличностного принятия-отторжения: конструкции и показатели. Дж. Фам. Theory Rev. 2017; 9: 441–458. doi: 10.1111/jftr.12228. [CrossRef] [Google Scholar] 20. Ронер Р.П., Лэнсфорд Дж.Э. Глубинная структура аффекционной системы человека: введение в теорию межличностного принятия-отторжения. Дж. Фам. Theory Rev. 2017; 9: 426–440. doi: 10.1111/jftr.12219. [CrossRef] [Google Scholar] 21. Леон-дель-Барко Б., Фахардо-Буллон Ф., Мендо-Ласаро С., Расскин-Гутман И., Иглесиас-Гальего Д. Влияние знакомой среды в 11– Психическое здоровье 14-летних несовершеннолетних. Междунар. Дж. Окружающая среда. Рез. Здравоохранение. 2018;15:1314. doi: 10.3390/ijerph25071314. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] 22. Жорегуизар Дж., Бернарас Э., Булли П., Гарайгордобиль М. Восприятие родителей и адаптация подростков. Псикол. Рефлекс. крит. 2018; 31 doi: 10.1186/s41155-018-0088-x. [Перекрестная ссылка] [Академия Google] 23. Сантос М.А., Годас А., Феррасес М.Дж., Лоренцо М. Академическая успеваемость учащихся из числа коренных народов и иммигрантов: исследование, посвященное восприятию поддержки и контроля со стороны семьи, удовлетворенности школой и учебной среде. Передний. Психол. 2016;7:1560. doi: 10.3389/fpsyg.2016.01560. [PMC бесплатная статья] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] 24. Гаргуревич Р., Соененс Б. Психологический контроль воспитания и уязвимость личности к депрессии: исследование перуанских поздних подростков. Дж. Чайлд Фэм. Стад. 2016;25:911–921. doi: 10.1007/s10826-015-0265-9. [CrossRef] [Google Scholar] 25. Lansford J.E., Laird R.D., Pettit G.S., Bates J.E., Dodge K.A. Воспитание матери и отца, связанное с автономией: продольные связи с экстернализирующим и интернализирующим поведением подростков. Дж. Юноша-подросток. 2014; 43:1877–1889. doi: 10.1007/s10964-013-0079-2. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] 26. Арим Р.Г., Маршалл С.К., Шапка Д.Д. Предметно-специфический подход к сообщениям подростков о родительском контроле. Дж. Адолеск. 2010;33:355–366. doi: 10.1016/j.adolescence.2009.10.001. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] 27. Лайбл Д.Дж., Карло Г. Дифференциальные отношения материнской и отцовской поддержки и контроля к социальной компетентности, самооценке и сочувствию подростков. Дж. Адолеск. Рез. 2004; 19: 759–782. doi: 10.1177/0743558403260094. [CrossRef] [Google Scholar] 28. Стейнберг Л., Блатт-Айзенгарт И., Кауфман Э. Модели компетентности и адаптации среди подростков из авторитарных, авторитарных, снисходительных и пренебрежительных семей: репликация на примере серьезного несовершеннолетнего Правонарушители. Дж. Рез. Подросток 2006; 16:47–58. дои: 10.1111/j.1532-7795.2006.00119.х. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] 29. Мартинес И., Мургуи С., Гарсия О.Ф., Гарсия Ф. Воспитание в цифровую эпоху: защитные и рискованные стили воспитания для традиционных издевательств и киберзапугивания . вычисл. Гум. Поведение 2019;90:84–92. doi: 10.1016/j.chb.2018.08.036. [CrossRef] [Google Scholar] 30. Чао Р.К. За пределами родительского контроля и авторитарного стиля воспитания: понимание китайского воспитания через культурное понятие обучения. Детский Дев. 1994;65:1111–1119. дои: 10.2307/1131308. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] 31. Ламборн С.Д., Маунтс Н.С., Стейнберг Л., Дорнбуш С.М. Модели компетентности и адаптации среди подростков из авторитарных, авторитарных, снисходительных и небрежных семей. Детский Дев. 1991;62:1049–1065. дои: 10.2307/1131151. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] 32. Аймерич М., Муситу Г., Палмеро Ф. Стили семейной социализации и враждебность в подростковом населении. Устойчивость. 2018;10:2962. doi: 10.3390/su10092962. [CrossRef] [Google Scholar] 33. Стейнберг Л. Мы кое-что знаем: отношения между родителями и подростками в ретроспективе и перспективе. Дж. Рез. Подросток 2001; 11:1–19. doi: 10.1111/1532-7795.00001. [CrossRef] [Google Scholar] 34. Куппенс С., Сеулеманс Э. Стили воспитания: более пристальный взгляд на хорошо известную концепцию. Дж. Чайлд Фэм. Стад. 2019;28:168–181. doi: 10.1007/s10826-018-1242-x. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] 35. Олива А., Парра А., Арранц Э. Estilos Relacionales Parentales y Ajuste Adolescente. Инфанк. Апрендиз. 2008;31:93–106. doi: 10.1174/021037008783487093. [CrossRef] [Google Scholar] 36. Linares M.C.G., Fernández M.V.C., Rusillo M.T.C., Arias P.F.C. Профили эмоционального интеллекта у студентов колледжей и практика воспитания их отцов и матерей. Дж. Взрослый Дев. 2018;25:242–250. doi: 10.1007/s10804-018-9286-0. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] 37. Арребола И.А., Гонсалес-Хихон Г., Гарсон Ф.Р., Гомес М.Д.М.О. La Percepción де Лос Adolescentes де Las Prácticas Parentales Desde La Perspectiva де Género. Педагог. соц. Преподобный Интерунив. 2019: 59–70. doi: 10.7179/PSRI_2019.33.09. [CrossRef] [Google Scholar] 38. МакКинни К., Ренк К. Дифференциальное воспитание между матерями и отцами: последствия для поздних подростков. Дж. Фам. Проблемы. 2008; 29: 806–827. doi: 10.1177/0192513X07311222. [CrossRef] [Google Scholar] 39. Фарес В., Филдс С., Камбукос Д. Участие отцов и матерей в работе с подростками. Дж. Чайлд Фэм. Стад. 2009; 18:1–9. doi: 10.1007/s10826-008-9200-7. [CrossRef] [Google Scholar] 40. Бат Ор М.Б., Пападаки А., Шалев О., Куркутас Э. Ассоциации между восприятием родительского поведения и рисунками «Человек, срывающий яблоко с дерева» у детей со специальной образовательной программой и без нее. Потребности (SEN) Фронт. Психол. 2018;9:1613. doi: 10.3389/fpsyg.2018.01613. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] 41. Ali S., Khaleque A., Rohner R.P. Влияние восприятия учителя и родителей на психологическую адаптацию молодежи и поведение в школе: межкультурная мета -Анализ. Крестовый культ. Рез. 2015;49:204–224. doi: 10.1177/1069397114552769. [CrossRef] [Google Scholar] 42. Khaleque A., Rohner R.P. Транснациональные отношения между воспринимаемым родительским принятием и личностными установками детей и взрослых. Личный. соц. Психол. 2012; 16:103–115. дои: 10.1177/1088868311418986. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] 43. Bastaits K., Ponnet K. , Mortelmans D. Воспитание разведенных отцов и ассоциация с самооценкой детей. Дж. Юноша-подросток. 2012;41:1643–1656. doi: 10.1007/s10964-012-9783-6. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] 44. Гомес-Бая Д., Мендоса Р., Камачо И., де Матос М.Г. Модель латентной кривой роста воспринимаемого качества семейных отношений и симптомов депрессии в среднем подростковом возрасте в Испании. Дж. Фам. Проблемы. 2018;39: 2037–2060. doi: 10.1177/0192513X17741174. [CrossRef] [Google Scholar] 45. Работег-Шарик З., Сакич М. Связь стилей воспитания и качества дружбы с самооценкой, удовлетворенностью жизнью и счастьем у подростков. заявл. Рез. Квал. Жизнь. 2014; 9: 749–765. doi: 10.1007/s11482-013-9268-0. [CrossRef] [Google Scholar] 46. Али С., Хатун Н., Халек А., Ронер Р.П. Они меня не любят: метаанализ отношений между родительским недифференцированным отторжением и психологической дезадаптацией потомства. Дж. Кросс-культ. Психол. 2019;50:185–199. doi: 10.1177/0022022118815599. [CrossRef] [Google Scholar] 47. Гарсия О.Ф., Лопес-Фернандес О., Серра Э. Воспитание испанских детей с антисоциальными наклонностями: знаем ли мы, каков оптимальный стиль воспитания? Дж. Интерперс. Насилие. 2018: 1–28. doi: 10.1177/0886260518818426. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] 48. Riquelme M., Garcia O.F., Serra E. Desajuste Psicosocial en La Adolescencia: Socialización Parental, Autoestima y Uso de Sustancias. Ан. Псикол. 2018; 34: 536–544. doi: 10.6018/analesps.34.3.315201. [Перекрестная ссылка] [Академия Google] 49. Морено-Руис Д., Эстевес Э., Хименес Т.И., Мургуи С. Стиль воспитания и реактивное и активное подростковое насилие: данные из Испании. Междунар. Дж. Окружающая среда. Рез. Здравоохранение. 2018;15:2634. doi: 10.3390/ijerph25122634. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] 50. Braza P., Carreras R., Muñoz J.M., Braza F., Azurmendi A., Pascual-Sagastizábal E., Cardas J., Sánchez- Мартин Дж. Р. Отрицательный материнский и отцовский стили воспитания как предикторы поведенческих проблем у детей: сдерживающее влияние пола ребенка. Дж. Чайлд Фэм. Стад. 2015; 24:847–856. doi: 10.1007/s10826-013-9893-0. [CrossRef] [Google Scholar] 51. Линарес М.-К.Г., Де ла Торре Крус М.-Х., Де ла Вилья Карпио М., Русильо М.-Т.С., Казанова Ариас П.-Ф. Постоянство/непоследовательность в стилях воспитания со стороны отца и матери и ежедневный стресс в подростковом возрасте//Consistencia/Inconsistencia en Los Estilos Educativos de Padres y Madres, y Estrés Cotidiano en La Adolescencia. Преподобный Псикодидакт. 2014;19:307–325. doi: 10.1387/RevPsicodiact.7219. [CrossRef] [Google Scholar] 52. Саймонс Л.Г., Конгер Р.Д. Связь различий между матерью и отцом в стилях воспитания и результатах подросткового возраста. Дж. Фам. Проблемы. 2007; 28: 212–241. дои: 10.1177/0192513X06294593. [CrossRef] [Google Scholar] 53. Miranda M.C., Affuso G., Esposito C., Bacchini D. Родительское принятие-отвержение и подростковая дезадаптация: совместные роли матерей и отцов. Дж. Чайлд Фэм. Стад. 2016;25:1352–1362. doi: 10.1007/s10826-015-0305-5. [CrossRef] [Google Scholar] 54. Дуэри М.А. Родительская непоследовательность против родительского авторитаризма: ассоциации с симптомами психологических расстройств. Дж. Юноша-подросток. 2008; 37: 616–626. doi: 10.1007/s10964-007-9169-3. [CrossRef] [Google Scholar] 55. Calvete E., Gámez-Guadix M., Orue I. El Inventario de Dimensiones de Disciplina (DDI), Versión Niños y Adolescentes: Estudio de Las Prácticas de Disciplina Parental Desde Una Perspectiva de Дженеро. Ан. Псикол. 2010; 26:410–418. [Google Scholar] 56. Casais Molina D., Flores Galaz M., Domínguez Espinosa A. Percepción de Prácticas de Crianza: Analisis Confirmatorio de Una Escala Para Adolescentes. Акта Расследование. Псикол. 2017;7:2717–2726. doi: 10.1016/j.aipprr.2017.06.001. [Перекрестная ссылка] [Академия Google] 57. Тур-Поркар А., Местре В., Сампер П., Малонда Э. Крианса и Агресивидад де Лос Менорес: ¿es Diferente La Influencia Del Padre y de La Madre? Псикотема. 2012; 24: 284–288. [PubMed] [Google Scholar] 58. Мюррей К.В., Дуайер К.М., Рубин К.Х., Найтон-Визор С., Бут-ЛаФорс К. Отношения между родителями и детьми, родительский психологический контроль и агрессия: материнские и отцовские отношения. Дж. Юноша-подросток. 2014;43:1361–1373. doi: 10.1007/s10964-013-0019-1. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] 59. Путник Д.Л., Борнстейн М.Х., Лэнсфорд Дж.Е., Мэлоун П.С., Пасторелли С., Скиннер А.Т., Сорбринг Э., Тапанья С., Урибе Тирадо Л.М., Зелли А. и др. Восприятие матерью и отцом принятия-отвержения позволяет предсказать четыре уникальных аспекта адаптации ребенка в девяти странах. Дж. Детская психология. Психиатрия. 2015;56:923–932. doi: 10.1111/jcpp.12366. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] 60. Xia Y.R., Wang C., Li W., Wilson S., Bush K.R., Peterson G. Поведение родителей в Китае, адаптация подростков к школе и проблемы Поведение. Брак Фам. 2015; 51:489–515. doi: 10.1080/01494929.2015.1038408. [CrossRef] [Google Scholar] 61. Коста С., Сирено С., Ларкан Р., Куццокреа Ф. Шесть аспектов воспитания и психологической адаптации подростков: опосредующая роль психологических потребностей. Сканд. Дж. Психол. 2018;60:128–137. doi: 10.1111/sjop.12507. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] 62. Bersabé R., Fuentes MJ, Motrico E. Psicométrico Analisis Dos Escalas Para Evaluar Estilos Educativos Parentales. Псикотема. 2001; 13: 678–684. [Академия Google] 63. Бетанкур Л. Ориентированное на изменения организационное гражданское поведение: прямое и сдерживающее влияние ориентации на цель. Дж. Розничная торговля. 2004; 80: 165–180. doi: 10.1016/j.jretai.2003.12.001. [CrossRef] [Google Scholar] 64. Американская психологическая ассоциация. Руководство по публикации Американской психологической ассоциации. 6-е изд. Американская психологическая ассоциация; Вашингтон, округ Колумбия, США: 2010. [Google Scholar] 65. Bentler P.M. Руководство по программе структурных уравнений EQS. Многовариантное программное обеспечение; Энсино, Калифорния, США: 1995. [Google Scholar] 66. Саторра А., Бентлер П.М. Статистика критерия хи-квадрата масштабированной разности для анализа моментной структуры. Психометрика. 2001; 66: 507–514. doi: 10.1007/BF02296192. [CrossRef] [Google Scholar] 67. Hu L., Bentler P.M. Критерии отсечки для индексов соответствия в ковариационном структурном анализе: традиционные критерии в сравнении с новыми альтернативами. Структура Экв. Модель. Мультидисциплинарный. Дж. 1999; 6: 1–55. doi: 10.1080/10705519909540118. [CrossRef] [Google Scholar] 68. Бирн Б.М. Моделирование структурных уравнений с помощью AMOS, EQS и LISREL: сравнительные подходы к проверке факторной достоверности измерительного инструмента. Междунар. Дж. Тест. 2001; 1: 55–86. doi: 10.1207/S15327574IJT0101_4. [Перекрестная ссылка] [Академия Google] 69. Khaleque A., Rohner R.P. Панкультурные ассоциации между воспринимаемым родительским принятием и психологической адаптацией детей и взрослых: метааналитический обзор мировых исследований. Дж. Кросс-культ. Психол. 2012; 43: 784–800. doi: 10.1177/0022022111406120. [CrossRef] [Google Scholar] 70. Леон-Дель-Барко Б., Мендо-Ласаро С., Поло-Дель-Рио М.И., Лопес-Рамос В.М. Родительский психологический контроль и эмоциональные и поведенческие расстройства среди испанских подростков. Междунар. Дж. Окружающая среда. Рез. Здравоохранение. 2019;16:507. doi: 10.3390/ijerph26030507. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] 71. Гомес-Ортис О., Ромера Э., Ортега-Руис Р., Дель Рей Р. Практики воспитания как факторы риска или превентивные факторы вовлечения подростков в Киберзапугивание: вклад детей и пола родителей. Междунар. Дж. Окружающая среда. Рез. Здравоохранение. 2018;15:2664. doi: 10.3390/ijerph25122664. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] 72. Альварес М., Падилья С., Майкес М.А.Л. Домашняя и групповая реализация программы «Счастливое взросление в семье» в психосоциальных контекстах риска. Психосоц. Интерв. 2016;25:69–78. doi: 10.1016/j.psi.2016.03.006. [CrossRef] [Google Scholar] 73. Суарес-Релинке К., дель Мораль Арройо Г., Леон-Морено К., Каллехас Херонимо Дж. Э. Насилие между детьми и родителями: какой стиль воспитания более безопасен? Исследование с испанскими подростками. Междунар. Дж. Окружающая среда. Рез. Здравоохранение. 2019;16:1320. doi: 10.3390/ijerph26081320. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] 74. Калафат А., Гарсия Ф., Хуан М., Беконья Э., Фернандес-Эрмида Дж. Р. Какой стиль воспитания лучше защищает от употребления психоактивных веществ подростками? Доказательства в европейском контексте. Наркотики Алкогольная зависимость. 2014; 138:185–192. doi: 10.1016/j.drugalcdep.2014.02.705. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] 75. Фуэнтес М.Дж., Мотрико Э., Берсабе Р.М. Estrategias де Socialización де Лос-Падрес у Conflictos Entre Padres e Hijos En La Adolescencia. Ану. Псикол. 2003; 34: 385–400. [Google Scholar] 76. Гарциа Л., Арицета А. , Баллуэрка Н., Эредиа Э.Б. Inteligencia Emocional y Género: Más Allá de Las Diferencias Sexuales. Ан. Псикол. 2012; 28 doi: 10.6018/analesps.28.2.124111. [Перекрестная ссылка] [Академия Google] 77. Hays S. Las Contradicciones Culturales de La Maternidad. Пайдос; Barcelona, Spain: 1998. [Google Scholar] 78. Boudreault-Bouchard A.M., Dion J., Hains J., Vandermeerschen J., Laberge L., Perron M. Влияние родительской эмоциональной поддержки и принудительного контроля на личность подростков. — Уважение и психологический стресс: результаты четырехлетнего лонгитюдного исследования. Дж. Адолеск. 2013; 36: 695–704. doi: 10.1016/j.adolescence.2013.05.002. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] 79. Ростейн А.Л. 2.2 Вовлечение родителей и семьи в лечение при переходе от позднего подросткового возраста к взрослой жизни. Варенье. акад. Ребенок-подросток. Психиатрия. 2018;57:С3–С4. doi: 10.1016/j.jaac.2018.07.016. [CrossRef] [Google Scholar] 80. Рамирес-Уклес И., Гонсалес-Кальдерон М. Х., дель Баррио-Гандара В., Карраско М.А. Воспринимаемое родительское принятие-отвержение и психологическая адаптация детей: сдерживающее влияние пола и возраста. Дж. Чайлд Фэм. Стад. 2018;27:1336–1348. doi: 10.1007/s10826-017-0975-2. [CrossRef] [Google Scholar] 81. Пинкварт М. Ассоциации аспектов и стилей воспитания с экстернализацией проблем детей и подростков: обновленный метаанализ. Дев. Психол. 2017;53:873–932. doi: 10.1037/dev0000295. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] 82. Чен-Бук Л., Паттерсон М.М., Чен Дж. Отношения целей социализации коллективизма и тренировочных убеждений к китайскому воспитанию. Дж. Кросс-культ. Психол. 2019;50:396–418. doi: 10.1177/0022022118822046. [Перекрестная ссылка] [Академия Google] 83. Али С., Халек А., Ронер Р.П. Панкультурные гендерные различия в отношениях между воспринимаемым родительским принятием и психологической адаптацией детей и взрослых потомков: метааналитический обзор мировых исследований. Дж. Кросс-культ. Психол. 2015;46:1059–1080. doi: 10.1177/0022022115597754. [CrossRef] [Google Scholar] 84. Флетчер А.С., Стейнберг Л., Селлерс Э.Б. Благополучие подростков как функция воспринимаемой межродительской согласованности. Дж. Семья брака. 1999;61:599–610. дои: 10.2307/353563. [CrossRef] [Google Scholar] 85. Баумринд Д. Влияние стиля воспитания на подростковую проблему. J. Ранний подростковый возраст. 1991; 11: 56–95. doi: 10.1177/0272431691111004. [CrossRef] [Google Scholar] 86. Тавассоли Т., Даддинг С., Мэдиган А.Л., Торвардарсон Э., Уинслер А. Различия в воспринимаемом стиле воспитания между матерями и отцами: влияние на исходы детей и супружеские конфликты. Дж. Чайлд Фэм. Стад. 2016;25:2055–2068. doi: 10.1007/s10826-016-0376-y. [Перекрестная ссылка] [Академия Google] 87. Корелиц К.Е., Гарбер Дж. Конгруэнтность родительского и детского восприятия воспитания: метаанализ. Дж. Юноша-подросток. 2016; 45:1973–1995. doi: 10.1007/s10964-016-0524-0. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] 88. Schaefer E.S. Отчеты детей о родительском поведении: инвентаризация. Детский Дев. 1965; 36: 413–424. дои: 10.2307/1126465. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] 89. Барбер Б.К. Родительский психологический контроль: пересмотр забытой конструкции. Детский Дев. 1996;67:3296–3319. дои: 10.2307/1131780. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] 90. Бастайц К., Мортельманс Д. Одинаково ли влияет воспитание разведенных матерей и отцов на благополучие детей? Детский индик. Рез. 2014;7:351–367. doi: 10.1007/s12187-013-9228-0. [CrossRef] [Google Scholar] 91. Bastaits K., Ponnet K., Mortelmans D. Имеют ли значение отцы в разводе? Влияние стилей воспитания разведенных отцов на благополучие ребенка. J. Развод, повторный брак. 2014; 55:363–390. doi: 10.1080/10502556.2014.920682. [CrossRef] [Google Scholar] 92. Баборе А., Трумелло К., Канделори К., Пачиелло М., Чернилья Л. Депрессивные симптомы, самооценка и восприятие отношений между родителями и детьми в раннем подростковом возрасте. Ключевые выводы
Что такое социализация?
Кто первый агент социализации?
Период времени
Социально-экономический статус
Раса/этническая принадлежность
Пол
Религия
Часто задаваемые вопросы
Чем первый агент социализации отличается в разных культурах?
Чем отличается первый агент социализации от первичной социализации?
Суждено ли детям стать такими же, как их родители?
Ссылки
Стили родительской социализации: вклад отцовского и материнского влияния/общения и строгости в стиль семейной социализации